Разница между гаджетом и девайсом. Что такое девайс и чем он отличается от гаджета

11.02.2019

Существует три основных фактора, с которыми сталкиваются менеджеры в процессе принятия решений: определенность, риск и неопределенность. Чем же характеризуется каждый из них?

Определенность

Определенность (certainty). Ситуация, в которой менеджер может найти правильное решение, потому что ему известные результаты выбора каждого варианта.

Идеальным для принятия решений является условие определенности, когда менеджер может принять правильное решение благодаря тому, что ему точно известные последствия выбора каждого из имеющихся вариантов.

Например, когда главный казначей штату Миссури принимает решение, в каком банке хранить избыток фондов штата, он точно знает, какой процент предлагает каждый банк и сколько можно на этом заработать, то есть ему точно известно, какие результаты даст выбор каждого варианта. Как вы понимаете, это условие никоим образом не характерно для ситуаций, в которых принимаются большинство управленческих решений. Данное условие является скорее идеальным, чем реальной.

Риск (risk). Условия, при которых лицо, которое принимает решение, может оценить вероятность тех или других его результатов.

Намного чаще мы сталкиваемся с условием риска.

Под риском мы имеем в виду такие условия, при которых лицо, которое принимает решение, может оценить вероятность определенного варианта или последствий его выбора. Способность оценить степень вероятности тех или других последствий зависит от личного опыта менеджера и от наличия у него вторичной информации. В условиях риска менеджер имеет соответствующие данные за прошлые периоды, которые позволяют ему оценить вероятность разных вариантов. Предлагаем вам рассмотреть следующий пример.

Допустимо, что вы управляете лыжным курортом в Колорадо-Рокис и обдумываете вариант строительства еще одного подъемника. Очевидно, что ваше решение в значительной степени зависит от суммы дополнительного дохода, что вы получите в результате строительства нового подъемника, а этот доход, в свою очередь, будет зависеть от того, насколько снежным окажется сезон. Проблема решения немного упростилась, когда вам напомнили, что в вашем распоряжении достаточно надежные данные об уровне осадков в вашем регионе за прошлые годы. Данные о погоде говорят о том, что за последние 10 лет три года шли сильные снегопады, пять лет - нормальные и два года - незначительные. Можете ли вы воспользоваться этой информацией, чтобы определить сумму ожидаемого дохода после строительства нового подъемника? Если вы имеете точную информацию о сумме ежегодного дохода в течение относительно длительного периода, ответ на этот вопрос будет позитивным.

Вы, например, можете составить формулу для вычисления ожидаемой стоимости; другими словами, вычислить условные денежные поступления при каждом возможном результате, множачи показатель ожидаемой прибыли на степень вероятности снегопадов. В итоге вы получите показатель среднего ожидаемого дохода при условии, что степень вероятности останется неизменной. Как отображено в табл. 5 ожидаемый доход от строительства дополнительного нового лыжного подъемника составит 687,5 тысяч долларов. Эти данные могут оправдать как позитивное, так и негативное решение, которое будет зависеть от расходов, необходимых для получения дополнительного дохода, таких как расходы на строительство нового подъемника, дополнительные ежегодные текущие расходы на его содержание, процентная ставка по кредиту и тому подобное

Таблица 5. Ожидаемая сумма дохода в результате строительства нового лыжного подъемника

Ожидаемый доход (тыс. дол.)

Вероятность = Ожидаемая стоимость по каждому варианту (тыс. дол.) Сильные снегопады 850 0,3 255 Нормальные снегопады 725 0,5 362,5 Незначительные снегопады 350 0,2 70 687,5

Неопределенность

Неопределенность (uncertainty). Ситуация, в которой лицо, которое принимает решение, не может ни точно, ни с определенной степенью вероятности оценить возможные результаты того или другого решения

А что же происходят, когда необходимо принять решение, а вы вовсе не уверены в его результате и даже не можете достаточно точно оценить вероятность того или другого результата? Такое условие принятия решения называют неопределенностью.

Менеджеры, принимая решение, сталкиваются с этими условиями очень часто. Выбор любого варианта в этом случае зависит от того, насколько ограниченный объем информации есть в распоряжении лица, которое принимает решение.

Существует еще один фактор, который влияет на выбор вариантов в условиях неопределенности, - психологическая ориентация лица, которое принимает решение. Да, менеджер-оптимист сделает выбор, способный дать так называемый максімаксний результат (такой, который обеспечивает максимум максимально возможного дохода), менеджер-пессимист выберет максімінімальний вариант (такой, который обеспечит максимум минимально возможного дохода), а менеджер, который желает возвести к минимуму свои максимальные "потери", сделает минимаксный выбор. Предлагаем рассмотреть эти разные подходы к выбору решений на следующем конкретном примере.

Вашему вниманию предлагается ситуация, в которой оказался какой-то менеджер по маркетингу компании Visa International (Нью-Йорк). Из поручения руководителей компании он идентифицировал четыре возможных стратегии (S1, S2, S3, S4) стимулирования спроса на карточки Visa по всем Северном Востоке Соединенных Штатов Америки. Однако ему известно, что один из основных конкурентов его фирмы, компания MasterCard намеревается реализовать одну из своих трех конкурентных программ (СА1; СА2, СА3) для распространения своих карточек в этом же регионе. Допустимо, что в распоряжении специалистов компании Visa нет данных за предыдущие годы, которые позволили бы определить степень вероятности успеха в случае выбора каждой из четырех стратегий. Основываясь на имеющихся фактах, менеджер Visa составляет матрицу (табл. 6), чтобы отобразить разные стратегии Visa и возможная прибыль в результате их реализации в зависимости от разных конкурентных мероприятий MasterCard.

В данном примере, если менеджер компании Visa будет оптимистом, он изберет стратегию S4, потому что она обещает наибольшую возможную прибыль в размере 28 миллионов долларов. Как вы видите, этот выбор приблизительно обеспечит максимально максимальную прибыль (максімаксний выбор).

Таблица 6. Матрица распределения отдачи (в млн. дол.)

Маркетинговая стратегия компании Visa Реакция MasterCard СА1 СА2 СА3 S1 13 14 11 S2 9 15 18 S3 24 21 15 S4 18 14 28

Если же наш менеджер окажется пессимистом, он будет выходить из предположения, что наиболее вероятный наихудший результат по каждой стратегии такой: S1= 11, S2= 9, S3 = 15, S4= 14 миллионов долларов. Это наиболее пессимистические результаты для каждой возможной стратегии. В соответствии с максімінімального вариантом выбора, менеджер-пессимист максимізував бы минимальный доход; другими словами, он выбрал бы стратегию S3.

Менеджеры третьего психологического типа считают, что после того, как решение принято, оно вовсе не обязательно обеспечит максимально выгодный результат. Да, возможная потеря определенной суммы, которую можно было бы получить, выбрав какую-то другую стратегию. Менеджеры рассчитывают такие потери, вычитая сумму всех возможных вариантов мінусуючи по каждой категории из суммы максимальной возможной отдачи по каждому имеющемуся событию, в нашем случае - по каждой конкурентной программе. В примере с менеджером Visa при условии, что компания MasterCard реализует одну из трех конкурентных программ - или СА3, - максимальная отдача Visa International составит 21, 24 или 28 миллионов долларов соответственно (то есть наибольшее значение в каждом столбце таблицы). Вычитая показатели отдачи, приведенные в табл. 6, из этих значений, получаем результаты, представленные в табл. 7.

Таблица 7. Матрица потерь (в млн. дол.)

Маркетинговая стратегия компании Visa Реакция MasterCard СА1 СА2 СА3 S1 11 7 17 S2 15 6 10 S3 0 0 13 S4 6 7 0

Как мы видим, максимальные потери при выборе той или другой стратегии составляют S1= 17, S2= 15, S3= 13, S4= 7 миллионов долларов. Минимаксный выбор минимизирует максимальные потери, следовательно, наш менеджер из Visa выбрал бы стратегию S4. В этом случае потери прибыли ни при каких условиях не превысят сумму 7 миллионов долларов. Это, несомненно, намного больше удачный результат, если сравнивать его с потерями в размере 15 миллионов, возможными, если менеджер Visa выберет вариант S2, а компания MasterCard решит реализовать конкурентную программу CA1.

Однако, хотя менеджеры и пытаются при любой возможности анализировать разные варианты, используя для этого матрицы віддач и потерь, фактор неопределенности часто вынуждает их больше полагаться на свои предчувствия, интуицию, творчество и "внутренний голос".

Независимо от условий, в которых придется принимать решение, каждый менеджер пользуется в этом процессе своим собственным стилем.

1. Чем характеризуется принятие решений в условиях определенности?

2. Опишите характеристики принятия решений в условиях риска.

3. Каким образом менеджер может принимать решение в условиях неопределенности?

Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей? Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей ее практической и теоретической деятельности, позволяет ей сформулировать цель, которую она намерена достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем - принять мир таким, какой он есть.

Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую "сердцевину" дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонаря, освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.

В-третьих, на основании мировоззренческих ценностных ориентаций человека, его деятельности она получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека с достижением ею своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и содержания ее деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

Менталитет человека

Рассказ о духовном мире была бы неполной без рассмотрения проблемы менталитета.

Что такое менталитет человека? Понятие это относительно новое, и далеко не во всех словарях вы найдете его определения. Происходит оно от французского слова, отвечает украинским словам "склад ума", "умонастроение", "душевность". Правы те специалисты, которые говорят, что точного, однозначного перевода этого термина пока нет. Но сам он употребляется довольно широко. Так, например, говорят о менталитете конкретного человека. Что здесь имеется в виду? Не просто совокупность знаний, которыми она обладает. Не только ее природный или произведенный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект. Не один мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознания им своего места в этом мире. Менталитет - это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Другими словами, это увязывание различных мнений и ценностей в сознании индивида, своеобразный итоговый сплав, и определяет духовный мир человека в целом, ее подход к тем или иным конкретным практическим делам.

Считается, что через индивидуальный процесс формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности менталитет - явление в основном личностное. хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например, о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя благодаря их практической деятельности, социальному статусу (положения, занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, есть немало общего в складе ума, в умонастроении, другими словами - в их менталитете.

Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко используется термин "Украинская душа", при этом имеется в виду целый ряд психических качеств: открытость в общении, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т.д.). Разумеется, далеко не каждый представитель украинского народа обладает этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты типичны именно для украинского народа. Современная наука о национальных сообщества людей - этнология пытается найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, других этнических групп.

Основные понятия

Мировоззрение. Убеждения. Менталитет.

Миропонимания. Мировоззрение. Геоцентризм. Природоцентризм. Антропоцентризм. Типы мировоззрений. Вера.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

2. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

3. Что такое убеждение? На какой основе они формируются?

4. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их отличие?

5. В чем заключается значение мировоззрения для деятельности человека?

6. Как влияет духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность на формирование мировоззрения?

7. Что такое менталитет? В чем заключается его влияние на взгляды и деятельность человека, сообщества людей?

8. Почему мировоззрение является формой духовно-практического освоения мира и самовыражения человека в нем?

9. Почему философия является теоретической формой мировоззрения?

1. По мнению А. Швейцера, мировоззрение должен отвечать трем требованиям: быть сознательным ("мыслящим"), этическим, идеалом которого является преобразование действительности на нравственных началах, оптимистичным.

Какой, на ваш взгляд, развернутый содержание каждого из этих требований? Разделяете выдумку ученого, можете ли вы посмотреть, расширить круг этих требований? Свою позицию аргументируйте.

2. Проанализируйте два сделанных в разное время высказывания выдающегося русского философа Н.А. Бердяева (1874-1948).

Конец XIX в.: "Весь мировой путь бытия является сложным взаимодействием различных степеней мировой иерархии индивидуальностей, творчества, врастание одной иерархии в другую, личности в нацию, нации в человечество, человечества в космос, космоса в Бога". Конец 30-х гг. XX в.: "Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос - все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности". Как вы думаете, почему произошли изменения во взглядах философа? В каком направлении изменялись его взгляды? К какому из типов мировоззрения относится первое высказывание? Которая наиболее обобщающая характеристика второго высказывания?

3. Проанализируйте следующее высказывание видного немецкого социал-демократа К. Каутского (1854-1938):

"Задача науки состоит вовсе не в том, чтобы дать простое изображение того, что есть, верную фотографию действительности так, чтобы каждый нормально организованный наблюдатель мог получить ту же картину. Задача науки, напротив, заключается в том, чтобы в бесконечном множестве лиц, явлений отыскать общее, существенное и дать, таким образом, нить Ариадны, с помощью которой можно было бы ориентироваться в лабиринте действительности ".

Как вы думаете, касается это выражение мировоззрения? Аргументируйте свое заключение.

Краткие выводы к разделу

1. Духовный (внутренний) мир личности сводит воедино ум, чувства, волю человека, характеризует личность с позиций его отношение к окружающей действительности, к другим людям, к себе.

2. Духовная деятельность в различных ее видах и формах создает и развивает культуру личности и общества.

3. Осваивая культуру, люди овладевают духовными богатствами народа своей страны и мира.

Благодаря пониманию и признанию общезначимых национальных ценностей, свободному выбору гуманистических моральных и мировоззренческих установок деятельность человека становится активной, направленной на благо личности и общества. Практическая реализация этих установок зависит от человеческих усилий, направленных на их осуществление.

Вопросы к главе

1. Сопоставьте духовно-теоретическую и духовно-практическую деятельность, покажите общую отличие, раскройте взаимосвязь этой деятельности с освоением культуры, с мировоззрением человека и его моральными взглядами.

2. Охарактеризуйте главные нравственные категории. Покажите, в чем заключается взаимосвязь идеалов, ценностей, моральных норм (приведите примеры).

3. Философы утверждают: моральный выбор - это тот пункт, где абстрактные требования этики и нравственная оценка реальной ситуации отражаются в принятом решении, а затем проявляются в поступке. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Характеризуя моральный выбор, постарайтесь опираться и на примеры из окружающей жизни.

4. Раскройте сущность нравственной оценки деятельности. Можно труд считать моральной ценностью? Почему обращение к нравственных ориентиров деятельности особенно существенное в ситуации коренных общественных перемен? Почему в эти периоды наиболее опасные проявления ненависти, нечестности и ценные доброта, дружелюбие, честность, совестливость, милосердия?

5. Охарактеризуйте сущность и типология мировоззрения. Как мировоззрение влияет

6. Какой смысл вкладывает наука в понятие «менталитет»? Есть ли связь между моральными ориентирами, мировоззрением и менталитетом?

7. Сформулируйте общую характеристику духовного мира личности, раскройте его влияние на деятельность человека и общества (приведите примеры).