Социальная роль.

26.08.2019

Данная работа посвящена изучению социологических понятий социального статуса и социальных ролей, введенных в научный оборот в XIX - XX веке специалистами, занимающимися изучением жизнедеятельности общества и личности в нем.

Развитие личности всегда происходит в определенном социальном пространстве. Личность в процессе становления вступает в различные взаимоотношения с другими индивидами, группами, социальными общностями. В каждом конкретном отношении человек имеет определенный статус и играет определенную социальную роль, которые характеризуют его отношения с другими индивидами.

Социальный статус – показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Социальная роль – ожидаемый тип поведения личности, обусловленный совокупностью требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.. Индивид, занимающий определенный статус, но не исполняющий ожидаемой от него роли, как правило, приходит в противоречие с социальными структурами общества, для которых исполнение данной роли социально значимо.

В общих чертах тема оказалась на удивление интересной и очень полезной в качестве расширения уровня знаний по социологической дисциплине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальные статусы и роли

Реферат по социологии

Выполнила

Тищенко Т.М.,

учитель истории

19.04.2014 г.

План

Введение

  1. Статусы - основные элементы социальной структуры общества:

1.1. Социальный и личный статус

1.2. Приписываемый и прирожденный статус

1.3. Достигаемый статус

1.4. Главный статус

2. Элементы статуса:

2.1. Социальная роль – поведенческая сторона статуса

2.2. Статусные права и обязанности

2.3 Имидж – статусный образ

2.4. Статусная идентификация

Заключение

Введение

Данная работа посвящена изучению социологических понятий социального статуса и социальных ролей, введенных в научный оборот в XIX - XX веке специалистами, занимающимися изучением жизнедеятельности общества и личности в нем.

Развитие личности всегда происходит в определенном социальном пространстве. Личность в процессе становления вступает в различные взаимоотношения с другими индивидами, группами, социальными общностями. В каждом конкретном отношении человек имеет определенный статус и играет определенную социальную роль, которые характеризуют его отношения с другими индивидами.

Социальный статус – показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Социальная роль – ожидаемый тип поведения личности, обусловленный совокупностью требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.. Индивид, занимающий определенный статус, но не исполняющий ожидаемой от него роли, как правило, приходит в противоречие с социальными структурами общества, для которых исполнение данной роли социально значимо.

При работе над темой нами были изучены работы С.С. Фролова [ 9 ], А.И Кравченко , , В.Г. Немировского , А.К. Сковикова, А.П. Бойко , С.С. Новиковой , работы по социологии под редакцией А.М. Визельман

[ 7 ], А.Ю. Мягкова[ 6 ], Г.В. Осипова .

А.И. Кравченко очень подробно знакомит читателей с понятием социального статуса, но о социальной роли говорит мало, кратко. А вот в работе В.Г. Немировского, наоборот, большое внимание уделяется изучению социальной роли личности в обществе в опоре на исследования социологов с мировым именем, а о социальном статусе сказано лишь несколько фраз.

В книге С.С. Новикова для объяснения понятия социальная роль автор использует пример, взятый из классической литературы – пьесы В. Шекспира, что эмоционально украсило изучение данной темы. В учебном пособии А.Ю. Мягковой об исследуемой нами проблеме говорится буквально на двух страницах, что нас несколько огорчило, поскольку стиль автора прост, доступен для понимания даже непосвященного читателя. Незаменимым подспорьем в работе стало справочное пособие для студентов в виде шпаргалки.

Некоторые затруднения вызвал понятийный аппарат, данный авторами не одинаково в разных изданиях. Одни из них вели разговор о статусной роли, другие – о социальной роли. Задавшись вопросом, являются ли эти два понятия обозначением одного явления, мы внимательно изучили мнения разных сторон и пришли к выводу, что понятия статусная роль и социальная роль являются выражением одного и того же - это ожидаемое поведения человека, связанное с его статусом и типичное для людей этого статуса в данном обществе.

В общих чертах тема оказалась на удивление интересной и очень полезной в качестве расширения уровня знаний по социологической дисциплине.

  1. Статусы – основные элементы социальной

Структуры общества. Виды статусов.

1.1. С о ц и а л ь н ы й и л и ч н ы й с т а т у с

Термин «социальный статус» (от лат. status - состояние дел, положение) впервые в социологическом смысле употребил английский историк Г.Д.С.Мейн (Ancient law. N.Y., 1885). Первоначально в Древнем Риме данный термин означал правовое положение юридического лица. С середины 30-х гг. XIX в. разработкой теории социального статуса занимались Р.Линтон, Ф.Мерилл, Т.Шибутани, Р.Тернер и др. В настоящее время этот термин используется социологами в двух основных смыслах: а) обозначения социальной позиции индивида или группы в социальной системе; б) обозначения ранга, престижа этой позиции. Необходимо различать два вида статусов: социальный и личный .

С о ц и а л ь н ы й статус употребляется в двух значениях - широком и узком. В широком смысле социальный статус - это положение индивида в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением. В узком смысле социальный статус - положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, национальной) .

Социальные статусы - "водитель", "мать", "мужчина" и т.п. - всего лишь пустые ячейки в социальной структуре общества. Каждая из них заполняется определенным числом людей, но они постоянно меняются: кто-то умирает, кто-то увольняется и переходит на другое место. А ячейки остаются. Они необходимы и полезны обществу: врач нужен, чтобы лечить, учитель, чтобы учить, и так до бесконечности. Каждая ячейка на своем месте и выполняет какую-то важную общественную функцию.

Любой человек участвует во множестве групп и организаций. К примеру, господин Н. является мужчиной, преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом республиканской партии, православным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Совокупность всех статусов данного индивида в социологии получила название статусного набора (этот термин введен известным американским социологом Робертом Мертоном) .

Л и ч н ы й с т а т у с - положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей.

Предположим, что господин Н. нанимает человека, по отношению к которому действуют социально-групповые предрассудки. На первых порах работодатель и сослуживцы относятся к нему с подозрением или осторожностью. Потом окружающие изменяют свое отношение. Теперь главным для них становится личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус постепенно перерос в высокий личный статус.

1.2. П р и п и с ы в а е м ы й и п р и р о ж д е н н ы й с т а т у с.

Кроме рассмотренных статусов существуют и другие.

Приписываемый статус - это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Король - приписываемый статус. Приобрести его может только тот, кто родился в королевской семье. Приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится.

Возраст является приписываемым статусом. В течение жизни человек переходит из одного возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности, каких нет у других категорий. От конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых - заботу о детях и стариках.

Статусы падчерицы и пасынка, хотя их называют дочерью и сыном, статусы крестного отца и крестной матери нельзя считать прирожденными. Даже приписываемыми их следует называть лишь в той мере, в какой человек, получающий подобный статус, не волен выбирать его. Следовательно, "сын" может быть как прирожденным, так и приписываемым статусом.

Прирожденными статусами считаются только три социальных статуса: пол (мужчина и т.п.), национальность (русский и т.п.), раса (негр и т.п.). Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания. К прирожденным статусам также относятся личные статусы: "сын", "дочь", "сестра", "брат", "племянник", "дядя", "тетя", "бабушка", "дедушка", "кузен".

Казалось бы, никто не в силах изменить пол, расу и национальность. Однако пол и цвет кожи можно изменить в результате хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Мужчина, с детских лет игравший в куклы, одевавшийся, чувствовавший, мысливший и действовавший как девочка, усилиями медиков во взрослом возрасте становится женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому он был предрасположен психологически, но который не получил биологически. Какой пол - мужской или женский - следует считать прирожденным?

В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в отдельных случаях люди изменяют. Когда родители - лица разной национальности, трудно определить, какой национальности должны быть дети. Нередко они сами выбирают, что записывать в паспорте.

Таким образом, приписываемый статус очень напоминает прирожденный статус, но к нему не сводится. Биологически унаследованный статус называют прирожденным. В отличие от него социально приобретаемый статус называют приписываемым. Приписываемый статус неподконтролен индивиду.

Для того чтобы не возникало лишней путаницы, социологи договорились называть тот и другой типы статуса одним - приписываемый статус .

1.3. Д о с т и г а е м ы й с т а т у с.

Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не назначается человеку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает (достигает) благодаря собственным стараниям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду. С меньшим трудом даются такие статусы, как "школьник", "покупатель" и т.п. Достигаемым или приобретенным являются статусы депутата, рабочего, учителя, студента.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить, мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение и совершает массу других действий.

К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. "Аспирант" - статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе. Почетным горожанином или почетным доктором зарубежного университета можно стать благодаря прошлым достижениям.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно-исторический анализ, ученые установили: раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.

1.4. Г л а в н ы й с т а т у с.

Каждая личность, как правило, имеет много статусов. Но только один из них является основным, главным, определяющим положение человека в обществе в целом. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его .

Для женщин в традиционном обществе главным чаще всего оказывался статус домохозяйки, а для мужчины - и прежде, и теперь - статус, связанный с основным местом работы или занятием: директор коммерческого банка, научный сотрудник, полицейский. Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятий, а ученая степень, а для менеджеров - должность или иерархический ранг. Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные, независимо от того, каков набор статусов у данного индивида (например, статус чемпиона мира).

  1. Элементы статуса личности в обществе.

Элементами статуса являются: социальная роль (социально одобряемое

поведение), права и обязанности, статусный образ (соответствие образу

своего социального и личного статуса), идентификация (психологическое

отождествление себя со своим статусом) .

2.1. С о ц и а л ь н а я р о л ь – п о в е д е н ч е с к а я с т о р о н а с т а т у с а.

Термин «социальная роль» начали разрабатывать в начале XX века Э. Дюркгейм, М. Вебер, а позднее - Т. Парсонс, Т. Шибутани, Р. Линтон и др. В нашей стране разработке концепции ролевой теории личности много внимания уделяли в своих работах такие ученые, как И.С. Кон, В.А. Ядов. «Социальная роль, - пишет И.С.Кон, - это нечто безличное, не связанное ни... с чьей индивидуальностью, это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе» .

В мировой литературе распространен образ человека как актера, играющего заданные ему социальные роли, изменение которых находится в прямой зависимости от изменения его социального положения и возраста. Ярким подтверждением этого выступают слова В. Шекспира, сказанные им в пьесе «Как вам это понравится»:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той Сперва младенец,

Ревущий горько на руках у мамки…

Потом плаксивый школьник, с книжной сумкой,

С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем любовник,

Вздыхающий, как печь, с балладой грустной

В честь брови милой. А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна,

Обросший бородой, как леопард,

Ревнивый к чести, забияка в ссоре,

Готовый славу бренную искать

Хоть в пушечном жерле. Затем судья

С брюшком округлым, где каплун запрятан.

Со строгим взором, стриженой бородкой

Шаблонных правил и сентенций кладезь,

Так он играет роль. Шестой же возраст-

Уж это будет нищий Панталоне,

В очках, в туфлях, у пояса – кошель,

В штанах, что в юности берег, широких

Сменяется опять дискантом детским:

Пищит, как флейта… А последний акт,

Конец всей этой странной, сложной пьесы-

Второе детство, полузабытье:

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего .

Заимствованное из театральной жизни понятие «роль» было введено в язык социологии и получило широкое распространение вначале среди американских социологов и социальных психологов под влиянием работ Г. Мида и Д. Морено. Надо сказать, что ролевая концепция личности довольно широко распространена как в западной (Т. Парсонс, Т. Мертон, Т. Шибутани и др.), так и в отечественной науке (И.С. Кон, В.А. Ядов и др.).

В настоящее время она активно используется в системе категорий современной социологии. Социальная роль - это совокупность норм, определяющих поведение людей, действующих в определенной социальной ситуации в зависимости от их статуса или позиции, и само это поведение, реализующее данные нормы. Любое общество или социальную группу можно представить как набор определенных социальных позиций (начальник, подчиненный, отец, ребенок и т.п.). Эти позиции диктуют человеку особое поведение, вытекающее из данной позиции.

Социальную роль образно можно представить как точку, в которой смыкаются индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. Социальная роль имеет как бы два полюса: с одной стороны, это ролевые ожидания - то, чего окружающие ожидают от человека при выполнении данной роли, с другой -ролевое поведение - то, что человек выполняет в рамках данной роли .

Содержание социальной роли складывается из ценностных ориентации личности, социальных норм, регулирующих ее деятельность в самых разных областях социальной жизни: от семейной до политической. Роль может выполняться человеком как неосознанно, автоматически, так и вполне сознательно. В основе сознательного принятия роли могут лежать и различные потребности личности (потребность в деятельности, в престиже, в материальном благополучии и т.д.), и внешняя необходимость.

В нормативной структуре социальной роли выделяются четыре элемента:

  • описание типа поведения, соответствующего данной роли;
  • предписание - требования в связи с подобным поведением;
  • оценка выполнения предписанной роли;
  • санкции - социальные последствия действия в рамках требований соц. роли.

Каждая нормативная система имеет определенный «набор ролей».

Американский социолог Т. Парсонс полагал, что для описания социальной роли следует использовать пять характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, врача, учителя или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуации, когда люди обычно бурно проявляют свои чувства.

2. Способ получения. Ряд ролей обусловлен предписанными статусами (например, ребенка, юноши или взрослого гражданина): они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются: когда речь идет о роли профессора, имеется в виду такая роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий человека.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Так, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми на основе установленных правил. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги.

5. Мотивация. Выполнение разных ролей обусловлено различными мотивами. Так, ожидается, что предприимчивый человек поглощен своими интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Парсонс считает, что любая социальная роль включает определенное сочетание перечисленных характеристик .

Роли задаются личности несколькими способами.

Во-первых, имеются устойчивые ожидания общества или группы в отношении поведения лица, обладающего определенным статусом. От руководителя ожидают компетентности, решительности, заботы о подчиненных, от отца - заботы о содержании и воспитании детей, от друга - понимания и готовности прийти на помощь.

Во-вторых, роли существуют в виде совокупности ценностных ориентации личности, называемых «интернализованной» (внутренне принятой) ролью.

В-третьих, существуют люди, поведение и внутренний облик которых рассматриваются как идеальное воплощение роли и служат образцом для подражания.

Ни один из способов закрепления ролей не является первичным. Социальная роль формируется на их пересечении, но при этом в различных культурах и сферах общественной жизни каждый из названных способов имеет неодинаковое значение.

На принятие человеком той или иной социальной роли влияют не только социальные условия, но и природные факторы: пол, возраст, типологические особенности нервной системы, способности, состояние здоровья. Так, многие люди не могут работать по некоторым специальностям, заниматься определенными видами спорта, по состоянию здоровья выполнять роль отца или матери и т.п.

Каждый человек одновременно выполняет различные роли. Поэтому важно, чтобы требования, предъявляемые поведению человека различными социальными ролями не противоречили друг другу.

Для описания системы социальных ролей личности как целостности в отечественной социологии традиционной используются два понятия: «образ жизни» и «стиль жизни». Образ жизни можно определить как совокупность устойчивых форм жизнедеятельности индивида или социальной группы в единстве с их условиями.

Стиль жизни - понятие более узкое и описывает те виды жизнедеятельности человека (в совокупности с их условиями), которые выбраны им самостоятельно, без внешнего принуждения. Иными словами, если образ жизни человека характеризует ту сторону системы его социальных ролей, которая принята под воздействием социальных норм и требований, то стиль жизни - социальные роли или их элементы, выполняемые им в соответствии с внутренней предрасположенностью.

Социальная роль, возникая в связи с конкретной занимаемой индивидом социальной позицией, имеющей место в общественной структуре, одновременно с этим - конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, который обязателен для всех индивидов, выполняющих подобные социальные роли.

Социальная роль -поведенческая сторона статуса. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как "преподаватель", "исследователь", "наставник молодежи", "администратор", "клерк", "автор научных статей", "специалист в своей области знаний" и другие. Совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом, называют

Р о л е в ы м н а б о р о м.

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора - "преподаватель" и "наставник" - предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета - другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками - третьи.

Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается. От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему в соответствии с тем, как они видят исполнение данного статуса.

Модель поведения, ориентированная на конкретный социальный или личный статус, называется статусной ролью или социальной ролью, или просто ролью. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статусной роли. С нарушающим они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношений. Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто стоит за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как истинный президент, способный управлять страной во благо людям.

Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут простолюдины. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. Подданные же должны действовать в четком соответствии с набором норм и требований.

Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Хотя общество и навязывает индивиду социальную роль, характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его поведение будет соответствовать ожиданиям других.

Итак, социальная роль как совокупность выполняемых человеком социальных функций, обусловленных его местом в системе общественных отношений и социальным статусом, является своего рода связующим звеном между обществом и личностью. Именно в системе выполняемых личностью социальных ролей персонифицируются общественные отношения.

При анализе ролевого поведения личности важно учитывать, что человек – не пассивная марионетка в руках судьбы. Люди свободны в выборе не только своих социальных ролей, они могут существенно отступать, отклоняться от следования предписаниям социальной роли. Человеку предоставляются широкие возможности для выбора того или иного варианта поведения в рамках объективной необходимости и, следовательно, создает основу для возникновения ответственности за свои поступки [ 3, с. 113].

2.2. С т а т у с н ы е п р а в а и о б я з а н н о с т и.

Статусная роль включает совокупность точно определенных прав. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. Академический статус профессора дает ему такие возможности, которыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист или священник.

Поскольку статусные права жестко никогда не определяются, а статусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает некоторый диапазон, в рамках которого варьируются поведение и осуществление своих прав. Статус профессора дает практически одинаковые права биологу, физику, социологу. Чаще всего они называются "академическими свободами": независимость суждений, свободный выбор темы и плана лекций и т.п. Но в силу традиции и индивидуальных особенностей профессор социологии использует свои права и ведет себя совсем иначе на лекциях и семинарах, нежели профессора физики.

Точно так же статус соседа предполагает свободную манеру поведения. Никаких жестких формальных требований ему не предписывается. Если они и существуют, то носят скорее неформальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но кто-то уклоняется от всяческого общения с соседями, а другой может быть не в меру общительным и навязчивым в дружбе.

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей.

Высшие классы осуществляют незримый контроль за соблюдением статусных обязанностей в большей мере, чем низшие. Невыполнение своих статусных обязанностей может быть незначительным и не переступать границ терпимости (или толерантности). Если нарушение значительно, сообщество применяет по отношению к виновнику формальные санкции, не ограничиваясь неформальными, например, легким осуждением.

Так, суд офицерской чести может лишить провинившегося его звания и потребовать изгнания из своей среды. В дореволюционной России существовал особый институт - суд дворянской чести, выполнявший карательную и одновременно воспитательную функции. Одним из средств защиты дворянской чести являлась дуэль, нередко завершавшаяся смертью того или иного соперника.

Таким образом, чем выше ранг статуса и чем престижнее он сам, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения .

2.3. И м и д ж - с т а т у с н ы й о б р а з.

Статусные права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статуcе .

Представление о том, каким должен быть юрист, врач или профессор, регулирует и направляет поведение тех, кто занимается судопроизводством, медицинской практикой и преподаванием. Выражение "не позволять себе лишнего" точно описывает имидж и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом. Иначе говоря, чтобы соответствовать образу своего социального или личного статуса. Учитель вряд ли придет на урок, обрядившись в фуфайку, хотя на садовом участке он работает только в ней. Врач, даже выйдя на пенсию, не позволяет себе выглядеть неряшливо. Ведь он привык все время быть на людях. Те, кто поступает иначе, не соответствуют своему статусному образу.

2.4. С т а т у с н а я и д е н т и ф и к а ц и я.

Статусная идентификация - это отождествление себя с чем-то или с кем-то, - указывает на то, в какой мере человек сближает себя со своим статусом и статусным образом. Так, обязательным атрибутом сегодняшнего профессора должен быть костюм с галстуком.

Однако многие преподаватели ходят на лекции в свитере и джинсах, поступая так совершенно намеренно. Тем самым они показывают, что не хотят слишком сильно дистанцироваться от студентов, предлагая тем вести себя более раскованно, доверительно.

Сокращение межстатусной дистанции называется иногда фамильярностью. Но она возникает лишь в тех случаях, когда такая дистанция сводится до минимальной. Стремление встать "на равную ногу" с человеком, обладающим иным по рангу статусом, и приводит к фамильярности. Юноши, разговаривающие непочтительно со старшими или обращающиеся к ним на "ты", фамильярничают.

Если то же самое делает подчиненный в отношениях с начальником, то он также фамильярничает, но начальник, обращающийся на "ты" к подчиненным не фамильярничает, а грубит.

Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним и тем реже его носитель допускает по отношению к себе фамильярность или грубость, тем жестче держится межстатусная дистанция. Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике - орденам, регалиям, форме, сертификатам .

Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркиваются преимущества социального статуса. Высокомерное обращение чиновника с посетителями свидетельствует о том, что он идентифицирует себя с социальным статусом, а не с личным. Идентификация со статусом тем сильнее, чем меньшими талантами обладает человек.

Статусная идентификация может совпадать и не совпадать с профессиональной и должностной идентификацией. Палач, не знающий снисхождения, и чиновник, буквально следующий служебным инструкциям, - образцы высокой профессиональной и должностной идентификации.

Чиновник, берущий взятки, - пример низкой идентификации с должностью. Если он занимает высокий государственный пост. Но обходится без служебной машины, то это пример низкой идентификации с социальным статусом.

Заключение

Каждая личность занимает в обществе определенное место и выполняет конкретные функции (роли ), обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определенный статус. Различают социальный и личный статусы. Социальный статус - положение человека в обществе (профессия, класс, национальность). Личный статус характеризует положение, которое индивид занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Примеры личного статуса: муж, сын, дядя, душа компании, друг. Социальный статус также можно разделить: 1)на приписываемый (т.е. полученный независимо от субъекта, часто от рождения - пол, возраст, национальность, раса), например: русский, мужчина; 2) на достигаемый (т.е. приобретаемый собственными усилиями индивида), например: депутат, рабочий, учитель, студент; или который назначается ему по прошествии времени, например: взрослый человек, теща, зять, безработный.

Каждая личность имеет множество статусов, но только один из них г лавный - наиболее характерный для данного индивида статус.

Социальная роль - это ожидаемое поведение человека, связанное с его статусом и типичное для людей этого статуса в данном обществе. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой.

Т. Парсонс выделяет 5 основных черт любой социальной роли:

Эмоциональность (одни роли требуют раскованности, другие - сдержанности); -способ получения (одни предписывают, другие - завоевывают);

Масштабность (часть ролей строго сформулирована, другая - размыта);

Формализация (действие в строго установленных правилах, либо произвольно); -мотивация (на личную прибыль, на общее благо и т.д.).

Социальные статусы неравнозначны. Когда идет речь об их ранжировании, применяется понятие «социальный престиж». Престиж - это иерархия статусов, закрепленная в культуре, в общественном мнении, и разделяемая обществом. Общество, в котором существует необоснованная заниженность престижа одних статусов и, наоборот, необоснованная завышенность престижа других, не может нормально функционировать.

Например, в современной России статус ученого, студента, учителя, врача занижен, т.е. утрачено равновесие статусов. При этом наблюдается несоответствие между реальной значимостью некоторых индивидов и социальных групп и их социальным положением, между трудом и вознаграждением за него. Данное явление можно характеризовать как социальную несправедливость.

Итак, социальный статус - это права и обязанности, а социальная роль - ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной социальной системе, т.е. совокупность требований, предъявляемых обществом к личности, обладающей тем или иным статусом.

Список использованной литературы

  1. Кравченко А.И. Введение в социологию. –М.: Новая школа, 1995. –с.93-112.
  2. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1996.
  3. Немировский В.Г. Общая социология. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. –с. 105-113.
  4. Новикова С.С. Социология: История, основы, институционализация в России.- М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.с. 270-273.
  5. Сковиков А.К., Бойко А.П. Шпаргалки по социологии. Ответы на экзаменационные вопросы для студентов вузов: Учебно- практическое пособие - М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 64 с.
  6. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Издательство «Флинта», 2003. – с. 65-67..
  7. Социология. Основы социологических учений: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. А.М. Визельман. – М.: СГУ, 1999. –75 с.
  8. Социология. Учебник ддля вузов / Под ред. Г.В. Осипова и др. – М., 1995.
  9. Фролов С.С. Основы социологии. М., : Юрист, 1997, с. 228-250

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.Социальный статус -это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т. д.Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мертон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называетсяглавным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеетличный статусчеловека , формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств (Приложение, схема 6).

Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

Существует определеннаяиерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги.Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:

§ когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий - в другой;

§ когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль - это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания - то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение - то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик:

§ уровнем эмоциональности - одни роли эмоционально сдержанны, другие - раскованны;

§ способом получения - предписанные или достигнутые;

§ масштабом проявления - строго ограниченные или размытые;

§ степенью формализации - строго установленные или произвольные;

Мотивацией - на общую прибыль или на личное благо.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникаютролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов:между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

§ «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;

§ «разделениеролей» - предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;

Регулирование ролей» - представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

Социальный статус

Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в социальной связи , взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.

Социальный статус - это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем. Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права - это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.

В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это - потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.

Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.

Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально-должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.

Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуютстатусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией.

В классовом обществе статусный набор носит классовый характер, зависит от социального класса данного человека. Сравните, например, статусный набор «новых» русских буржуа и рабочих. Эти статусы (и роли) у представителей каждого социального класса образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями возникает межстатусная и межролевая дистанция. Она также характерна для статусов и ролей с точки зрения их общественной значимости.

В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором - реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды. Например, молодой человек выбирает в какой вуз поступить, а оказавшись в армии, вынужден приспосабливаться к ней, считая дни до демобилизации. Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного и ролевого набора.

Некоторые философы видят смысл индивидуальной жизни в самореализации своих способностей и потребностей, возвышении статусного и ролевого набора. (Из этого исходит, в частности, вышеприведенная система потребностей по Маслоу.) В чем причина данного явления? Оно обусловлено тем, что, с одной стороны, самореализация заложена в «фундаменте» человека - в его свободе, амбициях, соревновательности. С другой стороны, внешние обстоятельства часто возвышают или понижают людей в статусном наборе. В результате люди, способные мобилизовать свои способности и волю, продвигаются в течение жизни от одногостатусного уровня к другому, перехоля из одной социальной страты в другую, более высокую. Например, школьник - студент - молодой специалист - бизнесмен - президент компании - пенсионер. Последний этап статусного набора, связанный со старостью, обычно ставит точку в процессесохранениястатусного набора.

Адаптация человека к своемувозрасту и меняющемуся социальному статусу - важная и сложная проблема. Для нашего общества характерна слабая социализация к старости (и пенсии). Многие оказываются неподготовленными к старости, поражению в борьбе с возрастом и болезнями. В результате выход на пенсию, уход из трудового коллектива в семью, считавшуюся второстепенной социальной группой, обычно сопровождался сильнейшим стрессом, ролевыми конфликтами, болезнями и преждевременной смертью.

Социальная роль

Социальное поведение индивида, общности, института, организации зависит не только от их социального статуса (прав и обязанностей), но и от окружающей социальной среды, состоящей из таких же социальных субъектов. Они ожидают определенногосоциального поведения в соответствии со своими потребностями и «ориентациями на других». В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли.

Социальная роль - это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм , определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента - способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

Как социальное окружение субъекта заставляет его следовать определенным нормам, ведущим к ожидаемому этим окружением поведению? Прежде всего, громадное значение имеет социализация, воспитание таких норм. Далее, в обществе наличествует механизмсанкций - наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека.

Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны, не случайно в европейской социологии их часто не разграничивают. «Статус» в этом смысле слова эквивалентенроли , хотя именно последний термин имеет более широкое хождение», - пишут английские социологи. Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Например, статус матери включает в себя роли кормилицы, врача, воспитателя и т. и. Понятие роли позволяет также выделить механизм координации поведения разных субъектов в социальных общностях, институтах, организациях.

Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение - социализация - начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Вначале оно носит бессознательный для ребенка характер. Ему показывают, что и как нужно делать, поощряют за правильное выполнение роли. Например, маленькие девочки играют в куклы, помогают матерям по хозяйству; мальчики же играют в машины, помогают отцам в ремонте и т. п. Обучение девочек и мальчиков формирует у них разные интересы, способности, роли.

Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличатьреальное ролевое поведение , т. с. исполнение роли в конкретных условиях. Например, талантливый шахматист может играть в силу определенных причин плохо, т. е. не справляться со своей ролью. Ролевое поведение как правило отличается от социальной роли (ожидаемого поведения) по многим признакам: способностям, пониманию, условиям реализации роли и т. п.

Ролевое исполнение определяется прежде всегоролевыми требованиями , которые воплощены в социальныхнормах , сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, - прежде всего, другие люди. Субъект моделируетролевые ожидания - ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называетатрибутивным (аскриптив- ным). Но ролевые ожидания-ориентации могут относится к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называетдостижительным. Атрибутавно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения.

Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций. Дети играют разные роли,подражают повседневному поведению окружающих. Онисознаютсвои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий.

Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. В течение жизни человек соприкасается с большим количеством других индивидуумов и групп, в которые они входят. При этом в каждой из них он занимает свое определенное место. Для анализа положения человека в каждой группе и обществе в целом пользуются такими понятиями, как социальный статус и Рассмотрим подробнее, что же это такое.

Значение термина и общая характеристика

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека - школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

Это некая по его профессиональным качествам, материальному и возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов, примеры

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть - приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй - это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

Предписанный социальный статус: примеры

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

Достигаемый статус

Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.

Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый Примеры:

  • у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
  • у врачей — белые халаты;
  • у людей, нарушивших закон — наколки на теле.

Роли в обществе

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины - мама, жена, а ее вторая роль - успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник - прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать круг общения, место проживания, обучения.

Престиж

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.

Социальный статус человека - это социальное положение, которое он занимает в структуре общества . Проще говоря, это место, которое индивид занимает среди других индивидов. Впервые это понятие использовал английский юрист Генри Мэн в середине XIX века.

Каждый человек одновременно обладает несколькими социальными статусами в разных социальных группах . Рассмотрим основные виды социального статуса и примеры:

  1. Прирожденный статус. Неизменный, как правило, статус, полученный при рождении: пол, раса, национальность, принадлежность к классу или сословию.
  2. Приобретенный статус. То, чего человек достигает в процессе своей жизнедеятельности с помощью знаний, умений и навыков: профессия, должность, звание.
  3. Предписанный статус. Статус, который человек приобретает по независящим от него факторам; например - возраст (пожилой мужчина ничего не может сделать с тем, что он пожилой). Этот статус в течение жизни меняется и переходит в другой.

Социальный статус дает человеку определенные права и обязанности. К примеру, достигнув статуса отца, человек получает обязанность заботиться о своем ребенке.

Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный момент, называют статусным набором .

Бывают ситуации, когда человек в одной социальной группе занимает высокий статус, а в другой - низкий. Например, на футбольном поле вы Криштиану Роналду, а за партой - двоечник. Или бывают ситуации, когда права и обязанности одного статуса мешают выполнению прав и обязанностей другого. Например, президент Украины, который занимается коммерческой деятельностью, чего он не имеет права делать по конституции. Оба эти случая - это примеры статусной несовместимости (или несовпадения статусов).

Понятие социальной роли.

Социальная роль - это комплекс действий , который человек обязан выполнять согласно достигнутому социальному статусу. Если конкретнее, то это модель поведения, которая вытекает из связанного с этой ролью статуса. Социальный статус - понятие статичное, а социальная роль - динамичное; как в лингвистике: статус - подлежащее, а роль - сказуемое. Например, от лучшего футболиста мира 2014 года ожидают отличной игры. Отличная игра - это роль.

Виды социальной роли.

Общепринятую систему социальных ролей разработал американский социолог Толкотт Парсонс. Он делил виды ролей согласно четырех основных характеристик:

По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

  • широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);
  • узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо», еще пара возможных действий и, собственно, все).

По способу получения роли:

  • предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);
  • достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

По уровню формализации (официальности):

  • формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);
  • неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

  • экономические (роль предпринимателя);
  • политические (мэр, министр);
  • личные (муж, жена, друг);
  • духовные (наставник, воспитатель);
  • религиозные (проповедник);

В структуре социальной роли немаловажный момент - ожидание окружающими определенного поведения от человека согласно его статусу. В случае невыполнения или своей роли предусмотрены различные санкции (в зависимости от конкретной социальной группы) вплоть до лишения человека его социального статуса.

Таким образом, понятия социального статуса и роли неразрывно связаны, так как одно вытекает из другого.

Первая точка зрения изложена в учебном пособии "Основы социологии" А.И.Кравченко (37, С. 65 – 77).

Социальный статус –– это устойчивое положение индивида внутри социальной группы, связанное с определенными правами и обязанностями. Однако надо иметь в виду, что каждый отдельный индивид в каждый данный момент своей жизнедеятельности обладает не одним, а несколькими статусами, т.е. принадлежит к различным общностям и занимает различные положения в социальных группах. В определенном смысле можно сказать, что индивид в обществе –– существо многостатусное. Вместе с тем в этом статусном многообразии выделяется доминирующее положение. Этот статус называется главным, и, как правило, он обусловлен должностью, которую человек занимает в той или иной социальной структуре: директор, профессор, инженер, юрист, рабочий и т.д.

Система статусов, которой характеризуется положение человека в обществе, подвижна и изменчива. Но в ней всегда присутствует некая постоянная составляющая, которую образуют статусы прирожденные или предписанные. Они обусловливают положение индивида в обществе в связи с его социальным происхождением: рабочий, крестьянин, интеллигент и т.п., а также указывают на принадлежность индивида к социальной группе, унаследованной от родителей: пол, национальность, раса… Иногда в литературе выделяются естественные статусы, под которыми понимаются устойчивые объективные характеристики человека, связанные с его происхождением и периодами жизни: детство, юность, зрелость, старость.

В статусной классификации выделяются достигнутые статусы –– это положение в обществе, приобретаемое индивидом благодаря его усилиям и воле, требующим от него определенных знаний, способностей, образования, квалификации. Данную группу иногда называют профессионально-должностной, и именно она является базой для формирования главного статуса личности.

Приведенной классификацией не исчерпывается многообразие статусов, существующих в обществе. Перечисленные являются основными. Кроме них существует еще огромное множество не основных, эпизодических статусов: пешеход, прохожий, пассажир, свидетель, зритель и т.д. Они характеризуют временное положение человека в связи с соответствующей ситуацией, и часто никак не регистрируются, и подчас трудно определяемы. Но они есть, и влияют на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Никогда, ни в какой момент человек не существует вне статусов. Кроме того, за каждым статусом: основным или не основным, стоит определенная социальная группа: реальная или номинальная, соответственно.

Итак, социальный статус –– это позиция, положение индивида или группы, которую они занимают в социальной системе. Каждый статус связан с другими через систему прав и обязанностей. Например: статус "преподаватель" имеет смысл только по отношению к статусу "студент". Он наделен правом преподавать студенту свой предмет, оценивая его знания, аттестовать или нет, –– в зависимости от того, как студент выполняет свою основную функцию –– учиться. Иначе говоря, преподаватель и студент вступают между собой в социальные взаимодействия как представители двух социальных групп, как носители социальных статусов. Таким образом, необходимо уяснить следующее.

  1. Социальные статусы взаимосвязаны, но не взаимодействуют между собой.
  2. Взаимодействуют между собой только субъекты-носители статусов посредством выполнения своих функций.
  3. В социальные отношения вступают не статусы, а индивиды и группы, занимающие соответствующие положения.
  4. Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через субъекты социального взаимодействия и их роли.

Ролевая теория личности занимает в социологии значительное место. Ее основные положения были разработаны и сформулированы американскими социологами Джорджем Гербертом Мидом, Робертом Мертоном, Талкоттом Парсонсом и другими исследователями. Основные положения этой теории описывают А.А.Радугин и К.А.Радугин (53, С. 70 – 78), Ж.Т.Тощенко (63, С. 310 – 328), А.И.Кравченко (37, С. 73 – 77), Э.В.Тадевосяна Социология. Учебное пособие (61, С. 143 – 158) и другая литература.

Обратите внимание на отличие и связь социальных ролей и социальных статусов. Если статус – это положение личности в любой иерархической общественной структуре, выраженной совокупностью прав и обязанностей, то роль – динамичная деятельностная характеристика статуса, т.е. процесс реализации статусных прав и обязанностей. В этой связи социальную роль можно определить как ожидаемое поведение социального субъекта, связанного с его статусом, и типичного для индивидов соответствующего статуса в данном обществе. Один статус обычно предполагает множество ролей. Их совокупность Р.Мертон определил понятием "ролевой набор". Необходимо также иметь в виду, что социальные роли регламентируются соответствующими каждому данному статусу нормами и образцами поведения. Это обстоятельство делает социальные роли предсказуемыми, как правило, соответствующими социальным ожиданиям.

Предписания, положения и ожидания соответствующего поведения называются ролевыми требованиями . Они выражаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг соответствующего социального статуса. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяют следующие элементы.

  1. Описание типа поведения, соответствующего данной роли.
  2. Предписания, т.е. требования или нормы, связанные с данным поведением.
  3. Критерии оценки предписанной роли.
  4. Санкция, т.е. реакция общества или социальной группы на качество и последствия выполнения социальной роли, реализуемая в форме поощрения или наказания.

Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить индивида к определенному типу поведения, и выполняют они важнейшую функцию регулирования социального взаимодействия.