Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.
На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.
Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.
Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?
Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.
Актуальные игровые платформы | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Intel | AMD | |||||||
Сокет | LGA1155 | LGA2011 | LGA1150 | LGA2011-v3 | LGA1151 | AM3+ | FM2/2+ | AM4 |
Год поступления в продажу | 2011 год | 2011 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2011 год | 2012 год | 2017 год |
Поддерживаемые процессоры | Sandy Bridge, Ivy Bridge | Sandy Bridge-E, Ivy Bridge-E |
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell | Haswell-E, Broadwell-E | Skylake, Kaby Lake | Zambezi, Vishera | Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) | Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon |
Контроллер памяти | DDR3-1066/1333 | DDR3-1066/1333 /1600/1866 |
DDR3-1333/1600 | DDR4-2133/2400 | DDR4-1866/2133/ 2400, DDR3L-1333/1600 |
DDR3-1066/1333/ 1600/1866 |
DDR3-1600/1866/ 2400 |
DDR4-2133/2400/ 2666 |
Встроенный, двух-канальный | Встроенный, четырех-канальный | Встроенный, двух-канальный | Встроенный, четыре-хканальный | Встроенный, двух- канальный |
Встроенный, двух-канальный | Встроенный, двух-канальный | Встроенный, двух-канальный | |
Максимальный объем оперативной памяти | 32 Гбайт | 64 Гбайт | 32 Гбайт | Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт | 64 Гбайт | 32 Гбайт | 64 Гбайт | 64 Гбайт |
Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.
Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.
Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.
Конфигурация тестового стенда | |
---|---|
Центральный процессор | Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц |
Материнская плата | ASUS MAXIMUS IX Hero |
Оперативная память | Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт |
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт | |
Накопители | Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт |
Samsung 850 Pro | |
Видеокарты | ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт |
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт | |
Блок питания | Corsair AX1500i, 1500 Вт |
Процессорный кулер | Noctua NH-D9DX |
Корпус | Lian Li PC-T60A |
Монитор | NEC EA244UHD |
Операционная система | Windows 10 Pro x64 |
ПО для видеокарт | |
AMD | Crimson ReLive Edition 17.4.2 |
NVIDIA | GeForce Game Ready Driver 381.65 |
Дополнительное ПО | |
Удаление драйверов | Display Driver Uninstaller 17.0.6.1 |
Измерение FPS | Fraps 3.5.99 |
FRAFS Bench Viewer | |
Action! 2.3.0 | |
Разгон и мониторинг | GPU-Z 1.19.0 |
MSI Afterburner 4.3.0 | |
Дополнительное оборудование | |
Тепловизор | Fluke Ti400 |
Шумомер | Mastech MS6708 |
Ваттметр | watts up? PRO |
Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.
Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.
Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.
Настройки графики в играх | ||||
---|---|---|---|---|
API | Качество | Полноэкранное сглаживание | ||
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160 | ||||
1 | «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности | DirectX 11 | Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл | AA |
2 | Mass Effect Andromeda, первое задание | Макс. качество | Временное сглаживание | |
3 | Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк | Макс. качество | SMAA + FXAA | |
4 | GTA V, город и окрестности | Макс. качество | 4 × MSAA + FXAA | |
5 | Rise of the Tomb Raider, советская база | Макс. качество | SMAA | |
6 | Watch_Dogs 2, город и окрестности | Ультра, HBAO+ | Временное сглаживание 2 × MSAA | |
7 | Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности | Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. | TAA | |
8 | HITMAN, встроенный бенчмарк | DirectX 12 | Макс. качество | SMAA |
9 | Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк | Макс. качество | 4 × MSAA | |
10 | Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» | Ультра | TAA | |
11 | Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» | Макс. качество | 2 × MSAA | |
12 | Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк | Ультра | 8 × MSAA | |
13 | Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» | Макс. качество | TAA | |
14 | Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк | Макс. качество | SMAA | |
15 | DOOM, миссия OИК | Vulkan | Ультра | TSSAA 8TX |
Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.
Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.
При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.
Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.
Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.
Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.
Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.
Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.
Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.
Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».
Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.
Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.
Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт | |||||
---|---|---|---|---|---|
Качество текстур | |||||
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) | Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) | Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) | |||
Очень высокое | 11600 | Ультра | 11000 | Ультра | 11000 |
Высокое | 6900 | Высокое | 9700 | Очень высокое | 9600 |
Среднее | 6400 | Среднее | 8800 | Высокое | 7800 |
Низкое | 6200 | Низкое | 7800 | Среднее | 7100 |
Низкое | 6900 | ||||
Тени | |||||
Очень высокое | 10700 | HFTS | 11600 | Очень высокое | 11000 |
Высокое | 10500 | PCSS | 11000 | Высокое | 10900 |
Среднее | 10300 | Ультра | 11000 | Среднее | 10800 |
Выкл. | 10300 | Очень высокое | 11000 | ||
Высокое | 10400 | ||||
Среднее | 10400 | ||||
Низкое | 10300 |
Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.
Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.
Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.
Мое почтенье дорогие посетители сайта. В прошлой статье я писал о том, . Теперь, узнав что это такое и для чего и как оно служит, многие из Вас наверно подумываете о том, чтобы приобрести для своего компьютера более мощную и производительную оперативку. Ведь увеличение производительности компьютера с помощью дополнительного объёма памяти ОЗУ является самым простым и дешевым (в отличии например от видеокарты) методом модернизации вашего любимца.
И… Вот вы стоите у витрины с упаковками оперативок. Их много и все они разные. Встают вопросы: А какую оперативную память выбрать?
Как правильно выбрать ОЗУ и не прогадать?
А вдруг я куплю оперативку, а она потом не будет работать?
Это вполне резонные вопросы. В этой статье я попробую ответить на все эти вопросы. Как вы уже поняли, эта статья займет свое достойное место в цикле статей, в которых я писал о том, как правильно выбирать отдельные компоненты компьютера т.е. железо. Если вы не забыли, туда входили статьи:
—
—
—
Этот цикл будет и дальше продолжен, и в конце вы сможете уже собрать для себя совершенный во всех смыслах супер компьютер 🙂 (если конечно финансы позволят:))
А пока учимся правильно выбирать для компьютера оперативную память
.
Поехали!
При выборе оперативной памяти для своего компьютера нужно обязательно отталкиваться от вашей материнской платы и процессора потому что модули оперативки устанавливаются на материнку и она же поддерживает определенные типы оперативной памяти. Таким образом получается взаимосвязь между материнской платой, процессором и оперативной памятью.
Узнать о том, какую оперативную память поддерживает ваша материнка и процессор можно на сайте производителя, где необходимо найти модель своей материнской платы, а также узнать какие процессоры и оперативную память для них она поддерживает. Если этого не сделать, то получится, что вы купили супер современную оперативку, а она не совместима с вашей материнской платой и будет пылиться где нибудь у вас в шкафу. Теперь давайте перейдем непосредственно к основным техническим характеристикам ОЗУ, которые будут служить своеобразными критериями при выборе оперативной памяти. К ним относятся:
Вот я перечислил основные характеристики ОЗУ, на которые стоит обращать внимание в первую очередь при её покупке. Теперь раскроем каждый из ни по очереди.
На сегодняшний день в мире наиболее предпочтительным типом памяти являются модули памяти DDR (double data rate). Они различаются по времени выпуска и конечно же техническими параметрами.
Про объём памяти много писать не буду. Скажу лишь, что именно в этом случае размер имеет значение 🙂
Все несколько лет назад оперативная память объёмом в 256-512 МБ
удовлетворяла все нужды даже крутых геймерских компьютеров. В настоящее же время для нормального функционирования отдельно лишь операционной системы windows 7
требуется 1 Гб
памяти, не говоря уже о приложениях и играх. Лишней оперативка никогда не будет, но скажу Вам по секрету, что 32-х
разрядная windows
использует лишь 3,25 Гб
ОЗУ, если даже вы установите все 8 Гб
ОЗУ. Подробнее об этом вы можете прочитать .
Form — factor
— это стандартные размеры модулей оперативки, тип конструкции самих планок ОЗУ.
DIMM
(Dual InLine Memory Module — двухсторонний тип модулей с контактами на обоих сторонах) — в основном предназначены для настольных стационарных компьютеров, а SO-DIMM
используются в ноутбуках.
Это довольно таки важный технический параметр оперативной памяти. Но тактовая частота есть и у материнской платы и важно знать рабочую частоту шины этой платы, так как если вы купили например модуль ОЗУ DDR3-1800 , а слот (разъём) материнской платы поддерживает максимальную тактовую частоту DDR3-1600 , то и модуль оперативной памяти в результате будет работать на тактовой частоте в 1600 МГц . При этом возможны всяческие сбои, ошибки в работе системы и .
Примечание: Частота шины памяти и частота процессора — совершенно разные понятия.
Из приведенных таблиц можно понять, что частота шины, умноженная на 2, дает эффективную частоту памяти (указанную в графе «чип»), т.е. выдает нам скорость передачи данных. Об этом же нам говорит и название DDR
(Double Data Rate) — что означает удвоенная скорость передачи данных.
Приведу для наглядности пример расшифровки в названии модуля оперативной памяти — Kingston/PC2-9600/DDR3(DIMM)/2Gb/1200MHz
, где:
— Kingston
— производитель;
— PC2-9600
— название модуля и его пропускная способность;
— DDR3(DIMM)
— тип памяти (форм фактор в котором выполнен модуль);
— 2Gb
— объем модуля;
— 1200MHz
— эффективная частота, 1200 МГц.
Пропускная способность
— характеристика памяти, от которой зависит производительность системы. Выражается она как произведение частоты системной шины на объём данных передаваемых за один такт. Пропускная способность (пиковый показатель скорости передачи данных) – это комплексный показатель возможности RAM
, в нем учитывается частота передачи данных
, разрядность шины
и количество каналов памяти. Частота указывает потенциал шины памяти за такт – при большей частоте можно передать больше данных.
Пиковый показатель вычисляется по формуле: B = f * c
, где:
В
— пропускная способность, f
— частота передачи, с
— разрядность шины. Если Вы используете два канала для передачи данных, все полученное умножаем на 2. Чтобы получить цифру в байтах/c, Вам необходимо полученный результат поделить на 8 (т.к. в 1 байте 8 бит).
Для лучшей производительности пропускная способность шины оперативной памяти
и пропускная способность шины процессора
должны совпадать. К примеру, для процессора Intel core 2 duo E6850
с системной шиной 1333 MHz и пропускной способностью 10600 Mb/s
, можно установить два модуля с пропускной способностью 5300 Mb/s
каждый (PC2-5300
), в сумме они будут иметь пропускную способность системной шины (FSB
) равную 10600 Mb/s
.
Частоту шины и пропускную способность обозначают следующим образом: «DDR2-XXXX
» и «PC2-YYYY
«. Здесь «XXXX
» обозначает эффективную частоту памяти, а «YYYY
» пиковую пропускную способность.
Тайминги (или латентность) — это временные задержки сигнала, которые, в технической характеристике ОЗУ записываются в виде «2-2-2 » или «3-3-3 » и т.д. Каждая цифра здесь выражает параметр. По порядку это всегда «CAS Latency » (время рабочего цикла), «RAS to CAS Delay » (время полного доступа) и «RAS Precharge Time » (время предварительного заряда).
Примечание
Чтобы вы могли лучше усвоить понятие тайминги, представьте себе книгу, она будет у нас оперативной памятью, к которой мы обращаемся. Информация (данные) в книге (оперативной памяти) распределены по главам, а главы состоят из страниц, которые в свою очередь содержат таблицы с ячейками (как например в таблицах Excel). Каждая ячейка с данными на странице имеет свои координаты по вертикали (столбцы) и горизонтали (строки). Для выбора строки используется сигнал RAS (Raw Address Strobe) , а для считывания слова (данных) из выбранной строки (т.е. для выбора столбца) — сигнал CAS (Column Address Strobe) . Полный цикл считывания начинается с открытия «страницы» и заканчивается её закрытием и перезарядкой, т.к. иначе ячейки разрядятся и данные пропадут.Вот так выглядит алгоритм считывания данных из памяти:
Каждая цифра в обозначении указывает, на какое количество тактов шины будет задержан сигнал. Тайминги измеряются в нано-секундах. Цифры могут иметь значения от 2
до 9
. Но иногда к трем этим параметрам добавляется и четвертый (например: 2-3-3-8
), называющийся «DRAM Cycle Time Tras/Trc
” (характеризует быстродействие всей микросхемы памяти в целом).
Случается, что иногда хитрый производитель указывает в характеристике оперативки лишь одно значение, например «CL2
» (CAS Latency
), первый тайминг равный двум тактам. Но первый параметр не обязательно должен быть равен всем таймингам, а может быть и меньше других, так что имейте это в виду и не попадайтесь на маркетинговый ход производителя.
Пример для наглядности влияния таймингов на производительность: система с памятью на частоте 100 МГц
с таймингами 2-2-2
обладает примерно такой же производительностью, как та же система на частоте 112 МГц
, но с задержками 3-3-3
. Другими словами, в зависимости от задержек, разница в производительности может достигать 10 %
.
Итак, при выборе лучше покупать память с наименьшими таймингами, а если Вы хотите добавить модуль к уже установленному, то тайминги у покупаемой памяти должны совпадать с таймингами установленной памяти.
Оперативная память может работать в нескольких режимах, если конечно такие режимы поддерживаются материнской платой. Это одноканальный
, двухканальный
, трехканальный
и даже четырехканальный
режимы. Поэтому при выборе оперативной памяти стоит обратить внимание и на этот параметр модулей.
Теоретически скорость работы подсистемы памяти при двухканальном режиме увеличивается в 2 раза, трехканальном – в 3 раза соответственно и т.д., но на практике при двухканальном режиме прирост производительности в отличии от одноканального составляет 10-70%.
Рассмотрим подробнее типы режимов:
Обычно наиболее распространенным вариантом является двухканальный режим памяти.
Для работы в многоканальных режимах существуют специальные наборы модулей памяти — так называемая Kit-память
(Kit-набор) — в этот набор входит два (три) модуля, одного производителя, с одинаковой частотой, таймингами и типом памяти.
Внешний вид KIT-наборов:
для двухканального режима
для трехканального режима
Но самое главное, что такие модули тщательно подобраны и протестированы, самим производителем, для работы парами (тройками) в двух-(трёх-) канальных режимах и не предполагают никаких сюрпризов в работе и настройке.
Сейчас на рынке ОЗУ
хорошо себя зарекомендовали такие производители, как: Hynix
, amsung
, Corsair
, Kingmax
, Transcend
, Kingston
, OCZ
…
У каждой фирмы к каждому продукту имеется свой маркировочный номер
, по которому, если его правильно расшифровать, можно узнать для себя много полезной информации о продукте. Давайте для примера попробуем расшифровать маркировку модуля Kingston
семейства ValueRAM
(смотрите изображение):
Расшифровка:
Приведу еще один пример маркировки CM2X1024-6400C5
:
Из маркировки видно, что это модуль DDR2
объемом 1024 Мбайт
стандарта PC2-6400
и задержками CL=5
.
Марки OCZ
, Kingston
и Corsair
рекомендуют для оверклокинга, т.е. имеют потенциал для разгона. Они будут с небольшими таймингами и запасом тактовой частоты, плюс ко всему они снабжены радиаторами, а некоторые даже кулерами для отвода тепла, т.к. при разгоне количество тепла значительно увеличивается. Цена на них естественно будет гораздо выше.
Советую не забывать про подделки (их на прилавках очень много) и покупать модули оперативной памяти только в серьезных магазинах, которые дадут Вам гарантию.
Напоследок:
На этом все. С помощью данной статьи, думаю, вы уже не ошибетесь при выборе оперативной памяти для своего компьютера. Теперь вы сможете правильно выбрать оперативку
для системы и повысить её производительность без каких либо проблем. Ну, а тем кто купит оперативную память (или уже купил), я посвящу следующую статью, в которой я подробно опишу как правильно устанавливать оперативную память
в систему. Не пропустите…
Сколько бывает оперативной памяти? — вопрос не совсем корректный, потому что требуемое количество зависит от многих показателей — имеющихся процессора, материнской платы и других компонентов, составляющих единую целостную систему.
В свете последних обзоров на китайские смартфоны с оперативкой до 6Гб, которая даже сейчас не так часто встречается на современных компьютерах, сам собой встает вопрос о расширении возможностей своей машины.
В этом обзоре мы осветим все нюансы, которые помогут вам правильно выбрать оперативную память для своего компьютера.
Сколько требуется оперативной памяти?
1-2Gb. Необходимый минимум для работы офисных приложений и просмотра страниц в браузере.
4Gb. Бюджетная домашняя версия, позволяющая не только работать в текстовом редакторе и Интернете, но и просматривать фильмы в высоком качестве и заниматься в графическом редакторе.
8Gb. Расширенная конфигурация — поддерживает многие современные игры в базовых настройках, позволяет без особых затруднений работать с видеофайлами, тестировать приложения в процессе программирования и многое другое.
Выше 8Gb. Вариант для мощных ПК и ноутбуков — позволяет запускать все современные игры в высоком качестве. Рядовому пользователю такое количество не требуется.
Как вы видите нет однозначного ответа на вопрос “сколько нужно оперативной памяти?” — все зависит от выбранного вами режима работы.
В случае, если у вас действительно не хватает оперативки — мы расскажем как же правильно выбрать оперативную память.
Если вы все-таки решили увеличить объем оперативки, внимательно рассмотрите показатели вашего компьютера: конфигурацию системы Windows, тип слотов ОЗУ, тактовую частоту процессора и напряжение материнской платы. Эти параметры отображаются в специфической программе CPU Z — все параметры и компоненты системы отобразятся в одном окне.
Главными производителями модулей ОЗУ на данный момент являются несколько компаний-лидеров:
При покупке вы переплатите за имя, но в то же время получите качественный, проверенный продукт без лишних рисков.
На сегодняшний день существуют четыре поколения оперативной памяти. Самые частовстречаемые модули — это DDR2, DDR3,DDR3L и DDR4. Итак, чем отличаются модули ОЗУ?
Самые первые модели оперативной памяти. Характеризовались низкой производительностью (объемом до 512Mb и частотой до 400МHz), большим (2,2 — 2,4В) напряжением. Все еще используются в очень старых моделях компьютеров.
Второе поколение, тоже постепенно уходящее в прошлое. Материнские платы, поддерживающие данный тип планок ОЗУ сняты с производства, как и сами модули. По сравнению с предшественником, данный тип потребляет на порядок меньше энергии (1.8-2.1В), а частота и объем заметно выросли 800-1000МГц и 1-8Гб соответственно. Также увеличилось количество контактов с 184 до 240.
Так выглядит планка DDR2
Наиболее популярен на сегодняшний день модуль памяти DDR3, который используют многие современные машины. Частота модуля ОЗУ достигает 2800МГц, но и количество таймингов в данных типах возросло. Но все же DDR3 отличается более высокой производительностью по сравнению с предшественниками. Так же другой вид этой платформы — DDR3L дает более интересный показатель энергосбережения (1.35В по сравнению с 1.5В в базовой комплектации).
Если вы решили собрать новый компьютер — целесообразно посадить его на более современную платформу со слотами ОЗУ DDR4. С каждым поколением модулей снижается напряжение (у DDR4 этот параметр имеет значения 1.2В, что сказывается на общем энергопотреблении компьютера), растет частота (данная конфигурация имеет максимальную частоту 4200МГц) и скорость передачи данных. Последнее поколение ОЗУ оперирует скоростью до 3200Мбит/с, в то время, как для DDR3 предел — 2133. На данный момент у DDR4 самая быстрая скорость передачи данных и максимальные показатели производительности, в то же время она из-за низкого требования к напряжению практически не греется.
Для сравнения, одной планки DDR4 2133МГц CL 15 достаточно, чтобы заменить две новых одинаковых планки DDR3 частотой 2400МГц при том же объеме передает данные, связанные с процессором.
ОЗУ — оперативно записывающее устройство, предназначенное для сохранения и считывания данных при работе ПК. Модули ОЗУ, различаясь по внешним и внутренним характеристикам, также классифицированы по другим параметрам.
RDIMM — регистровая память. Данная маркировка говорит о том, что между шиной данных и памятью установлены буферные регистры, выполняющие дополнительную функцию контроля целостности данных.
LRDIMM — не буферизированная память. Это модули DIMM со сниженной нагрузкой на шины за счет добавочной микросхемы.
UDIMM — вид, наиболее часто используемый в настольных и портативных компьютерах. В отличие от двух предыдущих, отличается меньшей стабильностью, так как не является не регистровой, ни буферизированной. Впрочем, в масштабах одного ПК это обстоятельство не играет особой роли.
SODIMM — компактный вариант, использующийся в ноутбуках и некоторых видах оргтехники. Принципиальным отличием является форм-фактор. Длина планки SODIM всего 67.6 мм, в то время как остальные конфигурации имеют размер 133.35 мм.
Напряжение оперативной памяти — это параметр, который характеризует потребность ОЗУ в электроэнергии для нормальной, стабильной работы.
Многие продвинутые пользователи вручную, в BIOS меняют напряжение, подающееся с материнской платы, с целью увеличить производительность. Без знания некоторых аспектов данный прием выполнять не рекомендуется — вы рискуете сжечь модуль, ничего при этом не добившись. Без знаний BIOS лучше не трогать — напряжение выставится при установке соответствующих драйверов. В случае, если вы сомневаетесь — посетите сайт производителя и получите параметры и рекомендации на ваш тип устройства.
Частота оперативной памяти — показатель, от величины которого напрямую зависит скорость передачи данных. Важно отметить, что частота работы планки ОЗУ должна совпадать или быть меньше тактовой частоты материнской платы. В противном случае вы будете наблюдать печальный результат — система будет давать сбой. Так же, оптимизированной работе компьютера способствует идеальное совпадение скорости передачи данных между процессором и планкой ОЗУ.
Главным фактором при выборе ОЗУ является частота, но не стоит гнаться за цифрами. Тактовая частота планки не должна превышать частоту процессора. Главной ошибкой пользователей является то, что очень часто в погоне за герцами они напрочь игнорируют данный параметр. В итоге эта ерунда грозит не только плохим настроением, но и порче всей системе в целом.
Объем оперативной памяти — характеристика, показывающая количество данных, которые способен удержать в себе модуль. При выборе этого показателя стоит ориентироваться на род деятельности, которую вы осуществляете за компьютером.
Надеюсь, данная статья была полезна и вы разобрались, стоит ли апгрейдить оперативную память и как это правильно сделать.
На сегодняшний день стоит наиболее остро. Практически все пользователи отказываются от 32 битных операционных систем, при этом абсолютно не понимают - зачем им нужны 64 битные операционные системы. Как правило, ответ стандартный: "Процессор у меня 64-х битный, поэтому операционная система 64-х битная". Благо развитие 64-битных операционных систем и приложений привело к тому, что мы практически не замечаем в какой среде работаем, если только не становится необходимым подключить к компьютеру какой-нибудь старый принтер, сканер, производитель которого не удосужился выпустить 64-х битный драйвер.
История развития требований к объему оперативной памяти в персональном компьютере такова, что в 1981 году Билл Гейтс заявил, что на все про все хватает 640 килобайт оперативной памяти компьютера. Действительно, достаточно вспомнить времена господства операционной системы DOS, в частности, MS-DOS, когда 4-х мегабайт оперативной памяти было достаточно, а 8-12 мегабайт хватало для запуска практически любого игрового приложения. При этом следует понимать, что само ядро DOS является 16-битным и для использования всех 4-х или 8-12 мегабайт оперативной памяти было необходимо обеспечить загрузку специальных драйверов DPMI (DOS Protected Mode Interface), которые позволяли для 32-х битных приложений использовать весь объем оперативной памяти.
Появление первых версий Windows от Майкрософт - оболочки Windows для рабочих групп, полноценных операционных систем Windows 95, Windows 98, Windows Vista, Windows XP не предвещало выхода за пределы 32-х битного стандарта. Казалось, что трех гигабайт оперативной памяти - будет вполне достаточно для домашнего использования. Но программное обеспечение развивалось, предъявляло все большие требования к объему оперативной памяти и компания AMD начала интегрировать 64-х битные инструкции, контроллеры оперативной памяти в свои процессоры AMD Athlon 64 XP - лучших процессоров своего времени.
Картинка кликабельна --
Ранее шла бурная дискуссия - какое приложение работает быстрее - 32-х битное или 64-х битное. Опыт показал, что если у вас менее или ровно 3 гигабайта оперативной памяти - смысла от перехода на 64-х битную систему практически нет - в каких-то приложениях будет заметен незначительный рост, а в каких-то незначительное падение. Полная совместимость 64-х битных операционных систем с 32-х битными не накладывает жестких ограничений на производителей программного обеспечения, поэтому они стараются создавать 32-х битные приложения, а если приложение активно использует оперативную память, то 64-х битную.
Картинка кликабельна --
Благо компания Майкрософт поняла свои ошибки и создала совершенно новую операционную систему - Windows 7. В данном случае версии операционных систем Windows 7 Ultimate 32-х бит и 64-х бит поддерживают по 4 гигабайта и 192 гигабайта оперативной памяти, то есть весь допустимый объем в рамках форматов двоичного исчисления. Урезанные версии Windows 7 поддерживают меньшие объемы памяти. К примеру, устанавливаемая на нетбуки и часть ноутбуков Windows 7 Starter x32 поддерживает всего 2 гигабайта памяти, а версии Windows 7 Home Basic x64 и Windows 7 Home Premium x64 по 8 и 16 гигабайт соответственно. Естественно, все данные ограничения созданы Майкрософт искусственно, для того чтоб из одного продукта сделать разные операционные системы как по функциональности, так и по стоимости.
Картинка кликабельна --
Для домашних пользователей мы рекомендуем в зависимости от ограниченности бюджета присматриваться к планкам по 4 и 8 гигабайт памяти DDR3. Если ваш бюджет ограничен - приобретайте планки по 4 гигабайта, если бюджет позволяет - то планки по 8 гигабайт. При этом следует помнить правила, которые мы описывали в предыдущих наших материалах.
Главное для нового компьютера приобретать одинаковые планки памяти, а их количество должно соответствовать канальности контроллера памяти процессора. Большинство современных процессоров имеют двухканальные контроллеры памяти. Поэтому покупка двух планок по 4 гигабайта позволит вам получить 8 гигабайт итоговой памяти, которой хватит для современных игр на компьютере с одним монитором. А если вы приобретете две планки по 8 гигабайт - то получите итоговые 16, которых хватит для компьютера с несколькими мониторами.
Заключение
В любом случае определяясь с объемом оперативной памяти, мы рекомендуем не забывать о сбалансированности персонального компьютера. Собирая игровой компьютер для дома с 16 гигабайтами памяти и слабой видеокартой - вы получите аналогичную производительность, что и с 4 гигабайтами оперативной памяти. Для офисного компьютера мы рекомендуем не экономить на копеечной памяти, так как интенсивный обмен данными, работа в Интернете - приводит к массивному использованию оперативной памяти за счет кэширования, - тут дополнительные 1-2 гигабайта памяти смогут значительно сократить интенсивность использования жесткого диска для выгрузки данных в файл подкачки.
Здравствуйте друзья, сегодня я хочу рассказать о том, как узнать максимальный объем оперативной памяти компьютера или ноутбука. Итак, узнать это довольно просто, первое, что вы можете сделать — зайти на официальный сайт материнской платы, установленной на вашем компьютере, скорее всего, вы найдете нужную информацию. Если же у вас ноутбук, тот тут сложнее, так как, обычно пишут уже установленный объем оперативной памяти, о максимальном объеме не слова.
В любом случае, вы сможете скачать утилиту под названием AIDA64, которая расскажет о вашем компьютере практически все: типы памяти,какой , и многое другое. Если программа не помогла, то стоит написать на сайте производителя вашего ноутбука.
Итак, информацию, например, о материнской плате вы сможете посмотреть на официальном сайте. Тут я в подробности вдаваться не буду.
Процессор на ноутбуке у меня Intel Core i5-4200U , захожу на официальный сайт и смотрю максимальный объем оперативной памяти, который я могу поставить.
Если вы не смогли найти информацию по ноутбуку на официальных сайтах или вообще в интернете, то воспользуемся программой AIDA64.
Скачать программку можно с официального сайта , пробный период у нее 30 дней, но этого нам хватит более чем. Выбираем версию Extreme и нажимаем Download .
А потом еще раз жмем.
Извлекаем куда-нибудь программу и устанавливаем, потом запускаем.
Как видим программа успешно запустилась. Переходим во вкладку “Системная плата” .
Потом “Чипсет” .
Что мы видим? А видим мы свойства северного моста, где хранится информация по памяти, как видим, максимальный объем оперативной памяти у нас 16 Гб.
Ниже вы можете увидеть количество уже установленной памяти.