Путешествовать с современными навигаторами - одно удовольствие. Нет необходимости ориентироваться на бумажных картах, разбираться, что такое азимут, или учиться пользоваться компасом. Нет необходимости и ориентироваться по звездам или рассматривать деревья, выясняя, с какой стороны растет мох, и где же в этом лесу найти север...
Достаточно в навигатор ввести координаты или загрузить трек, и автоматика не только проложит маршрут, но и голосовыми подсказками скажет, в какую сторону необходимо повернуть и сколько нужно еще проехать или пройти.
Но даже современными навигаторами нужно научиться пользоваться, иначе эта "электронная игрушка" так и пролежит в вашем кармане без дела.
Выбор навигаторов и программ - приложений для ориентирования и путешествий очень большой. Остановимся одном из основных, наиболее часто используемом туристами, - программном обеспечении Навител. К слову, в последние годы мы путешествуем с навигатором Навител и по России, и по странам ближнего зарубежья, и по Европе, предварительно подгружая необходимые нам для путешествия карты.
На мой взгляд, наиболее удобное и часто используемое автотуристами программное обеспечение. Небольшой опрос, проведенный на нашем сайте Автобродяга, подтвердил лидерство данной программы среди автотуристов.
Программа не нуждается в наличии постоянного интернета, абсолютно мобильна, и имеет вполне актуальные карты дорог - от автомобильных дорог федерального значения, до проселочных и полевых дорог.
В "Навителе" можно не только прокладывать маршрут, указывая конкретный адрес объекта, но и прокладывать маршрут по координатам GPS и даже загружать GPS треки.
Программа "Навител" не только легко загружается во многие дорожные (автомобильные) компьютеры и дорожные навигаторы, но и превосходно загружается в планшетные компьютеры и смартфоны.
Программу можно загрузить из Play Маркет, существуют как бесплатная, так и платная версии.
Вне зависимости от того, в каком устройстве у вас установлено программное обеспечение "Навител", его использование и прокладка маршрута везде одинакова.
Прежде чем начать прокладку маршрута, необходимо установить настройки программы, от которых будет зависеть по какой дороге вас поведет навигатор (асфальт, грейдер, лесная дорога, а также наличие по пути платных дорог и водных переправ).
Я не буду подробно рассказывать обо всех функциях программы, остановлюсь только на наиболее необходимых для путешествий.
Не смотря на отменное удобство путешествий с Навителом, в путешествии не забывайте смотреть на дорожные знаки.
Бывают ситуации, когда в программе загружены устаревшие карты дорог, и навигатор заведет вас не совсем туда, куда хотелось. Особенно это касается грейдерных дорог или давно не используемых дорог. Например, если на реке смыло мост и вместо восстановления старого моста проще построить новый в нескольких километрах от старого.
Предположим, мы планируем поехать в город Тобольск.
Слева от проложенного маршрута вы увидите расстояние до объекта, и некоторые путевые подсказки: через сколько повернуть, сколько осталось проехать, а также ваша текущая скорость и время, необходимое на проезд.
Путешествия по дорогам общественного пользования и по городским достопримечательностям с помощью навигатора не составляет никаких сложностей. Собственно, и прокладка маршрута по координатам GPS также не составляет особых сложностей.
На нашем сайте применяется система координат, предполагающая заведение координат в следующей форме: N 56º25,849´; E 60º30,503’ (это координаты горы Марков камень в Свердловской области).
Обратите внимание на следующее. Если навигатор Навител не видит какой либо автомобильной дороги или грейдера или лесной дороги, которая имеется в базе программы, к необходимой точке, он проложит просто прямую линию от вашего текущего местоположения до точки. Как правило, прямые линии свидетельствуют о необходимости пройти эту часть пути пешком.
Путешествия по маршрутам, проложенным по адресу или по координатам - это еще не весь функционал, заложенный в программу. Программа Навител также предполагает и возможность загрузки чужих треков, то есть треков, записанных на других устройствах и другими туристами.
Программа поддерживает несколько типов расширений треков, в частности, один из самых популярных, а также активно нами (на нашем сайте сайт) используемых, треков в формате.plt.
Для загрузки треков можно использовать два основных способа.
С компьютера копируем необходимый трек в папку программы: NavitelContent/Download. И из этой папки загружаем в маршруты.
Такой способ подходит для загрузки как в приборы навигаторы, так и в планшетные компьютеры и смартфоны.
Если нет возможности загрузить с компьютера, например, если вы в дороге, но под рукой есть работающий интернет, трек можно загрузить и с сайта. Многие сайты, также как и мы, архивирую треки в программе - архиваторе WinRAR или аналогичном. Это позволяет и сократить объем трека, и упростить его скачивание через интернет.
Для скачивания и установки заархивированных треков, у вас на планшетном компьютере или смартфоне должна стоять программа архиватор. Её легко можно скачать с помощью Play Маркет.
P.S. Еще раз повторюсь. В различных версиях программы, и соответственно, в разных навигаторах, в которых установлена программа "Навител", могут немного отличаться структура и тип основных меню. Но суть при этом сохраняется.
Часто водители интересуются, как пользоваться и настроить навигатор Navitel. Еще пару десятилетий назад люди не знали ничего о таком приспособлении, как навигатор. Этот прибор, появившись не так уж и давно, быстро стал обыденным. Сейчас, без навигационного оборудования сложно представить себе современный автомобиль. Также сказываются нововведения в законодательстве. Например, с июня 2016 года выплаты по ОСАГО свыше 50000 рублей будут производиться только при наличии навигатора. Поэтому, любому автолюбителю просто необходимо уметь пользоваться данными приборами.
Как пользоваться и настроить навигатор Navitel? Для этого, необходимо знать основные особенности этого оборудования. Для полноценной работы необходимо наличие на связи 4 спутников. В таком случае, навигатор может определить точное местонахождение автомобиля. Если количество сигналов меньше, то прибор выдаст на мониторе сообщение «недостаточно данных». Обычно это происходит на подземных парковках и остановке вплотную к высотному зданию.
Для большего удобства все модели таких навигаторов оснащены всплывающими подсказками. Это позволяет быстро выставлять необходимые параметры. Также имеется функция голосового сопровождения. При этом, можно выбрать наиболее подходящий вариант голоса: мужской или женский. Все модели поддерживают 2D и 3D графику карт. Для учета пробок необходимо настроить подключение к интернету. Для этого, можно воспользоваться встроенным модемом или Wi-Fi сетью.
Установка . При установке следите, чтобы на экран дисплея не попадали солнечные лучи, это может вызвать ускоренный выход его из строя. Также учтите, что антенна не должна прикрываться экранирующими предметами. К таким относят металлические листы, фольгу. Современные навигаторы имеют способы защиты от этого, но все же сбои будут. Учитывайте длину провода для зарядки. Обычно она подключается к прикуривателю. Провод не должен быть натянут как струна. Но, и большое количество, свободно лежащей проводки, не желательно.
Никаких особых настроек не требуется. Самым сложным действием будет прокладка маршрута. Производится она в следующем порядке:
Это основные настройки, которые требуются для работы прибора. Помимо этого, существуют еще и дополнительные. Они не обязательные, но значительно облегчают работу с навигатором. Наиболее популярны следующие примочки:
Как я настраиваю навигатор. Автор
Включаем навигатор, в нашем случае Montana 600,650.
Получаем приблизительно такую картинку
Не знаю как вы, а я жадный на карты, поэтому закачиваю их в свой навигатор пока позволяет микро SD карта в 32Гб. Поэтому карт много, на почти все случаи. А раз много с ними как то надо управляться, желательно легко одной кнопкой (в нашем случае пиктограммой).
А раз решили легко, то есть такой инструмент в НАСТРОЙКАХ - ПРОФИЛИ.
А в профиле идут все настройки для нужной карты и естественно она включена, а другие выключены и с помощью пиктограммы ИЗМЕНЕНИЕ ПРОФИЛЯ мы быстренько переключаемся с карты на карту.
А карт много, значит и профилей надо много, а потом каждый настраивать, а это согласитесь трудоёмко. Но есть выход, ПРОФИЛЬ создаётся на основе последнего загруженного и действующего профиля. Значит нам надо создать образец нужного нам профиля, наиболее подходящий профиль уже есть в навигаторе, это РЕКРЕАЦИОННЫЙ он нейтрален, и почти настроен (под меня).
Почти, но не совсем так как я привык, значит надо его настроить полностью, этим и займёмся пока.
Нажимаем ИЗМЕНЕНИЕ ПРОФИЛЯ, выбираем РЕКРЕАЦИОННЫЙ, переходим в НАСТРОЙКА
И видим три менюшки с разными настройками, пойдём по порядку.
МЕНЮ СИСТЕМА, видим вот такое, ну GPS РЕЖИМ ДЕМО, это потому что я сижу в данный момент в каменном мешке, который домом называют. С ЯЗЫКАМИ думаю понятно, ИНТЕРФЕЙС поинтересней, нажимаем и ещё менюшка выскочила ВЫБЕРИТЕ РЕЖИМ ИНТЕРФЕЙСА
GARMIN SPANNER при подключении к внешнему источнику питания, задает вопрос ОБНАРУЖЕН USB –КАБЕЛЬ ПОДКЛЮЧИТЬ КАК СЪЁМНЫЙ НАКОПИТЕЛЬ? ДА-НЕТ. Нажмём НЕТ – включится от внешнего источника и будет заряжаться. Нажмём ДА – включится как внешний накопитель для загрузки карт, копирования точек и треков.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС GARMIN при подключении к компу ничего не спрашивает, можно работать как со съёмным накопителем, и для получения или сброса данных в картографических программах
ВВОД/ВЫВОД NMEA подключение к эхолоту, если это возможно
Двумя последними не пользовался.
МЕНЮ ЭКРАН ну тут всё понятно, кто во что горазд.
МЕНЮ ВИД и МЕНЮ ТОНЫ меня устраивает так
МЕНЮ КАРТА - ОРИЕНТАЦИЯ
СЕВЕР НАВЕРХУ карта в навигаторе будет стоять мёртво и верх навигатора ориентирован на север.
ПО ТРЕКУ карта будет крутиться по движению, это более энергоёмкая опция, карта постоянно перерисовывается
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЕЖИМ это как в автонавигаторах, вы в машинке и поехали по дорожкам
МЕНЮ НАВИГАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ каждый подстраивает под себя, у меня так
МЕНЮ ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ например так выглядит панель управления в автомобильном режиме, отображается текущая скорость, или другие настраиваемые параметры
МЕНЮ СВЕДЕНИЯ О КАРТЕ тут видим какие карты установлены, включаем их или отключаем согласно ПРОФИЛЯ, как пример я могу создать два профиля КОЛЬСКИЙ и КАРЕЛИЯ и включать карты отдельно, а могу один СЕВЕР и включить обе карты, а сверху ещё и векторную включить например ТОПО 6.14
МЕНЮ СКОРОСТЬ ОТОБРАЖЕНИЯ тоже энергозатратная опция, чем быстрее тем больше напрягаются мозги навигатора и кушают энергию.
МЕНЮ РАСШИРЕННАЯ НАСТРОЙКА Ну тут решаются проблемы со зрением, украшательством, детализацией векторных карт
МЕНЮ ТРЕКИ
ПУТЕВОЙ ЖУРНАЛ выбираем записывать трек или не записывать, показывать или нет.
Часто встречаю чужие треки в навигаторах, выглядят не приглядно, то есть пишется трек, потом навигатор выключили за ненадобностью, поехали в отпуск, пошли на рыбалку, там включили.
В результате прямая линия от координаты выключения до координаты включения, и такого добра можно через всю страну перечёркать, оно вам надо?
Я поступаю так, ставлю всегда НЕ ЗАПИСЫВАТЬ и только по прибытии на местность перевожу в ЗАПИСЫВАТЬ,ПОКАЗЫВАТЬ НА КАРТЕ, естественно после записи трека сохраняю его под звучным именем, и очищаю ТЕКУЩИЙ ТРЕК. Получается аккуратно, без всяких бесполезных прямых. Также поступаю при перетяжках, когда ходишь туда сюда несколько раз, просто выключаю навигатор когда иду обратно, и включаю когда пришёл в точку продолжения движения в перёд.
В качестве памятки. Если переключаетесь с профиля на профиль в движении проверте а стоит ли в этом профиле ПИСАТЬ ТРЕК, потому как в одном выключено а в другом включено и попадёте в ситуацию когда просто загубите трек, он будет с разрывами и прямыми линиями. Если предполагается смена профилей (карт) заранее включить в этих профилях ЗАПИСЬ.
МЕТОД ЗАПИСИ есть три варианта, я предпочитаю РАССТОЯНИЕ
ИНТЕРВАЛ есть над чем подумать, помним что навигатор может содержать 10000 точек, и 200 сохраненных треков. Для пеших передвижений ставлю 10 метров от точки до точки хватит на 100км пути, зато весь трек плавный, не угловатый, да и можно его записать и продолжить следующий. Ну а на авто, тут от 20м до 50м оптимально, 100м грубовато.
АВТОАРХИВАЦИЯ если педант то ЕЖЕДНЕВНО, мне хватает при заполнении.
ЦВЕТ дело вкуса, главное чтоб был контраст, не совпадал с основными цветами карты.
МЕНЮ ПРОКЛАДКА МАРШРУТА вот такие настройки на пешие походы
МЕНЮ СБРОС эта пиктограмма для мазохистов, которые нажимают и пробуют, после этого теряют все свои точки, треки, настройки. А после бьются головой обо что придётся, кленя шаловливые ручки.
МЕНЮ ЕДИНИЦЫ если владеете в совершенстве русским языком, и не шарите, или презираете аглицкий, то настройте так
МЕНЮ ВРЕМЯ само время получаем со спутников, поэтому оно точное, а вот как отображать дело вкуса, можно вообще поставить АВТОМАТИЧЕСКИ, спутники поймут по координатам и передадут нужное
МЕНЮ ФОРМАТ КООРДИНАТ
ФОРМАТ КООРДИНАТ я люблю когда отображаются нормально градусы, минуты, секунды. На мой взгляд так привычней.
ДАТУМ Очень интересное меню, от него зависит отображение нашего положения на местности. В старых навигаторах о нём писали так «не лезь и всё будет в порядке»,
Сейчас иногда необходимо. Причина банальна, навигаторы стали понимать самодельные растровые карты. А в каком она датуме и сфероиде сделана это только изготовитель напишет. Сам грешен растровая ГШ Кольского полуострова моя первая карта в формате jnx, сделана в Пулково 42.
В стандарте датум должен быть WGS 84 сфероид в нём не меняется.
На случай кому понадобится Пулково 42 вот его настройки
Вот так будет выглядеть меню настроенное на Пулково 42. А лучше ничего не трогать.
Потому как весь вектор в WGS 84.
МЕНЮ НАПРАВЛЕНИЕ
ЭКРАН мне нравится когда ГРАДУСЫ на компасе
СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС общепринято ИСТИНА
ЛИНИЯ КУРСА/СТРЕЛКА вкусы разные
КОМПАС у нас имеется трёхосевой компас, почему бы его не включить и настроить
КАЛИБРУЕМ в три этапа, по количеству осей
МЕНЮ АЛЬТИМЕТР
АВТОКАЛИБРОВКА
РЕЖИМ БАРОМЕТРА
ТРЕНД ДАВЛЕНИЯ
ТИП ГРАФИКА
КАЛИБРОВКА с умным видом сделал скрины, но никогда этой штукой не пользовался, если найдётся желающий заполнить этот пробел, милости прошу
МЕНЮ КАМЕРА снимки конечно очень посредственны, но привязка к координатам важнее, можно нащёлкать а потом определиться и расставить точки интереса.
МЕНЮ ГЕОГЕШИНГ такая игруля в кладоискателей
МЕНЮ МОРСКОЙ поскольку в основном карты у нас сухопутные, настройте так, особенно РЕЖИМ МОРСКОЙ КАРТЫ ВЫКЛЮЧЕНО иначе будете мучаться вопросом где дома и дороги на векторных картах?
ANT SENSOR это ну очень продвинутым
МЕНЮ ПРОФИЛИ пока его пропускаем, для настройки оно не надо, а как делать профили опишу в другом документе.
МЕНЮ КНОПКИ БЫСТРОГО ДОСТУПА чисто индивидуально
МЕНЮ ГЛАВНОЕ МЕНЮ поскольку в стандартной первой странице имеем только девять пиктограмм (но с надписями), а мне их катастрофически не хватает, чтоб вынести всё что надо под рукой (пальцем), я настраиваю расширенное меню, теперь у меня 16 пиктограмм на первой странице (правда без надписей). Зато всё под рукой согласно моей привычки
В конце концов помучившись один раз получаем вот такую первую страницу, а вам хочется другого, ну так потратьте время один раз!
САМОЕ ПОСЛЕДНЕЕ МЕНЮ О ПРИБОРЕ ну главное это видеть версию прошивки (последний патчер опять стал писать Patched, ну и ладно, спасибо тому человеку что дал возможность иметь свои растровые карты. Ну знаем ID своего навигатора, оно нужно для разблокировки лоченных векторных карт.
Ну кажется всё на первый раз, в следующим документе будем делать всяческие профили.
Что в статье не досказано, можно добавлять материал, глядишь сделаем свой понятный мануал.
Установка пакета:
1. Скачиваем , . Извлекаем из архивов.
Важно! Если у вас устройство на Android 4.4 и выше, и вы копируете файлы на внешнюю microSd карту, то папка NavitelContent находится по следующему пути Android\data\com.navitel\files\NavitelContent
и все файлы нужно копировать именно в неё. В корень карты \NavitelContent
копировать НЕЛЬЗЯ!
2. Копируем в папку /NavitelContent/Skins/ скачанный скин New_Navitel_*.ns2.
3. Копируем в папку /NavitelContent/Voices/ скачанный голосовой пакет. Целиком целую папку. Например: 0419~New_Tanya.
4. Удаляем все файлы speedcam из папки /NavitelContent/SpeedCams/ и копируем в неё скачанный файл Speedcam_For_New_Navitel_*.txt.
5. Копируем в папку NaviTelContent/Maps ваши карты.
6. Запускаем программу и переходим в Настройки.
2. Меню - Настройки - Навигация.
Притягивание: Не далее 20 м.
Для того, что бы ваше местоположение не прыгало по карте при отсутствии дороги.
Перепрокладка маршрута на: 50 м.
3. Меню - Настройки - Интерфейс.
Скин: New_Navitel_*.ns2
Выбран всегда Дневной скин.
4. Меню - Настройки - Фильтрация POI.
Включено всё по умолчанию.
5. Меню - Настройки - Online сервисы.
Только Обновлять SPEEDCAM - Off.
6. Меню - Настройки - Предупреждения.
Ограничение скорости:
Звуковое оповещение - On
Голосовое оповещение - При превышении на 20 км/ч.
Визуальное оповещение - Оповещать всегда.
Так как нарушения скоростного режима в России начинаются только при превышении скорости на 20 км/ч., выбрано значение Голосовое оповещение "При превышении на 20 км/ч", однако всегда можно посмотреть скорость на текущем участке дороги на экране, так как визуальное отображение выбрано "Всегда".
SPEEDCAM:
Звуковое оповещение - On
Голосовое оповещение - Оповещать всегда.
Визуальное оповещение - Оповещать всегда.
Это обязательные настройки.
Показывать полосы движения - Off
Доверять этим знакам нельзя ни в коем случае. Точность этих знаков 50/50. А также, если активны, убирают с экрана предупреждения точек спидкам.
Выбор типов SPEEDCAM: Лежачий полицейский - Off, остальные - On
Предупреждений этих точек очень много, только отвлекают.
7. Меню - Настройки - Региональные настройки.
Голос: любой для New Navitel.
Координаты: ddd.ddddd°
Формат как в файле speedcam.txt, также этот формат используется на различных сайтах.
8. Меню - Настройки - Система.
Фоновый режим - Не выключать при наличии маршрута.
Если использовать Навител на телефоне, то во время звонка отключается GPS и ведение по маршруту останавливается. После вашего окончания разговора, для повторного определения координат требуется некоторое время, а за это время можно проехать нужный поворот. Чтобы при ведении по маршруту этого не происходило, выставлено значение "Не выключать при наличии маршрута".
Не запрашивать подтверждение выхода - On.
Все остальные настройки установлены по умолчанию.
GPS-навигатор очень нужен при передвижении по малознакомой местности. Пользоваться аппаратом легко, главно правильно разместить его на передней панели авто и настроить.
Перед началом использования прочтите инструкцию, которая идет в комплекте с навигатором. Она может быть бумажной или цифровой.
Потом проверьте элементы устройства и выясните их назначение. Ознакомьтесь с питанием, включением, выключением. Настройте навигационные режимы и посмотрите дополнительные опции.
Автомобильный навигатор помогает ориентироваться в расположении транспорта. GPS-спутники передают аппарату сигналы в режиме реального времени. Все подобное оборудование делится на такие типы:
В обычный комплект входит:
Установка программного обеспечения зависит от функционала навигатора. В большинстве моделей ПО предустановлено, но его нужно активировать перед началом работы.
Программы для навигаторов создают СитиГид, Навител, Штурман, iGo, Прогород. Наиболее часто используется ПО от СитиГид и Навител.
В некоторых моделях можно выбрать навигационную программу, в которой можно дополнять карту новыми объектами. Это могут быть дорожные знаки, разрешенные повороты и места дорожных пробок.
Как понять, что в навигаторе есть функция выбора программы:
Навигаторы с программой обеспечивают точность расположения от 1 до 2 метров, определяют оптимальный путь передвижения, корректируют данные при смене направления. Кроме того, устройство подскажет, где можно объехать препятствие и рассчитает длительность маршрута вместе с подсчетом времени движения.
Для комфортной езды с навигатором, необходимо учитывать правила его установки. Это также важно для безопасности вождения. Размещение устройства нужно подбирать по личным удобствам. Но помните, что при правильном монтаже аппарат:
В машине навигационная техника подключается через прикуриватель. Но она может работать автономно от встроенного аккумулятора. При установке следите, чтобы в итоге был доступ к слотам памяти. Для подключения проделайте такие шаги:
Важно настроить гироскоп по горизонтали. Задайте ему положение, перпендикулярное земле.
Перед активацией можно расширить функционал навигатора и добавить нужные карты. Для этого понадобится компьютер с интернетом.
Нужно будет зайти на сайт производителя, зарегистрироваться и войти в профиль. Дальше активируйте лицензионный код с упаковки диска. После этого на электронную почту придет ключ активации, который и нужно будет ввести в навигатор.
Если все сделано правильно, на экране появится сообщение об успешной активации.
Чтобы начать пользоваться GPS-устройством, нужно:
На этом этапе определяется вид карты, ее вращение по ходу движения автомобиля, режим отображения машины на дороге, продолжительность маршрута и ненужные объекты на карте.
Настройка карты производится через меню «Навигация » и «Карты ». Чтобы настроить режим отображения авто, войдите через меню во вкладки «Автомобиль » и «Притягивание », там выбирайте оптимальное значение в 50 метров.
Маршрут прокладывается несколькими способами:
Можно выбирать ближайшие маршруты на карте из меню или сохранять свои. После выбора и указания пункта назначения навигатор прокладывает маршрут с учетом желательных параметров. Его можно скорректировать, указав дополнительные точки.
GPS-навигатор - один из самых необходимых приборов для машины. Он помогает ориентироваться в местности, строить кратчайший путь и объезжать препятствия. У каждого навигатора есть стандартные функции.
Среди популярных изготовителей выделяются «Навител» и «СитиГид». При выборе также обратите внимание на тип крепления - он должен подходить для вашей машины.