Применение метода казуса (кейса) в педагогической практике. Метод кейс-технологии в дошкольном образовании Кейс по педагогике и психологии

30.11.2023

Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.

Данная статья расскажет о том, как найти с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?

Прежде всего, попробуем дать определение.

Итак, педагогическая ситуация - это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?

Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие обычно возникают в случае возникновения:

  • недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
  • разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
  • противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
  • противодействия - действия, препятствующего проявлению другого действия;
  • разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Раздел 3. Основные действия при обнаружении решения педагогической ситуации

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены решения сложных педагогических ситуаций.

При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.

Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

Раздел 4. Обнаружение ситуации

В течение педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.

Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.

Первое действие - обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Раздел 5. Пример ситуации

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»

Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.

На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

  • Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
  • Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
  • Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
  • Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
  • Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
  • Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.

Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Кто главный участник этого события и диалога?
  • В чем заключается причина конфликта?
  • Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:

  • помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
  • донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
  • провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

Раздел 9. Способы решения педагогической задачи

Самый трудный этап после обнаружения ситуации - это выбор способа решения.

Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей - они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам. Вторая ошибка - отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение. В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.

Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Раздел 10. Примеры решения

Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?

  • Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций - попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
  • Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
  • Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
  • Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
  • Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
  • Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
  • Проявление школьного «буллинга» - социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии - чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.

КЕЙС – МЕТОД

как педагогическая технология

Ибрагимова Наталья Владимировна,

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1

с/п «Село Троицкое»

Небезызвестное и бурно обсуждаемое в Сети предложение педагогам «уйти в бизнес», если не воспринимать его слишком буквально, позволяет обнаружить технологии, которые обогатят инструментарий учителя в формировании метапредметных результатов обучающихся. Одной из таких технологий в бизнес-коммуникации является «кейс» - технология.

Историческая справка

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся

Сегодня мы поговорим подробно о кейсе и его практическом применении. И познакомимся с методами кейс – технологии.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть,что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

    Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Чтобы подробно в них разобраться потребуется немало времени. Сегодня я хочу остановиться на использовании кейс –технологии в начальной школе

Потенциал метода кейсов

Способствует развитию умений:

    Анализировать ситуации.

    Оценивать альтернативы.

    Выбирать оптимальный вариант решений.

    Составлять план осуществления решений.

И как результат - Устойчивый навык решения практических задач

Высокая эффективность кейс-метода

1) развитие навыков структурирования информации;

2) освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);

3) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;

4) эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

5) разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;

6) стимулирование инноваций за счет синергетики знаний - развитие системного, концептуального знания;

7) повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

Возможности кейс - технологии в образовательном процессе:

1) повышение мотивации учения у обучающихся;

2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс- технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Сегодня я хочу остановиться

При использовании кейс –технологии в начальной школе

у детей происходит:

    Развитие навыков анализа и критического мышления

    Соединение теории и практики

    Представление примеров принимаемых решений

    Демонстрация различных позиций и точек зрения

    Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Требования к содержанию кейса

1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:

    Учебные

1. Усвоение новой информации

2.Освоение метода сбора данных

3.Освоение метода анализа

4. Умение работать с текстом

5. Соотнесение теоретических и практических знаний

    Образовательные

    2. Образование и достижение личных целей

    3. Повышение уровня коммуникативных навыков

    4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Действия учителя в кейс – технологии:

1) создание кейса или использование уже имеющегося;

2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

4) организация презентации решений в малых группах;

5) организация общей дискуссии;

6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

7) оценивание учащихся учителем.

Работа ученика с кейсом

1 этап - знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап - выделение основной проблемы (проблем),

3 этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Использование кейсов.

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей

Кейс – метод возможно использовать
и в качестве экзаменов или зачетов:
Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

Создание кейса

В начале нужно ответить на три вопроса:

Для кого и чего пишется кейс?

Чему должны научиться дети?

Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения

Структурирование учебного материала

Выбор организационных форм, методов и средств обучения

Виды кейсов

Практические кейсы

  • Реальные жизненные ситуации , детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

    Обучающие кейсы

Отражают типовые ситуации , которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

Научно-исследовательские кейсы

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Виды кейсов по способу представления материала Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра ® искажение информации и ошибки).

Источники формирования кейсов

Местный материал

Большая часть кейсов может базироваться на местном материале. Учащиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать, например, американскую среду, поведение и мотивы американцев.

Статистические материалы

Они могут играть роль непосредственного

инструмента для диагностики ситуации, в

качестве материала для расчета

показателей, которые наиболее

существенны для понимания ситуации.

Материалы могут быть размещены либо в

самом тексте кейса, либо в приложении.

Научные статьи, монографии.

Научные публикации выполняют две функции:
1) выступают составляющими кейса,
2) включаются в список литературы, необходимой для понимания кейса.

Ресурсы Интернета

Примерная структура кейса

1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

3.Комментарий ситуации, представленный автором

4.Вопросы или задания для работы с кейсом

5.Приложения

Каковы характеристики «хорошего кейса»?

1.Хороший кейс рассказывает.

2.Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес.

3.Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет.

4.Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания героям кейса.

5.Хороший кейс включает цитаты из источников.

6.Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику.

7.Хороший кейс требует оценки уже принятых решений.

Организация работы с кейсом

1 . Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.

3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.

Что дает использование кейс- технологии

Преподавателю

    Доступ к базе современных учебно-методических материалов

    Организация гибкого учебного процесса

    Сокращение затрат времени на подготовку к урокам

    Беспрерывное повышение квалификации

    Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

    Ученику

    Работа с дополнительными материалами

    Постоянный доступ к базе консультаций

    Возможность самому готовиться к аттестации

    Общение с другими учащимися в группе

    Освоение современных информационных технологий

Методы кейс – технологии

Метод инцидентов

Метод разбора деловой корреспонденции

Игровое проектирование

Ситуационно ролевая игра

Метод дискуссии

Кейс- стадии

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода - поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

Игровое проектирование

Цель - процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.

Метод дискуссии

Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс – стадии

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

10 основных правил для анализа кейса

Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.

Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.

Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.

Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.

Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.

Составление основательного анализа имеющейся ситуации.

Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.

Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».

Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы

Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.

Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Всероссийский конкурс «Педагогические кейсы»

Конкурс завершен.


Приглашаем Вас принять участие в новом Всероссийском дистанционном конкурсе «Педагогические кейсы».

Проведение этого конкурса связано с назревшей потребностью в публичном обсуждении педагогических ситуаций и проблемных событий, которые возникают в современной педагогической практике. Для развития педагогической культуры важен анализ отдельных случаев решения как образовательных, так и воспитательных задач. Этот конкурс является принципиально новаторским и основан на одной из самых современных техник обучения – методе кейсов (case-study, обучение методом ситуаций или прецедентов).

Педагогическая практика во всем её многообразии является источником живых реальных проблемных фактов, которые могут быть описаны в рамках кейсов. Педагогические кейсы – реальные ситуации, с которыми в повседневной деятельности сталкивается современный учитель и руководитель образовательного учреждения.

В рамках конкурса предлагаются педагогические и научно педагогические кейсы, созданные на основе художественной литературы, педагогической публицистики, научных статей, а также реальных экономических, социальных, культурных, образовательных, воспитательных и бизнес-ситуаций, которые возникают в современном образовании.

Организаторы конкурса

Общероссийская Малая академия наук «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО» .

Центр развития образования, науки и культуры «ОБНИНСКИЙ ПОЛИС» .

Научно-образовательный Центр «РОСИНТАЛ ».

Почему надо участвовать в этом конкурсе

Дипломы Малой академии наук «Интеллект будущего» имеют высокую значимость в педагогическом пространстве России. Деятельность организации высоко оценена Правительством РФ . (Распоряжение Правительства РФ N 1946-р, г. Москва "О присуждении премий Правительства Российской Федерации в области образования" Опубликовано в Российской газете – федеральный выпуск № 257 (5633)).

Участие в конкурсе позволит вам представить интересный случай из вашей педагогической практики для широкой педагогической общественности.

Дипломы конкурса «Педагогические кейсы» являются престижными в Вашем педагогическом портфолио, так как отражают активную включенность в процесс профессионального роста.

Цели проведения конкурса:

  1. Обобщение современного педагогического опыта в форме «Педагогических кейсов», поиск удачных примеров решения педагогических и образовательных проблем.
  2. Создание инновационного пространства, объединяющего педагогов по общим педагогическим про блемам для аккумуляции профессионального опыта.
  3. Повышение престижа учительской профессии, формирование положительного общественного мнения о современном учителе, публичное признание вклада учителей в становление подрастающего поколения.
  4. Активизация деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений по созданию условий для профессионального роста и самореализации учителей.

Участники конкурса

Для участия в конкурсе приглашаются педагоги и руководители образовательных учреждений России, других стран, а также студенты педагогических вузов.

Номинации конкурса «Педагогические кейсы»

Участникам конкурса необходимо провести анализ кейса и предложить решение. Решение включает в себя разработку и поиск оптимально обоснованных педагогических, культурных, социальных и экономических мероприятий для ликвидации определенной воспитательной или образовательной проблемы.

Номинация 1 . Педагогические кейсы из художественных произведений, педагогической публицистики, научно-практических статей и книг, педагогической практики.

Возможные темы кейсов (педагогических ситуаций и случаев)

  • «Как научить…..(чему-нибудь)».
  • «Развитие ученика».
  • «Профессиональный рост учителя».
  • «Семейное воспитание».
  • «Ситуация на уроке».
  • «Управление образовательным учреждением».
  • «Мотивация к деятельности».
  • «Воспитание коллективом».
  • «Поощрение и наказание».
  • «Травля в детских коллективах».
  • «Межнациональная напряженность».
  • «Экономические проблемы в образователь- ном учреждении».
  • «Трудные дети».
  • «Педагогические конфликты».
  • «Нравственно-этическое воспитание».
  • «Патриотическое воспитание».
  • «Личная история».
  • «Свободная тема педагогического кейса».

Номинация 2 . Разработка кейса «Педагогическая ситуация» на основе художественной литературы, педагогической публицистики, научных статей.

Образцами могут послужить кейсы из Номинации 1 .

Требования к оформлению материалов

Материалы на Конкурс принимаются в электронном виде на русском языке.

Конкурсный материал должен включать в себя: название работы, ФИО автора работы кегль 12, размещение по центру; автор статьи (инициалы, фамилия), должность, место работы автора кегль 12, размещение по центру, курсив.

Файл с конкурсной работой называется по фамилии участника проекта, далее указывается через нижний подчерк без пробела город, организация, в которой Вы работаете. Например: Иванова_ Братск_Гимназия1. В теме письма необходимо указать название конкурса – «Педагогические кейсы -2014».

Для пересылки по электронной почте папка с конкурсными материалами архивируется (форматы .zip, .rar или.7z). Имя архива - пример: Иванов_Братск_Гимназия1. В теме письма необходимо указать название конкурса – «Педагогические кейсы».

Максимальный размер архива с конкурсной работой – 10 Мб.

Технические требования к текстовым файлам

  1. Разрешается использовать только следующие средства выделения: полужирный шрифт (bold), курсив (italic), подчеркнутый шрифт (underline), верхние и нижние индексы. Никакие другие средства выделения текста использовать не следует.
  2. Шрифт Times New Roman, кегль 12, отступы по 1,5 см с каждой стороны, междустрочный интервал – одинарный.
  3. В таблицах следует использовать только один стиль границ – сплошную линию (таблицы следует оформлять корректно по всем правилам работы с таблицами в редакторе MS Word)
  4. Схемы должны представлять из себя единый графический объект (т.е. все графические элементы схемы должны быть сгруппированы).
  5. Все имеющиеся в тексте гиперссылки должны быть рабочими.
  6. Список литературы и интернет-ресурсов следует разместить в конце документа.
  7. В тексте ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках .

Регистрационная карточка участника заполняется в электронном виде.

Внимание! На конкурс принимаются работы, выполненные индивидуально, без соавторов. Если автор прислал работу на конкурс, то предполагается, что он даёт согласие на публикацию этих материалов в журналах, в сборниках, в специальном сборнике на CD-диске. Авторские права на материалы сохра- няются за участниками

Награждение и поощрение участников

  1. Каждый автор, приславший материалы, получает Свидетельство Участника или Диплом Лауреата Всероссийского конкурса педагогов «Педагогические кейсы» . (I, II или III степени).
  2. Участники заочного конкурса приглашаются на очный этап: Всероссийский форум «Педагогический олимп» (июнь 2015), на другие очные семинары, конференции. Участники очного этапа получают свидетельство о повышении квалификации, работа на заочном этапе засчитывается как выполнение домашнего задания.
  3. Лучшие работы публикуются в журналах «Интеллект будущего», «Образование личности», «Одаренный ребенок», «Дополнительное образование и воспитание».
  4. По итогам заочного и очного туров конкурса в июне 2015 года определится победитель конкурса, который получит специальный сертификат и премию в размере 30 000 рублей .

Условия участия в конкурсе

Для участия в конкурсе необходимо отправить с 19 января по 24 апреля 2015 года:

- регистрационную карту ;
- материалы конкурса ;
- копию финансового документа (квитанции перевода , платежного поручения) о регистрационном взносе участников конкурса в размере 360 рублей за одну работу. Если от одного человека представляется несколько работ на разные номинации, то оплачивается регистрационный взнос за каждую из них.

Заявочные материалы можно представить в Оргкомитет следующим образом:

1 вариант. Зарегистрироваться на сайте pedagog . future 4 you . ru и прикрепить материалы.

2 вариант. Отправить материалы по электронной почте: olimp @ future . org . ru
В течение недели получить подтверждение, что материалы получены. В противном случае необходимо продублировать отправку материалов с указанием "Копия".

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАКАЗЫ

(по желанию участников)

Публикация статьи во Всероссийском научно-образовательном элек- тронном журнале «Академиан» по вашему заказу.
Представляется не более 5 страниц формата А-4, набранного 12 кеглем, отступы – 1,5 см с каждой стороны, междустрочный интервал – одинар- ный, за остальные доплата – 150 рублей за каждую страницу.

590 рублей
за предпечатную обработку и размещение в журнале

Благодарственное письмо за участие в конкурсе

150 рублей

250 рублей

Свидетельство образовательному учреждению , педагоги которого при- няли участие в конкурсе (с пофамильным списком участников)

650 рублей

Данные материалы могут быть заказаны одновременно с отправкой заявки на конкурс.

Банковские реквизиты для оплаты регистрационного взноса:
Получатель: НП «Обнинский полис». ИНН 4025082299 / КПП 402501001. Расчетный счет: 40703810822230100082.
Банк получателя: Отделение №8608 Сбербанка России г. Калуга. БИК 042908612, кор. счет. 30101810100000000612.
Назначение платежа: взнос за участие в конкурсе «Образование: взгляд в будущее» .

Уважаемые коллеги! Общероссийская Малая академия наук предлагает для повышения квалификации и личностного роста педагогов целую серию новых семинаров и вебинаров, дистанционных курсов, как платных, так и бесплатных. Следите за объявлениями на сайте, участвуйте сами и приглашайте своих коллег.

Внимание! Подробная информация о конкурсе размещена на сайте pedagog . future 4 you . ru
Вопросы можно задать по обратной связи.

Мы постоянно ищем новые идеи, чтобы быть полезными для педагогов, родителей и детей. Ваш опыт обогащает сообщество педагогов.
Заранее благодарим за присланные работы! Надеемся на дальнейшее успешное сотрудничество!

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕ

Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики, психологии и социологии
Кафедра психологии развития и консультирования
КЕЙСЫ (СИТУАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЁНКА И ВЗРОСЛОГО)
Преподаватель
Студент ЗПП 15-01Б, 91517919
Красноярск 2016
Ю.Г. Юдина
В.В. Холодилова

Кейс №1 (дошкольный возраст)

Катя, 4 года. С 3 лет посещает детский сад. Адаптационный
период прошла благополучно (адаптация длилась около
двух мес.) Катя активная, подвижная девочка. В группе
является лидером, при этом достаточно часто начинает
действовать силой. В группе есть несколько подруг, при
этом девочка с ними периодически ссорится. Конфликт
решается с помощью родителей или воспитателей. Живет в
полной расширенной семье (с бабушкой по линии отца).
Отношения родителей являются напряженными, т.к.
достаточно часто происходят ссоры между матерью девочки
и бабушкой. Воспитатели ДОУ жалуются на высокий
уровень агрессии, неустойчивый эмоциональный фон
настроения: девочка может ударить, толкнуть или укусить
кого-либо из детей в группе, также может резко закричать
или заплакать.

Кейс №1 (дошкольный возраст)

Из беседы с родителями известно, что агрессию
девочка начала проявлять около года назад. Дома
ударить кого-либо из родителей себе не позволяет, но
может ударить бабушку, если она сделает ей
замечание. В отношениях с родителями пытается
добиться своего: может начать плакать, бить себя по
голове, разбрасывать игрушки. В таких случаях
родители пытаются игнорировать поведение ребенка,
но бабушка пытается любыми способами ребенка
успокоить, поэтому сразу все разрешает.

Кейс №1 (дошкольный возраст)

Основные гипотезы:
Эмоционально-личностные нарушения (высокий
уровень агрессии, нестабильность эмоционального
фона);
Деструктивный стиль родительского воспитания,
приведший к нарушениям поведения у ребенка;
Затянувшийся кризис 3-летнего возраста;
Нарушения неврологического характера.

Кейс №1 (дошкольный возраст)

Основные пути решения:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики
эмоционально-личностных особенностей ребенка, выявление
уровня агрессии, выявление причин агрессивного поведения;
2. Организация проективной игры и наблюдение за ее ходом (для
выявления поведенческих особенностей ребенка);
3. Наблюдение за совместной деятельностью родителя (каждого в
отдельности) и ребенка с целью анализа способов детскородительского взаимодействия;
4. Проведение с родителями теста «АСВ» («Анализ семейных
взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис);

Кейс №1 (дошкольный возраст)

Основные пути решения:
5. Составление индивидуальных рекомендаций по взаимодействию
с ребенком с учетом личностных особенностей девочки, а также
составление рекомендаций по оптимизации детско-родительских
взаимоотношений:
Соблюдение единства требований в семье;
Последовательность в выборе воспитательных стратегий и их
соблюдение;
Создание и поддержание в семье благоприятного
эмоционального климата;
Демонстрация в семье социально приемлемых способов решения
конфликтных ситуаций;
Учить ребенка различать и проговаривать свои чувства;
Учить ребенка выражать гнев социально приемлемым способом;
Исключить из методов наказания ребенка физические и др.

Кейс №1 (дошкольный возраст)

Основные пути решения:
6. Консультирование родителей по вопросам возрастных
особенностей ребенка (при подтверждении гипотезы о
«затянувшемся» кризисе трех лет);
7. Беседа с бабушкой по вопросам распределения семейных ролей в
воспитании ребенка;
8. Консультация врача-невролога (для исключения
неврологической составляющей);
9. Особое внимание (ввиду особенностей возраста и ведущего вида
деятельности) при составлении индивидуального плана
психологической коррекции необходимо уделить методам
игротерапии, сказкотерапии и песочной терапии.

Кейс №1 (дошкольный возраст)

Основные пути решения:
В индивидуальную программу работы необходимо
включить игры и методы, направленные на усвоение
социально приемлемых форм поведения, когда ребёнок
посредством игры и с помощью взрослого (родителя
или психолога) постепенно осознаёт свою агрессию
(неправильное поведение), а потом учится частично её
контролировать, усваивая другие варианты своей
реакции на происходящее. Также можно предложить
ребенку игры, в которых проигрываются определенные
ситуации.

Вася К. Ученик 2 класса, 8 лет. Робок и нерешителен,
испытывает трудности при устных ответах у доски.
Успеваемость по основным предметам является
«средней» (среди текущих оценок доминируют «4-ки»).
Наибольшие трудности испытывает при изучении
предметов гуманитарного цикла. С одноклассниками не
конфликтует, имеет несколько друзей. Посещает
дополнительные занятия по шахматам и робототехнике.
Воспитывается в полном семье, при этом большее
количество времени проводит с бабушкой. Обучается по
образовательной программе «Школа России». На
консультацию направлен классным руководителем с
жалобами на низкую учебную мотивацию, трудности
при вербализации собственных мыслей.

Кейс №2 (младший школьный возраст)

Из беседы с матерью известно, что физическое развитие мальчика
проходило в соответствии с возрастом. В ДОУ поступил в 5 лет,
адаптировался тяжело, часто болел. В подготовительной группе
ДОУ стал проявлять интерес к логическим играм. С детьми в
группе не конфликтовал, имел несколько друзей. Публичные
выступления не любил, требовалась длительная психологическая
подготовка
(настрой,
убеждение).
Отношения
в
семье
благоприятные, при этом большую часть времени ребенок
проводит с бабушкой, т.к. родители много работают.
Из беседы с учителем известно, что мальчик испытывает трудности
при вербализации. Активности на уроках не проявляет. При
необходимости устного ответа с места или ответа у доски волнуется,
нуждается в стимулирующей помощи, одобрении. В общении с
одноклассниками приветлив, жалоб на поведение нет.

Кейс №2 (младший школьный возраст)

Основные гипотезы:
Эмоционально-личностные проблемы: низкий
уровень самооценки, высокий уровень личностной и
(или) ситуативной тревожности;
Низкий уровень речевого развития;
Деструктивный стиль воспитания: несоответствие
типа детско-родительского взаимодействия
возрастным особенностям сына;
Наличие негативного психотравмирующего опыта
публичных выступлений в прошлом;

Кейс №2 (младший школьный возраст)

Основные пути решения:
1. Провести психолого-педагогическую диагностику с
целью определения уровня познавательного и речевого
развития;
2. Исследовать эмоциональное состояние ребенка,
личностные особенности, а также изучить
внутрисемейные отношения;
3. На основе пунктов 1. и 2. необходимо составить
индивидуальные рекомендации, направленные на
оптимизацию процесса обучения;

Кейс №2 (младший школьный возраст)

Основные пути решения:
4. Провести работу с классным руководителем, целью
которой станет разъяснение возрастных и личностных
особенностей ребенка. Основными рекомендациями
могут стать:
Поощрение (словесное) ученика за проявление любой
активности на уроке;
Демонстрация успешных работ или выполненных
заданий данного ученика классу;
Привлечение ученика (одного или в паре с кем-либо)
к активной деятельности класса или школы (с целью
повышения самооценки).

Кейс №2 (младший школьный возраст)

Основные пути решения:
5. Провести беседу с родителями с целью изучения
внутрисемейной ситуации. Примерами рекомендаций
могут быть:
Способствовать развитию вербального компонента
речи: совместно составлять пересказы, придумывать
истории, сказки, мотивировать к чтению;
Обсуждать с ребенком ситуации «успеха и неуспеха» в
классе, оказывать психологическую поддержку;
Обсуждать с ребенком возможные варианты
поведения в сложных ситуациях (расширять
поведенческие стратегии ребенка);
Совместное времяпрепровождение с ребенком,
обсуждение (и нахождение) общих интересов и др.;

Кейс №2 (младший школьный возраст)

Основные пути решения:
6. На основе социометрии составить план групповой
работы с детьми данного класса, где, в том числе могут
быть реализованы психологические потребности
данного ребенка.

Лиза К, 13 лет, ученица 7 класса. На консультацию
привела мама с жалобами на демонстративное
поведение, непослушание.
Из беседы с мамой известно, что около года назад из
семьи ушел отец. Девочка видится с ним, но редко (отец
не проявляет инициативы для встреч). Периодически
винит в произошедшем мать. Отношения с матерью
были благоприятными, но около 1,5 лет назад стали
портиться. Девочка стала общаться с компанией,
которая, по мнению мамы, является неблагополучной:
перестала прислушиваться к мнению матери, хочет
соответствовать компании (стала также одеваться,
занялась брейк-дансом).

Кейс №3 (подростковый возраст)

В школе учится хорошо, с программой справляется.
Мать не одобряет занятия уличными танцами, т.к.
считает, что это не женское увлечение.
Из
предоставленной
классным
руководителем
характеристики известно, что девочка ответственная, но
очень ведомая: не всегда может отстоять свое мнение,
ориентируется на мнения друзей-лидеров. После ухода
из семьи отца снизилась учебная мотивация, появились
перепады
в
настроении.
В
конфликты
с
одноклассниками и учителями не вступает.

Кейс №3 (подростковый возраст)

Основные гипотезы:
Переживание кризиса подросткового возраста;
Переживание психотравмирующей ситуации,
связанной с уходом из семьи отца;
Деструктивный стиль родительского воспитания
(привлечение родителями ребенка для выяснения
собственных отношений);
Эмоционально-личностные особенности девочки,
влияющие на взаимоотношения с матерью.

Кейс №3 (подростковый возраст)

Основные пути решения:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики с
целью выявления эмоционально-личностных
особенностей девочки с помощью тестов:
«Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла
(вариант CPQ),
«Цветовой тест Люшера»,
«Характерологический опросник К. Леонгарда»,
«Методика Q-сортировка» Уильяма Стефансона и др.;

Кейс №3 (подростковый возраст)

Основные пути решения:
2. Диагностика детско-родительских взаимоотношений:
Для изучения отношения ребенка к родителям:
опросник «ПОР» (поведение родителей и отношения
подростков к ним) Е.Шафер, проективные методики
(«Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и
С.Кауфмана, рисунок «Дом. Дерево. Человек» Бука);
Для изучения восприятия родителем детскородительских взаимоотношений, а также анализа
воспитательных стратегий родителя: «Опросник
родительского отношения» А.Я.Варги, В.В.Столина,
«Анализ Семейных Взаимоотношений» (АСВ), Э.Г.
Эйдемиллера, опросник «Измерение родительских
установок и реакций (PARI) Е. Шефер;

Кейс №3 (подростковый возраст)

Основные пути решения:
3. Беседа с родителями по вопросу возрастных
особенностей ребенка, а также переживания кризиса
подросткового возраста;
4. Составление индивидуальных рекомендаций по
особенностям детско-родительского взаимодействия:
Признание и уважение интересов ребенка
родителями;
Нахождение компромисса в конфликтных ситуациях
(отказ от директивной модели воспитания);
Нахождение с ребенком общих интересов, совместное
времяпрепровождение;
Обсуждение между родителями претензий друг к
другу без присутствия ребенка и др.

Кейс №3 (подростковый возраст)

Основные пути решения:
5. Индивидуальная работа с ребенком при выявлении
показателей (например, не пережитая психотравма) в
процессе психологической диагностики;
6. Организация групповой тренинговой работы,
направленной на развитие навыков уверенного
поведения, самопрезентации, целеполагания, а также
формирование навыков конфликтной компетентности и
др.;
7. Организация групповой тренинговой работы по
формированию навыков «детского - родительского»
взаимодействия.

Кейс №4 (юношеский возраст)

Егор Д. Ученик 11 класса, 17 лет. Обеспокоен тем, что не
знает, какая профессия ему лучше всего подходит.
«До окончания школы осталось несколько месяцев, а я
никак не могу определиться с выбором, что же все-таки
мне больше подходит: стать военным, как мой отец или
поступить в мед, так как с детства мечтал стать
кардиологом и вылечить бабушкино больное сердце…
Отец настаивает на том, чтобы я пошел по его стопам,
говорит, что в армии сейчас служить престижно,
открываются большие перспективы. Он сам многого
добился, есть возможность и мне помочь. А я хочу сам…
Мне, кажется, что я мог бы больше пользы принести
людям, если бы стал хорошим кардиохирургом. Мне
кажется, что у меня все для этого есть… И отношения с
отцом портить не хочется. Вот, и не знаю как быть…»

Кейс №4 (юношеский возраст)

Из педагогической характеристики на учащегося: Егор
имеет хорошие способности к учебе, особенно легко ему
даются предметы естественнонаучного цикла. Всегда
спокоен и уравновешен, морально устойчив. Обладает
лидерскими качествами, пользуется уважением у
одноклассников. В общении со взрослыми всегда
сдержан,
адекватно
реагирует
на
полученные
замечания.
Принимает
активное
участие
в
общественной жизни школы и класса. Воспитывается в
полной семье, воспитанием сына занимаются оба
родителя.

Кейс №4 (юношеский возраст)

Трудности
в
принятии
решения
по
вопросу
профессионального самоопределения могут быть
обусловлены (основные гипотезы):
Неблагоприятным
эмоциональным
состоянием
молодого человека, неуверенностью в себе;
Зависимостью молодого человека от мнения близких.
В процессе организации совместной деятельности с
юношей необходимо учитывать, что проблемой
возраста, решаемой через социальную ситуацию
развития, является выбор профессии и автономность,
результатом которой должно стать вступление во
взрослую жизнь.

Кейс №4 (юношеский возраст)

Основные пути решения:
1. Оказание психологической поддержки с целью
оптимизации эмоционального состояния, необходимого
для принятия решения в выборе профессии;
2. Проведение психологической диагностики с целью
выявления эмоционального состояния клиента,
соотнесения его личностных характеристик,
склонностей, способностей, интеллекта с различными
профессиями для наилучшего профессионального
выбора;

Кейс №4 (юношеский возраст)

Основные пути решения:
3. Анализ результатов, полученных в ходе психологического
исследования и обсуждение их с клиентом с целью
информирования о выявленных психологических ресурсах,
способностях и возможностях профессиональной деятельности;
4. Проведение развивающих занятий (использование специальных
игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и
результатов их выполнения), направленных на побуждение
клиента к выбору, формирование навыков решения проблем и
построения
жизненной
стратегии.
Обучение
навыкам
планирования и реализации профессиональной карьеры;
5. Побуждение клиента к принятию решения в выборе профессии.
Составление вместе с клиентом его профессионального плана;

Кейс №4 (юношеский возраст)

Основные пути решения:
6. Проведение консультации с отцом юноши с целью
конструктивного выхода из сложившейся конфликтной
ситуации, связанной с выбором будущей профессии их
сына. Примером рекомендаций могут быть:
Признание права ребенка на возможность
самостоятельного принятия решения в вопросе
профессионального самоопределения;
Уважение и принятие выбора сына;
Оказание психологической помощи (поддержка) в
профессиональном и нравственном самоопределении;
Информационная помощь сыну в вопросах
самоопределения: помощь в выборе ВУЗа и
специальности и др.

105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации Владислав Бейзеров

(Пока оценок нет)

Название: 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации

О книге «105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации» Владислав Бейзеров

В данном учебном пособии представлены педагогические ситуации, часть из которых сопровождается вариантами решения, а также вопросами и заданиями для студентов (слушателей), предполагающих решение ситуаций, опираясь на теоретические знания педагогики и жизненный опыт. Приведенные в книге ситуации и задачи взяты из практики различных педагогов, литературных источников, а также практической педагогической деятельности автора.

Пособие сопровождается кратким терминологическим словарем по педагогики. Рекомендуется преподавателям и студентам педагогических и психологических специальностей вузов, слушателям курсов повышения квалификации специалистов системы образования, учителям средних школ, гимназий, лицеев.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации» Владислав Бейзеров в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации» Владислав Бейзеров

(Фрагмент)

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :