Неделя химии и биологии

30.01.2019

Пояснительная записка

Как повысить интерес учащихся к изучению школьных предметов?
Этот вопрос интересует многих учителей.
Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса.
Если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать предметы и после звонка.
Внеклассная работа по предметам имеет важное воспитательное и образовательное значение.
Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач, а также воспитанию у них чувства коллективизма и творчества, расширению и углублению знаний, развитию склонностей, творческой активности.
Форм внеклассной работы множество, но одной из них является предметная неделя.
Хорошо организованная и интересно проведенная предметная Неделя помогает обогатить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в подготовке и проведении внеклассных мероприятий открывает широкие возможности для оформления практических навыков работы с различными источниками знаний: книгой, Интернетом, справочным материалом и т.п.
В нашей школе предметные недели получили широкое распространение и проводятся по всем изученным предметам. Они требуют длительной и тщательно продуманной подготовки.
О проведении Недели химии и биологии учащиеся были извещены заранее, подготовка вилась заблаговременно(за 3-4 недели).
Силами учащихся 6-10 классов выпускались газеты с кроссвордами, чайнвордами, головоломками, ребусами.
О начале недели школьников извещает красочно оформленное объявление, в котором помещается план мероприятий.
Соответствующим образом оформляется в фойе школы. Все мероприятия проводятся по плану.
Каждый день предметной Недели был спланирован так, что он включал мероприятия и по химии, и по биологии.
При проведении мероприятий использовались мультимедийные интерактивные средства в сочетании с аудиовизуальными при выводе изображения на большой экран, что существенным образом повысило наглядность обучения и мотивацию к нему.
В заключительный день Недели было включено основное тетрализированное мероприятие: яркое, захватывающее зрелище, в котором принимало участие много детей.
Были подведены итоги и награждены победители.
Благодаря успешному проведению предметной Недели по химии и биологии были созданы условия для успешного развития тех, кто способен не только к творческой деятельности по данным предметам.

План проведения Недели химии и биологии

Первый день

  1. «Угадай-ка…» (разгадывание кроссвордов, викторин, ребусов, загадок)
  2. Выставка книг – «Вокруг химии и биологии» (библиотека)
  3. Выставка лучших работ учащихся (коллекции, гербарии, рефераты, игры, карточки)

Второй день

  1. «Буду химию учить» (экспресс-курс для начинающих) 6-7кл
  2. «Экологический светофор» (3-5 классы)

Третий день

  1. Игра «Хочу все знать» (9-11 классы)
  2. «Суд над вредными привычками» (7-8 классы)

Четвертый день

  1. Посвящение в химики (8 класс)
  2. «Что? Где? Когда?» (игра для старшеклассников)

Пятый день

Праздник «Чистая вода – основа жизни на Земле» (5-8 класс)

«Вода – источник жизни на Земле»

Цели:

Повысить интерес к предметам, закрепить и углубить знания, получить в процессе обучения, развивать познавательный интерес учащихся, их стремление узнать больше, формировать экологическую культуру детей.

Ход мероприятия:

Слайд 1 Вода – самое важное в-во на земле (Приложение 1 )

Первый ведущий:

– Вода самое важное, самое главное вещество на Земле. Все живое и неживое содержит ее. На планете нет ни одного тела или пылинки, которые были бы на лишены воды. Без нее не может развиваться ни одна отрасль хозяйства. Она греет и охлаждает, она источник энергии, без которого нельзя приготавливать пищу, вымыть дом или улицу. Любой процесс жизнедеятельности связан с водой.

Второй ведущий:

– Где вода – там жизнь. Пустыня богата теплом, плодородными почвами, но нет воды, и не может нормально развиваться жизнь. Вода уникальна и незаменима. Растения на 30-90% состоят из воды, а животные – на 75%. Если человек потеряет 6-8% воды, наступает обморок, а если 10-12% остановится сердце. Главная функция воды – обеспечение жизни на Земле.

Слайд 2 «Вода на земном шаре»

Сколько воды на Земле?

Показ слайдов:

– Воды океана
– Подземные воды
– Воды рек
– Воды озер
– Воды болот
– Лед и снег
– Атмосферные воды
– Воды живых организмов

Первый ведущий:

– Вода у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются неведая, что ты такое, нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь.
А что же мы знаем о воде?
Я загадаю загадки о воде, а вы должны отгадать и сказать в каком агрегатном состоянии находится вода.
Показ слайдов: вода кристаллическая, вода жидкая, вода пар
– Не снег, серебром деревья уберет (иней)
– День и ночь кричит, а голос не устает (водопад)
– к низу лежит капельками, а к верху – невидимкой (дождь и вод. пар)
– Все от холода сжимается, я один лишь разбухаю (лед)
– Идет, идет, а до берега не дойдет (волна)
– Что без огня дымит (туман)
– На дворе горой, а в избе водой (снег)
– белая морковка – зимой растет (сосулька)

Первый ведущий:

– А сейчас послушайте и ответьте, какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт?

Спросил на днях
Малыш сосед
У струйки,
Льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ – Издалека,
Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты?
Ты кто такой?
– И я, дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае,
В каждой капле,
В каждой льдинке,
И в слезинке,
И в дождинке,
И в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!

(А. Дитрих)

Показ слайда «Круговорот воды в природе»

Круговорот объединяет все воды на планете, кроме того, вода оказывает влияние на другие компоненты природы. Посмотрим, как в загадках отразил человек.

Загадки

1. Не моря, не земля
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)

2. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

3. Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (Пруд)

4. Без рук, без ног все бежит (Река)

5. Не драгоценный камень, а светится (Лед)

6. Самый сильный растворитель на Земле (Вода)

7. Знаете ли вы, сколько воды выпивает человек за год? (Более 1 тонны воды)

Первый ведущий:

– А вы знаете ребята, что с водой могут происходить чудеса. Сейчас ученый Алхимик покажет нам их.

Опыты:

1. Вода в вино
2. Вода в молоко
3. Молоко в газированную воду
4. Вино в воду

Мы показали чудеса в стакане, используя щелочи, кислоты и другие вещества, а если все эти вредные примеси попадут в воды рек, озер, морей. Что может случиться с водой? (Загрязнение)

Показ слайда «Загрязнение воды

Первый ведущий:

– Вода, вода! На верную погибель
В нее лягушки вымечут икру!
О рощах ли, о рыбе ль
Заплачу вдруг в ограбленном бору.
Кто осквернил прозрачную основу,
Тот плюнул в материнские глаза!

Второй ведущий:

Про речные приключения,
Да про рыбьи мучения,
Про то, какими бывают
Незадачливые рыбаки,
И про бедующее нашей реки.

«Сказка о реке» Театрализованное представление в исполнении учащихся 8 класса. (

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мальчевская средняя общеобразовательная школа

План

проведения недели биологии

Разработчик:

Учитель биологии

Зинченко Марина Юрьевна

2014год

Неделя биологии

Пояснительная записка

Школьная биология – важное звено в общей системе образования, которая направлена не только на овладение учащимися знаниями о живой природе, но и на формирование целостной картины мира, как компонента общечеловеческой культуры, на воспитание и формирование здорового образа жизни и экологически грамотных людей. Большую роль в этом играет организация внеклассной и внеурочной деятельности, проведение предметных недель.

Предметная неделя способствуют повышению творческой активности учащихся, развитию чувства коллективизма, помогают учащимся раскрыться: показать свои организаторские, интеллектуальные, а иногда и актерские способности. Проведение предметных недель очень важно и для учителя. Как правило, у обучающихся, принимающих активное участие в организации и проведении предметной недели повышается интерес к изучаемому предмету, повышается их активность на уроке, более прочными становятся знания.

Цели и задачи:

    активизация познавательной деятельности учащихся, через участие в проектировании, подготовке и проведении мероприятий предметной недели;

    формирование коммуникативных умений через работу в разновозрастных группах, в секциях по интересам;

    воспитание у учащихся творческой активности, бережного отношения к природе (развитие экологического мышления), ответственности и самостоятельности через участие в предметной неделе.

    воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью близких, окружающих людей.

Форма проведения мероприятий: выставки (газет, плакатов, творческих работ), познавательные внеклассные мероприятия, конкурсы, викторины, презентации проектов учащихся.

Порядок проведения: проведение предметной недели разбито на три этапа –

    подготовительный (анкетирование, проектирование, подготовка проведения мероприятий),

    проведение мероприятий Недели естествознания,

    подведение итогов.

Подготовительный этап:

    проведение анкетирования учащихся 7 -11 классов с целью выбора актива

    определение темы предметной недели

    выбор форм организации мероприятий

    распределение обязанностей между членами актива

    определение сроков проведения мероприятий

Проведение недели биологии:

    торжественное открытие Недели

    проведение мероприятий предметной недели согласно графику

Подведение итогов:

    торжественное закрытие Недели. Награждение участников, победителей мероприятий грамотами.

    делаются оргвыводы, необходимые чтобы учесть недочёты и ошибки в работе Актива при проведении Недели естествознания на следующий учебный год; проектируется Неделя следующего года;

    итогом проведения предметной недели является обширный материал, накопленный в ходе мероприятий в виде презентаций, реферативных и исследовательских работ, методического материала для проведения внеклассных мероприятий и пр.

Важным итогом проведения предметной недели является активизация деятельности учащихся, их желание участвовать в подобных мероприятиях.

План

проведения предметной недели

по биологии

с 1 по 5 декабря 2014г.

    Фотоконкурсы и конкурсы рисунков «Природы милый уголок», «Животные крупным планом».

    Конкурс поделок из природного материала.

    Выпуск стенгазет (разработка оформления, выбор интересных рубрик, подбор материалов, техническое исполнение).

    Презентация проектов учащихся 7-11 классов.

    7 класс – урок-соревнование « Многообразие насекомых», 2.12.2014г.

    8 класс – урок-познавательная игра «Поезд здоровья», 4.12.2014г.

    9-11 класс – интеллектуальный лабиринт по биологии, 1.12.2014г., 5.12.2014г.

Анализ проведения недели биологии

Неделя биологии среди учащихся была проведена в период 1.12.2014г. – 5.12.2014г. В предметной неделе участвовали учащиеся 7 - 11 классов.

В ходе недели биологии были проведены следующие мероприятия:

1. Фотоконкурсы и конкурсы рисунков «Природы милый уголок», «Животные крупным планом».

2. Конкурс поделок из природного материала.

3. Выпуск стенгазет (разработка оформления, выбор интересных рубрик, подбор материалов, техническое исполнение).

4. Презентация проектов учащихся 7-11 классов.

5. 7 класс – урок-соревнование « Многообразие насекомых», 2.12.2014г.

6. 8 класс – урок -познавательная игра «Поезд здоровья», 4.12.2014г.

7. 9-11 класс – интеллектуальный лабиринт по биологии, 1.12.2014г., 5.12.2014г.

Предлагаемые ученикам задания имели различную направленность и тематику, викторины включали как вопросы с вариантами ответа, так и без вариантов ответа, так же среди заданий присутствовали шарады, пословицы, связанные с биологией, биологические задачи, биологический диктант, часть заданий была связана с особенностями региона проживания учащихся (особенностями географического положения, животного и растительного мира Ростовской области).

При ответах на вопросы учащиеся продемонстрировали достаточно высокий уровень знаний по биологии, умение обобщать и применять на практике знания, полученные на уроках, во время конкурсов ученики проявляли заинтересованность, активно работали, глубоко переживали неудачи и радовались победам. Во время проведения мероприятий дети работали в группах и индивидуально. Ученики в ходе работы смогли применить свои творческие способности, так же они продемонстрировали умение самостоятельной работы, умение работать в сети Интернет.

В результате проведения недели биологии можно сделать следующие выводы:

    учащиеся с большим интересом относятся к игровым формам;

    использование занимательного материала помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление;

    вопросы викторин позволяют учащимся проверить правильность знаний, вселить уверен­ность в свои силы, развить и углубить интерес к познанию природы.

Наиболее активные участники недели биологии награждены грамотами:

Алексикова Ирина-7 а класс

Чайкина Александра-8а класс

Лещенко Юлия-8б класс

Гусакова Дарья-8б класс

Железняков Матвей-8б класс

Юнчик Екатерина-8б класс

Бондарева Алина -11 класс

Гриценко Анна -11 класс

Ковалева Валерия -11 класс

НЕДЕЛЯ БИОЛОГИИ

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Конкурс юных микробиологов


Проводится в кабинете биологии №20

Здесь будут выставлены микроскопы и микропрепараты.

Конкурс проводится на всех переменах .
Каждый класс представляет команду из 10 человек.

I этап. Учащиеся будут приглашаться к столам с микроскопами для выполнения задания.

Задание: правильно настроить микроскоп и определить микропрепарат. Победителем становится тот участник, который быстрее всех справился с заданием.

График проведения I этапа:

    в 8.00 – 8б класс

    после 2 урока – 7а, 7б классы

    после 3 урока – 9, 11 классы

    после 4 урока – 5а, 5б классы

    после 5 урока – 8а класс

    в 13.00 – 6а, 6б классы

II этап. Победители первого этапа приглашаются для дальнейшего состязания после 6 урока.

Победители II этапа являются победителями конкурса:

    победитель I степени

    победитель II степени

    победитель III степени

Победителей ждут награды! Всем желаю успехов! Л.А.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Живые организмы в космосе: подведены итоги эксперимента

На протяжении полутора лет на МКС проводился эксперимент, призванный выяснить, способны ли живые организмы выжить в условиях открытого космоса. В 2008 году ученые отправили на орбиту комплект различных биологических материалов: споры бактерий, семена, лишайники, сообщает «WordScience.org».

Образцы были помещены на наружной поверхности космической станции в специальном штативе. На протяжении всех полутора лет они постоянно подвергались воздействию жесткого излучения и огромным перепадам температур. В 2009-м году образцы были возвращены на Землю и переданы для лабораторных исследований. Однако результаты эксперимента стали известны лишь сейчас. Самыми выносливыми из всех организмов, побывавших в космосе, оказались…

Многие из них выжили и продолжили нормальный рост по возвращении на Землю.

Ответьте на вопросы:

    1. О каких организмах идет речь?

      Какие растения космонавты брали на борт корабля?

      Для чего они брали эти растения?

Ответы представить в кабинет №20

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Открытие Недели биологии

Блиц – викторина «Знатоки природы»

5 класс 1. Ананас – это дерево?

2. Какое растение кормит, лечит, одевает, наказывает?

3. Северный шелк?

4. Первая среди масличных культур.

5. Название какого растения связано со звоном?

6. Кто сильнее: лев или тигр?

7. Самое быстрое животное суши.

6 класс

1. Какую птицу все бьют и называют вором?

2. Самый быстрорастущий злак.

3. Второй хлеб человечества?

4. Никто не пугает, а она все дрожит.

5. Абрикос, высушенный с косточками?

6. Косой ли заяц?

7. Какого цвета хамелеон?

7 класс

1. Какая рыба вьет гнездо?

2. Какая нить в природе самая тонкая?

3. Птица – великий имитатор звуков.

4. Водоросль ламинария прикреплена ко дну или нет?

5. Абрикос, высушенный половинками?

6. Где раки зимуют?

7. Какая птица самая мелкая?

    Чем гиппопотам отличается от бегемота?

    Самые крупные летающие птицы.

    Какая птица выводит птенцов зимой?

    Какая птица иногда кричит, как кошка?

    Назовите хищное растение.

    Обе зьянье хлебное дерево?

7. Самое быстрое морское животное.

    Класс

    Самая большая змея.

    Где у кузнечика ухо?

    Сколько ног у паука?

    Что ест зимой еж?

    Какая птица не имеет крыльев?

    Кит - рыба или зверь?

    Как размножается утконос?

    класс

    Когда температура тела у птиц выше: зимой или летом?

    Какие листья у повилики?

    Все ли тополя пушат?

    Какое морское животное похоже на цветок?

    Каким тяжелым металлом интенсивно загрязняется воздух от автотранспорта?

    У кого всю жизнь меняются зубы?

    Умеют ли слоны плавать?

11 класс

    Символ Канады?

    Соком какого растения выводят бородавки?

    Какая змея плюется?

    У кого самый большой язык?

    У какой птицы самые сильные ноги?

    Слепыми или зрячими рождаются зайчата?

    Чем стрекочет кузнечик?

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Секция «Биологи – теоретики»

1. Конкурс презентаций на темы:

    «Мой снежный барс»

    «Растения из Красной книги Красноярского края»

    «Животные из Красной книги Красноярского края»

Секция «Биологи -практики»

2. Изготовление коллекций (5 класс)

3. Оформление проектной работы «Выращивание пеларгонии из семян» (6б класс)

4 . Конкурс поделок «Из отходов – в доходы»

Главное требование: использование б/у материала.
Необходимо представить поделку, изготовленную из использованных материалов и ненужных вещей, причём поделка должна быть
эстетичной и приносить пользу . Каждая работа должна быть защищена рассказом о том, чем она была раньше, что грозило ей и какую ценность она представляет сейчас. Оценивается качество исполнения поделки, оригинальность идеи, экологическая направленность и защита.

Работы сдать в кабинет №20 Л.А.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Выставка «Наши достижения»

На выставке будут представлены:

    Коллекции «Брюхоногие моллюски»

    Коллекции «Двустворчатые моллюски»

    Комнатные растения, выращенные из семян

    Исследовательские работы

    Работы «Летнее задание», лауреаты Всероссийского конкурса

    Поделки

Начало выставки: 13.00 Желаю успехов! Л.А.

Кабинет №20


Проведение предметных недель в школе по биологии — это особая традиция. Это мероприятие способствуют повышению творческой активности учеников, помогают учащимся раскрыться.

Проведение программы недели биологии также важно и для учителя. У учеников, которые принимают участие в организации предметной недели, возрастает интерес к данному предмету, развивается их активность на уроках, более крепкими становятся знания. Многие ученики потом предпочитают специальности, основой которых является предмет биология.

В течение всей недели, после каждого конкурса выпускаются информационные листки, фото -и- видеорепортажи. Также в конце недели подводятся все итоги конкурсов. Победители мероприятий награждаются грамотами и призами.

При подготовке к проведению недели биологии в школе, мероприятия такого длительного и массового процесса, надо помнить, что внеклассовая работа должна вызвать интерес у учащихся, увлекать их разными видами деятельности и самое главное, должна быть для них отдыхом. Для недели биологии в школе сценарий может быть самый разносторонний, главное, чтобы он понравился учителям и ребятам.


День первый

Конкурс стенгазет:

  • Участвуют учащиеся 5-6 классов-все об окружающей нас природе
  • 7-8 классов — все о животных;
  • 9-11 классов-об экологии на земле.

Необходимо защитить свою работу, доказать свою точку зрения, наличие проблеме и ее актуальность на сегодняшний момент. Также учитывается художественное оформление стенгазеты, её сходство с тематикой конкурса. Этот конкурс поможет оценить знания и умения в биологии, умение правильно и логично передать любую информацию другим.

День второй

Выставка рисунков, Темы:

  • «Я люблю свою природу»
  • «Давайте беречь животных»
  • «Я берегу свое здоровье»
  • «Леса в моих глазах»

Требования к рисункам: формат рисунка А-4, любые художественные средства, достоверность темы на рисунке. Рисунки вывешиваются на стенд, ребята по мере просмотра работ, оценивают ее и голосуют за работу, которая им понравилась, называя автора и название.


Выставка помогает раскрыться каждому учащемуся, показать свои таланта и логику мышления. Больше вникнуть в суть предмета и показать свои знания и навыки.

День третий

Выставка поделок: «Старое в новое». Требование: использование б/у материалов. Необходимо сделать поделку из ненужных вещей и использованных материалов. Каждая работа ученика должна быть защищена рассказом, почему выбран именно этот материал, как он использовался.

Оценивается качество подделки, оригинальность исполнения.

Конкурс: «Вещи на новый лад». На этом конкурсе нужно представить одежду из экологически-чистых материалов. Конкурс проходит в актовом зале, ученики демонстрируют свои работы, им выставляются оценки. Оценивается оригинальность костюма и его материал.


Конкурс позволяет раскрыть свои таланты ребятам, удивить своей оригинальность.

День четвертый

Выставка домашних любимцев: «Я и мой питомец». В этот день ребята приносят из дома своих животных, все питомцев находятся в специальных ящиках. Ребятам дают возможность посмотреть на животных, расспросить их хозяина о его правилах содержания, привычках, повадках, также можно сфотографироваться с питомцами.

Конкурс дает возможность стать ближе к животным, завести новых друзей, найти друзей по интересам.

Конкурс знатоков природы:


Очки зарабатывают те, кто быстро и правильно отвечает на вопрос. Победит тот, у кого их больше. Например:

  • Живой замок (собака)
  • Крылатый чемпион по бегу (стрекоза)
  • Передвижной молокозавод (корова) ‘
  • Летающий цветок (бабочка)
  • Чукотская транспортная единица (олень)
  • Крылатый почтальон (голубь)
  • Речные инженеры-строители (бобры)
  • Подводный капкан (щука)
  • Подводная электростанция (скат)

День пятый

День птиц. В течение всего дня ребята слушают музыку с голосами птиц, читают стихи, загадывают загадки на эту тематику. Затем в актовом зале проводится еще конкурс: «Построй сам». Учащиеся делают скворечники для птиц. Ведут беседы о пользе птиц, о том, что нужно оберегать их. Потом все выходят на школьный двор и вешают скворечники на деревья.

День шестой. Весенняя ярмарка цветов

Весна — это время, когда пора сажать цветы. Цветы — это маленькое чудо, которое подарила нам мать-природа! Каких только цветов не бывает, какими только яркими цветами они не сверкают! Каждый цветок прекрасен, он хранит в себе некую загадку. Цветы — это всегда праздник, всегда красиво цветы дарят прекрасное настроение и самые положительные эмоции.

На каждой перемене проводится ярмарка семян цветов. Учащиеся вместе с учителями приносят в школу собранные семена цветов. Рядом с семенами ставят табличку сего названием и с фотографией цветка. Все кому понравилось растение, потом обмениваются семенами цветов или дарят их, делясь при этом своим опытом их выращивания и правилами ухода за ними.

Эта неделя поможет преподавателю не только показать ученикам свои знания и таланты, а также поможет сплотиться и вместе обсудить темы, которые очень важны и показательны в сфере учебы.