С чем связан информативный аспект. Понятие информации и ее аспекты

19.11.2023

Растровый редактор. Вычислительная сеть. Топология сети. Текущий дисковод. Команда. Информационная система. Видеопамять. Базовая аппаратная конфигурация. Программный интерфейс. Протокол. Служебное программное обеспечение. Графический редактор. Защита данных. Драйвер. Таблица размещения файлов. Векторный редактор. Мышь. Реляционная базы данных. Монитор. Транслятор. Управляющее устройство. Программно-аппаратный интерфейс.

«Понятие экономической информатики» - Совокупные затраты. Метод экономической информатики. Доля расходов на ИТ. Основные экономические модели. Предмет изучения экономической информатики. Экономическая информатика и информационные технологии. Разочарование от внедрения ИТ. Доля. Информационные процессы. Доля в образовании экономистов. Место деятельности ИТ.

«Наука информатика» - Основные понятия и определения информатики. Интерфейсы вычислительных систем. Кибернетика. Предмет и задачи информатики. Дисциплина «Информатика». Свойства информации. Динамический характер информации. Достоверность информации. Техническая наука. Истоки и предпосылки информатики. Автоматизация. Задачи информатики. Рейтинговая система. Доступность информации. Интерфейс. Источник информации. Сведения об окружающем мире.

«Экономическая информатика» - Система. Свойства данных, информации и знаний. Информатика. Синтаксическая мера информации. Структура аналитической информации. Схема функционирования ИС. Экономическая информация как стратегический ресурс. Основные компоненты ИС. Структура экономической информатики. Появление ЭВМ. Метод экономической информатики. Данные, информация и знания, измерение и применение. Меры информации. Экономическая информатика и информационные системы.

«Рабочая программа по экономической информатике» - Комплект профильного курса. Информация и информационные процессы. Портфолио. Диагностическое исследование. Творческий проект. Сочинение. Анкетное исследование. Формирование рационального потребительского бюджета семьи. Алгоритмизация и программирование. Основы алгоритмизации. Система управления. Учебно-методический комплект. Текущая диагностика. Победитель конкурса. Категориальный аппарат. Форма проведения аттестации.

«Занимательная информатика» - Блок-схемы пословиц. Кукушка. Скупой платит дважды. Семь раз отмерь. Винчестер. Реши ребусы. Окошко. Куй железо пока горячо. Реши кроссворд. Час занимательной информатики. Элементы ПК. Дело. Название информационного процесса. Виды информации. Недосол. Попробуй прочитай. Указанное место. Все на поиск терминов. Умный в гору не пойдет. Пословицы с компьютерной начинкой. Опознай пословицу. После дождичка.

Качественный аспект информации

Теории, имеющие дело с «чистым» количеством информации, по необходимости ограничиваются синтаксическим аспектом -- низшим в тройке семиотических характеристик. Однако информация имеет еще и качественную сторону (вернее, стороны), некоторые из которых успешно формализуются и изучаются средставми математики. В частности, для некоторых качественных характеристик информации получены количественные выражения.

Наиболее простая теория, имеющая отношение к качеству информации -- это теория кодирования. Данное направление развивалось в тесной связи со статистической теорией, но отнюдь не сводится к ней. Для теории кодирования характерно использование не вероятностных, а алгебраических методов.

Понятие кодирования охватывает такие процессы, как перевод предложения с одного естественного языка на другой, представление текста в памяти компьютера, где каждой букве ставится в соответствие числовое обозначение, переход от «человеческого» алфавита к азбуке Морзе и обратно и т. д. Система правил, позволяющая переводить сообщение из одной формы представления в другую, называется кодом.

В процессе кодирования форма представления информации, вид сообщения, количество символов, используемых для его записи, и другие характеристики могут существенно меняться. Однако, и это главное, содержание сообщения остается неизменным. Следовательно, от перекодирования не изменяется неопределенность, устраняемая сообщением у субъекта. Таким образом, кодирование изменяет качественную природу носителя информации и количественные характеристики формы представления сообщения, но не изменяет количество и качество информационного содержания сообщения. Как видно, теория кодирования, хотя и имеет определенное отношение к качественному аспекту информации, все же не выходит за пределы синтаксического уровня.

В человеческом общении особую роль играет смысл информации, то есть семантический аспект. Одна из известных семантических теорий -- теория Р. Карнапа и Й. Бар-Хиллела [А11], использующая аппарат символической логики. По существу, каждому предложению, выражающему законченную мысль, ставится в соответствие его вероятность (мера истинности). Когда из более простых суждений образуются более сложные, вероятность последнего вычисляется по определенным правилам исходя из вероятностей исходных суждений. Таким образом, теория Карнапа -- Бар-Хиллела основывается на вероятностной логике.

Допустим, имеется начальное достоверное знание о мире, и пусть -- гипотеза. Методы вероятностной логики позволяют вычислить степень новизны гипотезы по сравнению с начальным знанием -- . Степень новизны тем больше, чем меньше данная гипотеза следует из установленных фактов. Очевидно, если сбъекту будет сообщена новая информация, никак не следующая из имеющегося у него запаса знаний, то субъект получит большое количество информации. Наоборот, если то, что субъекту сообщено, и без того следует из известных фактов, то никакой новой информации субъект не получает. На основании этого в теории Карнапа -- Бар-Хиллела степень новизны сообщения и считается количеством семантической информации.

С точки зрения данной семантической теории высказывание «На Марсе есть жизнь» содержит немалое количество информации, ибо эта гипотеза не подтверждена имеющимися экспериментальными данными. В то же время высказывание «На Земле есть жизнь» оказывается лишенным семантической информации, ибо это достоверное знание. Хотя положение, лежащее в основе теории, согласуется со здравым смыслом, последовательное проведение такой точки зрения, очевидно, должно приводить к неадекватностям.

Другой подход к формализации семантического аспекта был предложен Ю. А. Шрейдером. В его модели информацией обладают не только гипотезы, но вообще любые сведения, которые изменяют запас знаний (тезаурус) приемника информации. В общем случае семантический аспект выражает отношение между информацией как компонентом отражения и отражаемым объектом, который играет роль передатчика информации. В модели Ю. А. Шрейдера количество семантической информации, содержащееся, например, в каком-либо тексте, измеряется степенью изменения тезауруса под воздействием этого текста. Это изменение может быть определенным способом измерено количественно. При чтении школьного учебника тезаурус школьника существенно расширяется, -- ученик получает новую информацию. Тезаурус же академика при чтении того же учебника не изменяется, он не получает семантической информации, не изменяет запаса знаний.

В любом случае учет семантического аспекта требует рассмотрения отношения двух сторон: информации и воспринимающего субъекта, так как одна и та же информация для двух разных людей может обладать различным смыслом. Синтаксический аспект информации требует рассмотрения лишь одной стороны, то есть самой информации. Рассмотрим теперь еще одно отношение, трехстороннее -- между информацией, субъектом и целью, которую ставит перед собой субъект. Это отношение соответствует высшему, прагматическому аспекту.

Одним из наиболее важных прагматических свойств информации является ценность. Ценность информации вначале была определена с помощью теоретико-вероятностного подхода (А. А. Харкевич). А именно, если до получения сообщения вероятность достижения цели субъектом была, а после его получения стала, то ценность полученной информации (или прагматическое количество информации) определяется через приращение этой вероятности. Существуют и другие подходы к определению ценности информации, среди которых особое место занимают теоретико-игровые модели.

Важно отметить, что ценность одного и того же сообщения существенно зависит как от субъекта, так и от поставленной цели. Вне связи с целью прагматический аспект информации вообще теряет смысл. Понятие цели обычно характеризует человеческую деятельность, а также может быть применено к животному миру и кибернетичнским устройствам. В неживой природе нет никаких целей, а значит и отсутствует такое свойство информации, как ее ценность.

Учет прагматического аспекта приводит к выводу, что иногда следует рассматривать отрицательные количества информации. Пусть, например, ставится цель: запуск аэростата. Для этого необходимо знать направление ветра. Допустим, нам сообщили, что дует северо-западный ветер. Безусловно, это сообщение уменьшает нашу неопределенность и приближает к достижению цели. Допустим теперь, что сразу же после первого собщения приходит опровержение: дует юго-восточный ветер. Если применить меру Шеннона, то оба сообщения несут одинаковое положительное количество информации. Но с точки зрения прагматической второе сообщение возвращает нас к состоянию первоначальной неопределенности, так как мы уже не знаем, какому из сообщений верить. Наконец, чья-то намеренная дезинформация (которая по Шеннону также доолжна рассматриваться как положительное количество информации) уменьшает наши шансы на достижение цели и потому имеет отрицательную ценность.

Из изложеного можно сделать вывод, что развитие учений об информации происходит одновременно во многих направлениях. Каждое направление фиксирует определенную сторону понятия информации и имеет свою область применимости. При выходе за границы этой области эффективность применения того или иного подхода резко падает и может даже привести к ошибочным выводам. Наилучшего, универсального определения среди перечисленных (и многих других) формальных математических определений информации нет.

Примечательно, что при анализе всех трех семиотических аспектов информации: синтаксического, семантического и прагматического, первыми разрабатывались вероятностные теории, а затем происходил постепенный тход от вероятностных моделей. Тем самым само понятие информации освобождалось от слишком узких вероятностных представлений.

Количественные меры информации выступают как наиболее простой уровень научного знания об информации. После овладения количественными методами неизбежен подъем на следующую ступень -- постижение глубокой сущности информации. Из приведенного далеко не полного перечня несводимых друг к другу частных теорий информации обнаруживается многогранность и сложность понятия информации. В связи с этим возникает вопрос о наиболее общем определении информации, не специально-научном, а философском, которое бы не противоречило ни одной из существующих частных теорий и содержало бы их в себе в виде частных случаев.

Ведическая философия

Постигнув высшую душу, человек обретает видение совершенной формы в своем сердце. Если йог-мистик стремится постичь Истину, оставив все желания, порожденные предыдущей деятельностью, то к нему приходит понимание...

Гуманизм как общественно-историческое явление

Гуманизм, являясь общественно-историческим явлением, имеет определенную специфику проявления в различных социально-экономических условиях, у разных народов, в различных культурах и религиях...

Личность и общество

Важнейшие качества человека - свобода и творчество. Свобода человека есть его способность ставить перед собой любые цели и добиваться их реализации в жизни. Когда говорят о личности, то обычно имеют в виду социальные качества человека, т.е...

Национальная идея в современной философии

Национальная идея в современной России является необходимым элементом для становления определенных социокультурных, мировоззренческих и других установок...

О субъекте истории - краткие замечания по поводу ложных альтернатив

История как коллективная единица не устраняется при помощи образования множества. Многие данные говорят о том, что универсальное единство истории на земном шаре (и вокруг него) сегодня является реальностью, однако - ставшей реальностью...

Постнеклассическое естественнонаучное образование

В науке под научной проблемой понимается сложный комплекс актуальных взаимосвязанных вопросов, требующих непременного разрешения, для получения ответов на которые необходимы специальные исследования. Можно сказать...

Проблема индивидуального и надиндивидуального сознания в философии

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание...

Найбільш традиційно смерть трактується біологічно, тобто як «природний кінець будь-якої живої істоти», «припинення життєдіяльності організму, яке виражене у припиненні нормального ходу речовин між організмом і зовнішнім середовищем»...

Проблема смерті та безсмертя: наукові та філософські позиції

Народження і смерть людини як соціокультурної істоти не збігаються з її біологічним народженням і смертю. Соціально людина формується у процесі взаємодії з іншими людьми, внаслідок праці та спілкування...

Проблема философского понимания картины мира

Исторически первой философской картиной мира была сущностная, предложенная античными мыслителями и включающая в себя: * следы мифологического культурного наследия, например, то...

Свобода и ее бытийные измерения

Известно определение свободы, которое восходит еще к Спинозе и Гегелю. Оно гласит, что свобода -- это познанная необходимость. В таком ее истолковании есть глубочайший смысл и правда. В самом деле...

Социальные последствия всеобщей компьютеризации и информатизации

Средства массовой информации - процесс распространения информации на численно большие аудитории. Это является средством идеологического. политического. экономического и другого влияния на психику и сознание человека. Пропаганда...

Философия информации и сложных систем

До эпохи интенсивного развития систем связи и до возникновения кибернетики понятие информации считалось интуитивно понятным и не нуждающимся в точных определениях, а тем более в философском анализе...

Философский анализ реформы и трансформации гуманитарного образования России

Фундаментальное реформирование систем образовании на постсоветском пространстве интерпретируется, как правило, в терминах интеграции в Болонский процесс. Следствием этого часто является подмена смыслов...

Перечисленные компоненты (факторы) - технические, программные средства, информация и человеческий фактор - в значительной степени взаимозаменяемы при решении задач. Это означает, что в широких пределах некоторый эффект может быть получен, а некоторая задача - решена как в рамках электронных схем, так и посредством программ или информационных ресурсов (а также естественно-интеллектуальными усилиями человека).

Предположим, необходимо извлечь квадратный корень из некоторого числа, тогда:

  • электронное решение - собрать нелинейный усилитель, в котором диод или транзистор используют начальную часть вольт-амперной характеристики, которая близка к параболе;
  • алгоритмический подход - написать программу, реализующую алгоритм Герона извлечения корня;
  • информационный подход - построить таблицу величин X, Y, в которой Y= √x.

Аналогично могут быть рассмотрены такие примеры, как перемножение двух переменных, построение случайной последовательности чисел и тому подобное.

Заметим, что чисто аппаратурное решение задач положено в основу так называемых аналоговых вычислительных машин (АВМ), в настоящее время практически забытых. В 1949-1950 годах были созданы первые АВМ, называемые интеграторами постоянного тока: ИПТ-1-ИПТ-5. Они предназначались для решения линейных дифференциальных уравнений с постоянными и переменными коэффициентами и широко применялись для имитационного моделирования сложных динамических систем.

Здесь же надо отметить, что техническое, программное и информационное обеспечение как бы образуют различные слои обработки информации взаимодействие между которыми должно быть сбалансировано в том смысле, что не должно быть чрезмерно «толстых» или «тонких» слоев.

Содержательный или информационный аспект

Здесь мы сталкиваемся с трактовкой и связью таких понятий, как адрес, имя, содержание. (Заметим, что в повседневной жизни люди стремятся установить взаимосвязь «имя - адрес - содержание». Иногда это удается (например, профессия - кузнец; фамилия - Кузнецов; адрес - город Москва, улица: Кузнецкий мост), но чаще - нет (например, профессия - преподаватель, фамилия - Попов, адрес - город Москва, ул. В. Лациса…).

Электронно-аппаратурный уровень

Электронно-аппаратурный уровень (этап) ассоциируется с понятием адреса (номера позиции) данных или устройств (элементов) ЭВМ. Машинные команды оперируют в терминах адресов оперативной памяти, все внешние устройства ЭВМ имеют машинные номера (адреса). На начальном этапе развития систем программирования существовало такое понятие, как программирование в машинных адресах (или машинных кодах), при этом управление как процессами вычислений, так и пересылкой информации между оперативной и внешней памятью осуществляется путем обращения к соответствующим абсолютным адресам памяти.

Программа при этом является просто совокупностью машинных слов и задается своими начальным и конечным адресами в памяти. Например, программист должен был описать процедуру выборки данных с магнитной ленты примерно следующими командами: «на лентопротяжном механизме № 4 перемотать ленту, пропустив 11 блоков, начиная с этого места записать 3 блока информации с магнитной ленты в оперативную память, начиная с адреса 234 561» и тому подобное. Подобные манипуляции соответствуют программированию в машинных адресах.

Программный этап

Программный этап или уровень приводит к понятию имени данного, устройства, программы и прочее. Языки программирования (системы программирования) используют символические обозначения (имена, идентификаторы) для данных (чисел, строк, структур) и элементов программ (блоков, функций, процедур). Операционные системы (ОС) оперируют именами файлов, томов, устройств, реализуя управление данными, избавляют пользователя от работы с адресами, заменяя ее на работу с именами данных. Типичная команда операционной системы (например, DOS) не содержит каких-либо машинных адресов:

сору c:gamescomic.doc рrn.

Информационный этап

Информационный этап , или уровень, приводит к определению и использованию содержания (значения) данного. Пользователей информационных систем не волнует машинный адрес хранения информации или имя файла, их интересует содержание. Связи адреса и содержания реализуются на уровне прикладных программ, именуемых СУБД (системы управления базами данных) и АИПС (автоматизированные информационно-поисковые системы).

В свою очередь, установление таких связей может быть осуществлено как программно (вычисление адреса по содержанию, или рандомизация, хэширование) так и информационно , с помощью дополнительных файлов, указательных таблиц (индексов, инверсных списков и прочее - индексирование). Первый тип использовался в ранних СУБД и широкого распространения тогда не получил. Существенное удешевление накопителей информации привело к тому, что в последнее время преимущественно используется второй тип связей «содержание-адрес». Попытки реализовать эти связи аппаратно (ассоциативная память, Data Base Machine и прочее.), еще не получили широкого коммерческого распространения. В то же время достигнуты определенные обнадеживающие результаты на пути комбинирования этих двух подходов - индексирования и рандомизации .

Существенно также, что в этот период появились языки программирования информационных систем (в которых основное внимание уделяется описанию данных сложной структуры, а не описанию вычислений и алгоритмов).

Базовыми понятиями соционики являются понятия об информации и об аспектах восприятия информации. Под информацией в соционике подразумевается полное содержание человеческого восприятия из внешнего и внутреннего мира, которое можно обозначить как информационное пространство. Основным содержанием соционической теории информации является изучение признаков разделения информации на составные части и изучение полученных сфер информации. Информационный поток делится на восемь частей. Эти восемь частей называются аспектами информации или аспектами восприятия информации. Аспект – это часть информационного потока.

С одной стороны, аспекты представляют из себя различные стороны наблюдения явлений, и поэтому они везде пересекаются друг с другом. С другой стороны, для психологического типа восемь аспектов это восемь отдельных источников информации. Воспринимая, казалось бы, информацию целиком, мы не подозреваем, что наше сознание и подсознание воспринимает ее выборочно, дифференцированно. Психологический тип это механизм, который непрерывно выделяет в информации «нужную» часть и игнорирует «ненужную».

Получаемые извне сигналы человеческий мозг группирует, систематизирует и обрабатывает различными способами. В рамках соционической теории, различные типы внешних сигналов называются аспектами , а способы их обработки (в том числе прием, передача, переработка, сохранение информации) – функциями .

Наше сознание является постоянно настроенным на определенного рода впечатления аспекты восприятия, и, таким образом, оно отождествлено с определенными сферами сознания. Кроме того, каждая такая сфера сознания проявляет себя как источник сознания, и, поэтому мы можем говорить об особых психологических сущностях функциях восприятия. Восемь информационных аспектов воспринимаются восьмью психологическими функциями , которые мы уже знаем из юнговской теории типов. В каждом типе мы находим проявления всех восьми функций, но в строго определенном сочетании.

Вместе восемь психологических функций образуют модель типа, где каждый аспект информации воспринимается согласно определенным законам. Модель типа отображает некую, в психологии пока не известную, сложную психическую структуру, с многообразными сочетаниями элементов как внутри данной системы явлений, так и с известными психологическими явлениями.

Рассмотрим подробно, как формируются в соционике восемь информационных аспектов.

Наш физический мир, как мы знаем, сводится к категориям материи и энергии, которые, в свою очередь, существуют на базисе пространства-времени. Таким образом, мироздание полностью описывается этими четырьмя первоосновными понятиями. О чем бы ни говорил человек, какие бы действия ни совершал, мы всегда можем установить, по какому из четырех аспектов (материя, энергия, пространство, время) мы получаем от него информацию.

  • Материя – вещество, из которого состоят все тела природы
  • Энергия – одно из основных свойств материи – мера ее движения
  • Пространство – форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом
  • Время – форма существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире

Каждая из этих составляющих может быть рассмотрена с двух точек зрения: сама по себе и в соотношении с другой такой же составляющей, например, материальный объект в связи с другим объектом или движение одного объекта в соотношении с движением другого. На основе этих двух точек зрения в соционике сформулированы определения двух видов аспектов – внешних (абсолютных) и внутренних (относительных) .

  • Внешние (Абсолютные) или «черные» аспекты – существующие сами по себе, вне зависимости от чего либо.
  • Внутренние (Относительные) или «белые» аспекты – устанавливаемые по сравнению с другими.

Внешнее – то, что однозначно «есть», с чем легко можно вступить в непосредственное взаимодействие. Внутреннее – то, что «неочевидно», непосредственное взаимодействие с чем затруднено.

В соционике принято различать аспекты по цвету. Черный (экстравертные аспекты) – все, что касается свойств тела (материи), внутренних процессов. Белый (интровертные аспекты) – то, что касается поля (внешние взаимосвязи).

Таким образом, каждую составляющую материального мира мы делим на два аспекта, общее их количество равняется восьми.

Материя. Человек живет в мире материальных объектов. Он ими пользуется в своих целях, он совершает над ними действия и, в свою очередь, испытывает их действия на себе. В земной жизни он и шагу не мог бы сделать без связи с материальными предметами. Умение осознавать их качества, такие, как твердость, мягкость, вес, упругость и т.п., умение производить над этими объектами какие-то действия образует некое информационное поле непосредственного восприятия объекта как такового и непосредственного действия над ним.

Информацию о веществе, объектах, связанную для нас с запасами, ресурсом, работой в самом широком смысле, полезностью или бесполезностью, действиями с объектами, технологией, выгодой и т.п. обрабатывает объектная функция логика действий. Она обозначается символом .

Люди, у которых лучше всего работает этот канал связи, бывают обычно хорошими практиками: инженерами, строителями, конструкторами, предпринимателями и т.п.

Информация о материи может иметь и другой аспект: здесь будет важен не объект сам по себе, а отношения между объектами (больше-меньше, тверже-мягче, легче-тяжелее...), иерархия этих объектов, а также логические связи, их соединяющие. Информационное поле этого типа связано с исследованием отношений.

В наше отношение к объектам входит их счет, измерение (например, геометрия), сравнение их свойств, выявление правил их взаимодействия, моделирование их поведения. Сюда же относится познание законов, управляющих объектами (наука). Эту информацию обрабатывает субъектная функция структурная логика. Она обозначается символом .

Человек, хорошо чувствующий отношения материальных объектов, может быть неплохим теоретиком, аналитиком, конструктором.

Энергия. В человеческом организме нет рецепторов, способных непосредственно «измерять» энергию. Но действия всевозможных энергий (тепловой, кинетической...) он испытывает на себе постоянно. Некоторые виды энергий человек может воспринимать органами чувств. Ожог, оглушительный звук, режущий свет – все это, так или иначе, – сигналы, передающие ему информацию об опасном для здоровья уровне энергии, под действием которой он в данный момент находится. Другие энергетические потоки – например, радиоактивное излучение – он может вовсе не ощущать. Но есть род энергии, которую человек не только воспринимает непосредственно, но и непосредственно передает: эту энергию называют психической, и она несет информацию о радости или печали, страдании или удовольствии, о состоянии страха или благодушия... Одним словом, речь идет об информационном поле эмоций. Эмоция – это именно тот вид энергии, который воспринимается непосредственно, минуя физического «агента», одинаково четко как по интенсивности, так и по качеству. Сплошь и рядом эмоция передается от одного человека к другому без каких-то особых слов или действий, нередко даже и на расстоянии, без прямого контакта (особенно, если между людьми существует близкая духовная связь).

Энергия связана для нас с состояниями объектов, со степенью напряжения обстановки, с энергичностью проявлений людей или событий, с возбуждением или торможением и т.п. Страсти и энтузиазм – тоже проявления энергетики. Эту информацию обрабатывает объектная функция этика эмоций. Она обозначается символом .

Люди, хорошо улавливающие эмоцию, уверенно чувствуют себя в профессии актера, музыканта, воспитателя в дошкольном детском учреждении.

Другим свойством нашего энергетического восприятия может быть умение почувствовать отношения людей друг к другу, отношение к себе, умение отличить истинные чувства от наигранных, понимание, кто кого любит или не любит, закономерности чьих-то симпатий или антипатий и т.п. Отношения энергетических состояний, обмен энергиями мы оцениваем как притяжение, отталкивание или безразличие, повышение или снижение энергетического уровня при взаимодействии, замечаем, хуже или лучше стало наше состояние после обмена эмоциями и т. п. Эта информация относится к работе субъектной функции этики отношений. Она обозначается символом .

Человек, хорошо чувствующий эмоциональную связь между другими людьми, может быть неплохим педагогом, психотерапевтом.

Пространство. Мы способны воспринимать пространство только через объекты, его наполняющие. Поэтому когда мы говорим об отношении человека к окружающему его пространству, мы, по сути дела, имеем в виду отношение к тем же объектам, но – особого рода. У человека может быть склонность овладевать все новыми и новыми объектами, то есть, как мы говорим, «завоевывать пространство». При этом он должен, безусловно, проявлять волю, настойчивость, твердость, уметь перемещаться в новом пространстве, ориентироваться в нем. Объект в данном случае совсем не обязательно бывает материальным: овладевать можно и новыми знаниями, навыками, должностями, степенями; уровнями социальной иерархии. Здесь, пожалуй, наиболее ярко проявляет себя свойство экстраверта, по выражению К. Юнга, «во всем себя растрачивать и распространяться»...

Пространство мы воспринимаем как формы, которые могут быть, например, красивыми или значительными, мы определяем в нем направления, территории, которые надо расширять или защищать, власть как распространение своей воли и ответственности на других, ограничения или безграничность и т. п. Эта информация обрабатывается объектной функцией волевой сенсорикой. Она обозначается символом .

Человек с хорошо развитой функцией волевой сенсорики может быть хорошим разведчиком, геологом, военачальником, лидером политической партии, успешно заниматься хозяйственной деятельностью.

Другая сторона пространственного ощущения – способность осознавать удобство или неудобство вещей, умение создать уют и комфорт, уловить гармонию и соразмерность форм... По сути, это означает способность установить свое ощущение внутри пространства и организовать это пространство в соответствии со своими запросами. Пространственные соотношения объектов воспринимаются как гармония, уют, самочувствие, комфорт или наоборот – неудобство. Эстетика, дизайн, эргономика – все это соотношение ощущений своего тела и форм окружающих предметов. Этой информацией занимается субъектная функция сенсорика ощущений. Она обозначается символом .

Время. Время фиксируется нашим сознанием через некий ряд идущих друг за другом событий. Но есть и такие события (также свойства), которые можно предугадать еще до того, как они проявили себя. Человеческая психика обладает и этой возможностью: опережать время. Есть люди, которые особенно хорошо чувствуют потенциальные возможности объекта, они также могут почувствовать момент, благоприятный для того или иного дела. Это свойство в обиходе оно называется интуицией.

Понятие времени связано для нас с будущим, с тем, чего сейчас еще нет, но потом это может произойти. Оценка возможностей объектов и явлений, их потенций, видение всех вариантов развития, умение определить наиболее вероятный результат, умение одновременно воспринять многообразную информацию о разных явлениях – все это наша способность ориентироваться во времени. Эту информацию обрабатывает объектная функция интуиция возможностей. Она обозначается символом .

Следует подчеркнуть, что в данном случае мы имеем в виду способность человека видеть потенциальные возможности данного в наличии объекта. Соционика связывает эту способность с умением видеть статическую структуру объекта, угадывать те его свойства, которые уже в нем имеются.

Профессия исследователя, экспериментатора, зачинателя нового дела в любой области не может обойтись без этого свойства.

Другая сторона этой психической функции – умение соотносить временные отрезки, планировать, делать прогноз, улавливать динамику развития событий, чувствовать «дух времени» – и с учетом этого формировать стратегию действий. Информационное поле этого типа: структура объекта как процесс, наиболее вероятные стадии его развития и изменения – вот какого рода информация улавливается здесь в первую очередь.

Соотношения процессов воспринимаются нами как движение времени. Чувство времени и внутренние ритмы, прогнозы событий и отношения поколений, история, мода, традиции и перспективы связаны с ощущением течения времени. Эту информацию обрабатывает субъектная функция интуиция времени. Она обозначается символом .

Эта функция должна быть хорошо развита у людей, решивших посвятить себя экономике, планированию, коммерции. Но мало того: человек способен проникать и в надвременную реальность – в этом случае мы говорим о «мистическом озарении», «шестом чувстве», о поэтической фантазии и т. п. Среди поэтов и религиозных деятелей также много людей с сильной функцией интуиции времени.

Для того чтобы разобраться, как наша психика обрабатывает информацию и как это влияет на наше психологическое состояние и отношения с миром, мы должны весь поток информации, поступающей к человеку, разделить на отдельные составляющие – аспекты. Это позволит смоделировать процесс информационного обмена психикой человека.

Аспект – это тип информации. Он показывает, какого рода информация имеется в виду, о чем она.

Выделим в информационном пространстве человеческого восприятия восемь составляющих частей аспектов, соответствующих психическим функциям Юнга. Для этого воспользуемся следующими тремя простейшими информационными признаками:

  • внутреннее-внешнее (форма-содержание, явные-неявные)
  • статика-динамика
  • объект-отношение (тело-поле)

Внешнее – то, что однозначно «есть», с чем легко можно вступить в непосредственное взаимодействие.

Внутреннее – то, что «неочевидно», непосредственное взаимодействие с чем затруднено.

Статика – это потенциал, заложенный в совокупности элементов, и характеризующийся целостностью.

Динамика – это последовательность элементов, характеризующаяся сменяемостью.

Тело – объект, нечто отделенное, ограниченное, самостоятельное, независимое, то, чем можно манипулировать. То, что в гештальте называют «объектом».

Поле – агент переноса взаимодействия, отношения. Нечто непрерывное, вездесущное, присущее объектам (несамостоятельное). То, что в гештальте называют «фоном».

Первое деление: объекты – отношения. Юнг начал описание психологических типов с установок человеческой психики экстраверсия – интроверсия.

На любое явление в мире можно смотреть либо с точки зрения свойств объектов, либо с точки зрения отношений.

Итак, мы поделили весь информационный поток на две большие части:

  • информация об объектах;
  • информация об отношениях.

Аспекты информации об объектах называются экстравертными. Аспекты информации об отношениях называются интровертными.

Оба эти механизма необходимы психике каждого человека. А. Аугустинавичюте пишет: «Необходимое условие функционирования любого организма – двойная связь с окружающим миром.… Для того чтобы мозг функционировал как аппарат информационного метаболизма, он должен постоянно обеспечиваться сигналами, получаемыми как извне, так и из самого организма».

Различия в типах личности определяются тем, какой из этих двух механизмов человек использует чаще, привычнее, результативнее, увереннее, успешнее. Напомним, о гармонично развитой личности мы говорим, когда человек использует свои сильные и слабые качества примерно в пропорции золотого сечения: приблизительно 60:40. Т.е. гармонично развитый экстраверт примерно в 60 % случаев пользуется механизмом экстраверсии: интересуется объектами внешнего мира, людьми, делами и т.п. А около 40% своего внимания он уделяет внутреннему миру: себе, своему отношению к объектам (к людям, к делам). Интроверт, соответственно, наоборот.

Второе деление: статика – динамика. Следующее крупное деление информации, которое предложила А. Аугустинавичюте, связано с рассмотрением явлений в статике и в динамике. Это деление касается как объектов, так и отношений. Вслед за механикой Ньютона мы можем утверждать, что все происходящее в мире можно изучать или с точки зрения статики («остановив», «заморозив» предмет изучения, будь то объект или отношения), или с точки зрения динамики (в движении, в развитии, в процессе изменения).

В первом случае нас интересуют непосредственно свойства объектов или отношений (статика), а во втором – процессы, происходящие с этими объектами или отношениями (динамика).

  • Аспекты информации о свойствах объектов и отношений, неизменных на протяжении времени наблюдения, называются статическими.
  • Аспекты информации о процессах изменения, развития, движения называются динамическими.

Сразу оговоримся, что нигде в мире нельзя найти статику в чистом виде на протяжении времени. «Все течет, все изменяется». Статика может быть воспринята только в конкретный момент времени, но ни один объект не остается статичным (неизменным) от момента к моменту. Статический подход характерен для анализа явления, т.е. для подробного изучения его свойств.

Во втором случае для изучения динамических свойств информацию о движении, развитии собирают в разные моменты времени. Это синтез информации.

Изучение любых явлений в мире можно вести либо с точки зрения статических аспектов информации, либо динамических. Это соответствует двум основным научным методам: анализ и синтез. Однако все сказанное касается не только научного рассмотрения информации, но и бытового, повседневного.

Делению аспектов информации на статические и динамические в соционике соответствует и деление типов личности на статические и динамические. Способ обработки информации отражается в особенностях поведения, реакциях. Первые – статики – в своих проявлениях более статичны, у них меньше движений, жестикуляции. Они более склонны к наблюдению, анализу. Вторые – динамики – более подвижны, даже сидя на месте, чаще меняют позу, жестикулируют. Они чаще замечают изменения ситуации.

Объединив теперь два вышеописанных подхода, получаем деление всего потока информации о мире на 4 большие группы:

  • с одной стороны – деление на аспекты информации об объектах и об отношениях;
  • другой – на статические и динамические.

Очевидно, что любое явление в мире можно рассматривать с одной из этих четырех позиций.

Эти группы информации в свою очередь подразделяются каждая на 2 части, в результате чего мы получаем восемь аспектов, соответствующих восьми юнговским функциям.

Третье деление: внутреннее-внешнее (форма-содержание, явное – неявное). Информация о каждом из разобранных четырех аспектов может проявляться в двух качествах:

  • как заметная «невооруженным глазом», явная, видимая, проявленная;
  • как до поры, до времени незаметная, непроявленная, хоть и объективно существующая.

То есть, к первой группе относится информация о явном, она весома, ощутима. А информацию второй группы легче скрывать, о ней можно догадываться по косвенным признакам. Назовем эти группы информационных сигналов соответственно явные и неявные.

Те стороны жизни, где превалируют логика и сенсорика, мы воспринимаем, как основательные, серьезные, весомые, конкретные. А выводы, основанные на чувствах и интуиции, часто воспринимают как субъективные, о чувствах и интуиции говорят, что это что-то эфемерное.

  • К явным аспектам относится информация о видимом, заметном внешне.
  • К неявным – информация о том, что может быть в течение длительного времени незаметно, о чем можно догадываться по косвенным признакам, что легче скрывать.

Сущность информационных признаков такова:

Получаемые извне сигналы человеческий мозг группирует и систематизирует на две группы:

К первой группе относятся все динамические, т.е. характеристики процессов. Каждым сознательным и неосознанным движением человек сообщает другим:

  1. о том, что он в настоящее время делает, и каково направление его деятельности в данный момент
  2. об эмоциональных состояниях и настроениях людей.

Эти две группы сигналов о динамике: внешней и внутренней.

Ко второй группе относятся сигналы о статических явлениях, т.е. данные о состояниях. Эта информация тоже имеет два аспекта:

  1. Каждый организм прежде всего – объект, который старается избежать столкновения с другими, потенциально опасными для него объектами. Потому приходится принимать и давать информацию о своих внешних качествах. Информация о внешних качествах организма и других объектов - это внешняя статика.
  2. Одновременно организм чувствует необходимость разбираться в собственной структуре и структурах других объектов, а тем самым понимать потенциальные возможности – свои и чужие. Эти сигналы передаются, например, цветом лица, его подвижностью. Информация о структуре–- как собственной, так и других объектов, иными словами, о потенциальных возможностях – своих и чужих – внутренняя статика.

Итак, можно сказать, что у человека есть четыре экстравертные (направленные вовне) способности приспособления к внешнему миру, которые обозначаются такими символами:,,,.

Способность собирать информацию о внешних процессах условно будем называть логикой – (черная логика - внешняя динамика тела).

Способность собирать информацию о внутренних процессах, которые происходят во внутреннем мире человека – этикой - (черная этика – внутренняя динамика тела).

Способность иметь точную информацию о форме и внешности окружающих объектов – сенсорикой – (черная сенсорика – внешняя статика тела).

Способность разбираться в структуре и потенциальных способностях – интуицией – (черная интуиция – внутренняя статика тела).

Любой вид информации обрабатывается одним из двух способов:

1. Информация об объектах и их структуре усваивается на фоне расстояния между ними – (белая логика – внешняя статика поля) и на фоне их взаимного притяжения друг к другу – (белая этика – внутренняя статика поля).

2. Информация о внешних и внутренних процессах осмысливается на фоне времени – (белая интуиция – внутренняя динамика поля) и на фоне самочувствия – (белая сенсорика внешняя динамика поля).

Итак, есть четыре пространственные способности или умения психики:

  • восприятие расстояний,
  • восприятие притяжения-отталкивания,
  • восприятие времени и
  • восприятие самочувствия в пространстве.

Это четыре интровертные (направленные внутрь) группы возможностей человека.

С учетом информационных признаков можно сформировать Структурную модель аспектов , которая отражена в таблице.

Таблица. Аспекты информационного метаболизма и их соционические функций


Обозначение

Описание соционической функции

Признаки

Материя

Черная логика
Деловая Логика
Экстравертированная логика

Описывает физическую активность, поступки (действия), деятельность одушевленных и неодушевленных объектов, внешние проявления процессов. Сюда же относятся форма процесса, перемещение объекта в пространстве и любые другие формы внешнего движения объектов, умение осознавать внешние материальные качества объектов и умение производить над ними какие-то действия.
деловая выгода, эффективность, целесообразность, технология

Восприятие окружающего мира, людей, себя через поступки, оценка их рациональности.
Способность к анализу фактов, поступков, процессов.
Умение различать логичные и нелогичные поступки, оценивать их целесообразность, оптимизировать деятельность.
Стремление к накоплению информации о фактах и закономерностях.
Умение выбрать способ противостояния внешнему воздействию
Восприятие движения и пространства.

Части или частицы (вещество) из которых состоят объекты, количество объектов и их частей.

Внешняя динамика тела
Динамика формы объектов (тел): внешние характеристики процессов, движение

Белая логика
Структурная Логика
Интровертированная логика

Показывает объективные, логические соотношения между объектами и/или их составными частями. Включает в себя определение соотношений между объектами, их место в структуре мира среди других объектов, иерархию объектов, систему как сумму установленных и установившихся соотношений, систему объективных закономерностей взаимоотношений в природе и обществе, систему отношений с разными объектами, некоторые из проявлений общественной морали и нравственности.
Умозрительная структура, система, научные теории

Способность логически мыслить устанавливать логические связи, определять соотношения, анализировать.
Восприятие мира через соотношения различных объектов друг с другом, их сравнение, выбор главного.
Способность классифицировать всевозможные объекты, систематизация окружающего мира.
Оценка любой информации по тому, насколько она укладывается в различные системы.
Восприятие пространства как системы расстояний, восприятие своего места в социуме.

Связи между объектами и их частями, структура объектов.

Внешняя статика поля
Форма поля в статике: расстояние между объектами, дистанции

Энергия

Черная этика
Этика Эмоций
Экстравертированная этика

Описывает процессы, которые происходят в объектах. К нему также относятся эмоциональные состояния, настроения, возбужденность, подавленность. Это, прежде всего - эмоции, воспринимаемые как психическая энергия человека.

Возбужденное состояние (настроение) и его внешние проявления
Существование в мире эмоций.
Восприятие и оценка окружающего мира через эмоции.
Умение различать положительные и отрицательные эмоции, их оттенки, стремление к положительным эмоциям, хорошему настроению.
Пребывание в эмоциональных состояниях, переживания радость или печать, драматизм или комизм.
Энтузиазм, впечатлительность, эмоциональный комфорт.
Восприятие звуков как характеристики различных эмоциональных состояний и интенсивности процессов.

Движение объектов и их частей, характеризуется амплитудой и частотой колебания.

Внутренняя динамика тела
Внутренняя динамика тел: характеристики внутренних процессов

Белая этика
Этика Отношений
Интровертированная этика

Это субъективное отношение между объектами, показывающее притягательность (или отталкиваемость) одного объекта или субъекта с другими объектами или субъектами, помогает в частности почувствовать отношение людей друг к другу. Сюда же относятся любовь/ненависть, определение этичности/неэтичности поступков, проявления личной морали и нравственности.

Отношения между людьми, чувства симпатии-антипатии, любви-ненависти
Существование в среде чувств, отношений, симпатий и антипатий.
Восприятие окружающего через те чувства которые оно вызывает.
Способность различать отношения и улавливать их оттенки.
Переживание различных отношений любовь-ненависть, симпатия-антипатия, расположение-неприязнь, восхищение и пр.

Разница в амплитуде и частоте колебаний объектов, их созвучность.

Внутренняя статика поля
Содержание поля в статике: поле притяжений-отталкиваний между объектами

Пространство

Черная сенсорика
Волевая Сенсорика
Экстравертированная сенсорика

Это информация о форме объекта, его совокупности свойств, проявляемых в данный момент времени, его кинетической энергии и готовности ее использовать. С ее помощью человек определяет внешние качества – очертания, форму и другие внешние характеристики поверхности, внешнюю мобилизованность, волю человека, способность и готовность ею пользоваться по отношению к себе и другим. Она помогает овладевать все новыми и новыми объектами, «завоевывать пространство». Сюда же относится также чувство эстетичности, стиля, в контексте произведения впечатления на других, т.е. направленности на другие объекты, в частности дизайн, способность организовать объекты в пространстве для создания нужного впечатления.

Позыв к активному действию, владение пространством, волевые качества

Способность концентрировать внимание на предметах, легко схватывая их внешние качества и отмечая детали.
Восприятие внешних форм, оценка эстетики объекта и наслаждение его красотой.
Умение искать и ставить цели в отношении объектов.
Манипуляция объектами, управление ими посредством силового (иногда физического) давления. Проявление агрессивности.
Ощущение власти над объектами, умение подчинить их своим целям.
Состояние мобилизованности, умение мобилизовать других людей, сила воли.
Физическая сила, активность, настойчивость и упорство в преодолении препятствий, иногда упрямство.

Объем занимаемый объектом, его протяженность и размер, пространственная принадлежность объектов.

Внешняя статика тела
Форма объекта (тела) в статике: все внешние характеристики объектов

Белая сенсорика
Сенсорика Ощущений
Интровертированная сенсорика

Информация о том, как процесс отражается на внутреннем состоянии, о «звучании» пространства внутри объекта. Описывает самочувствие человека, в том числе здоровье, воздействие на него объектов внешнего мира, их отражение в его самочувствии, ощущение гармонии, комфорта и удобства, вкусовые ощущения. Помогает установить свое ощущение внутри пространства, дает субъективное наслаждение красотой, умение различать и запоминать оттенки цвета, запаха, вкуса, определять и описывать фактуру поверхности и другие контактные свойства предметов. (Под цветом понимается свойство поверхности определенным образом отражать солнечные лучи, как одно из проявлений динамики поля).

Гармония пространственных форм, ощущение удобства, самочувствия
Существование в среде ощущений, восприятие окружающего мира через любые ощущения своего тела осязание, обоняние, вкус, самочувствие, чистоплотность.
Оценка свойств окружающих предметов через ощущения, которые от них возникают.
Способность различать качества ощущений.
Ощущение окружающего пространства, эстетическое удовольствие, физическое удовлетворение (телесные удовольствия), комфорт.

Границы, отделяющие объекты от внешнего пространства – поверхность объектов.

Внешняя динамика поля
Внешняя динамика поля: пространство и его характеристики, объемы

Время

Черная интуиция
Интуиция Возможностей
Экстравертированная интуиция

Это информация о потенциальной энергии объектов. Сюда же относятся восприятие содержания объекта и его внутренних возможностей, программа, заложенная в объекте, его внутренняя структура, любые конкретные, в том числе скрытые, способности человека, включая умение определять их наличие или отсутствие.

Способность оценить внутреннее содержание, потенциальные возможности данного объекта

Способность абстрагировать внимание от внешних проявлений предметов, схватывая их содержание и выделяя суть.
Восприятие внутренних качеств и назначения объектов.
Умение отделять перспективное от неперспективного, представлять результат.
Оценка качеств своего характера и собственных возможностей. Изучение и сравнение характеров и способностей других людей.
Способность противопоставлять и отстаивать свои идеи и взгляды.

Наличие либо отсутствие («естьность») объектов и их свойств.

Внутренняя статика тела
Содержание объекта (тела) в статике: структура, внутренние характеристики объектов, содержание

Белая интуиция
Интуиция Времени
Интровертированная интуиция

Информация обо всех происходящих событиях и их месте во времени. Это и субъективное время объекта, и объективное календарное время, и продолжительность функционирования или существования объекта, и восприятие промежутков времени между событиями, и продолжительность отдельных событий, последовательность событий и процессов, их ритм во времени, быстрота, медлительность. Сюда же относятся предсказания возникновения событий как в будущем, так и в прошлом.

Предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику развития, поэтическая фантазия, мистическое чувство

Существование в мире представлений, образов, воспоминаний и фантазий.
Восприятие происходящего через отзвук реальных событий во внутреннем состоянии.
Оценка окружающего мира через соответствие реальных событий внутреннему состоянию по возникающим представлениям и их гармонии.
Способность проникать во внутренний мир других людей, изучение интересов и проблем, которые их занимают.
Способность различать оттенки внутренних состояний.
Ощущение ритма происходящего, темпа событий, ощущение степени созвучности поведения и взглядов окружающих, чувство заполненности своего и чужого времени.
Представление возможных ситуаций (и невозможных тоже), своего места в них, предчувствие.

Последовательность (процесс) изменения объектов.

Внутренняя динамика поля: время, временные характеристики, место в последовательности событий

Следует подчеркнуть, что все вышеописанные функции, конечно, опираются на психические процессы (поэтому мы и будем в дальнейшем продолжать называть их психическими), однако они имеют в виду, собственно, образ действий, связанный с передачей и приемом информации.

Такая трактовка юнговских функций вносит существенные коррективы в систематику Юнга. Юнговские функции можно связывать с соционическими только по признаку их общей смысловой концепции, но не буквально. Именно в этом контексте мы их здесь и сравниваем, отдавая себе каждый раз отчет в том, что Юнг не помышлял ни о «волевой сенсорике», ни о «деловой логике», ни об «этике отношений». Более того, сам механизм интроверсии-экстраверсии понимается в соционике скорее информативно, нежели психологически, и с идеями К. Юнга далеко не во всем согласуется.

Неявная статика отношений: информация о притяжении - отталкивании

Иррациональные

Интуиция

Экстравертная

Интуиция возможностей

Неявная статика объектов: информация о содержании, способностях

Интровертная

Интуиция времени

Неявная динамика отношений: информация о развитии, временных соотношениях

Сенсорика

Экстравертная

Волевая сенсорика

Явная статика объектов: информация о внешнем виде, о силе

Интровертная

Сенсорика ощущений

Явная динамика отношений: информация о состоянии, самочувствии

Аспекты и функции

Рациональные

Иррациональные

Экстравертные

Интровертные

Читайте также:
  1. A) важность и существенность информации в настоящий момент
  2. A) Технологии, ориентированные на полученную обработку, передачу информации с помощью технических средств
  3. N33 Философские аспекты проблемы творчества. Гениальность и интуиция.
  4. Автоматизированные системы обработки информации и управления на автомобильном транспорте.
  5. Адаптация (экологические и эволюционные аспекты). Акклимация.
  6. Адаптивное управление при априорной неопределенности (непараметрическая обработка информации).
  7. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Информация с точки зрения ее возникновения и последующих преобразований проходит три этапа, которые, собственно, и отражают ее семантический, синтаксический и прагматический аспекты информации.

Три аспекта рассмотрения информации:

Прагматический аспект связан с возможностью достижения поставленной цели с использованием получаемой информации. Этот аспект информации влияет на поведение потребителя. Если информация была эффективной, то поведение потребителя меняется в желаемом направлении, т.е. информация имеет прагматическое содержание. Таким образом, этот аспект характеризует поведенческую сторону проблемы. Проявляется прагматический аспект информации только при наличии единства информации (объекта), потребителя и поставленной цели.

Семантический аспект позволяет оценить смысл передаваемой информации и определяется семантическими связями между словами или другими смысловыми элементами языка. Семантический аспект информации отражает смысловое содержание информации и соотносит ее с ранее имевшейся информацией. Смысловые связи между словами или другими элементами языка отражает тезаурус. Тезаурус состоит из двух частей: списка слов и устойчивых словосочетаний, сгруппированных по смыслу, и некоторого ключа, например алфавитного, позволяющего расположить слова в определенном порядке.

Синтаксический аспект информации связан со способом ее представления. В зависимости от реального процесса, в котором участвует информация (осуществляется ее сбор, передача, преобразование, отражение, представление, ввод или вывод), она представляется в виде специальных знаков, символов. Синтаксический аспект информации связан со способом представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительских качеств. На синтаксическом уровне рассматриваются формы представления информации для ее передачи и хранения.

В зависимости от целей использования информации, в разные периоды могут учитываться синтаксический, семантический и прагматический аспекты информации. Человек сначала наблюдает некоторый факт окружающей действительности, который отражается в его сознании в виде определенного набора данных. Здесь проявляется синтаксический аспект.

Затем, после определенной структуризации этих данных в соответствии с конкретной предметной областью, человек формирует знание о наблюдаемом факте, что отражает семантический аспект полученной информации. Информация в виде знаний имеет высокую степень структуризации, что позволяет выделять полную информацию об окружающей нас действительности и создавать информационные модели исследуемых объектов. Полученные знания человек затем использует в своей практике, т.е. для достижения поставленных целей, что и отражает прагматический аспект информации.



Одним из важнейших параметров информации является её адекватность, т.е. степень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту (процессу, явлению).

В соответствии с выше названными аспектами различаются три формы адекватности информации:

1. Синтаксическая адекватность отображает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает её смыслового содержания.

2. Семантическая (смысловая) адекватность определяет степень соответствия информации об объекте самому объекту.

3. Прагматическая (потребительская) адекватность отражает отношение информации и её потребителя. Прагматический аспект связан с ценностью, полезностью использования информации потребителем для достижения поставленной цели.