Технологии создания корпоративных интернет-решений. Клиент-серверные технологии

17.04.2019

Инструкция

Часть горячих клавиш функционирует одинаково во всех приложениях. Например, для выполнения команды Copy (« ») используется сочетание клавиш Ctrl и C, для команды Paste («Вставить») – Ctrl и V. Даже клавиши на некоторых клавиатурах имеют соответствующие подписи, решать, стоит ли их переназначать, только вам.

Для настройки горячих клавиш в операционной системе Windows часто необходима установка дополнительного ПО IntelliType с ресурса Microsoft. После того, как утилита будет установлена, откройте компонент «Клавиатура» через «Панель управления» и задайте соответствующие настройки на нужных вкладках.

Чтобы переназначить любую клавишу на клавиатуре , можно воспользоваться и сторонними приложениями, например, MapKeyboard. Установите утилиту на компьютер, запустите ее. Появится виртуальная клавиатура. Сначала нажмите на ней ту клавишу, которую хотите заменить, используя левую кнопку мыши. Далее в поле Remap selected key to выберите новую клавишу и сохраните параметры кнопкой Save layout. Перезагрузите компьютер.

Для назначения некоторых клавиш можно использовать окно свойств соответствующего системного компонента. Так, чтобы назначить другие клавиши для смены раскладки клавиатуры при наборе текста, вызовите через меню «Пуск» «Панель управления» и в категории «Дата, время, язык и региональные стандарты» выберите значок «Язык и региональные стандарты».

Откроется новое окно. Перейдите в нем на вкладку «Языки» и нажмите на кнопку «Подробнее». В дополнительном окне кликните по кнопке «Параметры клавиатуры» на вкладке «Параметры» и в следующем появившемся окне нажмите на кнопку «Смена сочетания клавиш».

В программах, где используются горячие клавиши для вызова различных инструментов, заменить их намного проще, чем в случае с системными компонентами. Запустите приложение и найдите в меню «Настройки» пункт «Горячие клавиши», «Быстрые клавиши», «Захват» или что-то схожее по смыслу. В специально предназначенном поле введите новое сочетание клавиш (или нажмите одну клавишу) и сохраните новые настройки.

Источники:

  • как назначить клавишу в windows

Современные клавиатуры поражают удобством и надежностью. Однако ни одна «клава» не сможет стать максимально удобной до тех пор, пока пользователь сам не возьмется за дело. Иногда для комфортной работы необходимо переназначить кнопки клавиатуры. Чтобы достичь цели, необходимо скачать специальное программное обеспечение.

Вам понадобится

  • - Компьютер с выходом в интернет;
  • - программа MapKeyboard.

Инструкция

Зайдите на сайт программы MapKeyboard по адресу http://www.inchwest.com/mapkeyboard.htm. Скачайте программное обеспечение и установите его на компьютер. Запустите программу MapKeyboard.

После появления виртуальной клавиатуры на дисплее монитора начните работу по изменению клавиш. Для этого кликните левой кнопкой мыши по виртуальной кнопке, значение которой требуется изменить.

В окошке Remap selected key to подберите новое значение для выделенной кнопки . Обратите внимание, что при успешном переназначении клавиатурной кнопки она подсветится зеленым цветом.

Найдите пункт Save layout и кликните по нему. Не сохраняйте изменения до тех пор, пока не переделаете все кнопки . Дело в том, что после нажатия на сохранение программа потребует выхода сначала из своего меню, а затем и из сеанса Windows, чтобы перезагрузить компьютер.

Как известно, для большинства компьютеров или ноутбуков PC и Mac используются стандартные клавиатуры с заранее установленным расположением клавиш и языковыми раскладками. Многим пользователям, например, при смене операционной системы или самого оборудования бывает достаточно трудно привыкнуть к новому положению кнопок. В этом случае можно переназначить таким образом, чтобы они соответствовали той раскладке, к которой привык пользователь. Но чаще всего это касается только тех ситуаций, когда при вводе текста пользователь не смотрит на символы, а применяет так называемую

Для чего бывает необходимо переназначить клавиши на клавиатуре?

Но только вышеуказанными ситуациями дело не ограничивается. Достаточно часто можно встретить и случаи, когда на компьютере или ноутбуке какая-то клавиша вышла из строя.

В случае со стандартным оборудованием в виде клавиатур PS/2 вопрос решается достаточно просто обычной покупкой новой. Но что делать, если поломка произошла лэптопах - удовольствие не из дешевых. Вот тут в качестве альтернативы можно просто переназначить клавиши на клавиатуре, отказавшись от редко используемых кнопок. Однако можно встретить и еще более примитивные ситуации, когда необходимо поменять сочетания, соответствующие переключению языков и раскладок.

Как изменить сочетание клавиш на клавиатуре: Windows-инструменты

Для начала рассмотрим самый простой вариант, связанный с языковыми раскладками. По умолчанию во всех последних Windows-системах для смены языка используется переключение на основе левой кнопки Alt в сочетании с Shift. Но многие пользователи предпочитают производить смену языка и раскладки при помощи комбинации Ctrl/Shift, считая ее более удобной.

Для смены переключения необходимо использовать стандартную «Панель управления», в которой выбирается раздел языка (Windows 10) или языков и региональных стандартов (Windows 7, например). Далее осуществляется переход к дополнительным параметрам и выбирается изменение сочетания клавиш языковой панели с нажатием соответствующей кнопки в новом окне, после чего просто указывается комбинация Ctrl/Shift из списка.

В принципе, переназначить клавиши изменения символа или действия можно при помощи небольшой программы для управления клавиатурой и мышью Layout Creator, которую можно загрузить непосредственно с сайта Microsoft. После старта приложения достаточно выбрать список всех действий, а при необходимости для каждой отдельно взятой кнопки изменить их вплоть до полного отключения клавиш. Тут же можно поменять назначение операционных клавиш вроде Shift, Alt и т.д.

Переназначение через системный реестр

Также переназначить клавиши на клавиатуре можно и более сложным методом без использования сторонних утилит, применяя для этого настройки и параметры системного реестра, редактор которого вызывается командой regedit через консоль «Выполнить».

Здесь необходимо в ветке HKLM через директорию SOFTWARE найти каталог KeyboardLayout. Здесь придется создавать строковые параметры с указанием кодов кнопок для переназначения с одной клавиши на другую. Процесс достаточно трудоемкий, поэтому большинству пользователей он не пригодится, поскольку без знания кодов переназначения, отключения и порядка ввода символов произвести такие операции будет достаточно проблематично. Просто методика приводится для общего понимания, что в реестре сделать это тоже можно.

Наиболее популярные сторонние приложения

Но, предположим, пользователя на клавиатуре Shift или какая-то другая клавиша не работает. Произвести переназначение гораздо проще с использованием специальных приложений, которые как раз для этого и предназначены.

Среди множества программ такого типа пользуются особой популярностью и отличаются простотой выполнения необходимых операций следующие:

  • MapKeyboard;
  • SharpKeys;
  • MKey.

MapKeyboard

Эта программа переназначить клавиши на клавиатуре позволяет максимально быстро и просто. После старта утилиты появится экранная клавиатура.

Допустим, нужно переназначить кнопку или Shift. На клавиатуре (виртуальной) нажимаем искомую кнопку, через строку Remap selected key выбираем новый символ или операцию другой клавиши, а затем сохраняем настройки нажатием кнопки Save Layout. По завершении всех действий в обязательном порядке потребуется перезагрузка системы.

SharpKeys

Перед нами еще одна простая программа. Порядок действий почти такой же, как и в прошлом случае. Сначала добавляется клавиша (Add), затем из списка выбирается новая литера или действие (полное отключение - Turn Key Off), после чего изменения сохраняются через нажатие кнопки Write To Registry, а затем, опять же, производится полный рестарт системы.

Единственная и самая главная проблема этой утилиты состоит в том, что она не работает с а переназначение кириллических символов необходимо производить, используя их аналоги в английской раскладке.

MKey

Наконец еще одно небольшое приложение (на сей раз русскоязычное), позволяющее произвести переназначение любой кнопки и даже сменить стандартные сочетания или установить собственные комбинации.

Как обычно, сначала добавляется исходная клавиша, затем используется строка эмуляции нажатия, из списка выбирается литера или действие другой клавиши, а изменения сохраняются путем нажатия на кнопку с изображением дискеты. Кстати сказать, данная программы выгодно отличается от двух предыдущих тем, что позволяет производить не только переназначение клавиш, но и может использоваться при настройке разного рода манипуляторов, геймпадов или действий с программными плеерами.

Заключение

Вот и все, что касается операций переназначения. В принципе, в зависимости от ситуации, могут использоваться и собственные инструменты системы. В прямом смысле переназначить можно только стандартные комбинации, которые изначально заложены в параметрах ОС. Если не использовать сторонние утилиты, придется разбираться с системным реестром, но это достаточно сложно. Поэтому если встает вопрос о быстром проведении всех необходимых операций, лучше все-таки отдать предпочтение приложениям, описанным выше. И программа MKey (сокращение от Media Key) в этом отношении выглядит удобнее по всем параметрам, только постоянно «висит» в системном трее. Но потребление ресурсов у нее минимальное, так что на быстродействии компьютера или ноутбука это не скажется.

Одной из базовых функций информационной системы организации любого масштаба является обеспечение обмена информацией как внутри организации, так и за ее пределами. Однако в этом процессе имеются проблемы, связанные со скоростью обмена информацией и работой с информацией в режиме коллективного доступа. Решают эти проблемы программные продукты, организующие обработку информации по определенным технологиям. В настоящее время наибольшее распространение получили следующие технологии:

Файл-серверная технология;

Технология клиент-сервер.

Файл-серверная технология – это работа в сетевом пространстве с доступом к файлам СУБД, хранящимся на сервере.

Обработка запроса одного пользователя:

· Обращение к БД (запрос)

· Перекачка данных с блокировкой доступа других пользователей

· Обработка данных на компьютере пользователя

В файл-серверной организации клиент работает с удаленными файлами, что вызывает существенную перегрузку трафика (поскольку СУБД-ФС работает на стороне клиента, то для выборки полезных данных в общем случае необходимо просмотреть на стороне клиента весь соответствующий файл целиком).

В целом, в файл-серверной архитектуре мы имеем "толстого" клиента и очень "тонкий" сервер в том смысле, что почти вся работа выполняется на стороне клиента, а от сервера требуется только достаточная емкость дисковой памяти.

Недостатки файл-серверной системы очевидны:

· Очень большая нагрузка на сеть, повышенные требования к пропускной способности. На практике это делает практически невозможной одновременную работу большого числа пользователей с большими объемами данных.

· Обработка данных осуществляется на компьютере пользователей. Это влечет повышенные требования к аппаратному обеспечению каждого пользователя. Чем больше пользователей, тем больше денег придется потратить на оснащение их компьютеров.

· Блокировка данных при редактировании одним пользователем делает невозможной работу с этими данными других пользователей.

· Безопасность. Для обеспечения возможности работы с такой системой Вам будет необходимо дать каждому пользователю полный доступ к целому файлу, в котором его может интересовать только одно поле.

Технология клиент-сервер разделяет приложение на две части, используя лучшие качества обеих сторон. Клиентская часть обеспечивает интерактивный, легкий в использовании, обычно графический интерфейс - находится на компьютере пользователя. Сервер (программа) обеспечивает управление данными, разделение информации, изощренное администрирование и безопасность - находится на специально выделенном компьютере - сервере).

Заметим, что интерфейс между клиентской частью приложения и клиентской частью сервера баз данных, как правило, основан на использовании языка SQL. Поэтому такие функции, как, например, предварительная обработка форм, предназначенных для запросов к базе данных, или формирование результирующих отчетов выполняются в коде приложения, а все обращения к серверу баз данных сводятся к передаче текста операторов языка SQL.

Поскольку вся работа с БД (выборка, добавление, выполнение триггеров и процедур) происходит на стороне сервера, то в клиент-серверной организации клиенты могут являться достаточно "тонкими", а сервер должен быть "толстым" настолько, чтобы быть в состоянии удовлетворить потребности всех клиентов.

При необходимости произвести обработку информации, хранящейся в БД, запущенное на компьютере пользователя клиентское приложение, работающее с БД, формирует запрос на языке SQL. Сервер базы данных принимает запрос и обрабатывает его самостоятельно. Никакой массив данных (файл) по сети не передается. После обработки запроса на компьютер пользователя передается только результат - то есть, в предыдущем примере, - список платежных поручений, удовлетворяющих нужным критериям. Сам же файл, в котором хранились данные, послужившие источником для обработки, остается незаблокированным для доступа самого сервера по запросам других пользователей.

В серьезных клиент-серверных СУБД существуют дополнительные механизмы, снижающие нагрузку на сеть, снижающие требования к пользовательским компьютерам. В качестве примера приведем хранимые процедуры - то есть целые программы обработки данных, хранящихся в БД. В этом случае от пользователя к серверу не передается даже SQL выражения - передается вызов функции с параметрами вызова. Таким образом, рабочее место пользователя еще сильнее упрощается, логика работы программы переносится на сервер. Пользовательское место становится всего лишь средством отображения информации. Все это означает дальнейшее снижение нагрузки на сеть и пользовательские рабочие станции.

Таким образом, все вышеперечисленные недостатки файл-серверной схемы устраняются в архитектуре клиент-сервер :

  • Массивы данных не перекачиваются по сети от сервера БД на компьютер пользователя. Требования к пропускной способности сети понижаются. Это делает возможным одновременную работу большого числа пользователей с большими объемами данных.
  • Обработка данных осуществляется на сервере БД, а не в компьютере пользователей. Что позволяет использовать более простые, а значит, дешевые компьютеры на клиентских местах.
  • Блокировки (захвата) данных одним пользователем не происходит.
  • Обеспечивается доступ пользователя не к целому файлу, а только к тем данным из него, с которыми пользователь имеет право работать.

В сознании многих пользователей сервер ассоциируется с высоким шкафом или хотя бы с корпусом типа Big Tower. Само понятие "сервер" окружено некой завесой таинственности и значимости. Невзначай оброненное слово "сервер" вызывает уважительные мысли о мощи и надежности информационных технологий, а также к человеку, его произнесшему. В этой статье будет рассказано как о серверах, действительно занимающих целую комнату, так и о серверах начального уровня, внешне неотличимых от обычных ПК. Статья будет состоять из нескольких частей, в которых будет дана подробная классификация серверов, рассказано об аппаратных технологиях, отличающих сервер от обычного ПК, о возможностях связки сервер-программное обеспечение и многом другом.

Стоит отметить, что сама тема серверных технологий бесконечна - все зависит лишь о степени детализации излагаемого материала. В этой статье я постарался изложить материал максимально подробно, настолько, что кое-где речь зайдет об архитектуре серверов на уровне, соприкасающемся с тонкостями программирования на ассемблере. Впрочем, я надеюсь, что моя статья будет интересна как можно более широкому кругу читателей - от технических специалистов до рядовых пользователей.


История

Чтобы лучше понять, что представляют собой современные серверы, кратко рассмотрим историю их возникновения. Изначально, вся электронная обработка данных проходила на мощных ЭВМ - мейнфреймах, у пользователей был лишь терминал для доступа к данным. Терминал представлял собой алфавитно-цифровой дисплей и клавиатуру, которые подключались к мейнфрейму. Сам по себе мейнфрейм (от англ. mainframe - основная стойка) представлял собой мощную, универсальную ЭВМ для массового одновременного обслуживания нескольких тысяч пользователей. Мейнфреймы на тот момент поставляли всего несколько компаний, но, как правило, их продукция была несовместима между собой, а, следовательно, компании-потребители были замкнуты на решения одного поставщика, который поставлял все аппаратное и программное обеспечение. Компьютерные системы были очень дорогими, а переход с одной системы на другую был очень болезненным. В 1971 г. компанией Intel был разработан первый микропроцессор (i4004), что сделало возможным появление персонального компьютера - IBM PC. С ростом мощности и количества ПК произошел постепенный переход от централизованной обработки информации к распределенной (на персональных компьютерах). Терминалы стали замещаться ПК, а от мэйнфреймов постепенно отказались.

Однако с ростом количества ПК и их мощности, развитием локальных сетей вновь возникла потребность в централизованном хранении и обработке данных.

Появилась необходимость в сервере для персональных компьютеров. Сервер - устройство в сети, предназначенное для обслуживания доступа к общим ресурсам (файлы, принтеры, базы данных, приложения и т.д.).

Изначально распространение получили файловые серверы, где пользователи хранили свои данные и обменивались ими. С ростом глобальной компьютерной сети интернет возникло новое направление - телекоммуникационные серверы (веб-серверы, ftp, доменных имен, почтовые). С развитием СУБД, в силу изменения формата хранения и доступа к данным, файловые серверы утратили свою популярность, и их во многом заменили серверы баз данных. Файловые серверы остаются и по сей день, но они приобрели второстепенное значение - их используют для хранения пользовательских файлов и различных архивов. Также на файловых серверах хранятся данные, предназначенные для совместной работы нескольких пользователей. В последнее время выросла популярность терминальных серверов - ПК пользователей служат лишь терминалом для отображения и ввода данных, а все пользовательские задачи выполняются на сервере. Таким образом достигается значительная экономия на ПК (на роль терминала годятся даже маломощные компьютеры), снижаются затраты на установку и поддержку программного обеспечения, решаются вопросы конфиденциальности и сохранности данных.

Для снижения совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership - TCO), куда входят затраты на оборудование, программное обеспечение и обслуживание техники, многие компании сегодня возвращаются к централизованной обработке данных.


Классификация серверных решений

Сегодня компании не замкнуты на одного поставщика аппаратного и программного обеспечения, имея возможность использовать различные программные и аппаратные решения от различных производителей - в первую очередь речь, идет о разнице в "глобальных" подходах (выбор между Windows - Unix системами и архитектурами CISC/RISC).

На сегодняшний день основным представителем архитектуры CISC (Complete Instruction Set Computer - компьютер с полным набором команд) являются процессоры x86 от AMD и Intel. Строго говоря, CISC/RISC архитектуры на самом деле являются идеализированными концепциями, поэтому классификация процессоров на их основе является несколько условной. Но процессоры х86 относят к CISC процессорам, поскольку они соответствуют наиболее важным характеристикам, свойственным CISC-системам:

  • сравнительно небольшое число регистров общего назначения (16 регистров у классических CISC-архитектур);
  • большое количество машинных команд (набор команд постоянно пополняется за счет нововведений производителей - MMX, SSE, 3DNow! и пр.);
  • большое количество методов адресации;
  • большое количество поддерживаемых форматов команд различной разрядности;
  • преобладание двухадресного формата команд.

Поскольку на сегодняшний день AMD только обозначил свое присутствие на рынке серверных процессоров, то далее речь пойдет о развитии серверных процессоров Intel.

В 1995 г. компанией Intel был разработан процессор Pentium Pro (150МГц, 512Кб кэш), позиционирующийся как серверный. Он отличался от настольных аналогов большим кэшем и продвинутой архитектурой, частично заимствованной у процессоров с архитектурой RISC. В процессоре Pentium Pro Intel впервые включила технологию динамического исполнения (Dynamic Execution), то есть инструкции могут исполняться не только последовательно, но и параллельно с помощью предсказания ветвей кода и переупорядоченного исполнения инструкций. Тем самым значительно повысилась эффективность процессора - количество команд, выполняемых за такт.

Вторым нововведением стал большой встроенный кэш L2. Для серверных систем наличие большего кэша является очень важным. Процессоры всегда работают на частотах, в несколько раз превышающих частоту памяти. Половина инструкций стандартных приложений представляет собой команды работы с памятью - загрузку и выгрузку данных (Load-Store). Работа с памятью происходит по следующей схеме: если данные не были найдены в кэше L1, то следует обращение к кэшу L2, на это уходит 9-16 процессорных циклов, если данных нет и в кэше L2, то на обращение к памяти уходит до 150 процессорных циклов, в течение которых процессор ждет данные. Большой кэш L2 повышает вероятность быстрого доступа к данным, а, следовательно, увеличивает эффективность работы процессора.

Можно говорить о том, что Intel впервые применяет и обкатывает свои новые продвинутые технологии именно на серверных процессорах, потом эти технологии постепенно распространяются и на персональные компьютеры. Это уже произошло с интегрированным кэшем L2, динамическим исполнением, многопоточностью (hyper-threading). На очереди 64 битная адресация памяти (ЕM64Т).

За Pentium Pro последовали другие серверные процессоры: в 1998 г. - Intel Pentium II Xeon (400-450МГц, 1-2Мб кэш), Pentium III Xeon (700-900Мгц, 1-2Мб кэш). В 2001 г. был выпущен серверный аналог Pentium 4, Хeon, который развивается и используется и в настоящее время.

Так сложилось, что на сегодняшний день на долю Intel приходится около 90% всех поставок рынка серверов, но лишь половина доходов этого рынка попадает в ее карманы: сегмент серверов начального уровня, где Intel доминирует с середины 90х, велик, но прибыли от него, в силу дешевизны продукции, несравнимы с сегментом мощных серверов. К примеру, по моей информации, на сегодняшний день в Республике Беларусь установлено несколько тысяч одно- и двухпроцессорных серверов начального уровня и только несколько 48-процессорных серверов RISC - общая стоимость систем примерно одинакова. При одинаковой общей стоимости прибыль, полученная производителями от продажи этих систем, существенно разнится. Дело в том, что Intel позволяет производить серверы на основе своих процессоров целому ряду сторонних производителей, получая прибыль не со всей стоимости сервера (5000-15000 USD), а только со стоимости своих комплектующих - в основном, процессоров (т.е. с 1000-3000 USD).

В последнее время Intel активно борется за этот самый прибыльный сегмент серверного рынка (системы с количеством процессоров от 4 до 256), где достаточно прочно обосновались системы на базе RISC архитектуры. Основной надеждой Intel являются 64-битные процессоры Intel Itanium 2. Предыдущий процессор Intel Itanium так и остался непопулярным - с момента начала поставок работоспособных систем на его основе и до выпуска Itanium 2, по данным Gartner, было продано лишь около 3 тысяч серверов на его основе (за тот же период серверов с процессорами RISC было продано 4.7 млн.).

Архитектура, называемая компьютером с сокращенным набором команд (Reduced Instruction Set Computer - RISC), появилась благодаря тому, что еще в середине 70-х годов XX века некоторые разработчики компьютерных архитектур заметили, что даже у компьютеров сложной архитектуры большая часть времени уходит на выполнение простых команд. Справедливым оказалось правило 20/80, а именно - 20% команд используется в 80% случаев, а оставшиеся 80% команд используются в 20% случаев.

Основными чертами концепции RISC-архитектуры являются:

  • одинаковая длина команд;
  • единый формат команд. Или, по крайней мере, использование не более двух-трех форматов;
  • операндами всех арифметических и логических команд могут быть только регистры;
  • команды выполняют только простые действия;
  • выполнение любой команды производится не дольше, чем за один такт;
  • большой регистровый файл;
  • только простая адресация.

Основными чертами RISC архитектуры обладают процессоры SPARC (масштабируемая процессорная архитектура - Scalable Processor ARChitecture). Всеобщим заблуждением среди любителей является соотнесение архитектуры SPARC только с компанией Sun. На самом деле архитектура SPARC - это стандартизированная архитектура, в рамках которой целый ряд производителей выпускают процессоры и крупные вычислительные системы на их основе. Первый процессор SPARC был изготовлен компанией Fujitsu на базе вентильной матрицы, работающей на частоте 16.67 МГц еще в 1987 году.

Основными конкурентами на этом рынке долгое время оставались компании Sun Microsystems и Fujitsu. Но не так давно эти компании объявили о новом направлении сотрудничества, результатом которого станет появление новой линейки систем APL (Advanced Product Line) на платформе SPARC/Solaris. Эта линейка появится в 2006 году и соединит все достоинства существующих линеек Sun Fire и PrimePower. На европейском рынке линейку PrimePower поставляет концерн Fujitsu Siemens Computers.

Эти системы изначально проектировались как масштабные 64-разрядные вычислительные системы enterprise уровня. Как уже отмечалось, системы RISC доминируют в классе мощных серверов. На это есть ряд причин, а именно - архитектура SPARC позволяет организовать максимальную масштабируемость, кроме того, немаловажную роль играет наличие специализированного программного обеспечения для масштабных систем. В серверах PrimePower используется операционная система Solaris, достаточно давно разрабатываемая специально для этих целей. А на рынке программного обеспечения для CISC систем ситуация плачевна: оригинального программного обеспечения для процессоров Itanium мало, а то, что есть - еще не опробовано и "сыро", чтобы на него делали ставку заказчики мощных серверов. Задачи, для решения которых нужны такие машины (финансовое моделирование, построение крупных электронно-коммерческих систем и т.п.), требуют идеальной надежности и проверки временем. Системы на базе SPARC такую проверку уже прошли.

Следующий параметр для классификации серверов - используемое программное обеспечение. Можно долго и бесплодно спорить, что же лучше - системы на базе Windows или *nix систем, но серверный рынок самостоятельно решил для себя этот вопрос - в серверах начального уровня в подавляющем большинстве случаев используется Windows 2000/2003 Server, тогда как в серверах enterprise уровня - *nix системы (большей частью Solaris).

На мой взгляд, это связано прежде всего с тем, что, кроме непосредственной стоимости оборудования, в общую стоимость (ТСО) серверов входят также затраты на администрирование. И в этом свете администраторы Windows "стоят" куда "дешевле" своих коллег, администрирующих *nix системы, что связано с достаточной сложностью администрирования таких систем и явным недостатком соответствующих квалифицированных специалистов. Поэтому доля подобных расходов в ТСО серверов начального уровня значительно превосходит такую же долю в ТСО мощных серверов. А владельцы дорогостоящих RISC систем зачастую готовы платить соответствующие деньги своим специалистам, зная, что один час простоя такого сервера обойдется им в сумму, превышающую десятки годовых зарплат системного администратора.


В следующей статье я расскажу о классификации серверов по их назначению, основных требованиях к серверам и способах достижения соответствия этим требованиям и др.

Если в ходе прочтения этой статьи у вас возникли вопросы или замечания, направляйте их на мой электронный адрес.

Кроме того, 27 сентября в Минске состоится семинар, проводимый компанией Fujitsu Siemens Computers и ее партнером в Беларуси ИП "ИТЦ-М", посвященный современным серверным технологиям, системам хранения данных, опыту внедрения, эксплуатации и сопровождения серверов в крупных ВЦ и др. В ходе проведения семинара специалисты и руководители служб ИТ/АСУ, работающие в этой области, смогут пообщаться со специалистами крупнейшего в Европе производителя серверов и компьютерного оборудования и получить исчерпывающую информацию по всем интересующим их вопросам. Следите за объявлением о регистрации на сайте www.itc.by и в прессе.

Клиент-серверные технологии

Почти все модели организации взаимодействия пользователя с БД построены на основе клиент-серверной технологии. Предполагается, что каждое такое приложение отличается способом распределения функций: клиентская часть отвечает за целевую обработку данных и организацию взаимодействия с пользователем, серверная часть обеспечивает хранение данных - обрабатывает запросы и посылает результаты клиенту для специальной обработки. Типовая архитектура клиент-серверной технологии представлена на рис. 4.1:

Рис. 4.1. Типовая архитектура клиент-серверной технологии

Часть функций центральных ЭВМ взяли на себя локальные компьютеры. Любое программное приложение в этом случае представляется из трех компонентов: компонент представления, реализующий интерфейс с пользователем; прикладной компонент, обеспечивающий выполнение прикладных функций; компонент доступа к информационным ресурсам (менеджер ресурсов), выполняющий накопление информации и управление данными.

На основе распределения этих компонентов между рабочей станцией и сервером сети выделяют модели архитектуры «клиент-сервер»:

· модель доступа к удаленным данным (рис. 4.2). На сервере расположены только данные:

Рис. 4.2. Модель доступа к удаленным данным

Данная модель характеризуется невысокой производительностью, так как вся информация обрабатывается на рабочих станциях; кроме того, поддерживается низкая скорость обмена при передаче больших объемов информации с сервера на рабочие станции;

· модель сервера управления данными (рис. 4.3):

Рис. 4.3. Модель сервера управления данными

Особенности данной модели: уменьшение объемов информации, передаваемых по сети, так как выборка необходимых информационных элементов осуществляется на сервере, а не на рабочих станциях; унификация и широкий выбор средств создания приложений; отсутствие четкого разграничения между компонентом представления и прикладным компонентом, что затрудняет совершенствование вычислительной системы. Целесообразно использовать в случае обработки умеренных объемов информации, при этом сложность прикладного компонента должна быть невысокой,

· модель комплексного сервера (рис. 4.4):

Рис. 4.4. Модель комплексного сервера

Преимущества модели: высокая производительность, централизованное администрирование, экономия ресурсов сети. Такой сервер оптимален для крупных сетей, ориентированных на обработку больших и увеличивающихся со временем объемов информации;

· трехзвенная архитектура «клиент-сервер» (рис. 4.5). Используется при усложнении и увеличении ресурсоемкости прикладного компонента.

Рис. 4.5. Трехзвенная архитектура

В сервере приложений могут быть реализованы несколько прикладных функций, каждая из которых оформляется как отдельная служба, предоставляющая некоторые услуги всем программам. Таких серверов может быть несколько, каждый из них ориентирован на предоставление некоторого набора услуг. Данная архитектура базируется на дальнейшей специализации компонентов архитектуры: клиент занимается только организацией интерфейса с пользователем, сервер БД выполняет только стандартную обработку данных, для реализации логики обработки данных архитектура предусматривает отдельный слой - слой бизнес-логики, он может представлять собой либо выделенный сервер (сервер приложений), либо размещаться на клиенте в качестве библиотеки.

В рамках архитектуры «клиент-сервер» существуют два основных понятия:

· «тонкий» клиент. Используется мощный сервер БД и библиотека хранимых процедур, позволяющих производить вычисления, реализующие основную логику обработки данных, непосредственно на сервере. Клиентское приложение, соответственно, предъявляет невысокие требования к аппаратному обеспечению рабочей станции;

· «толстый» клиент реализует основную логику обработки на клиенте, а сервер представляет собой в чистом виде сервер БД, обеспечивающий исполнение только стандартных запросов на манипуляцию с данными (как правило - чтение, запись, модификацию данных в таблицах реляционной БД).

Сетевые ИТ

Электронная почта . Возникшая самой первой, эта форма обмена электронными сообщениями (e-mail) продемонстрировала саму возможность практически мгновенного общения посредством компьютерных сетей. Архитектурно предназначенная для обмена сообщениями между двумя абонентами, она позволила обмениваться информацией группам людей. Такой модификацией стали группы или списки рассылки. С помощью ПО для работы с электронной почтой можно создавать электронные сообщения и делать вложения в них. Функция вложения используется для отправки по почте документов любого типа, например текстовых документов, электронных таблиц, мультимедиа файлов, файлов БД и т.д. Разработанное позже ПО для фильтрации текста расширило возможности электронной почты, чтобы помочь пользователю в структурировании, направлении и фильтрации сообщений. Потребность в этих услугах обусловлена тем, что постоянно растет количество почты, которая почти или совсем не нужна пользователю (Spam). ПО для фильтрации может обеспечивать доставку пользователям только персональных сообщений, содержащих важные для них новости, а также помогает находить информацию, необходимую пользователям в процессе принятия решений.

Телеконференции или группы новостей . Телеконференции - следующий этап развития систем общения. Их особенностями стали, во-первых, хранение сообщений и предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена, а во-вторых, различные способы тематической группировки сообщений. Такие системы проведения конференций дают возможность группе совместно работающих, но территориально разделенных людей обмениваться в режиме on-line мнениями, идеями или информацией при обсуждении какого-либо вопроса, преодолев временные и пространственные барьеры. В настоящее время существует масса разновидностей систем проведения конференций, включая компьютерные конференции (совещания, проводимые с помощью электронной почты), селекторные совещания с возможностью подключения мобильных абонентов, конференции с использованием настольных ПК, средств мультимедиа, теле- и видеоконференции.

Интерактивное общение (чаты). С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в Интернете в режиме постоянного присутствия, поэтому появился сервис общения в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение в течение незначительного промежутка времени после отправки его собеседником.

Наиболее распространенными современными средствами интерактивного общения являются Web-приложения, которые поддерживают следующие формы организации общения:

o Гостевые книги. Первая и самая простая форма. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым, каждое из которых оставлено в ней каким-либо посетителем.

o Форумы . Первые форумы появились как усовершенствование гостевых книг и организовывали сообщения в ветви - как в телеконференциях. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первыми сообщениями. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение - в ответ на уже написанные. Темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют неформальные администраторы и модераторы. Наиболее развитые форумы начинают обладать первыми признаками социальных сетей - между участниками могут быть установлены долговременные социальные связи по интересам.

o Блоги (Web Log - Web-журнал, Web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет собственный журнал - оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть любыми, самый распространенный подход - это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи. В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовывать листинговый просмотр - список записей из журналов «друзей», регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества по интересам - журналы, которые ведутся коллективно. В таком сообществе его членом может быть свободно размещено любое сообщение по направлению деятельности сообщества.

В целом все современные системы обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами:

· В подавляющем большинстве сообществ предусматривается регистрация пользователей, т.е. на каждого участника должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе для идентификации. Почти все системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы. Такой подход гарантирует до определенной степени уникальность участника и его идентифицируемость.

· Работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля. Для удобства сеансовость участия обычно скрывается от пользователя техническими средствами, но, тем не менее, идентификация пользователя происходит постоянно.

· Помимо учетных данных, пользователь настраивает окружение - внешний вид, дополнительные данные о себе, указывает свои интересы, желательные контакты, темы для общения и т.д.

· Социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались чрезвычайно эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи, они постепенно стали одним из средств наполнения контента сайта содержимым, имеющим реальную коммерческую и социальную ценность.

На основе последнего подхода появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество социальных Web-сервисов, объединенных общим названием сервисы Web 2.0. Можно указать некоторые такие ресурсы:

o Социальные закладки . Некоторые веб-сайты позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов. Такие сайты также могут использоваться для поиска пользователей с общими интересами. Пример: Delicious.

o Социальные каталоги напоминают социальные закладки, но ориентированы на использование в академической сфере, позволяя пользователям работать с БД цитат из научных статей. Примеры: Academic Search Premier, LexisNexis Academic University, CiteULike, Connotea.

o Социальные библиотеки представляют собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи, доступные другим. Предусмотрена поддержка системы рекомендаций и рейтингов. Примеры: discogs.com, IMDb.com.

o Многопользовательские сетевые игры имитируют виртуальные миры с различными системами подсчета очков, уровней, состязательности, победителей и проигравших. Пример: World of Warcraft.

o Многоязычные социальные сети позволяют налаживать социальные связи между людьми, говорящими на разных языках. При этом используется специальное ПО, позволяющее переводить фразы с одного языка на другой в режиме реального времени. Примеры: Dudu.

o Геосоциальные сети формируют социальные связи на основании географического положения пользователя. При этом используются различные инструменты геолокации (например, GPS или гибридные системы типа технологии AlterGeo), которые дают возможность определять текущее местонахождение того или иного пользователя и соотносить его позицию в пространстве с расположением различных мест и людей вокруг.

o Профессиональные социальные сети создаются для общения на профессиональные темы, обмена опытом и информацией, поиска и предложения вакансий, развития деловых связей. Примеры: Доктор на работе, Профессионалы.ру, MyStarWay.com, LinkedIn, MarketingPeople, Viadeo.

o Сервисные социальные сети позволяют пользователям объединяться в online режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам. Например, некоторые сайты предоставляют сервисы, с помощью которых пользователи могут размещать для общего доступа персональную информацию, необходимую для поиска партнеров. Примеры: LinkedIn, ВКонтакте.

o Коммерческие социальные сети ориентированы на поддержку бизнес-транзакций и формирование доверия людей к брендам на основе учета их мнений о продукте, тем самым позволяя потребителям участвовать в продвижении продукта и расширяя их осведомленность.