Результаты тестов: сравнение производительности. Конфигурация тестовых платформ и методология тестирования

28.04.2019

Компания MSI продолжает радовать покупателей нестандартными решениями. По мере обновления модельного ряда AMD и NVIDIA пополняется и семейство видеоадаптеров Hawk. Сегодня мы рассмотрим одну такую модель на базе Radeon HD 6870 . Старший адаптер на Barts изначально работает почти на пределе возможностей по тактовой частоте для этого GPU. Интересно взглянуть, смогут ли инженеры MSI доработать карту так, чтобы она могла предложить пользователям что-то больше, чем стандартная версия этого графического ускорителя.

Коробка MSI Hawk имеет традиционное оформление и откидывающуюся боковую панель, на которой описаны все технологические преимущества видеокарты.


Комплект поставки включает:

  • переходник DVI/D-Sub;
  • два переходника питания c двух molex на PCI-E 6-pin;
  • три переходника для измерения напряжения V-Check Points;
  • инструкции.
Видеокарта довольно массивная. Дизайн верхнего кожуха, ранее остававшийся неизменным для всех моделей серии Hawk, немного преобразился. Да и под кожухом видно, что скрывается довольно мощный радиатор.



Набор внешних интерфейсов остался стандартным — пара mini Display Port, один HDMI и два DVI.


Сбоку платы расположено три разъема для мониторинга напряжений GPU, RAM и VDCCI. Для удобства использования мультиметра в комплекте имеются три переходника под щупы прибора. Ближе к разъему CrossFire имеется небольшой джампер, с помощью которого пользователь может переключиться на один из двух BIOS. В каждом прошит разный профиль управления вентиляторами кулера — для Silent и Performance режимов. На задней стороне платы имеется группа светодиодов, служащих индикатором загрузки фаз. Возле них расположен еще один небольшой переключатель OCP Unlocker, позволяющий снять ограничение по току для экстремального разгона.



Взглянем ближе на обновленную систему охлаждения Twin Frozr III. Из медного никелированного основания выходят пять тепловых трубок (центральные диаметром 6 мм, крайние по 8 мм) и пронизывают 41 тонкую алюминиевую пластину.




Производитель говорит о преимуществе над референсным охлаждением в 21 градус при уровне шума на 7 дБ ниже.


Хотя на фоне большого радиатора кажется, что диаметр вентиляторов стал скромнее со времен MSI R5870 Lightning и R5850 Twin Frozr II , на самом деле за обдув отвечают все те же 80-мм вентиляторы Power Logic PLD08010S12HH. Но крыльчатка их имеет нетипичную форму с изгибом на краях лопастей. Такая форма, согласно заявлениям производителя, позволяет увеличить воздушный поток на целых 20% в сравнении с традиционной крыльчаткой. Вот только на старых Twin Frozr применялись вентиляторы с сильно закрученными лопастями и диаметр сердцевины был меньше, так что эти 20% не относятся к разнице между вентиляторами Twin Frozr II и Twin Frozr III.


На силовые элементы системы питания и микросхемы памяти установлена массивная черная пластина-радиатор. Выглядит внушительно, особенно если вспомнить тоненькую пластинку у R5870 Lightning, которая по площади была меньше.



Видеоадаптер может похвастать 10 фазами питания, восемь из которых приходится на систему питания графического процессора. Применены компоненты Military Class II — долговечные японские полимерные конденсаторы, фирменные дроссели SFC и танталовые конденсаторы (в данном случае он, правда, всего один).



Функции управления питанием GPU возложены на контроллер uP6218AN.


А вот и сам GPU Barts:


На плате распаяны микросхемы памяти Hynix H5GQ1H24AFR T2C, которые рассчитаны на 5 ГГц.


По тактовым частотам MSI R6870 Hawk отличается от референса совсем незначительно — ядро работает на 930 МГц (что на 30 МГц выше нормы), а память функционирует на положенных 4200 МГц.


В режиме Silent в нашем стандартном 12-минутном тесте Crysis Warhead на максимальных настройках качества изображения (1920x1200, DirectX 10, Very High, AA4x) GPU прогрелся до 65 °С при 23 градусах в помещении. Но вот тихой видеокарту в таком режиме не назвать. Небольшой гул от двух вентиляторов на 2600 об/мин слышен весьма отчетливо.


В стресс-тесте Furmark при разрешении 1680х1050 с включенными displacement mapping и пост-эффектами температура достигла 71 градуса, а вентиляторы раскрутились до 3100 об/мин.


При переключении видеокарты в режим Performance вентиляторы стали работать на 4-5% быстрее, но максимальные температуры остались такими же. В Crysis Warhead ядро прогрелось до 65 °С.


В Furmark температура не превысила 71 °С.


Низкая температура в Silent-режиме говорит о хорошем потенциале кулера. Поэтому мы решили протестировать карту на пониженных оборотах. Ниже 2000 об/мин добиться стабильности не удалось. А вот при работе кулера на 45% (около 2100 об/мин) проблем со стабильностью не возникало, и температура GPU не превышала 67 °С.


Теперь о разгоне. В последних beta-версиях MSI Afterburner 2.1 доступны для регулирования кроме питающего напряжения GPU еще и напряжение на памяти и VDCCI. На практике, как оказалось, для разгона «на воздухе» ничего кроме первого параметра изменять не надо, от поднятия прочих напряжений реальной пользы нет.


Для начала мы попробовали подобрать максимальные рабочие частоты так, чтобы сохранить более-менее приемлемый уровень шума, не поднимая обороты вентиляторов. При работе вентиляторов на 50% от максимума достичь полной стабильности при заметном повышении частот не вышло. В итоге мы остановились на разгоне 970/4676 МГц при 54% (2700 об/мин), что даже чуть меньше того уровня, до какого раскручиваются вентиляторы в режиме Performance. Питающее напряжение 1,184 В не повышалось.


Максимальный разгон оказался не намного больше. Добиться стабильности на частоте ядра свыше 1005 МГц нам не удалось. Хотя пройти 3DMark Vantage не было проблемой и при 1030 МГц, любое более серьезное приложение через некоторое время вводило карту в «ступор». Память разогналась до 4736 МГц. Чуть поднять планку стабильного разгона GDDR5 помогло улучшенное охлаждение. Напряжение ядра для 1005 МГц повышалось до 1,284 В.

Другие участники тестирования

Основным соперником рассмотренного R6870 Hawk выступит референсный видеоадаптер от MSI, модель R6870-2PM2D1GD5. Поскольку референсный представитель уже детально рассматривался на нашем сайте, мы отметим лишь особенности комплектации и температурный режим.


Комплект поставки включает:
  • переходник DVI/D-Sub;
  • переходник с mini Display Port на Display Port;
  • два переходника питания с двух molex на PCI-E 6-pin;
  • мостик CrossFire;
  • диск с драйверами и дополнительным ПО;
  • инструкции.
Внешне R6870-2PM2D1GD5 отличается от обычного референса только наклейкой на кожухе системы охлаждения. Частоты стандартные — 900/4200 МГц.



Ранее фигурировавший на нашем сайте HIS 6870 Fan 1GB (H687F1G2M) продемонстрировал отличный разгон при своем номинальном напряжении и очень горячий нрав при высоком уровне шума. Референс от MSI оказался более правильным — и температуры ниже, и шум весьма умеренный. Скорее всего, первый тестовый семпл HIS имел повышенное напряжение, что и было следствием высокого нагрева, шума и хорошего разгона без софтвольтмода.

В номинале MSI R6870-2PM2D1GD5 прогрелся до 79 °С в игровом режиме (Crysis Warhead) и до 86 °С в FurMark.



Разгон составил 1010/4564 МГц при повышенном с 1,171 до 1,243 В напряжении. Обороты о вентилятора установливались на максимум.


Младшая модель на GPU Cayman. Референсный видеоадаптер, предоставленный компанией AMD. Номинальные частоты 800 и 5000 МГц для ядра и памяти соответственно. Разгон 920/5640 МГц при повышенном напряжении 1,225 В. Отметим еще, что в нашем тестировании результаты этого адаптера на старом драйвере ATI Catalyst 10.11. К сожалению, у нас не было возможности повторить тесты на более новом программном обеспечении.


Честь NVIDIA будет отстаивать видеокарта Palit GeForce GTX 560 Ti Sonic 1024MB GDDR5 , которой мы уже посветили отдельную статью. В данном тестировании эта модель выступит и в роли референсной карты. В итоговые диаграммы включены результаты на рекомендованных частотах 822/1644/4008 МГц, плюс результаты на родных частотах Sonic 900/1800/4200 МГц и при разгоне до 955/1910/4640 МГц.
Характеристики видеокарт
Видеоадаптер Radeon HD 6950 Radeon HD 6870 GeForce GTX 560 Ti Sonic
Ядро Cayman Pro Barts XT Barts XT GF114 GF114
Количество транзисторов, млн. шт 2640 1700 1700 1950 1950
Техпроцесс, нм 40 40 40 40 40
Площадь ядра, кв. мм 389 255 255 332 332
Количество потоковых процессоров 1408 1120 1120 384 384
Количество текстурных блоков 88 56 56 64 64
Количество блоков рендеринга 32 32 32 32 32
Частота ядра, МГц 800 930 900 900 822
Частота шейдерного домена, МГц 800 930 900 1800 1644
Шина памяти, бит 256 256 256 256 256
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Частота памяти, МГц 5000 4200 4200 4200 4008
Объём памяти, МБ 2048 1024 1024 1024 1024
Поддерживаемая версия DirectX 11 11 11 11 11
Интерфейс PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.0 PCI-E 2.0
Заявленная максимальная потребляемая мощность, Вт 200-140 н/д 151 н/д 170

Тестовый стенд

Конфигурация тестового стенда следующая:

  • процессор: Core i7-965 (3,2@3,95 ГГц, BCLK 172 МГц);
  • кулер: Thermalright Venomous X;
  • материнская плата: Gigabyte GA-X58A-UD3R (Intel X58 Express);
  • память: G.Skill F3-12800CL8T-6GBRM (3x2GB, DDR3-1600@1720 МГц, 8-8-8-24-1T);
  • жесткий диск: Hitachi HDS721010CLA332 (1 ТБ, SATA2, 7200 об/мин);
  • блок питания: Seasonic SS-850HT (850 Вт);
  • операционная система: Windows 7 Ultimate x64;
  • драйверы видеокарты HD 6950: ATI Catalyst 10.11;
  • драйверы видеокарт HD 6870: ATI Catalyst 11.1;
  • драйверы видеокарты GeForce GTX 560 Ti: NVIDIA GeForce 266.66.
В операционной системе были отключены User Account Control, Superfetch, Windows Defender, файл подкачки и визуальные эффекты интерфейса. Методика тестирования описана в одном из прошлых материалов.

Температурный режим

Для большей наглядности мы отобразили данные по температурам GPU у MSI R6870 Hawk и R6870-2PM2D1GD5 в виде единой диаграммы.


Hawk справляется с охлаждением графического чипа на 14-15 градусов Цельсия лучше референса.

Результаты тестирования



Разница между обычным Radeon HD 6870 и Hawk менее двух процентов. Даже с максимальным разгоном Hawk не догнать Radeon HD 6950 и GeForce GTX 560 Ti.

Crysis: Warhead



В реальной игре преимущество Hawk над референсом более заметно — три процента. Разгон до 970/4676 МГц позволяет выиграть 6-7% производительности, до 1005/4736 МГц — 9%. Примечательно, что на частотах 970/4676 Hawk демонстрирует такой же уровень производительности, что и собрат на 1010/4564 МГц.

S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat



Мизерная разница в производительности между MSI Hawk и референсом. При разгоне разница еще меньше. Прирост от максимального разгона — от 6 до 8%. Небольшой стимул, тем более что ни одну из старших видеокарт все равно не догнать.

Battlefield: Bad Company 2


Игра не очень требовательная, поэтому тестирование проводилось сразу же при включенном сглаживании.


Hawk выигрывает у референса 3%, но только по среднему fps. При разгоне адаптер нагоняет Radeon HD 6950 по средней частоте кадров, но по-прежнему уступает по минимальному показателю.

Metro 2033



MSI Hawk обходит референс на 3% в более простом режиме, при активном эффекте Depth Of Field разница уже менее 1,5%. Разгон помогает HD 6870 нагнать работающий в номинале GeForce GTX 560 Ti.

Сравнение производительности MSI R6870 Hawk и R6870-2PM2D1GD5 на одинаковых частотах

Во многих приложениях был виден трехпроцентный прирост производительности у MSI R6870 Hawk, что как раз соответствует разнице в частоте в 3%. Но при разгоне такой линейной масштабируемости производительности от разгона GPU не наблюдается. Да и результаты Hawk на 970 МГц очень близки к результатам референса на 1010 МГц. Чтобы расставить все точки на «i», мы сравнили оба Radeon HD 6870 на одинаковых частотах 900/4200, чтобы выявить различия между ними.

Преимущество, %

Extreme
Overall Score
7941 7870
- 0,9
GPU Score 7669 7597 - 0,9
Crysis Warhead,
1920x1200
average fps 32,7
33,2 +1,5
min fps
24,8
25,3 +2
Crysis Warhead,
1920x1200, AA4x
average fps 28,9
29,3 +1,4
min fps
21,1
21 - 0,5
Bad Company 2,
AA4x
average fps
50,8
51,35 +1,1
min fps 36
36 0

За исключением синтетики R6870 Hawk демонстрирует преимущество в среднем около 1,5% над референсом.

Выводы

Настало время подвести итоги и составить общее мнение о видеокарте MSI R6870 Hawk. Данная модель значительно холоднее референса. По уровню шума разницы особой нет, но потенциал кулера позволяет вручную еще понизить обороты и добиться полного акустического комфорта. В целом, система охлаждения Twin Frozr III порадовала мощным радиатором на GPU и VRM (а последнее вызывало у нас некоторые нарекания в прошлых моделях). Немного непонятная ситуация с вентиляторами. Их новые лопасти должны поднять эффективность, но увеличившаяся сердцевина никак не будет способствовать созданию более мощного воздушного потока. А судя по одинаковой маркировке с вентиляторами в старых Twin Frozr II в обоих случаях размер ротора одинаков.

Отметим небольшое преимущество в производительности на одинаковой частоте с референсом. Является ли это следствием форсированных таймингов у Hawk или неудачной их комбинации у MSI R6870-2PM2D1GD5 трудно ответить однозначно без сравнения с другими референсными видеоадаптерами. Мы больше склоняемся к первому варианту. И такое «ускорение» позволяет Hawk демонстрировать при меньших частотах уровень производительности максимально разогнанного референса.

Усиленная система питания, точки контроля напряжений и возможность управления ими посредством программного обеспечения — оверклокерский функционал Hawk как всегда на высоте. Проблема только в том, что если речь идет о повседневном разгоне, то ничего выдающегося от карты вы не получите. Просто Radeon HD 6870 изначально работает на очень высокой частоте и потенциал GPU Barts около 1 ГГц. Более высокие значения разгона — дело удачи и возможностей каждого отдельного кристалла. Хотя запас у Hawk еще есть, нам без проблем удалось пройти 3DMark Vantage на 1030 МГц, но в тяжелых режимах реальных приложений добиться стабильности уже было невозможно. Разгон памяти у Hawk лучше, но достигнуть номинальных 5 ГГц для использующихся микросхем памяти тоже не удалось. Так что причина вновь в GPU, а точнее в контроллере памяти. Для рядового пользователя, который не собирается ставить рекорды, преимущества любой подобной улучшенной и оверклокерской видеокарты (не только MSI Hawk) минимальны.

Оборудование для тестирования было предоставлено следующими компаниями:

  • 1-Инком — память G.Skill F3-12800CL8T-6GBRM;
  • AMD — видеокарта Radeon HD 6950;
  • DCLink — видеокарта Palit GTX 560 Ti Sonic;
  • MSI — видеокарты R6870 Hawk и MSI R6870-2PM2D1GD5;
  • Syntex — блок питания Seasonic SS-850HT (S12D-850).
  • Исследования зависимости температуры от скорости вращения вентилятора.
  • Вступление

    В конце лета пришлось попрощаться с канадскими корнями графического подразделения AMD, и, видимо, зря. Проведенные опросы на нескольких зарубежных сайтах выявили неоднозначное отношение респондентов к такому решению. Более половины участников сожалеют, что больше не увидят знакомую надпись, при этом не меньшая часть уже не ассоциирует аббревиатуру из трех букв с видеокартами. Иными словами, ATi помнят и не хотят забывать. Тогда зачем было отказываться от хорошо знакомого бренда? Возможно, в AMD считают, что пора отучать опытных и матерых потребителей от устаревшего названия, ведь все молодые как бы уже свыклись с приставкой AMD, а зачастую и вовсе не вспоминают про ATi.

    Но постойте! Торговая марка всех видеокарт AMD/ATi по-прежнему именуется "Radeon". Что это – двойные стандарты? Двоякая ситуация сложилась и для описания авторами комплектующих: правильно - "ATi HD 5850", неправильно - "AMD HD 5850", а для свежевыпущенных графических адаптеров все наоборот. Честно говоря, так и запутаться недолго. Может, стоит упростить до простой приставки Radeon, а через полгода – год вернуться к имени производителя. Исходя из тех же опросов, 3/4 склонны считать видеокарты ATi/AMD именно Radeon’ами, а кто их сделал - не столь важно.

    Этой осенью, вопреки знакомым традициям первыми вышли в свет видеокарты среднего ценового сегмента, призванные скорее расширить диапазон занимаемых мест на рынке, нежели полностью заменить существующие. Если раньше между $179 и $229 у AMD не было представлено ни одного приемлемого варианта, то теперь там находится привлекательный Radeon HD 6850.

    Таблица характеристик

    На данный момент мы можем наблюдать сразу несколько конкурирующих карт одной компании. Так, до определенного времени на рынке будут сосуществовать HD 5850 и HD 6870. Естественно, что по мере истощения складов, первая пропадет с прилавков.

    Не стоит жестко привязываться к «рекомендуемой цене» производителя, она приведена лишь для сравнения. В реальности сумма, необходимая на покупку, напрямую зависит от конъюнктуры рынка и сезонности (...или, говоря без умняков, алчности продавца и всех тех, кто сопутствует попаданию видеокарт на витрины - прим. ред. ).

    Характеристики HD 5830 HD 5850 HD 5870 HD 6850 HD 6870 GTX 465 GTX 470 GTX 480
    Кодовое имя Cypress LE Cypress Pro Cypress XT Barts Pro Barts XT GF100 GF100 GF100
    Техпроцесс, нм 40 40 40 40 40 40 40 40
    Размер
    ядра/ядер, мм 2 .
    334 334 334 255 255 Количество
    транзисторов,
    млн.шт.
    2154 2154 2154 1800 1800 3200 3200 3200
    Частота ядра,
    2D|3D, МГц
    157 | 800 157 | 725 157 | 850 100 | 775 100 | 900 50/100 | 607/1215 50/100 | 607/1215 50 / 100 | 702/1402
    Напряжение
    на ядре,
    2D|3D, В
    0,95 | 1,15 0,95 | 1,10 0,95 | 1,15 0,96 | 1,21 0,96 | 1,21 0,9 | 1,05 0,9 | 1,0 0,96 | 1,05
    Число шейдеров
    (PS), шт.
    1120 1440 1600 960 1120 352 448 480
    Число блоков
    растеризации(ROP), шт.
    16 32 32 32 32 32 40 48
    Число текстурных
    блоков(TMU), шт.
    56 72 80 48 56 44 56 64
    Максимальная
    скорость закраски,
    Гпикс/сек
    12,8 23,2 27,2 24,8 28,8 19,5 24,3 33,6
    Максимальная
    скорость выборки
    текстур, Гтекс/сек
    44,8 52,2 68 37,2 50,4 26,7 32,4 42,1
    Версия
    пиксельных/вер-
    тексных
    шейдеров
    5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0
    Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
    Эффективная частота
    памяти, 2D|3D, МГц
    1200 | 4600 1200 | 4000 1200 | 4800 300 | 4000 300 | 4200 67 | 3206 67 | 3306 67 | 3700
    Напряжение
    на памяти, 2D|3D, В
    1,6 | 1,6 1,6 | 1,6 1,6 | 1,6 1,6 | 1,63 1,6 | 1,6 1,57 | 1,6 1,57 | 1,6 1,57 | 1,6
    Объём памяти,
    Мбайт.
    1024 1024 1024 / 2048 1024 1024 1024 1280 1536
    Шина памяти,
    бит
    256 256 256 256 256 256 320 384
    Пропускная способность
    памяти, Гб/сек
    147,2 128 153,6 128 134,4 102,6 133,9 177,4
    Потребляемая
    мощность, 2D|3D, Вт
    24 | 175 27 |170 27 |188 15 |127 19 | 151 нд | 200 нд | 215 нд | 250
    Crossfire / SLi да да да да да да да да
    Размер карты
    (ДхШхВ), мм
    282x100x38 244х100х37 282х100х38 233x100x37 248х100х37 270x100x38 270x100x38 270x100x38
    Рекомендованная
    цена, $
    229 299 399 179 239 279 (229) 349 (259) 499

    Вполне резонно считать, что основными соперниками для AMD HD 6870 являются несколько карт. Это HD 5830, а после уценки до $229 и GTX 465. Немногим дороже будет еще одна пара: HD 5850 и GTX 470. Ожесточенная конкуренция за кошельки покупателей рано или поздно приводит к вынужденным уценкам. Будем надеяться, что этой осенью или зимой представится случай «урвать» уходящие со сцены Cypress’ы.

    Архитектура AMD HD 6870

    Основной подход конструирования GPU не изменился по сравнению с ранее выпущенными графическими ядрами. Чтобы оценить нововведения, или лучше сказать видоизменения разумно один раз взглянуть на блок схему Barts XT.

    И сравнить ее с Cypress…

    На первый взгляд все одинаково, но внимательно рассмотрите области потоковых процессоров. Ядро Barts состоит из 14 SIMD ядер, в то время как Cypress из 20-ти. Но меньше не значит хуже: в отличие от «старшего брата», у обеих карт HD 68xx, словно в оркестре, не один дирижёр, а целых два (Ultra threaded dispatch processor). На их "плечах" лежит работа по равномерному распределению задач для суперскалярных процессоров.

    Помимо увеличенного количества «руководителей» сократилось число «подчиненных» - ради улучшения эффективности пришлось пожертвовать количеством. Впрочем, я полагаю, что физически кристалл GPU Barts содержит 20 SIMD, но искусственно ограничен до 14. Полноценный GPU, скорее всего, обретет название AMD HD 6990 и будет состоять из двух графических ядер.

    Но на этом различия не заканчиваются. Предлагаю совершить небольшое путешествие в историю создания пока что самого удачного изобретения ATi/AMD – R600.

    Появившись в 2007 году в виде Radeon HD 2900 Pro и XT, он представлял собой прогрессивное суперскалярное решение, которое на многие годы вперед определило вид современных графических процессоров AMD. Для более подробного изучения перейдем к сравнению.

    R600 RV770 Cypress Barts
    Схематичный вид
    Название Thread Processor (5-ти полосный суперскалярный шейдерный процессор) Thread Processor (5-ти полосный суперскалярный шейдерный процессор) Thread Processor (5-ти полосный суперскалярный шейдерный процессор)
    4 4 4 4
    Формат инструкций VLIW VLIW VLIW VLIW
    1 1 1 1
    0 1 1 0
    5 5 5 5
    Пиковое количество операций с плавающей точкой (FP), шт. 10 10 10 10
    Частота GPU, МГц 742 750 850 900

    В основе каждого блока содержится 5 «скаляров», способные обрабатывать до четырех инструкций: одну сложную (sin, cos,и т.п.), четыре простых, до двух с двойной точностью (FP64). По аналогии с R600, ради экономии транзисторного бюджета Barts лишен поддержки FP64.Таким образом, если не брать в расчет новый техпроцесс, то современное ядро среднебюджетной видеокарты является уменьшенной и разогнанной копией R600.

    R600 RV770 Cypress Barts
    Схематичный вид
    Название SIMD Core SIMD Core SIMD Core SIMD Core
    Количество процессоров, шт. 16 16 16 16
    Гранулярность, ед. 64 64 64 64
    Объем общей памяти, Кб 8 16 32 32
    Количество Single Precision FMAD юнитов, шт. 64 64 64 64
    Количество SFU (Super Function Unit) юнитов, шт. 16 16 16 16
    Количество FMAD юнитов с операциями двойной точности, шт. 0 16 16 0
    Количество потоковых процессоров, шт. 80 (16х5) 80 (16х5) 80 (16х5) 80 (16х5)
    160 160 160 160
    4 4 4 4

    По мере внедрения современных литографических техпроцессов AMD удалось в один SIMD уместить дополнительную кэш-память, которая жизненно необходима для DX 11. В остальном наблюдается лишь планомерное уменьшение GPU.

    R600 RV770 Cypress Barts
    Схематичный вид
    Количество блоков процессоров, шт. 4 10 20 14
    Объем общей памяти, Кб 0 16 64 64
    Количество юнитов фильтрации текстур, шт. 16 40 80 56
    Количество Single Precision FMAD юнитов, шт. 256 640 1280 896
    Количество SFU (Super Function Unit) юнитов, шт. 64 160 320 224
    Количество FMAD юнитов с операциями двойной точности, шт. 0 160 320 0
    Сумма потоковых процессоров, шт. 320 (80х4) 800 (80х10) 1600 (80х20) 1120 (80х14)
    Пиковое кол-во операций с плавающей точкой (FP), шт. 640 1600 3200 2240
    Макс. производительность операций с плавающей точкой (FP), TFLOPS. 0,475 1,2 2,72 2,02
    Количество блоков тесселяции, шт. 1 1 1 1
    Количество блоков растеризации, шт. 1 1 2 2

    Основная цель – экономия площади ядра - достигнута путем снижения количества SIMD, но объем общей кэш-памяти оставлен на прежнем уровне. Параллельно, чтобы компенсировать производительность Barts по отношению к Cypress, увеличили его частоту. После модернизации ядро новой видеокарты хорошо приспособлено к существующим игровым задачам, а также выигрывает в сложности (количество транзисторов на мм 2) и площади у конкурента GF104.

    После всех вышенаписанных слов у кого-то точно появится легкое чувство дежавю. Видимо, судьба nVidia G92 чем-то схожа с R600 и последующими этапами модернизации. Но смею вас разочаровать, части GPU ATi/AMD - это не кубики и шарики, которыми можно манипулировать и создавать новые комбинации под требуемые параметры. Для переработки существующей конструкции ядра требуются новые расчеты, моделирования, опытные образцы и т.п. После цикла работ придется выпускать пилотную партию и долго ее тестировать, а исходя из существующих цен, обновление GPU обходится не менее чем в 30-35 миллионов долларов.

    Год назад AMD представила серию видеокарт Radeon HD 5800 , которая вывела компанию в лидеры рынка графических ускорителей. Но нельзя останавливаться на достигнутом, и вот перед нами уже представители новой серии HD 6800.

    Перед анонсом ходило множество слухов о не совсем понятном позиционировании будущих видеокарт и небольшой рокировке в системе наименований. Особенно бурные эмоции у читателей нашего сайта вызывали данные о том, что производительность Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 будет не выше (а то и ниже), чем у старых решений на базе Cypress. Настало время сорвать покровы тайны и представить вам Radeon HD 6870.

    Для начала немного разберемся с позиционированием видеокарт серии HD 6800. На нижнем слайде отлично видно, что старший Radeon HD 6870 занимает по производительности среднее положение между Radeon HD 5850 и Radeon HD 5870. Младший Radeon HD 6850 размещен на ступеньку ниже Radeon HD 5850, можно сказать, что это замена Radeon HD 5830 (про эту карту как-то забыли и даже не представили ее на графике).


    Такая расстановка немного запутает потребителей, ведь за последние годы все привыкли, что топовые одночиповые видеокарты Radeon имеют номер, оканчивающийся на 870 (HD 3870, HD 4870, HD 5870). А тут получается, что новый Radeon HD 6870 выступает в качестве замены Radeon HD 5850. Роль одночиповых флагманов в новой линейке видеокарт отведена Radeon HD 6950 и Radeon HD 6970 на базе архитектуры Cayman, которые будут презентованы в конце ноября.

    Появление видеокарт Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 — это ответ на GeForce GTX 460 , удачно занявшего нишу между Radeon HD 5830 и Radeon HD 5850. Компания AMD пошла по стопам NVIDIA, и новый графический чип под кодовым именем Barts — это ни что иное, как немного урезанный Cypress на более высоких частотах.


    Графический процессор состоит из 14 SIMD-ядер, структура которых аналогична таковым у Cypress. Вот только старый RV870 изначально имел 20 таких ядер. Каждый SIMD Engine включает 16 шейдерных блоков, выполняющих по 5 операций за такт, т.е. всего имеем 1120 вычислительных блоков. Это ровно столько же, сколько и у Radeon HD 5830. Аналогично и число TMU — их 56. Количество ROP идентично Radeon HD 5850 — их 32.

    Такая нехитрая реорганизация помогла уменьшить число транзисторов с 2,15 млрд. до 1,7 млрд., а площадь ядра уменьшилась почти на треть — с 334 мм 2 до 255 мм 2 . Это позволило добиться меньшего энергопотребления и уменьшения себестоимости производства GPU.

    Помимо «обрезания» новый графический процессор был немного доработан. В егосостав были включены два управляющих Ultra-Thread Dispatch Processor вместо одного у RV870, кроме того, подвергся доработке блок тесселяции. Со слов AMD, это обеспечило 1,5-2-кратное превосходство над старым GPU в некоторых режимах тесселяции.

    Сообщение с памятью GDDR5 осуществляется по 256-битной шине, реализованной на четырех 64-битных контролерах. Собственно, все тоже самое, что и ранее.

    Догнать предшественников на ядре Cypress новичкам удается в основном за счет более высоких частот, что отлично видно по следующей таблице.

    Характеристики видеокарт Barts и Cypress

    Видеоадаптер Radeon HD 6850 Radeon HD 6870 Radeon HD 5830 Radeon HD 5850 Radeon HD 5870
    Ядро Barts Pro
    Barts XT
    RV870 RV870 RV870
    1700 1700 2154 2154 2154
    Техпроцесс, нм 40 40 40 40 40
    Площадь ядра, кв. мм 255 255 334 334 334
    960 1120 1120 1440 1600
    Количество текстурных блоков 48 56 56 72 80
    Количество блоков рендеринга 32 32 16 32 32
    Частота ядра, МГц 775 900 800 725 850
    Шина памяти, бит 256 256 256 256 256
    Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
    Частота памяти, МГц 4000 4200 4000 4000 4800
    Объём памяти, МБ 1024 1024 1024 1024 1024
    11 11 11 11 11
    Интерфейс PCI Express 2.1 PCI Express 2.1 PCI Express 2.1 PCI Express 2.1 PCI Express 2.1
    Заявленная потребляемая мощность, нагрузка/простой, Вт 127/19 151/19 175/25 170/27 188/27

    У старшего Radeon HD 6870 ядро работает на частоте в 900 МГц, против 725 МГц у Radeon HD 5850 и 850 МГц у Radeon HD 5870. Даже чисто теоретически такая рабочая частота должна в значительной мере компенсировать 28% разницу в числе потоковых процессоров между Radeon HD 6870 и Radeon HD 5850 и давать преимущество TMU и ROP блокам Barts XT. На фоне высокой частоты ядра память GDDR5, работающая на 4,2 ГГц, не впечатляет, тем более, что даже в прошлом поколении были видеоадаптеры, у которых частоты памяти достигали 4,8 ГГц.

    У младшего Radeon HD 6850 отключено два SIMD-ядра, соответственно, число потоковых процессоров уже 960, а текстурных блоков 48. Рабочая частота GPU снижена до 775 МГц, памяти — до 4000 МГц. Конкурировать с Radeon HD 5850 эта видеокарта, конечно, не сможет, но с Radeon HD 5830, возможно, еще потягается.

    Одним из важных преимуществ новых видеокарт является уменьшенное энергопотребление. Даже при частоте 900 МГц старший представитель Barts укладывается в 151 Вт, в то время как энергопотребление Radeon HD 5850 — 170 Вт. Младшая модель довольствуется 127 Вт. Даже экономичный режим стал еще более экономным — 19 Вт в простое против 27 Вт у Cypress.

    Количество внешних разъемов достигло пяти штук. Карты оснащаются двумя mini DisplayPort стандарта 1.2, одним HDMI 1.4a и парой DVI. Технология AMD Eyefinity получила развитие до AMD Eyefinity Multi-Display Technology. Теперь можно подключать сразу несколько устройств к одному порту DisplayPort через специальный хаб. Поддерживается вывод 3D-изображения через порт HDMI 1.4a.

    Вообще, что касается 3D, то у нас, наконец-то, появилась альтернатива NVIDIA 3D Vision. Это и неудивительно, ведь «стереовидение» постепенно набирает популярность. А после того, как Sony добавила поддержку стерео-режима для своей консоли, то стало ясно, что вектор развития игровых технологий окончательно сместился в эту область. С новым поколением видеокарт появляется поддержка новой технологии AMD HD3D. Компания говорит об «открытой инициативе», которая предоставляет возможности для сотрудничества любым производителям оборудования (мониторов, очков) и софтверным компаниям в рамках данной программы. На данный момент благодаря поддержке партнеров DDD и iZ3D (занимающихся разработкой программного обеспечения для конвертации в Stereo 3D) данную технологию можно задействовать в 400 играх. Но нативную поддержку HD3D нам обещают лишь в 2011 году.

    В очередной раз улучшен блок Unified Video Decoder и появилась поддержка декодирования Blu-ray 3D (у NVIDIA это было доступно еще со времен GeForce GT 240).
    HIS 6870 Fan 1GB (H687F1G2M)

    В данной статье мы рассмотрим Radeon HD 6870 от компании HIS.



    Комплект поставки включает:
    • переходник DVI/D-Sub;
    • два переходника питания molex/PCI-E;
    • мостик CrossFire;
    • диск с драйверами;
    • инструкции.
    Видеокарта немного длиннее Radeon HD 5850.


    Округлые формы сменились прямыми углами. На боковой и задней панели имеются красные пластиковые вставки.



    С боковой стороны расположены два 6-pin разъема питания.

    На заднюю панель вынесено два разъема DisplayPort, один HDMI и пара DVI.


    Система охлаждения — типичная «турбина». Массивное алюминиевое основание служит радиатором для микросхем памяти и силовых элементов системы питания. Для охлаждения графического чипа предусмотрен большой радиатор с тремя тепловыми трубками.


    Верхний кожух крепится защелками по образу и подобию референсных систем охлаждения видеокарт NVIDIA. Вот только, если у GeForce при должной аккуратности снять кожух можно, не разбирая видеокарту, то у Radeon HD 6870 защелки и пластик крышки настолько тугие и твердые, что процесс разборки отнимает уйму времени и нервов, не говоря уже о необходимости предварительного демонтажа кулера.


    Для сравнения ниже приведено фото системы охлаждения Radeon HD 5850.


    Хорошо видно, что новичок обладает большим радиатором. В основе его одна 8-мм тепловая трубка и две стандартные 6-мм трубки.



    Обдувается вся конструкция радиальным вентилятором FD9238H12S. Такие же вентиляторы устанавливаются на Radeon HD 5850.


    Длина платы — 24 сантиметра. Компоновка элементов немного необычна, ведь система питания перенесена в левую часть, ближе к внешним разъемам. В отличие от видеокарт HD 5800 данный адаптер имеет лишь один разъем CrossFire.



    Четырехфазная система питания GPU реализована на контроллере Chil CHL8214 c поддержкой протокола I2C. Значит, возможен софтвольтмод, но пока еще нет соответствующих программных средств. Ждем новую версию MSI Afterburner.


    Графический чип Barts имеет прямоугольную форму. Вместо логотипа ATI на нем красуется AMD. С этой серии производитель полностью отказывается от старого бренда, и знакомую надпись ATI вы уже больше не увидите.


    Общий объем памяти в один гигабайт набран восемью микросхемами Hynix H5GQ1H24AFR T2C.


    Ядро функционирует на частоте 900 МГц, память GDDR5 — на 1050 (4200) МГц.


    Несмотря на то что последняя версия утилиты MSI Afterburner вышла за полтора месяца до появления новых видеокарт Radeon, мониторинг и разгон для HD 6800 работает без проблем. Недоступна пока лишь функция программной регулировки напряжения GPU.

    Видя данные о более низком энергопотреблении в сравнении с HD 5850, и наблюдая у Radeon HD 6870 больший радиатор, мы надеялись на более низкие частоты при меньшем уровне шума. Но вышло все с точностью до наоборот. При 12-минутной нагрузке Crysis Warhead на максимальных настройках качества со сглаживанием ядро разогрелось до 83 °С (при 21,5 °С в помещении). Обороты вентилятора достигли 35%, создавая весьма заметный гул. Референсный HD 5850 в аналогичных условиях прогрелся лишь до 76 °С при более низких оборотах.


    В FurMark температура и вовсе достигла отметки в 90 °С.


    От GPU, работающего на 900 МГц, не ждешь большого прироста при разгоне, особенно без поднятия напряжения. Хотя наш экземпляр без проблем преодолел 1 ГГц и смог сохранять стабильность на 1015 МГц даже на номинальном напряжении.


    А вот память разочаровала, ведь ее стабильным максимумом оказалась частота 4520 МГц. На таких частотах сохранялась стабильность в игровых приложениях и в FurMark при максимальных оборотах вентилятора.
    Другие участники тестирования


    Эта видеокарта нам уже хороша знакома. Последний раз она принимала участие в нашем обзоре GeForce GTX 465 и GeForce GTX 460. Рабочие частоты ее стандартны для адаптеров серии HD 5830 — 800/4000 МГц. Разгон — 915/5200 МГц.


    Референсный Radeon HD 5850 в исполнении HIS. Частоты полностью соответствуют стандартным спецификациям — 725/4000 МГц. Разгон — 1000/4912.


    Референсный видеоадаптер , оснащенный нестандартным кулером. Частоты соответствуют стандартным спецификациям — ядро работает на 675/1350 МГц, память на 3600 МГц. Разгон данного экземпляра — 850/1700/4280 МГц.


    Разогнанная версия GeForce GTX 460, которая функционирует на частотах 800/1600/4000 МГц. Разгон слабо отличается от референсных аналогов — 855/1710/4300 МГц. Данный экземпляр присутствовал у нас небольшое время и протестирован лишь в некоторых приложениях, поэтому его результаты присутствуют не во всех графиках.


    Референсный GeForce GTX 470 производства ASUS. Рабочие частоты стандартны — 608/1215/3348 МГц. Разгон - 800/1600/4060 МГц. Более подробный обзор данного продукта будет в одном из следующих обзоров на нашем сайте.

    Характеристики тестируемых видеокарт

    Видеоадаптер HIS
    HD6870
    1GB
    Sapphire
    HD5830
    1GB
    HIS
    HD5850
    1GB
    Zotac
    GeForce
    GTX460
    1GB
    Palit
    GeForce
    GTX460
    Sonic
    Platinum
    ASUS
    ENGTX470
    2DI/1280MD5
    GeForce
    GTX470
    Ядро Barts XT RV870 RV870 GF104 GF104 GF100
    Количество транзисторов, млн. шт 1700 2154 2154 1950 1950 3200
    Техпроцесс, нм 40 40 40 40 40 40
    Площадь ядра, кв. мм 255 334 334 367 367 526
    Количество потоковых процессоров 1120 1120 1440 336 336 448
    Количество текстурных блоков 56 56 72 56 56 56
    Количество блоков рендеринга 32 16 32 32 32 40
    Частота ядра, МГц 900 800 725 675 800 608
    Частота шейдерного домена, МГц 900 800 725 1350 1600 1215
    Шина памяти, бит 256 256 256 256 256 320
    Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
    Частота памяти, МГц 4200 4000 4000 3600 4000 3348
    Объём памяти, МБ 1024 1024 1024 1024 1024 1280
    Поддерживаемая версия DirectX 11 11 11 11 11 11
    Интерфейс PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.1
    Заявленная максимальная потребляемая мощность, Вт 151 175 170 160 n/a 215

    Тестовый стенд

    Конфигурация тестового стенда следующая:

    • процессор: Core 2 Quad Q9550 (2,83@3,95 ГГц, 465 МГц FSB);
    • кулер: Thermalright Ultra-120 eXtreme;
    • материнская плата: ASUS Rampage Formula (Intel X48 Express);
    • память: OCZ OCZ2FXE12004GK (2x2GB, DDR2-1200@1162 МГц при таймингах 5-5-5-15);
    • звуковая карта: Creative Audigy 4 (SB0610);
    • жесткий диск: WD3200AAKS (320 ГБ, SATA II);
    • блок питания: Seasonic SS-850HT (850 Вт);
    • операционная система: Windows 7 Ultimate x64;
    • драйверы видеокарт: ATI Catalyst 10.7, NVIDIA ForceWare 258.96;
    • драйверы Radeon HD 6870: Catalyst 10.10.
    В операционной системе были отключены User Account Control, Superfetch, Windows Defender и визуальные эффекты интерфейса. Файл подкачки фиксировался на уровне 1024 МБ.Видеокарта Palit GeForce GTX 460 Sonic Platinum обозначена на диаграммах как GTX 460 Sonic Pl.

    Приложения под DirectX 9

    Call of Duty: Modern Warfare 2



    Со сглаживанием в данной игре видеокарты Radeon справляются с трудом, в этом режиме по минимальному fps GeForce GTX 460 почти не уступает Radeon HD 5850. Новичок имеет преимущество в 5% над HD 5850.

    Borderlands


    Разница между HD 5850 и HD 6870 около 11% в пользу последней. Cypress обходит новичка при разгоне.

    Tom Clancy"s Splinter Cell: Conviction



    Небольшое преимущество Radeon HD 6870 над HD 5850 по среднему fps, но по минимальному выигрывает старая видеокарта.


    В простом режиме производительность Radeon HD 6870 находится на одном уровне с GeForce GTX 470.


    При активации параметра «сглаживание» в меню игры, GeForce GTX 470 уступает немного даже Radeon HD 5850. GeForce GTX 460 не может достичь уровня производительности новичка даже при разгоне до 850/1700/4280 МГц.

    Приложения под DirectX 10 и DirectX 11




    Еще одна победа Radeon HD 6870 над Radeon HD 5850 и практически идентичные с GeForce GTX 470 результаты.

    Far Cry 2


    Все вполне предсказуемо и лучшие результаты демонстрирует Radeon HD 6870, особенно большой отрыв от соперников в режиме со сглаживанием. С разгоном на первое место выходит уже GeForce GTX 470.

    S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat (Зов Припяти)


    Напомним, что ниже приведены данные самого тяжелого теста SunShafts S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat Benchmark.



    В DirectX 11 архитектура Fermi демонстрирует превосходство над Cypress и Barts. GeForce GTX 460 почти не уступает Radeon HD 5850 в простом режиме и даже обходит эту карту при активации сглаживания. У Radeon HD 6870 небольшое преимущество над GTX 460 лишь в простом режиме. GeForce GTX 470 — вне конкуренции, особенно при разгоне.

    Графическим ускорителям Radeon легко дается простой режим без сглаживания. Это один из редких случаев, когда даже Radeon HD 5830 оказывается производительнее GeForce GTX 460. Но со сглаживанием ситуация немного меняется в пользу карт GeForce, и даже Radeon HD 6870 немного уступает по среднему fps старшему представителю зеленого лагеря.

    Metro 2033


    Прежде чем оценивать результаты в этой игре, отметим, что на Radeon HD 6870 наблюдались проблемы с отображением теней. Точнее почти все вокруг было накрыто сплошной тенью, лишь боковые объекты выныривали из этой тени на свет. При подобных визуальных артефактах не стоит говорить об абсолютно адекватных результатах, но все же мы их приводим для ознакомления. А данный «баг», надеемся, исправят в новых драйверах.


    Выводы

    Настало время подвести итоги. Видеокарты семейства Barts вышли продуктами довольно интересными. В рамках одного техпроцесса, без существенной модернизации архитектуры, AMD выпустила более экономичные и производительные решения по сравнению с предшественниками. Расширение линейки видеокарт Radeon привело к небольшой неразберихе с наименованиями, что на первых порах, возможно, введет в заблуждение некоторых потенциальных покупателей. Radeon HD 6870 не стоит воспринимать как замену для одночиповому флагману Radeon HD 5870. Уровень производительности старшего Barts находится между Radeon HD 5850 и Radeon HD 5870. При этом стоимость его ниже, чем у старших Cypress. Карта заняла ценовую нишу между Radeon HD 5830 и Radeon HD 5850, где еще недавно властвовал 256-битный GeForce GTX 460. Вот только с новичком адаптер NVIDIA не может тягаться. В большинстве приложений у Radeon HD 6870 такой отрыв, что разгон GeForce GTX 460 не всегда помогает его компенсировать. Не случайно сразу же после анонса Barts калифорнийский производитель поспешил объявить о снижении цен на GeForce GTX 460 и GeForce GTX 470. Как мы убедились по итогам нашего тестирования — шаг вполне оправданный.

    В чем же секрет успеха Radeon HD 6870? Высокий уровень производительности обеспечивается удачной комбинацией вычислительных блоков при высокой рабочей частоте. Аналог старой серии, Radeon HD 5830, при тех же 1120 потоковых процессорах уступает новичку в некоторых случаях до 40%. Но ни одними шейдерными блоками обеспечивается вычислительный потенциал GPU в игровых приложениях, что отлично демонстрирует нам слабый HD 5830 с 16 ROP. Ну и само собой, более компактный чип при меньшем энергопотреблении и тепловыделении позволяет безболезненно использовать более высокие частоты. Хотя в жизни это выглядит не так радужно, как в теории. За 10% превосходства над Radeon HD 5850 пользователю приходится расплачиваться более высоким уровнем шума при более высоких температурах. А ведь система охлаждения новичка включает более массивный радиатор, чем у референсного HD 5850.

    Вообще, обладателям Radeon HD 5850 не стоит беспокоиться по поводу появления такой новинки. И не только из-за меньшего уровня шума и нагрева. «Производительность на мегагерц» выше у старичка HD 5850. Он легко нагонит новинку при небольшом повышении частот. А если вы захотите выжать максимум из RV870, то получите более производительное решение, чем разогнанный Radeon HD 6870. Небольшой частотный «запас» у Radeon HD 6870 приводит к тому, что лидерские позиции этого акселератора быстро теряются под натиском форсированных Radeon HD 5850 и GeForce GTX 470. Впрочем, разгон — это разговор отдельный и не всегда дополнительное вложение средств в охлаждение карты оправдано итоговым результатом. Для пользователей, которые этим вообще не интересуются, Radeon HD 6870 станет лучшей покупкой. Это также спровоцирует новую ценовую войну в middle-end-сегменте (собственно, она уже началась), что приведет к снижению цен на другие модели. Для потребителей это лишь плюс.

    В нашем обзоре мы лишь вскользь упомянули о младшей видеокарте Radeon HD 6850. Окажется ли она столь же удачной как и собрат, мы выясним уже в одной из следующих статей.

    Оборудование для тестирования было предоставлено следующими компаниями:

    • DCLink — видеокарты Palit GeForce GTX 460 Sonic Platinum и ASUS ENGTX470/2DI/1280MD5;
    • Eletek — память OCZ OCZ2FXE12004GK;
    • HIS — видеокарты HIS HD 5850 1GB и HD 6870 Fan 1GB;
    • Syntex — блок питания Seasonic SS-850HT (S12D-850);
    • — жесткий диск WD3200AAKS;
    • Zotac — видеокарта Zotac GeForce GTX 460 1GB (ZT-40402-10P).

    Учитывая достаточно большой спрос на различные модели видеокарт, использующие видеочип под названием Barts XT, компания из Тайваня MSI на сегодняшний день предлагает пользователям сразу пять различных решений, использующих графический процессор 6870. Все эти карты различаются между собой исключительно дизайном печатной платы, которая используется в системе охлаждения, а также рабочими частотами GPU и, соответственно, стоимостью. Ранее многие обращали внимание на саму карту 6870, отличающуюся от своего референсного аналога только стандартной наклейкой, расположенной на кожухе системы охлаждения, а также используемой версией BIOS, однако на сегодняшний день большее распространение получило более продвинутое решение, относящееся к известной серии устройств HAWK.

    Стоимость

    Учитывая специфику современных видеокарт данной модели, преимущественное большинство параметров было оставлено нетронутыми в сравнении с эталонным вариантом. Но при этом следует отметить тот факт, что помимо дополнительного дизайна печатной платы, а также специализированной системы охлаждения, характерной для любых видеокарт, имеющих приставку HAWK в названии, данный производитель решил также слегка повысить частоту работы ядра по сравнению с референсным образцом. Таким образом, в новой Radeon HD 6870 вместо стандартных 900 МГц частота работы GPU достигает 930 МГц. Далее мы будем рассматривать, каким образом такой разгон в конечном итоге повлиял на производительность данного устройства, а также разберемся в других особенностях его эксплуатации.

    Комплектация

    Видеокарта поставляется в достаточно большой коробке, оформленной в черно-синей расцветке. Один только вид данной коробки уже намекает на то, что компания предоставила пользователям действительно высококачественный продукт в виде Radeon HD 6870. Картонная коробка выполнена в форме небольшого чемоданчика и больше похожа на упаковку какой-нибудь материнской платы, а не на коробку от графического ускорителя.

    После открытия верхней крышки становится видна система охлаждения, использующаяся в видеокарте. Место вокруг окошка точно так же, как и внутреннюю сторону верхней крышки, дизайнеры предпочли оставить для того, чтобы перечислить основные особенности видеокарты, а также всевозможных технологий, которые использовались в процессе ее производства.

    Что это за особенности?

    По словам производителя, система стабилизация питания, которая используется в AMD Radeon HD 6870, оснащается одновременно десятью фазами по сравнению с пятью, присутствующими в стандартной карте, благодаря чему обеспечивается достаточно стабильная работа устройства вне зависимости от того, будет оно работать в обычном режиме или же при достаточно интенсивном разгоне.

    В цепи питания карты применялись специализированные компоненты так называемого «военного» типа, включая танталовые и твердотельные конденсаторы, всевозможные дроссели, оснащенные ферритовыми сердечниками, что также положительно сказывается на общем разгонном потенциале этой карты, а также существенно снижает любые тепловыделения, присутствующие в цепи питания.

    В отдельных точках, используя мультимер, можно измерить напряжение, подающееся на GPU, память, а также блок PLL. Такая возможность является достаточно удобной, и вдобавок к этому значения напряжения можно получить максимально точные, что тоже является достаточно важным. Полученные таким образом значения основных напряжений в дальнейшем пользователь может изменить самостоятельно, используя фирменную программу Afterburner, присутствующую в первоначальном комплекте поставки видеокарты.

    Отдельного внимания заслужила также возможность переключения режима работы видеокарты AMD Radeon HD 6870 при помощи специализированного рычага, расположенного на Пользователь самостоятельно может выбрать «тихий» режим работы или же предпочесть режим, в котором кулер начинает работать с повышенной производительностью.

    Информация

    На обратной стороне упаковки присутствует не так много полезной информации по поводу того, как работает и что представляет собой видеокарта Radeon HD 6870. Здесь присутствуют минимальные системные требования компьютера, в который будет устанавливаться данная карта, а также основные характеристики устройства. Стоит отметить, что в системе, где присутствует Radeon HD 6870 Reference или его модернизированная версия, должен присутствовать блок питания, имеющий мощность как минимум 500 Вт, так как в противном случае устройство вряд ли сможет раскрыть полностью потенциал, заложенный в него разработчиками.

    Дополнительная комплектация

    Помимо непосредственно самой карты, в коробке присутствуют также еще несколько полезных элементов, таких как:

    • Диск, на котором расположены соответствующие драйвера, а также указанная выше утилита, предназначенная для контроля над характеристиками устройства в процессе его работы. В случае необходимости можно использовать утилиту для того, чтобы разогнать видеокарту до нужного уровня.
    • Краткое руководство для пользователей, а также отдельная книжечка, в которой подробно расписываются все примененные фирменные технологии.
    • Переходник, предназначенный для переподключения mini DisplayPort на стандартный DisplayPort.
    • Переходник, предназначенный для переподключения DVI на стандартный VGS.
    • Два переходника с двух четырехконтактных периферийных на один шестиконтактный, предназначенный для подключения питания к видеокарте.
    • Переходники, позволяющие подключать мультимер для постоянного мониторинга напряжения.

    Помимо всего прочего, в комплекте поставки должен присутствовать также мостик модели CrossFireX. Таким образом, формируется достаточно богатый комплект поставки, в котором есть практически все, что нужно для нормального взаимодействия с данной видеокартой без каких-либо проблем.

    Что это дает?

    Учитывая то, что видеокарта AMD Radeon HD 6870 имеет в комплекте одновременно два переходника, у пользователя не будет никаких проблем с тем, чтобы подключить нужный монитор, проектор или же плазменную панель в случае необходимости.

    Стоит отметить отдельно тот факт, что к таким ускорителям может подключаться одновременно четыре монитора, разрешение каждого из которых составляет до 1900х1200, а учитывая наличие двух дополнительных DisplayPort-хабов, покупающихся отдельно от стандартного комплекта, присутствует возможность дополнительного подключения еще двух мониторов, формируя целостную шестимониторную конфигурацию.

    Отзывы

    В своих отзывах пользователи часто обращают внимание на возможность игры одновременно на нескольких мониторах, так как карта показывает стабильную работу в большинстве случаев.

    Единственное, что некоторым не понравилось, - это размер данного устройства, так как не всегда получается удобно вставлять его в корпусы средних габаритов. Также не все довльны тем фактом, что устройство может достаточно сильно нагреваться и шуметь в случае серьезной нагрузки, но в процессе игры последнее практически незаметно.

    Плата

    Дизайн печатной платы выполнен несколько отличным от эталонного, что является вполне ожидаемым. Для того чтобы на данной плате полностью расположились присутствующие элементы 10-фазной схемы питания, было принято решение увеличить ее на два сантиметра. Для владельцев небольших корпусов, которые хотят установить себе Radeon HD 6870, характеристики данной карты могут не играть практически никакой роли, если они не смогут выделить внутри шасси хотя бы 275 мм. Сама по себе 10-фазная схема была использована именно для того, чтобы обеспечить максимально стабильную работу устройства, а также предоставить пользователям больше возможностей в плане до нужного значения.

    Стоит еще раз заметить, что в процессе производства данной карты используются специализированные комплектующие, соответствующие стандарту Military Class II, при помощи которых достигается максимальная долговечность, предельно низкий нагрев элементов цепей питания, а также отличный разгонный потенциал данного устройства.

    Обратная сторона платы

    Различные световые индикаторы, находящиеся на обратной стороне печатной платы, позволяют предельно наглядно оценить, насколько нагружено графическое ядро, так как стабилизатор питания данного устройства предусматривает динамическое переключение активных фаз в случае необходимости. Благодаря этому появляется возможность полностью отключить ненужные фазы в том случае, если присутствует достаточно низкая нагрузка на ускоритель.

    Здесь же располагаются небольшие элементы управления, при помощи которых активируется термоконтроль, а также специализированная защита GPU, обеспечивающая безопасность устройства при подаче слишком высокого напряжения. Конечно, такие функции являются актуальными только для достаточно узкого круга профессиональных специалистов, использующих соответствующее оборудование для охлаждения карты в процессе «азотных» тестов, поэтому рядовым пользователям крайне не рекомендуется проводить какие-то серьезные эксперименты, осуществляя экстремальный разгон устройства с установленным только штатным кулером.

    Также обратная сторона платы, помимо уже указанных комплектующих, имеет крепление кулера карты. Таким образом, все основные элементы в Radeon HD 6870, обзор которых был проведен выше, располагаются на лицевой стороне текстолита, благодаря чему обеспечивается их наиболее эффективное охлаждение.

    Разъемы

    Часто оставляют о Radeon HD 6870 отзывы положительные, и нередко это связано не только с тем, какие характеристики и стоимость имеет данное устройство, но еще и с тем, что оно предоставляет достаточно большое количество возможностей подключения благодаря массе разъемов и специализированных переходников.

    Так, сразу можно заметить разъем, предназначенный для подключения к устройству мостика CrossFireX, в связи с чем пользователь одновременно может объединить два ускорителя для обеспечения комплексного расчета графических эффектов.

    Помимо стандартной на карту можно подавать питание также при помощи двух шестиконтактных разъемов, расположенных на боковой стороне данной карты. Недалеко от них присутствуют точки замера напряжения, а также переключатель режимов, в которых будет работать кулер.

    Ядро

    Графическое ядро, получившее кодовое название Barts XT, производится в соответствии с нормами 40 нм процесса, а также представляет собой основной элемент AMD Radeon HD 6870. Характеристики данного устройства показывают 1120 абсолютно универсальных шейдерных конвейеров, а также одновременно 32 блока растеризации, в то время как обмен информацией между памятью и ядром осуществляется при помощи 256-битной шины.

    Видеопамять

    Видеопамять выполнена в стандарте GDDR5, и общий ее объем составляет 1 Гб, полученный при использовании одновременно восьми чипов, каждый из которых имеет емкость 128 Мб. Чипы, в соответствии с технической документацией, могут работать в условиях эффективной частоты не более 5 ГГц. Учитывая тот факт, что в тестируемой видеокарте изначально работа памяти осуществляется на эффективной частоте 4.2 ГГц, у пользователя есть возможность существенно ускорить ее, используя разгон, вследствие чего получается существенный прирост производительности.

    Система охлаждения

    Стоит отметить, что когда проводился по стандартной карте и Gigabyte Radeon HD 6870 обзор, всегда отдельное внимание уделялось фирменной системе охлаждения Twin Frozr III, занимающей два слота и состоящей из алюминиевого радиатора с пятью тепловыми трубками, а также специального кожуха с дуэтом 80 мм вентиляторов, обеспечивающих эффективное нагнетание воздуха на радиатор.

    По словам самого производителя, благодаря использованию системы охлаждения температура графического ядра на 21 градус ниже по сравнению со стандартной референсной турбиной, когда устройство работает при предельно возможной нагрузке. При этом маркетологи говорят о том, что фирменный кулер великолепно справляется со своей миссией, благодаря чему в процессе работы издается на 7 дБ меньше шума. По информации из описания, такая высокая эффективность кулера достигается за счет использования вентиляторов Propeller Blade, которые являются разработкой компании MSI и впервые начали использоваться именно на этих устройствах.

    «…Производительность Radeon HD 6870 полностью соответствует цене в 8500 рублей. Карточка удачно вписалась между HD 5870 и разогнанными версиями GTX 460, а в некоторых случаях даже работает на уровне более дорогой GTX 470. Если вы готовы потратить на видео

    Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

    Железный цех

    В октябре 2009-го мы — AMD Radeon HD 5870 . Спустя полгода NVIDIA выпустила ответ - GTX 480 и GTX 470 , . Сегодня борьба выходит на новый уровень: в продаже появилась свежая серия видеокарт AMD - Radeon HD 6000 . На данный момент в линейке всего две платы - HD 6850 и HD 6870 , и на тестах у нас старшая версия.

    Перечитать

    Слухи о появлении новой серии появились задолго до официального релиза. Естественно, все думали, что AMD готовит чип, который сможет обогнать GTX 480. Оказалось не совсем так. «Новой» серию можно назвать с большой натяжкой. Видеокарты основаны на доработанной версии старых процессоров Cypress и позиционируются как mid-end решения. Так что никаких fps-рекордов.

    В Radeon HD 6870 установлен кристалл Barts, точная копия знакомого нам Cypress с HD 5870. Как ни странно, но процессор оказался урезанным: по сравнению с предшественником, Barts «не хватает» 450 млн транзисторов. А это значит, что снизилось количество кластеров SIMD - на новом кристалле их всего 14 штук вместо 20. Отсюда потери в численности потоковых процессоров (на Barts их 1120 против 1600) и текстурных блоков (56 вместо 80).

    AMD компенсировала потери просто: частота работы процессора выросла с 850 до 900 МГц. Плюс карту оснастили «взрослой» шиной на 256 бит и 1 Гб памяти GDDR5 частотой 4200 МГц. Не затронули и блоки растеризации - на месте все 32 ROP.

    Свежесть

    Есть в Barts и ряд усовершенствований. Для начала о тесселяции. Тут у AMD сразу две новости. Первая: движки тесселяции работают в два раза быстрее. Вторая: с настройками надо быть аккуратнее. Как поясняет AMD, при экстремальных уровнях тесселяции модель бьется на такое количество полигонов, что на экране треугольник занимает не больше одного пикселя. В таком случае начинают буксовать блоки растеризации. Для них оптимальный режим работы - 16 пикселей на полигон, иначе они простаивают. Плюс такие маленькие частицы приходится рендерить по несколько раз, что также снижает производительность. Вывод, правда, безрадостный, более качественной картинки мы не увидим, новые полигоны не разглядеть.

    Следующее улучшение касается антиалиазинга. В AMD увеличили скорость его работы, а также ввели новый режим Morphological AA. Суть его в том, что углы сглаживаются уже после того, как кадр прошел рендеринг. При этом ориентиром для постобработки служат не края полигонов или альфа-текстуры, а резкие, контрастные переходы. Таким образом, антиалиазинг применяется не выборочно, а ко всей картинке сразу. Плюс такого подхода - шейдер работает не с геометрией, а с уже готовой сценой, фактически с графическим файлом, поэтому производительность по сравнению с традиционным мультисемплингом (MSAA) возрастает в разы. Минус - при низком разрешении экрана картинка получается замыленной.

    Доработали в AMD и анизотропную фильтрацию: теперь ее качество и производительность не зависят от угла поворота объекта. Дополнительно обновили и блок ускорения декодирования видео - UVD3. Помимо форматов VС-1 и H.264, его научили работать с MPEG-2 (DVD), MVC и MPEG-4 (DivX, xVid).

    Розовые очки

    Ну и самое главное для нас, игроков: видеокарты AMD теперь работают с 3D Stereo. AMD называют эту функцию HD3D , и она кардинально отличается от того, что предлагает NVIDIA. Вместо того, чтобы разрабатывать собственные технологии и запускать в продажу новое железо, AMD воспользовалась помощью партнеров.

    Для начала она нашла разработчиков специального ПО, которое будет переводить фотографии, видео и игры в стереоизображение. В числе избранных оказались фирмы iZ3D и DDD - им открыли доступ к исходным кодам драйверов Catalyst . Затем AMD подписала договор с производителями мониторов и очков. Так что если вы захотите опробовать HD3D, то дисплей нужно будет покупать у LG , Samsung , CMI или ViewSonic , а очки у XpanD , RealD и Bit Cauldron . И ведь, что самое забавное, набор из программы и активных очков должен обойтись дешевле аналогичного предложения от NVIDIA. А главное, поддержка стереоизображения не закладывается в стоимость видеокарты, за лишний функционал переплачивать не придется.

    На столе

    Radeon HD 6870 на тесты прислала сама AMD, так что рассказывать будем о референсном варианте. От предшественника видеокарта отличается размером (на 3 см короче) и внешним видом. Кожух системы охлаждения стал более угловатым, исчезла красная полоса и «выхлопные отверстия» на заднем торце видеокарты.

    Плата охлаждается по принципу турбины: 75-мм вентилятор затягивает воздух под кожух, прогоняет его по карте и выкидывает за пределы компьютерного корпуса. На самом кристалле стоит алюминиевый радиатор, набранный 30 пластинами и пронизанный тремя медными теплопроводными трубками. Во время нагрузки карточка потребляет всего 151 Вт (на 37 Вт меньше, чем HD 5870). В 2D-режиме HD 6870 требует 19 Вт. Питание обеспечивается двумя 6-pin вилками. Благодаря низкому тепловыделению для выброса горячего воздуха хватает половины слота на панели ввода/вывода, все остальное пространство занимают новые видеоразъемы.

    По умолчанию Radeon HD 6870 оснащается двумя DVI, одним HDMI 1.4a и парой mini-DisplayPort 1.2. За всеми этими цифрами скрывается куча интересных технологий. В DisplayPort 1.2, например, увеличилась пропускная способность. Теперь к одному разъему можно подключить сразу два монитора. Для этого понадобится либо специальный разветвитель, либо дисплей с входом и выходом для DisplayPort. Плюс в версии 1.2 появилась поддержка Blu-ray 3D и вывод звука в качестве Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio.

    Новая версия HDMI также научилась играть Blu-ray 3D и, более того, выводить стереокартинку на 3D-телевизоры. Правда, последняя функция скорее для галочки. Производители телевизоров до сих пор не пришли к единой спецификации стереоизображения, так что стопроцентной гарантии совместимости никто не дает.

    Что в имени тебе моем?

    Radeon HD 6000 - далеко не первый случай, когда старая архитектура выпускается под новым названием. Такую схему в свое время опробовала NVIDIA, когда выпустила доработанные GeForce 8000 под видом новой серии GeForce 9000 , а старшие версии потом вообще переименовала в GTS 250 .

    Зачем это нужно? Ответ простой - привлечь внимание прессы и покупателей. Ну серьезно, новые видеокарты можно было назвать Radeon HD 5860 и HD 5840. Но при таком раскладе AMD не удалось бы привлечь и десятой доли того внимания, которое сейчас уделяется новым картам.

    Но и горевать о погибшей линейке не стоит. Совсем скоро AMD официально объявит данные по Radeon HD 6950 , 6970 и 6990 . Вот это уже будет настоящий топ, на совершенно новом процессоре под названием Cayman .

    Тестируем

    Подобрать конкурентов для новой видеокарты оказалось непросто. На момент сдачи журнала плата еще не появилась в продаже, так что ориентироваться пришлось на рекомендованную AMD цену в 8000-8500 рублей. А это значит, что HD 6870 стоит дешевле HD 5870, но дороже HD 5850. Плюс она попадает в ценовую категорию GTX 460 1 Гб и ее разогнанных версий. За эти же деньги продается и GTX 465, а еще чуть дороже, где-то за 10 500 рублей, можно купить GTX 470. Немного подумав, мы решили взять все видеокарты разом и сравнить результаты.

    Для этого мы собрали мощный тестовый стенд на основе материнской платы Foxconn Renaissance , установили на нее Intel Core i7-920 и добавили 6 Гб оперативной памяти, набранной тремя планками Kingston HyperX DDR3-1666 . К сожалению, список тестов получился коротким. Так как мы тестировали Radeon HD 6870 с бета-версией драйверов, нам не удалось запустить бенчмарк Colin McRae DiRT 2 . Так что производительность DX11 мы оценивали только в Aliens vs. Predator и синтетике Unigine Heaven Benchmark 2.0 . А вот с проектами на DX10 проблем не возникло. Стандартные Resident Evil 5 и Devil May Cry 4 - на месте. Общую оценку производительности мы проводили с помощью 3DMark Vantage.

    Баланс

    Синтетический тест от Futuremark очень точно определил положение HD 6870: до уровня HD 5870 не дотягивает 13%, работает чуть медленнее GTX 470, обгоняет GTX 460 и GTX 465. В Unigine Heaven Benchmark 2.0, оценивающим производительность в DX11, хорошо видна работа, проделанная AMD над движками тесселяции. В синтетическом тесте Radeon HD 6870 обгоняет более дорогую HD 5870, но по-прежнему отстает ото всех конкурентов из стана NVIDIA.

    В реальных игровых приложениях картина сохраняется. Radeon HD 6870 уверенно обгоняет не только HD 5850 и GTX 460, 465, но еще и GTX 470. С DX11 такого превосходства не получается: GTX 470 быстрее на 19%, что вполне логично.

    * * *

    Производительность Radeon HD 6870 полностью соответствует цене в 8500 рублей. Карточка удачно вписалась между HD 5870 и разогнанными версиями GTX 460, а в некоторых случаях даже работает на уровне более дорогой GTX 470. Если вы готовы потратить на видеокарту 8500 рублей, то Radeon HD 6870 - правильный выбор, конкурентов у нее нет.

    Таблица 1
    Сравнительная таблица технических характеристик
    Характеристика AMD Radeon HD 6870 AMD Radeon HD 5870 AMD Radeon HD 5850 NVIDIA GeForce GTX 470 NVIDIA GeForce GTX 465 NVIDIA GeForce GTX 460
    Ядро Barts Cypress Cypress GF100 GF100 GF104
    Количество транзисторов 1,7 млрд 2,15 млрд 2,15 млрд 3 млрд 3 млрд 1,95 млрд
    Техпроцесс 40-нм 40-нм 40-нм 40-нм 40-нм 40-нм
    Количество потоковых процессоров 1120 шт. 1600 шт. 1440 шт. 448 шт. 352 шт. 336 шт.
    Частота графического ядра 900 МГц 850 МГц 725 МГц 607 МГц 607 МГц 675 МГц
    Частота потоковых процессоров 900 МГц 850 МГц 725 МГц 1215 МГц 1215 МГц 1350 МГц
    Тип, объем памяти GDDR 5,1 Гб GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1,28 Гб GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1 Гб
    Частота памяти 4200 МГц 4800 МГц 4000 МГц 3348 МГц 3200 МГц 3600 МГц
    Шина данных 256 бит 256 бит 256 бит 320 бит 256 бит 256 бит
    Количество текстурных блоков 56 шт. 80 шт. 72 шт. 56 шт. 44 шт. 56 шт.
    Количество блоков растеризации 32 шт. 32 шт. 32 шт. 40 шт. 32 шт. 32 шт.
    Интерфейс PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16
    Цена на ноябрь 2010 года 8500 руб. 12 000 руб. 7800 руб. 9500 руб. 7000 руб. 7000 руб.
    Таблица 2
    Технические характеристики
    Синтетические тесты
    3DMark Vantage
    Модель видеокарты GPU CPU Overall
    AMD Radeon HD 6870 15 131 16 493 15 450 100%
    AMD Radeon HD 5870 17 402 17 326 17 383 113%
    AMD Radeon HD 5850 14 832 17 597 15 427 100%
    NVIDIA GeForce GTX 470 13 656 45 937 16 566 107%
    NVIDIA GeForce GTX 465 11 674 42 636 14 264 92%
    NVIDIA GeForce GTX 460 12 556 40 963 15 188 98%
    14 586 43 660 17 500 113%
    Unigine Heaven Benchmark 2.0
    Модель видеокарты FPS Overall Соотношение производительности
    AMD Radeon HD 6870 13,8 348 100%
    AMD Radeon HD 5870 11,4 288 83%
    AMD Radeon HD 5850 11,4 288 83%
    NVIDIA GeForce GTX 470 19,9 502 144%
    NVIDIA GeForce GTX 465 16,7 421 121%
    NVIDIA GeForce GTX 460 16,9 426 122%
    Palit GeForce GTX 460 Sonic Platinum (900 МГц/4000 МГц) 19,6 494 142%
    Таблица 3
    Игровые тесты (кадров в секунду)
    Название игры, настройки AMD Radeon HD 6870 AMD Radeon HD 5870 AMD Radeon HD 5850 NVIDIA GeForce GTX 470 NVIDIA GeForce GTX 465 NVIDIA GeForce GTX 460 Palit GeForce GTX 460 Sonic Platinum (900 МГц/4000 МГц)
    Resident Evil 5 (DX10)
    High, 1680x1050, AF 16x, AA 8x 96,1 105,8 92,4 97 83,7 83 97,4
    High, 1920x1080, AF 16x, AA 8x 89,6 99,4 90,5 88,2 76,4 76,2 87,5
    Соотношение производительности 100% 110% 98% 100% 86% 85% 100%
    Devil May Cry 4 (SC2, DX10)
    SuperHigh, 1680x1050, AF 16x, AA 8x - - - 122 95,8 101,3 118,6
    SuperHigh, 1920x1080, AF 16x, AA 8x 126,33 131,5 114,8 110,4 93,3 92,9 104,7
    Соотношение производительности 100% 104% 91% 87% 74% 74% 83%
    Aliens vs. Predator (Demo, DX11)
    VeryHigh, 1680x1050, AF 16x, AA 2x 39,6 47,2 32,2 47,2 33,1 32 37,1
    VeryHigh, 1920x1080, AF 16x, AA 2x 35,4 42,3 33,3 42,3 29,3 28,5 32,9
    Соотношение производительности 100% 119% 87% 119% 83% 81% 93%
    Соотношение цены 100% 141% 92% 112% 82% 82% 96%
    Соотношение производительности 100% 111% 92% 102% 81% 80% 92%