В этой статье я познакомлю вас с таким видео форматом, как - mpeg4. Ниже вы узнаете о всех преимуществах и недостатках этого формата, а также об особенностях работы с видео.
Видео стандарт mpeg4, разработки которого были завершены в 1998 году, ориентировался для передачи медиафайлов, прежде всего, видео по каналам, обладающим малой пропускной способностью
За что же mp4 так полюбился пользователями персональных компьютеров? Прежде всего, за малый вес видео файлов и приемлемое для просмотра, качество записи. К примеру, перекодировав фильм формата DVD в MP4, удается уменьшить его размеры с 4-х гигабайт до 700мб. Данная особенность сделала mpeg4 наиболее часто используемым форматом для передачи видео через интернет. Выделяют три основных сферы использования формата MP4: интерактивное мультимедиа, графические приложения и цифровое телевидение.
Уверен, что вам, наверняка, будет интересно, что же влияет на качество видео в формате mpeg4. Сразу оговорюсь, что здесь очень много факторов, поэтому удобнее их будет выделить в три основные категории: качество исходного видеоролика, параметры сжатия и технические характеристики вашего компьютера.
К недостаткам формата mpeg4 можно отнести более низкое качество видео и звука по сравнению с форматом DVD. Однако не стоит забывать, что и размер DVD видео по сравнению mp4 на порядок больший. Иногда видео формата mpeg4 может неприятно радовать ступенчатостью при медленном цветовом переходе либо появлением квадратиков при наличии «битых» кадров последовательности.
На сегодняшний день видео ролики в формате mpeg4 идеальны в качестве демонстрационного материала заказчикам. Работая со стандартным набором Adobe Premier, пользователи не имеют возможности сохранять смонтированное видео в формате mpeg4, однако это легко «лечится» установкой специальных плагинов. К примеру, LSX-MPEG 2.01 for Adobe Premiere. Данный плагин позволяет сохранять видео не только в формате mp4, но и mpeg 1 и mpeg 2. При необходимости, видеофайл в формате mp4 с легкостью можно перекодировать в любой другой, воспользовавшись специальными программами.
На сегодняшний день невозможно представить ни одного пользователя Глобальной сети, который не сталкивался бы практически ежедневно с мультимедийным контентом. Самым привлекательным с точки зрения информативности и полезности среди такой информации является видео. Телевидение уже отошло на второй план и, работая или развлекаясь, пользователь все чаще обращает свое внимание на видеофайлы из интернета, разновидностей форматов которых на сегодняшний день существует большое количество.
Чаще всего, скачивая ролики или фильмы из интернета, пользователю приходится иметь дело с такими типами файлов, как Mpeg4 и Mp4 - это одно и тоже, считают многие. Разберемся, так ли это на самом деле.
В действительности разница между MP4 и MPEG4 есть и она довольно существенна. Главным отличием является тот факт, что MPEG4 является методом, по которому определяется сжатие аудио- и видеоданных. А MP4 представляет собой формат хранилища данных. То есть MP4 предназначен и используется в качестве контейнера, в котором хранятся аудио- и/или видеоданные. Таким образом, утверждение, что Mpeg4 и Mp4 - это одно и тоже, является несколько неверным. Разберемся с предназначением каждого формата.
Главным предназначением MPEG-4 является использование этого метода сжатия в эфире, интерактивных и разговорных средах. Применение стандарта делает возможным использование аудио- и/или видео контента не только на периодической основе. Кроме того, стандарт значительно облегчает интеграцию контента состоящего из двух каналов (аудио- и видео-) в одну и туже сцену мультимедиа. Все это привело к широкому распространению кодека в телевизионной и веб-средах.
Нельзя утверждать, что Mpeg4 и Mp4 - это одно и тоже еще по одной причине. MPEG-4 и MP4 - это два термина, которые легко спутать друг с другом, не только потому, что их наименования отличаются всего двумя буквами, но и по той причине, что они очень тесно смешались в мире огромного количества медиафайлов. Формат MPEG4 и MP4 в качестве контейнера для хранения данных, широко распространились не в последнюю очередь за счет приемлемого соотношения качества видео и размера итоговых файлов, содержащих данные.
Что касается этой характеристики MP4, можно сказать, что наилучшее соотношение среди других решений между качеством видео и его размером привело к тому, что MP4 стал одним из самых распространенных форматом файлов для хранения и передачи мультимедиа. MP4 применяется не только на компьютерах. Он завоевал огромную популярность на нескольких мобильных платформах, смартфонах, планшетных компьютерах, в том числе «умных телефонах» и «таблетках» от Apple.
На всех вышеперечисленных аппаратных решениях, позволяющих принимать, хранить и передавать мультимедиа-контент, MP4 в качестве формата файла используется по умолчанию. Пользователи, предпочитающие прямое и беспроблемное чтение, а также запись видеофайлов, всегда выберут MP4, хотя могут даже не знать отличий контейнера от MPEG-4 и считать, что Mpeg4 и Mp4 - это одно и тоже. Можно смело утверждать, что являясь стандартным форматом видео, MP4 используется практически повсеместно, а MPEG-4 является более специфическим решением.
) - описание алгоритма кодирования(сжатия) данных файла.
Что бы мы делали без этих форматов? Формат помогает устройству проигрывающему какой-нибудь файл лучше понять как построить этот файл, обрабатывая как можно меньше кол-во информации (зависит от формата). Допустим- 2-х часовое несжатое видео в hd качестве может занимать от 20 - 300Гб места на жестком диске. Всё зависит от частоты кадра/секунду, многоканальности, способа записи + звук... В общем, Нехило! Хорошо что есть трудолюбивые форматы с их алгоритмами сжатия, позволяющих уменьшать размер видеофайла примерно до 1 - 3Гб.
Сегодня мы попытаемся разобраться в одном из самых популярных видео-форматах: MPEG-4.
1998 год.
Экспертная группа международной организации по стандартизации(ISO) под названием "Moving Pictures Experts Group" создала новый формат сжатия видео файла. Новый формат вобрал в себя лучшее от своих предков- MPEG-1 и MPEG-2, но и добавил кое-что новое. Это: поддержка языка виртуальной разметки VRML для показа 3D объектов, поддержка управления правами и разные типы интерактивного медиа. AAC (Advanced Audio Codec) был стандартизован сначала как дополнение к MPEG-2 , но с появлением формата был также расширен и включен в MPEG-4.
MPEG-4 работая с объектами, составляет из них иерархическую модель, классы, сцены и т.д. А также управляет их передачей. Объектами могут служить как обычные аудио или видео потоки, так и синтезированные аудио и графические данные:речь, текст, эффекты, звуки.
Зачастую на просторах интернет можно найти информацию о том что формат MPEG-4 и MP4 - это одно и тоже. ЭТО НЕ ТАК! MP4 является контейнером для данного формата сжатия. Контейнер отвечает за совместимость и представление его проигрывателю, а формат за сжатие и преобразование файла.
Размер любого файла в цифровом варианте определяется количеством программного кода написанное, чтобы "объяснить" устройству воспроизводящему этот файл, как этот файл лучше воспроизвести. Самые главные части в видеофайле - это кадры (картинки), которые при быстрой смене (минимум 16 кадр./с.) представляются для человеческого глаза в движимые фигуры. Каждый последующий кадр имеет схожие и различные черты с предыдущим. Например: зачастую основное действие происходит на переднем плане, а фон остаётся почти неподвижным. При кодировании кадров прописывается лишь та информация, которая отвечает за изменяющееся пространственное ориентирование движущегося объекта, и нет необходимости прописывать в каждом кадре неподвижную часть. Этот код берётся из первого кадра.
Для ещё большего сжатия в коде прописывается основные кадры, на которых основывается видео, а между этими кадрами вставляются так называемые "предсказуемые" кадры. Технология компенсации движения позволяет сгладить участки между кадрами, где были выброшены "ненужные" кадры.
Далее звук. В несжатом виде аудиофайл занимает очень много места. Как правило он содержит посторонние шумы, малоразличимые звуки. Диапазон волн превышает необходимые параметры... Всё это можно выбросить из аудио файла, оставив только чистый звук, необходимый битрейт, и тактовую частоту дискредитации.
Сжатие сопровождающего текста и субтитров (если есть).
Вывод : Стандарт MPEG-4 является одним из самых популярных, поскольку предоставляет широкие возможности для сжатия, преобразования, поддержки совместимости и многого другого. А ещё имеет массу мультимедийных возможностей, это не только работа с видео и звуком, но с субтитрами, заголовками, метками и т.д. Он хорош для всех: как для разработчиков и сетевых провайдеров, так и для конечных пользователей.
На одном форуме появился вполне-таки философский ответ на вопрос в заголовке статьи – MP3 и MP4 отличаются только цифрами. В одном – 3, в другом – 4.
Как написали бы в Лукоморье – срочно спрячьте от компьютера домашних животных со слабой психикой, поскольку то, что вы узнаете прочитав текст, коренным образом изменит ваше мировосприятие, а возможно и поведение:))
Суть в том, что общепринятое представление об MP3 и MP4 как о форматах аудио и видео в некотором смысле является заблуждением.
MPEG4 – это тоже не формат, а Стандарт Технологии для хранения видео, а форматов видео по этому стандарту может быть множество.
Если углубиться во все эти форматы и стандарты, вскоре можно запутаться, как та сороконожка, которая решила понять, в какой последовательности нужно передвигать ноги чтобы ходить. И в итоге потеряла способность к передвижению, запуталась в ногах.
Вот так и простому юзеру не стоит углубляться в технические детали всех этих аудио и видео форматов, потому нафиг оно не надо, чтобы загружать и слушать музыку и смотреть кино. Оставим все эти технические тонкости для специалистов – им за это деньги платят.
Для потребителя важны только потребительские качества продукта
Вот в этом давайте и разбираться – какими органолептическим свойствами обладают упомянутые форматы.
Изучать явление от момента самого его зачатия – довольно поучительное занятие. Можно выяснить важные факты.
Самым важным моментом стала цена. Пара десятков виниловых дисков стоит намного дороже одного маленького, но емкого CD, на котором умещается 700MB.
Правда, MP3-запись содержит звук в сжатом виде, за счет чего достигается уменьшение объема примерно до 30% от исходного.
Представляете – 60% музыки взять и отрезать. Поэтому если воспроизводить MP3 через высококачественное звуковое оборудование типа Hi-Fi, то поистине нечеловеческие (как бы выразился г-н Ульянов) композиции Beatles слушаются как заурядная попса.
Кстати, вот почему молодое поколение, как модно выражаться, миллениалы, удивляется фанатам Beatles – что вы там нашли? Попса попсой.
Не говоря уже о попытках послушать симфонический оркестр через MP3. Тогда точно можно Моцарта возненавидеть на всю жизнь. Термин "через" в данном контексте точно отражает явление – звучит, как сами знаете через что.
Вот так грех жадности, стремление забрать себе много и еще больше разрушает настоящие живые чувства.
Вскоре после изобретения формат MP3 получил бесплатную лицензию для коммерческого использования. Поэтому в музыкальной индустрии начали его активно применять.
Никто ведь не хотел тратиться на оплату дорогих лицензий на другие, более качественные форматы записи звука, которые в то время уже были.
Тем более что началась новая технологическая революция, появились общедоступные компьютеры и интернет, срочно нужны были новые решения для записи, сохранения и передачи звука.
Бесплатный формат сжатого сохранения звука MP3 оказался в нужном месте и в нужное время.
Когда MP3 только завоевывал музыкальный рынок, слушатели начали понимать, что для воспроизведения звукозаписей такого качества не нужны профессиональные усилители и динамики – они оказались избыточны, потому что хорошее оборудование мгновенно выявляет все недостатки MP3.
Так меломаны превратились в пользователей и массово перешли на слушание музыки при помощи мини MP3 плееров.
А вскоре и CD-плеер размером с книжку таскать с собой стало не нужно. Появились миниатюрные MP3 плееры размером с флешку или зажигалку. И на этой малюсенькой зажигалке легко умещаются все альбомы любимой группы. А сегодня – все альбомы всех групп, которые когда-либо существовали.
Правда – за это изобилие и удобство пришлось заплатить еще большим снижением качества.
Если что-то слишком долго использовать – так ведь и надоедает. Но индустрия шоу бизнеса должна же зарабатывать деньги? Поэтому нужно создать новый интерес для потребителей. Разработать продукт с расширенными потребительскими свойствами и улучшенным качеством.
По общему определению, MP4 – это контейнер, в котором могут содержаться:
Да, в общем, в контейнер можно и еще что-то полезное вложить.
Разработчики как следует поработали и сумели-таки добиться существенного увеличения степени сжатия при одновременном повышение сохранения качества исходного материала.
MP3 выдает звуковое сопровождение много более высокого качества, чем устаревший формат MP3. Специально для записи звука есть версии MP4A.
Новый интерес – просто слушать музыку на переносном гаджете надоело – теперь можно смотреть видео, кинофильмы, сериалы в любое время и в любом месте.
Наиболее продвинутые юзеры научились использовать MP4 с пользой. Например, сидеть в туалете и держа в руках смартфон, просматривать в MP4 видеозапись лекции в институте. И не придется тратить свободное время для повторения уроков. Вот какое прогрессивное изобретение этот MP4.
Для просмотра видео на смартфоне или планшете, да даже и на ноутбуке, вам не нужно качество DVD, потому что оно окажется невоспроизводимо. В итоге, конвертируя DVD запись кинофильма, который весит несколько гигабайт, в формат MP4, вам понадобится всего около 700MB на полнометражный кинофильм.
Ну, или записать целый сезон из 12 эпизодов любимого телесериала.
На нашем сайте вы можете без проблем
Это глобальный мультимедиа стандарт, позволяющий передавать аудио и видео потоки профессионального качества по каналам с различной пропускной способности - от сотовых телефонов до широкополосных сетей и дальше. Обеспечивает более высокую степень сжатия, чем MPEG 1 и MPEG 2, также поддерживает различные дополнительные возможности, например, защиту от несанкционированного копирования и создание интерактивных элементов.
Спецификации стандарта MPEG-4 были установлены рабочей группой Moving Picture Experts Group (MPEG), входящей в состав организации International Organization for Standardization (ISO), разработавшей широко принятые и отмеченные наградой Emmy Award стандарты MPEG-1 и MPEG-2. Сотни разработчиков по всему миру внесли свой вклад в стандарт MPEG-4, который был окончательно сформирован в 1998 году, принят в качестве международного стандарта в 2000 году и включен в состав архитектуры QuickTime в 2002 году.
MPEG-4 - это не просто часть программного обеспечения, а отдельный стандарт ISO/IEC-14496, который применяется в тех областях, где MPEG-1 и MPEG-2 уже не справляются. В отличие от MPEG-1 и MPEG-2, осуществлявших только сжатие и декомпрессию аудио и видео сигналов, MPEG-4 обеспечивает работу с интерактивным контентом - создание и доставку мультимедийного контента на экраны компьютеров, в Интернет и на мобильные устройства. О выпуске ряда продуктов, созданных на основе MPEG-4, уже было объявлено, но, несомненно, в ближайшем будущем их появится намного больше.
Формат файлов MPEG-4 называется MP4 и основывается на алгоритме Apple QuickTime, поэтому ряд структур последнего (например, треки для задания варианта передачи активного контента по сети) встречается и в MPEG-4. Только в MPEG-4 они расширены и для одного файла уже может быть задано несколько вариантов передачи в различные программные средства. В MPEG-4 были устранены и многие недостатки, присущие QuickTime. Так, например, встроен специальный набор инструментов для преодоления неспособности QuickTime динамично реагировать на скорость подсоединения клиента, приводящей к нарушениям в передаче у многих провайдеров.
Вся техническая документация видеокодека MPEG-4 открыта для изучения. Это очень важно, так как информация такого рода для большинства других кодеков является исключительной собственностью производителя и тщательно засекречивается. В кодеке MPEG-4 сохранены многие характерные особенности MPEG-1 и MPEG-2. В первую очередь это касается алгоритмов кодирования, среди которых можно назвать дискретное косинусное преобразование, используемое при компрессии (DCT - Discreet Cosine Transformation), сжатие видеоданных по ключевым кадрам с учетом избыточности внутрикадровой информации (I-кодирование), предиктивное кодирование или сжатие видеоданных с учетом избыточности для последовательных кадров (P- кодирование), кодирование видеоизображений с использованием промежуточных интерполированных кадров (B-кадровое кодирование). Последовательности I-, P-, B-изображений объединяются в фиксированные по длине и структуре группы GOP (Group of Pictures).
В отличие от большинства кодеков, применяемых для работы в Интернет, MPEG-4 обеспечивает полную поддержку контента с чересстрочной разверткой и разрешением до 4096 х 4096, а также скорость передачи данных в поражающем воображение диапазоне - от 5 кбит/с до 10 Мбит/с (версия 1). Теоретически MPEG-4 гарантирует стабильный прием для самых различных устройств (от мобильных с очень узкой пропускной способностью до HDTV), но, естественно, что для поддержки воспроизведения видео с различными характеристиками одних профилей MPEG-4 явно недостаточно.
В видеокодек MPEG-4 заложена поддержка альфа-каналов, что позволяет в реальном времени накладывать видео на задний план и отрывает новые возможности при создании высококачественных изображений. Такой прием будет полезен при сегментации или для разделения в базовом изображении элементов переднего и заднего планов при переходе от одной сцены к другой. В идеальном случае информация о сегментации передается по альфа-каналу вместе с исходным изображением, но ее также можно динамично сгенирировать, если кодирующая программа поддерживает такую функцию.
Стандарт MPEG-4 задает принципы работы с контентом (цифровым представлением медиа-данных) для трех областей: собственно интерактивного мультимедиа (включая продукты, распространяемые на оптических дисках и через Сеть), графических приложений (синтетического контента) и цифрового телевидения - DTV; фактически данный формат задает правила организации среды, причем среды объектно ориентированной. Он имеет дело не просто с потоками и массивами медиа-данных, а с медиа-объектами (ключевое понятие стандарта). В MPEG-4 определен двоичный язык описания объектов, классов и сцен - BIFS, который разработчики характеризуют как «расширение Си++».
Стандарт MPEG-4 представляет пользователям гибкие средства работы с мультимедийным контентом. Помимо работы с аудио и видео, формат позволяет работать с естественными и синтезированными компьютером 2D и 3D объектами, производить привязку их взаимного расположения и синхронизацию друг относительно друга, а также указывать их интерактивное взаимодействие с пользователем. Кроме того, формат обеспечивает доступ к мультимедийной информации через каналы различной пропускной способности.
Алгоритм компрессии видео в MPEG-4 работает по той же схеме, что и в предыдущих форматах. При кодировании исходного изображения кодек ищет и сохраняет ключевые кадры, на которых происходит смена сюжета. А вместо сохранения промежуточных кадров прогнозирует и сохраняет лишь информацию об изменениях в текущем кадре по отношению к предыдущему. Полученная таким образом информация сжимается по алгоритмам компрессии, аналогичным тем, что применяются в архиваторах. Компрессия звука чаще всего производится в формат MP3 или WMA. Однако возможно использование любого кодека, вплоть до применяемого в DVD шестиканального AC-3 потока (единственное требование - чтобы данный аудиокодек был установлен в системе).
Кардинальное нововведение при компрессии видео в MPEG-4 заключается в следующем. В отличие от предыдущих форматов, которые делили изображение на прямоугольники, при обработке изображений кодек оперирует объектами с произвольной формой. К примеру, человек, двигающийся по комнате, будет воспринят как отдельный объект, перемещающийся относительно неподвижного объекта - заднего плана. Естественно, алгоритмы поиска и обработки подобных объектов требуют гораздо больше вычислительных ресурсов, нежели в случае MPEG-1/2. Но с учетом быстродействия современных компьютеров последнее обстоятельство нельзя рассматривать сегодня как крупное препятствие на пути широкого распространения формата MPEG4. Для сравнения - во времена выхода MPEG-2, в 1995 году, частота процессора новых PC составляла около 100 МГц. Сегодня эта цифра возросла в десять раз!
Для нас как конечных пользователей наибольший интерес представляет именно хранение и воспроизведение видео на компьютере. Этот формат вполне можно назвать дешевой и как следствие более доступной альтернативой DVD в области развлечений.
Качество фильмов в формате MPEG-4 зависит от многих факторов, их можно условно разделить на три группы.
1. Качество исходного материала. К примеру, если фильм с двух VideoCD (MPEG-1) компакт-дисков c разрешением 352*288 сжимается до одного диска в MPEG-4 или, что того хуже, с пиратской видеокассеты, то ни о каком приемлемом качестве не может быть и речи.
2. Параметры сжатия исходного видеоматериала: битрейт (поток данных, который проходит через декодер), размер изображения и другие, менее существенные. Значение этих параметров определяет прежде всего продолжительность фильма. Так, на один CD можно вместить фильм продолжительностью полтора часа, а можно исхитриться впихнуть и трехчасовой. При этом понятно, что в первом случае поток данных оказывается шире, а требуемая степень компрессии меньше. Следовательно, фильм будет сжат и записан на CD с меньшими потерями в качестве изображения. Оптимальный выбор параметров кодирования в MPEG-4 является строго индивидуальным и зависит от конкретного фильма. Поэтому без достаточного опыта в этом деле трудно добиться хорошего результата. Не секрет, что все фильмы в MPEG-4 имеют кустарное изготовление. Зачастую качество изображения очень низкое, а впечатление от просмотра фильма может быть полностью испорчено артефактами и постоянными рывками изображения. В формате DVD, напротив, фактически все диски имеют изображение и звук превосходного студийного качества.
3. Параметры декомпрессии сжатого видео, настройки видеокарты, монитора/телевизора и быстродействие компьютера, используемого для просмотра. Чем меньше быстродействие, тем больше будут заметны рывки изображения, выпадение кадров (особенно в динамичных сценах).
На факторы первых двух групп по понятным причинам зритель никакого влияния оказать не может. Здесь остается только посоветовать тщательнее выбирать диски. Факторы третьей группы зависят всецело от пользователя и его компьютера.
Высокая степень сжатия информации
Требует сравнительно небольшие скорости каналов связи для передачи информации
Большие возможности управления контентом со стороны пользователя
Перспективность применяющейся модели кодирования в будущем для различных областей
применения аудио и видео информации
Возможность построения различных специализированных кодеков разной степени сложности для различных устройств
Требуются существенные вычислительные мощности для кодирования\декодирования потока информации
Качество изображения несколько хуже чем у MPEG2 (зависит от конкретного кодека и требуемой степени сжатия)
Наличие нескольких конкурирующих реализаций данного формата