Учимся рисовать в графическом редакторе Inkscape. Использование каллиграфического пера

07.05.2019

В этом уроке мы нарисуем милого векторного ёжика, используя программу Inkscape. Обычно, когда речь заходит о векторе, Дёжурка публикует уроки Adobe Illustrator. Но сегодня мы решили отдать предпочтения другому графическому редактору, разнообразия ради. Этот урок подходит для изучения самых базовых и простых инструментов Inkscape.

Финальный результат

1. Рисуем тело

Шаг 1
Начнем с иголок. Выберите инструментPolygon и выберите тип Star . Затем в параметре Corners укажите значение 15, а в Spoke ratio — 0.8 . Теперь нарисуйте многоугольник с заливкой коричневого цвета. Размер на данном этапе не важен.

Шаг 2
Теперь масштабируйте фигуру до размеров 410px х 465px .

Шаг 3
Чтобы в последующих шагах добиться эффекта объема, дублируйте многоугольник и залейте его немного более темным коричневым. Позднее мы используем эту фигуру.

Шаг 4
Задайте второму (более темному) многоугольнику обводку шириной в 13px (того же цвета что и заливка). Таким образом он увеличится в объеме.

Шаг 5
Выделите оба многоугольника и откройте вкладку Object > Align and Distribute . Нажмите иконку Center on vertical axis и Align top edges . Фигуры должны выровняться так:

Шаг 6
Теперь нам нужно нарисовать внутреннюю часть тельца. Выберите инструмент Ellipse и нарисуйте круг, зажав клавишу Control . Пока круг выделен, выберите в меню Path > Object to Path, чтобы мы могли редактировать эту фигуру в дальнейшем. Укажите кругу заливку как на картинке ниже.

Шаг 7
Теперь при помощи инструмента Nodes мы превратим круг в тельце ёжика, как на картинке ниже. Итоговый размер вышел 366px на 266px .

2. Рисуем глазки

Шаг 1
Инструментом Polygon нарисуйте равносторонний треугольник. (Укажите количество углов, равное трем и удерживайте ctrl, чтобы фигура была правильной). Пока треугольник выделен, в меню выберите Path > Object to Path .

Шаг 2
Инструментом Nodes выделите все узлы и нажмите иконку Make selected nodes symmetric .

Шаг 3
Это будут темные участки под глазами. Расположите фигуру так, как указано на рисунке ниже. Мы специально перенесли фигуру на тело ёжа, чтобы было лучше видно как она смотрится...

Шаг 4
Рисуем глаз. Берем инструмент Ellipse и удерживая Control рисуем круг. Закрашиваем его темно-серым цветом.

Шаг 5
Теперь рисуем еще два маленьких круга и заливаем их белым цветом.

Шаг 6
Когда закончите работу над первым глазом, отразите его копию по горизонтали. Однако не отражайте блики!

3. Рисуем мордочку

Шаг 1
Инструментом Ellipse рисуем овал. В меню выбираем Path > Object to Path. После этого редактируем узлы, чтобы вышло как на картинке ниже.

Шаг 2
Теперь рисуем нос: тем же инструментом Ellipse рисуем сперва темно-серый овал, а следом небольшой белый, который будет бликом на носу.

На этом этапе мы должны получить примерно такой результат, как вы видите на картинке ниже. Можете экспериментировать с расстоянием мёжду глазами, размерами мордочки, носа и т. д.

4. Рисуем уши

Шаг 1
Чтобы не усложнять задачу, для создания ушей мы просто скопируем фигуру области под глазами. Только сделайте фигуру больше и поверните.

Шаг 2
Укажите ушку обводку толщиной в 12px . Задайте уху заливку розового цвета, а обводку сделайте цвета кожи ёжика. Также разместите ухо под фигурой внутреннего тельца ёжа, но над иголками. Чтобы сделать это, выделите ухо нажимайте Page Up и Page Down (Object > Raise/Lower ).


Шаг 3
Дублируйте ухо и отразите его горизонтально.

5. Используем сужающиеся линии для лап

Шаг 1
Способ создания произвольных штрихов в Inkscape заключается в создании фигуры, которая будет повторять необходимый путь. В данном примере нам нужны сужающиеся на концах линии. Для этого мы нарисовали квадрат, повернули его на 45 градусов и сплющили до указанных на картинке ниже размеров.


Также мы округлили верхние узлы.


Шаг 2
Теперь выберите инструмент Pencil . Параметр Smoothing выставите на значение 50, а в графе Shape выберите From clipboard . Значение «From clipboard» означает, что к вашему контуру будет применяться то, что вы скопировали перед тем как его нарисовать. Так что копируйте наш сплющенный квадрат (Control + C ) и попробуйте нарисовать любую линию. Вот например так:


Шаг 3
После того как вы опробовали инструмент Pencil, ничего не меняя, нарисуйте ёжику лапку. Вы можете подредактировать линию при помощи узлов, если не вышло нарисовать идеально от руки. Теперь, когда вы зададите линии коричневый цвет, вы обнаружите что это заливка вместо обводки. Чуть позже мы объясним это.


Шаг 4
Дублируйте лапку и разместите ее зеркально.

6. Рисуем ножки

Шаг 1
Ножки мы будем рисовать так же, как рисовали лапки. Вы можете просто скопировать линии, если хотите. Разместите линию в нижней части тела ёжа. Вы заметите, что нам не хватает заливки, хотя (как мы уже выяснили) как раз заливка у линий ног есть. Давайте решать эту проблему!


Шаг 2
Дублируйте линию ножки и вынесите ее за пределы ёжового тела. Поместите линию на квадрат телесного цвета (Object to Path ). Сейчас мы вырёжем необходимую нам фигуру из квадрата при помощи операций с контуром. Выделите линию ножки и квадрат и в меню выберите Path > Intersection .


Должна получиться вот такая фигура:


Шаг 3
Теперь вы можете расположить заливку для ножки под линией ножки. Чтобы сделать все ровно используйте Align and Distribute. Теперь дублируйте ножку и расположите зеркально копию.

7. Добавляем тень

Шаг 1
Давайте добавим эффект объема. Дублируйте фигуру тельца ёжа и залейте ее темно-коричневым цветом.


Шаг 2
Мы расположим эту фигуру под тельцем, ушами и ногами, но над иголками. Расположите фигуру так, чтобы она была на 10 пикселей правее и на столько же ниже фигуры тельца.


Шаг 3
Теперь сделаем тень для всего ёжика. Дублируйте фигуру иголок, задайте ей черный цвет заливки и прозрачность (Alpha ): 50 .


Шаг 4
Поместите тень на самый задний план (Lower to Bottom или клавиша End ). После этого выделите всего ёжика вместе с тень и сгруппируйте все элементы, чтобы дальше было проще работать.


Шаг 5
Добавим зеленый фон. Нарисуйте квадрат зеленого цвета размером 600 x 600px .

8. Рисуем листья

Шаг 1
Используя инструмент Pen нарисуйте фигуру из четырех узлов треугольной формы. После этого выделите нижние три узла и округлите их.


Шаг 2
После того как вы получите желаемую форму листа, тем же инструментом Pencil рисуйте детали как на картинке ниже.


Шаг 3
Давайте выкрасим лист в осенний цвет, а линии сделаем полупрозрачными.


Шаг 4
Не забываем о стебле. Просто нарисуйте его тем же инструментом Pencil, и укажите толщину в 2 пикселя и округленный кончик (rounded cap) . Цвет выберите темно-серый. Также скорее всего вам придется поместить его под сам лист.


Шаг 5
Чтобы получилось совсем замечательно, дублируем листик дважды и раскрашиваем копии в разные цвета. Теперь сгруппируйте каждый листик отдельно.

9. Разбрасываем листья

Шаг 1
Теперь нам нужно раскидать листья по фону. Начнем с первого листа. Выделите его и сразу после этого выберите инструмент Spray. Выставите параметры так, как показано на картинке ниже.


Шаг 2
Теперь вы можете просто кликая и удерживая левую кнопку мыши разбрасывать листья.


Шаг 3
Ту же процедуру повторите с листьями остальных цветов. После того как закончите, выделите все листья (удерживая shift) и сгруппируйте их.


Шаг 4
Не снимайте выделения с группы листьев. Зайдите в меню Filters > Shadows and Glows > Drop Shadow. Укажитенастройки как показано на картинке ниже.


Шаг 5
Теперь мы может отправить все листья под ёжа и над зеленым фоном.

Ёжик готов!

Автор урока — Aaron Nieze .
Перевод — Дежурка.

Какую бы фигуру мы не создали в графическом редакторе Inkscape, в ней всегда будут узлы, которые служат нам для управления фигурами. Узлы могут быть разной формы, в зависимости от выполняемой ими функции, например, закруглить или сделать угол фигуры более острым. Давайте попробуем разобраться в том, как же управлять узлами. Для этого и созданы inkscape уроки для начинающих, чтобы новичку легче было адаптироваться в программе.

Inkscape уроки для начинающих – управляем узлами

После создания какой-либо фигуры, можно вызвать инструмент для управления узлами клавишей (F2 ) или найти его на панели инструментов, он идет вторым после черной стрелочки сверху. Если все выбрано правильно, то контекстная панель инструментов будет иметь вид как на рисунке ниже.

Наведите мышь на контекстную панель инструментов и прочтите, для чего предназначен каждый вид узла.

Давайте научимся на практике управлять узлами какой-либо фигуры. Сначала попробуем на примере прямоугольника. Создайте прямоугольник любого цвета, какой вам больше нравиться и выберите инструмент управления узлами. На углах прямоугольника появились два белых квадрата и один кружок. Если мы потянем за кружок, то углы прямоугольника станут закругленными. Я проделал то же самое и результат вы можете увидеть на рисунке ниже.

Управление узлами на примере ломаной линии

Вы уже заметили, что на ее углах тоже появились узлы. Если потянуть за какую-то одну из сторон линии, то появляются рычаги узлов. Попробуйте управлять рычагами и увидите, что из ломаной линии, при помощи рычагов, можно сделать все что угодно.

Клавиши для управления узлами

Рассмотрим клавиши, которыми можно управлять узлами. Удалить узел можно клавишей (Delete ), не забыв выделить нужный узел щелчком мыши. Клавиша (TAB ) выделяет следующий по счету узел, а двойной щелчок мыши, на любом участке линии, создает новый узел. Ну а если вы хотите выделить несколько узлов, то вам в помощь клавиша (Shift ), которую нужно удерживать и выделять нужные вам узлы.

Вкратце я описал, что собой представляют узлы и как ими управлять в графическом редакторе Inkscape. Попробуйте управлять узлами, выбрав круг или звезду. Попробуйте так же из ломаной линии сделать какую-нибудь фигуру или букву.

Inkscape уроки для начинающих служат для ознакомления новичка с программой. Гораздо больше вы узнаете на практике, при создании рисунков. В следующем уроке я расскажу о .

Inkscape — редактор векторной графики.

Векторная графика чертит картинки, записывая математические законы построения прямых и кривых линий, из которых строится изображение. Запись ведется на языке XML, так что изображения эти фактически являются текстовыми файлами.

Так как математические законы построения изображения не зависят от его размеров, появляется возможность масштабировать векторные изображения в огромных пределах без малейшей потери качества.

Векторная графика существует давно, но расцвет ее впереди. С наступлением нового, сенсорного этапа развития компьютерной техники, первыми представителями которого являются планшетники и коммуникаторы, возникает острая потребность в масштабируемых и небольших по "весу" графических файлах.

Inkscape, будучи свободным редактором с открытыми исходниками, работает со свободным форматом векторных файлов — SVG (масштабируемая векторная графика). В настоящее время почти все гаджеты и веб браузеры поддерживают формат SVG, а с приходом HTML 5 размещение SVG файлов в веб контенте станет не сложнее, чем сейчас размещение растровых графических файлов.

Освоение Inkscape сегодня — это интеллектуальная инвестиция в день завтрашний.

О версиях и релизах программы Inkscape

Когда пишутся эти строки, новейшим релизом программы Inkscape является 0.48. Он доступен для Windows, Linux, Mac и других платформ.

Если у вас более ранняя версия, не стоит драматизировать это небольшое отставание. Версии 0.46 и 0.47 программы весьма схожи с 0.48 по своему функционалу, добавлено только несколько очень специальных эффектов, да еще появилась новая панель Прилипание . Так что спокойно работайте на той версии, которая имеется в вашем распоряжении, при очередном апгрейде вы ничуть не отстанете от жизни.

Строение окна программы Inkscape 0.48

Впервые запустив программу Inkscape, вы увидите перед собой единое окно. Но в рамы этого окна напихано столько, что разбираться можно долго. Рисунок 1 поможет в этом.

Рис. 1

Начнем по порядку номеров:

1. Панель меню как в любой программе, тут все понятно.

2. Панель команд . Все команды этой панели доступны из различных меню. Так что эту панель можно смело убирать, если нужно окно побольше.

3. Панель настройки текущего инструмента . Когда выбран некий инструмент (на рисунке 1 это инструмент "Рисовать звезды и многоугольники" ), то на Панели настройки текущего инструмента появляются его настройки. В конце панели черный треугольничек, означающий, что не все настройки поместились в окне. При нажатии на нем можно просмотреть недостающие настройки.

4. Панель инструментов . Содержит миниатюры 18 инструментов, при помощи которых и создается векторная графика. Любой инструмент может быть также вызван нажатием горячих клавиш. Подсказка возникает при наведении указателя мыши. Правый клик на инструменте открывает окно его глобальной настройки.

Панели 2, 3, 4 и 12 можно перетаскивать мышью за прямоугольные полоски, которые на рисунке 1 окрашены в зеленый цвет, а в самом окне Inkscape выделены двумя рядами слабо заметных точек.

5. Палитра . Цвет можно перетаскивать мышью с Палитры на объект, изменяя этим действием его Заливку . Чтобы изменить цвет Обводки , нужно при перетаскивании удерживать клавишу SHIFT . Текущий цвет некоторых инструментов может быть задан кликом на соответствующем цвете Палитры . В правом конце палитры находится маленький треугольный переключатель. При нажатии на него открывается меню настройки палитры. Можно настроить внешний вид палитры, и выбрать из множества предустановленных палитр. Если все цвета не умещаются в окне, то под Палитрой возникает полоса прокрутки.

6. Строка состояния . Содержит пять областей:

7. Индикатор Заливки и Обводки выделенного объекта . Когда в окне имеется выделенный объект, Индикатор окрашивается в цвета его заливки и обводки. При левом клике на цвете открывается окно Заливка и Обводка , служащее для настройки этих параметров. При правом клике — выпадает меню с полезными опциями, позволяющими иногда обойтись без открытия окна Заливка и Обводка .

8. Секция информации о слоях . Если слоев немного, то вполне можно обойтись этой секцией, не открывая специальное окно Слои .

9. Секция уведомлений . Выдает полезные сообщения о текущих действиях. Нужно завести привычку бросать взгляд на эту секцию, особенно когда используется незнакомый инструмент или что-то не получается. Если все сообщение не помещается в секции, то при наведении указателя мыши текст появляется полностью.

10. Координаты указателя мыши .

11. Индикатор текущего масштаба . Можно вписывать нужный масштаб от руки и нажимать ENTER , а можно пользоваться стрелочками.

12. Панель прилипания . На этой панели собраны регулировки прилипания (линий к объектам, сеткам, узлам и так далее).

Рабочая область окна программы Inkscape называется Холстом . Сверху и слева холста расположены линейки. При наведении указателя мыши на линейку всплывает подсказка, в каких единицах она проградуирована (по умолчанию — в пикселях). Линейки можно перетаскивать мышью, образуя Направляющие .

В середине холста видна рамка нового Документа . Иногда Документ также называют Страницей . Если линейные размеры документа нужно изменить, то следует пройти в меню Файл ⇨ Свойства Документа .

Рисовать можно в любом месте холста, даже за рамкой документа.

Диалоговые окна

Некоторые меню открывают диалоговые окна, например: Заливка и Обводка, Слои, Трансформации и прочие. В Inkscape 0.48 эти окна по умолчанию прикрепляются к правой "раме" окна программы. Кроме того они могут быть скреплены между собой. Это бывает не слишком удобно, так как сильно сужает размер рабочей области окна. Мышью можно передвигать эти окошки и выводить за рамки главного окна. Чтобы глобально отключить функцию прикрепления диалоговых окон, нужно пройти в меню Файл ⇨ Настроить Inkscape ⇨ Окна ⇨ Поведение диалогов .
Ознакомившись со строением и частями рабочего пространства, в следующей главе начнем пользоваться ими. При этом воспользуемся методом "погружения", то есть сразу приступим к созданию векторных изображений.

Глава 2, в которой шведский флаг научит нас пользоваться сетками, прилипанием, и многому другому

Темой сегодняшнего занятия станет флаг Швеции.

По ходу дела мы узнаем:

  • Как рассчитать размеры страницы и интервалы сетки
  • Как создать документ нужного размера
  • Как создать сетку с нужными интервалами между линиями
  • Что такое прилипание и как им пользоваться
  • Как работать с инструментом для рисования прямоугольников
  • Как объединять контуры
  • Как изменять цвета заливки и обводки объекта
  • Как сохранять готовый документ и как экспортировать его в растровое изображение

Мы уже знаем, что векторная графика — это математическое описание изображения. Математика — наука точная, поэтому прежде чем браться за дело, нужно точно знать размеры будущего документа и его отдельных частей.

Из Википедии узнаём, что флаг Швеции имеет соотношение сторон 32 к 20, причем вертикальная полоса креста начинается с 5/16 слева и имеет ширину 2/16, а горизонтальная полоса расположена посередине и равна по ширине вертикальной.

Значит нам нужно выбрать размер документа или 32х20, или 320х200 пикселей. Для векторной графики это не имеет принципиального значения, но в целях наглядности выберем размер страницы побольше.

Запускаем Inkscape и видим открывшийся по умолчанию документ размера А4. Идем в меню Файл ⇨ Создать и в выпавшем внушительном списке документов не находим нужного. Значит нужно изменить свойства документа.

Меню Файл ⇨ Свойства документа (рисунок 1).

Рис. 1

Красным обведена нужная нам секция Другой размер , в которую мы и вписываем новые размеры документа. (Кнопку Подогнать размер страницы под содержимое не трогаем, так как никакого содержимого пока нет).

Нажав ENTER или переведя указатель мыши в основное окно, мы видим внизу холста небольшой прямоугольник. Это и есть документ с нужными размерами. Чтобы увеличить его и поставить в центре холста, нажимаем клавишу 5 или значок на панели команд.

Пока открыто окно Свойства документа , полезно сразу настроить удобную сетку. Что есть сетка? Будучи подключена в меню Вид ⇨ Сетка , она превращает холст в страницу школьной тетради в клеточку. Только размер этих клеточек мы можем изменять.

Перейдем на вкладку Сетки (рисунок 2).

Рис. 2

Пока эта вкладка пуста, но стоит нам создать новую сетку, как появятся настройки сетки по умолчанию (рисунок 3).

Рис. 3

По умолчанию интервалы между линиями сетки составляют 1 пиксель. Нам это не подходит, слишком мелко. Мы вписываем по 20 пикселей как по X, так и по Y. Почему по 20? На 20 делится как 320, так и 200. По ширине получаются как раз шестнадцатые доли, нужные нам для построения креста. По высоте легко найти середину документа, особенно когда основные линии сетки идут через каждые 5 обычных. Не сетка, а само удобство!

Рис. 4

Шведский флаг состоит из одних прямоугольников. Нам будет удобнее рисовать прямоугольники, если линии будут идти точно по клеточкам сетки — "прилипать" к ней. Поэтому настроим сразу и прилипание на соответствующей вкладке (рисунок 5).

Рис. 5

Откроем вкладку Прилипание . В секции Прилипание к сеткам нужно включить радиокнопку Всегда прилипать . Это будет означать, что узлы изображения будут прилипать к линиям сетки, на каком бы расстоянии от них не находились.

Это удобно в нашем случае, когда рисунок состоит из одних прямоугольников. Но такая настройка может создать большие затруднения при рисовании кривых и эллипсов!

Затем на Панели прилипания нужно подключить следующие миниатюры: Прилипание глобально , Прилипать узлам или их рычагами , убедиться, что подключены две кнопки прилипания к сетке и направляющим и удостовериться, что НЕ подключено Прилипание к углам площадки .

По окончании всех настроек окно Свойства документа нужно закрыть.

Пора приступить к рисованию. Первым делом нарисуем фон флага.

Берем инструмент , служащий для рисования прямоугольников (F4 ). На холсте его указатель представляет собой небольшой прямоугольник с крестиком над левым верхним углом. Крестик является собственно указателем. Наводим указатель на левый верхний угол документа, нажимаем и, удерживая левую кнопку мыши, ведем указатель в правый нижний угол страницы.

Благодаря прилипанию, сто́роны (а точнее узлы) прямоугольника точно совпадают с границами документа (а вернее, с линиями сетки). Не будь прилипания, нам пришлось бы вручную добиваться совпадения границ.

Цвет прямоугольника может оказаться любым, у меня получился красный с черной обводкой. Сейчас безразлично, какого цвета заливка прямоугольника, цвет все равно будем менять, а вот наличие обводки обязательно, иначе вы не увидите дальнейших действий. Поэтому, если у вашего прямоугольника нет обводки, то, не меняя инструмента, нажмите клавишу SHIFT и щелкните на черном квадратике на Палитре . Обводка появится.

Рис. 6

Обратите внимание на маленькие квадратики в левом верхнем и правом нижнем углах прямоугольника. Они служат для изменения его размера. Тем же инструментом F4 можно взять за квадратик и, потянув, изменить размер прямоугольника.

А вот кружок в правом верхнем углу предназначен для скругления углов прямоугольника. Подробнее про скругление углов (и многое другое) можно узнать, прочитав великолепный интерактивный Учебник Inkscape на русском языке, который находится в меню Справка ⇨ Учебник . Очень рекомендую.

Можно было бы заняться сейчас изменением цвета заливки фона в нужный нам голубой, но это будет стратегически неправильно.

Пока у нас в руках инструмент рисования прямоугольников, стоит сразу нарисовать крест. Наводим указатель на пятую линию сетки по верхней стороне документа (как раз будет основная линия), ведем его вниз к пересечению седьмой линии сетки с нижней стороной документа (рисунок 7).

Рис. 7

Теперь понятно, почему мы не увидели бы результатов, не будь обводки!

Не откладывая дела в долгий ящик, рисуем горизонтальную полосу креста.

Рис. 8

На этом можно было бы остановиться. Когда мы изменим цвет фона на синий, креста на желтый, а обводку удалим, то флаг будет готов. Но поскольку мы учимся, то будем доводить каждое дело до конца. Пока что у нас не крест, а пересечение двух прямоугольников. Чтобы превратить его в настоящий крест, нужно объединить контуры этих прямоугольников.

Берем инструмент Выделения (F1 ) и при нажатой клавише SHIFT щелкаем на обоих прямоугольниках креста по очереди. Оба они становятся выделенными, что видно в пунктирной обводке на рисунке 9.

Рис. 9

Теперь нужно пройти в меню Контуры ⇨ Сумма и сложить два контура.

Рис. 10

Вот теперь у нас настоящий крест!

Осталось раскрасить документ в национальные цвета Швеции. Та же Википедия сообщает, что синий цвет шведского флага имеет оттенок Red: 0, Green: 90, Blue: 173 по системе RGB. Чтобы точно воспроизвести этот оттенок, нам понадобится окно Заливка и обводка . Прежде всего, нужно выделить нужный прямоугольник (фона) при помощи инструмента F1 , который у нас уже выбран. Для верности глянем в Секцию уведомлений на нижней панели окна программы. Там будет описан выделенный объект: Прямоугольник в слое Layer1 .

Открыть окно Заливка и обводка можно несколькими способами: Из меню Объект ⇨ Заливка и обводка ; щелкнуть на объекте правой кнопкой мыши и открыть строку Заливка и обводка ; нажать на миниатюру на Панели Команд (правда ее не всегда видно из-за размеров окна); горячими клавишами Shift+Ctrl+F (не везде срабатывает). Так или иначе, открываем это окно (рисунок 11).

Рис. 11

Во вкладке Заливка уже нажата кнопка Плоский цвет, нам нужно установить известные нам значения RGB. Их можно просто вписать в соответствующие окошки, или выставить их стрелочками, можно двигать ползунки на шкалах, можно даже вписать шестнадцатеричный номер цвета в окошко RGBA . Шкала А означает прозрачность заливки, полная непрозрачность равна 255, полная прозрачность — нулю.

Фон на глазах меняет цвета и принимает нужный оттенок.

Переходим на вкладку Обводка и нажимаем крестик Х , что означает Обводки нет . Она нам больше не нужна.

Рис. 12

Теперь нужно выделить крест (при этом в Секции уведомлений появится сообщение: Контур 12 узлов... ) В окне Заливка и обводка уже будут новые параметры выделенного объекта. Нам нужно установить желтый цвет R: 255, G: 194, B: 0 при полной непрозрачности. Обводку убрать.

Рис. 13

Сетку снять (Вид ⇨ Сетка ).

Флаг готов. Его рисунок вы видели в начале главы.

Осталось сохранить его. Но прежде пройдем в меню Файл ⇨ Очистить defs . Что это значит? По ходу работы мы использовали временные цвета, не вошедшие в окончательный вариант обводки и так далее. Все они записаны где-то в XML тексте нашего файла, увеличивая его "вес". Конечно в сегодняшнем случае это немного, какие-то байты, но привычку избавляться от балласта нужно вырабатывать с самого начала. Ведь главным козырем векторной графики является малый размер файлов SVG.

Теперь, в том же меню Файл , жмем Сохранить , откроется диалоговое окно, где вы укажете имя файла, скажем, swedish_flag.svg и директорию, куда сохранить его.

А чтобы можно было использовать рисунок в других графических программах или помещать в Сети, его следует экспортировать в растровый формат. Для этого идем Файл ⇨ Экспортировать в растр . Откроется диалог, как на рисунке 14.

Рис. 14

В части Экспортируемой области , Страница и Рисунок в данном случае совпадают. Поэтому вписываем имя файла и жмем Экспорт . (Потом ищем файл всюду, а находим в домашней директории). Немного сбивает с толку, что диалоговое окно экспорта не закрывается автоматически после завершения процедуры.

Сегодняшний урок подошел к концу, в следующей главе мы займемся более сложным делом.

Глава 3, в которой мы освоим применение направляющих, узнаем как группировать объекты, научимся рисовать звезды и перемещать их по холсту в точно заданную точку

Темой сегодняшнего урока снова станет флаг — на этот раз флаг Евросоюза. В процессе его изображения мы узнаем:

  • Как пользоваться направляющими
  • Как рисовать пентаграммы
  • Как группировать объекты
  • Как дублировать объекты
  • Как перемещать объекты
  • Как располагать объекты по оси Z

Флаг Евросоюза представляет собой 12 золотых звезд на синем фоне.

Рис. 1

Из прошлого урока мы знаем, как важен точный расчет деталей изображения на основе точной информации о изображаемом объекте. Соотношение сторон Еврофлага — 27:18, следовательно размеры документа будут кратны этим величинам. Скажем, 270х180 пикселей.

Цвет звезды по системе RGB: 255, 204, 0

Цвет фона — RGB: 0, 51, 153

Звезды флага являются правильными пятиугольниками (пентаграммами) с большим радиусом R1 , равным 1/18 высоты флага.

В правильной пятиугольной звезде соотношение большого и малого радиусов r2/R1 = 0,382 (рисунок 2).

Рис. 2

Значит, если мы создадим документ с размерами 270х180 пикселей, то большой радиус звезды будет равен 10 пикселям. Создадим сетку с интервалами по X и по Y равными 10 пикселям, обеспечив прилипание узлов к линиям сетки и направляющим.

Создаем документ и сетку самостоятельно, пользуясь знаниями, приобретенными на прошлом уроке.

Теперь необходимо создать Напраляющие , пересекающиеся точно в центре документа.

Для создания горизонтальной направляющей берем мышью верхнюю линейку (расположенную непосредственно над холстом) и перетаскиваем ее приблизительно на середину документа. Полученная тонкая линия и называется Направляющей . При наведении на нее инструмента Выделитель (F1) , она изменит цвет на красный. Пока она красная, делаем на ней двойной клик, и откроется диалоговое окно Направляющая (рисунок 3).

Рис. 3

Рассмотрим подробнее это диалоговое окно:

  • По оси Х вписываем абсциссу середины документа: 270/2=135 пикселей. Это выставит центр направляющей (маленький кружок) точно посередине страницы.
  • По оси Y впишем 90 пикселей (180/2), так что направляющая разделит документ по высоте строго пополам.
  • Угол (в градусах) оставим равным нулю, так как нам нужна горизонтальная направляющая (если выставить 90°, то получим вертикальную направляющую).

Теперь создаем вертикальную направляющую. Для этого берем левую линейку и перетаскиваем на холст. Можно также взять еще одну горизонтальную и при помощи диалогового окна Направляющая придать ей вертикальную ориентацию. В любом случае важно отцентровать ее по осям X и Y.

В результате имеем две направляющие, пересекающиеся точно в центре документа. Как на рисунке 4.

Рис. 4

На рисунке 4 изменен цвет направляющих на зеленый, чтобы они отличались от линий сетки. Это можно сделать в меню: Файл ⇨ Свойства документа ⇨ Направляющие .

Из точки пересечения направляющих и начнем рисовать первую звезду. Увеличим масштаб. Это делается при помощи клавиши +, либо в окошке Индикатор текущего масштаба (Лупа) на нижней раме окна Inkscape.

Возьмем инструмент Рисование звезд (горячая клавиша "*"). На Панели настройки инструмента выберем пиктограмму звезды, количество углов 5 и отношение радиусов 0,382. (Выпадает список всяческих вариантов, среди которых есть пентаграмма).

Начинаем рисовать из точки пересечения направляющих, и ведем инструмент вверх до точки пересечения направляющей с первой же линией сетки. Если мы подключили прилипание к сеткам и к направляющим, то ошибиться довольно трудно. Так как расстояние между линиями сетки составляет 10 пикселей, то и звезда получится с большим радиусом R1 равным 10 пикселям, или 1/18 высоты флага (180/18=10). Уберем заливку звезды, а обводку установим толщиной в 0,25 пикселя.

Рис. 5

Образец звезды у нас есть. Теперь нужно расположить 12 звезд согласно спецификации: по окружности радиусом в 1/3 высоты флага (180/3=60 пикселей) и в порядке цифр на циферблате часов. Эту задачу можно выполнить несколькими способами: можно нарисовать окружность, разделить ее на 12 частей, и в каждой из 12 точек поместить звезду; можно копии нашей звезды из центра документа переместить на точки с вычисленными координатами; можно придумать и другие варианты.

Мы пойдем по самому простому пути.

Сначала установим масштаб порядка 400%.

Затем снимем выделение с уже нарисованной звезды. Для этого достаточно кликнуть на любом пустом месте холста.

Потом снова берем инструмент Рисование звезд и многоугольников (горячая клавиша "*"). Рисуем из точки пересечения направляющих строго вверх правильный двенадцатиугольник. Его верхний угол должен лежать на пересечении вертикальной направляющей и шестой по счету от центра линии сетки. Настройки инструмента можно видеть на рисунке 6.

Рис. 6

Чтобы разместить звездочки по всем двенадцати вершинам многоугольника нужно по-другому настроить прилипание. На Панели прилипания отключаем прилипание к Сеткам, Направляющим (их кнопки обычно не помещаются в окне, чтобы их увидеть нужно нажать черный уголок внизу панели) . Зато подключаем видимые кнопки Прилипать центрами объектов и Прилипать к острым узлам (они показаны на рисунке 7).

Для начала передвинем имеющуюся звезду в вершину, соответствующую 12 часам. Выделим объект инструментом Выделитель (F1) и им же перетащим на место. Следим за подсказками, появляющимися возле указателя (нам нужно, чтобы средняя точка объекта прилипала к острому узлу) как на рисунке 7.

Рис. 7

Вторую звездочку изготовим методом дублирования. При дублировании возникает копия (дубль) выделенного объекта, и располагается точно над образцом, так что обнаружить дубль можно только потаскав его инструментом Выделитель (F1) . Не забудьте потом отменить ненужные перемещения при помощи горячих клавиш Ctrl+z или меню Правка ⇨ Отменить .

Теперь сдублируем звезду. При выделенном объекте нажимаем клавиши CTRL+d (можно выбрать меню Правка ⇨ Продублировать , а можно щелкнуть правой кнопкой мыши на объекте и выбрать Продублировать из всплывшего меню). Дубликат уже выделен и размещается поверх оригинала.

Остается взять его Выделителем (F1) и переместить в следующую вершину (рисунок 8).

Рис. 8

Продолжаем дублировать и перетаскивать, пока все 12 еврозвездочек не встанут по кругу.

Выделим и удалим (при помощи клавиши Del ) двенадцатиугольник — он нам больше не нужен.

Теперь выделим все звезды, кликая по ним инструментом выделения, удерживая при этом клавишу SHIFT , либо нарисуем инструментом Выделитель (F1) квадратную рамку вокруг всех звезд, как мы выделяем несколько значков на рабочем столе (метод "резинки"). Все звезды окажутся выделены. Потом сгруппируем их (Объект ⇨ Сгруппировать) . Для чего группировать? Чтобы залить их желтым цветом и убрать обводку не по одной, а у всех сразу. И вообще, нужно привыкать к порядку.

Открываем окно Объект ⇨ Заливка и обводка и заливаем группу звезд цветом RGB: 0, 51, 153 или, иначе говоря, RGBA: fecc00ff .

Рис. 9

Осталось создать фон. Подключаем прилипание к Кайме холста (кнопка не видна — нажать на черный уголок внизу панели) .

Рис. 10

Инструментом рисуем прямоугольник на весь Документ , он прилипнет к краям Страницы. Заливаем его цветом RGB: 0, 51, 153 (003399ff) .

Рис. 11

Пардон, а где же звезды? Они остались "внизу" под фоном. Всякое изображение на документе находится на своем уровне. Хотя у нас всего один слой, но все равно он как бы слоистый. Это называется расположением по оси Z (воображаемой оси, перпедикулярной плоскости холста). Регулировать положение выделенного объекта на оси Z можно при помощи клавиш:

  • HOME — поднять на самый верхний план
  • PgUp — поднять
  • PgDown — опустить
  • END — опустить на задний план

Еще можно делать это из меню Объект (те же самые позиции), или при помощи соответствующих пикограмм на Панели настройки инструмента Выделения (F1) .

У нас два пути: или поднять звезды на самый верх, или опустить фон в самый низ. Поскольку фон проще выделить, так как он на виду, выделяем его и жмем клавишу PgDown . Вот и звезды. (Если бы мы не сгруппировали звезды, то пришлось бы нажимать клавишу PgDown двенадцать раз, по числу звезд, или применить клавишу END .

Рис. 12

Осталось спрятать направляющие и сетку. (Вид ⇨ Сетка/Направляющие) .

Флаг готов. Очищаем defs и сохраняем его. При желании экспортируем в растровый формат PNG .

На сегодня все, а в следующий раз мы оставим детские игры с флажками и вплотную займемся контурами.

Глава 4, посвященная контурам, кривым Безье и градиентам.

Сегодня мы будем изображать забавную помесь утюга со шрифтом. При этом мы узнаем:

  • Как импортировать растровое изображение
  • Как сделать векторный контур растрового изображения
  • Как работать с контурами и кривыми Безье
  • Как создавать текстовые объекты и превращать их в контуры
  • Как заливать объект градиентом

Наше сегодняшнее изображение выглядит так:

Рис. 1

Чтобы его создать, нам нужен, как минимум, утюг, а точнее его фотография. Найти ее в Интернете не сложно. Вот чем пользовался я:

Рис. 2

Создаем документ размером 500x500 px, отключаем прилипание глобально, сетка нам не понадобится.

Теперь берем файл снимка и перетаскиваем мышью на холст. Тут же мы увидим не слишком понятное диалоговое окно (рисунок 3).

Рис. 3

Что это значит? — Существует два способа отражения растровых (не векторных) изображений в программе Inkscape.

Для наших целей подходит второй вариант — Связать фото утюга. Все равно будем удалять его впоследствии.

Итак, фото утюга у нас на холсте. Это называется импортом растровых изображений. Можно воспользоваться меню Файл ⇨ Импортировать . Никакой разницы между двумя этими способами нет.

Теперь будем обводить растровый файл контуром. В Inkscape существуют механизмы автоматической векторизации растровых изображений, но сейчас они нам не нужны. Гораздо быстрее, надежнее и экономичней (в смысле размера файла) обвести фото утюга векторным контуром.

Для этого возьмем инструмент , который откликается на горячие клавиши SHIFT+F6 , и предназначен чтобы Рисовать кривые Безье и прямые линии . Что такое кривые Безье, вы посмотрите в Интернете, а работать с ними очень приятно и интересно.

Увеличиваем масштаб процентов до 250, и начинаем ставить точки (узлы) инструментом SHIFT+F6 . Поставим первую точку левым кликом мыши и тянем паутинную линию до следующего угла или изменения кривизны. Чем больше узлов, тем труднее потом создать красивый контур, и тем больше размер файла. Впрочем, недостающие узлы всегда можно добавить, а лишние — убрать.

Прокручиваем холст по вертикали колесиком мыши, по горизонтали SHIFT+колесико мыши . Дойдя по контуру до начального узла, кликаем на нем, и контур замыкается.

Чтобы увидеть узлы как на рисунке 5, нужно взять инструмент (F2 ) и кликнуть им на контуре.

Рис. 5

Затем еще увеличиваем масштаб и правим неудачно легшие точки (просто перетащив их мышью), лишние удаляем, выделив их кликом мыши и нажав клавишу DEL . Чтобы добавить недостающий узел, нужно дважды кликнуть инструментом F2 .

Потом начинаем гнуть прямые отрезки, превращая их в кривые Безье. Все это делается тем же инструментом F2 . Гнуть можно, взявшись за линию контура и потянув мышью, а можно за рычаги, которые появляются у узлов при изгибании линии. Рычаги могут поворачиваться и изменять свою длину, позволяя очень точно подогнать контур к изображению (рисунок 6).

Рис. 6

Обработав неспешно наружный контур, тем же способом обрабатываем контур внутри ручки утюга.

Оба контура нам надо объединить в один, чтобы между ручкой и корпусом утюга получилась "дыра" как у калача. Для этого нужно выделить наружный и внутренний контуры, удерживая клавишу SHIFT . Как на рисунке 7.

Рис. 7

А затем объединить, пройдя в меню Контур ⇨ Объединить . Вот как выглядит объединенный контур (рисунок 8), после того как удалено растровое фото. (Чтобы удалить, нужно выделить его инструментом F1, а затем нажать клавишу DEL )

Рис. 8

Настало время заняться текстом. Берем инструмент Текст (F8 ) и производим необходимые настройки на Панели настройки инструмента. Здесь выбран шрифт Nimbus Roman #9 L — он с большими красивыми засечками, Размер шрифта : 144 и начертание Жирное (рисунок 9).

Если у вас нет подходящего шрифта, то установите его как заведено в вашей операционной системе. Inkscape найдет системные шрифты при следующем запуске программы.

Где-нибудь под утюгом кликаем инструментом Текст , и печатаем слово "УТЮГ" заглавными буквами. Если вы забыли сделать настройки, то еще не поздно, текст изменится прямо на глазах.

Рис. 9

Затем выделяем текст инструментом F1 и при помощи стрелочек вокруг пунктирного прямоугольника выделения подгоняем размер текстового блока к размеру контура утюга и устанавливаем на нужное место.

Рис. 10

Чтобы иметь возможность видоизменять текст, нужно превратить его в контур. При этом он потеряет свойства текста (возможность редактирования, небольшой "вес"), но приобретет все свойства контуров. Превращение это необратимо, обратно из контуров текст получить никак невозможно (хотя можно отменить это действие).

Итак, в меню Контуры ⇨ Оконтурить объект . Рамка выделения становится меньше, теперь она вплотную к буквам. А применив инструмент F2 можно увидеть узлы новых контуров, как показано на рисунке 11.

Рис. 11

Чтобы было удобнее работать с контурами букв, уберем заливку текста, а обводку поставим 1 пиксель. Затем, удерживая клавишу SHIFT , инструментом F2 выделим все верхние узлы в каждой букве. При этом выделенные узлы окрасятся в синий цвет, как на рисунке 12. Затем при помощи стрелки вверх на клавиатуре поднимем выделенные узлы на некоторое расстояние.

Рис. 12

Всем хорош рисунок 12, да подвели буквы У и Г — лишние узлы оказались, не попавшие в выделение. Но дело это легко поправимо. Разберем на примере буквы Г . Сначала выделим и удалим лишний узел, не пожелавший подняться вверх. Косая перекладина при этом исчезнет. Затем выделим вместе верхние узлы буквы, оставшиеся несоединенными. Нажмем на пиктограмму Соединить контуры по выделенным оконечным узлам новым сегментом . Эта пиктограмма находится на Панели настроек инструмента прямо над холстом, и хорошо видна на рисунке 13.

Рис. 13

Контур между выделенными узлами будет замкнут. Таким же образом поступим с буквой У .

Спрашивается, почему мы просто не перенесли лишние узлы на место? Дело в том, что в таком случае контуры букв У и Г были бы не замкнутым, и это могло попортить нам много крови при дальнейшей обработке изображения. Порядок — это когда все контуры замкнутые.

Исправив контуры, продолжим подъем верхнего ряда узлов. Для этого придется снова все их выделить, но теперь пространство позволяет не кликать на каждом, а, тем же инструментом F2 , обвести все точки длинным прямоугольником, как мы выделяем группу файлов на рабочем столе (так называемый "метод резинки").

Поднимем узлы так, чтобы все они оказались внутри контура утюга, а кольцо буквы Ю вытянем отдельно вручную, как можно выше и чуть правее, не выходя, впрочем, за контур утюга.

Рис. 14

Что дальше? Правильно, контуры нужно объединить, причем не просто объединить, а суммировать, чтобы исключить все лишние части текста внутри контура утюга. Выделяем оба контура. Идем Контуры ⇨ Сумма . И перед нами сумма двух контуров (рисунок 15).

Рис. 15

Теперь осталось залить объединенный контур градиентом.

Градиентом называется заливка, в которой один цвет плавно переходит в другой. Нам нужен плавный переход от черного к красному. Открываем окно Заливка и обводка и во вкладке Заливка нажимаем пиктограмму Линейный градиент (рисунок 16).

Рис. 16

Обратите внимание, что в графе Повтор мы выбираем из списка Отраженный . Это значит, что смена цветов будет идти не просто от черного к красному, но зеркально отразится и пойдет от красного обратно к черному.

Но пока мы имеем градиент от черного к прозрачному, хотя у вас может быть и другой , это нам не подходит, мы нажимаем клавишу Изменить и появляется окно Редактор градиентов (рисунок 17).

Рис. 17

В окне Редактор градиентов на самом верху узкая полоса (частично скрытая на рисунке 17) показывает текущий градиент. Ниже идет секция опорных точек градиента (на ней покоится указатель мыши). У нас должно быть две опорных точки: черная и красная. Клик мышью в любом месте секции (а не только на стрелочках в правом ее конце) вызывает список опорных точек (на рис. 17 это stop3794 и stop3796 ).

При помощи мыши подсветим синим первую опорную точку. Черная опорная точка должна иметь черный цвет RGB: 0,0,0 при полной непрозрачности 255.

Подсвечиваем синим вторую опорную точку и выставляем ее красный цвет RGB: 255,0,0, как на рисунке 17. Непрозрачность 255 (обратите особое внимание на шкалу непрозрачности А — про нее часто забывают, а потом удивляются, почему градиент прозрачный).

Перейдем в основное окно, и возьмем инструмент (F2 ). Мы видим следующую картину (рисунок 18).

Рис. 18

Мы получили градиент, идущий от черного к красному справа налево. А нам нужно сверху вниз, да еще с отражением.

Видите рычаг градиента, который я пометил черной стрелкой на рисунке 18? Виден он только при помощи инструмента F2 . На левом конце рычага квадратик (первая опорная точка), а на правом — кружок (вторая опорная точка градиента). За эти квадратик с кружком рычаг градиента можно перетаскивать, разворачивать, удлинять и укорачивать как угодно. Перетащив квадратик в область ручки, а кружок на середину утюга, мы получим что хотели (рисунок 19).

Рис. 19

Рычаг градиента на рисунке 19 я вынес за пределы контура, для лучшей наглядности. Обратите внимание, что рычаг не строго вертикален, а чуть наклонен, чтобы красная линия шла параллельно подошве утюга.

Теперь осталось кликнуть инструментом где-нибудь вне контура и все узлы и рычаги исчезнут.

Очищаем defs.

Сохраняем файл в своем архиве. Работа завершена.

В следующей главе мы познакомимся с программой автоматической векторизации растровых изображений, встроенной в Inkscape.

Глава 5, в которой мы познакомимся с автоматической векторизацией растровых изображений

Сегодня мы очень поверхностно познакомимся с программой автоматической векторизации растровых изображений, встроенной в Inkscape. Поверхностно — оттого, что тема эта неисчерпаема, полностью зависит от характера растрового изображения, а также от опыта векторизующего.

Мы почти не коснемся вопросов ручной обводки контуров, тема эта довольно подробно раскрыта в статье "Inkscape: Продолжаем освоение свободного редактора векторной графики" , а также в настоящего Путеводителя.

Темой занятия будет автоматическая векторизация при помощи встроенной в Inkscape программы .

Для начала нужно недвусмысленно пояснить, что никакая программа автоматического перевода растрового изображения в векторное не даст нам векторной копии любимой фотографии или картины. Все подобные программы могут только помочь построить контуры изображения для дальнейшей ручной обработки.

Первым делом нужно импортировать растровое изображение в Inkscape. Проще всего это сделать, перетащив мышью файл в окно программы.

Затем пройти в меню Контуры ⇨ Векторизовать растр . Появится окно, изображенное на рисунке 1.

Рис. 1

В этом окне три области:

Одиночное сканирование (имеется ввиду однократное) — отмечено зеленым цветом.

Множественное сканирование (сканирует несколько раз, число сканирований указывается в окошке). Результаты этих сканирований укладываются стопкой по оси Z.

Предпросмотр . В этой области, после нажатия клавиши Обновить возникает предварительный результат обработки.

Выбор метода сканирования осуществляется нажатием на одну из радиокнопок, независимо от того, к какой области она относится. Можно выбрать только одну кнопку за раз; если данный метод возможен, то в области Предпросмотра появится изображение.

Если вас устраивает результат предпросмотра, нажимаете кнопку ОК , запустив сам процесс векторизации. При больших размерах растровых файлов он может занимать довольно ощутимое время.

Каким же процессом пользоваться в каждом конкретном случае? Это может показать только эксперимент. Пробуйте разные методы, с разными порогами, пробуйте одиночное и множественное сканирования, не забывайте про вкладку Параметры .

Приведу несколько примеров для пояснения процесса.

1. Простое цветное рисованное изображение с текстом.

Рис.2

На рисунке 2 вы видите оригинал эмблемы. Рисунок очень простой, текст стандартный, цветов немного. Только сам мяч очень детально изображен, похоже, что вставлена фотография. Векторизовать такое изображение лучше всего при помощи множественного сканирования в цвете . При этом, если взять большое количество цветов, например 32, то результат будет весьма похож на оригинал безо всякой дополнительной обработки, представлен на рисунке 3.

Рис. 3

Как говорится, найдите пять отличий.

Одно нехорошо, "весит" этот SVG файл почти 4 МЕГАбайта! Ведь это изображение — стопка из 32 отдельных контуров разных цветов. Такого размера файлы никуда не годятся.

Получить хорошие контуры можно и уменьшив число цветов при множественном сканировании в цвете до четырех. На рисунке 4 показан сам оригинал (в верхнем ряду) и четыре разноцветных контура.

Рис. 4

Они были "вытащены" из стопки и поставлены рядом. При этом зеленый контур наиболее удачный, его вполне можно разбить (Контур ⇨ Разбить ) на отдельные контуры, потом дать каждой части соответствующую заливку и обводку, и получится небольшая по весу и очень качественная векторная копия. При этом доля ручного труда минимальна.

2. Простая рисованная эмблема

Возьмем для примера простой одноцветный логотип фирмы Адидас (рисунок 5, вверху).

Рис. 5

Для его векторизации я применил одиночное сканирование с определением краев. Все настройки оставил по умолчанию. Получился неплохой контур, пригодный для заливки и обводки. А если его немного подправить вручную, убрав лишние узлы и спрямив некоторые кривые Безье, да еще заново нарисовав торговый знак ®, то получится логотип по качеству лучше исходного образца.

3. Увеличенный фрагмент фотографии

Приведенный ниже логотип — сильно увеличенный фрагмент фотографии вагона поезда.

Рис. 6

Его векторизовали в два этапа. Сначала применили одиночное сканирование с Сокращением яркости при пороге 0,150. Получился верхний контур на рисунке 7.

Рис. 7

На нем прекрасно виден символ монад — Ян и Инь, зато шрифт не удался совсем. Тогда порог увеличили до 0,650 и вышел контур в середине рисунка 7.

С ним немного поработали вручную, окружности нарисовали инструментом Для рисования кругов и эллипсов (F5 ), Красный Ян чуть-чуть подправили, и получили логотип на твердую "четверку". (Снизу на рисунке 7). Если бы еще подправить буквы, то было бы лучше чем у фирмы.

4. Средней сложности изображение с плохой по качеству фотографии.

Удалось скачать знакомую нашим отцам до боли в легких картинку с папирос Казбек (рисунок 8).

Рис. 8

Фотография, как видите, некачественная, сделанная с какой-то помятой пачки папирос. Однако из нее удалось создать вполне приличный логотип, причем ручная обработка потребовалась только в части шрифта (рисунок 9).

Рис. 9

Было применено множественное сканирование при 6 цветах. Результаты с разобранной стопкой контуров на рисунке 10.

Рис. 10

Из 6 контуров было отобрано 3 (рисунок 11).

Рис. 11

Синий контур дал силуэт гор и всадника (с минимальной ручной обработкой — уборкой пятен) и шрифта (с доскональным ручным исправлением контура букв). Со среднего контура было убрано все, кроме снеговых шапок (узлы удалялись вручную методом "резинки"). Ну, а фон (нижний) так фоном и остался.

Надеюсь, что эти несколько примеров дадут вам представление о процессе автоматической векторизации в Inkscape. На эту тему довольно много литературы и есть хорошие примеры. Но в таком деле ничто не сможет заменить личного опыта — пробуйте разные режимы, творите и дерзайте, но помните, что наш главный инструмент — голова и руки.

В следующей главе мы займемся изображением объемных предметов: кубиков и коробочек.

Каждому любителю живописи, очень полезно иметь под рукой функциональный графический редактор, способный работать с векторной и растровой графикой. Благо, в наше время, существует огромное множество программ для рисования, способных заменить собой целые художественные мастерские. Давайте же познакомимся поближе с одним из лучших представителей данной группы. Представляем вашему вниманию графический редактор Inkscape!

Главными плюсами Inkscape, является его несомненная компактность, высокая функциональность и широкие возможности для работы с векторной графикой. При этом программа имеет открытую лицензию и является абсолютно бесплатной. Очень выгодно уметь пользоваться таким чудесным инструментом.

Правда от одного из плюсов, вытекает логичный минус, доставляющий некоторые неудобства новичкам. Функционал программы очень обширен, и первое время работа в Inkscape бывает не очень продуктивной, по причине отсутствия знаний и навыков. Чтобы скорее преодолеть этап безграмотности и скорее приступить к уверенной практике, рекомендуем ознакомиться со следующими видеороликами.

Уроки Inkscape для начинающих

Полезный сборник инструкций по рисованию различных изображений в редакторе. Автор детальным образом посвящает зрителей в процесс своей работы, объясняя применение каждого инструмента и функции. По завершению просмотра видеоуроков и закреплению полученных знаний на практике, вы поймете, как пользоваться Inkscape на уровне уверенного пользователя и сможете изобразить на холсте любую свою задумку.







Inkscape – очень популярный инструмент для создания векторной графики. Изображение в нем рисуется не по пикселям, а при помощи различных линий и фигур. Одним из основных достоинств такого подхода является возможность масштабирования изображения без потери качества, что невозможно сделать с растровой графикой. В данной статье мы расскажем вам о базовых приемах работы в Inkscape. Кроме того, разберем интерфейс приложения и дадим несколько советов.

Данный материал больше ориентирован на начинающих пользователей Inkscape. Поэтому мы расскажем лишь о базовых приемах, которые используются при работе с редактором. Если после прочтения статьи у вас возникнут индивидуальные вопросы, вы можете задать их в комментариях.

Интерфейс программы

Прежде чем приступить к описанию возможностей редактора, мы хотели бы рассказать немного о том, как устроен интерфейс Inkscape. Это позволит в будущем вам быстрее находить те или иные инструменты и ориентироваться в рабочем пространстве. После запуска окно редактора имеет следующий вид.

Всего можно выделить 6 основных областей:

Главное меню

Здесь в виде подпунктов и выпадающих меню собраны самые полезные функции, которые вы можете использовать при создании графики. В дальнейшем мы опишем некоторые из них. Отдельно хотелось бы отметить самое первое меню — «Файл» . Именно здесь расположены такие популярные команды, как «Открыть» , «Сохранить» , «Создать» и «Напечатать» .

С него и начинается работа в большинстве случаев. По умолчанию при запуске Inkscape создается рабочая область размером 210×297 миллиметров (лист А4). При необходимости эти параметры можно изменить в подпункте «Свойства документа» . К слову, именно тут в любое время можно поменять и цвет фона холста.

Нажав на указанную строчку, вы увидите новое окно. В нем можно установить размер рабочей области согласно распространенным стандартам или указать собственное значение в соответствующих полях. Кроме того, можно изменить ориентацию документа, убрать кайму и задать цвет фона для холста.

Также мы рекомендуем зайти в меню «Правка» и включить отображение панели с историей действий. Это позволит вам в любое время отменить одно или несколько последних действий. Указанная панель откроется в правой части окна редактора.

Панель инструментов

Именно к данной панели вы будете постоянно обращаться при рисовании. Тут располагаются все фигуры и функции. Для выбора нужного элемента достаточно кликнуть по его иконке один раз левой кнопкой мыши. Если же вы просто наведете курсор на изображение средства, то увидите всплывающее окошко с названием и описанием.

Свойства инструмента

С помощью данной группы элементов вы можете настроить параметры выбранного средства. Сюда относятся сглаживание, размер, отношение радиусов, угол наклона, количество углов и многое другое. У каждого из них есть свой набор опций.

Панель параметров прилипания и панель команд

По умолчанию они располагаются рядом, в правой области окна приложения и имеют следующий вид:

Как следует из названия, панель параметров прилипания (это официальное название) позволяет вам выбрать, будет ли ваш объект примыкать автоматически к другому объекту. Если да, то куда именно это стоит делать – к центру, узлам, направляющим и так далее. При желании можно и вовсе отключить все прилипание. Делается это при нажатии соответствующей кнопки на панели.

На панели команд, в свою очередь вынесены, основные пункты из меню «Файл» , а также добавлены такие важные функции, как заливка, масштаб, группировка объектов и прочие.

Образцы цветов и панель состояния

Эти две области тоже находятся рядом. Расположены они внизу окна и выглядят следующим образом:

Тут вы сможете выбрать нужный цвет фигуры, заливки или обводки. Кроме того, на панели состояния находится регулятор масштаба, который позволит приблизить или отдалить холст. Как показывает практика, это делать не очень удобно. Проще зажать клавишу «Ctrl» на клавиатуре и крутить при этом колесо мышки вверх или вниз.

Рабочая область

Это самая центральная часть окна приложения. Именно тут располагается ваш холст. По периметру рабочей области вы увидите ползунки, которые позволяют прокрутить окно вниз или вверх при изменении масштаба. Вверху и слева находятся линейки. Он позволяют определить размер фигуры, а также выставить направляющие при необходимости.

Для того чтобы выставить направляющие, достаточно навести указатель мыши на горизонтальную или вертикальную линейку, после чего зажать левую кнопку мышки и перетащить появившуюся линию в нужном направлении. Если нужно убрать направляющую, тогда переместите ее снова на линейку.

Вот собственно и все элементы интерфейса, о которых мы хотели вам рассказать в первую очередь. Теперь давайте перейдем непосредственно к практическим примерам.

Загружаем картинку или создаем холст

Если открыть в редакторе растровое изображение, можно в дальнейшем обработать его или вручную нарисовать по примеру векторную картинку.


В результате на рабочей области появится выбранное изображение. При этом размер холста автоматически будет таким же, как разрешение картинки. В нашем случае это 1920×1080 пикселей. Его всегда можно будет изменить на другое. Как мы говорили в начале статьи, качество фото от этого не изменится. Если вы не хотите в качестве источника использовать какое-либо изображение, тогда просто можете использовать автоматически созданный холст.

Вырезаем фрагмент изображения

Иногда может возникнуть ситуация, когда для обработки вам требуется не целое изображение, а лишь его конкретный участок. В таком случае вот как следует поступить:


В результате останется лишь выделенный ранее участок холста. Можно переходить к следующему шагу.

Работа со слоями

Размещение объектов на различных слоях позволит не только разграничить пространство, но и избежать случайных изменений в процессе рисования.

Подобным образом можно создать сколько угодно слоев и перенести на любой из них необходимую фигуру или объект.

Рисование прямоугольников и квадратов

Для того чтобы нарисовать указанные выше фигуры, необходимо использовать инструмент с одноименным названием. Последовательность действий будет выглядеть следующим образом:

Рисование кругов и овалов

Окружности в Inkscape рисуются по такому же принципу, как и прямоугольники.

Рисование звезд и многоугольников

Многоугольники в Inkscape можно нарисовать всего за несколько секунд. Для этого есть специальный инструмент, который позволяет тонко настроить фигуры такого типа.

Рисование спиралей

Это последняя фигура, о которой мы хотели бы вам поведать в рамках данной статьи. Процесс ее рисования практически не отличается от предыдущих.

Редактирование узлов и рычагов

Несмотря на то что все фигуры являются относительно простыми, любую из них можно изменить до неузнаваемости. Именно благодарю этому и получаются в результате векторные картинки. Для того чтобы отредактировать узлы элемента, вам необходимо выполнить следующее:

Это действие можно выполнять не со всей фигурой, а лишь с выбранным ее участком. Добавляя новые узлы, вы сможете все больше и больше менять форму объекта. Для этого достаточно навести указатель мышки на нужный узел, зажать ЛКМ и вытянуть элемент в нужном направлении. Кроме того, можно с помощью данного инструмента потянуть за край. Таким образом, участок объекта будет более вогнутым или выпуклым.

Рисование произвольных контуров

С помощью данной функции вы сможете нарисовать как ровные прямые линии, так и произвольные фигуры. Делается все очень просто.

Обратите внимание, что линии, как и фигуры можно двигать по холсту, изменять их размер и редактировать узлы.

Рисование кривых Безье

Данный инструмент позволит также работать с прямыми. Он будет очень кстати в ситуациях, когда вам потребуется сделать контур объекта с помощью прямых линий или нарисовать что-либо.

Использование каллиграфического пера

Как ясно из названия, этот инструмент позволит вам делать красивые надписи или элементы изображения. Для этого достаточно выбрать его, настроить свойства (угол, фиксацию, ширину и так далее) и можно приступать к рисованию.

Добавление текста

Помимо различных фигур и линий, в описываемом редакторе можно также работать с текстом. Отличительной чертой данного процесса является то, что изначально текст может быть написан даже самым мелким шрифтом. Но если его увеличить до максимального, то качество изображение абсолютно не потеряется. Сам процесс использования текста в Inkscape весьма прост.


Распылитель объектов

Есть в данном редакторе одна интересная функция. Она позволяет буквально за несколько секунд заполнить все рабочее пространство одинаковыми фигурами. Применений этой функции можно придумать много, поэтому мы решили не обходить ее стороной.

  1. Первым делом вам необходимо нарисовать на холсте любую фигуру или объект.
  2. Далее выбираете функцию «Распылять объекты» .
  3. Вы увидите окружность определенного радиуса. Настройте ее свойства, если посчитаете необходимым. К ним относится радиус окружности, количество рисуемых фигур и так далее.
  4. Переместите инструмент в то место рабочей области, где хотите создать клоны ранее нарисованного элемента.
  5. Зажмите ЛКМ и удерживайте ее столько, сколько сочтете нужным.

Результат у вас должен получиться примерно следующим.

Удаление элементов

Наверное, вы согласитесь с тем фактом, что никакое рисование не может обойтись без ластика. И Inkscape не является исключением. Именно о том, как можно удалять нарисованные элементы с холста, мы и хотели бы рассказать напоследок.

По умолчанию любой объект или группу таковых можно выделить с помощью функции «Выделить» . Если после этого нажать на клавиатуре клавишу «Del» или «Delete» , то объекты целиком будут удалены. Но если выбрать специальный инструмент, то можно будет стирать лишь конкретные куски фигуры или изображения. Данная функция работает по принципу ластика в .

Вот собственно и все основные приемы, о которых мы хотели бы рассказать в данном материале. Комбинируя их друг с другом, вы сможете создавать векторные изображения. Безусловно, в арсенале Inkscape есть еще множество других полезных функций. Но для того чтобы их использовать, необходимо иметь уже более глубокие знания. Помните, что вы в любой момент можете задать свой вопрос в комментариях к данной статье. А если после прочтения статьи у вас появились сомнения в необходимости данного редактора, тогда предлагаем ознакомиться с ее аналогами. Среди них вы найдете не только векторные редакторы, но и растровые.