На тему: «Вежливые помощники».
Время в режиме дня : 15.00-15.20
Вид трудовой деятельности, форма организации : Самообслуживание (поручения).
Программное содержание : Формировать умение самостоятельно одеваться. Учить замечать и самостоятельно устранять неполадки в своем внешнем виде. Продолжать учить правильно употреблять формулы вежливости.
Оборудование: зеркало.
: Дети, про какого человека можно сказать, что он вежливый? (Вежливый человек всегда благодарит за помощь, здоровается при встрече, говорит вежливые слова). А когда вас можно назвать вежливыми?
Мы используем вежливые слова, когда приходим в детский сад и когда уходим домой, а также когда встречаемся с друзьями.
А теперь, пожалуйста, все проверьте и поправьте свои прически.
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Волос к волосу - коса,
Каждой девочки краса!
Что мы делаем расческой?
Вите делаем прическу.
Витя в зеркало глядит:
Нет вихров - приятный вид.
Детям предлагается полюбоваться на прически.
Время в режиме дня : 15.20 -15.30.
хозяйственно-бытовой труд (дежурство по столовой).
Программное содержание: приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, убирать посуду.
Оборудование: фартуки для дежурных.
Молодцы, дети, вы все старались. Теперь мы умытые, причесанные и нарядные. У нас есть настоящие хозяюшки? Кто у нас сегодня дежурный? Напомните, как правильно сервируется стол. (Салфетки ставятся в центр стола. Бокалы, тарелки расставляются по количеству детей за столом. Столовые приборы раскладываются на индивидуальные салфетки).
Воспитатель. Теперь можно идти накрывать на стол. Потом мы посмотрим и оценим работу дежурных. На самый красивый стол поставим вазочку с цветами, а на другие столы - вазочки с веточками. Как красиво у нас в группе!
Дети садятся за столы.
Дети, у нас сегодня на полдник маковая булочка и молоко. Приятного аппетита, будьте аккуратны, не торопитесь.
Время в режиме дня: 15.30-15.50.
Вид трудовой деятельности, форма организации: «Приготовление печенья» (коллективный хозяйственно-бытовой труд.
Программное содержание: Развивать у детей интерес к приготовлению пищи. Закреплять приемы работы с тестом: раскатывание скалкой, вырезание печенья с помощью формочки. Формировать общественно значимые мотивы труда, умение работать аккуратно, старательно, дружно.
Оборудование: На столах, сдвинутых вместе разделочные доски и скалки, формочки для вырезания теста, посередине миска с тестом, миска с яйцом, ножи, салфетки.
Организационно-методические указания: - Давайте, ребята, приготовим сегодня угощение для наших кукол. Для работы мы уже все приготовили, осталось только сделать из соленого теста печенье. Будем трудиться вместе. Вымойте руки, наденьте фартуки, и приступим к работе. Рассказываю: как было замешено тесто. Сначала мы взяли муку, затем влили воду, добавили соль. Получилось крутое тесто.
После этого предлагаю скатать из теста колбаску и разделить ее на четыре части. Напоминаю, что раскатывать тесто следует тонким слоем, чтобы печенье быстро испеклось, и было вкусным. Показываю и рассказываю, как вырезать формочкой печенье. Затем предлагаю детям приступить к изготовлению печенья. Убираю со столов лишние предметы и ставлю противень. Напоминаю, что укладывать на них печенье нужно плотно друг к другу.
Подводя итог, читаю стихотворение:
Взяли мы стакан воды
В мисочку налили,
А потом яичко вбили,
Чуть-чуть посолили.
Мы просеяли муку,
Тесто замесили.
Скалкой тесто раскатали
И кружочки делать стали.
Нет! Мы вовсе не шалили,
Мы печенье налепили!
А теперь, что нужно будет сделать? (Пригласить наших кукол к столу). В конце работы напоминаю, что нужно привести все в порядок, помыть руки, подготовиться к принятию гостей на участке.
Время в режиме дня : 16.30-17.00.
Вид трудовой деятельности, форма организации. К оллективный хозяйственно-бытовой труд по уборке участка.
Программное содержание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться. Воспитывать опрятность, стремление следить за своим внешним видом. Проявлять бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь, проявлять гуманные чувства по отношению друг к другу. Закреплять понятия: изнанка, лицо, снаружи, внутри, спереди, сзади.
Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников. Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку. Закреплять умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности. Формировать у детей убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда. Закрепить действия с инвентарем.
Оборудование: картинки с заданиями, три метелки, два веника, два совка, носилки, ведерки, лейки, тряпочки.
Организационно-методические указания . Напоминаю правила пользования инструментами. Обращаю внимание на подготовленный инвентарь и предлагаю взять с собой три метелки, два веника, два совка, носилки, ведерки, лейки, тряпочки.
Предлагаю одеться, взять с собой оборудование и выйти на участок.
В небе солнышко гуляет,
С ясным днем вас поздравляет.
Поднимайся, детвора,
Уж гулять давно пора!
Будем сами одеваться.
На прогулку собираться.
Ребята подходят к своим шкафчикам. Побуждаю помогать друг другу застегивать пуговицы, молнии, пряжки, поправлять воротнички, одергивать платья и т.д. Обращаю внимание на тех, кто уже оделся, на то, какая у них опрятная, чистая, неизмятая одежда. Помогает детям сделать вывод: кто не пачкает вещи, аккуратно вешает, бережет их, тот всегда выглядит красивым и аккуратным.
Напоминаю взять с собой оборудование.
На участке.
Мы польем песок из леек
И дорожки подметем,
Пыль сотрем со всех скамеек,
А потом играть пойдем.
Дети приступают к работе. В ходе труда даю советы, помогаю в организации, напоминаю порядок работы.
В это ведро мы бумажки соберем. Кому мы поручили это дело?
Наблюдаю за деятельностью детей, слежу за действиями детей по отношению друг к другу.
Саша веник возьмет
И веранду подметет.
Этой тряпочкой Наташа
Со скамеек пыль сотрет.
Подбадриваю ребят, помогаю советами и действиями, побуждаю помогать друг другу.
Я вижу, что Коля и Вера уже хорошо полили песок. А теперь они возьмут лопатки и будут сгребать его в кучу, а Света с Олей будут им помогать.
По окончании работы прошу навести порядок на рабочих местах, прополоскать тряпочки, протереть ведра, отнести оборудование в группу.
Мухаметгараева Розалия Эрнистовна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №14 «Зернышко»
Конспект открытого показа трудовой деятельности для воспитателей ДОУ и хозяйственно - бытовой труд в старшей группе.
Цель: Учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в
группе:
Вытирать пыль
Мыть игрушки
Оборудование: клеенки, тазики, тряпочки, палочки для
разрыхлителя.
Клеенчатые фартуки, Кукла Золушка.
Предварительная работа.
Чтение сказки
«Золушка»
После сна дети одеваются и выходят из спальни.
Группа заранее подготовлена к трудовой деятельности.
Столы покрыты клеенкой. На одном столе тазик с водой
для мытья игрушки, а в другом тазик с водой для
протирания пыли, комнатные растения, палочки для
разрыхления, тряпочки. На спинках стульев клеенчатые
фартуки.
На кресле спит кукла Золушка.
Воспитатель: Дети, когда вы спали, наша Золушка хотела успеть
сделать уборку в группе и пойти в бал. Но видимо
она устала и уснула. Ну что, будем ее будить или
сами попробуем за нее все сделать?
Дети: Поможем.
Воспитатель: Давайте вспомним, кто в сказке помогает Золушке
рассортировать крупу, убираться в доме.
Дети: Мыши и голуби.
Воспитатель: Правильно дети, давайте мы, тоже наденем фартуки
и превратимся в мышек и голуби. Мышками у нас
будут - мальчики, а голуби- девочки.
Мышки будут разрыхлять землю комнатных
растений, и протирать пыль с них. А голуби мыть
кухонную посуду и вставлять их по полочкам.
Вспомним, как надо выжимать тряпку (чтоб вода в
тряпке не осталось), как разрыхлять землю
(аккуратно, не повреждая корни).
Дети делятся и начинают каждое свое дело.
По ходе работы воспитатель подходит к мышкам (мальчикам и напоминает, что разрыхлять землю надо аккуратно, не сыпать на пол).
Подходит к голубям (девочкам) подсказывает поочередность работы. Двое-трое моет посуду, столько же девочек протирают сухими тряпочками, остальные красиво вставляют на полочки кухонного уголка.
После работы дети убирают за собой, тряпочки ставят сушиться.
Кукла Золушка просыпается, удивляется, радуется.
Золушка: Спасибо ребята, что вы выручили меня. Сейчас я
спокойной душой пойду на бал.
Воспитатель провожает Золушку, и вместе с детьми смотрит за результатом работы, за чистой группы.
Воспитатель: Видите, ребята мы сделали доброе дело, помогли Золушке. А если и дома будете так помогать, тогда ваши родители будут очень рады, что их дети выросли и стали большими помощниками.
А. М. Виноградова, Г. Н. Година. « Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду». Москва « Просвещение» 1987г.
В. Г. Нечаева. « Воспитание дошкольника в труде». Москва « Просвещение» 1983 г.
Трудовое воспитание заключает в себе формирование необходимых для будущей профессиональной деятельности умений и моральных качеств и преследует достижение многих целей: развитие у ребят позитивного отношения к работе и желания трудиться, воспитание основных трудовых навыков. В детском саду эти цели достигаются в игровой форме, а сложность заданий зависит от возрастных возможностей детей и их способностей к восприятию информации. Трудовое воспитание может способствовать развитию и других навыков. Если педагог организует групповую работу, то это позволит детям научиться работать в коллективе. Каждый ребёнок будет нести большую ответственность за свои поступки и научится трудиться во благо команды.
Трудовая деятельность подразумевает под собой не только формирование навыков, она развивает в детях внимательность, активность и собранность. В детском саду дошкольников знакомят с трудом взрослых и приобщают к посильной для них деятельности.
Выделяют несколько функций трудового воспитания:
Виды трудовой деятельности воспитанников ДОУ можно разделить на несколько групп:
В старшей группе ребёнок должен самостоятельно переодеваться
К типам занятий можно отнести дежурства по уголку природы и создание кормушек для птиц. Эти задания развивают не только художественные умения ребёнка, но и уважение к природе.
При создании кормушки для птиц дошкольник может участвовать в её оформлении
Пример групповой игры «Мышеловка».
Дети делятся на две группы. Одна из групп встаёт в круг, плотно взявшись за руки и подняв их вверх. Вторая группа детей находится в середине. Их задача - пробежать как можно больше раз туда и обратно между руками детей, стоящих в кругу. Стоящие в кругу поют считалку:
Нам всем мыши надоели!
Сыр и сахар - всё поели.
Берегитесь же плутовки!
Не сбежать от мышеловки.
Как только воспитатель хлопает в ладоши, дети, стоящие в кругу, опускают руки и садятся на корточки. Те малыши, которые остались в кругу, считаются «пойманными». Они встают в круг, и игра продолжается.
Выполнение коллективных заданий учит ребят действовать сообща
Работа с бумагой учит аккуратности и развивает мелкую моторику
Расчистка дорожек от снега приучает детей к порядку и заботе о ближних
Дошкольники ответственно относятся к дежурству
Автор | Савина П. И. | |||
Вид труда | Тема | Задачи | Примеры работы | Примечание |
Хозяйственно-бытовой труд | «Наведение порядка в шкафах и на полках» |
|
Попробуйте сподвигнуть детей на то, чтобы они разобрали полки с книгами или навели порядок в шкафчиках с игрушками. | Расскажите ребятам историю о неряхах и объясните, что так делать нельзя. |
«Аккуратно заправленные кровати» |
|
После «тихого часа» расскажите детям о важности содержания их кровати в порядке. Объясните им в игровой или сказочной форме о микробах, которые могут появиться в кровати, если её не заправлять. | Можно вырезать из картона фигурки микробов и класть их на постель к ребёнку, который её не заправил. | |
Труд в природе | «Полив растений» |
|
Предложите ребятам поухаживать за комнатными цветами, которые находятся в группе. Если таких цветов нет, то можно вывести детей на улицу и рассказать о поливе растений на примере уличных кустов, травы или клумб. | Можно представить лейку как «тучку». Благодаря этому вы не только покажете детям принцип работы с растениями, но ещё и объясните, что такое дождь. |
«Влажное протирание листьев крупнолистных растений» |
|
Расскажите детям о пыли, которая летает в воздухе и оседает на растения. Объясните им, как нужно аккуратно протирать листья. | Попробуйте использовать не только тряпки, но и влажные губки. Они гораздо лучше впитывают жидкость и сохраняются мокрыми. Затем их легко сушить. | |
Коллективный труд | «Общая работа над уголком» | Учиться создавать коллективные поделки и фигурки для украшения их «детского уголка». | Используйте несколько видов творческих материалов: краски, карандаши, пластилин, картон и т. д. Основной задачей педагога помимо наставлений и объяснений детям, как нужно работать, является контроль всех действий с опасными инструментами. | Предложите детям порисовать пальцами. Вы можете помочь раскрасить их руки и приложить к бумаге. |
«Совместные и общие игры» |
|
Попробуйте провести коллективную игру «Чай-чай выручай». Выбирается игрок, который будет «водящим». Он бегает за другими ребятами и ловит их. Ребёнок, которого он коснулся, становится «заколдованным». Другой игрок может дотронуться до «заколдованного» и освободить его. Игра завершается, когда все игроки становятся «заколдованными». | Проведение игр со спортивным инвентарём по типу мячей или скакалок полезно не только в аспекте развития социальных навыков, но ещё и улучшает физические способности. | |
Самообслуживание | «Самостоятельный поиск ответов на поставленный вопрос» |
|
Задайте ребёнку вопрос из разряда: «Как звали курочку, которая снесла яичко?». Попросите ребёнка найти ответ в самой сказке. Это хорошо подготовит его к будущим заданиям в школе. | Варианты вопросов: «Где спрятана жизнь Кощея?», «Сколько витязей выходит из моря в сказке Пушкина?», «Кто такая русалка?». |
«Самостоятельный уход за собой» |
|
Предоставьте ребёнку одёжную щётку и расскажите о том, как правильно чистить одежду. Объясните, почему это надо делать («чтобы выглядеть опрятно»). | Попробуйте рассказать о том, как сохранять свою одежду в порядке, чтобы чистить её приходилось как можно реже. | |
Дежурство | «Дежурство в столовой» |
|
Выберите нескольких детей и приведите их в столовую. Затем расскажите им, как сервировать стол и расставлять тарелки. После этого можно приступать к практической работе и разрешить ребятам сделать всё самостоятельно. | Попробуйте придумать какие-нибудь поощрительные мелочи для тех ребят, которые дежурили особо хорошо. |
«Дежурство на улице» |
|
Дайте нескольким ребятам венички и предложите смести листву с дорожек, если на дворе осень. Зимой можете попросить помочь убрать небольшие кучки снега с помощью лопаток. А весной можно показать ребятам, как поливать цветы на клумбах. | Всегда следите за тем, чтобы ребёнку поручалась лишь та работа, которую он точно в силах выполнить. | |
Ручной и художественный труд | «Создание поделок» |
|
Попробуйте собрать небольшую группу ребят и сделать вместе с ними поделку из пластилина. К примеру, поделка «Ёжик»:
|
Такой вид труда позволяет воспитателю лучше узнать детей. |
«Художественная работа» |
|
Раздайте детям раскраски и предоставьте карандаши. | Попробуйте показать детям несколько рисунков, которые вы способны нарисовать самостоятельно. |
Каждый вид труда обладает некими преимуществами над другими. Чтобы подобрать вид деятельности, наиболее подходящий для воспитанников конкретной группы, а также индивидуальное занятие для определённых детей, педагогу желательно ознакомиться с технологическими картами и схемами выполнения работ.
Этот вид труда заключает в себе невероятное разнообразие занятий: рисование, лепка из пластилина, создание декоративных объектов для дома и многое другое. Рассказывать детям о разных художественных занятиях стоит с малых лет, это раскроет их творческий потенциал.
Эта красивая поделка поможет познакомить детей с таким праздником, как Пасха. Ребятам можно рассказать о традициях этого светлого торжества, а также поведать о том, что люди дарят друг другу разукрашенные яйца. Именно для этих яиц можно сделать корзиночку, что будет прекрасным декоративным дополнением на праздничном столе. Эта работа довольно лёгкая, а заниматься ей увлекательно. Она способствует развитию мелкой моторики и художественных навыков у детей.
Пасхальная корзиночка станет украшением праздничного стола
Для работы понадобятся:
Для работы понадобится ряд простых материалов
Ход работы:
Втулка от бумажных полотенец послужит основой поделки
Делаем ручку. Отрезать полоску картона примерно 1 см шириной. Оплести её тёмно-зелёной гофрированной бумагой (для удобства можно сразу взять двусторонний зелёный картон). Сделанную ручку приклеить к корзинке.
Полоска картона, оплетённая зелёной бумагой, послужит ручкой корзинки
Из розовой бумаги получатся нежные лепестки цветов
Зелёная бумага нужна для изготовления листьев цветов
Остаётся приклеить дно, и корзиночка будет готова
Милые пасхальные корзиночки не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей
Развитие социальных навыков, создание сплочённых команд, общение с детьми - всё это заключает в себе коллективный труд.
Тема: «Коллективный труд в творческом уголке».
Оборудование:
Компоненты | Задачи педагога | Оборудование | Педагогическая деятельность | Деятельность детей |
Побуждение и мотивация к работе |
Вызвать у детей желание трудиться и работать. |
Висящие на ниточках самолётики, на которых написаны задания. |
|
|
Установка целей | Дать детям всё необходимое для работы. |
|
В.: Дети, смотрите. Это коробка, которую прислали гномы и эльфы. Тут они собрали всё, что может нам помочь. Если мы будем дружно работать, то очень скоро выполним все задания и превратим наш творческий уголок в сказочное место! |
|
Планирование работы | Распределить обязанности между детьми. | Блокнот для записи задач и исполнителей. | Есть два варианта распределения обязанностей.
|
|
Процесс работы |
|
|
|
|
Результат |
|
Конфеты или небольшие подарки. | Похвалить детей и сказать о том, что их работу оценят другие люди. |
Данный вид труда заключает в себе развитие самостоятельности и формирование собственного мнения. Необходимо обучить ребёнка базовым навыкам ухода за собой.
Старшие дошкольники уже владеют основными навыками самообслуживания
Пример проведения занятия:
Возле каждого детского сада обязательно находится небольшая территория для прогулок. На ней есть цветочные клумбы, деревья, маленькая площадка, растения и другие объекты. Дети проводят здесь время на свежем воздухе, а также обучаются трудовой деятельности в природных условиях.
Педагог ставит перед детьми несколько цветочных горшков с растениями.
В.: Вам нравятся наши растения? (Ответы детей). А вы знаете, что все мы делаем с растениями для того, чтобы они выглядели красиво? (Поливаем, рыхлим почву, протираем листья…). Правильно. Растения, которые живут в комнате, называются «комнатными». Они невероятно красивые. Чтобы на участке, на котором мы гуляем, было так же красиво, нам нужно посадить там цветы. Но комнатные растения не живут на улице, поэтому нам нужно посадить там специальные цветы. (Показывает семена). Вы знаете, что это? (Ответы детей).
Правильно. Это семена. Из них в будущем вырастут прекрасные цветы. (Воспитатель показывает разные уличные цветы). Цветок появляется не сразу. Сначала будущее растение спит и набирается сил, чтобы в будущем расцвести. У самого цветка есть своя пища. (Показывает фото почвы). В почве содержится несметное количество питательных веществ для растения. Но этого недостаточно. Кто знает, что ещё нужно растению? (Вода, солнечный свет).
Правильно. Семечко поливают водой, а затем солнышко согревает его своими лучами. В тёплой и влажной земле цветок начинает пробуждаться и расти вверх. (Показывает фото ростка). Сначала цветочек очень маленький. Он ещё слишком слабый. Но если поливать его, согревать и заботиться, то он вырастет в большое и прекрасное растение. (Показывает фотографию цветка). Рождение цветка - это воистину прекрасное и удивительное чудо. Дети, что мы используем чтобы взрастить цветы? (Почву, воду, семена, солнечный свет).
Практическая работа:
Педагог показывает на стол, где стоят пластиковые стаканчики с землёй и семенами.
В.: Сейчас мы с вами будем сажать семена цветов в землю. Для этого нам нужно взять семечко, вырыть небольшую ямку, положить в неё семечко и полить всё это водой. (Дети выполняют данный алгоритм). Теперь нам осталось только ждать. Со временем из маленьких семян вырастут по-настоящему красивые и нежные цветы.
Выращивание рассады приучает детей к терпению
К данному виду труда относится огромное количество занятий и работ, начиная от протирания пыли и заканчивая уборкой комнаты. Каждый ребёнок должен уметь выполнять базовые задания, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе.
Материалы:
Процесс работы:
Это один из основных видов трудовой деятельности, он не только позволяет детям развить обязательность и самостоятельность, но ещё и готовит к будущему дежурству в школе и прочих учебных заведениях. Само дежурство воспитывает в детях чёткое знание правил и общие навыки.
Вид труда: самообслуживание.
Форма трудовой организации: поручения, просьбы.
Материалы:
Методика руководства:
Вводная часть:
В.: Ребята, а вы знаете что значит «аккуратный человек»?
Дети: Человек который следит за собой, не раскидывает вещи, кладёт всё на свои места.
В.: Правильно. А вы знаете как нужно следить за собой? Как нужно приводить себя в порядок?
Дети: Чистить зубы, расчёсываться…
В.: Верно! Давайте сегодня немного поговорим о том, как нужно расчёсываться. Как вы знаете, причёски у мальчиков и у девочек отличаются. Это зависит не только от длины волос, но и от ваших предпочтений. Какие причёски вам нравятся? (Ответы детей). Прекрасно! А теперь возьмите зеркало и посмотрите на свои причёски. Попробуйте их поправить и сделать более аккуратными. Если хотите, я могу вам помочь.
Процесс работы:
Для девочек и для мальчиков задания будут разными. Мальчикам можно показать, как делать определённые укладки волос и просто правильно расчёсывать волосы. Для девочек можно подобрать разные типы причёсок и косичек.
Для девочек.
Причёски, в создании которых требуется помощь воспитателя:
Причёски, которые девочка может выполнить самостоятельно:
Работа завершается, приводятся в порядок инструменты (почистить расчёски, свернуть резинки). Результаты можно сфотографировать.
Для мальчиков.
Укладка, в которой требуется помощь воспитателя: «Стоячая укладка».
Причёска которую мальчик может сделать самостоятельно: «Волосы, сведённые на бок».
Данная работа хорошо развивает навыки детей в уходе за собой. Она позволяет им научиться исправлять недочёты в своей внешности и сформировать навыки расчёсывания волос.
Это важно. Лак обязательно должен быть гипоаллергенным. К примеру, можно использовать средства марки «Маленькая фея».
https://youtube.com/watch?v=BFm_69M-VDU Video can’t be loaded: Коллективный ручной труд»Железнодорожный состав»старшая группа (https://youtube.com/watch?v=BFm_69M-VDU)
Диагностическая карта помогает воспитателю оценить результаты работы с детьми, подвести итоги за полугодие. Кроме того, с помощью этого документа педагог систематизирует информацию и определяет, чего добился каждый ребёнок, а с чем он не справляется.
В диагностической карте зафиксированы все виды трудовой деятельности воспитанников старшей группы.
Автор | Савина П. И. | ||
Показатели развития | Действия и задачи | Положительный результат (ребёнок справляется с заданием) | Отрицательный результат (ребёнок не справляется с заданием) |
Мотивация | Иметь желание участвовать в трудовой деятельности | ||
Получить навык инициативного подхода к делам | |||
Представление о работе взрослых | Желание оказывать посильную помощь взрослым людям |
||
Отношение к труду | Стремление узнать о будущих профессиях | ||
Уважительное отношение к чужой работе | |||
Бережное отношение к результатам своего труда | |||
Рабочий процесс | Аккуратная работа с материалами | ||
Использовать наиболее продуктивные методы работы | |||
Доводить начатое дело до конца | |||
Коллективная работа | Дружелюбие и умение работать в команде | ||
Развивать коммуникативные навыки | |||
Обязательность | Грамотно оценивать результат работы | ||
Иметь привычку ответственно относиться к поручениям | |||
Труд в природе | Ценить и уважать природу, её дары | ||
Обладать базовыми навыками об уходе за растениями | |||
Уметь высаживать семена | |||
Самообслуживание | Уметь следить за своим внешним видом | ||
Поправлять причёску и волосы | |||
Ручной труд | Уметь склеивать картон и бумагу | ||
Закреплять навыки работы с ножницами | |||
Дежурство | Обладать базовыми навыками сервировки стола | ||
Развивать самостоятельность | |||
Хозяйственный труд | Уметь стирать вещи | ||
Заправлять кровать после сна |
Трудовая деятельность - важнейший аспект обучения дошкольников. У детей формируются навыки, необходимые для дальнейшей жизни в обществе. Педагог должен стараться помогать ребёнку и направлять его, прививать любовь к труду. Главное - не выполнять всю работу за воспитанников и позволять им проявлять себя, чтобы они могли в полной мере раскрыть свои способности и потенциал.
В представленном материале подробно описывается специфика составления конспектов по разным видам деятельности:
план-конспект трудовой деятельности;
план-конспект игровой деятельности;
план-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Выделяют четыре вида детского труда:
Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
Труд в природе (уход за растениями и животными в уголке природы, в цветнике, в огороде, в саду);
Ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом, бросовым материалом и др.)
Осуществляется трудовая деятельность в трех формах:
Поручения (простые и сложные, длительные и кратковременные, эпизодические и постоянные).
Дежурство (по столовой, по занятиям, по уголку природы).
Коллективный труд (общий и совместный).
Приступая к составлению конспекта, следует продумать использование всех видов и форм. (Так как ручной труд применяется со старшей группы и требует большой подготовки, то его следует планировать во второй половине дня).
Примерное планирование
Младшая группа
Первая половина дня
Прием детей.
Простое поручение в уголке природы.
Простое поручение по хозяйственно-бытовому труду (во время подготовки к завтраку, обеду).
Между занятиями.
Простое поручение по самообслуживанию.
Прогулка.
Вторая половина дня
Простое поручение по самообслуживанию.
Простое поручение по хозяйственно-бытовому труду (во время подготовки к полднику и ужину).
Средняя группа
Первая половина дня
Прием детей.
Коллективное поручение в уголке природы.
Дежурство по столовой.
Между занятиями
Простое поручение по самообслуживанию.
Дежурство по занятиям (вторая половина года).
Прогулка.
Коллективное поручение по хозяйственно-бытовому труду.
Вторая половина дня
Общий коллективный хозяйственно-бытовой труд или труд в природе.
Совместный ручной труд с воспитателем (поручения).
Дежурство по столовой.
Старшая группа
Первая половина дня
Прием детей.
Дежурство в уголке природы.
Индивидуальное поручение по самообслуживанию.
Дежурство по столовой.
Между занятиями.
Дежурство по занятиям.
Прогулка.
Коллективное поручение по хозяйственно-бытовому труду.
Общий коллективный труд в природе.
Вторая половина дня
Общий коллективный хозяйственно-бытовой труд или труд в природе или ручной труд.
Дежурство по столовой.
Поручения по самообслуживанию.
Подготовительная к школе группа
Первая половина дня
Прием детей.
Дежурство в уголке природы.
Индивидуальное поручение по самообслуживанию.
Дежурство по столовой.
Между занятиями.
Коллективное поручение по самообслуживанию.
Дежурство по занятиям.
Прогулка.
Совместный коллективный или общий хозяйственно-бытовой труд, труд в природе.
Вторая половина дня
Совместный или общий коллективный хозяйственно-бытовой труд или труд в природе или ручной труд.
Дежурство по столовой.
Поручения по самообслуживанию.
План–конспект оформляется по следующей схеме
Время в режиме дня |
Вид трудовой деятельности, форма организации |
Программное содержание |
Оборудование |
Примечание |
При планировании трудовой деятельности в разных возрастных группах следует учитывать следующие рекомендации по ее организации:
I. Организация задания. Организуя трудовое задание, воспитатель решает две группы задач:
а) ребёнка следует научить выполнять задание, то есть принять задачу, овладеть трудовыми умениями, достичь цель;
б) воспитывать необходимые нравственные и нравственно-волевые качества.
II. Постановка задачи. Воспитатель вызывает у ребёнка желание охотно включиться в трудовую деятельность.
Младший возраст: воспитатель сам начинает работу и предлагает продолжить её, показывая какие конкретные действия они должны выполнять. Хвалит детей.
Средний возраст: чередуются формы предложения и требования. Поставленная задача мотивируется. Оценивается желание ребёнка включиться в труд.
Старший возраст: воспитатель ставит ребёнка в условие необходимого выполнения задачи.
III. Закрепление навыков работы (указания к руководству процесса труда детей).
Младший возраст: воспитатель трудиться вместе с детьми, работа сопровождается объяснениями, проявлением интереса к деятельности ребёнка, оценкой промежуточного результата.
Средний возраст: воспитатель убеждается в наличии умений, прочном их усвоении. Это определяет уровень его участия, присутствует при работе детей до её завершения.
Старший возраст: педагог не всегда находится рядом, но контроль обязателен, оценивает промежуточные результаты.
IV. Завершение работы и достижение результата деятельности.
Младший возраст: обращается внимание на результат и смысл деятельности, положительно оценивается качество в труде.
Средний возраст: рассказывается, что они делали и зачем, поощряются правильные ответы, оцениваются те качества, которые помогли ребёнку справиться с заданием (при анализе хорошо использовать театральные игрушки «бибабо»).
Старший возраст: воспитатель спрашивает, самих детей как они оценивают результат, анализирует проявленные ребёнком качества.
Пословицы и поговорки о труде
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Лень, отвори дверь! Сгоришь! - Хоть сгорю, да не отворю.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Один собирает, другой зевает.
Не потрудиться, так и хлеба не родится.
Глаза страшатся, а руки делают.
Работай до поту, так и поешь в охоту!
Белые ручки чужие труды любят.
У него лень за пазухой гнездо свила.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.
Муравей не велик, а горы копает.
Что посеешь, то и пожнешь.
Не бравшись за топор, избы не срубишь.
Руки не протянешь, так с полки не достанешь.
Терпение и труд - все перетрут.
Одни с сошкой - семеро с ложкой.
Пошло дело на лад - и сам ему рад!
Обещал - сделал, дал слово - держи.
Поспешишь - людей насмешишь.
Без волнения и заботы нет радости от работы.
Звону много, да толку мало.
Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Образец конспекта трудовой деятельности для старшей группы во вторую половину дня
Время в режиме дня :15.00-15.20
Вид трудовой деятельности, форма организации :Самообслуживание (поручения).
Программное содержание : Формировать умение самостоятельно одеваться. Учить замечать и самостоятельно устранять неполадки в своем внешнем виде. Продолжать учить правильно употреблять формулы вежливости.
Оборудование: зеркало.
: Дети, про какого человека можно сказать, что он вежливый? (Вежливый человек всегда благодарит за помощь, здоровается при встрече, говорит вежливые слова). А когда вас можно назвать вежливыми?
Мы используем вежливые слова, когда приходим в детский сад и когда уходим домой, а также когда встречаемся с друзьями.
А теперь, пожалуйста, все проверьте и поправьте свои прически.
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Волос к волосу - коса,
Каждой девочки краса!
Что мы делаем расческой?
Вите делаем прическу.
Витя в зеркало глядит:
Нет вихров - приятный вид.
Детям предлагается полюбоваться на прически.
Время в режиме дня : 15.20 -15.30.
хозяйственно-бытовой труд (дежурство по столовой).
Программное содержание: приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, убирать посуду.
Оборудование: фартуки для дежурных.
Молодцы, дети, вы все старались. Теперь мы умытые, причесанные и нарядные. У нас есть настоящие хозяюшки? Кто у нас сегодня дежурный? Напомните, как правильно сервируется стол. (Салфетки ставятся в центр стола. Бокалы, тарелки расставляются по количеству детей за столом. Столовые приборы раскладываются на индивидуальные салфетки).
Воспитатель. Теперь можно идти накрывать на стол. Потом мы посмотрим и оценим работу дежурных. На самый красивый стол поставим вазочку с цветами, а на другие столы - вазочки с веточками. Как красиво у нас в группе!
Дети садятся за столы.
Дети, у нас сегодня на полдник маковая булочка и молоко. Приятного аппетита, будьте аккуратны, не торопитесь.
Время в режиме дня: 15.30-15.50.
Вид трудовой деятельности, форма организации: «Приготовление печенья» (коллективный хозяйственно-бытовой труд.
Программное содержание: Развивать у детей интерес к приготовлению пищи. Закреплять приемы работы с тестом: раскатывание скалкой, вырезание печенья с помощью формочки. Формировать общественно значимые мотивы труда, умение работать аккуратно, старательно, дружно.
Оборудование: На столах, сдвинутых вместе разделочные доски и скалки, формочки для вырезания теста, посередине миска с тестом, миска с яйцом, ножи, салфетки.
Организационно-методические указания: - Давайте, ребята, приготовим сегодня угощение для мам и пап. Для работы мы уже все приготовили, осталось только сделать из теста печенье. Будем трудиться вместе. Вымойте руки, наденьте фартуки, и приступим к работе. Рассказываю: как было замешено тесто. Сначала мы взяли муку, затем влили растопленное масло, положили сахар, соль, соду, яйца и хорошо все перемешали. Получилось крутое песочное тесто.
После этого предлагаю скатать из теста колбаску и разделить ее на четыре части. Напоминаю, что раскатывать тесто следует тонким слоем, чтобы печенье быстро испеклось, и было вкусным. Показываю и рассказываю, как вырезать формочкой печенье. Затем предлагаю детям приступить к изготовлению печенья. Убираю со столов лишние предметы и ставлю противень, которое нужно смазать маслом. Спрашиваю детей, для чего это надо сделать? (Чтобы не прилипли.) Напоминаю, что укладывать на них печенье нужно плотно друг к другу. По окончании работы поручаю одному из детей смазать печенье желтком.
Подводя итог, читаю стихотворение:
Взяли мы стакан воды
В мисочку налили,
А потом яичко вбили,
Чуть-чуть посолили.
Мы просеяли муку,
Тесто замесили.
Скалкой тесто раскатали
И кружочки делать стали.
Нет! Мы вовсе не шалили,
Мы печенье налепили!
А теперь, что нужно будет сделать? (Отнести противни на кухню, чтобы печенье испеклось.) Как повара узнают об их готовности? (Правильно, пойдет приятный запах, и печенье покроется золотистой корочкой). В конце работы напоминаю, что нужно привести все в порядок, помыть руки, подготовиться к принятию гостей на участке.
Время в режиме дня : 16.30-17.00.
Вид трудовой деятельности, форма организации. К оллективный хозяйственно-бытовой труд по уборке участка.
Программное содержание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться. Воспитывать опрятность, стремление следить за своим внешним видом. Проявлять бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь, проявлять гуманные чувства по отношению друг к другу. Закреплять понятия: изнанка, лицо, снаружи, внутри, спереди, сзади.
Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников. Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку. Закреплять умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности. Формировать у детей убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда. Закрепить действия с инвентарем.
Оборудование: картинки с заданиями, три метелки, два веника, два совка, носилки, ведерки, лейки, тряпочки.
Организационно-методические указания . Напоминаю правила пользования инструментами. Обращаю внимание на подготовленный инвентарь и предлагаю взять с собой три метелки, два веника, два совка, носилки, ведерки, лейки, тряпочки.
Предлагаю одеться, взять с собой оборудование и выйти на участок.
В небе солнышко гуляет,
С ясным днем вас поздравляет.
Поднимайся, детвора,
Уж гулять давно пора!
Будем сами одеваться.
На прогулку собираться.
Ребята подходят к своим шкафчикам. Побуждаю помогать друг другу застегивать пуговицы, молнии, пряжки, поправлять воротнички, одергивать платья и т.д. Обращаю внимание на тех, кто уже оделся, на то, какая у них опрятная, чистая, неизмятая одежда. Помогает детям сделать вывод: кто не пачкает вещи, аккуратно вешает, бережет их, тот всегда выглядит красивым и аккуратным.
Напоминаю взять с собой оборудование.
На участке.
Мы польем песок из леек
И дорожки подметем,
Пыль сотрем со всех скамеек,
А потом играть пойдем.
Дети приступают к работе. В ходе труда даю советы, помогаю в организации, напоминаю порядок работы.
В это ведро мы бумажки соберем. Кому мы поручили это дело?
Наблюдаю за деятельностью детей, слежу за действиями детей по отношению друг к другу.
Саша веник возьмет
И веранду подметет.
Этой тряпочкой Наташа
Со скамеек пыль сотрет.
Подбадриваю ребят, помогаю советами и действиями, побуждаю помогать друг другу.
Я вижу, что Коля и Вера уже хорошо полили песок. А теперь они возьмут лопатки и будут сгребать его в кучу, а Света с Олей будут им помогать.
По окончании работы прошу навести порядок на рабочих местах, прополоскать тряпочки, протереть ведра, отнести оборудование в группу.
План–конспект оформляется по следующей схеме:
Время в режиме дня |
Вид, название игры |
Программное содержание |
Оборудование |
Организационно-методические указания |
Примечание |
Время в режиме дня: 15.20-15.35.
Вид, название игры: Дидактическая игра «Сравни кукол».
Программное содержание : Учить детей соотносить предметы с разными характеристиками, употреблять эти характеристики при описании.
Оборудование: Две разные по характеристикам куклы, два разных мяча.
Организационно-методические указания: В начале игры предложить рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Но сначала нужно назвать кукол (Одна кукла Маша, другая кукла Наташа. У Маши светлые и короткие волосы, у Наташи темные и длинные волосы. У Маши голубые глаза, у Наташи черные глаза. Наташа в платье, а Маша в брюках. У кукол разная одежда).
Затем я говорю, что куклы захотели поиграть, они взяли…. (мячики). Показываю два мячика. – Этот мячик, какой? (Круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик, какой? (Круглый, большой, резиновый, красный). Что можно делать с мячами? (Кидать, бросать, ловить). Хорошо, а что еще можно, посмотрите, что я делаю (Подкидывать, подбрасывать).
Хорошо, а теперь посмотрите внимательно на другой мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он?
Он средний. Катя, повтори.
Давай расскажем, как Маша и Наташа играли.
Маша и Наташа захотели… (поиграть с мячиком). Один мячик ….. какой? (Один мячик красный и большой). Другой мячик…… (синий и маленький). Маша взяла…. (красный большой мячик). Наташа взяла……(синий маленький мячик). Как они играли с мячиками? Что можно делать с мячиками? (Они кидали, подбрасывали, ловили мячи).
Затем рассказываю, как куклы ходили гулять. После прослушивания рассказа, предлагаю Кате вместе рассказать. Начинаю предложения, Катя должна закончить.
Однажды…….(куклы пошли гулять). А зонтики …….(забыли дома). Они спрятались ……..(под дерево). Дождик кончился…….(куклы пошди домой). Кукла Маша пошла……. (по широкой дороге), а кукла Наташа ………(по узкой).
Молодец, хорошо.
Время в режиме дня: 15.35-15.50.
Вид, название игры: Театрализованная игра «Веселые гуси».
Программное содержание: Учить рассказывать и разыгрывать сказку. Развивать умение разыгрывать диалог в непринужденной форме.
Оборудование: Игрушки, текст р.н.песенки «Веселые гуси».
Организационно-методические указания: Предлагаю детям сесть на стулья, стоящие полукругом. На столе сюрпризно появляются «веселые гуси». Зачитываю стихотворение. Предлагаю выделить роли, объяснить, почему автор назвал гусей веселыми? Какими еще можно назвать гусей. Дети дают характеристику бабушке.
Далее предлагаю разыграть сказку троим детям. Договориться, кто кем будет. Читаю стихотворение, а дети говорят от лица героя и изображают действие. В конце хвалю детей, спрашиваю мнение зрителей. Далее выбираем желающих еще раз разыграть сказку.
Время в режиме дня 15.40- 16.15.
Вид, название игры: Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».
Программное содержание: учить отбирать необходимые для игры костюмы, атрибуты;
формулировать замысел игры, планировать игру; действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители; распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли (по подражанию); отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми.
Оборудование: куклы, медицинский халат и шапочка, фоноскоп, коробки для таблеток и витамины, игрушечные шприцы и градусники, вата, бинты, шпатели.
Организационно-методические указания:
Организационный момент. Ребята, недавно мы с вами читали интересную сказку К. И. Чуковского «Айболит». Вспомните, кого лечил доктор? Что болело у зверей? Как их лечил добрый доктор Айболит? Вы хотите поиграть в игру «Доктор»? Вспомните, какие врачи лечат детей. (дети рассказывают о работе разных врачей, медсестры, работников регистратуры.) Посмотрите внимательно на игровой уголок: кто у нас будет вместо детей? Правильно, куклы.
Развитие сюжета. Посмотрите, какие они грустные. Наверное, они заболели. Нужно отвести их в поликлинику. Кто будет их родителями? Кто поведет их к врачам, в поликлинику? Кто будет играть роль врачей? Кто будет медсестрой? Кто будет работать в регистратуре? Я буду главным врачом (распределяю роли.)
Хорошо. Если там (жест в сторону игрового уголка) у нас - дом для кукол, то где будет поликлиника? Почему вы так думаете? Тут будут работать врачи. Как называется врач, который лечит грипп и простуду? Глазки? Ушки? Зубки? Давайте отберем предметы, принадлежащие людям этих профессий. Вам нужно обустроить медицинские кабинеты. (Дети, играющие роль врачей, надевают белые халаты, берут соответствующие медицинские инструменты, садятся за столы.)
Нужно знать, к какому врачу необходимо обратиться. Спросите, что болит у куклы. (Дети, играющие роль родителей, определяют, к какому врачу они поведут своих детей.)
В поликлинике начинается прием. Пациенты, возьмите карты в регистратуре. Займите очередь к врачу. Прежде, чем войти в кабинет, нужно постучать. Войдя в кабинет, поздоровайтесь и расскажите, что болит у вашей дочки. (Дети с куклами берут в регистратуре карту и идут на прием к врачу)
Врачи, займите свои рабочие места. Вам нужно внимательно выслушивать пациентов, вежливо отвечать на их вопросы, осматривать, давать рекомендации, выписывать рецепты, больничные листы, направления на анализ крови.
Внимательно наблюдаю за игрой. Выполняя роль главного врача, развиваю сюжет и слежу за соблюдением правил игры в соответствии с принятой ролью, показываю каждому ребенку действия врачей-специалистов.
Итоги игры. Поликлиника закрывается: уже поздно. Врачи, снимите халаты и расставьте по местам медицинское оборудование. Родители, возьмите рецепты и зайдите в поликлинику за таблетками и витаминами. Потом нужно отвести домой детей, и уложить в кроватки. Вот теперь у нас в группе полный порядок, никто даже не догадается, во что мы играли. Скажите, во что мы играли? Какую роль вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Понравилась вам игра? Молодцы.
Время в режиме дня: 16.40-17.00.
Вид, название игры : Подвижная игра «Волк во рву».
Программное содержание: Продолжать учить играть в знакомые подвижные игры, доводить их до конца, проявлять инициативу и творчество.
Оборудование: Посередине полянки, поперек ее, двумя параллельными линиями, выложенными мелких палочек на расстоянии 1 м одна от другой, обозначается ров.
Организационно-методические указания. Предлагаю детям вспомнить правила игры: «Во рву находится водящий, он изображает волка. Остальные играющие - козы. Они живут на одном краю полянки. На противоположном краю полянки находится поле, в котором козы пасутся. По словам воспитателя: «Козы, в поле, волк во рву- играющие бегут в поле, перепрыгивая по дороге через ров. Волк должен их догнать» Выбираем по считалке волка. Дети занимают свои места. Напоминаю волку: ты бегаешь во рву, стараешься поймать (осалить) прыгающих коз-детей. Даю команду: начать игру. Во время игры слежу, чтобы осаленные отходили на время в сторону. Говорю: « Козы, домой!» Все бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. Контролирую выполнение правил: если ребенок попадет ногой в ров, то он тоже считается пойманным. После нескольких перебежек выбирается другой водящий - волк, и игра начинается снова. Подвожу итог игры: как вы думаете, кто сегодня был самый быстрый волк, а кто был неувертливой козой. Повторяем правила игры.
При составлении конспекта занятия следует ориентироваться на такую последовательность:
1. Вид занятия.
2. Тема занятия.
3. Программное содержание (образовательная, воспитательная, развивающая задачи).
4. Подготовка воспитателя к занятию.
5. Подготовка детей к занятию (предшествующая работа).
6. Материалы и оборудование.
7. Организация детей на занятии.
8. Ход занятия. (Оформляется в соответствии с планом занятия).
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе (образец)
1. Вид занятия : Игра.
2 .Тема: «Кошка и собака».
3. Программное содержание:
Закрепить знания детей о внешнем виде, о повадках кошки и собаки.
Словарь: активизировать слова кошка-котенок, собака-щенок, кошечка, собачка; учить обозначать соответствующие действия глаголами.
Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.
4. Подготовка воспитателя к занятию : составила конспект, используя Программу воспитания и обучения в детском саду //Под. Ред. Н.А.Васильевой, М., 2005г., кн. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: 1986, Хрестоматия для маленьких.- М,.1996г.
5. Подготовка детей к занятию: Наблюдение за домашними животными, показ игрушек кошки и собаки и игры с ними.
6. Оборудование и дидактический материал: игрушки - кошка, котенок, щенок, мышка; большая, маленькая миски, по 5-6 кружков больших и маленьких - ребенку.
7. Организация детей на занятии: свободная.
8 . ХОД ЗАНЯТИЯ.
I .Организационная часть: (0,5.мин).
Сообщаю детям: Сегодня мы пойдем в гости к домашним животным кошке и собаке.
Появляется кошка.
Кто же встречает кошку?
Это кто встречает маму Звонкой песней «мяу-мяу»? (До чего же голос тонок!) Это - рыженький... (котенок). (С. Еремеев)
II . Основная часть.(14мин.)
2.1.Показ игрушек: «Кошка и котенок».
Изображаю с помощью игрушек.:
На окно-окошко Села мама-кошка,
Села, посидела, Песенку запела: Мяу!
А котенок услыхал, Быстро к маме прибежал. Он на кошку поглядел, Тонким голосом запел: Мяу!
2.2. Д/упражнение «Заболела кошка»
Ребятки, посмотрите: кошечки заболела. Пожалеем ее.
Заболела кисонька, Кисонька-беляночка, болит у кисы головушка,
Ой, как болит! Болит у кисы лапочка, ой, как болит! Болит у кисы ноженька, Ой, как болит! (А. Ануфриева)
Пришли ребятки, стали кисоньку лечить, молочком ее поить. Давайте украсим миску для мамы-кошки и мисочку для котенка.
Дети выкладывают на большой миске узор из больших кружков, на маленькой - из маленьких.
Кошечка поправилась, попив теплого молочка, и стала играть со своим котенком.
Весь день мама-кошечка нянчит котят, И каждый ребенок, как мама, усат! (М. Дружинина)
Пока котенок крошка,
С ним рядом мама-кошка.
Когда он вырастет - ему
Все в жизни делать самому. Без ванной комнаты и мыла
Мыть шерстку так, как мама мыла.
(В. Борисов)
Д/упражнение «Котятки» (М. Аромштан).
Дети выполняют движения соответственно тексту.
Читаю стихотворение, показываю движение:
Все котятки
Мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки,
Мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали.
Сладко-сладко засыпали:
Вот так, вот так!
А когда котята проснутся, сразу начинают шалить и играть.
2.4. Подвижная игра «Киса и мыши».
Провожу игру:
Веселятся мыши.
Скачут и играют,
Песни распевают,
Горюшка не знают.
Только Киса на порог,
В домике у Кисы Дети - «мыши» бегают по залу врассыпную. «Киса» стоит в сторонке.
«Киса» выбегает из своего укрытия и догоняет «мышей, убегающих на стульчики («в норки»).
Поиграли кошка и котята с мышами и пошли погулять. Пойдемте и мы вместе с ними. Дети подражают движениям кошки.
Д/упражнение «Почему кот умывается».
Дети показывают, как котик умывается.
Вот сел котенок в уголке, И мой вопрос: К чему он моет язычком И хвост, и нос?
Ответы детей: Сел умываться кот - То, значит, гость идет. (Р. Каука)
И, правда, котик умылся - гость пришел. А какой это гость догадайтесь сами. (Загадываю загадку С. Еремеева.)
Это кто же к нам бежит И от радости визжит, А потом лежит у ног? Это маленький... (щенок).
2.6. Д/ Игра с собачкой
Провожу игру:показываю детям игрушечную собачку.
Вот на стуле я сижу И собачку я держу. Я собачку ставлю на пол, Ставлю собачку на пол, глажу ее: Дай, собачка, детям лапу. Вот собачка подошла, Подношу собачку к малышу. Ребенок называет свое имя, пожимая ей лапу. Коле лапку подала. (А. Ануфриева)
Мы с нашим щеночком познакомились. А самого щенка зовут Бобик. Он очень веселый и, хотя еще совсем маленький, уже помогает маме-собаке охранять дом. С мамой весело играть. Дом не страшно охранять. Дружно лаем: - Кто идет На хозяйский огород? (М. Дружинина)
Обычно котята и щенята ссорятся, но наш котик дружит с Бобиком. Говорю: А вот и мама-кошка пришла.
2.7. Чтение русской народной потешки «Кисонька-мурысонька»
Дети. Кисонька-мурысонька, где ты была?
Кисонька. На мельнице!
Дети. Кисонька-мурысонька, что ты там делала?
Кисонька. Муку молола!
Дети. Кисонька-мурысонька, что из муки пекла?
К и с о н ь к а. Прянички!
Дети. Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела?
Кисонька. Одна!
Дети. Не ешь одна! Не ешь одна!
Угостила мама-кошка оладушками котят и щеночка.
Угостим кошку и собаку?
Дети имитируют угощение кошечки «сметанкой» и собаки «косточкой», показывают, как они лижут язычком.
III . Заключительная часть: (0,5 мин.) Предлагаю детям попрощаться с новыми друзьями. Нацеливаю детей на последующую деятельность.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе (образец)
Вид: Рассматривание предметов.
Тема: Ознакомление со свойствами камней.
Программное содержание:
дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней;
развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности;
создать детям хорошее настроение; воспитывать эстетические чувства, доброту, заботливое отношение друг к другу.
Подготовка воспитателя к занятию: составила конспект, используя Программу воспитания и обучения в детском саду //Под. Ред. Н.А.Васильевой, М., 2005г., кн. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в старшей группе: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: 1996.
Предварительная работа: выбор героя определён детьми, лепка камешков из пластилина, сбор коллекции камней, наблюдения на прогулках.
Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, шкатулки, глобус, камешки-конфетки.
Организация детей на занятии: свободная.
Ход занятия.
I .Организационная часть: (2 .мин).
«Находка в сундучке»
Дети входят в группу, обращаются к гостям:
─Здравствуйте. Мы рады вас видеть!
Ппредлагаю детям показать свои шкатулки, хвалит, какие они красивые, аккуратные и прошу заглянуть внутрь.
─Что нового появилось в вашей шкатулке?
Дети отвечают.
─Они красивые? Вам нравятся?
Дети делятся впечатлениями.
─Эти камешки не простые, а волшебные. Давайте совершим волшебство.
Предлагаю детям перекладывать волшебный камешек из руки в руку и говорю, что тогда к ним придёт тот, кого они долго ждали. Звучит музыка, появляется клоун Тёпа, здоровается и знакомится с детьми.
ТЁПА. Как я сюда попал? Какие такие камешки? А какого они цвета?
Дети отвечают.
Чтобы я не исчез, давайте положим камешки на полочку.
Дети говорят, что у них есть целая коллекция камешков, показывают ему её. Тёпа удивляется, какие они красивые и как их много.
II. Основная часть (20 мин)
2.1. «Одежда для Земли»
Тёпа, а ты знаешь, откуда взялись эти камешки? Мы тебе сейчас расскажем.
Дети рассказывают о том, где они взяли эти камешки.(Подсказываю детям).
У нашей Земли есть одежда. Она состоит из камешков (показываю глобус). Знаешь, Тёпа, что это такое?
ТЁПА. Это, наверное, мячик.
Дети объясняют ему, что это глобус.
Посмотрите на глобус. Каждый камешек – это кусочек горы. Там, где очень много камней, возвышаются горы. Посмотрите, сколько на Земле гор! Они обозначены на глобусе тёмно-коричневым цветом.
ТЁПА. Я никогда не был в горах. А какие они, горы? Вы были в горах?
Дети отвечают.
Посмотрите, на глобусе очень много голубого цвета. Это вода, моря и океаны. Нашу Землю называют «голубая планета». В воде то же очень много гор, которые состоят из камней. Это дно морей и океанов. Подводный мир похож на наш аквариум. Помните, камешки лежат там как маленькие горы. (Показываю детям иллюстрации).
Хотите тоже построить гору в воде?
2.2. Эксперимент с водой.
Дети вместе с Тёпой подходят к столам. Наливаю воду.
Как вы думаете, потонут камешки или нет? Что происходит, когда камешки кидаешь в воду? От каких камешков брызг больше – от маленьких или больших?
Дети отвечают.
2.3. Складывание гор из камней.
Выкладывать гору нужно камешек на камешек. Почему камешки не складываются ровненько? Потому что они в воде скользкие и гладкие. Их такими делает вода. (Предлагаю взять несколько камней в руку и потрясти их) Так и вода двигает камни, ударяет их друг о друга, они трутся и становятся круглыми.
Тёпа говорит, что он быстрее всех сложит гору, а потом смотрит, какие горы у кого получились, кто постарался построить высокую гору. Все дети любуются горами.
ТЁПА. Какие камешки вам нравятся больше, мокрые или сухие?
Дети делятся впечатлениями.
2.4. Физминутка-игра «Преодолеем препятствия»
Предлагаю детям вообразить: как мы будем продвигаться между гор: вот узкая тропинка, вот широкая, вдруг камни полетели откуда-то сверху, вдруг на нашем пути встретился упрямый козлик, а здесь мы увидели цветы на склоне и захотели их сорвать (вместе с детьми имитирую движения).
2.5. «Подарок в мешочек» для друзей Тёпы.
Тёпа загрустил.
─Что же ты загрустил?
─Мне так понравились ваши камешки, что очень захотелось показать их своим друзьям. Вы можете подарить мне камешки из вашей коллекции? А у меня есть и мешочек для камешков, но вот беда: я не знаю, что рассказать о камешках своим друзьям. Расскажите мне о камешках побольше и поинтереснее.
Дети рассказывают о камнях, называя их свойства.
(тяжелые, твердые, тонут в воде, от больших камней образуются брызги в воде, бывают разноцветными, гладкими, ребристыми, теплыми или холодными)
Подшучиваю над Тёпой и дарю ему камешек из пластилина. Тёпа «случайно обнаруживает», что это не такие камешки. (Сжимает их в ладони). Дети говорят, что они из пластилина, и называют отличия пластилина и камня (если дети затрудняются, задаю наводящие вопросы).
ТЁПА. И я сейчас над вами подшучу. (Достаёт камешки-конфетки). Это тоже камешки.(Пробует).Их можно кушать.
III . Заключительная часть: (3 мин.)
Тёпа говорит, что ему очень понравилось играть с детьми и камешками (обобщает всё узнанное), но нужно возвращаться к своим друзьям.
Спрашиваю детей, что им сегодня понравилось? Что они запомнили? Поощряю детей за активность.
Литература
Буре Р.С. Дошкольник и труд. СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983.
Дыбина О. Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов.- М.: Сфера, 1999.
Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера.- 2007.
Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. М., ВЛАДОС, 2005.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004.
Недоспасова В. А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2003.
Нравственное и трудовое воспитание детей в детском саду /Под ред. Р.С. Буре. М., 2002.
Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. М.: Айрис-пресс, 2005.
Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Теплюк С.Н., Лямина Г. М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду.- М: Мозаика-Синтез, 2005.
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.
Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что- то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни.
С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать). Мы предположили, что если будем использовать наряду с другими приемами, методами и средствами поисково – исследовательский, то становление ребенка как самостоятельной, инициативной личности будет проходить успешнее.
Поэтому в детском саду МДОУ « Центр развития ребенка – детский сад « Сказка» г. Абакана была организована городская проблемная группа по изучению вопросов организации поисково – исследовательской деятельности дошкольников.
Группа поставила перед собой следующие задачи:
И прошла несколько этапов:
В помощь воспитателям были разработаны памятки, ориентирующие воспитателей на творческий подход к организации поисково – исследовательской деятельности, составлено перспективное планирование по познавательно – исследовательской деятельности дошкольника.
Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения можно использовать разные методики. Мы рассмотрели методы, которые предлагает Савенков А. И. в своей статье «Исследовательские методы обучения в детском образовании». Один из приемов, который использует в работе с художественными произведениями Савенков А. И.- использование простых графических схем, Это дает возможность выявить логическую структуру текста. Я воспользовалась одной схемой для того, чтобы представить исследовательские методы обучения. Схема называется « Паучок». Ее предложил английский педагог Д. Хамблин.
Главная цель нашего изучения – это поисково – исследовательская деятельность дошкольника. Какие же методы и приемы можно использовать в работе с детьми? Их я представила в схеме « Паучок – 2» (см. Приложение 2). В центре схемы – исследовательские методы обучения, это
Используя исследовательские методы в детском саду, мы выполняем основное требование программ, а именно, весь воспитательно–образовательный процесс должен быть построен на игре и игровых приемах и партнерских отношениях.
Детский сад работает по программе «Детство», внимательно изучив которую, мы пришли к выводу: в качестве основного вида исследовательской деятельности авторы программы выделили экспериментальную. Хотя поисково–исследовательская деятельность ребенка начинается с самого раннего детства. Ребенок все пробует на вкус, на ощупь, определяет форму, цвет, назначение и так далее. Прежде чем начать работу с детьми мы познакомили родителей с данной проблемой. В течение всего времени работал
Занятия по познавательной деятельности проводятся один раз в неделю. Используя исследовательский метод, мы отошли от традиционного обучающего занятия, когда взрослый преподает, а ребенок учится. Но Савенков А. И. подчеркивает, что «доминирование исследовательского метода в обучении не исключает иных методов и приемов, оно предполагает лишь его преобладание». Для достижения результатов мы применяли следующие формы работы: опыты в исследовательском уголке, «Путешествие по реке времени», осуществление исследовательских проектов, коллекционирование, наблюдения, эксперименты в живой и неживой природе. И обязательно работа по плану, где в тематической, конструктивной, изобразительной, речевой деятельности мы развиваем познавательную инициативу ребенка. Занятия строим таким образом, чтобы дети закрепили старые знания и получили новые, применяя исследовательские методы обучения в детском саду. Организуя поисково-исследовательскую деятельность, мы обратились к рекомендациям Коротковой Н. А. в книге «Образовательный процесс в группах старшего возраста».
Группа, в которой я работаю, логопедическая. Поэтому занятия познавательного цикла соответствуют тематическому материалу, предложенному нам логопедом. Например, тема «времена года» (сезоны) делится нами на четыре подтемы: зима, весна, лето, осень. Можно также в конце одного сезона сравнить его с другим, только начинающимся.
Мы разработали свой вариант перспективного тематического планирования занятий с учетом поисково – исследовательской деятельности (см. Приложение 3).
Результаты диагностики на момент поступления детей в группу показали (2006 – 2007учебный год, старшая группа), что 80% детей имеют (условно) низкий интерес к поисково – исследовательской деятельности. К концу обучения в подготовительной группе результаты диагностики показали, что, применяя в работе методы исследовательского обучения, мы получили более высокий (условный) результат. Только 40% детей имеют (условно) низкий интерес к поисково – исследовательской деятельности.
У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Улучшилась речь детей (она понятна окружающим). Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.
Результаты анкетирования родителей (см. Приложение 4) на начало обучения детей в группе (2006 – 2007учебный год) показали, что 88% родителей не знали, что такое исследовательское поведение ребенка. Принимали на уровне тактильных исследований, экспериментальной деятельности.
Результаты анкетирования родителей на начало 2007 – 2008 учебного года показали, что 73% родителей знают, какими предметами и материалами любят экспериментировать дети, называют их. Часто продолжают исследование дома, принимают участие в них. Родители отмечают, что дети стали более открытыми, самостоятельными. Дети могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать. Нам удалось приобрести в лице родителей заинтересованных, понимающих партнеров.
Приложение 1
Деловая игра
«Проверь свои способности»
Цель: расширять собственный кругозор, развитие внимания, памяти, организаторские, творческие и логические способности.
Участники: педагоги городской проблемной группы.
Жюри: администрация детского сада.
Условие: деление на две команды, придумывание названия.
Варианты заданий:
1. «Разминка». Команды высказывают идеи и ответы на каждый вопрос:
2. Что нужно для того, чтобы стать миллионером?
3. Что делать, чтобы дети не уснули на занятии?
4. Существует ли ключ к сердцу женщины? Если да, то какой?
5. Что делать, если одни строят козни, а другие воздушные замки?
6. «Стань поэтом». Участникам предлагается придумать рифму к незаконченному предложению.
Предложения команде №1:
1. Шла корова по луне …
2. Сварим суп из топора …
3. Оторвали хвост собаке …
Предложения команде №2:
1. Килька плавала в томате …
2. Стрекоза на шляпу села …
3. Мы спросили попугая …
Конкурс «Запомни фигуры». Для данного конкурса необходимы мел и тряпка.
Рисуются шесть фигур (по очереди). Сначала одна, затем она стирается и на ее месте рисуется другая. Каждая из них демонстрируется семь секунд. Все участники пробуют восстановить последовательно все фигуры.
Фигуры: треугольник, квадрат, круг в квадрате, крестик в квадрате, крестик, косая палочка с точкой посередине.
Конкурс «Придумай модель». Придумать и дать описание новой модели.
«Домик для птиц» - команда №1
«Спортивный снаряд» - команда №2
1.Вопросы на смекалку. Балл засчитывается тому, кто первый ответит на вопрос:
1) Сколько яиц можно съесть натощак? (одно).
2) Что случится с вороной, когда ей исполнится три года? (пойдет четвертый).
3) У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестер? (одна).
4) Кто над нами вверх ногами? (муха).
5) На что похожа половина яблока? (на вторую половину).
6) Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают).
7) Какая птица состоит из буквы и названия реки? (иволга).
8) Сколько надо варить крутое яйцо: две, три или пять? (ни сколько, оно уже сварено).
1.«Изобрази без предмета». Каждому участнику предлагается изобразить предмет или действие, соперники отгадывают. Жюри в данном случае оценивают артистичность и оригинальность.
1) Вдет нитку в иголку;
2) Пришить пуговицу;
3) Подбросить и поймать мяч;
4) Наколоть дров;
5) Заточить карандаш;
6) Перенести предмет с одного места на другое;
7) Перебрасывать с товарищем мяч;
8) Развернуть и сложить газету;
9) Брать в руки поочередно очень холодный, теплый и горячий предметы.
10) Несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.
11) Понюхать яблоко, апельсин, розу, лук, нашатырный спирт;
12) Поставить несколько тарелок одна в другую, не производя при этом ни малейшего шума.
1.Игра «Хорошо - плохо». Воспитатели называют положительные и отрицательные смотрины игры.
Команда №1 – хорошо, команда №2 – плохо.
Подсчет баллов. Награждение победителей шутливыми призами.
Приложение 2
Приложение 3
Перспективное тематическое планирование
Месяц/неделя
Тема
Реальные события в окружающем
Типы исследований
Сентябрь
1.
2.
3.
4.
«Наш сад-огород»
(овощи, фрукты)
«У медведя во бору грибы, ягоды беру»
Листопад
Классификация
Опыты (удивительные плоды)
Октябрь
1.
2.
3.
4.
«Осень»
«Деревья»
«Домашние птицы»
«Перелетные птицы»
Первый снег
Времена года
Коллекционирование, классификация
Путешествия по карте
Ноябрь
1.
2.
3.
4.
Семья
Игрушки
Одежда
Обувь
Ледостав
Путешествие во времени
Коллекционирование
Опыты с водой
Декабрь
1.
2.
3.
4.
Зима
Зимующие птицы
Дикие животные наших лесов
Новый год
Снегопад
Метель
Гололед
Новый год
Опыты с водой,
Снегом
Классификация
Путешествие по карте
Путешествие во времени
Январь
1.
2.
3.
4.
Зимние забавы
Человек
Домашние животные
Животные холодных и жарких стран
Новый год
Рождество
Опыты («горнолыжник»,разноцветные сосульки)
Путешествие во времени
Коллекционирование
Путешествие по карте
Февраль
1.
2.
3.
4.
Профессии
Орудия труда
23 февраля
Мебель
День защитника Отечества
Оттепель
Путешествие по карте
Путешествие во времени
классификация
Март
1.
2.
3.
4.
8-ое Марта
Весна
Вода и водные обитатели
Комнатные цветы
Международный женский день
Капель
Классификация
Опыты
Путешествие по карте
Апрель
1.
2.
3.
4.
Транспорт
Космос
Наш город
Правила дорожного движения
День космонавтики
Путешествие во времени
Путешествие по карте
Опыты(реактивные самолеты, парусные гонки)
Май
1.
2.
3.
4.
Праздник весны и труда
Насекомые
Цветы
Лето
Праздник весны и труда
Путешествие во времени
Коллекционирование
Классификация
Опыты (шапочка от солнца)
Приложение 4
Анкета для родителей
Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка.
1. В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок?
3. Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома? Если да, то, как часто? (Часто, редко, всегда, никогда).
4. Какое участие вы принимаете в исследовательской деятельности ребенка?
5. Делится ли ребенок с вами результатами исследований (своими открытиями)?