Типы мышек. Устройство компьютерной мыши

08.05.2019

Сегодня мышь - необходимое устройство ввода для всех современных компьютеров. Но совсем недавно все было по-другому. Компьютеры не имели графического команды и данные можно было ввести только с помощью клавиатуры. А когда же появилась самая первая Вы будете удивлены, увидев, какую эволюцию пережил этот привычный для каждого предмет.

Кто изобрел первую компьютерную мышь?

Считается отцом этого прибора. Он был из тех ученых, которые стараются приблизить науку даже к простым людям и сделать прогресс доступным каждому. Он изобрел первые компьютерные мыши в начале 1960 годов в своей лаборатории в Стэнфордском исследовательском институте (ныне SRI International). Первый прототип был создан в 1964 году, в заявке на патент на это изобретение, поданной в 1967 году, он был назван как "Индикатор положения XY для системы с дисплеем". Но официальный документ под номером 3541541 был получен только в 1970 году.

Но все ли так просто?

Казалось бы, всем известно, кто создал первую компьютерную мышь. Но технология трекбола (шарового привода) впервые была использована гораздо раньше Военно-морским флотом Канады. Тогда, в 1952 г., мышь представляла собой обычный шар для боулинга, прикрепленный к сложной аппаратной системе, которая могла бы ощущать смещение шара и имитировать его движения на экране. Но мир узнал об этом только годы спустя - ведь это было секретное военное изобретение, которое никогда не патентовали и не пытались производить массово. Спустя 11 лет оно уже было известным, но Д. Энгельбарт признал его неэффективным. В тот момент он еще не знал, как соединить его видение мыши и это устройство.

Как появилась идея?

Основные идеи по поводу изобретения впервые пришли в голову Д. Энгельбарту в 1961 году, когда он был на конференции по компьютерной графике и обдумывал проблему повышения эффективности интерактивных вычислений. Ему пришло в голову, что, используя два маленьких колесика, которые движутся по столешнице (одно колесо поворачивается по горизонтали, а другое - по вертикали) компьютер может отслеживать сочетания их вращения и, соответственно, перемещать курсор на дисплее. В какой-то степени принцип действия похож на планиметр — инструмент, используемый инженерами и географами, чтобы измерять расстояния на карте или чертеже и т. д. Тогда ученый записал эту идею в свой блокнот для дальнейшего использования.

Шаг в будущее

Чуть более года спустя, Д. Энгельбарт получил грант от института на запуск своей исследовательской инициативы под названием "Улучшение Человеческого Разума". Под ней он представлял систему, где люди умственного труда, работая на высокопроизводительных компьютерных станциях с интерактивными дисплеями, имеют доступ к обширному информационному онлайн-пространству. С его помощью они могут сотрудничать, решая особо важные проблемы. Но этой системе остро не хватало современного устройства ввода. Ведь чтобы комфортно взаимодействовать с объектами на экране, нужно иметь возможность быстро их выбирать. НАСА заинтересовалась проектом и выделила грант на то, чтобы была сконструирована компьютерная мышь. Первая версия этого прибора похожа на современную разве что размером. Параллельно командой исследователей были придуманы и другие устройства, которые позволяли управлять курсором при помощи нажатия ступней на педаль или передвижения коленом специального зажима под столом. Эти изобретения так и не прижились, а вот джойстик, придуманный тогда же, позже был усовершенствован и применяется до сих пор.

В 1965 году команда Д. Энгельбарта опубликовала окончательный доклад о своем исследовании и различных методов выбора объектов на экране. Были даже волонтеры, которые участвовали в тестировании. Это происходило примерно так: программа показывала объекты в разных частях экрана и волонтеры пытались как можно быстрее кликнуть по ним разными устройствами. По результатам тестов первые компьютерные мыши однозначно превосходили все остальные приборы и были включены в качестве стандартного оборудования для дальнейших исследований.

Как выглядела первая компьютерная мышь?

Она была изготовлена из дерева и была первым устройством ввода, которое помещалось в руку пользователя. Зная принцип ее действия, вас уже не должно удивлять то, как выглядела первая компьютерная мышь. Под корпусом были два металлических диска-колесика, схема. Кнопка была только одна, и провод уходил под запястье человека, держащего прибор. Прототип собрал один из членов команды Д. Энгельбарта, его ассистент Уильям (Билл) Инглиш. Изначально он работал в другой лаборатории, но вскоре присоединился к проекту по созданию устройств ввода, разработал и воплотил в жизнь дизайн нового прибора.

Наклоняя и раскачивая мышь, можно быль нарисовать идеально ровные вертикальные и горизонтальные линии.

В 1967 году корпус стал пластиковым.

Откуда взялось название?

Достоверно никто не помнит, кто первый назвал этот прибор мышью. Ее тестировали 5-6 человек, возможно, что кто-то из них и озвучил сходство. Тем более что первая в мире компьютерная мышь была с проводом-хвостиком сзади.

Дальнейшие улучшения

Конечно, прототипы были далеки от идеала.

В 1968 в Сан-Франциско на компьютерной конференции Д. Энгельбарт представил усовершенствованные первые компьютерные мыши. Они имели три кнопки, помимо них клавиатура доукомплектовывалась приспособлением для левой руки.

Задумка была такова: правая рука работает с мышью, выделяя и активируя объекты. А левая с удобством вызывает нужные команды при помощи маленькой клавиатуры с пятью длинными клавишами, как у пианино. Тогда же стало ясно, что провод под рукой у оператора путается при использовании прибора, и что его нужно вывести на противоположную сторону. Конечно, приставка под левую руку не прижилась, но Дуглас Энгельбарт использовал ее на своих компьютерах до последних дней.

Продолжение работы над усовершенствованием

На дальнейших этапах развития мыши на сцену вышли другие ученые. Самое интересное, что Д. Энгельбарт никогда не получал отчислений со своего изобретения. Так как он запатентовал его как специалист Стэндфордского института, то правами на прибор распоряжался именно институт.

Итак, в 1972 году Билл Инглиш заменил колесики на трекбол, что позволило распознавать движение мыши в любом направлении. Поскольку он тогда работал в компании Xerox PARC, то эта новинка стала частью передовой по тем меркам системы Xerox Alto. Это был миникомпьютер с графическим интерфейсом. Поэтому многие ошибочно считают, что первые в компании Xerox.

Следующий виток развития произошел с мышью в 1983 году, когда в игру вступила компания Apple. Предприимчивый подсчитал стоимость массового производства прибора, которая составила примерно 300 долларов. Это было слишком дорого для обычного потребителя, поэтому было принято решение упростить конструкцию мыши и заменить три кнопки одной. Цена упала до 15 долларов. И хоть это решение до сих пор считают спорным, Apple не торопится менять свой культовый дизайн.

Первые компьютерные мыши были прямоугольной или квадратной формы, анатомический округлый дизайн появился лишь в 1991 г. Его представила компания Logitech. Помимо интересной формы новинка была беспроводной: связь с компьютером обеспечивалась при помощи радиоволн.

Первая оптическая мышь появилась в 1982. Ей для работы был необходим специальный коврик с напечатанной сеткой. И хоть шарик в трекболе быстро загрязнялся и доставлял неудобства тем, что его нужно было регулярно чистить, оптическая мышь до 1998 года была коммерчески невыгодной.

Что дальше?

Как вы уже знаете, «хвостатые» с трекболом уже практически не используются. Технологии, и эргономичность компьютерных мышек постоянно усовершенствуются. И даже сегодня, когда все более популярными становятся устройствам с тачскринами, их продажи не падают.

Мышь воспринимает своё перемещение в рабочей плоскости (обычно - на участке поверхности стола) и передаёт эту информацию компьютеру. Программа, работающая на компьютере, в ответ на перемещение мыши производит на экране действие, отвечающее направлению и расстоянию этого перемещения. В разных интерфейсах (например, в оконных) с помощью мыши пользователь управляет специальным курсором - указателем - манипулятором элементами интерфейса. Иногда используется ввод команд мышью без участия видимых элементов интерфейса программы: при помощи анализа движений мыши. Такой способ получил название «жесты мышью » (англ. mouse gestures ).

В дополнение к датчику перемещения, мышь имеет одну и более кнопок, а также дополнительные детали управления (колёса прокрутки, потенциометры, джойстики, трекболы, клавиши и т. п.), действие которых обычно связывается с текущим положением курсора (или составляющих специфического интерфейса).

Составляющие управления мыши во многом являются воплощением замыслов аккордной клавиатуры . Мышь, изначально создаваемая в качестве дополнения к аккордной клавиатуре, фактически её заменила.

В некоторые мыши встраиваются дополнительные независимые устройства - часы, калькуляторы, телефоны.

История

9 декабря 1968 года компьютерная мышь была представлена на показе интерактивных устройств в Калифорнии . Патент на этот гаджет получил Дуглас Энгельбарт в 1970 году.

Первым компьютером, в набор которого включалась мышь, был мини-компьютер Xerox 8010 Star Information System (англ. ) , представленный в 1981 году. Мышь фирмы Xerox имела три кнопки и стоила 400 долларов США, что соответствует почти 1000 долларов в ценах 2012 года с учётом инфляции . В 1983 году фирма Apple выпустила свою собственную однокнопочную мышь для компьютера Lisa , стоимость которой удалось уменьшить до $25. Широкую известность мышь приобрела благодаря использованию в компьютерах Apple Macintosh и позднее в ОС Windows для IBM PC совместимых компьютеров.

В СССР манипулятор «Мышь» также называли манипулятором «Колобок» из-за вращающегося опорного шарика, собственно «Колобка» . Также выпускалась компьютерная мышь, называвшаяся «Манипулятор „Колобок“» в виде пластиковой полусферы с тяжёлым металлическим, не покрывавшимся тогда резиной, шаром.

Датчики перемещения

В процессе «эволюции» компьютерной мыши наибольшие изменения претерпели датчики перемещения.

Прямой привод

Изначальная конструкция датчика перемещения мыши, изобретённой Дуглас Энгельбартом в Стенфордском исследовательском институте в 1963 году , состояла из двух перпендикулярных колес, выступающих из корпуса устройства. При перемещении мыши колеса крутились каждое в своем измерении.

Такая конструкция имела много недостатков и довольно скоро была заменена на мышь с шаровым приводом.

Шаровой привод

В шаровом приводе движение мыши передается на выступающий из корпуса обрезиненный стальной шарик (его вес и резиновое покрытие обеспечивают хорошее сцепление с рабочей поверхностью). Два прижатых к шарику ролика снимают его движения по каждому из измерений и передают их на датчики угла поворота (инкрементальные энкодеры), преобразующие эти движения в электрические сигналы.

Основной недостаток шарового привода - загрязнение шарика и снимающих роликов, приводящее к заеданию мыши и необходимости в периодической её чистке (отчасти эта проблема сглаживалась путём металлизации роликов). Несмотря на недостатки, шаровой привод долгое время доминировал, успешно конкурируя с альтернативными схемами датчиков. В настоящее время шаровые мыши почти полностью вытеснены оптическими мышами второго поколения.

Существовало два варианта датчиков для шарового привода.

Контактный энкодер

Контактный датчик представляет собой текстолитовый диск с лучевидными металлическими дорожками и тремя контактами, прижатыми к нему. Такой датчик достался шаровой мыши «в наследство» от прямого привода.

Основными недостатками контактных датчиков является окисление контактов, быстрый износ и невысокая точность. Поэтому со временем все мыши перешли на бесконтактные оптопарные датчики.

Оптический энкодер

Оптический датчик состоит из двойной оптопары - светодиода и двух фотодиодов (обычно - инфракрасных) и диска с отверстиями или лучевидными прорезями, перекрывающего световой поток по мере вращения. При перемещении мыши диск вращается, и с фотодиодов снимается сигнал с частотой, соответствующей скорости перемещения мыши. Разница фаз засветки между двумя фотодиодами определяет направление вращения. Аналогичный сенсор стоит на колесике прокрутки.

Оптические мыши первого поколения

Оптические датчики призваны непосредственно отслеживать перемещение рабочей поверхности относительно мыши. Исключение механической составляющей обеспечивало более высокую надёжность и позволяло увеличить разрешающую способность детектора.

Первое поколение оптических датчиков было представлено различными схемами оптопарных датчиков с непрямой оптической связью - светоизлучающих и воспринимающих отражение от рабочей поверхности светочувствительных диодов. Такие датчики имели одно общее свойство - они требовали наличия на рабочей поверхности (мышином коврике) специальной штриховки (перпендикулярными или ромбовидными линиями). На некоторых ковриках эти штриховки выполнялись красками, невидимыми при обычном свете (такие коврики даже могли иметь рисунок).

Недостатками таких датчиков обычно называют:

  • необходимость использования специального коврика и невозможность его замены другим. Кроме всего прочего, коврики разных оптических мышей часто не были взаимозаменяемыми и не выпускались отдельно;
  • необходимость определённой ориентации мыши относительно коврика, в противном случае мышь работала неправильно;
  • чувствительность мыши к загрязнению коврика (ведь он соприкасается с рукой пользователя) - датчик неуверенно воспринимал штриховку на загрязнённых местах коврика;
  • высокую стоимость устройства.

Оптические мыши с матричным сенсором

Второе поколение оптических мышей имеет более сложное устройство. В нижней части мыши установлена специальная быстрая видеокамера. Она непрерывно делает снимки поверхности стола и, сравнивая их, определяет направление и величину смещения мышки. Специальная контрастная подсветка поверхности светодиодом или лазером облегчает работу камеры. Оптические мыши второго поколения имеют огромное преимущество перед первым: они не требуют специального коврика и работают практически на любых поверхностях, кроме зеркальных или прозрачных; даже на фторопласте (включая чёрный).

Практически единственным производителем сенсоров оптических мышек является компания Avago Technologies . Её сенсоры имеют разрешение от 16х16 до 40х40 пикселей при нескольких тысячах кадров в секунду. Специализированный цифровой сигнальный процессор для расчёта перемещений интегрирован на кристалл вместе с сенсором.

Предполагалось, что такие мыши будут работать на произвольной поверхности, однако вскоре выяснилось, что многие продаваемые модели (в особенности, первые широко продаваемые устройства) не так уж и безразличны к фактуре поверхности или рисункам на коврике. На некоторых участках рисунка графический процессор способен сильно ошибаться, что приводит к хаотичным движениям указателя, не отвечающих реальному перемещению. Для склонных к таким сбоям мышей необходимо подобрать коврик с иным рисунком. Особенности контрастной подсветки приводят к ошибкам мышки на гладких поверхностях типа зеркал.

Пыль и ворс на оптике сенсора также приводит к ошибкам движения или эффекту мелких движений в состоянии покоя, что проявляется дрожанием указателя на экране, иногда с тенденцией сползания в ту или иную сторону.

Датчики второго поколения постепенно совершенствуются и в настоящее время мыши, склонные к сбоям, встречаются гораздо реже. Кроме совершенствования датчиков, некоторые модели оборудуются двумя датчиками перемещения сразу, что позволяет, анализируя изменения сразу на двух участках поверхности, исключать возможные ошибки. Такие мыши иногда способны работать на стеклянных, оргстеклянных и зеркальных поверхностях (на которых не работают другие мыши).

Также выпускаются коврики для мышей, специально ориентированные на оптические мыши. Например, коврик, имеющий на поверхности силиконовую плёнку с взвесью блёсток (предполагается, что оптический сенсор гораздо чётче определяет перемещения по такой поверхности).

Также к недостаткам оптических мышей некоторые люди относят свечение таких мышей даже при выключенном компьютере. Поскольку большинство недорогих оптических мышей имеют полупрозрачный корпус, он пропускает красный свет светодиодов, который мешает уснуть в случае, если компьютер находится в спальне. Это происходит, если напряжение на порты PS/2 и USB подаётся от линии дежурного напряжения; большинство материнских плат позволяют изменить это перемычкой +5V <-> +5VSB, но в этом случае не будет возможности включать компьютер с клавиатуры. Для устранения этой проблемы можно также купить мышку с инфракрасным светодиодом подсветки.

Оптические лазерные мыши

В последние годы была разработана новая, более совершенная разновидность оптического датчика, использующего для подсветки полупроводниковый лазер .

О недостатках таких датчиков пока известно мало, но известно об их преимуществах:

Индукционные мыши

Индукционные мыши используют специальный коврик, работающий по принципу графического планшета или собственно входят в комплект графического планшета. Некоторые планшеты имеют в своем составе манипулятор, похожий на мышь со стеклянным перекрестием, работающий по тому же принципу, однако немного отличающийся реализацией, что позволяет достичь повышенной точности позиционирования за счёт увеличения диаметра чувствительной катушки и вынесения её из устройства в зону видимости пользователя.

Индукционные мыши имеют хорошую точность, и их не нужно правильно ориентировать. Индукционная мышь может быть «беспроводной» (к компьютеру подключается планшет, на котором она работает), и иметь индукционное же питание, следовательно, не требовать аккумуляторов, как обычные беспроводные мыши.

Мышь в комплекте графического планшета позволит сэкономить немного места на столе (при условии, что на нём постоянно находится планшет).

Индукционные мыши редки, дороги и не всегда удобны. Мышь для графического планшета практически невозможно поменять на другую (например, больше подходящую по руке, и т. п.).

Гироскопические мыши

Кроме вертикальной и горизонтальной прокрутки, джойстики мыши могут быть использованы для альтернативного перемещения указателя или регулировок, аналогично колёсам.

Трекболы

Трекбол меньше подходит для шутеров из-за надобности активно вращать колесо, но неплохо справляется в стратегиях ; однако основное назначение данного устройства - работа с прикладными приложениями. Для игр подходят трекболы с настраиваемой акселерацией, увеличивающей скорость на больших отрезках прокрутки.

У трекболов имеется и весьма весомый недостаток - шар и его углубление часто приходится протирать от пота, пыли и жира. Частичным решением проблемы мог бы стать электромагнитный трекбол, но ни одна компания пока не предложила такой манипулятор широкой публике.

Сенсорные полоски и панели

Сенсорные полоски и панели (тачпад) - элементы, определяющие перемещение пальца по поверхности. Полоски определяют движение в одном измерении (как колёса), панели - в двух (как трекболы).

Сенсорные полоски и панели выполняют те же функции, что колеса с трекболами, но не имеют движущихся частей.

Гибридные элементы управления

Гибридные элементы управления объединяют в себе несколько принципов.

Колёса, джойстики и трекболы могут включать в себя кнопку, срабатывающую при прямом нажатии на элемент управления. Так, стандартное колесо прокрутки одновременно является средней кнопкой мыши.

Колесо может иметь элементы джойстика - свободу наклона по оси вращения. Таково качающееся колесо прокрутки (наклон колеса служит для горизонтальной прокрутки), оно одновременно является колесом, джойстиком и кнопкой.

Интерфейсы подключения

Самые первые мыши (шарикового типа) не имели внутри себя ничего, кроме датчиков и кнопок, и подключались к компьютеру с помощью своего адаптера (шинные мыши англ. bus mouse ) с шиной ISA , в котором и обрабатывались сигналы с датчиков.

Позднее, с развитием миниатюризации электронных компонентов, мыши стали подключаться к компьютерам x86 через последовательный коммуникационный интерфейс RS-232 (последовательные мыши) с разъёмом DB25F и, позднее, DB9F. В 1990-х годах большинство выпускавшихся мышей уже имели последовательное подключение. Последовательная мышь питалась от линии DTR («готовность компьютера») разъёма RS-232 .

Основная часть современных мышей имеет интерфейс USB, иногда - с адаптером для PS/2. Фирма Apple для своих компьютеров в настоящее время поставляет мыши только с интерфейсом Bluetooth, хотя возможно использование и мышей USB.

Беспроводные мыши

Сигнальный провод мыши иногда рассматривается как мешающий и ограничивающий фактор. Этого фактора лишены беспроводные мыши . Однако беспроводные мыши имеют серьёзную проблему - вместе с сигнальным кабелем они теряют стационарное питание и вынуждены иметь автономное, от аккумуляторов или батарей, которые требуют подзарядки или замены, а также увеличивают вес устройства.

Аккумуляторы беспроводной мыши могут подзаряжаться как вне мыши, так и внутри неё (точно так же, как аккумуляторы в мобильных телефонах). В последнем случае мышь должна периодически подсоединяться к стационарному питанию через кабель, док-станцию или площадку для индукционного питания.

Оптическое соединение

Первыми попытками было внедрение инфракрасной связи между мышью и специальным приёмным устройством, которое, в свою очередь, подключалось к порту компьютера.

Оптическая связь на практике проявила крупный недостаток: любое препятствие между мышью и датчиком мешало работе.

Радиосвязь

Радиосвязь между мышью и приёмным устройством, подключённым к компьютеру, позволила избавиться от недостатков инфракрасной связи и вытеснила её.

Можно выделить три поколения беспроводных мышей. Первое поколение использовало частотные диапазоны, предназначенные для радиоуправляемых игрушек (27 МГц). Они имели низкую частоту опроса (типично 20-50 Гц), неустойчивую связь, взаимное влияние при близком расположении. Такие мышки имели курьёзную проблему: поскольку радиус действия этих мышей составлял несколько метров, а организации, как правило, закупали однотипную технику партиями, бывали случаи, когда курсором на экране компьютера управляла мышь, расположенная даже на соседнем этаже. Такие мыши, как правило, имеют переключатель, позволяющий выбрать один из двух радиочастотных каналов, в большинстве случаев переход на другой канал снимал проблемы. В настоящее время мышки первого поколения уже не производятся.

Второе поколение радиомышей использовало свободный частотный диапазон 2,45 ГГц и строилось на базе высокоинтегрированных скоростных радиоканалов. В таких решениях удалось полностью избавиться от «детских болезней» первого поколения. Основным недостатком считается необходимость в специальном USB-донгле , в котором находится приёмник мышки. Такой донгл занимает USB-слот на компьютере. Потеря донгла делает мышку «мёртвым» железом из-за несовместимости методов радиосвязи разных производителей. Мышки второго поколения - наиболее массовые в настоящее время.

Третье поколение радиомышек использует стандартные радиоинтерфейсы. Как правило, это Bluetooth или (гораздо реже) другие стандартные радиоинтерфейсы персональных сетей . Мышки с Bluetooth не нуждаются в специальном донгле, так как современные компьютеры оснащаются этим интерфейсом. Другое достоинство Bluetooth-мышек - не требуется специальных драйверов. Недостаток Bluetooth - высокая цена и большее энергопотребление.

Индукционные мыши

Индукционные мыши чаще всего имеют индукционное питание от специальной рабочей площадки («коврика») или графического планшета. Но такие мыши являются беспроводными лишь отчасти - планшет или площадка всё равно подключаются кабелем. Таким образом, кабель не мешает двигать мышью, но и не позволяет работать на расстоянии от компьютера, как с обычной беспроводной мышью.

Дополнительные функции

С конца XX века всё бо́льшую силу набирают производство аксессуаров специально для любителей компьютерных игр. Эта тенденция не обошла стороной и компьютерные мыши. От своих обычных офисных собратьев этот подвид отличается большей чувствительностью (до 12000 dpi у Logitech G502), наличием дополнительных, индивидуально настраиваемых кнопок, нескользящей внешней поверхностью, а также дизайном. В геймерских мышах высшего класса настраивается развесовка - это нужно для того, чтобы все ножки мыши были равномерно загружены (так мышь более плавно скользит).

Как и всякий элемент компьютера, мышь стала объектом для моддинга .

Некоторые производители мышей добавляют в мышь функции оповещения о каких-либо событиях, происходящих в компьютере. В частности, Genius и Logitech выпускают модели, оповещающие о наличии непрочитанных электронных писем в почтовом ящике свечением светодиода или воспроизведением музыки через встроенный в мышь динамик.

Известны случаи помещения внутрь корпуса мыши вентилятора для охлаждения во время работы руки пользователя потоком воздуха через специальные отверстия. Некоторые модели мышей, предназначенные для любителей компьютерных игр, имеют встроенные в корпус мыши маленькие эксцентрики, которые обеспечивают ощущение вибрации при выстреле в компьютерных играх. Примерами таких моделей является линейка мышей Logitech iFeel Mouse.

Кроме того, существуют мини-мыши, созданные для владельцев ноутбуков, имеющие малые габариты и массу.

Некоторые беспроводные мыши имеют возможность работы как пульта ДУ (например, Logitech MediaPlay). Они имеют немного изменённую форму для работы не только на столе, но и при удержании в руке.

В Японии разработали мышь, которая может определить уровень стресса. Устройство оснащено специальными измерителями пульса и потливости ладоней, а также датчиками микроклимата окружающей среды .

Достоинства и недостатки

Достоинства

Мышь стала основным координатным устройством ввода из-за следующих особенностей:

  • Очень низкая цена по сравнению с остальными устройствами наподобие сенсорных экранов;
  • Мышь пригодна для длительной работы. В первые годы мультимедиа кинорежиссёры любили показывать компьютеры «будущего» с сенсорным интерфейсом, но на поверку такой способ ввода довольно утомителен, так как руки приходится держать на весу;
  • Высокая точность позиционирования курсора. Мышью (за исключением некоторых «неудачных» моделей) легко попасть в нужный пиксель экрана;
  • Мышь позволяет множество разных манипуляций - двойные и тройные щелчки, перетаскивания , жесты , нажатие одной кнопки во время перетаскивания другой и т. д. Поэтому в одной руке можно сконцентрировать большое количество органов управления - многокнопочные мыши позволяют управлять, например, браузером вообще без привлечения клавиатуры.
Недостатки
  • Предполагаемая опасность синдрома запястного канала [ ] ;
  • Для работы требуется ровная гладкая поверхность достаточных размеров (за исключением разве что гироскопических мышей);
  • Неустойчивость к вибрациям. По этой причине мышь практически не применяется в военных устройствах. Трекбол требует меньше места для работы и не требует перемещать руку, не может потеряться, имеет большую стойкость к внешним воздействиям, более надёжен.

Способы хвата мыши

Благодаря этой особенности один стандартный драйвер, входящий в поставку ОС, и даже BIOS компьютера могут работать практически с любой мышью. Дополнительное ПО нужно лишь для поддержания специфичных возможностей изделия. Дополнительные возможности нестандартны и имеют ограниченную программную поддержку.

  • Для Windows к такой мыши прилагается программа привязки нестандартных компонентов мыши к событиям в ОС .
  • В дистрибутивах Linux доступна программа btnx , связывающая (переназначающая) манипуляции с мышью (в том числе и стандартные) с заданной пользователем комбинацией клавиш.

Если в свое время большую часть действий пользователь производил только с помощью клавиатуры и это считалось нормальным, то сегодня очень сложно представить себе домашний компьютер без мышки. Можно далеко не ходить. Просто попробуйте без мышки открыть браузер и немного побродить по интернету, вы быстро заметите насколько это неудобно, сколько бы горячих клавиш не содержал браузер. И так как каждый из нас имеет дело с мышкой чуть ли не каждый день, то в рамках данной небольшой статьи я в общих чертах рассмотрю что такое компьютерная мышь, из чего она состоит, какие бывают виды и когда она появилась.

Начну с определения. Компьютерная мышь - это устройство ввода, которое преобразует данные о движении по плоскости в информационный сигнал. Для компьютерной мыши так же характерно наличие хотя бы одной кнопки (в Mac OS X мышки идут с одной кнопкой).

Мышка появилась в далеком 1968 году и была запатентована в 1970. Входить в комплект компьютера мышка стала в 1981 году в составе Xerox-8010 Star Information.

Базовое устройство мышки представляет собой - датчик перемещения и кнопки, ничего изысканного. Однако, могут так же присутствовать дополнительные элементы управления, такие как колесо прокрутки и трекбол. В целом, тут все зависит от фантазии производителей.

В основном мыши делят именно по принципу построения датчика перемещения и вот они:

1. Прямой привод - самые первый вариант датчика. У таких мышек использовалось два колеса в нижней части, для горизонтальной и вертикальной оси.

2. Шаровой привод - следующий вариант построения датчика перемещения. В данном случае использовались не колесики, а один шар, который примыкает к небольшим валам внутри самой мышки. Такой механизм сделал более удобным использование мышки, так как шар в отличии от колес никогда не зацепится за поверхность.

3. Оптический привод - в данном датчике используется оптический механизм отслеживания положения мышки. Таких датчиков было несколько поколений, последний из которых представляет собой неприхотливую лазерную мышь. Как факт, в первых вариациях требовались специальные коврики, так как датчики были очень чувствительны к качеству поверхности.

4. Гироскопические мыши - содержат в себе гироскоп, что позволяет определять движения мыши даже в трехмерном пространстве.

5. Индукционные мыши - требуют специального коврика, так как определение положения определяется за счет индукционных процессов.

Если говорить о кнопках, то они бывают однокнопочными, двухкнопочными и трехкнопочными. В данном случае речь идет о кнопках, которые расположены сверху и являются самыми массивными (основными). Как уже говорилось, каждый производитель может дополнять мышки элементами управления. Так, например, игровые мышки могут содержать десяток боковых небольших кнопок, значительно сокращающих время для вызова частых операций. Однако, стоит знать, что такие дополнительные кнопки можно использовать только при наличии установленного специального программного обеспечения от тех же производителей. В противном случае, операционная система будет их игнорировать.

По типу соединения мышки бывают:

1. Проводные. Такие мышки раньше подключались через COM-порты и PS/2. Сегодня же, практически все мышки используют интерфейс USB.

2. Беспроводные инфракрасные - к компьютеру подключается специальный приемник ИК сигналов. Такие мышки слабо прижились, так как между приемником и мышкой не должно быть препятствий.

3. Беспроводные с радиосвязью - такие мышки используют радиосвязь в качестве механизма передачи информации. Они быстро вытеснили ИК мышки, в связи с отсутствием проблем с преградами.

4. Беспроводные индукционные - такие мышки используются вместе со специальным ковриком. Плюс в том, что их не нужно заряжать, они питаются прямо от коврика. Минус в том, что без коврика они бесполезны.

5. Беспроводные с блютузом - по сравнению с аналогами, такие мышки выигрывают в том, что компьютеру достаточно иметь блютуз приемник. Так что такую мышку очень легко подключать к ноутбукам и не нужно заботится о выпирающем приемнике, занятом usb слоте и прочих вещах.

Как видите, разнообразие хоть и достаточно большое, но все же в основном связано именно с внутренними особенностями и условиями использования. Поэтому если вам нужна мышка, то необходимо трезво оценивать ее реальное применение. Так, например, дешевые лазерные мышки - это лидеры для домашних компьютеров.

26.04.2014 0 20199

Для того, чтобы в полной мере осветить вопрос о видах компьютерных мышей, а также дать вам советы о том, как выбрать лучшую для себя, необходимо сначала рассказать об истории создания первой компьютерной мыши, показать как она выглядела, кто и когда был ее изобретателем

История создания первой компьютерной мыши и кто является ее изобретателем?

Дуглас Энджелбар считается изобретателем первой компьютерной мыши, работу над ней он начал в 1964 году. Свое название она получила благодаря проводу, который, по мнению изобретателя, был похож на мышиный хвост. Впервые компьютерная мышь была представлена публике 9 декабря 1968 года в Калифорнии на показе интерактивных устройств. Корпус первой компьютерной мышки был ручной работы и делался из дерева. Сверху располагалась одна единственная кнопка, а снизу два диска, один двигался, когда мышь перемещалась по вертикали, другой, соответственно, по горизонтали.

В 1970 году Дуглас Энджелбар получает патент на свое изобретение.

В 1981 году компания Xerox, которая в настоящее время специализируется на производстве принтеров и картриджей, представила компьютерную мышь как часть персонального компьютера Xerox 8010 Star Information System. Манипулятор обладал уже тремя кнопками, а также были заменены диски на шарик и ролики. Стоимость достигала этого устройства достигала $500.

В 1983 году компания Apple представила собственную версию компьютерной мыши для их компьютера Lisa. Им удалось создать удобное и дешевое устройство стоимостью 20 долларов. Во многом это определило такой ошеломительный успех.

В СССР выпускалась компьютерная мышь Манипулятор Колобок, который обладал тяжелым металлическим шаром.

Виды компьютерных мышей

Существуют следующие виды компьютерных мышей :

  • механические
  • оптические
  • лазерные
  • трекбол
  • индукционные
  • гидроскопически
  • сенсорные

Механические компьютерные мыши или шариковые, уже практически не используются. Их отличительной характеристикой являются размер и наличие тяжёлого резинного шарика, а также обязательным наличием коврика, который призван улучшить позиционирование, которое у механических мышей оставляет желать лучшего, особенно это ощущается в быстрых компьютерных играх. Еще одним недостатком их является необходимость постоянной чистки шарика от грязи и мелких частиц.

В оптических мышах вместо вращающегося шарика используется светодиод и сенсор, что улучшает позиционирование и уменьшает размер устройства. Такие манипуляторы работают как фотокамеры, сканируя поверхность по которой перемещаются. Некоторые модели делают по несколько тысяч снимков в секунду, которые обрабатывает микропроцессор мыши и отправляет информацию на компьютер. Эта мышь может работать и без коврика, но не так хорошо, как лазерная.

Лазерная компьютерная мышь внешне не отличается от оптической, однако вместо светодиода и сенсора в ней используется лазер. Это позволяет значительно увеличить ее точность и снизить энергопотребление. Кроме того, она может работать практически на любой поверхности (стекло, ковер и пр.)

Трекбол обладает выпуклым шариком и напоминает перевернутую механическую компьютерную мышь. Вращая этот шарик вы перемещаете курсор по экрану, саму мышь при этом перемещать не надо. Отсюда вытекает его преимущество, для его работы нужно меньше места, чем классической компьютерной мыши. Кроме того, у него значительно выше показатели эргономичности, так исследования показали, что после 4-х часов активного использования компьютерной мыши, рука становится на 60% слабее вследствие усталости, в то время как использование трекбола такого негативного влияния не оказывает.

Индукционные мыши работают за счет использования индукционной энергии. Для их функционирования необходим специальный коврик, который работает по принципу графического плантеша. Такие мыши обладают хорошей точностью, однако они очень не практичные и дорогие. Гироскопические мыши - новое поколение устройств, распознающие движение не только в плоскости, но и в пространстве, т.е. ее можно вообще убрать со стола.

Сенсорные мыши. Последние модели этих манипуляторов не имеют ни кнопок, ни колесика, и поддерживают технологию сенсорного тачпада. Это позволяем при помощи различных жестов осуществлять нажатие, прокрутку в любом направлении, масштабирование, настроить выполнение нужных вам команд. Они отличаются изумительным внешним видом, компактностью.

Как выбрать лучшую компьютерную мышь для себя?

  • покупайте сенсорные (см. описание выше), либо лазерные оптические модели
  • беспроводные мыши намного удобнее проводных
  • эргономика, компьютерная мышь должна удобно сидеть в вашей руке
  • время работы от аккумуляторов в режиме работы и ожидания
  • показатель dpi (чем выше, тем точнее будет мышь)
  • обратите внимание на фирму, наиболее востребованные сейчас Razer, Microsoft, A4Tech, Genius, Logitech, Defender
  • если это кнопочная мышь, обратите внимание на мышей, у которых не слышны нажатия на кнопки, удобно, если пользуетесь компьютером дома в ночное время
  • дополнительные программное обеспечение, которое позволяет задавать программируемые кнопки и жесты