Виды кейс технологий в образовании. Кейс – метод как педагогическая технология

13.07.2019

Можно рассматривать источником стабильного и прогрессивного социального развития. Всё чаще можно услышать о новых целях и задачах образования, которые ориентированы на подготовку специалистов в совершенно разных областях, способных независимо и эффективно вести деятельность в условиях постоянно меняющихся тенденций и быстрого ритма жизни. Исходя из этого, изменения касаются и образовательной практики, а также выдвигаются всё новые требования к технологиям в области образования.

И на сегодняшний день любая образовательная технология должна соответствовать ряду параметров:

  • Во-первых, она должна позволять студентам и учащимся
  • Во-вторых, она должна мотивировать студентов и учащихся к различным видам деятельности
  • В-третьих, она должна подразумевать работу с разными источниками информации, учитывая то, что информация сегодня и сама по себе является средством организации деятельности, а не целью обучения, как было раньше
  • В-четвёртых, она должна допускать организацию взаимодействия групп
  • В-пятых, она должна предполагать познавательную деятельность в нескольких областях
  • И, наконец, она должна представлять собой технологию контекстного обучения, которая позволит решать большое количество профессиональных задач

И всем представленным требованиям в наибольшей степени соответствует метод кейсов в учебном процессе.

Метод кейсов

Метод кейсов или кейс-метод представляет собой один из методов решения сложных проблем, которые не имеют чёткой структуры и предполагают применение студентами своего творческого потенциала и . Для него характерно наличие актуальной проблемы или ситуации, действующих лиц, драматической составляющей и необходимости совершать выбор. Наряду с этим, в кейс-методе участвуют субъекты, столкнувшиеся с конкретной проблемой или ситуацией в реальной жизни.

Кейсы, загадки, игры, головоломки и тесты для всестороннего развития своих навыков доступны по . Жмите на ссылку, чтобы узнать больше

Метод кейсов также может иметь несколько источников (видов информационной базы):

  • Социальная жизнь со всем обилием трудностей и достоверных фактов
  • Образование, определяющее задачи, цели и методы обучения
  • Наука, задающая методологические основы и обеспечивающая разнообразие методик
  • Литература художественной и публицистической направленности, из которой можно почерпнуть идеи и построить сценарий самого кейса
  • Статистические и другие данные

Всё это делает метод кейсов очень эффективным и удобным в применении. Как же его применять?

Особенности метода кейсов

Чаще всего кейс-метод осуществляется в аудитории, несмотря на то, что начальный, т.е. подготовительный этап состоит из самостоятельной работы и преподавателей и учащихся вне аудитории.

Подготовительный этап

Задача преподавателя на этом этапе состоит в том, чтобы произвести соответствующую подготовку, что означает:

  • Выявление фактов и определение характера взаимоотношений участников в процессе применения метода – в ходе реализации проблемы кейса
  • Моделирование ситуации, её начала, развития и завершения
  • Определение вопросов, аргументов и контраргументов, которые могут появиться у участников (вопросы должны служить указателями для учащихся в движении в верном направлении)
  • Составления домашнего задания
  • Разработка системы оценок решения кейса

Студенты на подготовительном этапе изучают предоставленный преподавателем текст ситуации (кейса) и выполняют необходимые задания, которые к нему относятся.

Реализация кейса

Само название метода говорит о том, что для разбора будет представлена какая-то ситуация. Нередко кейсом может являться какое-либо художественное или публицистическое произведение, где присутствуют все необходимые элементы: действующие лица со всеми характеристиками, включая внутренний мир, переживания, мысли, мотивы и т.д. Может предлагаться и описание ближайшего окружения основных персонажей, а также взаимоотношений между ними.

Интересно то, что контекст кейса (деятельный, эмоциональный, социальный, психологический) может сбивать участников кейса с толку, чтобы они не могли изначально уловить даже намёки на поставленную проблему. В ряде случаев контекст кейса включает в себя очертания отвлекающих и ложных проблем. Исходя из этого, результат работы по кейсу завит от того, насколько качественно и грамотно будут устранены отвлекающие моменты.

Диагностика ситуации

С целью анализа ситуации метод кейсов включает в себя и этап диагностики ситуаций, который состоит из трёх частей:

  • Первая часть – описывается реальное состояние объекта с учётом конкретных параметров
  • Вторая часть – определяется должное быть состояние объекта с учётом конкретных параметров
  • Третья часть – сравниваются реальное и должное быть состояние объекта

В том случае, если различий не найдено, то практическая деятельность с объектом может быть продолжена. Если же различия удаётся зафиксировать, то определяется тип этих различий и разрабатываются возможные способы их устранения.

Выработка альтернатив

Выработка альтернатив является ещё одним этапом диагностики ситуации. Он направлен на поиск альтернатив, при помощи которых проблемная ситуация может быть разрешена. Но данный этап можно считать качественно новой фазой диагностики.

Основная задача состоит в том, чтобы определить все варианты, посредством которых проблема может быть решена. Результатом должна стать выработка нескольких вариантов, детальный разбор которых задаст темп дальнейшей работе.

Одновременно с развитием познавательной деятельности учащихся в процессе обсуждения кейса, преподаватель может решать и ряд других задач, например:

  • в группе
  • Создавать в аудитории атмосферу, способствующую высказыванию и защите учащимися своих позиций
  • Производить оценку уровня знаний учащихся и их точек зрения по различным вопросам
  • Стимулировать умственную работу учащихся
  • Поддерживать энтузиазм учащихся по поводу разных учебных тем
  • Анализировать выполнение учащимися рабочих заданий и упражнений
  • Проверять усвоенный учащимися материал на практике
  • Формировать у учащихся креативное отношение к изучаемому материалу и

Обсуждение выводов

Этот этап считается завершающим. Во время него преподаватель обсуждает с учащимися выявленные ими в ходе кейса проблемы. В большинстве случаев, в самом начале дискуссии определяется её цель и предполагаемые результаты, а также задаётся конкретное для беседы время.

В процессе дискуссии очень важно, чтобы мог высказаться каждый участник, но при этом его позиция должна быть аргументирована и уточнена. Также подразумевается и активизация тех участников, которые занимают в обсуждении пассивную позицию, и сдерживание наиболее активных.

Не менее важно учитывать эмоциональный и проблемный аспекты. Эмоциональный аспект подразумевает управление эмоциональными состояниями учащихся, а проблемный – вычленение наиболее важных вопросов и участников именно на них.

Следует отметить, что завершающий этап меньше поддаётся контролю, чем начальный, ведь необходимо «сбавить обороты» обсуждения, что может оказаться нелегко. А форма завершения всего мероприятия, которая иногда зависит от хода дискуссии, должна соответствовать поставленным на начальном этапе целям. Причём не следует завершать занятие только одним способом, т.к. это может снизить интерес участников.

В качестве завершения можно использовать такие варианты:

  • Представить краткое резюме, основанное на выводах, сделанных в течение занятия
  • Задать дополнительные вопросы, которые в процессе не были затронуты
  • Предоставить новые данные (если диагностика кейса не позволила решить проблему, модно предложить дополнительные данные на тему дальнейшего развития событий, реализованных в кейсе)
  • Позволить учащимся подвести итоги (резюме могут быть как индивидуальными, так и групповыми, их подача может быть устной или письменной, а озвучены они могут быть либо в конце текущего занятия, либо в начале следующего)

Опыт, полученный в процессе применения метода кейсов различными организациями, преподавателями и другими людьми, чья деятельность связана с обучением, показал, что кейс-метод многократно повышает результативность образовательного процесса, т.к. позволяет моделировать будущую деятельность участников кейса и формировать положительную мотивацию к освоению материала и получению новой информации в дальнейшем.

Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей //

Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.

КЕЙС-МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию учащихся, учителя и учащихся в процессе обучения. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущую профессиональную деятельность. Среди наиболее значимых для современной школы является Кейс-метод.

Кейс-стади (case - stady ) как педагогическая технология

Кейс (с англ. - случай, ситуация) - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, «частного случая». Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай). Представленный для анализа случай должен желательно отражать реальную жизненную ситуацию. Во-вторых, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. В третьих, требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем. В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге учащиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений.

Даннная педтехнология в корне интерактивна, так как изначально вводит обучаемых в процесс субъект-субъектных отношений «по горизонтали», дает возможность учащимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями со-товарищей, так и право каждого на собственное мнение. Однако, самое важное то, что данный подход направлен за пределы учебного пространства, выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию. Здесь, как и в истинных инновационных технологиях, учебные знания и учебный процесс в целом не самоцель, а инструмент для включения ученика компетентностное обучение.

Кейс-технология для учителя достаточно проблематична. Во-первых, она заставляет глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но и вникнуть в особую философию мышления и деятельности. Здесь центральное место будет занимать процесс развития умений в использовании, а затем и разработке проблемно-аналитических кейсов сначала самим учителем, а затем и его учениками.

Краткий экскурс в историю кейс-стади

Технология кейс-стади в образовании был разработан в 1920-х годах в обучении менеджменту в Гарвардской бизнес-школе. Термин «ситуация» до того широко применялся в правоведении, однако в Гарварде преподаватели после лекции давали студентам для обсуждения конкретную жизненную ситацию из сферы бизнеса или управления, содержавшую проблему, и далее шло оживленное обсуждение и нахождение решения самими студентами. Важное место занимало коллективное обсуждение студентами найденных вариантов решения проблемы.

В мировой образовательной практике кейс-стади широко распространился в 1970-1980-х годах. О степени значимости его в современном образовании говорят следующие данные: В среднем разбору типовых ситуаций в западных вузах посвящается 35-40% учебного времени. В школе бизнеса Чикагского университета на долю кейсов приходится 25% времени, в бизнес-школе Колумбийского университета - 30%, а в знаменитом Уортоне - 40%. Лидирует же по количеству часов, отводимых занятиям по этому методу, «первооткрыватель» ее - Гарвард. Рядовой студент за время учебы разбирает до 700 кейсов.

В отдельных вузах СССР ситуационный анализ использовался передовыми преподавателями на экономических факультетах Элементы метода анализа ситуаций применялись часто в сочетании с игровыми и дискуссионными методами.

Истинный интерес к технологии кейс-стади пришел к нам в 1990-х годах. Связано это с процессами разгосударствления экономики, коренному изменению требований к умениям специалистов во всех сферах экономики и общества. Новые задачи социально-экономичсеской рыночной ситуации «подняли на щит» компетентностный подход, оценку специалиста, обладающего умениями реализовать теоретические знания в условиях риска, неопределенности решений, взятия ответственности, анлиза многоуровневых причинно-следственных связей. Во всех сферах становится востребованным специалист, умеющий работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям, умеющий критично и оперативно и аналитично работать с огромными объемами информации различных видов.

Кейс-технология не ограничивается только учебным процессом, но и становится методом научного исследования. Так автор этих строк глубоко благодарен коллегам из Томска за обучение в системе вузовского повышения квалификации на основе материалов исследовательских кейсов профессора Г.Н. Прозументовой «Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади».

Кейс-стади в вузовском и школьном образовании

В условиях школьного обучения возможны следующие варианты использования кейс-стади. При организации открытой дискуссии по материалу проблемного кейса основными факторами являются умения и навыки учащихся, умения учителя в организации дискуссий. Задавая вопросы, учитель обращает внимание учеников на конкретную информацию в тексте кейса, инициирует их ответы. Во время дискуссии учитель контролирует ее направление, добиваясь участия каждого ученика; он может и завершить дискуссию анализом найденного учениками решения.

В ходе группового опроса учащиеся выделяют проблему кейс-текста, оценивают ситуацию, дают анализ события или процесса, представляют свои решения. Метод развивает у учеников коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли.

В последнее время кейс-технологию используетсяпри проверке результатов обучения . Учащиеся получают индивидуальный кейс перед зачетом (экзаменом), анализируют его и представляют проверяющему отчет с ответами на поставленные вопросы.

Основными понятиями, используемыми в кейс-технологии, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации». Термин «ситуация» может пониматься как состояние, событие, действие, поворотный момент для принятия решения, набор определенных взаимосвязанных фактов, которое содержит в себе противоречие(я), необходимость оценки(ок) или способов выхода на новый уровень. Ситуация желательно должна быть представлена в динамике изменения (было-есть-будет). Однако объективные или субъективные причины (комплекс факторов) влияют на ситуацию в ее неопределенности. Отсюда, необходимо на основе анализа найти адекватные ситуативные решения, если это связано с управленческим решением в бизнесе (на занятиях по экономике). Если это кейс с правовой ситуацией, то проанализировав преступление и все прямые или косвенные данные и обстоятельства, принять верное юридическое решение. Если ситуация связана с той или иной учебной дисциплиной, то полная информационная картина события или проблемной ситуации должна дать толчок к превращению школьных знаний действие в постшкольной профессиональной области.

Работа над кейсом как ситуационным текстом начинается с выделению отдельных содержательных элементов, поиска сути проблемы, противоречий, их причин и возможных негативных последствий. Отработка умений системного, корреляционного, факторного, статистического и другие виды анализа позволяет выйти на собственные выводы и решения из проблемной ситуации.

При проведении учебного занятия на основе кейса, можно применять дополнительные варианты работы учащихся. В младших классах ученики могут смоделировать и проиграть поведение участников, описать перечень отдельных факторов, признаков, содержания элементов противоречий, мотивационных установок действий субъектов данного события. В старших классах – организовать дискуссию, «мозговой штурм», научный спор, подготовиться и провести дебаты по ключевым, но расходящимся решениям.

При подготовке к уроку, учитель исходит из степени целесообразности использования кейс-технологии, так и целеполагания при формировании компетентностей. Если вспомнить уровни целеполагания по Б.С. Блуму, то напомним, следующие: знание-понимание-применение-анализ-синтез-оценка.

На уровне формирования знаний и понимания основная работа идет на основе лекции, рассказа, беседы учителя, интерактивной работы с информацией и пр. Однако и здесь мы можем применить информационный кейс-текст с включением употребляемых терминов и понятий, формул и правил как на уроке, так и для самостоятельной работы учащихся.

На этапе применения возможны множественные варианты описания реальных жизненных, предметно-профессиональных и иных аналогичных ситуаций, в которых необходимо на основе раннее полученных знаний решить конкретную проблему.

Уровень анализа и синтеза наиболее применим к включению в обучение ситуативных проблемно-исследовательских кейсов. В центре данных ситуаций могут быть экологические, природно-климатические, социально-экономические, исторические, технико-технологические и иные проблемы. При изучении общественных дисциплин можно применять кейсы биографического, историко-событийного, социологического, политологического характера. В качестве примера мы предлагаем вариант изучения социально-политической истории середины и второй половины XVIвека на основе кейса «ИванIVГрозный». Технология работы предполагает анализ, обсуждение по предложенным вопросам и выводы учащихся. Кейс представлен в виде набора документальных источников, характеризующих динамику религиозно-ментальных и политических взглядов ИванаIV.

Освоение учеником компетентностй высшего уровня целеполагания полностью согласовано с логикой аналитической работы над сложными кейсами в оценивании построения как текста, так и самой ситуации, выявления причинно-следственных связей, вариантов решения проблемы, адекватных выводов. Ученик здесь дает оценку итогу собственного исследования и решений коллег и оппонентов на основе разработанных оценочных критериев. Важное место занимают учебные кейсы с выраженными воспитательными задачами с анализом нравственно-этических, морально-правовых, общественно-политических и иных ситуаций. Обсуждение, анализ и нахождение путей и способов решения проблем важно для включения ученика в активную позицию соучастника общественной жизни страны в период учебы.

Таким образом, кейс-технология не самоцель в работе учителя, а адекватный инструмент формирования компетентностей, выходящих за пределы учебного пространства.

1. Практические кейсы. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай. Это исторический источник, реальный документ, статистика в динамике данных, даже вещественный артефакт или комплекс приведенных источников-компонентов кейса. Это кейс моделирования реального события в истории, экологического состояния локальной территории, или кейс моделирования технико-технологической проблемы, которую надо решить. Целью данного кейса является отработка навыков преломления учебных, предметных знаний и умений в постобразовательное, профессионально-деятельностное пространство реальной жизни.

2. Обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение. Однако, степень реальности более сводится к типичным учебным ситуациям, в которых отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений. В данных процессах важна отработка навыков синтеза, объединения частных случаев в типичные, закономерные с выделением общих признаковых элементов, причин и факторов, возможных последствий.

3. Научно-исследовательские кейсы ориентированны на включение ученика в исследовательскую деятельность. Например, на основе изучения всей доступной информации и работ ряда авторов, реконструкция события, ситуации в комплексе, разработка тематического проекта локального, регионального типа и пр. Можно привести пример включения учащихся в программы создания кейсов по отдельным этапам хронологии «Человек в событиях ХХ века на материалах устной истории», «История повседневности в локальной истории края». В состав кейсов данного типа могут входить тексты ученых, работавших по данной исследовательской проблеме раннее, но использовавших иные подходы, источники или методы исследования.

При разработке текста кейса для своего урока учитель, на наш взгляд, может использовать многочисленные текстовые материалы художественных произведений. Так на уроках по темам Великой Отечественной войны вполне приемлемы фрагменты из произведений писателей, участников войны ввиду максимальной их достоверности. Например, «Солдатские мемуары» К. Симонова, «Я погиб подо Ржевом» А. Твардовского, «У войны не женское лицо» С. Алексиевич или мемуары известных полководцев.

Это и публицистическая литература, произведения о великих ученых, статьи из газет и журналов, из новостных публикаций Интернета и пр. Важное место занимают кейсы на основе биографических материалов, особенно известных личностей своего края. При разработке кейсов по курсу школьной экономики учитель вправе использовать доступные источники о местных предприятиях, компаниях. На уроках права в качестве источников для кейс-ситуаций используются данные криминальных хроник местных средств массовой информации, в том числе и для создания видеокейсов.

В процессе подбора имеющихся или разработки кейса самим учителем, важно полностью переработать имеющийся текст. Во первых, выбрать оптимальный объем кейс-текста. Для учащихся 5-7 кл. – не более 0,5 - 1 страницы. Для учащихся старших классов вполне доступна работа с кейсами до 3-7 страниц текста, содержащими от 2 до 5 смысловых проблемных фрагментов. В состав кейса может быть включен небольшой вводный или дополняющий комментарий учителя. При подготовке текста кейса абсолютным требованием к нему становится удаление всего, что содержит анализ проблемы, объяснение причин события, принятых мер по решению проблемы, оценочных суждений (если не требуется анализа данных оценок), и, главное, открытое представление проблемы. На наш взгляд, проблема должна быт представлена косвенно, через набор фактов-трудностей, через перечисление действий субъектов события и т.д. Важной задачей кейс-технологии является выявление и анализ проблемной ситуации, что позволяет выстроить путь и способы ее решения. Кейс может быть дополнен приложением с дополнительной информацией или списком литературы для дополнительного изучения вопроса, ситуации, списком Интернет-ресурсов по теме.

Во всех методических рекомендациях по кейс-технологиям непременным требованием для работы с ними становятся вопросы или задания по тексту кейса. В качестве задания можно приложить самостоятельный сбор дополнительной информации самим учеником, задание по разработке компьютерной презентации или проекта.

Варианты организации работы с кейсом

Работа учителя и учащихся на уроке с применением кейс-технологии может быть многовариативна. Здесь мы не можем подробно проанализировать даже наиболее распространенные. Остановимся на нескольких вариантах.

Для создания проблемной ситуации кейс раздается учащимся перед лекцией, изучением учебного материала, изучением сквозной темы. Данный текст служит формированию проблемной ситуации, актуализации имеющихся знаний, их систематизации и определения точек мотивации на будущий учебный материал. Данный вариант тесно связан с методом «Знаю – хочу узнать – узнал новое».

Кейс может быть использован и для самостоятельного изучения темы. В данном варианте он должен быть максимально объемным, но и учитывать психолого-возрастные возможности учащихся. Это возможно при изучении компактного события, небольшой темы, истории научного открытия или закона. Вопросы должны быть как по содержанию кейса, так и текста учебного пособия. В данном варианте параграф учебника следует считать дополнительным материалом, наряду с иными источниками из книг или перечисленных учителем ресурсов Интернета.

Текст кейс-ситуации может быть роздан учащимся для сопоставления и анализа изучаемого вопроса, проблемы в интеграции с лекцией, рассказом учителя как в начале занятия, так и предварительно на дом.

Организация практической деятельности может быть и на отдельном уроке в малых группах или в парах, или индивидуально. Если работа строиться по методу КСО, то и задания могут быть в виде дискретных индивидуальных кейс-текстов.

В процессе работы учащиеся отрабатывают в группах содержание проблемной ситуации, причинно-следственные связи, выводы, ответы, решения проблем. Далее идет выработка общей позиции, оформляется текст выступления от группы, идет защита позиции в ее открытом обсуждении. Если наметились два самостоятельных решения или диаметрально противоположные позиции (по типу «Да»-«Нет»), то вполне резонным будет выйти на следующий этап в форме публичных дебатов. Как и в иных случаях публичных презентаций, в классе формируется третейское жюри (экспертная группа). Эксперты анализируют выступления, анализ проблемной ситуации, варианты и способы решения проблемы, эффективность ораторского искусства, логичность доказательств, ответы на вопросы и корректность поведения. Обязательна также рефлексия на тему, решенную совместно проблему и приобретенные способы деятельности, умения и навыки.

Как мы отмечали выше, важными составляющими кейс-стади является его использование адекватно задачам общего целеполагания в формировании компетентностей учащихся (См. по Б.С. Блуму).

Со старшими учениками вполне возможен выход на уровень разработки кейсов по изучаемым или дополнительным вопросам и проблемам в рамках регионального компонента образования, проектной деятельности. В конечном итоге учащиеся создают авторский исследовательский продукт, отрабатывают коммуникативные компетентности, формируют способность проектирования своей деятельности, принятия самостоятельных решений во внеучебных ситуациях на основе предметных и надпредметных знаний и умений.

Таким образом, кейс-технологии развивают умение:

Анализировать и устанавливать проблему,

Четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию,

Общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,

Принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

Кейс-технологии помогают:

Понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения,

Выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента,

Cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.

Список литературы

    Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11.

    Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.

    Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России //Социология: методология, методы, математические модели. - 1995.- N5-6.- С.65-90.

    Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.

    Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.- 1999.- №1.

    Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE - технологий // Компьютерра.- , 2000. - №13-15.

    Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

    http://www.casemethod.ru

Иван IV Грозный

«А мы чаяли того, что ты на своем государстве государыня будешь и сама владеешь и своей государевой чести смотришь, и своему государству прибытка и выгоды желаешь. Ажно у тебя мимо тебя люди и не токмо люди, но мужики торговые, и о наших государьских головах, и о честях, и о землях прибытка не смотрят, а ищут своих торговых прибытков. А ты прибываешь в своем девическом чину как есть пошлая девица на услужении тех торговых мужиков.

А посему ты не государыня будешь, а урядница на троне своем.»

(Из письма Ивана Грозного королеве Англии Елизавете. 1582 г.)

«…А о безбожных народах что и говорить! Там ведь у них цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют. А русские самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи…. А это, по-твоему, бесчестие, когда мы сами обладаем властью, данной нам от Бога…

…всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым взять милосердие и кроткость, злым – жестокость и расправы. Если же этого нет, то он – не царь, ибо царь заставляет трепетать не добро творящих, а зло. Хочешь не бояться власти? Делай добро; а если делаешь зло – бойся, ибо царь не напрасно меч носит – для устрашения злодеев и ободрения добродетельных…

Неужели это свет – когда… лукавые рабы правят, царь же только по имени и по чести – царь, а властью нисколько не хуже раба? И неужели это тьма, когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания?»

(Из послания Ивана Грозного об измене Андрея Курбского. 1564 г.)

Вопросы:

    Сколько и какие источники, документы содержатся в данном кейсе?

    Как взаимосвязаны изображения Ивана Грозного на картине В.М. Васнецова и содержание его авторских текстов (письмо и послание)?

    В чем противоречие в оценке Ивана IVРобертом Бестом? Что его удивляет? Что он пытается понять?

    В чем противоречие «желаемого и действительного» в словах Ивана Грозного в тексте письма королеве Елизавете? Что вызывает яростное неприятие Ивана IV? Что означают слова «урядница», «мимо тебя», «торговые мужики», «о наших честях»? Какие еще оскорбительные слова в адрес королевы Елизаветы вы выделили и почему? Почему Иван Грозный отказывается именовать Елизавету сестренницей? Кого из правителей Европы и Азии он называл братом и почему?

    Чем отличается по мнению Ивана IVего власть и власть у «безбожных народов»? Мог ли он отнести Англию к таковым? Какова власть Ивана Грозного в самооценке? В чем усердность Ивана Грозного в вере в мыслях и делах? Каково предназначение царя в государстве, по мнению Ивана Васильевича? Сравните слова «честь» и «бесчестие», «добро» и «зло»? Объясните значение слов «рабы», «лукавые рабы», «то он не царь», «царь владеет»?

    Какова основная проблема данного кейса?

    Каковы были известные вам способы решения выделенной проблемы Иваном Грозным?

Лекция

Сущность технологии кейс- study . История создания технологии и ее рецепции в российском образовании. Основные функции и характеристики кейс-технологии. Педагогические эффекты кейс-технологии.

Структура кейса. Виды кейсов. Учебный кейс как интерактивный метод вовлечения учащихся в решение конкретных проблем.

Теоретический блок по теме

Метод case study (разбор конкретных ситуаций) является одним из вариантов применения в практике образования современных педагогических технологий, нацеленных на решение задач ФГОС.

Кейс-технологии (Сase study) - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.

Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Кейс (Case-studiеs) – учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях.

История метода Case Study

Родиной данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно - Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Метод Case Study наиболее широко используется в обучении экономике, менеджменту и бизнес -наукам за рубежом.

В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.

Лидером по сбору и распространению кейсов является созданный в 1973 году по инициативе 22 высших учебных заведений The Case Clearing House of Great Britain and Ireland; с 1991 года он называется European Case Clearing House (ECCH).

ECCH является некоммерческой организацией, которая связана с организациями, предоставляющими и использующими кейсы и расположенными в различных станах мира.

В настоящее время в состав ECCH входит около 340 организаций, среди которых The Harvard Business School Publishing, Институт развития менеджмента (IMB) в Лозанне, в Швейцарии, INSEAD, в Фонтенбло во Франции, IESE в Барселоне в Испании, Лондонская бизнес-школа в Англии, а также Школа менеджмента в Кранфилде. У каждой из этих организаций своя коллекция кейсов, право на распространение которых имеет ECCH.

Метод case-study (или, как писали в двадцатые годы, «метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей по экономическим дисциплинам в совпартшколах, но метод не приняли, как «несоветский». В России активно применять кейс метод в обучении стали в 80-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее - на специальных курсах подготовки и переподготовки. В последнее время он нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики, в дистанционном обучении, в школьном образовании и других науках.

Образовательный ресурс метода case-study

Кейс-метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать студентов и учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы.

Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение педагогами актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.

Особенно удачным данный метод является в обучении взрослых, дистанционном обучении, обучении экономике и менеджменту, а также в разработке материалов для самостоятельного изучения тем школьниками с последующей проработкой вопросов на семинаре или отчетном занятии, в развитии собственного креативного мышления.

Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. «Я особенно ценю в методе работы с «кейсами» независимость мышления, – говорит Питер Экман. - В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам».

Метод Case-Study способствует развитию различных практических навыков. Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения. Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Метод развивает следующие навыки :

1. «Аналитические навыки: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их, мыслить ясно и логично.

2. Практические навыки: пониженный специально по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует более легкому формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов, позволяет преодолевать барьер трудности теории.

3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и ИКТ-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки: умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

Технология конструирования Case s tudy

Выделяют следующие основные этапы создания кейсов:

· определение целей;

· подбор ситуации (проблемы) соответственно критериям;

· подбор необходимых источников информации по теме, создание преподавателем краткой версии учебных материалов для самостоятельного изучения студентами или учащимися теории вопроса; определение главных понятий, которые должны усвоить слушатели;

· подготовка первичного материала в кейсе;

· экспертиза материала;

· подготовка методических рекомендаций по его использованию, вопросов для последующего обсуждения проблемы, самого задания, алгоритмов в возможных вариантах, указаний по видам предоставления решения задания и т.д.

· обсуждение и решение кейса, проведение итогового занятия, контроль темы.

Владение методом применения кейсов преподавателями сейчас очень востребовано, так кроме предметного обучения, позволяет широко формировать у слушателей так нужные современному образованному человеку навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями, знание основ научно-исследовательской и проектной деятельности.

Процесс подготовки у учащихся и студентов к решению Case основан на навыках и умениях работы с информационными средствами, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизирует научно-исследовательскую деятельность. Так, например, на этапе сбора информации используются различные источники, основанные на современных коммуникациях: телевидение, видео, компьютерные словари, энциклопедии или базы данных, доступные через системы коммуникации. Зачастую эти источники позволяют получить более обширную и более актуальную информацию. Следующий этап работы с информацией – это ее обработка, т.е. классификация и анализ множества имеющихся фактов для представления общей картины исследуемого явления или события. На заключительном этапе – представлении изученного и своего варианта аргументированного решения для удобства работы с предлагаемой другим информацией необходимо представление ее в виде презентаций, текстовых сообщений, таблиц, графиков, диаграмм и т.д.

Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:

· соответствовать четко поставленной цели создания;

· иметь соответствующий категории слушателей уровень трудности;

· иллюстрировать несколько аспектов предмета или практики в жизни;

· не устаревать слишком быстро;

· иметь национальную окраску;

· быть актуальным на сегодняшний день;

· иллюстрировать типичные ситуации;

· развивать аналитическое мышление;

· провоцировать дискуссию;

· иметь несколько решений.

Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых уже содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа и поиск своего варианта решения. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

В нашей стране кейсы составляются заинтересованными лицами на своем уровне понимания. Хорошие «кейсы», как правило, пишут опытные преподаватели или совместные с преподавателем группы учащихся, студентов, аспирантов, имеющих повышенную мотивацию к учению. Составление такого учебного материала требует кропотливой работы по отбору содержания, по сбору фактов и цифр, разработке краткого теоретического комплекта для самостоятельного изучения темы, методических рекомендаций, задания и т.д.

Первый метод получения кейсов широко применяется западными бизнес-школами, а второй получил широкое распространение в России (так как денег на сбор информации для написания «кейсов» не выделяется, поэтому все норовят где-нибудь «получить материал бесплатно» - например, одолжить у знакомого, побывавшего в какой-нибудь западной бизнес-школе, сборник практических задач и деловых игр, сделать с него нужное количество ксерокопий или использовать полный алгоритм чужого под свою тему для использования в своей преподавательской практике).

Технология работы с кейсом в учебном процессе

Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:

1) индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.

При обучении на основе кейсов «можно использовать как минимум 6 форматов:

1. Учитель – ученик «Перекрестный допрос»

Дискуссия между преподавателем и учеником. Мнение учащегося высказывание, позиция или рекомендация будет рассматриваться посредством ряда вопросов. Тщательному исследованию подвергнется логика утверждений, поэтому учащемуся нужно быть предельно внимательным и глубоко знающим тему.

2. Учитель – ученик. «Адвокат»

Обычно это дискуссия между учителем и учеником, но иногда в ней могут участвовать и другие слушатели. Учитель принимает на себя совершенно непригодную для защиты роль и просит учащегося (и возможно других) занять позицию адвоката. Нужно активно думать и рассуждать, располагать в определенном порядке факты, концептуальную или теоретическую информацию, личный опыт.

3. Учитель-ученик. «Гипотетический формат»

Сходен с предыдущим, но есть одно отличие: учитель будет излагать гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки позиции или рекомендации ученика по данной проблеме. Его попросят оценить эту гипотетическую ситуацию. Во время дискуссии нужно быть открытым для возможной необходимости видоизменять свою позицию.

4. Учащийся- учащийся: конфронтация и/или кооперация

В данном формате дискуссия ведется между учащимися, а преподаватель наблюдает и делает для себя выводы. Возникает как сотрудничество, так и конфронтация. Например, одноклассник может оспорить позицию, предоставив новую информацию. Нужно пытаться «отразить вызов». Дух кооперации и позитивной конфронтации позволит научиться большему (в отличие от индивидуальных усилий).

5. Учащийся- учащийся: «Играть роль»

Учитель может попросить ученика принять на себя определенную роль и взаимодействовать в ней с другими одноклассниками.

6. Учитель- класс: «Безмолвный формат»

Преподаватель может поднять вопрос, который первоначально направлен отдельному лицу, а потом и всему классу (так как отдельный ученик не смог ответить).

Не стоит полагать, что «кейсы» могут заменить изучение нового материала, теорию, лекции. Их подготовка и методика отработки требуют много времени. Задания выполняются непросто, что может отпугнуть от них некоторых обучающихся.

«Нельзя тратить данное нам время только на разбор конкретных примеров, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход к решению сходных заданий и проблем, и обучающийся будет не в состоянии подняться на более высокий уровень обобщения, - отмечает преподаватель Американского института бизнеса и экономики (AIBEc) Питер Экман. – Кейсы более наглядно показывают, как на практике применяются теории. И хотя решению кейсов в западных школах отводится в предмете 30-40% времени, ценность таких упражнений, если они не имеют теоретических знании, невелика»

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

Индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

Работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Кейс – стадии:

1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.

2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

3 шаг: Проблема переформулируется в цель.

4 шаг: Причины становятся задачами.

5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.

6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия

7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

Распределения функций между учащимися и преподавателем:

Фаза работы

Действия преподавателя

Действия учащегося

До занятия

1. Подбирает кейс

2. Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки учащихся

3. Разрабатывает сценарий
занятия

2.Индивидуально готовится
к занятию

Во время занятия

1. Организует предварительное обсуждение кейса

2. Делит группу на подгруппы

3. Руководит обсуждением
кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2. Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других

3. Принимает или участвует в
принятии решений

После занятия

1. Оценивает работу учащихся

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме

Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:

  1. вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
  2. информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
  3. стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
  4. исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам - результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
  5. тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).

На своих уроках кейс-технологии мы применяем при изучении новых тем, на повторительно-обобщающих уроках. Например, урок в 11 классе по теме «Окислительно-восстановительные реакции».

Образовательные цели урока : развитие знаний учащихся о видах окислительно-восстановительных реакций: типы ОВР, факторы, определяющие направление ОВР, ОВР в растворах; развитие умений составлять ОВР различными методами. Развивающие цели урока : развитие знаний школьников о химических процессах при формировании знаний об ОВР. Воспитательная цель урока : формирование научного мировоззрения.

Раздаточный материал: кейс с теоретическим материалом - 6 штук; набор заданий с тремя уровнями сложности - 6 комплектов; жетоны для распределения по группам; жетоны для выдачи группам за решённые задачи;

Основные этапы урока:

  1. Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом урока.
  2. Работа с кейсом. Анализ.
  3. Домашнее задание.
  4. Итог урока.

Ход урока:

Организационные моменты.

При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон. Учитель знакомит с ходом работы на уроке.

Актуализация знаний учащихся.

Сформулировать понятия: степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

Работа с кейсом: вступительное слово учителя. Учитель знакомит ребят с кейсом. Работа с кейсом. Анализ ситуации с использованием метода «Мозговая атака на доске».

1 ступень – введение в задачу

2 ступень – сбор информации по кейс-задаче

3 ступень – принятие решений

4 ступень – рассмотрение альтернатив

5 ступень – сравнительный анализ

6 ступень – презентация решений

Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:

  1. Повысить мотивации обучения у обучающихся;
  2. Развить интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.
  2. Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//Химия в школе.-2008.-№4.-С.13-17
  3. Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. – 2005. -№ 4,С.13-18
  4. Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» // Информатика и образование. – 2009. -№ 11,С.25-28

Современное обучение ориентировано на развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к обучению, овладению новыми системами знания, развитие креативных способностей личности и расширение ее творческих возможностей. При этом огромная ответственность ложится на плечи преподавателя. В данных условиях он призван найти эффективные пути улучшения программы обучения, а вместе с этим выделить оптимальные методы и приемы обучения.

Методика преподавания иностранных языков – это гибкая и расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам. Одним из инновационных и малоизученных способов организации обучения является кейс-технология (Case Study). Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение.

Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей. Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению где непосредственно идет формирование межкультурной языковой коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.

«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета, хорошо известная своими инновационными разработками. Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области – управленческих дисциплин. В настоящее время сосуществуют две классические школы Case-Study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Ведущая роль в теоретической разработке метода и практическом его применении принадлежит американским преподавателям (Dr. Copeland, J.A. Erskine, M.R. Leenders, L. A. Mauffette-Leenders, R. Merry).

В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в., когда произошло стремительное обновление содержания всех дисциплин, создались благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения в целом, и кейс-метода в частности. Среди кейсологов-теоретиков и практиков следует упомянуть отечественных специалистов Г. Багиева, Г. Конищенко, В. Наумова, А. Сидоренко, Ю. Сурмина, П. Шеремета.

Case Study – это специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. Упомянутая выше Гарвардская Школа Бизнеса определяет метод кейсов как метод обучения, при котором студенты и преподаватели активно участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Таким образом, суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей.
Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению.

Кейс – явление сложное; он должен содержать максимально реальную картину и конкретные факты, а также иметь стабильный набор характеристик. Каждый кейс должен включать в себя следующие аспекты: проблемный, конфликтогенный, ролевой, событийный, деятельностный, временной, пространственный. Задача студентов – осмыслить предложенную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует ранее усвоенный комплекс знаний, чётко сформулировать и квалифицировать проблему и выработать определённый алгоритм деятельности, который ведёт к решению проблемы.

Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность.

При этом различают:

  • иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
  • учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы;
  • цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
  • учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
  • прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

  • обучающие анализу и оценке;
  • обучающие решению проблем и принятию решений;
  • иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Заслуживает внимания классификация кейсов, приведенная Н. Федяниным и В. Давиденко, хорошо знакомыми с зарубежным опытом использования метода case-study:

  • структурированный (highly structured) – кейс, в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним ученик должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение;
  • маленькие наброски (short vignetts), содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе ученик должен опираться еще и на собственные знания;
  • большие неструктурированные – кейсы (long unstructured cases) объемом до 50 страниц – самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; ученик должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними;
  • первооткрывательские – кейсы (ground breaking cases), при разборе которых от учеников требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом ученики выступают в роли исследователей.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые. Кейс может содержать описание одного события в одной организации или историю развития многих организаций за многие годы. Кейс может включать известные академические модели или не соответствовать ни одной из них. Нет определенного стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. С печатной информацией или с информацией на электронных носителях легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в аудио- или видео- вариантах; ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению первичной информации и ошибкам. В последнее время все популярнее становятся мультимедиа представление кейсов. Возможности мультимедиа представления кейсов позволяют избежать вышеназванных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео изображения.

По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные. Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций. Бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение.

Опыт показывает, что кейс превращается тогда в эффективное учебно-методическое произведение, когда получает всестороннюю не только научную и методическую, но и жанровую проработку.

Источники кейсов:

Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны учеников. Применение художественной литературы и публицистики придает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности студента.

Использование «местного» материала, как источника формирования кейсов. Имеется в виду, что кейсы, по возможности, должны освещать опыт самих учащихся.

Научность и строгость кейсу придают статистические материалы.

Добротные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме.

Неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Структура кейса и принципы его построения:

Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки учеников.

Определение проблемной ситуации.

Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность; проверка ее соответствия реальности.

Выбор жанра кейса.

Написание текста кейса.

Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий.

Задачи и функции кейс-технологии.

Существует широкий круг образовательных задач и возможностей кейсового метода:

  • приобретение новых знаний и развитие общих представлений;
  • развитие у обучающихся самостоятельного критического и стратегического мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою;
  • приобретение навыков анализа сложных и неструктурированных проблем;
  • развитие здравого смысла, чувства ответственности за принятое решение, умения общаться;
  • приобретение навыков разработки действий и их осуществления;
  • возможность работать в команде;
  • возможность находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Развитие коммуникативных навыков.

Для того чтобы учащиеся могли чувствовать себя уверенно в реальной жизненной ситуации, они и на занятиях должны быть поставлены в такие условия, при которых с помощью иностранного языка они могли бы решить нужные для себя проблемы.

Применение кейс-технологии на занятиях по английскому языку преследует две взаимодополняющие цели, а именно:

  • совершенствование коммуникативной компетенции;
  • лингвистической компетенции;
  • социокультурной компетенции.

Знакомство с кейсом, самостоятельный поиск решения (внутренняя монологическая речь на английском языке), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная, также на английском языке) – всё это примеры коммуникативных задач.

Аудиторное общение, связанное с работой над кейсом, которому присущи спор, дискуссия, аргументация, описание, сравнение, убеждение и другие речевые акты, тренирует навык выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения норм и правил англоязычного общения. Комментарии учащихся по содержанию кейса оцениваются преподавателем по следующим навыкам: аналитический, управленческий, навык принятия решения, навык межличностного общения, творческий подход, навык устного и письменного общения на английском языке (лексико-грамматический аспект). Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала и особые способы его использования в учебной практике английского языка.

Иноязычная речевая деятельность осуществляется в следующей последовательности:

  • обсуждение полученной информации, содержащейся в кейсе;
  • выделение наиболее важной информации;
  • обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;
  • работа над проблемой (дискуссия);
  • выработка решения проблемы;
  • дискуссия для принятия окончательного решения;
  • подготовка доклада;
  • аргументированный краткий доклад.

Case Study на английском языке рекомендуется применять на старшей ступени, т.к. ученикам необходим определённый запас знаний, достаточно высокий общий уровень владения английским языком и сформированные коммуникативные навыки. Кроме того, будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-технология не является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения иностранным языкам, т.к. сам по себе не закладывает обязательного нормативного знания языка.

Итак, кейс-технология способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Если в течение учебного года такой метод применяется неоднократно, то у учащихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Практика показывает, что учащиеся положительно реагируют на Case Study. Преподаватели, использующие кейс-технологию в своей деятельности, говорят о достижении определенных результатов:

  1. Контроль устной и письменной речи показал, что у обучающихся увеличился словарный запас.
  2. Повысилась мотивация обучающихся к изучению английского языка.
  3. Все больше обучающихся понимают практическую значимость умения общаться на английском языке.
  4. Устойчивое формирование межкультурной языковой компетенции.

Урок английского языка на основе кейс-технологии строю по следующему направлению:

Первая группа упражнений – вводные или разминочные упражнения (Starting up). Они имеют дискуссионный характер. Целью упражнений этого типа является обучение лексике, а так же навыкам говорение.

За вводными упражнениями следует раздел Аудирование (Listening). Упражнения этого раздела направлены на развитие навыков аудирования и письма, а также освоение новой лексики.

За разделом аудирования следует раздел Чтение (Reading), который включает два текста. Этот раздел урока кроме развития навыков чтения и понимания текста на английском языке нацелен на освоение новых лексических единиц по теме урока.

Повторение грамматики (Language Review). Посвящёно грамматической теме урока и включает всего три упражнения, которые имеют следующие формулировки заданий:

  1. Объясните, какие времена английского глагола используются для обозначения действий, повторяющихся в настоящем, имеющих результат в настоящем, продолжающихся в настоящий момент, имеющих место всегда.
  2. Найдите глагольное время в следующем абзаце прочитанного текста… и объясните значение этого времени.
  3. Используя приводимые ниже записи, напишите предложения по теме урока.

Последний раздел урока называется Исследование проблемы (Case Study). В его начале приводится описание проблемы поднятой в начале урока.

Вероятно, в ближайшем будущем кейсовые технологии станут одними из основных в преподавании английского языка.

В заключение следует отметить, что применение кейсов должно быть методически, информационно, организационно и педагогически обоснованным и обеспеченным. Бесспорно, функциональное поле кейсов открывает широкие возможности для использования и дополняет традиционные классические методы обучения английскому языку. Использование кейсов в преподавании английского языка – это ещё один шаг к интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство.

Литература:

  1. Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - С.25-32.
  2. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
  3. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru