Кто такой рубинштейн. Композитор антон рубинштейн и его произведения. Жизненный и творческий путь

31.01.2019

11 октября 2007, 1309


Рубинштейн - один из величайших пианистов, создатель русской пианистической школы. Для его искусства, нередко ломавшего традиционные исполнительские каноны, характерна вдохновенная импровизационность. Рубинштейн-композитор оставил большое творческое наследие, охватывающее все основные музыкальные жанры.

Хелена Рубинштейн была среди ее предков, были некоторые врачи, так что ее отец заставил ее пройти медицинское обследование в Краковском университете и в Цюрихе, но вскоре ее нарушил. Там она заметила красивый цвет лица, который, согласно ее заявлению, был обязан крему по рецепту своего венгерского врача в Кракове.

Биография Хелены Рубинштейн - только одна из более чем тысячи, которые доступны в наших биографических базах данных людей, спорта и поп-музыки. Каждую неделю мы приносим новые портреты, публикуем редакционные пересмотренные тексты и обновляем сотни биографий.

(16(28).11.1829, деревня Выхватинец Подольской губернии, -
8(20).11.1894, Петергоф, ныне Петродворец)


Русский пианист, композитор, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель. Происходил из небогатой еврейской купеческой семьи. Игре на фортепиано обучался под руководством матери, затем - пианиста А. И. Виллуана. В 10 лет выступил публично как пианист в Москве, в 1840-43 с триумфом концертировал в европейских городах. В эти годы были изданы его первые сочинения. В 1844-48 находился за границей (Берлин, Вена), занимался по теории музыки у З. Дена, встречался с Ф. Мендельсоном и впоследствии с Ф. Листом, оказавшими влияние на формирование творческой личности Рубинштейна. В 1848 возвратился в Россию, поселился в Петербурге. Выступал как пианист и дирижёр (главным образом с собственными произведениями). В 1854-58 концертировал в странах Западной Европы. По возвращении в Россию занимался музыкально-общественной деятельностью: в 1859 по инициативе Рубинштейна и под его руководством организовано Русское музыкальное общество (вошёл в состав дирекции, участвовал в качестве дирижёра и пианиста во всех концертах общества, возглавил открытые обществом Музыкальные классы); в 1862 основал первую в России Петербургскую консерваторию. В 1862-67 и был её директором и профессором (руководил оркестром, хором, вёл классы фортепиано, ансамбля, инструментовки; среди его учеников - П. И. Чайковский). В 1872-73 с успехом выступал со скрипачом Г. Венявским в США, в 1885-86 провёл в России и крупнейших городах Западной Европы цикл Исторических концертов, в которых дал картину эволюции фортепианной музыки от её истоков до современных ему русских композиторов. Последние годы жизни (1891-94) провёл преимущественно в Дрездене, выезжая в разные города на благотворительные концерты, занимаясь литературной и педагогической работой (здесь у него учился И. Гофман) и сочиняя музыку.

Рубинштейн - один из величайших пианистов, создатель русской пианистической школы. Для его искусства, нередко ломавшего традиционные исполнительские каноны, характерна вдохновенная импровизационность. Рубинштейн-композитор оставил большое творческое наследие, охватывающее все основные музыкальные жанры. Одно из лучших его сочинений - опера «Демон» (по поэме М. Ю. Лермонтова, 1871, постановка 1875, Мариинский театр, Петербург). Ему принадлежат также оперы: «Дети степей» (1861), «Фераморс» (по поэме-сказке Т. Мура «Лалла Рук», 1863), «Вавилонское столпотворение» (1870), «Маккавей» (1875), «Нерон» (1877, пост. 1879), «Купец Калашников» (по поэме Лермонтова, 1879, пост. 1880, Мариинский театр), «Горюша» (по повести Д. В. Аверкиева «Хмелевая ночь», 1889); 6 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром, многочисленные произведения для фортепиано, романсы, песни, в том числе «Персидские песни». Написал «Автобиографические воспоминания. 1829-1889» (1889), книгу «Музыка и её представители. Разговор о музыке» (1891) и др. По инициативе Рубинштейна был организован Международный конкурс пианистов и композиторов им. Рубинштейна (1890).

Нечего добавить, давайте начнем. Истинное чудо польского происхождения, родившееся 20 января, Йозеф Хофманн имел форму необычного пианиста с самого раннего возраста, ровно с 6 лет, в котором он начал публично публиковать концерты, на помощников которых влияли две вещи: высокое искусство его музыки и его юный возраст. Но стоит упомянуть, что в возрасте 5 лет он дебютировал в Варшаве, где предложил незабываемый концерт, который запомнят все присутствующие.

И так началась карьера Йозефа Хофманна, и его успех, и расширение, что в возрасте 10 лет он проводил так много концертов, власти должны были вмешаться, чтобы это не навредило здоровью тогдашнего маленького Йозефа. Любопытный случай, который позволяет нам оценить масштаб своей карьеры в такой преждевременный возраст.

Антон Рубинштейн. Все грани таланта. К Дню рождения музыканта

А. Г. РУБИНШТЕЙН (1829-1894)

Антон Григорьевич Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в деревне Выхватинцы Подольской губернии в небогатой еврейской купеческой семье.
С двух лет и до одиннадцати мальчик жил в
Москве и, конечно, впитал массу впечатлений, имея феноменальную восприимчивость к музыке и прекрасную музыкальную память.

Его стиль был безукоризнен в технике, очень похожей в этом отношении на Хофмана, но было бы ошибкой попасть в это сравнение, потому что у каждого свои недостатки и сильные стороны. Очарование Горовица было его бесконечным творчеством, его выступления были полны захватывающих нюансов, а также ритмических и динамических эффектов, которые смогли разместить слушателя в новом измерении, где он был рассказчиком и слушателем авантюристом.

Несомненно, музыкант заслуживает позиции в этом списке. Русский пианист обширного репертуара, отличный переводчик и безупречная техника. Из участников этой группы Рихтер дебютировал в чуть более позднем возрасте по сравнению с другими. В возрасте 19 лет он впервые смог показать миру свое искусство, но только через восемь лет он смог поступить в Московскую консерваторию. Сообщается, что Рихтер учился эмпирически, хотя у него была возможность посещать уроки игры на фортепиано, он учился больше, читая оперные оценки и практически самостоятельно.

Братья Николай и Антон Рубинштейны

Как известно из мемуаров и книг, в гостеприимном доме Рубинштейнов постоянно собиралось очень много людей. Это были студенты, чиновники, учителя, В семье постоянно звучала музыка. Музыкальная атмосфера Москвы тех лет - это песни и романсы Алябьева, Варламова, бытовые танцы.

Он уже был талантливым человеком с талантом освоить звуки клавиатуры и сплести с собой сеть мелодий. Рихтер завоевал популярность в Советском Союзе из-за того, что он выиграл важный конкурс пианистов в Москве, и его слава росла изо дня в день. Его репутация начала укрепляться в послевоенные годы.

Экзамены в консерваторию

Рихтер впервые выступил на международной арене на Пражском весеннем фестивале. Рихтер давал концерты во многих местах по всей Европе и особенно ценился в Азии. Его дискография очень широка, и в ней мы можем найти большое присутствие Баха. Итальянский концерт «Хорошо оформленный английский английский люкс». . Он также записал половину 32 сонат Бетховена. Но, несомненно, его сильные стороны - сонаты Шуберта, его стиль, в отличие от Рубинштейна, отлично сочетался с композициями Шуберта. Поскольку его темп был медленнее и расслаблен, а также более мягкое прикосновение клавиш, его интерпретации этих сонат захватывают и полны чувств.

Игре на фортепьяно его сначала обучала мать, а затем учителем Рубинштейна стал коренной москвич Александр Иванович Виллуан, имевший на своего воспитанника большое влияние. Пьесы Виллуана и составляли преимущественно репертуар Антона Рубинштейна. Эти произведения, и особенно фортепианный концерт, с точки зрения мелодики целиком находятся в русле московской традиции.

И мы не забудем его интерпретации произведений Шумана, вот что привело многих к поклонникам Рихтера, его работа с этими произведениями просто великолепна. Работы Шумана предоставили Рихтеру пространство, необходимое для привлечения его творчества к публике. Это настолько волшебная и великая интерпретация Рихтера для этих работ, что временами человек склонен думать и цепляться за мысль о том, что Шуман был лучшим композитором для фортепиано в истории.

И это то, что Рихтер заставляет его видеть как таковой, способный изящно, эмоционально и коммуникативно использовать все ресурсы этих композиций. Его стиль был более тонким, медленным, но уважающим технику. Его игра всегда была коммуникативной и захватывающей, его стиль был самым близким к музыкальному заклинанию.

Уже с десяти лет Антон Рубинштейн начал выступать на публике. И как многие вундеркинды середины века, совершил со своим учителем Виллуаном концертное турне по крупным городам Европы в 1841-1843 годах. В эти же годы были изданы первые сочинения Рубинштейна.


С 1844 по 1846 год Антон посещает занятия Зигфрида Дена в Берлине. Там он занимается теорией композиции.У Зигфрида Дена в свое время занимался и Глинка.

Несомненно, Рихтер заслуживает места в этом списке. Пианист родился в Италии 5 января. Бенедетти не начал изучать мир музыки именно с фортепиано, а скорее со скрипкой в ​​возрасте 3 лет. Только в возрасте 10 лет у него была возможность начать занятия фортепиано в Консерватории в Милане. После этого эпизода в его жизни он никогда больше не получал никаких учительских инструкций.

Его родители, в отличие от многих в этом списке, были против идеи, что Бенедетти изучал музыку. Его музыкальная карьера была прервана на многие годы, потому что он был вынужден изучать медицину. Но этот, хотя и был большим препятствием, не остановил его. Спустя некоторое время он смог вернуться к своей страсти: музыке.

Во время зарубежных гастролей в 50-х гг.Антон Рубинштейн общается с одним из величайших пианистов всех времен — Ф. Листом, оказавшим огромное влияние на творческое развитие Рубинштейна.

В 1848 г. Рубинштейн возвращается в Россию.Переезжает в Петербург. Здесь он выступает как пианист и дирижёр (в основном с собственными произведениями). К этому времени относятся серия его фортепьянных пьес и опера «Дмитрий Донской».

Бенедетти так хаотично относился. Для «итальянского листа» было часто отменять концерты без всякой причины, чем его собственное решение. Его репертуар бледнеет в количественном выражении по сравнению с Рихтером, но его дискография очень велика из-за записи более пяти версий каждого из его выступлений.

Бенедетти был мастером техники. Он овладел техникой, как никто другой, что позволило ему полностью контролировать то, что он интерпретировал. Пианино было его королевством, и объем и тон каждой ноты были его собственностью, он мог контролировать их с удовольствием и удовольствием.

Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость, гордое артистическое самосознание, демократизм музыканта-профессионала, для которого искусство является единственным источником материального существования, - все эти черты осталисьхарактерными для музыканта до конца его дней.

Все особенности его музыкального языка связаны с детскими впечатлениями. Затем пианист с постоянно расширявшимся репертуаром, слушатель концертов и спектаклей в разных странах Европы, преимущественно в городах Германии и Австрии, Рубинштейн впитывал в себя и старую музыку и новую, и высокохудожественную - и, очень часто, второстепенную, эпигонскую, ибо при обилии и разнообразии концертов и концертных программ звучали, конечно, отнюдь не одни шедевры. Близкое и глубокое знакомство с русской музыкой и проникновение в русскую интонационность пришли позже, вхождение в этот звуковой мир было, вероятно, непростым и оказалось возможным благодаря исключительной отзывчивости и восприимчивости натуры музыканта. Но восхождение состоялось икакое.

Среди его наиболее выдающихся интерпретаций мы находим. Вариации на тему Паганини - Брамс Изображения - Детский уголок Клода Дебюсси - Клод Дебюсси Концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова № 4. Абсолютный мастер техники, с безупречным стилем. Очень талантливый русский пианист, чья семья была не совсем музыкальной.

Его жизнь была полна достижений с раннего возраста. Он занял первое место в Национальном конкурсе Украины. После прохождения разных эпизодов и обучения учителей, таких как Берта Рейнгбалд и Яков Ичав, Гилельс достигает одной из своих первых целей: учиться в Московской консерватории.

Любители музыки всего мира называли Антона Рубинштейна «Царем пианистов». И этобыло совершенно справедливо. Его игра покоряла слушателей своим величайшим размахом, героическим подъемом, порывистой страстностью и одновременно необычайной нежностью и грацией. Еще, будучи мальчиком, он поразил своей игрой таких европейских титанов, как Шопена и Листа. Ф. Лист даже назвал Рубинштейна наследником своей игры.

Именно здесь Гилельс получил еще одно достижение, заняв первое место, оставив Бенедетти на седьмом месте. Он пользовался большой популярностью в Соединенных Штатах, где он впервые представил в этом году. Он был скромным и скромным пианистом, который, увидев возвышение и восхищение американцев своим искусством, сказал: «Они просто ждут, чтобы послушать Рихтера». Несомненно, кроме добродетельных, он был сосредоточен и смирен.

Каждому - свое

Среди его сильных сторон - отличные интерпретации произведений Бетховена. Он был архитектором музыки. Его стиль, безупречный в технике, был также насыщен тонами и нюансами, которые вызывали увлекательный и очень приятный звук, тот же, что мы можем слышать сегодня благодаря его записям. Это был пианист, который организовал все логически, заботясь о балансе, чтобы быть как можно ближе к совершенству в звуке. Он очень заботился о каждом из своих выступлений с расслабленным и неторопливым темпом с уникальным способом общения музыки.


ANTON RUBINSTEIN - OCTET MVMT 1 - CONSORTIUM CLASSICUM


Рубинштейн Демон исполняет Георг Отс 1959 год

О Рубинштейне-композиторе можно было бы сказать не меньше, чем о Рубинштейне-
пианисте. Нет такой области музыкального творчества, в которой он не проявил бы
себя: им написано громадное количество фортепианных произведений, среди которых
пять концертов для фортепиано с оркестром, много камерных произведений (струнные квартеты, несколько трио для фортепиано, скрипки и виолончели, сонаты для фортепиано с альтом и виолончелью), скрипичный концерт, симфонии, различные увертюры и симфонические картины для оркестра, оратории, чуть ли не десяток опер и бесконечное количество романсов для пения. В общей сложности он написал более трехсот сочинений. Во всех произведениях Рубинштейна щедрою рукой рассыпаны отдельные гениальные мысли, искреннее, неподдельное чувство и вдохновение.

Это можно увидеть в его интерпретациях Бетховена, Листа и т.д. Еще один вундеркинд, который с большим талантом играл с 7 лет в сложной работе Листа: Гномен-Рейген. От маленького Клавдия у него было трудное детство. Его отец умер, когда ему было всего год, и он заставил свою мать найти способы покрыть расходы всей семьи, что было нелегко, если бы у них было 3 ребенка. Но он обнаружил, что фортепьяно учит ответ, и так он получил свою семью. Позже ее мать смогла оплатить расходы на проживание в столице, чтобы ее сын мог максимально использовать свой музыкальный талант.

С 1854 по 1858 год он концертирует за границей. А вернувшись на родину, становится одним из организаторов, директором и дирижером Русского музыкального общества


Правительство Чили осознало большой талант молодого Аррау, почему он финансировал свои исследования в Берлине. Именно там он учился в Консерватории Стерна, где познакомился с его мастером Мартином Краузе, с которого он впоследствии увидит второго отца, который также был одним из последних учеников Листа.

У Аррау был отличный репертуар, в котором мы находим Баха, Моцарта, Бетховена, Листа и т.д. он пользовался большой популярностью в Германии и Австрии. Причина кроется в превосходном мастерстве и управлении произведениями Бетховена. Аррау был верен понятию, что виртуозность в плане техники следует рассматривать как средство служения музыке, но никогда не как самоцель. Мы можем найти эту интерпретирующую традицию в Листе, и это был один из его последних последователей Аррау.

Anton Rubinstein - Piano Trio Op. 15 No. 2 I. Moderato (1/5)

В 1862 году Рубинштейн основал в Петербурге музыкальные классы, преобразованные позднее в первую в России консерваторию, директором и профессором которой состоял до 1867г. На проценты с им же пожертвованного капитала в двадцать пять тысяч рублей был
учрежден международный конкурс пианистов и композиторов, который устраивался каждые пять лет в другом государстве. Первый конкурс под председательством самого Рубинштейна состоялся в Петербурге в 1890 году, второй - в 1895 году в Берлине, третий - в 1900 году в Вене, четвертый - в 1905 году в Париже, пятый - в 1910 году в Петербурге, шестой предполагалось провести в 1915 году в Берлине, но этому помешала мировая война.

Аррау получал успехи на протяжении всей своей карьеры, даже выполняя музыкальные туры, когда его возраст был уже восемьдесят лет. Его восхищали и любили в Германии, но в результате укрепления режима Адольфа Гитлера он был вынужден покинуть Германию. Но он был хорошо принят в Соединенных Штатах, где он выбрал город Нью-Йорк.

Он всегда был космополитом без отдыха и необычайным баффом, способным довести каждую минуту своего существования максимальную дозу счастья. Этот способ быть счастливым и, следовательно, жить в полной переписке с уже исчезнувшей Европой и Америкой - это еще один вопрос, который дает большую ценность для многих страниц, прослеженных до памяти Рубинштейна, который, кстати, обладал удивительная память. Париж счастливых двадцатых годов; Европа вторглась в труппу Дягилева; жизнь залов коснулась интеллектуализма, как у Мисла Серта; Испания, влюбленная в себя и влюбленная в других из первенства андалузской, была прожита Рубинштейном, пока не поторопила последнюю каплю своих возможностей.


Anton Rubinstein - Fantaisie (For Piano and Orchestra) Op. 84 (1880)

Конкурсы эти привлекали лучших пианистов и композиторов всего мира. Достаточно
назвать таких участников, как Ф. Бузони, И. Левин, А. Боровский, Л. Крейцер, В. Бакхауз, Л. Сирота, К. Игумнов, А. Гедике, М. Задора, А. Ген, Артур Рубинштейн, чтобы судить об уровне этих конкурсов.

Искушение ссылаться на фигуру - с очень благородными чертами, такими как его поддержка Стравинского и Фальи, когда композиторы испытывали недостатки, как показало русское молчание Кадисом, - не должно отводить на задний план исключительное значение пианиста: который до той же старости мог не только поддерживать себя, но и обновляться в своей технике и своем стиле, чтобы не стареть.

Когда путь других молодых людей казался прошлым периодом, Рубинштейн удивил нас действительностью многих его версий. Его Бетховен, его Шопен, его Шуберт, его Брамс вовсе не были видением прошлого, но воплощения соответствовали более современным интерпретационным критериям.

В 1869 году необычайно успешно проходят гастроли Рубинштейна в Европе.
Восхищенный талантом русского музыканта, герцог Карл-Александр, в свои юные годы привлекавший к работе Гёте, предлагает даже остаться Рубинштейну при дворе в Веймаре.

Следующие гастроли музыканта Рубинштейна начнутся в 1872 году. Концертная поездка со скрипачом Г. Венявским по городам Америки снова прошла на редкость удачно - за 8 месяцев состоялось 215 концертов!

В 1884 году Рубинштейну исполнилось шестьдесят пять лет, но его активность не снизилась.
В 1885-1886 годах он организовал грандиозный цикл "Исторических концертов", в который вошло 175 произведений, исполненных дважды в городах России и Западной Европы.

А.А. Трубниковвспоминает:
"Исторические концерты давались Рубинштейном в зале Благородного собрания каждую неделю по вечерам и целиком повторялись на другой
день в час дня в Немецком клубе. Повторные концерты в Немецком клубе давались бесплатно для педагогов, музыкантов и учащихся старших классов консерватории.

Исторические концерты Рубинштейна для каждого музыканта были событием. А таких счастливцев, которым удалось прослушать их дважды, было, конечно, совсем мало. В наше время рядом с Рубинштейном ставили только Ф. Листа. Сами мы, я и мои сверстники, Листа уже не слыхали, а потому и параллели с ним проводить не могли.
Лично для меня Рубинштейн стоит особняком, неприступной и недосягаемой гранитной скалой. Он порабощал вас своею мощью, и он же увлекал вас изяществом,
грациозностью исполнения, своим бурным, огненным темпераментом, своею теплотой и
лаской. Его crescendoне имело границ нарастания силы звучания, его diminuendoдоходило до невероятного pianissimo, звучащего в самых отдаленных уголках громаднейшего зала. Играя, Рубинштейн творил, и творил неподражаемо, гениально.
Исполнявшаяся им два раза одна,и та же программа - в вечернем концерте и затем на другой день на утреннике - часто трактовалась совершенно различно. Но поразительнее всего было то, что в обоих случаях все получалось изумительно.


Игра Рубинштейна поражала своей простотой. Звук его был поразительно сочный и глубокий. Рояль звучал у него, как целый оркестр, не только в смысле силы звука, но и тембрового разнообразия. У него рояль пел, как пела Патти, как пел Рубини.
Популярность его была так велика, что выражения "так играет Антон", "так дирижирует Антон" или просто "так сказал Антон" были совершенно естественными. Все понимали, что речь идет об А.Г. Рубинштейне. Я могу смело сказать, что более популярного в то время человека, чем Рубинштейн, в артистическом мире не было. Нередко его ругали как композитора, как общественного деятеля, как человека, но его гениальности как пианиста никто не отрицал. Мнение всех о Рубинштейне-пианисте было одинаково восторженное. Я сам слышал из уст П.И. Чайковского такую фразу: "Я завидую таланту Рубинштейна".

Играл Рубинштейн всегда с закрытыми глазами. Сам он рассказывал, что играть с закрытыми глазами стал с тех пор, как однажды заметил сидевшую в первом ряду
зевнувшую старушку.

При всей своей гениальности Рубинштейн не всегда играл одинаково удачно. Иногда он бывал не в настроении и тогда играл, насилуя себя. Вот в такие-то моменты он был неузнаваем".


- Feramors (Ballet Music from the opera) (1862)

В 1887 году Антон Григорьевич вновь стал директором и профессором Петербургской
консерватории и занимал пост до 1891 года.

Последние годы жизни (1891-1894 гг.) Рубинштейн жил в Дрездене, выезжая оттуда только на благотворительные концерты, занимаясь литературной и педагогической работой (здесь у него учился И. Гофман) и сочиняя музыку.


Anton Rubinstein : Melody in F major op.3 n.1 for Orchestra - (Paintings by Renoir)

Число его музыкальных сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепьянных пьес и романсов, не помеченных как opus.

Умер Рубинштейн в Петергофе 8 ноября 1894 г.

Антон и Николай братья...