В чем разница между коаксиальной и компонентной акустикой, какую выбрать? Компонентная или коаксиальная акустика - что выбрать для аудиосистемы вашего авто.

03.08.2019

Качественный звук в машине — мечта каждого автолюбителя. Многие даже покупают более дорогую комплектацию машины, которая включает опцию аудио оснащения. Однако от штатных динамиков некоторые водители предпочитают избавиться, если их не устраивает качество звука. Лучшие результаты могут показать компонентные колонки. Однако они будут звучать лучше коаксиальных или штатных только в том случае, если правильно подбирать компонентный набор и устанавливать динамики.

Компонентная аудиосистема считается оптимальной, если хочется получить в салоне приятный звук с практически полным охватом слышимой полосы частот. В ее состав обязательно входит головное устройство управления. У отдельных производителей это может быть только набор кроссоверов для разделения полос частот сигнала, отправляемого на разные колонки.

В дорогих комплектах головное устройство включает встроенный усилитель с раздельной регулировкой. Это самый удобный вариант для требовательных потребителей. Он позволяет создать в салоне оптимальную звуковую картинку для передних сидений или пассажиров.

Особо стоит отметить, что отдельные динамики компонентной системы редко рассчитаны на размещение в штатных местах корпуса автомобиля. Поэтому установку системы стоит доверить профессионалам.

Типовой комплект, предлагаемый на рынке — это, минимум, 2 х компонентная акустика. В набор динамиков входят твиттеры, которые часто называют пищалками. Они воспроизводят высокие частоты. Вторая часть компонентой акустики состоит из широкополосных колонок, работающих в средней и нижней частотной зоне. Для такого комплекта понадобится двухдиапазонный кроссовер. Его задача — разделять полосы частот сигналов, направляемых на отдельные группы звукоизлучателей. Двухкомпонентный набор доступен по цене и поэтому пользуется высокой популярностью.

Более дорогой вариант — трехполосная компонентная автоакустика. В набор динамиков входят твиттеры, мидренжи (широкополосный звукоизлучатель), мидлбасы (низкий диапазон). Для разделения частот понадобится более сложный трехполосный кроссовер.

Качество звучания такой системы гораздо выше, чем может показать двухкомпонентный комплект. Оно является недостижимой вершиной, если рассматривать коаксиальный звукоизлучатель. Установка трехкомпонентной системы потребует проведения сложных работ по модификации корпуса автомобиля, созданию и установке уникальных подиумов из фанеры. Однако в интернете, на специализированных форумах, можно найти достаточно информации, как именно нужно правильно и безопасно вырезать новые места размещения акустики в дверях или торпеде.

Вершина компонентной системы — трехполосный комплект, дополненный сабвуфером. Такой набор звукоизлучателей может показать идеальное звучание и воспроизведение полной полосы частот. На примере именно такого комплекта стоит показать, как важен усилитель с раздельной регулировкой.

Настройка акустики компонентного типа всегда сводится к тонкой регулировке громкости звучания отдельных групп динамиков. Из-за их особенностей, а также разного восприятия частоты звука человеческим ухом, при подаче одинакового по мощности сигнала наблюдается следующее:

  • установленные в передней части салона твиттеры просто не могут пробиться через интенсивные колебания воздуха, создаваемые мидлренжами и мидлбасами;
  • в задней части салона слышимость высоких частот минимальна, слышны низкие и средние;
  • может наблюдаться преобладание определенной полосы частот, если воспроизводящие ее динамики имеют лучшие условия прохождения потока воздуха.

Еще один немаловажный факт: пожилые люди лучше слышат басы, а молодые — высокие частоты. Поэтому один и тот же набор компонентой акустики у разных владельцев будет настраиваться особенным способом. Именно для этого нужен усилитель с раздельной регулировкой. Он позволяет менять громкость отдельных частотных полос, следовательно, балансировать звуковую картину в салоне.

Отличие от коаксиальной акустики

Правильнее всего описать работу двухполосной или трехполосной компонентной системы можно понятием «звука в объеме». Акустика создает окружение, восприятие которого отличается для разных точек салона. У такой системы есть некоторые отличия от других популярных решений звуковых систем.

  1. Широкополосная коаксиальная акустическая система направляет звуковые колебания по одной прямой, оси динамиков. Компонентная акустика, работая с разных точек, создает звучание в объеме.
  2. Коаксиальный динамик чаще всего без проблем устанавливается в заранее созданные производителем автомобиля штатные места. Для хорошего звучания сложной компонентной акустики владелец должен самостоятельно создавать подиумы из фанеры и искать для них удобные места установки.
  3. Коаксиальные колонки не требуют подбора внешних кроссоверов. Они могут подключаться непосредственно к выходу усилителя магнитолы. Для компонентой акустики выбор параметров фильтра частот обязателен. Рекомендуется также подбирать специальный усилитель с раздельной регулировкой.

Такое тезисное описание отличий, которые имеет компонентная автоакустика, дает понимание, что система должна настраиваться и иметь точно подобранный набор компонентов. На практике это означает, что при покупке дорогого комплекта оборудования, после подключения его напрямую к магнитоле, невозможно получить качественный звук. И напротив, дешевый бюджетный комплект, правильно позиционированный и настроенный, звучит замечательно.

Характеристики

В состав компонентой системы всегда входят:

  • пара твиттеров-пищалок, воспроизводящих высокие частоты;
  • пара мидбасов. Они воспроизводят достаточно широкий диапазон частот, захватывая средние и низкие (50-3500 Гц). Для этой цели может использоваться коаксиальный динамик;
  • двухполосная система, включающая перечисленные динамики, дополняется парой двухканальных кроссоверов пассивного типа;
  • в трехполосной коаксиальной акустике есть добавляется еще два динамика. Это так называемые мидренжи. Каждая колонка воспроизводит звук на частотах 150-1000 Гц;
  • для трехполосной системы используются соответствующие кроссоверы на трех раздельных полосах частот.

Габариты отдельных динамиков могут различаться у разных производителей. Поэтому рекомендуется предварительно тщательно изучать параметры предлагаемых комплектов перед покупкой. Это позволит правильно оценить объем предстоящих работ по созданию посадочных мест, подиумов. Или покажет, что отдельные компоненты могут быть вмонтированы на штатные позиции в корпусе машины.

Рейтинг

На основе отзывов потребителей и статистики объемов продаж был составлен рейтинг лучших вариантов комплектной акустики для автомобиля. В него вошли устройства, предлагающие оптимальный баланс цены и качества. Они обеспечивают хороший звук и предлагают удобные варианты установки.


  • качество сборки, материалов
  • хорошо звучат от штатной магнитолы
  • достаточная выходная мощность
  • в некоторые авто динамики устанавливаются в штатные места

  • насыщенные средние частоты
  • нет проводов в комплекте
  • резкий, рубленый звук высоких частот

За свои деньги комплект играет очень хорошо. Пользователи особо отмечают универсальность. JBL CS760C создает аутентичную звуковую картину при прослушивании любых жанров музыки. Рекомендуется подключение к усилителю.


  • живое звучание
  • ровный тембральный баланс
  • нет перегрузки на басовых композициях
  • устанавливается в штатные места
  • нужны дополнительные работы по шумоизоляции кузова (вибрации)
  • долго прогреваются

Данный комплект, рассчитанный на 100 Вт номинальной мощности, отлично играет даже при подключении к штатной магнитоле. Особых недостатков, кроме длительного периода «прогрева», пользователями не отмечается. Главное преимущество: возможность установки динамиков в штатные места кузова.


  • отличный звук
  • ровный насыщенный бас
  • нет перегруженности отдельных частот
  • требуется доработка твиттеров-пищалок
  • кроссоверы без аттенюатора
  • требуется надежная установка, проклейка шумоизолятора

Данная компонентная акустика воспроизводит очень широкий диапазон частот. Ее мощности достаточно для любого авто — некоторые пользователи отмечают дрожание зеркала заднего вида. Особо стоит отметить, что система требует тонкой настройки, как поворотом динамиков, так и доработкой твиттеров. Рекомендуется подключение к усилителю.

Владельцы современных автомобилей с большим трепетом подходят к выбору акустических систем. Естественно, практически во всех машинах уже есть штатная система и обывателей она в целом устраивает. Однако среди автолюбителей есть настоящие ценители качественного, настоящего звука. Поэтому все чаще музыка в машине модернизируется. При этом возникает вопрос, что выбрать. На рынке доступна компонентная акустика и коаксиальная. И если последние системы подойдут для большинства, настоящим меломанам этого маловато.

Компонентная система: характеристика

Компонентная акустика - это комплект из нескольких динамиков, рассчитанных на воспроизведение аудио-частот в определенных частотных диапазонах.

С помощью установки двух-трех и более таких акустических систем, можно охватить все частоты.

Для чего нужна компонентная аудиосистема?

Благодаря динамикам, рассчитанным на различные частотные диапазоны, автомобильная аудиосистема получает огромную гибкость в регулировке и настройке, если сравнивать с акустикой коаксиального типа. С помощью дополнительного оборудования (а это различные электронные процессорные системы, кроссоверы, усилители), каждый динамик компонентной системы можно заставить воспроизводить конкретный интервал частот.

Также можно регулировать отдельную громкость. В результате таких манипуляций удается получить правильную звуковую сцену. З-компонентная акустика при правильной настройке дает очень реалистичный эффект присутствия. Звук сопоставим с дорогими домашними кинотеатрами. Меняя размещение динамиков и их направление, можно настраивать визуализацию звука. 3-компонентная акустика позволяет расширять звук, удалять на определенных частотах, либо приближать его. Это большой плюс.

Динамики для компонентных акустических систем

В то время как в коаксиальной акустической системе для автомобиля в одном динамике могут воспроизводиться две-три полосы, то компонентная акустика требует для каждого частотного диапазона использовать отдельный элемент.

В систему входят несколько составляющих:

  • Твиттеры - предназначены для воспроизведения высоких частот. В народе их называют не иначе, как «пищалками». Они используются для озвучивания диапазона звуков от 1 кГц и более.
  • Мидренжи - это среднечастотные акустические системы. Их задача - воспроизведение звукового диапазона на частотах от 150 Гц и до 3 кГц.
  • Мидбассы - динамики, предназначенные для воспроизведения средних и низких частот. Рабочий диапазон составляет от 60 Гц до 3 кГц.

Покупать и собирать компонентную акустическую систему можно, как по отдельности, так и в виде готовых комплектов от одного бренда. Сборка аудиосистемы из отдельных компонентов позволяет подбирать звук под необходимые нужды, в то время как комплект имеет неизменные характеристики. Также в составе системы обязательно должны быть два устройства. Это могут быть частотные делители либо кроссоверы.

Они должны разделять звуковой поток на отдельные диапазоны и подавать эти сигналы на конкретные динамики. Если говорить проще, то благодаря кроссоверам, устройство будет озвучивать только строго те частоты, для которых оно и предназначено. Если применяется 2-компонентная акустика, тогда деление будет выглядеть следующим образом. Динамик, отвечающий за СЧ/НЧ, будет работать в пределах 60-4000 Гц. Высокочастотный элемент - 4000-20000 Гц. Если это 3-компонентная акустика, то здесь будет динамик для средних частот, который берет у СЧ/НЧ диапазон с 1000 до 4000 Гц. Конечно, эти варианты деления довольно абстрактны, так как каждый кроссовер работает так, как задумал производитель.

Характеристики

У любой компонентной аудиосистемы есть целый ряд особенностей и специальных характеристик. На это следует обращать внимание в процессе выбора и перед покупкой. Например, одна из важных характеристик - это размер, а точнее диаметр. Данный параметр очень важен для большого динамика в системе. Это СЧ/НЧ элемент, который монтируется в автомобильных дверях. Здесь изготовители зачастую стараются ориентироваться на размеры штатных мест для акустики на большинстве автомобилей. Наиболее широко в продаже представлены следующие акустические системы. Это 10 см, компонентная акустика 13 см, 15 и 16 см. Именно такие диаметры имеют практически все современные компоненты авто-акустики. В этом случае совсем необязательно подбирать размер динамиков под существующие места в автомобиле для их установки.

При выборе также важен такой параметр, как чувствительность. Данный параметр акустической системы - это отношение давления звука к мощности, которая подводится к динамику. Это техническое понятие, в котором отражено КПД акустической системы. Чувствительность выражается в том, что при одной и той же подводимой мощности компонентная акустика (16 см в том числе), чувствительность которой значительно выше, выдаст более сильное звуковое давление, то есть, будет громче звучать.

Для многих любителей звука важен такой параметр, как мощность. Компании-производители на упаковке к продукции часто указывают не те мощностные характеристики, которую выдает компонентная акустика. На коробке пишут параметр, который способна выдержать катушка на динамике - это та самая подводимая мощность. Делать какие-либо оценки об акустической системе и ее мощности на основе этих цифр не следует. Поэтому необходимо всегда искать показатели номинальной мощности. Практически вся компонентная автомобильная акустика, представленная на рынке, имеет мощность в пределах 60-120 Вт. Выбор же зависит от множества факторов.

Плюсы и минусы компонентных акустических систем

Основное преимущество таких систем - возможность использовать все преимущества, которые дает разнесенная установка. Если коаксиальные динамики монтируются в нижней части двери и все излучаемые ими частоты идут в ноги, то в случае с компонентными акустическими системами у автовладельца есть отличная возможность устанавливать элементы там, где они должна быть. Например, основные динамики снизу, а твиттеры - сверху.

Для того чтобы частоты могли разделяться, в компонентных акустических системах применяются кроссоверы, в то время как в коаксиальных - только конденсаторы. Последний может срезать лишь нижнюю границу высокочастотного динамика. Кроссовер может работать с более чем двумя границами частот для каждой отдельной акустической системы. Это явный и неоспоримый плюс.

Также в качестве достоинства таких систем можно назвать широкие возможности настройки. Для этого необходимо головное устройство на базе процессора или же внешний процессор. Что до недостатков, то их два. Это цена и сложности установки. Стоимость - важный параметр для большинства автовладельцев. Если выбирается 2-компонентная акустика или коаксиальная система, то в большинстве случаев будет приобретена именно коаксиальная акустика.

Она более бюджетная. Очень жаль, что из-за желания экономии (а это часто - несколько десятков тысяч рублей), большинство автомобилистов получают совсем не тот звук, о котором они мечтали.

Лучший выбор

Morel Tempo 6

Это двухполюсная компонентная система с динамиками размером в 16 см. Производитель - израильский бренд Morel. Комплектация включает в себя два твиттера и два кроссовера. В качестве основной здесь - компонентная акустика 16 см с сеткой, а также монтажный комплект. Комплект качественно собран и изготовлен из хороших материалов. Звучание очень детальное на всех диапазонах частот. Стоимость комплекта начинается от 6330 рублей.

Focal Performance PS 165

Это если не самая лучшая компонентная акустика, то однозначно очень солидная, и при этом доступная. Она идеально подойдет для большинства автомобилей. При умеренных ценах данные АС имеют ряд преимуществ. Это потрясающее качество звучания, динамичный и насыщенный яркими красками звук. Система звучит весьма сбалансированно. Стоимость комплекта от 14 тысяч рублей. За такую цену, это самая лучшая компонентная акустика.

Компонентная акустика

Динамики среднего диапазона

Низкочастотные динамики

Сабвуферы

Коаксиальная акустика

Какой лучше выбрать?


Сегодня профессионалы выделяют два основных вида динамиков, которые могут использоваться для создания аудиосистемы вашего автомобиля. Наиболее распространенным типом является или широкополосные динамики. В каждом таком динамике содержится, по крайней мере, одна головка, которая позволяет воспроизводить широкий спектр звуковых частот. Большинство транспортных средств еще с завода поставляются с коаксиальной акустикой. составляет другую категорию. Эти динамики, каждый из которых имеет одну головку, предназначены для произведения высоких, средних или низких тонов.

Компонентная акустика

Диапазон человеческого слуха составляет от 20 до 20000Гц, и этот спектр разбивается на несколько различных категорий. Самые высокие частоты создаются с помощью высокочастотных динамиков, самые низкие - низкочастотными, а динамики средней частоты занимают нишу между указанными двумя категориями. Компонентные динамики, каждый из которых имеет одну головку и конус, вписываются в эти категории.

Высокочастотные динамики (твиттеры)

Это акустические системы, которые относятся к верхней границе аудиоспектра, охватывая диапазон от 2000 до 20000Гц. Много внимания отводится басам, но высококачественные также играют немаловажную роль в воссоздании акустического эффекта. Эти динамики были названы в честь писклявого чириканья птиц («tweet» - щебетать).

Динамики среднего диапазона

Средний диапазон звукового спектра состоит из звуков, в измерении от 300 до 5000Гц, так что в данном случае есть совпадения между среднечастотными и высокочастотными динамиками.

Низкочастотные динамики

Глубокий бас, который попадает в диапазон от 40 до 100Гц, обрабатывается низкочастотными динамиками. Стоит отметить, что между низкочастотными и среднечастотными динамиками можно провести определенные параллели, но последние не способны выдавать низкие гулкие басы, похожие на лай собаки, вследствие чего, такие НЧ-динамики и получили свое имя («woof» -гавканье). Также на рынке представлена специальная компонентная акустика, которая может предоставить возможность получить дополнительную точность в крайности звукового спектра.

Супертвиттеры, или ВЧ-динамики для супервысоких частот

Такие динамики иногда способны производить ультразвуковые частоты, которые находятся за пределами диапазона нормального человеческого слуха, и этот предел значительно выше, чем 2000Гц, где обычно функционируют обычные ВЧ-динамики. Это позволяет таким супертвиттерам производить высокочастотные звуки без каких-либо искажений.

Сабвуферы

Как и супертвиттеры, предназначены для обеспечения более высокого качества звука на одном полюсе звукового спектра. Сабвуферы любительского уровня, как правило, работают в диапазоне от 20 до 200Гц, а профессиональное звуковое оборудование может ограничиваться частотами ниже 80Гц.

Коаксиальная акустика

Широкополосная акустика содержит такие же типы головок, как и те, которые входят в состав компонентных моделей, но они объединены в одном корпусе, что позволяет экономить деньги и время. Такие динамики состоят из нескольких головок, что позволяет одному устройству произвести полный спектр звуков. Наиболее распространенная конфигурация - НЧ-динамик с твиттером, установленный в верхней части конструкции. Но на рынке сегодня представлены модели и трехполосные коаксиальные варианты, которые состоят из низкочастотных, среднечастотных и высокочастотных динамиков.

Коаксиальная автомобильная акустика впервые была представлена миру в 1970-х годах, и большинство автомобилей поставляется с завода с комплектом таких широкополосных устройств. Но, и кроме того, хватает предложений по коаксиальным динамикам и на рынке послепродажных устройств.

Какой лучше выбрать?

Компонентные и коаксиальные динамики имеют свои преимущества и недостатки, поэтому, нельзя однозначно ответить, какой вариант лучше. Определенно, сильной стороной каждого вида можно назвать:

  • Широкополосные динамики: дешевизна, универсальность под различные варианты установок, не требуют дополнительного использования кроссовера;
  • Компонентная акустика: отличное качество звука, изготавливается под конкретные пожелания клиента.
Компонентная акустика является лучшим выбором, если вы следите за качеством звука, но широкополосные динамики являются менее дорогими и проще в установке. В вопросе модернизации заводских устройств, широкополосные аналоги подбираются и меняются достаточно просто.

Но стоит отметить, что компонентные динамики обеспечивают гораздо больше возможностей для пользовательских предпочтений в настройке звука. В дополнение к лучшему качеству звука, стоит учесть, что каждый такой динамик может быть индивидуально расположен для создания идеальной звуковой среды для конкретного транспортного средства.


Уважаемые Клиенты, в связи с блокировкой некоторых почтовых сервисов в Украине, мы не можем получать корреспонденцию и отвечать вам на почтовые сервисы mail.ru и yandex.ru. В связи с этим, просим Вас писать с других адресов или обращаться по телефону.

Каждый автовладелец несчетное количество раз оказывается перед сложнейшим выбором: сэкономить на автоначинке или приобрести лучшее, пробив дыру в бюджете. Когда речь идет об автоакустике, коаксиальные и компонентные системы способны заставить долго балансировать, изучая преимущества и недостатки обеих и взвешивая предпочтения. Но серьезно подойти к выбору можно только тогда, когда именования — не набор букв, а о многом говорящие термины. Итак, коаксиальная и компонентная автоакустика: с чем их едят и что от них слышат.

Определение

Коаксиальная автомобильная акустическая система представляет собой единую конструкцию динамиков: на оси с низкочастотным расположены и высокочастотные. Бывают двухполосными и трехполосными, и разделение это осуществляется посредством встроенного в конструкцию кроссовера.

Компонентная акустическая система представляет собой разночастотные динамики, разнесенные отдельно.

Сравнение

Принципиальная разница между коаксиальной и компонентной акустикой состоит в расположении источника звука в пространстве салона автомобиля. Единая конструкция коаксиальных систем делает звук узконаправленным, поэтому такие динамики часто устанавливают как дополнение — в зону задних сидений, например, тогда как на переднем фронте действует компонентная система. Последняя источник звука разбрасывает по салону — своего рода суперсурраунд получаем на выходе, однако здесь есть подвох: каждый высокочастотный, низкочастотный и среднечастотный динамик воспроизводит звук из своей “точки”, так что акустическая картина весьма неоднородна. Однако объединение динамиков в коаксиале создает эффект смешения частот, от чего звук теряет чистоту. Для небольших автомобилей компонентная акустика не подходит, так как в ограниченном пространстве разницы с коаксиальной не будет.

Компонентная акустика Philips

Помимо разброса динамиков, чисто техническое отличие коаксиальной от компонентной системы кроется в кроссовере, выполняющем роль фильтра частот. В коаксиальных системах он встроенный (за исключением некоторых моделй hi-end сегмента), в компонентных — внешний.

Еще один ключевой момент в процессе сравнения коаксиальной и компонентной акустики — способ установки. То, что стоит в авто “с завода” — чаще всего акустической системой зовется с натяжкой. И коаксиальная, и компонентная система в салоне автомобиля — дело если не рук, то трат автовладельца. Для установки первой не требуются специальные знания и технологии, и делается это чаще всего самостоятельно. Компонентная система предполагает установку динамиков в соответствии с правильными акустическими зонами, оборудование полочек и применение шумоизоляции. Кроме того, многое зависит и от магнитолы: чем ниже уровень техники, тем бесполезнее возня с компонентными системами, которые просто не смогут дать качественный звук. Впрочем, если вы не заядлый меломан, и в дороге вас сопровождает немудреный шансон или дискотека 90-х, а то и радио — компонентная система будет лишней обузой, и разницы с коаксиальной, опять же, просто не ощутите.

Решающим фактором для многих автовладельцев может стать стоимость самой акустики, не говоря уже об оплате ее технического сопровождения. Эта категория сравнения доступна всем и арифметически проста: коаксиальные системы обычно дешевле компонентных. Исключение составляют разве что системы-трансформеры, превращающие компонентные в коаксиальные посредством специальных креплений.

Выводы сайт

  1. В коаксиальных системах разночастотные динамики объединены, в компонентной — автономны.
  2. Коаксиальные системы дают узконаправленный звук.
  3. Кроссовер (частотный фильтр) в коаксиальных системах встроенный, в компонентных — внешний.
  4. Компонентная система сложнее в установке и требует соблюдения ряда условий.
  5. Коаксиальная акустика дешевле компонентной.

Под автомобильной акустикой принято понимать систему динамиков с проводами и дополнительными устройствами, такими как фильтры и кроссоверы. Акустика установлена практически на любом автомобиле, который выходит с конвейера автозавода. Если подойти к этому вопросу немного абстрактно, то штатные акустические системы по уровню можно разделить на низкие, средние и высокие (как относительно качества выдаваемого звука, так и стоимости, которая включается в стоимость подобной комплектации). А так как возможности автовладельцев не всегда сопоставимы с теми суммами, которые автопроизводители просят за комплектации автомобилей, которые комплектуются качественными акустическими системами, то большинство приобретаемых автомобилей “снабжены” системами низкого уровня. И именно поэтому каждый второй автовладелец задумывается о замене штатной акустики, тем более что и штатные системы более высокого уровня иногда подвергаются доработкам (так как предела совершенству нет).

Если автовладелец приходит в специализированный магазин, либо оказывается в каталогах профильных интернет-магазинов, то на выбор ему будут представлены следующие типы автоакустики – коаксиальная, компонентная, штатная и отдельные компоненты. Коаксиальная акустика называется так потому, что её излучатели находятся на одной оси (от лат. co - совместно и axis - ось, то есть соосный). В такой акустике два или несколько динамиков собраны в одном корпусе. В компонентной акустике все динамики являются отдельными компонентами, с установкой каждого в требуемое место салона автомобиля. Штатная акустика предполагает полное соответствие штатным посадочным местам той или иной марки и модели автомобиля, что подразумевает наиболее простой монтаж (такая акустика может быть как коаксиальной, так и компонентной). Отдельные компоненты могут быть интересны автовладельцу в случае выхода из строя уже установленных, либо при построении индивидуальной акустической системы. В данной статье речь пойдет только о компонентной акустике, как наиболее востребованной у автовладельцев.

Установка компонентной акустики – компоненты и частотные границы

Как уже было сказано ранее, компонентная акустика – это комплект из нескольких отдельных динамиков. Выделяют 2-х компонентную и 3-х компонентную акустику. В 2-х компонентной акустике предполагается наличие четырех динамиков (по два для симметричной установки в салон автомобиля), в 3-х компонентной шести динамиков (по три для симметричной установки).

Здесь будет полезно рассмотреть, что это за динамики и для чего нужен каждый из них. Направленность любой акустической системы должна соответствовать слышимому человеческим ухом диапазону частот в 20-20.000 Гц. Этот диапазон разделяют на низкие, средние и высокие частоты. Не существует такого автомобильного динамика, который в состоянии полноценно отыграть весь этот частотный диапазон, поэтому и используется система динамиков, каждый из которых воспроизводит свой диапазон частот. То есть, в идеале, у нас должен быть низкочастотный динамик (НЧ-динамик), среднечастотный динамик (СЧ-динамик) и высокочастотный динамик (ВЧ-динамик). Но так как речь идет о салонной акустике, то НЧ-динамик из этой схемы выпадает, так как отсутствует возможность произвести его установку стандартными методами (за редким исключением относительно некоторых марок автомобилей). И именно поэтому, практически всегда, предполагается наличие так называемого НЧ/СЧ-динамика, который именуется как мидбас. То есть он затрагивает как нижние, так и средние частоты звукового спектра. Это один из динамиков как для 2-х, так и для 3-х компонентной акустики. Вторым стандартным компонентом является ВЧ-динамик (твитер или “пищалка”), который отвечает за воспроизведение высоких частот. Комплект из мидбаса и твитера и называют 2-х компонентной акустикой. Иногда в этот комплект добавляется и СЧ-динамик, который выделяет именно среднечастотный диапазон. И именно комплект из мидбаса, СЧ-динамика и твитера называют 3-х компонентной акустикой.

В составе любой компонентной акустики имеются два делителя частот (кроссовера), которые необходимы для разделения звукового потока на отдельные интервалы частот и подачи каждого из интервалов на конкретный динамик (чтобы каждый из динамиков производил именно тот частотный диапазон, который для него и предназначен, так как звуковой сигнал на всю акустику идет один). Общее деление по частотным интервалам для 2-х компонентной акустики можно представить следующим образом: мидбас – 60-4.000 Гц, твитер – 4.000-20.000 Гц. В 3-х компонентной акустике СЧ-динамик “забирает” у мидбаса интервал в 1.000-4.000 Гц. Данное деление несколько абстрактно, так как у каждого кроссовера срезы настроены таким образом, как посчитал нужным производитель.

Установка компонентной акустики - характеристики

У компонентной акустики имеется ряд характеристик и особенностей, на которые придется обратить внимание перед покупкой. К примеру, диаметр любой рассматриваемой системы. Данный диаметр всегда имеет отношение к самому большому динамику, то есть СЧ/НЧ-динамику, который устанавливается в дверь автомобиля. Здесь производители, по большей части, ориентируются на размер штатных посадочных мест большинства автомобилей, поэтому наибольший ассортимент представлен относительно следующих размеров: 10 см, 13 см, 16 см и 15 см (4, 5.25, 6.3 и 6.5 дюймов, соответственно). Именно по этим размерам представлен основной ассортимент компонентной автоакустики, хотя есть и некоторых разброс в обе стороны. В данном случае далеко не обязательно, что на замену автовладелец должен выбирать те динамики, которые соответствуют посадочному месту штатной акустики его автомобиля, но об этом будет рассказано позже. Также стоит отметить, что в компонентной акустике мидбас практически всегда имеет круглую форму.


При выборе акустики следует принимать во внимание такой показатель как чувствительность. Чувствительность акустики - это, по сути, отношение звукового давления акустики к подводимой электрической мощности. Чувствительность понятие техническое, отражающее коэффициент полезного действия (КПД) динамика. Выражается чувствительность в том, что при одной и той же подводимой мощности, динамик с большей чувствительностью создаст большее звуковое давление, то есть будет громче. Чувствительность зависит от многих параметров, таких как: масса, размер и материал диффузора, способ намотки катушки и др.

Вопрос о мощности компонентной акустики интересует многих автовладельцев. Производители на упаковках своей продукции пишут не излучаемую мощность, а ту, которую выдержит катушка динамика, то есть подводимую электрическую мощность. Судить об излучаемой мощности по этим данным нельзя, поэтому в характеристиках всегда необходимо искать номинальную мощность. Именно на последнюю и стоит рассчитывать при установке. Основной ассортимент компонентной акустики рассчитан на мощность в пределах 60-120 Вт. Выбор же в этом диапазоне будет зависеть от множества индивидуальных факторов.

Установка компонентной акустики – преимущества и недостатки

Основное и главное преимущество компонентной акустики – возможность разнесенной установки динамиков. Если коаксиальный динамик устанавливается в нижнюю часть двери автомобиля и весь частотный диапазон идет “в ноги” слушателю, то в случае компонентной акустики появляется возможность установить каждый динамик именно туда, где ему и место. Под “туда” понимается такое расположение, когда отдельные частотные диапазоны доходят до слушателя таким образом, что бы они воспринимались наиболее полно и четко.

Для разделения частот в компонентной акустике используются кроссоверы, в то время как в компонентной конденсаторы (практически всегда). Последний срезает только нижнюю границу ВЧ-динамика, в то время как кроссовер “работает” с обеими границами диапазонов каждого отдельного динамика. Это неоспоримое преимущество компонентной акустики.

Также в качестве преимущества компонентной акустики можно назвать возможность ее настройки. Для этого потребуется либо процессорное головное устройство, либо установка внешнего процессора. Подобный подход – заведомо недешевое удовольствие, но дающее огромное количество возможностей любителям качественного автозвука. Это и настройка частотных срезов, и временные задержки, и качественный эквалайзер. К слову, последний позволяет “работать” с большой частотной разбивкой с возможностью “задирать” или “проваливать” необходимые интервалы.

Стандартных недостатков у компонентной акустики два – стоимость и сложность монтажа. Стоимость является очень важным параметром для множества автовладельцев, поэтому при сопоставлении вариантов “компонентная или коаксиальная” очень часто выбор останавливается на последней, как более бюджетной. И в целом, стартовые ценовые границы у коаксиальной акустики ниже. Стоимость установки компонентной акустики также выше, чем коаксиальной, так как необходим монтаж большего числа компонентов. К сожалению, именно из-за желания сэкономить несколько тысяч рублей (а разница в стоимости далеко не всегда очень заметная) многие автовладельцы получают совсем не то звучание, которое хотелось иметь в автомобиле.

При построении автомобильной акустической системы звуковую сцену, как правило, ориентируют на переднюю часть автомобиля. Создать качественную звуковую сцену может компонентная акустика, поэтому именно ее рекомендуется устанавливать в качестве фронтальной (в переднюю часть автомобиля). То есть если автовладелец делает некий упор на качество звучания, то стоит исходить именно из этих соображений. Тыловую акустику можно вообще не трогать, либо поменять ее на коаксиальную, которая будет выступать в качестве “подзвучки” для фронтальной.

Многие автовладельцы интересуются возможностью установки компонентной акустики и в заднюю часть автомобиля. Здесь автовладелец исходит из размышлений – почему бы и задним пассажирам не создать качественную звуковую сцену? Но в рамках пространства салона автомобиля практически невозможно создать две качественных сцены (для передних и задних пассажиров), чтобы они не мешали друг другу. Этим “страдают” и некоторые автопроизводители, которые хотят “удивить” покупателя большим количеством динамиков в салоне. В итоге тыловая сцена портит фронтальную, и получается, как в известной поговорке про “двух зайцев”. Поэтому здесь можно ответить просто – не рекомендуется.

Но выбирая комплект компонентной акустики, автовладелец часто задается и другим вопросом – зачем устанавливать 2-х компонентную, если можно установить 3-х компонентную? Больше разнесенных динамиков, каждый из которых проигрывает свой частотный диапазон – лучше звук? В теории – да. На практике, практически всегда – нет. А дело здесь в том, что 3-х компонентная акустика ОЧЕНЬ требовательна к месту установки и настройке. А это очень дорого (изготовление подиумов, процессорная система). Но даже при соблюдении всех рекомендаций, конечный вариант далеко не всегда может устроить автовладельца. Даже в нашей практике не раз встречались случаи, когда автовладельцы собирали процессорные системы (в сотни тысяч рублей) на базе 3-х компонентной акустики, но позже меняли ее на 2-х компонентную. Но поэкспериментировать, конечно, можно.

Установка компонентной акустики – ассортимент

Выбор компонентной акустики огромен, и вряд ли у автовладельца возникнут проблемы с поиском необходимого комплекта в необходимой ценовой категории. Стоимость компонентных комплектов варьируется в очень широких пределах – от одной тысячи до нескольких сотен тысяч рублей. Конечно, комплекты в самых высоких ценовых категориях интересуют очень ограниченное число автовладельцем – кто хочет выстроить действительно качественную и индивидуальную акустическую систему, и готов на серьезные затраты. Чаще выбор покупателя ориентирован на низкую и среднюю ценовые категории, в которых и представлен основной ассортимент.

В любом профильном интернет-магазине посетитель может увидеть предложения от десятков производителей, среди которых много как известных, так и не очень. Хорошо известны в этом направлении такие бренды, как DLS, Focal, Hertz, JBL, Kicx, Morel и некоторые другие. Некоторые производители производят исключительно динамики, другие же специализируются на всем спектре автомобильного аудио оборудования. Ассортимент некоторых брендов содержит только бюджетные комплекты, другие же стараются охватить максимальное количество ценовых диапазонов. Такие производители, как Focal, Audison, Morel имеют в своих линейках высококачественные комплекты, которые могут быть интересны настоящим фанатам автозвука.


Стоимость конкретного комплекта зависит от множества параметров – известности бренда, технических характеристик, качества материалов (из которых изготавливаются компоненты), класса акустики. Кроме того каждый бренд имеет свои индивидуальные особенности звучания, что очень актуально при построении качественной акустической системы в соответствии с предпочтениями автовладельца. Именно поэтому желательно обращаться к помощи специалистов профильных установочных центров, которые не только подберут требуемое оборудование, но и произведут его качественную установку.

Установка компонентной акустики – особенности и нюансы

Вопросов при установке компонентной акустики может возникнуть несколько, причем относительно каждого компонента нашей компонентной системы. Даже если мидбасовый динамик имеет идентичные штатным размерам по креплению, то его глубина может мешать механизму стеклоподъемника. Если же этот динамик имеет другие размеры, то его монтаж и вовсе может быть невозможен. В обоих случаях ситуацию могут исправить проставочные (монтажные) кольца, которые крепятся к металлу двери, а уже на них закрепляется динамик. Но может возникнуть ситуация, когда закрепить кольцо под требуемый размер динамика невозможно, либо динамик отодвигается настолько, что невозможно обратно поставить обшивку двери. В этом случае может потребоваться доработка посадочного места или обшивки двери. Но автовладельцам также доступна и услуга по изготовлению подиумов для установки динамиков, которые могут изготавливаться на базе имеющихся элементов, либо полностью индивидуально. Стоит отметить, что вариант с изготовлением значительно расширяет возможности автовладельца, причем не только относительно звучания, но и визуализации установки.

Если к установке рассматривается 2-х компонентная акустика, то может возникнуть вопрос и со вторым компонентом – твитером. Если в штатной системе предусмотрено место по ВЧ-динамик, то новый динамик можно разместить именно в этом месте. Если подобного места не предусмотрено, то выйти из положения можно размещением твитера на обшивку двери или стойку автомобиля.

Если же к установке рассматривается 3-х компонентная акустика, то придется искать место и под СЧ-динамик. Практически наверняка штатного места под этот динамик не будет, поэтому снова придется прибегать к нестандартным решениям. Здесь снова может быть рассмотрен вариант с изготовлением подиумов, причем один подиум может быть изготовлен и для СЧ-динамика, и для твитера. Как правило, подобный подиум изготавливается с установкой на стойку лобового стекла автомобиля. Конечно, подиумы – это дополнительные затраты, которые заметно выше стоимости стандартной установки динамиков, но здесь все зависит от пожеланий и возможностей автовладельца.

Очень часто при установке компонентной акустики рекомендуется шумоизоляция дверей автомобиля (куда производится установка мидбасов). Подобные работы могут быть выполнены с нанесением одного, двух и трех слоев материала. Это позволит создать более герметичный объем для мидбасовых динамиков, максимально убрав влияние внешних факторов. Шумоизоляция дверей практически необходима в случае установки качественной и мощной акустики.


Но также не стоит забывать, что салонная акустика – это далеко не единственный компонент аудио системы автомобиля. Качественную и мощную акустику рекомендуется подключать к внешнему усилителю мощности, что позволит добиться от динамиков максимальной отдачи (при наличии качественной шумоизоляции). Если же автовладельцу необходим качественный бас, то без установки сабвуфера вряд ли удастся обойтись. Да и не стоит списывать со счетов головное устройство, звуковые характеристики которого непосредственно влияют на качество воспроизводимого динамиками звука.

Где производить установку компонентной акустики – решать автовладельцу. Огромное количество установочных центров предоставляют подобные услуги. И если дело касается простой замены штатных компонентов, то каких-то вопросов возникнуть не должно. Если же целью ставится достижение действительно качественного звука, то потребуется максимально ответственно подойти к выбору оборудования и вариантам его установки, что под силу далеко не всем.