На какой громкости прогревать наушники. Как правильно прогреть наушники и нужно ли это делать

08.06.2019

В интернете, кроме 1001 темы о том, стоит ли "Прогревать наушники после покупки или нет", есть много специальных треков для «разогрева» наушников.

Хотелось бы выделить один из них, а именно, CASCADE Noise от Tara Labs — это собственно сочетание белого и розового шума с разной частотой на разных уровнях. Его главная особенность — запись серии нисходящих и восходящих звуков/шумов с диапазоном в несколько октав (каскадирование) в более качественный и полный результат, чем любой другой «Burn-In» дисков, которые были сделаны до настоящего времени.

CASCADE Noise Burn-In Disc может использоваться для прогрева электронных аудио компонентов, а так же для прогрева аудио кабеля. Результат «До и после» будет очевиден.

Эффект, который обычно называют в интернете «burn-in» или «прогрев», «разогрев» может сбить с толку.

Ф феномен выгорания или прогревания, кому как удобней, на самом деле ни что иное, как поляризация воздействия на микроскопическом уровне. Этот микроскопический уровень может быть таким же маленьким, как несколько тысячных дюйма длины проводника в кабеле.

Существует одна проблема: не все частоты, передаваемые электромагнитными волнами, пройдут в одной и той же точке проводящего провода. Например, в какой-то точке вдоль проводника может быть крошечная точка окисления, и это будет ограничивать круг высоких частот, которые должны двигаться с одинаковой амплитудой, например во время преобразования АС в CD, что создаст случайные шумовые помехи в кабеле.


В других точках возможны воздушные зазоры между проводником и изоляцией вблизи поверхности проводника.
Эти крошечные различия вызывают изменения в звучании в связи с различными частотами, которые встречают на пути от проводника до диэлектрики обратно.

CASCADE Noise предназначен для оптимизации работы всех аудио компонентов и аудио проводов. Результатом является более последовательное и расширенное воспроизведение высокой частоты без сбоев, наряду с прекрасным впечатлением от прослушивания.
Первые результаты «прогрева» можно заметить всего через несколько часов после проигрывания трека.
Чем дольше вы будете проигрывать трек, тем больше вы ощутите разницу воспроизведения ДО и ПОСЛЕ.



Инструкция по прогреву с помощью CASCADE Noise:

1. Записываем трек в плеер/ на флешку / на диск. (Cascade Noise - !)

2. Выставляем среднею громкость.Установите громкость до уровня обычного прослушивания
3. Выбираем непрерывный режим проигрывания трека.
4. Нажимаем Play.
5. Ожидаем. Оптимальное время не меньше 24-48 часов.
* НЕЛЬЗЯ выставлять максимальную громкость. Это может повредить ваше оборудование!


Время для осуществления значительных изменений в звучании будет варьироваться в зависимости от системы и ее компонентов и материалов.
Ощутимая разница будет очевидно прослушиваться после проигрывания трека не менее 24 часов.
Процедуру можно повторять до тех пор, пока разница в звучании останется неизменной ДО и ПОСЛЕ проигрывания.

Существует ли эффект «прогрева» или это эффект плацебо?

Помните

Многих современных аудиофилов интересует, нужно ли прогревать наушники перед использованием. Ведь некоторые опытные пользователи рекомендуют делать такую процедуру регулярно. Для того, чтобы определить ее необходимость, стоит узнать, что говорят по этому поводу опытные инженеры.

Многие ценители музыки уверены, что использовать наушники можно только после их полноценного «прогрева». Меломаны также утверждают, что качественное звучание появляется исключительно после длительной работы наушников. Если ознакомиться информацией, которая расположена на форумах любителей качественного звука, можно увидеть массу преимуществ использования прогретых устройств. По мнению пользователей хороший прогрев обеспечит разработку мембраны, а также постепенное привыкание механизма к определенному ритму работы.

Пользователи, настроенные скептически, желают точно узнать, есть ли на самом деле польза от прогревания или нет. На самом деле и один, и второй вариант являются верными с технической точки зрения.

Естественно, особенного «размягчения» мембраны наушников в процессе их прогрева не происходит. Кроме того, ни в одной инструкции по использованию техники нет рекомендаций по «прогреву» наушников. Тогда откуда пошла мода «прогревать» наушники? Оказывается, существуют некоторые причины, которые заставляют задуматься современных меломанов.

Пожалуй, наиболее весомым аргументом в пользу прогрева устройства является личный опыт пользователя. Как правило, в таких случаях владелец наушников говорит, что звук в «обкатанных» устройствах куда лучше, чем в не прогретых. Такой эффект может возникать по следующим причинам:

  • индивидуальные психоакустические факторы пользователя;
  • личная субъективная оценка и особенности слуховых органов;
  • различная конструкция наушников одной и той же модели, выпущенной в разные годы.

Особенности собственного уха: кто что слышит


Как известно, каждый человек имеет различный звуковой порог восприятия. Соответственно, любые ощущения от прослушивания музыки являются субъективными. Когда пользователь высказывает личное мнение об определенном устройстве, он руководствуется личным мнением о том, какой звук является хорошим, качественным, а какой — нет. Критерии качества также существенно различаются.

Опытные продавцы техники сталкиваются с тем, что одним покупателям по душе больше приходится сбалансированный звук, вторым хочется как можно больше нижних частот. Такие вкусовые расхождения возникают из — за различного слухового восприятия. Специалистами доказано, что слуховой диапазон частот начинает сужаться у всех людей старше 25 лет. Именно по этой причине многим людям сложно расслышать звук выше 17,5 кГц. Что касается 20 кГц, этот диапазон могут хорошо расслышать 16-17- летние меломаны.

Помимо этого, чувствительность человеческого уха начинает постепенно снижаться в случае приближения к пороговому значению. Поэтому, при прослушивании звук на очень высоких или низких частотах кажется пользователю намного тише. Некоторым меломанам наверняка знакомы случаи, когда в некоторых произведениях в специально отведенной паузе появляется очень низкий бас и он кажется на порядок тише. Кроме того, некоторые любители качественного звука, для того, чтобы определить новые особенности знакомой композиции, специально прослушивают ее на других наушниках.

Естественно, на другой аппаратуре удается отчетливо расслышать звуки, которые до этого были незаметны. В таком случае секрет появления нового звучания является весьма простым. Дело в том, что новое устройство может иметь АЧХ с поднятой кривой на тех участках, которые совпадают с пределом слышимых частот.

Эти особенности нередко приводят к двоякой ситуации. Ведь один человек в восторге от звучания, второй — называет звук неестественным. Поэтому, происходит непонимание между любителями музыки. Несмотря на то, что каждый пользователь прав по — своему.

Что касается предела слышимости, он также может различаться у каждого человека. Для некоторых слушателей 18 кГц является началом области высоких частот. Человек с более острым слухом считает таковыми 15 кГц. В случае описания одного и того же музыкального произведения два слушателя вряд ли придут к одному выводу. Несмотря на вышеприведенные факты, многие меломаны предпочитают «прогревать» наушники как можно дольше. Ведь, по их мнению, деформирующаяся мембрана, создающая звук, со временем должна изменить свои свойства и стать более гибкой.

Если рассматривать такой вариант с точки зрения физики, все верно. Однако оценка масштаба такого явления очень завышена. Ведь нет таких пользователей техники, которые занимаются «прогревом» микрофонов. Если следовать по тому же принципу, что и в случае с наушниками, такой метод должен работать. Однако он не находит поддержки у специалистов.

Конструктивные особенности


Многие внимательные слушатели приобретают новые наушники, аналогичные тем, которые у них были раньше.

При этом пользователи утверждают, что звучание существенно отличается. Неужели причина такой особенности заключается в качественном «прогреве» старого устройства?

В таком случае ярким примером являются наушники от известного производителя KOSS. Меломаны знают, что их выпускают с 80-х годов прошлого столетия. Совершенно очевидно, что в чашках этой модели присутствуют новые динамики, а не такие же, которые устанавливались 30 лет назад. За эти годы производители совершенствовали линию производства, процесс сборки стал полностью автоматизированным, а качество — высоким. Помимо этого, производитель заменил материалы, которые используются для создания корпуса и самой «начинки».

Большинство пользователей, приобретая новый товар, выбрасывают бумажную документацию, считая ее ненужной. Более того, в примечания и различные сноски мало кто вчитывается. Если же внимательно ознакомиться с каталогом продукции, можно заметить, что производитель имеет полное право изменять внешний вид изготавливаемой продукции, а также комплектацию, технические характеристики наушников. Такой подход можно назвать юридической уловкой, которая позволяет откреститься от брака и оправдать продажу некачественного товара.

Конечно же, солидный производитель, такой, как , позаботится о выпуске устройств с неизменными характеристиками. Коэффициент гармонического искажения в следующей партии наушников в обязательном порядке будет соответствовать показателям, указанным на коробке. Естественно, по звучанию наушники, выпущенные 20 лет назад и сегодня, существенно различаются. Однако некоторые пользователи списывают различия на то, что новая модель недостаточно «прогрета». После этого меломан привыкнет к звучанию и будет утверждать, что уникальный процесс «прогрева» дает свои плоды.

Вышеописанные особенности техники относятся к известным и востребованным моделям. Практика свидетельствует о том, что даже в самых дорогостоящих наушниках начинка регулярно изменяется. Что касается различий между закрепленными драйверами, их можно заметить даже невооруженным глазом. Как правило, те модели, с которыми работают известные немецкие производители, имеют открытую конструкцию, их динамики хорошо просматриваются.

Более внимательные меломаны уже увидели, что их дополняет новый материал особенного цвета. Такой маркетинговый ход, к которому прибегают современные производители, позволяет привлекать все большее число покупателей. Параметры динамиков остались такими же, как и в старых моделях. Однако незначительные изменения в конструкции наушниках способствовали тому, что звук в обновленной и старой версии является различным.

Нужно греть наушники или нет — что скажут производители


Меломаны, сомневающиеся в пользе «прогрева» наушников, с большим интересом желают узнать мнение самого производителя. И это верно, поскольку только он может дать четкий ответ. Проведя анализ ответов представителей различных компаний относительно «прогрева» наушников, становится понятно, что мнение в таком случае расходится.

Теория о прогреве наушников выгодны тем производителям, которые выпускают портативные устройства. Другими словами, качество звука в таком случае может быть улучшено после хорошего «прогрева» устройств.

Нужно сказать, что громкие заявления, касающиеся «прогрева» наушников, большинство известных производителей делать не стремятся. Ведь каждый специалист понимает, что если бы эффект от такого подхода был высоким, существовали бы определенные технические стандарты, на которые приходилось бы ссылаться. Однако таких спецификаций не существует. Если производитель и поддерживает теорию «прогрева» наушников, то не напрямую, а завуалированно.

Мнение известных специалистов


Главный дизайнер компании Beyerdynamic — Гюнтер Вейдман принимал участие в разработке уникальной линейки наушников Tesla, которые на сегодняшний день известны каждому меломану. На одной из презентаций специалисты был задан вопрос относительно продолжительности прогрева наушников.

На что Вейдман ответил: «Мы не рекомендуем какой-то конкретный срок для прогрева. Некоторые аудиофилы не прогревают наушники вообще, а другие вполне удовлетворяются несколькими часами прогрева». Что касается известного и всеми любимого производителя наушников Grado Labs, он открыто говорит о надобности прогрева устройств. Однако специалист не рекомендует проводить слишком долгий «прогрев».

Наш соотечественник, инженер Юрий Шульман работает в известной компании Shure на протяжении многих лет. Специалист утверждает, что необходимость прогрева является мифом, а не важной необходимостью. Шульман уверен, что качество звучания зависит от восприятия слушателя. Многочисленные исследования, которые проводил сам инженер говорят о том, что наушники Shure звучат одинаково на протяжении всего периода.

Мнение ведущих специалистов компании MEElectronics

На современном рынке MEElectronics можно считать новичком в области производства этих устройств. На проводимых конференциях посетители задают всевозможные вопросы о правильном использовании устройств.

Естественно, специалистам не удалось избежать вопроса, касающегося предварительного прогрева устройств перед прослушиванием.

Производители заявили о том, что прогревание не относится к числу необходимых процедур. Наушники MEElectronics и без этого отличаются высококачественным звучанием. Однако многие пользователи сообщали об улучшении звука после прогрева. Если пользователь решил приступить к такому процессу, важно помнить о том, что продолжительность прогрева должна составлять 50 часов.


Как правило, в спорах о качестве звучания принимают участие люди с самыми различными вкусовыми предпочтениями. Среди них встречаются не только специалисты, имеющие техническое образование, но и обычные зеваки, любители обсуждения интереснейших тем. К числу таких меломанов относится и Тайл Хертсенс.

Это главный редактор известнейшего сайта InnerFidelity. Он очень любит качественный звук. Новинки, инновационные технологии и необычные споры — любимый конек Тайла. Журналист решил подойти к проблеме «прогрева» наушников с максимальной серьезностью. Он не захотел доверять собственным ушам, пытаясь распознать разницу. Хертсенс подошел к вопросу намного серьезнее — с научной точки зрения.

Он стал измерять показатели звука до и после прослушивания. На протяжении всего эксперимента Тайлу приходилось неоднократно менять собственное мнение по поводу целесообразности «прогрева». Замеры показали незначительные изменения параметров наушников. После этого Хертсенс решил провести «слепой» тест, в ходе которого он моментально отличил новую модель от «прогретых» наушников. Примечательно, что «слепое» исследование оставило еще больше вопросов. Ведь звук разных экземпляров наушников одной модели может существенно разниться.

Мнение Sennheiser

На вопрос одного из меломанов о надобности «прогрева» наушников представитель компании Sennheiser ответил, что наушники, как и громкоговоритель, используется в штатном режиме после прогрева устройства. Что касается эффекта, прогрев позволяет ослабить окружение. Диафрагма благодаря такому подходу начинает двигаться более легко. Естественно, модель, только что сошедшая с конвейера, имеет более жесткую диафрагму.

Меломан также поинтересовался, насколько процесс прогрева является постоянным и уходит ли уже достигнутый эффект после того, как наушники находились какое — то время в состоянии покоя. На такой вопрос работники Sennheiser ответили, что процесс прогрева смягчает «начинку» устройства. Однако информацией о времени сохранения эффекта они не располагают. Исходя из ответа, можно сделать вывод, что Sennheiser в роде бы признает эффект прогрева устройств. Однако представители Sennheiser утверждают, что наушники этой марки замечательно воспроизводят музыку и без подготовки. «Прогрев» устройства — личное дело каждого владельца техники.

Восприятие звука мозгом


Когда речь заходит о восприятии звука, нельзя забывать о таком понятии, как психоакустика. Многие люди по необъяснимым причинам игнорируют это явление, незаслуженно называя его надуманным. Оказывается, воспринимаемый звук зависит не только от особенностей слухового аппарата человека. Помимо этого, на конечный результат оказывает воздействие и множество других условий. Специалистами доказано, что если человек, пребывая в отличном настроении, приобретает долгожданную пару качественных наушников, слух обостряется. Вероятно, виной этому является огромное желание услышать новые детали в той или другой музыкальной композиции.

Совместная работа органов была доказана учеными очень давно. В конце 19 века в Москве был продемонстрирован интереснейший опыт известным физиком и физиологом Лазаревым. Для проведения эксперимента специалистом было подготовлено темное помещение с большим экраном, расположенным на стене. Лазарев сначала включил зуммер, благодаря которому создавался ровный сигнал. Все присутствующие должны были хорошо прислушаться к этому звуку. После этого он открывал и закрывал шторку на проекционной камере. плавно направляя ее на экран. Благодаря его действиям находящиеся в помещении видели яркие вспышки света.

После окончания исследования ученый попросил присутствующих описать увиденное. Они единогласно заявили о том, что звук становился громче при ярких вспышках. Таким образом, Лазарев доказал взаимодействующую работу органов чувств человека. Учеными была продлена эта логическая цепочка. Они предположили, что на результаты оценки звучания может оказывать воздействие форма наушников, их цвет, модель, настроение человека и так далее.

Подводя итог, можно быть уверенным только в одном немаловажном факторе. Со временем звук наушников претерпевает изменения. Однако они являются совсем незначительными. В некоторых случаях разница является настолько маленькой, что ее невозможно заметить даже при специализированном измерении. Что касается «прогрева» оборудования, он не способен повысить качество устройства. Все, чего добиться с его помощью — обеспечить естественное выравнивание и стабилизацию параметров устройства. В большинстве случаев изменение звука, исходящего из наушников — это отклонение. Однако они вписываются в область допустимой погрешности параметров такого устройства.

Мнение о прогреве наушников редактора сайта сайт

Прогрев наушников — какая тема может быть более спорной, чем возможность сделать звучание долгожданных наушников лучше, глубже и чётче? Всякий меломан и аудиофил знает, что наушники нужно греть, не важно по какой причине, надо и всё. Так все делают, делали и будут делать, так чем я хуже? Однако, это вопрос спорный.

Бытует мнение, что мембране наушников нужно время, чтобы прийти в рабочий режим и начать играть так, как следует. Но как определить тот самый заветный момент? Как определить, что в данный момент наушники не прогреты и играют плохо, а в следующий они уже прогреты и играют хорошо? Открою вам маленький секрет — нет такого момент. Более того, не существует заветного идеального состояния мембраны наушников, не существует идеального звука.

Что такое прогрев наушников с точки зрения аудиофила? Это процесс, который позволяет наушникам раскрыться и зазвучать идеально. Но моё мнение в том, что процесс прослушивания наушников всегда, неумолимо и неизбежно ведёт к деградации мембраны. В результате работы мембрана постепенно разрушается, пока вы слушаете музыку и наслаждаетесь ей, наушники постепенно становятся всё хуже и хуже. Любой механизм при работе подвержен разрушению, деформации, деградации. То же самое происходит с наушниками.

И если вы думаете, что оставив наушники работать в течении 200 часов на высоком уровне громкости вы сделаете их лучше, то вы заблуждаетесь, вы лишь потратите 200 часов ресурса работы наушников в пустую. 200 часов жизни наушников пройдут мимо вас, в то время, как вы бы могли все 200 часов слушать наушники и получать удовольствие.

Уже тот факт, что нет однозначного ответа на вопрос о том нужно ли греть наушники заставляют задуматься о полной субъективации этого эффекта. Это значит, что на первый план выходит эффект плацебо и психоакустики, а не физические свойства разработанной мембраны.

Я согласен, что мембрана в динамическом драйвере со временем меняет свои свойства и наушники начинают звучать чуть иначе, чем тогда, когда они были новыми. Но это не эффект прогрева, это эффект деградации и старения.

Звук — это вообще очень субъективная субстанция, говорить о нём можно бесконечно, каждому из нас нравится особый характер звучания наушников, колонок и музыки. Одному нравится, чтобы наушники были более басовитыми, другой предпочитает, чтобы в музыке было больше высоких частот, а третьему вообще всё равно, лишь бы наушники от батарейки жили дольше недели.

Невозможно объективно оценить улучшение или ухудшение качества звучания наушников после прогрева.

Моё мнение следующее: перестаньте заморачиваться ерундой и просто слушайте наушники. Вы купили их, чтобы слушать и получать удовольствие от музыки, но вместо этого вы попусту растрачиваете ресурс мембраны, тратите электричество и время, а потом стараетесь услышать ту мизерную разницу, которой может не быть вообще, чтобы оправдать эти магические действия.

Просто слушайте наушники, магия тут ни при чём.

Почему после прогрева наушники звучат иначе: принцип эффекта прогрева наушников


В динамических драйверах наушников используется мембрана, которая и создаёт звук. Мембрана крепится к катушке, которая под действием магнитного поля приходит в движение. Всю мембрану толкает катушка, но катушка не может занимать большую площадь мембраны, она довольно узкая. Также мембрана по краям имеет гибкий подвес, который крепится к неподвижной части драйвера.

Процесс прогрева наушников подразумевает, что материал подвеса и мембраны претерпевает незначительное механическое изменение свойств, которые позволяют в дальнейшем более чутко реагировать на движение магнитной катушки. По поверью подвес мембраны становится более гибким, за счёт чего меньше влияет на ход мембраны, тем самым улучшая качество звучания наушников.

Считается, что после прогрева все материалы, из которых изготовлена мембрана и подвес, приобретают окончательные механические свойства и только тогда наушники выходят на запланированный характер звучания.

Как разогреть наушники с помощью музыки или белого шума


Отлично, мы разобрались с тем, что прогрев не особо нужен любым наушникам, будь то дешёвые или дорогие модели.

Но если всё ещё хотите попробовать провести эту операцию я подскажу как это сделать правильно, ведь даже в такой простой ситуации возможно повредить наушники. Будет очень обидно загубить новые дорогие наушники из-за веры в несбыточное счастье.

Если вы купили недорогие наушники, то греть их нет смысла, лучше они играть не станут. Если наушники среднего ценового сегмента, то греть их имеет смысл, конечно, если вы верите в чудо. То же могу сказать про дорогие наушники.

Дешёвые наушники греть не имеет смысла из-за того, что их драйвер недостаточно чувствительный и точный, чтобы на нём отразилась эта процедура, он будет играть точно также, и лишь будет деградировать со временем.

В случае с хорошими и дорогими наушниками драйвер уже достаточно чувствителен для того, чтобы при воспроизведении музыки вы могли уловить различие в звучании. Но, как я ранее уже писал, это не чудо прогрева, а лишь следствие деградации материалов мембраны.

Прогрев наушников с помощью музыки


Самый простой способ разогреть наушники — оставить их воспроизводить музыку в течении 10-20 часов подряд. Музыка должна содержать в себе все звуковые частоты, от самых низких до самых высоких. Конечно, можно оставить проигрываться любую музыку, но тогда, по заверению верующих, мембрана драйвера не будет достигать нужной амплитуды при движении и прогрев нельзя будет считать полноценным.

Наушники нужно подключать к тому устройству, которое в дальнейшем вы планировали использовать для прослушивания музыки.

Уровень громкости должен быть чуть выше среднего. Определить его легко, наденьте наушники и запустите воспроизведение музыки на комфортном для вас уровне громкости, на которой вы обычно слушаете музыку. Теперь сделайте погромче, но не очень сильно. Громкость должна быть выше комфортной, но вы должны без труда её переносить. Зафиксируйте этот уровень и оставьте наушники на 10-20 часов.

Так производится прогрев наушников с помощью обычной музыки.

Прогрев наушников с помощью белого шума


Аудиофилы не сидели сложа руки в поисках золотого звучания наушников, они искали способы улучшить их с помощью прогрева. Для этих целей на компьютере были сгенерированы несколько наборов специальных звуков, которые по мнению музыкального сообщества идеально подходят для разогрева мембран наушников. Я предлагаю воспользоваться белым шумом.

Белый шум - стационарный шум, спектральные составляющие которого равномерно распределены по всему диапазону задействованных частот. Идея состоит в том, что этот шум включает в себя звуки на всём слышимом спектре, а значит при прогреве наушников мембрана будет совершать движение во всех диапазонах, что ведёт к улучшению её характеристик при дальнейшем прослушивании музыки.

В интернете можно найти много источника белого шума, например, на YouTube . Либо вы можете пойти на ваш любимый торрент трекер и скачать белый шум, чтобы воспроизводить его локально без подключению к интернет.

Уровень громкости белого шума должен быть точно таким же, как и в случае прогрева с помощью музыки — чуть выше среднего.

Помните : прогрев наушников на высокой громкости может привести к выходу из строя мембраны, не устанавливайте громкость на максимальное значение для длительного времени воспроизведения музыки или белого шума.

Сколько времени должен длиться качественный прогрев наушников?


Время прогрева наушников зависит от свойств материала из которого изготовлена мембрана драйвера. Сегодня существуют множество материалов, которые используются для изготовления мембраны: майлар, бумага, полиэтилен, бериллий, титановое напыление на специальную подложку, некоторые другие и различные их сочетания. Также время прогрева зависит от размера мембраны, чем она больше, тем дольше нужно греть наушники.

Я уже писал о том, что совершенно не верю в эффект прогрева, но если вы хотите успокоить себя, то грейте около 20 часов. Если за 20 часов прогрева вы не заметите никакого эффекта, то и за 40 часов его не будет. Если же через 20 часов вы заметите, что звук слегка изменился в любую сторону, то есть смысл погреть ещё немного. Но не надо греть слишком долго, эффекта в звучании уже не будет, а ресурс драйвера вы спустите в трубу.

Какие драйверы имеет смысл греть, а какие греть совершенно бесполезно


Хоть как-то реагируют на процесс прогрева только те наушники, в которых установлены динамические драйвера .

Если в наушниках установлены арматурные драйвера , греть их абсолютно бесполезно, эффекта не будет совершенно никакого, т.к. в этих драйверах нет мембраны.

Также бесполезно греть изодинамические (магнито-планарные) драйверы, т.к. хоть мембрана в них имеется, но работает она иначе. По всей площади мембраны проходят множество очень тонких проводков, которые реагируют на изменение магнитного поля и толкают мембрану для создания звука. Мембрана тут почти не подвержена деформации, поэтому прогреву она не поддаётся.

Электростатические драйверы тоже греть не имеет смысла, эффекта не будет в силу особенностей их конструкции.

Итог: греть имеет смысл только наушники с динамическим драйвером. Наушники с любым другим типом драйвера греть абсолютно бесполезно.

Какой тип наушников нужно прогревать: затычки, накладные, полноразмерные, ваккумные, вкладыши, капельки?


Прогреву подвергаются любой тип наушников:

  • Вкладыши
  • Внутриканальные (затычки)
  • Накладные
  • Полноразмерные (мониторные)

Если вы решились на прогрев наушников, то в первую очередь нужно выяснить какой тип драйвера находится внутри наушников. Прогревать имеет смысл только динамический драйвер. Не важно какой форм-фактор имеют наушники: затычки, накладые или полноразмерные.

Вся разница в прогреве любых типов наушников с динамическим драйвером заключается в том, что от размера драйвера будет зависеть время, которое понадобится для разогрев.

Например, внутриканальным наушникам хватит 10 часов, в то время, как полноразмерным моделям с диаметром мембраны понадобится 20 часов минимум, а то и все 40.

Хочу ещё раз напомнить вам о том, что целесообразность процесса прогрева я ставлю под сомнение, но если вы на это решились, то нужно начинать прогревать постепенно. Начните с 10 часов, если вы услышите разницу, то увеличьте прогрев до 20 часов. Дольше 20 часов прогревать не нужно в обычном случае.

Вам понадобится

  • Набор звуков разных частот
  • Набор музыкальных композиций различных жанров для акцентирования на тех или иных частотах
  • Записи с белым и розовым шумом - по желанию

Инструкция

Что же подразумевает под собой термин «прогрев»? Дело в том, что у новых диафрагма зачастую недостаточно разработана для того, чтобы правильно передать весь диапазон воспроизводимых частот.

Да, многие могут сказать, что «прогрев» - это миф, и на самом деле никакой разницы нет. Во-первых, стоит учитывать, в каком именно состоянии были перед покупкой. Бывает, что нераспакованных изделий уже не осталось, и продавцы предлагают наушники со стенда. Именно в случаях покупки со стенда разницы-то и не будет, т.к. до вас их прослушало достаточно много человек, и диафрагмы уже достаточно разработаны.

Наверняка есть и такие, кто думает, что сначала его наушники звучали плохо, а потом он к ним привык. Эта версия, конечно, имеет право на жизнь, однако понятие, как привыкание само по себе чисто субъективно и не может служить веской причиной для опровержения смысла прогрева как такового. Быть может, и не привычка здесь роль сыграла, а именно разработка рабочих поверхностей наушников.

Почему же разработчикам не приводить мембраны динамиков в оптимальное состояние изначально? Ответить на этот вопрос сложно и тут, скорее всего, уже следует обращаться либо к экспертам, либо же к производителю.

Для того чтобы прогреть наушники , существует множество различных способов, но выбрать какой-то один и сказать, что он - невозможно. Научных обоснований превосходства одного метода над другим попросту нет, и поэтому вы можете выбрать для себя любой понравившийся.

Первый способ - это просто без перерыва слушать в них музыку. Желательно погромче. Нескольких часов такой практики вполне достаточно для большинства моделей.

Второй способ - найти сборник звуков для проверки аудио-оборудования. Обычно такие сборники используют специалисты-аудиотехники, для проверки звучания определенных диапазонов частот. Сегодня найти такие сборники не проблема, главное следить за тем, чтобы там были как высокие, так и низкие . Так вы разработаете наушники во всех диапазонах.

Третий способ - некоторые предпочитают использовать для прогрева синусоидальные сигналы, а также и белый шумы. Это звуки, сгенерированные компьютером по определенным правилам. По звучанию представляют собой равномерный шум с небольшими вкраплениями низких частот в случае с розовым шумом. Белый же шум воспринимается человеческим ухом равномерно, без акцентирования на каких-либо .

В общем, какой способ вам больше по душе, такой и используйте. Сильно задумываться об этом не стоит.

Источники:

  • Зачем и как "прогревать" наушники?

Для многих звук в ушах – это не просто способ убить время, это еще и прекрасная возможность получить собственное пространство, которого так часто не хватает. Для этой цели были и придуманы наушники. Чтобы создать себе комфортное и уютное пространство, необходимо правильно подобрать наушники. А это бывает нелегко из-за того, что их на прилавках магазинов бесчисленное количество.

Инструкция

По типу делятся на накладные и . Накладные размещаются на ушах, они большого размера и делятся на два подтипа: закрытые и открытые. Закрытые полностью закрывают ухо, и это способствует лучшей передаче звука и высокой звукоизоляции. Открытые закрывают лишь часть уха. Звукоизоляция в них несколько хуже, однако они более компактны. Отличие вкладных от накладных заключается в том, что они вставляются непосредственно в ухо. Такие наушники зачастую бывают едва заметными, чего не скажешь о накладных моделях. Из этих двух типов вкладные лучше использовать для прослушивания музыки при занятиях спортом или где-то в обществе. В остальных случаях лучше использовать накладные наушники, так как они оказывают меньше вреда на слух человека.

Наушники различаются по типу подключения. Бывают проводные и . Проводные отличаются высоким качеством звука, однако наличие провода ограничивает территорию передвижения. Этого не скажешь о беспроводных . Они предоставляют абсолютную в действиях, однако по звучанию намного уступают проводным. А стоимость напротив гораздо выше. Решив купить

На создание этого материала нас подвигли вопросы некоторых пользователей, заданные в л/с, а также в комментариях к недавней публикации о выборе наушников . Различными ресурсами в сети и большим количеством людей на соответствующих форумах распространяется и информация о «пользе» «прогрева» электродинамических излучателей. Под «прогревом» авторы подразумевают непрерывное многочасовое использование акустических систем и наушников с целью изменения их физических свойств и, соответственно, звука, зачастую, с использованием т.н. розового и белого шума.

Для тех кому нужны быстрые ответы на вопрос «как прогреть динамики или наушники ?», а также «как прогрев повлияет на качество звука?» дам простые и быстрые ответы: «никак» и «не повлияет никогда или почти никогда». Для пущей убедительности мы приведем утверждения сотрудников компаний производителей, экспертов в области звука.

Анализ информации и некоторые комментарии специалистов позволяют с уверенностью Ньютона после удара яблоком, говорить том, что «прогрев» наушников занятие бесполезное. Но всё же, чтобы всем людям стало понятно, о чем идет речь, начнём с самого мифа. Далее последует аргументация в пользу сделанных выводов.

Миф

Приведенная далее информация, является вымыслом автора и не имеет реальных прототипов.

Как «всем» известно, «прогрев» акустических систем и наушников известен ещё со времен античности. Один из авторов, живших в одном из греческих полисов (имя его, как водится, история не сохранила), писал о «прогреве» следующее:

Купив для ушей телефоны, что головными зовутся,
Или колонки большие со звуком одухотворённым
Не смей нарушать непреложный закон, что был дан Аполлоном великим –
Не слушай тот звук, что холод Аида наполнил!

Не внемли глупцам, что кричат про законы земные,
Прогрей же динамик скорее, чтоб оный очистить от скверны холодной!
Лишь боги способны мембрану наполнить энергией чистой, сквозь розовый шум проходящей часами.
Посредством прогрева великой ты цели добьёшься!



Современные последователи неизвестного античного автора излагают следующие аргументы в пользу прогрева динамиков:

  • «Все механические системы необходимо «обкатать», как новую машину» - особенно характерно для специалистов в области автозвука;
  • «Прогрев даёт возможность динамику приобрести постоянные механические свойства»;
  • «Прогрев обеспечивает повышение эластичности мембраны акустического излучателя настолько, что это коренным образом меняет звучание»;
  • «Для прогрева необходимо использовать розовый шум, который при длительном воспроизведении изменяет свойства «правильно»;
  • «Теория прогрева» доказана современной физической наукой, изменения после прогрева отражаются на частотном диапазоне акустики и АЧХ»;
  • «Любую акустику необходимо «прогревать» от 50 до 200 часов, а в ряде случаев более длительное время».

Реальность

«Теория» «прогрева» динамических громкоговорителей, а тем более драйверов иных типов, не выдерживает критики, как с точки зрения практического применения, так и с точки зрения материаловедения. Лишь ряд производителей низкочастотной акустики включает в мануалы рекомендации по прогреву, указывая время от 50 до 100 часов, но последнее не относится к наушникам. Неизвестно также, является ли это данью традиции или имеет под собой техническое основание. Тем более, не понятно от чего эти производители не занимаются «прогревом» в процессе предпродажной подготовки.

Почти однозначными контраргументами, свидетельствующими против «теории» прогрева, и в особенности наушников, являются следующие:

Первое – материалы, использующиеся при создании динамических и других излучателей, не нуждаются в дополнительном повышении эластичности. Существенных изменений плотности, эластичности и прочих свойств, отвечающих за электромеханические характеристики акустики в процессе «прогрева», не претерпевают;

Второе – конструкция драйверов, и наушников в целом не предполагает дополнительной предэксплуатационной подготовки типа «прогрева», так как проектирующие её инженеры создают устройство готовым к немедленному использованию;

Третье – теоретически возможные изменения свойств материалов, возникающие во время «прогрева» (длительного использования), фактически не отражаются на звуке и никак не влияют на качество продукта, так как в подавляющем большинстве случаев находятся в пределах допустимой погрешности параметров устройства или вообще не распознаются ни аппаратурой, ни слепыми тестами.

На данный момент не существует ни одной научной работы, нет ни одного чистого, с научной точки зрения эксперимента, подтверждающего мнение сторонников «теории прогрева».

Осторожные заявления некоторых производителей наушников относительно «прогрева» демонстрантивны. В большинстве своём они очень противоречивы, что, с высокой степенью вероятности, связано с нежеланием задеть чувства тех аудиофилов, которые безосновательно убеждены в истинности положительного влияния этой манипуляции на качество звука.

Ведущий дизайнер Beyerdynamic Гюнтер Вейдман имевший отношение к созданию легендарных Tesla (Beyerdynamic T1) уклончиво ответил на вопрос о прогреве, заявив следующее:

Аккуратно ответили на вопрос о прогреве и представители MEElectronics:

Прогревание не является необходимой процедурой для того, чтобы получать удовольствие от наушников MEElectronics. Тем не менее многие люди сообщают об улучшении звука после прогрева.
Относительно продолжительности прогрева заметим еще раз - прогревать наушники не обязательно, но если вы решите это сделать, то, согласно мнению большинства энтузиастов, это время должно составлять 50 часов. Если вы после прогрева не заметили никаких изменений, это нормально.

Иные представители крупных брендов более категорично заявляют о том, что «прогрев» не нужен, данных о его влиянии нет, спецификаций по прогреву никто не выпускает.

Скотт Хьюстон из немецкой компании Sennheiser на вопрос относительно необходимости и времени прогрева динамиков заявил следующее:

Мы не обладаем какими-либо спецификациями относительно времени «прогрева». В этом нет необходимости, и наушники могут прекрасно воспроизводить музыку на любой громкости - сразу, как только вы их достали из упаковки.

«Необходимость прогрева - это больше миф, чем факт. Это вопрос восприятия. Наушники Shure одинаково звучат на протяжении всего периода использования».

Компанией Shure был проведен следующий тест: несколько пар наушников E1, 1997 года выпуска, подвергли повторной проверке через несколько лет эксплуатации и определили их актуальные технические параметры. Итог: все характеристики остались неизменными и полностью соответствовали тем, которые были при первом использовании.

Из вышеизложенного становиться ясно, что «прогрев» не имеет сколько-нибудь существенного влияния на характеристики наушников, качество их звучания, а по сему эта процедура практически бесполезна.

Лишь отчасти можно согласиться с тем, что процедура прогрева может привести к изменениям АЧХ, как правило, в НЧ-динамиках, с так называемой «бумажной» мембраной. Последнее утверждение основано на эксперименте инженера-схемотехника Александра Большакова, который в 1987-м заметил изменение нижней границы частотного диапазона в 1,5 Гц на советских динамиках 75ГД1 после 80 часового «прогрева» с использованием ГНЧ, при этом аудиально не отметил никаких изменений в звучании излучателя.

Чистоту приведенного эксперимента инженер сам ставит под сомнение ввиду возможных погрешностей аппаратуры, а также разницы в условиях (температура, влажность).

Мнение автора материала не является официальной позицией компании PULT.RU, которая в вопросах «прогрева» сохраняет нейтралитет, базирующийся на недостаточном исследовании вопроса в акустике и физике твёрдого тела.

...после прогрева в течение 300 часов на максимальной громкости,
заметил, что наушники стали звучать тише,
а частотный диапазон стал уже...

Цитата с форума. Орфография и пунктуация автора сохранены

Некоторые люди, считающие себя знатоками качественного звука, абсолютно уверены в том, что никакие наушники не раскроют свой потенциал без так называемого предварительного «прогрева». Многие меломаны убеждены, что настоящее звучание портативного аудио появляется только после длительного использования наушников. Если углубиться в форумы и другие места, где общаются любители качественного звука, можно отыскать ряд аргументов в пользу прогрева новых устройств. Так, например, один пользователь пишет про то, что «активный прогрев способствует размягчению мембраны». Вот примеры и других мнений: «наушники разнашиваются, как ботинки», «любой механизм должен притереться» и так далее.

Правда это или нет? Парадокс заключается в том, что правы обе стороны этого спора, другой вопрос — в какой мере правы первые и вторые. Разумеется, никакого существенного «размягчения» мембраны в процессе прослушивания новой пары наушников не происходит. Ни в одной паре наушников (а их прошло через наши руки очень много и разного типа — от вкладышей и гарнитур до накладных и полноразмерных моделей) нам не доводилось видеть, чтобы в документации производитель рекомендовал «прогревать» свой продукт. Представляете себе ситуацию — покупает человек Hi-End-наушники за немаленькие деньги, подключает их к не менее дорогому проигрывателю и... оставляет аппаратуру с наушниками играть несколько дней. Согласитесь, нескладно как-то выглядит такая картина. На данный момент не существует и единой технической спецификации по прогреву наушников, которая бы использовалась для их производства.

Но в таком случае откуда же взялась эта сказка про «размягчение мембраны» и «притирку ходовой части»? Дыма без огня не бывает. Есть пара причин, которые вводят в заблуждение меломанов.

Самый убедительный аргумент в пользу прогревания наушников — собственный опыт любителей музыки, который говорит о том, что на «обкатанных» наушниках звук слышен иной. И это вполне может быть по ряду причин:

  • различия в конструкции наушников одних и тех же моделей, выпускаемых в разные годы;
  • особенности органов слуха и субъективная оценка;
  • психоакустические факторы.

Теперь обо всем по порядку.

⇡ Конструктивные изменения: влияние времени

Бывает так, что внимательные слушатели покупают новые наушники, аналогичные тем, которые у них были раньше, и говорят о том, что характер звучания отличается. Неужели причина в том, что старые наушники «прогрелись»?

Возьмем, например, легендарную модель всех времен и народов Porta Pro известного производителя наушников KOSS . Эти замечательные наушники выпускаются с восьмидесятых годов прошлого века. Как вы думаете, динамики в чашках этой модели сегодня стоят те же самые, что и тридцать лет назад? Разумеется, нет. За это время изменилось многое — усовершенствовалась линия производства, автоматизировались процессы сборки и контроля качества, были заменены материалы.

Покупая новый товар, мы выбрасываем бумажную документацию, считая ее совершенно бесполезной, и не вчитываемся в сноски и примечания, оставленные производителем. Изучая каталог с ассортиментом, также не обращаем внимания на надпись мелким шрифтом: «Производитель оставляет за собой право менять внешний вид устройства, комплектацию и его технические характеристики». Обман? Назовем это юридической уловкой, чтобы оправдать некачественный товар и откреститься от брака. А еще это возможность объяснить, почему товар отличается по своим функциям от аналогичного, который продавался ранее.

Разумеется, нормальный производитель, такой как KOSS, позаботится о том, чтобы основные характеристики устройства оставались неизменными. Коэффициент гармонических искажений в очередной партии наушников будет соответствовать надписи на коробке. Но вот АЧХ новой партии устройств с обновленными драйверами может в какой-то мере отличаться от АЧХ предыдущей. Вот и получается, что если взять модель двадцатилетней давности и сравнить экземпляр из первых партий с недавно купленным, то отличия в звуке могут быть заметными — даже, так сказать, невооруженным ухом. Часть любителей музыки обнаружит это расхождение и спишет его на то, что новый экземпляр просто «не прогрелся», затем привыкнет к новому звучанию и сделает вывод, что процесс «прогрева» дал свои плоды.

Сказанное выше относится, главным образом, к успешным, хорошо продаваемым моделям. Даже очень недешевые наушники регулярно обновляют свою начинку. Вот, например, как выглядят динамические излучатели, которые использовались в моделях Sennheiser разного года выпуска.

Различия между закрепленными драйверами можно определить даже визуально. Модели, в которые немецкий бренд внес изменения, имеют открытую конструкцию, и динамики хорошо просматриваются через отверстия в чашках. Внимательные меломаны тут же обратили внимание на демпфирующий материал нового цвета, что заставило их внимательнее вслушаться в звучание наушников. Параметры динамиков оказались идентичными, но крохотные изменения в конструкции наушников привели к тому, что звук в старой и обновленной версии разный. Не сильно, но достаточно, чтобы вызвать дискуссии среди меломанов. Sennheiser была даже вынуждена выступить с официальным заявлением, в котором отрицала подмену излучателей.

⇡ Фактор собственного уха: кто как слышит

Другая причина, которая может способствовать развитию мифа о «прогреве», — субъективная составляющая при оценке результата.

Все ощущения от прослушивания музыки — субъективны. Когда любитель музыки высказывает свое мнение об акустике или о наушниках, он руководствуется своими представлениями о том, какой звук «красивый». Критерии качества звука могут быть различными — один ратует за сбалансированный звук, другой требует побольше нижних частот. Откуда такое многообразие мнений? Попробуем разобраться.

Все люди имеют разный звуковой порог восприятия. Например, мы честно признаемся, что не слышим звук выше 17,5 кГц. Когда мы делаем обзор новой пары наушников и высказываем мнение о передаче звука на высоких частотах, то мы имеем в виду частоты только до этой отметки — в семнадцать с половиной килогерц. Как правило, слышимый диапазон частот у человека после 25 лет начинает сужаться, и для нашего возраста упомянутая цифра — вполне нормальный показатель. Что до «книжных» 20 Гц — 20 кГц, то, по нашим наблюдениям, такой диапазон под силу расслышать очень немногим людям в возрасте лет до 16-17.

Чувствительность человеческого уха плавно снижается при приближении к пороговым значениям. В результате этого звук на очень низких и на очень высоких частотах кажется слушателю тише (никогда не обращали внимание на то, что, когда в музыкальном произведении кто-то в паузе нарочито берет очень низкий бас, он кажется намного тише?). Довольно большая группа людей при оценке акустики внимательно вслушивается в звук, стараясь определить «новые нюансы знакомой композиции». И представьте себе их радость, когда на новой аппаратуре они действительно начинают отчетливо слышать звуки, которые на предыдущей аудиотехнике были практически незаметны. Секрет этого «прозрения» может быть очень прост — АЧХ нового устройства может иметь форму с резко приподнятой кривой на участках, которые совпадают с пределом слышимых частот. То есть те инструменты, которые должны звучать тихо, начинают играть более ярко. Аналогичная ситуация и с низкими частотами.

Все это приводит к патовой ситуации. Один человек радуется такому звуку, а другой более правильно представляет себе картину звука и понимает, что такие «краски» не могут присутствовать в оригинальном звучании. Происходит непонимание между «любителями сбалансированного звука» и, скажем, «почитателями басов». Но правы и те и другие. Каждый по-своему.

Предел слышимости может различаться, что опять же рождает спор. Для кого-то 18 кГц — это начало области высоких частот, а другой считает таковыми 15 кГц. При описании одной и той же музыки эти два разнослышащих человека не придут к общему знаменателю.

Все эти факты лежат на поверхности. Но они уступают железной логике тех искателей «золотого звука», которые неделями «прогревают» наушники, желая получить звук на порядок лучше. Их аргумент, на первый взгляд, логичен и очень убедителен. Если звук издает деформирующаяся мембрана, то со временем она должна изменить свои свойства, стать более гибкой. С точки зрения физики — все верно. Только оценка масштабов этого явления явно завышена. Почему никто никогда не говорит и не говорил про прогрев микрофонов? Ведь исходный принцип «прогрева» должен бы работать и там и тут. Но в этой области проблема не стала столь масштабной. Быть может, потому, что рынок потребителей качественных микрофонов значительно меньше аудитории, желающей приобрести наушники.

⇡ Греть или нет: мнения производителей

А что же сами производители? Действительно, кто, как не производитель акустики, должен дать ответ — нужно ли «греть» ее долгими часами или нет! Но и тут мнения расходятся.

Миф о прогреве наушников играет на руку компаниям, выпускающим портативные аудиоустройства. «Если вы приобрели продукцию и она вас не устраивает по качеству звука, не спешите с выводами, ее нужно хорошенько прогреть» — к такой мысли подводит производитель, поддерживающий легенду о «размягчении мембраны». Дескать, если после процедуры прогрева звук не изменился, возможно, вы «неправильно» прогревали устройство.

Впрочем, громкие заявления относительно прогрева наушников большинство производителей делать не любят. Ведь все они прекрасно понимают, что если бы этот эффект был значительным, то были бы технические стандарты, на которые нужно было бы сослаться. Однако подобных спецификаций нет, а за неосторожно брошенные слова нужно отвечать. Получается, что негласно производители портативного аудио поддерживают эту легенду, но делается это уклончиво и завуалированно. Вот как это обычно выглядит.

⇡ Beyerdynamic: «Грейте сколько хотите и что хотите»

Гюнтер Вейдман (Gunter Weidemann) является ведущим дизайнером компании и имеет прямое отношение к разработке фантастической линейки наушников Tesla (Beyerdynamic T1).

Он часто представляет интересы немецкой компании, фигурируя на выставках, презентациях и тому подобных мероприятиях. В одном из интервью ему был задан прямой вопрос: «Какая продолжительность прогрева должна быть у наушников или, может, вы вообще отвергаете эту философию?» На что представитель Beyerdynamic ответил скупым комментарием, лишенным какой бы то ни было полезной информации: «Мы не рекомендуем какой-то конкретный срок для прогрева. Некоторые аудиофилы не прогревают наушники вообще, а другие вполне удовлетворяются несколькими часами прогрева» . В общем, ни да ни нет.

⇡ Grado Labs: «Прогревайте — и все будет окей»

Любимый аудиофилами американский производитель Grado Labs открыто спекулирует на теме прогрева наушников. Ни много ни мало сам владелец фирмы Джон Градо на вопрос «Нужно ли прогревать наушники?» уверенно отвечает: «Любая механика требует обкатки». И тут же дает рекомендацию по прогреву: «Только греть наушники не следует слишком долго, часов 50 будет достаточно. Просто слушайте их — и через некоторое время все будет окей».

В его словах есть лукавство, не находите? Если всего лишь 50 часов работы устройства делает его параметры лучше или стабильнее, то почему бы производителю не взять на себя операцию по прогреву наушников? Затрат на это почти никаких, а польза (как будто) огромная.

⇡ Audio-technica: «Греть не нужно. Сами прогреются»

То, что любители музыки забрасывают однотипными вопросами производителей наушников, вполне понятно. Аудиофил тратит много времени, тщательно собирая мнения коллег в различных сообществах, анализирует отзывы о той или иной модели. Затем он наконец-то приобретает наушники и, конечно, мучается вопросом — могут ли они звучать еще лучше. И кому задать такой вопрос, как не службе поддержки компании, которая их выпустила? На официальном сайте японской марки Audio-technica данная проблема вынесена отдельным пунктом в списке ответов на наиболее часто задаваемые вопросы. Вот что говорят японские инженеры по звуку:

Устройства не требуют «прогревания», однако в течение определенного периода времени звук в наушниках незначительно изменится естественным образом. Чтобы ускорить процесс этого изменения, вы можете воспроизводить музыку через наушники не менее пятидесяти часов на средней громкости прослушивания. Такое «прогревание» может иметь следующие последствия:

  • выравняется и расширится воспроизведение частот в нижнем и верхнем диапазоне;
  • улучшится разделение инструментов на записи;
  • звуковая сцена станет более открытой.

С японскими маркетологами трудно не согласиться — чем дольше слушает человек наушники, тем больше он свыкается с предлагаемым ему звуком. Неделю-другую послушал — и нехватка басов или ВЧ уже не ощущается. Вроде как и прогрелись «естественным образом».

⇡ Shure: «Больше миф, чем факт»

Инженер Юрий Шульман работает в американской компании Shure уже много лет. Вот его комментарий из официального блога компании:

«Необходимость прогрева — это больше миф, чем факт. Некоторые люди считают аргументом в пользу прогрева то, что только выпущенные излучатели не имеют стабильной подвески (вероятно, имеется в виду крепление. — прим. авторов ). Мы в Shure полагаем: что справедливо для акустических излучателей (где может понадобиться 100 часов для прогрева), нельзя переносить буквально на наушники. Это вопрос восприятия. Наушники Shure одинаково звучат на протяжении всего периода использования».

И слова Юрия Шульмана — не просто субъективное мнение. Несколько лет назад специалистами американской компании был проведен небольшой эксперимент. Несколько пар наушников E1, выпущенных в 1997 году, подверглись повторной проверке технических параметров. К радости инженеров, оказалось, что все характеристики наушников спустя годы остались неизменными — такими же, какими они были, когда их в первый раз достали из упаковки.

А вот Мэтт Ингстром (Matt Engstrom), директор по мониторингу продукции Shure, высказывает свою точку зрения. Он считает, что «подобный эффект должен наблюдаться в случае с полноразмерными наушниками, и в теории наушники могут менять свое звучание после некоторого времени ». Нам кажутся более убедительными слова Юрия Шульмана, но и это мнение имеет право на существование.

⇡ MEElectronics: «Греть не обязательно, но если хотите — жгите»

На общем фоне компанию MEElectronics можно считать новичком в сфере производства наушников. Созданная в 2005 году, она начала с немного иной области — выпустила модель MP3-плеера, который быстро завоевал расположение любителей портативного звука. Создатели компании обратили внимание на просьбы покупателей этих устройств. Меломаны жаловались на то, что к плееру трудно подобрать недорогие и качественные наушники, которые бы раскрывали в полной мере потенциал устройства. Инженеры компании стали искать решение и экспериментировать с дизайном и начинкой наушников. В 2009 году MEElectronics полностью сфокусировалась на этой задаче, выпустив большое количество самых разных моделей — полноразмерных, накладных, внутриканальных, беспроводных и так далее.

И конечно, компания не обошла своим вниманием вопрос предварительного прогрева наушников. Вот официальный комментарий:

Прогревание не является необходимой процедурой для того, чтобы получать удовольствие от наушников MEElectronics. Тем не менее многие люди сообщают об улучшении звука после прогрева. Прогрев — естественный процесс, однако, если вы критически относитесь к прослушиванию, можете ускорить процесс прогрева, оставив работать наушники на длительный срок, от дня до недели, при умеренной громкости музыки.

Существует много методов прогрева наушников с помощью разного типа звуков. Вы можете использовать звуковые записи розового или белого шума, звуки определенных частот или музыку. Мы рекомендуем использовать для прогрева вашу любимую музыку, которую предполагаете слушать на наушниках, но не громче того уровня, на котором будете слушать.

Относительно продолжительности прогрева заметим еще раз — прогревать наушники не обязательно, но если вы решите это сделать, то, согласно мнению большинства энтузиастов, это время должно составлять 50 часов. Если вы после прогрева не заметили никаких изменений, это нормально.

Туманный комментарий. Особенно непонятно, почему обращается внимание на то, что нужно прогревать наушники на уровне громкости не выше той, на которой будет слушаться музыка. А концовка этого комментария говорит о том, что в MEElectronics не очень верят в результат прогрева.

⇡ Sennheiser: «Греть не надо, но мы иногда прогреваем — на всякий случай»

Дотошные искатели правильного звука не удовлетворяются аргументами «за» и «против» использования прогрева наушников, которыми изобилуют форумы и сообщества любителей звука. Многие из упрямых пользователей напрямую связываются с сотрудниками компаний и пытаются выяснить все секреты «горячей» темы.

Вот ответ представителя Sennheiser на письмо одного из меломанов:

Наушники, как и громкоговорители, используются в штатном режиме после некоторого периода прогрева. Например, перед тем, как отослать экземпляр для обзора, мы используем наушники 24 часа.

Надеюсь, я ответил на ваш вопрос?
Джон Уиллет (John Willet)
Technical Applications Manager — Sennheiser UK
[email protected]

Но чем же можно объяснить такой эффект? На этот вопрос Джон Уиллет также дал ответ:

Просто процесс прогрева ослабляет окружение, и диафрагма двигается более легко. Непосредственно с конвейера она более жесткая.

Мы не располагаем такими данными. Это немного напоминает книгу — когда вы имеете дело с новой книгой, все ее страницы жесткие, но, когда вы несколько раз перелистнете их, они становятся более гибкими. И это незначительная разница, некоторые люди могут вообще ничего не заметить.

Итак, Sennheiser вроде бы признает эффект прогрева наушников (по крайней мере с моделями немецкого производителя). Казалось бы, вопрос можно закрыть, но тут на сцене появляется «коллега по цеху» Скотт Хьюстон и все портит. Вот его комментарий на аналогичный запрос о прогреве наушников.

Мы не обладаем какими-либо спецификациями относительно времени «прогрева». В этом нет необходимости, и наушники могут прекрасно воспроизводить музыку на любой громкости — сразу, как только вы их достали из упаковки.

С уважением,
Скотт Хьюстон
Technical Applications
[email protected]

Не про этого ли менеджера говорил Уиллет? Не исключено, что Скотт — как раз из тех, кто «может ничего не заметить».

⇡ Подход со стороны науки

В жарких спорах о качестве звука участвуют люди с разным характером. Среди них очень много тех, кто, не имея на руках никаких существенных аргументов, пытается отстаивать свою точку зрения. Но, как известно, в споре рождается истина. Среди большого количества «зевак» и «холиварщиков» находятся отдельные энтузиасты, которые стремятся докопаться до правды, а не отстоять свое мнение. Один из таких меломанов — Тайл Хертсенс (Tyll Hertsens), главный редактор сайта InnerFidelity, продвинутый эксперт в области звука и большой весельчак.

Этот парень наделал немало шороху в сообществе любителей портативного звука. Он один из немногих, кто подошел к проблеме со всей серьезностью. Отказавшись от голословных «а я услышал разницу», Тайл стал измерять параметры наушников до и после их использования. На протяжении многочисленных экспериментов, которые проводил Тайл, он несколько раз менял свое мнение относительно присутствия эффекта прогрева и его значимости. Его замеры показали очень незначительные изменения параметров тестируемой пары наушников, которые по большому счету не должны были бы оставить сомнений в бессмысленности прогрева. Подробно ознакомиться с результатами его исследований .

Но затем исследователь провел так называемый слепой тест, в результате которого смог безошибочно отделить новую модель наушников AKG Q701 от «прогретой». Этот слепой тест не только не прояснил ситуацию, но и еще больше запутал ее, оставив массу вопросов и подозрений. Во-первых, наушники все-таки разные, звук разных экземпляров одной и той же линейки может различаться. Кроме того, если вы посмотрите на задокументированное видео данного эксперимента, то сможете найти массу ошибок, которые могли привести к такому результату.

Например, амбушюры новой модели и той, которая использовалась уже несколько сотен часов, могли отличаться, могли быть отличия в жесткости посадки наушников и так далее. Все это могло сказаться на том, что Тайл «шестым чувством» угадывал, новая это пара или старая.

⇡ Прогрев мозга

Когда мы рассуждаем о качестве звука, нельзя забывать о таком феномене, как психоакустика. Почему-то многие люди игнорируют это явление, считая его надуманным и преуменьшая его значение. А если начать вникать в тонкости восприятия человеком звука, реальность оказывается удивительной и невероятной.

Слышимый звук зависит не только от потенциала вашего слухового аппарата, но и от множества условий. Представьте себе ситуацию, когда любитель звука приобретает пару наушников, дорогих и желанных. Настроение по этому поводу у обладателя новой модели отличное, и его желание услышать новые детали в звуке обостряют его слуховой аппарат.

Если этот пример вам кажется не слишком убедительным, давайте вспомним о том, как человек слышит. Его органы восприятия работают синхронно, и очень часто информация от, скажем, органа зрения замещается данными, которые воспринял мозг от органа слуха.

Совместная работа органов чувств доказана учеными давным-давно. Например, в конце позапрошлого века в Москве, в Обществе любителей естествознания молодой русский физик и физиолог, будущий академик Лазарев продемонстрировал очень интересный опыт.

Эксперимент проходил в темном помещении с экраном на стене. Лазарев включил зуммер, который издавал ровный сигнал. Ученый предложил всем присутствующим прислушаться к этому звуку. Затем он начал открывать и закрывать шторку на проекционной камере, направляя ее на экран. В результате его действий участники эксперимента видели яркие вспышки. Но самое любопытное было то, что, когда ученый попросил описать звук зуммера, присутствующие единогласно заявили, что громкость изменялась в моменты ярких вспышек. Таким образом Лазарев продемонстрировал связь в работе органов чувств человека.

Если продолжить логику этой взаимосвязи, то можно предположить, что на результат оценки звучания оказывает влияние цвет модели наушников, ее форма, настроение человека и так далее. Все еще не верите? Тогда посмотрите на эту забавную подборку слуховых иллюзий и задайте себе вопрос — можно ли полностью доверять собственным ушам.

⇡ Заключение

Подводя итог всему сказанному выше, можно однозначно утверждать лишь одно. Звук наушников со временем меняется, но крайне незначительно, иногда настолько, что разница не видна даже при измерениях. Прогрев не меняет качество приобретенного товара, он лишь естественным образом выравнивает и стабилизует параметры устройства. В подавляющем большинстве случаев изменение звука — это отклонения, которые вписываются в рамки допустимой погрешности параметров устройства.

Эпиграф, который мы взяли для этой статьи, очень хорошо характеризует последствия «прогрева» наушников. Вполне вероятно, что человек просто навредил своему слуховому аппарату многочасовым «буц-буц» по барабанной перепонке. Напоминает бородатый анекдот про чудака, который пытается объяснить в сервисном центре внезапную поломку телевизора: «Смотрю футбол, чешу гвоздем в ухе, вдруг — бац! В левом канале пропал звук». Чтобы этого не произошло, стоит держать в узде свой максимализм и помнить, что от добра добра не ищут. Зачем тратить часы на прогрев наушников, если это время может принести удовольствие от прослушивания музыки?