Создание анимации персонажа. Анимация в трехмерной графике

05.05.2019

Это простой способ создавать анимированные, интерактивные дизайны пользовательских интерфейсов; как оказалось, с его помощью можно легко анимировать почти что угодно (не только интерфейсы).

Ваша первая анимация персонажа

Мы создадим этот дружелюбный шарик

Сначала нужно создать векторный персонаж в Sketch . Вы можете использовать мой готовый пример (вместе с примером principle) – скачайте исходники .

Как только персонаж нарисован (я использую Sketch), убедитесь, что вы сгруппировали все объекты вместе, чтобы можно было легко передвигать их в Principle (вы можете также сгруппировать их в Principle, это на ваш выбор). В этом примере я сгруппировал левую/правую руку, левую/правую ногу, тело, тень на земле и флаг. Мы переместим эти объекты в Principle, чтобы создать нашу анимацию.


Когда вы нарисовали и сгруппировали свой персонаж в Sketch, откройте Principle и выберите “Import”. Артборд персонажа проимпортируется в Sketch. После импорта у вас будет новый артборд внутри Principle.


Наш импортированный персонаж из Sketch

Выделите артборд и продублируйте 4 раза. Соедините каждый артборд со следующим, а последний с первым, используя “Auto”. Это как раз и сгенерирует анимацию. Каждый слой на каждом артборде будет анимироваться со слоем с таким же названием в следующем артборде.


Присоедините каждый артборд к следующему

Когда все артборды соединены, выделите руки, ноги, туловище и другие сгруппированные элементы, которые вы бы хотели изменить на артбордах 2 и 4. В примере ниже вы увидите, что 1-й и 3-й артборды одинаковы, а в 1-м и 4-м артборде положения объектов немного отличаются. Это создает бесшовную петлю анимации. Вы бы могли при желании сделать всего 2 артборда, это был бы еще более простой вариант, но мы не ищем легких путей:)


Анимация в конечном виде

Вот и все, теперь давайте запишем анимацию.

Запись анимации

В Principle есть встроенный инструмент для записи. Однако при предварительном просмотре, анимация зацикливается. К сожалению, в Principle не предусмотрено простого способа для запуска и остановки анимации в нужный момент времени. Поэтому довольно сложно записать идеально цикличную анимацию. Но я нашел решение. Я записываю один полный цикл анимации в GIF, затем импортирую gif-ку в Photoshop (или любой другой gif-редактор) и удаляю кадры так, что последний становится равен первому. Пересохраняем gif и у вас отличная “цикл”!

Что дальше?

Это пример простой и быстрой анимации. Я уверен, что добавление большего количества кадров, а также аккуратное передвижение и выравнивание частей персонажа, может действительно оживить персонаж лучше. Principle предлагает массу опций для анимирования, и в этом посте я описал самые базовые возможности. Если вы создадите своих собственных персонажей, делитесь ими в комментариях – очень интересно посмотреть на результат.

Создание анимационного персонажа в KINESKO это:

Стоимость анимации персонажа зависит от таких факторов

Этапы разработки анимации персонажа:

4. Линии помогут описать героя. Мягкие и круглые линии наводят на мысль о дружелюбном и милом персонаже. В то время как острые, грубые и неровные линии часто указывают на сложного и эксцентричного героя.

5. Используйте гиперболизированных персонажей. Преувеличение определяющих черт поможет аудитории понять его характер. Гиперболизация - это основной принцип карикатурной анимации. Чтобы показать сильного персонажа, недостаточно пририсовать ему накачанные руки, сделайте их в несколько раз больше, чем нужно!

6. Сделайте ваших персонажей самобытными. Мэтт Грейнинг, создатель Симпсонов, использовал желтый цвет, чтобы выделить персонажей из толпы других. Он знал, что зрителей, случайно включивших Симпсонов, явно привлечет необычный цвет кожи персонажей.

7. Осторожно выбирайте цвета. Они могут помочь подчеркнуть характер. Темными обычно выделяют плохих парней. Светлые используют, чтобы обозначить положительных добряков.

8. Добавьте аксессуаров. Одежда и личные вещи помогут показать особенности и предысторию персонажа. Например, неопрятную одежду обычно носят бедняки, а бриллианты - богачи.

9. Придайте персонажу индивидуальности. Внешний вид сам по себе не сделает персонажа успешным. В основе отличного персонажа лежит его личность. Ее можно раскрыть с помощью реакции персонажа на разные ситуации. Персонаж может не быть приятным, но он обязан быть интересным.

10. Сделайте акцент на мимике. Она передает весь диапазон эмоций персонажа. Исходя из того, что за персонаж перед нами, его эмоции могут быть сдержанными и неяркими или же взрывными и гиперболизированными.

11. Экспериментируйте. Учитесь на своих ошибках и не обращайте внимания на советы вроде тех, что написаны здесь. Самые великие творения были созданы не благодаря, а вопреки обстоятельствам.

12. Интересуйтесь мнением других. Здоровая критика не вредила еще никому. Спросите у ваших друзей и знакомых, понимают ли они что за персонаж перед ними. Видны ли им его особенности и характер.

13. Доверьтесь профессионалам. Шедевры анимации создавались не на коленке - за ними стояли настоящие профессионалы своего дела. Если у вас недостаточно опыта или техники, чтобы создать то, что вы хотите, всегда есть те, кто способен выполнить вашу работу за вас. Достаточно просто позвонить по телефону + 38 044 223 51 20 или написать по адресу

Мир open source не стоит на месте и постоянно развивается. Про Blender 3D написано уже много статей, но помимо Blender, существует еще много полезных и бесплатных программ. Одна из них, это MakeHuman . На Хабре упоминания о ней имеются, но какой либо информации по ней нет. Предлагаю вам заглянуть под кат и посмотреть, что анимация персонажей в связке MakeHuman+Blender3D, это действительно просто. Осторожно, много картинок.

Подготовка

Т.к. сегодняшняя тема связана именно с созданием анимации, то начнем с небольшой подготовки. Скачаем MakeHuman . На сегодняшний день, актуальная версия 1.0.2. Распакуем архив в любую папку. Далее, скачиваем Blender tools с этой же страницы и распаковываем содержимое архива. В данном архиве, содержится четыре папки: mhx_importer, makewalk, maketarget, makeclothes. Все эти папки необходимо скопировать туда, где Blender сможет их найти. В зависимости от операционной системы, эти папки следующие:
  • Windows 7,8: C:\Users\%username%\AppData\Roaming\Blender Foundation\Blender\2.6x\scripts\addons
  • Windows XP: C:\Documents and Settings\%username%\Application Data\Blender Foundation\Blender\2.6x\scripts\addons
  • Vista: C:\Program Files\Blender Foundation\Blender\%blenderversion%\scripts\addons (this is valid at least for blender 2.69)
  • Linux: /home/$user/.blender/$version/scripts/addons

Запустим Blender и перейдем в настройки (Ctrl+Alt+U).
В дополнениях, у вас должен появиться пункт MakeHuman, при выборе которого вы увидите три дополнения, которые необходимо активировать проставив галочки.

Также необходимо активировать дополнение Import-Export Make Human:

Последнее, что необходимо сделать в настройках, это поставить галочку возле Auto Run Python Scripts (необходимо для работы скрипта импорта).

Сохраняем настройки нажав Save User Settings.

Моделирование персонажа

Запустим makehuman:

Сразу скажу, что русский язык включается в настройках.

MakeHuman, это генератор персонажей мужского и женского пола. По пиктограммам и надписям, думаю понятно, какой ползунок за какую часть человеческого тела отвечает.

Во вкладке «Моделирование» персонажа можно состарить, изменить цвет кожи, сделать ему длинные руки, ноги и т.д.
Во вкладке «Геометрии» персонажа можно одеть, добавить ему волосы, зубы, брови, веки, язык и другие необходимые органы (если требуется).

Для примера, я сделал вот такого симпатичного молодого человека.

Теперь, необходимо добавить ему кости для анимации.
Переходим во вкладку Поза-Анимировать и выбираем любые понравившееся кости. Я выбрал кости «Basic».

По середине окна, есть кнопка с тремя точками, которая позволяет выбрать папку для сохранения и имя файла. Сохраняем нашего персонажа и переходим в Blender.

Анимация

В Blender, удаляем всё со сцены и идем в меню File-Import->MakeHuman:

Ищем сохраненный ранее файл и выбираем его.

В принципе, персонаж со всеми костями и манипуляторами готов. Можно подвигать частями тела и уже делать анимацию в ручную. Но это не наш метод и мы пойдем дальше.

Blender поддерживает формат анимации bvh. Данную анимацию, в основном, получают с помощью Motion Capture. В интернете много файлов с готовой анимацией. Мы возьмем анимацию отсюда . Скачиваем архив Zip file for BVH directories 01-09 (45 MB). и распаковываем.
Убеждаемся, что в Blender выбран наш персонаж и в так называемом «T» окне, выбираем вкладку Misc и нажимаем кнопку Load And Retarget.

В открывшемся окне выбора файла, выбираем любой понравившийся нам файл с анимацией bvh, который мы скачали ранее.

И теперь можно насладиться нашей анимацией, нажав кнопку Play.

Немного полезностей

1. MakeHuman при экспорте сохраняет файл персонажа в файл с расширением mhx и рядом создает папку textures которой лежат текстуры глаз, кожи и т.д. Вы всегда можете дорисовать что-то своё. Например татуировки или шрамы. UV развертку он тоже создает самостоятельно.

2. После того как вы накопите у себя много файлов с анимациями bhv, становится трудно ориентироваться в них всех. Естественно, вам хочется иметь какой-то предпросмоторщик. И он есть. Называется bvhacker, является бесплатной и open source программой и живет . Так же, с помощью него можно исправлять и корректировать анимацию.

На этом на сегодня всё, надеюсь информация будет кому-то полезной.

В следующей статье расскажу о том, как создать анимацию, используя камеру и motion capture в blender.

Делится советами, которые помогут быстрей и эффективней создавать качественную анимацию.

Кого угодно можно научить ис пользовать 3D-приложение для создания анимации, а также манипулировать кривыми, IK или блендшейпами. Но это еще не сделает его аниматором, поскольку настоящая анимация состоит из множества составляющих.

Совет №1: Блокинг ключевых поз

Сфокусируйтесь на важных движениях персонажа, помня о "полной анимационной картине"

Не пытайтесь моментально, когда дело доходит до анимации, проработать каждое движение персонажа. Если вы будете постоянно фокусироваться на каком-то одном моменте, вы не будете видеть всю картину целиком, создавая при этом неестественно выглядящую анимацию.

В анимации каждое движение должно быть гармоничным, поэтому очень важно видеть всю картинку целиком, фокусируясь на ключевых позах.

Совет №2: Копипаст ключей

В некоторых случаях, например, при работе над циклами ходьбы или бега, не имеет смысла отдельно прорабатывать зеркальные позы. Поэтому можно схитрить и, например, банально скопипастить ключи с левой ноги на правую. При этом помните, что в первую очередь вы делаете это, чтобы ускорить сам процесс работы.

Совет №3: Использовать надежный ригг

Хорошая 3D-анимация зависит не только от таланта аниматора, но и от качества используемого им ригга. Быстрый базовый ригг позволит вам создать базовую анимацию. Поэтому ригг необходимо настраивать под ваши конкретные узкоспециализированные нужды. Непрофессиональный ригг только доставит вам лишние проблемы. Также аниматор не должен иметь возможность редактировать констрейны и прочие системы, поскольку это просто «убьет» ригг.

Самый лучший ригг тот, который позволяет аниматору анимировать, не задумываясь о ненужных для него вещах. Так круто, когда ты просто берешь персонажа и двигаешь его в сцене, ключуя, не задумываясь о всяких технических штуках, когда тебе не нужно каждые 5 минут писать риггеру, спрашивая, почему это руку персонажа разнесло на пол экрана.

Совет №4: Заставьте тангенты работать

Анимация - это не только ключи. Только с их помощью довольно сложно контролировать анимацию. Также если понаставить ключей в каждом кадре, сцена станет перегруженной, анимацию будет очень сложно редактировать, движения персонажа будут при этом неестественными.

Перед тем, как психануть из-за того, что у вас получается неестественная анимация, поэкспериментируйте с анимационными кривыми и тангентами. У каждого ключа есть тангент, который можно настроить, с помощью него можно также контролировать промежуточные кадры.

Совет №5: Пусть приложение работает за вас

Даже если вы работаете в самом дорогом 3D-приложении последней версии, вы все также делаете анимацию традиционным образом. Перемещение джоинтов и назначение ключей довольно трудоемкое занятие, поэтому пусть за вас работает программа.

Особенно это применимо к вторичной анимации, поскольку с помощью динамики можно просчитывать волосы, одежду или хвост персонажа. Считаться это будет автоматически, что позволит вам сосредоточиться на ключевой анимации.

Совет №6: Используйте прокси-модель, чтобы облегчить вьюпорт

При работе над ключевыми движениями лучше использовать лоупольную прокси-модель, вместо хайпольной

Хайпольная модель может подвесить вьюпорт, поскольку она должна деформироваться и перемещаться в сцене с помощью скелета или других сложных деформеров. Это становится особенно заметно, если вы проигрываете анимацию в режиме реального времени.

При работе над ключевыми позами и базовыми движениями, спрячьте хайпольную модель и анимируйте облегченный прокси-вариант. Это может быть как упрощенная версия персонажа, так и пара кубиков с нужными пропорциями. Такой подход позволит тщательно проработать базовые движения, которые вы затем примените к хайпольной модели.

Совет №7: 3 кита хорошей анимации: подготовка, действие и реакция

Планируйте анимацию с учетом 3 фаз: подготовки, действия и реакции

При работе на секвенциями или анимацией в целом, не забывайте о 3 важных фазах: ожидание, действие и реакция. Практически каждое движение содержит в себе какую-то толику каждой этой фазы.

Например, перед тем как прыгнуть, вы сгибаете ноги в коленях, или отводите руку назад перед тем, как что-то бросить. Это фаза подготовки. Прыжок или бросок — действие. Реакция - сгибание коленей или движение рук после приземления. Этот же подход применим и к лицевой анимации. Для достижения эффекта комичности можно преувеличить все движения или мимику.

Совет №8: Посмотрите на происходящее глазами персонажа

Не бойтесь записывать себя на камеру

Лучший референс для аниматора - видео. Возможность постоянно просматривать его, ставить на паузу, проигрывать в замедленном режиме позволит проработать движения персонажа очень детально.

И это не ново. Серьезные анимационные студии всегда снимают актеров, озвучивающих персонажей, когда они читают текст. Затем это видео передается аниматору, который при анимации персонажей будет опираться на поведение актера и его выражение лица.

Такой подход доступен не всем из нас, поскольку мы не обладаем безграничными возможностями киностудии. Однако мы можем встать со стула и, хотя бы, записать видео того, как мы ходим или ведем себя. Попробуйте сами воспроизвести сцену, над которой работаете, неважно каким это тяжелым или сложным вам кажется. Это поможет вам быстрее разобраться с блокингом и создать более качественную анимацию.

Совет №9: Используйте зеркало

Лучший ваш референс - вы сами

Закончив работать над анимацией тела персонажа, переходите к его лицу. Правильней всего анимировать лицо в конце. Это очень важная часть анимации. На этом этапе нужно создать естественную мимику, которая убедит зрителя, что персонаж действительно испытывает те, или иные эмоции.

Купите себе маленькое зеркало и смотрите на себя во время работы, скорчите себе в него пару рож. Для создания качественной анимации, нужны хорошие референсы, а какой референс может быть лучше вас самих?

Совет №10: Используйте анимацию повторно

Библиотека с анимациями поможет вам работать быстрее и эффективней

Это совет применим ко всем областям CG-индустрии. Его также можно использовать и в анимации.

На создание качественного цикла ходьбы или бега уйдет не один и даже не два часа работы, поэтому создав его однажды, используйте его и в последующих проектах. Сфокусируйтесь на ключевых позах, затем проработайте их детальнее, сделайте более разнообразными, а персонажа, тем самым, уникальным.

И, напоследок. Помните, что лицо нужно анимировать в последнюю очередь

Ранее уже упоминалось, как важно работать над персонажем в целом, путем блокинга определяя ключевые позы, затем уточняя их. Но это относится только к анимации тела персонажей, поскольку мимикой следует заниматься в самую последнюю очередь.

Это простой способ создавать анимированные, интерактивные дизайны пользовательских интерфейсов; как оказалось, с его помощью можно легко анимировать почти что угодно (не только интерфейсы).

Ваша первая анимация персонажа

Мы создадим этот дружелюбный шарик

Сначала нужно создать векторный персонаж в Sketch . Вы можете использовать мой готовый пример (вместе с примером principle) – скачайте исходники .

Как только персонаж нарисован (я использую Sketch), убедитесь, что вы сгруппировали все объекты вместе, чтобы можно было легко передвигать их в Principle (вы можете также сгруппировать их в Principle, это на ваш выбор). В этом примере я сгруппировал левую/правую руку, левую/правую ногу, тело, тень на земле и флаг. Мы переместим эти объекты в Principle, чтобы создать нашу анимацию.


Когда вы нарисовали и сгруппировали свой персонаж в Sketch, откройте Principle и выберите “Import”. Артборд персонажа проимпортируется в Sketch. После импорта у вас будет новый артборд внутри Principle.


Наш импортированный персонаж из Sketch

Выделите артборд и продублируйте 4 раза. Соедините каждый артборд со следующим, а последний с первым, используя “Auto”. Это как раз и сгенерирует анимацию. Каждый слой на каждом артборде будет анимироваться со слоем с таким же названием в следующем артборде.


Присоедините каждый артборд к следующему

Когда все артборды соединены, выделите руки, ноги, туловище и другие сгруппированные элементы, которые вы бы хотели изменить на артбордах 2 и 4. В примере ниже вы увидите, что 1-й и 3-й артборды одинаковы, а в 1-м и 4-м артборде положения объектов немного отличаются. Это создает бесшовную петлю анимации. Вы бы могли при желании сделать всего 2 артборда, это был бы еще более простой вариант, но мы не ищем легких путей:)


Анимация в конечном виде

Вот и все, теперь давайте запишем анимацию.

Запись анимации

В Principle есть встроенный инструмент для записи. Однако при предварительном просмотре, анимация зацикливается. К сожалению, в Principle не предусмотрено простого способа для запуска и остановки анимации в нужный момент времени. Поэтому довольно сложно записать идеально цикличную анимацию. Но я нашел решение. Я записываю один полный цикл анимации в GIF, затем импортирую gif-ку в Photoshop (или любой другой gif-редактор) и удаляю кадры так, что последний становится равен первому. Пересохраняем gif и у вас отличная “цикл”!

Что дальше?

Это пример простой и быстрой анимации. Я уверен, что добавление большего количества кадров, а также аккуратное передвижение и выравнивание частей персонажа, может действительно оживить персонаж лучше. Principle предлагает массу опций для анимирования, и в этом посте я описал самые базовые возможности. Если вы создадите своих собственных персонажей, делитесь ими в комментариях – очень интересно посмотреть на результат.