Деловая игра на уроке информатики на тему: "Устройство компьютера"
Филюшина Елена Владимировна,
ГБОУ средняя школа №339
Невского района Санкт-Петербурга
Организация урока
Рабочая группа разбивается на несколько игровых групп по 4-6 человек в каждой. Один из членов группы выбирается на роль инженера (капитана команды), остальные выступают в роли техников. Необходимо заранее пригласить 3-4 эксперта из числа учителей, которые будут помогать как игрокам, так и ведущему, следить за правильностью ответа и оценивать работу групп. Ведущим является учитель информатики, организовавший игру и преподающий в данном классе.Оснащение урока
.
Каждая игровая группа должна иметь карточки или презентацию с изображением комплектующих и периферийных устройств, прайс-лист. Эксперты должны иметь листочки с системой оценивания. Изображения комплектующих и периферийных устройств можно скопировать из Интернета. Прайс-лист можно взять в любом магазине компьютерной техники.
Правила игры.
Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых - набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры.
Игроки могут обращаться за консультацией к экспертам.
Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.
По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные за игру.
Система оценивания.
Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:
Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперты- консультанты, ведущий.
2. Актуализация опорных знаний (Блиц - турнир) - 10 минут
Ведущий сообщает участникам дидактическую цель игры.
Ведущий:
Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок, мы попытаемся обобщить свои знания, полученные ранее на уроках информатики на тему: "Устройство компьютера" и продемонстрировать свои умения работать в электронных таблицах Excel, с презентацией Power Point, искать информацию в интернете. На предыдущем занятии вы распределились на 2 группы и получили домашнее задание, проанализировать политику цен в двух известных компьютерных магазинах Санкт-Петербурга: Кей и Компьютерный мир. Представьте себе, что сегодня вы являетесь работниками этих фирм. Капитан команды - директор фирмы, все остальные ребята - техники и менеджеры. У вас начинается первый рабочий день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой - показать свои знания об устройстве компьютера в блиц - турнире.
3. Коллективное выполнение учащимися устных заданий обобщающего и систематизирующего характера.
Вопросы для блиц - турнира:
1. Назовите характеристики материнской платы.
2. Что на ней находится?
3. Назовите характеристики процессора.
4. От характеристик каких устройств будет зависеть скорость работы компьютера?
5. Назовите виды плат расширения и виды разъёмов для них.
6. Что будете учитывать при выборе материнской платы и процессора к ней?
7. Назовите характеристики оперативной памяти?
Во время блиц - турнира учащимся выдаются фишки за правильный ответ. Которые затем суммируются при выставлении баллов.
Во время блиц - турнира приглашенные на урок гости заполняют бланки заказа.
Бланк заказа: (заполняется приглашенными гостями)
Сборка заказа
Ведущий:
В ваши фирмы поступил заказ. Заказчик, директор школы, Кузьмичёв Олег Вадимович, хочет купить для школьного компьютерного класса: 12 компьютеров учащихся, 1 компьютер учителя, плюс дополнительные устройства, но точно не знает, что именно и какой конфигурации они должны быть. У него есть 300 тыс. руб. на всю покупку.
Ваша задача помочь заказчику в определении конфигурации компьютеров, т.е. помочь определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип CD дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип принтера, сканера, наличие колонок и т.п.
Условия выполнения заказа следующие: с одной стороны, заказчик не должен приобрести ненужную вещь, т.е. если работник фирмы считает, что сам заказчик выбрал какой то предмет, который ему на самом деле не пригодится, то работник должен толково и убедительно это доказать; с другой стороны, надо столь же толково и убедительно доказать, что ему понадобится именно этот предмет.
Каждая команда получает заказ. Игроки, пользуясь интернетом, должны подготовиться к тому, чтобы вразумительно рассказать о том, что необходимо закупить директору школы, в электронных таблицах Excel составить товарную накладную, подготовить презентацию Power Point и убедить заказчика - директора, экспертов и ведущего, что необходимо закупить товар именно в вашем магазине. Разговоры представителей фирм с заказчиками происходит по очереди, друг за другом. У заказчика есть памятка о том, как себя вести, о чем спрашивать и для каких целей требовать компьютер. Заказчик должен общаться со всеми членами игровой группы, каждый должен что то ему объяснить. В конце каждого этапа заказчик объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной фирмы.
Счет от ________
(дата)
№ | Наименование товара | Кол-во | Цена |
Пример памятки для заказчика
« Вам известно, что последняя марка компьютера - Pentium 4. Вы хотите печатать фотографии, используя компьютер, и слушать музыку через колонки. А мышку вы хотите с большим шаром вверху.
Вы спрашиваете:
4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости)
Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому а отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры - интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д.
Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали свое мнение об игре.
5. Подведение итогов урока. Таким образом, мы рассмотрели, какие нужны компьютеры для вас, как выбрать такой компьютер и даже узнали конкретные примеры деталей компьютера, что позволит легче ориентироваться продавцу в магазине при совместном выборе той или иной модели компьютера. Вам осталось только пойти в магазин и выбрать то, что вам действительно нужно, в чем искренне желаю вам успеха.
«Устройство системного блока» - Жесткий диск, видеокарта. Видеокарта. В современных компьютерах устанавливается редко. Дисковод – устройство, предназначенное для чтения/записи информации на дискеты. Материнская плата, процессор, оперативная память. Блок питания. Картридеры отличаются по скоростным характеристикам чтения/записи информации.
«Из чего состоит компьютер» - PWR-SW – служит для включения компьютера. Блок питание. SPEAKER – динамик служит для диагностики неисправности компьютера. Также от видеокарты зависит качество изображения. Видеокарта. 5. Оперативная память. Именно в таком положении процессор будет установлен правильно. Кулер служит для охлаждения процессора.
«Схема устройства компьютера» - Устройство ввода. Долговременная память. Монитор Принтер (Лазерный, струйный, матричный) Колонки (Акустич. Оперативная память. Магистраль. Колонки, наушники). Устройство вывода. Процессор. Схема компьютера. Операт.память. Клавиатура Мышь Графический планшет Сканер Цифровая камера Микрофон.
«Компьютер и его устройства» - Оперативная память служит: Зачёт по теме. Какое действие не рекомендуется производить при включенном компьютере? 1. End 2. Пробел 3. Shift 4. Home 5. Esc 6. Page Up 7. ? 8. Enter. А) только чтение информации; Б) энергозависимость; В) перезапись информации; Г) кратковременное хранение информации. А) внешняя память; Б) монитор; В) процессор; Г) клавиатура.
«Схема для компьютера» - Как же происходит движение информации в ходе работы компьютера? Устройства ввода. Устройства вывода. Клавиатура Сканер Микрофон Цифровые камеры Цифровые фотоаппараты. Память. Мониторы Принтеры Наушники, колонки Плоттеры (графопостроители). Схема компьютера. Внутренняя (оперативная) Внешняя. Процессоры.
«Строение компьютера» - Предназначена для ввода информации от пользователя. Устройства вывода и отображения информации: Данное устройство используется для обмена информацией через телефонную сеть. Устройства «виртуальной реальности». Сканеры могут вводить в компьютер рисунки. Строение компьютера. Очки «объёмного изображения».
Всего в теме 25 презентаций
Сценарий урока по т еме «Собери компьютер»
Возрастной диапазон: учащиеся 10–11-х классов
Урок – ролевая игра «Собери компьютер» проводится на уроке по предмету «Информатика и ИКТ» и уроке по соответствующим разделам предмета «Экономика» (в зависимости от используемого УМК).
Планируемые результаты деятельности учащихся на уроке:
Ключевые понятия:
Архитектура персонального компьютера, модульный принцип организации персонального компьютера, назначение и функциональные характеристики основных комплектующих изделий персонального компьютера, выбор основных комплектующих изделий для компьютера (процессор, внутренняя память, системная плата (материнская плата), блок питания, накопитель на жестком магнитном диске, накопитель на оптическом диске, внешняя память, периферийные устройства).
Компьютерный класс образовательного учреждения
Урок является обобщающим по теме «Архитектура персонального компьютера». Класс делится на 5 команд по 3 человека в каждой. Предлагаемые роли в команде: Эксперт (отлично разбирается в устройстве компьютера); Продавец-консультант (умеет убеждать, хорошо разбирается в устройстве компьютера); Покупатель (разбирается в устройстве компьютера слабее всех в своей группе).
Каждая команда получает карточки с заданием собрать компьютер по заданным характеристикам, при этом: задача Покупателя – приобрести компьютер в магазине с максимально точным выполнением требований в карточке задания; задача Продавца-консультатнта – помочь покупателю выбрать товар, но при этом постараться не упустить свою выгоду; задача Эксперта – дать неявную подсказку покупателю, если он не согласен с предложениями продавца.
Итог урока – защита презентации Покупателем , в которой он обосновывает перед классом комплектацию своего персонального компьютера. В качестве жюри выступают Эксперты команд, оценивающие работу команд по защите презентации от 1 до 20. Лучшими командами являются те, Покупатели которых набрали максимальное количество баллов.
Предлагаемый материал к уроку :
Планируемый результат: грамотный выбор комплектующих изделий компьютера по заданию, разработка и защита презентации по собранному компьютеру, самооценка полученного результата. Используя архив [архив можно скачать по данной ссылке ] представленных методических разработок, учитель самостоятельно выбирает материал, который соответствует педагогическим задачам урока, возможностям и потребностям обучающихся.
, Внеклассная работа
Цели урока:
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Оснащение урока:
План урока
Подготовительный этап - 5 мин.
I этап - составление кроссворда - 20 мин.
На этом этапе обучающиеся знакомятся с новыми понятиями темы и составляют кроссворд с использованием данных понятий.
II этап - "сборка компьютера" - 50 мин (подготовка "сборки компьютера" - 10 мин, разговор с заказчиком - 10 мин).
На данном этапе обучающиеся узнают определения новых понятий, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания обучающиеся должны предоставить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.
Подведение итогов урока - 5 мин.
Ход урока
1. Подготовительный этап.
Класс разбивается на несколько игровых групп (команд) по 2-4 человека в каждой. Один из членов команды - инженер (командир), остальные - техники.
Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперты-консультанты (3-4 человека из других классов или учителей, которые будут помогать игрокам), ведущий (учитель).
Ведущий сообщает участникам цель урока, знакомит с правилами игры и системой оценивания. Команды получают памятки с правилами игры, системой оценивания и памятки по ведению беседы <Приложение 1 >.
Ведущий: В городе работают несколько фирм - обществ с ограниченной ответственностью (ООО) - по сборке компьютеров на заказ. Каждая из ваших групп является такой фирмой. Дайте, пожалуйста, название своему предприятию. (Ребята придумывают названия своих фирм-команд).
Ведущий: У вас начинается первый рабочий день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой - попробовать составить кроссворд из компьютерных терминов.
Каждая группа получает карточки с компьютерными терминами для составления кроссворда.
Карточка с компьютерными терминами
Монитор, клавиатура, мышь, колонки, наушники, принтер, процессор, винчестер, джойстик.
2. I этап - составление кроссворда.
Игроки каждой команды сидят около одного компьютера. Игроки составляют кроссворд и заносят его на лист Excel. Нумеруют слова и составляют вопросы к кроссворду в виде картинок. Эти картинки уже присутствуют на экране, и игрокам остается только правильно их расположить и пронумеровать <Приложение 2 > .
Ведущий: Время на выполнение данного задания истекло, завершился 1 этап. Свои решения команды передают экспертам, которые проверят и оценят работу каждой из команд.
3. II этап - сборка компьютера.
Ведущий: В вашу фирму поступил заказ. Заказчик просит вас собрать для него компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование ему понадобится. Этот компьютер заказчик хочет использовать как для работы, так и для игр. Он может заплатить не более ____ руб. (для каждой команды указывается разная сумма). Ваша задача: помочь заказчику в определении конфигурации компьютера, т.е. помочь ему определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип принтера, наличие колонок, сканера, цифровой камеры и т.п. Условия выполнения задания следующие: с одной стороны, заказчик не должен приобрести ненужную вещь, т.е. если работник фирмы считает, что сам заказчик выбрал какой-то предмет, который ему на самом деле не пригодится, то работник должен убедительно это доказать; с другой стороны, надо столь же убедительно доказать заказчику, что ему потребуется именно такой-то предмет.
Каждая команда получает несколько картинок с изображениями комплектующих и периферийных устройств. Игроки, пользуясь материалом учебника, должны подготовиться к тому, чтобы рассказать о том, что изображено на каждой картинке, является ли изображенный предмет необходимым для работы компьютера, представить его функциональные возможности и разновидности.
Разговоры представителей фирм команд с заказчиками происходят по очереди, друг с другом. Другие команды могут вносить свои предложения или замечания после окончания беседы заказчика с фирмой.
В качестве заказчиков выступают эксперты. С каждой командой беседует один заказчик. У него есть памятка о том, как себя вести, о чем спрашивать и для каких целей требовать компьютер заказчик должен общаться со всеми членами игровой группы, каждый должен что-то ему объяснить. В конце данного этапа заказчик объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной фирмы.
4. Подведение итогов урока.
Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры; оценивает поведение участников игры - интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д.