Обзор игры Tortuga: Two Treasures. Глава II: Черный флаг

10.04.2019

Кто мог предположить, что создатели прекрасного Port Royal опустятся до бездарного гибрида аркадных морских сражений и TPS? А вот вы бы поверили после выхода первых «Корсаров », что их продолжением станут попсовые «Пираты Карибского моря »? Так что ничего удивительного, иногда даже мастера своего дела допускают досадные промахи. Вот только Tortuga оказалась куда хуже самых неудачных частей «акелловской» линейки про парусники.

Карибское дежа вю

История, которую нам подсовывают, столь избита и переполнена штампами, что уже в первые полчаса к ней теряешь всякий интерес. Главный герой - бесстрашный капитан Томас Блайт с внешностью Джека Воробья, предан матерым пиратом Черная Борода. Жажда мести, стычки с британцами и испанцами, поиски сокровищ, древнее проклятье и обязательный корабль-призрак – все клише на своих местах, а вот свежими идеями тут и не пахнет. Но нет чтобы отвлекать нас время от времени парой строчек в текстовом окне – здесь после каждой миссии показывается заставка, в которой главные герои увлеченно имитируют бурную деятельность.

Строятся хитроумные планы: как захватить крепость, разбить вражеский флот, плетутся любовные интриги, кого-то коварно убивает наемный убийца. Однако события перемешиваются, накладываются одно на другое. Игрок мотается туда-сюда по Карибскому бассейну то, чтобы взять в порту на абордаж посудину получше, то чтобы покарать грубияна, избившего работницу борделя. И вдруг организуется атака на торговый караван, только ради пары бочек рома (не золота, а рома! которого в каждой таверне было навалом). Томас в одиночку уничтожает целый форт, пробирается на фрегат за забытой вещью, попутно вырезая половину команды. Имеются даже морские стелс-миссии (sic!), когда на одноместной шлюпке нужно незаметно пробраться между патрулирующими гавань кораблями в порт.

Порой задание проходится за одну-две минуты, а затем пять минут длится очередной нудный ролик, в котором два чурбачка изображают поцелуй. В итоге кажется, что это и не игра вовсе, а интерактивный фильм. Такой подход был бы уместен в эпической саге о пиратах, но никак не в этой поделке, вгоняющей в сон. Лучше бы потратили бюджет на нормальный геймплей, честное слово!

Чем дальше, тем смешнее: в разрушенном пиратами городе нас столбами дожидаются солдаты Его Величества, а также зомби в форме солдат Его Величества. Откуда там эти ходячие трупы взялись? Шаманы Вуду поблизости замечены не были, а значит это происки нехорошей корпорации “Umbrella”, отославшей свой смертельный вирус в прошлое. Вы скажете – бред, но разве тухлая тушка, посредством которой из морской пучины призывается гигантский осьминог, - это порождение здорового разума гейм-дизайнера? Попавших за борт моряков собираем как бонусы, поврежденный корпус, паруса, пушки чинятся за несколько секунд, ядра бесконечны. Да что там ядра, у кораблей даже не указан их класс. Попробуй догадаться, где тут корвет, а где фрегат – модели суденышек очень похожи, пропорции вопиюще не соблюдаются, и крохотный шлюп всего раза в три меньше гигантского линкора. Зато по палубе мельтешат матросы, а у орудий стоят канониры. Браво!

“Трубка пятнадцать, прицел сто двадцать, батарея, огонь!”

Насколько примитивно окружение, настолько же примитивен и сам игровой процесс. Одну его половину составляют морские миссии, где мы управляем кораблем. На первый взгляд, все составляющие этого режима присутствуют: перестрелки с вражескими посудинами, штурм береговых укреплений, абордаж. Есть и разные типы боеприпасов, можно даже сбрасывать на пути у преследователей бочки с порохом, выполняющие роль мин. Однако толку от всех этих возможностей - ноль целых ноль десятых, ибо они жестко ограничены рамками сценария. Самостоятельно плавать между островами нельзя, торговли нет и в помине, захватить вражеское судно разрешат всего пару раз. Ну и зачем тогда нужны книппеля и картечь в трюме, если врагов нужно всегда топить?

А топить придется много, уж поверьте. Если в начале игры на нас натравливают от силы два-три пиратских шлюпа, то последние задания – сущее месиво из десятка фрегатов и линкоров. А посреди этого побоища нарезает круги наше корыто, каждые 15 секунд плюясь чугуном. Благо прицеливание происходит автоматически (если у них нет цели, пушки не будут стрелять), и все что требуется от игрока – выставить половину парусов, зажать клавишу поворота и стучать по кнопке мыши, отвечающей за пальбу. Обычно через несколько минут все, что до этого плавало, отправляется на экскурсию в подводное царство, а нам остается подобрать сундучки с разными бонусами.

Корабли в Tortuga цинично игнорируют все законы физики, кроме разве что закона Архимеда о выталкивающей силе жидкости, благодаря которой тела плавают. Шлюпка Томаса гоняет по волнам со скоростью советского “Метеора”, без проблем оставляя позади быстроходные корветы, которые, между прочим, без проблем делают узлов 50 что по ветру, что против него. Врезавшись в берег или друг в друга, парусники натужно кряхтят и скрипят, но не получают ни единой царапины. А вот если напороться на риф, то хит-поинты начинают убывать с пугающей скоростью. Самое забавное, что если затонувший недруг мешает проплыть, его можно… просто отодвинуть в сторону. И это при том, что Tortuga использует AGEIA PhysX!

Зато каждая плавучая скорлупка обладает несколькими зонами, повреждения для которых рассчитываются отдельно. Обычно это сказывается только на том, что перестает стрелять часть пушек, хотя один раз мне удалось разбить противнику руль, после чего он потерял управление. Попасть в пороховой погреб или снести мачту разумеется нельзя, за этими “мелочами” обращайтесь к Акелле.

Сухопутному режиму отведено почти столько же времени, сколько и морскому, но если вы думаете, что он хотя бы так же плох, то сильно ошибаетесь. Приходиться бегать по тропинкам-коридорам и крошить в капусту орды злодеев, стоящих на пути. В конце обязательно будет ждать босс, отличающийся от своих подчиненных только огромной полоской здоровья и пистолетом. Теоретически в бою можно ставить блок и проводить комбинации ударов, однако хватает и обычной атаки. А теперь вообразите, на этот вот убогий, простите, “махач” придется потратить минимум часа 3 во время прохождения. Весьма сомнительное удовольствие.

Тем более сомнительное, что и внешне детище Ascaron Entertainment, мягко говоря, не впечатляет. Шейдеры шейдерами, но вода больше похожа на мутную пленку. До шикарных водных просторов третьих Корсаров ей как прыщавому юнге до седого адмирала. Погодные эффекты типа молний, шторма или хотя бы небольших волн отсутствуют. Радует лишь то, что миссии проходят в разное время суток: закатное солнце отбрасывает красивую дорожку из бликов на поверхности моря, а ночью луна окутывает Карибы своим призрачным светом.

Морские сражения, по сравнению все с теми же Корсарами, смотрятся бледно. Бортовой залп лучше всего описывается словом “пшик”, из орудий вырываются небольшие струйки дыма, а от вражеского корабля в разные стороны разлетается куча щепок. Чем серьезнее полученные повреждения, тем больше пожаров на борту, поэтому разбитая посудина напоминает пионерский костер. Острова больше похожи на куски недавно выкопанной земли, разбросанные посреди гигантской лужи, на которых примостились микроскопические поселения в несколько домиков. Там обитают исключительно солдаты, пираты или зомби. На всех пяток моделей, страшных, как шлюхи из портового кабака на утро да еще с похмелья. Тоска!

Итоговые комментарии

Мерзкая калька на Пиратов Карибского моря, из которой вырезали все, кроме одинаково скучных морских баталий и наземного “мочилова”. Это при том, что самих Пиратов в свое время не пнул только ленивый. Зато теперь мы знаем, что может быть и намного хуже. А Ascaron Entertainment можно посоветовать и дальше заниматься клонированием Diablo, Sacred у них получается куда лучше.

Геймплей: аркадное управление кораблем и махание саблей на суше.
Графика: некрасивые модели парусников, отсутствие погодных эффектов.
Звук: однообразные псевдопиратские мотивы и бесконечный грохот пушек.
Надолго ли?: отправить на корм акулам!

«Акелла» с завидной регулярностью продолжает потчевать игроков проектами про флибустьеров. « », «Головорезы: Корсары XIX века» , а теперь вот и локализация детища Ascaron - Tortuga: Two Treasures – как видите, развернуться поклонникам виртуальных морей и пиратской романтики есть где. Другое дело, что между «Возвращением легенды» и Tortuga такая пропасть, что поклонники первого проекта играть в последний будут либо под пытками, либо под мухой.

Черная месть Черной Бороде

Если вы помните о серии Port Royal от той же Ascaron , то можете сразу про нее забыть. Во всяком случае, на время игры в . Иначе грусть и разочарование не покинут вас – если вы, конечно, цените в морских играх серьезность и глубину проработки. Ни того, ни другого здесь нет. Более-менее глубоко и серьезно проработана лишь сюжетная линия, которая и является едва ли не основным стимулом к дальнейшему прохождению. Наш герой – Томас Блайт, молодой капитан на службе у знаменитого пирата по прозвищу Черная Борода – одержим жаждой мести: его подставили и предали, причем собственные, казалось бы, товарищи.

Сценаристы создали все условия для разворачивания долгой и в меру захватывающей истории: Томас лишился корабля, команды и любимой девушки, но сохранил главное – обаяние, умение фехтовать и собирать под свои знамена отчаянных головорезов. А значит, у него есть все шансы отомстить, пусть даже для этого придется начинать с нуля. Путь предстоит долгий: чтобы обрести прежнюю силу, Томас вынужден бороздить Карибы на захудалом суденке, выполняя различную грязную и не очень работу.
Но эта рутина – лишь необходимый гарнир к основному блюду, которым здесь является динамичный и в меру увлекательный сюжет. Практически за каждым поворотом нас ждет очередной ролик, в котором персонажи активно общаются, строят интриги, распутывают их же, угрожают и мстят. Ролики сняты хорошо, а все многочисленные персонажи – яркие и запоминающиеся, выписанные сочно и со вкусом. Конечно, типажи знакомы, но в данном случае куда главнее, что они не пародийны и не примитивны. Одним словом, узнать окончание истории, которую рассказывает нам Tortuga: Two Treasures , хочется.

Бой со скукой

Но на нелегком пути к финалу игроку предстоит сломить ожесточенное сопротивление скуки и однообразия, что настигают его уже после нескольких миссий. Набор заданий предсказуем: доставка грузов, захват кораблей, разборки с похитителями торговых караванов, очистка целых плантаций от представителей враждебных наций и т.д. и т.п. Но проблема не в этом, а в том, как проходят миссии. Вариантов немного. Типичный сценарий выглядит так: мы однообразно топим вражеские корабли, высаживаемся на берегу, после чего столь же однообразно зачищаем хоть и живописные, но удручающе линейные локации. Враги лезут толпами и ни о какой вменяемой тактике при борьбе с ними говорить не приходится. Оживляют ситуацию лишь бои с боссами, в которых очень кстати приходятся различные спецудары и комбо, что становятся доступны герою по мере прохождения игры.

Другой вариант – стелс-миссии : на меленькой шлюпке мы либо лавируем между крупными кораблями противника, пытаясь проникнуть на вражескую территорию, либо крадемся мимо гарнизона вооруженных до зубов солдат. И если второе еще как-то приемлемо, то упражнения на шлюпке выглядят не просто аркадно, а по-идиотски. Заслуженный флибустьер, подбирающий и разбрасывающий позади себя бочки с порохом, чтобы взрывать преследующие его фрегаты или уничтожать мины (!!!), препятствующие проходу в бухту – что может быть нелепее? Добавьте сюда не самое удобное, с консольным душком управление, а также тотальную предсказуемость и однообразие подобных миссий, и желание участвовать в местных стелс-приключениях отпадет у вас само собой.

Осьминогом по врагу

Не радуют истинного морского романтика и водные процедуры: сражения здесь примитивны, а процесс покупки и снаряжения кораблей максимально упрощен. Вроде бы возможности для тактики есть: играясь с парусами, игрок может оперативно менять скорость и направление движения судна, может обстреливать противников различными типами ядер и бомб. Но на практике все сводится к тому, что кораблики кружат друг вокруг друга, планомерно обстреливают бока, нереально быстро перезаряжая пушки, потом берут потрепанного супостата на абордаж, где нет ничего интересного кроме битвы с капитаном. После и во время схватки можно быстро и комфортно починить корпус и паруса, используя для этого собранные на волнах либо купленные в перерывах между сражениями ремкомплекты. При этом корабли обожают плыть против ветра.
Конечно, нет ничего крамольного в качественной аркаде, позволяющей расслабиться перед экраном монитора часок-другой. Но ключевое слово тут – качественная. В случае же с Tortuga: Two Treasures хочется говорить не о качественной, а о быстро надоедающей, однообразной аркаде. Конечно, авторы старались как-то разнообразить ее: помимо комбо эту цель выполняют различные бонусы, которые можно купить между сражениями (происходит это, кстати, прямо на экране мореплавания, без заходов в порт). Тут и выстрел из пистолета, и усиленный залп во все стороны из всех орудий (особенно полезен в гуще кораблей противника), и даже ручной, но очень большой осьминог, который может зажать вражеское судно в тиски. Сколько купил этого чуда – столько раз его и можно использовать в бою.

Тем не менее, веселья от этого немного: редкие всполохи какого-то азарта быстро тонут в общем однообразии и предсказуемости. Не увлекает и графика: да, море и спецэффекты красивы, а пейзажи – живописны. Но, во-первых, тут нет какой-то изюминки, во-вторых, все губят угловатые модели персонажей и зданий, а также никудышная анимация. Хорошо хоть музыку авторы подобрали стоящую.

***
Tortuga: Two Treasures вызывает искреннее недоумение: от не единожды обласканных критиками и игроками немцев из Ascaron мы вправе были ждать чего-то другого. Казалось, даже эксперименты в аркадном жанре в их исполнении будут максимально продуманными и увлекательными. На деле же – примитивность и однообразие. Со дна совсем уж провальных проектов игру вытягивают лишь система бонусов и комбоударов, а также в меру увлекательный сюжет.
Рейтинги:

Геймплей: 6.0
Графика: 7.5
Звук и музыка: 7.0
Интерфейс и управление: 6.0
Оценка автора: 6.5


Системные требования:
P4-1.7, 512MB RAM, 64MB 3D Card
Рекомендовано:
P4-3.0, 1024MB RAM, 256MB 3D Card
Жанр: action
Рейтинг: 6.8

Карибы пиратского моря

Нескладный гимн своей забытой Тортуги
Выдыхает корсар.
О.Медведев

Германская компания Ascaron выпустила уже немало игр околопиратской тематики. Как и в игре-родоначальнице жанра, знаменитой Pirates! от Сида Мейера, в них обыкновенно сочетались, в тех или иных пропорциях, элементы action, стратегии и RPG, а игроку была предоставлена изрядная свобода действий. Однако на сей раз разработчики решили изменить традиции и сделать чистый action, причем - абсолютно линейный. Что ж - подобные игры, безусловно, тоже имеют право на существование. Их минусом является то, что играть в них интересно не более одного раза, зато плюсом может стать продуманный сюжет.
Вот сюжет в Tortuga - Two Treasures как раз вызывает наибольшее недоумение. Нет, не то чтобы он был слишком скучным или вопиюще нелогичным (насколько логика вообще применима к мистике) - но просто столь наглого плагиата я еще не видел. Когда я начинал играть, то думал, что напишу в своем обзоре: "Эта игра в первую очередь будет интересна любителям историй типа "Пиратов Карибского моря"." Оказалось - не "типа". Это практически они самые и есть. Итак, В Tortuga - Two Treasures наличествуют: один из главных героев (за него вы, собственно, и играете) - пиратский капитан с птичьим прозвищем, лишившийся своего корабля из-за мятежа команды и предательства старшего товарища; прОклятое сокровище и корабль-призрак, экипаж которого превращен в живых мертвецов за то, что на это сокровище посягнул; необходимость вернуть это сокровище на место и пролить кровь родственника похитителя, дабы снять проклятье; губернаторская дочка, которой режут руку ради вышеупомянутой цели; медальон на шее героя, проливающий свет на тайну его рождения; кракен, атакующий корабли из-под воды тем же способом, что и в фильме; компас, который выглядит неисправным, а на самом деле указывает путь к сокровищам. Как говорится, найдите десять отличий.
Ну, некоторые отличия, конечно, есть. Прозвище героя - не Джек Воробей, а Том Ястреб, мистика - не индейская, а вудуистская, третьим главным персонажем (помимо капитана и губернаторской дочки) является не мужчина, а женщина (пиратка Sangua, по совместительству - жрица вуду и любовница главного героя - увы, без любовной линии не обошлось и здесь), герой (с медальоном) оказывается не сыном пирата, а внебрачным сыном губернатора (и, соответственно, сводным братом губернаторской дочки - правда, Sangua утверждает, что это не так), снятие проклятия спасает лишь живых, но не возвращает к жизни зомби (среди которых оказывается и губернатор) - надо полагать, они просто упокоиваются, старший пират, предавший героя - не полностью вымышленный Барбосса, а реально существовавший Blackbeard (Чернобородый; впрочем, Барбосса из фильма, вероятно, тоже имел его своим прототипом, ибо barba - "борода" по-испански), а сокровищ, как следует из названия, целых два, причем второе из них (клад Хенри Моргана) не проклятое. Ну и конкретные события по ходу сюжета от фильма все же отличаются.
Но все равно - сходство лежит далеко за пределами как приличий, так и возможности случайных совпадений.
Естественно, густо насыщенный мистикой сюжет является абсолютно вымышленным, тем не менее, упоминание реального исторического лица - Чернобородого - позволяет весьма точно датировать события 1717 или 1718 годом. Именно такой короткой была капитанская карьера этого флибустьера, которого многие и по сей день считают самым знаменитым и самым жестоким из карибских пиратов. Об этом человеке рассказывали, что однажды он застрелил собственного первого помощника просто для того, чтобы напомнить команде, кто здесь главный; что за свою жизнь он сменил 14 жен и любовниц, которых заставлял заниматься проституцией с членами экипажа у него на глазах; что всякого, оказавшего ему сопротивление, ждала неминуемая смерть, на что намекал и его флаг - скелет, готовящийся пронзить копьем сердце... Уже сама его внешность производила устрашающее впечатление - косматая черная борода с заплетенными в косицы концами, которые он поджигал, идя в бой (есть сведения, что горели вплетенные в бороду конопляные волокна, так что, возможно, окутывавший Чернобородого дым имел и наркотическое действие). Однако в реальности не существует ни единого доказательства, что Чернобородый (его настоящее имя - Эдвард Тич или Эдвард Тэтч; впрочем, ряд историков полагает, что и это - прозвища, а подлинная фамилия этого человека - Драммонд) за всю свою карьеру убил не в бою хоть одного человека. Напротив, достоверно известно, что с первого судна, захваченного ими в Карибском море, пираты не взяли ничего, кроме вина - да и впоследствии худшее, что грозило морякам захваченного корабля - это высадка на берег (чаще же им оставляли их корабль, или, если он был лучше пиратского, пираты переходили на него, а прежней команде оставляли свое старое судно). Особых сокровищ за свою недолгую карьеру Тич тоже не скопил, и мифы о зарытых им кладах (кстати, именно Тич послужил прототипом стивенсоновского Флинта) оказались совершенно беспочвенными. Безусловно, ангелом этот человек не был, и морской разбой - всегда преступление, но Тич и его люди выглядят заметно приличнее кое-кого из своих жертв - таких, например, как французские работорговцы, доставлявшие негров в Америку. На пике карьеры, в начале 1718 года, под командованием Чернобородого плавало до 300 человек на нескольких судах (собственно, Том и Sangua в игре выступают в роли капитанов таких кораблей, хотя реально это, конечно, были другие люди), однако беспощадная борьба, которую повели против пиратов британские власти, привела к тому, что к концу года у Тича оставался последний шлюп и всего 19 человек команды, и к этому времени он помышлял уже не столько о пиратстве, сколько о собственном спасении. Однако лейтенант Мейнард, командовавший двумя наемными шлюпами (временно, как раз для охоты за Тичем, возведенными в статус кораблей королевского флота), выследил пиратов, и, спрятав бОльшую часть своих людей под палубой, спровоцировал Тича на абордаж. В завязавшемся бою предводитель пиратов был убит (его голову Мейнард подвесил к своему бушприту); часть корсаров были захвачены живыми и впоследствии повешены.
В игре Чернобородого тоже ждет конец, но не такой, как в реальности - как обычно и бывает в таких произведениях, все решает финальная дуэль между главным героем и главным злодеем над кучей сокровищ. Но прежде, чем до этого дойдет, вас ждет довольно длинная (где-то на 10 часов игры) череда морских и наземных миссий. Как правило, они именно чередуются через одну, хотя иногда идут две однотипных миссии подряд. В сухопутных миссиях вы должны куда-то добраться, забив всех или почти всех на своем пути. В морских - в общем, то же самое, только на корабле. Правда, морские миссии бывают все же более разнообразны - в некоторых из них вам надо не сражаться, а скрытно проникнуть куда-то; как правило, это делается не на корабле, а на лодке под парусом, которая, естественно, лишена пушек (правда, с нее - как и с большого корабля - можно сбрасывать "взрывающиеся бочки", по сути, мины, которые остаются у вас за кормой и взрываются либо от соприкосновения с другим кораблем, либо просто от времени). Кроме того, если в Pirates! сдавшийся корабль достается вам без дальнейшего сопротивления (что логично), то здесь вам все равно придется сразиться на его палубе (цель - победить его капитана, хотя прочие члены команды и с вражеской, и с вашей стороны тоже участвуют в бою). Впрочем, в этой игре, как правило, вражеские суда надо просто топить, абордаж применяется лишь там, где это предписано сюжетом.
Если сюжет игры содран с "Пиратов Карибского моря", то геймплей морского боя - с современного ремейка Pirates! (вплоть до того, что в результате обстрела матросы падают за борт, где их можно подбирать, "наезжая" на них кораблем, а обстрел можно вести, выбирая тип боеприпасов - обычные ядра для поражения корпуса и пушек, цепные - против парусов и картечь - против экипажа). Отличия в том, что бой происходит в том же режиме, что и обычное плавание, вам может противостоять сразу несколько вражеских кораблей (а у вас в редчайших случаях может быть один союзный корабль под управлением AI, но обычно вы сражаетесь в одиночку против всех); стрельба и перезарядка пушек происходит отдельно на каждом борту (что правильно); стрелять можно лишь с близкого расстояния (что сильно снижает возможности для хитрого маневрирования и во многом превращает бой в тупой обмен ударами по принципу "у кого здоровья больше, тот и победит"); бесконечны лишь обычные ядра, а другие типы боеприпасов конечны и платны; выпавших за борт надо подбирать быстро, иначе их съедят акулы; на месте затонувшего корабля остаются несколько матросов и пара полезных артефактов - ну и в самом использовании этих предметов (которые можно не только вылавливать из воды, но и покупать между миссиями). Среди этих артефактов (все - расходуются при использовании) - упомянутые типы боеприпасов (включая также бронебойные ядра, которые наносят больший урон, чем обычные, но медленней перезаряжаются), починка корпуса, парусов и пушек, взрывающиеся бочки, специальный многократный залп из всех пушек и натравливание кракена на вражеский корабль (наносящее, впрочем, не очень большой урон). А вот денег за победы на море вы получаете на удивление мало - в лучшем случае 40 дублонов с потопленного корабля, а то и вообще ничего; очень часто после морской миссии вы не можете купить даже один артефакт (в то время как убийства на суше оплачиваются гораздо щедрее).
Каждую морскую миссию вы начинаете с полностью исправным и укомплектованным кораблем. Однако, даже если по ходу боя вы лишитесь всей команды, ничего страшного не произойдет! (Исключение - только когда численность убывает за счет похищения душ кораблем-призраком.) Даже скорость перезарядки пушек, похоже, не снижается. Идеологически это, конечно, глюк, но без него выиграть баталии против целых эскадр было бы практически невозможно. Еще один полезный глюк - полнейшая тупость AI по части мелей и рифов. Корабль, идущий через такое место, постепенно разрушается (исключение составляет только лодка с ее малой осадкой), но AI этого абсолютно не учитывает! Таким образом, нередко можно утопить врага без единого выстрела, просто заманив его на мель и заставив проплыть по ней несколько раз. Но есть и раздражающий глюк - неверное определение границы зоны боевых действий. Когда вам просто не дают приблизиться к врагу, разворачивая в противоположную сторону со словами "Return to battle" - это, конечно, бесит. К счастью, если вы не приближаетесь к врагу, он сам приближается к вам.
В наземных миссиях поначалу возможности скудные - перемещение в четыре стороны, удар и блок - но по мере прохождения добавляются комбо-удары. Также здесь есть свои артефакты: здоровье, выстрел из пистолета, "горящий ром" (аналог гранаты) и порошок вуду (на несколько секунд усыпляет всех врагов вокруг).
Дорога к цели всегда одна и недлинная, никаких альтернативных путей, сложность только в большом числе врагов, которые часто набегают кучей; среди врагов встречаются "боссы". Почти во всех миссиях у вас нет союзников, или же они очень быстро гибнут, и лишь в последних вас сопровождают обе героини, оказывающие весьма эффективную помощь. Ну а самое неприятное в наземных миссиях - в них нельзя записываться! (В морских - можно в любой момент.)
По части графики особенно хорошо смотрится море - оно, правда, всегда спокойное, но весьма реалистичное. Корабли тоже хороши. В графике наземных миссий главный недостаток - характерный для ряда игр с видом от третьего лица: камера не всегда позиционируется так, что вы видите своего персонажа. Когда он стоит спиной к стене, это еще отслеживается, но стоит ему зайти в заросли - пиши пропало, остается только долбиться вслепую. Впрочем, бой с кучей народа, лезущего со всех сторон, и без того сводится к тупой долбежке по клавишам без особой осмысленной стратегии.
В общем и целом - довольно симпатично и играбельно, поначалу даже захватывает, но ближе к концу однообразие миссий начинает утомлять. И разработчикам явно стоит придумать побольше собственных идей, нежели передирать чужие.

Мимик — монстр, прикидывающийся сундуками, коробками и прочим полезным скарбом, — поселился на просторах всевозможных ролевых игр благодаря Гэри Гигаксу (Gary Gygax) , создателю Dungeons & Dragons. Жадный до человечинки хищник, найдя подходящий угол в подземелье, принимал облик чего-нибудь блестящего и ценного и ждал, когда в округе появится партия приключенцев, чтобы затем оттяпать руку (или две) наиболее любопытному из них.

Tortuga: Two Treasures ведет себя очень похоже: начиная c Веселого Роджера на обложке и заканчивая историей про сокровища Генри Моргана , она старательно делает вид, что ничем не выделяется из множества «пиратских» проектов, вышедших за последние годы. Однако, покинув меню и почувствовав под килем теплое Карибское море, мы неожиданно попадаем в железные челюсти миссий. Приказы тут надо выполнять немедленно, а любой шаг в сторону карается рестартом. Если это и игра про пиратов, то здешняя их разновидность — самые дисциплинированные головорезы в мире.

Под конвоем

Одним размашистым движением свободное плавание, дух дальних океанов и другие атрибуты флибустьерства оказались вычеркнуты из программы. Путь к зарытым богатствам, пролегающий исключительно через красные пометки на компасе, прям, словно пресловутый черенок лопаты, и горе тому, кто вздумает с него свернуть: невидимых стен на воде нет, но сознательный старпом настойчиво возвращает своевольных капитанов на проторенный фарватер. Дело даже не в сюжете, черпающем идеи то в «Пиратах Карибского моря», то в мексиканских мыльных сериалах; разработчики, наверное, жутко боялись, что заскучавший игрок начнет искать развлечения самостоятельно, и не оставили ему ни единого шанса вырваться за рамки приготовленного маршрута.

«Посмотрите налево — вот покрытая виноградом стена, по которой можно залезть в дом губернатора, посмотрите направо — там вас ждет одинокий торговый корабль» — чем дальше, тем больше придуманный Ascaron мирок походит на дешевый парк с уныло шамкающим гидом в лице главного героя Томаса Блайта. Правда, про аттракционы авторы забыли.

Морские сражения, вместо того чтобы потчевать зрителей уместными в аркаде зрелищными перестрелками, заставляют вспомнить мемуары всамделишных адмиралов XVII века, рассказывавших, как толстокожие линкоры часами обменивались залпами. Прежде чем потопить хотя бы одно корыто, нужно несколько минут нашпиговывать его ядрами, а когда под конец на голову сваливаются целые флотилии, за кнопку «quick battle» хочется отдать полцарства (встроенная компрессия времени отправляет невысокий fps к какой-то совсем уж катастрофической отметке). Увлекательное приключение к 5-6 стычке становится нудной работой, которую не облегчает ни симпатичная модель повреждений судов, ни весело копошащиеся на палубе человечки, ни столь любимый грабителями абордаж. Пустить врага на борт готовы лишь специально помеченные VIP-посудины, у всех остальных за штурвалом стоят потомственные камикадзе, дерущиеся до последнего «хит-пойнта».

Точно так же, т.е. насмерть, стоят и болваны в форме, поджидающие Томаса в сухопутных вылазках. Но им мешает сдаться скорее не врожденная храбрость, а гуляющий под треуголками ветер. Впрочем, отрицательный IQ у бравых солдат компенсирован острейшим слухом: на предсмертные крики дуболома (тут же почему-то превращающегося в аккуратную могилку), бряцая саблями, непременно прибегает весь остров. Включая офицеров и (sic!) подгнивающих зомби, отличающихся от своих одушевленных коллег разве что скоростью передвижения. Оружие победы против наступающих полчищ у нас одно — пяток спрятанных за пазухой флакончиков с целебным зельем. Бестолковым комбо еще найдется применение в разборках с боссами, а вот на блок, ни капли не защищающий от подлых ударов сзади, лучше не рассчитывать.

Маринизм

Любовь к морским пейзажам — единственная достойная причина обзавестись копией Tortuga . Заполняя пиксели полотнами с невероятно прозрачной, будто в рекламе турфирмы, тропической водой, желтым песком и немного топорно, но с душой нарисованным небом, художники почти не схалтурили. Садящееся солнце (опять по дизайнерской указке — реалистичная смена времени суток осталась за бортом) озаряет очередную баталию, ночью парусники живописно бороздят лунные дорожки…

В таких декорациях отлично смотрелась бы любая, мало-мальски приличная, сказка о доблестных корсарах, попавших в беду девицах, сундуках с пиастрами… Увы, сценарист, замахнувшись на эпическую сагу, в итоге не ушел дальше бульварного романа. Действующие лица, хоть и неплохо озвученные, не тянут даже на подобие живых людей — на экране рубят друг друга, целуются и умирают картонные манекены, вырезанные по затертым лекалам. Тот же главный злодей кажется слепленным из второсортных клише, для полноты образа ему не хватает только деревянной ноги да попугая-матерщинника на плече. Протезы, возможно, объяснили бы и «чудесную» анимацию: вне роликов ловкий капитан ковыляет точно каторжник в кандалах, иногда и вовсе забывая сгибать колени. В недавних «Головорезах » инвалида прогнали бы со сцены тухлыми яйцами.

В сундук мертвеца

Если бы на волне популярности Pirates of the Caribbean в Голливуде начали снимать фильмы класса В про пиратов, то TTT наверняка стала бы одним из них. Благо, все параметры подходящие. Но и в игровой ипостаси ей уготована та же судьба — мелькнуть в магазинах, покрутиться в прокатах и исчезнуть с горизонта навсегда.

Название локализованной версии: Тортуга 2: Проклятый Клад
Жанр: Third Person Action
Разработчик: Ascaron Entertainment
Издатель в СНГ: Акелла
Похожие игры: Sid Meier"s Pirates!
Количество дисков: 1 DVD
Дата выхода локализации: 18 апреля 2007
Системные требования: Pentium 4 1.7 GHz, 512 MB RAM, 64 MB VRAM+Shaders 1.1 support, DirectX compatible sound card, Windows XP(SP2)/2000(SP4), 4 GB free space on HDD.

Что-то балуют в последнее время разработчики любителей игр про пиратов. Если раньше на подобную тематику приличные проекты выходили раз в год-другой, то за последнее время таких творений уже полдесятка. Тут и кузнецы из 7 Studios, которые переломали себе все пальцы, пока ковали Pirates of the Caribbean: The Legend of Jack Sparrow, и морские волки из "Акеллы", на пару с Seaward.Ru развивающие вселенную "Багсаров". Даже онлайн скоро будет взят на абордаж! На огонек решили заглянуть и разработчики из Ascaron, еще недавно провожавшие нас в космос на Darkstar One, а ныне делающие Sacred 2. Кстати, надо сказать, что несколько лет назад из-под их клавиатур вышла довольно неплохая игра Tortuga: Pirates of the new world, так что возвращение к пиратской тематике закономерно. Правда, проект 2003 года был стратегией, а свежая Tortuga: Two Treasures - TPA.

Первоначально разработчики заявляли, что нас ждет управление чернокожим моряком, ищущим сокровища испанского флота. Тогда игра называлась Tortuga: Pirate"s Revenge. Но вдруг все кардинально поменялось: бледнолицый пират Томас "Хок" Блайт бороздит морские просторы в компании Черной Бороды в поисках сокровищ Генри Моргана. Один из замечательных планов этих товарищей с треском проваливается. Блайт (весьма похожий, кстати, на капитана Джека Воробья) сидит за решеткой, его девушка предположительно пошла на корм акулам, корабль приватизирован личным врагом, сокровища вот-вот окажутся у бывших друзей. Сюжет несколько банальный и заштампованный, но все равно увлекательный. Нашлось в нем место и для поисков любимой Сангуа, и для разгадки причин предательства Черной Бороды, и для союза с Вуду, и, ясное дело, для несметных сокровищ Моргана. Вся игра линейна, как палка, разветвлений нет и в помине. А ведь в первых новостях упоминались и бескрайние морские просторы, и открытый для исследований мир, и побочные квесты, и много всего другого. На выходе мы имеем игру, просто поделенную на миссии, связанные роликами, довольно посредственными с точки зрения режиссуры и качества. Территория жестоко ограничена, стоит "заплыть за буйки" - нас вежливо попросят вернуться в сражение. Развернуться решительно негде.

Ситуация усугубляется немалым количеством противников, представленных как некоторыми супердержавами того времени, так и пиратами. Их ромом не пои, дай только нам такелаж подпортить или, что еще хуже, пустить ко дну. В стремлении им не откажешь, а вот в интеллекте... Лучшее, на что способны соперники - плыть напролом. И только глупец не воспользуется открывающимися возможностями. В Tortuga: Two Treasures есть две вещи, позволяющие если не потопить, то уж хотя бы серьезно потрепать врагов без приложения особых усилий. Во-первых, это рифы. Да, зачастую это палка о двух концах, но только не в этой игре. Все, что надо сделать, это стать так, чтобы корабли Хока и противников разделяли слабо выдающиеся над уровнем моря скалы. Поскольку, как уже было сказано, враги умом и сообразительностью не отличаются, они поплывут на вас прямо по рифам. Пара- тройка таких заплывов - и судно супостата факелом пылает посреди Карибского бассейна без единого выстрела с вашей стороны. Примерно так же действует и второй фактор-залог победы - мины, представленные здесь бочками со взрывоопасным содержимым. Частенько имеются уже готовые минные поля, но иногда приходится все делать собственноручно. Рецепт успеха такой же, как и с рифами - удачный выбор позиции. Серия оглушительных "бабахов" гарантирована. Конечно, можно и пострелять из пушек, но это долго, нудно и опасно.

Встречаются и вылазки на шлюпке прямо в стан врага. Построены они, как несложно догадаться, на Stealth-элементе и проходят нередко под покровом ночи. Оружие представлено исключительно взрывоопасными бочонками, но их использовать почти не приходится. Дело в том, что для уничтожения нашего плавучего корыта хватает одного залпа, да и плавает оно медленно. Так что лучшая тактика - не привлекать внимания до последнего, ну а потом рывком, виляя и громко ругаясь, преодолеть расстояние до цели.

Если вам вдруг показалось, что игра получилась легкой, то вы заблуждаетесь. Противники хоть и тупы, но зато их много, и они просто давят количеством, используют любую возможность для атаки. Особенно непросто в последних миссиях, когда за головой Хока охотятся чуть ли не десятками. Однажды в помощь дадут один довольно неплохой корабль, но на самом деле от него больше проблем, чем пользы, ибо надо всячески оберегать его от уничтожения, если не хочется начинать миссию с последнего сохранения.

Но морскими потасовками дело не ограничивается. На суше игра превращается в примитивный слэшер. Бежим себе, шинкуем врагов направо-налево. Правда, они тут заметно умнее друзей-мореплавателей: и блок поставить могут, и контратаковать. Но обычно дело заканчивается побоищем 10vs.1, когда ударить просто не дают. Тут уж и спецприемы впору использовать. Ничего особенного они из себя не представляют: толчок ногой, спринт с саблей наперевес и тому подобные атаки. Открываются они по мере убиения определенных противников и активируются конкретным сочетанием клавиш движения и удара. Нередко встречаются ситуации, в которых целесообразнее просто убежать, не вступая в контакт с врагом.

Присутствуют в игре и спецпредметы, которые условно можно разделить на две группы: морские и наземные. К первым относятся различные виды ядер (для такелажа/команды/корпуса), взрывчатка, возможность сделать залп из всех орудий сразу, ремонтные комплекты для различных элементов корабля. Можно даже вызвать злобного осьминога, который просто-напросто своими щупальцами лишит возможности двигаться соперника. К наземным относятся одноразовые пистолеты, лечебные зелья, усыпляющий порошок Вуду и своеобразные коктейли Молотова.

Техническая сторона игры, мягко говоря, не впечатляет. Самое главное в подобных играх - море - сделано крайне неоднозначно. Оно, безусловно, очень красиво, но больно уж неестественно выглядит, больше напоминая зеркало. Не радует и вечный штиль. Корабли же выглядят вполне симпатично, в отличие от низкополигональных угловатых персонажей, бегающих по убого оформленным однообразным локациям. Вряд ли у вас получится найти хоть несколько серьезных отличий между любыми двумя абордажами из предстоящей полудюжины. Еще хуже обстоят дела с физикой и интерактивностью. Крушить обстановку в пух и прах не получится, ибо ломать можно только те предметы, которые разрешил дизайнер. О попутном ветре, разнице между корветом "Миранда" и фрегатом "Хоквинд" и многих других нюансах можно смело забыть. Корабли тут нарезают круги с диаметром в десяток метров, поверженные противники после пинка взмывают в воздух примерно на полтора метра и падают, заламывая руки-ноги в неестественные позы. Возможно, физический ускоритель от Ageia и меняет ситуацию в лучшую сторону, но такового лично у меня поблизости не нашлось. А еще игра не очень хорошо оптимизирована: может ни с того, ни с сего начать тормозить, хотя, казалось бы, нечему грузить систему.

По аудиочасти претензий нет абсолютно. Отличные бодрые композиции наполняют боевым духом. Прекрасно озвучены диалоги: актеры говорят четко, абсолютно не переигрывают. Также приятны уху взрывы, выстрелы и прочие звуковые эффекты. Короче говоря, данный аспект выполнен на очень высоком уровне по сравнению с большинством других элементов этой игры.

Что самое удивительное, Tortuga: Two Treasures затягивает. Несильно, но ощутимо. Минусы почему-то игнорируются и превращаются едва ли не в плюсы. Творение Ascaron вполне подойдет для того, чтобы немного развлечься в перерывах между спасением Китайской Империи/добычей
тибериума/поисками Аида.

Радости:
недурственно закрученная история
отличная озвучка и саундтрек
неожиданная увлекательность

Гадости:
средней паршивости визуальная часть
провальный искусственный интеллект
тотальная линейность
ужасно маленькие территории

Оценка: 6,0

Вывод:

Как ни крути, у признанных мастеров получился самый обычный середнячок абсолютно без новых идей. Пройти и забыть. Tortuga: Two Treasures затягивает, когда в нее играешь, но этого делать не хочется. Минусы существенные, плюсы - не очень. Зато радует, что девять часов игры успевают пролететь до того момента, когда курсор потянется к ярлыку Uninstall.