Все что нужно знать о кодеках. Все что нужно знать о кодеках, чтобы без проблем смотреть видео

09.07.2019

Вне зависимости от версии Windows, проблема одна и та же: для просмотра фильма нужны кодеки, которых нет в составе операционной системы. Поэтому пакет , с одной стороны, в представлении не нуждается: многие пользователи скачивают его сразу же после установки Windows, чтобы одним махом улучшить поддержку популярных форматов мультимедиа.

С другой стороны, редко кто удосуживается изучить содержимое данного пакета (срабатывает принцип «лишь бы все работало»), хотя для этого есть основания. Так, в состав K-Lite включены утилиты, которые можно использовать для диагностики, решения частных проблем, связанных с работой кодеков.

Кроме того, пакет K-Lite не только добавляет широкую поддержку форматов медиа, но и позволяет полностью управлять процессом обработки. На этапе установки позволяется выбрать нужные компоненты, а также указать предпочтительные фильтры и декодеры. От их правильной настройки зависит качество воспроизведения и скорость обработки.

Все эти моменты будут затронуты в данном обзоре.

Основные преимущества K-Lite Codec Pack

K-Lite Codec Pack имеет множество сильных сторон, ограничимся перечислением ключевых моментов:

Внутренняя совместимость компонентов

Дистрибутив K-Lite всегда тестируется на совместимость специалистами. При самостоятельной установке кодеков легко прийти к ситуации «Codec hell» («Ад кодеков»), поскольку многие фильтры между собой не уживаются. Для устранения конфликтов нужно искать причину «зла» и с помощью специальных утилит удалять тот или иной компонент.

Хорошая совместимость с Windows

Помимо вышеупомянутого отсутствия конфликтов, пакет легко полностью удалить из системы без следов. При установке K-Lite проверяет наличие в системе других кодеков и предлагает их использование при установке среди прочих вариантов. Также на этапе установки производится поиск неисправных кодеков и предлагается их исправить.

Гибкая настройка

Для скачивания доступно 5 вариантов пакета с различной комплектацией, также предлагается 3 режима инсталляции и профили.

Для каждого мультимедиа формата можно выбрать подходящий декодер из доступных вариантов, по умолчанию K-Lite подбирает наиболее оптимальный. Для пользователей Windows 7 и 8 предусмотрена специальная утилита Preferred Filter Tweaker for Windows 7 and 8 для настройки предпочтительных кодеков в обход ОС.

Регулярные обновления

Пользователю не нужно следить за обновлением каждого аудио- или видеокодека или других компонентов: K-Lite всегда содержит актуальные версии.

Сборки K-Lite

На странице для скачивания доступно 6 вариантов пакета:

  • Basic - обеспечивает поддержку наиболее известных форматов мультимедиа: AVI, MKV, MP4, OGM, FLV. Минимальный набор, не включающий в состав видеоплейер. Будет оптимален в том случае, если вы предпочитаете использовать другой плеер, а для воспроизведения достаточно минимального набора кодеков.
  • Standard - включает также проигрыватель Media Player Classic HomeCinema, декодер DVD MPEG-2 (открывает больше возможностей при воспроизведении DVD-дисков), утилиту MediaInfo Lite, которая отображает детальную информацию о медиа файле.
  • Full - по сравнению со стандартной версией, сюда включены madVR - высококачественный рендерер, утилита для диагностики GraphStudioNext и дополнительные фильтры DirectShow.
  • Mega - содержит кодеки ACM и VFW, фильтры DirectShow, дополнительные утилиты. При установке будет предложен видеоплейер на выбор: Media Player Classic HomeCinema или Media Player Classic Regular. О различиях между ними можно прочесть ниже.
  • 64-битная сборка - рекомендуется для установки поверх 32-битной версии, если вы планируете воспроизводить видео в 64-битной среде. Стоит подчеркнуть, что этот пакет будет идти в дополнение, а не взамен вышеперечисленных вариантов, поскольку не все приложения поддерживают 64-битные кодеки.

Есть другой способ просмотра информации по сборкам, доступный на сайте пакета K-Lite в виде сравнительных таблиц: и . По сути, если вас интересует конкретная функция или формат, то и сравнивать ничего не нужно.

Установка

Возможно три режима установки - простой, обычный и расширенный, в зависимости от чего изменяется количество настроек для компонентов, входящих в состав пакета.

На следующем шаге - выбор установочного профиля. Он влияет не только на количество компонентов, но и на предпочтительные настройки. Например, «LAV for everything» подразумевает, что декодирование видео по возможности будет производиться с помощью LAV Video. «Lot of stuff» - инсталляция максимального количества компонентов.

Вы не сможете установить несколько кодеков или фильтров для воспроизведения одного формата, так как это неизбежно вызвало бы конфликт. Опция «Use system default» обозначает, что инсталлятор уже обнаружил кодек, который не относится к составу K-Lite: например, включенный в состав ОС или установленный ранее.

На последнем шаге («Hardware Acceleration») - настройки аппаратного ускорения видео. Очень желательно ознакомиться с небольшим справочным документом по описанию настроек (кнопка «Help» внизу окна).

Так, согласно справке, на быстром процессоре выставляем стандартные настройки («Use software decoding»), на видеокартах NVIDIA - CUVID или LAV DXVA2, на AMD - LAV DXVA2, при использовании плеера Media Player Classic HomeCinema - декодер DXVA.

Состав K-Lite

В состав пакета кодеков входят:

  • DirectShow сплиттеры
  • фильтры декодирования видео DirectShow
  • фильтры декодирования аудио DirectShow
  • парсеры аудио DirectShow
  • фильтр субтитров DirectShow
  • другие кодеки и фильтры
  • плеер Media Player Classic / HomeCinema и дополнительные утилиты

Для того, чтобы «расшифровать» этот список, нужно пояснить смысл некоторых терминов (см. ниже). Более наглядно работа сплиттера, фильтров и парсеров может быть отображена программой GraphStudioNext, которая входит в состав K-Lite. Для примера проще всего открыть любой медиафайл с помощью команды «File - Render Media File…». Процесс обработки файла будет продемонстрирован на схеме.

DirectShow - это фреймворк от Microsoft, который функционирует в Windows и является средой для воспроизведения форматов аудио и видео и ввода/вывода на устройства. Некоторые форматы поддерживаются DirectShow изначально, список меняется с каждой версией Windows. На данный момент DirectShow вытесняется фреймворком Media Foundation, который интегрирован в Windows 7 и Windows 8.

Сплиттеры (англ. «source filters», дословно - фильтры источника) отделяют от контейнера аудио и видео для дальнейшей обработки декодерами. Нужно понимать, что файл для воспроизведения представляет собой контейнер, который часто ошибочно называют форматом видео.

Фильтры декодирования видео и аудио DirectShow, или фильтры преобразования, добавляют поддержку дополнительных форматов файлов, которые могут воспроизводиться любым видеоплейером.

Примером фильтров можно назвать популярный декодер ffdshow, который работает на основе открытых библиотек. Он позволяет воспроизводить Xvid, DivX и H.264 - а это, пожалуй, большинство случаев, с которыми приходится иметь дело. В состав ffdshow входят фильтры (не путать с фильтрами DirectShow), которые позволяют управлять воспроизведением в режиме реального времени: применять фильтры, изменять размеры, цвет и т. п.

Разработчики K-Lite прямым текстом советуют выбирать декодер LAV ввиду его большей производительности и стабильности, а ffdshow - только в том случае, если необходима экстра-функциональность.

Наравне с LAV Video, входит во все пакеты, остальные фильтры опциональны и могут быть заменяемы.

Аналогично, аудиофильтры декодируют аудиоформаты, отделенные от контейнера сплиттером. В их числе популярная библиотека AC3Filter, которая добавляет поддержку AC3 и DTS вместе с инструментами для настройки многоканального аудио.

Задача парсера - вывод сигнала на устройство после его декодирования.

Плеер Media Player Classic

Безусловно, при установке K-Lite практически любой проигрыватель (GOM Player, LightAlloy, Zoom Player и т. п.) будет работать с требуемыми форматами. Однако в случае с K-Lite все же предпочтительно использовать Media Player Classic, который не входит только в сборку Basic. Данный видеопроигрыватель лучше всего оптимизирован под этот пакет, к тому же, в составе K-Lite он находится в модифицированном виде.

Существует два плейера: Media Player Classic Home Cinema и Media Player Classic Regular, который является ответвлением проекта Home Cinema. Несмотря на то, что базируются они на одной платформе, различия есть.

Относительно плеера Classic Regular можно сказать только то, что он, в сравнении с Home Cinema, менее функционален. Для знакомства с ним нужно установить сборку Mega и при установке указать Media Player Classic Regular в качестве предпочитаемого плеера.

Среди прочих приятных дополнений Media Player Home Cinema: вывод изображения на несколько мониторов, аппаратное декодирование H.264, поддержка множества форматов субтитров, присутствие локализации, в том числе и русской. В оригинальном дистрибутиве Home Cinema, который можно скачать на , уже предусмотрены декодеры (поэтому плеер может работать и автономно, без установки K-Lite). В описании K-Lite же указано, что встроенные в плеер кодеки были заменены более эффективными - теми, которые доступны на выбор при установке K-Lite.

Утилиты

После установки K-Lite возникает необходимость в тонкой настройке кодеков. Найти вспомогательные утилиты можно в директории с установленным пакетом K-Lite, папка Tools.

Codec Tweak Tool

Основные настройки K-Lite собраны в оболочке Codec Tweak Tool. В настройках вы можете удалить битые кодеки и фильтры (которые были неправильно установлены или оставили следы в реестре), перезарегистрировать фильтры, сбросить настройки на изначальные, сформировать лог из содержимого пакета, иногда это требуется для диагностики.

Наиболее интересная секция - «Configuration», здесь собраны настройки всех установленных фильтров (аудио-, видео-, source фильтры (сплиттеры)). В принципе, то же самое нетрудно проделать через параметры видеоплейера, но это был бы не самый удобный способ.

Codec and Filter Management позволяет активировать и деактивировать ненужные фильтры и кодеки, в т. ч. входящие в состав ОС. Дополнительно, по аналогии с установкой K-Lite, для каждого формата можно указать предпочитаемые сплиттеры.

Preferred Filter Tweaker for Windows 7 and 8

Пользователям Windows 7 и Windows 8 нужно обратить внимание на утилиту Win7DSFilterTweaker. Ее необходимость проявляется в том, что в этих ОС своя система декодирования аудио и видео - Media Foundation. Встроенные возможности этого фреймворка не могут быть перекрыты сторонними фильтрами без внесений изменений в реестр. Для этого, собственно, и предназначается эта утилита. С ее помощью можно не только указать предпочтительные декодеры, но также отключить неиспользуемые, вплоть до деактивации Media Foundation.

MediaInfo

Утилита, с помощью которой можно узнать детальную информацию о файле: битрейт, разрешение, контейнер, форматы аудио и видео, компрессия. Технические данные будут полезны, если нужно будет перенастроить фильтры или установить недостающий кодек. Данная программа встроена в Media Player Classic и доступна как вкладка «Mediainfo», пункт «Свойства» в контекстном меню.

GraphStudioNext

Очень познавательная утилита для анализа аудио и медиафайлов. После обработки содержимого GraphStudioNext в виде схемы показывает процесс обработки, который проходит файл перед выводом на экран и динамики. Все это зависит от конкретной конфигурации кодеков в пакете. Поэтому GraphStudioNext будет полезно использовать для диагностики при появлении проблем с воспроизведением файла. Кроме того, каждый компонент на схеме кликабелен и открывает настройки кодека или сплиттера.

VobSubStrip

Редактирование субтитров в формате IDX - можно удалить ненужные потоки из списка и пересохранить.

В рубрику F1 периодически приходят письма о проблемах с различными видеофайлами. В большинстве случаев они связаны с установленным в системе кодек-паком, например K-Lite Codec Pack, поэтому мы решили подробно рассказать, что именно необходимо для воспроизведения видео вообще, какой набор программ достаточно инсталлировать для нормального просмотра файлов и что можно сделать в случае возникновения неполадок.

Теория

Обычный видеофайл содержит в себе видеодорожку, одну или несколько дорожек со звуком, одну или несколько дорожек с субтитрами, служебную информацию об используемых форматах сжатия, так называемый индекс (блок с адресами расположения конкретных участков записи, применяется во время «перемотки»), набор текстовых полей. Формат, в котором хранится эта информация в файле, именуется контейнером . Наиболее популярным на данный момент является контейнер AVI (Audio and Video Interleaved), достаточно распространены MPEG1/2 (расширения файлов – mpg/mpe/vob), Advanced Streaming Format (asf), OGG Media (ogg), Matroska (mkv), Real Media (rm/rv/ram), QuickTime (mov/qt), начал завоевывать аудиторию контейнер MPEG4 (mp4). Кроме того, существует еще DivX Media (divx), появившийся вместе с шестой версией одноименного кодека и представляющий собой расширенный, но обратносовместимый вариант контейнера AVI. Сейчас DivX Media жалуют немногие, и, скорее всего, он не приживется.

Для извлечения из контейнера потоков видео, аудио и субтитров и их разделения используются специальные библиотеки Windows – сплиттеры, или демультиплексоры . По умолчанию в Windows (начиная с Win2000) имеются сплиттеры для AVI, MPEG1/2 и ASF. Все остальные необходимо устанавливать отдельно, что будет подробно описано ниже.

После разделения каждый из потоков файла должен быть декодирован (разжат). Для этого существуют соответствующие библиотеки, называемые кодеками . Термин «кодек» является сокращением от «кодер-декодер» и отражает две задачи, которые такая библиотека может решать – сжатие видео в свой формат и его распаковка для воспроизведения. К слову, кодек не обязательно выполняет обе функции, существуют и такие, которые могут только первое или только второе. Скажем еще, что сжимающая часть кодека часто именуется не кодером, а энкодером .

Видеокодеки бывают нескольких типов – Video for Windows (VfW), DirectShow (DSH) и DirectX Media Object (DMO). Практически во всех плеерах при воспроизведении применяется DirectShow; а кодеки VfW используются некоторыми программами для сжатия видео, в частности очень популярной VirtualDub/VirtualDubMod. Кодеки типа DMO являются скорее подвидом DirectShow и отличаются тем, что часть их функций перекладывается на приложение, воспроизводящее видео, и по этой причине подобный тип не особо популярен. Аудиокодеки также делятся на несколько видов – Audio Compression Manager (ACM), использующийся в паре с VfW, и аналогичные видео DirectShow и DirectX Media Object. Специальные коды – FourCC (видео) и TwinCC (аудио) – описывают формат сжатия картинки и звука, а также определяют, что нужно для их декодирования. Однако для воспроизведения видеоряда не обязательно должен применяться тот же кодек, что и для компрессии.

Вернемся к форматам сжатия видео. Наиболее популярным является MPEG4, представленный в виде нескольких слегка различающихся кодеков. Сам стандарт состоит из 19 частей, каждая из которых описывает определенные возможности кодека, и еще 3 находятся в процессе разработки. Все имеющиеся сейчас кодеки MPEG4, за исключением принадлежащих к стандарту H.264, представляют собой реализацию MPEG4 Part 2. Кодеки стандарта H.264 являются реализацией MPEG4 Part 10. Наиболее известными кодеками формата MPEG4 являются DivX, XviD и Windows Media Video. Кроме обычных, существуют и так называемые HD-версии, которые отличаются большим поддерживаемым разрешением – до 1920×1080 точек.

Второй по популярности (но первым по качеству) – это формат MPEG2. В нем кодируется видео на дисках DVD-Video и ведется бóльшая часть спутникового вещания. По сравнению с MPEG4 для кодирования информации с тем же качеством формату MPEG2 необходим больший битрейт. Преимущество же MPEG2 состоит в том, что ему доступны более высокие битрейты (вплоть до 25 Mbps), а кроме того, видео в MPEG2 не страдает некоторыми «болезнями» MPEG4 (вроде ступенчатости на плавном цветовом переходе).

Формат MPEG1 на данный момент практически исчез из обихода, его можно встретить разве что в старых роликах или на Video-CD. Средства его декодирования уже давно встроены в систему.

Как было сказано выше, информация о том, каким именно кодеком упаковано видео в файле, представляется в виде FourCC-кода, состоящего из четырех символов. Каждый кодек имеет свой уникальный FourCC-код, однако в целях совместимости иногда при кодировании указывается «чужой» FourCC-код. Допустим, если видео планируется смотреть на стационарном плеере, то при сжатии его с помощью FFDshow стоит указать FourCC не FFDS, а DivX или XviD, иначе файл почти наверняка не воспроизведется.

Теперь перейдем к форматам сжатия аудио. Бесспорным (пока) лидером здесь является MP3 (полное название – MPEG1 Layer 3). Основной его недостаток – поддержка всего двух каналов аудио. Такого ограничения нет у созданного на его основе формата AAC, а также у технологий AC3 (Dolby Digital) и DTS. Формат Windows Media Audio, затевавшийся как конкурент MP3 и дающий возможность добиться лучшего качества на низких битрейтах, к настоящему времени обзавелся поддержкой многоканального звука и выступает уже как конкурент AAC. Достаточно популярен и OGG Vobris, который позволяет получить качество, сравнимое с MP3, на более низких битрейтах, или более высокое – на равных. Информация о формате аудио хранится в TwinCC-коде, представляющем собой комбинацию из четырех цифр, к примеру 0055 для MP3.

Практика

От теории перейдем к практике. Начнем со сплиттеров: по умолчанию (здесь и далее речь идет о Windows XP) в системе установлены сплиттеры для avi, mpg, mpe, vob и asf. Сплиттеры для Real Media, QuickTime и DivX идут в комплекте с соответствующими проигрывателями от компаний-разработчиков. Для ogg, mkv/mka/mks и mp4 существует несколько различных сплиттеров, но наилучшим выбором является Haali Media Splitter , поддерживающий все эти контейнеры. В случае если по каким-то причинам он не подходит, необходимо устанавливать отдельные сплиттеры для каждого из контейнеров. Взять их можно, к примеру, с сайта .

С кодеками дела обстоят намного хуже. Из видеокодеков по умолчанию имеются декодер MPEG1, декодер и энкодер Windows Media Video, достаточно старая версия MPEG4 от Microsoft и еще несколько штук для устаревших и практически не используемых форматов. С аудио ситуация получше – наличествуют декодеры и энкодеры MP3 (с ограничением у энкодера до 56 Kbps), Windows Media Audio и пара почти списанных в утиль кодеков. Обычно проблема ограниченного количества кодеков решается с помощью кодек-пака, но мы предлагаем сделать по-другому – установить FFDshow. После его инсталляции будем иметь поддержку практически всех необходимых форматов, включая новейший H.264. Однако по умолчанию она распространяется только на DirectShow-приложения. Кодек формата VfW в систему устанавливается, но изначально он декодирует только собственные форматы FFDS/FVFW. Для использования же других в VfW-приложениях необходимо запустить VFW codec configuration и на вкладке Decoder в разделе Кодеки самостоятельно выбрать нужные форматы.

Кроме FFDshow, для видео иногда требуются декодеры RealMedia и QuickTime. Можно, конечно, установить родные программы от Real Networks и Apple, но они громоздки и весьма неудобны. Мы рекомендуем обратить внимание на альтернативные пакеты – Real Alternative и QuickTime Alternative, которые представляют собой извлеченные из оригинальных программ необходимые сплиттеры и кодеки, причем использовать их способен любой проигрыватель формата DirectShow. В комплекте с кодеками идет также Media Player Classic, наиболее удобный для просмотра видео в этих форматах (у ряда других плееров есть проблемы с воспроизведением звука).

От видео ненадолго перейдем к аудио. Аудиодекодер FFDshow поддерживает все более-менее распространенные форматы аудио, и для просмотра фильмов ничего, кроме него, устанавливать уже не надо. Однако если вам понадобится сжимать звук в формат MP3, то необходимо будет заменить стандартный энкодер MP3 от Microsoft на Lame MP3 Encoder, скачать который также можно с сайта .

Решение проблем

Итак, нужные кодеки установлены, практически все видеофайлы воспроизводятся нормально, но есть еще несколько фильмов, которые посмотреть не удается. Эта часть статьи посвящена решению оставшихся проблем.

Если файл отказывается воспроизводиться, необходимо выяснить, какого именно системного компонента не хватает для нормальной работы. В первую очередь – определить тип контейнера у данного файла и убедиться, установлен ли в системе соответствующий сплиттер. Если да, то, скорее всего, загвоздка в отсутствии кодека. Узнать его FourCC-код поможет программа GSpot, скачать которую можно по адресу . Открываем в ней проблемный файл, и в правой верхней части окна видим FourCC-код, название кодека и его наличие/отсутствие в системе. К сожалению, GSpot работает только с контейнерами AVI и MPEG1/2, потому в случае новых ogg, mkv или mp4 придется действовать иначе. Открываем файл в VirtualDubMod, в меню File выбираем пункт File Information – в строке FourCC Code находится необходимая нам информация. Теперь стоит заглянуть в настройки FFDshow (ярлык Video decoder configuration ), поскольку по умолчанию включена поддержка только самых основных форматов (из полусотни «знакомых» программе). Если нужного там не окажется, то узнать, какому кодеку соответствует полученный FourCC-код, можно в уже упомянутой программе GSpot, выбрав в меню Tables пункт Video Codecs . Если и это не поможет, то просматриваем большой список FourCC-кодов, расположенный по адресу , там же есть и ссылки на страницы закачки описанных кодеков.

Перейдем к следующей проблеме, которая встречается намного чаще. Файл открывается, начинается воспроизведение, однако изображение отсутствует или выводится неправильно. Причиной этого обычно является использование неподходящего декодера или, что бывает намного реже, ошибка в декодере. И тут надо объяснить, почему не стоит применять кодек-паки – чаще всего виновниками подобных недоразумений оказываются именно они. В качестве примера возьмем достаточно популярный K-Lite Codec Pack. Его полная версия представляет собой свалку всего, что попало под руку составителю. Отметим самые яркие проявления подобного подхода: в K-Lite Codec Pack Full имеются три кодека для MPEG2 (не считая FFDshow), столько же сплиттеров для MPEG2, по три кодека для MP3, AAC и AC3, из кодеков MPEG4, кроме последних версий DivX, XviD и FFDshow, есть редко встречающийся 3ivX Pro и старые версии MS MPEG4 и DivX 3.11. После установки подобной «солянки» вероятность того, что для декодирования будет использован не самый подходящий кодек, многократно возрастает. Да, бывают и достаточно сбалансированные кодек-паки, но им присущ еще один недостаток: как только обновляется один из компонентов кодек-пака, приходится закачивать заново весь сборник.

Вернемся к проблеме неправильного декодера. Читатель, последовавший советам практической части нашей статьи, может задать вопрос – а откуда возьмется неправильный декодер, если я его не инсталлировал? Это происходит из-за того, что некоторые приложения считают своим долгом установить различные кодеки и сплиттеры, даже не спрашивая разрешения у пользователя. В первую очередь этим грешат программы для обработки видео в MPEG2/4, ПО для тюнеров, DVD-плееры и даже Nero Burning ROM – последний при установке добавляет в систему больше десятка своих кодеков и сплиттеров для форматов MPEG2/4 и QuickTime; при инсталляции InterVideo WinDVD 7 без спроса устанавливаются кодеки DivX 6. Имеют такое свойство и игры: к примеру, демо-версия Mayabin3 без спроса внедряет в систему кодек XviD и предлагает добавить еще ogg splitter неизвестно какой давности. К тому же штатной возможности удалить такой кодек игра не предоставляет, так что после ее деинсталляции чистить систему приходится вручную. Стоит отметить, что проблемы с воспроизведением видео возникают не из-за простой установки дополнительных продуктов, а из-за того, что подобные программы назначают своим кодекам бóльшие приоритеты, то есть подменяют ими уже имеющиеся в системе.

Бороться с «нелегалами» достаточно легко. Например, файлы кодеков можно просто удалить. Однако некоторые из них бывают нужны для нормального функционирования инсталлировавших их программ, и потому лучше оставить новые кодеки в системе, но не давать их использовать никаким приложениям, кроме «родного». Сделать это можно с помощью уже упоминавшейся программы GSpot. Открываем в ней файл, при воспроизведении которого задействуется неправильный кодек, и в разделе Proposed Codec Solutions and Test нажимаем кнопку 1 под надписью A/V. В текстовом поле справа появится информация о кодеках, которые будут использоваться для проигрывания данного файла. Узнав название «лишнего» кодека, идем в меню Options и выбираем пункт Settings . Активируем Expert Mode: Enable codec management functions on menus , что позволит управлять приоритетом кодеков прямо из программы. Закрываем окно настроек, выбираем в меню System команду List Codecs and Other Filters . В появившемся списке находим необходимый кодек, щелкаем на нем правой кнопкой и останавливаемся на опции Set Filter Merit… контекстного меню. В появившемся окне перемещаем ползунок вниз до значения 0×200000 (можно и ниже, но нежелательно). После данной операции этот кодек будет использоваться, только если программа явно к нему обратится.

Последняя группа недоразумений при воспроизведении видео связана с возможной несовместимостью декодеров/сплиттеров с видеоплеерами, ошибками самих декодеров и случаями повреждения видеофайлов. Первую ситуацию диагностировать просто: достаточно открыть файл в другом проигрывателе (или даже в GSpot), и если проблема исчезла, то ее источник – именно несовместимость плеера и кодека. Когда воспроизведение файла затруднено и в другом проигрывателе, скорее всего виновником этого является ошибка в кодеке, и стоит либо обновить его, либо, наоборот, вернуться к более старой версии, на которой подобных ошибок не наблюдалось. Если же файл поврежден, его можно попытаться исправить с помощью VirtualDubMod. Данный способ годится только для файлов в контейнерах avi, mkv или ogg. В меню File выбираем команду Open , ставим внизу окна галочку возле пункта Ask for extended options after this dialog , находим нужный файл и нажимаем Открыть . В появившемся окне отмечаем птичкой пункт Re-derive keyframe flags и жмем OK. По завершении операции выбираем в меню Video в пункте Scan video streams for errors подпункт Scan . После окончания этой процедуры идем в меню File Save As , указываем новое имя для исправленного файла и внизу окна в пункте Video Mode выбираем Direct Stream Copy . В результате получаем рабочий файл с частями видео, которые не были повреждены.

Наверняка вы хоть раз в жизни сталкивались с тем, что ваш компьютер отказывался воспроизводить скачанную музыку, видеоролик или фильм с диска именно в тот день, когда вы решили провести приятный вечер у экрана монитора. От этой проблемы можно избавиться раз и навсегда, если переустановить или обновить кодеки.

Не знаете, что такое кодеки и как они работают? Тогда эта статья – для вас! Из нее вы узнаете, для чего нужны кодеки и какими они бывают, а также поймете, как устроен процесс воспроизведения видео на ПК и мобильных устройствах.

Всё, что нужно знать о кодеках


Кодеком (от английского codec ) называют программу, предназначенную для кодирования и декодирования данных мультимедиа (например, аудио- и видеопотоков). Каждый кодек «специализируется» только на одном типе данных. За обработку звуковых записей отвечают аудиокодеки (AAC, AIF, AU, MP3, RA, RAM, WMA, FLAC), с видео работают видеокодеки (DivX, AVI, H.261, H.263, H.264, MPEG, RM, RV, WMV). Над роликами, в которых содержится и звук, и видео, «колдуют» оба этих типа кодеков.

Также существуют кодеки, предназначенные для обработки цифровых изображений и текста, однако в этой статье речь пойдет именно об аудио- и видеокодеках.

Как работают кодеки?

Представьте, что вы записали ролик на видеокамеру, загрузили его в компьютер и открыли с помощью проигрывателя. Казалось бы, пустяковое дело! Но кодекам на вашей камере и компьютере пришлось немало потрудиться, чтобы вы смогли это сделать. Давайте посмотрим, чем же занимаются эти программы, когда вы записываете видео и проигрываете снятые клипы.


Кодеки принимаются за работу в тот самый момент, когда вы нажимаете кнопку записи на своей камере. Прямо во время съемки видеокодек сжимает и кодирует видеодорожку, а аудиокодек работает со звуковой дорожкой. Затем оба потока синхронизируются и сохраняются в одном медиаконтейнере, а если говорить проще – формате. Камеры могут вести запись как в популярных форматах типа AVI и MP4, так и в более экзотических.

Теперь, когда вы перенесли снятый клип на свой компьютер, в дело вступают кодеки, установленные на нем: видеокодек распаковывает изображение, аудиокодек – звуковую дорожку, а проигрыватель выводит эту информацию на экран и в колонки вашего компьютера.

Зачем все эти сложности?

Неужели нельзя обойтись без кодирования? Теоретически – можно, на практике – лучше не стоит. Дело в том, что кодеки выполняют очень важную функцию: они сжимают файлы до размеров, приемлемых для современных устройств.

Видеофайлы, создаваемые камерами в процессе записи, имеют слишком большой размер: пятиминутный ролик, снятый на современный смартфон, в несжатом состоянии может занимать несколько гигабайт памяти! Вспомните, сколько места есть на дисках вашего компьютера и мобильных устройств, и представьте, сколько несжатых видеороликов вы могли бы на нем хранить – вряд ли эта цифра будет слишком большой.

Возможно, в будущем, когда память компьютеров и гаджетов будет исчисляться десятками и сотнями терабайтов, необходимость в использовании кодеков отпадет, но сейчас без этих шустрых программ, превращающих гигабайтные видео в мегабайтные, нам не обойтись.

Как же кодеки уменьшают размер файлов?

Сжатие видео и аудио происходит за счет устранения так называемой избыточности данных. Как это происходит? Представьте, что вы в течение 5 минут снимали морской пейзаж – такой, как на картинке:


Допустим, ваша камера снимает со скоростью 30 кадров в секунду. Получается, за 1 секунду записи она сохраняет в своей памяти 30 уникальных изображений. А за 5 минут (300 секунд) она снимет целых 9000 кадров!

Но что может кардинально измениться в этом пейзаже за 1 секунду? Позеленеет небо? Испарится вода?

Даже если произойдут какие-то изменения, то они будут плавными, и на их осуществление потребуется время. Вывод: ежесекундно камера снимает 30 практически полностью идентичных друг другу кадров.

Так зачем же сохранять в памяти все эти кадры целиком? Для записи пейзажа на видео кодеку достаточно сохранить один исходный кадр, найти все похожие на него и удалить из похожих кадров повторяющиеся части изображения. Затем, при воспроизведении видео, кодек будет наслаивать изменяющиеся части на исходное изображение. Если в картинке что-то поменяется, кодек выделит еще один исходный кадр и все на него похожие. Описанный алгоритм называют компенсацией движения и считают одним из основных методов сжатия видеоданных.

Компенсация движения – это всего лишь один из множества методов, применяемых видеокодеками при обработке записей с камер. Свои способы устранения избыточной информации используют и аудиокодеки. В результате работы кодеков из аудио- и видеопотоков удаляется большая часть «лишних» данных. За счет этого и происходит изменение объема закодированного файла.

Какой кодек выбрать?

Существует множество видео- и аудиокодеков, предназначенных для различных целей. Вот краткий список самых популярных кодеков:

  • H.264 (MPEG-4)
  • MPEG-2
  • H.265 (MPEG-H, HEVC)
  • Flash

Чтобы вам не пришлось подолгу искать, какой кодек лучше подойдет вам, мы советуем скачать K-Lite Codec Pack – универсальный пакет для Windows, в котором есть все, что понадобится для проигрывания практически любого видео: самые хорошие кодеки для AVI, MKV, MP4 и других форматов.

А вдруг кодек сработает неправильно и удалит нужную информацию?
Можно ли обработать видеофайл без потерь?

В основе современных кодеков лежат сложные комплексные алгоритмы сжатия данных, которые помогают свести потери информации к минимуму. Однако если вы все-таки хотите перестраховаться, у нас есть хорошие новости: существуют так называемые lossless-кодеки, обрабатывающие видео без потерь. Это значит, что при декодировании потока информация будет воспроизведена бит к биту. Однако следует быть готовыми к тому, что размер видеофайла, обработанного такими кодеками, будет довольно большим.

*** Проблемы с просмотров различных видеофайлов в большинстве случаев связаны с установленным в системе кодеками или их набором (кодек-паком, например, K-Lite Codec Pack). Я подробно расскажу, что именно необходимо для воспроизведения видео вообще, какой набор программ достаточно инсталлировать для нормального просмотра файлов и что можно сделать в случае возникновения неполадок.

Видеофайл

*** Обычный видеофайл содержит в себе: видеодорожку, одну или несколько дорожек со звуком, одну или несколько дорожек с субтитрами, служебную информацию об используемых форматах сжатия (так называемый индекс-блок с адресами расположения конкретных участков записи, применяется во время "перемотки"), набор текстовых полей. Формат, в котором хранится эта информация в файле, именуется контейнером. Наиболее популярным на данный момент является контейнеры:

AVI (Audio and Video Interleaved)

MPEG1/2 (расширения файлов - mpg/mpe/vob)

Advanced Streaming Format (asf)

OGG Media (ogg)

Real Media (rm/rv/ram)

QuickTime (mov/qt)

DivX Media (divx) представляет собой расширенный, но обратносовместимый вариант контейнера AVI.

*** Для извлечения из контейнера потоков видео, аудио и субтитров и их разделения используются специальные библиотеки Windows - сплиттеры, или демультиплексоры. По умолчанию в Windows (начиная с Win2000) имеются сплиттеры для AVI, MPEG1/2 и ASF. Все остальные необходимо устанавливать отдельно, что будет подробно описано ниже.

Кодек

*** После разделения каждый из потоков файла должен быть декодирован (разжат). Для этого существуют соответствующие библиотеки, называемые кодеками. Термин "кодек" является сокращением от "кодер-декодер" и выполняет две задачи, которые такая библиотека может: сжатие видео в свой формат и его распаковка для воспроизведения. Но кодек не обязательно выполняет обе функции, существуют и такие, которые могут выполнять одну из функций. Заметим для строгости, что сжимающая часть кодека часто именуется не кодером, а энкодером.

*** Видеокодеки бывают нескольких типов (по низкоуровневой работе с изображением) - Video for Windows (VfW), DirectShow (DSH) и DirectX Media Object (DMO). Практически во всех плеерах при воспроизведении применяется DirectShow; а кодеки VfW используются некоторыми программами для сжатия видео, в частности очень популярной VirtualDub/VirtualDubMod. Кодеки типа DMO являются скорее подвидом DirectShow и отличаются тем, что часть их функций перекладывается на приложение, воспроизводящее видео, и по этой причине подобный тип не особо популярен.

*** Аудиокодеки также делятся на несколько видов - Audio Compression Manager (ACM), использующийся в паре с VfW, и аналогичные видео DirectShow и DirectX Media Object.

*** Специальные коды, употребляемые в файле - FourCC (видео) и TwinCC (аудио) - описывают формат сжатия картинки и звука, а также определяют, что нужно для их декодирования. Однако для воспроизведения видеоряда не обязательно должен применяться тот же кодек, что и для компрессии. Пример XviD воспроизводится DivX -ом даже лучше чем родным кодеком.

Форматы сжатия видео

*** Наиболее популярным является MPEG4, представленный в виде нескольких слегка различающихся кодеков. Сам стандарт состоит из 19 частей, каждая из которых описывает определенные возможности кодека, и еще 3 находятся в процессе разработки. Все имеющиеся сейчас кодеки MPEG4, за исключением принадлежащих к стандарту H.264, представляют собой реализацию MPEG4 Part 2. Кодеки стандарта H.264 являются реализацией MPEG4 Part 10. Наиболее известными кодеками формата MPEG4 являются DivX, XviD и Windows Media Video. Кроме обычных, существуют и так называемые HD-версии, которые отличаются большим поддерживаемым разрешением - до 1920х1080 точек.

*** Второй по популярности (но первый по качеству) - это формат MPEG2. В нем кодируется видео на дисках DVD-Video и ведется б0льшая часть спутникового вещания. По сравнению с MPEG4 для кодирования информации с тем же качеством формату MPEG2 необходим больший битрейт (т.е. нужно большее количество информации на единицу времени). Преимущество же MPEG2 состоит в том, что ему доступны более высокие битрейты (вплоть до 25 Mbps), а кроме того, видео в MPEG2 отстутструют некоторые минусы MPEG4 (вроде ступенчатости на плавном цветовом переходе или квадратиков при испорченных кадрах последовательности).

*** Формат MPEG1 на данный момент практически исчез из обихода, его можно встретить разве что в старых роликах или на Video-CD. Средства его декодирования уже давно встроены в систему.

*** Как было сказано выше, информация о том, каким именно кодеком упаковано видео в файле, представляется в виде FourCC-кода, состоящего из четырех символов. Каждый кодек имеет свой уникальный FourCC-код, однако в целях совместимости иногда при кодировании указывается "чужой" FourCC-код. Допустим, если видео планируется смотреть на стационарном плеере, то при сжатии его с помощью FFDshow стоит указать FourCC не FFDS, а DivX или XviD, иначе файл почти наверняка не воспроизведется

Форматы сжатия аудио

*** Бесспорным (пока) лидером здесь является MP3 (полное название - MPEG1 Layer 3). Основной его недостаток - поддержка всего двух каналов аудио. Такого ограничения нет у созданного на его основе формата AAC, а также у технологий AC3 (Dolby Digital) и DTS. Формат Windows Media Audio, затевавшийся как конкурент MP3 и дающий возможность добиться лучшего качества на низких битрейтах, к настоящему времени обзавелся поддержкой многоканального звука и выступает уже как конкурент AAC. Достаточно популярен и OGG Vobris, который позволяет получить качество, сравнимое с MP3, на более низких битрейтах, или более высокое - на равных. Информация о формате аудио хранится в TwinCC-коде, представляющем собой комбинацию из четырех цифр, к примеру 0055 для MP3.

От теории к практике

*** Начнем со сплиттеров: по умолчанию (здесь и далее речь идет о Windows XP) в системе установлены сплиттеры для avi, mpg, mpe, vob и asf. Сплиттеры для Real Media, QuickTime и DivX идут в комплекте с соответствующими проигрывателями от компаний-разработчиков. Для ogg, mkv/mka/mks и mp4 существует несколько различных сплиттеров, но наилучшим выбором является Haali Media Splitter, поддерживающий все эти контейнеры. В случае если по каким-то причинам он не подходит, необходимо устанавливать отдельные сплиттеры для каждого из контейнеров. Взять их можно, к примеру, с сайта.

*** С кодеками дела обстоят намного хуже. Из видеокодеков по умолчанию имеются декодер MPEG1, декодер и энкодер Windows Media Video, достаточно старая версия MPEG4 от Microsoft и еще несколько штук для устаревших и практически не используемых форматов. С аудио ситуация получше - наличествуют декодеры и энкодеры MP3 (с ограничением у энкодера до 56 Kbps), Windows Media Audio и пара почти списанных в утиль кодеков. Обычно проблема ограниченного количества кодеков решается с помощью кодек-пака, но мы предлагаем сделать по-другому - установить FFDshow. После его инсталляции будем иметь поддержку практически всех необходимых форматов, включая новейший H.264. Однако по умолчанию она распространяется только на DirectShow-приложения. Кодек формата VfW в систему устанавливается, но изначально он декодирует только собственные форматы FFDS/FVFW. Для использования же других в VfW-приложениях необходимо запустить "VFW codec configuration" и на вкладке "Decoder" в разделе "Кодеки" самостоятельно выбрать нужные форматы.

*** Кроме FFDshow, для видео иногда требуются декодеры RealMedia и QuickTime. Можно, конечно, установить родные программы от Real Networks и Apple, но они громоздки и весьма неудобны. Мы рекомендуем обратить внимание на альтернативные пакеты - Real Alternative и QuickTime Alternative, которые представляют собой извлеченные из оригинальных программ необходимые сплиттеры и кодеки, причем использовать их способен любой проигрыватель формата DirectShow. В комплекте с кодеками идет также Media Player Classic, наиболее удобный для просмотра видео в этих форматах (у ряда других плееров есть проблемы с воспроизведением звука).

*** Аудиодекодер FFDshow поддерживает все более-менее распространенные форматы аудио, и для просмотра фильмов ничего, кроме него, устанавливать уже не надо. Однако если вам понадобится сжимать звук в формат MP3, то необходимо (и даже рекомендуется) будет заменить стандартный энкодер MP3 от Microsoft на Lame MP3 Encoder, скачать который также можно с сайта.

Решение проблем

*** Если есть еще несколько фильмов, которые посмотреть не удается, то читайте далее. Если файл отказывается воспроизводиться, необходимо выяснить, какого именно системного компонента не хватает для нормальной работы. В первую очередь - определить тип контейнера у данного файла и убедиться, установлен ли в системе соответствующий сплиттер. Если да, то, скорее всего, загвоздка в отсутствии кодека. Узнать его FourCC-код поможет программа GSpot, ее, возможно, придется скачать дополнительно. Открываем в ней проблемный файл, и в правой верхней части окна видим FourCC-код, название кодека и его наличие/отсутствие в системе. К сожалению, GSpot работает только с контейнерами AVI и MPEG1/2, потому в случае новых ogg, mkv или mp4 придется действовать иначе: открываем файл в VirtualDubMod и в меню "File" выбираем пункт "File Information" - в строке "FourCC Codec" находится необходимая нам информация. Теперь стоит заглянуть в настройки FFDshow (ярлык "Video decoder configuration"), поскольку по умолчанию включена поддержка только самых основных форматов (из полусотни "знакомых" программе). Если нужного там не окажется, то узнать, какому кодеку соответствует полученный FourCC-код, можно в уже упомянутой программе GSpot, выбрав в меню "Tables" пункт "Video Codecs". Если и это не поможет, то просматриваем большой список FourCC-кодов, расположенный по адресу, там же есть и ссылки на страницы закачки описанных кодеков.

Кодек-паки

*** Перейдем к следующей проблеме, которая встречается намного чаще. Файл открывается, начинается воспроизведение, однако изображение отсутствует или выводится неправильно. Причиной этого обычно является использование неподходящего декодера или, что бывает намного реже, ошибка в декодере. И тут надо объяснить, почему не стоит применять кодек-паки - чаще всего виновниками подобных недоразумений оказываются именно они и дело тут и в изготовителе, и в конкретной компиляции. В качестве примера возьмем достаточно популярный K-Lite Codec Pack. Его полная версия (более 20Мб) представляет собой свалку всего, что попало под руку составителю и устанавливать его не рекомендуется в обычных случаях-разве если только если "ничего не помогло". Отметим самые яркие проявления подобного подхода: в K-Lite Codec Pack Full имеются три кодека для MPEG2 (не считая FFDshow), столько же сплиттеров для MPEG2, по три кодека для MP3, AAC и AC3, из кодеков MPEG4, кроме последних версий DivX, XviD и FFDshow, есть редко встречающийся 3ivX Pro и старые версии MS MPEG4 и DivX 3.11. После установки подобной "солянки" (а если вы еще и поторопились или просто не знаете назначения кодека) вероятность того, что для декодирования будет использован не самый подходящий кодек, многократно возрастает.

*** Бывают и достаточно сбалансированные кодек-паки, но им присущ еще один недостаток: как только обновляется один из компонентов кодек-пака, приходится закачивать заново весь сборник. Так что можно предложить как вариант - обновление нужных кодеков вручную.

Непрошенные кодеки

*** Читатель, последовавший моим советам, может задать вопрос: "А откуда возьмется неправильный декодер, если я его не инсталлировал?" Это происходит из-за того, что некоторые приложения считают своим долгом установить различные кодеки и сплиттеры, даже не спрашивая разрешения у пользователя. В первую очередь этим грешат программы для обработки видео в MPEG2/4, ПО для тюнеров, DVD-плееры и даже Nero Burning ROM - последний при установке добавляет в систему больше десятка своих кодеков и сплиттеров для форматов MPEG2/4 и QuickTime; при инсталляции InterVideo WinDVD 7 без спроса устанавливаются кодеки DivX 6. Имеют такое свойство и игры: к примеру, демо-версия Mayabin3 без спроса внедряет в систему кодек XviD и предлагает добавить еще ogg splitter неизвестно какой давности. К тому же штатной возможности удалить такой кодек игра не предоставляет, так что после ее деинсталляции чистить систему приходится вручную. Стоит отметить, что проблемы с воспроизведением видео возникают не из-за простой установки дополнительных продуктов, а из-за того, что подобные программы назначают своим кодекам большие приоритеты, то есть подменяют ими уже имеющиеся в системе. Бороться с "нелегалами" достаточно легко. Например, файлы кодеков можно просто удалить. Однако, некоторые из них бывают нужны для нормального функционирования инсталлировавших их программ, и потому лучше оставить новые кодеки в системе, но не давать их использовать никаким приложениям, кроме "родного". Сделать это можно с помощью уже упоминавшейся программы GSpot: открываем в ней файл, при воспроизведении которого задействуется неправильный кодек, и в разделе "Proposed Codec Solutions and Test" нажимаем кнопку 1 под надписью A/V. В текстовом поле справа появится информация о кодеках (точнее о цепочке кодеков и фильтров), которые будут использоваться для проигрывания данного файла. Узнав название "лишнего" кодека, идем в меню Options и выбираем пункт "Settings". Активируем "Expert Mode: Enable codec management functions on menus", что позволит управлять приоритетом кодеков прямо из программы. Закрываем окно настроек, выбираем в меню "System" команду "List Codecs and Other Filters". В появившемся списке находим необходимый кодек, щелкаем на нем правой кнопкой и останавливаемся на опции "Set Filter Merit..." контекстного меню. В появившемся окне перемещаем ползунок вниз до значения "0200000" (don"t use) (можно и ниже, но нежелательно). После данной операции этот кодек будет использоваться, только если программа явно к нему обратится.

*** Последняя группа недоразумений при воспроизведении видео связана с возможной несовместимостью декодеров/сплиттеров с видеоплеерами, ошибками самих декодеров и случаями повреждения видеофайлов. Первую ситуацию диагностировать просто: достаточно открыть файл в другом проигрывателе (или даже в GSpot), и если проблема исчезла, то ее источник - именно несовместимость плеера и кодека. Когда воспроизведение файла затруднено и в другом проигрывателе, скорее всего виновником этого является ошибка в кодеке, и стоит либо обновить его, либо, наоборот, вернуться к более старой версии, на которой подобных ошибок не наблюдалось. Если же файл поврежден, его можно попытаться исправить с помощью VirtualDubMod без дополнительных утилит по исправлению видеофайлов.

*** Данный способ годится только для файлов в контейнерах avi, mkv или ogg. В меню "File" выбираем команду "Open", ставим (!) внизу окна галочку возле пункта "Ask for extended options after this dialog", находим нужный файл и нажимаем "Открыть". В появившемся окне отмечаем птичкой пункт "Re-derive keyframe flags" и жмем OK. По завершении длительной операции перезаписи ключевых флагов, выбираем в меню "Video" в пункте "Scan video streams for errors" подпункт "Scan". После окончания этой процедуры идем в меню "File", "Save As", указываем новое имя для исправленного файла и внизу окна в пункте "Video Mode" выбираем "Direct Stream Copy". В результате получаем рабочий файл с частями видео, которые не были повреждены и были восстановлены

Цифровые технологии потому так и называются, что вся информация, в том числе и медиафайлы, хранится в виде последовательности цифр - кодов. Правильно воспроизвести эту последовательность плеер вашего компьютера без подсказки не может. Вот эту подсказку плееру и дает кодек.

Само название «кодек» произошло от слияния первых слогов двух английских слов: coder и decoder (co+dec=codec). Смысл этих слов понятен без перевода. Кодирование и последующее раскодирование мультимедийных файлов - и есть функция кодеков. Цифровая последовательность преобразуется в вид, понятный , а плеер, в свою очередь, воспроизводит это все «в формате», понятном для глаз и ушей человека.

Зачем нужны такие манипуляции

Для передачи и хранения файлов. Мультимедиа, особенно фильмы в высоком качестве, даже после сжатия кодеком «весят» очень много. Без кодирования объем файлов будет еще больше. Разумеется, сейчас безлимитным интернетом и физическими носителями емкостью в десятки и сотни Гб никого не удивишь, но какого бы объема ни был ваш винчестер, он все-таки не бесконечен. А поскольку существенных потерь качества аудио-/видеофайлов во время кодирования/декодирования не происходит, применение подобных технологий оправдано.

Какой кодек установить и где его взять

Данные технологии существуют не первый день, и кодеков за это время разработали множество. Правильно определить, какой из них нужен для какого-то конкретного файла, нелегко даже человеку, который хорошо разбирается в данных вопросах. Если же вы вообще далеки от всех этих цифровых тонкостей, задача становится практически невыполнимой. Но отчаиваться не стоит. Ведь устанавливать файлы кодеков по отдельности вовсе не обязательно - можно загрузить сразу целый универсальный пакет.

Самый популярный пакет кодеков - K-Lite Codec Pack. Он существует в четырех вариантах: Basic, Full, Standart и Mega. Причем при установке любого из этих вариантов вам будет предложено выбрать нужные компоненты самостоятельно. Пакет кодеков регулярно и скачать его можно абсолютно с сайта Codec Guide http://www.codecguide.com/about_kl.htm.

Если вы не знаете точно, какие кодеки вам нужны, а какие нет, установите стандартный вариант кодек-пака и оставьте в окне выбора компонентов все установленные по умолчанию галочки нетронутыми. Либо, наоборот, перестрахуйтесь и выберите загрузку по максимуму - пакет Mega или Full - и отметьте галочками все, что только возможно. Помимо кодеков в пакет входит также Media Player Classic - незамысловатый, но универсальный мультимедийный плеер, иметь который в своем арсенале будет нелишним.

После завершения процесса установки никаких манипуляций с кодек-паком вам больше не придется - имеющиеся на вашем компьютере медиаплееры «разберутся» с ним сами. Вот теперь для воспроизведения видео и аудио вам, действительно, достаточно будет просто запустить ваш плеер и открыть в нем нужный файл.