«Жил-был принц, он хотел взять себе в жены принцессу. Вот он и объехал весь свет... Да повсюду было что-то не то: принцесс было полно, а вот настоящие ли они, этого он никак не мог распознать до конца, всегда с ними было что-то не в порядке»
Г. Х. Андерсен. Принцесса на горошине
Пытаясь найти опытного разработчика, сталкиваешься с похожей проблемой. На объявление о вакансии много откликов. Как определить соответствие кандидата необходимому уровню профессионализма? Специальность программиста считается перспективной. Количество соискателей с двухмесячными курсами за плечами больше, чем фальшивых принцесс в период феодальной раздробленности.
Практика предварительной беседы с соискателями не подошла из-за временных затрат. Этап первичного отбора передали специалисту кадровой службы. Сначала соискатель проходит анкетирование, самостоятельно оценивая компетентность в областях программирования по 5-балльной шкале. Указывает срок использования технологии, заполняет таблицу «Выполненные проекты». Полученные сведения дают общее представление об опыте соискателя и профессиональном кругозоре. Начинающим разработчикам свойственно завышать оценку. К примеру, кандидат считает уровень знания Рython на 4, «готов решить любую задачу», а опыт использования языка указывает 2 недели.
Компетентность соискателя оценивается на практике. Кандидат выполняет тестовое задание. На основании анализа определяется уровень.
На идентичное задание Junior-разработчику понадобится неделя. Senior выполнит тест за несколько часов. Показательна и оценка срока выполнения тестового задания от соискателя. Разработчик уровня «Junior» смотрит на поставленную задачу чересчур оптимистично, недооценивает сложность. И из-за нехватки опыта не укладывается в сроки. Специалист уровня «Middle» склонен пессимистично смотреть на задачу. Сказывается опыт в качестве Junior-разработчика. Чрезмерно увеличивает прогнозируемый срок реализации. Senior-разработчик реалистичен. Закладывает риски разумно без лишнего завышения сроков.
Несколько лет для оценки соискатели писали простую браузерную игру «Крестики-нолики». В зависимости от вакансии рекомендовалось использовать определенный язык или технологию. Если планировалось значительное расширение штата, у кандидатов была свобода выбора инструментария.
Сейчас у нас десятки вариантов выполнения проверочного задания. Тестировщики EDISON выбрали 3 фрагмента кода (обработка запроса веб-приложения), написанные на PHP разработчиками разного уровня, и добавили комментарии.
Начнем с примера так называемого «говнокода».
$user = userRequestWithPassword($_COOKIE ["login" ], $_COOKIE ["password" ]);Хранение логина и пароля пользователя в куках. Явная ошибка безопасности. Куки передаются от браузера к серверу при запросе (открытии/обновлении страницы). Потенциальная возможность перехвата.
if ($user != null ) { if (isset ($_POST ["submitEdit" ])) {Определение действий сайта на основе параметра POST-запроса последовательными условными блоками. Код усложняется, становясь громоздким и нечитаемым. Для облегчения реализации задачи опытные программисты придумали маршрутизацию и паттерны, например MVC.
$deal = dealRequest($_GET ["dealId" ]); $connect = mysqli_connect (BAZA_SERVER, BAZA_USER, BAZA_PASSWORD, BAZA_MYSQL); $name = mysqli_real_escape_string($connect , $_POST ["name" ]); $date = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["date" ]); $insured = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["insured" ]); $obligor = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["obligor" ]); $countryObligor = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["countryObligor" ]); $amount = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["amount" ]); $currency = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["currency" ]); $percent = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["percent" ]); $tenor = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["tenor" ]); $type = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["type" ]); $responseDate = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["responseDate" ]); $person = mysqli_real_escape_string($connect, $_POST ["person" ]);Громоздкий код для элементарных операций. Опытный программист напишет блок в одну строку.
if (!empty ($_FILES ["upload" ]["name" ])) { $path_directory = "documents/" ; $filename = $_FILES ["upload" ]["name" ]; if (preg_match ("/[.](doc)|(docx)|(pdf)|(xls)|(jpg)$/" , $_FILES ["upload" ]["name" ])) { $source = $_FILES ["upload" ]["tmp_name" ]; $target = $path_directory . $filename ; $fileName = $moved = move_uploaded_file ($source , $target ); } } else { $filename = $deal ["documents" ]; } $query = "update Deals set name=" $name ", date=" $date ", nameOfTheInsured=" $insured ", nameOfTheObligor=" $obligor ", countryOfTheObligor=" $countryObligor ", amount=" $amount ", currencyOfTheDeal=" $currency ", percentToBeInsured=" $percent ", tenorOfTheExposure=" $tenor ", typeOfTheDeal=" $type ", targetResponseDate=" $responseDate ", nameOfTheContactPerson=" $person ", documents=" $filename " where id="" .$_GET ["dealId" ].""" ;Подстановка параметра GET-запроса (строки, приходящей от пользователя при открытии страницы в браузере) прямо в SQL-запрос (обращение к базе данных). Потенциальная уязвимость в безопасности (SQL-инъекция).
Mysqli_query($connect , $query ); mysqli_close($connect ); header (.$_GET ["dealId" ]);
Хардкод URL"ов. Адрес страницы приложения может меняться. Для отсылки на новый адрес программисту придется искать и менять данные в коде вхождения старого URL.
else if (isset ($_POST ["addComment" ])) { $connect = mysqli_connect (BAZA_SERVER, BAZA_USER, BAZA_PASSWORD, BAZA_MYSQL);Именование переменных на разных языках - частный случай использования транслита в коде. Распространенная ошибка начинающих говнокодеров.
$dealId = mysqli_real_escape_string($connect , $_GET ["dealId" ]); $userId = mysqli_real_escape_string($connect , $user ["id" ]); $comment = mysqli_real_escape_string($connect , $_POST ["comment" ]); $query = "insert into Comments (dealRefer, userRefer, comment) values(" $dealId "," $userId "," $comment ")" ; mysqli_query($connect , $query ); mysqli_close($connect ); header ("location: http://example.com/view.php?dealId=" .$_GET ["dealId" ]); }Пример кода уровня «Junior».
if (isset ($_GET ["action" ]) && ($_GET ["action" ] == "online" ))Определение действий, исходя из параметров GET-запроса последовательными условными блоками. Аналогично прошлому примеру.
{ $document = new Document(); $document -> SetLanguage ($cur_lang ); if ($starter = $db -> GetFByQuery ("SELECT u.login FROM games g LEFT JOIN users u ON g.starter=u.id WHERE g.`invited`= $uid " )) { echo " $starter " . $document -> Translate (17 ) . "«Echo» в коде является не лучшим решением для вывода текста или верстки в браузер. Усложняет процесс изменения внешнего вида сайта . Верстка должна находиться в отдельных файлах-шаблонах. По аналогии справедливо и для JS-, CSS-вставок. Обязательно разделение по разным файлам, желателен разброс по папкам.
else { $rows = $db -> GetByQuery ("SELECT id, login FROM users WHERE `lastping`>" . (time () - 30 ) . " AND `id`<> $uid " ); if (count ($rows )) foreach ($rows as $row ) { echo "$row\")">$rowЗахардкоденный обработчик события click. Аналогично предыдущему пункту. Весь JS нужно выносить в отдельные файлы.
else { echo $document -> Translate (11 ); } } } elseif (isset ($_GET ["action" ]) && ($_GET ["action" ] == "creategame" )) { ... } elseif (isset ($_GET ["action" ]) && ($_GET ["action" ] == "getfields" )) { ... } ...Код Middle-разработчика прост для понимания и содержит комментарии для разбора сложных участков. Используется ORM (Object-relational mapping) взамен написания нативных запросов к базе. Значительно снижается риск SQL-инъекций. Применяется ООП и MVC.
public function actionStatistics () { // Получение из БД общего количества игр и количества игроков. $GamesNumber = tableGame::model () -> count (); $PlayersNumber = tableUser::model () -> count (); $GeneralStatistics = array ("GamesNumber" => $GamesNumber , "PlayersNumber" => $PlayersNumber ); $Player = new Player(); // Получение из БД списка игроков с самым высоким рейтингом. $dbModel = tableUser::model () -> findAllByAttributes (array ("Enable" => 1 ), array ("limit" => self::TOP_PLAYERS_LIST_SIZE , "order" => "Rating DESC" )); // Формирование массива сводной информации по лучшим игрокам. foreach ($dbModel as $PlayerData ) { if ($Player -> Load ($PlayerData -> ID )) { $PlayersList = clone $Player ; } } // Загрузка данных авторизованного игрока. $Player -> Load (Yii::app () -> user -> getId ()); // Вывод представления. $this -> render ("statistics" , array ("GeneralStatistics" => $GeneralStatistics , "PlayerData" => $Player , "PlayersList" => $PlayersList )); }Различия между Middle- и Senior-разработчиком по фрагменту кода прослеживаются слабо и заключаются в выборе верных архитектурных решений.
Обобщенные критерии оценки сведены в таблицу. Список не ограничивается приведенными примерами.
2 года назад я написал статью о классификации знаний в области программирования. Это было на волне интереса и моей активной деятельности по самообразованию в компьютерных науках. Написал статью и забыл о ней. Публиковать на Хабре не собирался. В конце концов, она базируется на моем личном опыте и знаних, которые могут оказаться весьма субъективны.
Недавно, на фоне постоянно поступающих вопросов «как научиться программированию?», я вспомнил про этот материал и перечитал его. Прошло уже 2 года, пополнился опыт, добавились знания, изменились взгляды. Но эта статья для меня не утратила актуальности, и я не нашел почти ничего, что хотел бы в ней изменить. Мне показалось, что она все же достойна публикации. И, возможно, кому-то она поможет в собственном профессиональном развитии.
Но прежде, чем «запустить» материал, еще небольшое отступление. О том, почему вообще я все это писал. Дело в том, что у нас в странах бывшего СССР с образованием в области IT очень туго. С одной стороны нет программ обучения, которые подготовят специалистов на должном уровне (наверное, за очень редкими исключениями, которые можно отнести к погрешности). С другой стороны, из-за широких возможностей самообразования, программисты и не спешат учиться в ВУЗах - все стремятся начать практиковать как можно раньше. Часто изучается только одно направление (например PHP+Mysql - самое популярное) и в бой. Причем, на этом все заканчивается. В итоге у нас огромное количество программистов, которые и базовых вещей не знают. Отсюда вытекают проблемы с качеством кода, и с эффекивностью алгоритмов, с велосипедированием.
Но программирование - это полноценная область знаний, которая требует в том числе и инженерной подготовки. Точно так же, как строительство или телекоммуникации. Да, построить дом (особняк) можно своими руками и без образования. А поднять большинство сайтов можно прочитав пару книг по PHP и HTML. Но многоэтажку без специальной подготовки не построишь, как и Гугл не напишешь, не зная основ.
Возможности для самообразования в компьютерных науках сейчас огромны. Единственное, чего не хватает, - это системности подготовки. Как разобраться, что и в какой последовательности изучать? Мне кажется, что этот материал поможет разложить по полочкам области знаний в компьютерных науках и составить для себя программу изучения по книгам. Выбор книг - тема отдельная, в рамки статьи не входит, но это можно обсудить в комментариях.
Меня иногда спрашивают, что нужно выучить, чтобы стать программистом. Вопрос несколько наивный, т.к. нормально ответить на него по-моему невозможно. Т.е. для начала нужно выяснить, каким программистом нужно стать. Да и вообще, программистом ли? Кроме того, на рынке востребованы как высококвалифицированные дорогие специалисты, так и “рабочая сила”. Пакет знаний и опыта первых и вторых отличается в значительной степени.
Но, не смотря на такую расплывчатость вопроса, дать ответ на него все же можно. Можно описать примерный максимум знаний, которые так или иначе относятся к программированию. Собственно, этот максимум обычно и стремятся преподать в ВУЗах на специальностях, в названии которых фигурирует слово “программист”.
Я учился на программиста в колледже, потом в университете. Именно университет немного разложил по полочкам понимание и взаимосвязь дисциплин, относящиеся к так называемым компьютерным наукам. Пусть знания, которые там давали, были недалекими и немного устаревшими, но системный подход у них был сформирован неплохой. Спустя годы практики после окончания обучения я пришел к выводу, что ВУЗовская классификация дисциплин вполне хороша и позволяет ответить на вопрос, что же следует знать любому программисту.
Конечно, знать все невозможно. Да и не нужно. Кроме того, какие-то вопросы нужно знать глубоко, а в других достаточно поверхностного обзорного понимания. По-этому в зависимости от специализации некоторые дисциплины более актуальны, некоторые менее. Но общие базовые знания необходимы почти по всем из них для любого инженера-программиста, от системщика до веб-разработчика.
В предыдущем абзаце я специально ввел термин “инженер-программист”. Как-то получается так, что программист - это не обязательно инженер. Даже из определения Википедии следует, что инженер - это в первую очередь проектировщик. Это тот, кто создает, т.е. проектирует системы. А в практике программирования проектирование нужно не всегда. Иногда достаточно кодирования: используя данный набор технологий, слепить что-то работающее. Типичный пример - стадо корпоративных или маркетинговых сайтов на джумлах, ворпрессах, друпалах и т.д. Это уровень техника, не инженера. Это уровень среднего образования. И работать техником можно даже после окончания курсов какого-либо языка программирования, крепкая теоретическая база там не нужна.
И, возвращаясь к инженерам-программистам, я хочу предложить свой граф дисциплин, которые изучают программисты. Очевидно, что одни дисциплины активно используют знания других, либо вовсе вырастают из других. Соответственно для полного понимания “верхнего” предмета, необходим какой-то уровень понимания нижнего.
Граф состоит из предметов (дисциплин) и разбит на уровни. Самый нижний - Общая база - вообще отношения к компьютерным наукам не имеет. Он приведен только для того, чтобы показать, на чем базируются дисциплины компьютерных наук.
Между дисциплинами существуют 2 вида связей: использование (обычная стрелка) и расширение (контур стрелки). Использование подразумевает необходимость фрагментарных знаний другого предмета, а расширение - необходимость как минимум обзорных, но полных знаний расширяемой дисциплины.
Первый уровень из CS (computer science) - Специальная база . Это стартовая площадка для любого программиста по четырем фронтам:
Специальная база предлагает фундаментальные теоретические знания, на которых строятся дисциплины более высоких уровней. Для среднего программиста необходимы обзорные знания по всем предметам специальной базы. Для некоторых специализаций требуется углубленное понимание теории алгоритмов (прежде всего - разработчикам разного рода библиотек).
Уровнем выше располагаются дисциплины, которые являются базовыми именно в программировании. По-этому я назвал этот уровень Основы . В него входят:
Следом за Основами идет Уровень 1 . Это первый прикладной уровень, и особо нетерпеливые могут начать коммерческую практику, овладев этим уровнем. Он включает 5 дисциплин:
Следующий уровень - Уровень 2 - развивает предыдущий. Кстати, компьютерные сети попали в него только по той причине, что для их изучения желательно (но не обязательно) предварительно освоить операционные системы. По развитости этот предмет ближе все-таки к первому уровню.
Уровень 2 включает:
Уровень 3 - последний уровень для среднего программиста. Он самый объемный и включает только те дисциплины, которые непосредственно связаны с разработкой ПО. Всего их получилось 6:
Все, что идет выше, - расширенные Экспертные знания . По большому счету этот уровень можно расширять неограниченно, добавляя в него смежные с разработкой дисциплины и наиболее сложные аспекты разработки ПО. Я привел 3 примера - разработка компиляторов, разработка операционных систем и построение архитектур больших программно-аппаратных систем, либо архитектур, рассчитанных на особо высокие нагрузки. Зависимости к нижним уровням га графе не рисовал, т.к. получится слишком много стрелок, идущих через все уровни, вплоть до Общей базы. Наверное, широкие зависимости - это один из признаков вопросов экспертного характера. Здесь как раз подтверждается то, что экспертный уровень требует самых широких знаний и хорошего опыта.
Интересно в графе то, что он не только показывает предпочтительный порядок изучения предметов, но также:
Граф - это модель. А хорошая модель как правило дает ответы сразу на множество вопросов. Я поставил перед собой задачу сделать хороший граф, близкий к реальности. Естественно, он основан на моем личном опыте и не претендует на идеал. Я старался сделать его наиболее объективным. И еще раз напоминаю, что это граф для программиста. Т.е. для тестировщика, сисадмина и других близких к программированию профессий он будет более или менее близким, но явно другим.
P.S. Убедительная просьба не развивать холивары на тему, что должен и что не должен знать программист. Это личный выбор каждого и статья совсем не об этом. Здесь приведена классификация знаний и взаимосви между ними. Это интересно не всем, это нужно не всем.
Jт Junior до Senior не минуя Middle и с прицелом на TeamLead... Статья о рангах и ступенях IT карьеры разработчиков и некоторых других IT специалистов. Субъективный, но безпристрастный взгляд на развитие IT специалистов...
Ранги в профессии программист или рост IT специалистов в IT карьере.
Данный материал представляет собой очерк вакансий-позиций, доступных разработчику программного обеспечения, которые в результате упорного труда продвигают его по карьерной лестнице. Автор статьи сам разработчик Middle класса (уже не Junior, но ещё не Senior, согласно спецификации, приведенной в статье – просто Developer) попытался привести описания основных позиций в карьере программиста и произвести краткий анализ способностей и амбиций, особенностей, свойственных тем или иным рангам, как и росту прав и обязанностей согласно занимаемой должности.
Надеемся, что этот материал понравится и будет полезен Вам.
Итак, как известно, программисты или разработчики имеют свои ступени профессионального роста. Обычно это Junior, Middle (или, как говорят куда чаще – просто Developer) и Senior. Ученик, подмастерье и мастер, если хотите. Для каждой из этих позиций характерны свои особенности, каждая из них влияет на обязанности и права разработчика, занимающего эту позицию и влияет на его характер, амбиции и способы решать рабочие вопросы. Написать данную статью, не опасаясь обвинений в необъективности, автору позволили некоторые наблюдения, сделанные в результате многолетней работы в IT компаниях, а также соединение собственных наблюдений с массой тематических материалов, прочитанных как в украинских, так и в зарубежных IT изданиях.
Таким образом, получилось, что о позиции Junior developer можно сказать следующее:
Позиция - Junior Developer
Младший программист – Junior Developer, это молодой разработчик с малым количеством опыта или вовсе без такового, только начавший работу в избранной технологичной области. Обучается, как правило, по видеокурсам и видеоурокам, причём постоянно ведь опыта разработки у него так мало, что он очень много времени тратит на советы с более опытным разработчиком и понимание того как команда работает над проектом. Накопив достаточно опыта и реализовав несколько проектов, junior переходит на middle уровень – становясь полноценным разработчиком. Но всё же, Junior разработчики находятся в постоянном, непрерывном и самостоятельном образовательном процессе. Обучение для junior разработчика - это все. Испытывая постоянную необходимость в выполнении задач, поставленных по работе над проектом, идеальная схема обучения для Junior разработчика - это видео обучение программированию в рамках избранной технологии. Опираясь на просмотренные видео уроки по программированию, онлайн консультации и советы более опытных коллег, junior разработчик растёт достаточно быстро для того чтобы уже через 1-1,5 года занять позицию полноценного разработчика. Требования, обычно выставляемые к Junior разработчику, приблизительно таковы, как и у Developer и Senior.
Это следующие знания:
Основы программирования (системы исчисления, разница между оператором и операцией, понимание алгоритмов, методик ООП)
Языки: С#, C++, Java, PHP, JavaScript (синтаксис, ООП возможности, многопоточность, стандартные библиотеки, паттерны проектирования)
OOP и OOD (парадигмы)
Умение обучаться по видеокурсам и видеоурокам по программированию, не прибегая к дополнительным разъяснениям. Такой навык очень помогает Junior разработчикам вырости до Middle.
Работа с базами данных (JDBC, язык SQL, MSQL, SQL lite и т.п.)
Базовое знание какого-либо конкретного фреймворка (например, веб-сервисов или Spring).
По субъективным заметкам программистов, за Junior Developerами замечено:
Нуждается в постоянном контроле, должен отвечать за написанный им код. Для Junior разработчиков важно показать, что они умеют учиться и при этом решать поставленные задачи. Развиваться в области постижения нескольких языков программирования, знании основных конструкций, алгоритмов, используемых наиболее часто, использовании фреймворков. Мыслит в рамках используемых технологий, читает литературу, проходит видеокурсы и видеоуроки, быстро пишет прототипы, но очень долго доводит до реальной работоспособности из-за малого количества опыта, грешит ложной инициативой.
Ресурсы для Junior разработчиков:
Видео портал ITVDN.com – Видеокурсы и видеоуроки для начинающих и опытных программистов.
MSDN.com – Технологии Microsoft
97 Things Every Programmer Should Know (список)
Other Things Every Programmer Should Know (список)
Channel9.com – Форум Microsoft разработчиков
Следующий шаг в карьерном и профессиональном росте программиста - Программист или Developer
Developer или Middle Dev
Программист или Developer или Middle dev (англ. разработчик) - это человек, ответственный за качественное и своевременное исполнение разработки информационно-программных систем, основанных на применении современных программных технологий. Программист выполняет задачи по написанию и базовому тестированию порученных ему компонентов системы, работает developer по внешним спецификациям. Поддерживает Junior разработчиков, занимается как архитектурой проектов, так и модульной реализацией, производит реализацию работоспособности прототипов, постоянно занимается самообразованием, понимает алгоритмы, Software Engineering Process, обладает знаниями в следующих областях: языки разметки, понимание технологии web-серверов и серверов приложений, знанием клиентских и серверных технологий, работы браузера, СУБД, операционных систем, офисных пакетов, сред разработки, профильных языков программирования, технического английского. Как правило, имеет высшее образование, хотя случается и что не имеет, это не критичный показатель, критичный - наличие знаний и опыта.
По заметкам программистов за developerами замечено:
Любит поучать Junior developers, прямые вопросы от Juniors нередко вызывают у Middle developers раздражение, контроля над выполнением работ, как правило, не требует - отвечает за отдельные функции и модули и сам контролирует их работу, осознавая, что выполняемая им работа определяет рабочий процесс коллег. Это ответственные люди, которых редко нужно учить, так как они постоянно занимаются самообразованием в форме просмотра видео курсов по программированию, посещения семинаров и участия в вебинарах, чтения профильной литературы и ресурсов. Умеет решать поставленные задачи самостоятельно, понимает основы построения архитектуры проектов, мыслит не категориями языка, от которых, наконец, отвязался, но понятиями предметной области, умеет писать структурно и последовательно, думает о будущей поддержке продукта. К концу первого года работы в команде перестаёт писать плохой код.
Ресурсы для developers:
Github.com – Профессиональный ресурс для разработчиков.
ITVDN.com – Портал видео IT обучения
MSDN.com – Продукты и технологии Microsoft
Codefor.com – Форум разработчиков
habrahabr.ru – Крупнейшее профильное IT сообщество рунета
И вот, наконец, мы добрались и до позиции Senior developer.
Senior developer (Ведущий разработчик)
Ведущий программист – человек ответственный за качество и своевременность работ по разработке информационно-программных систем, основанных на применении новейших программных технологий. Обладает глубокими, структурированными знаниями и работает внутри проектной команды, совершенно не имея необходимости контактировать с представителями менеджмента заказчика. Выполняет такие работы, как: детальное проектирование и создание спецификаций проектов, полностью контролирует и зачастую и самостоятельно выполняет проектирование мелких проектов и внутренних под-проектов (модулей), программирование и базовое тестирование компонентов. Как правило, имеет законченное высшее образование, реже незаконченное, стаж от 3х лет в качестве developer, умеет комментировать программы, не прибегая к использованию словаря, разрабатывать документацию, свободно общаться на английском языке, владеет методами и инструментами анализа и проектирования, Software Engineering Process, языками разметки, глубоким пониманием клиент-сервер технологии, работ браузера, web серверов, серверов приложений, БД, ОС, офисными пакетами, может контролировать других разработчиков и ставить им задачи.
По заметкам коллег-программистов, за Senior Developers замечено:
Отвечает за проект, умеет подготовить инфраструктуру, занимается решением сложных задач. Является наставником для developers и junior. Обладает набором конкретных решений в области тех или иных наиболее часто возникающих задач, за счёт чего демонстрирует бешенную производительность в сравнении с middle developers. Делает на порядок меньше ошибок, ошибки допущенные Senior, как правило, им же легко устраняются и связаны обычно со спешкой или постоянным недосыпом. Забавно, но нередко знает конкретные языки хуже, чем junior, что компенсируется знанием того, как обходить скользкие места и тремя-пятью решениями на каждую задачу, которые держит в голове, также за счёт того, что превосходно концентрируется на главном, игнорируя несущественные детали. Собственно, за это и держат – способен увидеть суть, нередко даже не дочитав до конца ТЗ.
Ресурсы для senior разработчиков:
Знают и не с кем ими не делятся. Можно разве что подсмотреть через плёчо, сидя рядом.
На этом первую часть нашей статьи о Рангах в карьере программиста и составляющих профессии от А до Я, можно читать завершённой. Надеемся, что данная статья была интересна Вам и следующий её выпуск, рассказывающий о Team Lead, Architect и CIO будет, ожидаем Вами.
А в качестве бонуса и вместо послесловия вот некоторые наблюдения о представителях профессий, описанных в данной статье, лично от автора.
Junior Developer
Developer
Senior Developer
Вот то немногое, что мы рассказали Вам о профессии Developer. О свойственном данной позиции карьерном росте, об обучении и самообразовании людей занимающих эту должность, а также пристрастиях и слабостях мужчин и женщин избравших для себя профессиональный путь разработчика. Надеемся этот субъективный, но безпристрастный материал был полезен Вам и принёс Вам несколько приятных минут, полученных во время чтения.
Язык программирования - язык (знаковая система), предназначенный для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, определяющих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель (обычно - ЭВМ) под её управлением. Язык программирования предназначен для написания компьютерных программ, которые представляют собой набор правил, позволяющих компьютеру выполнить тот или иной вычислительный процесс, организовать управление различными объектами, и т. п. Язык программирования отличается от естественных языков тем, что предназначен для взаимодействия человека с ЭВМ, в то время как естественные языки используются для общения людей между собой.
Существуют различные классификации языков программирования. делят на языки низкого и высокого уровня .
Если язык близок к естественному языку программирования, то он называется языком высокого уровня, если ближе к машинным командам, – языком низкого уровня.
В группу языков низкого уровня входят машинные языки и языки символического кодирования: Автокод, Ассемблер. Операторы этого языка – это те же машинные команды, но записанные мнемоническими кодами, а в качестве операндов используются не конкретные адреса, а символические имена. Все языки низкого уровня ориентированы на определенный тип компьютера, т. е. являются машинно–зависимыми.
К языкам программирования высокого уровня относят Фортран (переводчик формул), Алгол , Кобол (коммерческий язык – используется, в первую очередь, для программирования экономических задач), Паскаль , Бейсик , Си , Пролог и т.д.
Эти языки машинно–независимы , т.к. они ориентированы не на систему команд той или иной ЭВМ, а на систему операндов, характерных для записи определенного класса алгоритмов. Однако программы, написанные на языках высокого уровня, занимают больше памяти и медленнее выполняются, чем программы на машинных языках.
Языки программирования также можно разделять на поколения:
– языки первого поколения : машинно–ориентированные с ручным управлением памяти на компьютерах первого поколения.
– языки второго поколения : с мнемоническим представлением команд, так называемые автокоды.
– языки третьего поколения : общего назначения, используемые для создания прикладных программ любого типа. Например, Бейсик, Кобол, Си и Паскаль.
– языки четвертого поколения : усовершенствованные, разработанные для создания специальных прикладных программ, для управления базами данных.
– языки программирования пятого поколения : языки декларативные, объектно–ориентированные и визуальные. Например, Пролог, ЛИСП (используется для построения программ с использованием методов искусственного интеллекта), Си++, Visual Basic, Delphi.
Прикладное программное обеспечение – это комплекс программных средств и документации к ним, предназначенных для решения сравнительно узких классов задач в конкретных предметных областях, рассчитанных на определенного потребителя: научно-технических, экономических, инженерных, конструкторских и других специальных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Таким образом, каждая прикладная программа (чаще всего именно такие программы называют приложениями ) предназначена для решения конкретной задачи в определенной области применения (например: офисные программы, правовые системы, бухгалтерские программы, издательские системы и т.п.).
Пакет прикладных программ – это комплекс программ, предназначенный для решения задач определенного класса (функциональная подсистема, бизнес-приложение).
Различают следующие типы ППП:
· общего назначения (универсальные);
· метод-ориентированные;
· проблемно-ориентированные;
· глобальных сетей;
· организации (администрирования) вычислительного процесса
ППП общего назначения – универсальные программные продукты, предназначенные для автоматизации разработки и эксплуатации функциональных задач пользователя и информационных систем в целом.
Метод-ориентированные ППП отличаются тем, что в их алгоритмической основе реализован какой-либо экономико-математический метод решения задачи.
Проблемно-ориентированными ППП называются программные продукты, предназначенные для решения какой-либо задачи в конкретной функциональной области.
ППП отдельных предметных областей. Одним из основных направлений развития софтверной индустрии на протяжении нескольких лет является разработка ППП для различных предметных областей: бухгалтерского учета, финансового менеджмента, правовых систем и т.д.
ППП бухгалтерского учета (ППП БУ). Несмотря на то, что в мире существует более тысячи тиражируемых бухгалтерских пакетов различной мощности и стоимости, российские предприниматели предпочитают отечественные пакеты, более подходящие для условий переходной экономики и быстрой смены законодательных актов, регулирующих порядок бухгалтерского учета. В настоящее время появляется третье поколение российских автоматизированных бухгалтерских систем.
ППП финансового менеджмента (ППП ФМ ) появились в связи с необходимостью финансового планирования и анализа деятельности фирм.
ППП правовых справочных систем представляют собой эффективный инструмент работы с огромным объемом законодательной информации, поступающей непрерывным потоком.
ППП глобальных сетей ЭВМ . Основным назначением глобальных вычислительных сетей является обеспечение удобного, надежного доступа пользователя к территориально распределенным общесетевым ресурсам, базам данных, передаче сообщений и т.д.
Для обеспечения организации администрирования вычислительного процесса в локальных и глобальных сетях ЭВМ в более чем 50% систем мира используется ППП фирмы Bay Networks (США), управляющий администрированием данных, коммутаторами, концентраторами, маршрутизаторами, трафиком сообщений.
Какие бывают языки программирования? Что за концепции в них заложены? Как они развивались? В данной статье рассмотрим виды языков программирования основываясь на так называемых уровнях - от машинных кодов (низкий уровень, приближённый к компьютерному "железу") до таких языков, как Java или С# (высокий уровень). Чем меньше преобразований пройдёт текстовый листинг программы по пути превращения в набор нулей и единичек – тем ниже уровень. Далее мы рассмотрим:Некоторые работают с большой скоростью (красные стрелки): процессор черпает из памяти команды и манипулирует данными, видеокарта – особенно в 3D играх, потребляет огромные объёмы текстур, фигур, координат пикселей и прочих объектов для построения изображения на экране монитора. Другим (в силу ограничения скорости обмена информацией) столь высокие показатели и не нужны. Разнообразные внутренние и внешние устройства подключены на схеме зелёными стрелками.