С 1 января 2016 г. в России начала работать Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). С помощью этого информационно-технического ресурса осуществляются закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (федеральный закон 44-ФЗ), а также для нужд компаний, контролируемых государством (федеральный закон 223-ФЗ). С 2018 года через ЕИС проводятся также закупки работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (федеральный закон 185-ФЗ, Постановление Правительства от 01.07.2016г. № 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг или выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме").
За время существования ЕИС ее функционал неоднократно изменялся в связи с изменениями, регулярно вносившимися в законодательство о закупках. В этой статье мы попробуем дать ответ на вопрос, что такое ЕИС, как она работает, а также расскажем, какие новые функции планируется реализовать в ЕИС в ближайшей перспективе.
Для начала обратимся к Федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», а точнее к определению ЕИС, приведенному в п.9 статьи 3 этого закона. «Единая информационная система в сфере закупок — это совокупность информации содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта ЕИС в сети «Интернет». Адрес сайта - www.zakupki.gov.ru .
Статья 4 закона 44-ФЗ разрешает субъектам РФ и муниципальным образованиям создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с ЕИС. Но при наличии разночтений в размещенной информации о закупках приоритет всегда имеет информация, размещенная в Единой информационной системе. Такой подход существенно упрощает жизнь участникам закупок, позволяя им использовать для поиска информации о закупках, проводимых в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ, только ЕИС. Тратить время, просматривая многочисленные информационные ресурсы субъектов федерации, муниципальных образований или госкорпораций уже не имеет смысла.
Какие основные задачи выполняет ЕИС. Ответ также содержится в статье 4 закона 44-ФЗ. Но более подробно этот вопрос рассмотрен в Постановлении Правительства РФ от 23 декабря 2015 г. N 1414, утвердившим «Правила функционирования Единой информационной системы в сфере закупок». Согласно Правилам, Единая информационная система во взаимодействии с иными информационными системами обеспечивает:
а) формирование, обработку, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы;
б) контроль за соответствием:
Информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, - информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
Информации, включенной в планы-графики закупок, - информации, содержащейся в планах закупок;
Информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок и в документации о закупках, - информации, содержащейся в планах-графиках закупок;
Информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), - информации, содержащейся в документации о закупках;
Условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, - информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
Информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, - условиям контракта;
в) использование для подписания электронных документов электронной подписи, вид которой предусмотрен законодательством о закупках;
г) возможность проверки электронной подписи на протяжении всего срока хранения информации и документов, содержащихся в единой информационной системе;
д) размещение информации и документов, предусмотренных законодательством о закупках;
е) обмен электронными документами, предусмотренными законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о закупках, между участниками контрактной системы;
ж) формирование и ведение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
з) возможность осуществления мониторинга закупок в соответствии с законодательством;
и) возможность осуществления мониторинга и оценки соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственныхсредств, а также отдельных видов юридических лиц требованиям законодательства РФ об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках;
к) возможность проведения анализа и оценки информации о закупках в целях проведения аудита закупок;
л) возможность получения информации и документов, содержащихся в единой информационной системе, необходимых для осуществления контроля, предусмотренного статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ.
Доступ участников контрактной системы к ЕИС осуществляется после прохождения процедур регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации в ЕИС. Идентификация, аутентификация и авторизация в ЕИС осуществляются с использованием сертификатов ключей проверки электронной подписи.
Доступ к официальному сайту ЕИС в Интернете, за исключением раздела общественного обсуждения закупок, свободен для всех желающих, Доступ к сайту для размещения информации при обязательном общественном обсуждении закупок предоставляется участникам обсуждения после прохождения ими процедур самостоятельной регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации.
Информация, содержащаяся в Единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Технические и программные средства ЕИС и ее официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную работу, доступность информации и документов, их защиту и резервирование. Кроме того, ЕИС обеспечивает информационное взаимодействие с внешними информационными системами - система «Электронный бюджет», электронные площадки, проводящие закупочные процедуры в соответствии с федеральными законами 44-ФЗ и 223-ФЗ (закупки по закону 185-ФЗ проводятся по правилам 44-ФЗ), информационные системы ФАС, Федерального Казначейства, региональные информационные системы.
В целях исключения злоупотреблений в процессе проведения закупочных процедур создана Государственная информационная система «Независимый регистратор» фиксирующая все действия (или бездействие) участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС и на электронной площадке. Сейчас система работает в ограниченном режиме. В полном объеме ГИС «Независимый регистратор» заработает с 1 октября 2019 года.
Постановлением Правительства РФ № 442 от 13 апреля 2017 года уполномоченным органом по организации работы ЕИС назначено Федеральное Казначейство. На него возложены функции:
По выработке, по согласованию с Минфином, функциональных требований к ЕИС;
По созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС;
По установлению порядка регистрации в ЕИС и порядка пользования ЕИС.
А теперь представим себя на месте потенциального участника госзакупок, который впервые столкнулся с Единой информационной системой, обратившись к Интернет-ресурсу www.zakupki.gov.ru. Что он может там обнаружить?
Да много всего. Самую разнообразную информацию, необходимую как участникам, так и заказчикам закупок. Закон 44-ФЗ (ч.3 статьи 4) подробно перечисляет, какая информация должна содержаться в ЕИС . Чтобы не утомлять читателей, перечислим только наиболее важное, на наш взгляд:
1) Планы и планы-графики закупок, информация об их реализации.
2) Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
3) Информация о закупках, и исполнении контрактов.
4) Реестр контрактов, заключенных заказчиками.
5) Единый реестр участников закупок.
6) Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
7) Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов.
8) Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний.
9) Реестр банковских гарантий.
10) Реестр единственных поставщиков
11) Результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
12) Отчеты заказчиков, предусмотренные законодательством;
13) Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
14) Перечень отобранных электронных площадок и информация об их тарифах.
15) Перечень банков для открытия специальных счетов.
16) Информация о работе ГИС «Независимый регистратор» и Единого агрегатора торговли «Березка».
17) Нормативные правовые акты, регулирующие сферу госзакупок.
18) Материалы для работы в ЕИС.
Скажем сразу, что не вся информация находится в свободном доступе. Например, ранее посетителям сайта ЕИС был доступен реестр выпущенных банковских гарантий, обеспечивающих исполнение контрактов, заключенных по законам № 44-ФЗ и 185-ФЗ. Однако в связи с внесенными изменениями в закон "О контрактной системе в сфере закупок", с 1 июля 2018 года доступ к реестру банковских гарантий был ограничен. Теперь эта функция доступна только заказчикам закупок, а в свободном доступе остались только сведения о банковских гарантиях, выпущенных до 1 июля 2018 года.
Несомненным плюсом ЕИС является тот факт, что начиная с 2017 года все планы и планы-графики закупок, только в машиночитаемом виде. Это позволило значительно расширить возможности поиска информации о закупках с использованием простых поисковых запросов, например, в поисковых системах Яндекс или Google. И это при том, что в ЕИС имеется собственная поисковая система, позволяющая вести как простой, так и расширенный поиск по многим параметрам.
А теперь перейдем к самому важному. Вы приняли решение участвовать в госзакупках. С чего следует начинать? Ответ на этот вопрос достаточно простой - начинать надо с регистрации Вашей компании в ЕИС.
Перед началом регистрации следует убедиться, что у Вас имеется усиленная квалифицированная электронная подпись и директор компании (или индивидуальный предприниматель) зарегистрирован как физическое лицо на Портале государственных услуг РФ. Без выполнения этих условий пройти процедуру регистрации в ЕИС невозможно.
Мы не будем подробно описывать процедуру прохождения регистрации. Об этом можно прочитать в статье на нашем сайте. Пошаговые видео инструкции по прохождению регистрации Вы можете найти в разделе «Видеозаписи» в нашем сообществе ВКонтакте.
Информация о зарегистрированных компаниях, индивидуальных предпринимателях и физических лицах включается в Единый реестр участников закупок, каждому из них присваивается уникальный номер реестровой записи.
Не позднее чем через 1 сутки зарегистрированные участники должны получить аккредитацию на всех электронных площадках, отобранных Правительством для работы по 44-ФЗ. Объективности ради, скажем, что этот срок, к сожалению, пока не всегда выдерживается. Нередко процедура аккредитации на электронных площадках занимает несколько дней. К этому надо быть готовым и учитывать, при планировании участия в закупках.
При проведении закупок в электронной форме по 223-ФЗ заказчик имеет право выбрать любую электронную площадку. Ее название можно уточнить в извещении о закупке, размещенном в ЕИС. И это не обязательно будет одна из площадок, работающих по правилам 44-ФЗ (аккредитацию на этих ЭП Вы получили автоматически после регистрации в ЕИС). В случае необходимости Вам придется самостоятельно проходить аккредитацию на каждой новой ЭП. Процедура аккредитации достаточно простая и, как правило, не вызывает затруднений.
Следующим шагом должно стать открытие специального счета в уполномоченном банке. Он понадобится для внесения обеспечения заявок на участие в закупочных процедурах. После этого можно приступать к выбору тендеров по интересующим направлениям. Для этого можно воспользоваться поисковой системой ЕИС или специализированными программами. А дальше остается только подготовить и отправить заявку на участие, внести обеспечение и выиграть закупку.
Помощь участникам госзакупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ
Получение ЭП, регистрация в ЕИС, подбор тендеров и тендерное сопровождение,
банковские гарантии и кредиты, страхование и факторинг
И в заключение коротко расскажем о том, какие изменения ждут ЕИС в ближайшем будущем.
В начале апреля 2019 года Федеральное Казначейство объявило о запуске мобильной версии ЕИС. Правда разработана она пока только для мобильных устройствах на платформе iOS и может работать на мобильных телефонах IPhone5 и выше. Приложение уже доступно для скачивания бесплатно в магазине AppStore. Ждем в ближайшее время выхода аналогичного приложения для Android.
Одновременно Казначейство анонсировало запуск в промышленную эксплуатацию до конца 1 полугодия 2019 года «мини-версии» ЕИС. Это будет уменьшенная, но полноценная в части функционала копия системы. Ее планируют использовать в часы наименьшей нагрузки для проведения регламентных работ на основной ЕИС.
В 2019 году также предполагается реализовать в ЕИС функционал электронного документооборота по заключению договоров, субдоговоров, а также подписанию электронных актов выполненных работ. Электронное актирование станет обязательным для всех закупочных процедур по 44-ФЗ.
Вероятно, что уже в 2019 году в ЕИС появится возможность проведения закупок из каталога товаров, работ и услуг (КТРУ). Для этого потребуется интеграция системы с электронными магазинами и агрегаторами торговли.
Возможно, с 1 июля 2019 года Единая информационная система в сфере закупок будет интегрирована с реестром юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение по ст. 19.28 КоАП. Соответствующий проект постановления Правительства РФ разработало Министерство финансов. Предполагается, что при прохождении электронной регистрации для участия в закупке автоматически будет проводиться проверка поставщика на предмет его нахождения в реестре «взяточников». При положительном результате проверки компания не будет допущена до регистрации на участие в торгах.
На этом мы заканчиваем короткий рассказ о возможностях ЕИС. Если Ваша компания собирается принять участие в закупках, эксперты Кредитно-Страхового агентства советуют Вам потратить немного времени для ознакомления с возможностями ЕИС. Простой и понятный интерфейс системы не вызывает затруднений даже у начинающих пользователей.
Но если у Вас нет на это времени, помните - Вы всегда можете поручить
В результате изучения главы студент должен:
знать
уметь
владеть
Эффективное функционирование контрактной системы обусловлено действием принципов открытости и прозрачности. Для их полноценной реализации в сфере закупок создана и функционирует ЕИС, которая взаимодействует с иными информационными системами, например с государственной автоматизированной информационной системой «Управление», государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет». Порядок функционирования ЕИС, требования к технологическим и лингвистическим средствам ЕИС, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в ЕИС, порядок информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством РФ. (Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок».)
В целях организации исполнения государственного контракта от 3 октября 2013 г. № ГК-142-ОФ/Д01 на выполнение работ по подготовке концепции и технического задания на создание ЕИС в сфере закупок действовал Приказ Минэкономразвития России от 31.10.2013 № 645 «О создании Межведомственной рабочей группы по сопровождению государственного контракта на выполнение работ по подготовке концепции и технического задания на создание единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Работа над созданием ЕИС осуществлялась в согласованном взаимодействии ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» (исполнитель государственного контракта) с Минэкономразвития России, ФЛС России, Минкомсвязью России, Казначейством России.
Единая информационная система в сфере закупок представляет собой совокупность информации, предусмотренной Законом о контрактной системе и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», (п. 9 ст. 3 Закона о контрактной системе).
В структуру ЕИС включены подсистемы (компоненты, модули), созданные и (или) доработанные в рамках работ по ведению и обслуживанию официального сайта (постановление Правительства РФ от 23.01.2015 № 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок»). Перечень подсистем (компонентов, модулей) ЕИС был определен в технической документации на основании функциональных требований, которые были установлены Минэкономразвития РФ.
С 1 января 2016 г. ЕИС была введена в эксплуатацию (Приказ Казначейства России от 22.12.2015 № 354) по результатам приемки работ (их результатов на основе приемочных испытаний) межведомственной комиссией, сформированной Федеральным казначейством (Приказ Казначейства России от 29.04.2015 № 11н). Работа над созданием ЕИС должна быть полностью завершена не позднее 1 января 2017 г., когда будет обеспечена возможность подачи через ЕИС заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений.
Функционирование ЕИС обеспечивает:
Новое в законодательстве
Приказом Казначейства России от 22.12.2015 № 354 «О вводе в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок» введена с 1 января 2016 г. в эксплуатацию ЕИС в сфере закупок, созданная на базе Официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Ввод в эксплуатацию ЕИС повлек переход доменного имени www.zakupki.gov.ru к официальному сайту ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Перечень информации, которая подлежит размещению в ЕИС, содержит:
Важно запомнить
Пункты 1-3 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системы (указание па такие компоненты ЕИС, как планы закупок, планы-графики закупок, информация о реализации планов закупок и планов-графиков закупок) вступают в силу с 1 января 2017 г. С 31 марта 2015 г. предусмотрено формирование закрытого реестра банковских гарантий. В такой реестр включаются банковские гарантии, предоставляемые в качестве обеспечения заявок и контрактов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.
Единая информационная система обеспечивает размещение всей содержащейся в ней информации на официальном сайте, которая является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Исключением является информация, составляющая государственную тайну, такая информация в ЕИС не размещается.
Полномочия при создании и обеспечении функционирования ЕИС разделены между Минэкономразвития России и Федеральным казначейством в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 996 «О распределении полномочий между Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным казначейством при создании единой информационной системы в сфере закупок». Министерству экономического развития РФ предоставлены полномочия по выработке функциональных требований к ЕИС в сфере закупок и по ведению ЕИС в сфере закупок в части поддержки ее пользователей.
Федеральное казначейство уполномочено осуществлять функции:
ЕИС предназначена как для информационного сопровождения деятельности участников контрактной системы, так и для обеспечения контроля закупок и возможности осуществления заказчиками и участниками закупок дополнительного функционала. Под дополнительным функционалом следует понимать функцию подачи и учета заявок участников в форме электронного документа с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи.
Обеспечение контроля закупок осуществляется посредством интеграции ЕИС с информационной системой «Электронный бюджет», направленной на взаимодействие бюджетного процесса и процессов планирования и осуществления закупок. Такая интеграция позволяет Федеральному казначейству (финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований, органам управления государственными внебюджетными фондами) осуществлять контроль.
Взаимодействие ЕИС и ИС «Электронный бюджет» направлено на усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок, размещения заказов на их поставку и выполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов. ЕИС является одной из централизованных сервисных подсистем системы «Электронный бюджет» (п. 6 постановления Правительства РФ от 30.06.2015 № 658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами “Электронный бюджет”»).
Как централизованная подсистема ЕИС выполняет следующие функции:
Важно запомнить
Приказом Минфина России от 24.12.2014 № 167н «О порядке присвоения, применения и изменения идентификационных кодов заказчиков в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» установлены структура и порядок применения идентификационного кода заказчика, присваиваемого в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки. Код заказчика представляет собой двадцатизначный цифровой код, который присваивается Федеральным казначейством по итогам прохождения процедуры регистрации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Также определены требования к содержанию учетной карточки заказчика, которая будет создаваться Федеральным казначейством для каждого заказчика. Сведения для учетной карточки будут изменяться на основании сведений, полученных из ЕГРЮЛ и (или) от заказчика в части, не противоречащей сведениям из ЕГРЮЛ.
Закон о контрактной системе содержит указание на то, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе создавать свои информационные системы, интегрированные с ЕИС.
Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1091 «О единых требованиях к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с установленными требованиями высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации определяют порядок функционирования и использования региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок.
Важно знать
С 1 января 2016 г. указанные Единые требования полностью вступили с силу, с 1 января 2014 г. требования вступили в силу за исключением пунктов, регламентирующих контроль за соответствием информации и обеспечение передачи в ЕИС, а также прием из ЕИС информации и документов, входящих в состав планов закупок, планов-графиков закупок, информации о реализации планов закупок и планов- графиков закупок; информации об исполнении контрактов; запросов пользователей региональных и муниципальных систем.
Инструментами интеграции ЕИС с региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок являются:
В случае если информация, размещенная в ЕИС, не соответствует информации, размещенной в иных информационных системах в сфере закупок, приоритет имеет информация, размещенная в ЕИС. Исключение составляет информация о складывающихся на товарных рынках ценах продукции, закупаемой для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о размещаемых заказчиками запросах цен продукции, а также информация и документы, размещение которых в ЕИС предусмотрено Законом о закупках.
Важно запомнить
В письме ФАС России от 30.06.2014 № АЦ/26237/14 «Разъяснение законодательства о контрактной системе» указывается на то, что размещение заказчиком на официальном сайте документации о закупке, содержащей ограничения для ознакомления, является административным правонарушением. Информация в виде текста размещается на официальном сайге в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра («документ в электронной форме»). Таким образом, по мнению ФАС России, если документация о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления (текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов), то данное действие нарушает нормы Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Иной позиции придерживается Минэкономразвития РФ (Письмо Минэкономразвития России от 15.12.2015 № Д28и-3613), который полагает, что если возможность искать и копировать фрагменты текста отсутствует, то это не противоречит Закону о контрактной системе, поскольку установлен лишь запрет взимать плату за доступ к документации, и иных требований не предусмотрено.
Определяет Единую информационную систему одновременно и как совокупность информации, которая хранится в базах данных, и как техническое средство, которое служит для формирования, обработки, хранения и использования этих данных. Именно для последнего — использования — и разработан сайт ЕИС.
Если же говорить по-простому, то это портал, на котором собрана вся информация о закупках по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Зайдя на сайт, любой желающий может узнать о том, какие закупки сейчас проходят, какие завершились, кто и на каких условиях выиграл, кого из участников признали недобросовестным и внесли в реестр, кто из заказчиков пойман на нарушении, что представляет собой типовой контракт и многое-многое другое. Масса полезной и бесплатной (что немаловажно!) информации как для любого участника госзакупок (и заказчика, и поставщика), так и для того, кто только изучает эту сферу или просто интересуется темой государственного заказа.
Главная цель, ради которой запустили Единую информационную систему, — сделать процесс госзакупок прозрачным и доступным для каждого. А также собрать в одном месте всю информацию по закупкам, в числе которой:
Заказчики обязаны публиковать здесь всю документацию по активным закупкам (кроме тех, что связаны с гостайной), а также планы на будущее. Поэтому именно отсюда потенциальные участники начинают поиск заказов, а вскоре смогут и подавать заявки на участие.
Работа ЕИС регулируется . В ней сказано, что Единая информационная система должна содержать:
О преимуществах говорить странно, поскольку Единая информационная система не имеет конкурентов. Это единственный официальный сайт, который объединяет все госзакупки. Однако можно поговорить о плюсах, которые открылись заказчикам и поставщикам с начала запуска портала.
Если говорить о стороне заказчика, прежде всего, стоит отметить, что ЕИС автоматизировала много процессов. В ЕИС ведется и хранится документооборот по госзаказу, все данные обрабатываются автоматически, можно легко формировать отчеты.
Поставщики оценят тот факт, что вся информация размещается в ЕИС в машиночитаемом виде, что позволяет искать ее даже с помощью Гугла и Яндекса. Также Единая информационная система связана со всеми торговыми площадками. Участнику не нужно посещать множество сайтов, достаточно одного — ЕИС, с которого можно перейти на ЭТП, где будет проходить нужная процедура. А в скором времени можно будет подать заявку на участие прямо из Единой информационной системы.
И, конечно, обе стороны госзакупочного процесса оценят возможность быстро и бесплатно найти в Единой информационной системе нужную информацию: проверить поставщика или заказчика, получать форму контракта и многое другое.
Приоритетной формой проведения госзакупок является электронная. Это предполагает, что весь процесс проведения закупки — от планирования закупки до подписания контракта — происходит в электронной форме. Этот процесс обеспечивает ЕИС — единая информационная система в сфере закупок. Федеральный закон № 44-ФЗ определяет ее как «совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в сети Интернет». Официально эта система начала свою работу с 1 января 2016 г., ее адрес в Интернете — www.zakupki.gov.ru .
Проще говоря, ЕИС госзакупок — это общероссийский сайт, на котором размещено огромное количество информации, касающейся организации и проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. Цель создания такой системы — повышение прозрачности закупок: вся информация, которая содержится в системе, является открытой (кроме той, которая представляет собой государственную тайну). Закон позволяет субъектам РФ и муниципальным образованиям создавать региональные и муниципальные информационные системы, однако все они должны быть интегрированы с ЕИС. При этом информация, размещенная в ЕИС, носит приоритетный характер.
Наличие единой информационной системы в сфере госзакупок значительно облегчает поставщикам поиск информации по госзакупкам, т. к. на сайте ЕИС собраны закупки для государственных и муниципальных нужд всей России.
Единая информационная система госзакупок содержит огромные объемы информации по госзакупкам. Это планы, планы-графики госзакупок, информация об их реализации (с 01.01.2017 г.), информация о закупках, реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков, реестр банковских гарантий, реестр жалоб, проверок и их результатов. Также там размещены типовые контракты, нормативно-правовые акты и многое другое.
Единая информационная система в госзакупках обеспечивает:
ЕИС по госзакупкам была создана на базе Официального общероссийского сайта госзакупок. Однако она имеет ряд существенных отличий.
Главное отличие — максимальная автоматизация всего закупочного процесса. Все данные, начиная с извещения и заканчивая исполнением контракта, обрабатываются автоматически, в результате чего формируется необходимая отчетность.
ЕИС интегрирована с другими информационными системами, предоставляя своим пользователям максимум информации.
Также приятным преимуществом является улучшение технической работы системы, повышение производительности и отказоустойчивости, оптимизирован поиск.
Работа в единой информационной системе госзакупок является обязательной для всех государственных и муниципальных заказчиков.
Единая информационная система в сфере закупок zakupki.gov.ru (ЕИС) - официальный сайт, на котором размещается информация о Госзакупках (по 44-ФЗ и 223-ФЗ). Сведения о госзакупках, размещаемых в ЕИС, доступны любому пользователю (за исключением сведений о закупках, содержащих гостайну). Заказчики (государственные и муниципальные учреждения, а также госкорпорации и их дочерние предприятия) публикуют в ЕИС документы о своих закупках.
Электронную подпись для работы в ЕИС заказчики по 44-ФЗ могут получить только в Федеральном казначействе, а заказчики по 223-ФЗ могут заказать квалифицированную электронную подпись в УЦ СКБ Контур.
Поставщики находят интересующие их закупки на ЕИС, а чтобы принять участие в торгах, получают квалифицированную ЭП для Госзаказа и проходят аккредитацию на площадках Госзаказа , на которых проводятся интересующие их торги.
Сведения о той площадке Госзаказа, где проводится закупка, размещены в извещении о закупке на ЕИС. Также заказчики публикуют на ЕИС:
Кроме извещений о закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ, поставщики могут найти такую информацию:
В подразделе «Обучающие материалы» раздела «Документы» можно ознакомиться с инструкциями по работе в ЕИС.