Сжатие данных в примерах.

16.08.2019

GORKOFF 24 февраля 2015 в 11:41

Методы сжатия данных

  • Алгоритмы

Мы с моим научным руководителем готовим небольшую монографию по обработке изображений. Решил представить на суд хабрасообщества главу, посвящённую алгоритмам сжатия изображений. Так как в рамках одного поста целую главу уместить тяжело, решил разбить её на три поста:
1. Методы сжатия данных;
2. Сжатие изображений без потерь;
3. Сжатие изображений с потерями.
Ниже вы можете ознакомиться с первым постом серии.

На текущий момент существует большое количество алгоритмов сжатия без потерь, которые условно можно разделить на две большие группы:
1. Поточные и словарные алгоритмы. К этой группе относятся алгоритмы семейств RLE (run-length encoding), LZ* и др. Особенностью всех алгоритмов этой группы является то, что при кодировании используется не информация о частотах символов в сообщении, а информация о последовательностях, встречавшихся ранее.
2. Алгоритмы статистического (энтропийного) сжатия. Эта группа алгоритмов сжимает информацию, используя неравномерность частот, с которыми различные символы встречаются в сообщении. К алгоритмам этой группы относятся алгоритмы арифметического и префиксного кодирования (с использованием деревьев Шеннона-Фанно, Хаффмана, секущих).
В отдельную группу можно выделить алгоритмы преобразования информации. Алгоритмы этой группы не производят непосредственного сжатия информации, но их применение значительно упрощает дальнейшее сжатие с использованием поточных, словарных и энтропийных алгоритмов.

Поточные и словарные алгоритмы

Кодирование длин серий

Кодирование длин серий (RLE - Run-Length Encoding) - это один из самых простых и распространённых алгоритмов сжатия данных. В этом алгоритме последовательность повторяющихся символов заменяется символом и количеством его повторов.
Например, строку «ААААА», требующую для хранения 5 байт (при условии, что на хранение одного символа отводится байт), можно заменить на «5А», состоящую из двух байт. Очевидно, что этот алгоритм тем эффективнее, чем длиннее серия повторов.

Основным недостатком этого алгоритма является его крайне низкая эффективность на последовательностях неповторяющихся символов. Например, если рассмотреть последовательность «АБАБАБ» (6 байт), то после применения алгоритма RLE она превратится в «1А1Б1А1Б1А1Б» (12 байт). Для решения проблемы неповторяющихся символов существуют различные методы.

Самым простым методом является следующая модификация: байт, кодирующий количество повторов, должен хранить информацию не только о количестве повторов, но и об их наличии. Если первый бит равен 1, то следующие 7 бит указывают количество повторов соответствующего символа, а если первый бит равен 0, то следующие 7 бит показывают количество символов, которые надо взять без повтора. Если закодировать «АБАБАБ» с использованием данной модификации, то получим «-6АБАБАБ» (7 байт). Очевидно, что предложенная методика позволяет значительно повысить эффективность RLE алгоритма на неповторяющихся последовательностях символов. Реализация предложенного подхода приведена в Листинг 1:

  1. type
  2. function RLEEncode(InMsg: ShortString) : TRLEEncodedString;
  3. MatchFl: boolean ;
  4. MatchCount: shortint ;
  5. EncodedString: TRLEEncodedString;
  6. N, i: byte ;
  7. begin
  8. N : = 0 ;
  9. SetLength(EncodedString, 2 * length(InMsg) ) ;
  10. while length(InMsg) >= 1 do
  11. begin
  12. MatchFl : = (length(InMsg) > 1 ) and (InMsg[ 1 ] = InMsg[ 2 ] ) ;
  13. MatchCount : = 1 ;
  14. while (MatchCount <= 126 ) and (MatchCount < length(InMsg) ) and ((InMsg[ MatchCount] = InMsg[ MatchCount + 1 ] ) = MatchFl) do
  15. MatchCount : = MatchCount + 1 ;
  16. if MatchFl then
  17. begin
  18. N : = N + 2 ;
  19. EncodedString[ N - 2 ] : = MatchCount + 128 ;
  20. EncodedString[ N - 1 ] : = ord (InMsg[ 1 ] ) ;
  21. else
  22. begin
  23. if MatchCount <> length(InMsg) then
  24. MatchCount : = MatchCount - 1 ;
  25. N : = N + 1 + MatchCount;
  26. EncodedString[ N - 1 - MatchCount] : = - MatchCount + 128 ;
  27. for i : = 1 to MatchCount do
  28. EncodedString[ N - 1 - MatchCount + i] : = ord (InMsg[ i] ) ;
  29. end ;
  30. delete(InMsg, 1 , MatchCount) ;
  31. end ;
  32. SetLength(EncodedString, N) ;
  33. RLEEncode : = EncodedString;
  34. end ;

Декодирование сжатого сообщения выполняется очень просто и сводится к однократному проходу по сжатому сообщению см. Листинг 2:
  1. type
  2. TRLEEncodedString = array of byte ;
  3. function RLEDecode(InMsg: TRLEEncodedString) : ShortString;
  4. RepeatCount: shortint ;
  5. i, j: word ;
  6. OutMsg: ShortString;
  7. begin
  8. OutMsg : = "" ;
  9. i : = 0 ;
  10. while i < length(InMsg) do
  11. begin
  12. RepeatCount : = InMsg[ i] - 128 ;
  13. i : = i + 1 ;
  14. if RepeatCount < 0 then
  15. begin
  16. RepeatCount : = abs (RepeatCount) ;
  17. for j : = i to i + RepeatCount - 1 do
  18. OutMsg : = OutMsg + chr (InMsg[ j] ) ;
  19. i : = i + RepeatCount;
  20. else
  21. begin
  22. for j : = 1 to RepeatCount do
  23. OutMsg : = OutMsg + chr (InMsg[ i] ) ;
  24. i : = i + 1 ;
  25. end ;
  26. end ;
  27. RLEDecode : = OutMsg;
  28. end ;

Вторым методом повышения эффективности алгоритма RLE является использование алгоритмов преобразования информации, которые непосредственно не сжимают данные, но приводят их к виду, более удобному для сжатия. В качестве примера такого алгоритма мы рассмотрим BWT-перестановку, названную по фамилиям изобретателей Burrows-Wheeler transform. Эта перестановка не изменяет сами символы, а изменяет только их порядок в строке, при этом повторяющиеся подстроки после применения перестановки собираются в плотные группы, которые гораздо лучше сжимаются с помощью алгоритма RLE. Прямое BWT преобразование сводится к последовательности следующих шагов:
1. Добавление к исходной строке специального символа конца строки, который нигде более не встречается;
2. Получение всех циклических перестановок исходной строки;
3. Сортировка полученных строк в лексикографическом порядке;
4. Возвращение последнего столбца полученной матрицы.
Реализация данного алгоритма приведена в Листинг 3.
  1. const
  2. EOMsg = "|" ;
  3. function BWTEncode(InMsg: ShortString) : ShortString;
  4. OutMsg: ShortString;
  5. LastChar: ANSIChar;
  6. N, i: word ;
  7. begin
  8. InMsg : = InMsg + EOMsg;
  9. N : = length(InMsg) ;
  10. ShiftTable[ 1 ] : = InMsg;
  11. for i : = 2 to N do
  12. begin
  13. LastChar : = InMsg[ N] ;
  14. InMsg : = LastChar + copy(InMsg, 1 , N - 1 ) ;
  15. ShiftTable[ i] : = InMsg;
  16. end ;
  17. Sort(ShiftTable) ;
  18. OutMsg : = "" ;
  19. for i : = 1 to N do
  20. OutMsg : = OutMsg + ShiftTable[ i] [ N] ;
  21. BWTEncode : = OutMsg;
  22. end ;

Проще всего пояснить это преобразование на конкретном примере. Возьмём строку «АНАНАС» и договоримся, что символом конца строки будет символ «|». Все циклические перестановки этой строки и результат их лексикографической сортировки приведены в Табл. 1.

Т.е. результатом прямого преобразования будет строка «|ННАААС». Легко заметить, что это строка гораздо лучше, чем исходная, сжимается алгоритмом RLE, т.к. в ней существуют длинные подпоследовательности повторяющихся букв.
Подобного эффекта можно добиться и с помощью других преобразований, но преимущество BWT-преобразования в том, что оно обратимо, правда, обратное преобразование сложнее прямого. Для того, чтобы восстановить исходную строку, необходимо выполнить следующие действия:
Создать пустую матрицу размером n*n, где n-количество символов в закодированном сообщении;
Заполнить самый правый пустой столбец закодированным сообщением;
Отсортировать строки таблицы в лексикографическом порядке;
Повторять шаги 2-3, пока есть пустые столбцы;
Вернуть ту строку, которая заканчивается символом конца строки.

Реализация обратного преобразования на первый взгляд не представляет сложности, и один из вариантов реализации приведён в Листинг 4.

  1. const
  2. EOMsg = "|" ;
  3. function BWTDecode(InMsg: ShortString) : ShortString;
  4. OutMsg: ShortString;
  5. ShiftTable: array of ShortString;
  6. N, i, j: word ;
  7. begin
  8. OutMsg : = "" ;
  9. N : = length(InMsg) ;
  10. SetLength(ShiftTable, N + 1 ) ;
  11. for i : = 0 to N do
  12. ShiftTable[ i] : = "" ;
  13. for i : = 1 to N do
  14. begin
  15. for j : = 1 to N do
  16. ShiftTable[ j] : = InMsg[ j] + ShiftTable[ j] ;
  17. Sort(ShiftTable) ;
  18. end ;
  19. for i : = 1 to N do
  20. if ShiftTable[ i] [ N] = EOMsg then
  21. OutMsg : = ShiftTable[ i] ;
  22. delete(OutMsg, N, 1 ) ;
  23. BWTDecode : = OutMsg;
  24. end ;

Но на практике эффективность зависит от выбранного алгоритма сортировки. Тривиальные алгоритмы с квадратичной сложностью, очевидно, крайне негативно скажутся на быстродействии, поэтому рекомендуется использовать эффективные алгоритмы.

После сортировки таблицы, полученной на седьмом шаге, необходимо выбрать из таблицы строку, заканчивающуюся символом «|». Легко заметить, что это строка единственная. Т.о. мы на конкретном примере рассмотрели преобразование BWT.

Подводя итог, можно сказать, что основным плюсом группы алгоритмов RLE является простота и скорость работы (в том числе и скорость декодирования), а главным минусом является неэффективность на неповторяющихся наборах символов. Использование специальных перестановок повышает эффективность алгоритма, но также сильно увеличивает время работы (особенно декодирования).

Словарное сжатие (алгоритмы LZ)

Группа словарных алгоритмов, в отличие от алгоритмов группы RLE, кодирует не количество повторов символов, а встречавшиеся ранее последовательности символов. Во время работы рассматриваемых алгоритмов динамически создаётся таблица со списком уже встречавшихся последовательностей и соответствующих им кодов. Эту таблицу часто называют словарём, а соответствующую группу алгоритмов называют словарными.

Ниже описан простейший вариант словарного алгоритма:
Инициализировать словарь всеми символами, встречающимися во входной строке;
Найти в словаре самую длинную последовательность (S), совпадающую с началом кодируемого сообщения;
Выдать код найденной последовательности и удалить её из начала кодируемого сообщения;
Если не достигнут конец сообщения, считать очередной символ и добавить Sc в словарь, перейти к шагу 2. Иначе, выход.

Например, только что инициализированный словарь для фразы «КУКУШКАКУКУШОНКУКУПИЛАКАПЮШОН» приведён в Табл. 3:

В процессе сжатия словарь будет дополняться встречающимися в сообщении последовательностями. Процесс пополнения словаря приведён в Табл. 4.

При описании алгоритма намеренно было опущено описание ситуации, когда словарь заполняется полностью. В зависимости от варианта алгоритма возможно различное поведение: полная или частичная очистка словаря, прекращение заполнение словаря или расширение словаря с соответствующим увеличением разрядности кода. Каждый из этих подходов имеет определённые недостатки. Например, прекращение пополнения словаря может привести к ситуации, когда в словаре хранятся последовательности, встречающиеся в начале сжимаемой строки, но не встречающиеся в дальнейшем. В то же время очистка словаря может привести к удалению частых последовательностей. Большинство используемых реализаций при заполнении словаря начинают отслеживать степень сжатия, и при её снижении ниже определённого уровня происходит перестройка словаря. Далее будет рассмотрена простейшая реализация, прекращающая пополнение словаря при его заполнении.

Для начала определим словарь как запись, хранящую не только встречавшиеся подстроки, но и количество хранящихся в словаре подстрок:

Встречавшиеся ранее подпоследовательности хранятся в массиве Words, а их кодом являются номера подпоследовательностей в этом массиве.
Также определим функции поиска в словаре и добавления в словарь:

  1. const
  2. MAX_DICT_LENGTH = 256 ;
  3. function FindInDict(D: TDictionary; str: ShortString) : integer ;
  4. r: integer ;
  5. i: integer ;
  6. fl: boolean ;
  7. begin
  8. r : = - 1 ;
  9. if D. WordCount > 0 then
  10. begin
  11. i : = D. WordCount ;
  12. fl : = false ;
  13. while (not fl) and (i >= 0 ) do
  14. begin
  15. i : = i - 1 ;
  16. fl : = D. Words [ i] = str;
  17. end ;
  18. end ;
  19. if fl then
  20. r : = i;
  21. FindInDict : = r;
  22. end ;
  23. procedure AddToDict(var D: TDictionary; str: ShortString) ;
  24. begin
  25. if D. WordCount < MAX_DICT_LENGTH then
  26. begin
  27. D. WordCount : = D. WordCount + 1 ;
  28. SetLength(D. Words , D. WordCount ) ;
  29. D. Words [ D. WordCount - 1 ] : = str;
  30. end ;
  31. end ;

Используя эти функции, процесс кодирования по описанному алгоритму можно реализовать следующим образом:
  1. function LZWEncode(InMsg: ShortString) : TEncodedString;
  2. OutMsg: TEncodedString;
  3. tmpstr: ShortString;
  4. D: TDictionary;
  5. i, N: byte ;
  6. begin
  7. SetLength(OutMsg, length(InMsg) ) ;
  8. N : = 0 ;
  9. InitDict(D) ;
  10. while length(InMsg) > 0 do
  11. begin
  12. tmpstr : = InMsg[ 1 ] ;
  13. while (FindInDict(D, tmpstr) >= 0 ) and (length(InMsg) > length(tmpstr) ) do
  14. tmpstr : = tmpstr + InMsg[ length(tmpstr) + 1 ] ;
  15. if FindInDict(D, tmpstr) < 0 then
  16. delete(tmpstr, length(tmpstr) , 1 ) ;
  17. OutMsg[ N] : = FindInDict(D, tmpstr) ;
  18. N : = N + 1 ;
  19. delete(InMsg, 1 , length(tmpstr) ) ;
  20. if length(InMsg) > 0 then
  21. AddToDict(D, tmpstr + InMsg[ 1 ] ) ;
  22. end ;
  23. SetLength(OutMsg, N) ;
  24. LZWEncode : = OutMsg;
  25. end ;

Результатом кодирования будут номера слов в словаре.
Процесс декодирования сводится к прямой расшифровке кодов, при этом нет необходимости передавать созданный словарь, достаточно, чтобы при декодировании словарь был инициализирован так же, как и при кодировании. Тогда словарь будет полностью восстановлен непосредственно в процессе декодирования путём конкатенации предыдущей подпоследовательности и текущего символа.

Единственная проблема возможна в следующей ситуации: когда необходимо декодировать подпоследовательность, которой ещё нет в словаре. Легко убедиться, что это возможно только в случае, когда необходимо извлечь подстроку, которая должна быть добавлена на текущем шаге. А это значит, что подстрока удовлетворяет шаблону cSc, т.е. начинается и заканчивается одним и тем же символом. При этом cS – это подстрока, добавленная на предыдущем шаге. Рассмотренная ситуация – единственная, когда необходимо декодировать ещё не добавленную строку. Учитывая вышесказанное, можно предложить следующий вариант декодирования сжатой строки:

  1. function LZWDecode(InMsg: TEncodedString) : ShortString;
  2. D: TDictionary;
  3. OutMsg, tmpstr: ShortString;
  4. i: byte ;
  5. begin
  6. OutMsg : = "" ;
  7. tmpstr : = "" ;
  8. InitDict(D) ;
  9. for i : = 0 to length(InMsg) - 1 do
  10. begin
  11. if InMsg[ i] >= D. WordCount then
  12. tmpstr : = D. Words [ InMsg[ i - 1 ] ] + D. Words [ InMsg[ i - 1 ] ] [ 1 ]
  13. else
  14. tmpstr : = D. Words [ InMsg[ i] ] ;
  15. OutMsg : = OutMsg + tmpstr;
  16. if i > 0 then
  17. AddToDict(D, D. Words [ InMsg[ i - 1 ] ] + tmpstr[ 1 ] ) ;
  18. end ;
  19. LZWDecode : = OutMsg;
  20. end ;

К плюсам словарных алгоритмов относится их большая по сравнению с RLE эффективность сжатия. Тем не менее надо понимать, что реальное использование этих алгоритмов сопряжено с некоторыми трудностями реализации.

Энтропийное кодирование

Кодирование с помощью деревьев Шеннона-Фано

Алгоритм Шеннона-Фано - один из первых разработанных алгоритмов сжатия. В основе алгоритма лежит идея представления более частых символов с помощью более коротких кодов. При этом коды, полученные с помощью алгоритма Шеннона-Фано, обладают свойством префиксности: т.е. ни один код не является началом никакого другого кода. Свойство префиксности гарантирует, что кодирование будет взаимно-однозначным. Алгоритм построения кодов Шеннона-Фано представлен ниже:
1. Разбить алфавит на две части, суммарные вероятности символов в которых максимально близки друг к другу.
2. В префиксный код первой части символов добавить 0, в префиксный код второй части символов добавить 1.
3. Для каждой части (в которой не менее двух символов) рекурсивно выполнить шаги 1-3.
Несмотря на сравнительную простоту, алгоритм Шеннона-Фано не лишён недостатков, самым существенным из которых является неоптимальность кодирования. Хоть разбиение на каждом шаге и является оптимальным, алгоритм не гарантирует оптимального результата в целом. Рассмотрим, например, следующую строку: «ААААБВГДЕЖ». Соответствующее дерево Шеннона-Фано и коды, полученные на его основе, представлены на Рис. 1:

Без использования кодирования сообщение будет занимать 40 бит (при условии, что каждый символ кодируется 4 битами), а с использованием алгоритма Шеннона-Фано 4*2+2+4+4+3+3+3=27 бит. Объём сообщения уменьшился на 32.5%, но ниже будет показано, что этот результат можно значительно улучшить.

Кодирование с помощью деревьев Хаффмана

Алгоритм кодирования Хаффмана, разработанный через несколько лет после алгоритма Шеннона-Фано, тоже обладает свойством префиксности, а, кроме того, доказанной минимальной избыточностью, именно этим обусловлено его крайне широкое распространение. Для получения кодов Хаффмана используют следующий алгоритм:
1. Все символы алфавита представляются в виде свободных узлов, при этом вес узла пропорционален частоте символа в сообщении;
2. Из множества свободных узлов выбираются два узла с минимальным весом и создаётся новый (родительский) узел с весом, равным сумме весов выбранных узлов;
3. Выбранные узлы удаляются из списка свободных, а созданный на их основе родительский узел добавляется в этот список;
4. Шаги 2-3 повторяются до тех пор, пока в списке свободных больше одного узла;
5. На основе построенного дерева каждому символу алфавита присваивается префиксный код;
6. Сообщение кодируется полученными кодами.

Рассмотрим тот же пример, что и в случае с алгоритмом Шеннона-Фано. Дерево Хаффмана и коды, полученные для сообщения «ААААБВГДЕЖ», представлены на Рис. 2:

Легко подсчитать, что объём закодированного сообщения составит 26 бит, что меньше, чем в алгоритме Шеннона-Фано. Отдельно стоит отметить, что ввиду популярности алгоритма Хаффмана на данный момент существует множество вариантов кодирования Хаффмана, в том числе и адаптивное кодирование, которое не требует передачи частот символов.
Среди недостатков алгоритма Хаффмана значительную часть составляют проблемы, связанные со сложностью реализации. Использование для хранения частот символов вещественных переменных сопряжено с потерей точности, поэтому на практике часто используют целочисленные переменные, но, т.к. вес родительских узлов постоянно растёт, рано или поздно возникает переполнение. Т.о., несмотря на простоту алгоритма, его корректная реализация до сих пор может вызывать некоторые затруднения, особенно для больших алфавитов.

Кодирование с помощью деревьев секущих функций

Кодирование с помощью секущих функций – разработанный авторами алгоритм, позволяющий получать префиксные коды. В основе алгоритма лежит идея построения дерева, каждый узел которого содержит секущую функцию. Чтобы подробнее описать алгоритм, необходимо ввести несколько определений.
Слово – упорядоченная последовательность из m бит (число m называют разрядностью слова).
Литерал секущей – пара вида разряд-значение разряда. Например, литерал (4,1) означает, что 4 бит слова должен быть равен 1. Если условие литерала выполняется, то литерал считается истинным, в противном случае - ложным.
k-разрядной секущей называют множество из k литералов. Если все литералы истинны, то и сама секущая функция истинная, в противном случае она ложная.

Дерево строится так, чтобы каждый узел делил алфавит на максимально близкие части. На Рис. 3 показан пример дерева секущих:

Дерево секущих функций в общем случае не гарантирует оптимального кодирования, но зато обеспечивает крайне высокую скорость работы за счёт простоты операции в узлах.

Арифметическое кодирование

Арифметическое кодирование – один из наиболее эффективных способов сжатия информации. В отличие от алгоритма Хаффмана арифметическое кодирование позволяет кодировать сообщения с энтропией меньше 1 бита на символ. Т.к. большинство алгоритмов арифметического кодирования защищены патентами, далее будут описаны только основные идеи.
Предположим, что в используемом алфавите N символов a_1,…,a_N, с частотами p_1,…,p_N, соответственно. Тогда алгоритм арифметического кодирования будет выглядеть следующим образом:
В качестве рабочего полуинтервала взять := 1; {Все символы в начале имеют одинаковую вероятность}
freq := freq - 0.20000;
total:= 256; {Сумма частот всех символов.}
{ В freq - небольшой остступ от 0 и макс.значения}
PC:= 0;{Кол-во уже закодированых байт }
Lo:= 0; range:= 256;
{- Кодирование -}
For q:= 1 To Size Do
Begin
{Нахождение интервала, соответствующего кодируемому символу}
cum_freq:= 0.1; {Начинаем накапливать вероятность}
For w:= 0 To data [q] - 1 Do
cum_freq:= cum_freq + freq [w];
{Изменяем range&lo}
range:= range / total;
Lo:= Lo + range * (cum_freq);
range:= range * freq ];
{Нормализация т.е вывод байтов, одинаковых у Lo и Hi(Hi=Lo+Range)}

Begin
Inc (PC);
compr := Trunc (Lo);
Lo:= Frac (Lo) * 256;
range:= range * 256;
End;
{Обновления модели}
freq ] := freq ] + 1;
{Присваеваем кодируемому символу на 1 большую вероятность}
total:= total + 1;
End;
{Сжатие закончено, выводим остаток}
Lo:= Lo + range / 2;
Inc (PC);
compr := Trunc (Lo);
Lo:= Frac (Lo) * 256;
range:= range * 256;
End;

Procedure decompress_range;{Процедура распаковки}
Var
temp: Extended;
ee: Extended;
Begin
{Инициализация модели и кодера}
For q:= 0 To 255 Do
freq [q] := 1;
freq := freq - 0.20000; { В freq - небольшой остступ от 0 и макс.значения}
total:= 256;
PC:= 4; {PC - номер байта, которые мы считываем}
code:= 0;
Lo:= 0; range:= 256;
{Считываем начальное, приближенное значение code.}
For q:= 1 To 4 Do
Begin
code:= code * 256 + compr [q] / 65536 / 256;
End;
w:= 0; {W- кол-во верно распакованных байт}
{Собственно расжатие}
While True Do
Begin
{Нахождения вероятности следующего символа}
temp:= (code- Lo) * total / range;
{Поиск символа, в интервал которого попадает temp}
sum:= 0.1; ssum:= 0.1;
For e:= 0 To 255 Do
Begin
sum:= sum + freq [e];
If sum > temp Then Break;
ssum:= sum;
End;
Inc (w);
{Проверка правильности распаковки}
{Сейчас в e – распакованный байт, и его можно выводить в файл}
If data [w] <> e Then Break; {Если неправильно распаковали - выходим}
If w = Size Then Begin Inc (w); Break End; {Если все распаковали выходим,}
{и модель не обновляем:-)}
{Обновления Lo&Hi(Растягивание)}
range:= range / total;
Lo:= Lo + range * (ssum);
range:= range * (freq [e]);
{Обновление модели(Делаем символ e более вероятным)}
freq [e] := freq [e] + 1;
total:= total + 1;
{Нормализация, уточнение числа}
While Trunc (Lo) = Trunc (Lo + range) Do
Begin
Inc (PC);
temp:=compr;
code:= (code - trunc(code)) * 256 + temp / 16777216;
Lo:= Frac (Lo) * 256;
range:= range * 256;
End;
End;
Dec (w);
{DONE_DECOMPRESS}
End;

Сжатие данных (data compression) - технический прием сокращения объема (размеров) записи данных на их носителе (жестком магнитном диске, дискете, магнитной ленте); реализуется разными методами, преимущественно использующими кодирование (повторяющихся слов, фраз, символов). Можно выделить две группы режимов сжатия данных: статический и динамический; различают также физическое и логическое сжатие; симметричное и асимметричное сжатие; адаптивное, полуадаптивное и неадаптивное кодирование; сжатие без потерь, с потерями и минимизацией потерь. Способы (виды) сжатия данных:

Статическое сжатие данных (static data compression) - используется для длительного хранения и архивации; выполняется при помощи специальных сервисных программ-архиваторов, например ARJ, PKZIP/PKUNZIP. После восстановления (декомпрессии) исходная запись восстанавливается.
Динамическое сжатие (сжатие в реальном времени; dynamic compression, compression in real time) - предназначено для сокращения занимаемой области дисковой памяти данными, требующими оперативного доступа и вывода на внешние устройства ЭВМ (в том числе на экран монитора). Динамическое сжатие данных и их восстановление производится специальными программными средствами автоматически и «мгновенно».
Физическое сжатие (physical compression) - методология сжатия, при которой данные перестраиваются в более компактную форму «формально», то есть без учета характера содержащейся в них информации.
Логическое сжатие (logical compression) - методология, в соответствии с которой один набор алфавитных, цифровых или двоичных символов заменяется другим. При этом смысловое значение исходных данных сохраняется. Примером может служить замена словосочетания его аббревиатурой. Логическое сжатие производится на символьном или более высоком уровне и основано исключительно на содержании исходных данных. Логическое сжатие не применяется для изображений.
Симметричное сжатие (symmetric compression) - методология сжатия, в соответствии с которой принципы построения алгоритмов упаковки и распаковки данных близки или тесно взаимосвязаны. При использовании симметричного сжатия время, затрачиваемое на сжатие и распаковку данных, соизмеримо. В программах обмена данными обычно используется симметричное сжатие.
Асимметричное сжатие (asymmetric compression) - методология, в соответствии с которой при выполнении работ «в одном направлении» времени затрачивается больше, чем при выполнении работ в другом направлении. На сжатие изображений обычно затрачивается намного больше времени и системных ресурсов, чем на их распаковку. Эффективность этого подхода определяется тем, что сжатие изображений может производиться только один раз, а распаковываться с целью их отображения – многократно. Алгоритмы асимметричные «в обратном направлении» (на сжатие данных затрачивается меньше времени, чем на распаковку) используется при выполнении резервного копирования данных.
Адаптивное кодирование (adaptive encoding) - методология кодирования при сжатии данных, которая заранее не настраивается на определенный вид данных. Программы, использующие адаптивное кодирование, настраиваются на любой тип сжимаемых данных, добиваясь максимального сокращения их объема.
Неадаптивное кодирование (nonadaptive encoding) - методология кодирования, ориентированная на сжатие определенного типа или типов данных. Кодировщики, построенные по этому принципу, имеют в своем составе статические словари «предопределенных подстрок», о которых известно, что они часто появляются в кодируемых данных. Примером может служить метод сжатия Хаффмена.
Полуадаптивное кодирование (half-adaptive coding) - методология кодирования при сжатии данных, которая использует элементы адаптивного и неадаптивного кодирования. Принцип действия полуадаптивного кодирования заключается в том, что кодировщик выполняет две группы операций: вначале - просмотр массива кодируемых данных и построение для них словаря, а затем - собственно кодирование.
Сжатие без потерь (lossless compression) - методология сжатия, при которой ранее закодированная порция данных восстанавливается после их распаковки полностью без внесения изменений.
Сжатие с потерями (lossy compression) - методология, при которой для обеспечения максимальной степени сжатия исходного массива часть содержащихся в нем данных отбрасывается. Для текстовых, числовых и табличных данных использование программ, реализующих подобные методы сжатия, является неприемлемой. Однако для программ, работающих с графикой, это часто бывает целесообразно. Качество восстановленного изображения зависит от характера графического материала и корректности реализованного в программе алгоритма сжатия. Существует ряд алгоритмов сжатия, учитывающих допустимые уровни потерь исходного графического образа в конкретных вариантах использования его восстановленного изображения, например, путем просмотра его на экране монитора, распечатки принтером, в полиграфии. Эти методы имеют общее наименование «сжатия с минимизацией потерь».
Сжатие изображения (image compression) - технический прием или метод сокращения объема (размеров) записи графических изображений (рисунков, чертежей, схем) на их носителе (например, на магнитном диске, магнитной ленте). По существу «сжатие изображения» является разновидностью динамического сжатия. Для его реализации используются различные способы кодирования данных, которые ориентированы на элементы графики, составляющие изображение, включая и движущиеся объекты. Применяется также при передаче факсимильной информации по каналам связи, в системах мультимедиа, видеофонах.
Сжатие диска (disk compression) - технический прием, основанный на динамическом сжатии в процессе их записи на диск, а при считывании - их автоматическом восстановлении в исходную форму. Сжатие диска используется с целью увеличения емкости диска. В зависимости от характера записей емкость диска может быть увеличена примерно от 1, 5 до 5 раз. Сжатие диска осуществляется специальными прикладными программами, например DoubleSpace, Stacker, SuperStor.

Методы и средства сжатия данных:
Метод сжатия Хаффмена (Huffman compression method, кодирование CCITT) разработан в 1952 году Дэвидом Хаффменом (David Huffman). Международный консультативный комитет по телефонии и телеграфии (CCITT) разработал на его основе ряд коммуникативных протоколов для факсимильной передачи черно-белых изображений по телефонным каналам и сетям передачи данных (Стандарт T.4 CCIT и T.6 CCITT, они же - сжатие CCITT group 3 и сжатие CCITT group 4).
Фрактальное сжатие (fractal compression) - метод сжатия растровых изображений путем преобразования их в так называемые фракталы. Хранение изображений в виде фракталов требует в четыре раза меньше дисковой памяти, нежели в пикселях.
ART - метод для сжатия текста, графики, аудио и видео. Принцип работы алгоритма сжатия основан на анализе изображения и выявлении его ключевых признаков (цвет, помехи, края, повторяющиеся особенности).
AC3 Dolby - метод и формат сжатия, который позволяет сжимать, хранить и передавать в одном файле со скоростью от 32 до 640 кбит/с до 6 каналов аудиоданных.
DJVU (DjVu, djvu, deja vu) - технология и формат динамического сжатия отсканированных страниц изданий, содержащих текстовые и иллюстративные материалы.
DVI (Digital Video Interactive) - система динамического сжатия и восстановления аудио- и видеозаписей в цифровой форме. Ее использование позволяет записать на CD-ROM полноформатный видеофильм вместе со звуковым сопровождением.
EAD (Encoded Archival Description) - стандарт кодирования, разработанный подразделением Network Development and MARC Standards Office Библиотеки Конгресса США в сотрудничестве с Society of American Archivists в 1998 году (обновление - 2002 г.). Стандарт устанавливает принципы создания, разработки и поддержки схем кодирования для архивных и библиотечных помощников поиска (finding aids).
Image compression manager - программа управления динамическим сжатием изображений, которая обеспечивает возможность использования различных методов сжатия/восстановления изображений (MPEG, JPEG).
JBIG (Joint Bi-level Image Experts Group) - метод сжатия двухуровневых (двухцветных) изображений без потерь, создан Объединенной группой экспертов по двухуровневым изображениям ISO и CCIT в 1988 году. Метод JBIG в 1993 году утвержден как стандарт кодирования двухуровневых данных вместо менее эффективных алгоритмов сжатия MR (Modified READ) и MMR (Modified Modified READ).
LZW (Lempel-Ziv-Welch) - метод динамического сжатия, основанный на поиске во всем файле и сохранении в словаре одинаковых последовательностей данных (они называются фразы). Каждой уникальной последовательности данных присваиваются более короткие маркеры (ключи).
MP3 (Moving Pictures Experts Group, Layer 3) - метод (алгоритм) динамического сжатия и специальный формат записи файлов аудиоданных. MP3 обеспечивает высокую степень сжатия звуковых записей, используется в приложениях мультимедиа, в частности, в цифровых проигрывателях (плейерах) и Интернете.
RLE (Run Length Encoding) - метод динамического сжатия графических данных, в первую очередь изображений, основанный на уменьшении физического размера повторяющихся строк символов.

Важнейшей задачей современной информатики является кодирование информации наиболее оптимальным способом.

Равномерное кодирование сообщений сохраняет его статистические свойства: количество символов в исходном сообщении будет равно количеству кодовых слов в закодированном варианте. Это свойство позволяет однозначно декодировать сообщения. Но равномерный код не позволяет уменьшить ресурсные затраты при передаче информации по каналам связи или ее хранении. Значит, для уменьшения информационного объема сообщения необходимы алгоритмы, позволяющие сжимать данные.

Один из подходов к решению проблемы сжатия информации заключался в отказе от одинаковой длины кодовых слов: часто встречающиеся символы кодировать более короткими кодовыми словами по сравнению с реже встречающимися символами.

Принцип неравномерного кода для уменьшения информационного объема сообщения был реализован в азбуке Морзе. Однако, применение кода переменной длины создавало трудности разделения сообщения на отдельные кодовые слова. Эта проблема была решена Морзе путем применения символа-разделителя – паузы.

Префиксные коды

Теоретические исследования К. Шеннона и Р. Фано показали, что можно построить эффективный неравномерный код без использования разделителя. Для этого он должен удовлетворять условию Фано : ни одно кодовое слово не является началом другого кодового слова . Коды, удовлетворяющие условию Фано называются префиксными.

Префиксный код - это код, в котором ни одно кодовое слово не является началом другого кодового слова.

Шеннон и Фано предложили алгоритм построения эффективных сжимающих кодов переменной длины (алгоритм Шеннона – Фано). Однако, в некоторых случаях алгоритм давал неоптимальное решение.

Код Хаффмана

В 1952 году Дэвид Хаффман, ученик Фано, предложил новый алгоритм кодирования и доказал оптимальность своего способа. Улучшение степени сжатия Хаффман достиг за счет кодирования часто встречающихся символов короткими кодами, реже встречающихся – длинными.

Построим код Хаффмана для текста «ОКОЛО КОЛОКОЛА КОЛ»

  1. Строим список свободных узлов, упорядоченных по убыванию частоты появления буквы.
  2. Выберем две наименее вероятные буквы и построим для них узел-предок («псевдобуква») с частотой, равной сумме частот узлов-потомков.
  3. Менее вероятной букве ставим в соответствие 1, более вероятной – 0 (в следующем проходе соблюдаем порядок расстановки 0 и 1).
  4. Удаляем обе буквы из списка, оставив их узел-предок.
  5. Повторяем шаги, начиная с пункта 2, до тех пор, пока не останется один узел («метабуква»). Этот узел будет считаться корнем дерева.

Для получения кода каждого символа движемся от корня дерева до данного символа, выписывая по ходу нули и единицы. В нашем примере символы имеют следующие коды:

  • О – 00
  • К – 01
  • Л – 10
  • Пробел – 110
  • А - 111