Новая информационная технология. Использование новых информационных технологий в учебном процессе

03.05.2019

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Е.В. Кузнецов,
кафедра спортивной режиссуры

Данная работа посвящена анализу проблем возникающих при применении информационных технологий в работе высшей школы. Наверное наиболее значимой является проблема социального фактора или так называемого "барьера вхождения", так как проблема информатизации образования и применения новейших (мультимедийных) технологий в обучении прежде всего зависит от человеческого фактора, то есть от того, как воспримут предлагаемые новшества профессорско-преподавательский состав. И если в технических вузах (МФТИ, МАИ, МИФИ, МВТУ) применение вычислительных средств в научной работе студентов давно и с успехом практикуется, то для гуманитарных ВУЗОВ изменение учебного процесса в соответствии с требованиями настоящего времени может вызвать определенные трудности.

Попробуем понять позицию преподавателя, скажем психологии. Обычно у него есть апробированная методика преподавания, он тратит не так много времени на подготовку к занятиям, и вдруг от него требуют изменения стиля работы, хотят, чтобы он начал работу на компьютерах.

Если преподаватель решится на привлечение компьютеров к учебному процессу, то он должен будет тратить значительно больше времени на подготовку к занятиям, причем не дома, в комфортной обстановке (большинство преподавателей не имеют средств для приобретения домашнего компьютера, а централизованно средств у государства хватает для обеспечения нескольких, в лучшем случае, компьютеризованных аудиторий), а в учебном заведении, под наблюдением специалиста по информатике. Действительно, он вынужден просить помощи у коллеги (поскольку сам не может) и, таким образом предстает в роли ученика, что сильно задевает самолюбие преподавателя, особенно имеющего отличительные регалии в виде должностей и званий. Чем больше новых слов ("компьютер", "экспертная система", "база знаний", "сети", "метод проектов", "мультимедиа", "Интернет", "трафик" и т.д.), тем сильнее пассивное сопротивление преподавателя настойчивому требованию использовать компьютер в учебном процессе.

Активно компьютеры в образовании стали применятся более десяти лет назад. Вспомним о компьютерных классах оборудованных убогими по сегодняшним меркам ПЭВМ "Правец" произведенными в солнечной Болгарии и цельносодранными с компьютеров "Apple" на процессоре Z80. О чем тогда писали и мечтали: компьютеры существенно изменят обучение, студентов будут учить по лучшим методикам, созданными лучшими методистами и программистами, в короткий срок изменится вся система обучения и т.д. Однако, "воз и ныне там", хотя это и не означает, что компьютеры не надо использовать в образовании. Практически те же самые восторженные слова употребляются и сейчас, но в сочетании с другими модными терминами: "мультимедиа", "Интернет", "дистанционное образование", "единое информационное пространство"" и т.д. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки необходимо проанализировать ошибки и сделать правильные выводы для успешного продвижения вперед. Компьютеры надо использовать в образовании, но конечные цели должны быть более реалистичные.

Обучение всегда базируется на определенной методике преподавания. Говоря техническим языком, методика - это технология, но не производственного процесса, а процесса обучения. Технологический процесс всегда подразумевает определенную, заданную последовательность действий для достижения заданного результата и этим даже сродни алгоритму. Где в этой технологии место мультимедиа - компьютера?

Мультимедиа - объединение в одном пользовательском продукте текста, графики, аудио- и видео- информации, анимации, при этом для пользователя добавляется возможность обратной связи, свойство интерактивности. Давайте обратимся к истории компонентов мультимедиа.

Текст - появился давно и хорошо знаком всем по книгам. Книги широко используются в обучении, являются основным учебным пособием.

Черно-белая графика - стала использоваться в книгах в прошлом веке, во многих случаях улучшила понимание предмета изучения.

Цветные иллюстрации - вошли в наш быт сравнительно недавно, уже в нашем веке. Вместе с текстом широко используются в учебном процессе.

Звук (аудио-) - радио, патефон, магнитофон получили массовое распространение с середины века, а в практику высшей школы вошли, пожалуй, только при изучении иностранных языков.

Кино (сначала "Великий немой", а затем и звуковое) - первая треть нашего века. В учебном процессе широкого применения не получило из-за сложности аппаратуры и проблем, связанных с воспламеняемостью кинопленки.

Видеоизображение (телевидение, видеомагнитофон, лазерные проигрыватели) - вторая половина нашего века. Ожидалось, что использование видео в учебном процессе позволит резко поднять качество обучения, так как станет возможным распространение передового преподавательского опыта, лучших лекций и уроков.

Обратите внимание на то, что лучшие результаты дает использование того, что изобретено более века назад. Остальные новшества высоких технологий (или составляющие современного мультимедиа) в очередной раз разочаровали поклонников. Радио- и телеуроки не смогли составить конкуренцию обычной очной школе и университету, лингафонные кабинеты не научили массы людей иностранным языкам.

Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что каждое новое техническое средство начинает давать хорошие результаты только тогда, когда вырастет новое поколение учителей, готовых и желающих применять указанное техническое средство с охотой, а также тогда, когда в достаточном количестве появляются методисты, умеющие разработать методику по использованию технического средства в учебном процессе, то есть создать достаточно большое число примеров, на основе которых и средний учитель сможет использовать это техническое новшество.

Действительно, в каждой стране накоплен большой методический опыт, но с применением старых средств. Переложить методику на новое техническое средство не каждому под силу. Простая аналогия. Развитие кинопромышленности вызвало к жизни новую профессию - сценариста и кинорежиссера. Хороший фотограф не может заменить кинорежиссера - он привык думать в статичных образах, его лозунг - "Остановись мгновение!", а кино требует динамики, движения. Кинорежиссер не может заменить сценариста, хотя может быть соавтором сценария, так как представляет себе, как реализовать задуманный сценарий.

Современные технические средства намного опережают возможности современных "средних" преподавателей даже к восприятию этих средств. Отдельные исключения не меняют ситуацию в целом. На аналогичный факт обращали внимание и десять лет назад, тогда достаточно модно было говорить о переподготовке преподавателей, обучение преподавателей для преподавателей (тех, кто учит непосредственно преподавателей) и т.д. В рекомендации Конгресса ЮНЕСКО (который проходил в июле 1996 года в Москве) было записано, что подготовка и переподготовка преподавателей должна идти опережающими темпами во всех странах. Только в этом случае возможно сокращение разрыва между появлением нового технического средства, информационной технологии и их массовым эффективным использованием.

Прежде всего необходимо провести корректировку целей. Ими должны стать:

1. Информатизация образования, обеспечение доступа к информации в рамках единого информационного пространства. Отбор информации должен производиться с учетом рекомендаций преподавателя и в соответствии с национальными и религиозными обычаями. Основное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся.

2. Освоение компьютера в качестве информационного инструмента. Общение с компьютером не должно вызывать больших трудностей.

3. В отдаленной перспективе - органическая интеграция компьютера в учебный процесс в том новом его качестве, которое и может обеспечить переворот в образовании, но не революционный, как предполагали ранее, а эволюционный.

Что необходимо сделать, чтобы "средний" преподаватель по крайней мере не противостоял использованию новых информационных технологий?

Представляется возможным следующее:

  • ориентация общественного мнения профессорско-преподавательского состава на обязательность применения компьютеров (как элемент качественного образования) при преподавании отдельных предметов;
  • для проведения занятий преподавателю должен быть предоставлен максимально "дружелюбный" компьютер. Образцом может быть IBM- совместимая ПЭВМ уровня Pentium-100, оснащенная средствами мультимедиа и факс-модемом, хотя за это и приходится платить в прямом смысле этого слова. Тем не менее, это самое выгодное вложение капитала, так как целью является не просто установка компьютеров в учебном заведении или покупка по дешевке бывших в употреблении, а продуктивное использование компьютеров в обучении. Отметим, что для преподавателя важны не столько производительность процессора, тактовая частота и другие технические характеристики компьютера, сколько дружелюбность программно-аппаратных средств и комплексность предоставляемого решения. Преподаватель не должен тратить времени на подбор конфигурации компьютера, наиболее подходящей для его предмета;
  • преподавателю необходимо предложить методически проработанную модель применения компьютера (или компьютеров). Сегодня в России, например, рекомендовано единственное решение - компьютерный класс, который используется преимущественно при изучении курса информатики.

Одно из эффективных решений - "электронная доска". На экране компьютера (или с помощью проекционной установки) может быть представлен учебный материал в виде иллюстраций, отрывков видеофильмов, аудиозаписи, может быть показана компьютерная модель какого-либо процесса. Особое внимание обращается на то, что компьютер, используемый в качестве электронной доски, должен быть мультимедийным компьютером, так как нет смысла воспроизводить на лекционном экране только текстовый материал;

  • для того чтобы преподаватель мог сам что-то подготовить и показать на уроке, нужно простое инструментальное (авторское) средство. В основном же электронные учебники, учебные мультимедиа-энциклопедии должны создаваться не в кустарных условиях преподавателями, а квалифицированными разработчиками, объединяющими гуманитариев и представителей естественных наук. На базе этих материалов преподаватель может проводить подготовку к конкретному уроку. В качестве примера можно привести деятельность АО КОМИНФО, которое выпускает в 1996 году сразу восемь CD-ROM на русском языке "Московский Кремль", "Санкт-Петербург", "Петергоф", "Художественная энциклопедия классического зарубежного искусства", "Словарь в картинках" и т.д.;
  • необходимо объяснять преподавателю преимущества и недостатки применения компьютеров в учебном процессе. Обычный учебник был и еще долго будет основным "орудием" студента. Любой текст значительно удобнее изучать в обыкновенной книге, а не на экране компьютера;
  • необходимо обеспечить каждому преподавателю возможность регулярного повышения квалификации, знакомства с новыми информационными технологиями, чтобы на практике показать достоинства и недостатки электронных средств.

Другими словами, следует создать для преподавателей "дружественную среду", нацеленную на использование компьютеров в учебном процессе. В то же время необходимо разрабатывать мультимедийные учебные пособия и энциклопедии в количестве, достаточном для обеспечения учебного процесса.

Как отмечено выше, учебник, печатный текст по-прежнему остаются основным учебным пособием, но средства мультимедиа могут существенно помочь в усвоении материала. Как известно "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Можно на нескольких страницах читать описание техники выполнения сложного гимнастического элемента, но так ничего и не понять, Достаточно же увидеть короткий видеоролик, и сразу все станет ясно. А если дополнительно предоставить возможность студенту интерактивными методами влиять на видеоизображение, то можно говорить о творческом процессе разработки новых элементов. При этом при подготовке учебного пособия еще более, чем при работе с текстом, необходим тщательный отбор исходного материала и его структурирование, что подразумевает высокую квалификацию группы разработчиков программного обеспечения.

Следует признать, что до появления технологий мультимедиа не удалось создать высокоэффективных массовых учебников, которые значительно улучшили бы процесс обучения. В связи с возможностью объединения в одном продукте текстовых, аудио- и видеоматериалов резко возрастают требования ко всем составляющим исходным материалов и авторской системы, выбранной для реализации продукта.

При подготовке электронного учебника или лекции основной фигурой является эксперт по содержанию, которым может быть и преподаватель, и методист, и специалист в данной предметной области. Написание сценария, отбор и структурирование материала - отдельная сложная проблема, требующая для своего решения длительного времени, Такого специалиста, соединяющего в себе качества вышеперечисленных специалистов, а также художника-дизайнера, режиссера-постановщика, найти довольно трудно, но именно он определяет успех или неуспех работы всей команды разработчиков.

В России в сфере образования используются много типов компьютеров, однако рекомендуется ориентироваться на IBM PC-совместимые модели.

При создании прикладного продукта сначала необходимо подготовить с максимальным качеством информационные блоки (текст. аудио- и видеоинформацию). На этом этапе определяются требования к шрифтам, текстовым форматам, проводится выверка данных и редактирование. Одновременно должны быть произведены видеосъемки или подобраны материалы в архивах видеозаписей, выбраны форматы для сжатия видеоинформации, определены скорости передачи данных с мультимедиа- носителя, частоты дискретизации для аудиоинформации и решены многие другие технические вопросы, связанные с реализацией поставленной цели.

Средства мультимедиа позволяют значительно обогатить учебный процесс за счет привлечения различных материалов. Однако существует опасность чрезмерного увлечения готовыми материалами в ущерб творческой деятельности студентов на занятиях.

Представляется целесообразным наряду с применением готовых мультимедийных продуктов нужно обязательно проводить практические занятия по разработке готовых продуктов с использованием материалов, подготовленных самими студентами, Для подготовки и оцифровки таких материалов потребуются дополнительные средства из следующего набора: микрофон, сканер, цифровой фотоаппарат, видеокамера. Необходимо соответствующего качества программное обеспечение, позволяющее студентам под руководством преподавателя на своем материале создавать образцы учебных продуктов.

Выводы

1. Необходимо организовывать курсы компьютерной грамотности профессорского-преподавательского состава. При этом желательно формировать учебные группы в соответствии с "табелем о рангах" преподавателей.

2. Для организации и проведения занятий можно привлечь внешнюю организации специализирующуюся в этом виде деятельности.

3. Необходимо оснастить несколько компьютерных классов в соответствии с текущими потребностями.

4. Необходимо провести работу с заинтересованными кафедрами на предмет выявления потребностей в новых технологиях.

5. Должна быть создана рабочая группа координирующая подготовку предварительных материалов для создания учебных продуктов.

6. Необходимо найти коллектив разработчиков, которые под наблюдением координирующей группы воплотили идеи преподавателей.

Новая информационная технология

Новые информационные технологии (НИТ)- это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

Основу новой ИТ составляют: распределенная компьютерная техника, дружественное программное обеспечение, развитие коммуникаций. Пользователю-непрограммисту предоставлена возможность прямого общения с ЭВМ посредством работы в диалоговом режиме. При этом мощные программно-аппаратные средства (базы данных, экспертных систем, поддержки принятия решения и др.) создают комфорт в работе.

Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов

Понятие “новая ИТ” можно рассматривать с практической и теоретической точек зрения. С практической точки зрения – это совокупность автоматизированных процессов циркуляции и переработки информации, описаний этих процессов, привязанных к конкретной предметной области. С теоретической точки зрения новая ИТ представляет собой научно-техническую дисциплину, в рамках которой исследуются проблемы разработки и применения автоматизированных процессов циркуляции и переработки информации.

В основу концепции НИТположены три основных принципа:

· интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

· интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

· гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Для новой ИТ характерны:

· Структурированность стандартов цифрового обмена данными;

· Широкое использование хранения данных в цифровом виде;

· Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.

Существуют два способа внедрения НИТ:

При первом способе внедрения НИТ приспосабливается к организационной структуре, происходит лишь локальная модернизация сложившихся методов работы. Происходит распределение функций между техническими работниками (операторами) и специалистами (администраторами), слияние функции сбора и обработки информации с функцией принятия решений.

Второй способ внедрения НИТ предусматривает рационализацию организационной структуры: организационная структура модернизируется таким образом, чтобы ИТ дала наибольший эффект. Основной стратегией является максимальное развитие коммуникаций и разработка новых организационных взаимосвязей, ранее экономически нецелесообразных. Продуктивность организационной структуры возрастает, так как рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность эффективности каждого управленческого уровня решаемых задач.

Таким образом, первый способ внедрения НИТ ориентирован на существующую структуру учреждения (степень риска от внедрения НИТ сводится к минимуму, так как организационная структура не меняется); второйна будущую структуру.

Как область научно-технического прогресса, охватывающая в основном многочисленные применения компьютерной и телекоммуникационной технологии практически во всех сферах организационного управления, НИТ быстро развивается. Ее революционное значение заключается в кардинальной перестройке и ускорении процесса создания новой техники и реализации новых технологий. Ярким примером этому является использование системы автоматизации проектирования (САПР) и автоматизированных систем научных исследований (АСНИ), применение которых позволяет ускорить процесс трансформации новых научных знаний в конкретную технологию.

Составные части НИТ и наиболее основные области ее действия представлены на рис. 1

Рис. 1. Составные части и области применения НИТ

НИТ объединяет новые технологии коммуникаций на основе локальных и распределенных сетей ЭВМ, обработки управленческой информации на основе ПЭВМ и специализированных АРМ, а также выработки управленческих решений на основе средств искусственного интеллекта.

Информационные технологии охватывают все ресурсы, необходимые для управления информацией, особенно компьютеры, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и поиска информации. Информационные технологии могут быть сгруппированы следующим образом:

· Сети (совершенствуются как сами каналы связи, так и устройства, отвечающие за управление потоками данных)

· Терминалы (терминалы выступают в качестве точек доступа граждан к информационному пространству.)

· Услуги (это в основном предоставление доступа к Интернет; к удаленно хранимой информации; всевозможные сервисы - покупка билетов, товаров; услуги по хранению и обработке информации- облачные технологиии пр.)

Таким образом, чрезвычайно важной и актуальной становится задача разработки стратегии развития НИТ и ее взаимодействия с производством, управлением, наукой, другими сферами общественной практики.

НИТ – это совокупность очень многих форм, методов, навыков применения всего многообразия вычислительной техники и средств связи в области сбора, обработки, хранения и передачи информации. В НИТ используются достижения системотехники, теории вычислительных систем, технологий программирования, эргономики, дизайна и других прикладных наук информационно-технического профиля.

Взаимодействие информационных технологий и бизнеса проявляется сегодня в следующем:

1. ИТ-технологии повышают эффективность и конкурентоспособность практически любого бизнеса;

2. в настоящее время весь бизнес перемещается в Интернет;

Положительный эффект от внедрения НИТ достигается лишь в том случае, если у руководства компании существует ясное представление о целях будущих действий. То есть, если появляется инструмент, способный приносить пользу бизнесу, необходимо предвидеть на несколько шагов вперед, как будет развиваться сам бизнес и как необходимо развивать применение ИТ-технологии для поддержания успешной реализации бизнес-стратегии. Иначе, этот весьма мощный инструмент, к тому же дорогой и сложный в использовании, пользы бизнесу, к сожалению, не принесет, а средства на ИТ будут потрачены зря.

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

"...в 21 веке цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущи». С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласны администрация и педагоги нашей школы. Поэтому коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации образования, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни школы на основе применения средств ИКТ и в интеграции с традиционным образованием.

Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:

  • создание единой информационной среды образовательного учреждения;
  • разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.
  • анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;
  • формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.
  • подготовка пользователей единой информационной системы.

Направления использования информационных технологий в работе образовательного учреждения

Информационные технологии в учебном процессе.

Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):

  1. Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.
  2. Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:
    • они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
    • удобная система навигации на основе гиперссылок;
    • возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
  3. Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.
  4. Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
  5. Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.
  6. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
  7. Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
  8. Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий (по Козленко А. Г.):

  1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
  2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
  3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет:

  • Средства обучения on-line применяются в реальном времени с использованием ресурсов сети Интернет;
  • Средства обучения off-line – это автономно используемые средства.

На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала.

Затем информационные технологии стали вводиться на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов. При приобретении мобильного компьютерного класса появилась возможность использовать компьютер для проведения лабораторных работ и экспериментов. Применение этого электронного продукта возможно на всех этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление материала.

В индивидуальном режиме с учащимися желающими углубленно изучать предмет проводится работа и с другими типами компьютерных средств. Это электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажеры для подготовки к экзаменам, которые помимо результата дают объяснение и правильный ответ, системы виртуального эксперимента, обучающие игры.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще две функции: компьютер как средство общения, компьютер как инструмент в управлении, компьютер как развивающая среда. В образовательном процессе важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие всех их одновременно не только в образовательном, но и в воспитательном процессе приводит к желаемому результату, который ставится обществом перед школой.

В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Информационные технологии в административно-управленческой деятельности.

Использование информационных технологий в административно-управленческой деятельности школы позволяет осуществлять анализ образовательной ситуации, проводить мониторинг учебно-воспитательной и инновационной деятельности, осуществить оперативную подготовку и выпуск дидактических материалов, учебно-методического и научно-методического обеспечения, автоматизировать выполнение основных должностных обязанностей педагогов и методической службы.

Одна из важных задач, неизбежно встающая перед руководителем образовательного учреждения, - это перевод процесса управления образовательным учреждением на безбумажную технологию, что, по мнению специалистов в этой области, позволит избавиться от рутинного и отнимающего много времени труда в делопроизводстве, планировании учебного процесса.

В настоящее время в образовательные учреждения внедряются программные комплексы, призванные помочь в организации административной деятельности в общеобразовательной школе. Созданы информационно-справочные системы, обеспечивающие нормативно-правовую поддержку работников системы образования.

Наиболее перспективным направлением информатизации организационно-методической и управленческой деятельности является использование программных продуктов компаний «1С», «Хронобус», “ФинПромМаркет-XXI”, «Системы-Программы-Сервис», «Кирилл и Мефодий» и др.

  • «АРМ Директор» разработана компанией АВЕРС (ООО). Эта программа предназначена для автоматизации процессов управления образовательным учреждением, планирования и мониторинга учебно-образовательной деятельности, унификацией внутришкольного и кадрового делопроизводства, решения многих других управленческих задач в образовательном учреждении.
  • Внедряется автоматизированная информационно-аналитическая система АВЕРС «Расписание», «Тарификация».
  • Программный продукт «1С:ХроноГраф Школа 2.0» охватывает практически все сферы деятельности руководителя образовательного учреждения. Это комплексное решение, позволяющее администратору получать оперативный доступ к информации в общей базе данных с возможностями всестороннего анализа и подготовки управленческих решений.

Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.

Информационные технологии в воспитательном процессе.

Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь нашей школы и являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания.

Информационные технологии в воспитательной системе школы используются по следующим направлениям:

  1. Организация внеклассных мероприятий, общешкольных праздников и концертов, библиотечных уроков, классных часов, творческих игр.
  2. Проектная деятельность.
  3. Установление контактов и общение учащихся и педагогов в режиме Он-лайн с ровесниками и коллегами из других школ и городов.
  4. Выпуск школьной газеты «Глобус», которая создается в кружке юных журналистов, издание буклетов.
  5. Организация перемен. Школа поделена на определённые зоны по интересам: актовый зал (караоке-студия), шахматный клуб (Интерактивная доска + электронная обучающая программа по шахматам), библиотека (просмотр научно-популярных и развлекательных фильмов), медиатека (для увлечённых компьютером).
  6. Кружок по компьютерной графике и анимации.

Применение информационных технологий открыло необъятные горизонты в воспитательной работе школы. Дети стали активными участниками учебно-воспитательного процесса. Они свободно владеют компьютером, умеют ориентироваться в информационном пространстве.

Таким образом, необходимость применения современных ИТ настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах.

Информационные технологии в педагогической и методической деятельности.

Компьютер и информационные технологии заняли прочное место в деятельности руководителей методической работы. Они стали неотъемлемым атрибутом, без которых сегодня немыслимо эффективное существование и развитие.

Информационное обеспечение методической службы школы включает подготовку, обработку и хранение информации, в результате чего формируется база данных, с которой работают все пользователи в той или иной степени: руководители методических объединений, временных творческих коллективов, совета кураторов научного общества учащихся и администрация школы. Созданные в школе информационные блоки удобны для создания системы обратной связи, для развертывания системы сбора предложений, диагностирования членов коллектива, отслеживания опытно-экспериментальной работы.

В течение ряда лет ведется обработка данных различных программ наблюдения и изучения состояния работы с педагогическими кадрами: диагностических карт учителей, результатов исследований трудностей в работе педагогов и потребностей в повышении квалификации. Компьютерные программные средства создали условия для проведения мониторинга по различным направлениям: анализ дидактических средств, используемых учителем; характеристика педагогического мастерства; характер внутришкольных коммуникаций. Диагностирование методической работы преследовало цель: используя критерии и показатели, получить информацию о ее влиянии на рост профессионального уровня и развитие творческого потенциала педагогов для принятия решений о методической помощи и включения учителей в педагогический поиск. Изучив фактическое состояние уровня подготовленности педагогов, мы выявили группы учителей, имеющих затруднения в практической деятельности, творчески работающих, с установленным стилем работы, разработали систему коррекционных мер, определили перспективы профессионального роста каждого работника. Полученную информацию систематизировали в базу данных, разработали электронное портфолио о каждом педагоге.

Компьютерные программные средства по управлению персоналом способствуют решению задач: определение тенденций во взаимодействии и взаимовлиянии различных факторов в развитии образовательного процесса; выявление позиции каждого его участника.

Заключение

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии. Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта. Это процесс, у которого нет конца.

Список литературы

  1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
  2. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
  3. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
  4. Угринович Н.Д.,Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – М.: Школа-Пресс, 1999.
  5. www.kozlenkoa.narod.ru

В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными - материальными и энергетическими ресурсами - современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации, кроме того, становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Автоматизация на основе применения компьютеров и вычислительных сетей проникает сегодня во все сферы жизни современного общества, связанные с использованием и переработкой информации, начиная с производственной сфере, где уже появились автоматизированные системы проектирования, управления производством. технологическими процессами и др.

Неминуемый переход на «компьютерные» рельсы всех отраслей экономики и государственного управления требует реализации соответствующих программ подготовки специалистов в области информационных компьютерных технологий, что позволит, на наш взгляд, решить общенациональную проблему повышения уровня образования на самом перспективном и наиболее конкурентном рынке.

В условиях быстрого старения предметного содержания дисциплин в связи с новыми открытиями науки и техники особое значение приобретает подготовка выпускников ВУЗа в области использования новых способов поиска знаний и методов доступа к удаленным банкам данных, содержащих актуальную научную и учебную информацию. Студент уже в процессе обучения в ВУЗе должен овладеть навыками использования информационных и, в частности, телекоммуникационных технологий в своей учебной, научно-исследовательской и практической деятельности.

В связи с этим важное значение приобретает и информатизация образования, органически связанная с процессом его модернизации. Одним из основных направлений развития образовательного процесса становится реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия информационного общества и широкое использование инновационных педагогических технологий развивающего обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала личности. В связи с переходом к постиндустриальному обществу все заметнее становится тенденция к информатизации сферы образования. Создаются электронные учебники, разрабатываются автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, тестирующие программы.

Однако на современном этапе у преподавателей высшей школы пока отсутствует методика и практика использования компьютерных информационных технологий в учебном процессе.

Будущие специалисты должны в совершенстве владеть автоматизированными системами учета, планирования, управления производством. Что для этого делают преподаватели вуза? – Читают студентам лекцию, а чтобы будущие специалисты использовали активные методы, их нужно обучать теми же самыми методами.

Внедрение телекоммуникационных технологий в учебный процесс ВУЗа связано с решением ряда проблем. В первую очередь это ограниченность ресурсов ВУЗа (финансирование, качество каналов связи, уровень используемой в ВУЗе компьютерной техники). Второй проблемой на сегодня является неподготовленность преподавательского состава и отсутствие методических разработок по применению ресурсов глобальных сетей в учебном процессе. Подготовка методических материалов связана с выполнением трудоемкой работы по отбору нужных источников информации в сети и отработке технологии их использования. Однако необходимость проведения таких работ актуальна и при обмене результатами исследований в данной области между работающими коллективами может дать быстрый эффект.

Однако в силу очевидной сложности формализации процессов обучения и из-за новизны Internet-технологий эти проблемы находятся на начальной стадии своего решения, возможности современных информационных технологий используются в малой степени. Информатизация образования должна быть направлена, в первую очередь, на определение того, что нужно изучать в конкретных условиях, на обеспечение поиска, извлечения, передачи и представления знаний.

Первыми людьми, пришедшими в образовательную сеть стали не педагоги, а "технари" - специалисты по информационным технологиям, имеющие, как правило, весьма отдалённое представление о педагогике, дидактике и связанных с ними образовательных технологиях. В результате мы получили интенсивно развивающуюся техническую систему дистанционных телекоммуникаций с весьма скудным её образовательным содержанием. Поэтому готовые электронные продукты, обладая содержательной полнотой, не используют весь спектр возможностей современных информационных технологий. Разработка полномасштабного мультимедийного учебника – процесс трудоемкий и дорогой. Он требует специальных знаний и владения мультимедийными технологиями. При рассмотрении разработанных электронных материалов обнаруживается «фамильное» сходство с традиционными учебными пособиями. «Скучные» тексты, местами оснащенные гиперссылками, предлагаются читать с экрана как книгу.

Чтобы существующее положение дел изменилось, требуется время, необходимое на создание особого класса педагогов и учёных сетевого типа. Этот класс специалистов преимущественно будет формироваться из молодых научно-педагогических кадров, способных осуществить сопряжение новейших педагогических и телекоммуникационных технологий. Подготовка педагогических кадров, применяющих информационные компьютерные технологии, на уровне кандидатов и докторов наук представляется одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня.