Телефон самсунг взрывается аккумулятор. Не "самсунгом" единым: какие ещё гаджеты взрывались

18.06.2019

Полную версию беседы Лайфа с Ильёй Ильиным слушайте в аудиозаписи.

Д. НАДИНА: Говорят про телефон Samsung Galaxy Note 7, причём говорят не в положительном ключе. Как выяснилось, Galaxy Note 7, триумф компании Samsung, как его анонсировали несколько месяцев назад эксперты по мобильным телефонам, оказался провалом Samsung, потому что он взрывается. Много шуток в Интернете ходит, телефон в поясе шахида и всё такое прочее. Шутки шутками, а сегодня "Аэрофлот" запретил проносить на борт Samsung Galaxy Note 7 в целях безопасности.

Р. КАРИМОВ: Есть информация ещё. "Авиаперевозчик не рекомендует перевозить Samsung Galaxy Note 7 в багаже, выключать на борту самолёта и не заряжать в течение всего полёта", - сообщает авиаперевозчик. Получается, ты можешь держать его при себе, но не в багаже. А кто в багаж телефоны-то сдаёт?

Д.Н.: Он стоит, наверное, бешеных денег. И что с ним делать теперь?

Р.К.: Илья Ильин с нами, IT-журналист, главный редактор "Андроид инсайдер", Илья, здравствуйте!

И. ИЛЬИН: Да, здравствуйте!

Д.Н.: А сколько стоит Samsung Galaxy Note 7?

И.И.: У нас в России 65 тысяч рублей.

Д.Н.: Телефон за 65 тысяч, который даже в багаж нельзя упаковать…

Р.К.: Это дороже яблочного продукта?

И.И.: Не совсем, их новые продукты стоят немного дороже, на пару тысяч.

Р.К.: Samsung Electronics заявили, что уже разрабатывают обновление программного обеспечения, которое сделает использование смартфона более безопасным. Насколько они смогут решить эту проблему, на ваш взгляд?

И.И.: Вполне реально. Samsung ничего не комментирует, это их внутренняя кухня. На самом деле, получается, что из строя выходит контроллер зарядки. При помощи удалённой прошивки выпущенных устройств со взрывоопасными аккумуляторами им необходимо ограничить ток зарядки, соответственно и то, насколько будут телефоны заряжаться.

Заряжаться они будут до определённого количества процентов, до 60-70%, не больше

Илья Ильин

Дальше идёт медленная зарядка, которая может привести к взрыву. В общем-то, вы получаете флагманское устройство, которое вы купили в первой волне, но это устройство будет обладать аккумулятором как любой бюджетник.

Р.К.: Илья, вот это решение "Аэрофлота" и до этого решение других зарубежных авиакомпаний - насколько оправданны подобные опасения?

И.И.: Перелёт бывает не только краткосрочный, но и длительный. Мы можем подключить аппарат к внешнему аккумулятору при перелёте из Москвы в Нью-Йорк…

Д.Н.: Или в Южно-Сахалинск, во Владивосток…

И.И.: Телефон начнёт садиться, когда вы будете смотреть видео. Вы подключите его к внешнему аккумулятору. При этом может произойти возгорание, если аккумулятор был выпущен той компанией, которая привела ко всему этому кризису. Samsung бережно к этому относится, они либо ограничат ток зарядки, как следует из их последних заявлений, либо, наверное, будут стараться переводить телефон в принудительный отдых. Люди, которые получат программное обновление, придут в сервис и скажут: "Что-то не то с телефоном", им ответят: "Вот вам новый аппарат, с ним всё нормально".

Новый Samsung Galaxy Note 7 начал продаваться в США, там уже 70 случаев возгорания, это уже немножечко не то. Что-то надо менять

Илья Ильин

Д.Н.: Ещё одна история. Сейчас "Аэрофлот", крупнейший российский перевозчик, уже запрещает провозить аппараты. Это же мощная антиреклама ко всему прочему. Вообще Samsung, мне кажется, сделал себе очень глобальную кампанию антирекламную из-за всех взрывов.

И.И.: Это не просто страшная антиреклама. Они потеряли на бирже на акциях примерно 22 миллиарда долларов.

Р.К.: СМИ пестрят заголовками, что смартфоны взрываются, и дальше людей уже я не знаю как переубедить.

Д.Н.: Я бы не рискнула покупать телефон, который взрывается…

И.И.: Ситуация в России с предзаказами была примерно такая. Сначала отзыв телефонов оправдывали тем, что отправляют аппараты в ряд регионов, где они наиболее востребованы. Потом отозвали вторую волну, которая в середине сентября должна была начать продаваться. Мне мой предзаказ получить не удалось. Я теперь подумаю о том, чтобы его получить потом как-нибудь, когда будет третья или четвёртая партия, чтобы не пользоваться аппаратами, которые могут навредить. Действительно, получился антипиар. Но на некоторых рынках они привыкли работать, предоставлять какие-то бонусы, ваучеры, подарки и прочее…

Д.Н.: То есть шансы выжить ещё есть?

И.И.: Вообще у Samsung как у корпорации шансы есть, если не брать в расчёт Samsung Mobile и Samsung Electronics. Они строят даже роботов, которые стоят на охране южнокорейской границы.

Сами по себе ребята не пропадут, но в мобильной электронике - это большой репутационный урон

Илья Ильин

Если брать iPhone в пример, когда Стив Джобс говорил, что вы его просто неправильно держите, поэтому сеть пропадает. Здесь так сказать не получится, мол, вы неправильно его заряжаете. Поэтому репутационный урон внушительный.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Samsung попытался доработать новую модель смартфона, но вновь стали поступать сообщения о неполадках

Компания Samsung объявила об остановке всех продаж новой модели своего смартфона Galaxy Note в связи с сообщениями о том, что возгорания устройств продолжаются даже после ремонта.

Компания также призвала потребителей, которые уже приобрели новую модель, не пользоваться ею и отключить питание, пока специалисты пытаются разобраться в причинах брака.

Что проиходит?

Samsung представила Galaxy Note 7 в августе. Тогда смартфон назвали одним из лучшим телефонов на базе Android. Он должен был стать основным конкурентом iPhone 7 компании Apple.

Однако вскоре от покупателей начали поступать жалобы на бракованные батареи, взрывающиеся при зарядке. По данным Samsung, речь идет лишь о 35 случаях возгорания на 2,5 миллиона аппаратов.

Но в итоге Samsung отозвала всю партию и выпустила улучшенную модель смартфона. Тогда компания заверила, что после произведенных исправлений пользоваться аппаратами безопасно.

Но на данный момент известно уже о двух случаях возгорания устройств, выданных потребителям вместо дефектных.

Покупателям, имеющим на руках оригинальный Galaxy Note 7 или обновленную модель, выданную взамен, рекомендовано отключить устройство, не использовать его и не пытаться каким-либо способом исправить дефект самостоятельно.

Samsung попросил всех своих оптовых и розничных партнеров по всему миру остановить продажу и обмен Galaxy Note 7 на период, пока продолжается расследование.

По мнению корейских СМИ, в ближайшее время Samsung, скорее всего, окончательно прекратит продажу нового смартфона.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Скандал со смартфонами может серьезно ударить по репутации Samsung, говорят эксперты

Почему они взрываются?

Samsung применяет стандартные литиево-ионные батареи, которыми пользуется вся отрасль - что же делает их столь опасными?

Важно понимать особенности конструкции таких батарей. Они содержат катод, анод и литий.

Катод и анод разделяются органическим жидким электролитом и пористой мембраной-сепаратором.

Литий перемещается через поры этой мембраны между катодом и анодом.

Если батарея заряжается слишком быстро, происходит выделение большого количества тепла, а вокруг анода могут формироваться чешуйки из лития, что может приводить к короткому замыканию.

Другие дефекты, которые могут приводить к короткому замыканию, включают присутствие загрязнений в виде небольшого количества металла или миниатюрных отверстий в корпусе смартфона, которые возникают после нескольких зарядок в результате температурных деформаций.

Как это сказалось на компании?

Скандал со смартфонами уже привел к падению капитализации корейской компании.

Только за два дня после начала скандала акции Samsung подешевели на 158 долларов. С учетом количества акций, находящихся в обращении, падение рыночной стоимости компании в начале сентября составило более 22 млрд долларов.

Во вторник на фоне новостей о повторном отзыве бракованных телефонов акции компании обвалились на 8%.

Как отмечает аналитик по вопросам технологий Эндрю Милроу, скандал со взрывающимися телефонами произошел в самый неблагоприятный момент для Samsung.

"Samsung наверстывал отставание от конкурентов. Но эта катастрофическая ошибка нанесет серьезный ущерб положению компании на рынке смартфонов", - сказал Милроу в интервью Би-би-си.

Нынешнее фиаско, по словам экспертов, может крайне негативно сказаться на степени доверия потребителей к продукции компании.

МОСКВА, 2 сен — РИА Новости . В минувшую среду компания Samsung объявила о приостановке продаж своего новейшего фаблета Galaxy Note 7, который с 19 августа появился на прилавках в 10 странах. Главная причина, за которую уже принес извинения президент мобильного подразделения Донг Джин Ко (Dong Jin Koh), — взрывы батарей во время зарядки.

Samsung может отозвать все свои Galaxy Note 7 из-за проблем с батареей Ожидается, что Samsung объявит о результатах своего расследования причин проблем с батареями, а также объявит ряд комплексных мер по решению этой проблемы либо в эти выходные, либо в начале следующей недели.

Как бы там ни было, эта напасть преследует литий-ионные аккумуляторы уже третье десятилетие. А с апреля этого года "Международная ассоциация воздушного транспорта" (IATA) даже ввела временный запрет на провоз Li-ion аккумуляторов на пассажирских авиарейсах, если они не установлены в какое-либо устройство.

Суть проблемы

Литий-ионный аккумулятор, несмотря на все свои преимущества, — весьма капризный элемент. Его зарядка проходит по сложному алгоритму и всегда управляется специальным микроконтроллером, который постоянно отслеживает температуру и другие параметры батареи. На его эксплуатацию и хранение также накладывается масса ограничений. Такие аккумуляторы не терпят глубокого разряда, работы при отрицательных температурах и нагрева. Поэтому практически все устройства с ними имеют специальные контроллеры, отслеживающие их работу и отключающие аккумулятор в случае превышения его показателями критических значений.

Впрочем, сделать литий-ионный аккумулятор безопасным не так уж и сложно. Однако современные тенденции к уменьшению размеров аккумуляторов и их форм, а также эксперименты с химическим составом каждый раз возвращают разработчиков на исходные позиции. Главная проблема — это перегрев отдельных ячеек батареи вследствие повышения температуры или короткого замыкания внутри ячейки. Перегревающаяся ячейка может запустить цепную реакцию. А с учетом того, что входящий в состав аккумуляторов щелочной метал литий является легковоспламеняющимся, последствия могут быть самими печальными: резкое вздутие, возгорание или даже врыв.

СМИ: более полумиллиона гироскутеров отзывают в США из-за риска возгорания Госкомиссия США по безопасности потребительских товаров (CPSC) постановила отозвать 501 тысячу гироскутерев (самобалансирующихся скутеров) из-за высокого риска возгорания.

Но если на каждом шагу работу аккумулятора отслеживают контроллеры, почему они взрываются? Причин может быть несколько.

Среди основных значится производственный брак, при котором слой изолятора между ячейками оказывается недостаточной толщины.

Также опасны удары или физические повреждения аккумулятора, и банальный перегрев. Например, если аккумулятор получил незначительные повреждения от падения с небольшой высоты, пользователь может не обратить на это внимание, но при этом состояние батареи может ухудшиться. Она может выйти из строя, даже не достигнув своего температурного предела.

Решить проблему можно более жестким регулированием. Но это приведет к удорожанию всей продукции и замедлению внедрения новых технологий. На что, в условиях постоянной конкуренции, компании просто не пойдут. Потому потребителям придется смириться с тем, что отдельные случаи возгораний могут и дальше происходить с продукцией самых известных брендов, таких как Apple, Samsung и любых других.


Ученые создали аккумуляторы, не взрывающиеся при перегреве Физики из Стэнфорда создали новый вид литий-ионных аккумуляторов, которые автоматически отключаются при достижении опасных температур, тем самым избегая взрыва при перегреве, и мгновенно включаются назад после охлаждения.

Впрочем, в начале этого года американские физики из Стэнфорда объявили о разработке специального предохранителя для аккумуляторов. Он состоит из наночастиц никеля, вставленных в тонкий лист из пластика и графена и автоматически отключает батарею, не дожидаясь реакции контроллера. Несмотря на кажущуюся простоту, внедрение этой разработки остается под вопросом, поскольку не убережет аккумуляторы в ста процентах случаев, но приведет к его удорожанию.

В августе прошлого года пассажиры, которые летели рейсами различных авиакомпаний, впервые услышали необычное объявление в аэропорту. Оно касалось всех пассажиров и заключалось в запрете брать с собой на борт самолета смартфоны фирмы Самсунг. Связано это было с событиями, которые происходили неоднократно после релиза новой модели смартфонов. Пользователи, которые приобрели новую модель, сообщали о том, что их новые смартфоны взрывались в момент зарядки.

В связи с этим компания Samsung сначала заявила о задержке в производстве, но вскоре, когда заявлений о взрыве стало появляться все больше, было объявлено о прекращении производства этой модели и отзыве гаджетов. Многие начали задаваться вопросом: какой телефон взрывается в самолете? Конечно, далеко не факт, что смартфон (точнее, его аккумулятор) взорвется именно в процессе перелета. Однако у модели Samsung Galaxy Note 7 такая вероятность в разы выше из-за ошибки, допущенной разработчиками данного гаджета.

Уже спустя 30 дней после появления этого гаджета в продаже было зафиксировано более 33 случаев взрыва телефонов. Каждое из этих происшествий привело к разным последствиям. В некоторых случаях был поврежден только сам гаджет. А, например, случай взрыва в США закончился тем, что у владельца гаджета сгорел не только смартфон, но и автомобиль.

По заявлениям авиаперевозчиков, которые по собственной инициативе ввели такое правило, запрет не был согласован с авиационной властью. Однако авиаперевозчик должен в первую очередь заботиться о безопасности пассажиров и экипажа в процессе перелета, а потому данная мера была просто необходимой, чтобы исключить вероятность взрыва гаджета и, как возможное последствие, авиакатастрофы.

Летать с такими гаджетами запретили перевозчики:

  • Аэрофлот;
  • Lufthansa;
  • AirAsia;
  • Air France;
  • SingaporeAirlines и другие.

Отзыв смартфонов затронул 10 государств. К моменту прекращения производства производитель успел осуществить поставку 2,5 миллионов смартфонов новой модели. Только после этого гаджеты были отозваны. Всем пользователям, которые заказали телефон с предоплатой, предоставили право вернуть свои деньги. Сегодня есть официальный запрет на провоз новой модели смартфонов Самсунг. Запрет подтвержден FAA и ИАТА. Поэтому практически каждый авиаперевозчик сегодня перед рейсом уведомляет пассажиров о том, что провозить данный гаджет нельзя.

Запрет не предполагает, что вам придется оставить смартфон в аэропорту. Он сможет улететь с вами на том же самолете в багаже. Однако при этом данный гаджет нельзя включать на борту, а также запрещается пытаться зарядить смартфон во время полета.

Даже если у вас будет при себе смартфон этой же модели, но более поздней версии, лишенной дефекта аккумулятора, авиакомпании все равно не разрешат пронести с собой на борт такое устройство. Перевозчики не смогут определить, является ли данный гаджет безопасным. Поэтому в любом случае запрет будет действовать еще достаточно долго в целях безопасности пассажиров и экипажа.

Сгоревший смартфон

Литий-ионный аккумулятор при взрыве горит при очень высокой температуре – более 1300 градусов. На борту воздушного судна это особенно опасно, поскольку может случиться то, что алюминий начнет плавиться. Зная, с каким телефоном не пускают в самолет, стоит также узнать, что по этой же причине в целях безопасности во время полета некоторые перевозчики не разрешают пассажирам перевозить в багаже литий-ионные аккумуляторы большой емкости (например, аккумуляторы гироскутеров, моноколес и т. д.). Китайские авиакомпании запрещают перевозить на борту вообще любые аккумуляторы. Установлен такой запрет по той же причине: риск взрыва батареи, который может привести к авиакатастрофе.

Взрыв Samsung Galaxy

В прошлом году был зафиксирован случай, когда во время перелета в самолете взорвался смартфон. Это была модель Galaxy Note 2. Ранее подобных случаев с этой моделью телефона зафиксировано не было. Случай произошел во время рейса из Сингапура в Ченнаи на борту авиалайнера, принадлежавшего авиаперевозчику IndiGo. В какой-то момент пассажиры услышали звук, напоминающий хлопок. После этого из одного отсека для ручной клади начал просачиваться дым. Какие меры были предприняты экипажем, неизвестно. Однако они все сделали таким образом, чтобы самолет благополучно совершил посадку, и никто из пассажиров не пострадал.

Дефект Samsung Galaxy Note 7

Эта новая модель смартфона имеет дефект в батарее. Сначала по каким-то непонятным причинам контроллер зарядки выходит из строя. После этого на батарею поступает слишком большой зарядный ток, который становится причиной перегрева аккумулятора. Из-за этого включается цепная реакция. Вскипает электролит, выделяется газ, внутри герметичного корпуса аккумулятора возрастает давление (во много раз за считаные секунды). Вследствие этого происходит взрыв корпуса батареи и раскаленный газ выходит наружу. После взрывов те, кто исследовал причину случившегося, не обнаруживали встроенный контроллер в батарее.

Результаты высокоскоростной компьютерной томографии ячейки литий-ионного аккумулятора за 15 секунд до аварии (вверху) и за 1 секунду до аварии (внизу). Источник: научная статья "In-operando high-speed tomography of lithium-ion batteries during thermal runaway " , Nature Communications 6, Article number: 6924 (2015), doi:10.1038/ncomms7924 (в открытом доступе)

Во второй половине августа в средствах массовой информации началась настоящая истерика после случаев самовозгораний телефонов модели Galaxy Note 7.

Владельцы любых электрических приборов знают, что батареи всегда нагреваются при интенсивном использовании. Это вполне естественное свойство батарей. В то же время, инженер скажет вам , что любое устройство с литий-ионным аккумулятором может взорваться при эксплуатации в определённых условиях. Как показывают результаты высокоскоростной рентгеновской компьютерной томографии и рентгенографии литий-ионных аккумуляторов , перегретая литий-ионная батарея создаёт нечто вроде цепной реакции, которая может привести к взрыву. Это касается не только телефонов, но вообще любых гаджетов. Задача конструкторов - внедрить меры безопасности, которые максимально снижают вероятность возгорания, хотя снизить её до нуля невозможно.

На практике такие взрывы Li-Ion аккумуляторов случаются редко, но они происходят регулярно . По данным официальной статистики Комиссии по безопасности потребительских товаров США, с 2002 года произошло 43 отзыва товаров с рынка по причине дефективных литий-ионных аккумуляторов. История с Galaxy Note 7 - вовсе не какая-то экстраординарная история, а вполне заурядная техническая проблема.

Как и в случае с пресловутыми самоубийствами на заводе Foxconn, здесь работает закон больших чисел. Помните, какой была на заводах Foxconn якобы из-за плохих условий труда? С января по май 2010 года на тайваньском заводе Foxconn произошло 10 самоубийств. Поднялся хай, что бедные китайцы жертвуют жизнями, собирая технику iPhone и iPad. Мол, работая 12 часов в день за $150 в месяц - это невыносимо, люди не выдерживают и самоубиваются.

Но всё выглядит совершенно иначе, если посмотреть на цифры. А именно, что на тайваньском «заводе» Foxconn, который является крупнейшей в мире фабрикой по производству компьютерных компонентов, работало 330 000 человек . Средний уровень самоубийств среди китайцев составляет 14 на 100 000 человек в год. Хотя люди в возрасте 65+ сводят счёты с жизнью гораздо чаще молодых, поэтому можно оценить нормальный уровень самоубийств среди молодёжи примерно в 10 на 100 000 человек в год. Таким образом, за прошедшие с начала года 147 дней там должно было произойти (330000/100000)*10*147/365 = 13,3 смерти. А в реальности произошло только 10, что значительно ниже среднего.

Вот и всё объяснение.

Тем не менее, общественное мнение трудно поддаётся логическим доводам, поэтому Foxconn предпочла не спорить, а купировать конфликт, повысить зарплату и улучшить условия работы, а позже вовсе объявила о .

Так в чём же проблема? Кто стоит за этой истерикой с «массовыми» взрывами смартфонов Samsung?

Во-первых, посмотрим на общий фон, когда истории начали вбрасывать в СМИ. Тот самый Galaxy Note 7 сразу после выхода считался самым лучшим смартфоном Samsung за всю историю компании. Некоторые называли его вообще абсолютно лучшим смартфоном на рынке.

И вот тут внезапно - история со взрывами, после которой компания была вынуждена объявить о масштабном отзыве смартфонов , об остановке производства смартфонов Note 7, о прекращении продаж. Бренд Note 7 окончательно похоронен. «Лучший в мире» смартфон навсегда уходит с рынка. Полное фиаско. Абсолютная победа «неизвестного» противника.

Сразу отметим, что действия Samsung были только отчасти вынужденными. Их можно назвать «чрезмерной реакцией», которую риск-менеджеры рекомендуют применять, чтобы абсолютно точно и полностью купировать потенциальные риски. Как и в случае с Foxconn, лучше прекратить борьбу и сразу сдаться, чем годами исправлять последствия урона для бренда, тем более что этот урон может быть непоправимым. Если не исправить ситуацию быстро и кардинально, то враг одержит не маленькую победу в локальном сражении, а большую победу в глобальной битве. К бренду Samsung в этом случае может навсегда приклеиться ярлык «производителя взрывающихся телефонов». В перспективе нескольких лет это может привести к значительной потере рыночной доли, снижению продаж, а в более отдалённой перспективе - даже к полному отказу компании от производства смартфонов. Чтобы гарантированно не допустить такого, корейские риск-менеджеры купировали проблему, отдав только «один город», то есть один только бренд Note 7.

Чисто математически лучше гарантированно потерять пару миллиардов долларов, чем получить десятипроцентную вероятность в сто раз больших потерь.

В модели Galaxy Note 7 компания уменьшила размеры смартфона, увеличив ёмкость аккумулятора. Было очевидно, что это достаточно рискованный шаг.

Повышенный риск из-за уменьшения объёма и закон больших чисел всё-таки сработали не в пользу корейской корпорации. Хотя были проданы 2,5 миллиона Galaxy Note 7, несколько десятков случаев возгораний аккумуляторов привлекли очень пристальное внимание СМИ.

Судя по всему, компания Samsung до сих пор так и не выяснила точную причину возгорания смартфонов даже после установки в них аккумуляторов другого производителя.

Кому же выгодно нанести удар по Samsung, раздув скандал? Просто посмотрим на статистику продаж смартфонов в мире непосредственно перед выходом Galaxy Note 7.

Компания Продажи, I кв. 2016 (тыс.) Доля рынка, I кв. 2016 Продажи, I кв. 2015 (тыс.) Доля рынка, I кв. 2015
Samsung 81 186,9 23,2% 81 122,8 24,1%
Apple 51 629,5 14,8% 60 177,2 17,9%
Huawei 28 861,0 8,3% 18 111,1 5,4%
Oppo 16 112,6 4,6% 6 585,1 2,0%
Xiaomi 15 048,0 4,3% 14 740,2 4,4%
Другие 156 413,4 44,8% 155 561,4 46,3%
Всего 349 251,4 100,0% 336 297,8 100,0%

Как видим, на рынке происходят довольно неприятные вещи для одной американской компании с фруктовым именем. Первое место с большим отрывом укрепила за собой… угадайте кто. Правильно, Samsung. На втором месте находится компания Apple, которая довольно сильно отстаёт. Что ещё хуже для яблочной компании, отставание от Samsung значительно увеличилось за последний год. Продажи Apple за год снизились с 60,2 до 51,6 млн штук. И это на растущем рынке !

Что тут говорить, история со взрывами Samsung пришлась как нельзя вовремя.