Отличие граммофона от патефона. Производство в России

09.04.2019
Короче:
Граммофо́н - прибор для записывания и воспроизведения звука с граммофонной пластинки.

Длиннее:
Граммофон - это видоизменение изобретённого в 1877 году Эдисоном фонографа, впервые сделанное Э. Берлинером также в 1877 году. В отличие от фонографа вместо цилиндров для записывания и воспроизведения звуков служат эбонитовые (каучуковые) диски. Граммофонная игла, прикреплённая к вибрирующей, воспринимающей звуки пластинке, наносит на диске соответствующие спиральные черты и углубления. При вращении диска посредством часового механизма игла движется по спирали диска и вызывает соответствующие колебания вибрирующей пластинки: весь комплекс записанных звуков воспроизводится с точностью.

В 1940-1960-х усовершенствование граммофона позволило достигнуть достаточно чистой передачи музыкального звучания пьес, как вокальных, так и инструментальных. Изготовление граммофонов сделалось мощной самостоятельной отраслью в Западной Европе.

Короче:
Патефо́н - переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.Был широко распространён в 40-60 гг. XX века. Позднее был вытеснен электрофоном.

Длиннее:
Патефон – неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по каким причинам. На самом деле, даже “Граммофон” – это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами. В Америке в принципе не было граммофонов, а были Графофоны, Фонографы, “Говорящие машины” и т. п. , по причине “патентных войн” с Э. Берлинером, “отцом” граммофона. Настоящий патефон, “изобретенный” и запатентованный братьями Пате (и названный именно так в их честь) , отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной) , а методом записи – глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером. При проигрывании патефонных пластинок применялась сапфировая игла, рассчитанная на многократное использование, в отличие от граммофонной стальной иглы (смена после 3-4 минут, т. е. проигрывание 1-й стороны грампластинки) . И еще один момент – патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные – от края к центру. На настоящем патефоне НЕВОЗМОЖНО прослушать граммофонную пластинку (и наоборот) . А название “патефон” – оно, конечно, является частью советской “культуры”, и так же неистребимо, как название “ксерокс” для всех копиров, неважно Canon, Xerox, или еще какой фирмы.

Устройство для проигрывания граммофонных пластинок , переносная версия граммофона . В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика , переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.

Был широко распространён в первой половине XX века . С середины 50-х годов стал вытесняться электрофоном

Изобретение «портативного граммофона» в 1913 году принадлежит компании DECCA . Механизм был предназначен для применения в полевых условиях для вооружённых сил Англии. Особенной популярности конструкция портативных механизмов достигла в Англии к началу 1920-х годов и в течение последующего десятилетия, данные механизмы многими изготовителями рекламировались интенсивно, как идеал для использования на пикниках, кемпинге, и гребле. На верхнем фото данной статьи изображён английский портативный граммофон His Master’s Voice модели 102 (без круглой шахты для шеллака), который наряду с моделью 101 был прототипом конструкции портативных граммофонов, выпускаемых в Советском Союзе в последующие десятилетия.

Слово «патефон» употребляется для названия портативного граммофона, главным образом, в России (позже СССР), и происходило от названия фирмы-производителя - «Патэ » - которая первой начала поставки таких устройств в Россию. «Граммофон» - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определёнными фирмами. Так, например, в США для обозначения механического проигрывателя грампластинок употреблялись такие термины как графофон , фонограф , «говорящие машины» и т. п., по причине «патентных войн» с Эмилем Берлинером , изобретателем граммофона.

Конструкция

У патефона в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба , скрытого внутри корпуса. Двигатель имел центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной - реже двух сторон пластинки (78 оборотов в минуту, около трёх минут на сторону). Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. С появлением патефонов на смену стальным иглам, рассчитанным на проигрывание одной пластинки (3-4 минуты, затем следовало сменить иглу), стали приходить сапфировые иглы, рассчитанные на многократное использование.

СССР

В 1930-е - 50-е годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали. Громкость звука на выходе из раструба патефона достаточно велика и равняется 75-80 дБ. Громкость звучания патефона, как правило, не регулировалась.

Производители

  • Московский патефонный завод
  • Ленинградский патефонный завод
  • Московский "Тизприбор НКТП ВОТИ" (Народный комиссариат тяжелой промышленности. Всесоюзное объединение точной индустрии)
  • Казанский "Тизприбор НКТП ВОТИ" (эвакуирован из Москвы в октябре 1941 г.)
  • Владимирский патефонный завод , г. Владимир
  • Молотовский патефонный завод , г. Молотов (ныне г. Пермь) (преобразован из эвакуировавшегося в годы войны Владимирского завода)

Изобретение «портативного граммофона» в 1913 году принадлежит компании. Механизм был предназначен для применения в полевых условиях для вооружённых сил Англии. Особенной популярности конструкция портативных механизмов достигла в Англии к началу 1920-х годов и в течение последующего десятилетия, данные механизмы многими изготовителями рекламировались интенсивно, как идеал для использования на пикниках, кемпинге, и гребле. На верхнем фото данной статьи изображён английский портативный граммофон His Master’s Voice модели 102 (без круглой шахты для шеллака), который наряду с моделью 101 был прототипом конструкции портативных граммофонов, выпускаемых в Советском Союзе в последующие десятилетия.

Слово «патефон» употребляется для названия портативного граммофона, главным образом, в России (позже СССР), и происходило от названия фирмы-производителя - «Патэ » - которая первой начала поставки таких устройств в Россию. «Граммофон» - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определёнными фирмами. Так, например, в США для обозначения механического проигрывателя грампластинок употреблялись такие термины как графофон , фонограф , «говорящие машины» и т. п., по причине «патентных войн» с Эмилем Берлинером , изобретателем граммофона.

Конструкция [ | ]

У патефона в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба , скрытого внутри корпуса. Двигатель имел центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной - реже двух сторон пластинки (78 оборотов в минуту, около трёх минут на сторону). Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. С появлением патефонов на смену стальным иглам, рассчитанным на проигрывание одной пластинки (3-4 минуты, затем следовало сменить иглу), стали приходить сапфировые иглы, рассчитанные на многократное использование.

Громкость патефона весьма велика - около 80-100 дБ , однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы.

Патефон, сконструированный и запатентованный именно братьями Патэ (и названный позже так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом формирования звуковой канавки - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером. К тому же в первых моделях фонографов от фирмы Патэ воспроизведение шло не от края пластинки к центру, а наоборот, от центра - к краю. От новшества отказались из-за большого количества уже произведенных и ставших стандартными пластинок "от края".

Основные причины поломки патефонов:

Патефоны в России и СССР [ | ]

Дореволюционная Россия [ | ]

В царской России было множество мелких производств патефонов и граммофонов частных предпринимателей, которые в советское время были

Чем отличается граммофон от патефона?

"Патефон - переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку. Был широко распространён в первой половине XX века. С середины 50-х годов стал вытесняться электрофоном" (Википедия).

Информация из Википедии не совсем точна (а в чем-то даже неверна). Вот несколько уточняющих моментов:

Слово "патефон" происходит от названия фирмы-производителя: "Патэ", которая первой начала поставки таких устройств в Россию. Громкость патефона весьма велика - около 80-100 дБ, однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы.

Патефон - это не переносная версия граммофона. Разница никак не в величине и размещении рупора и не в корпусе (чемодане). Патефон - неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по каким причинам. На самом деле, даже "Граммофон" - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами. В Америке, в принципе, не было граммофонов, а были "Графофоны", "Фонографы", "Говорящие машины" и т. п., по причине "патентных войн" с Э. Берлинером, "отцом" граммофона. Настоящий патефон , "изобретенный" и запатентованный братьями Патэ (и названный именно так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом записи - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером. При проигрывании патефонных пластинок применялась сапфировая игла, рассчитанная на многократное использование, в отличие от граммофонной стальной иглы (смена после 3-4 минут, т. е. проигрывание 1-й стороны грампластинки). И еще один момент - патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные - от края к центру. На настоящем патефоне НЕВОЗМОЖНО прослушать граммофонную пластинку (и наоборот). А название "патефон" - оно, конечно, является частью советской "культуры", и так же неистребимо, как название "ксерокс" для всех копиров, неважно Canon, Xerox, или еще какой фирмы.

Выходит, те патефоны, на которых наши дедушки и бабушки слушали любимую музыку, на самом деле были не патефонами, а нелицензионными (пиратскими?) граммофонами советского производства в портативном исполнении. А лично от себя еще добавлю - как жаль, что времена граммофонов безвозвратно ушли в прошлое. Посмотрите ниже на фотографии этих аппаратов - ну разве они не прекрасны? Представляете, дома вместо мрачного черного прямоугольника телевизора - это чудное творение с большим сияющим цветком раструба...

Еще интересные факты:

1. Материал для первых грампластинок (шеллачная смола) не был создан специально, а позаимствован у фирмы, производившей пуговицы. Да-да, в XVIII веке из шеллачной композиции изготавливались пуговицы. Так что технологически грампластинка - это не что иное, как "большая пуговица". Спасибо индустрии моды за приобщение нас к великому и прекрасному.

2. В начале XX века существовало много фирм по производству грампластинок со сходными названиями, например: американская "Зонофонъ" ("International Zonophone Company") и ее российский клон - "Золофонъ" ("International Zolophone Record"). Наши "бизнесмены от музыки" делали просто: брали исходную "фирменную" пластинку, копировали содержимое и выпускали под своим лейблом. А прибыль, естественно, шла уже не в Америку. Так что пиратство характерно и для дореволюционной России. Это у нас "в крови".

3. Качество звучания стереофонической пластинки (отношение сигнал/шум в каждом канале) хуже по сравнению с монофонической пластинкой (на 3 дБ - в 1,414 раза по амплитуде или ровно в 2 раза по мощности). Проще говоря, если у вас есть две пластинки с одинаковой записью: монофоническая и стереофоническая, то шумы записи на монофонической будут меньше!


Патефон - переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус.

Слово патефон образовалось из двух составляющих: Пате - известная французская фирма по производству патефонов. Фон в переводе на русский язык - звук.


Патефон портативный, "Артель Граммофон", вариант, г. Ленинград, СССР, 1930-40 гг.

Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Выпускалось несколько разновидностей патефонов.

Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках, в отличии от граммофона, который был стационарный. Звук с пластинки снимался посредством иглы. Иглу приходилось часто менять, да и пластинки изнашивались, бились, и т. д. и т. п. В чемоданчике предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл. Иглы можно было покупать на вес и были дешевыми.

Патефон - это не переносная версия граммофона. Граммофон - предтеча патефона, но с внешней трубой - так же существует мнение, что граммофонные пластинки имели более крупную нарезку бороздок ввиду более тяжёлого звукоснимателя. Разница никак не в величине и размещении рупора и не в корпусе (чемодане). Патефон - неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по каким причинам. На самом деле, даже "Граммофон" - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами.


Граммофон "Gramophone & Typewriter ltd", Россия, ХIХ век.

В Америке в принципе не было граммофонов, а были Графофоны, Фонографы, "Говорящие машины" и т.п., по причине "патентных войн" с Э.Берлинером, "отцом" граммофона. Настоящий патефон, "изобретенный" и запатентованный братьями Пате (и названный именно так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом записи - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером.

При проигрывании патефонных пластинок применялась сапфировая игла, рассчитанная на многократное использование, в отличие от граммофонной стальной иглы (смена после 3-4 минут, т.е. проигрывание 1-й стороны грампластинки). И еще один момент - патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные - от края к центру. На настоящем патефоне НЕВОЗМОЖНО прослушать граммофонную пластинку (и наоборот). А название "патефон" - оно, конечно, является частью советской "культуры", и так же неистребимо, как название "ксерокс" для всех копиров, неважно Canon, Xerox, или еще какой фирмы.

Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова "record" - "запись"). Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия. Запись занимала только одну сторону (двусторонние "рекорды" появились лишь в 1903 году), на другой стороне печатали название пластинки вместе с либретто или нотным примером.

Самая первая грамзапись на русском языке была сделана в 1897 г. в Ганновере. А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже... шоколада. Да, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки - сначала их можно было послушать, а потом съесть, - наверное, если запись не очень понравилась.

Все эти материалы в общем-то не годились для пластинок. Дело вот в чем. Длина звуковой бороздки только одной песни составляла около километра. Пока игла пробегала этот путь, она давила на дно канавки с невероятной силой - около тонны на квадратный сантиметр! Это примерно то же самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок. Какой же материал выдержит такое давление? Наверное, сталь? Нет, пластинки из самой лучшей стали изнашиваются в 20 раз быстрее, чем из шеллака.

Шеллак? А что это такое? В Индии водится крохотный жучок - лаковый червец. Он выделяет смолу, из которой делает себе скорлупу (скорлупа по-английски "shell", отсюда и шеллак). Оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению - она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Единственный ее недостаток - дороговизна. Ведь для изготовления только одной пластинки требовалась скорлупа 4 тысяч жучков. Эту смолу отрывали от коры дерева, обливали горячей водой, промывали, процеживали, чтобы удалить кусочки коры.

Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь. Поэтому уже с 1908 года фирмы-изготовители стали скупать старые, негодные, разбитые пластинки. Печатались объявления такого рода: "За три старые пластинки выдается одна новая того же размера при условии покупки еще одной новой". Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса. Плотная поверхность пластмассы позволила сблизить и сузить звуковые бороздки - появилась долгоиграющая пластинка.

Общеизвестно, что диски гарантируют более высокое качество звучания, чем магнитофонные записи. Сейчас выпускают чрезвычайно прочные пластинки, которые в диаметре имеют всего лишь 12,5 сантиметра, но каждая сторона играет в течение часа - записи на них весьма компактны. Отсюда и название современных пластинок - "компакт-диски". Звук на этих пластинках записан с помощью сложнейших электронных устройств.


Торт Ж. Зубовой.