Когда дело доходит до выбора аудио-видео ресивера с объемным звуком, для домашнего кинотеатра, многие из покупателей сталкиваются с дилеммой выбора между 5,1 и 7.1-канальным решением.
Как правило, продавец порекомендует Вам A/V ресивер 7.1 с более высокой ценой. Но действительно ли это решение так необходимо для Вас? Значит ли это, что установив более дорогой ресивер с большим форматом звука получит результат лучше, чем если бы установили ресивер с 5.1? Или если Вы выберете ресивер с форматом объемного звука 7.1, будет ли возможность его использование с 5,1-канальной акустической системе?
Попробуем ответить на эти и другие вопросы, расскажем положительные и отрицательные стороны любого из этих двух вариантов. Это краткое руководство к выбору между 5,1 и 7,1 многоканальными ресиверами.
5.1 против 7.1 ресивера для домашнего кинотеатра. Плюсы и минусы.
Один очень важный вопрос возникает при планировании покупки ресивера для домашнего кинотеатра. Он заключается в том, что выбрать, 5.1 или 7.1-канальное решение. Это решение, которое имеет значительные финансовые последствия, и не только.
Оба варианта имеют свои выгодные и невыгодные стороны. И это зависит не только от того, что у Вас будет большее или меньшее количество настроек звука в домашнем кинотеатре, но и от ваших личных предпочтений, от исходных компонентов и количества входов и выходов, которые Вы планируете задействовать, подключая дополнительное оборудование к ресиверу.
5.1 Home Theater Receiver.
5.1-канальный AV-ресивер представляет собой базовое решение для объемного звука. Он обеспечивает все необходимые каналы для правильной настройки объемного звука: передний левый и правый каналы, которые несут большую часть саундтрека, центральный канал необходимый для правильного воспроизведения диалога в материале, два (левый и правый) тыловых канала, необходимых для создания эффектов объемного звучания и атмосферы кино, и сабвуфера, воспроизводящего низкочастотные эффекты.
Как и ожидается, 5.1, решение представляет собой самый дешевый вариант, поэтому он может быть самым правильным выбором для тех, кто хочет установить бюджетный домашний кинотеатр. Он также представляет собой идеальный выбор ресивера для домашнего кинотеатра малого и среднего размера, в котором ресивер 5.1 способен обеспечить вполне захватывающую звуковую сцену. Переход в 7.1 решение не дает никаких преимуществ в увеличении общего объема звука.
Формат 5.1 по-прежнему используется в больших размерах помещений для домашних развлечений. В самом деле, многие из тех, кто выбирает ресивер с 7.1, до сих пор используют конфигурацию акустических систем 5.1. Однако, используя ресивер с решением 5.1, Вы не будете чувствовать в воздухе такого обилия звуков (объема), как с ресивером 7.1, хотя, конечно, качество звуков это не только вопрос количества каналов, используемых в Ваши настройках воспроизведения ресивера.
В любом случае, если Вы сделаете выбор в пользу 5.1-ресивера для большого домашнего кинотеатра, убедитесь, что выбираете аудио-видео ресивер с более высокой выходной мощностью на канал. А вопрос о том, какая мощность Вам необходима, зависит только от Ваших предпочтений.
7.1/7.2 AV-ресивер.
7.1 или 7.2 формат объемного звука ресивера включает в себя два дополнительных тыловых канала. Разница между 7.1 и 7.2 состоит в том, что 7,2 системы включают в себя второй выход на сабвуфер. Заметим, однако, что некоторые 7.2 системы на самом деле не более чем 7.1-канальная система для домашнего кинотеатра, реализованная в ресивере, как второй выход на сабвуфер, проведенный внутри параллельно с первому!
В любом случае, 7.1/7.2 настройка объемного звучания помогает обеспечить более реалистичное объемное звуковое поле в средних и больших домашних кинотеатрах, добавляя больше глубины объемного звука, благодаря звуку в двух дополнительных задних акустических системах объемного звучания. В результате образуется более полная и более захватывающая звуковая сцена в большой комнате с домашним кинотеатром.
На сегодняшний день есть только десяток Blu-Ray саундтреков, предназначенных для проигрывания в формате 7.1. Но 7.1 ресивер для домашнего кинотеатра позволит Вам проигрывать саундтрек в формате Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio и звук в 7.1-канальном несжатом аудио PCM в полном объеме и во всей красоте, если он есть в наличии.
Кроме того, большинство ресиверов может генерировать 7,1 воспроизведение из формата 5.1 с помощью Dolby Pro Logic IIx , это делает Pro Logic II Dolby Surround Sound декодер, превращая любой стерео или 5.1-канальный сигнал в полный шести или семиканальный спектр объемного звука.
В случае с Dolby Pro Logic IIz и Audyssey DSX, 7.1-канальное воспроизведение объемного звука создают два дополнительных передних канала в виде двух передних верхних акустических систем, вместо двух задних АС окружающего звука. В случае с Audyssey DSX, эти два дополнительных фронтальных АС также могут быть использованы не как верхние, а как растянутые по фронту. Это дает повышенную гибкость в настройке фронтальных акустических систем.
Преимущества 7.1 ресиверов.
Установка 7.1-канальной акустической системы, и подбор ресивера для этой цели позволит Вам насладиться несколькими особенностями, которые обычно отсутствуют в ресиверах с низкой ценой.
Многие 7.1 ресиверы для домашнего кинотеатра позволят Вам использовать возможность настройки 5.1 Speaker Setup при использовании двух оставшихся каналов в 7.1-ресивере для динамиков (как правило встраиваемых) в другой комнате. В этом случае, в зависимости от выбранного ресивера и поддерживаемых им функций, может быть использована возможность проигрывания другого музыкального материала в другой комнате, независимо от того, какая 5.1-канальная звуковая дорожка играет в Вашем домашнем кинотеатре.
Другим преимуществом является то, что есть возможность подключения двух дополнительных каналов к основной передней левой и правой акустическим системам, для увеличения мощности сигнала, подаваемого на динамики этих систем.
Результат сопоставления:
5,1 ресивер вполне достаточен для обеспечения превосходного объемного звучания, он представляет собой идеальное решение для домашних кинотеатров малого и среднего размера. В противоположность этому, 7.1 ресивер больше подходит для заполнения звуком и использования в помещениях для домашних развлечений.
Однако, если Вы планируете потратить большую сумму, чем на ресивер с 5.1 стоит рассмотреть вопрос о приобретении ресивера с форматом звука 7.1.
7.1/7.2 ресиверы предлагают ряд выгодных преимуществ, даже если Вы еще планируете установить систему 5.1, поскольку Вы можете использовать два дополнительных канала усиления, установив дополнительно стереопару в другое помещение. Кроме того, 7.1 ресивер для домашнего кинотеатра оставляет возможность установить дополнительные акустические системы в формате уже имеющегося 5.1 кинотеатра. И Вам не нужно будет снова покупать ресивер. Также, Вы можете усилить фронтальную пару.
Вам нужно подобрать AV-ресивер?
Компания Media House предлагает широкий спектр ресиверов ведущих производителей. Вы можете заказать необходимый Вам ресивер, не выходя с нашего сайта.. Мы проконсультируем и в кротчайший срок доставим необходимый Вам товар.
В прошлом году HyperX выкатил целую обойму новых гарнитур в самых разных ценовых и пользовательских сегментах: от киберспортивной Drone и мэйнстримовой Stinger до настоящего флагмана, сочетающего в себе отличный звук и один из лучших микрофонов: HyperX Cloud Revolver . За это время компания успела собрать достаточно фидбэка по последней модели чтобы перевыпустить её, добавив фишку с виртуальным 7.1, параллельно улучшив по всем фронтам.
Что это вообще такое, виртуальный объёмный звук? Как можно вообще утверждать об объёмности звучания, если стереогарнитура аппаратно почти ничем не отличается от моделей с виртуальным объёмным звуком? Постараемся ответить на все эти вопросы по порядку, а заодно и посмотреть, что изменилось в Revolver’е, получившем литеру S на конце.
В случае с воспроизведением звука аппаратурой, в центре динамика расположен мощный магнит. Его поле можно использовать, чтобы отталкиваться и притягиваться к нему, пропуская ток по катушке из провода, которая прикреплена к звукоизлучающей мембране. Источник звука выдаёт определённые электрические колебания, они проходят через катушку, возбуждают магнитное поле, оно взаимодействует с соответствующим полем магнита и катушка начинает двигаться, увлекая за собой мембрану. Движения этой конструкции вперёд-назад, влияют на граничащие с ней слои воздуха.
Всё это было необходимо для максимальной очистки данных от загрязняющих исследование влияний. Далее эти данные применялись как фильтр к исходным данным, а основные измерения производились с различными моделями ушных раковин. В исследовании искали закономерности между формой внешнего уха и тем, как искажается сигнал, приходящий с разных направлений - и их нашли. Именно эти изменения в форме сигнала (усреднённые, само собой), используются для трансформации «обычного» звука в «объёмный» при использовании стереонаушников без дополнительных динамиков.
Дизайн корпуса остался прежним, а вот материалы - изменили, больше никакой «игровой» чёрно-красной раскраски. Многим пользователям понравилось строгое оформление гарнитуры CloudX из средней линейки, и переиздание флагмана получило соответствующие цвета: классический чёрный с серыми/серебристыми элементами. Новая модель с отсоединённым микрофоном выглядит как среднестатистические аудиофильские наушники в техно-стилистике.
Остальную конструкцию оставили без изменений. Чашки динамиков имеют две степени свободы и подстраиваются под голову любой формы, амбушюры и поддерживающая дуга наполнены пенополиуретаном с эффектом памяти, который покрыт качественным кожзамом с микроперфорацией - конструкция дышит и отводит влагу.
Гарнитура отлично садится практически на любую голову, автоматически подстраивается под владельца и позволяет с комфортом общаться, играть или слушать музыку несколько часов к ряду.
Сам элемент всё тот же: электретный, конденсаторный, узконаправленный. Отличная чувствительность, шумоподавление «лучом», направленным точно вам в рот, встроенная защита от задувания, а теперь ещё и встроенная регулировка громкости микрофона в USB-пульте.
В играх эффект сильно зависит от многих факторов. В гоночных симуляторах мне удавалось услышать противника «за спиной», почувствовать, с какой стороны меня пытаются обойти. В некоторых шутерах удавалось точнее определить позицию противника на слух, но не во всех. Не всегда удавалось понять направление «диагональных» звуков: спереди-слева или сзади-слева находится оппонент. В любом случае, само направление движения чувствуется лучше, чем при обычном стерео, и хорошо. Мнения знакомых, которым удалось послушать гарнитуру разделились.
Кто-то чётко слышал направление звука, кто-то мог определить направление весьма условно: впереди, слева, справа, иногда сзади. В случае с прослушиванием обычного контента (например, музыки) Dolby 7.1 просто растянет стереобазу. Будет некоторое ощущение присутствия в большом помещении с колонками, а не звука из наушников.
Один можно использовать для соответствующих музыкальных жанров, другой - для точной настройки звука программным эквалайзером плеера, а последний - в играх, чтоб лучше слышать звонкие звуки типа шагов и голоса сопартийцев.
Слушать музыку приятно, а индивидуальные предпочтения по бо льшему количеству низких или средних частот всегда можно компенсировать эквалайзером. Игровое применение требует от наушников широкой стереопанорамы и чёткого ощущения направления звука, с этим у гарнитуры всё в порядке.
Кривая АЧХ была измерена специалистами из PCgames на стенде, чья цена сравнима с неплохим автомобилем. Манекен головы и торса, соответствующего уровня оборудование по записи и анализу сигнала, соблюдение всех методик и несколько повторных измерений для усреднения полученных величин и поиска отклонений.
Искажения:
Баланс:
Хотели более взрослый, строгий дизайн? Вот он. Корпус всё тот же, но больше никаких ярко-красных акцентов. Едва заметная прострочка светлыми нитями, серебристый логотип да белые сектора, не выдающие своим видом игровое происхождение гаджета.
Жаловались, что у конкурентов есть объёмный звук за эти деньги? Универсальная аудиокарта, работающая с PC и PlayStation уже в комплекте. Этой железке не нужны специальные драйвера и всякое ПО, потребляющее ресурсы вашего компьютера, всё будет работать из коробки. А для владельцев дорогих аудиокарт и любителей музыки с мобильных гаджетов гарнитура всё также умеет подключаться по классическим 3.5 мм разъёмам, удлинитель в комплекте.
Гарнитура слишком жёстко цеплялась за голову и никак не хотела слезать, медленно зомбируя носителя и заставляя распространять продукцию HyperX среди друзей? С первым справились, а уж второе, простите, не баг, а фича. Хорошие гаджеты грех не порекомендовать сопартийцам, вам с ними очередное мировое зло побеждать, а они опять ничего не слышат.
Потрясающий звук и один из лучших микрофонов в гарнитуростроении никуда не делись. Настало время подводить итоги?
Наушники
Поскольку большинство людей не являются экспертами в области аудио/видео технологий, то выбор форматов объемного звучания для них может оказаться очень сложной задачей. Поэтому мы решили дать характеристику всем универсальным аудио форматам.
Для начала необходимо рассмотреть нескольким общих терминов и понятий.
5.1 канальный звук - наиболее распространенный аудио формат. Он включает в себя шесть каналов звука - пять полной пропускной способности (фронтальный, тыловой, левый, правый и центральный) с частотным диапазоном 3-20 000 Гц, и один ограниченный низкочастотный (LFE) 2-120 Гц. Также существуют 6.1 и 7.1 системы объемного звучания, которые отличаются от 5.1 наличием дополнительных каналов полной пропускной способности.
Раздельный звук (Discrete) - также имеет несколько каналов воспроизведения сигнала, все они независимы друг от друга и сигнал не смешивается при воспроизведении.
Матричный формат (Matrixed) - звуковая информация записывается на небольшое количество каналов, а при воспроизведении декодируется (преобразовывается) и воспроизводится через большее количество аудиоканалов. Раздельные каналы более точно воссоздают объемную акустическую среду, но и матричное кодирование может вас порадовать качеством звука.
Сжатие без потерь (Lossless) - большинство форматов объемного звука сжимаются так, чтобы они имели небольшой размер и могли быть записаны на DVD диски или могли бы транслироваться спутниковым телевидением. Но сейчас многие Blu-ray вмещают гораздо больше информации, поэтому аудио воспроизводятся без потерь, а его качество соответствует оригинальной студийной записи.
Чем выше качество этих форматов, чем детальнее получается исходящий звук.
Как мы уже сказали выше, 5.1-канальный звук является наиболее распространенным в современных домашних кинотеатрах. Существует два основных формата, которые основаны на системах 5.1.
Dolby Digital
Формат Dolby Digital быстро заслужил популярность благодаря DVD фильмам. В настоящее время он также используется в HDTV и видеоиграх. Хотя Dolby Digital, грубо говоря, является только методом кодирования информации в цифровой формат, сам термин часто используется для обозначения аудио 5.1. Поэтому при рассмотрении Dolby Digital мы будем ориентироваться на 5.1.
В отличие от более ранних форматов объемного звука, аудио Dolby Digital с 5.1 каналами является раздельной многоканальной системой. Благодаря шести независимым каналам, аудио сигнал воспроизводится очень точно. Также вы получаете выделенный канал низких частот (сабвуфер) для качественного воспроизведения басов.
Как и Dolby Digital, DTS обеспечивает 5.1-канальный цифровой сигнал. Однако формат DTS при записи сжимается меньше, чем Dolby Digital. В результате звук получается немного более точным. Но, в то время как большинство аудио/видео ресиверов одинаково хорошо поддерживают и Dolby Digital и DTS, все же большинство DVD и видеоигр закодированы в Dolby Digital.
Не смотря на то, что 5.1 является наиболее популярным форматом и большинство домашних кинотеатров, продаваемых сегодня, являются системами с 5.1, но 6.1-канальный вариант тоже распространен. 6.1 система обеспечивает еще больший эффект присутствия, чем 5.1. Давайте рассмотрим основные варианты кодирования в 6.1.
DTS-ES использует существующие цифровые многоканальные технологии, чтобы воспроизводить 5.1- каналбный DTS, но при этом он добавляет раздельный, центральный тыловой канал с полной пропускной способностью. Хотя большинство фильмов кодируется на EX Dolby Digital, но ES DTS все еще используется, поэтому современные ресиверы 6.1 будут поддерживать оба формата.
Dolby Digital EX и THX Surround EX
Компания Dolby Labs в сотрудничестве с THX придумали собственное решение вопроса кодирования объемного звука с каналами 6.1. По существу они сделали тоже самое, что и DTS-ES - добавили матричный центральный тыловой канал, чтобы обеспечить полное звуковое пространство в 360 градусов. В случае если у вас 7.1-канальная система, аудио сигнал пойдет в оба тыловых динамика.
Многие DVD диски кодируются в EX Dolby Digital и имеют дополнительный . Кроме того, если вы будете воспроизводить Dolby Digital 5.1 DVD диск, то Dolby Digital EX или THX Surround EX декодер все равно будет имитировать 6.1-канальный объемный звук путем обработки информации в раздельных тыловых каналах и отправлять матричную аудио дорожку на тыловые динамики.
В дополнение к HD форматам, современные Blu-ray форматы поддерживают более детальное аудио. Большинство проигрывателей Blu-ray могут воспроизводить 7.1, и некоторые из них даже гарантируют отсутствие потерь звука при декодировании. Не смотря на то, что ваш проигрыватель и ресивер в состоянии расшифровать эти новые виды объемного звука, важно отметить, что не все диски записываются в подобных форматах. Поэтому при покупке Blu-Ray фильмов или видеоигр, проверяйте информацию о том, какие аудио кодеки использовались при записи информации, чтобы потом не разочаровываться в качестве звука. Подключить свой проигрыватель к ресиверу вы сможете, используя аналоговые или совместимые с HDMI 1.3 аудио выходы.
Сжатие без потерь
Новейшие форматы объемного звучания с высоким разрешением, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio предлагают воспроизведение до 7.1 каналов аудио сигнала без потерь качества. Наряду с добавлением двух дополнительных тыловых каналов для стандартных форматов Dolby Digital и DTS, системы Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio закодированы с большим количеством информации в каналах. Фактически, качество этих форматов идентично исходным студийным записям. Улучшенная направленность звука и четкость эффектов, делают звук еще более реалистичным.
Дополнительные форматы с 7.1 раздельными каналами
Можно заметить, что некоторые Blu-ray диски кодируются с другими раздельными 7.1 объемными форматами. Например, Dolby Digital Plus от DTS и Dolby Laboratories, и DTS-HD (высокого разрешения). Эти форматы поставляют звук через 7.1 независимые каналы. Они обеспечивают более полный эффект присутствия, чем 5.1 Dolby Digital и DTS, но не без потерь, как, например, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Ресиверы, которые поддерживают 7.1- канальные форматы без потерь звука, также могут воспроизводить Dolby Digital Plus и DTS-HD с высокой разрешающей способностью.
Матричное декодирование объемного звука для более старых источников
При использовании стерео аналогового подключения к ресиверу или подключении старого оборудования, такого как видеомагнитофон, преобразователь может использовать один из ниже перечисленных типов обработки для декодирования сигнала.
Dolby Pro Logic II включает в себя два независимых с полной пропускной способностью канала объемного звучания, три матричных тыловых канала и выделенный канал низких частот для сабвуфера. Многие последних моделей также поддерживают Pro Logic IIx обработку, которая может преобразовать аудио сигнал в 7.1.
Ресиверы с Dolby Pro Logic II и IIx могут дать дополнительную интенсивность тысячам фильмов на видеокассетах VHS и теле трансляциям, записанным в стерео формате или в 4-канальном Dolby Surround. Многие преобразователи также имеют специальные режимы, декодирующие стерео музыку в объемный звук.
DTS Neo : 6 в основном идентичен Pro Logic II - это просто способ обработки, разработанный компанией DTS для декодирования стерео аудио с двумя каналами в 5.1 или 6.1. И точно также, как Pro Logic II он обеспечивает эффект пространственного звучания.
Некоторые ресиверы предлагают новый формат объемного звучания Dolby Pro Logic IIz . Он добавляет два канала «высоты» к вашей звуковой сцене. Эти динамики обычно монтируются на стене выше фронтальных левых и правых динамиков.
Ресивер с Pro Logic IIz может делить аудио сигнал на передние звуковые сцены. Он посылает направленный звук на ваши фронтальные динамики, а ненаправленный (фоновый шум, массовка, болельщики на стадионе) - на каналы «высоты».
Иногда производители ставят свои специализированные системы обработки, часто называемые цифровой обработкой сигнала DSP, в дополнение к поддержке остальных форматов. Многие домашние кинотеатры используют цифровую обработку сигнала для создания звуковой сцены (которая моделирует акустическую среду, например, концертный зал или стадион), и для точного управления многоканальной информацией саундтреков. Эта функция может называться по-разному, в зависимости от компании производителя. Называние этой функции можно найти в инструкции к применению вашего ресивера или домашнего кинотеатра.