Проектно - исследовательская работа «Компьютер в жизни школьника: вред или польза.

26.06.2019

За окном стоит XXI век. Сейчас в любом офисе, в любой организации работают на компьютерах. Их начинают изучать еще в школах. Конечно, очень важно, чтобы малыш умел свободно пользоваться компьютером. Во-первых, чтобы двоек не получал, а во-вторых, чтобы «белой вороной» не казался. Дети всегда очень остро реагируют, если они хоть в чем-то отстают от своих сверстников. На этой почве часто развиваются депрессии и комплекс неполноценности. В торговой сети сейчас предлагают скидки, устраивают акции, поэтому большинство семей в состоянии приобрести своему чаду это чудо технической мысли. Только вот безопасны ли компьютеры ? И действительно ли они так полезны для детей? Попробуем разобраться.

Неоспоримая польза компьютера для ребенка

Разумеется, компьютер полезен. С помощью этой современной машины малыш:

  1. Растет технически грамотным.
  2. Чувствует себя увереннее с любой техникой.
  3. Развивает логическое мышление.
  4. Увеличивает скорость реакции, принятие решения.
  5. Улучшает память.
  6. Учится концентрировать внимание.
  7. Учится визуально воспринимать объекты.
  8. Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.
  9. Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.

Есть ли польза от виртуальных игр?

Конечно, компьютеры созданы не столько для игр, сколько для получения информации и для работы. Но без игр на чудо-технике уже не обойтись. Даже взрослые увлеченно этим занимаются. Сейчас используют современные технологии и создаются очень реалистичные игры. Люди, звери, машины – все как настоящее. Любой ребенок рад заниматься этим увлекательным делом часами. Игры бывают и на логику, и на быстроту реакции, и на запоминание. Каждая из них по-своему полезна. В целом, пользу от виртуальных игр можно выразить в следующем:

  1. Игры учат детей мыслить аналитически, развивают сообразительность.
  2. Воспитывают усидчивость.
  3. Учат терпению и настойчивости в достижении цели.
  4. Учат быстро принимать решение.
  5. Развивают и укрепляют связь между моторикой пальцев рук и мышлением.
  6. Многие игры расширяют кругозор детей, знакомят его с историей, техникой, миром вокруг нас.

Если компьютер так полезен, может есть смысл купить его как можно раньше? По этому поводу мнение специалистов практически едино.

Когда покупать ребенку компьютер

Дети все разные. Один в 2,5 года легко собирает детские пазлы, без труда раскручивает на запчасти новенькую машинку. Другой и в 3 года с трудом может собрать пирамидку, только с помощью мамы шнурует ботиночки. Конечно, и к современной технике у таких детей отношение будет разное. Но даже самому умному вундеркинду не стоит сидеть перед монитором до 4-5 летнего возраста. Гораздо большую пользу малышу принесут активные и развивающие игры и общение со сверстниками. Подросшему и окрепшему ребенку можно позволить сидеть у монитора, но не более получаса и не чаще двух-трех раз в неделю. В младшем школьном возрасте это время можно увеличить до 40 минут. Детям среднего и старшего школьного возраста не желательно находиться перед монитором более полутора часов. То есть, как бы ни хотели родители заняться своими делами, нужно прежде всего думать о здоровье ребенка. Неужели компьютер так опасен

Компьютер и здоровье детей

Если о пользе компьютера почти не спорят, вопросы о его вреде вызывают массу дискуссий. Многие считают, что этот «монстр» вреден даже взрослым. Неокрепший организм малыша тем более подвержен всяким вредным факторам, защищен от них меньше, а тяжесть последствий у него больше.

К опасным факторам, возникающим при работе за монитором относят следующие:

  • Ухудшение зрения.
  • Электромагнитное излучение.
  • Появление дерматитов различной сложности.
  • Негативное влияние аэроионного воздуха.
  • Развитие сколиоза.
  • Возникновение психологических проблем.
  • Давайте попробуем в этом разобраться.
  • Ухудшение зрения от компьютера у ребенка

Наши глаза реагируют на мельчайшие вибрации изображения на экране. Ребенок, занимающийся за монитором, «держит» глаза в постоянном напряжении, что негативно сказывается на мышцах, управляющих глазными яблоками. После малышу трудно сконцентрировать взгляд на каком-то предмете, особенно мелком. У него все как бы расплывается. Сперва это состояние быстро проходит, но в дальнейшем неизменно приводит к ухудшению зрения. Можно постараться немного улучшить положение, если научить ребенка делать гимнастику для глаз, чередовать работу на компьютере с активными играми, правильно его установить, выбрать оптимальную цветовую картинку для рабочего стола. Также хорошо помогают специальные очки.

Искривление позвоночника от компьютера у ребенка

Эта проблема появляется у детей не только от занятий на компьютере, но и при неправильном сидении за партой. Чтобы не развивался сколиоз нужно учить детей ровно держать спину, не горбиться, а компьютер установить так, чтобы ребенку не приходилось ни сутулиться, ни вытягивать шею или высоко держать голову.

Электромагнитное излучение от компьютера

Некоторые приуменьшают эту проблему, аргументируя тем, что компьютеры нового поколения практически безопасны. Действительно, новые компьютеры намного безопаснее старых, но безобидными их называть преждевременно. Дело в том, что любой прибор, потребляющий или производящий электроэнергию, имеет электромагнитное излучение. Оно не распределяется в пространстве, а концентрируется возле прибора, образуя электромагнитное поле. Его воздействие на человека еще не изучено досконально. Пока установлено, что оно негативно влияет на плод, вызывает нервные расстройства, некоторые проблемы с корой головного мозга и нарушения в работе иммунной системы.

Стоит ли обращать на предостережения врачей внимание, каждый волен решать сам, но меры предосторожности принять все же не помешает. Например, ограничивать время нахождения ребенка за компьютером, установка монитора не ближе 70-80 см от пользователя, установка компьютера ближе к стенам, которые поглощают некоторое количество излучения.

Дерматиты от компьютера у ребенка

Это заболевание проявляется нечасто, но тоже имеет место. Возникает оно из-за оседании на лице аэрозольных заряженных частиц. Если кожа малыша к ним чувствительна, на коже появляются покраснения, зуд, другие неприятные реакции. Если это возникло, другого способа, как исключить занятие на компьютере, нет.

Аэроионный состав воздуха

Аэроионы, выделяющиеся компьютерами и скапливающиеся в воздухе при длительной работе, воспринимаются прежде всего кожей и органами дыхания. При их избытке ухудшается общее самочувствие, появляется головная боль, пропадает аппетит, ребенок чувствует усталость, плохо спит. Ослабить влияние аэроионов можно частым проветриванием помещения и сокращением времени работы на компьютере.

Психологические проблемы от компьютера у ребенка

Малыш, много времени проводящий у компьютера, нередко начинает жить в виртуальном мире, неадекватно воспринимает реальность, порой даже боится ее. Такие дети отказываются от общения со сверстниками, чувствуют себя в их среде неуверенно. Бывают случаи, когда дети не понимают, что «убить» можно только один раз, что жизнь дается только одна. У таких детей ослабляется чувство самосохранения или появляются агрессивные действия к товарищам или животным. Также у маленького человечка может развиться компьютерная зависимость, может случиться даже стресс, если оторвать его от любимой игрушки.

Итог всего вышесказанного заключается в том, что все хорошо в меру. Компьютер – умная и нужная машина и никогда не навредит, если правильно ее использовать и соблюдать все меры предосторожности.

Компьютер для школьника- какую пользу он приносит и что вредного можнт быть при работе с ним.


«Документ Microsoft Word»

Приложение

Социологический опрос обучающихся 1 класса МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ»

2. Как часто ты используешь компьютер?

4. В каких сетях вы зарегистрированы?

6. В какие компьютерные игры ты предпочитаешь играть?

5. Сколько времени в день вы проводите в социальных «сетях»?

7. Где чаще всего проводишь свое свободное время?

Просмотр содержимого документа
«Компьютер для школьника»

Введение……………………………………………………………………….…3

1. Основная часть…………………………………………………………………5

1.1 Что такое компьютер………………………………………………….……5

1.2 Для чего нужен компьютер…………………………………………….…..5

1.3 Компьютерные болезни……………………………………………….……6

1.4 Интернет……………………………………………………………………..6

2.Практическая часть ……………………………………………………...……..7

2.1Опрос……………………………………………………………………...……7

2.2Исследование………………………………………..............................……..8

Заключение………………………………………………………………………...9

Список использованной литературы………………………………...…………10

Приложение

Введение

Цель:

Задачи:

Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу

Проведение анкетирования школьников с целью выявления роли компьютера в их жизни

Составить памятку по безопасному пользованию компьютером.

Объектом исследования являются компьютерные игры.

Предметом исследования - влияние компьютерных игр на младших школьников.

Методы:

Поиск информации;

Изучение литературы;

Анкетирование;

Сравнение полученных результатов, работа с информационными источниками.

Гипотеза: думаю, что компьютер не может быть вредным, так как с его помощью можно многому научиться.

Актуальность исследования:

1. Основная часть

1.1 Что такое компьютер?

Сначала надо выяснить, что же такое –«компьютер».

Компьютер - устройство, выполняющее математические и логические операции над символами и другими формами информации и выдающее результаты в форме, воспринимаемой человеком или машиной. Слово «компьютер» означает «вычислитель», т. е. устройство для вычислений.

Чтобы получить такое большое количество информации мне понадобилось не больше одной минуты – набрать в строке «поиск» нужные слова и нажать на клавишу «ENTER »! Представляю себе, сколько понадобилось бы времени, чтобы собрать эту информацию из книг в библиотеке.

1.2 Для чего нужен компьютер?

Сегодня трудно себе представить жизнь без компьютера. С помощью компьютеров осуществляется:

Автоматизированное управление сложными и вредными производствами;

Расчеты траекторий, контроль за запуском и полетами ракет и искусственных спутников Земли, полетами космических аппаратов к другим планетам и за пределы Солнечной системы;

Руководство и контроль за движением самолетов, поездов, морских и речных судов;

Регулирование движения автомобильного транспорта, грузовых перевозок и поставками товаров;

Связь с любой точкой Земли;

Работа телевидения;

Охрана и оборона Российскими Вооруженными силами мира и неприкосновенности границ нашей страны.

1.3 Компьютерные болезни

Компьютерная болезнь– это недуг, который формируется постепенно. Причина его - бесконтрольное пользование компьютером и несоблюдение санитарных норм и правил. Основные типы компьютерной зависимости:

Сетеголизм

·навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

·предвкушение следующего сеанса он-лайн;

·увеличение времени, проводимого он-лайн;

·увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Кибераддикция

1.4 Интернет

2. Практическая часть

2.1 Опрос

1. На вопрос есть ли у тебя дома компьютер, все 13 обучающихся ответили да.

2. Как часто ты используешь компьютер?

    Часто – 85%

    Редко – 15%

    Никогда – 0%

4. В каких сетях вы зарегистированы?

    Вконтакте - 13

    Инстаграм - 10

    Одноклассники – 5

5. Сколько времени в день вы проводите в социальных « сетях»?

    30 минут - 2

    Боле часа - 6

    3-4 часа – 5

6. В какие компьютерные игры ты предпочитаешь играть?

    Гонки – 3

    Стрелялки – 3

    Стратегии – 2

    Логические игры – 5

7. Где чаще всего проводишь свое свободное время?

    Играю в игры – 31%

    В интернете – 69%

2.2 Исследование

Проводя исследование, я обратился окулисту районной больницы Любимовой Анне Алексеевне за помощью. В медицинской карточке нашего класса, я посмотрел данные о состоянии зрения. Из 13 опрошенных 38 % практически здоровых и 62 % с нарушением зрения.

Проведя опроссреди своих одноклассников я выяснил что:

3. Распространѐнным сайтом является «В контакте».

Перечислим варианты изображений по восходящей от наименее вредных до наиболее вредных:

Легче всего глаз воспринимает статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Поэтому, для глаза ребенка достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста.

Хуже воспринимается рисование на компьютере. Здесь звук уже не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняет глаз.

Намного тяжелее приходится зрению в том случае, когда ребенок вынужден читать с экрана текст. Поэтому Интернет - штука достаточно опасная, поскольку здесь приходится много читать, и читать быстро.

Ну и, наконец, настоящие убийцы глаза - это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы - все это приводит к такому переутомлению, которое снимается очень нескоро.

Заключение

Мы живём в эпоху информационных технологий. Отлучить нас – детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Учёные доказали, что при работе за компьютером, вырабатывается умение быстро принимать решения и не теряться.

Данное исследование доказало, что компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера на организм пользователя. Но вопросы о вреде и пользе компьютера, это такие вопросы на которых не существует однозначных ответов. Компьютер может приносить вред, если ребенок сидит за ними целыми днями, не отрываясь ни на что другое, портя свою осанку, зрение и нервную систему. При разумном же подходе, кто–то развивает логическое мышление, кто-то забывает про окружающий реальный мир.

Мы пришли к выводу, что «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, облегчает поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения санитарных правил. Это важно, чтобы уменьшить

отрицательное воздействие компьютера на организм.

Список использованной литературы

Интернет ресурсы:

2.Медицинская информационная сеть http ://www .ros ­med .info /

3. Гаврилов, Г.И. Популярные социальные сети / Г.И. Гаврилов // Большой вопрос. ru . Режим доступа: http ://www .bolshoyvopros .ru /questions /634948-pochemu -socset -vkontakte -tak -populjarna -u -shkolnikov .html . (Дата обращения: 14.01.2018 год)

Просмотр содержимого презентации
«Prezentatsia1»


Школьная научно-практическая конференция обучающихся

«EXCELSIOR»

Компьютер для школьника: вред и польза

Поляков Павел Игоревич

МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ», 5кл.

научный руководитель:

Столярова Светлана Михайловна,

Учитель начальных классов

МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ»


Введение

У меня дома есть компьютер. На нем установлено много игр. Я готов целыми днями играть в разные компьютерные игры, но вот родители…

Папа и мама постоянно твердят, что долго играть нельзя.

Но почему? Ведь я здоров! - спрашиваю я.

Хорошо, - отвечает папа, - давай проведем ИССЛЕДОВАНИЕ этого вопроса.

Цель: «Компьютер для младшего школьника – какую пользу он приносит, и что вредного может быть при работе с ним».

Задачи нашего исследования:

Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу

Узнать, как правильно и без вреда использовать компьютер

Какими неприятностями может грозить бесконтрольное использование компьютера

  • проведение анкетирования школьников с целью выявления роли компьютера в их жизни

Объект исследования являются компьютерные игры.


Предмет исследования : влияние компьютерных игр на младших школьников.

Гипотеза: думаю, компьютер не может быть вредным, так как с его помощью можно многому научиться.

Актуальность исследования: обусловлена возросшим вниманием общества к компьютеру.

Методы исследования:

Поиск информации;

– изучение литературы;

Анкетирование;

Сравнение полученных результатов,

Работа с информационными источниками.



Что такое компьютер?

Сначала надо выяснить, что же такое – «компьютер» .

В поисковой системе «Яндекс» есть определение:

Компьютер - устройство, выполняющее математические и логические операции над символами и другими формами информации и выдающее результаты в форме, воспринимаемой человеком или машиной. Слово «компьютер» означает «вычислитель», т. е. устройство для вычислений.

В том виде, в каком мы видим современные компьютеры, они появились совсем недавно - в августе 1981 г.

Чтобы получить такое большое количество информации мне понадобилось не больше одной минуты – набрать в строке «поиск» нужные слова и нажать на клавишу «ENTER»! Представляю себе, сколько понадобилось бы времени, чтобы собрать эту информацию из книг в библиотеке.


Для чего нужен компьютер ?

Сегодня трудно себе представить жизнь без компьютера. С помощью компьютеров осуществляется:

  • автоматизированное управление сложными и вредными производствами;
  • расчеты траекторий, контроль за запуском и полетами ракет и искусственных спутников Земли;
  • руководство и контроль за движением самолетов, поездов, морских и речных судов;
  • регулирование движения автомобильного транспорта, грузовых перевозок и поставками товаров;
  • связь с любой точкой Земли;
  • работа телевидения;
  • охрана и оборона Российскими Вооруженными силами мира и неприкосновенности границ нашей страны.

Компьютерные болезни

Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно. Причина его – бесконтрольное пользование компьютером и несоблюдение санитарных норм и правил. Основные типы компьютерной зависимости:

Сетеголизм проявляется бесконечным пребыванием человека в Интернете. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Есть некоторые признаки сетеголика:

· навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

· предвкушение следующего сеанса он-лайн;

· увеличение времени, проводимого он-лайн;

· увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.


Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр). Подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:

· Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности).

· Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).

Жестокие игры приучают к насилию и зависимости

Ухудшение зрения

Азартная зависимость

Компьютерные игры вредны

Снижение успеваемости в школе

Снижение желания общаться

Вызывают привыкание

Вызывают болезни суставов и позвоночника


Можно весело провести свободное время

Можно научиться работать в разных программах

Компьютерные игры полезны

Развивают желание создавать, учат нестандартному подходу

Развивают быстроту реакции и внимание

Логические игры развивают мозг и память


Интернет

Интернет - самый массовый и оперативный источник информации.

В Интернет расположены «электронные» варианты многих тысяч книг, газет и журналов, через Сеть вещают сотни радиостанций и телекомпаний. Интернет - крупнейший в мире источник развлечений.

Игры и музыка, кино и театр - все виды искусства и все детища громадной индустрии развлечений представлены сегодня в Интернет.

Ежедневно пользователи Сети отправляют друг другу сотни миллионов электронных посланий - для многих из них Интернет полностью заменил обычную почту.

И даже Президент России – постоянный пользователь Интернета!

А что же мои друзья и одноклассники? Они – то пользуются компьютерами у себя дома?


Результаты моей работы

Цель: Получить данные о влиянии компьютера на зрение и на психику, выявить зависимость школьника от компьютера. В ходе опроса я опросил обучающихся 5 класса (13 человек).

Есть ли у тебя дома компьютер?


Как часто ты используешь компьютер?


В каких сетях вы зарегистрированы?

Сколько времени в день вы проводите в социальных «сетях»?


В какие компьютерные игры ты предпочитаешь играть?

Где чаще всего проводишь свое свободное время?


Результаты моей работы

Проводя исследование, я обратился окулисту районной больницы Любимовой Анне Алексеевне за помощью. В медицинской карточке нашего класса, я посмотрел данные о состоянии зрения. Из 13 опрошенных 38% практически здоровых и 62% с нарушением зрения.


Вывод по опросу

Проведя опрос среди своих одноклассников я выяснил что:

1. Большинство подростков в свободное время посещают Интернет.

3. Распространённым сайтом является «В контакте».

4.Подростки в день тратят примерно более 1 часа в соц. сетях.


Заключение

Мы живём в эпоху информационных технологий. Отлучить нас – детей

от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Учёные доказали, что при

работе за компьютером, вырабатывается умение быстро принимать решения и не

теряться.

Данное исследование доказало, что компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Компьютер может приносить вред, если ребенок сидит за ними целыми днями, не отрываясь ни на что другое, портя свою осанку, зрение и нервную систему.

Мы пришли к выводу, что «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, облегчает поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения санитарных правил.

Я думаю, что мой проект полезен для меня и для ребят, которые увлекаются компьютерными играми и социальными сетями.


Библиографический список

1. Аксак, В. А. // Общение в сети Интернет. Просто как дважды два //В.А. Аксак. – М., 2016 г.

2. Политов П. А. // «Я познаю мир. Компьютеры и интернет» Энциклопедия №11.// П. А. Политов - М. «АСТ», 2015г.

3. Климкович, Е.А. // Компьютерная зависимость: реальная и виртуальная жизнь современных подростков // Е.А. Климкович. – М., 2015 г.

Интернет ресурсы :

2.Медицинская информационная сеть http://www.ros­med.info/


Наша сегодняшняя тема для разговора — вред и польза компьютера для детей. Из поколения в поколение развивается мир вокруг нас. С каждым годом наши дети не перестают удивлять взрослых своей смекалкой, стремлением познавать новые устройства, а также растущим интересом к жизни в сети интернет. В то время, как наши бабушки и дедушки не всегда понимают, как включается мобильный телефон, наши маленькие всезнайки уже полностью просмотрели его меню и играют в понравившуюся в нем игру. Что касается развития интеллектуальных способностей детей, можно отметить такой интерес однозначным «за».

Польза компьютера

Но нужно понимать, о каких интеллектуальных способностях идет речь. Да, дети освоили технику, умеют с ней работать – это хорошо, потому что технологии стремительно развиваются, и скоро человек, не освоившийся в них, будет выглядеть пещерным человеком. Но как дальше ребенок применяет компьютер, планшет, другой гаджет? Только для соц. сетей? Только для «стрелялок»? Это недопустимо мало.

Говоря на тему, вред и польза компьютера для детей, нельзя не сказать, что компьютер – это мощный инструмент хранения, поиска и обработки информации, и нужно использовать его на полную катушку. Хотя бы освоить «Фотошоп», программы для сайтостроения, и т.д. то есть применять для развития тех самых способностей. А сам факт владения навыками работы с техникой еще ни о чем не говорит.

Вред компьютера

Что касается пункта «против». Многие родители обеспокоены большим количеством времени, которое их чадо проводит за компьютером, планшетом или в смартфоне. Такое мнение может складываться из-за возможного негативного воздействия на зрение ребенка, а также на его головной мозг. У детей действительно иногда наблюдаются головные боли. Однако исследования в этой области часто указывают причиной чрезмерную интеллектуальную нагрузку в школе, большое количество домашних заданий, сопряженное с минимальным временем, проведенным на свежем воздухе.

Вред и польза компьютера для детей. Перезагрузка

Часть из этого – миф. Да, школьная программа стала тяжелее, насыщеннее, но и методы изменились. Те же компьютеры берут на себя часть работы по подготовке заданий. Учителя прекрасно понимают, сколько реально могут дети выполнить самостоятельно, и вряд ли кто-нибудь сознательно задаст «губительный» объем. Есть, конечно, ученики, которые стараются выполнить все, и на «отлично», при этом готовятся к олимпиадам, участвуют в исследовательской деятельности и т.д. Но таких единицы. Большинство «обычных» школьников все равно сделают столько, сколько им по силам (и даже немного меньше).

Сколько бы не говорили на темы, вред и польза компьютера для детей, а вот чрезмерное увлечение компьютерными играми без последствий не остается. Вы хотя бы посмотрите, во что играют ваши дети. Если есть упаковка, почитайте, с какого возраста можно играть. Если нет, найдите информацию об игре в Интернете. Производители не будут зря писать ограничения. Детская психика слаба, ее очень легко можно сломать продвинутыми технологиями, которыми пользуются разработчики игр. Кстати, популярная у наших детей компьютерная игра «GTA» запрещена в США, где она была придумана. А в другие страны они ее продают.

Ревность поколений

А может быть все дело в том, что мы боимся потерять контроль. Боимся признать, что некоторые дети во многом нас превосходят, поэтому и пытаемся всячески ограничить их доступ в сеть. Но это факт: новому поколению предстоит жить совсем в другом мире. Это называется технологическая революция, и она произошла. Глупо ревновать и ограничивать. Нужно только соблюдать рамки разумного и безопасного для здоровья.

Формируйте правильные привычки

Во всем должно быть чувство меры. Не разрешать детям развиваться с помощью планшета или мобильного телефона – значит отобрать у ребенка возможность в будущем проявить свои возможности на 100%. А чтобы дети больше находились на свежем воздухе, прививайте им эту привычку с раннего детства. Научите их

«Покупать ли ребенку компьютер?» – такой вопрос представлялся актуальным еще лет десять назад. Сегодня, когда компьютер из разряда «роскоши» перешел в разряд если не «необходимости», то хотя бы обычных предметов – не более «роскошных», чем телевизор или стиральная машина, родителей волнует другой вопрос: «Как защитить ребенка от компьютера?» Примечательно, что компьютер при этом однозначно воспринимается как некая опасность, от которой надо защищать – при этом сами взрослые от компьютера отказываться не спешат, причем это касается и тех, чья работа с компьютером не связана… Но действительно ли компьютер настолько опасен для школьников, как представляется родителям?

Начнем с особенно любимого родителями аргумента: «Компьютер отвлекает от учебы». Вопрос более чем спорный. Конечно, если ребенок просиживает все вечера за монитором, забывая сделать уроки, ничего хорошего в этом нет, но… вспомните свое детство. У вас компьютера не было – но неужели вы ни разу не забыли об уроках, гоняя по двору мяч или зачитавшись книжкой про пиратов? Как бы ни хотелось родителям, интересы детей никогда не будут замыкаться исключительно на школе – мы с вами ведь тоже не зацикливаемся на работе, а ребенку, как и нам надо иногда отдыхать. Если школьник не умеет разумно распределять свое время между учебой и отдыхом, то дело тут не в компьютере, он остается лишь одним из множества «искушений», и не с ним надо бороться, а учить школьника самоорганизации.

Другой распространенный страх – вредное излучение от монитора. Когда-то это опасение было обосновано, но современные мониторы такого излучения уже не дают. Более обоснованным можно считать другое опасение – «компьютер портит зрение». Это связано с мерцанием изображения, к которому человеческое зрение от природы не приспособлено. Но в этом смысле компьютер не более опасен, чем телевизор, а зрение испортить можно даже чтением бумажных книг – но ведь это не заставляет нас отказываться от чтения или оберегать от него школьников, мы лишь учим их определенным мерам предосторожности: не читать при плохом освещении или в положении лежа, держать страницу на определенном расстоянии от глаз.

Для компьютера тоже есть свои правила гигиены зрения. Купите монитор с частотой развертки не меньше 70 Гц, с шагом точки не больше 0,28 мм и шагом полосы не больше 0,25 мм, с антистатическим и антибликовым покрытием. Установите его перпендикулярно к окну, слегка наклонив вниз, не располагайте рядом с монитором блестящие предметы. Если одним компьютером пользуются все члены семьи, высота столика, на котором расположен монитор, должна регулироваться, чтобы каждый пользователь, включая школьника, мог установить его на уровне своих глаз. Объясните ребенку, что монитор должен находиться хотя бы в 50 см, а лучше – в 60-70 см от глаз. Не разрешайте ему проводить в общей сложности больше двух часов в день за компьютером, следите, чтобы через каждые полчаса он делал перерывы на 10-15 минут. Это поможет уберечь школьника и от нарушений зрения, и от проблем, связанных с длительным сидением… но это опять же не чисто «компьютерная» проблема – сидеть можно за книгой, за рисованием, сборкой моделей и другими занятиями, которые родители отнюдь не спешат «предавать анафеме» – все занятия такого рода должны перемежаться физической активностью.

Одна из самых распространенных «страшилок» – пресловутая компьютерная зависимость. Следует сразу внести ясность: такой болезни не существует, медики так и не включили ее в список заболеваний. Причина лежит на поверхности: человек не делает за компьютером ничего такого, чего он не делал бы без него. Если мы признаем компьютерную зависимость – нам придется лечить от разных «зависимостей» и завсегдатаев концертных залов, и любителей чтения, и бабушек, коротающих время на лавочке за разговорами с соседками.

Единственное исключение – компьютерные игры. Игровая зависимость действительно существует, и это тема для отдельного разговора, но зависимость от компьютерных игр – лишь частный ее случай, и в этом плане человек, с головой ушедший в компьютерные игры, ничем не отличается от картежника. Если вы наблюдаете подобное у своего ребенка – бороться с этим нужно, прием с участием психотерапевта, но не следует думать, что стоит убрать компьютер – и проблема решится сама собой: дело не в нем.

Сами же по себе компьютерные игры особой опасности не представляют. Более того, сейчас в армии всего мира все увереннее входят самолеты-беспилотники, управляемые на расстоянии, так вот, навыки, необходимые для управления ими, относительно неплохо оттачиваются на некоторых компьютерных играх. Для школьников можно найти и немало других полезных компьютерных игр – познавательных и развивающих.

Опасаются родители и «дурного влияния» Интернета – пожалуй, не меньше, чем наши родители опасались влияния «улицы». Таких родителей всегда хочется спросить: «А почему вы так уверены, что ваше чадо, едва выйдя в Интернет, сразу кинется искать непристойные сайты?» Тут возможны только два варианта: либо родители так воспитали ребенка, что он интересуется непристойностями, либо он может случайно наткнуться на такие ресурсы, потому что они у родителей в закладках… в обоих случаях проблема отнюдь не в компьютере. Что же касается возможного знакомства со сверстниками-хулиганами и наркоманами, то могу вас успокоить, уважаемые родители: в школе, в которую ходит ваш ребенок, их не меньше, чем в Интернете! А если школьник в Интернете читает стихи или научные публикации – наверное, даже самые строгие родители не будут против.

Итак, компьютер, несомненно, может быть вредным для школьника (и даже для взрослого человека), если использовать его неразумно. Но это можно отнести к любому предмету, при разумном же использовании компьютер для школьников отнюдь не вреден и даже полезен.