Музыкальная нотная библиотека. Московская электронная нотная библиотека

08.02.2019

Работы величайших художников двадцатого века известны на весь мир и каждый из нас хоть раз, да видел творения Пабло Пикассо, или Густава Климта. Создатели столь необыкновенных и неповторимых картин вдохновляли и вдохновляют своим творчеством других людей из поколения в поколение. В их работах отражается особое видение мира, способствующее развитию общества и возникновению новых взглядов на происходящее.

А ведь усаживаясь за мольберт Клод Моне, или Энди Уорхол включали какую-то музыку, читали какие-то книги, восхищались чьими-то работами, смотрели какие-то фильмы...Поэтому сегодня мы решили выяснить, что служило музой для великих талантов двадцатого века.

Марсель Дюшан

Французский и американский художник, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма, помимо страстной любви к живописи и скульптуре, был еще и прекрасным актером и режиссером, снявшим короткометражный фильм "Anémic cinéma" (1926). Изучив биографию Марселя, можно сделать вывод, что художник был очень разносторонним человеком и вдохновлялся в первую очередь кинематографом: одним из его любимых режиссеров был Рене Клер, в чьем фильме "Антракт" Марсель Дюшан снялся в главной роли.

Вдохновляющая музыка: джаз

Пабло Пикассо

Испанский художник, скульптор, график, театральный декоратор, керамист и дизайнер говорил: «Искусство – это ложь, которая помогает нам понять правду» и под этим девизом мастер создавал великие шедевры всю свою жизнь. Работы Пабло Пикассо отличаются по стилю в зависимости от периода его жизни и настроения. Вдохновлялся любовью и женщинами: был дважды женат и посвятил большое количество своих картин именно возлюбленным. Женские образы отличаются реалистичностью и пестротой цветовой гаммы.

Вдохновляющая музыка: классика

Энди Уорхол

Американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссёр, культовая персона в истории поп-арт движения и современного искусства в целом, Энди Уорхол, король богемной тусовки шестидесятых и основатель известного в Нью-Йорке глэм-клуба "Фабрика", черпал вдохновение из различных источников, одним из которых, как ни странно, было телевидение. Энди мог проводить дни и ночи за просмотром телевизионных сериалов, передач и рекламных роликов. Также, наверное, самой главной музой в жизни Уорхола, была Эди Седжвик - актриса, принявшая участие в его фильмах.

Вдохновляющая музыка: рок-н-ролл

Интересный факт: Энди Уорхол был продюсером известной рок-группы 1960-х и 1970-х годов - The Velvet Underground, ключевыми участниками которой были Лу Рид и Джон Кейл.

Анри Матисс

Французский художник и скульптор, лидер течения фовистов, известный своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Интересовался работами Уильяма Тёрнера, британского живописца и мастера романтического пейзажа XIX века. В мае 1906 года Матисс поехал в Алжир и побывал в оазисе Бискра и очень вдохновился пейзажами и природой этого чудесного места и сразу после возвращения домой увлекся линейными арнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок.

Интересный факт: Одна из картин Матисса - «Les coucous, tapis bleu et rose» - в феврале 2009 года была приобретена частным коллекционером во время торгов в аукционном доме Кристис за 32 миллиона евро. Натюрморт был создан художником в 1911 году.

Ищите вдохновение, оно всюду!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Этот мир полон прекрасных, добрых художников. Почти волшебников, создающих наивные сказки и мистические миры. Их так много, что даже мы не ожидали. Представляете, среди нас живут, ходят по улице эти умеющие творить красоту люди. Хлеб покупают. Едут в трамвае. Щурятся солнышку.

При подготовке этой статьи самым сложным для сайт было остановиться на нескольких именах. Мы задали художникам вопрос о счастье, творчестве и мечтах. И ответами можно любоваться, как картинами, черпая из них мудрость и солнце.

Поставщик счастья № 1 - Евгения Гапчинская

Евгения Гапчинская имеет классическое художественное образование. Но в какой-то момент поняла, что у нее «нет директора в живописи», полностью доверилась себе и стала рисовать то, что хочется. Сейчас она одна из самых востребованных художниц. Евгения создает мягкие, добрейшие произведения. В ее мирах обитают невероятно умильные пупсики.

Евгения Гапчинская о счастье:

« Я полностью счастлива всегда. У меня нет некоего остервенения или ощущения, что вот еще бы это, и достигну всех мечтаний. Я счастлива тем, что у меня есть глаза, я таю от вида неба, запаха земли, даже от дождевых червячков. Я счастлива немножко другим. Немножко по-другому воспринимаю этот мир. То ли как дети, то ли наоборот, будто я уже прожила долгую жизнь, уже старенькая, понимаю ценность чего-то другого, большего» .

bigmir.net

Детские сны Натальи Деревянко

Наталья Деревянко - создатель детских снов, которые несут доброту и душевное спокойствие. Однажды ее маленькие сказочные герои, которые жили в разных картинах, объединились в книгу для детей. Теперь Наталья пишет и волшебные сказки.

Наталья Деревянко о творчестве и о мечтах:

« Рисую с детства. Часто шучу: „Просто я ничего другого делать не умею)))“. На самом деле я иллюстрирую детские книги, преподаю и рисую сказки для взрослых под девизом „Кусочек радости в ваш дом“. Мне повезло, мое творчество - это моя работа, мое удовольствие, моя свобода» .

Теплые сказки Виктора Низовцева

Художник Виктор Низовцев пишет свои работы в технике масляной живописи. Создает теплые, красивые сказки. Про детство, про бабушек и дедушек, которые немножечко волшебники, про русалок и сны. Мир его картин - это мир глазами ребенка, полный тайн и чудес.

Виктор Низовцев:

«Я надеюсь, что мои картины дадут людям почувствовать вкус своего детства и вдохновят их на собственные истории - истории, которые, возможно, не похожи на мои. У моих картин нет строгих правил - действительность может быть согнута, и реальные персонажи могут взаимодействовать с воображаемыми. Это - действительно мир, здесь все возможно, и все интригует».

livejournal.com

Добрый мир Берехтиной Татьяны

Татьяна Берехтина - иллюстратор детских книг, создает графические работы, образцы декоративно-прикладного творчества. Художница нашла себя в детско-мультяшном стиле. Часто с ее работ на зрителя озорно смотрят милые, хорошенькие ангелы и феи. Татьяна - преподаватель художественной школы, и уже более 10 лет она передает своим ученикам доброту творчества.

Татьяна Берехтина о творчестве и о мечтах:

« Что для меня творчество и рисование? Способ жить в гармонии с собой. Это, как дышать полной грудью. Это весь спектр эмоций - от радости до печали. И вот еще, когда держишь в руках книжечку с собственными иллюстрациями, такое волнение, как на первом свидании. Очень приятные ощущения. И если кого-то согрели мои рисунки - это тоже счастье» .

Озорная радость Лизы Сухно

Лиза Сухно - детский иллюстратор. Рисует живые и забавные картинки для детских журналов и книг. Добрые и светлые, с запахом детства. Ей нравится наполнять их деталями и яркими эмоциями. Озорные малышки и веселые звери населяют ее сказочные миры.

Лиза Сухно о творчестве и о мечтах:

« Творчество - это всегда способ создавать свои миры, поэтому в первую очередь - это чувство волшебства. Для меня важно, чтобы мои миры были наполнены живыми и эмоциональными персонажами, чтобы были почти физически слышны всякие их бормотания и смех, чтобы шуршали и пахли травинки, звенели чашки с какао, сновали муравьи, а еще непременно - карамельки и ягоды. Поэтому я особенное внимание уделяю деталям. Когда с душой отдаешься своему делу, творчество - это еще и счастье, и способ украшать настроение окружающих ».

Солнечное детство Екатерины Бабок

Екатерина Бабок - художник, воспевающий детство и солнце. Ее светлые рисунки украшают открытки и сувениры, она иллюстрирует книги. Катя хочет говорить со зрителем на том языке, который будет понятен независимо от возраста, - на языке доброты.

Катя Бабок о творчестве и о мечтах:

" Рисование - это язык, на котором мне легче всего говорить. Говорить о том. что думаю, каким вижу мир и... каким хотела бы его видеть. Это язык, понятный для всех, независимо от возраста и страны.

Ощущение свободы Николая Тюлина

Николай Тюлин - иллюстратор. Создает параллельные миры, приключенческие истории. Николай разрабатывает персонажей для гейм-индустрии и мечтает творить большие сказочные мультфильмы. Во многих его работах ветер почти физически осязаем.

Николай Тюлин:

«Иногда образ персонажа или сюжет картинки всплывает невольно. Возможно, под накопившимися впечатлениями от просмотров мультфильмов или еще чего-то в этом роде. Посмотрел мультик Миядзаки, потом, через какое-то время посмотрел мультик Pixar. А еще через какое-то время, после долгого смешивания этих впечатлений, у тебя рождается что-то свое. Идея появилась - дальше с ней просто работаешь, развиваешь».

dejurka.ru

Описание

Авторские произведения, входящие в состав музыкальной библиотеки, представляют собой инструментальные пьесы с законченной музыкальной темой, хронометраж которых варьируется от 5 секунд до 5 минут. Основные части музыкального произведения: начало, развитие, главная тема, окончание. Музыкальные произведения в составе музыкальных библиотек являются авторскими, написанными специально для конкретной библиотеки.

Пользователи

Цель создания музыкальной библиотеки – упростить процесс производства в сфере Радио , Телевидения, Кино и Мультимедиа . Основными пользователями музыкальной библиотеки являются звукорежиссеры , продюсеры , монтажеры и дизайнеры в области Mедиа.

См. также

  • Коллективное управление авторскими и смежными правами

Примечания

Ссылки

  • Музыкальная библиотека в Яндекс.Словарях

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Музыка средневековья
  • Музыкальная газета

Смотреть что такое "Музыкальная библиотека" в других словарях:

    Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (улица Зодчего Росси, 2), старейшее специализированное книгохранилище Ленинграда. Основана в 1785 как библиотека императорских театров. В фонде библиотеки партитуры, а также оркестровые партии и… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Центральная музыкальная библиотека - Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (улица Зодчего Росси, 2), старейшее специализированное книгохранилище Ленинграда. Основана в 1785 как библиотека императорских театров. В фонде библиотеки — партитуры, а также оркестровые партии и… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Библиотека по естественным наукам РАН - Месторасположение … Википедия

    Библиотека им. Ленина

    Библиотека им.Ленина - Российская государственная библиотека Месторасположение Москва Основана 1 июля 1828 года Собрание Предметы собрания книги, периодические издания, ноты, звукозаписи, изоиздания, картографические издания, электронные издания, научные работы,… … Википедия

    Библиотека МГУ

    Библиотека Московского университета - Научная библиотека им. А. М. Горького Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова универсальная библиотека при Московском государственном университете в Москве. Библиотека Московского университета старейшая публичная библиотека … Википедия

    Библиотека Московского государственного университета - Научная библиотека им. А. М. Горького Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова универсальная библиотека при Московском государственном университете в Москве. Библиотека Московского университета старейшая публичная библиотека … Википедия

    Библиотека искусств Боголюбова - {{{название библиотеки}}} Основана 1919 Другая информация Директор Урубкова Лидия Васильевна Почтовый адрес: 127055, г. Москва, Сущёвская улица, д. 14. Фонды Б … Википедия

    Музыкальная драма - Опера (итал. opera «дело, труд, работа; опера», из лат. opera «труд, изделие, произведение») жанр театральных представлений, в котором речь, соединённая с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее… … Википедия

Книги

  • , Л К Давыдова. Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии. В… Купить за 841 грн (только Украина)
  • Фр. Шопен. Его жизнь и музыкальная деятельность , Л К Давыдова. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Воспроизведено в оригинальной…

(от греч. bibliotnxn - книгохранилище) - собрания печатной муз. лит-ры (нот и книг), предназначенные для обществ. или индивидуального пользования. Б. м. хранят также собрания рукописных муз. материалов, конц. программ, муз. иконографию, имеют дискотеки и фонотеки, архивы микрофильмов и фотограмм (фотокопий), занимаются библиография, и информац. работой, ведут спец. каталоги и картотеки, разрабатывают методику муз.-библиотечной работы. Точная дата возникновения Б. м. неизвестна. Предполагается, что в б-ках гос-в древних цивилизаций (Ассирии, Вавилоне, Египте, Иудее) уже начинали собирать муз. рукописи. Известно, что в крупнейшей б-ке античного мира - Александрийской - находились музыкальные материалы. В ср. века монастыри, церкви, церк. певческие школы хранили нотные рукописи и муз.-теоретич. трактаты. С основанием в 13-14 вв. ун-тов в Париже, Оксфорде, Кембридже, Праге, Болонье в их б-ках собиралась музыкальная лит-ра.

Рост светской музыкальной культуры в эпоху Возрождения, изобретение нотопечатания способствовали распространению коллекционирования книг по музыке и нотных изданий. Их собирали любители книг и нот, мн. меценаты. Среди частных муз. б-к того времени известны богатейшие Б. м. Фуггеров в Аугсбурге, герцогов Медичи во Флоренции (т.н. Библиотека Медичи - Лауренциана) и др. В 16 в., в эпоху Реформации Б. м. создавались при протестантских школах, особенно в нем. княжествах. В 16-17 вв. возникли дворцовые б-ки, располагавшие большими собраниями муз. лит-ры. Позднее на их основе были организованы гос. б-ки (напр., Нац. б-ка в Париже). Крупными личными Б. м. владели в 18 в. муз. учёные: С. Броссар, Дж. Б. Мартини (падре Мартини), И. Форкель, Дж. Хокинс, Ч. Бёрни и др. Б-ка Броссара составила один из ценнейших разделов муз. отдела Нац. б-ки в Париже, Хокинса и Бёрни - муз. отдела Британского музея в Лондоне, муз. лексикографа Э. Л. Гербера - муз. отдела Австрийской нац. б-ки в Вене и др. Одна из первых в Европе публичных Б. м. организована в 1894 изд-вом Петерса в Лейпциге. К концу 19 в. мн. европ. муз. об-ва, академии, консерватории имели собств. Б. м. Среди известных зарубежных Б. м.: б-ка академии "Санта-Чечилия" в Риме, гор. б-ка в Болонье (осн. 1798), Об-ва друзей музыки в Вене (осн. 1819), Муз. департамент Нац. б-ки в Париже, муз. отделы Британского музея в Лондоне, Гос. б-ки в Берлине (осн. З. Деном), Б-ки Конгресса в Вашингтоге, Австрийской нац. б-ки в Вене. Крупнейшее частное собрание - б-ка А. Корто в Лозанне.

В 1951 в системе ЮНЕСКО создана Междунар. ассоциация муз. б-к. В её задачи входят: созыв междунар. конгрессов, постановка вопросов, связанных с научной разработкой каталогизации и музыкальной библиографии, издание спец. журн. ("Fontes Artis Musicae"), составление т.н. "Международного репертуара музыкальных источников" ("Rйpertoire International des Sources Musicales (RISM), "Международного репертуара литературы о музыке" ("Rйpertoire Internationale de Littйrature Musical" (RILM)) и др.

Библиотеки музыкальные в России.

Старейшая русская муз. библиотека - хранилище нотных рукописных книг хора "государевых певчих диаков" в Москве (кон. 15 в.). В ней находились соч. первых рус. композиторов духовной музыки. При Петре I "государевы певчие диаки" были переведены в Петербург. С воцарением в 1727 Петра II местопребыванием хора вновь стала Москва; вместе с хором перевозились и нотные книги. После смерти Петра II в 1730 состав хора был сокращён, а часть книг передана в Оружейную палату и позднее поступила в др. моск. хранилища. В дальнейшем хор был снова переведён в Петербург. С реорганизацией в 1763 хора в Придворную певческую капеллу все оставшиеся нотные книги вошли в состав библиотеки капеллы. Собрания древнерусских певческих рукописей крюковой и линейной нотации имелись также в монастырях (б-ка Соловецкого монастыря и др.). духовных учебных заведениях (Петербургской, Московской, Казанской духовных академиях). Ценным собр. рукописей церк. пения располагала б-ка Моск. синодального уч-ща. В нач. 1901 в ней числилось 1200 назв. церк. нотных книг, дававших богатый материал для изучения истории церк. пения в России (в наст. время находится в Гос. историч. музее, Москва). Значит. нотная лит-ра (вок. и инстр.) была собрана в имп. Эрмитажной б-ке и, в особенности, в Нотной б-ке имп. т-ров в Петербурге. В 18 - 1-й пол. 19 вв. нотные б-ки существовали при крупных крепостных т-рах и вок.-инстр. капеллах (Шереметевых, Строгановых, К. А. Разумовского и др.). С основания в 1859 РМО Б. м. создаются при нек-рых местных отделениях РМО, а затем при петерб. и моск. консерваториях. Одной из обширнейших Б. м. была б-ка придв. оркестра в Петербурге (осн. в 1882), насчитывавшая к 1917 ок. 12 000 экземпляров нот, книг и иконографич. материалов. Науч. Б. м. была организована об-вом "Музыкально-теоретическая библиотека" (осн. в 1908 в Москве); на 1913 в ней насчитывалось св. 11 000 экземпляров книг и нот. В 1911 это же об-во открыло первую в России муз. читальню им. Н. Г. Рубинштейна. Накопление и расширение книжных и нотных фондов Б. м., существовавших при разл. об-вах, происходило в огранич. размерах, в основном за счёт частных пожертвований.

В сов. время Б. м. пополняются и обогащаются за счёт средств, отпускаемых гос-вом. Муз. отделы основаны в крупных б-ках союзных и автономных республик. Создана система методич. руководства Б. м., введена централизация библиотечной обработки муз. материалов.

Крупнейшие библиотеки музыкальные в СССР.

1) Центральная музыкальная библиотека Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Одно из богатейших нотохранилищ в мире. Возникла в 1-й пол. 18 в. как библиотека Придворного т-ра, имела целью обслуживание потребностей оперного репертуара т-ра (первоначальное назв.: Нотная контора, позднее Нотная б-ка имп. т-ров). В фондах б-ки хранятся оперные произв. первых иностр. композиторов, служивших при имп. дворе, сочинения рус. музыкантов, репертуар бывших имп. т-ров, отражающие историю развития муз. т-ра в России. После Великой Окт. революции б-ка была передана в управление акад. т-ров, а с 1934 вошла в состав Т-ра оперы и балета имени С. М. Кирова. В дальнейшем её фонды пополнились нотной б-кой Народного дома. На 1971 количество нотных назв. в б-ке превышало 27 000, а всего здесь хранится более 200 000 экземпляров партитур, клавиров, орк. партий и др. нотных материалов. Б-ка располагает редким собр. нотных рукописей, муз. автографов рус. и зарубежных композиторов. Б-кой мн. годы заведовал Б. В. Асафьев.

2) Библиотека Ленинградской академической капеллы имени М. И. Глинки. Возникла в 18 в. в связи с организацией капеллы придворных певчих (в 1763-1917 - Придворная певческая капелла). Назначение б-ки и характер хранившихся в ней нотных материалов определялись деятельностью капеллы, принимавшей участие как в придв. церк. службах, так и в спектаклях придв. оперного т-ра. В б-ке были сосредоточены духовные сочинения, исполнявшиеся капеллой, а с 1816 и рукописные экземпляры всех духовных произв. рус. композиторов (публиковались только с разрешения директора капеллы), клавиры и хор. голоса мн. опер, а также копии партитур и хор. голосов ораторий и кантат, исполнявшихся капеллой в концертах Филармонич. об-ва и в собств. конц. зале. В 1904-23 б-кой заведовал знаток церк. музыки А. В. Преображенский. В советское время б-ка пополнилась всеми написанными сов. композиторами хор. произв., как a cappella, так и ораториально-кантатными. Хранившиеся в её фондах редкие рукописи и издания в 1933 были переданы для науч. работы во вновь организованные муз. учреждения (Науч.-исследовательский ин-т т-ра, музыки и кинематографии, нотный отдел Гос. публичной б-ки им. M. E. Салтыкова-Щедрина, частично в б-ку Ленингр. филармонии и др.). На 1971 общий фонд б-ки составлял 15 085 экземпляров, из них - 11 139 партитур и клавиров, 2060 назв. хор. голосов (от 50 до 200 экземпляров в каждом назв.), 1786 экземпляров книг и журналов по музыке.

3) Библиотека Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Создана в 1862, одновременно с открытием Петерб. консерватории, на базе б-ки Симф. об-ва (осн. в 1859). Её фонды первоначально составили принесённые в дар личные б-ки крупных муз. деятелей, связанных с РМО (собр. книг и нот А. Г. Рубинштейна, В. В. Кологривова, Мих. Ю. Виельгорского и др.). В 1870 М. П. Азанчевский передал б-ке своё ценнейшее собрание книг по музыке (св. 3000 томов) и коллекцию муз. автографов, в 1872 А. И. Рубец - личную б-ку, содержащую рукописи A. С. Даргомыжского. В 1896 к б-ке перешло собр. книг и нот Н. Я. Афанасьева, включающее все его изданные сочинения и муз. рукописи. В сов. время фонды б-ки значительно расширились. В 1937 был создан рукописный отдел, составляющий св. 6000 единиц хранения, гл. обр. автографов рус. композиторов. На 1971 в б-ке насчитывалось ок. 112 000 нотных изданий и св. 100 000 книг и муз. журналов.

4) Библиотека Ленинградской филармонии. Возникла в 1882 при Придворном оркестре (т.н. Придворный музыкантский хор, объединявший дух. и симф. оркестры). Первоначально состояла из лит-ры для дух. оркестра. В дальнейшем пополнялась симф., а также камерной, вокальной и фп. лит-рой. В дореволюц. время обслуживала исключительно Придворный оркестр. С реорганизацией его в окт. 1917 в Гос. симф. оркестр ему была передана и б-ка, к-рая в 1921 перешла в ведение Ленингр. филармонии. В состав нотного фонда б-ки вошли также б-ки частных собраний и муз. об-в (быв. оркестра А. Д. Шереметева, Павловского вокзала, петербургского хорового об-ва Singakademie, частично б-ка А. И. Зилоти и др.). В 1932 часть рукописных материалов и книг была передана муз. отделу Гос. Эрмитажа, в 1938 - рукописному отделу Гос. публичной б-ки им. M. E. Салтыкова-Щедрина. Осн. часть фонда б-ки составляют нотные издания, в их числе: орк. лит-ра (коллекции партитур и орк. голосов), являющаяся осн. базой конц. деятельности филармонии, а также клавираусцуги и камерно-инстр. лит-ра. Среди собрания оперных партитур - старинные издания опер зарубежных композиторов. На 1971 общий фонд нотной и книжно-журнальной лит-ры составлял ок. 140 000 экземпляров. Кроме того, в б-ке имеется собрание иконографич. материалов (ок. 15 000 экземпляров), афиши и программы всех концертов филармонии, обширная коллекция газ. вырезок (ок. 300 000 экземпляров). С 1936 б-ка ведёт справочно-библиографич. работу.

5) Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Организована в 1866 на базе личного собрания нот и книг по музыке Н. Г. Рубинштейна, переданного им Муз. классам Моск. отделения РМО (открыты в 1860). В 1869 в б-ку поступила крупная коллекция нот и книг по музыке В. Ф. Одоевского, в 1872 ей были переданы библиотечные фонды Моск. отделения РМО (в т.ч. рукописное наследие А. Н. Верстовского), в 1888 б-кой приобретено нотное собр. А. Я. Скарятина, включавшее копии муз. соч. композиторов 16-18 вв., затем - б-ка С. И. Танеева. Б-ка систематически пополнялась также педагогич. муз. лит-рой и книгами, передававшимися ей изд-вом П. И. Юргенсона. Отсутствие средств крайне замедляло рост фондов. В сов. время деятельность б-ки значительно расширилась. В 1924 в неё влилась крупная б-ка Российской Академии художеств. наук (rAXH), в состав к-рой входила б-ка об-ва "Музыкально-теоретическая библиотека", часть фондов расформированной Хоровой академии (быв. Синодальное уч-ще); в 1928 приобретена нотная коллекция певицы А. В. Панаевой-Карцевой, в 1934 - б-ка H. P. Финдейзена, в том же году б-ке была передана часть фондов муз. отдела б-ки АН СССР (св. 16 000 экземпляров редких изд.) и др. Хранившиеся в б-ке обширная коллекция подлинных рукописей мн. композиторов и ряд архивных материалов переданы в 1941 в Центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки. Нотный фонд библиотеки на 1971 составлял ок. 520 000, книжный - 150 000 экземпляров. В 1956 библиотеке было присвоено имя С. И. Танеева. В библиотеке имеются отделы, проводящие большую научную и методическую работу: справочно-библиографический отдел редких книг, рукописей и др.

6) Библиотека Государственного центрального музея музыкальной культуры имени M. И. Глинки в Москве. Организована одновременно с музеем в 1938. В б-ке музея на 1971 насчитывалось (совм. с б-ками её филиалов в Музее-квартире А. Б. Гольденвейзера и Творческой лабораторией дирижёрского мастерства им. Н. С. Голованова) 38 859 книг по музыке на рус. и иностр. языках, 59 025 нотных изданий, 34 621 афиша и программа (в осн. со 2-й пол. 19 в.), а также ок. 70 000 газетных вырезок. В составе б-ки: отдел редких изданий (ок. 2000 первых изданий соч. А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, А. С. Даргомыжского, Л. Бетховена и др.), именные собрания книг и нот выдающихся сов. музыковедов и фольклористов (Б. Л. Яворского, Р. И. Грубера, П. А. Ламма, К. В. Квитки, В. М. Беляева и др.), а также книги и ноты с дарственными надписями и автографами композиторов и муз. деятелей (Д. И. Аракишвили, А. С. Аренского, Б. Бартока, А. П. Бородина, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, Н. Я. Мясковского, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, П. И. Чайковского, Ф. Шопена и др.).

7) Крупные фонды нот и книг по музыке сосредоточены в нотных отделах Гос. публичной б-ки им. M. E. Салтыкова-Щедрина и Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина, а также в б-ке Томского ун-та (собрание редких нотных и книжных изд. 18 в. Строгановых), в Б-ке АН УССР (нотное собрание крепостной капеллы К. А. Разумовского), в б-ках музеев - Историческом музее (собрание др.-рус. церк. певческих книг крюковой и линейной нотации), Дворце-музее в Останкино (нотная б-ка крепостного т-ра Шереметевых); в Нотнице изд-ва "Музыка" (Москва) и др. Ценные материалы имеются в б-ках науч. учреждений, в т.ч. Науч.-исследоват. ин-те театра, музыки и кинематографии в Ленинграде; здесь хранятся книги по музыке и ноты из б-к Н. А. Римского-Корсакова, Э. Ф. Направника, А. И. Зилоти, уникальная коллекция печатных муз. произв. А. Г. Рубинштейна, муз. рукописи и др., а также материалы по музыке и муз. т-ру в собрании рукописей и первопечатных изданий сектора источниковедения ин-та (личные фонды и собрания М. И. Глинки, А. П. Бородина, А. К. Глазунова и др., включающие рукописи композиторов, переписку, документы, коллекции нотных рукописей и др.). На 1971 в фонде библиотеки ин-та насчитывалось 41 527 книг на русском и иностранном языках по музыке и 26 146 нотных изданий.

Литература: Стасов В., Автографы музыкантов в имп. Публичной б-ке. Статьи 1-3, "Отечественные записки", 1856, т. 108, 109; также в его Собр соч., т. III, СПБ, 1894, Бессонов П., О судьбе нотных певческих книг, "Православное обозрение", 1864, кн. V и VI, Смоленский С. В., Общий очерк исторического и музыкального значения певческих рукописей Соловецкой библиотеки и "азбуки певчей" Александра Мезенца, "Православный собеседник", 1887, II; его же, О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения, "РМГ", 1899, No 3-5, 12-14 Отчет Общества "Музыкально-теоретическая библиотека" в Москве за первые 4 года его деятельности 1909-1912 гг, No 1, (М., 1913); Римский-Корсаков А. Н., Музыкальные сокровища рукописного отдела Гос. публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л., 1938; Библиотеки и музеи, в кн. Музыкальный Ленинград, Л., 1958; Рачкова А. А., История отдела нот Гос. публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1795-1959, в кн. Труды Гос. публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, т. VIII(II), (Л., 1960); Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева. Очерк, М., 1966; Шеффер Т., Черпухова К., Нотозiбрання Розумовських з фондов ЦНБАН УРСР - цiнний документ музичноп культури Украпни XVIII ст., в сб. Украпнське музикознавство, 6, Кипв, 1971.

Библиотечное дело: Единые правила описания произведений печати для библиотечных каталогов, ч. 4, М., 1963, ч. 7, М., 1968; Библиотечно-библиографическая классификация Таблицы для научных библиотек. Вып. XXI, М., 1964; Congrиs international des bibliothиques musicales, 1-4, Kassel-Basel, 1951-56, Association internationale des bibliothиques musicales, P, 1955 Merlingen W., Entwurf einer Katalogisierungsvorschrift fьr wissenschaftliche Bibliotheken (angewendet bei den Musikalien der Universitдtsbibliothek Wien), H. 1-3, W., 1955-56 Grasberger F., Der Autoren-Katalog der Musikdrucke. (The author catalog of published music), transl. by V. Cunningham, Frankf. - L. - N. Y., 1957 (на титуле парал. на англ. яз.); Library of Congres. Music division. Classification. Class M: Music and books on music, Wash., 1957, Music library association. Code for cataloging music and phono-records, Chi., 1958; Az Orszбgos, kцnyvtarьgyi tanacs. A zenebьvek kцnyvtari cнmleirбsa, Bdpst, 1958; Hinterhofer G., Katalogisierungvorschrift fьr Musikalien. (Mit einer Farbensystematik), Mьnch., (1959).

Общие работы: Еsdaille A., National libraries of the world. Their history…, L., 1934; Burton М., Famous libraries of the world. Their history…, L., 1937; Weiss-Reyscher E., Musikbьcherei…, Hamb., 1953; Mс Сolvin L. R. and Reeves H., Music libraries. Including a comprehensive bibliography of music literature and a select bibliography of music scores, publ. since 1957…, v. 1-2, L., 1965 (1 ed., L., 1937); Plamenac D., Music libraries in Eastern Europe, "Notes", 1961/62, 11, 19.

Национальные библиотеки. Австрия - Osterreichische Nationalbibliothek. Geschichte. - Bestдnde. - Aufgaben, W., 1954,1958 (гл. о муз. отделе, с. 39-42). Бельгия и Голландия - Prod" homme J. G., Les institutions musicales (bibliothиques et archives) en Belgique et en Hollande, "SIMG", XV, 1913/14 Германия - Eitner R., Fьrstenau M., Verzeichniss цffentlicher Bibliotheken Deutschlands, "Monatshefte fьr Musikgeschichte", IV. Jahrg., No 1, 2, 1872; Zehnjahresbericht der Deutschen Staatsbibliothek 1946-1955, B., 1956 (гл. о муз. отделе, с. 158-68); Theurich J., Hebenstreit R., Musikbibliotheken und Musikaliensammlungen in der Deutschen Demokratischen Republik, В., 1969. Италия - Pirrotta N., La biblioteche musicali italiane, "Rass. Mus.", 1952, Anno XXII, No 2, apr., p. 123-29. Соединенные Штаты Америки - Sonneск О. G. Th., Nordamerikanische Musikbibliotheken, "SIMG", V, 1903/04, S. 329-35. Франция - Lebeau E., Histoire des collections du dйpartement de la musique de la Bibliothиque Nationale, P., 1946. Швейцария - Zehntner H., Musikbibliotheken in der Schweiz, Basel, 1960.

И. M. Ямпольский

Не все знают, что у видеохостинга Vimeo есть своя фонотека, в которой можно бесплатно или за небольшие деньги скачать саундтреки и звуковые эффекты. Чтобы найти нужный трек, придется изрядно попотеть, поскольку надо рыться в «музыкальном хламе» неизвестных авторов. Поисковая строка поможет отсортировать треки по жанру или ключевым словам. В расширенном поиске можно указать тип желательной лицензии (различные вариации Creative Commons, лицензия для персонального или коммерческого использования), продолжительность композиции, наличие или отсутствие вокала. На сайте есть специальные разделы фонотеки: «Recommendations» - с наиболее популярными треками; «Customizable» - с платной профессиональной музыкой (стоимость треков колеблется от 30 до 150 долларов в зависимости от типа и срока лицензии); «Saved Tracks» и «My Downloads» - ваши избранные и скачанные треки, соответсвенно. Таким образом, при выборе правильной лицензии и указании авторства в титрах эти треки вполне можно использовать для фестивального и коммерческого видео.

UPD 1 ноября 2016 года сервис прекратил свое существование, взамен Vimeo предлагает использовать альтернативные площадки.

03. Soundcloud


Один из самых популярных ресурсов, на котором пользователи со всего мира выкладывают свою музыку. Чтобы найти нужный трек, наберите в поисковой строке ключевое слово. Отсортируйте результаты по трекам («Tracks») и выберете в фильтрах одну из двух лицензий Creative Commons («To modify commercially» либо «To use commercially»), чтобы найти то, что можно использовать в качестве саундтреков. Обратите внимание, что скачиваются только те записи, у которых есть кнопка «Download». Мы настоятельно советуем зайти на страницу трека и проверить тип лицензии Creative Commons – иногда авторы выставляют определенные ограничения (подробнее о типах лицензий можно прочитать на официальном сайте организации). В большинстве случаев достаточно просто указать автора в титрах.

Чтобы найти нужный трек, придется перепробовать множество запросов (чаще всего на английском), разрываясь между различными жанрами. Советуем обратить внимание на британского композитора Dexter Britain, который выложил часть своих сочинений в открытый доступ (подробнее об условия использования его записей можно прочитать на его личном сайте).

04. Free Music Archive


Одна из лучших баз бесплатной и хорошей музыки. Здесь находятся залежи всевозможных композиций, которые можно отфильтровать по жанрам (всего 15), исполнителям, ключевым словам и другим параметрам. Причем абсолютно все треки находятся в свободном доступе с разницей лишь в типе лицензии Creative Commons. Так что читайте внимательно информацию на странице выбранного трека. Для кинематографистов есть специальный раздел «Music for Video», в котором находится удобная панель для поиска саундтреков, а также публикуются различные записи и новости из блогов по кинотематике.

05. Incompetech


Сайт американского композитора Кевина Маклеода, на котором можно найти массу самых разнообразных треков, выложенных в свободный доступ на условиях использования по лицензии Creative Commons BY («Атрибуция» - самый расширенный тип лицензии, который позволяет брать произведение даже для коммерческих целей при условии указания авторства).

06. TimBeek



А это ресурс нидерландского композитора Тима Бика, очень похожий по структуре и дизайну на incompetech.com. На данный момент музыкант выложил в открытый доступ 170 композиций, распространяемых по лицензии Creative Commons BY.

07.


Огромная база звуков и шумов, выложенных в открытый доступ и которые можно скачать после бесплатной регистрации на сайте. Здесь не очень много музыкальных композиций, однако при тщательном поиске можно наткнуться на любопытные находки. Перед тем как скачивать трек, не забудьте проверить тип лицензии, по которой он предоставляется (обозначается в виде серого значка в кружочке).

08. Musopen

Библиотека классической музыки, в которой есть практически все популярные произведения известных композиторов. Аудиозаписи и партитуры отсортированы по нескольким рубрикам: имя композитора, исполнителя, инструменты, период и форма. Чтобы скачать какое-либо произведение, необходимо зарегистрироваться. А если нужен трек в отличном качестве, придется выложить от 4,58$ в месяц. В lite-версии есть еще ограничение на пять бесплатных скачиваний в день.

09. Audionautix


Отличный «YouTube-френдли» ресурс с бесплатной музыкой и удобным поиском по жанрам, темпу и настроению (последнее - особенно удобная функция для режиссеров). По умолчанию все произведения предоставляются по лицензии Creative Commons BY 3.0 (Attribution), которая позволяет изменять и использовать композиции в любых целях, в том числе и коммерческих при указании авторства.

10. Mobygratis

И напоследок самый необычный сайт с бесплатными треками, созданный музыкантом Моби специально для независимых фильмейкеров. Известный композитор-электронщик выложил на нем более 180 композиций с различных альбомов, включая и ремиксы. Чтобы получить заветный трек и разрешение на некоммерческое использование в вашем фильме от самого Моби, необходимо зарегистрироваться на сайте и заполнить специальную анкету на английском. Помимо пунктов «Название фильма» и «Режиссер», нужно оставить краткое описание проекта и сцены, в которой будет использоваться сочинение, также указать, где будет демонстрироваться видео (фестивали, школьный проект, личное/домашнее видео) и поставить галочки под правилами использования. Говорят, эта процедура не такая страшная, как кажется, и что игра стоит свеч.