Тип питания живых организмов таблица. Способы питания живых организмов. Тесты и задания

31.01.2019

Типы питания живых организмов

Все живые организмы, обитающие на Земле, представляют собой открытые системы, зависящие от поступления веще­ства и энергии извне. Процесс потребления вещества и энер­гии называетсяпитанием. Химические вещества необходимы для построения тела, энергия – для осуществления процессов жизнедеятельности.

Согласно Уиттекеру, доказательства против этого более раннего заявления подрывают как традиционную группировку грибов в царстве растений, так и решение Коупленда о смешивании грибов с различными водорослями в его королевстве Протоктиста. Коупленд ограничил свое растительное царство монофилетической группой сосудистых растений и их близких родственников. Уиттакер первоначально хотел включить всех производителей в царство растений. Теперь он согласился отодвинуть одноклеточные водоросли и цианобактерии в свое новое королевство Протиста, но Уиттакер продолжал размещать всех многоклеточных производителей в королевстве Планте.

Существует два типа питания живых организмов: автотрофное и гетеротрофное.

Автотрофы (автотрофные организмы) – организмы, использующие в качестве источника углерода углекислый газ (ра­стения и некоторые бактерии). Иначе говоря, это организмы, спо­собные создавать органические вещества из неорганических – углекислого газа, воды, минеральных солей.

Уиттекерское функциональное растительное царство было, по общему признанию, полифилетической группой наземных растений, бурых водорослей и красных водорослей. Он обосновал эту группировку на основании как экологической функции, так и структуры клеток.

Бурые и красные водоросли включали крупные, сложные, многоклеточные организмы, которые играли ту же экологическую роль в морских экосистемах, что растения играли в наземных экосистемах: они были, действительно, «функциональными растениями». Очертание Уиттакера королевств Планте и Протиста было позже отвергнуто даже некоторыми из его самых сильных сторонников, но в нем подчеркивается различие между его функциональными королевствами и традиционными таксономическими царствами. Это также иллюстрирует философские основы подхода Уиттекера к классификации обоих королевств и сообщества.

В зависимости от источника энергии автотрофы делят на фотоавтотрофов и хемоавтотрофов.Фототрофы организмы, использующие для биосинтеза световую энергию (расте­ния, цианобактерии).Хемотрофы организмы, использую­щие для биосинтеза энергию химических реакций окисления неорганических соединений (хемотрофные бактерии: водород­ные, нитрифицирующие, железобактерии, серобактерии и др.).

Типы гетеротрофного питания

Так же, как нельзя всегда использовать переменные среды, чтобы точно определить, будет ли область лесом или лугопастбищными угодьями, поэтому нельзя было бы аккуратно помещать такие группы, как Хлорофита, в одно или другое царство на основе клеточности. Несмотря на двусмысленность, Уиттакер утверждал, что его система обеспечила лучшую альтернативу, потому что она была концептуально более согласованной, чем система Коупленд.

Десять лет спустя Уиттакер опубликовал свою окончательную систему с пятью королевствами в авторитетном журнале «Наука», обеспечив, чтобы его идеи охватили широкую аудиторию. Самое главное, что Уиттекер теперь принял ранее принятое Коупленд решение о включении всех прокариотических организмов в свое королевство. Прокариотическое царство Монера теперь присоединилось к королевствам Протиста, Грини, Планте и Анимации в окончательной версии системы Уиттекера.

Гетеротрофы (гетеротрофные организмы) – организмы, использующие в качестве источника углерода органические соединения (животные, грибы и большинство бактерий). Иначе говоря, это организмы, не способные создавать органические вещества из неорганических, а нуждающиеся в готовых орга­нических веществах.

По способу получения пищи гетеротрофы делят на фаготрофов (голозоев) и осмотрофов.Фаготрофы (голозои) загла­тывают твердые куски пищи (животные),осмотрофы погло­щают органические вещества из растворов непосредственно через клеточные стенки (грибы, большинство бактерий).

Уиттакер оправдывал добавление нового королевства Монера в свою систему по нескольким причинам. Ссылаясь на все еще противоречивую теорию эндосимбиотиков, которую защищает Линн Маргулис как привлекательное объяснение эволюции эукариотических клеток, Уиттекер теперь утверждал, что граница прокариота-эукариот представляет собой наиболее фундаментальное разделение в живом мире. Поэтому организмы могут быть помещены в один из трех структурных классов: прокариоты, одноклеточные эукариотки и многоклеточные эукариот.

В двух высших классах можно было четко идентифицировать различные линии производителей, потребителей и разлагающих, хотя в прокариотическом классе были обнаружены только производители и декомпозиторы. И важность выбора, и обоснование его создания также были новыми. Уиттакер теперь подчеркнул педагогическую важность пересмотра традиционной системы двух королевств с той, которая лучше представляла собой широкие контуры живого мира. Отметив, что несколько вводных биологических учебников поставили под сомнение дихотомию растений и животных, Уиттекер имел очевидную мотивацию для выделения различий между двумя альтернативными заменами.

Некоторые живые существа в зависимости от условий оби­тания способны и к автотрофному, и к гетеротрофному пита­нию. Организмы со смешанным типом питания называются миксотрофами.Миксотрофы организмы, которые могут как синтезировать органические вещества из неорганических, так и питаться готовыми органическими соединениями (насеко­моядные растения, представители отдела эвгленовых водорос­лей и др.).

Система образования с пятью королевствами и реформы образования в период холодной войны

По сравнению с сложной таксономической системой Коупленд, Уиттакер утверждал, что его функциональные королевства основывались на двух критериях, которые биологи считали важными и что студенты могли легко понять. Используя опасения, что Соединенные Штаты отстают от Советского Союза в науке, реформаторы образования настаивали на пересмотре устаревшего подхода к биологии нации. Критики жаловались, что существующие учебники представляют собой не что иное, как сухие обзоры растительной и животной филы, что подчеркивает анатомическое описание чем унифицирующие принципы.

2.6. Метаболизм живых организмов

Метаболизм – совокупность всех химических реакций, про­текающих в живом организме. Значение метаболизма состоит в создании необходимых организму веществ и обеспечении его энергией. Выделяют две составные части метаболизма – катаболизм и анаболизм.

Катаболизм (энергетический обмен, диссимиляция) сово­купность реакций, приводящих к образованию простых ве­ществ из более сложных (гидролиз полимеров до мономеров и расщепление последних до низкомолекулярных соединений углекислого газа, воды, аммиака и др. веществ). Катаболические реакции идут обычно с высвобождением энергии.

Типы питания живых организмов

Опираясь на расширенное федеральное финансирование, новые организации, такие как Учебное пособие по биологическим наукам и Комиссия по обучению студентов в биологических науках, разработали новаторские учебные планы, учебники и лабораторные упражнения. Два из этих учебников радикально отошли от более ранних учебников, подчеркнув эволюция, процесс науки и объединяющие принципы клеточной и молекулярной биологии и экологии. Студенты были подвержены воздействию различных организмов, но в контексте обсуждения этих более широких биологических концепций, а не как таксономического исследования.

Анаболизм (пластический обмен, ассимиляция) понятие, противоположное катаболизму: совокупность реакций синте­за сложных веществ из более простых (образование углеводов из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза, реакции матричного синтеза). Для протекания анаболических реакций требуются затраты энергии.

Процессы пластического и энергетического обмена неразрывно связаны между собой. Все синтетические (анаболичес­кие) процессы нуждаются в энергии, поставляемой в ходе реакций диссимиляции. Сами же реакции расщепления (ка­таболизма) протекают лишь при участии ферментов, синтези­руемых в процессе ассимиляции.

В популярных учебниках, подготовленных до спутника, было основано на педагогическом предположении, что понимание таких тем, как генетика или экология, требует глубокого знакомства с таксонами растений и животных. В отличие от этого, новое поколение учебников пост-спутника решительно отвергло этот традиционный педагогический подход. Вместо подробных таксономических и анатомических исследований эти книги значительно уделили внимание клеточной биологии, генетике, развитию, поведению животных и экологии.

Эти темы были организованы вокруг трех всеобъемлющих тем: эволюция, молекулярная и клеточная основа жизни и энергетика. Новый проект, принятый авторами учебников после спутника, представлял собой серьезные проблемы для обсуждения вопроса о биоразнообразии. Акцент на объединяющих принципах в сочетании с значительно уменьшенным таксономическим исследованием потребовал более убедительного способа описать широкую классификацию организмов, чем традиционная дихотомия растений и животных. Подчеркивая важность как экологических трофических уровней, так и структуры клеток, система пятибортов Уиттэкера организовала биологическое разнообразие, используя те темы, которые так сильно подчеркивали новые учебники по биологии.

Энергетический обмен. По отношению к свободному кислороду организмы делятся на три группы: аэробы, анаэробы и факультативные формы.

Аэробы (облигатные аэробы) – организмы, способные жить только в кислородной среде (животные, растения, некоторые бактерии и грибы).

Анаэробы (облигатные анаэробы) организмы, неспособ­ные жить в кислородной среде (некоторые бактерии).

Тем не менее, два самых популярных учебника для пост-спутника не сразу приняли Уиттекера но постепенно пришло к тому, чтобы охватить его в более поздних изданиях. Изучение этого перехода проливает свет на трудности представления биоразнообразия в контексте новой биологии, которая дефокусировала традиционную таксономию и изучение организмов.

Какова роль зелёных растений в природе?

Уильям Китон был беспозвоночным таксономистом, но он также проявил интерес к обучению верховых голубей в успешной исследовательской карьере в области ориентации птиц и навигации в Корнельском университете. Когда биологические науки были реорганизованы в Корнелл, Китон перешел из отдела энтомологии в недавно созданную программу по нейробиологии и поведению. В течение этого периода он разработал и преподал чрезвычайно популярный курс вводной биологии и провел пять лет, написав очень успешный учебник.

Факультативные формы (факультативные анаэробы) орга­низмы, способные жить как в присутствии кислорода, так и без него (некоторые бактерии и грибы).

У облигатных аэробов и факультативных анаэробов в при­сутствии кислорода катаболизм протекает в три этапа: подго­товительный, бескислородный и кислородный. В результате органические вещества распадаются до неорганических соеди­нений. У облигатных анаэробов и факультативных анаэробов при недостатке кислорода катаболизм протекает в два первых этапа: подготовительный и бескислородный. В результате образуются промежуточные органические соединения еще бо­гатые энергией.

Учебники быстро приняли идею Вуа о трех областях, но его критика дихотомии прокариота-эукариот была проигнорирована. Поэтому три области Дойза и остатки пяти королевств Уиттекера несколько неудобно переживают в современных дискуссиях по учебнику по биоразнообразию. учебники признают новое королевство для археев, но как археи, так и бактерии обычно обсуждаются в главе, посвященной прокариотической жизни. Аналогично, хотя большинство авторов учебников отказались от полифилетического царства Протиста, они продолжают посвящать главу «протистам».

Этапы энергетического обмена (катаболизма):

Первый этап – подготовительный – заключается в фер­ментативном расщеплении сложных органических соединений на более простые. Белки расщепляются до аминокислот, жиры до глицерина и жирных кислот, полисахариды до моносахаридов, нуклеиновые кислоты до нуклеотидов. У многоклеточ­ных организмов это происходит в желудочно-кишечном трак­те, у одноклеточных – в лизосомах под действием гидролити­ческих ферментов. Высвобождающаяся при этом энергия рас­сеивается в виде теплоты. Образовавшиеся органические со­единения либо подвергаются дальнейшему окислению, либо используются клеткой для синтеза собственных органических соединений.

Сохранение идей Уиттекера о царствах не может быть полностью объяснено интеллектуальной инерцией, а скорее подлинными двусмысленностями в широкой классификации организмов. Эта двусмысленность находит свое отражение в энергичных дискуссиях о последствиях признания трех доменов Вонеса и противоречия в отношении критики Вуа о дихотомии прокариота-эукариот. Несмотря на популярность доменов Воне, большинство педагогов находят различие между прокариот и эукариот, чтобы быть полезными, а учебники продолжают подчеркивать значение двух типов клеток.

Второй этап – неполное окисление (бескислородный ) –заключается в дальнейшем расщеплении органических веществ, осуществляется в цитоплазме клетки без участия кислорода. Бескислородное, неполное окисление глюкозы называется гликолизом . В результате гликолиза из одной молекулы глюко­зы образуются две молекулы пировиноградной кислоты (ПВК), при этом синтезируются две молекулы АТФ.

Сильная поддержка, которую некоторые выдающиеся биологи продолжают озвучивать в отношении пяти королевств система, хотя и в модифицированной форме, является еще одной причиной того, что учебники не полностью отказались от подхода Уиттекера. Например, Маргулис и Чепмен раскритиковали домены Вуаса за то, что они основывались исключительно на молекулярных данных и игнорировали другие важные биологические характеристики организмов. В результате Маргулис и Чепмен продолжали спорить о поддержании прокариотического суперкинга, включающего как бактерии, так и археи. и Чепмен также отметил, что в полностью монофилетической классификации было бы так много королевств, что она потеряла бы какую-либо педагогическую ценность для студентов «понимания биоразнообразия».

Далее при отсутствии в среде кислорода ПВК перерабаты­вается либо в этиловый спиртспиртовое брожение (в клет­ках дрожжей и растений при недостатке кислорода), либо в молочную кислоту – молочнокислое брожение (в клетках жи­вотных при недостатке кислорода).

При наличии в среде кислорода продукты гликолиза претер­певают дальнейшее расщепление до конечных продуктов, то есть включаются в третий этап.

Этот педагогический момент подчеркивает напряженность между базированием системы королевства строго на филогении, но при этом «обеспечивая синоптический взгляд на живой мир». Потребность в этом «синоптическом взгляде» усиливает основные сильные стороны системы Уиттекера: ее простоту и тесную связь с понятными экологическими и клеточными принципами. Группировка организмов Уиттекера в соответствии с клеточной структурой и экологической функцией представляла собой управляемую и концептуально приятную схема, которая, кажется, трудно полностью отказаться, несмотря на ее признанные недостатки.

Третий этап – полное окисление (дыхание) – заключается в окислении ПВК до углекислого газа и воды, осуществляется в митохондриях, при обязательном участии кислорода.

Суммарное уравнение расщепления глюкозы в процессе клеточного дыхания:

С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 + 38Н 3 РО 4 + 38АДФ → 6СО 2 + 44Н 2 О + 38АТФ

Таким образом, в ходе гликолиза образуются 2 молекулы АТФ, в ходе клеточного дыхания – еще 36 АТФ, в целом при полном окислении глюкозы – 38 АТФ.

Когда-то все живые существа объединялись в два царства: растения и животные. Животные включали все живые существа, которые двигались, ели и росли до определенного размера и перестали расти. Растения включали все живые существа, которые не двигались и не ели, и которые продолжали расти на протяжении всей жизни. Многие биологи теперь признают шесть разных царств, разделяя Монеру на Эубактерии и Археобактерии. Это может даже занять столетие или два.

Принятые системы классификации изменились намного быстрее, чем виды, которые развивались, это наверняка. Царства подразделяются на категории, называемые филой, каждый тип подразделяется на классы, каждый класс на порядки, каждый порядок на семьи, каждую семью на роды и каждый род на виды. Обратите внимание, что названия видов должны быть подчеркнуты или выделены курсивом. Классификация больших организмов в королевства обычно легка, но в микроокружении это может быть сложно. Если у вас была небольшая биология, хорошим упражнением является описание отдельных живых существ и попытка классифицировать их как царство.

Пластический обмен. Гетеротрофные организмы строят соб­ственные органические вещества из органических компонен­тов пищи. Гетеротрофная ассимиляция сводится, по существу, к перестройке молекул: органические вещества пищи (белки, жиры, углеводы)

Автотрофные организмы способны полностью самостоятель­но синтезировать органические вещества из неорганических молекул, потребляемых из внешней среды. В процессе фото- и хемосинтеза, происходит образование простых органичес­ких соединений, из которых в дальнейшем синтезируются мак­ромолекулы: неорганические вещества (СО 2 , Н 2 О) простые органические молекулы (аминокислоты, жирные кислоты, моносахариды) макромолекулы тела (белки, жиры, углеводы).

Рассмотрим наиболее важные, с точки зрения экологии, метаболические процессы пластического обмена – фотосин­тез и хемосинтез.

Фотосинтез (фотоавтотрофия) – синтез органических со­единений из неорганических за счет энергии света. Суммар­ное уравнение фотосинтеза: 6СО 2 + 6Н 2 О → С 6 Н 12 О 6 + 6О 2

Фотосинтез протекает при участии фотосинтезирующих пиг­ментов, обладающих уникальным свойством преобразования энергии солнечного света в энергию химической связи в виде АТФ. Процесс фотосинтеза состоит из двух фаз: световой и темновой.

В процессе фотосинтеза кроме моносахаридов (глюкоза и др.) синтезируются мономеры других органических соедине­ний – аминокислоты, глицерин и жирные кислоты. Таким образом, благодаря фотосинтезу растения обеспечивают себя и все живое на Земле необходимыми органическими веще­ствами и кислородом.

Хемосинтез (хемоавтотрофия) – процесс синтеза органи­ческих соединений из неорганических (СО 2 и др.) за счет хи­мической энергии окисления неорганических веществ (серы, водорода, сероводорода, железа, аммиака, нитрита и др.). К хемосинтезу способны только хемосинтезирующие бак­терии: нитрифицирующие, водородные, железобактерии, се­робактерии и др. Они окисляют соединения азота, железа, серы и других элементов. Все хемосинтетики являются облигатными аэробами, так как используют кислород воздуха. Нитрифицирующие бактерии окисляют соединения азота, железобактерии превращают закисное железо в окисное, серобактерии окисля­ют соединения серы.

Высвобождающаяся в ходе реакций окисления энергия за­пасается бактериями в виде молекул АТФ и используется для синтеза органических соединений. Хемосинтезирующие бак­терии играют очень важную роль в биосфере. Они участвуют в очистке сточных вод, способствуют накоплению в почве ми­неральных веществ, повышают плодородие почвы.

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников.

Учебник адресован учащимся 10 класса и рассчитан на преподавание предмета 1 или 2 часа в неделю.

Современное оформление, многоуровневые вопросы и задания, дополнительная информация и возможность параллельной работы с электронным приложением способствуют эффективному усвоению учебного материала.

В каких органоидах клетки осуществляется фотосинтез?

Любой живой организм – открытая динамичная система, в которой постоянно осуществляются разнообразные процессы. В ходе жизнедеятельности клетки накапливают питательные вещества, образуют новые органоиды, растут, делятся, выполняют свои специфические функции, осуществляя при этом активный синтез органических веществ – пластический обмен и расходуя энергию, запасённую в процессе энергетического обмена. Особенно активно ассимиляция происходит в период роста организма. Но для осуществления процессов биосинтеза наличия одной энергии мало. Нужен ещё материал, из которого организм сможет синтезировать свои органические соединения. Самым важным элементом, необходимым всем живым организмам, является углерод.

Типы питания. В зависимости от способа получения углерода, т. е. по типу питания, все организмы делят на две большие группы: автотрофы и гетеротрофы.

Автотрофные организмы способны самостоятельно синтезировать необходимые органические соединения, используя в качестве источника углерода неорганическое вещество – углекислый газ (СО 2). Для этого они используют энергию света (растения и синезелёные водоросли) или энергию, выделяющуюся при окислении неорганических соединений (серобактерии, железобактерии).

Гетеротрофные организмы используют в качестве источника углерода и одновременно источника энергии готовые органические вещества. К гетеротрофам относят всех животных, грибы и большинство бактерий.

Существуют ещё миксотрофные организмы (от греч. mixis – смешение), которые сочетают свойства автотрофов и гетеротрофов. К ним относят, например, эвглену зелёную, способную на свету самостоятельно синтезировать органические вещества, а в темноте – питаться готовыми.

Фотосинтез. Одним из наиболее важных процессов пластического обмена является фотосинтез – образование органических веществ при помощи энергии света. Эта энергия служит основным источником жизни на нашей планете. Зелёные растения и цианобактерии (синезелёные водоросли) используют солнечную энергию, синтезируя с её помощью органические соединения и аккумулируя её таким образом в виде энергии химических связей. Практически всё живое на Земле так или иначе связано с фотосинтезом. Гетеротрофные организмы полностью зависят от автотрофов, которые поставляют им углерод в виде готовых органических соединений. В процессе фотосинтеза выделяется кислород, используемый для дыхания. Все запасы горючих полезных ископаемых на нашей планете образовались органическим путём из остатков растений, живших много миллионов лет назад. Сжигая уголь и нефть, мы используем солнечную энергию, запасённую древними растениями.

Все реакции фотосинтеза осуществляются в специализированных органоидах: у высших растений – в хлоропластах, у водорослей – в хроматофорах, а у цианобактерий – на впячиваниях клеточной мембраны (рис. 55).


Рис. 55. Хлоропласт: А – расположение в клетке; Б – электронная фотография; В – схема строения



Рис. 56. Фотосинтез у высших растений

Суммарное уравнение фотосинтеза можно записать в следующем виде:


В процессе фотосинтеза при участии углекислого газа и воды образуется сахар – глюкоза. Эта реакция протекает за счёт энергии света, которая запасается в химических связях молекулы глюкозы, т. е. во время фотосинтеза происходит преобразование солнечной энергии в химическую (рис. 56). Весь этот процесс можно условно разделить на две фазы – световую и темновую. Рассмотрим, как происходит этот процесс в хлоропластах высших растений.

Световая фаза. Основной пигмент растительной клетки – хлорофилл – находится в мембране тилакоидов гран. Во время световой фазы молекулы хлорофилла поглощают кванты света – фотоны и переходят в неустойчивое возбуждённое состояние. Стремясь вернуться в исходное состояние, они отдают эту избыточную энергию, которая частично переходит в тепловую. Другая часть избыточной энергии запасается в виде АТФ, т. е. накапливается энергия, необходимая для осуществления процессов, протекающих в темновой фазе.

Внутри тилакоидов под действием энергии света происходит фотолиз воды: H 2 O ? H + + OH – . Поэтому в водном растворе всегда присутствуют ионы водорода (Н +) и гидроксид-ионы (ОН –). Часть избыточной энергии возбуждённых молекул хлорофилла тратится на превращение ионов Н + в атомы водорода, которые в строме хлоропласта активно соединяются со сложными органическими веществами – переносчиками водорода.

Оставшиеся ионы ОН – отдают свои электроны молекулам хлорофилла, превращаются в свободные радикалы и взаимодействуют друг с другом, образуя воду и молекулярный кислород:


По сути, кислород, образующийся во время световой фазы, является побочным продуктом фотосинтеза.

Все описанные выше реакции происходят только на свету. Реакции следующей темновой фазы могут осуществляться как на свету, так и в темноте.

Темновая фаза. Во время этой фазы происходит связывание углекислого газа и использование его атомов углерода для синтеза глюкозы. Атомы водорода, необходимые для этой реакции, приносят молекулы-переносчики, присоединившие водород во время световой фазы, а энергию предоставляют молекулы АТФ.

Обе фазы фотосинтеза неразрывно связаны между собой, образуя единый сложный процесс, важнейшим итогом которого является синтез органических соединений – сахаров и выделение молекулярного кислорода.

Большой вклад в изучение процесса фотосинтеза внёс выдающийся русский учёный Климент Аркадьевич Тимирязев. Он впервые доказал, что растения, синтезируя сахара из неорганического вещества – углекислого газа, преобразуют энергию света в энергию химических связей.

Однако ещё раньше, в 1771 г., английский учёный Джозеф Пристли на основании своих наблюдений сделал вывод, что растения улучшают воздух, делая его пригодным для дыхания. Так впервые было определено уникальное значение зелёных растений.

Вопросы для повторения и задания

1. Что такое ассимиляция?

2. Опишите известные вам типы питания. Какой критерий лежит в разделении организмов на автотрофные и гетеротрофные?

3. Какие организмы называют автотрофными?

4. Почему у зелёных растений в результате фотосинтеза выделяется в атмосферу свободный кислород?

5. Каковы признаки гетеротрофного типа питания? Приведите примеры гетеротрофных организмов.

6. Как вы думаете, почему всё живое на Земле можно назвать «детьми Солнца»?

7. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение или презентацию на тему «Хемосинтез и его значение в жизни планеты».

Подумайте! Выполните!

1. Как связаны между собой фотосинтез и проблема обеспечения продовольствием населения Земли?

3. Приведите примеры использования особенностей метаболизма живых организмов в медицине, сельском хозяйстве и других отраслях.

4. Достаточно ли знать, что организм способен выделять кислород, чтобы отнести его к автотрофам? И верно ли обратное утверждение: «Если организм является автотрофом, то он выделяет кислород»?

5. Как особенности метаболизма живых организмов используются в сельском хозяйстве, медицине, микробиологии, биотехнологии? Найдите необходимую информацию, используя дополнительные источники (литература, ресурсы Интернета). Обобщите информацию и представьте её в виде стенда.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

<<< Назад
Вперед >>>