Операционная система: система управления работой пользователей, командные языки. Командные языки и командные интерпретаторы

20.04.2019

Какая главная задача любой ОС? Операционная система — система управления компьютером, процессами его работы, внутренней памятью и действиями пользователя вообще. Предлагаем читателю подробнее рассмотреть ОС с данного аспекта.

Что это?

Безусловно, в первую очередь, операционная система — система управления. Приведем более полное определение ОС: комплекс из управляющих и обрабатывающих приложений. С одной стороны, они выступают в качестве интерфейса между устройствами вычислительной системы и прикладными приложениями, программами. С другой стороны, операционная система — система управления определенными устройствами, вычислительными процессами. Именно ОС эффективно распределяют вычислительные ресурсы между вычислительными процессами, надежно организуют вычисления в системе.

Если мы обратимся к логической структуре типичной вычислительной системы, то ОС будет здесь занимать промежуточное положение между устройствами, имеющими собственную микроархитектуру, машинный язык, встроенные микропрограммы с одной стороны и прикладными приложениями с другой.

Что касается разработчиков программного обеспечения, то ОС позволяет им абстрагироваться от особенностей функционирования и реализации устройств, предоставив минимально необходимый функциональный набор.

В большинстве вычислительных комплексов операционная система — система управления. Это основная, самая важная (а в каких-то случаях и единственная) часть программного системного обеспечения. Если обратиться к конкретным примерам, то наиболее популярной ОС будет продукт «Майкрософт» — Windows («Окна»).

Управление операционными системами

Многих интересует вопрос, существуют ли специализированные программы для управления операционными системами? Такое построение предложения некорректно. Ведь операционная система сама по себе является комплексом программ, управляющим компьютерными ресурсами, выстаивающим диалог между пользователем и устройством.

Поэтому тут «масло масляное»: управление управлением. Существует комплекс прикладных программ, которыми «заведует» операционная система.

Основные функции ОС

Операционная система — управление ресурсами компьютера. Это главная задача ОС. Прямо из нее вытекает набор следующих функций:

  • Исполнение различных запросов программ. Как то: ввод и вывод информации, запуск и остановка прикладных программ и приложений, освобождение, выделение памяти и проч.
  • Предоставление стандартизированного доступа к периферийным устройствам (например, устройством ввода-вывода).
  • Управление оперативной памятью компьютера: распределение ее между активными процессами, общая организация виртуальной памяти.
  • Управление доступом к данным, что находятся на энергонезависимых носителях. Например, на оптических, жестких дисках и проч.
  • Сохранение сведений по ошибкам системы.
  • Обеспечение пользовательского интерфейса.

Командные языки — диалог с пользователем

Каким образом возможно управление данными операционных систем? Как и в большинстве интерактивных комплексов, пользователь может влиять на функционирование ОС, используя специальные командные языки.

Что же это? Командный язык — это компьютерный язык, на котором человек взаимодействует с интерактивной системой. Почему же командный? Каждая строка, что вводится человеком на терминале и отправляется системе, воспринимается в качестве команды пользователя по отношению к ОС.

Если рассматривать нишу командных языков со стороны общей системы языков взаимодействия человека с компьютером, то они будут относиться к разряду интерпретируемых. Их антагонисты — комплиментируемые языки.

Рассмотрим разницу между ними: комплиментируемым называется язык, если он требует, чтобы любая конструкция на нем была настолько замкнутой, что могла бы обеспечить возможность изолированной обработки без привлечения дополнительных языковых конструкций. В ином случае ее понимание не может гарантироваться. Интерпретируемые языки понятны и без соответствия подобному требованию.

Управление процессами

Рассмотрим управление процессами в операционных системах. ОС контролирует следующую деятельность, с ними связанную:

  • Как создание, так и удаление процессов.
  • Синхронизация.
  • Планирование.
  • Коммуникация.
  • Разрешение тупиковых ситуаций.

Надо отметить, что за время своей «жизни» процесс многократно изменяет собственное состояние:

  • Новый. Только что созданный процесс.
  • Выполняемый. Команды программы в это время выполняются в CPU.
  • Ожидающий. Процесс ожидает завершения какого-либо события. Чаще всего последним выступает операция ввода/вывода.
  • Готовый. Процесс, что ожидает освобождения CPU.
  • Завершенный. Процесс, что полностью завершил свою работу.

Отметим, что переход из одного такого состояния в другое не может быть произвольным.

Во многих ОС информация о каждом процессе хранится в специальной таблице операционных процессов. Каждый из них представлен в операционной системе определенным набором данных. Это комплекс значений, параметров, что характеризуют текущее состояние процесса. Он и используется ОС для управления прохождением конкретного процесса через компьютер.

Как создается вычислительный процесс в данном случае? Здесь два пути: непосредственно введенной с клавиатуры командой либо через командный файл. Процесс включает в себя как минимум загрузку приложения и создание специальных управляющих блоков.

В результате этого появляется качественно новый процесс, который позже включается в мультипрограммную смесь. После этого ОС уже начинает его видеть. Сам процесс находится в состоянии готовности.

Таблица процессов ОС

Процессы, таким образом, функционируют, работают под управлением операционной системы. Представим краткую таблицу процессов ОС:

  • Раздел «Управление процессом»: регистры, счетчики команд, указатели стека, состояние процесса, его приоритет, параметры планирования, идентификаторы процессов, родительские процессы, группы процессов, время запуска процесса, процессорное использованное время.
  • Раздел «Управление памятью»: указатели на текстовые сегменты, указатели на сегменты данных, указатели на сегменты стека.
  • «Управление файлами»: рабочие каталоги, корневой каталог, идентификаторы пользователя, дескрипторы файла, идентификаторы группы.

Управление памятью

Разберем еще один важный аспект: управление памятью в операционных системах.

Необходимо отметить, что именно память — важнейший ресурс, что требует наиболее тщательного управления со стороны мультипрограммных ОС. Чем же обеспечивается ее особая роль? Процессор может исполнять инструкции приложений, программ лишь в том случае, если они находятся в компьютерной памяти.

В ранних ОС управление памятью было простым: программа и ее необходимые данные загружались с какого-либо внешнего накопителя данных (оптического диска, перфоленты, магнитной ленты и прочее) в память компьютера. С появлением мультипрограммирования ситуация в корне изменилась. Возникла новая задача: распределение памяти компьютера между несколькими работающими приложениями.

Главные задачи ОС по управлению памятью

Продолжаем рассказывать о средствах управления в операционных системах. Выделим главные задачи ОС по управлению памятью компьютера:

  • Отслеживание сегментов свободной и занятой памяти.
  • Выделение памяти определенным процессам и освобождение ее по их окончании.
  • Вытеснение как кодов, так и данных процессов из оперативной памяти на диск — полное или частичное. Применяется в том случае, когда объемов основной памяти недостаточно для размещения в ней всех процессов. Когда ОП освобождается, операционная система возвращает процессы на место.
  • Настройка адресов программ и приложений на конкретные зоны физической памяти.

Дополнительные функции ОС по управлению памятью ПК

Рассмотрим дополнительные задачи, которые выполняет в данном случае система:

  • Динамическое распределение памяти устройства. Под этим подразумевается выполнение запросов приложений на выделение им дополнительного резервуара памяти на время выполнения.
  • Создание новых информационных служебных структур — буферов, описателей потоков и процессов.
  • Защита памяти. Состоит в том, чтобы не позволить конкретному выполняемому процессу записывать или читать данные, относящиеся к иному действию.

Как мы уже говорили, оперативной памяти хватает не для всех процессов. Поэтому ОС подключает внешнюю, дисковую. Это заключается в следующих действиях системы:

  • Подкачка. Здесь процесс полностью загружается в память для дальнейшей работы.
  • Виртуальная память. В этом случае процесс частично загружается для выполнения какой-либо задачи.

Еще раз отметим, что большие процессы лишь временно выгружаются ОС на жесткий диск. После того как «оперативка» освобождается, система возвращает их снова на место.

Операционная система — это целый комплекс программного обеспечения, осуществляющий управление компьютером. То есть его памятью, процессами, ресурсами. Еще одна важная функция ОС: выстроить взаимодействие компьютерной системы с человеком, пользователем. Это достигается при использовании специальных инструментов — командных языков.

Командный язык shell (в переводе - раковина, скорлупа) фактически есть язык программирования очень высокого уровня. На этом языке пользователь осуществляет управление компьютером. Обычно, после входа в систему вы начинаете взаимодействовать с командной оболочкой. Признаком того, что оболочка (shell) готова к приему команд служит выдаваемый ею на экран промптер. В простейшем случае это один доллар ("$"). Shell не является необходимым и единственным командным языком (хотя именно он стандартизован в рамках POSIX - стандарта мобильных систем). Например, немалой популярностью пользуется язык cshell, есть также kshell, bashell и другие. Более того, каждый пользователь может создать свой командный язык. Может одновременно на одном экземпляре операционной системы работать с разными командными языками. shell - это одна из многих команд UNIX. То есть в набор команд оболочки "shell" входит команда "sh" - вызов интерпретатора "shell". Первый "shell" вызывается автоматически при вашем входе в систему и выдает на экран промтер. После этого вы можете вызывать на выполнение любые команды, в том числе и снова сам "shell", который вам создаст новую оболочку внутри прежней. Так например, если вы подготовите в редакторе файл "file_1":

Echo Hello!

то это будет обычный текстовый файл, содержащий команду "echo", которая при выполнении выдает все написанное правее ее на экран. Можно сделать файл "file_1" выполняемым с помощью команды "chmod 755 file_1". Но его можно выполнить, вызвав явно команду "sh" ("shell"):

Sh file_1

Sh < file1

Файл можно выполнить и в текущем экземпляре "shell". Для этого существует специфическая команда "." (точка), т.е.

File_1

Поскольку UNIX - система многопользовательская, вы можете даже на персональном компьютере работать параллельно, скажем, на 12-ти экранах (переход с экрана на экран ALT/функциональная клавиша), имея на каждом экране нового (или одного и того же) пользователя со своей командной оболочкой. Можете и в графическом режиме X-Window также открыть большое число окон, а в каждом окне может быть свой пользователь со своей командной оболочкой... Стержневым элементом языка shell является команда.

Структуры команд:

Команды в shell обычно имеют следующий формат:

<имя команды> <флаги> <аргумент(ы)>

Например:

Ls -ls /usr/bin

Где ls - имя команды выдачи содержимого директория, -ls - флаги ("-" - признак флагов, l - длинный формат, s - об"ем файлов в блоках), /usr/bin - директорий, для которого выполняется команда. Эта команда выдаст на экран в длинном формате содержимое директория /usr/bin, при этом добавит информацию о размере каждого файла в блоках. К сожалению, такая структура команды выдерживается далеко не всегда. Не всегда перед флагами ставится минус, не всегда флаги идут одним словом. Есть разнообразие и в представлении аргументов. К числу команд, имеющих экзотические форматы, относятся и такие "ходовые" команды, как сс - вызов компилятора языка С, tar - работа с архивами, dd - копирование файла с преобразованием, find - поиск файлов и ряд других. Как правило, первое слово shell воспринимает, как команду. Поэтому в командной строке

первое слово будет расшифровано shell, как команда (конкатенации), которая выдаст на экран файл с именем "cat" (второе слово), находящийся в текущем директории. Перенаправление команд Стандартный ввод (вход) - "stdin" в ОС UNIX осуществляется с клавиатуры терминала, а стандартный вывод (выход) - "stdout" направлен на экран терминала. Существует еще и стандартный файл диагностических сообщений - "stderr", о котором речь будет чуть позже. Команда, которая может работать со стандартным входом и выходом, называется ФИЛЬТРОМ. Пользователь имеет удобные средства перенаправления ввода и вывода на другие файлы (устройства). Символы ">" и ">>" обозначают перенаправление вывода. ls >file_1 команда "ls" сформирует список файлов текущего каталога и поместит его в файл "file_1" (вместо выдачи на экран). Если файл "file_1" до этого существовал, то он будет затерт новым.

Pwd >>file_1

команда pwd сформирует полное имя текущего каталога и поместит его в конец файла "file_1", т.е. ">>" добавляет в файл, если он непустой. Символы "<" и "<<" обозначают перенаправление ввода.

Wc -l

подсчитает и выдаст на экран число строк в файле file_1.

Ed file_2 <

создаст с использованием редактора файл "file_2", непосредственно с терминала. Окончание ввода определяется по символу, стоящему правее "<<" (т. е. "!"). То есть ввод будет закончен, когда первым в очередной строке будет "!". Можно сочетать перенаправления. Так

Wc -l file_4

Wc -l >file_4

выполняются одинаково: подсчитывается число строк файла "file_3" и результат помещается в файл "file_4". Средство, объединяющее стандартный выход одной команды со стандартным входом другой, называется КОНВЕЙЕРОМ и обозначается вертикальной чертой "|".

Ls | wc -l

список файлов текущего каталога будет направлен на вход команды "wc", которая на экран выведет число строк каталога. Конвейером можно объединять и более двух команд, когда все они, возможно кроме первой и последней - фильтры:

Cat file_1 | grep -h result | sort | cat -b > file_2

Данный конвейер из файла "file_1" ("cat") выберет все строки, содержащие слово "result" ("grep"), отсортирует ("sort") полученные строки, а затем пронумерует ("cat -b") и выведет результат в файл "file_2". Поскольку устройства в ОС UNIX представлены специальными файлами, их можно использовать при перенаправлениях. Специальные файлы находятся в каталоге "/dev". Например, "lp" - печать; "console" - консоль; "ttyi" - i-ый терминал; "null" - фиктивный (пустой) файл (устройство). Тогда, например,

Ls > /dev/lp

выведет содержимое текущего каталога на печать, а file_1 < /dev/null обнулит файл "file_1".

Sort file_1 | tee /dev/lp | tail -20

В этом случае будет отсортирован файл "file_1" и передан на печать, а 20 последних строк также будут выданы на экран. Вернемся к перенаправлению выхода. Стандартные файлы имеют номера:

0 - stdin, 1 - stdout 2 - stderr. Если вам не желательно иметь на экране сообщение об ошибке, вы можете перенаправить его с экрана в указанный вами файл (или вообще "выбросить", перенаправив в файл "пустого устройства" - /dev/null). Например при выполнении команды

Cat file_1 file_2

которая должна выдать на экран последовательно содержимое файлов "file_1" и "file_2", выдаст вам, например, следующее

111111 222222 cat: f2: No such file or directory

где 111111 222222 - содержимое файла "file_1", а файл "file_2" отсутствует, о чем команда "cat" выдала сообщение в стандартный файл диагностики, по умолчанию, как и стандартный выход, представленный экраном. Если вам не желательно такое сообщение на экране, его можно перенаправить в указанный вами файл:

Cat file_1 file_2 2>f-err

сообщения об ошибках будут направляться (об этом говорит перенаправление "2>") в файл "f-err". Кстати, вы можете всю информацию направлять в один файл "ff", использовав в данном случае конструкцию

Cat file_1 file_2 >>ff 2>ff

Можно указать не только какой из стандартных файлов перенаправлять, но и в какой стандартный файл осуществить перенаправление.

Cat file_1 file_2 2>>ff 1>&2

Здесь сначала "stderr" перенаправляется (в режиме добавления) в файл "ff", а затем стандартный выход перенаправляется на "stderr", которым к этому моменту является файл "ff". То есть результат будет аналогичен предыдущему. Конструкция "1>&2" - означает, что кроме номера стандартного файла, в который перенаправить, необходимо впереди ставить "&"; вся конструкция пишется без пробелов. <- закрывает стандартный ввод. >- закрывает стандартный вывод. Командные файлы. Для того, чтобы текстовый файл можно было использовать как команду, существует несколько возможностей. Пусть с помощью редактора создан файл с именем "cmd", содержащий одну строку следующего вида:

Date; pwd; ls

Можно вызвать shell как команду, обозначаемую "sh", и передать ей файл "cmd", как аргумент или как перенаправленный вход, т.е.

$ sh cmd

$ sh

В результате выполнения любой из этих команд будет выдана дата, затем имя текущего каталога, а потом содержимое каталога. Более интересный и удобный вариант работы с командным файлом - это превратить его в выполняемый, т.е. просто сделать его командой, что достигается изменением кода защиты. Для этого надо разрешить выполнение этого файла. Например,

Chmod 711 cmd

сделает код защиты "rwx__x__x". Тогда простой вызов

приведет к выполнению тех же трех команд. Результат будет тот же, если файл с содержимым

Date; pwd; ls

представлен в виде: date pwd ls так как переход на другую строку также является разделителем в последовательности команд. Таким образом, выполняемыми файлами могут быть не только файлы, полученные в результате компиляции и сборки, но и файлы, написанные на языке shell. Их выполнение происходит в режиме интерпретации с помощью shell-интерпретатора

Отладка командных файлов

В SHELL используются два механизма отладки командных файлов. Первый из них: set -v выводит строки командного файла по мере их чтения. Этот режим применяется при поиске синтаксических ошибок. Для его использования не требуется производить модификацию командного файла, например: sh -v proc... здесь proc - имя командного файла. Ключ -v может использоваться вместе с ключом -n, предотвращающим выполнение следующих за ним команд (команда set -n блокирует терминал до тех пор, пока не вводится признак конца файла EOF). Команда set -х выводит команды по мере их выполнения, причём на терминал выводятся строки программы и на место переменных подставляются их значения. Для отмены ключей -x и -v можно воспользоваться командой set - а для установки - присвоить соответствующее значение макропеременной. СРЕДА SHELL (ПЕРЕМЕННЫЕ И ПАРАМЕТРЫ) На языке shell можно писать командные файлы и с помощью команды "chmod" делать их выполняемыми. После этого они ни чем не отличаются от прочих команд ОС UNIX.

Shell-переменные

Имя shell-переменной - это начинающаяся с буквы последовательность букв, цифр и подчеркиваний. Значение shell-переменной - строка символов. То, что в shell всего два типа данных: строка символов и текстовый файл, с одной стороны, позволяет легко вовлекать в программирование конечных пользователей, никогда ранее программированием не занимавшихся, а с другой стороны, вызывает некий внутренний протест у многих программистов, привыкших к существенно большему разнообразию и большей гибкости языковых средств. Однако интересно наблюдать то, как высококлассные программисты, освоившись с "правилами игры" shell, пишут на нем программы во много раз быстрее, чем на Си, но, что особенно интересно, в ряде случаев эти программы работают даже быстрее, чем реализованные на Си. Имя переменной аналогично традиционному представлению об идентификаторе, т.е. именем может быть последовательность букв, цифр и подчеркиваний, начинающаяся с буквы или подчеркивания. Для присваивания значений переменным может использоваться оператор присваивания "=".

Var_1=13 - "13" - это не число, а строка из двух цифр. var_2="ОС UNIX" - здесь двойные кавычки (" ") необходимы, так как в строке есть пробел.

Возможны и иные способы присваивания значений shell-переменным. Так например запись,

DAT=`date`

приводит к тому, что сначала выполняется команда "date" (обратные кавычки говорят о том, что сначала должна быть выполнена заключенная в них команда), а результат ее выполнения, вместо выдачи на стандартный выход, приписывается в качестве значения переменной, в данном случае "DAT". Можно присвоить значение переменной и с помощью команды "read", которая обеспечивает прием значения переменной с (клавиатуры) дисплея в диалоговом режиме. Обычно команде "read" в командном файле предшествует команда "echo", которая позволяет предварительно выдать какое-то сообщение на экран. Например:

Echo -n "Введите трехзначное число:" read x

При выполнении этого фрагмента командного файла, после вывода на экран сообщения

Введите трехзначное число:

интерпретатор остановится и будет ждать ввода значения с клавиатуры. Если вы ввели, скажем, "753" то это и станет значением переменной "x". Одна команда "read" может прочитать (присвоить) значения сразу для нескольких переменных. Если переменных в "read" больше, чем их введено (через пробелы), оставшимся присваивается пустая строка. Если передаваемых значений больше, чем переменных в команде "read", то лишние игнорируются. При обращении к shell-переменной необходимо перед именем ставить символ "$". Так команды echo $var_2 echo var_2 выдадут на экран

ОС UNIX var_2 Экранирование

Рассмотрим более подробно приемы экранирования, используемые в shell. В качестве средств экранирования используются двойные кавычки (" "), одинарные кавычки (" ") и бэк-слэш (\). Из примеров очевидно их действие: Можно в одной строке записывать несколько приcваиваний.

X=22 y=33 z=$x A="$x" B="$x" C=\$x D="$x + $y + $z" E="$x + $y + $z" F=$x\ +\ $y\ +\ $z

(присваивание G=$x+$y не было бы выполнено из-за пробелов) Тогда

Echo A = $A B = $B C = $C echo D = $D E = $E F = $F eval echo evaluated A = $A eval echo evaluated B = $B eval echo evaluated C = $C

Выдадут на экран

A = 22 B = $x C = $x D = 22 + 33 + 22 E = $x + $y + $z F = 22 + 33 + 22 evaluated A = 22 evaluated B = 22 evaluated C = 22

Приведем еще примеры, связанные с экранированием перевода строки. Пусть переменной "string" присвоено значение "массива" 2x3: abc def Обратим внимание, что для избежания присваивания лишних пробелов вторая строка массива начата с первой позиции следующей строки: string="abc def" Тогда три варианта записи переменной в команде "echo" echo $string echo "$string" echo "$string" дадут соответственно три различных результата: abc def $string abc def а последовательность команд echo "str_1 str_2" > file_1 echo "str_1 str_2" > file_2 cat file_1 file_2 даст выдаст последовательно одинаковые файлы file_1 и file_2: str_1 str_2 str_1 str_2 Заметим также, что бэк-слэш (\) не только экранирует следующий за ним символ, что позволяет использовать специальные символы просто как символы, представляющие сами себя (он может экранировать и сам себя - \\), но в командном файле бэк-слэш позволяет об"единять строки в одну (экранировать конец строки). Например, приводившийся ранее пример командной строки:

Cat file_1 | grep -h result | sort | cat -b > file_2

может быть записан в командном файле, скажем, как

Cat file_1 | grep -h \ result | sort | cat -b > file_2

Кстати, эффект продолжения командной строки обеспечивает и символ конвейера. В данном случае это может дать более симпатичный результат, например:

Cat file_1 | grep -h result | sort | cat -b > file_2

Манипуляции с shell-переменными Несмотря на то, что shell-переменные в общем случае воспринимаются как строки, т. е. "35" - это не число, а строка из двух символов "3" и "5", в раде случаев они могут интерпретироваться иначе, например, как целые числа. Разнообразные возможности имеет команда "expr". Проиллюстрируем некоторые на примерах: Выполнение командного файла:

X=7 y=2 a=`expr $x + $y` ; echo a=$a a=`expr $a + 1` ; echo a=$a b=`expr $y - $x` ; echo b=$b c=`expr $x "*" $y` ; echo c=$c d=`expr $x / $y` ; echo d=$d e=`expr $x % $y` ; echo e=$e

выдаст на экран

A=9 a=10 b=-5 c=14 d=3 e=1

Операция умножения ("*") обязательно должна быть заэкранирована, поскольку в shell этот значок воспринимается, как спецсимвол, означающий, что на это место может быть подставлена любая последовательность символов. С командой "expr" возможны не только (целочисленные) арифметические операции, но и строковые:

A=`expr "cocktail" : "cock"` ; echo $A B=`expr "cocktail" : "tail"` ; echo $B C=`expr "cocktail" : "cook"` ; echo $C D=`expr "cock" : "cocktail"` ; echo $D

На экран будут выведены числа, показывающее число совпадающих символов в цепочках (от начала). Вторая из строк не может быть длиннее первой:

4 0 0 0

Экспорт переменных В ОС UNIX существует понятие процесса. Процесс возникает тогда, когда запускается на выполнение какая-либо команда. Например, при наборе на клавиатуре "р " порождается процесс "р". В свою очередь "р" может породить другие процессы. Допустим, что "р" вызывает "р1" и "р2", которые последовательно порождают соответствующие процессы. У каждого процесса есть своя среда - множество доступных ему переменных. Например, до запуска "р" уже существовала среда, в которой уже были определены некоторые переменные. Запуск "р" порождает новую среду; уже в ней будут порождены "р1" и "р2". Переменные локальны в рамках процесса, в котором они объявлены, т.е. где им присвоены значения. Для того, чтобы они были доступны и другим порождаемым процессам, надо передать их явным образом. Для этого используется встроенная команда "export".

Параметры

В командный файл могут быть переданы параметры. В shell используются позиционные параметры (т.е. существенна очередность их следования). В командном файле соответствующие параметрам переменные (аналогично shell-переменным) начинаются с символа "$", а далее следует одна из цифр от 0 до 9: Пусть "examp-1" вызывается с параметрами "cock" и "tail". Эти параметры попадают в новую среду под стандартными именами "1" и "2". В (стандартной) переменной с именем "0" будет храниться имя вызванного расчета. При обращении к параметрам перед цифрой ставится символ доллара "$" (как и при обращении к переменным): $0 соответствует имени данного командного файла; $1 первый по порядку параметр; $2 второй параметр и т.д. Поскольку число переменных, в которые могут передаваться параметры, ограничено одной цифрой, т.е. 9-ю ("0", как уже отмечалось имеет особый смысл), то для передачи большего числа параметров используется специальная команда "shift". Своеобразный подход к параметрам дает команда "set". Например, фрагмент

Set a b с echo первый=$1 второй=$2 третий=$3

выдаст на экран

Первый=a второй=b третий=c

т.е. команда "set" устанавливает значения параметров. Это бывает очень удобно. Например, команда "date" выдает на экран текущую дату, скажем, "Mon May 01 12:15:10 2000", состоящую из пяти слов, тогда

Set `date` echo $1 $3 $5

выдаст на экран

Mon 01 2000

Команда "set" позволяет также осуществлять контроль выполнения программы, например: set -v на терминал выводятся строки, читаемые shell. set +v отменяет предыдущий режим. set -x на терминал выводятся команды перед выполнением. set +x отменяет предыдущий режим. Команда "set" без параметров выводит на терминал состояние программной среды.

Подстановки shell-интерпретатора

Перед началом непосредственной интерпретации и выполнением команд, содержащихся в командных файлах, shell выполняет различные виды подстановок: 1. ПОДСТАНОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Выполняются все команды, заключенные в обратные кавычки, и на их место подставляется результат. 2. ПОДСТАНОВКА ЗНАЧЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ И ПЕРЕМЕННЫХ. То есть слова, начинающиеся на "$", заменяются соответствующими значениями переменных и параметров. 3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОБЕЛОВ. Заэкранированные пробелы игнорируются. 4. ГЕНЕРАЦИЯ ИМЕН ФАЙЛОВ. Проверяются слова на наличие в них спецсимволов ("*", "?","") и выполняются соответствующие генерации. Программная среда Каждый процесс имеет среду, в которой он выполняется. Shell использует ряд переменных этой среды. Если вы наберете команду "set" без параметров, то на экран будет выдана информация о ряде стандартных переменных, созданных при входе в систему (и передаваемых далее всем вашим новым процессам "по наследству"), а также переменных, созданных и экспортируемых вашими процессами. Конкретный вид и содержание выдаваемой информации в немалой степени зависит от того, какая версия UNIX используется и как инсталлирована система.

Результат выполнения команды set без параметров (не полный):

HOME=/root PATH=/usr/local/bin:/usr/bin:/bin:.:/usr/bin/X11: IFS= LOGNAME=sae MAIL=/var/spool/mail/sae PWD=/home/sae/STUDY/SHELL PS1=${PWD}:" " PS2=> SHELL=/bin/bash

Прокомментируем значения переменных. HOME=/root - это имя домашнего директория, в котором пользователь оказывается после входа в систему. То есть, правильно набрав имя и пароль, я окажусь в директории "/root". PATH=/bin:/usr/bin:.:/usr/local/bin:/usr/bin/X11 - эта переменная задает последовательность файлов, которые просматривает "shell" в поисках команды. Имена файлов разделяются здесь двоеточиями. Последовательность просмотра соответствует очередности следования имен в тропе. Но первоначально поиск происходит среди так называемых встроенных команд. В число встроенных команд входят наиболее часто используемые команды, например "echo", "cd", "pwd", "date". После этого система просматривает директорий "/bin", в котором могут находиться команды "sh", "cp", "mv", "ls" и т.п. Затем директорий "/usr/bin" с командами "cat", "сс", "expr", "nroff", "man" и многими другими. Далее поиск происходит в текущем директории (".", или другое обозначение "пусто", т.е.""), где скорее всего находятся написанные вами команды. После набора командной строки и нажатия "shell" (после выполнения необходимых подстановок) распознает имя, соответствующее команде и осуществляет ее поиск в директориях, перечисленных в PATH. Если команда размещена вне этих директориев, она не будет найдена. Если присутствует несколько команд с одинаковым именем, то вызвана будет та, которая расположена в директории, просматриваемом первым. PATH, как и прочие переменные, можно легко менять, добавляя, переставляя или исключая директории. IFS= (Внутренний Разделитель Полей) перечисляет символы, которые служат для разделения слов (полей). Таковыми являются "пробел", "табуляция" и "перевод строки", поэтому здесь слева от присваивания ничего не видно и занято две строки. LOGNAME=root - имя входа ("имя" пользователя). MAIL=/var/spool/mail/root - имя файла, в который поступает (электронная) почта. PWD=/root - имя текущего директория PS1=${PWD}:" " - вид промтера. В данном случае в промптере будет выдаваться имя текущего директория двоеточие и пробел. То есть здесь будет "/root: ". PS2=> - этот промтер (здесь ">") используется как приглашение к продолжению ввода (в очередной строке) незаконченной команды. Например, наберите открывающую скобку "(" и после нажатия в следующей строке вы увидите этот промптер. Если пока не знаете, что дальше делать, наберите закрывающую скобку ")" и он исчезнет. SHELL=/bin/sh - эта переменная указывает оболочку, которую использует пользователь. В данном случае используется стандартный shell ("sh"). Исходная среда устанавливается автоматически при входе в систему с использованием файлов типа "/etc/rc" и "/etc/.profile". Один из способов просто изменит среду (например, тропу поиска команд, вид промтера, вид оболочки, цвет экрана и т.п.) можно, разместив эту информацию в своем домашнем директории в специализированном файле ".profile" (${HOME}/.profile), присвоив нужные значения переменным среды. То есть вызвать это файл в редактор и написать, что пожелаете). Тогда при каждом вашем входе в систему этот файл будет автоматически выполняться и устанавливать новую среду. Этот файл должен ОБЯЗАТЕЛЬНО размещаться в вашем ДОМАШНЕМ директории (директории входа). Следует иметь в виду, что имена файлов, начинающиеся с точки, вообще имеют особый статус. Так, они не выдаются на экран простой командой "ls" - необходимо вызывать эту команду с флагом "-a". Кстати, и не уничтожаются огульно командой "rm *". Сам интерпретатор shell автоматически присваивает значения следующим переменным (параметрам): ? значение, возвращенное последней командой; $ номер процесса; ! номер фонового процесса;

  1. число позиционных параметров, передаваемых в shell;
  • перечень параметров, как одна строка;

@ перечень параметров, как совокупность слов; - флаги, передаваемые в shell. При обращении к этим переменным (т.е при использовании их в командном файле - shell-программе) следует впереди ставить "$". Важную роль при создании уникальных файлов играет специальная переменная "$$", значение которой соответствует номеру процесса, выполняющего данный расчет. Каждый новый расчет, выполняемый компьютером, инициирует один или несколько процессов, автоматически получающих номера по порядку. Поэтому, используя номер процесса в качестве имени файла, можно быть уверенным, что каждый новый файл будет иметь новое имя (не запишется на место уже существующего). Достоинство является и главным недостатком такого способа именования файлов. Неизвестно, какие имена будут присвоены файлам. И, если в рамках данного процесса можно найти файл "не глядя", т.е., обратившись к нему, используя $$, то потом такие файлы можно легко потерять. Это создает дополнительные проблемы при отладке программ. Вызов интерпритатора Вслед за регистрацией пользователя в системе (с помощью команды login) вызывается интерпретатор языка SHELL. Если регистрационный справочник пользователя содержит файл.profile, то прежде чем с терминала будет принята хотя бы одна команда, интерпретатор выполняет этот файл (подразумевается, что файл.profile содержит команды). При вызове могут указываться следующие ключи: -c строка Команды считываются из заданной строки. -s Команды читаются из стандартного файла ввода. Сообщения интерпретатора записываются в стандартный файл диагностик. -i Интерактивный режим работы. Если первым символом параметра "0" является знак -, то команды считываются из файла.profile.

ПРОГРАММНЫЕ СТРУКТУРЫ===

Как во всяком языке программирования в тексте на языке shell могут быть комментарии. Для этого используется символ "#". Все, что находится в строке (в командном файле) левее этого символа, воспринимается интерпретатором как комментарий. Например,

# Это комментарий.

Как во всяком процедурном языке программирования в языке shell есть операторы. Ряд операторов позволяет управлять последовательностью выполнения команд. В таких операторах часто необходима проверка условия, которая и определяет направление продолжения вычислений.

Команда test ("")

Команда test проверяет выполнение некоторого условия. С использованием этой (встроенной) команды формируются операторы выбора и цикла языка shell. Два возможных формата команды:

Test условие

[ условие ]

мы будем пользоваться вторым вариантом, т.е. вместо того, чтобы писать перед условием слово "test", будем заключать условие в скобки, что более привычно для программистов. На самом деле shell будет распознавать эту команду по открывающей скобке "[", как слову, соответствующему команде "test". Между скобками и содержащимся в них условием обязательно должны быть пробелы. Пробелы должны быть и между значениями и символом сравнения или операции В shell используются условия различных "типов". УСЛОВИЯ ПРОВЕРКИ ФАЙЛОВ: -f file файл "file" является обычным файлом; -d file файл "file" - каталог; -с file файл "file" - специальный файл; -r file имеется разрешение на чтение файла "file"; -w file имеется разрешение на запись в файл "file"; -s file файл "file" не пустой.

УСЛОВИЯ ПРОВЕРКИ СТРОК: str1 = str2 строки "str1" и "str2" совпадают; str1 != str2 строки "str1" и "str2" не совпадают; -n str1 строка "str1" существует (непустая); -z str1 строка "str1" не существует (пустая). Примеры.

X="who is who"; export x; [ "who is who" = "$x" ]; echo $? 0 x=abc ; export x ; [ abc = "$x" ] ; echo $? 0 x=abc ; export x ; [ -n "$x" ] ; echo $? 0 x="" ; export x ; [ -n "$x" ] ; echo $? 1

Кроме того, существуют два стандартных значения условия, которые могут использоваться вместо условия (для этого не нужны скобки). УСЛОВИЯ СРАВНЕНИЯ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ: x -eq y "x" равно "y", x -ne y "x" неравно "y", x -gt y "x" больше "y", x -ge y "x" больше или равно "y", x -lt y "x" меньше "y", x -le y "x" меньше или равно "y". СЛОЖНЫЕ УСЛОВИЯ: Реализуются с помощью типовых логических операций: ! (not) инвертирует значение кода завершения. -o (or) соответствует логическому "ИЛИ". -a (and) соответствует логическому "И".

Условный оператор "if"

В общем случае оператор "if" имеет структуру

If условие then список

Здесь "elif" сокращенный вариант от "else if" может быть использован наряду с полным, т.е. допускается вложение произвольного числа операторов "if" (как и других операторов). Разумеется "список" в каждом случае должен быть осмысленный и допустимый в данном контексте. Самая усеченная структура этого оператора

If условие then список fi

если выполнено условие (как правило это ком получен код завершения "0", то выполняется "список", иначе он пропускается. Примеры. Пусть написан "if-1"

If [ $1 -gt $2 ]

then pwd else echo $0: Hello!

Тогда вызов if-1 12 11 даст /home/sae/STUDY/SHELL а if-1 12 13 даст if-1: Hello!

Оператор вызова ("case")

Оператор выбора "case" имеет структуру:

Case строка in

шаблон) список команд;; шаблон) список команд;; ... шаблон) список команд;;

Здесь "case" "in" и "esac" - служебные слова. "Строка" (это может быть и один символ) сравнивается с "шаблоном". Затем выполняется "список команд" выбранной строки. Непривычно выглядят в конце строк выбора ";;", но написать здесь ";" было бы ошибкой. Для каждой альтернативы может быть выполнено несколько команд. Если эти команды будут записаны в одну строку, то символ ";" будет использоваться как разделитель команд. Обычно последняя строка выбора имеет шаблон "*", что в структуре "case" означает "любое значение". Эта строка выбирается, если не произошло совпадение значения переменной (здесь $z) ни с одним из ранее записанных шаблонов, ограниченных скобкой ")". Значения просматриваются в порядке записи.

Оператор цикла с перечислением ("for")

Оператор цикла "for" имеет структуру:

For имя

do список команд done где "for" - служебное слово определяющее тип цикла, "do" и "done" - служебные слова, выделяющие тело цикла. Пусть команда "lsort" представлена командным файлом

For i in file_1 file_2 file_3 do proc_sort $i done

В этом примере имя "i" играет роль параметра цикла. Это имя можно рассматривать как shell-переменную, которой последовательно присваиваются перечисленные значения (i=file_1, i=file_2, i=file_3), и выполняется в цикле команда "proc_sort". Часто используется форма "for i in *", означающая "для всех файлов текущего каталога". Пусть "proc_sort" в свою очередь представляется командным файлом

Cat $1 | sort | tee /dev/lp > ${1}_sorted

т.е. последовательно сортируются указанные файлы, результаты сортировки выводятся на печать ("/dev/lp") и направляются в файлы file_1_sorted file_2_sorted и file_3_sorted

Оператор цикла с истинным условием ("while")

Структура "while", также обеспечивающая выполнение расчетов, предпочтительнее тогда, когда неизвестен заранее точный список значений параметров или этот список должен быть получен в результате вычислений в цикле. Оператор цикла "while" имеет структуру:

While условие

do список команд done где "while" - служебное слово определяющее тип цикла с истинным условием. Список команд в теле цикла (между "do" и "done") повторяется до тех пор, пока сохраняется истинность условия (т.е. код завершения последней команды в теле цикла равен "0") или цикл не будет прерван изнутри специальными командами ("break", "continue" или "exit"). При первом входе в цикл условие должно выполняться. Команда "break [n]" позволяет выходить из цикла. Если "n" отсутствует, то это эквивалентно "break 1". "n" указывает число вложенных циклов, из которых надо выйти, например, "break 3" - выход из трех вложенных циклов. В отличие от команды "break" команда "continue [n]" лишь прекращает выполнение текущего цикла и возвращает на НАЧАЛО цикла. Она также может быть с параметром. Например, "continue 2" означает выход на начало второго (если считать из глубины) вложенного цикла. Команда "exit [n]" позволяет выйти вообще из процедуры с кодом возврата "0" или "n" (если параметр "n" указан). Эта команда может использоваться не только в циклах. Даже в линейной последовательности команд она может быть полезна при отладке, чтобы прекратит выполнение (текущего) расчета в заданной точке.

Оператор цикла с ложным условием ("until")

Оператор цикла "until" имеет структуру:

Until условие

do список команд done где "until" - служебное слово определяющее тип цикла с ложным условием. Список команд в теле цикла (между "do" и "done") повторяется до тех пор, пока сохраняется ложность условия или цикл не будет прерван изнутри специальными командами ("break", "continue" или "exit"). При первом входе в цикл условие не должно выполняться. Отличие от оператора "while" состоит в том, что условие цикла проверяется на ложность (на ненулевой код завершения последней команды тела цикла) проверяется ПОСЛЕ каждого (в том числе и первого!) выполнения команд тела цикла. Пример.

Until false do

read x if [ $x = 5 ] then echo enough ; break else echo some more fi

Здесь программа с бесконечным циклом ждет ввода слов (повторяя на экране фразу "some more"), пока не будет введено "5". После этого выдается "enough" и команда "break" прекращает выполнение цикла.

Пустой оператор

Пустой оператор имеет формат

:

Ничего не делает. Возвращает значение "0".".

Функции в shell

Функция позволяет подготовить список команд shell для последующего выполнения. Описание функции имеет вид:

Имя() { список команд }

после чего обращение к функции происходит по имени. При выполнении функции не создается нового процесса. Она выполняется в среде соответствующего процесса. Аргументы функции становятся ее позиционными параметрами; имя функции - ее нулевой параметр. Прервать выполнение функции можно оператором "return [n]", где (необязательное) "n" - код возврата.

Обработка прерываний ("trap")

Бывает необходимо защитить выполнение программы от прерывания. Наиболее часто приходится встречаться со следующими прерываниями, соответствующими сигналам: 0 выход из интерпретатора, 1 отбой (отключение удаленного абонента), 2 прерывание от , 9 уничтожение (не перехватывается), 15 окончание выполнения. Для защиты от прерываний существует команда "trap", имеющая формат:

Trap "список команд" сигналы

Если в системе возникнут прерывания, чьи сигналы перечислены через пробел в "сигналы", то будет выполнен "список команд", после чего (если в списке команд не была выполнена команда "exit") управление вернется в точку прерывания и продолжится выполнение командного файла. Например, если перед прекращением по прерываниям выполнения какого то командного файла необходимо удалить файлы в "/tmp", то это может быть выполнено командой "trap":

Trap "rm /tmp/* ; exit 1" 1 2 15

которая предшествует прочим командам файла. Здесь, после удаления файлов будет осуществлен выход "exit" из командного файла.

Производственно-внедренческий кооператив

"И Н Т Е Р Ф Е Й С"

Диалоговая Единая Мобильная

Операционная Система

Демос/P 2.1

Командный язык

Москва

АННОТАЦИЯ

Описывается интерпретатор командного языка C-shell .
Описаны элементы языка, оператор И структура программ на C-
shell , а также встроенные возможности.

1. Командный язык C-shell

Взаимодействие пользователя и операционной системы осу-
ществляет интерпретатор команд - программа связи между поль-
зователем и операционной системой. Основная функция интерп-
ретатора - создание процессов, выполняющих задание (одну и
более команд) пользователя, сформулированное в виде предло-
жений (командных строк) некоторого формализованного языка -
языка взаимодействия с операционной системой. Такой язык
называют командным.

Командный язык позволяет выполнять различные задания
пользователя и управлять работой операционной системы.
Пользователи ДЕМОС используют несколько стандартных
командных языков, однако авторы решили ограничиться подроб-
ным описанием наиболее развитого и популярного из них -
командного языка C-shell .

C-shell - язык управления заданиями со свойствами уни-
версального языка программирования. Совмещение свойств
языка управления заданиями и универсального языка программи-
рования делает C-shell во многом схожим как с универсальными
алгоритмическими языками, так и с наиболее развитыми команд-
ными языками. Это отражено в самом названии языка C-shell :
C - от имени универсального языка программирования Си и
shell - язык взаимодействия пользователя с системой (бук-
вально "оболочка"). В качестве программы связи между поль-
зователем и операционной системой используется интерпретатор
csh , предназначенный для разбора и выполнения предложений на
языке C-shell . Интерпретатор csh работает в двух режимах:
интерактивном и неинтерактивном.

В интерактивном режиме пользователь формулирует задание
обычно в виде одной командной строки, после выполнения кото-
рого формулируется следующее, в виде другой командной
строки. В этом режиме можно выполнять задание из нескольких
командных строк, образующих фрагмент программы или всю прог-
рамму целиком. Такая программа может содержать условные
выражения и циклы.

В неинтерактивном режиме выполняется командный файл
(программа на языке C-shell ), в котором содержатся командные
строки и управляющие конструкции (операторы языка C-shell ).

1.1. Лексическая структура языка C-shell

Предложение на языке C-shell формулируется в виде
командной строки, которая может содержать команду ДЕМОС
(например, /bin/cat ), внутреннюю команду интерпретатора csh
(например, cd ), оператор языка программирования C-shell
(например, оператор цикла while ).

- 3 -

Командная строка состоит из списка слов и их разделите-
лей. Слово может включать имя переменной, файла, метасим-
волы и конструкции из них. Интерпретация слова может при-
вести к тому, что слово будет заменено списком слов, т.е.
строкой. В число переменных могут входить переменные, опре-
деленные программистом, так называемые переменные окружения
(с ними мы познакомимся ниже), и предопределенные переменные
интерпретатора csh . В общем случае интерпретатор csh выде-
ляет следующие лексемы в командной строке: слово, раздели-
тель слов и метасимвол.

Слово - это завершенная конструкция, которую распознает
интерпретатор csh . Разделителями слов в командной строке
могут быть пробелы, табуляции и перечисленные ниже символы:

; () <& lt; >& gt; & |

Если необходимо использовать эти символы в качестве части
слова, а не разделителя, то применяется экранирование симво-
лом \ . Например, если символу ; предшествует символ \ , он
будет восприниматься не как разделитель группы команд, а как
символ ";" слова, которому принадлежит. Некоторая часть
символов образует класс так называемых метасимволов - симво-
лов, имеющих специальное значение. Каждый из перечисленных
ниже символов имеет специальное значение в языке C-shell .
Специальное значение символа определяется контекстом слова
или командной строки

! # $ % : * , ?

{ } @ ~ . ^

Символ \ отменяет специальное значение части указанных мета-
символов.

После разбора командной строки и подстановки значений
переменных слово может "превратиться" в строку или остаться
словом, например именем файла. Интерпретатор csh позволяет
оперировать строками, полученными в результате интерпретации
слов в командной строке, осуществлять различные преобразова-
ния:

"строка " "строка " `строка `

Кавычки используются для управления режимом грамматического
разбора и интерпретации командной строки. Двойные и одинар-
ные кавычки можно экранировать символом \ . Если командная
строка занимает более одной строки, то ее можно продолжить
на следующей, поставив в конце символ \ .

Строка, заключенная в двойные кавычки, интерпретируется
csh , в ней используются специальные значения метасимволов и
выполняются подстановки значений переменных.

- 4 -

Строка, заключенная в одинарные правые кавычки (апост-
рофы), не интерпретируется. Все метасимволы и их последова-
тельности теряют свое специальное значение. В некоторых слу-
чаях символы

? . * ! ~

Сохраняют свое специальное значение и интерпретируются в
такой строке.

Строка, заключенная в левые одинарные кавычки, интерп-
ретируется как командная строка. Эта командная строка выпол-
няется и заменяется результатом ее выполнения.

Ниже перечислены лексемы - имена операторов языка C-
shell и внутренних команд интерпретатора csh :

alias endsw logout suspend
alloc eval newgrp switch
bg exec nice time
break exit nohup umask
breaksw fg notify unalias
case foreach onintr unhash
cd glob popd unlimit
chdir goto pushd unset
continue hashstat rehash unsetenv
default history repeat wait
dirs if set while
echo jobs setenv
else kill shift
end limit source
endif login stop

Имена предопределенных внутренних переменных интерпретатора
csh :

argv history nonomatch status
cdpath home notify time
checktime ignoreeof path verbose
child mail prompt
cwd noclobber savehist
echo noglob shell

В некоторых случаях одна лексема определяет и имя перемен-
ной, и имя внутренней команды интерпретатора csh . Тип лек-
семы определяется по контексту. Например, команда time хро-
нометрирует выполнение простой командной строки, а предопре-
деленная переменная с именем time используется для указания
интерпретатору, о каких заданиях выводить результаты хроно-
метрирования.

1.2. Форматы командных строк, перемещения по файловой сис-
теме

Интерпретатор csh получает задание в виде командной
строки или командного файла. Последовательность символов от
приглашения до символа перевод строки (\n ) является команд-
ной строкой. Командная строка может включать простую
команду, последовательность команд, группу команд, конвейер.
Задание может выполняться в синхронном или асинхронном режи-
мах. В результате разбора командной строки интерпретатор csh
запускает на выполнение один или более процессов.

Командой мы называем любой объектный или командный
файл, который может быть выполнен под управлением ДЕМОС.
Например, команда

pr -2 -w 39 -l 24 -t file

Выведет на экран дисплея содержимое файла file в две
колонки, строками по 39 символов и страницами по 24 строки.
Команда pr (объектный выполняемый файл которой размещен в
каталоге /bin ) выполняет собственно форматирование перед
выводом файла. Режимы работы команды pr задаются ключами, им
в командной строке предшествуют знаки минус или плюс. Знак
используется, чтобы можно было ключ отличить от имени файла.
Кроме того, в командной строке указано имя файла file , кото-
рый необходимо обработать команде pr . Прежде чем команда pr
начнет выполняться, интерпретатор выполнит следующую работу:

Проанализирует ошибки в командной строке;

Найдет выполняемый файл в одном из каталогов (в данном
случае - в /bin );

Передаст его на выполнение операционной системе вместе
с ключами и именем файла.

По завершению выполнения командной строки интерпретатор
csh напечатает приглашение (форма приглашения устанавлива-
ется пользователем). Это значит, что можно вводить следую-
щую командную строку. Командная строка объединяет несколько
слов, разделенных пробелами, первое из которых - собственное
имя команды.

Часто бывает необходимо выполнить последовательность
команд, в этом случае можно использовать символ ; , например:

cat <& lt; file ; pr -2 -w 39 -l 24 -t file

Эта командная строка приводит к выполнению двух команд:

- 6 -

Сначала file будет выведен на дисплей таким, какой он есть,
затем командой pr со всеми указанными преобразованиями.

Для управления последовательностями команд допускается
использование логических связок && и || , например:

cat <& lt; file && pr -2 -w 39 -l 24 -t file

В этом случае вторая команда выполнится, если успешно выпол-
нится первая, т.е. если file существует и его разрешено
читать.

cat <& lt; file1 || pr -2 -w 79 -l 24 -t file

И в этом случае вторая команда будет выполнена, даже если
первая не выполнится, например если file1 отсутствует.
Слова успешно выполнится имеют определенный смысл - завер-
шившийся процесс должен вернуть код завершения, равный нулю.
В некоторых версиях команд код нормального завершения про-
цесса не равен нулю.

Для группирования команд используются круглые скобки.
Группа команд, заключенная в скобки, выполняется как самос-
тоятельная командная строка и не влияет на внутренние пере-
менные других частей командной строки, например:

ls -l; (cat <& lt; f1 && cat <& lt; f2 ) && date

Сначала выдается листинг рабочего каталога, затем выполня-
ется группа команд в скобках и, если оба файла существуют и
разрешено их чтение, выполняется команда date . Для безоши-
бочного разбора командной строки интерпретатором csh требу-
ется, чтобы около скобок находились либо ; , либо && , либо | ,
либо || , либо метасимволы перенаправления ввода-вывода.

Когда бывает необходимо организовать последовательную
обработку потока данных, используются межпроцессные каналы.
Один процесс выводит поток данных в канал, другой читает из
него. Если необходимо расширить число взаимодействующих про-
цессов, то образуется конвейер команд. Для обозначения в
командной строке межпроцессного канала выделен символ | ,
например:

cat -n <& lt; file | pr -2 -w 39 -l 24 -t

Команда cat проставляет номера строк в file (ключ n ), и ее
вывод передается команде pr для форматирования. Результат
выводится на экран дисплея.

sort file | cat -n | pr -2 -w 39 -l 24 >& gt;>& gt; file2

Команда sort сортирует файл; cat - проставляет номера строк;
pr - форматирует вывод и дописывает его в file2 . Команды в

- 7 -

Конвейере можно разделять с помощью логических связок && и
|| , группировать круглыми скобками, разделять ; , например:

(cat <& lt; f1 && date ) && (cat -n <& lt; f1 | sort ); date

Если имеется файл f1 , он выводится на дисплей, затем выво-
дится дата, а команда cat , пронумеровав строки, направляет
файл на сортировку. На экран выводятся результат сортировки
и дата. Если f1 отсутствует или его нельзя читать, то выво-
дится только дата.

Интерпретатор позволяет перейти к приему новой команд-
ной строки, не дожидаясь завершения предыдущей. Такой режим
выполнения называют асинхронным или параллельным. Это дает
возможность пользователю запустить на выполнение несколько
командных строк и продолжать работу в интерактивном режиме.
Символ & в конце командной строки используют, когда необхо-
димо выполнить ее асинхронно, например:

cat -n <& lt; f1 | pr -2 -w 39 -l 24 -t >& gt; f2 &

Команда cat выводит строки с номерами, команда pr формати-
рует их, вывод направляется в f2 .

Часто при наборе командной строки возникают ошибки,
которые можно исправить простыми средствами.

Клавиша ЗБ (DEL ) дисплея используется для удаления сим-
вола, около которого находится курсор.

Символ СУ/W (CTRL/W ) позволяет удалить последнее слово
командной строки.

Символ СУ/U (CTRL/U ) позволяет удалить всю строку.

Перемещения по файловой системе выполняются командами
cd , popd и pushd . Интерпретатор хранит путь от регистраци-
онного к рабочему каталогу (его имя хранится в предопреде-
ленной переменной cwd ), а также поддерживает стек каталогов,
содержимое которого выводится по команде dirs . Команды
pushd и popd используются для переходов по дереву каталогов
файловой системы и модификации содержимого стека каталогов.
Команда cd не меняет содержимого стека каталогов. Элементы
стека нумеруются от 1, начиная от вершины стека.

Команда popd без аргументов равносильна команде cd
имя_номер_2 стека имен каталогов, т.е. осуществляется пере-
ход в новый каталог, имя которого определяется автомати-
чески. Имя _номер _1 из стека имен каталогов удаляется,

Команда popd +число удаляет имя _номер _(1+число ) из стека,
остальные элементы стека сохраняются с новыми номерами. При
этом переход в другой каталог не осуществляется.

- 8 -

Команда pushd меняет порядок имен в стеке имен катало-
гов и увеличивает их число на 1. Команда pushd без аргумен-
тов равносильна команде cd имя _номер _2 стека. При этом
имя _с _номером _2 ставится в вершину, а имя _с _номером _1 - на
его место в стеке (остальные элементы стека остаются на
своих местах). Команда pushd каталог равносильна команде cd
каталог, при этом каталог записывается в вершину стека,
остальные элементы стека сохраняются с новыми номерами.
Команда pushd +число равносильна команде cd
имя _с _номером _(1+число ). При этом имя _с _номером _(1+число )
ставится в вершину стека, а число имен переписывается в
конец стека в том порядке, в котором они следовали от вер-
шины стека. Другие элементы стека остаются без изменений.

1.3. Управление вводом и выводом

В ДЕМОС используются так называемые стандартный ввод,
стандартный вывод и стандартный вывод диагностических сооб-
щений. Стандартный ввод определяет источник данных для
команды, стандартный вывод - приемник данных, стандартный
вывод диагностических сообщений - приемник сообщений об
ошибках.

Существуют два режима управления вводом и выводом: пер-
вый - режим умолчания; второй - режим с явным указанием
источника и/или приемника данных. В режиме умолчания в
качестве стандартного ввода (источника) используется клавиа-
тура дисплея, в качестве стандартного вывода и стандартного
вывода ошибок (приемники) - экран дисплея. Интерпретатор
позволяет менять (переадресовывать) источник и приемники
данных. Переадресация осуществляется с помощью разделителей
специального вида. Для указания направления ввода (источ-
ника) используются следующие разделители:

<& lt;, <& lt;<& lt;, <& lt;<& lt; слово

Если разделитель не указан, ввод осуществляется с клавиатуры
дисплея (стандартный ввод).

Для указания направления вывода (приемника) использу-
ются следующие разделители:

>& gt; >& gt;>& gt; |
>& gt;& >& gt;>& gt;& |&
>& gt;! >& gt;>& gt;!
>& gt;&! >& gt;>& gt;&!

Если разделитель не указан, вывод осуществляется на экран
дисплея (стандартный вывод и стандартный вывод ошибок).

Метасимвол & используется, когда необходимо сообщения
об ошибках выводить вместе со стандартным выводом, а не на
экран. Метасимвол ! используется, когда необходимо временно

- 9 -

Отменить действие некоторых ключей.

Для управления режимами ввода-вывода используются зна-
чения ключей noclobber , noglob и nonomatch . Если ключи уста-
новлены, то выполняется особый режим выполнения операций
ввода-вывода. Установку и отмену ключей выполняют с помощью
команд set и unset . Например:

set noclobber или unset noclobber

Рассмотрим подробнее управление вводом:

<& lt; имя _файла
открывается файл, который читается вместо чтения с кла-
виатуры дисплея;

<& lt;<& lt; слово
в качестве ввода используется ввод с клавиатуры дисп-
лея. Ввод прекращается, когда введенная строка будет
идентична слову. Например:

cat >& gt; file <& lt;<& lt; mmm
0123
3456
6789
mmm

Команда cat создает file и ждет ввода с клавиатуры
дисплея. Каждая введенная строка сравнивается с mmm .
Если она отличается от mmm , то записывается в file .
Если она идентична mmm , ввод прекращается и file закры-
вается. Строка mmm в выходной файл не вводится. Ана-
логичную конструкцию можно использовать в командном
файле.

Рассмотрим подробнее управление выводом:

>& gt; имя _файла
результат направляется в указанный файл.

>& gt;! имя _файла
восклицательный знак отменяет действие ключа noclobber .
Ключ запрещает вывод в файл, если он к этому моменту
существует и не является специальным файлом (например,
/dev /tty *). Допустим, существуют файлы с именем file1
и file2 и выполнена команда

set noclobber

Тогда команда

cat <& lt; file2 >& gt; file1

Не выполнится, а команда

cat <& lt; file2 >& gt;! file1

Выполнится. Предопределенная переменная noclobber
используется как ключ, запрещающий случайное поврежде-
ние существующих файлов. Конструкции >& gt;! , >& gt;>& gt;! , >& gt;&! и
>& gt;>& gt;&! отменяют действие этого ключа для указанного в
командной строке файла.

>& gt;& имя _файла или >& gt;&! имя _файла
в первом случае диагностические сообщения направляются
в файл, во втором - будет сделано то же, но с отменой
действия ключа noclobber .

>& gt;>& gt; имя _файла или >& gt;>& gt;! имя _файла
вывод помещается в конец файла. Если файл отсутствует,
то он создается, во втором - будет сделано то же, но с
отменой действия ключа noclobber .

>& gt;>& gt;& имя _файла или >& gt;>& gt;&! имя _файла
в первом случае csh добавит диагностические сообщения в
файл, во втором случае будет сделано то же, но с отме-
ной действия ключа noclobber .

Можно запретить изменение расширения имени файла. Для
этой цели используется ключ noglob . В общем случае имя
файла имеет вид: основа _имени . суффикс . Если установлен ключ
noglob , изменение суффиксов имен существующих файлов будет
порождать состояние ошибки. Чтобы отменить действие этого
ключа для конкретных файлов, в командных строках можно ука-
зывать те же конструкции, что и при использовании ключа
noclobber .

Существует возможность перенаправления сообщений об
ошибках в конвейере. С этой целью используется конструкция
|& . Ее использование в конвейере приведет к тому, что все
диагностические сообщения будут направлены не на экран дисп-
лея (стандартный вывод ошибок), а вместе с остальным выво-
дом. Например, сообщения об ошибках в конвейере

cat <& lt; file1 |& pr -w 79 -l 24 >& gt; file2

Будут направлены не на стандартный вывод (экран дисплея), а
через pr в file2 .

1.4. Управление процессами

Процесс является основным объектом ДЕМОС, может выпол-
няться синхронно и асинхронно. Синхронный процесс - это

- 11 -

Процесс, который на все время выполнения прерывает связь
между пользователем и интерпретатором, асинхронный процесс
выполняется параллельно с csh . Командная строка может
порождать несколько процессов, каждому из которых присваива-
ется уникальный номер - идентификатор. Идентификатор исполь-
зуется для управления процессом. Существуют два типа иденти-
фикаторов процесса: системный и внутренний. Системный иден-
тификатор процесса выводится командой ps и относится к каж-
дому процессу. Каждому системному идентификатору процесса
ставиться в соответствие уникальный внутренний идентифика-
тор. Внутренний идентификатор процесса известен только
пользователю, относится ко всем процессам, порожденным одной
командной строкой, и используется для управления процессом в
командах fg , bg , stop , kill , notify . Процесс может нахо-
диться в двух состояниях - выполняться или быть приостанов-
ленным. Механизм управления процессом включает следующие
средства:

Завершение выполнения синхронного (асинхронного) про-
цесса;

Приостановление (возобновление) выполнения синхронного
(асинхронного) процесса;

Изменение режима выполнения процесса с синхронного на
асинхронный и наоборот;

Вывод сообщения о состояниях асинхронного процесса
после его завершения или в момент изменения;

Управление вводом-выводом при выполнении процесса;

Послать сигнал процессу;

Управление ресурсами процесса.

Сведения о процессах хранятся интерпретатором в виде
таблицы. Актуальное состояние таблицы можно получить,
выполнив команду jobs или jobs -l . Во втором случае выво-
дится более подробная информация. После выполнения команды
jobs получим, например:

Остановлен cc -c *.o
- Остановлен make install
+ Остановлен red file
Выполняется sort file >& gt; result &
Выполняется mx -q -N -u -s *.m >& gt; out &

Каждая строка таблицы содержит сведения о конкретном про-
цессе. В квадратных скобках указан внутренний идентификатор
процесса. Существует несколько способов указания идентифи-
катора в командной строке при ссылке на элемент таблицы про-
цессов:

% или %+
последний из приостановленных;

%-
предпоследний из приостановленных;

% номер
любой с таким внутренним идентификатором;

% символы
любой с такими первыми символами строки;

%? шаблон ?
любой процесс с таким шаблоном в строке.

Запуск синхронного процесса осуществляется в результате
выполнения командной строки, на конце которой нет символа & .
Чтобы прекратить выполнение синхронного процесса, необходимо
напечатать символ СУ/C (CTRL/C ). Если нужно прекратить
выполнение синхронного процесса с сохранением в файле образа
памяти, то необходимо напечатать символ СУ/\ (CTRL/\ ). При
этом в рабочем каталоге будет записан файл с именем core .
Файл core является копией памяти, которую занимал в ОЗУ про-
цесс в момент, когда был послан сигнал СУ/\ .

Синхронный процесс может выводить информацию на экран
дисплея. В этом случае, чтобы приостановить вывод, необхо-
димо напечатать символ СУ/S (CTRL/S ), чтобы продолжить
выполнение, необходимо напечатать символ СУ/Q (CTRL/Q ).
Если синхронный процесс не выводит информацию на дисплей,
чтобы его приостановить, необходимо напечатать символ СУ/Z
(CTRL/Z ), а чтобы продолжить - напечатать fg или % . Описан-
ные способы управления синхронным процессом существенно раз-
личны. Первый используется только в случае вывода на дисп-
лей, второй можно использовать в любом случае. Кроме того,
при использовании СУ/Z синхронный процесс приостанавливается
с возобновлением работы csh , а при использовании СУ/S этого
не происходит. Существует возможность перевести процесс из
синхронного в асинхронный режим выполнения. Для этого необ-
ходимо приостановить его, используя СУ/Z , затем напечатать

- 13 -

bg . С этого момента и до своего завершения процесс будет
выполняться асинхронно.

Запуск асинхронного процесса осуществляется в резуль-
тате выполнения командной строки, в конце которой указан
символ & . После запуска асинхронного процесса на экран
дисплея выводится сообщение вида

[число ] число

Число в квадратных скобках - внутренний идентификатор про-
цесса, число без скобок - системный идентификатор процесса.
Чтобы приостановить выполнение асинхронного процесса, необ-
ходимо напечатать

stop % идентификатор _процесса
или
stop % строка

В формате stop % строка в качестве строки используется одна
из форм ссылки на таблицу процессов. Допустим, имеется нес-
колько асинхронно выполняемых процессов:

1 sort file >& gt; /tmp /result &
2 cc *.c >& gt;& errors &
3 lint *.c >& gt;& mymsg &

Первый можно остановить так: stop % 1 или stop %sort ; второй
- stop % 2 или stop %c ; третий - stop % 3 или stop %li , или
stop %? mymsg ? . Чтобы возобновить выполнение приостановлен-
ного процесса, используется команда fg для запуска его как

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра « Информационные технологии транспорта »

Лабораторная работа № 1

«КОМАНДНЫЙ ЯЗЫК ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ»

по дисциплине «Операционные системы»

Цель работы

Целью работы является приобретение практических навыков работы в среде MS WINDOWS в командном режиме.

Ход работы

Вышли в режим командной строки (Пуск/Программы/Стандартные/Командная строка или Пуск/ Выполнить/cmd.exe)

Запросили версию ОС, с которой работаем.

(c) 2011 Корпорация Майкрософт. Все права защищены.

C:\Users\Home>ver

Microsoft Windows

C:\Users\Home>

Очистили экран монитора (CLS).

Отформатировали флэш -диск, предварительно сохранив его содержимое в отдельном каталоге жесткого диска.

C:\Users\Home>format f: /q

Вставьте новый диск в дисковод F:

и нажмите клавишу ENTER...

Тип файловой системы: NTFS.

Быстрое форматирование: 14786 МБ

Метка тома (32 символа, ENTER - метка не нужна):

Создание структур файловой системы.

Форматирование окончено.

14,4 ГБ всего на диске.

Доступно: 14,4 ГБ.

Задали метку флэш -диска.

C:\Users\Home>label f:Ребрикова

Используя команды работы с каталогами, сделали следующее:

создали каталог COP на флэш -диске;

C:\Users\Home>md f:\COP

скопировали в него содержимое подкаталога жесткого диска (в данном случае содержимое флешки);

C:\Users\Home>xcopy физика f:\COP

физика\22лаба.docx

физика\6лаба.docx

физика\Fizika.docx

физика\Оптика. Атомная физика.pdf

физика\Тематические материалы по физике.pdf

Скопировано файлов: 5.

C:\Users\Home>

вывели каталог COP на экран, изучили структуру записей каталога

(содержимое каталога выводится по дате изменения, каталоги обозначены

, рядом с файлом написан его размер)

C:\Users\Home>dir f:\COP

Содержимое папки f:\COP

09.10.2014 04:43

.

09.10.2014 04:43

..

5 файлов 2 627 427 байт

познакомились со справкой по команде DIR и отсортировали содержимое каталога COP по имени

C:\Users\Home>dir f:\COP /O:N

Том в устройстве F имеет метку Ребрикова

Серийный номер тома: 22C0-2266

Содержимое папки f:\COP

09.10.2014 04:43

.

09.10.2014 04:43

..

04.05.2014 12:48 43 213 22лаба.docx

14.04.2014 09:29 49 283 6лаба.docx

24.06.2014 16:08 583 602 Fizika.docx

20.04.2014 18:34 436 220 Оптика. Атомная физика.pdf

20.04.2014 18:32 1 515 109 Тематические материалы по физике.pdf

5 файлов 2 627 427 байт

2 папок 10 695 479 296 байт свободно

И по размеру файлов:

C:\Users\Home>dir f:\COP /O:S

Том в устройстве F имеет метку Ребрикова

Серийный номер тома: 22C0-2266

Содержимое папки f:\COP

09.10.2014 04:43

..

09.10.2014 04:43

.

04.05.2014 12:48 43 213 22лаба.docx

14.04.2014 09:29 49 283 6лаба.docx

20.04.2014 18:34 436 220 Оптика. Атомная физика.pdf

24.06.2014 16:08 583 602 Fizika.docx

20.04.2014 18:32 1 515 109 Тематические материалы по физике.pdf

5 файлов 2 627 427 байт

2 папок 10 695 479 296 байт свободно

используя команду переназначения вывода, записали каталог COP в файл DIR.DAT корневого каталога флэш -диска;

вывели содержимое файла DIR.DAT на экран;

C:\Users\Home>dir f:\COP>f:dir.dat

C:\Users\Home>copy f:dir.dat con

Том в устройстве F имеет метку Ребрикова

Серийный номер тома: 22C0-2266

Содержимое папки f:\COP

09.10.2014 04:43

.

09.10.2014 04:43

..

04.05.2014 12:48 43 213 22лаба.docx

14.04.2014 09:29 49 283 6лаба.docx

24.06.2014 16:08 583 602 Fizika.docx

20.04.2014 18:34 436 220 Оптика. Атомная физика.pdf

20.04.2014 18:32 1 515 109 Тематические материалы по физике.pdf

5 файлов 2 627 427 байт

2 папок 10 695 479 296 байт свободно

Скопировано файлов: 1.

удалили файл DIR.DAT;

C:\Users\Home>del f:dir.dat

с помощью конвейера вывели имена подкаталогов корневого каталога диска С: на экран (DIR | FIND "DIR");

C:\Users\Home>DIR | FIND "DIR"

09.10.2014 04:37

.

09.10.2014 04:37

..

21.09.2014 11:09

Contacts

24.09.2014 18:29

Dekstop

09.10.2014 04:36

Desktop

21.09.2014 11:09

Documents

07.10.2014 19:08

Downloads

21.09.2014 11:09

Favorites

21.09.2014 11:09

Links

26.09.2014 18:42

Music

21.09.2014 11:09

Pictures

21.09.2014 11:09

Searches

21.09.2014 11:09

Videos

09.10.2014 04:37

физика

C:\Users\Home>

удалили каталог COP на флэш -диске.

C:\Users\Home>del f:\COP

f:\COP\*, Продолжить ? Y

C:\Users\Home>rd f:\COP

Освоили запуск программ из разных каталогов:

o из текущего каталога;

C:\Users\Home>iTunes64Setup.exe

o из любого каталога с указанием пути;

C:\Users\Home>iTunes64Setup.exe

o с использованием команды PATH.

C:\Users\Home>path iTunes64Setup.exe

Используя команды работы с файлами и дисками, выполнили следующие операции:

создали каталог TEXT на флэш -диске и создали в нем два текстовых файла (1.TXT и 2.TXT);

C:\Users\Home>md f:text

C:\Users\Home>copy con f:\text\1.txt

Скопировано файлов: 1.

C:\Users\Home>copy con f:\text\2.txt

Скопировано файлов: 1.

выполнили конкатенацию созданных текстовых файлов, полученному в результате слияния файлу дали имя A.TXT;

C:\Users\Home>copy f:\text\1.txt+f:\text\2.txt a.txt

Скопировано файлов: 1.

сравнили построчно файл A.TXT с файлом 1.TXT и результат сравнения занести в файл A.PRT, пояснить результат сравнения;

C:\Users\Home>FC f:\text\1.txt f:\text\a.txt

"FC" не является внутренней или внешней

скопировали исполняемые файлы внешних команд WINDOWS, начинающиеся на "DISK", из папки C:\WINDOWS\SYSTEM32 в корневой каталог флэш -диска;

C:\Users\Home>cd c:\windows\system32

c:\Windows\System32>copy disk*.* f:

Скопировано файлов: 7.

o выполнили проверку флэш -диска (CHKDSK или SCANDISK);

C:\Users\Home>chkdsk f:

"chkdsk" не является внутренней или внешней

командой, исполняемой программой или пакетным файлом.

C:\Users\Home>scandisk f:

"scandisk" не является внутренней или внешней

командой, исполняемой программой или пакетным файлом.

удалили файл A.TXT.

c:\Users\Home>del f:\text\a.txt

Вывели на экран значения переменных области окружения, занесли их в отчет. Записали новую переменную TOWN, присвоили ей значение «Новосибирск». форматирование командный каталог файл

c:\Users\Home>set town=Новосибирск

c:\Users\Home>echo %town%

Новосибирск

Определили IP адрес сетевой платы Вашего компьютера (IPCONFIG).

c:\Users\Home>IPCONFIG

"IPCONFIG" не является внутренней или внешней командой, исполняемой программой или пакетным файлом.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проектирование программного обеспечения. Схема начального формирования каталога файлов, вывода на экран каталога файлов, удаления файлов, сортировки файлов по имени, дате создания и размеру методом прямого выбора. Управление каталогом в файловой системе.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Общая характеристика и возможности сетевой операционной системы Windows 95. Объекты ОС, их классификация, разновидности. Правила работы с Word, создание и сохранение документов. Формирование и ввод данных в таблицах Excel. Форматирование дисков.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2009

    Особенности dirent как входной структуры каталога, независимой от файловой системы. Получение содержимого каталога и информации о файле. Разработка блок-схемы алгоритма программы. Изучение программного обеспечения для реализации поставленной задачи.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2014

    Работа с объектами операционной системы Windows: основные понятия и горячие клавиши. Создание и редактирование файлов и папок. Скриншоты и графический редактор Paint. Редактирование простейших текстовых документов в Блокноте. Работа с калькулятором.

    лабораторная работа , добавлен 30.11.2010

    Установка операционной системы Windows 2000/XP/2003. Компоненты служб удаленной установки. Автоматическая (unattended) установка ОС из общего каталога на сервере. Установка ОС и приложений из образа, созданного при помощи ПО сторонних производителей.

    реферат , добавлен 03.04.2010

    Введение в API-программирование. Транслирование клавиатурных сообщений в ASCII-коды. Текст программы на 32-битном ассемблере с применением API-функций. Функция для создания диалогового окна. Определение открываемого диска, каталога и имени файла.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2014

    Windows Management Instrumentation как инструментарий управления Windows, его общая характеристика и возможности, функциональные особенности. Классы, события и безопасность WMI. Работа с объектами и коллекциями объектов, полученными в результате запросов.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2011

    Особенности работы в среде оболочки NORTON COMMANDER. Взаимодействие с операционной системой. Формат показа оглавления каталога. Просмотр в панели дерева каталогов, информации о диске. Режим быстрого просмотра файлов. Управление отображением панелей.

    реферат , добавлен 17.05.2009

    Способы восстановления операционной системы Windows, их достоинства и недостатки. Восстановление ОС при загрузке, при помощи Консоли Восстановления (Recovery Console), с помощью диска Windows XP и Acronis True Image. Проверка целостности системных файлов.

    презентация , добавлен 20.06.2014

    Появление операционной системы Windows 95. Правила присвоения имен файлам. Порядок хранения файлов на диске. Система хранения файлов и организации каталогов. Многоуровневая иерархическая файловая система. Полное имя файла. Иерархия папок Windows.

При включении компьютера (или нажатии клавиши RESET) очищается содержимое оперативной памяти, из ПЗУ переписывается в ОП и запускается BIOS. BIOS производит тестирование памяти и устройств компьютера на работоспособность; при наличии критических ошибок выдается звуковой сигнал и/или сообщение и процесс загрузки прекращается. В процессе тестирования предоставляется возможность войти в CMOS и внести изменения в параметры конфигурации компьютера (если такие изменения внесены, то необходимо процесс загрузки начать заново). В первом секторе диска, где находится операционная система, BIOS считывает программу-загрузчик и передает ей управление. Программа загрузчик считывает и загружает в оперативную память файлы IO.SYS, MSDOS.SYS, COMMAND.COM и CONFIG.SYS. Далее загружаются драйверы устройств и выполняются команды конфигурирования, указанные в файле CONFIG.SYS, и выполняется файл AUTOEXEC.BAT, запускающий отмеченные там программы (например, NC или Windows).

В командном файле AUTOEXEC.BAT записывают команды, которые должны выполняться каждый раз при включении компьютера, например:

команды запуска некоторых программ, списки каталогов, в которых следует производить поиск запускаемых программ и др.

Если файла AUTOEXEC.BAT нет, то на экране появляется запрос на ввод текущей даты и времени, после чего на экране появляется приглашение (например, С:\>) для ввода команд DOS.

Для общения с ПК на языке команд операционной системой предоставляется пользователю возможность ввода команд и необходимых параметров этих команд в специальном месте окна экрана – в командной строке. В командной строке всегда указан логический дисковод, путь к текущему каталогу (текущей папке) и приглашение к набору команды в виде символа “>”.

Например: С:\tema\book\> [место для ввода команды и ее параметров]

Текущий каталог – каталог, в котором будет осуществляться поиск и размещение файлов, указанных в параметрах веденной команды.

В приведенном примере текущим является каталог book.

dir [дисковод] [путь] [ключи]

Назначение: вывод информации о каталогах и файлах; без указания пути и параметров - просмотр текущего каталога с выводом имен подкаталогов, имен файлов, их размера в байтах, даты и времени последнего изменения содержимого файлов.

Ключи:

/p - поэкранный режим вывода; очередной экран– после нажатия какой-нибудь клавиши.

/w - широкий формат отображения, - выводится только имя; на одной строке до 5 имен.

Пример:

Dir a: просмотр корневого каталога логического диска А

Dir a:/p/w постраничный вывод каталога диска А с выводом на одной строке до 5 имен файлов



md [дисковод:] [путь]

Назначение: Команда создания каталога.

Этой командой можно создавать многоуровневую структуру каталога. В MS DOS максимальная длина пути от корневого каталога до каталога нижнего уровня должна быть не более 63 символов.

Пример:

md util - создание директории util в текущем каталоге

md\util - создание директории util в корневом каталоге

md \util\proba – создание поддиректории proba в каталоге util .

Mem [ключи]

Назначение: Выводит на экран количество используемой и свободной памяти и список загруженных программ.

Ключи:

/p - - отображать сведения о загруженных в память программах

/d - отображать сведения о программах и внутренних драйверах,(а так же др. информацию).

CLS

Назначение: очищает экран

CD [дисковод:][путь]

Назначение: Производит смену текущего каталога, то есть текущий каталог меняет на указанный.

Пример:

Cd .. - перейти на 1 уровень вверх

Cd \ - переход в корневой каталог.

Cd util - создание каталога util в текущем каталоге

Del [дисковод:] [полное имя файла]

Назначение: Команда на удаление файла (файлов).

Ключи:

/p - выводить запрос на подтверждение удаления.

В команде можно использовать подстановочные символы «*», «?» так, как они были объяснены выше.

Примеры:

Del *.* - удалить все файлы из текущего каталога,

Del pro?ramm.txt - удалить из текущего каталога все файлы с расширением txt, имеющие в имени на 4-й позиции любой символ.

Del pr?r*.tx* - удалить из текущего каталога файлы, имеющие в 3-й позиции любой символ и после 4-го символа любые символы, а в расширении имеющие первыми двумя символы tx .

Del c:\util\*.* - удалить все файлы из каталога util.

Физически удаление файла происходит следующим образом. В каталоге стирается первый символ имени, а в FAT кластеры, где находился файл, помечают как свободные. То есть до первой записи на физическом носителе можно восстановить случайно удаленный файл специальной программой (в MS-DOS – это PCTOOLS). В Windows удаление файлов происходит через корзину, и место в FAT помечается как свободное после очистки корзины. Но пока файл находится в корзине, его можно восстановить.

copy [дисковод:] полное_имя_1 [дисковод:] полное_имя_2

Назначение: Копирует один и более файлов в указанное место.

Copy [дисковод:]<полное_имя_1>+[дисковод:]<полное_имя_2> [дисковод:]<полное_имя_N>

Назначение: Объединяет однотипные файлы:

Если не указано <полное_имя_N> , то объединенный файл будет иметь имя_1.

copy con <полное имя>

Назначение: Создает текстовый файл с консоли клавиатуры.

copy /b<полное имя> prn

Назначение: Выводит файл на печать:

/b копирование продолжится даже, если встретиться символ с кодом 26 - Ctrl-Z

Файл не может быть скопирован сам в себя. Необходима точность определения, что и куда копируем.

Примеры:

Copy proba.txt a: - копировать файл proba.txt из текущего каталога на диск A .

Copy d:\a*.txt c:\util – копировать файлы, имеющие в имени 1-й символ “а” , с диска D на диск C в директорию util

Copy primer.txt+proba.txt 2prim.txt – объединить файлы primer.txt и proba.txt и сохранить объединенный файл под именем 2prim.txt в текущем каталоге.

ren [дисковод:] имя файла1 имя файла2

Назначение: Изменяет имя файла или каталога

Команда rd [дисковод:] [путь]

Назначение: Удаляется пустой каталог из многоуровневой структуры каталогов.

type [дисковод:] [путь] имя файла

Назначение: Отображает на дисплее содержимое текстового файла.

Пример:

type c:\util\primer.txt – просмотреть файл primer.txt на диске С в директории util

Ver

Назначение: Выдает версию операционной системы установленной на компьютере

xcopy [дисковод:] [путь1] [дисковод:] [путь2][ ключи]

Назначение: Копирует файлы и каталоги более низких уровней.

ключи :

/e – копировать все подкаталоги, даже если они пустые

/s - копировать каталоги только, если они не пустые

Пример:

xcopy a: b: /e - копировать с диска А все содержимое, включая каталоги и подкаталоги, на диск В даже если эти каталоги и подкаталоги пустые.

format дисковод [ключи]

Назначение: Форматирует указанный диск в формате пригодном для хранения файлов MS-DOS.

При форматировании на диске создается новая таблица FAT и файл корневого каталога.

ключи :

/s - указывает, что надо форматировать указанный диск как системный. В этом случае после форматирования на диск копируются файлы операционной системы MS-DOS.

Пример:

format a: /s - форматировать диск А: с переносом на него системных файлов операционной системы MS DOS.