Система кодирования unicode. Что такое Unicode? Юникод и традиционные кодировки

25.02.2019

Ксилография (греч. ξύλον - дерево и γράφω - пишу, рисую) - гравюра на дереве, основная и древнейшая техника гравюры. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Изображение в ксилографии. отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения. Формы, изготовленные способом ксилографии., выдерживают до 15 тыс. оттисков. Для больших тиражей с ксилографических досок делается гальваноклише *. Являясь древнейшим видом гравюры, ксилография издавна служила для создания как иллюстраций в печатных книгах, так и эстампов *. В 19 в. широко применялась для печатания иллюстраций и репродуцирования живописи и рисунка в книгах и журналах. Ксилография, в отличие от других видов гравирования (офорт, резцовая гравюра и прочие) имеет своей целью исключительно получение оттисков на бумаге (печатные формы не представляют собой значения как самостоятельные художественные произведения).

Продольная (обрезная) гравюра

Первоначально техника гравирования в Западной Европе, как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки. В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.

На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру в типографском станке - толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры - «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.

Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в технике обрезной гравюры на дереве, появились на рубеже XIV-XV веков. Они были религиозного содержания, что предопределило распространение этого «ремесла»: сначала это была Бавария, Эльзас, провинции Священной Римской империи. Если сначала это были преимущественно религиозные изображения, то затем стали появляться сатирические листки, календари и азбуки. Первая датированная ксилография называется «Св. Христофор» и выполнена она была в 1423 году.

Святой Христофор. Продольная гравюра. 1423 г.

Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры - господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV - начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив - белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.


"Негатив"-гравюры Урса Графа (Urs Graf)

Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре. Это угловые и полукруглые стамески, подобные клюкарзам, применяемым резчиками по дереву, - прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда - в прямые (например, в японском наборе инструментов).

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра

Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV веков. В 1780-х годах английский художник и гравер Томас Бьюик (1753-1828) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии».



Ксилографии из Истории птиц Британии Томас Бьюик 1847 г

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.

В торцовой гравюре инструментами служат штихели *, подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10-11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная».

Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

В качестве материала, заменяющего традиционно используемый в торцовой гравюре самшит и другие сходные по своим свойствам породы дерева, с некоторых пор применяют пластики, в том числе органическое стекло. При незначительных, непринципиальных изменениях техники, работа с этими материалами почти не сказывается на валёре.

Очевидными техническими недостатками торца является, во−первых, ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма; самшит, идеальный для торцовой гравюры, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно, и ареал его сравнительно невелик, а вырубка, например, на Кавказе практически прекращена или производится исключительно из санитарных соображений; во−вторых, именно последнее условие диктует потребность использования иных материалов. Первый фактор успешно преодолевается склейкой досок, что позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского, сопоставимые по этим параметрам с продольными гравюрами среднего размера. Но ещё У. Блейк без особого ущерба для решаемых задач резал на груше, что можно расценивать как изначально найденный путь преодоления второй проблемы.

1. * Гальваноклише - клише, представляющее собой точную гальванокопию гравюры на дереве или цинкового клише. С гравюры в гидравлическом прессе выдавливают воисковую матрицу, а на нее в гальванованне наращивают медный слой.Г. необходимо для печатания издания большим тиражом: гравюра на дереве может выдержать лишь малый тираж.
2. * Эстамп . Термин «эстамп» происходит от французского слова “estampe”, что обозначает «оттиск, печать». В полиграфии принято называть эстампом оттиск, полученный с печатной формы, которую выполнил сам автор изображения (художник, литограф, гравёр). Для получения типографского оттиска может использоваться самая разная техника создания печатной формы: офорт, литография, линогравюра, ксилография и другие. Важно другое – форма должна быть воспроизведена художником, а не работником типографии . Если это правило соблюдено, то эстамп считаются оригиналом произведения графического искусства. Оттиск может быть черно-белым, а также может быть выполнен в цвете.
3. * Штихель

Гравюра, которая выполняется на поперечном распиле – торце – дерева. Основой для гравюры служит дерево твёрдых пород – самшит, пальма. В качестве инструментов используются преимущественно штихели . Вырезанные углубления в отпечатке получаются белыми, а передача тона достигается за счёт сочетания штрихов.

На протяжении длительного периода торцовая гравюра использовалась лишь в репродуцировании. Гравёры создавали на основе работ художников печатные формы, порой проявляя в работе такое мастерство и художественный вкус, что многих из них смело можно назвать соавторами произведений. Примером подобного подхода к работе являются иллюстрации к «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя, выполненные гравёром Е. Вернадским, который за основу брал рисунки А. Агина. Выдающиеся образцы гравированных иллюстраций были созданы Доре, Гаварни, Домье. Большим умением и узнаваемой авторской манерой характеризуются работы мастеров гравёрного дела В. Матэ и Л. Серякова.

К началу XX века торцовая гравюра вышла за рамки репродуцирования. Западноевропейские и русские мастера занялись разработкой авторской печатной формы. Одними из первооткрывателей эстампа в Европе стали немецкий художник К. Колльвиц, французский мастер Ф. Валлотон, бельгиец Ф. Мазереель.

В России наиболее выдающиеся образцы торцовой гравюры относятся к советскому периоду. Попытки создания гравюр в книжной и станковой графике делались русскими художниками и до революции , но таких попыток было относительно немного, советская же торцовая гравюра отличалась оригинальностью и многообразием. В качестве примера можно привести работы В.А. Фаворского, удивительные по масштабу идейной составляющей, одновременно простые и глубокие – сочетание, характерное для произведений выдающегося художественного обобщения.

Вытесненная гравюрой на металле, ксилография совсем было умерла, и только в конце XVIII века ее спасли от полного исчезновения смелые технические предложения английского гравера Томаса Бьюика (Приложение 11).

Он предложил, во-первых, заменить продольное дерево торцовым, взяв для гравирования доски поперечного распила, в которых волокна перпендикулярны к плоскости доски. Инструмент гравера движется на такой доске с одинаковой легкостью во всех направлениях и может давать как широкие линии, так и линии самой незначительной толщины.

Во-вторых, Т. Бьюик предложил заменить ножи, которыми гравировали доски продольной обрезной ксилографии, инструментами, приспособленными для гравюры по металлу -- штихелями различной формы, позволяющими получить на доске белую линию одним движением инструмента по дереву.

Это дало возможность, используя белый штрих, сочное черное пятно и комбинации белых точек, добиваться различных тоновых эффектов. Легче стало вылепливать форму, вводить в изображение свет и тени.

Торцовая гравюра быстро распространилась во всех видах ксилографии, но наибольшего расцвета достигла в применении к книжной иллюстрации в 40-х годах XIX века.

Технику торцовой гравюры прекрасно использовал русский гравер Е. Бернардский. По рисункам А. Агина, одного из основоположников русской иллюстрации, Бернардский создал гравюры к «Мертвым душам»

Гоголя. Художник последовательно развертывает картины русской жизни, точно и метко воспроизводит облик Чичикова и других действующих лиц поэмы.

Так, например, в гравюре «Пошла писать губерния» (Приложение 12) дана яркая картина провинциального бала, где мы легко узнаем гоголевские персонажи. Каждая фигура полна острой, почти карикатурной и вместе с тем не выходящей за рамки реальности выразительности.

Все композиции А. Агина благодаря тонкому мастерству гравера зазвучали с особой силой, убедительность рисунка соединилась в них с наблюдательностью художника, с его глубоким проникновением в дух поэмы. Эти иллюстрации, выпускавшиеся отдельным сборником под заглавием «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», сыграли значительную роль в развитии русского реалистического искусства.

Со временем ксилография как самостоятельное искусство резца выродилась и превратилась в почти механическое, безликое воспроизведение любых видов изображения, начиная от фотографии и кончая чертежами. Развитие фотомеханики постепенно вытеснило ксилографию из репродукционных процессов.

Но русская ксилография выдвинула на грани XIX--XX веков сильного и яркого мастера, гравера и офортиста В. В. Матэ, явившегося учителем большинства наших советских граверов старшего поколения. Г В начале XX века в России и в Европе /возрождается станковая (независимая от I целей репродукции) автогравюра. Теперь один и тот же человек выполняет работу и рисовальщика и гравера.

Возрождение ксилографии дало таких мастеров, как Ф. Валлотон во Франции, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазереель в Бельгии, А. П. Остроумова-Лебедева и В. Д. Фалилеев в России.

Особенно интересны гравюры А. П. Остроумовой-Лебедевой, создавшей ряд исключительных по мастерству и изяществу архитектурных пейзажей Ленинграда и его окрестностей. Гравюры ее отличаются необычайной лирической проникновенностью. Тонко чувствует она своеобразную прелесть строгой и гармоничной архитектуры города, его площадей и улиц, его набережных и мостов, чистоту их линий и совершенство пропорций, романтическую живописность парков Павловска и Пушкина (б. Царского Села).

В. Д. Фалилеев работал также главным образом над пейзажем, создавая в цветных гравюрах яркие эффекты то раннего утра, то вечера, то полдня.

К торцовой гравюре на дереве близки некоторые новые техники, возникшие либо в самые последние годы XIX, либо XX столетия. Таковы гравюры на линолеуме и на органическом стекле.

В настоящее время линолеум, как материал более податливый, чем дерево используется очень широко, особенно в тех случаях, когда создается гравюра большого размера.

Многие знают, что такое рисунок, а что собой представляет гравюра, знают не все. Но и рисунок, и гравюра относятся к графике, выражением которой является линия и штрих. Однако различие все-таки существует. Гравер наносит изображение на твердую деревянную поверхность, создавая ксилографию. Значение слова, кстати, идет от греческих лексем: "ксилон" - "деревянная доска" - и grapho - "рисую". Затем делается оттиск на бумагу или другой материал. Об этом древнем виде искусства наша статья.

Древняя гравюрная техника

Так По определению, это способ высокой печати, выполняющаяся при помощи печатных досок, на которые путем резьбы нанесен рисунок. Ксилография - вид прикладного искусства, имеющий многообразие областей применения. В сравнении с фресками и мозаикой она считается молодым видом искусства.

Работа гравера и сам процесс создания ксилографии начинался с рисунка. Художник либо сам создавал гравюру на дереве - ксилографию, либо обращался к профессионалу. В основном преобладало разделение труда на протяжении почти четырех столетий: художник создавал рисунок, гравер воспроизводил его.

Предшественники ксилографии

Некоторые исследователи истории графического искусства считают, что косвенный предшественник ксилографии - это эстампаж, который представляет собой прямой оттиск рельефного изображения. Впервые он появился в колыбели человеческой цивилизации Месопотамии, в 3000 году до н. э. Круглые печати для вдавливания в глину явились доказательством создания эстампов. За этим последовал период трафаретов в Древнем Египте.

Эта практика печати изображений соотносится с временем появления бумаги в Китае, ориентировочно со II веком н. э. Как правило, это были плоские рельефы, оттиснутые на увлажненный лист писчего материала. Притиранием его специальными щеточками или простукиванием получали воспроизведение этого рельефа на бумаге. Далее шла обработка этого оттиснутого рельефа. Способом эстампа пользовались и после возникновения ксилографии.

Ксилография в странах Востока

По своему происхождению самая ранняя техника печатной графики - ксилография. Появилась она на Востоке. Исторические источники Китая дают информацию о том, что печать при помощи деревянных дощечек производилась в стране с VI века. Однако самая ранняя из археологических находок - гравюра, дошедшая до наших дней, - датируется 868 годом. На ней изображен Будда в окружении святых. В Корее были найдены отпечатки текста, оттиснутые в VIII веке.

Буддизм приобрел всеобъемлющее значение в культурной жизни Японии. Так, в 741 году правителем государства было приказано построить в каждой провинции буддийский храм. К тому времени были созданы храмовые ансамбли в городе Нара. В одном из них, в храме Хорюдзи, до наших дней сохранились древнейшие образцы ксилографии (это и печатный текст в том числе). Первой, достаточно достоверной датой в истории японского книгопечатания является 770 год. В этом году было изготовлено миллион маленьких пагод высотой 13,5 см, для того чтобы вложить в каждую из них печатные буддийские заклинания и пожаловать их храмам. Это непрошитые отдельные страницы в виде двух досок с завязками.

Ксилография в арабских странах и Западной Европе

Гравюры с деревянных дощечек появились в арабских странах как результат проникновения их из стран Дальнего Востока. При помощи ксилографии в Египте издавались книги на арабском языке, относящиеся к периоду между X и XIV веками. Также в Египте использовались так называемые набойки для печати узоров на тканях, и это также ксилография.

Быстрое распространение гравюры на дереве в Западной Европе относится к XV веку. Она была похожа на технику, по которой изготовлялись доски для набойки. Образцы таких дощечек сохранились в виде работ с орнаментами и сюжетными композициями итальянской работы. Фрагмент печатной формы, вырезанной во Франции, изображает распятие, датирована работа 1397 годом.

Эпоха Раннего Возрождения придает ксилографии несколько иное значение. Гравюра не имеет декоративно-прикладного значения, а развивается как самостоятельный вид искусства. Круг гравюр расширяется от отдельных листов до карт и календарей массового потребления. В 1461 году выходит первая книга в Германии с гравюрами на дереве.

Древние принты из Японии

Вопрос о том, является книгопечатание в Японии заимствованным или самостоятельным явлением, решается по-разному до настоящего времени. Ряд ученых считают, что такое искусство, как ксилография, в Японии развивалось из производства набивных тканей, другие же утверждают, что оно пришло в Японию из Китая. Однако древнейший памятник ксилографии (дарани) обнаружен в Японии, а не в Китае.

Японские граверы в своих работах изображали различные сцены бытовой жизни и динамичные позы из репертуара актеров. Такие принты участвовали в выставках и печатных изданиях Кабуки. К началу XIX века широкую популярность в Японии получила цветная ксилография. Выполнялась она из нескольких досок, окрашенных в разные цвета. Когда Япония открыла свои торговые пути в Европу в 1868 году, известные художники, такие как Тулуз-Лотрек, Дега, Уистлер и Ван Гог, стали известными коллекционерами этих принтов и часто привносили аспекты стиля ксилографии в свои собственные произведения искусства.

Этапы работы гравера

Технические приемы выполнения ксилографии с момента ее возникновения усложнились, но основа выполнения ее осталась прежней. Этапы работы над ксилографией выглядят следующим образом. Основные инструменты гравера - нож, стамески различной ширины и долото, при помощи которых он создает рисунок на доске. Деревянная доска, на которой "выбивается" рисунок, - это спил дерева с мягкой древесиной (груша или бук). Доску перед работой грунтуют. На подготовленной к работе доске выбивается вышеуказанными инструментами рисунок в зеркальном изображении.

Следующим этапом работы будет накатывание валиком на рисунок специальной типографской краски. На поверхность доски накладывается лист бумаги или материала, на котором должен отпечататься рисунок. Оттиск может делаться как вручную при помощи рычажного пресса, так и при помощи электрического пресса-станка. Рисунок переходит на материал. Гравюра выполнена.

Такой же техникой печатались тексты и иллюстрации до изобретения книгопечатания. Мастера умели в контрастных черно-белых линиях своих гравюр передать разнообразие эмоциональных оттенков. Это отчетливо видно в "Пляске смерти" Г. Гольбейна и мощном "Апокалипсисе" А. Дюрера.

Почему гравюра, а не рисунок?

Понимая, насколько непрост способ изготовления ксилографии, задаешь себе вопрос: для чего художнику выполнять сложную и трудоемкую работу, а не рисунок на бумаге? Рисунок уникален. Сколько бы ни было с этого рисунка копий, они остаются репродукциями. А это не искусство. В репродукции нет неуловимого присутствия автора. В ней другой автор, передающий в копии свою энергетику, свои цвета. То есть это всего лишь напоминание об оригинале.

Главное качество ксилографии - это возможность тиражировать рисунок. С помощью подготовленного трафарета на одной доске, выполненного автором, можно получить оттиски в необходимом количестве. Всё это будет авторской работой, под которой ее создатель может поставить свою подпись.

Ксилография в России

К первым представителям этого вида графики можно отнести граверов середины XIX века Е. Бернадского и В. Матэ. Последний был великим мастером и выдающимся педагогом. Из его класса гравюры в училище Штиглица вышли большие мастера: А. Остроумова-Лебедева, И. Фомин, В. Масютин, П. Шилинговский. Эти мастера сформировали школу советской ксилографии, продолжая работать со старыми темами графики: пейзажем, портретом, книжной иллюстрацией. А. П. Остроумова-Лебедева стояла у истоков авторской ксилографии.

Центральной фигурой ксилографии после 1920 года стал В. Фаворский. Это художник широкого диапазона. В одном человеке сочетались гравер, монументалист, оформитель. Но, по мнению самого Фаворского, он более себя раскрыл в такой области, как книжная ксилография. Его школа в советской ксилографии занимала лидирующее место, а многие из его учеников стали крупными художниками (Д. Константинов, А. Гончаров, М. Пиков).

Выставка гравюры в Москве

В Государственной Третьяковской галерее в ноябре 2015 года проходила выставка "Материалы и техники гравюры. Ксилография". На ней были представлены, хранившиеся в запасниках гравюры. Среди них около 200 оригинальных работ и гравюр, а также более десятка графических альбомов. Отображение таймфрейма охватывает период с начала XVII до 1930-х годов. При создании экспозиции учитывались хронологический принцип и стремление, насколько это возможно, поддержания целостности полученных коллекций. Посетители могли познакомиться с материалами, рассказывающими о технике ксилографии. Экспонаты выставки являлись образцами всех видов и форм ксилографии, начиная с лубочной картинки и заканчивая линогравюрами.

Одним из экспонатов выставки была грушевая рамка, выдержавшая 87 тысяч отпечатков. Это с неё печатаны были листы напрестольного Евангелия начала XVII века. До внедрения фототехнологий ксилография была востребована как имитирующая рисунок карандашом и живопись. Живописные картины граверы выполняли зеркально, чтобы была сохранена достоверность полотна.

На выставке были продемонстрированы различные эпохи в искусстве ксилографии. Это японская, европейская и русская графики. Были представлены доски и принты. Выставка познакомила с работами современных авторов, их гравюрами, а также различными жанрами ксилографии.