При всем при этом, нам приходится признать, что конкурентов у этой модели совсем немного. Так уж сложилось, но Windows Mobile коммуникаторы всегда стоили достаточно дорого и найти доступную по цене модель, которая могла бы удовлетворить все запросы потребителя, было достаточно проблематично. А если же вы хотели подыскать себе бюджетного мобильного помощника среди производителей первого эшелона, то через некоторое время могли и вовсе отказаться от поисков. Но, теперь ситуация выглядит по-другому. Ведущие мировые производители осознали факт того, что без проникновение в бюджетный сектор каши не сваришь.
Результаты откровенно порадовали. Кроме того, они практически сравнимы с показателями ASUS P320, разве что последний значительно вырывается вперед в тесте на чтение книги. Но, тем не менее, опередить коммуникатор ASUS наш сегодняшний обозреваемый не смог ни в одном тесте, так что P320 по этому показателю пока что в не конкуренции.
Встроенное ПО
HTC Touch Viva работает под управлением операционной системы Windows Mobile 6.1. Описывать стандартное ПО Win Mobile 6.1 мы не станем, а вот дополнительное программное обеспечение, которое заботливо предустановил разработчик, мы с удовольствием рассмотрим.
Начнем с того, что главной фишкой HTC Touch Viva является надстройка над стандартным интерфейсом Windows. Называется она TouchFLO 2D и отличается от предыдущих версий оболочек коммуникаторов HTC серии Touch.
Собственно, ничего особенного в ней нет, но она здорово помогает в управлении коммуникатором и ориентирована на пользователей, которые не желают вникать в дебри Windows.
TouchFLO загружается в память коммуникатора после его включения и заменяет собой главный экран Today. Теперь дисплей HTC Touch Viva разбит на несколько зон. В верхней части находится информационное поле, которое меняет свое содержание в зависимости от отображаемого контента.
Нижняя часть есть не что иное, как вкладки, выбирая которые мы можем переключать окна с информацией о погоде, новостях, записях календаря, музыкой и т.д.
Интерфейс очень удобен. Например, крайне приятным в использовании нам показался список сообщений SMS и электронной почты – послания отображаются одним списком, который можно просто листать сверху в низ. Дополнительные надстройки есть и для музыки, а также фото и видео материалов. Таким образом доступ к наиболее часто используемой и важной информации осуществляется прямо с рабочего стола. Здесь же собраны главные настройки, касающиеся синхронизации данных, звуковых профилей, коммуникационных интерфейсов.
Есть и отдельная вкладка, на которую выведены ярлыки программ, установленных в коммуникаторе. Таким образом, для управления устройства вам даже нет необходимости заглядывать в меню Пуск. Это очень удобно.
Кроме обычной клавиатуры, присутствуют дополнительные методы ввода – компактная QWERTY клавиатура, обычная QWERTY клавиатура и клавиатура, имитирующая клавиши мобильного телефона. Вы можете использовать один из этих методов ввода по своему усмотрению и следованию привычке. Для каждой клавиатуры доступны настройки Т9.
Теперь рассмотрим дополнительные утилиты.
Adobe Reader . Широко известная утилита для просмотра PDF документов.
Bluetooth проводник . При помощи этой программы вы можете легко оперировать файлами при работе с другим устройством по каналу Bluetooth.
Google Maps . Утилита представляет большой интерес. С ее помощью вы можете загружать карту города из сети Интернет. При этом есть два варианта ее отображения – в виде обычной карты или же привычной для пользователей программы фотографии со спутника. Конечно же, данные загружаются не сразу, а последовательно. Так, при увеличении масштаба или перемещении по карте соответствующая порция информации подгружается из Сети. Возможности утилиты достаточно обширны. Например, вы можете включить GPS-приемник и использовать Google Map в качестве навигационного ПО. Только в этом случае тариф за GPRS соединение, по которому будет скачиваться карта, вряд ли вам понравится.
Java . Приложение для запуска Java мидлетов.
Opera 9.5 . Мобильная версия знаменитого Интернет браузера Opera. Позволяет с комфортом осуществлять серфинг по Всемирной паутине.
YouTube . Утилита предназначена для просмотра роликов с известного сервиса YouTube.
ZIP . Встроенный архиватор со своим файловым менеджером. Довольно удобен в использовании.
Аудио-менеджер . Встроенный музыкальный проигрыватель. Имеется сортировка композиций по исполнителю, альбому, жанру, композитору. Можно создавать свои списки воспроизведения.
Диктофон . Альтернативный и удобный диктофон.
Вывод
Коммуникатор HTC Touch Viva является очень сбалансированным решением и обладает функционалом, которым могут похвастаться гораздо более дорогие решения… или же ASUS P320, который отлично справляется с ролью конкурента нашего сегодняшнего героя. Зато HTC Touch Viva немного производительнее и обладает превосходной оболочкой, делающей управление коммуникатором очень легким. Таким, что большинство пользователей даже не станет входить в меню Пуск. Время автономной работы лишь немногим отстает от показателей ASUS, а значит его можно считать если не превосходным, то отличным. Конечно, у Viva нет GPS и мы не будем делать из этого плюс. А вот то, что у P320 объем оперативной памяти в два раза меньше, нас не очень понравилось. HTC в этом плане выглядит лучше. Кроме того, перед нами находится надежное устройство, выпущенное под брендом HTC, и обладающее очень вкусной ценой, а это очень сильный козырь. В общем, этого малыша мы крайне настоятельно рекомендуем к рассмотрению в качестве покупки, если ASUS P320 пришелся вам не по вкусу. Цены у них практически одинаковые, да и возможности схожи, в чем вы и смогли убедиться после прочтения этих материалов.
Один из авторов нашего американского офиса канадец Алекс Дэвис (Alex Davies) делится своими личными эмоциональными впечатлениями от работы со шлемом виртуальной реальности, который он считает одним из лучших идеологических воплощений.
Недавно мне удалось испытать на себе шлем виртуальной реальности HTC Vive от HTC и Valve. Я плакал. Улыбался. Смеялся. Это было одним из самых удивительных событий в моей жизни. В Барселоне на выставке Mobile World Congress я тоже был в первый раз, и, хотя это, безусловно, удивительный город, к сожалению (или нет) в моей памяти за эту неделю, остались только впечатления от виртуальной реальности. Настолько они оказались сильны.
До HTC Vive
я никогда не испытывал ощущения истинной виртуальной реальности. У меня есть опыт работы со шлемом Gear VR, но полного погружения он не дает. У меня также была возможность опробовать Oculus Rift DK1, Dk2 и Crescent Bay, но в связи с некоторыми обстоятельствами и нежеланием портить свои впечатления от работы с достаточно сырым продуктом, я от нее отказался.
Если Gear VR не давал полного погружения в виртуальную реальность, то HTC Vive окунул в нее с головой. Естественно во время ознакомления меня интересовали не только ощущения, но и технологии, которые применяются в этом устройстве.
Для демонстрации возможностей шлема меня проводили в специальную комнату, где располагалось оборудование и обстановка, необходимая для использования HTC Vive
. Фотокамеры в этом помещении использовать запрещалось, единственное, что можно было фотографировать, это сам шлем, который вы собственно и видите на фотографиях.
Шлем-гарнитура подключается к игровому ПК. По словам представителей, в нем установлена только одна видеокарта, какая именно не уточнялось, но, скорее всего, GTX980 или R9 290X. К сожалению, одним из недостатков прототипа HTC Vive
является большое количество проводов, подключаемых к ПК. На фотографии ниже видно, что прототип HTC Vive
подключается через HDMI, USB 2.0 и USB 3.0. Мне сказали, что будущие версии HTC Vive
будут подключаться посредством одного кабеля, но мы не уверены, относится это к версии для разработчиков или только к полноценной розничной версии. Чтобы не запутаться в проводах, я надел специальный ремень на талию. Во время демонстрации провода несколько раз оказывались у меня на пути, но сотрудник, запускавший демонстрацию, убирал их с дороги.
Кроме шлема HTC Vive в противоположных углах комнаты были установлены две базы с лазерными "маяками". Как и другие компоненты, эти "маяки" являются прототипами, и к моменту появления розничной версии HTC Vive они должны уменьшиться в размерах. Для отслеживания положения пользователя в помещении эти станции следят за 25-ю датчикам на шлеме. Кроме того в шлем интегрированы другие датчики, например акселерометры, которые предоставляют дополнительные данные о позиционировании и движениях пользователя.
Особое внимание на стенде HTC Vive уделялось контроллерам SteamVR. В отличие от Oculus Rift, который не предлагает специальных элементов управления, контролеры для HTC Vive являются неотъемлемой частью и важным инструментом для погружения в виртуальную реальность. Они напоминают контроллеры Nintendo Wii, но сверху у них имеются блоки с массивами датчиков, которые отслеживаются с помощью тех же лазерных "маяков", высчитывающих положение самой гарнитуры. Контроллеры, которые я использовал во время демонстрации, являлись довольно грубыми прототипами того, что было показано на GDC (к сожалению, мы их не сфотографировали).
Контроллеры оснащаются нажимным круглым трекпадом под большим пальцем, триггером для указательного пальца и кнопками по обе стороны рукояток. Эти кнопки активируются сжатием, хотя в моем демонстрационном сеансе мне их использовать не пришлось. Контроллеры обеспечивают тонкую тактильную обратную связь. В них используются передовые технологии обратной связи геймпада Steam Controller – моторчики, которые могут имитировать различные направленные усилия, а не только вибрировать. Как уже упоминалось выше, они подключаются проводами к шлему, который затем подключается проводами к ПК. Но представители на выставке сказали, что финальная версия HTC Vive
будет иметь беспроводные контроллеры.
Станции следят за датчиками на гарнитуре и контроллерах и определяют не только положение головы в пространстве, но и положение ваших рук и тела. Вы можете свободно передвигаться по помещению. Valve и HTC называют это "виртуальной реальностью на 360 градусов". Демонстрация на выставке ограничивалась помещением 4,5 на 4,5 метров. На первый взгляд это немного, но в мире виртуальной реальности пространство кажется огромным.
После выставки MWC, Valve пояснила, что HTC Vive не ограничивается размерами 4,5 х 4,5 м, напротив, система гибкая и ее можно настроить под помещения разной площади.
Когда вы находитесь в виртуальном пространстве, HTC Vive
показывает края физической игровой области, так что вы не врежетесь в стену, когда будете ходить по комнате. Это делается с помощью наложения светящейся сетки, очерчивающей границы области. Она ненавязчиво напоминает вам об ограничениях, но не мешает погружению в виртуальный мир.
Сама гарнитура напоминает маску для плавания с тремя растягивающимися ремнями. Поскольку из других VR-гарнитур я ранее работал только Gear VR, судить об уровне удобства и сравнивать HTC Vive его с другими решениями я не могу. Тем не менее, никакого дискомфорта во время использования не ощущалось. Шлем показался довольно легким, и я быстро к нему привык.
В шлеме на изображение вы смотрите через две линзы Френеля
, которые имеют большую светосилу и короткое фокусное расстояние, а места занимают намного меньше, чем традиционные линзы. Это важно для достижения максимально возможной компактности гарнитуры. На лицевой стороне шлема есть два элемента, похожих на камеры. На демонстрации нам сказали, что потенциально они могут добавлять элементы реального мира в мир виртуальный. Этот эффект должен усилить чувство погружения.
Демонстрационный комплект завершают накладные наушники. Это не интегрированный компонент, а стандартные наушники, которые подключаются в гнездо для наушников на шлеме HTC Vive . Пока у нас нет информации о том, будут ли наушники в финальной версии шлема интегрированными. Также пока ничего не известно о поддержке объемного направленного звучания.
В HTC Vive установлены два экрана (по одному экрану с разрешением 1080 х 1200 пикселей на каждый глаз, совокупное разрешение 2160 х 1200 точек) с частотой обновления 90 Гц. Это означает, что ПК должен поддерживать постоянную частоту 90 кадров в секунду. Хотя последний фактор от HTC Vive не зависит, можете быть уверены, что минимальные аппаратные требования, рекомендованные Valve и HTC для поддержки такой частоты кадров во всех играх SteamVR, будут достаточно высокими.
Хотя Valve и HTC не раскрывают информацию о поле зрения в шлеме HTC Vive
, по моему мнению, в горизонтальном плане оно эквивалентно Oculus Rift и Sony Morpheus. Тем не менее, явным отличием HTC Vive
от других решений является растягивание экрана по вертикали, а не по горизонтали, то есть портретная ориентация дисплея.
Впервые надев HTC Vive , был заметен эффект "обзора через окно", и я боялся, что он повлияет на мои ощущения от шлема. Но как только началась демонстрация, другие преимущества HTC Vive , такие как отслеживание положения рук и тела полностью перекрыли отсутствие периферического зрения и проблемы с разрешением. Ощущение присутствия и уровень погружения в шлеме HTC Vive настолько велики, что они затмевают любые технические недостатки, присущие прототипу.
Заявление Гейба Нюэла о том, что в шлеме HTC Vive укачивать никого не будет, скорее всего, оправданы. Благодаря частоте обновления 90 Гц и невероятно точному отслеживанию движений, я абсолютно не чувствовал тошноты во время демонстрации, хотя я из тех людей, которых часто укачивает в реальной жизни.
И пусть VR-гарнитура уже обладает довольно хорошими техническими характеристиками, до выпуска финальной потребительской версии у HTC и Valve еще есть время на усовершенствование аппаратной составляющей HTC Vive . Иными словами, есть шанс, что мы увидим улучшенные характеристики, например, более высокое разрешение экрана и увеличенное поле зрения.
Перейдем к тому, что вы больше всего хотите услышать: описание самих демонстраций виртуальной реальности, которые я испытал на себе. Всего было семь демонстраций (если считать короткие обучающие отрывки), но я расскажу только о четырех самых впечатляющих.
Перед полным погружением в виртуальный мир с помощью HTC Vive , было несколько коротких обучающих уроков. С их помощью я сориентировался, как использовать контроллеры SteamVR и как передвигаться в помещении размером 4,5 х 4,5 метров. Следует отметить, что графически ваши руки представлены в виртуальном пространстве, либо как вариации манипуляторов, либо как настоящие руки (в одной из демонстраций).
Самое удивительное, что обучение управлению в HTC Vive проходит очень быстро, по крайней мере, для меня. Я акклиматизировался всего за несколько секунд и быстро понял, как взаимодействовать с предметами и перемещаться в пространстве. Также быстро я сориентировался с ограничениями помещения. Любое движение рук и тела точно передавалось в виртуальное пространство и казалось вполне естественным, несмотря на все участвующие в процессе технологии. Это говорит о том, насколько хорошо в HTC Vive подобраны разнообразные компоненты.
В этой демонстрации вы оказываетесь на палубе затонувшего корабля. Сначала возникает диссонанс по отношению к тому, как можно дышать, находясь под водой. Хотя это ощущение постепенно рассеивается, видимое отображение комплекта снаряжения для подводного плавания добавило бы реализма. Ваш внешний вид при использовании HTC Vive
итак подстать ему, так почему бы не добавить некоторые звуковые и визуальные эффекты для усиления иллюзии?
Несмотря на это, вы все равно оказываетесь во внушающем трепет виртуальном подводном мире. Мимо вас плавают рыбы. Тех, что поменьше, можно потрогать рукой, отчего они быстро расплываются в разные стороны. Реалистичность изображения в этой демонстрации (TheBluVR: Encounter VR demo от WEVR) на очень высоком уровне, почти фотографическом (посмотрите на скриншот ниже).
Есть возможность передвигаться по палубе, размеры которой ограничены размерами помещения (в моем случае 4,5 х 4,5 м), но каких-либо ограничений в пространстве не чувствуется. Доступная для движения область в контексте этой демонстрации имеет логику. Я подошел к перилам судна и посмотрел вниз, в глубину и увидел на дне разбившийся самолет. Затем я повернулся и пошел обратно по палубе, пока не достиг какого-то сломанного механизма, который блокировал путь дальше, это и был край игрового пространства.
Посмотрев вниз, я не обнаружил своих ног (или ласт). Этот факт вызвал чувство недоверия к происходящему. Но чтобы точно показать ваше тело, когда вы смотрите вниз, HTC Vive
придется каким-то образом отслеживать ваши ноги, чтобы они появились в цифровом пространстве именно там, где они есть на самом деле. Возможно, камера на передней панели HTC Vive
может помочь добиться данного эффекта.
Был момент, когда представитель HTC посоветовал мне обернуться, чтобы не пропустить изюминку данной демонстрации. Я обернулся и вдруг обнаружил огромного кита, проплывающего очень близко. Пока он плыл мимо меня, я не мог оторваться от его большого, реалистичного глаза. Именно в этот момент я полностью поверил в происходящее. Честно говоря, казалось, будто я смотрел на живое существо, смотрящее прямо на меня, и было немного страшновато.
Когда кит проплывал мимо один из его плавников прошел прямо над моей головой, и я инстинктивно пригнулся. А когда он уже почти уплыл, на прощание он махнул своим гигантским хвостом, что заставило меня отпрыгнуть назад. Самое интересное, что именно этот момент заставил меня смеяться от радости и восхищения. К концу демонстрации я уже полностью поверил в реальность этого действа. Но это была лишь малая часть того, что мне предстояло увидеть.
Одни из лучших идей в VR, но не лучшее исполнение
.
Месяц назад я протестировал гарнитуру виртуальной реальности HTC Vive Pre. Pre был комплектом для разработки, созданным игровым гигантом Valve и производителем смартфонов HTC, и это был один из самых захватывающих новых девайсов, о которых я имел удовольствие писать - устройство, предлагающее полноценную виртуальную реальность, а не просто гарнитуру.
Гарнитура на фото выше не Vive Pre. На сегодняшний день это последняя версия Vive предназначенная для продажи, хотя она выглядит почти идентично. Все изменения внутри. Pre был явно незавершенным устройством, которое никогда бы не поступило в продажу, в комплекте с программными сбоями и полу готовыми играми. HTC Vive - это настоящий готовый продукт, купить который вы можете прямо сейчас выйдя в интернете, заплатив 800 долларов. Он вышел через неделю после Oculus Rift, конкурирующей гарнитуры безупречно вылизанную в плане готовности к выпуску, но с ограниченными возможностями. Таким образом, ожидания от Vive высоки - и гарнитура оправдывает и не оправдывает их одновременно.
Поскольку первый прототип был анонсирован ещё в начале 2015 года, Vive сразу четко позиционировался полноценной системой виртуальной реальности, а не просто гарнитурой. Помимо тяжелых черных очков, система включает в себя пару беспроводных контроллеров движения в форме подстаканников на палочках и две сигнальные башни «маяка», которые размещаются в противоположных углах комнаты, использующие лазерные датчики для отслеживания движения. HTC Vive вырос из прототипа Valve, и, хотя пульты не очень похожи на игровое оборудование, они разработаны как сдержанная, разделенная на 2 части версия более традиционного Steam Controller. Каждый из них имеет спусковой крючок спереди, пару боковых кнопок, которые вы можете нажимать и зажимать, две верхние кнопки и гладкий трекпад.
Первоначально трекпад Steam Controller предназначался для того, чтобы дать игрокам точность компьютерной мыши на консольном контроллере, но на контроллерах Vive его можно было легко заменить обычной крестовиной (d-pad) в большинстве случаев, с которыми я сталкивался. Лучшим аргументом в пользу трекпада является эстетика: он поднимает дизайн контроллера Vive от фантастического Wii Remote до чего-то действительно футуристического. Каждый трекпад представляет из себя красивый маленький шар, который выглядит как киберпанковских чип или футлярчик дорогих теней для век. И добавление элемента интерфейса, чуждый почти всем, является отличным сигналом того, что Vive предназначен не только для людей, которые имеет свои представления как должен выглядеть контроллер.
К сожалению, «красивый» - это не слово, которое я бы применил к любому другому элементу гарнитуры. Все, что я сказал о Pre, по-прежнему верно и для Vive: это большая, почти военная маска, которая оттягивает ваше лицо вниз под своим весом, хотя и можно хорошенько закрепить её толстыми ремешками. Те же самые мелкие проблемы все еще остались, например, маска для лица сильно впитывает пот во время физически активных игр. Это не самая серьезная проблема, но представители Valve и разработчики игр в GDC отчетливо знают об этом, и было бы здорово увидеть, что это было исправлено в финальном Vive, который поступил в продажу.
Технологически HTC Vive имеет такое же разрешение как у Oculus Rift - 1080 x 1200 пикселей на глаз. Поле зрения кажется немного более округлым, чем у Rift, но это едва заметно. Чисто по уровню качества изображения обе гарнитуры являются лидерами в VR. Но Rift показал всем, что гарнитура виртуальной реальность может быть как удобной, так и немного стильной, в то время как значительно более тяжелый Vive остается тем, что вы, возможно, ожидаете увидеть на учебном курсе летчика-истребителя или аркады 90-х годов. Хотя я не испытывал серьёзных проблем с гарнитурой и контроллерами при стресс-тестировании - они прекрасно пережили несколько падений на пол и пару ударов о стену. И если для очистки или протирания Oculus Rift необходимо быть предельно осторожными, то у меня не было бы никаких проблем с использованием распылительной бутылки и тряпки для Vive.
Это большая, почти военная маска, которая тянет ваше лицо вниз своим весом.
Независимо от того, чем вы занимаетесь, ваша комната будет выглядеть так, как будто ее контролируют камеры безопасностиПростейшим решением установки является использование пары настенных креплений, входящих в комплект поставки Vive. Но если вы не можете просверлить стену или хотите часто перемещать свой Vive, пригодятся очень высокие подсвечники с винтами со штативом на 1/4 дюйма. Независимо от того, что вы делаете, ваша комната будет выглядеть так, как будто ее контролируют камеры безопасности. Хотя вы можете успокоить гостей, что за ними не наблюдают, а всего лишь снимают с помощью крошечных лазеров:) В любом случае, чтобы всё работало вы должны не допускать посторонних в зону работы башень. Так как мне не удавалось контролировать это постоянно, то сбои в работе случались каждый раз, когда кто-то ходил между мной и башней, нарушая способности отслеживания Vive, иногда полностью "выключая" виртуальную реальность на секунду. Башни Vive могут покрыть максимальную площадь 4,5 на 4,5 метра. В принципе, я мог без проблем играть каждый раз, но всё зависит от игры. Программное обеспечение, идущее в комплекте с Vive, достаточно хорошо поможет вам провести калибровку - есть пошаговый процесс, который включает в себя трассировку вашего пространства вокруг с помощью контроллера для объемного VR и просто ориентирование гарнитуры в предпочтительном для вас направлении. К сожалению, инструмент иногда зависал или заставлял меня пропускать шаги, что приводило к таким вещам, как застревание под полом во время моего обучения, связанного с Portal-подобной игрой. И система также не абсолютна надежна - я иногда получал ошибки отслеживания или проблемы синхронизации маяков по неясным причинам, но обычно они длились недолго.
SteamVR - это Linux из мира виртуальной реальности - мощная система, которая предлагает большую свободу жертвуя удобством использования
Лучший способ подумать о владельцах Vive может заключаться в том, чтобы предоставлять им ранний доступ к играм в Steam.Чем больше времени требуется разработчикам чтобы отполировать игры до блеска, тем меньше становится преимущество Vive над Oculus Rift. Владельцы Rift уже могут покупать игры через Steam, и если Oculus пообещает выпустить Touch-контроллеры в конце этого года, разработчикам будет разумнее включить поддержку обеих систем, поскольку HTC и Valve отказались от эксклюзивов. Одна камера Rift уже отслеживает пару метров площади, а настройка с двумя камерами Touch сможет поддерживать большинство игр Vive, которые я пробовал. Мы не знаем, сколько будет стоить Touch Controllers, но вряд ли они сделают общую стоимость Rift больше 800 долларов, чем общая стоимость HTC Vive. Для большинства людей самые большие различия между Rift и Vive могут в конечном итоге просто заключаться в эстетике, эргономике и личных пристрастиях. В конце концов, есть отличный аргумент в пользу того, что идеальные клиенты Vive не являются ни производителями игр, ни игроками. Виртуальная реальность имеет долгую историю и успешное применение в таких областях, как архитектура, промышленный дизайн и военная подготовка. А прочный, без излишеств Vive может заменить старые решения, такие как комнаты CAVE за намного меньшую стоимость. Oculus явно сделал ставку на фильмы и игры VR, но Valve и HTC более осмотрительны - они не создали развлекательную экосистему, они просто появились с VR-очками и контроллерами и позволили людям делать что угодно с ними. Пока, по крайней мере, этого оказалось достаточно.
Можно сказать, что Vive для гиков и искушённых, Oculus Rift для ленивых
Технологии виртуальной реальности только начали развиваться, но в гонке за право стать лучшим VR-устройством уже успели определиться лидеры. Один из них - это HTC Vive, совместный проект тайваньского производителя смартфонов HTC и американской компании Valve, известной по игровой платформе Steam.
Виртуальная реальность - вещь серьезная, так что в коробке с шлемом Vive целый арсенал проводов и аксессуаров. Все они нужные, и с ними придется смириться ради того, чтобы попасть в виртуальный мир.
Два самых важных дополнительных устройства - это станции позиционирования Lighthouse. В этих маленьких коробочках заключается основное отличие шлема Vive от конкурирующих с ним Oculus Rift и PlayStation VR: они помогают точно отслеживать движения пользователя. В шлеме Vive можно свободно перемещаться по обычной и виртуальной реальности одновременно.
Станции работают предельно просто. Внутри каждой из них находится массив из инфракрасных светодиодов, мигающих 60 раз в секунду. Датчики на шлеме и контроллерах засекают эти вспышки, а система считает время между сигналами. На основе этих данных Vive точно отслеживает положение и перемещения пользователя.
Пара черных аксессуаров, напоминающих джойстик Wii Remote с большим кольцом сверху - это беспроводные контроллеры для Vive . На кольцах есть небольшие углубления, за которыми спрятаны фотодатчики.
Шлем HTC Vive выглядит весьма футуристично и элегантно. Черная глянцевая поверхность испещрена гладкими «кратерами» фотодачиков, что придает девайсу немного инопланетный вид.
Из задней части шлема выходит массивный шнур, через который устройство подключается к компьютеру и получает питание. Увы, он напоминает неуклюжую толстую пуповину и несколько портит впечатление.
Для работы с Vive нужен мощный компьютер. Производитель рекомендует процессор intel Core i5-4590 или AMD FX 8350 (и лучше) и 4 Гб оперативной памяти. Поддерживаются операционные системы семейства Windows от 7 и старше.
Критически важна хорошая графическая карта. Можно использовать GeForce GTX 1060 или AMD Radeon RX 480, оптимальные результаты выдают карты GTX 1070/80. А вот GTX 1050 Ti с виртуальной реальностью не справится, так что сэкономить не получится.
Тестовые утилиты HTC и Valve позволяют проверить компьютер или ноутбук на совместимость с Vive. Как я выяснил на собственном горьком опыте, метод не является панацеей от проблем, но позволяет отсеять «слабых» кандидатов.
Если следовать инструкции, шлем подключается быстро, а вся система целиком с проводами и коммутатором собирается не сложнее конструктора Lego. Самый технически сложный момент - размещение базовых станций. Lighthouse монтируются под углом 30 – 45° к стене и должны располагаться примерно на полторы головы выше роста игрока. Расстояние между двумя станциями не должно превышать пять метров по прямой, иначе между ними возникнут «мертвые зоны».
Идущие из шлема провода втыкаются в коммутатор, а сам он присоединяется к компьютеру. Это уменьшает шансы случайно сбросить ноутбук или опрокинуть системный блок.
Заключительный момент - установка программного обеспечения. Понадобятся актуальные драйвера видеокарты, платформы Steam и SteamVR, а также соответствующий бесплатный аккаунт.
Весь процесс по силам любому, кто когда-либо подключал новое компьютерное «железо». Решения популярных проблем и подробная инструкция доступны на сайте поддержки Steam, но только на английском языке.
Шлем Vive сравнительно легок - всего 450 г. Устройство закрепляется на голове регулируемыми ремешками, вес распределяется равномерно и почти не чувствуется. Поролоновые вставки с накладкой для носа хорошо изолируют лицо от жестких частей. Если крепления затянуты как следует, красных отметин на лице остаться не должно.
Тем не менее, потеть лицо под шлемом, скорее всего, будет. Проблема особенно актуальна для жарких помещений и активных VR-игр. Кабель служит еще одним поводом для беспокойства, так как у неопытного пользователя он путается в ногах.
Компания TPCast успела разработать беспроводной модуль для Vive , а энтузиасты виртуальной реальности придумали более дешевое решение проблемы: кронштейны для коммутатора. Их печатают на 3D-принтере (модели доступны на thingiverse.com), а затем монтируют на стену или потолок, тем самым частично убирая провода с пола. Мне удалось обойтись без подобных излишеств.
В передней части Vive находится фронтальная камера: если ее включить, шлем будет транслировать происходящее в обычной, невиртуальной реальности. Так устройство не придется снимать, чтобы попить воды или погладить питомца, соскучившегося по затерявшемуся в виртуальности хозяину.
Беспроводные контроллеры для Vive удобно лежат в руке, пальцы быстро находят кнопки - особенно большой и круглый трекпад. Даже те, кто не любит джойстики и геймпады, смогут быстро и легко адаптироваться к контроллерам Vive. Левшам тоже не надо беспокоиться: аксессуары абсолютно симметричны.
Картинка выводится на встроенные в Vive два OLED-дисплея разрешением 1080×1200 каждый, что в итоге дает нам честные 2K. Перед каждым дисплеем размещено по линзе Френеля. Угол обзора составляет 110°, частота обновления - 90 Гц.
Систему виртуальной реальности HTC Vive я приобрел 2,5 месяца назад, поэтому успел её протестировать при повседневном использовании, когда проходил первоначальная эйфория от покупки и можно объективней оценить достоинства и недостатки.
На данный момент основная конкуренция идет между устройством Oculus Rift и HTC Vive. Я выбрал последний, т. к., в отличии от Окулуса, Vive позволяет использовать шлем не только сидя, но и стоя, передвигаясь по игровой зоне у себя дома. И по отзывам у его гораздо лучше реализовано отслеживание позиционирования (и у меня действительно никаких нареканий к тому, насколько точно совпадает положение моей головы и рук в реальности в в виртуальности). Не последнюю роль сыграло и то, что HTC Vive можно купить в России официально, а при покупке в Онлайнтрейд доставка до моего города и квартиры обошлась мне совсем недорого, по сравнению с официальным сайтом.
Немного спецификаций :
Все это пришло в коробке 58×38×26 весом 6,5 кг. Упаковано все отлично, много защитного поролона, свободных пространств внутри коробки нет. К сожалению, обзор я решил написать недавно, поэтому фотографий процесса распаковки не будет.
Процесс установки
Подключается всё достаточно просто, но повозиться придётся. Сначала необходимо выбрать подходящее место в комнате: минимум 1,5×2 м, максимум - пространство с диагональю 5 м (у меня получилось выделить 2×4 м. После подключения шлема и первоначальной настройки границы игровой зоны будут видны в виде решетки из квадратов, причем плотность решетки и цвет можно задать, впрочем иногда все равно её не замечаешь и то в стену врезаешься, то по этой стене контроллером ударяешь).
Далее необходимо каким-нибудь образом закрепить базовые станции в противоположных углах пространства на высоте от 2 м - удобней и надежней всего это сделать с использованием саморезов и креплений из комплекта поставки, но можно использовать и штативы, лишь бы станции были неподвижны). Станции подключать к компьютеру не нужно, а вот к электрической сети - необходимо. Так что поблизости должны быть розетки, либо необходимы удлинители).
Коммутационный модель подключается к компьютеру (HDMI + USB2) и к сети, а сам шлем, в свою очередь, к коммутационному модулю (в комплекте идут двухсторонний скотч, позволяющий этот модуль куда-нибудь наклеить, я его сверху корпуса закрепил).
Ах да, компьютер тоже должен быть неплохим, особенно графическая карта. Минимальные требования NVIDIA GeForce GTX970 или AMD Radeon R9 290 или выше; процессор Intel Core i5-4590 или AMD FX 8360 или выше; RAM 4 Гб. Однако, у меня процессор чуть похуже (i5-4570), и все работает.
Перейдем, наконец, к самому интересному: к опыту использования.
Шлем : лично для меня он оказался удобным, не давит и не болтается, вес комфортен, внутри немного жарковато, если проводить в виртуальности больше часа. Гости, которым давал пользоваться тоже не жаловались. Расстояние от линз до глаз и между линзами регулируется, причем если отодвинуть линзы на максимум, то можно пользоваться шлемом даже в очках, но тогда появляется опасность, что бы все таки поцарапаете или линзы или в шлеме, или в очках). Крепление регулируется качественными липучками.
Графика : разрешение достаточно высокое, с ощущениями от использования Google cardboard с 5-ти дюймовым смартфоном не сравнить, но если пиксельная сетка всё же видна, ощущение такое, что смотришь сквозь мелкий тюль. Для того, чтобы превратить плоский дисплей в сферический используются линзы Френеля, их ребристость тоже заметна, особенно по краям угла обзора, однако при погружении в игру/программу всё это просто перестаешь замечать.
Задержка между поворотом головы (даже резким) и изображением не замечается (по крайней мере мной). В целом ощущение реальности происходящего достаточно высокое, запускать игры-ужастики я даже пробовать не хочу, а в играх связанных с залезанием на высокие здания, если посмотреть вниз, то действительно есть некоторый страх высоты. Сам я переношу почти всё внутри виртуальности хорошо, спокойно могу находиться в шлеме несколько часов, однако среди гостей, которые пробовали у меня во что-то поиграть, некоторые говорили о легком ощущении головокружения и/или тошноты, особенно в игры связанных с активным передвижениям или полётами.
Контроллеры
: в руку легки прекрасно, к управлению привык быстро за исключением боковых кнопок для нажатия на которые нужно сжать контроллер в руки - сделать это быстро довольно сложно, к счастью, разработчики игр тоже это понимают, поэтому это не очень мешает. Пластик используется довольно прочный, несильные удары по стене (а ни разу случайно этого не сделать во время активных игр почти невозможно) выдерживает. Т одного более сильного удара, у меня контроллер все же сломался (сам пластик остался цел, а вот внутри выпал из гнезда один из шлейфов), но в интернете нашелся способ починки без обращения в сервисный центр. В связи с этим обнаружился и основной недостаток системы: комплектующие (тот же контроллер на замену) покупать очень дорого, ремонт тоже дорогой, а поломка от физического воздействия, естественно, гарантией не покрывается. И уберите ценные и хрупкие предметы подальше от вашей игровой зоны (монитор, например).
Игры и приложения
: игр для шлема существует уже очень много и постоянно появляются новые. С более серьезными приложениями пока сложнее: есть Google Tilt Brush для рисования, Kodon и Masterpice VR для скульптурной лепки, виртуальная музыкальная студия, несколько программ для подбора мебели и несколько сред для разработки собственных приложений. Но количество пользователей шлемов ВР увеличивается, так что скоро должны и программы новые появиться, я надеюсь. Кроме того можно смотреть 360°/3D фильмы и фото, и выводить в шлем рабочий стол с любым количеством виртуальных мониторов, впрочем текст читаться будет плохо и я на данный момент не вижу возможности использования шлема вместо монитора для работы.
Резюме : я покупкой остался очень доволен, несмотря на довольно высокую цену (особенно если учесть, что компьютер тоже пришлось чуть обновить) и на то, что через год-два наверняка появятся более совершенные устройства (или такие же, но дешевле).