Статей про SASS (SCSS), Less на хабрахабре уже полно, но на мой взгляд не хватает такой, в которой было бы немного реальной практики. Я постараюсь восполнить этот пробел. Около года назад одна из SASS -статей меня "зацепила", и с тех пор я полюбил эту технологию настолько, что ручной набор обычного CSS кода представляется мне лишней тратой времени. Сия статья посвящается тем верстальщикам (или web-программистам), которые про SCSS ещё не слышали, или же ещё не пробовали в деле. Более опытным товарищам, полагаю, в ней ловить нечего.
Отличие SCSS от SASS заключается в том, что SCSS больше похож на обычный CSS код. Пример SASS-кода:
$blue: #3bbfce
$margin: 16px
.content-navigation
border-color: $blue
color: darken($blue, 9%)
.border
padding: $margin / 2
margin: $margin / 2
border-color: $blue
И тоже самое на SCSS:
$blue: #3bbfce;
$margin: 16px;
.content-navigation {
border-color: $blue;
color: darken($blue, 9%);
}
.border {
padding: $margin / 2;
margin: $margin / 2;
border-color: $blue;
}
Я выбрал SCSS в виду того, что он проще для восприятия коллегам с ним ещё не знакомым. Ещё стоило бы отметить что обычный CSS код вполне вписывается в SCSS синтаксис.
Предположим, что у вас есть следующая структура проекта:
Css
---- scss
------ style.scss
---- style.css
Необходимо чтобы sass отслеживал все изменения в css/scss/* и результат сохранял в css/*.css . В таком случае запускаем sass так ― sass --watch css/scss:css/. . Т.е. sass --watch [что]:[куда] .
Стоит отметить, что в отличии от Less , SASS не умеет компилировать свой код прямо в браузере. На мой взгляд, такой подход (компиляция на сервере или ПК-верстальщика) является единственно верным.
Стоит отметить 1 нюанс. Если скормить sass не конкретный файл-источник, а директорию, то css файлы не будут генерироваться для файлов начинающихся с _ . Т.е. наличие файла style.scss приведёт к созданию style.css , а наличие файла _some.scss ― нет.
Итак, для того, чтобы включить содержимое файла _template.scss или template.scss пишем
@import "template"; // шаблоны
В конечном счёте, вместо 1-го большого style.css файла у меня получилось более сотни мелких scss -файлов. С первого взгляда может показаться, что такое количество слишком велико и приведёт к страшным мукам. Однако, нужный мне файл я нахожу сразу исходя из удобной структуры каталогов. К тому же, я полагаю, что благодаря кешированию такая "схема" более производительна.
#some {
border: 1px solid red;
.some { background: white; }
}
/* => */
#some { border: 1px solid red; }
#some .some { background: white; }
Ещё пример:
Input {
border: 1px solid gray;
background: white;
& { color: black; }
&.some_class { display: none; }
}
/* => */
input { border: 1px solid gray; background: white; }
input { color: black; }
input.some_class { display: none; }
Символ & равносилен родительскому селектору. Допустим тег
$IE_7: "body.ie_7"; //... .some { display: inline-block; #{$IE_7} & { zoom: 1; display: inline; } } /* => */ .some { display: inline-block; } body.ie_7 .some { zoom: 1; display: inline; }
$some: red;
Переменные ― не константы, их можно менять по ходу кода:) Одна из первых моих мыслей вылилась в _const.scss файл, который заключает в себе все базовые цвета, размеры шрифтов и пр.
$link: #15157d;
$link_bottom: $link;
$input_font_size: 13px;
$content_bg: #F1F1F1;
$input_color: #4E4D4D;
$input_color_placeholder: #959595;
$text_color: black;
...
Предполагается, что цвет ссылок на сайте ― $link .
A { color: $link; }
span.link {
color: $link;
text-decoration: underline;
}
Если в дальнейшем выяснится, что цвет ссылок изменился ― достаточно поменять 1 переменную (в случае CSS нужно было бы пройтись авто-заменой по файлам, возможно даже выборочно). Предположим, что, внезапно, выясняется, что в некотором модуле contacts , цвет ссылок другой. Есть, как минимум, два пути решения.
$contacts_link: orange;
// код модуля с использованием $contacts_link вместо $link
Второй
$__link: $link;
$link: orange;
// код модуля
$link: $__link;
Переменные у нас не типизированные, поэтому с равным успехом могут содержать строки, числа и цвета.
Block {
$block_width: 500px;
padding: 5px;
border: 1px solid black;
width: $block_width - (5px * 2) - (1px * 2);
}
При желании можно и padding с border-ом задавать переменными. Всё зависит от сложности вёрстки.
Ещё пример:
Block {
$count: 10;
$margin_left: 5px;
$all_width: 1000px;
width: $all_width;
.sub_element {
width: ($all_width / $count) - $margin_left;
margin: 0 0 0 $margin_left;
}
}
Хочу отметить, что подобного рода манипуляции применяются очень часто. Без них я как без ног.
А теперь цвета. Цвета можно складывать, перемножать:
Some {
$color: #010203;
color: $color;
border-color: $color - #010101;
&:hover { color: #010203 * 2; }
}
/* => */
.some { color: #010203; border-color: #000102; }
.some:hover { color: #020406; }
Довольно удобная штука, когда лень подбирать цвета. Также доступны такие функции как opacify и transparentize (более
Статья "SASS для дизайнеров и не только" за 2013-02-21 переименована в "Синтаксис SASS " и обновлена (2014-02-17)
Sass - это препроцессорный язык; препроцессоры компилируют СSS код, который мы пишем на процессорном языке (SASS) в чистый CSS код.
Документация SASS ориентирована скорее на программистов, поэтому дизайнеры не всегда охотно начинают работать с SASS. К тому же не всегда явно указываются преимущества использования SASS с точки зрения дизайнеров.
В этой статье я хочу охватить несколько простых принципов. Я не эксперт по SASS, но должен отметить, что использовать sass мудрое решение.
Так в чем эти преимущества? Вы сможете логически структурировать ваш код, тем самым вы ускорите сам процесс написания кода; существенно сократится количество повторов (в этом нам помогут переменные), код станет намного проще поддерживать. Язык SASS упрощает работу над проектом, и все равно, кто вы - программист или дизайнер. Это действительно так.
В SASS название переменной начинается со знака доллара ($). Значения переменных идентичны значениям свойств CSS.
Начнем с основ, а именно с переменных. Рассмотрим переменные на основе следующего примера. Мы склонны использовать в документе несколько цветов. Как результат приходится писать снова и снова значения цвета в формате hex или rgb. Если мы захотим поменять какой-либо цвет, нам придется пройтись авто-заменой по всему документу. При этом мы не можем быть уверены, что не захватим ненужное значение.
A {color: #822733;} .summary {color: #822733;} .copyright {color: #822733;}
Например, вы можете иметь несколько правил, которые определяют темно-красный цвет у нужных селекторов. Язык SASS позволяет нам поступить следующим образом: в начале документа мы можем определить переменную с именем $brand-colour и затем в документе вместо самого значение ставить наименование переменной. Затем, если нам понадобится поменять цвет, достаточно всего лишь изменить значение у переменной $brand-colour и этим мы поменяем цвет у всех правил, которые используют переменную $brand-colour .
// Моя библиотека цветов SASS $brand-colour: #822733; a {color: $brand-colour;} .summary {color: $brand-colour;} .copyright {color: $brand-colour;}
Переменные могут содержать не только строки, но и цифры, которыми вы можете манипулировать. Если вы используете сетки или ваш макет масштабируется в зависимости от конкретных значений, то вы, вероятно, используете эти значений повсеместно в вашем стилевом файле. Например, если вы постоянно используете значение в 10px , то вы можете определить переменную, например, $unit = 10px . Эту переменную можно неоднократно использовать в вашем коде. Вместо имени переменной, как обычно, подставится значение (10px).
Но что делать, если вам потребуется удвоить значение переменной? Например, вы хотите в два раза увеличить нижнее поле у элемента. Используя SASS, вы можете добавить простую математику (+ , - , * , / , %), например, для нашего случая:
$unit = 10px; h1, h2, h3 { margin-bottom: $unit;} p { margin-bottom: $unit;} aside { margin-bottom: $unit*2; /* 20px */} footer{ margin-top: $unit*4; /* 40px */}
Примесь можно сравнить с повторяющимся в коде блоком объявлений. Это кусок кода, который вы можете использовать где угодно в документе. Вы не только исключите лишние повторения, но и сделаете код более чистым, так как избавитесь от необходимости использовать один и тот же класс к разным элементам.
Например, у вас на сайте есть разделитель, который вы используете довольно часто. Например, вы можете им разбивать основные блоки (например, articles и header) или четные параграфы. Разделитель имеет нижний отступ, нижнее поле, рамку и тень.
Чтобы создать разделитель вы можете к элементу добавить класс.shadow-border . Но это существенно "загрязнит" ваш html и css файл.
Shadow-border { border-bottom: 1px solid #a4a4a4; -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); padding-bottom: 20px; margin-bottom: 40px; }
Если вы хотите корректную структуру в css файле и чистую html-разметку, вам нужно добавить вышеприведенное правило соответствующим html-элементам. Стоит отметить, если элементов с разделителем много, это существенно "испортит" стилевой файл, что затруднит поддержку стилевого файла.
Header, article, p.intro { border-bottom: 1px solid #a4a4a4; -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); padding-bottom: 20px; margin-bottom: 40px; }
Используя @mixin , вы можете определить имя для блока объявлений. Это имя не должно быть связано ни коим образом с вашим HTML.
@mixin shadow-border { border-bottom: 1px solid #a4a4a4; -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); padding-bottom: 20px;margin-bottom: 40px;}
Затем, чтобы подключить примесь к элементу, вам потребуется просто подключить имя примеси: @include shadow-border;
@mixin shadow-border { border-bottom: 1px solid #a4a4a4; -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); padding-bottom: 20px;margin-bottom: 40px;} article { @include shadow-border;} header { @include shadow-border;} p.intro { @include shadow-border;}
Выглядит неплохо.
Параметры для примесей задаются в круглых скобках, следующих за названием примеси; контент примеси помещается в фигурные скобки.
@mixin border-radius($radius: 1px) { -webkit-border-radius: $radius; -moz-border-radius: $radius; border-radius: $radius; } /* USE */ .example-class{ background-color: #900; @include border-radius(20px); }
Иногда очень удобно иметь возможность вложить одну примесь в другую. Например, нам нужно добавить примесь к уже существующей примеси:
$border-colour: #a4a4a4; $unit: 10px; @mixin subtle-shadow { -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); } @mixin shadow-border { @include subtle-shadow; border-bottom: $unit/10 solid $border-colour; padding-bottom: $unit*2; margin-bottom: $unit*4;} article { @include shadow-border;} header { @include shadow-border;} p.intro { @include shadow-border;}
Примеси не единственная вещь, которую вы можете вкладывать в селекторы CSS (или, что вернее, в блоки объявлений в sass-файле). В SASS вы можете вкладывать элементы друг в друга . Этим вы исключите повторяющиеся селекторы и упростите процесс чтения кода.
/* обычный CSS */ .module h3 { font-weight: bold;} .module p { padding-bottom: 10px;}
/* пишем на SASS */ .module { h3{ font-weight: bold;} p { padding-bottom: 10px;} }
Вложения становятся необычайно полезными при работе с медиа-запросами. Обычно, когда вы работаете с медиа-запросами, приходится создавать дополнительные стили под разные разрешения экрана, а иногда даже создавать отдельный стилевой файл.
/* окно просмотра - любое, включая браузеры которые не поддерживают @media */ article { font-size: 14px;line-height: 25px;} article h2 { font-size: 18px;padding-bottom: 15px;} /* для 300px окон просмотра и шире (mobile first) */ @media only screen and (min-width: 300px) { article {line-height: 20px;width: 90%;} article h2 { padding-bottom: 10px;} } /* для 600px окон просмотра и шире */ @media only screen and (min-width: 600px) { article {line-height: 25px;width: 80%;} article h2 { padding-bottom: 15px;} } /* для 900px окон просмотра и шире */ @media only screen and (min-width: 900px) { article {width: 60%;} } /* для 1200px окон просмотра и шире */ @media only screen and (min-width: 1200px) { article { font-size: 16px;line-height: 30px;width: 50%;} article h2 { font-size: 21px; line-height: 35px; padding-bottom: 20px;} }
SASS же позволит вам расположить, при помощи вложений, все медиа-запросы прямо внутри элементов. Этим вы сможете упростить поиск и правку стилей, затрагивающих адаптивную верстку.
Article { font-size: 14px;line-height: 25px; h2 { font-size: 18px; padding-bottom: 15px; } @media only screen and (min-width: 300px) { line-height: 20px; width: 90%; h2 { padding-bottom: 10px; } } @media only screen and (min-width: 600px) { line-height: 25px; width: 80%; h2 { padding-bottom: 15px;} } @media only screen and (min-width: 900px) { width: 60%; } @media only screen and (min-width: 1200px) { font-size: 16px;line-height: 30px; width: 50%; h2 { font-size: 21px; line-height: 35px; padding-bottom: 20px; } } }
Оператор @import
позволяет подключить содержимое стороннего CSS(SCSS)-файла в текущий CSS(SCSS)-файл.
@import не разрешается вставлять после любых объявлений кроме @charset или другого @import .
Чтобы подключить содержимое, например, _style_two.scss , необходимо писать так:
@import "style_two.scss"; /* подключаем без подчеркивания */
Важно
: если подключать не конкретный файл, а папку, то css файлы не будут генерироваться для файлов начинающихся с _
.
Например, наличие файла style.scss приведёт к созданию style.css , а наличие файла _some.scss - нет. Таким образом, знак подчеркивания означает, что файл не является самостоятельной таблицей стилей и его можно лишь импортировать в другую таблицу стилей.
Синтаксис оператора цикла (each) следующий: $var in . $var – имя переменной, и
список значение переменной $var .
Вместо $var подставляется значения из , затем в стилевом файле выводится содержимое цикла (по количеству значений
).
Например:
Скомпилировано в:
Часто возникает ситуация, когда один класс должен иметь все стили другого класса, помимо своих собственных стилей. Наиболее распространенное решение это использовать два класса; первый содержит общие стили, второй – специфичные.
Оператор @extend позволяет избежать этих проблем, обеспечивая возможность одному селектору наследовать стили от другого селектора. Например:
Скомпилировано в:
Что такое Sass, зачем он нужен, его возможности, установка и как его использовать в своих проектах
Sass (Syntactically Awesome Stylesheets) - это один из самых развитых, стабильных и многофункциональных препроцессоров. Пользуется большой популярностью у разработчиков. Sass - это более продвинутая версия CSS, которая имеет гораздо бо́льший набор возможностей, а также Sass предназначен для упрощения каскадных таблиц стилей.
Синтаксис Sass имеет 2 вида: SASS и SCSS . SCSS - более похож на CSS, а SASS - отличается отсутствием фигурных скобок. Вложенные элементы реализованы за счёт отступов. Именно такой синтаксис мы будем здесь использовать.
Чтобы понять, зачем нужен Sass, перечислим его некоторые возможности :
Если коротко зачем нужен Sass: он ускоряет и упрощает процесс разработки.
Существуют разные способы начать использовать Sass:
Рассмотрим использование Sass для таск-менеджера Gulp . Перед тем как начать установку, желательно ознакомиться с основами Gulp .
Для установки плагина gulp-sass в наш проект, откроем командную строку в папке проекта. Введём следующую команду:
npm i gulp - sass -- save - devПлагин будет установлен в папку node_modules и будет добавлена соответствующая запись в файле package.json. После успешной установки нам нужно подключить наш пакет в файле gulpfile.js .
var gulp = require ("gulp" ); sass = require ("gulp-sass" );Теперь создадим таск sass .
gulp . task ("sass" , function (){ return gulp . src ("app/sass/main.sass" ) . pipe (sass (). on ("error" , sass . logError )) . pipe (gulp . dest ("app/css" )); });gulp.src - Что берём для обработки
.pipe(sass()) - Конвертируем Sass в CSS
sass()
- в скобках можно задать дополнительные настройки отображения CSS на выходе.
Например, sass({outputStyle: "expanded
"}) - полностью развёрнутый CSS.
Другие значения: nested
(по умолчанию), compact
- каждый селектор на разной строке, compressed
- всё в одну строку.
Если вдруг мы допустим ошибку, то можно вывести на экран сообщение в каком месте она находится. Для этого добавим .on("error", sass.logError) .
Выполним наш созданный таск gulp-sass . В командной строке введём gulp sass .
Gulp автоматически преобразовал SASS в CSS и создал файл main.css .
Если нужно выбрать не один файл, а несколько, то можно выбрать все файлы сразу. Для этого изменим немного строку, где мы выбираем sass-файлы для конвертации:
gulp . src ("app/sass/**/*.sass" )sass/**/*.sass - означает выбор всех файлов (с расширением .sass ) во всех папках папки sass.
Резюмируем: подключили плагин gulp-sass , создали таск sass и добавили вывод ошибки (если таковая возникнет). Теперь можно сделать дефолтный таск. Т.е. наш такск gulp-sass будется запускаться командой gulp .
gulp . task ("default" , [ "sass" ]);Получаем следующий gulpfile.js
var gulp = require ("gulp" ); var sass = require ("gulp-sass" ); gulp . task ("sass" , function (){ return gulp . src ("app/sass/**/*.sass" ) . pipe (sass (). on ("error" , sass . logError )) . pipe (gulp . dest ("app/css" )) }); gulp . task ("default" , [ "sass" ]);Их огромное количество, рассмотрим лишь самые популярные. С полным списком можно ознакомиться на официальном сайте .
Вложенность правил
Вложенность свойств
Использование переменных $
Арифметические операции с числами
Арифметические операции с цветами
27.07.2017
Эта серия туториалов по SASS предназначена для начинающих и опытных разработчиков. Это первая из четырех частей обучающих статей, в которой вы познакомитесь с этим препроцессором, установите его и узнаете о некоторых функциях.
SASS (Syntactically Awesome Style Sheets) - один из самых популярных . Он представляет собой набор функций для CSS, которые позволяют кодить быстрее и эффективнее. SASS поддерживает интеграцию с Firefox Firebug. SassScript позволяет создавать переменные, вложенные стили и наследуемые селекторы.
SASS позволяет быстро и просто писать меньше (иногда значительно меньше) CSS кода и динамично управлять им как языком программирования (кстати, это не язык программирования). Это отличный инструмент для написания более функционального и чистого CSS, который может ускорить рабочий процесс любого дизайнера и разработчика.
Большинство фронтенд фреймворков, включая Bootstrap, Materialize и Foundation, созданы с помощью этого отличного препроцессора. Знание SASS поможет вам использовать больше функций этих фреймворков.
Существует много приложений, которые позволяют легко и быстро начать использовать SASS: CodeKit, Compass, Koala и т.д. Вы узнаете о них в других частях туториала. В этой главе мы не будем использовать никаких приложений или инструментов кроме тех, которые необходимы для запуска SASS на компьютере. Вам не придется волноваться об операционной системе, потому что всё будет понятно всем пользователям.
Установить SASS можно только на машину, на которой уже есть Ruby:
После установки Ruby на вашу машину можно установить SASS. Давайте откроем командную строку Ruby и установим SASS на вашу систему:
Gem install sass
Если команда выше не сработает, то вам, возможно, придется использовать sudo команду:
Sudo gem install sass
Если вы хотите проверить версию SASS используйте следующую команду:
SASS установлен. Давайте создадим папку проекта и назовем ее sass-basic. Создайте базовый html файл со следующим кодом:
Hello friend I am learning SASS and it"s really awesome.
Body{ text-align: center; } h1{ color: #333; } p{ color: #666; }
Теперь нужно компилировать этот файл используя командную строку/терминал. Давайте откроем командную строку в той же директории (возможно, придется использовать командную строку Ruby, если обычная командная строка не работает). Вбейте следующее и нажмите Enter:
Sass --watch style.scss:style.css
Вы заметите, что сгенерировались новые файлы: style.css и style.css.map. Стоит отметить, что не нужно трогать map файл, также как и.css файл. Если вы хотите внести какие-то изменения, то это можно сделать через style.scss. Вам не понадобится повторять этот процесс при каждом изменении стилей. Компиляция SASS будет работать автоматически при внесении изменений в.scss файл.
В следующей главе мы рассмотрим SASS переменные, и почему они являются самой полезной функций SASS (и в любом другом CSS препроцессоре).
Объедините возможности программирования с гибкостью
Если вы занимаетесь разработкой каскадных таблиц стилей, то Sass может существенно упростить этот процесс. Sass – это язык и препроцессор каскадных таблиц стилей, добавляющий в CSS традиционные атрибуты программирования. В Sass реализован ряд возможностей программирования, включая переменные, логическую вложенность стилей, миксины, аргументы и наследование. Если вы создаете таблицы стилей для вашего Web-сайта, то Sass может сильно облегчить вам жизнь за счет получения стандартной разметки CSS путем преобразования кода Sass.
Из этой статьи вы узнаете о ключевых принципах Sass. Статья содержит практические примеры, демонстрирующие, как можно упростить и ускорить разработку CSS при помощи Sass.
Синтаксис Sassy CSS (SCSS) является расширением CSS3; любой код SCSS является работоспособным кодом CSS. Все примеры этой статьи написаны на SCSS.
Sass – это надежное, конфигурируемое и функциональное решение для разработки CSS. Вместо устаревших статических правил CSS в нем используется принцип динамической генерации структур. Если вы хотите придерживаться своего привычного стиля программирования и иметь доступ к структурам языка программирования, то Sass является наилучшим выбором.
CSS-препроцессоры обладают всеми функциями, необходимыми для любой среды Web-разработки. Они позволяют:
Существует множество технологий предварительной обработки CSS. В этой статье мы остановили свой выбор на Sass из-за его гибкости и широты возможностей.
Основная реализация Sass выполнена на Ruby, хотя существуют и другие реализации. Первый шаг заключается в инсталляции Sass через его компоненты Ruby.
Создайте файл с расширением.scss в любом текстовом редакторе. Поддержка синтаксиса Sass (выделение цветом различных фрагментов кода) различна в разных текстовых редакторах; список редакторов вы найдете в разделе .
Скопируйте код из листинга 1 и вставьте его в созданный scss-файл.
Язык Sass является расширением CSS3. В Sass версии 3.2.1 любой рабочий код CSS является также рабочим кодом Sass. Пример такого кода приведен в листинге 1. Тем не менее, код Sass из листинга 1 необходимо преобразовать в CSS, иначе Web-браузеры не смогут корректно воспринимать таблицу стилей. Вместо того чтобы постоянно преобразовывать Sass в CSS вручную с помощью команды sass-convert , мы настроим Sass на автоматическую конвертацию sass-файла в CSS при его сохранении. Для того чтобы Sass постоянно отслеживал нужный файл, выполните в командной строке команду из листинга 2.
Можно также настроить Sass на отслеживание всей директории, как показано в листинге 3.
Теперь Sass будет автоматически конвертировать ваш код в рабочий код CSS при сохранении sass-файла, и мы можем приступать к работе.
Переменные – это ключевая функциональность, которая отсутствует в CSS. В таблицах стилей используется очень много повторений, поэтому очень полезно иметь возможность задать определенное значение один раз и потом ссылаться на него. Предположим, что у вас имеется таблица стилей, похожая на таблицу из листинга 4.
Стандартная разметка CSS требует явного указания всех значений, что приводит к повторениям в листинге 4. С помощью Sass можно использовать более эффективный способ, как показано в листинге 5.
Преимущество очевидно. Теперь можно изменять цвет всех элементов в одном месте. Листинг 5 содержит переменную $purplishColor , значение которой можно изменить в Sass-файле в любой момент. Переменные Sass не имеют типов; одной и той же переменной можно присваивать строковые и целочисленные значения и даже коды цветов.
Код CSS можно с легкостью разбить на отдельные модули, которые механизм Sass соберет воедино. При помощи директивы @import можно импортировать модули, как показано в листинге 6. В директиве необходимо указать имя файла, гиперссылку или любой другой путь. В одном документе можно одновременно объединять файлы CSS и SCSS.
Подходы к разделению кода на модули в CSS и Sass существенно различаются. Когда вы разбиваете CSS-код на более мелкие таблицы стилей, то для загрузки каждой из таблиц требуется выполнить отдельный HTTP-запрос. В Sass директива @import загружает код модуля немедленно, поэтому в итоге всегда получается один CSS-файл.
В Sass поддерживаются объединение строк и подстановка переменных. Вместо того чтобы использовать переменные только для присвоения значений свойствам, можно также непосредственно вставлять их значения в имена свойств и селекторов, как показано в листинге 7.
В листинге 8 представлен код из листинга 7, сконвертированный в CSS.
В Sass поддерживаются стандартные математические операции с числами, как показано в листинге 9. Можно выполнять простые математические операции со значениями переменных.
В листинге 10 представлен код из листинга 9, сконвертированный в CSS..
Также поддерживаются математические операции с кодами цветов, как показано в листинге 11.
В листинге 12 представлен код из листинга 11, сконвертированный в CSS.
Одной из наиболее востребованных возможностей, отсутствующих в CSS, являются вложенные селекторы (применение стиля к селектору внутри другого селектора). Чтобы создать вложенный селектор в CSS, необходимо повторно указывать родительский селектор для каждого определяемого дочернего селектора. В Sass процесс создания вложенных селекторов упрощен, как видно из листинга 13.
В листинге 14 представлен код из листинга 13, сконвертированный в CSS.
Управляющие директивы Sass выстраивают потоки данных и логику в коде CSS. В этом разделе мы рассмотрим основные управляющие директивы – @if, @for и @each.
В Sass поддерживаются базовые функции if/else, которые могут быть скомпилированы в CSS. Рассмотрим листинг 15, где мы хотим сделать цвет link черным (black) во всех случаях, за исключением случаев, когда базовый цвет уже черный. Если базовый цвет уже черный, то мы меняем его на белый. Listing 15. Sass @if example
В листинге 16 представлен код из листинга 15, сконвертированный в CSS.
Здесь директива @if работает так же, как и в других языках программирования. После оператора @if можно указать несколько операторов @else if и один оператор @else . Если условие @if не выполняется, то предпринимаются попытки поочередного выполнения операторов @else if до тех пор, пока один из них не завершится успехом или пока не будет достигнут блок оператора @else .
Директива @for циклически генерирует набор стилей. В каждой итерации используется переменная-счетчик, как показано в листинге 17.
В листинге 18 представлен код из листинга 17, сконвертированный в CSS.
Директива @each считывает элементы из указанного списка и генерирует стили с использованием их значений, как показано в листинге 19.
В листинге 20 представлен код из листинга 19, сконвертированный в CSS.
В Sass можно использовать функции. Подумайте над абстрагированием и разбиением методов на отдельные фрагменты кода, чтобы их можно было переносить и использовать в других проектах.
В Sass имеется множество встроенных функций. Например, функции управления цветом rgb() и darken() , представленные в листинге 21. При помощи этих функций можно изменять оттенок, насыщенность, яркость, прозрачность, масштаб плавности и многие другие свойства цвета. Также вы можете определить собственные функции и использовать их при необходимости.
В листинге 22 представлен код из листинга 21, сконвертированный в CSS.
Также в Sass присутствуют математические функции, функции для работы со строками и списками, функции интроспекции и многие другие. Полный список функций вы найдете в разделе .
Миксины (многократно используемые фрагменты CSS-кода) определяются с помощью директивы @mixin , как показано в листинге 23. В миксинах можно определять шаблоны пар "свойство-значение" и использовать их в других наборах правил. Использование миксинов упрощает код таблиц стилей и делает их удобнее для чтения. По существу, @mixin – это определяемая пользователем функция. Миксины также могут принимать аргументы – это означает, что с помощью небольшого количества миксинов можно создать множество стилей.
В листинге 24 представлен код из листинга 23, сконвертированный в CSS.
Миксины похожи на функции и тоже могут работать с переменными. Отличие миксина от функции заключается в том, что функция всегда возвращает значение, а миксин – строки кода.
Compass – это Open Source-инфраструктура для разработки CSS, использующая язык Sass. Доступные для многократного использования шаблоны проектирования (на основе миксинов) позволяют создавать объемные и мощные таблицы стилей. Библиотека основных функций Compass является необходимым инструментом при разработке в Sass.
По существу, Compass является оберткой для CSS. Посредством CSS-спрайтов и ряда других технологий Compass берет на себя решение общих проблем CSS, таких как совместимость с браузерами, схемы и оптимизация таблиц стилей.
Так же как и Sass, Compass распространяется в виде gem-пакета Ruby. Для инсталляции Compass выполните в командной строке команду gem install compass .
После этого вы сможете использовать определенные в Compass миксины (функции), а также множество встроенных функций, классов и поддерживаемых возможностей CSS3. За дополнительной информацией о Compass обратитесь к разделу .
В этой статье вы познакомились с несколькими концепциями, которые могут помочь вам в успешной реализации кода Sass на вашем Web-сайте. Вы узнали о переменных, подстановках, вложенности, функциях и некоторых директивах.
Sass не является единственным CSS-препроцессором. Его ближайший конкурент, LESS (см. раздел ), также пользуется определенной популярностью. По большому счету, различий между Sass и LESS не так уж много. Основным преимуществом Sass является Compass – расширение, которого нет у LESS. Важно поработать с как можно большим количеством CSS-препроцессоров, чтобы понять, какой из них лучше всего подходит для ваших задач.