Распространённые редакторы звука для платформы Windows можно условно разделить на три большие группы. В первую входят простейшие «однокнопочные» утилиты, рассчитанные на выполнение двух-трёх задач. Настроек в них – необходимый минимум, а итоговый результат удовлетворит только самого непритязательного пользователя. Вторая представлена профессиональными пакетами с исключительно широкими возможностями, но очень недружественным интерфейсом. А вот третья намного интереснее. При достаточной мощности и богатстве функциональных возможностей входящие в неё программы можно с некоторой натяжкой назвать удобными. Adobe Audition – одна из них.
Один из распространённых редакторов звука для платформы Windows - Adobe Audition CC 2014
При прямолинейном удалении части трека почти всегда возникает явно слышимый щелчок. Его можно убрать, применив функцию шумоподавления, но гораздо изящнее заранее подогнать границы так, чтобы щелчок стал неслышимым. Для этого:
Возможные варианты операции:
Пошаговая инструкция точной обрезки участка аудио. Применение функции шумоподавления
Эта процедура не сделает из некачественной записи шедевр, но от большей части шумов избавить сможет. За это придётся заплатить сужением динамического диапазона, что в бытовых непрофессиональных целях не критично.
Процедура очистки композиции от шумов
Запись, сделанная на бытовой микрофон, редко бывает идеальной и нуждается в дополнительной чистке. Сказанное справедливо и в отношении старых магнитофонных кассет или грампластинок. В обоих случаях требуется убрать из аудиофайла шипение и постоянный фоновый шум.
Очистка аудиофайла от шипения и фоновых шумов
Так называется композиция, из которой программными средствами вырезали голос исполнителя. Добиться профессионального результата без необходимых знаний будет затруднительно, но для караоке такой файл будет приемлем.
Для того чтобы получить удовлетворительный результат, придётся долго поиграться с настройками. Запаситесь терпением!
Встроенные средства Windows для этой цели подходят достаточно слабо, потому лучше воспользоваться возможностями Adobe Audition. Для этого вам понадобится специализированный микрофон, гарнитура для общения по скайпу или продвинутая веб-камера.
Пример работы Adobe Audition CC 2014 при записи звуков с внешних источников
Если необходимо свести в один файл несколько разных композиций с поочерёдным переключением между ними, получить эффекты затухания, смешивания и плавного перетекания, в Adobe Audition добиться этого очень легко.
Описание сведения различных композиций в один файл с использованием эффектов
Описанные операции – только малая часть возможностей Adobe Audition. На самом деле её потенциал значительно выше. Однако для того, чтобы использовать программу по максимуму, потребуется потратить много времени на изучение инструкции.
Вначале был Microsoft. А как же иначе: мы говорим Windows - подразумеваем Microsoft, говорим Microsoft - подразумеваем Windows. Но в нашем случае всё было ещё интереснее. Двое бывших сотрудников Microsoft, Роберт Эллисон и Дэвид Джонстон, в конце прошлого века основали компанию Syntrillium Software и создали программу Cool Edit. Эта историческая древность могла работать в двух режимах: обычном редакторе сэмплов - волновых файлов, и многоканальном, для микширования расставленных на дорожках звуковых фрагментов. В конце 1990 года вместо одного Cool Edit стало два продукта: Cool Edit Pro и Cool Edit 2000. Второй мог похвастаться двумя плагинами: 4-track Studio (расширение редактора до 4-х дорожечного мультитрека) и Audio Restoration. Зато первый, прокачавшись до версии 2.1, научился сводить звук в surround и получил мультитрековое микширование практически неограниченного количества аудиодорожек.
В 2003 году пришла компания Adobe, заплатила 16,5 миллионов долларов и купила Cool Edit Pro v2.1. Немного переделала его и выпустила уже под названием Adobe Audition. К слову, только Twelve Tone Systems не продала корпорациям-гигантам свою линейку продуктов Cakewalk/Sonar; Sonic Foundry приняла коммерческое предложение Sony и рассталась с Vegas Video, ACID pH1, Viscosity и Sound Forge, а Steinberg внедрила технологию Studio Connection, которая создаёт прямую связь между программой Cubase и инструментами компании Yamaha.
Частично урезанная и переделанная программа смогла взаимодействовать с другими продуктами Adobe: After Effects, Premiere Pro и Adobe Encore, и получила поддержку технологии ReWire - программного протокола для обмена данными между звуковыми приложениями, - которая обеспечивала одновременную работу Audition вместе с программами Propellerhead Reason и Ableton Live, также поддерживающими ReWire.
А теперь, когда вы немного познакомились с историей программы Adobe Audition, настало время попробовать поработать в ней, чтобы научиться сохранять для истории пение или игру на музыкальном инструменте.
Для начала выберем и скачаем любую фонограмму-минусовку. Название неблагозвучное, но правильное: музыкальное сопровождение в ней есть, а голос исполнителя убран. Сохраняем фонограмму в любой папке или прямо на рабочем столе - как удобнее, так и делайте.
Теперь настроим микрофон - любой, какой есть. Скайпом пользуетесь? Стало быть, микрофон имеется, и неважно, выносной он или встроенный в веб-камеру. Главное, чтобы не динамический, а с электретным капсюлем: для динамического нужен специальный усилитель, а мы с вами хотим записывать треки без лишних трудностей. Открываем панель управления Windows 7. Меню «Пуск» - «Панель управления», кликаем на ярлык «Звук». Выпрыгивает окошко, выбираем на нём «Запись», «Микрофон» и «Свойства».
Рассмотрим, как настроить звук для записи и воспроизведения, для видов редактора и мультитрек в . Для этого в любом виде переходим в меню Edit → Audio Hardware Setup , после чего нам предстаёт примерно следующий вид:
Интерфейс содержит 3 вкладки (таба):
Во время настройки входов и выходов для записи и воспроизведения, в Adobe Audition можно использовать два типа драйверов звуковой карты: Audio Stream In / Out (ASIO) и DirectSound . Некоторые карты поддерживают оба типа драйверов.
ASIO драйвера предпочтительнее, так как они обеспечивают более высокую производительность и низкую латентность (задержку).
Главное преимущество DirectSound является то, что вы можете получить доступ к одной карте из нескольких приложений одновременно.
Рассмотри настройки для видов Edit View и Multitrack View .
Нажимаем на вкладку Edit View (как на рисунке выше). В выпадающем списке Audio Driver выбираем подходящий для работы драйвер. Кроме вариантов установки ASIO или DirectSound драйверов, можно так же дополнительно выбрать (предварительно установив в ОС).
Установка галочки в поле Release ASIO Driver in Background будет каждый раз отключать звук при свёртывании редактора в трей (либо при делании неактивным приложение редактора), для возможности использования ASIO драйвера другим активным звуковым приложением. Поэтому, работая только в Аудишин, можно это поле оставить пустым.
Кнопка ControlPanel… вызывает окно настроек выбранного драйвера. Для ASIO драйвера оно может иметь различный вид, в зависимости от вашей звуковой карты. Для настройки драйвера DirectSound (или Audition 3.0 Windows Sound) это окно имеет примерно такой вид:
В окне (заимствование технологии компании Steinberg ) имеются две области для настроек выходных портов (DirectSound Output Ports), где мы настраиваем работу звукового “выхода”. В этой области активируем необходимые имена устройств (Device Name) установкой крестика в поле квадратика возле соответствующего имени.
В случае необходимости, напротив параметра Buffer Size при помощи двойного короткого нажатия левой кнопки мыши активируем поле, где выставляем размер буфера в семплах. Делается это в случае, если при воспроизведении слышатся какие-нибудь трески, подтормаживания (выпадения сигнала). В этом случае значение буфера следует увеличить.
Аналогичные действия проводим для настройки входных портов DirectSound Input Ports , где осуществляется настройка входных портов, или проще – звуковых входов. Точно так же настраиваем размер буфера, если во время записи часть информации теряется…
На всякий случай следует оставить галочку в поле Full Duplex (в основном это настройка для старинных звуковых карт, но мало ли…). В принципе, здесь на качество звука особо больше ни что не влияет. Нажимаем OK.
Возвращаемся к окну Audio Hardware Setup . Переходим к области Edit View Ports , где в списке Default Input назначаем аудиовход для вида редактора по-умолчанию. , , где «М» значит «моно», т.е. выбирается только левый или только правый канал. , где «S» означает «стерео».
Аналогично, в списке Default Output настраиваем устройство вывода звука в виде редактора по-умолчанию.
Это что касалось настроек звука для вида редактора (Edit View).
Для настройки звуковых входов и выходов в виде Мультитрек переключаем окно в вид настроек Multitrack View .
В настройках звука для работы в виде “Мультитрек” всё происходит так же, как мы это делали для вида «Edit»: в списке Audio Driver выбираем подходящий. Так же при помощи кнопки ControlPanel… вызываем панель , где проводим аналогичные действия по настройке звука, как для вида редактора (Edit ), но уже для вида Мультитрек.
В области настроек Input and Output Ports можем настроить вход (Default Input ) и выход (Default Output ), где так же выбираются моно или стереовыход по умолчанию.
Помимо всего прочего, для настройки записи бывает полезно зайти в свойства Options → Windows Recording Mixer… , где выбрать используемый аудиовход (микрофонный или линейный) (относится ко встроенным звуковым картам).
После установки программы, необходимо произвести настройку Вашей звуковой карты.
Открываем Edit - Audio Hardware Setup -
Открывается вот такое окно
По умолчанию стоит Audition 3.0 Windows Sound (у меня). В других версиях программы может быть другая запись, но - Windows Sound.
Если Вы хотите чтобы звуковая карта использовалась еще параллельно в другом звуковом редакторе следуеть отметить галочкой Release ASIO Driver in Background.
(Но здесь могут быть неприятности – при сворачивании АА или при открытии любой другой программы – проигрывание или запись останавливается. Поэтому я не рекомендую ставить эту галку).
Выбираем из списка свою звуковую карту и нажимаем кнопку Control Panel…
Открывается окно настройки звуковой карты.
(Если Вы выбрали ASIO драйвер, то при нажатии на кнопку Control Panel… открывается окно настройки ASIO драйвера.
(Как настраивать ASIO драйвер описано в инструкции к ASIO.)
Отмечая галочками, Вы включаете и выключаете установленные звуковые устройства.
Раздел Buffer Size позволяет задать размер памяти для обработки.
Если есть проблемы со звучанием (тормозит, «запинается», или еще что-нибудь), то двойным кликом можно изменить размер буфера.
В поле Sync Reference Вы выбираете главное звуковое устройство нажимая Yes или No
В поле Sync Reference выберите устройство для ввода и вывода.
Если Ваша карта поддерживает режим Full Duplex включите его в соответствующем разделе.
То же самое проделываем и с остальными вкладками.
Теперь обратимся непосредственно к звуковой карте.
Если у Вас стоит интегрированная звуковая карта (встроенная в материнскую плату) – действия такие –
Двойной щелчок левой кнопкой мыши по изображению динамика в правой нижней части экрана (там где часы).
Получаем такую картинку –
или щелчок правой кнопкой мыши по изображению динамика в правой нижней части экрана –
нажать - открыть регулятор громкости – получаем то же изображение.
Нажимаем – Параметры – Свойства –
В разделе Микшер выбираем свою карту
- Воспроизведение / Запись – отображают регуляторы громкости, задействованные в этих разделах.
В данный момент нас интересует ЗАПИСЬ - ОК.
Появляется окно с регуляторами записи - Recording Control, выбранными в окне – Свойства – Запись.
В зависимости, от того, что нам нужно записать, ставим галки напротив нужных входов.
Если нужно записать ТОЛЬКО микрофон, и он включен в МИКРОФОННЫЙ вход карты ставим галку – Microphone.
Записать ТОЛЬКО линейный вход – Line-In
Если нужно, чтобы одновременно, (НА ОДНУ ДОРОЖКУ - моно или стерео), записывалось всё что звучит – Миди, микрофон, линейный вход и т.д. – выбираем What U Hear.
Часто на форумах задают вопрос –
– выбран неправильный режим записи (What U Hear – что слышу, то пишу)
– выбирайте запись только микрофонного входа, если микрофон включен в микрофонный вход карты.
- если микрофон включен через предварительный усилитель (микшер) в линейный вход карты – выбирайте ТОЛЬКО линейный вход.
У меня установлена карта Creative SB Live, поэтому виртуальный микшер карты выглядит по-другому.
Принцип тот же.
Выбираем то, что будем писать.
Например микрофон.И не забываем следить за уровнем записи...