На что влияет диапазон частот наушников. Ищем «уши», чтобы слушать: как выбрать наушники

30.07.2019

Проблема выбора такого, как многим покажется на первый взгляд, маловажного «аксессуара», как наушники - сегодня актуальна как никогда! Благодаря стараниям маркетологов, многие действительно важные критерии выбора были задвинуты назад, а практически бессмысленные выдвинуты вперед.

Выбираем наушники: советы ZOOM

Это привело к довольно забавным ситуациям. Со стороны человека, разбирающегося в проблеме, это выглядит, как если бы покупатели стали, например, выбирать автомобили по длине двигателя и с пеной у рта доказывать, что автомобиль с длинным двигателем лучше автомобиля с коротким, полностью игнорируя все остальные критерии. Разобраться, на что смотреть, что слушать, а что не стоит даже брать в руки, - и является целью данного материала.

Для чего это нужно?

Для чего нужны наушники вообще - думаю, всем понятно - чтобы слушать музыку одному и поменьше мешать этим процессом окружающим или, чтобы они поменьше мешали вам.

Для чего нужно менять наушники идущие с плеером? Здесь ответ тоже вполне очевидный - они очень низкого качества. Хорошие наушники стоят дорого, и использование их в качестве комплектных резко повысит конечную стоимость устройства. Что сразу снизит его конкурентоспособность - всем же не объяснишь, что здесь 50% - стоимость за наушники. Тем не менее, конечное качество звука плеера определяется в первую очередь наушниками. Плеер стоимостью $500 с комплектными наушниками будет звучать несравнимо хуже, чем плеер за $50 с хорошими наушниками за $50-100.

Для чего нужны отдельные дорогие большие наушники? В первую очередь - для прослушивания музыки дома, на стационарной технике, портативные плеера их в большинстве случаев вообще не могут раскачать. И зачем это? - спросите вы. Для того чтобы достичь высочайшего качества звука! Покупая такие наушники, при небольшом бюджете вы получите звук на порядок более дорогой колоночной техники, а при серьезном бюджете - и просто недостижимое для колонок качество звучания. И, надо отметить, вам не потребуется создавать специальную комнату для прослушивания музыки и у вас не будет проблем с «домашними» (то, что вас покалечат за расход месячного семейного бюджета на наушники, - не в счет).

На что смотреть при выборе?

Первое, на что все смотрят, - частотный диапазон. Смотреть на это не нужно, это самый бессмысленный параметр в характеристике. По важности в выборе он соответствует «длине двигателя», упомянутой во вступлении. Покупателям проще - сравнил две цифры и выбрал, а маркетологи этим воспользовались, раздув значимость этого параметра до огромных масштабов.

Sennheiser IE4: вкладыши высокого качества за разумные деньги

Давайте разберемся с самого начала. Еще со школьного курса многие помнят, что человек слышит от 20 Гц до 20 кГц частотного диапазона. В начале этого диапазона находятся низко-частоные звуки - «басы», в верху - высокочастотные. Задача любых наушников - корректно воспроизвести этот диапазон, то есть без завалов, без хрипов или бубнения на «басах», без шипения или скрежета на «верхах», и без проблем в середине. Эту способность отражает амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), зависимость громкости от частоты, обычно представляется в виде графика. Соответственно, чем ровнее эта кривая, тем более точный звук. Когда производитель пишет на коробке частотный диапазон, то в идеале он как раз и должен указать длину этого линейного ровного участка. Но если написано, например, диапазон 5 Гц – 30000 Гц это не означает что выше 30 кГц или ниже 5 Гц наушники не издают звук вообще – просто там громкость начинает спадать. Если громкость спадет на 0,0001% считать ли это границей диапазона? А если на 0,1%, 1% или даже 10%?

Проблема в том, что производитель сам устанавливает этот критерий. Причем стараясь его как можно сильнее увеличить, дабы написать диапазон пошире и привлечь больше покупателей (случаи, когда диапазон пишется вообще без каких-либо измерений, рассматривать не будем, но такое встречается). Отсюда и появляются такие казусы, когда у наушников за 200$ с потрясающим звуком, заявленный частотный диапазон хуже, чем у агрегата за 10$, и звуком как у консервной банки.

Sennheiser IE8: модель для профессионального мониторинга

Даже если диапазон измерен правильно и честно, он все равно не может быть критерием выбора. Так как главное ведь - не ширина линейной части АЧХ, а именно ее линейность. Две цифры начала и конца ничего не скажут об «искаженности» или линейности этого диапазона. Производители бюджетных моделей не любят показывать графики АЧХ своих наушников, так как линейный диапазон там, мягко сказать, не совсем линейный.

В тоже время по самой АЧХ опять нельзя выбирать наушники - можно только отфильтровать их на хорошие и плохие, так как определить характер звучания по АЧХ очень сложно - проще послушать модель вживую, используя конкретные композиции. Помимо частотного диапазона на коробке указывают еще два параметра, которые уже представляют некоторую важность.

Audio-Technica ATH CK9: 11-мм мембраны обеспечивают отличную передачу звука

Один из них - сопротивление. Если не вдаваться в радиотехнику, то можно сказать следующее - чем больше сопротивление, тем более мощный источник нужен для наушников и тем меньше влияние самого источника на звук. То есть если к низкокачественному плееру вы подключите наушники с сопротивлением 8-16 Ом, то помимо всех мельчайших деталей и нюансов музыки, вы услышите еще и такие «приятные» звуки, как шум усилителя, треск от внутренних процессов (например, перемещений головки жесткого диска в HDD-плеерах, или просто шорох от переключения вкладок в меню плеера и т.п.). Естественно, подразумевается, что сами наушники довольно высокого качества, чтобы услышать такие нюансы, на низкокачественных ушах подобных проблем нет, но и хорошей детализации самой музыки там тоже нет.

Если же вы подключите к портативному источнику большие мониторные наушники на 250 Ом, то ничего с плеером не произойдет - он не задымится, как почему-то многие думают. Просто звук будет тихий и плоский. Наушники будут именно «шептать», а не играть. И как при шепоте не возможен бас, глубина, красота голоса, так и здесь все это будет потеряно.

Компромисс для портатива обычно находится в районе 32-64 Ом - в этом диапазоне ушки будут раскачаны практически любым плеером. Один будет играть чуть громче, другой - чуть тише, но можно будет слушать комфортно. Если сопротивление в наушниках больше 100 Ом, то нет смысла брать их для портативной техники, подключая напрямую, если меньше, то плеер должен иметь аудиовыход высокого качества. Сперва нужно разобраться с конкретными наушниками и источником, а потом уже судить - будет ли воспроизведение отвечать вашим запросам или нет.

Sennheiser HD 595: отличная модель для дома

Чувствительность - это второй значимый параметр наушников. Опять же, если не уходить в радиотехнику, то это - КПД наушников. С ним все гораздо проще, нежели с сопротивлением: чем больше значение, тем громче звук, чем меньше - тем тише. И без всяких оглядок на источник.

Сопротивление и чувствительность могут дать приблизительные параметры о громкости наушников и возможности их использование с тем или иным источником (исключения, конечно, тоже бывают, но их меньшинство). Например, если имеются ушки с сопротивлением 100 Ом, то, скорее всего, они не раскачаются портативным плеером в полном объеме, но есть модель Numark D200, у которой при таком сопротивлении чувствительность зашкаливает за сотню, в результате получаем на портативе вполне сочный звук.

Если вы не хотите мучиться с цифрами или вы в них ничего не поняли, не расстраивайтесь - эти данные все равно очень условны, и как, вы уже догадались, позволяют очень приблизительно судить лишь о «глобальных параметрах» и никак о качестве звука. Поэтому наушники лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть.

M-Audio IE-40: модель за 18 тысяч рублей для профессионального мониторинга звука

Также необходимо обратить внимание на акустическое оформление наушников, которое бывает «закрытым», «открытым» и промежуточным - «полуоткрытым». Название пафосное, но на самом деле все просто. Я думаю, вы не раз видели большие наушники, такие, которые закрывают все ухо целиком. Присмотритесь к ним как-нибудь, вы сможете заметить, что у некоторых моделей внешняя стенка самого наушника закрыта наглухо, а у некоторых «вся в дырочках», или даже просто покрыта сеткой. В первом случае - это закрытые наушники, во втором - открытые. Есть и некий промежуточный вариант с «полуприкрытыми дырочками» - полуоткрытые.

На что это влияет, кроме внешнего вида? В первую очередь, на звукоизоляцию. В закрытых наушниках вы ничего не слышите вокруг, и никто не слышит, что играет у вас. В открытых все наоборот - вы слышите всех, и все слышат то, что у вас играет в наушниках.

С первого взгляда может показаться, что открытые наушники вообще не нужны, так как имеют одни минусы. Но это совсем не так, из-за глухой задней стенки динамика, звук не выходит наружу, отражается от нее и идет обратно в ухо, что вносит небольшие искажения, некую гулкость. Производители стараются всеми силами бороться с этим эффектом, обклеивая внутренние стенки наушника различными материалами, придумывая разные конструкционные изыскание, но радикального средства нет. Закрытые наушники с качеством звучания, аналогичным открытым, сделать сложнее, в результате, если мы возьмем две модели одинакового ценового диапазона, то открытые будут играть лучше (но у каждого правила есть свои исключения). С другой стороны, если вы будете использовать наушники в метро, или ваши домочадцы не очень любят вашу музыку - то вариантов у вас практически нет, кроме как брать закрытые модели. Также закрытое акустическое оформление подойдет любителям баса. Бас в таких наушниках обычно воспроизводится сочнее, хотя не всегда точнее.

Закрытость и открытость характерны не только для больших мониторных наушников, но и для любых наушников, даже у маленьких вставных наушников тоже могут быть «дырочки».

Легендарные арматурные наушники Ultimate Ears 10Pro - изготавливаются только по индивидуальному слепку ушного канала своего будущего владельца

На что совсем не стоит смотреть при выборе, так это на всякого рода «революционные технологии», типа bluetooth-наушников или даже банальных радионаушников. Попробуйте просто посчитать. Если беспроводные наушники стоят $60-100, а нормальный радио- или bluetooth-передатчик/приемник - порядка $50-80, то на сами наушники останется не больше $10-20. А если добавить к этому, часто, полную некомпетентность фирмы в области «ушестроения», то получаем за 100 долларов наушники звучащие как худшие 10-20 долларовые. Хорошие радионаушники, конечно, есть, например AKG HEARO 999 AUDIOSPHERE, но цена их раз в 10-20 отличается от «ширпотребного» многообразия.

Похожая ситуация с наушниками пятиканального звука. Нормально сконструировать наушники с одним динамиком сложно, а с двумя - еще сложнее. Почти невозможно в таком маленьком объеме ушной чашки добиться согласованности звучания. А засунуть пять и засунуть согласованно - чертовски сложно! Поэтому в такие наушники просто воткнуты 5 динамиков и все. На этом производитель успокоился. Как они будут вместе играть - уже не важно. Для прослушивания музыки такие наушники вообще не пригодны. Для компьютерных игр - с большим натягом. Любители динамичных игр, думаю, уже давно знают, что обычные хорошие наушники дадут локализацию звуков намного лучше, чем 5.1.

Вкладыши

Начнем с самых известных и распространенных «вкладышей», или «таблеток». С данным типом, думаю, знакомы абсолютно все, так как подавляющее большинство плееров комплектуется такими наушниками. Дорогих и хороших моделей здесь мало. Рассматривать закрытость/открытость не имеет смысла - звукоизоляция у них крайне слабая, даже у моделей с закрытым типом акустического оформления. «Вкладыши» оставляют ушной канал открытым, не препятствуя проникновению звуков извне, сводя тем самым звукоизоляцию на нет. Плюсы «таблеток» - это комфорт и цена, а к минусам следует отнести слабую звукоизоляцию и отсутствие объемности звуковой сцены. Моделей подобного типа довольно много, но большинство из них, мягко говоря, недолговечны, не говоря уже о низком качестве звука. Впрочем, как и везде, существуют свои исключения из правил. К примеру, линейки наушников-вкладышей от Sony и Audio-Technica могут поспорить с лучшими представителями в других классах.

Вставные наушники

По внешнему виду похожи на вкладыши, но принципиальное отличие в том, что они входят в ушной канал на некоторую глубину (на несколько миллиметров, как обычные беруши) и полностью затыкают ухо, обеспечивая очень хорошую звукоизоляцию. Качество звука в таких наушниках очень сильно разнится от фирме к фирме и от модели к модели.


Беспроводные "вкладыши" от Sennheiser

Можно порекомендовать модели фирм Sharp, Creative, Pioneer, Sony, Shure, Koss и Audio-Technica. Отдельно стоит упомянуть бюджетный вариант Koss Plug, так как за свою стоимость (около 500 рублей) они могут дать более-менее сносный звук (при применении эквалайзера).

Звук вставных наушников, конечно, лучше, чем у вкладышей, за счет звукоизоляции, но все равно довольно низок по уровню детализации, объемности. Маленькие динамики не в состоянии физически давать уровень звука больших. Второй существенный минус – это комфорт. Не каждому понравится, когда в его ухе находится посторонний предмет. У меня лично от такого начинает болеть голова уже через час прослушивания музыки. Из плюсов - это компактность, и уже упомянутая хорошая звукоизоляция. В том же метро вам не надо будет выставлять максимальную громкость, чтобы «перекричать» гул состава, можно слушать тихо и комфортно, не травмируя свой слух.

2013-07-12T12:55

2013-07-12T12:55

Audiophile"s Software

Рано или поздно перед каждым из нас встает вопрос выбора наушников. Это либо наушники для прослушивания музыки в дороге, транспорте, при окружающем шуме, либо для прослушивания музыки в домашних условиях. Так или иначе, наушники - это средство для исключительно индивидуального прослушивания звукового материала и каждый предъявляет к ним индивидуальные требования, в каждом конкретном случае.

В этой статье я вкратце расскажу об основных конструктивных и технико-электрических характеристиках наушников, т.к. именно они позволят выбрать ту модель, которая идеально подойдет под Ваши требования.

Конструкция

Основные типы наушников по конструкции можно назвать следующие:

Вкладыши

Наиболее популярный тип конструкции. Наушниками данного типа оснащены практически все аудиоплееры и телефоны («из коробки»). Имеют округлую форму мембраны, буквально вкладываются в ушную раковину (отсюда - название).

Из-за неплотного прилегания к ушному каналу происходят значительные потери мощности в области низких частот. Так же, из-за специфики конструкции данный тип имеет резонансы в области высокой чувствительности слуха (средние частоты) и при прослушивании на высокой громкости такие наушники могут негативно влиять на слух. Также чаще всего в них отсутствует какая-либо звукоизоляция, и звук музыки оказывается слышен окружающим людям, так же как и для Вас окружающие звуки.

Внутриканальные («вакуумные»)

Данный тип наушников помещается непосредственно внутрь ушного канала. Это обеспечивает возможность более точной передачи низких (и не только низких) частот, а также значительную звукоизоляцию. Для герметичного закрепления наушников в канале используются специальные резиновые насадки, которые часто бывают съемными. Сложностью является тот момент, что у некоторых людей ушной канал достаточно тонкий и подобрать нужную насадку бывает нелегко. Также врачи указывают на то, что данный тип наушников способен раздражать ушной канал и также негативно влиять на слух.

Накладные

Примером данного типа наушников могут явиться популярные KOSS Porta Pro. Они накладываются на ухо, но при этом не охватывают его полностью. Прижимаются к уху силой упругости специальной металлической или пластмассовой дужки, которая обычно проходит над головой (возможно варианты). Спецификой данного типа наушников является то, что источник звука располагается не внутри, а вне ушной раковины, что придает звучанию некоторую естественность. В силу конструктивны особенностей данный тип наушников обычно обладает невысокой шумоизоляцией (хотя отдельные модели всё же неплохо подавляют окружающие шумы).

Охватывающие

Данный тип является бескомпромиссным вариантом, т.е. это уже полноразмерные наушники, раскрывающие все возможности качественного воспроизведения. Мембрана не находится в непосредственном контакте с ушной раковиной и таким образом не оказывает на неё давления, что является плюсом. Амбушюры же, особенно, если они выполнены из кожзаменителя, способны обеспечить хорошую звукоизоляцию. Также звукоизоляция достигается и в случае закрытого типа охватывающих наушников.

Данный тип наушников обычно обладает мембранами диаметров 40-50 мм, что позволяет получать качественное звучание в широком диапазоне частот.

Открытые и закрытые наушники

Обычно закрытыми бывают наушники охватывающего типа конструкции. Суть закрытых наушников в том, что они не позволяют звуку, идущему от мембраны (главным образом, излучаемому её тыльной частью), распространиться наружу. Это достигается с помощью закрытой крышки, плотных качественных амбушюр, а также внутренней конструкции, способствующей звукопоглощению.

Преимуществом таких наушников является изоляция от окружающих шумов, а также низкое излучение звука наружу. Недостатком, а точнее, сложностью в данном случае является правильное конструирование наушников - чтобы звуковые волны направленные наружу действительно гасились и поглощались, а не отражались обратно в направлении ушной раковины. Некачественные закрытые наушники могут обладать повышенным уровнем искажений.

Наушники открытого типа сконструированы таким образом, что звук от тыльной части мембраны беспрепятственно распространяется за пределы наушников. Это избавляет от необходимости создавать условия для звукопоглощения и позволяет получить наиболее качественное, сбалансированное звучание. Мониторные наушники часто являются именно открытыми.

Электрические характеристики

Частотный диапазон и АЧХ

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) даёт представление об относительном балансе частот в звуковом сигнале, излучаемом данными наушниками. По сути характеристика демонстрирует зависимость относительного коэффициента передачи (уровень сигнала на выходе к сигналу на входе) от частоты, выраженную в децибелах. За опорный уровень (0 дБ) обычно берется коэффициент в области 1 кГц. Далее - чем ниже проходит АЧХ, скажем, в области НЧ - тем ниже уровень низких частоты воспроизводимых данными наушниками, и т.д.

Однако, производители наушников и владельцы магазинов обычно ограничиваются лишь указанием частотного диапазона. По стандарту диапазоном частот называют такой диапазон, в пределах которого отклонение от опорного уровня - не ниже -3 дБ. Фактически это граничная нижняя и граничная верхняя частота, в пределах которых затухание составляет не более -3 дБ. На практике же мы обычно имеем дело с неравномерностями АЧХ +/- 6 дБ чуть ли не во всем диапазоне частот (хотя некоторые провалы в области СЧ являются необходимостью), а производители указывают диапазон частот с допуском чуть ли не в -12 дБ. Таким образом ориентироваться в наше время по указанному частотному диапазон крайне не рекомендуется.

Импеданс (сопротивление)

Импеданс - это суммарное активное (постоянному току) и реактивное (переменному току) сопротивление наушников. Импеданс, соответственно, зависит от частоты сигнала и его правильнее представлять в виде графика, но обычно в характеристиках наушников лишь указывают номинальное значение импеданса (характерное для большей части диапазона частот).

От импеданса зависит громкость воспроизведения и уровень энергопотребления наушников. Чем выше импеданс, тем тише будут звучать наушники (при одинаковой чувствительности), и тем меньше будет энергопотребление. Также высокий импеданс способствует повышению качества воспроизведения, улучшая соотношение сигнал/шум.

Так как на портативных устройствах уровень выходного напряжения жестко ограничен, повысить громкость звучания (которая зависит от тока) можно только низким сопротивлением наушников - 32 или 16 Ом. В стационарных же условиях звуковые карты обычно рассчитаны на согласование сопротивления с высокоомными наушниками (до 500 Ом).

Чувствительность

Характеризует эффективность наушников в плане энергопотребления. Обычно выражается в дБ/мВт - т.е. какой уровень громкости наушники обеспечивают при подаче на них мощности в 1 мВт. Таким образом, наушники с высокой чувствительностью будут обеспечивать более высокую громкость при меньшем энергопотреблении.

Следует отметить, что чувствительность также могут указывать в единицах дБ/В, тогда чувствительность в дБ/мВт также зависит и от сопротивления (импеданса). Ввиду подобных неоднозначностей, а также разных методик измерения чувствительности производителями, данный параметр не всегда играет решающую роль при сравнении разных моделей.

КНИ

Цена

Следует отметить, что высокие цены на наушники отнюдь не является показателем их высокого качества воспроизведения. Во-первых, цену на рынке определяет не только себестоимость, но также и такие факторы, как спрос, элитность, «раскрученность» бренда (взять хотя бы вездесущие Monster Beats). Более того: некоторые производители специально завышают цену, в зависимости от целевого покупателя. Это важный психологический фактор - ведь ни один уважающий себя аудиофил не купит наушники стоимостью ниже 400$ ;)

С ценами на наушники Вы всегда можете ознакомиться в каталоге товаров Апорт (Aport.ru) по ссылке выше.

Субъективные факторы

Здесь надо отметить очень важный момент. Даже самые лучшие по характеристикам (и по отзывам) наушники могут лично для Вас не подойти. Либо мал охват амбушюра, либо звучание не соответствует личным предпочтениям - вариантов на самом деле очень много. Именно поэтому я настоятельно рекомендую не покупать кота в мешке. Перед покупкой наушников следует не только ознакомиться с техническими характеристиками, обзорами и отзывами, но также крайне желательно лично их прослушать - в идеале на Вашем оборудовании и музыкальном материале, который преимущественно будете воспроизводить. Без сомнений субъективный фактор является решающим, и пусть даже у наушников идеально ровна я АЧХ - что с этого толку, если Вам не нравится их звучание или просто устают от них уши.

Активное развитие смартфоностроения сделало телефоны очень удобными для прослушивания музыки, поскольку они оснащаются достаточными объемами встроенной и дополнительной памяти. В последнее время популярность стали набирать облачные сервисы, в которых пользователь может хранить очень большое количество музыки. Именно поэтому владельцы смартфонов все чаще интересуются как выбрать наушники для телефона.

Параметры выбора

Технически все качественные наушники для телефона характеризуются следующими параметрами:

Частотный диапазон

Частотный диапазон характеризует то, какие минимальные и максимальные частоты могут воспроизводить наушники. Более широкий диапазон дает лучшее качество звука. Физически за частотный диапазон в наушниках отвечает диаметр мембраны – чем он больше, тем шире спектр частот. Нормальное ухо человека воспринимает частоты, начиная с 15 Гц и заканчивая 20 000 Гц, поэтому и наушники нужно выбирать с этим диапазоном.

Чувствительность

Такая характеристика, как чувствительность, отвечает за громкость звучания «ушей» и измеряется в децибелах. Большинство современных наушников способны выдавать около 100 дБ. Чувствительность напрямую зависит от магнитного сердечника на мембране. Однако стоит учитывать, что, хотя в вакуумных наушниках магнитный сердечник небольшой, они все равно обладают высокой чувствительностью за счет того, что располагаются глубоко в ухе. Оптимальное значение чувствительности у наушников для телефона может варьироваться в пределах 100 дБ.

Сопротивление

Выбирая наушники для телефона, нужно обратить внимание на сопротивление. Оно не должно быть очень высоким (выше 35 Ом), иначе телефон попросту не сможет воспроизводить звук. Тем не менее слишком низкое сопротивление (ниже 16 Ом) тоже не очень хорошо, поскольку оно приводит к большим искажениям звука. Оптимальное значение для телефонных наушников – около 20-30 Ом.

Максимальная мощность

Параметр мощности тоже влияет на громкость звучания. Выбирая наушники, помните, что мощность разъема в телефоне не очень большая, поэтому и мощность наушников не должна быть большой. Оптимальная мощность – около 100 мВт.

Уровень искажения

Любые наушники искажают звук, этот параметр измеряется в процентах. Чем меньше уровень искажения, тем выше качество звука. Об уровне искажения звука можно судить, исходя из веса наушников – чем меньше вес, тем больше искажения. Для вкладышей или вакуумных нормальный вес – 5-30 грамм, а для накладных – от 40 до 100 грамм.

Виды наушников

Современные телефоны оснащаются стандартизированными разъемами 3,5 мм. Поэтому то, как выбрать наушники для телефона, зависит лишь от покупателя. По конструкции все наушники для телефонов можно разделить на следующие типы:

Наушники-вкладыши

Эти наушники получили свое название потому, что вкладываются в ухо и удерживаются в нем за счет своей формы. Такие наушники имеют стандартизированный размер. Это может доставлять дискомфорт тем, у кого нестандартный размер уха, поскольку в этом случае они будут плохо держаться.

Вакуумные наушники для телефона можно по праву назвать самым распространенным типом наушников. На концах они имеют силиконовые накладки, размер которых можно подобрать в соответствии со своим ухом. Попадая в ухо, эти наушники заполняют собой все пространство и практически не пропускают звуки из внешнего мира. Это значительно повышает качество передачи звука.

Если не знать, как выбрать вакуумные наушники, можно купить подделку и сильно навредить своему слуху.

Как следует из названия, накладные наушники накладываются на ухо, закрывая его. Они обеспечивают более качественное звучание, чем предыдущие два типа. Такие наушники тоже можно использовать для телефона, однако в основном ими пользуются меломаны, которые готовы пожертвовать компактностью в пользу высокого качества звука.

Полноразмерные наушники созданы для людей, которые профессионально работают со звуком, но абсолютно не подходят для использования с телефоном.

У всех разные звуковые предпочтения. Что для любителя покажется качественным звучанием, у профессионала может вызвать множество негативных комментариев. Выбирая конструкцию наушников, необходимо помнить об их применении. С мобильными телефонами удобнее всего использовать или вакуумные, или вкладыши, потому что они занимают мало места и их трудно сломать, находясь в толпе. При покупке внимание стоит обратить на качество провода и штекера. Предпочтительнее покупать те наушники, в который не слишком тонкий и мягкий провод, иначе он будет очень сильно путаться. Штекер лучше купить L-образной формы, поскольку он меньше подвержен поломкам.

Bluetooth-headphones

Развитие беспроводных технологий влияет на развитие наушников, в связи с чем многих интересует то, как выбрать беспроводные наушники для телефона. На данный момент все беспроводные наушники можно разграничить по типу подключения: радио, блютуз и инфракрасный порт. Беспроводные каналы связи обеспечивают свободу от проводов, но при этом увеличиваются количество шумов.

Наушники, которые на надо вставлять в уши

Уже много лет ведутся разработки технологии передачи звука через кость. Наушники, сделанные по этой технологии, не нужно вставлять в уши, их нужно крепить выше. Принцип работы этой технологии прост: специальная вибропластина издает вибрации, которые передаются напрямую в мозг человека. Такие гарнитуры не подходят для аудиофилов, однако пользуются огромной популярностью среди спортсменов, потому что они не перекрывают посторонние звуки, а также подключаются к телефону через беспроводное соединение.

Обзор популярных моделей

Задаваясь вопросом какие наушники лучше выбрать, можно увидеть большое количество моделей. Тем не менее не все могут похвастаться статусом народных любимцев. Sennheiser CX-400II уже не один год популярны как среди рядовых пользователей, так и среди меломанов, поскольку имеют качественный звук и относительно невысокую стоимость.

  • Наушники CX-400II;
  • Набор из 6 пар сменных насадок под все размеры ушей;
  • Чехол для хранения и транспортировки;
  • Катушка, на которую наматывается провод, чтобы он не запутался;
  • Клипса для крепления на одежду.

Технические характеристики у Sennheiser CX-400II на уровне конкурентов из их ценовой категории. Стоит отметить, что первое время качество звука плохое, но после нескольких дней «прогрева» звук становится чистым, объемным, появляется мягкий бас.

Другая популярная модель наушников – Apple EarPods. Они были представлены вместе со смартфоном iPhone 5 и пришли на смену уже устаревшим Earphones. Огромная популярность наушников от Apple связана с тем, что, во-первых, они входят в комплектацию всей «яблочной» техники, а во-вторых, имеют гарнитуру, что позволяет управлять музыкой из кармана.

EarPods поставляются в пластиковом прозрачном чехле, который подходит для хранения или транспортировки «ушей».

Корпус наушников сделан из светлого пластика необычной формы, все выполнено очень аккуратно, поэтому на первый взгляд невозможно увидеть зазоры или стыки.

По качеству звука Earpods нельзя назвать ориентированными на какие-то музыкальные жанры. Эти наушники универсальны и подойдут для прослушивания практически любой музыки.

Нередко телефон используют в качестве плеера во время занятий спортом. Как выбрать хорошие наушники для спорта – сложный вопрос. Одной из самых распространенных моделей можно назвать Jabra Sport Bluetooth. Они подключаются к смартфону при помощи Bluetooth, благодаря чему пользователь никогда не запутается в проводах. Другое преимущество Jabra Sport Bluetooth – яркий звук с мощными басами. Качественный звук очень важен для тех, кто занимается тренировками, поскольку позволяет отвлечь мозг от усталости в мышцах и повысить выносливость на 15-20%.

Xiaomi Piston 3

В этом видео рассматривается еще одна популярная модель наушников Xiaomi Piston 3. При невысокой стоимости они имеют хорошие характеристики, а также поставляются в качественной упаковке. Кроме того, Xiaomi Piston 3 оснащаются гарнитурой для разговоров.

Следуя всем перечисленным правилам, вы больше не будете задаваться вопросом, как правильно выбрать наушники для мобильного!

Вконтакте

По вертикали на графике АЧХ указывается уровень звукового давления, в мировой практике выражается в децибелах (дБ). Значения могут указываться относительными, а могут быть абсолютными в SPL (Sound pressure level - уровень звукового давления). Если значения указаны в SPL и указано, при каком уровне напряжения или мощности, то можно вычислить чувствительность наушников. Зная чувствительность наушников, можно вычислить, с какой громкостью будут играть наушники при подаче определенного уровня сигнала.


Разные наушники при подаче одинакового уровня сигнала с усилителя играют с разной громкостью. Наушники с высокой чувствительностью играют громко, а наушники с низкой чувствительностью играют тихо.

На графике показаны наушники с разной чувствительностью, для дальнейшего примера сопротивление наушников примем равным 32 Ом. Это важно для того, что бы связать мощность с выхода усилителя и чувствительность, выраженную по отношению к мощности, а не напряжению. Ниже предлагается наглядная табличка.


Зависимость от чувствительности

наушники с высокой чувствительностью (зеленый) наушники с выше средней чувствительности (желтый) наушники со средней чувствительностью (красный)
к напряжению на 1 кГц, В 133 121 108
Чувствительность по отношению к мощности на 1 кГц, мВт 118 107 94
Подаваемое напряжение на наушники для достижения громкости в 120 дБ, В 0.23 0.8 3.6
Подаваемая мощность на наушники для достижения громкости в 120 дБ, мВт 1.6 3 405
Соотношение длительности работы усилителя от одинаковой батареи 1 раз 2 раз 250 раз
Если у усилителя максимальный уровень напряжения для 32 Ом равен 0.3 В / 3 мВт, то максимальная громкость наушников будет равна, дБ SPL 122 111 98

Чувствительность по отношению к напряжению берется прямо из графика АЧХ, там, где линии графика пересекают 1 кГц, по вертикальной шкале берется значение в дБ. По отношению к мощности значение отдельно пересчитывается. Знание чувствительности необходимо как для расчета максимальной громкости, которую могут развить наушники при использования конкретного усилителя, так и для расчета энергопотребления.

Для перевода чувствительности из дБ/В в дБ/мВт и наоборот предлагается ниже табличка.


Соотношение чувствительности дБ/В и дБ/мВт

95 дБ/мВт 98 дБ/мВт 100 дБ/мВт 105 дБ/мВт 110 дБ/мВт
12 Ом, дБ/В 114 117 119 124 130
16 Ом, дБ/В 113 116 118 123 128
24 Ом, дБ/В 111 114 116 121 126
32 Ом, дБ/В 110 113 115 120 125
50 Ом, дБ/В 108 111 113 118 123
85 Ом, дБ/В 106 109 111 116 121
100 Ом, дБ/В 105 108 110 115 120
300 Ом, дБ/В 100 103 105 110 115
600 Ом, дБ/В 97 100 102 107 112

Если наушники на графике АЧХ на 1 кГц пересекают по вертикали значение 125 на 1 кГц и сопротивление наушников равно 50 Ом на 1 кГц, то смотрим строчку для 50 Ом. Значение 125 видно в столбце 110 дБ/мВт, что и есть чувствительность данных наушников в соотношении дБ/мВт. Если известно, что у наушников сопротивление 85 Ом, а чувствительность 105 дБ на 1 кГц, то смотрим строчку для 85 Ом и столбец 105 дБ/мВт, получаем значение 116 дБ/В. На таком уровне по вертикали будет пересекать график АЧХ значение 116 дБ по вертикали на 1 кГц.

Sony XBA-A1AP

5 490 .-

В корзину

В избранное

Сравнить

Bowers & Wilkins P5 S2

Товар в наличии в интернет-магазине

15 990 .-

В корзину

В избранное

Сравнить

В паспортных характеристиках зачастую пишется чувствительность наушников. Однако из-за отсутствия жесткого стандарта к конструкции измерительного стенда, у разных производителей чувствительность не сопоставима. К примеру, Sennheiser CX 550 Style II и AKG IP 2 обладают одинаковой чувствительностью, но в паспортных данных указано 114 дБ/1В на 1 кГц для CX 550 и 123 дБ/1В на 1 кГц для IP 2. На нашем стенде чувствительность наушников составила 128 дБ / 1 В на 1 кГц. Возникает закономерный вопрос, если данные так различаются, то стоит ли на чувствительность обращать внимание? Т.к. каждый производитель для определенных типов наушников использует зачастую один стенд, то благодаря нашим измерениям можно делать относительную поправку на чувствительность. Так же следует учесть, что разные производители измеряют чувствительность на разных частотах, например Sennheiser и AKG приводят чувствительность относительно 1 кГц, а Beyrdinamic по стандарту IEC 60268-7 - 500 Гц, что при разных АЧХ наушников дает разные результаты. Так же производитель может указать среднее значение для определенного частотного диапазона или наоборот пиковое значение по всему частотному диапазону. Производитель может привести чувствительность с поправкой на громкость звука представленного не для гармонического, а для шумового сигнала. В данном случае значение чувствительности будет ниже на 9 дБ.


Высокие значения чувствительности по отношению к 1В не должны пугать. Если у наушников вкладышей/затычек чувствительность оказалась на уровне 130 дБ/В, и при этом у наушников сопротивление 32 Ом, то в пересчет на мВт это будет всего 105 дБ, подобную цифру можно увидеть на многих коробках. Для примера взглянем на максимальное выходное напряжение у среднестатистического плеера.

Большинство плееров на низкоомной нагрузке выдают лишь 0.2~0.3В, что позволяет развить давление в данных наушниках лишь до 110 дБ. Однако это значение справедливо для синуса, а для музыкального сигнала с учетом его энергетической плотности значение опуститься еще примерно на 9~12 дБ и составит не более 101 дБ. В метро уровень шума на уровне 95 дБ. Получается, что вкладыши/затычки будут играть лишь на 6 дБ громче. Дополнительную разницу даст шумоизоляция затычек закрытого типа.


Так же важно, что чувствительность дает довольно приблизительные данные о том, с какой громкостью будут играть наушники.

В примере показаны наушники с формально одинаковой чувствительностью 114 дБ/В как для частоты 500 Гц, так и 1 кГц. Однако видно, что у одной модели на АЧХ подняты низкие и высокие частоты (оранжевый график), а у другой наоборот низкие и высокие частоты завалены (голубой график). В итоге первые наушники субъективно будут громко играть, а вторые тихо, несмотря на формальную одинаковую чувствительность. По этой причине ориентироваться нужно именно на графики с АЧХ, в то время как данные по чувствительности без АЧХ могут не показать полной картины.


Стенд как таковой может настраиваться разными способами, по шуму в открытом или номинальном пространстве, по синусу или другому сигналу. В зависимости от способа, значения будут различаться, при чем различия могут достигать до 10 дБ и выше. Предпочтение отдается субъективной экспертизе, при настройке на синусах в районе низких частот и узкополосном шуме на высоких. Наш стенд откалиброван по розовому шуму с частотным диапазоном 300 Гц - 2 кГц при субъективном сравнении громкости сигнала между наушниками и акустической системой.

Это позволяет оценить громкость тех или иных наушников в соответствии с акустическими системами. По данному методу ранее рекомендовалось субъективно вычислять АЧХ наушников в ГОСТ 28728-89 (метод прямого измерения - сравнительная частотная характеристика наушников в свободном поле).


Стоит обратить внимание на то, что жесткого стандарта как такового не существует и это дает возможность производителям указывать данные из маркетинговых соображений. Можно указать большую чувствительность для лучших продаж определенной модели, как более чувствительной, а можно занизить значение, что бы здравоохранительные органы не попрекали за пособничество в потери слуха у молодежи. Так же некоторые производители могут приводить чувствительность наушников исходя из чувствительности капсюля, не учитывая, что итоговая чувствительность наушника в сборе будет отличатся. Таким образом к данным на коробках стоит подходить с осторожностью.


Мы предлагаем результаты измерений, сделанных в одинаковых условиях, что позволяет проводить корреляцию данных между собой. Особое внимание стоит обратить на то, что чувствительность для больших наушников и вкладышей/затычек измеряется в одних и тех же условиях, что позволяет сопоставлять чувствительность наушников между собой.


Нельзя не упомянуть и о погрешности измерений. В зависимости от посадки наушников итоговое значение может колебаться в районе 3-4 дБ. Для полноразмерных наушников итоговая АЧХ является средним значением между АЧХ для правого и левого наушника. Таким образом данные выглядят как 103 ±2 дБ/В.


Существуют исследования, результаты которых определяют связь между громкостью и значениями в SPL

Значения SPL в дБ

Звук/Громкость дБ
Порог слышимости 0
Тиканье наручных часов 10
Шепот 20
Звук настенных часов 30
Приглушенный разговор 40
Тихая улица 50
Обычный разговор 60
Шумная улица 70
Опасный для здоровья уровень 80
Пневматический молоток 90
Кузнечный цех 100
Громкая музыка (на дискотеке, концерте) 110
Болевой порог 120
Клепка, сирена 130
Реактивный самолет 150
Смертельный уровень 180
Шумовое оружие 200

Данные значения относятся к уровням громкости для акустических систем, с учетом повреждения внутренних тканей человека от низких частот. В наушниках низкие частоты действуют только на барабанную перепонку и не действуют на остальные участки тела - сердце, печень, мышечные ткани и т.п. По этому в наушниках порог на максимальную громкость, в целом выше, однако все равно следует помнить, что долгое прослушивание на высокой громкости до добра не доведет. Так же таблица показывает значения для гармонических сигналов. Т.к. музыкальный сигнал по спектральной плотности близок к шуму, то в целом громкость музыкального сигнала снижается на 9 дБ (из соотношения энергетической плотности синуса и шума, для синуса - 3 дБ, для шума - 12 дБ).

Представление чувствительности к напряжению удобны тем, что можно наглядно оценить зависимость громкости от подаваемого напряжения. Шаг в 6 дБ дает изменение напряжения в два раза. Зависимость изменения громкости от подаваемого напряжения логарифмическая. При выборе наушников можно так же сделать вывод, если у наушников А чувствительность равна 100 дБ, а у наушников Б - 106 дБ, то это значит, что наушники А будут играть с аналогичной громкостью как и наушники Б, если для них выставить у усилителя громкость в два раза выше.

Как известно, знание - сила, особенно в технических вопросах. Основные характеристики наушников, обычно указанные на упаковке, дают представление об их возможностях до прослушивания. Надо лишь разобраться, что к чему.

Чувствительность

Все сталкивались с ситуацией, когда одни наушники звучат громче других при том, что уровень на плеере (или смартфоне) выставлен одинаково. Часто этот факт связывают с разницей в мощности наушников. Но наушники - не усилитель, такая предпосылка в корне неверна.

На самом деле то, насколько громко зазвучат наушники, зависит от их чувствительности. Традиционно этот параметр лежит в пределах 90–120 дБ, причем для большинства моделей доступных на рынке эти рамки уже 95–105 дБ. Чувствительность показывает, насколько громко будут играть наушники при прочих равных. Чем она выше, тем выше максимальная громкость и меньше нагрузка на встроенный усилитель плеера или смартфона. Мной замечена еще одна прямая зависимость: чем дешевле наушники, тем меньше шансов, что их реальная (а не указанная в техническом паспорте) чувствительность будет высокой.


Наушники AKG K 315. Чувствительность - 126 дБ, импеданс - 32 Ом, максимальная входная мощность - 15 мВт.

Мощность

А вот в вопросе мощности не стоит гнаться за ваттами. Особенно когда основной источник музыки смартфон или портативный плеер. При высокой чувствительности достаточно нескольких милливат, чтобы музыка играла громко, а усилитель гаджета не перегружался и экономно расходовал заряд аккумулятора. Да, если выбрать наушники с высокой мощностью, звук, возможно (только возможно), получится солидным и напористым. Но продлится это не так долго, как вам бы хотелось - батарея гаджета под такой нагрузкой начнет стремительно разряжаться. Более того, нередки случаи, когда встроенный усилитель попросту не справляется с мощными наушниками. В итоге и звука хорошего не услышите (рыхлый неглубокий бас), и получите искажения на громкости выше средней.

Для наушников, используемых дома, высокая мощность уже не проблема, ведь предполагается, что они будут использоваться со стационарным усилителем. Тогда высокая мощность поспособствует высокому качеству звука.


Наушники Beyerdynamic DT 1350. Чувствительность - 129 дБ, импеданс - 80 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

Сопротивление

Еще один фактор, существенно влияющий на качество звучания, расход энергии и в целом определяющий совместимость наушников с усилительной частью, - импеданс. С точки зрения физики импеданс несколько отличается от более понятного термина «сопротивление», но с потребительской точки зрения это не столь важно, поэтому на упаковке наушников вполне можно встретить и такое написание.

Любой усилитель имеет некоторый диапазон нагрузок, с которым он способен работать в оптимальном режиме. Величина импеданса наушников, измеряемая в омах, соответственно, определяет режим работы усилителя. В портативной технике обычно стоят усилители, рассчитанные на работу с импедансом от 16 до 32 Ом. Поэтому именно такие цифры вы встретите у большинства наушников. Однако вполне допустимо использовать с портативной техникой наушники с импедансом 40–60 Ом. Принципиальная разница состоит в том, что для работы последних потребуется больше мощности, а значит, увеличится расход аккумулятора. Также помните, что если сопротивление наушников значительно отличается от рекомендованного, усилитель будет работать во «внештатном» режиме, результатом чего могут стать искажения и общее понижение качества звука. А в крайних случаях, еще и приведет к выходу из строя усилителя или наушников.


Наушники Denon AH-C250. Чувствительность - 109 дБ, импеданс - 87 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

Высокоомные наушники, чей импеданс исчисляется сотнями омов, стоит использовать только со стационарными усилителями. Чаще всего высокоомные наушники делают для профессиональных целей, хотя их также можно встретить и среди дорогих High End-моделей для бытового использования.

Внимание, если выбираете модель для дома: импеданс наушников должен попадать в пределы рекомендованного диапазона нагрузки, который указывается в технических данных усилителя. Вообще, большинство наушников и усилителей довольно четко делятся на низко- и высокоомные, так что особенных проблем с поиском подходящей пары возникнуть не должно.

Частотный диапазон

Частотный диапазон наушников, наверное, самая простая и понятная величина. Чем он шире, тем качественней звук. Выход заводских параметров за пределы слышимого диапазона, например, 5 Гц – 25 кГц, свидетельствует о том, что края этого самого слышимого диапазона будут воспроизведены без особых потерь. Может быть, потому что это простая величина, да еще и с большими цифрами, производители склонны ее приукрашивать. Часто встречаются стандартные цифры, типа 20 Гц – 20 кГц. И никаких указаний о том, при каких условиях были произведены измерения, не говоря уж о графике АЧХ. 20Г ц и правда могут быть, но с такой громкостью, что услышат их лишь приборы в глухой акустической комнате, где, возможно (только возможно), проходили замеры.


Наушники Sony MDR-1R. Чувствительность - 105 дБ, импеданс - 48 Ом, максимальная входная мощность - 1500 мВт, частотный диапазон - 4–80 000 Гц

Уши против цифр

В заключение обзора основных характеристик хочу избавить читателей от одной распространенной иллюзии, что «наушники с одинаковыми паспортными данными одинаково звучат». Ничуть.

При равном частотном диапазоне, одинаковых чувствительности, мощности и импедансе разные наушники, вероятней всего, заиграют совсем непохоже друг на друга. Поскольку наше впечатление от звучания формируется точностью реакции излучателя, формой частотной характеристики и ряда иных показателей, которые публикуются разработчиками крайне редко, а другие и вовсе не могут быть измерены. К сожалению или к счастью, но современные измерительные приборы еще не достигли тех высот, когда они научатся воспринимать музыкальный сигнал комплексно, как человек. Поэтому, изучив характеристики на предмет совместимости с остальным комплектом оборудования (источник, усилитель), соизмерив их стоимость со своим кошельком, нужно все-таки пойти и послушать их. Иначе никак.