Последние новинки планшетов. Водонепроницаемая новинка от Sony

03.03.2020

Olympus PEN-F побыл у меня на тесте недолго, но я успел к нему привязаться. И дело не только в том, что обладание стильной и качественной вещью приятно само по себе. PEN-F активно стимулирует желание фотографировать. Мне вообще нравится возможность получить из камеры готовый снимок сразу, без последующих обработок в редакторах, а PEN-F в этом смысле предоставляет самые широкие возможности.

Причем широкие настолько, что это даже становится определенной проблемой. Если ты заранее не уверен, что именно хочешь получить, то глаза просто разбегаются. Сюжетные программы, арт-фильтры, цветные и монохромные профили, причем все это с различными подрежимами и модификациями, с возможностями подстройки и прикладывания дополнительных эффектов…

В какой-то момент мне показалось, что упростить и упорядочить весь этот приятный сумбур в голове поможет функция ART BKT. Вы можете заранее выбрать в меню, какие арт-фильтры (а также цветовые и монохромные профили) хотите использовать, поставив в меню соответствующие галочки. Тогда при одном нажатии кнопки камера будет делать и сохранять серию снимков – дальше останется только отобрать вариант, который вам больше понравится.

Однако, опять же – на все опции галочки не поставишь.

Решением для меня стала возможность внутрикамерного преобразования файлов RAW в JPEG.

Если просто делать все снимки в формате RAW, то позже, в режиме просмотра, можно выбрать понравившийся с точки зрения сюжета и композиции кадр, и преобразовать его в JPEG. При этом можно настраивать не какие-то отдельные параметры изображения, а полностью все, которые только могут настраиваться в камере. В самом быстром варианте можно просто нажать пункт «Текущий» – тогда файл JPEG будет создан на основе текущего состояния камеры, с учетом всех включенных режимов, настроек и эффектов.

Другие две опции (Польз. 1 и 2) позволяют «поиграться» с настройками, опять же со всеми возможными, при этом полученные конфигурации будут сохранены для последующего использования. Наконец, можно применить и уже упомянутую функцию ART-брекетинга, получив несколько вариантов JPEG за раз.

Единственное небольшое неудобство такого подхода – для предпросмотра будущего результата необходимо нажать кнопку с красной точкой. Только тогда процессор пересчитает картинку с учетом всех внесенных изменений и покажет, какой она получится.

В целом, пожалуй, это дело вкуса – настраивать ли камеру в момент съемки (конечно, если вы сразу представляете, что конкретно хотите получить, то прямой резон именно так и поступить), либо применять настройки позже, преобразовывая файл RAW в JPEG. И в том, и в другом случае у вас есть возможность сразу же отправить полученный файл на смартфон или планшет по Wi-Fi, а дальше загрузить, например, в Instagram или социальные сети.

Кстати говоря, связь по Wi-Fi позволяет не только передавать отснятый материал во внешние устройства, но и управлять камерой дистанционно, в том числе переключать режимы P-A-S-M (хотя, казалось бы, сама камера позволяет это делать только вращением аппаратного диска режимов), а также зуммировать объектив, в случае использования моделей с электрическим приводом (о чем говорит аббревиатура EZ в их наименовании).

Отмечу нюанс эргономики, который в PEN-F изменился по сравнению с другими моделями OM-D и PEN. Речь о тех ситуациях, когда передний и задний диски управления выполняют настройку, например, ISO и Баланса белого (в рамках концепции интерфейса «2×2», но не только). Представьте, к примеру, что передний диск управляет ISO. Вы поворачиваете его на один щелчок… и при этом не только на экране появляется шкала ISO, но и текущее значение ISO сразу переходит на соседнее значение. Вы не просто посмотрели, какое ISO установлено в данный момент, но и сразу изменили его. С учетом того, что шкала замкнута по кругу, нечаянным поворотом диска мы можете попасть с Авто-ISO на ISO25600. Или сбить баланс белого. Я не раз высказывал мнение о том, что это не совсем правильно и хорошо. В модели же PEN-F система изменилась. Теперь при первом щелчке диска на экран только выводится шкала, но значение в этот момент еще не изменяется. Вы можете просто посмотреть текущее ISO и этим ограничиться. Для изменения значений нужно продолжить вращать диск дальше. Мелочь, но меня она весьма порадовала.

Что касается скорости автофокусировки Olympus PEN-F, то о ней представление дает следующая видеоиллюстрация. Это мой традиционный тест, серия быстрых перефокусировок с близкого объекта (оконная рама, около метра) на далекий (кирпичная стена дома). Использовался объектив M.Zuiko Digital 25/1.8, режим S-AF по центральной зоне. .


Результат отличный, автофокус очень быстрый. В ролике иногда не успевает срабатывать звуковое подтверждение (я уже перевожу камеру для следующей фокусировки), но сам фокус работает уверенно и быстро.

Что касается режима постоянного автофокуса C-AF, то он на уровне моделей OM-D последнего времени – то есть, послабее, чем у топовых репортерских зеркалок, однако вполне достаточный для решения различных задач – как творческих, так и профессиональных.

В следующей серии снимков камера четко фокусируется на решетке радиатора движущегося грузовичка. Это серийная съемка 5 кадр/с с работающим в режиме C-AF автофокусом.

По номерному знаку можно увидеть, что фокус ни разу не сбился и не потерялся:

Пятиосевой стабилизатор изображения камеры PEN-F – тот же, что в модели E-M5 Mark II, то есть, лучший не только среди беззеркалок Olympus, но и, возможно, во всей индустрии. Кстати, термин «пятиосевой» означает, что отрабатываются не только линейные перемещения камеры (по двум направлениям), но и вращательные движения (по трем осям).

Работа стабилизатора радикальным образом расширяет ваши возможности и изменяет саму манеру съемки – будь то фотосъемка, или видео. Вы можете делать снимки ночного города без штатива, а видеосъемку вести с рук безо всяких гимбалов и подвесов, причем как стоя на месте (тогда вообще картинка стабилизируется, словно вы снимаете со штатива), так и в движении.

Кстати, что касается видеосъемки , то и здесь PEN-F полностью повторяет спецификации и возможности старшей (в этом аспекте) камеры Olympus – OM-D E-M5 Mark II. Видео можно снимать в разрешении Full HD 1080 с частотой кадров 60/50/30/25/24p в формате IPB с потоком 52 Мб/с. Доступен также режим ALL-Intra с потоком 77 Мб/с (при частоте кадров 30/25p), имеются опции ускоренной и замедленной видеосъемки. Правда, в отличие от E-M5 II, у PEN-F нет разъема для подключения внешнего микрофона.

Примеры видеосъемки в исполнении Olympus PEN-F.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Когда Olympus вместе с Panasonic впервые сообщили о создании системы Micro Four Thirds, давшей начало тому течению камер, которое мы теперь называем «беззеркалками», идеальный результат представлялся таким: изящная «дальномерка» времен расцвета пленочной эпохи, снимающая в цифре на уровне зеркалки. Olympus неуклонно следует этой стратегии, одну за другой «возрождая» свои классические камеры: сначала взяв просто концепцию PEN, затем почти в точности воссоздав знаменитую , а теперь обратившись к серии PEN F .

Новинка должна вернуть жизнь в линейку PEN, слегка оттесненную на периферию внимания очень успешной серией OM-D: она получила фирменный 5-осевой матричный стабилизатор с возможностью создавать 50-мегапиксельные снимки, электронный видоискатель разрешением 2 360 тыс. точек, поворотный 3-дюймовый дисплей и другие прелести, знакомые по модели OM-D E-M5 II - только с новым 20-мегапиксельным сенсором и в миниатюрном металлическом корпусе, лишенном влагозащиты. Мы словно бы говорим о смартфонах - наряду с обычным флагманом, в линейке Olympus теперь есть и флагман «имиджевый», камера, которая привлекает и качеством съемки, и функциональностью, и дизайном.

Технические характеристики

Olympus PEN-F Olympus OM-D E-M5 II Olympus PEN E-P5
Сенсор изображения 17,4 × 13,0 мм (Micro Four Thirds) Live MOS 17,4 × 13,0 мм (Micro Four Thirds) Live MOS
Стабилизатор изображения Встроенный в корпус, 5-осевой, за счет сдвига сенсора; заявленная эффективность — до 5 ступеней экспозиции Встроенный в корпус, 5-осевой, за счет сдвига сенсора; заявленная — до 4 ступеней экспозиции
Эффективное разрешение сенсора 20,3 мегапикселя 16,1 мегапикселя 16,1 мегапикселя
Формат фото JPEG (EXIF 2.2, DCF), RAW JPEG (EXIF 2.2, DCF 2.0), RAW
Формат видео MOV (MPEG‑4AVC/H.264), AVI (Motion JPEG) MOV(MPEG‑4AVC/H.264), AVI (Motion JPEG)
Байонет Micro Four Thirds Micro Four Thirds Micro Four Thirds
Размер кадра До 5184 × 3888 пикселей; в режиме высокого разрешения до 10368 × 7776 До 4608 × 3456 пикселей; в режиме высокого разрешения до 9216 × 6912 До 4608 × 3456 пикселей
Разрешение видео До 1920 × 1080 пикселей (60 кадров в секунду) До 1920 × 1080 пикселей (30 кадров в секунду)
Чувствительность ISO 200-25600 с возможностью расширения до ISO 80 ISO 200-25600 ISO с возможностью расширения до ISO 100 ISO 200-6400 ISO с возможностью расширения до ISO 100, ISO 12800 и ISO 25600
Затвор
Механический затвор: 1/8000 - 60 с;
Электронный затвор: до 1/16000;
Длительная (Bulb): макс. 60 минут
Механический затвор: 1/8000 - 60 с;
Длительная (Bulb): макс. 30 минут
Скорость серийной съемки До 10 кадров в секунду До 10 кадров в секунду До 9 кадров в секунду
Автофокус Контрастный, 81 точка Контрастный, 81 точка Контрастный, 35 точек
Экспозамер, режимы работы TTL-замер в 324 точках, многоточечный/центровзвешенный/точечный/светлая зона/тень TTL-замер в 324 точках, многоточечный/центровзвешенный/точечный/светлая зона/тень
Экспокоррекция +/- 5 EV с шагом 1/3 ступени +/- 5 EV с шагом 1/3 ступени +/- 3 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Нет, есть внешняя в комплекте Есть
Автоспуск 2/12 с 2/12 с 2/12 с
Карта памяти Один слот SD / SDHC / SDXC(UHS-II) Один слот SD / SDHC / SDXC(UHS-I)
Дисплей 3 дюйма, 1 037 тыс. точек, поворотный 3 дюйма, 1 037 тыс. точек, наклонный
Видоискатель Электронный, OLED (2360 тыс. точек) Только опциональный
Интерфейсы HDMI, USB HDMI, USB, 3,5-мм разъем для микрофона HDMI, USB
Беспроводные модули Wi-Fi Wi-Fi Wi-Fi
Питание Литий-ионный аккумулятор BLN-1 емкостью 9,3 Вт*ч (1220 мА*ч, 7,6В) Литий-ионный аккумулятор BLN-1 емкостью 9,3 Вт*ч (1220 мА*ч, 7,6В)
Габариты 125 × 72 × 37 мм 124 × 85 × 45 мм 122 × 69 × 37 мм
Масса 427 грамм (вкл. батарею и карту памяти) 469 грамм (вкл. батарею и карту памяти) 420 грамм (вкл. батарею и карту памяти)
Актуальная цена 89990 рублей за версию без объектива (body), 109990 рублей за версию kit с объективом 17mm f/1.8 62990 рублей за версию без объектива (body), от 69990 рублей за версию с объективом 12-50mm (цена зависит от объектива) 33000 рублей за версию без объектива (body), 39990 рублей за версию с объективом 14-42mm

Внешний вид и эргономичность

Преемственность между новой PEN-F и ее предтечей из 1963 года даже не нужно искать - всё на виду: слегка ассиметричный корпус без ручки для хвата правой рукой; переключатель справа от байонета; характерный рычажок на верхней грани слева. Пусть назначение рычажков и селекторов совершенно иное в цифровую эру, фамильный дух передан здорово.

Камера, безусловно, очень красивая, особенно в серебристо-черной версии, а не полностью черной, как у нас. Визуальные впечатления подкрепляются и тактильными - корпус выполнен из алюминия с покрытием из магниевого сплава и вставками под кожу в местах соприкосновения с руками.

Красота требует жертв - в данном случае небольших. Камере логичным образом не хватает ручки для более комфортного хвата, пусть даже PEN-F — очень небольшой аппарат, — чтобы удержать его, не нужно прилагать каких-то сверхусилий, благо тут несколько помогает выступ для опоры большого пальца на тыльной поверхности. Тем не менее одним из самых популярных аксессуаров для PEN-F будет дополнительная металлическая ручка ECG-4.

Габариты Olympus PEN-F — 125 × 72 × 37 мм, масса - 427 граммов. Несмотря на встроенный видоискатель и поворотный во всех плоскостях дисплей, камера очень близка по размерам к предшественнице на почетном посту «главный PEN» E-P5 . Говоря о топовых беззеркальных камерах вроде Fujifilm X-Pro2 или Panasonic Lumix GX8 , мы часто вынуждены делать поправку: «Это не самая компактная камера, но по сравнению с зеркальными аналогами…». Здесь никаких поправок - даже в комплекте с двумя-тремя объективами PEN-F не займет много места в обычном рюкзаке, не говоря уже о том, что специальный кофр не нужен вовсе.

На фронтальной панели, помимо байонета с кнопкой высвобождения объектива, расположена крупная лампа подсветки автофокуса, программируемая кнопка, на которую по умолчанию повешен предпросмотр диафрагмы, и тот самый старомодный селектор. Если на прежней PEN F он позволял выбрать выдержку, то здесь это орган управления цветом и светом - фирменными «фишками» современной Olympus, предусматривающими максимально подробную внутрикамерную настройку JPEG.

Olympus PEN-F, правая грань

На правой грани под одной крышкой находятся оба интерфейса: и HDMI, и USB. На левую грань вынесен динамик.

Слева на верхней панели фамильный элемент: 50 лет назад еще был нужен рычаг перемотки пленки, теперь же это обычный выключатель - красивый, аналоговый. Справа мы видим еще одну деталь, заставляющую смахнуть слезу умиления, - в кнопку спуска встроена резьба для спускового тросика; раньше на своих цифровых камерах таким баловались только еще одни адепты ретро - Fujifilm. Помимо этого, здесь есть и более привычные вещи: горячий башмак, стереомикрофон, селектор режимов с кнопочкой блокировки, клавиша пуска видеозаписи, диск экспокоррекции. А кнопка спуска окружена многофункциональным кольцом.

Снизу находится отсек для батареи и карты памяти, а также штативное гнездо, расположенное к этому самому отсеку слишком близко, чтобы не перекрывать к нему доступ во время установки PEN-F на штатив.

Большую часть тыльной стороны занимает поворотный дисплей, но при этом в углу находится место для видоискателя с крохотным диском диоптрийной коррекции. Правее — программируемая клавиша, рычажок регулировки светов/теней, второй селекторный диск и набор обязательных клавиш (пятипозиционная клавиша навигации с дополнительными функциями на ее «лучах» и в центре), кнопка увеличения зоны изображения, вызова меню, смены отображаемой на экране информации, воспроизведения и удаления снимков. Еще одна программируемая клавиша находится на выступе для большого пальца.

Управление, дисплей и видоискатель

Управление построено так же, как и на камерах серии OM-D, удобно и просто: здесь есть достаточное число аппаратных клавиш и селекторов, в том числе и перепрограммируемых, дополняемых быстрым меню и дисплеем с сенсорным покрытием. Органы управления в большинстве своем довольно удачно расположены, обладают хорошей отдачей; не понравилась мне разве что пятипозиционная навигационная клавиша со слишком тонким ободом и тугим, нечетким ходом.

Наличие электронно-механического затвора позволило реализовать довольно широкий диапазон выдержек. Самым коротким отрабатываемым значением стала 1/16000 секунды, так что в этом плане Olympus PEN-F проявляет себя лучше беззеркалок Sony. Впрочем, некоторые камеры (та же X-Pro2 от Fujifilm) позволяют снимать с вдвое более короткой выдержкой – 1/32000 с.

Серийная съемка возможна со скоростью 10 кадров в секунду. За одну серию можно снять до 25 кадров в формате RAW, после чего скорострельность снижается примерно до одного кадра в секунду. Если снимать в JPEG, то можно сделать до 50 фотографий в одной серии.

Как снимает?

После того, как рынок насытился отменными полнокадровыми камерами (в основном это Sony, Nikon, Canon), планка качества изображения на высокой чувствительности сильно поднялась. Я бы даже сказал, что Micro Four Thirds теперь сложно воспринимать всерьез. Если вам нужен минимальный шум и возможность съемки звездного неба ночью на длинной выдержки, то вам однозначно следует смотреть в сторону полнокадровой камеры. Но если сравнивать PEN-F с беззеркалками и компактами с сопоставимой площадью сенсора, то он проявляет себя на удивление неплохо.