Asus EN6800Ultra Dual: анатомия и результаты бенчмарков
Lexagon / 16.06.2005 04:48 / ссылка на материал
Факт появления обзоров и фотографий видеокарты Asus EN6800GT Dual на разных сайтах одновременно мог означать только одно: поголовье этих ещё не одобренных официально к массовому производству решений стремительно растёт, и для экспериментаторов они представляют определённый интерес вне зависимости от того, будет ли налажено массовое производство.
Не будем забывать, что существует в арсенале и ещё одна видеокарта подобного типа по имени Asus EN6800Ultra Dual, которая появилась в лабораториях даже раньше, но до сих пор представала перед глазами читателей в обнажённом виде, то есть без системы охлаждения. Лишь на CeBIT 2005 она обрела более или менее вразумительный кулер, похожий на тот, который присутствует на Asus EN6800GT Dual.
Коллегам с сайта Hexus удалось проникнуть в лаборатории Asus, где они запечатлели обе видеокарты в действии, а также заметили ещё пару десятков аналогичных образцов, приготовленных для отправки представителям средств массовой информации для тестов. Были замечены и некоторые другие любопытные новинки от Asus. Например, блок питания мощностью 500 Вт с поддержкой PFC, разработанный в сотрудничестве со специалистами "профильного" бренда, но выпускаемый на собственных мощностях Asus.
http://www.overclockers.ru/images/ne...16/asus_01.jpg
Как понятно из фотографии, вентилятор для этих видеокарт изготовлен компанией CoolerMaster. Надо полагать, что и к системе охлаждения в целом инженеры этой гонконгской фирмы приложили руку.
Непосредственно видеокарта Asus EN6800Ultra Dual без кожуха системы охлаждения предъявила на обозрение два разных радиатора - один сделан из алюминия, другой из меди.
http://www.overclockers.ru/images/ne...16/asus_02.jpg
Если видеокартам суждено будет дожить то стадии серийного производства, то они наверняка остановят свой выбор на каком-то одном материале. Нельзя исключать, что это будет алюминий - он не только дешевле, но и легче, а вес для такой гигантской видеокарты имеет большое значение.
Особых откровений о результатах бенчмарков мы не услышали. В системе на базе процессора Athlon 64 FX-53 (2.4 ГГц) и 1 Гб двухканальной памяти DDR 400 видеокарта Asus EN6800Ultra Dual набрала результат в 9783 "попугая" 3DMark05. Может быть, коллеги могли бы "натестировать" и больше, но злоупотреблять гостеприимством лаборатории Asus они не смогли. Поскольку образцы подобных видеокарт уже готовы к отправке, в ближайшее время мы наверняка увидим более подробные тесты. Впрочем, особых сюрпризов от этих "тандемов" ждать не приходится - интрига постепенно угасает в свете близости анонса видеокарт на базе G70.
nVidia снижает цены на бюджетные графические чипы
Lexagon / 16.06.2005 12:11 / ссылка на материал
Значительная часть видеокарт, реализуемых на рынке, имеет стоимость не более $100 - в этом смысле данный сегмент является самым массовым. По этой причине любые изменения цен на продукты этого класса живо отражаются на потребителях. Традиционно благоприятный период для снижения цен на графические чипы - это канун анонса новых решений, именно к такому периоду сейчас приближаются ATI и nVidia.
Как сообщают тайваньские коллеги с сайта DigiTimes, недавно компания nVidia снизила цены на некоторые графические чипы, относящиеся к бюджетному сегменту:
GeForce 6200 TurboCache -> на $15;
Семейство GeForce 6600 -> на $5;
Семейства GeForce 6200, GeForce FX 5200, GeForce MX 4000 -> на $1-2.
Хотелось бы отдельно отметить, что больше всего потерял в цене чип NV44, на основе которого изготавливаются видеокарты GeForce 6200 с поддержкой технологии TurboCache и интерфейсом PCI Express x16. Именно это решение должно стать самым доступным предложением для тех, кто уже перешёл на использование системы с интерфейсом PCI Express x16. Проблема заключается в том, что стоимость таких систем пока достаточно высока для бюджетного сегмента, и даже низкая цена видеокарт с поддержкой TurboCache не может стимулировать спрос в должной мере. Так или иначе, теперь видеокарты GeForce 6200TC будут стоить ещё меньше, хотя о конкретном значении снижения цены судить сложно - nVidia снижает цену только на видеочип, а стоимость готовой видеокарты определяется дополнительными факторами.
Судя по всему, видеокарты GeForce 6200A на базе чипа NV44A, обеспечивающего врождённую поддержку интерфейса AGP 8x, подешевеют совсем незначительно, ведь этот чип попал в категорию наименьшей уценки ($1-2). В большей степени могут подешеветь видеокарты GeForce 6600, однако в свете тенденции перехода на использование памяти типа GDDR-2 в упаковке BGA выигрыш в цене графического чипа будет съедаться приростом стоимости микросхем памяти.
Снижение цен на перечисленные видеочипы призвано стимулировать спрос во время традиционного сезонного спада. Стоимость конечных видеокарт снизится не сразу, так как производители обычно располагают внушительными запасами чипов, приобретённых по старым ценам.
Кстати, рекомендованная цена GeForce 7800 GTX в 256 Мб версии определена на отметке $549. Первое время будет поддерживаться спекулятивный уровень цен. Известно, что в семействе GeForce 7800 появятся ещё как минимум две видеокарты: GeForce 7800 GT и GeForce 7800. Об их стоимости и технических характеристиках мы пока ничего не знаем. Долго выжидать снижения цен на видеокарты серии GeForce 6800 не стоит. Как известно, по мере наращивания объёмов производства G70 этот чип вытеснит собой NV40/NV45. Если видеокарты серии GeForce 6800 и будут распродаваться по сниженным ценам, то все запасы наверняка быстро истощатся. Продавцы тоже не будут заинтересованы в хранении этих видеокарт на складах: при сопоставимой с новинками серии GeForce 7800 ценах они обладают более низким уровнем производительности, а потому скоро перестанут пользоваться спросом.
Хотелось бы увидеть ответные меры по снижению цен на видеочипы и от компании ATI, однако говорить о конкретных действиях канадской компании мы пока не можем.
Видеокарты GeForce 7800 GTX поступят в продажу в день анонса
Lexagon / 17.06.2005 08:07 / ссылка на материал
Видеокарты верхнего ценового сегмента с интересом ожидаются пользователями, и любая информация о новинках высоко ценится. Больше всего ждут данных о производительности и ценах. Дело даже не в том, что все заинтересованные любители компьютерных игр кинутся в магазины за видеокартами стоимостью не менее $500. Просто выход каждого флагманского графического решения задаёт определённую планку быстродействия, к которой непроизвольно тянутся не только изделия конкурентов, но и более дешёвые продукты собственного производства. Каким образом "тянутся"? Ну, разумеется, при помощи разгона:).
Посудите сами - эталон быстродействия задаётся в день анонса новинки или накануне. Вечно враждующие сторонники ATI или nVidia вступают в перепалку с новой силой, если лидер этого сезона определён по итогам первых бенчмарков. Сомневающиеся покупатели невольно обращают внимание на продукцию формального лидера. "Хочешь быть таким же крутым, как мы?" - спрашивают у потенциального соплеменника владельцы видеокарт производства компании, удерживающей лидерство по производительности в ключевых играх сезона. Если в ответ они получают пусть робкий, но утвердительный кивок головой, то многоголосая толпа решительно выдыхает: "Тогда покупай видеокарту на чипе производства компании <...>!"
В мире любителей разгона ситуация усугубляется ещё и тем, что некоторое время спустя после анонса флагманского решения оно подвергается экстремальному разгону, занимая определённые позиции в рейтинге Futuremark. Этот рейтинг - величайшее в компьютерном мире средство, притупляющее комплекс неполноценности. Набери больше всех "попугаев", и все блага (а заодно и красавицы) мира падут к твоим ногам!
В последнее время появились технологии SLI и CrossFire, которые способны существенно увеличивать уровень производительности видеокарт, а при умелом разгоне вообще устанавливают недостижимые для "одиночек" рекорды. При этом разгонный потенциал каждого флагманского чипа, выпущенного по новому техпроцессу, изучается особенно тщательно. Из новинки какой фирмы удастся больше выжать в процентном выражении при разгоне? Какой из конкурирующих чипов меньше нагревается при разгоне? Ответы на эти вопросы зачастую определяют выбор оверклокеров при покупке следующей видеокарты. В случае с анонсом G70 и R520 интрига одинаково сильна, так как оба чипа впервые переходят на использование 0.11 мкм и 0.09 мкм техпроцессов соответственно.
Самые экономные оверклокеры смотрят на вершины, покорённые недавно выпущенной видеокартой в номинальном режиме, с одной единственной целью - достичь аналогичного результата путём разгона гораздо более дешёвого решения. В этом плане особое значение имеют характеристики более дешёвых родственников анонсируемого флагмана - какой памятью они оснащаются, как разгоняются по чипу, имеется ли возможность включения дополнительных пиксельных конвейеров и вершинных процессоров. Например, G70 даст жизнь ещё как минимум двум видеокартам: GeForce 7800 GT и GeForce 7800. Об их характеристиках пока ничего не известно, но ценовые диапазоны примерно определены: GeForce 7800 GT придётся вписаться в нишу "до $449", GeForce 7800 будет играть в сегменте "до $349".
Таким образом, даже с учётом высокой цены GeForce 7800 GTX ($549 за 256 Мб версию) и потенциально ограниченной доли рынка (2-5% от всех продаваемых видеокарт), интерес к анонсу этого графического решения достаточно высок. В этой связи многие из потенциальных владельцев этой и других видеокарт на базе чипа G70 хотели бы получить информацию о сроках доступности данных продуктов. Что ж, их есть у нас:). Многие из постоянных читателей могут помнить, как мучительно протискивались на рынок видеокарты, основанные на чипе NV45. Формально они были анонсированы ещё прошлым летом, а в продаже найти версии GeForce 6800 Ultra и GeForce 6800 GT с интерфейсом PCI Express x16 было крайне сложно почти до января. Удивительно, как в таких условиях у некоторых наиболее впечатлительных народностей не возникли поверья, согласно которым встреча с GeForce 6800 Ultra PCI-E в магазине сулит удачу:).
В ходе подготовки к публикации различных новостей о GeForce 7800 GTX мы не раз убеждались, что новинка исправит многие ошибки предшественницы. В частности, уровень выхода годных чипов будет гораздо выше, а поддержка интерфейса PCI Express x16 станет врождённой. В сочетании с экономичным и проверенным на более простых решениях 0.11 мкм техпроцессом это даст возможность заменить весь ряд решений на базе NV40/NV45. Согласно имеющимся у нас данным, к сентябрю G70 полностью вытеснит NV45 из ассортимента производителей графических решений. По крайней мере, в верхнем ценовом сегменте.
Не будет на этот раз nVidia и кормить обещаниями желающих купить GeForce 7800 GTX. Как сообщают некоторые из наших коллег, видеокарты этой серии поступят в продажу уже утром 22 июня , то есть считанные часы после анонса. Не испытывает компания nVidia и проблем с распространением образцов для тестирования - по одному экземпляру GeForce 7800 GTX получили все желающие, особо приближённым достались две видеокарты - это позволит сразу провести тестирование для режима SLI.
Хотя первые партии GeForce 7800 GTX, которые поступят в продажу 22 июня и в последующие дни, будут исчисляться сотнями штук, в дальнейшем проблем с дефицитом возникнуть не должно. В конце концов, ради этого и был избран уже знакомый 0.11 мкм техпроцесс, чтобы избежать сюрпризов при масштабировании производства. Напомним, что GeForce 7800 GTX в версии с 256 Мб памяти должна продаваться по рекомендованной цене $549, однако первое время цена будет чуть выше. Тем не менее, быстрое наполнение розницы не допустит сохранения спекулятивного уровня цен, присущего первым дням доступности видеокарт в рознице. Версия GeForce 7800 GTX с 512 Мб тоже появится, она наверняка уложится в ценовой диапазон $800-900. Тем не менее, особого прироста производительности в режимах со средним разрешением этот вариант видеокарты не продемонстрирует. Преимущество от наличия 512 Мб памяти проявится в тяжёлых графических режимах. Разработчики игр не заставят себя долго ждать, и быстро подтянут возможности своих продуктов до уровня возможностей видеокарт с 512 Мб памяти.
(С)_www.overclockers.ru
ВведениеВ предыдущей статье
мы рассмотрели особенности архитектуры графического процессора NVIDIA GeForce 7800 GTX, пришло время взглянуть, каковы же реальные показатели производительности новинки от калифорнийского разработчика графических чипов в играх.
Однако, прежде, чем мы перейдем непосредственно к результам тестов в 17 различных играх и бенчмарках, позвольте кратко просуммировать итоги "теоретического" взгляда на GPU с кодовым именем NVIDIA G70:
NVIDIA GeForce 7800 GTX содержит в себе более 300 миллионов транзисторов, производится с помощью 0.11 микронного техпроцесса на TSMC. Несмотря на возросшую сложность, тактовая частота чипа выше, чем у предшественника, равно как и разгонный потенциал.
Количество пиксельных процессоров G70 составляет 24, в то же время сами они претерпели ряд изменений против тех, что применялись в GeForce 6800 Ultra. В частности, добавлены mini-ALU, направленные на оптимизацию выполнения наиболее популярных шейдерных инструкций. Как следствие, мы увидели серьёзное увеличение производительности GeForce 7800 GTX над предшественником в тех теоретических тестах, где основным "бутылочным горлышком" является производительность пиксельных процессоров.
Число блоков растеризации (ROP) осталось неизменным со времен GeForce 6800 Ultra, что означает, что количество выборок текстур за такт не изменилось и составляет 16. Как показало исследование, в случае, когда основной упор делается приложением на большое количество текстур, новинка не сильно превосходит GeForce 6800 Ultra.
Количество геометрических процессоров NVIDIA GeForce 7800 GTX – 8, против 6 у чипа предыдущего поколения, а сами они имеют ряд архитектурных оптимизаций. Несмотря на это, по причине относительно низкой тактовой частоты, в ряде теоретических тестов новый флагман NVIDIA показал худшие результаты по сравнению с RADEON X850 XT Platinum Edition, функционирующем на более высокой частоте.
Тактовая частота памяти NVIDIA GeForce 7800 GTX составляет 1200 МГц, что несильно превышает 1100 МГц у предшественника и обуславливает ряд случаев, когда разница в производительности между чипами минимальна.
Благодаря увеличенному количеству пиксельных процессоров и их способности работать с цветом, представленном в расширенном динамическом диапазоне, NVIDIA обещает 60% увеличение производительности GeForce 7800 GTX над GeForce 6800 Ultra в HDR режимах.
NVIDIA GeForce 7800 GTX обещает значительное увеличение качества сглаживания микрогеометрических объектов благодаря Transparent FSAA.
Энергопотребление у новинки примерно соответствует аналогичному показателю у GeForce 6800 Ultra, а тепловыделение, судя по всему, даже несколько ниже – GeForce 7800 GTX обходится относительно тихим однослотовым кулером, в то время, как ее предшественник несет на борту громоздкую и шумную систему охлаждения.
Качество трилинейной и анизотропной фильтрации у GeForce 7800 GTX соответствует, или выше того, что предлагала архитектура предыдущего поколения. Если судить по приведенным в предыдущей статье скриншотам, то по качеству трилинейной фильтрации GeForce 7800 GTX полностью соответствует GeForce 6800 Ultra, а качество анизотропной фильтрации у нового продукта NVIDIA даже чуть выше.
Процессор AMD Athlon 64 4000+ (2.40ГГц, 1МБ L2);
Системная плата ASUS A8N-SLI Deluxe;
Память OCZ PC-3200 Platinum EB DDR SDRAM (2x512МБ, CL2.5-3-2-8);
Жесткий диск Samsung SpinPoint SP1213C (Serial ATA-150, буфер 8МБ);
Звуковая карта Creative SoundBlaster Audigy 2.
Microsoft Windows XP Pro SP2, DirectX 9.0c.
NVIDIA GeForce 7800 GTX 256MB (430/1200MHz);
NVIDIA GeForce 6800 Ultra 256MB (400/1100MHz);
NVIDIA GeForce 6800 GT 256MB (350/1000MHz);
ATI RADEON X850 XT Platinum Edition 256MB (540/1180MHz);
ATI RADEON X800 XL 256MB (400/980MHz).
NVIDIA ForceWare 77.62;
ATI CATALYST 5.6.
Трехмерные шутеры с видом от первого лица:
Doom III
FarCry
F.E.A.R. Multiplayer Beta
Half-Life 2
Painkiller: Battle out of Hell
Unreal Tournament 2004
Трехмерные шутеры с видом от третьего лица:
Prince of Persia: Warrior Within
Splinter Cell: Chaos Theory
Симуляторы:
Colin McRae Rally 2005
Il-2 Shturmovik: Aces in the Sky
Lock On: Modern Air Combat
Стратегические игры:
Perimeter
Warhammer 40.000: Dawn of War
Полусинтетические тесты:
Aquamark3
Final Fantasy XI Official Benchmark 3
Синтетические тесты:
Futuremark 3DMark03 build 360
Futuremark 3DMark05 build 120
Непревзойденная скорость исполнения пиксельных шейдеров;
Серьезное увеличение скорости в HDR режимах;
Антиалиасинг прозрачных текстур;
Самая высокая производительность в играх;
Отсутствие проблем с драйверами;
Поддержка SLI;
Поддержка HDTV;
Однослотовая система охлаждения;
Доступность, начиная с первого дня после анонса.
Высокие требования к блоку питания;
Цена - $599.
Лидерство в Hi-End классе видеокарт всегда являлось вопросом престижа и технологического превосходства над конкурентом. Совершенно не важно, что немногие могут себе позволить приобрести видеокарты данного ценового сегмента, не обращают внимание на габариты таких видеокарт, потребление и тепловыделение, не имеет значения и их малая распространенность на рынке. Главное – быть первым, лучшим и обладать непревзойденной производительностью, пусть и на сравнительно небольшой промежуток времени. Это помнят. Видеокарты данного уровня очень редко падают в цене, они просто исчезают с рынка и заменяются еще более быстрыми и, как правило, более дорогими моделями. Сегодня мы познакомим вас с одним из лучших представителей одночиповых графических решений с воздушным охлаждением.
Анонсировав и, спустя некоторое время, запустив-таки в массовое производство Radeon X1800 XT 512 Mb, канадская компания ATI, по большому счету, смогла добиться паритета с NVIDIA в сегменте Hi-End видеокарт. Как показала, надеюсь, ещё не забытая вами , Radeon X1800 XT 512 Mb в некоторых бенчмарках и играх смог обойти соперника в лице GeForce 7800 GTX 256 Mb, а в некоторых уступил. По всей видимости, компанию NVIDIA даже такая расстановка сил в корне не устроила и, долго не задумываясь, NVIDIA возьми да и анонсируй GeForce 7800 GTX 512 Mb . Видеокарта даже по сегодняшним мерками получилась просто монстром в производительности, а SLI связка из двух таких видеокарт прочно занимает лидирующие места в рейтинге Futuremark.
Действительно, характеристики новой производной от GeForce 7800 GTX 256 Mb впечатляют и, несмотря на то, что в названии видеокарты изменен лишь объем памяти, перед нами значительно ускоренная версия как чипа G70, так и видеопамяти. Номинальные частоты видеокарты равны 550 MHz по GPU и 1700 MHz для памяти GDDR-3! Однако таким брендам-производителям видеокарт, например, как XFX, и этого оказалось мало – в производство компанией был запущен GeForce 7800 GTX 512 Mb с частотами 580/1730 MHz ! В то же время компания Gainward выпустила самую быструю GeForce 7800 GTX 512 Mb с воздушным охлаждением и номинальными частотами 580/1760 MHz – Gainward PowerPack! Ultra 3550/PCX "Golden Sample" – которую мы с вами сегодня изучим, проверим её оверклокерский потенциал, оценим производительность и прирост производительности от разгона. Справедливости ради необходимо добавить, что компания eVGA запустила в производство GeForce 7800 GTX 512 Mb "Черная Жемчужина" (BlackPearl), частоты которой даже для оверклокеров выглядят впечатляюще – 600/1800 MHz , но нужно отметить, что данная видеокарта оснащена системой водяного охлаждения, а в сегодняшнем материале речь пойдет о видеокарте, охлаждаемой воздухом.
Наименование характеристик | NVIDIA GeForce 7800 GTX 512 Mb |
Графический чип | G70 (NV47) |
Техпроцесс, мкм | 0.11, TSMC |
Число транзисторов, млн. | 302 |
Рабочие частоты (графический процессор/память) | 550/1700 (275/1200 в 2D режиме) |
Объем памяти, Mb | 512 |
Тип памяти и ширина шины | GDDR-3, 256 Bit |
Интерфейс | PCI-Express 16х |
Число пиксельных процессоров, шт. | 24 |
Число вершинных процессоров, шт. | 8 |
Поддержка версии Pixel Shaders | 3 |
Поддержка версии Vertex Shaders | 3 |
Теоретическая скорость закраски (Fillrate), Mpix./s | 13200 |
Полоса пропускания памяти, Gb/s | 54.4 |
Поддержка версии DirectX | 9.0с |
Потребляемая мощность в номинальном режиме работы, W | ~95 |
Требования к мощности блока питания, W | ~350 (~550 для SLI) |
Размеры видеокарты эталонного дизайна, мм. (Д х В х Т) | 205 x 100 x 15 |
Разъемы | 2 x DVI, TV-Out, HDTV-Out, поддержка HDCP |
Дополнительно | Поддержка SLI, VIVO (Philips 7115) |
Рекомендованная / розничная* стоимость на момент публикации статьи, долларов США | 649 / |
На тестирование сайт был предоставлен предрелизный образец видеокарты, поэтому его упаковка отличается от уже рассмотренных нами ранее Gainward PowerPack! Ultra 3400/PCX "Golden Sample" 256 Mb и Gainward GeForce 6800GT Ultra/2400 Golden Sample GLH только золотистого цвета наклейкой:
Оригинальная упаковка и комплектность Gainward PowerPack! Ultra 3550/PCX "Golden Sample" будет отличаться, как нас заверили в представительстве Gainward в России. Пока же рассмотрим оборотную сторону упаковки, которая также осталась без изменений и на которой можно обнаружить: описание преимуществ новых технологий, использованных в графическом процессоре нового поколения, а также контактные адреса и телефоны различных служб технической поддержки компании Gainward. На одной из боковых сторон упаковки подробно, с фотографиями описан процесс установки видеокарты в системный блок.
Все комплектующие и аксессуары внутри коробки аккуратно разложены по отсекам. Непосредственно видеокарта Gainward PowerPack! Ultra 3550/PCX "Golden Sample" кроме антистатического пакета находится в пенополиуретановом боксе, который сводит к минимуму возможность повреждения устройства во время транспортировки.
Комплект поставки видеокарты выглядит следующим образом:
В его состав включены:
Рассмотрим видеокарту:
Практически всю лицевую сторону видеокарты закрывает система охлаждения, унаследованная от профессиональной видеокарты NVIDIA Quadro FX 4500 , оснащенная 4 тепловыми трубками и 80-мм вентилятором. Для выпуска GeForce 7800 GTX 512 Mb компания NVIDIA доработала PCB обычной GeForce 7800 GTX 256 Mb. В частности, схема питания усилена и оснащена широким алюминиевым радиатором:
С оборотной стороны платы в этой её части также "яблоку негде упасть":
Без системы охлаждения GeForce 7800 GTX 512 Mb ни по весу, ни по внешнему виду совсем не выглядит устройством, за которое нужно заплатить 800 долларов США в розничной продаже:
Восемь чипов памяти закрыты мягкими термопрокладками, а на графический процессор нанесен термоинтерфейс густой консистенции и серого цвета. Все чипы памяти расположены с лицевой стороны платы – это упрощает её разводку (если так можно сказать применительно к такой видеокарте) и повышает эффективность охлаждения памяти.
На оборотной стороне платы отсутствует как пластина по периметру чипов памяти, обязательная для GeForce 7800 GTX 256 Mb, так и усиливающая пластина напротив графического чипа:
Видеокарта оснащена двумя цифровыми (DVI-I) выходами, TV выходом, а также разъемом MIO, предназначенным для объединения и работы двух таких видеокарт в SLI-режиме:
Рассмотрим систему охлаждения видеокарты:
В ее основе 4 медных никелированных тепловых трубки и медная пластина в основании, контактирующая непосредственно с графическим чипом. Медную вставку опоясывает алюминиевое основание, к которому припаяны тонкие алюминиевые пластины. Сверху систему охлаждения закрывает прозрачный пластиковый кожух, а в центре её расположен 80-мм вентилятор:
Алюминиевая пластина основания посредством специальных выступов контактирует с чипами памяти через термопрокладки, а в целом система охлаждения справляется с поставленной задачей просто отлично, но с её эффективностью мы познакомим вас в соответствующем разделе статьи. Добавлю, что часть горячего воздуха от видеокарты выбрасывается сквозь решетку, совмещенную с соседней заглушкой, за пределы корпуса системного блока. С противоположной стороны потоком воздуха охлаждается алюминиевый радиатор на силовых элементах платы.
Графический процессор ревизии А2 выпущен в Корее в конце сентября текущего года:
Обратите внимание, что в наименовании GPU уже присутствует цифра 512, фактически означающая способность чипа работать на высоких частотах. В соответствии с техническими характеристиками все три блока GeForce 7800 GTX 512 Mb работают на одинаковой частоте в 550 MHz (275 MHz в 2D-режиме), однако сегодня мы с вами рассматриваем один из отобранных Gainward графических процессоров, который работает на 580 MHz! Прибавка по частоте, казалось бы, не столь внушительная, тем не менее, разницу в скорости от дополнительных 30 MHz вы увидите.
Видеокарта оснащена 512 Mb видеопамяти стандарта GDDR-3, набранными 8 микросхемами FBGA в 136-контактном корпусе:
Производитель памяти – компания Samsung. Номинальное время доступа памяти – 1.1 нс, что соответствует частоте работы в 900(1800) MHz. Тем не менее, память GeForce 7800 GTX 512 Mb работает не на максимальной теоретической частоте, а несколько ниже – 1700 MHz. Gainward PowerPack! Ultra 3550/PCX "Golden Sample" на то и "золотой семпл", чтобы выбиваться из общего ряда GeForce 7800 GTX 512 Mb – её память функционирует на частоте в 1760 MHz. Частота работы видеопамяти в 2D-режиме равна 1200 MHz. Остается добавить, что маркировка чипов – K4J52324QС-BC11, и с её спецификациями вы всегда можете ознакомиться, скачав их с официального сайта (PDF формат, 1.4 Mb).
Помимо всего прочего видеокарта оснащена чипом Philips SAA7115HL, отвечающим за реализацию функций VIVO:
О разгоне. На максимальной частоте вращения вентилятора системы охлаждения видеокарты оверклокерский потенциал оказался равным 600 MHz по графическому процессору и 1910 (!) MHz по видеопамяти:
Учитывая, что Gainward реализует уже разогнанную видеокарту (повышенные частоты прошиты в BIOS), столь небольшая прибавка к частоте GPU вполне логична. В то же время, разгон памяти принес приятный сюрприз, её пропускная способность на частоте в 1910 MHz в соответствии с расчетами Everest совсем немного не достигла до фантастических 60 Gb/s. Впрочем, уже в следующем году с появлением на рынке памяти стандарта GDDR-4 с номинальным временем доступа в 0.6-0.7 нс и частотой работы в 2500-3000 MHz такие достижения уже не будут казаться чем-то экстраординарным.
Перед тем, как перейти к изучению результатов тестирования GeForce 7800 GTX 512 Mb, я предлагаю ознакомиться с конфигурацией тестового стенда, методикой тестирования и драйверами.
Все тесты проводились в закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:
Процессор AMD Athlon 64 3000+ 1800 MHz степпинга E6 был разогнан до 2790 MHz при увеличении напряжения с номинальных 1.4 V до 1.675 V:
Оперативная память Corsair при разгоне функционировала на частоте 254(508) MHz с таймингами 2.5-3-4-8_1Т и напряжении в 2.9 V:
Более подробно с многочисленными таймингами работы оперативной памяти, использованными во время тестирования, вы можете ознакомиться, посмотрев соответствующий .
В качестве операционной системы была выбрана Windows XP Professional Edition Service Pack 2, установленная на первый раздел жесткого диска объемом 8Gb. Все бенчмарки и игры были установлены на третий раздел винчестера объемом 65 Gb. Для минимизации влияния на итоговые результаты во время проведения тестов скорости видеокарт все лишние сервисы, за исключением 4-х, были отключены. Никаких дополнительных программ также не устанавливалось ("чистый" трэй). Система настроена на максимальное быстродействие.
Тестирование производительности видеокарт было проведено в двух разрешениях: 1024 х 768 и 1280 x 1024 (в двух играх 1280 х 960), а также при следующих настройках драйверов:
Набор синтетических, полусинтетических бенчмарков и игр остался прежним:
Принимая во внимание тот факт, что тестовая конфигурация, драйверы и их настройки, бенчмарки и игры, а также демо-записи со времени тестирования ATI Radeon X1800 XT 512 Mb остались без изменений, результаты "обычной" GeForce 7800 GTX 256 Mb и разогнанного Radeon X1800 XT взяты из предыдущей статьи . По возможности на диаграммах указан минимальный показатель FPS.
По традиции, сначала проверим, насколько сильно выступит GeForce 7800 GTX 512 Mb в синтетических бенчмарках, тестирование в которых проводилось только в одном разрешении – 1024х768.
Действительно, альтернатив для GeForce 7800 GTX 512 Mb, судя по результатам тестирования 3DMark 2003, просто нет. Разогнанный ATI Radeon X1800 XT 512 Mb слабый соперник даже для неразогнанной GeForce 7800 GTX 512 Mb. А разгон последней до частот 600/1910 MHz приносит прибавку по 1000 попугаев в каждом из режимов качества. Очевидно, что в режиме Quality производительность видеокарт данного уровня ограничена скоростью центрального процессора.
Достаточно интересные результаты тестирования в 3DMark 2005. В самом скоростном режиме "Quality" разогнанный ATI Radeon X1800 XT 512 Mb не только опережает GeForce 7800 GTX 512 Mb, работающий на номинальных частотах, но и успешно соперничает с ним после оверклокинга. При активации анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания GeForce 7800 GTX 512 Mb возвращает себе утерянное было лидерство.
Разница в производительности GeForce 7800 GTX 512 Mb с обычной 256 Mb версией в среднем показателе кадров в секунду не столь существенна (вновь сказывается высокая процессорозависимость), но обратите внимание на минимальный FPS – вот для чего приобретаются такие видеокарты. Ниже 42 кадров в секунду фрейм-рейт не опускается даже в самом качественном режиме и при этом он на 11 кадров в секунду выше, чем у разогнанного Radeon X1800 XT с таким же объемом памяти.
В разрешении 1024х768 производительность видеокарт вновь ограничена скоростью центрального процессора. А в 1280х1024 разница уже заметна. При этом скорость ATI Radeon X1800 XT 512 Mb при разгоне и использовании полноэкранного сглаживания степени x4 совместно с анизотропной фильтрацией уровня x16 почти равна GeForce 7800 GTX 512 Mb на частотах в 550/1700 MHz.
И даже в игре Half-life 2, в которой видеокарты ATI всегда выглядели предпочтительнее NVIDIA, GeForce 7800 GTX 512 Mb не оставляет шансов конкурентам. Отдельно отмечу здесь существенное преимущество над обычной GeForce 7800 GTX 256 Mb.
Ну что здесь можно сказать? GeForce 7800 GTX 512 Mb – просто графический монстр по производительности, которому на сегодня нет равных среди всех одночиповых графических решений.
Тестируя GeForce 7800 GTX 512 Mb в Serious Sam 2 (да и вообще в целом в играх), прекрасно осознаешь необходимость замены процессора (напомню, что тесты проводились на AMD Athlon 64 3000+ @2.8 GHz). Обратите внимание, как падает производительность обычной GeForce 7800 GTX 256 Mb и сколь несущественно её снижение на GeForce 7800 GTX 512 Mb при переходе к качественным режимам графики.
В Quake 4 все очевидно и вполне закономерно. Результаты, на мой взгляд, в дополнительных комментариях не нуждаются.
F.E.A.R. на максимальных настройках качества графики и при активированной функции Soft Shadows способна ввести в ступор даже такую видеокарту как GeForce 7800 GTX 512 Mb (с использованием полноэкранного сглаживания). Причем, в этом режиме с ней успешно соперничает разогнанная ATI Radeon X1800 XT 512 Mb.
С результатами сравнения производительности разогнанной GeForce 7800 GTX 512 Mb со всеми включенными оптимизациями и без них вы можете ознакомиться, посмотрев .
В заключение приведу таблицу разницы в скорости между GeForce 7800 GTX 256 Mb 430/1200 MHz и GeForce 7800 GTX 512 Mb, работающей на номинальных частотах в 550/1700 MHz:
Benchmarks & Games | Resolution | Quality | Quality +AF 16x | Quality +AF 16x +AA 4x |
Aquamark 3 | 1024x768 | 4.40% | 6.70% | 11.00% |
3DMark 2003 | 20.20% | 21.10% | 25.10% | |
3DMark 2005 | 23.70% | 24.20% | 26.30% | |
Far Cry | 1024x768 | -0.20% | 3.00% | 24.70% |
1280x1024 | 8.90% | 23.40% | 31.60% | |
Half-life 2 | 1024x768 | 8.90% | 18.50% | 24.80% |
1280x1024 | 22.10% | 28.00% | 29.60% | |
The Chronicles Of Riddick: EFBB | 1024x768 | 21.20% | 22.40% | 30.60% |
1280x1024 | 27.00% | 27.20% | 33.50% | |
Serious Sam 2 | 1024x768 | 2.20% | 22.30% | 29.50% |
1280x960 | 1.10% | 20.10% | 27.70% | |
Quake 4 | 1024x768 | 2.20% | 3.20% | 16.40% |
1280x1024 | 11.70% | 14.50% | 25.80% | |
F.E.A.R. | 1024x768 | 25.40% | 28.10% | 28.60% |
1280x960 | 39.50% | 48.60% | 25.90% |
Либо более наглядно в графическом режиме:
Что же касается рекордных результатов, полученных при максимально скоростных настройках драйверов ForceWare с включением всех возможных оптимизаций, то на указанной выше конфигурации в 3DMark 2003 видеокарта NVIDIA GeForce 7800 GTX 512 Mb, разогнанная до 600/1910 MHz, набирает 22001 "попугай":
В свою очередь, AquaМark3 TRISCORE равен 99.984 :
Очевидно, что в скоростном режиме настроек драйверов и разрешении 1024x768 производительность GeForce 7800 GTX 512 Mb ограничена мощностью центрального процессора (AMD Athlon 64 3000+ @2.8 GHz) и таймингами работы оперативной памяти. Но видеокарты такого уровня приобретаются в первую очередь для качественных режимов графики и комфортных ощущений в высоких разрешениях, за исключением редких случаев установления рекордов.
Что же позволяет GeForce 7800 GTX 512 Mb столь сильно опережать обычную GeForce 7800 GTX 256 Mb? Высокая частота графического процессора? Существенная разница в частоте видеопамяти? Быть может, объем памяти видеокарты? Безусловно, оценить влияние объема памяти видеокарты на производительность было бы наиболее интересно. Но здесь имеют место быть расхождения, которые не так то просто убрать.
Как вы помните, графический процессор GeForce 7800 GTX 256 Mb работает на частотах 430/430/470 MHz, в то время как у GeForce 7800 GTX 512 Mb частота работы всех трех блоков GPU одинакова и составляет 550 MHz. Таким образом, занижая частоту работы GPU GeForce 7800 GTX 512 Mb до 430 MHz мы одинаково занижаем частоты всех трех блоков, что уже не будет точно соответствовать частотам работы GeForce 7800 GTX 256 Mb. Решением проблемы могла бы стать соответствующая корректировка дельты и прошивка исправленного BIOS в GeForce 7800 GTX 512 Mb, но как отреагирует на это видеокарта – сказать сложно (GPU все-таки отличаются), а рисковать, как минимум, 649 долларами США, я себе позволить не могу. Другим возможным решением поставленной задачи могла бы стать корректировка дельты у обычной GeForce 7800 GTX 256 Mb, до частот 430/430/430 MHz, но, как я уже сказал выше, результаты тестирования GeForce 7800 GTX 256 Mb и Radeon X1800 XT взяты из предыдущей статьи, а видеокарты уже отправлены компаниям, предоставившим их на тестирование. Тем не менее, возможно кому-то будут интересны результаты сопоставления GeForce 7800 GTX 512 Mb на частотах 430/1200 MHz и GeForce 7800 GTX 256 Mb на номинальных частотах, поэтому приведу ссылку на еще одну .
Нам же с вами остается проверить влияние на производительность разгона графического процессора и памяти видеокарты по отдельности с частот 430/1200 MHz до максимально возможных частот данного экземпляра Gainward PowerPack! Ultra 3550/PCX "Golden Sample" – 600/1910 MHz.
Разгон GPU в 3DMark 2003 приоритетен для режимов "Quality" и "Quality + AF16x", но при использовании полноэкранного сглаживания пропускная способность памяти видеокарты начинает оказывать существенное влияние на производительность, хотя и не позволяет обойти частоты 600/1200 MHz.
По аналогии с 3DMark 2003 в 3DMark 2005 важнее высокая частота работы графического процессора, чем памяти.
В Fay Cry производительность GeForce 7800 GTX 512 Mb на частотах 430/1910 MHz и 600/1200 MHz примерно равна. Суммарный разгон здорово повышает средний FPS.
В свою очередь, игра Half-life 2 больше любит высокую частоту GPU, а прирост от разгона памяти в 1200 MHz до 1910 MHz при частоте чипа в 430 MHz минимален.
Также и в The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay разгон только GPU оказывает наибольшее влияние в режимах качества "Quality" и "Quality + AF16x", тогда как при активации AA4x повышение частоты работы видеопамяти приносит немного больше "дивидендов".
Результаты тестирования в Serious Sam 2 не привносят чего-либо нового, однако отмечу падение производительности на частотах 430/1910 MHz даже против минимальных 430/1200 MHz с использованием анизотропной фильтрации. Результаты проверены неоднократно, но не изменились – снижение действительно имеет место быть. Возможно, это каким-то образом связано с особенностью движка Serious Sam 2.
В Quake 4 разгон графического процессора также выглядит предпочтительнее разгона памяти видеокарты.
Для F.E.A.R. сколько не гони – все мало! :)
В целом по результатам тестирования получилось, что в большинстве случаев повышение частоты работы графического процессора в большей степени влияет на производительность, чем разгон памяти видеокарты. Скорее всего, в разрешении 1600х1200 и при использовании качественных режимов графики роль частоты видеопамяти будет выше, что вполне логично. Тем не менее, будем надеяться, что выход G71 на новом 0.09 мкм техпроцессе откроет оверклокерам новые горизонты разгона GeForce 7800 GTX и роста производительности видеокарты в целом.
Разницу в скорости между стандартной GeForce 7800 GTX 512 Mb на частотах 550/1700 MHz и Gainward PowerPack! Ultra 3550/PCX "Golden Sample" на частотах 580/1760 MHz вы можете изучить по .
Для прогрева видеокарты был использован 9-ти кратный прогон демо-записи "Volcano" с одноименного уровня из игры Far Cry в разрешении 1280 х 1024 при активированном полноэкранном сглаживании уровня 4x и анизотропной фильтрации степени 16x. Тесты были проведены в закрытом корпусе системного блока при комнатной температуре в 23 градуса Цельсия, которая и принята начальную точку отсчета на графиках. Мониторинг осуществлялся с помощью соответствующего модуля утилиты RivaTuner последней из доступных на момент написания статьи версии. В качестве термоинтерфейса между GPU и основанием кулеров была использована КПТ-8.
Сначала я предлагаю вам посмотреть на результаты тестирования видеокарты в номинальном режиме работы и со стандартным охлаждением:
Интересно, что достаточно быстро температура графического процессора выросла до довольно высоких 79 градусов Цельсия, а температура видеокарты в целом до 53 градусов. Однако, спустя 3-4 цикла бенчмарка (по времени это занимает около 2.5-3 минут) вентилятор системы охлаждения видеокарты увеличил свои обороты с ~870 RPM до ~1200 RPM и температура GPU снизилась на 5 градусов. Тем не менее, температура видеокарты в целом за этот промежуток времени все же выросла на 2 градуса и достигла 55 градусов Цельсия (сказывается высокая нагрузка на 1.1 нс память видеокарты). Учитывая, что вентилятор изменяет свою скорость вращения динамически в зависимости от температуры, было решено проверить, до какого значения повысятся его обороты при более продолжительной нагрузке. Для этого бенчмарк был зациклен и гонялся в течение 1 часа. В результате выяснилось, что вентилятор раскрутился всего лишь до ~1300 RPM, а температура графического процессора и карты в целом по отношению к результатам, полученным на 9 прогонах демки, не изменилась. Остается добавить, что при этом вентилятор практически не издает шума, как и на начальных ~870 RPM.
С помощью RivaTuner скорость вращения вентилятора была выставлена на максимум, который оказался равен ~2380 RPM и именно в этом режиме изучался оверклокерский потенциал Gainward PowerPack! Ultra 3550/PCX "Golden Sample". Посмотрим, насколько эффективно справляется внушительная система охлаждения, унаследованная от Quadro-модификации GeForce 7800 GTX, с разогнанной до частот в 600/1910 MHz GeForce 7800 GTX 512 Mb:
Отличный результат, правда, не без потери бесшумности видеокарты. Всего лишь 65 градусов в пике нагрузки для графического процессора, работающего на 600 (!) MHz, и лишь 46 градусов для видеокарты в целом говорят об исключительной эффективности системы охлаждения. Заметьте, что как только на видеокарту подается нагрузка в виде 3D-бенчмарка либо игры, вентилятор даже несколько снижает обороты с ~2380 RPM до ~2190 RPM.
Будет ли один из лучших кулеров для видеокарт – Zalman VF700-Cu – охлаждать разогнанную GeForce 7800 GTX 512 Mb эффективнее, чем стандартная система охлаждения на тепловых трубках?
Ответ уже перед вами:
Температура графического процессора GeForce 7800 GTX 512 Mb в пике загрузки оказалась выше на 10 градусов Цельсия! Zalman VF700-Cu даже на максимальных оборотах (а тестированиe проводилось при частоте вращения вентилятора равной ~2750 RPM) не охлаждает эффективнее родного кулера видеокарты. Справедливости ради необходимо отметить, что на максимальных оборотах вентилятор системы охлаждения шумит громче, чем Zalman VF700-Cu также на максимуме, но и на минимальных оборотах 80-мм вентилятора тепловые трубки отрабатывают свое предназначение и на 1 градус охлаждают лучше Zalman VF700-Cu при несопоставимом уровне шума. Проведя подобное сравнение, сразу вспомнились результаты тестов одного из самых мощных воздушных кулеров для процессоров Zalman CNPS7700-Cu против суперкулера на тепловых трубках Zalman CNPS9500 LED, которое показало неспособность былого лидера справиться с охлаждением разогнанного до 4.2 GHz Intel Pentium 4 на ядре Prescott. Похоже, что такая же тенденция нас ждет и в системах охлаждения видеокарт, если тепловыделение графических процессоров будет продолжать расти...
Отмечу еще один интересный факт: видеокарта в целом и чипы памяти, расположенные только с лицевой стороны платы, греются меньше, когда их обдувает воздушный поток от вентилятора Zalman (39 градусов против 46). Очевидно, что алюминиевый радиатор системы охлаждения не столь эффективно способствует снижению температуры текстолита платы и чипов памяти через термопрокладки.
Рассмотренная сегодня видеокарта Gainward PowerPack! Ultra 3550/PCX "Golden Sample" на базе GeForce 7800 GTX 512 Mb является лучшей в классе бескомпромиссных Hi-End графических решений. Высокие частоты графического процессора и 512 Mb памяти видеокарты не оставляют никаких шансов соперникам. Очень тихая и исключительно эффективная система охлаждения в скором времени может стать эталоном для воздушных систем охлаждения графических карт. Если вы в состоянии позволить себе такой подарок на Новый год, сможете добавить ему в пару серьёзный процессор, 2 Gb оверклокерской памяти и запитать всё это от мощного БП, то 10 дней новогодних каникул пролетят совершенно незаметно за играми в максимальном качестве, либо достижением рекордов в популярных бенчмарках.
Ну а Gainward остается пожелать дополнить самую мощную видеокарту шикарной упаковкой и комплектом поставки с последними игровыми новинками.
Сергей Лепилов aka Jordan
Хорошо помню свое первое знакомство с ускорителями трехмерной графики. У одного из отцовских знакомых на компьютере глючили и упорно не желали запускаться какие-то программы - и меня попросили с этой проблемой разобраться. Корень зла, как вскоре выяснилось, крылся в недавно приобретенной крутейшей по тем временам плате Voodoo 2, а «программами» оказались Quake 2 и еще какие-то игрушки: худо-бедно разобраться с ними удалось методом научного тыка, особого интереса они для меня все равно не представляли. Но в комплекте к «Вуду» шел еще небольшой набор демонстрационных программок - и вот они казались чем-то фантастическим, невозможным, нереальным. Хотелось бросить все, наскрести необходимые для покупки 300 долларов, которые тогда этот ускоритель стоил, и немедленно поставить в свою машину такое же чудо.
С тех пор прошло немало лет и сменилось немало поколений ускорителей трехмерной графики. Демки, показывающие преимущества той или иной видеокарты, год от года становились все красивее и красивее (и добрались уже до якобы кинематографического качества), однако ощущение чуда, которое сопутствовало той самой, первой демонстрации, - уже не повторялось. Романтическая эпоха, когда каждый новый ускоритель был знаменательным событием, а на тематических форумах бушевали яростные споры фанатов той или иной графической компании, ушла в прошлое, и ушла, наверное, окончательно и бесповоротно. Видеокарта ли от ATI, видеокарта ли от nVidia - единственных по-настоящему выживших в те годы игроков этого рынка, - разница между ними сегодня сводится лишь к малозаметным отличиям в качестве получаемой картинки, уровне шума да производительности в приложениях. Быть может, ускорители будущего и новые поколения графических движков этот тезис опровергнут, а пока - рассмотрим очередной «сугубо эволюционный» продукт «игровой» индустрии.
Конфигурация тестового стенда:
процессор: AMD Athlon 64 FX 57 2,8 ГГц (200x14);
материнская плата: ASUS A8N SLI Deluxe;
оперативная память: 2x512 Кбайт Patriot XBLK (2-2-2-10);
жесткий диск: 2xWD Raptor 74 Гбайт, 10000 об./мин., RAID 0;
операционная система: Microsoft Windows XP SP2;
драйверы: последние официальные на момент написания статьи.
GeForce 6800 + восемь пиксельных конвейеров = ?
Кодовое название нового графического чипа nVidia - G70, «принципиально новое» для компании… и не несущее практически никакой информационной нагрузки. Однако если заглянуть в прошлое, выяснится, что вплоть до последнего момента (когда компания вдруг отказалась от традиционной маркировки своих чипов кодами NVxx) GPU GeForce 7800 именовался иначе - NV47. По принятой в nVidia схеме это означает, что GPU архитектурно относится к тому же поколению NV4x, что и чипы семейства GeForce 6xxx (напомню, что GeForce FX - это семейство NV3x; GeForce 3 и 4 - семейство NV2x; а GeForce 1 и 2 - семейство NV1x). Так что ничего принципиально новаторского в новом кристалле мы не увидим: перед нами все тот же классический GPU поколения DirectX 9.0c, поддерживающий шейдеры третьей версии (Shader Model 3.0), эдакий доработанный GeForce 6800 Ultra. Но что же тогда изменилось по сравнению с предыдущим поколением?
Во-первых, в полтора раза увеличилось количество пиксельных конвейеров - с 16 до 24. Уже одно это должно было при прочих равных увеличить теоретическую производительность G70 относительно NV40 примерно в полтора раза; однако инженеры nVidia пошли еще дальше и повысили производительность каждого отдельно взятого конвейера, добавив к каждому стандартному векторному ALU «вспомогательное» упрощенное ALU, способное одновременно с «главным» выполнять некоторые простые операции. Такая схема позволяет, например, выполнять на конвейерах 7800GTX весьма популярную в шейдерах операцию MAD (Multiply Add, поэлементное умножение двух 4-компонентных векторов с прибавкой к полученному вектору третьего вектора) за один такт, а не за два. И это лишь одна из довольно большого числа ситуаций, когда за счет переноса некоторых операций на «упрощенные» ALU удается достичь двукратного прироста производительности. Инженеры nVidia говорят о полуторакратном (в среднем) приросте производительности на каждый пиксельный конвейер. Вкупе с полуторакратным же приростом числа пиксельных конвейеров получается, что предполагаемая пиковая производительность G70 более чем вдвое выше, нежели у предыдущего флагмана nVidia - NV40, и, похоже, именно это дало основание разработчикам заявить, что 7800GTX будет более быстрым решением, чем пара GeForce 6800 Ultra, работающих в режиме SLI. Кстати, 7800GTX тоже поддерживает технологию SLI.
Во-вторых, увеличилось число вершинных конвейеров (с 6 до 8), и была немного поднята тактовая частота ядра. Причем полной неожиданностью стало то, что в G70 тактовых частот теперь несколько: пиксельные и вершинные конвейеры тактируются раздельно и функционируют асинхронно[Строго говоря, в GPU этих частот даже не две, а три: в отличие от предыдущих поколений, G70 использует еще и «более независимые» блоки пиксельных операций (ROP). Они выполняют такие «вспомогательные» операции, как блендинг, z-тест на отсечение невидимых пикселов, вычисление итогового цвета при антиалиасинге и запись «готового продукта» в видеопамять и фрейм-буфер акселератора. У большинства предыдущих ускорителей Nvidia было по одному блоку ROP на пиксельный конвейер; в G70 компания отошла от этой традиции и поставила 16 ROP, подключающихся через специальный быстродействующий «свитч», при 24 пиксельных конвейерах. Тактовая частота ROP сегодня совпадает с тактовой частотой пиксельных конвейеров, однако в последующих поколениях GPU и даже в последующих вариациях G70 ситуация может измениться]. «Основная» тактовая частота, на которой работают пиксельные конвейеры, составляет 430 МГц; «вторая основная», на которой работают вершинные конвейеры, - 470 МГц. Сводя эти данные воедино, получаем, что теоретически GeForce 7800GTX должен примерно в 2,42 раза (!) по «пиксельной» и 1,57 раза по «вершинной» производительности превосходить 6800 Ultra. Совсем неплохо для «старой» архитектуры, не правда ли? И это еще не предел: судя по названию и поразительно удачным оверклокерским экспериментам[В нашей тестовой лаборатории мы разогнали 7800GTX до частот 500/1320 МГц], nVidia может выпустить заметно более быструю GeForce 7800 Ultra[Еще одна интересная особенность G70: пиксельные конвейеры тактируются не как бог на душу положит, а с шагом 27 МГц. К примеру, 16x27 = 432 МГц, базовая частота 7800 GTX. Тактовые частоты пиксельных конвейеров свеженькой GeForce 7800GT составляют 15x27 = 405 МГц. Резонно предположить, что тактовая частота пиксельных конвейеров «Ультры», буде она появится, будет не меньше 17x27 = 459 (460), а то и 486 (490) МГц].
В-третьих, слегка возросла производительность оперативной памяти. G70 работает с 256-разрядной шиной памяти стандарта GDDR3, причем на ускорители 7800GTX рекомендовано устанавливать модули с частотой передачи данных 1200 МГц (у NV40 aka GeForce 6800 Ultra - 1100 МГц). Поскольку существуют и более быстрые микросхемы памяти, вполне возможно, что некоторые производители со временем выпустят и «оверклокерские» варианты 7800GTX, снабдив их, скажем, чипами с временем выборки 1,4 нс (частоты до 1400 МГц)[Именно такую память планируется использовать в R520 - асимметричном ответе канадской ATI на рассматриваемые сегодня новинки от Nvidia]. Кстати, оперативной памяти на плату теперь можно устанавливать аж до гигабайта. Общение с «системной» оперативной памятью и чипсетом осуществляется исключительно по шине PCI-Express x16 (скорее всего, переходник HSI больше использоваться не будет).
В-четвертых, nVidia добавила в G70 блок аппаратного ускорения воспроизведения HDTV-видео (видео высокого разрешения), включая ускорение обработки сигнала, сжатого кодеками MPEG-2, а также WMV-HD- и H.264-сигнала. Прибавьте сюда аппаратный деинтерлейсинг, аппаратное масштабирование картинки и цветовую коррекцию - и получится nVidia PureVideo, совсем небесполезная в свете скорого выхода HD-DVD- и Blu-Ray-приводов фича. Для вывода «высокого» видео на телевизор в G70, помимо обычного TV-out, встроен специальный HDTV-out. Поддержка двух независимых выходов на монитор (VGA или DVI-I), разумеется, сохранилась.
В-пятых, изменилась технология изготовления GPU. Если NV40 выпускались на основе 130-нм техпроцесса, то G70 производится на мощностях тайваньской TSMC по более компактному (примерно на 40%) 110-нанометровому. Правда, возросла и сложность чипа (302 млн. транзисторов!), так что кристалл G70 получился даже более крупным, а значит, и более дорогим, нежели NV40. Несмотря на резко возросшую сложность и слегка увеличенные тактовые частоты, энергопотребление платы на GeForce 7800GTX не превышает «скромные» 110 Вт. В итоге для системы с одной платой рекомендованы блоки питания мощностью всего 350 Вт (сравните с 480 Вт для 6800 Ultra!). SLI-системам подойдут типовые БП на 500 Вт против нереальных 600 Вт (и выше), кои требует 6800 Ultra.
Наконец, в G70 реализован новый гибридный режим полноэкранного сглаживания - TAA (Transparent AntiAliasing), позволяющий получать качественную картинку с меньшими потерями производительности (подробности - во врезке).
*** Практика: Reference GeForce 7800GTXВ нашу тестовую лабораторию попал типовой экземпляр GeForce 7800GTX - референс-плата от самой Nvidia. В продажу они, разумеется, не пойдут, однако платы других производителей едва ли будут отличаться от референса чем-то, кроме системы охлаждения да повышенных тактовых частот графического процессора и видеопамяти на единичных экземплярах[Собственно, получается так потому, что для топовых ускорителей и ATI, и Nvidia, как правило, продают не столько графические чипы, сколько почти полностью собранные «полуфабрикаты» видеокарт. Поскольку «топов» продается относительно немного, а прибыль они приносят огромную (до 40% от общего дохода компаний!), такая тактика не вызывает серьезных производственных проблем, одновременно гарантируя, что топовые акселераторы заведомо не будут иметь проблем с некачественной разводкой или неудачной технологией производства. Так что можете смело покупать какой-нибудь Palit или даже noname: от брэндового ASUSTeK’а, который на $50-100 дороже, их будет отличать только более скромный набор прилагающегося ПО да, возможно, «менее оверклокерский» радиатор]. Так что все нижесказанное можно смело распространять на большинство видеокарт 7800GTX.
Итак, референс. Первое, что бросается в глаза, - это очень скромные размеры ускорителя. Стандартные 10 см ширины - чуть больше, чем у 6800 Ultra и X800/X850, но все же приемлемо для Hi-End-ускорителей. А вот высота новинки «нестандартна»: видеокарта по высоте занимает всего один слот расширения, а не ставшие уже привычными два или три.
Видеовыходы - два коннектора DVI-I (переходник на привычный D-Sub, очевидно, прилагается); есть TV-out и TV-in, совмещенные в 11-штырьковом коннекторе. TV-in реализован на чипе Philips SAA7115HL; TV-out совмещен с HDTV-out. Видеопамять (256 Мбайт), в отличие от 256-мегабайтных вариантов GeForce 6800, установлена по обеим сторонам видеокарты, причем предусмотрены посадочные места для вдвое большего числа микросхем памяти (G70, напомню, может иметь до 1 Гбайт видеопамяти); память с двух сторон охлаждается алюминиевыми радиаторами.
Очень сильно по сравнению с GeForce 6800 переработана схема питания графического процессора - видимо, более тонкий технологический процесс привел не только к резкому снижению энергопотребления G70, но и существенно повысил требования к схемам питания. Именно из-за увеличившихся размеров VRM видеокарта и получилась более длинной. Критичные к охлаждению компоненты схемы питания закрыты внушительных размеров алюминиевым радиатором.
Для тестирования мы постарались взять новейшие и трудные для современных ускорителей игры. Результаты тестирования производительности приведены в таблице.
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы сказать: GeForce 7800GTX - безоговорочный лидер по производительности.
Преимущество над GeForce 6800 Ultra составляет в среднем 41-45% (с включенным/выключенным четырехкратном антиалиасингом); преимущество над более быстрым (на 8-12%) Radeon X850 Platinum Edition - в среднем 27-30%, причем выигрыш имеет место на всех тестах, в том числе и на горячо любимом канадцами Half-Life 2. В общем-то не так уж и много, но и немало, если принять во внимание далеко не идеальную масштабируемость современных игр[У наших коллег из других изданий цифры получились чуть больше - порядка 35-40%]. Тем более что особенно большое преимущество 7800GTX наблюдается в самых тяжелых тестах - буквально только что вышедших Battlefield 2 (на 70%) и SplinterCell 3 (почти двукратный отрыв). Во всех тестах (включая режим 1600x1200 4x FSAA) видеокарта 7800GTX показала скорость рендеринга не менее 50 fps (то есть заведомо играбельную). Без антиалиасинга результаты повыше: не менее 70 fps; средние потери производительности от включения AA - 28%.
На удивление эффективно работает режим SLI: при установке двух видеокарт удается выжать из 7800GTX еще 27-37%. При этом преимущество GeForce 7800GTX SLI над «радеонами» доходит до 120% (!) - и наверстать столь солидное отставание ATI будет ой как непросто. Вероятнее всего запоздавший на полгода R520, работающий на частотах до 600-700 МГц, но снабженный всего шестнадцатью пиксельными конвейерами[Которые вдобавок вроде бы поддерживают непонятно как сказывающиеся на их производительности шейдеры третьей версии (а по истории с GeForce FX хорошо известно, что реализация обязательных для SM3 динамических переходов в шейдерах, может замедлять работу акселератора едва ли не в разы)], сумеет-таки догнать GeForce 7800GTX, а наконец-то появившаяся у ATI поддержка технологии CrossFire (альтернатива SLI) позволит «сравнять счет» и в парных конфигурациях. Однако солидное тепловыделение (уже известно, что кулер для R520 будет «двухэтажный»), шум, высокая цена (той же 1400-МГц памяти), скорее всего, сохранят небольшой перевес за продуктами Nvidia. Очень жаль, что из-за отсутствия R520 и CrossFire проверить эти предположения мы не можем.
Зато можем уверенно сказать, что благодаря низкому тепловыделению, небольшому шуму, а главное, цене (в Москве - порядка $580!!!) GeForce 7800GTX - очевидный хит сезона. Редчайший случай - придраться здесь действительно не к чему.
Прозрачный антиалиасингАнтиалиасинг - это способ повышения качества выстраиваемого 3D-ускорителем изображения, позволяющий избавиться от эффекта ступенчатости границ полигонов. Дело в том, что если для «внутренних» пикселов цвет каждого из них обычно вычисляется с учетом нескольких субпикселов соответствующей текстуры, натянутой на полигон (анизотропная, трилинейная или билинейная фильтрация) и дающей плавную и более или менее точную и резкую картинку (чем выше степень анизотропной фильтрации, тем выше точность и резкость изображения), то без использования антиалиасинга каждый пиксел в картинке может «принадлежать» одному и только одному полигону, хотя в действительности часть пиксела относится к одному полигону, а часть - к другому, и его цвет должен определяться как некоторая смесь цветов обоих полигонов. В итоге каждое ребро полигона рисуется как характерная, резко очерченная ступенчатая (а зачастую и вовсе прерывистая, если рисуется, скажем, тонкий полигон, изображающий в сцене далеко расположенные провод, кабель или веревку) линия. Если вы еще не сталкивались ни с чем подобным, сравните, как рисуют линии MS Paint и Adobe Photoshop, - и вы поймете, что я имею в виду. Эта ступенчатость и есть алиасинг; а методы борьбы с нею соответственно называются антиалиасингом.
На сегодняшний день существуют два способа полноэкранного сглаживания - суперсэмплинг (SuperSampling AntiAliasing, SSAA) и мультисэмплинг (MultiSampling AntiAliasing, MSAA). В первом случае для того, чтобы на картинке, которую генерирует ускоритель, не было резких цветовых переходов между полигонами, картинка, грубо говоря, вначале рендерится с размерами, в несколько раз превышающими необходимые для вывода на экран, а затем приводится к требующемуся размеру. При этом для определения цвета каждого «итогового» пиксела вычисляется цвет нескольких составляющих его «субпикселов», и картинка получается более реалистичной, а главное - лишенной бросающихся в глаза ступенчатых линий. Однако SSAA - довольно жадный до ресурсов метод, поэтому куда чаще используется MSAA, при котором сглаживаются только те пикселы, которые находятся в непосредственной близости от граней полигонов, присутствующих в сцене. Если мы рисуем на экране, скажем, кубик, то в «подробном» варианте будут рассчитаны только несколько процентов пикселов, составляющих ближайшие окрестности ребер кубика. Поскольку именно здесь, как правило, и встречаются требующие сглаживания ступеньки, то производительность при таком способе рендеринга падает несильно, и качество картинки получается высоким.
Конечно, и у MSAA есть недостатки: зачастую дизайнеры сцен предпочитают не плодить в ней множество полигонов, а использовать разнообразные прозрачные текстуры. Всяческие стекла, зеркала и прозрачная вода не в счет: речь идет о куда более «приземленных» и очень часто встречающихся листьях деревьев (на одном полигоне простой формы рисуется один или несколько листьев сложной формы) и всевозможных решетках (на паре полигонов рисуется изображение решетки). Края таких «граней» MSAA, естественно, обработать не в состоянии - он о них попросту не догадывается.
Решение Nvidia напрашивается само собой: использовать сглаживание не только вблизи граней, но и внутри прозрачных и полупрозрачных полигонов. Кроме того, поддерживается такая модная сегодня фича, как антиалиасинг с повернутой решеткой - когда субпикселы при сглаживании берутся не из более мелкой решетки, полученной разбиением стандартной «пиксельной решетки» вертикальными и горизонтальными линиями на одинаковые субпикселы, а из мелкой сетки, повернутой относительно горизонтали на некоторый угол (обычно 20-30°). Этот способ дает лучшие результаты при отображении близких к горизонтальным и вертикальным линий, для которых эффекты алиасинга особенно заметны. Текущие драйверы, правда, слегка глючат при определении полупрозрачных полигонов (сглаживается не все, что нужно), однако надо полагать, что вскоре эти мелкие недочеты будут исправлены.
Благодарим компанию IT-Labs за предоставленный образец видеокарты nVidia 7800GTX.
Не успел ATI Radeon X1800XT еще "обжить" рынок, как NVIDIA уже выпустила "орудие возмездия" в лице GeForce 7800GTX 512 Mb. Казалось бы, большой необходимости в этом нет. Как вы знаете, Radeon X1800XT оказался не таким уж и серьезным соперником для 7800GTX. Да, в некоторых тестах преимущество есть, в некоторых нет, да и вообще результаты очень близки. Но, видимо, из-за нежелания не то что терять, даже делить "желтую майку лидера", NVIDIA выпустила очередную версию 7800GTX, приписав скромный на первый взгляд суффикс "512 Мб". Хотя вся общественность ожидала слова "Ultra", что было бы традиционнее и логичнее. Тем не менее, от суффикса "Ultra" компания решила отказаться. Что послужило причиной этого, можно только догадываться.
Если раньше продукты со словом Ultra в названии отличались от других только разогнанными частотами, то в случае с 7800GTX 512 Mb мы видим существенно отличающийся продукт. Нижеприведенная таблица иллюстрирует сравнительные характеристики Radeon X1800XT GeForce 7800GTX и 7800GTX 512:
Xарактеристики | RADEON X1800 XT | GeForce 7800 GTX | GeForce 7800 GTX 512 |
Ядро | R520 | G70 | G70 |
Тех. Процесс | 90 нм | 110 нм | 110 нм |
Память | 256/512 МБ GDDR3 | 256 МБ GDDR3 | 512 МБ GDDR3 |
Пиксельных конвейеров | 16 | 24 | 24 |
Вершинных конвейеров | 8 | 8 | 8 |
Частоты GPU / память | 625/1500 МГц | 430/1200 МГц | 550/1700 МГц |
Шина памяти | 256 бит | 256 бит | 256 бит |
Как видите, у GeForce 7800 GTX 512 немного отличий от базовой GeForce 7800 GTX. И если наличие 512 Мб видеопамяти на плате еще можно списать на маркетинговые ухищрения и "королевский" статус GeForce 7800 GTX 512, то не считаться с существенно возросшими частотами уже не получится. Пусть частота видеопроцессора у GeForce 7800 GTX 512 и не дотягивает до частоты GPU Radeon X1800XT, но мы то знаем, что удельная производительность на мегагерц частоты GPU архитектуры G70 превосходит аналогичную у R520. Конечно, не последнюю роль в этом играет большее количество конвейеров у G70. Но, что имеем - то и имеем. Хотя, в реалиях нынешнего дня, уместнее будет сказать - "что имеем, то и разгоняем".
По всей видимости, NVIDIA к этому шагу готовилась уже давно, и очень тщательно. Отбор "лучших зерен" и создание на их основе эксклюзивных видеокарт - вполне обычная и довольно выгодная практика. Но обратите внимание, КАК это было сделано! Отборным видеопроцессорам - отборную память, решили в NVIDIA, и установили на видеоплату самую скоростную GDDR3 память, о которой до недавнего времени не даже было никакой официальной информации. Невероятная штатная частота в 1700 МГц, заставляла подозревать, что без разгона не обошлось и тут. Ну и в довершение ко всему штатный однослотовый кулер была заменен на мощную систему охлаждения от профессиональной линейки видеокарт Quadro на базе 7800GTX.
Как выглядит все это великолепие, вы можете видеть на нижеприведенных фотографиях.
Уже давно не вызывает удивления, что системы охлаждения для топовых продуктов выглядят монстрообразно, закрывают как правило всю PCB видеокарты, обладают достаточно большим весом и могут прилично шуметь.
Однако примененное решение хоть и отличается большими габаритами, обладает сравнительно небольшим весом и чрезвычайно низким уровнем шума. Дело в том, что основной материал - алюминий, а не медь, как можно было бы ожидать. Медный только сердечник, непосредственно контачащий с видеопроцессором. Высокая эффективность теплоотвода достигается за счет 4-х тепловых трубок, соединяющих медный сердечник и множество алюминиевых ребер, расположенных по обеим сторонам от вентилятора.
Установленный на видеокарту кулер отличается внушительными размерами и отменной производительностью. При этом, несмотря на "горячий пыл" видеокарты, от нее нет абсолютно никакого шума! А все потому, что скорость вращения вентилятора составляет всего-то около 1000 об/мин., но этого оказывается вполне достаточно, чтобы температура видеопроцессора не поднималась выше 80 градусов даже в периоды продолжительной максимальной нагрузки.
Обратная сторона видеокарты представляет интерес только тем, что на ней совершенно отсутствуют микросхемы памяти, и, как следствие, какая бы то ни была система их охлаждения. Если у вас возникли сомнения, как же можно уместить 512 Мб видеопамяти на одной стороне и сколько микросхем это займет, не переживайте. Секрет проще, чем мы думаем.
Как видите, чипов видеопамяти всего 8. Дизайн PCB, несмотря на очевидную с референсным 7800GTX, все же отличается от оригинала. И главной причиной является как раз таки использованная на 7800GTX 512 видеопамять.
На видеоплату установлены 512 Мбитные микросхемы памяти производства Samsung . Время выборки составляет 1,1 нс, что соответствует тактовой частоте 1800 МГц DDR. Как видим, никакого "разгона" видеопамяти нет и в помине, а NVIDIA даже немножко подстраховалась, установив штатную рабочую частоту видеопамяти "всего лишь" в 1700МГц DDR.
А вот и собственно видеопроцессор. Как видно из маркировки, перед нами инженерный образец, выпущенный на 34-й неделе этого года и имеющий ревизию A2. То есть никаких отличий в функциональности от своих собратьев на стандартных 7800GTX наблюдаться не должно. Вы уже обратили внимание на букву "U" в маркировке? :) Скорее всего, это лишь метка для отобранных процессоров с наилучшим частотным потенциалом. Но можно предположить и то, что решение не называть новую видеокарту именем Ultra, было принято чуть ли не в последний момент перед выпуском.
Функция VIVO реализована с помощью чипа Philips SAA7115HL, точно такого же, как и на стандартной 7800GTX.
Пришло время посмотреть, как покажет себя 7800GTX 512 в разгоне и тестах.