Программы для калибровки монитора в домашних условиях. Автоматическая калибровка монитора

31.08.2019

Зачастую после печати цифровых фотографий на цветном принтере, пользователи сталкиваются с проблемой некорректного отображения цветов, т.е. фотография после печати выглядит совсем иначе, чем при просмотре на экране.

Для устранения этой проблемы используется калибровка экрана ноутбука.

Калибровка монитора – это процедура настройки его цветовой гаммы, с целью максимального приближения цветов, отображаемых на экране устройства, к реальным цветам, которые пользователь получит после печати.

Также следует сказать, что изображение на различных мониторах, а также компьютерах (ввиду оснащения разными видеокартами) будет разным.

После выполнения процедуры калибровки, изображение будет практически одинаковым на различных компьютерах, с различными дисплеями.

С калибровкой дисплеев в основном сталкиваются люди, сфера деятельности которых связана с видео и фотомонтажом (как профессионалы, так и любители), художники и дизайнеры, а также веб-дизайнеры.

К недостаткам некалиброванных дисплеев следует отнести: неточное представление цветов и оттенков, потерю детализации на светлых и темных участках, неправильные значения яркости и гаммы, некорректное отображение дизайна веб-страниц, усталость глаз после работы с компьютером.

Следует отметить, что дисплеи на IPS матрице, хоть и в меньшей мере, но также нуждаются в калибровке. Как правило, вместе с монитором поставляется специальное программное обеспечение для выполнения калибровки.

Способы калибровки экрана

Существует два подхода к калибровке дисплея – аппаратный и программный. Наиболее доступным для среднестатистического пользователя является программный способ калибровки.

Программная калибровка, как правило, не позволяет достичь уровня аппаратной калибровки, но все же не следует пренебрегать и этим способом.

Аппаратный способ более затратный как с точки зрения денежных средств, так и с квалификации человека выполняющего калибровку. Аппаратный подход можно разделить на 3 ключевых этапа:

  1. Настройка монитора (цвет, яркость, контраст) выполняется таким образом, чтобы в настроенном положении соответствовать требованиям аппаратуры (спектрофотометр и калибровочное ПО).
  2. Настройка видеокарты на линейный режим работы.
  3. Тестирование системы и сохранение измененных настроек в цветовой профайл монитора.

Совет! Для упрощенной аппаратной калибровки можно распечатать на цветном принтере снимок, после чего изменяя параметры дисплея добиться максимальной схожести цифрового и распечатанного снимка.

Подготовка к калибровке экрана

Перед выполнением калибровки очень важным показателем является температура матрицы. Для достижения равномерной температуры необходимо подобрать видеоряд общей продолжительностью около 4–5 часов, с динамической картинкой, предварительно развернув окно просмотра на весь экран.

Эти манипуляции позволят выполнить равномерный прогрев всех участков матрицы дисплея.

Следующий этап – подбор правильного уровня освещения. Изначально рекомендуем поработать над стабильностью освещения. Достичь этого можно при проведении калибровки в солнечный погожий день после полудня.

На этом этапе наша задача – получение наиболее спокойного, стабильного и мягкого света. Также следует учитывать, что ЖК-дисплеям свойственно искажать цвета в зависимости от угла обзора.

Калибруем экран с помощью программ

Калибровка экрана средствами Windows довольно тривиальна и больше подходит для настольных компьютеров, чем для ноутбуков. Для настройки необходимо зайти в Пуск, в строке поиска написать «калибровка», после чего перейти в соответствующее меню.

Чтобы приступить к калибровке, необходимо нажать кнопку «Далее», после чего настройка будет выполняться с помощью Мастера калибровки, каждый шаг которого снабжен подробными объяснениями на русском языке.

Существует достаточно большое количество программ для выполнения калибровки экрана.

В этой статье мы рассмотрим лишь одну из них - Atrise Lutcurve. Программа платная, но имеет 30-дневную пробную версию, русифицированный пользовательский интерфейс, а также понятные инструкции по работе с каждым режимом программы.

Установка программы ничем не примечательна, поэтому не будем заострять на ней внимание, а перейдем непосредственно к калибровке.

Важно! Для повышения качества калибровки, перед ее выполнением, выполните рекомендации, описанные в предыдущем пункте. При выполнении настроек необходимо зафиксировать взгляд и постараться не менять его до их окончания.

Запускаем программу, переходим к первой вкладке «Точка черного» и выполняем настройку.

Суть настройки заключается в изменении параметров «Черный» и «R» «G» «B» до тех пор пока не будут видны квадраты «2,2,2» и «3,3,3», причем фон должен оставаться максимально черным, а квадрат «1,1,1» должен быть на грани различимости.

При настройке сначала следует пользоваться возможностью аппаратной настройки яркости (в ноутбуках это сочетание клавиши Fn и функциональных клавиш от F1 до F12) и лишь потом после исчерпания аппаратных возможностей следует проводить настройку в программе.

Переходим к вкладке «Точка белого» и регулируем контрастность таким образом, чтобы увидеть квадраты «252,252,252» - «254, 254, 254». При выполнении настройки вы должны получить максимально нейтральный белый цвет, без оттенков.

Настраиваем гамму в соответствующей вкладке. В этой настройки мы должны получить цвет вертикальных столбцов как можно меньше отличающийся от фона. В идеале все должно быть серым, хотя легко различимая цветность допустима.

Допустимо оставлять окрашенной верхнюю и нижнюю часть столбцов, но их средняя часть должна быть абсолютно серой.

Если монитор поддерживает регулировку четкости, ее можно настроить в меню «Гамма и четкость». Суть регулировки заключается в том, чтобы сделать квадраты менее видимыми как между собой, так и на фоне.

Четкость монитора неправильно настроена, если полоски квадратов резко отличаются между собой по яркости.

В следующей вкладке «Баланс цветов» можно провести тонкую настройку цветовой температуры изображения. Для этого необходимо сделать светлые, темные и средние тона серого максимально обесцвеченными.

Понимание принципов калибровки монитора критично для любого фотографа, который хочет достичь точных и предсказуемых фотоотпечатков. Если ваш монитор некорректно воспроизводит тени и цвета, тогда всё время, потраченное на редактирование и пост-обработку изображения, может в действительности оказаться потраченным зря. Данная глава покрывает основы калибровки для обычного фотографа, в дополнение к использованию калибровки и профилирующих устройств для высокоточных результатов. Далее, предполагается, что выбросить старый монитор и купить новый не является решением.


Регулировка яркости и контраста

Простейший (но наименее точный) способ откалибровать ваш монитор - это отрегулировать его яркость и контраст. Этот метод не требует наличия профиля цветности для вашего монитора, а посему идеален для повседневного использования или для случая, когда вам нужно внести быстрые коррективы на чужом компьютере.

Нижеприведенные изображения разработаны с целью помочь вам выбрать оптимальную настройку яркости и контраста. Хорошо откалиброванный монитор должен быть способен пройти оба теста, но если он их не прошёл, вам придётся выбрать, какой из двух важнее. В любом случае, убедитесь, что монитору дали сперва прогреться в течение минимум 10-15 минут.

1) Полутона . Хорошо откалиброванные полутона зачастую являются задачей с наивысшим приоритетом. Монитор должен показать центральный квадрат как идентичный окружающему фону по яркости - при просмотре расфокусированным зрением или с расстояния. Левый и правый квадраты должны казаться темнее и ярче сплошного серого, соответственно.

© 2004-2011 Sean McHugh
Примечание: вышеприведенный тест подразумевает, что монитор настроен на гамму 2.2.

Если центральный квадрат ярче или темнее серого фона, вероятно, ваш монитор показывает изображения ярче или темнее, чем предполагается. Это будет также иметь заметное влияние на ваши печатные варианты, так что с этим следует разобраться.

Если вы используете ЖК-монитор, установите сперва для него стандартный контраст (скорее всего, или 100%, или 50%), после чего корректируйте яркость, пока центральный квадрат несольётся с фоном. Если вы используете ЭЛТ (большой «старомодный» тип), установить ему максимальный контраст. В любом случае убедитесь, что монитор настроен на гамму 2.2, если такая настройка у него есть (для большинства современных мониторов это стандартная настройка).

Примечание: чрезмерное повышение яркости вашего монитора может сократить срок его жизни. Вероятно, вам не понадобится максимальная яркость дисплея, если в комнате не слишком светло, если у монитора нет фоновой подсветки (например, окно на заднем плане) или если он не слишком стар.

2) Детали на свету и в тенях . Если вы выполнили калибровку на предыдущем этапе, в данный момент полутона на вашем мониторе будут отображены примерно требуемым уровнем яркости. Однако, это может также означать, что тени и свет окажутся слишком яркими или тёмными, и наоборот. На каждом из двух следующих изображений должны быть различимы 8 ступеней:

Две крайних ступени теней и света должны быть лишь слегка различимы. В противном случае вы, скорее всего, достигли предела возможностей настройки яркости и контраста. Иначе, если максимум деталей в тенях и на свету важнее, чем освещённость полутонов, можно игнорировать тест полутонов. В этом случае сперва используйте яркость, чтобы достичь требуемых деталей в тени, после чего используйте контраст, чтобы отрегулировать детали на свету (именно в таком порядке). Если яркость слишком велика, полностью чёрный станет серым, но если деталей в тенях недостаточно, несколько из приведенных 8 градаций тени покажутся одинаковыми.

Однако показанные выше примеры обеспечивают всего лишь грубую подстройку, которая охватывает лишь малую часть тонального диапазона и вообще не корректирует цветность. Существуют несколько более точные методы визуальной калибровки, однако в конечном счёте получение истинно точных результатов требует систематических и объективных измерений с использованием калибровочных приборов.

Обзор: калибровка и профилирование

Цвета и тени, которые воспроизводит монитор, зависят от типа монитора, производителя, параметров настройки и даже срока эксплуатации. К сожалению, в отличие от цифрового мира, одинаковые числа не дают одинаковые результаты, когда речь заходит о мониторах. В результате зелёный, например, может оказаться темнее, светлее или другой насыщенности, чем это было задано в числах:

Цифровое значение
зелёного
Монитор
«X»
Стандартный
цвет
200
150
100
50
← Цвет отличается →

примечание: в терминах данного примера «стандартный цвет» - это всего лишь
пример желаемого состояния, которое может быть чётко определено в терминах
универсальных параметров, таких как гамма, точка белого и яркость.

В идеале, ваш монитор должен был бы просто транслировать числа из файла в стандартный набор цветов. Однако это не всегда возможно, поэтому в действительности процесс калибровки монитора состоит из двух шагов: 1) калибровки и 2) профилирования.

1) Калибровка - это процесс приведения монитора в желаемое и чётко определённое состояние. Это обычно подразумевает изменение различных физических параметров монитора, таких как вышеупомянутая яркость, а также создание так называемой таблицы отображения (Look-Up Table - LUT).

LUT принимает входное значение, такое как зелёный=50 из вышеупомянутого примера, и затем говорит: «Я знаю, что монитор X показывает зелёный=50 темнее, чем стандартный, и если я преобразую 50 в 78, прежде чем послать его на монитор, полученный цвет будет таким, каким должен был быть зелёный=50. Таким образом LUT транслирует цифровые значения из файла в новые значения, которые эффективно компенсируют характеристики выбранного монитора:

Цифровое значение
зелёного
LUT Компенсированные
цифровые значения
Монитор
«X»
Стандартный
цвет
200 200
150 122
100 113
50 78
← цвета совпадают →

2) Профилирование - это процесс характеризации калиброванного состояния вашего монитора с использованием профиля цветности. Эти характеристики включают диапазон цветов, которые ваш монитор в состоянии отобразить («пространство цветности »), в дополнение к расположению промежуточных яркостей в пределах этого диапазона («гамма»). В профиль могут быть включены и другие свойства.

Профилирование важно, поскольку различные устройства не всегда в состоянии воспроизвести идентичный диапазон цветности и теней («разность гаммы»). Совершенное преобразование из цвета одного устройства в цвет другого, соответственно, не всегда возможно. Профили цветности позволяют программам, поддерживающим управление цветом, достичь разумного компромисса в процессе несовершенных преобразований:

Устройства для калибровки мониторов

применение калибратора

Устройство калибровки монитора решает задачи как калибровки, так и профилирования. Обычно оно выглядит похоже на компьютерную мышь и прикрепляется к экрану монитора. Затем специальная программа управляет монитором, так что он показывает под устройством калибровки широкий диапазон цветов и теней, которые последовательно измеряются и записываются.

К распространённым устройствам калибровки относятся, помимо прочих, X-Rite Eye-One Display, ColorVision Spyder, ColorEyes Display и ColorMunki Photo.

Прежде чем запустить калибровку, дайте своему монитору как минимум 10-15 минут на прогрев. Тем самым вы обеспечите стабильность и воспроизводимость яркости и баланса цветности.

Непосредственно перед началом процесса программа попросит вас задать несколько параметров, по которым будет осуществляться калибровка («целевую настройку»). В число этих параметров могут входить точка белого, гамма и яркость (мы рассмотрим их в следующем разделе). Во время процесса калибровки вас также попросят изменить различные параметры настройки экрана, включая яркость и контраст (и значения RGB, если вы используете ЭЛТ).

В результате получится матрица значений цвета и соответствующих им измерений. Сложные программные алгоритмы затем попытаются создать LUT, которая будет воспроизводить, во-первых, нейтральные, точные и соответствующим образом проградуированные оттенки серого, а во-вторых, точное соответствие тона и насыщенности цвета по всей гамме. Если они не могут быть совершенно точно переданы (а они никогда не могут), программа пытается расставить приоритеты так, чтобы неточности относились к тем разницам цветов и оттенков, которые наши глаза плохо различают.

Настройки калибровки

Точка белого . Этот параметр контролирует относительную теплоту или холодность наиболее светлого тона на экране в соответствии с «цветовой температурой». Более высокие цветовые температуры дадут более холодные тона, в то время как низкие температуры покажутся теплее (да, на первый взгляд это интуитивно непонятно).

Несмотря на то, что вышеприведенные образцы кажутся слегка холоднее и теплее, это происходит
потому, что они расположены рядом. Если поместить любой из них отдельно, так чтобы они оказались
самым ярким пятном на экране, глаз адаптируется, и вы назовёте каждый из них «белым»
Материалы по этой теме вы найдёте в главе о балансе белого .

Для мониторов ЭЛТ стандартной рекомендацией является цветовая температура дисплея порядка 6500K (называемая D65), то есть чуть холоднее, чем дневной свет. Однако для ЖК мониторов всё несколько более сложно. Несмотря на то, что у многих ЖК есть настройка цветовой температуры, их подсветка всегда имеет собственную цветовую температуру. Любое отклонение от неё ведёт к сужению гаммы вашего дисплея. По этой причине для ЖК мониторов обычно рекомендуется оставлять их стандартную цветовую температуру, если только у вас нет весомых причин её изменить. Ваш глаз адаптируется к цветовой температуре, и ни теплота, ни холодность тона не будут заметны, пока их не начнут непосредственно сравнивать.

Гамма . Этот параметр контролирует скорость, с которой яркость теней нарастает от чёрного к белому (для каждого из цифровых значений). Это заставляет изображение выглядеть светлее для больших и темнее для меньших значений гаммы, соответственно, но точки чёрного и белого при этом остаются неизменными. Также гамма сильно влияет на кажущуюся контрастность изображения:

Примечание: вышеприведенные изображения предполагают, что для вашего экрана задана гамма 2.2.
Старые компьютеры Mac некоторое время использовали значение гаммы 1.8,
но в настоящее время они также используют гамму 2.2.

Коэффициент гаммы 2.2 стал стандартом при редактировании и просмотре изображений, так что в общем рекомендуется использовать это значение. Кроме того, оно наилучшим образом коррелирует с тем, как мы воспринимаем вариации яркости, и ближе всего к стандартной настройке вашего дисплея.

Яркость . Этот параметр контролирует количество света, испускаемого вашим экраном.

В отличие от точки белого и коэффициента гаммы, оптимальная настройка яркости сильно зависит от яркости вашей рабочей среды. Большинство устанавливает яркость в районе 100-150 кд/м 2 , но яркие рабочие помещения обычно требуют более высоких значений. Максимальная достижимая яркость будет зависеть от типа и срока службы вашего монитора, и таким образом может кардинально ограничить допустимую яркость рабочей обстановки.

Однако более высокие значения яркости сократят срок службы монитора, так что всегда лучше несколько приглушить яркость монитора, если вы можете себе это позволить. Используйте наименьшую из возможных яркостей диапазона 100-150 кд/м 2 , в котором вы по-прежнему различаете все 8 теней на вышеприведенном образце.

Калибровка: таблица отображения

Таблица отображения (Look-Up Table - LUT) либо управляется вашей видеокартой, либо самим монитором, так что она будет использоваться вне зависимости от того, работает ли ваша программа с управлением цветом - в отличие от профиля цветности. LUT обычно загружается немедленно после загрузки операционной системы и используется вне зависимости от того, что отображается на мониторе.

Всегда, когда числа красного, зелёного и синего равны, точный монитор должен показывать это как нейтрально серый. Однако, вы будете удивлены тем, как часто это не так (см. ниже). Работа LUT* состоит в поддержании нейтрально серых тонов в корректной гамме.

*Примечание: это пример для простейшей линейной 8-битной LUT,
которая наиболее часто используется с мониторами ЭЛТ.


Входные
значения R,G,B
Монитор
«X»
Нейтрально
серый
200,200,200
159,159,159
100,100,100
50,50,50
← разница →

Пример LUT, которая исправляет отображение на мониторе «X», показан ниже. Она по сути применяет независимые тональные кривые для каждого из каналов цветности монитора:

Примечание: приведенная выше таблица является линейной и 8-битной; существуют
более сложные трёхмерные LUT, которые не обрабатывают каждый цвет независимо.
Однако, базовая концепция сохраняется неизменной.

Без вышеприведенной LUT ваша видеокарта посылает входное значение цвета 159 (из цифрового файла) непосредственно на монитор (неважно, какого именно цвета). Используя LUT, видеокарта подставляет значения красного, зелёного и синего с использованием тональных кривых. Входное значениеR,G,B=159,159,159 отправляется на монитор как 145,155,162 (которые теперь воспринимаются как нейтрально серый). Заметьте также, что более глубокая коррекция цвета соответствует большему отклонению тональной кривой от прямой диагонали.

Зачастую в цепи отображения присутствует несколько LUT - не только в видеокарте. Другая LUT, максимально соответствующая калибровке вашего монитора - это его встроенная LUT (как рассматривается ниже). Если ваш монитор поддерживает возможность изменения встроенной LUT (некоторые модели это позволяют), обычно тем самым достигается более чёткая калибровка, чем с использованием LUT видеокарты. Однако, если только калибровочная программа не была разработана специально для вашего монитора, она скорее всего будет использоавть LUT видеокарты.

Профилирование: профиль цветности

Профиль цветности задаёт на основе калибровки выходные параметры, такие как гамма, точка белого и яркость, в дополнение к калибровочным измерениям, таким как максимальные интенсивности красного, зелёного и синего, которые способен излучать ваш дисплей. Эти свойства в совокупности задают пространство цветности вашего монитора. В профиль также включена копия LUT, но непосредственно она не используется, поскольку она уже реализована в мониторе или видеокарте.

Профиль цветности используется для преобразования изображений, которое позволит позволит корректно их показать с учётом уникальных характеристик вашего монитора. В отличие от LUT, для использования профиля цветности при просмотре изображений потребуется программа, поддерживающая управление цветом . Это не составит проблемы, если вы используете новейшие операционные системы на компьютерах семейств PC или Mac, поскольку все они поддерживают управление цветом. В противном случае используйте Photoshop или любую другую распространённую программу редактирования изображений или преобразования файлов RAW.

Всякий раз, когда открывается цифровое изображение, которое содержит встроенный профиль цветности, ваша программа может сравнить этот профиль с профилем вашего монитора. Если монитор имеет тональный диапазон, аналогичный обозначенному в цифровом изображении, значения из файла будут непосредственно преобразованы с помощью LUT в значения, корректные для вашего монитора. Однако если пространства цветности отличаются (как это обычно и бывает), ваша программа осуществит более комплексное преобразование. Этот процесс называется преобразованием пространства цветности .

Тест калибровки монитора

Не думайте, что просто потому, что вы осуществили калибровку цветности, ваш монитор начнёт точно воспроизводить цвет безо всяких трудностей. Важно ещё и проверить качество этой калибровки. Если вы обнаружите, что ваше устройство калибровки не смогло устранить некоторые неточности, вы по крайней мере сможете принимать это во внимание при обработке изображений методами, влияющими на цвет.

Простейший и самый быстрый способ оценить качество калибровки цветности - это посмотреть большой чёрно-белый градиент в программе, которая поддерживает управление цветом. Субоптимальная калибровка монитора может отрисовать этот градиент с незначительными цветными полосками по вертикали или внезапными дискретными прыжками в тоне. Наведите курсор на следующий образец, чтобы увидеть, на что может быть похожа низкокачественная калибровка монитора :

Пример гладкого нейтрального градиента для диагностики качества калибровки монитора.
Такой градиент наилучшим образом подходит для диагностики при просмотре на полный экран и при включении иотключении профиля цветности. Photoshop позволяет достичь этого, если установить «Proof Colors» в «Monitor RGB»; CTRL+Y включает и отключает применение профиля монитора. Если «Monitor RGB» включен, это означает, что профиль цветности монитора не используется.

Если на градиенте заметны полосы цвета, это может означать, что ваш монитор требует новой калибровки. Обычно рекомендуется проводить её ежемесячно или что-то около того, в зависимости от того, насколько важна точность цветопередачи в вашей работе.

Иначе, цветопередача вашего монитора может быть настолько далека от оптимальной, что профиль цветности будет задавать экстремальную коррекцию. Это может быть вызвано используемой вами калибровкой монитора, а может и являться следствием его возраста. В последнем случае профиль цветности всё ещё будет большим плюсом по сравнению с его отсутствием - но цветопередача не станет безгрешной.

Ограничения калибровки монитора

К несчастью, существуют пределы точности калибровки. Для цифрового монитора, чем больше вам потребуется изменить параметры настройки монитора относительно стандартных, тем больше вы потеряете в количестве оттенков цвета и теней, которые он сможет показать . К счастью, разрядность встроенной LUT вашего монитора может повлиять на то, насколько хорошо он откалиброван, поскольку монитор с большей разрядностью LUT может использовать более широкую палитру цветов:

Примечание: повышенная разрядность встроенной LUT не означает, что монитор может показать больше оттенков цвета одновременно , поскольку количество входных значений остаётся неизменным. Вот почему повышение разрядности LUT видеокарты само по себе не позволит достичь более точной калибровки.

В малоразрядном примере, самый яркий (4) и тёмный (1) оттенки вынужденно переходят в белый (5) и чёрный (0), соответственно, поскольку в LUT происходит округление до ближайшего доступного выходного значения. С другой стороны, многоразрядная LUT может использовать дополнительные промежуточные значения. Это сильно снижает вероятность появления цветных полос и постеризации изображения - даже если монитор достаточно стар и существенно отклонился от исходной цветности.

Если у вас есть новый точный монитор с 8-битной LUT, вы наверняка получите хорошую калибровку; роль разрядности LUT начинает нарастать по мере старения монитора. В большинстве дисплеев используется 8-битная LUT, хотя у некоторых бывают 6-битные LUT, а у других 10-битные и более. Избегайте использовать ЖК-мониторы, предназначенные для игр, посокльку они зачастую приносят разрядность своих LUT (или другие аспекты) в жертву быстрой скорости обновления, которая не имеет никакого значения при просмотре неподвижных изображений.

Калибровка монитора в домашних условиях – достаточно сложная задача, но с ней отчасти можно справиться. Аппаратная калибровка монитора для начинающих фотографов микростокеров практически невыполнимая задача, ибо аппаратное устройство калибровки достаточно дорогое удовольствие.

Для чего вообще нужна калибровка монитора ?

Давайте представим такую ситуацию:

После успешной фотосессии у вас появилось много фотографий, которые нужно обработать. Вы настроили баланс белого, покрутили насыщенность, контраст, цвета и другие настройки, результат вас обрадовал. Вы отправили свои фотографии в микросток / фотобанк (или переслали товарищу, а может просто выложили в Интернет на всеобщее обозрение). Вот тут то все и начинается.

Дело в том, что существуют тысячи мониторов и у каждого свои конструктивные особенности… и цвета они отображают по разному. Цвет, который на одном мониторе белый, на другом может “желтить”, на третьем отдавать “синевой”.

Поэтому, отправляя фотографии в микростоки (фотостоки) нужно быть уверенным, что ваш монитор максимально правильно отображает цвета (без аппаратной калибровки монитора идеального результата добиться нереально, но к этому нужно стремиться).

А стоит ли вообще задумываться о цветовой настройке монитора? Посмотрите следующее видео и сделайте для себя нужные выводы

Человеческий глаз очень быстро приспосабливается к изменениям света. Программы для цветовой настройки монитора не заменят аппаратный калибратор, но помогут на шаг приблизиться к “натуральному” цвету.

Достаточно сложная задача, но нам на помощь придут специальные программы.

Калибровка монитора. Пять самым популярных программ для калибровки монитора в домашних условиях.

Наверное самая известная программа для калибровки монитора

Ранее она входила в комплект поставки Adobe Photoshop. Идет время, все меняется… теперь это перестали делать. Причина этому проста – она предназначена для калибровки ЭЛТ монитора (монитор на электронно-лучевой трубке, вы наверное помните такие старые большие мониторы, их уже не выпускают), для ЖК (TFT / LCD – современные жидкокристаллические мониторы) она малопригодна, в общем-то она несколько устарела. Скачать Adobe Gamma бесплатно вы можете .

Внешний вид Adobe Gamma 3.0 (русская версия) вы можете посмотреть на картинке:

Adobe Gamma – программная калибровка ЭЛТ мониторов

Калибровка монитора в домашних условиях в программе Adobe Gamma 3.0 (русская версия) описана в статье “ ”

Следующая программа для калибровки монитора – Atrise lutcurve. Сразу скажу, что программа платная, автор просит за нее 5-10 $. Функциональность значительно выше, чем у Adobe Gamma. Приятно еще и то, что интерфейс Atrise lutcurve переведен на русский язык. Калибровка монитора на всех шагах сопровождается пояснениями автора программы. Atrise lutcurve годиться для цветовой настройки ЖК и ЭЛТ мониторов. В комплекте с программой идет инструкция (правда на английском языке). Скачать Atrise lutcurve можно пройдя по ссылке .

Внешний вид программы можете посмотреть на рисунке:

Atrise lutcurve для программной калибровки мониторов

Калибровка монитора в домашних условиях в программе Atrise lutcurve 1.5.2 (русская версия) описана в статье “ ”

Следующая программа для цветовой настройки монитора Cltest. Программа бесплатная (интерфейс на английском языке), калибровать можно как ЖК, так и ЭЛТ мониторы, обладает широким функционалом. Внешний вид программы приведен на рисунке:

Программа для калибровки монитора в домашних условиях Cltest

Скачать программу Cltest можно .

Еще одна программа для калибровки монитора в домашних условиях Quickgamma. Интерфейс программы на английском языке, предназначена для цветовой настройки как ЭЛТ мониторов, так и ЖК. Внешний вид:

Программная калибровка монитора – Quickgamma

И еще одна программа для калибровки монитора – Natural Color Pro. Интерфейс на английском, можно калибровать ЭЛТ и ЖК мониторы.

Внешний вид интерфейса Natural Color Pro можно посмотреть на рисунках ниже

Программа калибровки монитора Natural Color Pro

Программа для калибровки монитора – Natural Color Pro

Скачать Natural Color Pro можно пройдя по .

Калибровка монитора в домашних условиях в программе Samsung Natural Color Pro описана в статье “ ”

Подведем итог.

Калибровка монитора. Пять самым популярных программ для калибровки монитора в домашних условиях

  1. Quick gamma

Зарабатывайте на своих фотографиях, продавая свои изображения на . Регистрируйтесь в самых прибыльных микростоках ,

Для того, чтобы увидеть изображения на мониторе в максимально естественном виде, его, в некоторых случаях, необходимо правильно откалибровать. Если вы веб-дизайнер, фотограф или специалист по графике, то это особенно важно. Выбирать идеальную цветовую схему вручную может быть довольно утомительно и не всегда целесообразно. Вы должны откалибровать свой монитор всего один раз и так, чтобы сразу видеть полученный результат. В статье мы расскажем, как это сделать.

Настройка монитора

Шаг 1.

Отрегулируйте уровни света и убедитесь в чистоте экрана. Убедитесь, что нет отражения, бликов или сильного прямого света, падающего непосредственно на экран. В комнате не должно быть темно, но она должна быть достаточно тусклой, чтобы рассеянный свет не мешал отображению. Если ваш экран имеет видимые загрязнения, тщательно очистите его, прежде чем продолжить.

Проверьте разрешение экрана. Если вы используете ЖК-монитор, откройте руководство и узнайте «родное» разрешения. Для всех других типов монитора, выберите самое высокое доступное разрешение, которое позволяет комфортно читать текст и просматривать небольшие изображения.
Типичные мониторы LCD в соответствии с размером имеют следующие разрешения:

  • 19 дюймов: 1280 х 1024;
  • 20-дюймовый: 1600 х 1200;
  • 22-дюймовый: 1680 х 1 050;
  • 24-дюймовый: 1900 х 1200.
Шаг 3.
Отрегулируйте количество цветов. Установите монитор на максимально возможное количество цветов, или, если эта опция недоступна, установите максимальную глубину цвета. Глубина цвета – это число битов, используемых для определения цвета каждого пикселя, или число битов, используемых для определения каждого компонента цвета пикселя (красный (red), зеленый(green) и синий(blue)).

Максимальная глубина цвета ограничена монитором, видеокарты и операционной системой. В большинстве случаев она составляет 32 бита, что считается наивысшим показателем.

Чтобы отрегулировать глубину или количество цветов, сделайте следующее:

В Windows: щелкните правой кнопкой мыши на рабочем столе и выберите «Свойства» или «Разрешение экрана». В Windows 7перейдите во вкладку «Адаптер» → «Список всех режимов».

В MacOS: откройте «Системные настройки», затем выберите «Дисплей». Многие современные системы на «Mac» не имеют этих вариантов в списке, но, как правило, они работают на 24-битной глубиной цвета в любом случае.

Примечание: перед тем, ка приступить к калибровке, убедитесь, что ваш монитор работает по крайней мере пол часа, особенно если это ЭЛТ монитор. Это даст гарантию, что он достиг рабочей температуры, которая также может влиять на цветопередачу.

Калибровка монитора

Шаг 1.

На компьютере с ОС Windows: нажмите кнопку «Пуск», затем «Панель управления». В строке поиска панели инструментов найдите пункт «Калибровка дисплея».

На MacOS: откройте «Системные настройки», а затем выберите «Отображение» → вкладка «Цвет» → «Калибровка». Если вы не нашли этот пункт, в строке поиска по системным настройкам введите «Калибровка».

Если вы являетесь графическим дизайнером или профессиональным фотографом, то рекомендуем вам подумать о приобретении профессиональных программ калибровки дисплея. Одной из таких программ является «Atrise lutcurve». Стоит она около 5$, однако функционал у нее намного шире стандартного, плюс, более приятный пошаговый интерфейс с подробными пояснениями автора.

Настройте яркость и контрастность. Кнопки регулировки находятся снизу или сбоку на передней панели монитора, или на экране настроек калибровки. Как правило, приложение покажет вам два или три шкалы серой формы по которым нужно ориентироваться. Следуйте инструкциям на экране.

Примечание: многие ноутбуки не имеют настроек контрастности.

Установите гамму. Некоторые параметры калибровки позволяют регулировать ползунок, но в основном используется два вида настроек:

  • Гамма 2.2. Является наиболее распространенным стандартом для мониторов. она позволит вам увидеть изображения и видео в стандартных диапазонах яркости.
  • Гамма 1,8. будет отображать изображения ближе к тому, как оно будет выглядеть на печати. При такой гамме легче заметить слабые тени во время редактирования изображений.

Примечание: обратите внимание, что редакторы изображений (например, photoshop) будут часто корректировать гамму именно к этому значению.

Установите баланс белого. Еще он называется цветовой температурой. Наиболее распространенным стандартом для компьютерных мониторов является слегка голубоватый оттенок (D65 или 6500). Некоторые профессионалы в области графики, предпочитают использовать, нейтральный или слегка желтоватый оттенок (D50 или 5000), который лучше имитирует печатные материалы и освещение.

Примечание: некоторые мониторы имеют встроенные кнопки автоматической калибровки, но все-таки стоит проверять результаты самостоятельно.

Также если у вас есть более одной программы калибровки, убедитесь, что запущена только одна из них, так как могут быть конфликты.

Для того чтобы увидеть изображение так, как оно будет выглядеть при печати, необходимо откалибровать монитор. Это особенно важно, если вы дизайнер или фотограф. Вы же не хотите потратить уйму времени на выбор идеальной цветовой гаммы только затем, чтобы увидеть несоответствие на напечатанном изображении. Поэтому откалибруйте монитор, чтобы видеть изображение именно таким, каким оно получиться при печати.

Шаги

Часть 1

Перед калибровкой

    Убедитесь, что на экране нет отражений и бликов и что на него не падает сильный, прямой свет. В комнате не должно быть темно, но свет не должен мешать вам хорошо видеть изображение на экране. Если экран монитора грязный (в пятнах), тщательно протрите его, прежде чем продолжить.

    • Если вы работаете с цветными изображениями, то сделайте так, чтобы уровень освещенности не менялся в течение дня или в перерывах между работой.
  1. Проверьте разрешение экрана. Если у вас ЖК монитор, посмотрите его «родное» разрешение в руководстве по эксплуатации и установите такое разрешение. Для других мониторов установите самое высокое доступное разрешение, при котором текст хорошо виден.

    Настройте качество цветопередачи. Установите на мониторе «миллионы цветов» и, если доступны дополнительные опции, задайте глубину цвета. Глубина цвета – это количество бит, используемых для определения цвета каждого пикселя, или количество бит, используемых для определения цвета каждого компонента пикселя (красный, зеленый и синий). Эти альтернативные определения делают терминологию немного путанной: 8-бит, 24-бит и «миллионы цветов» эквивалентны в современном мониторе. Изображение при 16-битах или «тысячах цветов» заметно хуже, но при этом используется меньший объем памяти видеокарты, а изображение при 8-битах или «256 цветов» на современных мониторах выглядит совсем плохо. При 30-битах и выше доступны дополнительные настройки, которые не нужны (во всяком случае, большинству пользователей).

    Сделайте тестовую распечатку изображения на хорошем профессиональном принтере. Пропустите этот шаг, если только вы не планируете редактировать изображения перед их печатью. Более того, пропустите этот шаг, если у вас высококачественный принтер и хорошая фотобумага.

    • Рекомендуется распечатать несколько изображений на одной странице, включая черно-белые фотографии, цветные фотографии, сделанные при естественном освещении, фотографии, сделанные при слабом освещении, и фотографии людей с естественным цветом кожи.
    • Не позволяйте солнечным лучам попадать на распечатанные фотографии, чтобы гарантировать правильную цветопередачу.
  2. Перед калибровкой монитор должен прогреться в течение 30 минут (особенно если это ЭЛТ-монитор). Это гарантирует, что монитор нагреется до рабочей температуры, которая влияет на качество цветопередачи.

    • Если вы пользуетесь компьютером, отключите автоматическое выключение монитора.

Часть 2

Калибровка монитора
  1. Рассмотрите бесплатные варианты калибровки. Вы можете это сделать при помощи системных утилит или онлайн-инструментов, таких как Photo Friday или displaycalibration.com . После выбора утилиты или инструмента следуйте инструкциям на экране и/или выполните следующие действия.

    Купите хорошее программное обеспечение для калибровки цветов монитора. Большинству пользователей оно не нужно, но оно необходимо профессиональным дизайнерам и фотографам. Зачастую подобные программы поставляются вместе с колориметрами.

    • Некоторые версии Photoshop продаются совместно с программным обеспечением для калибровки цвета «Adobe Gamma», но оно предназначено только для ЭЛТ-мониторов и старых операционных систем.
  2. Отрегулируйте яркость и контрастность. Кнопки настроек находятся на передней панели монитора или на экране в утилите для калибровки цвета. Как правило, при настройке яркости и контрастности отображаются две или три шкалы серого цвета. Следуйте инструкциям на экране. Для достижения наилучших результатов изображение на экране должно включать по крайней мере четыре цвета: черный, темно-серый, светло-серый и белый.

    • Прищурьтесь и отодвиньтесь от монитора, чтобы точнее настроить яркость и контрастность.
    • На многих ноутбуках контрастность отрегулировать нельзя.
  3. Настройте «гамму». Когда вы увеличиваете яркость пикселей, увеличивается напряжение, подаваемое на монитор. Тем не менее, отношение между напряжением и яркостью довольно сложное и задается «гамма-коррекцией». Некоторые опции калибровки позволяют задать (при помощи ползунка) гамму согласно вашим предпочтениям, но обычно устанавливают только два значения.