Значение икт. Икт в современном мире

16.08.2019

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Роль ИКТ в современном обществе

В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под мощным прессом информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. Если подобное явление будет наблюдаться и дальше, то вскоре дети полностью разучатся общаться. И вот министерства образования многих стран на нашей планете вместо того, чтобы развивать у школьников интерес к живому общению и учебе вообще, решили пойти по пути наименьшего сопротивления и дать детям то, что они хотят. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования). С этим трудно поспорить, но ведь обратная сторона медали такого учебного процесса заключается в том, что дети перестают общаться с учителем, а значит, снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс, чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в ребенке жажду новых знаний. Но данный вопрос придется оставить на совести чиновников.

Понятие коммуникационных и информационных технологий

Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности.

Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда информационно-коммуникационная технология - это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в современной системе образования

Основное средство ИКТ-технологии для информационной среды системы образования - это персональный компьютер, оснащенный необходимым программным обеспечением (системного и прикладного характера, а также инструментальные средства). К системным в первую очередь относят операционный софт. Он обеспечивает взаимодействие всех программ ПЭВМ с оборудованием и пользователем ПК. В данную категорию также включают сервисный и служебный софт. К прикладным программам относится обеспечение, которое представляет собой инструментарий информационных технологий - работа с текстами, графикой, таблицами и т. д. Современная система образования широко использует универсальный прикладный офисный софт и средства ИКТ, такие как текстовые процессоры, подготовка презентаций, электронные таблицы, графические пакеты, органайзеры, базы данных и т. п.

Развитие информационных и коммуникационных технологий

С организацией компьютерных сетей и аналогичных им средств процесс образования перешел в новое качество. В первую очередь это связано с возможностью оперативного получения информации из любой точки мира. Благодаря глобальной компьютерной сети Интернет теперь возможен мгновенный доступ к планеты (электронным библиотекам, хранилищам файлов, базам данных и т. д.). В этом популярном ресурсе опубликовано более двух миллиардов различных мультимедийных документов. Сеть открывает доступ и позволяет использовать другие распространенные ИКТ-технологии, к их числу относятся электронная почта, чат, списки, рассылки. Кроме того, разработано специальное программное обеспечение для общения онлайн (в режиме реального времени), позволяющее после установления сеанса передавать текст (вводится с клавиатуры), а также звук, изображение и различные файлы. Такой софт дает возможность организовать совместную связь удаленных пользователей, с запущенным на локальном персональном компьютере обеспечением.

Появление новых алгоритмов сжатия информации, доступных для передачи через интернет, существенно повысило качество звука. Теперь оно стало приближаться к качеству обычной телефонной сети. В результате этого произошел скачок в развитии относительно нового средства ИКТ - интернет-телефонии. С помощью специального программного обеспечения и периферийных устройств через сеть можно организовывать аудио и видеоконференции.

Информационно-коммуникационная технология и ее возможности

Для организации эффективного поиска в телекоммуникационных сетях используют автоматизированные поисковые программы, цель которых заключается в сборе данных о различных ресурсах мировой паутины и предоставлении пользователю услуги быстрого доступа к ним. Благодаря поисковым системам можно находить документы, мультимедийные файлы, адресную информацию о людях и организациях, программное обеспечение. Использование ИКТ позволяет открыть широкий доступ к учебной, методической и научной информации, помимо этого, становится возможным оперативная организация консультационной помощи, а также моделирование научной и исследовательской деятельности. И, конечно же, проведение виртуальных занятий (лекций, семинаров) в реальном времени.

Видеообучение

Сегодня информационно-коммуникационные технологии обучения предусматривают несколько классов подачи материала, значимых с точки зрения дистанционного и открытого образования. Одним из них являются телевидение и видеозаписи. Видеофайлы и соответствующие ИКТ-средства позволяют большому числу учащихся знакомиться с содержанием лекций лучших преподавателей. Видеозаписи могут использоваться как в специально оборудованных аудиториях, так и в домашних условиях. Интересным является тот факт, что в европейских и американских курсах обучения главный материал излагается на видеокассетах и в печатном издании.

Телевизионные ИКТ

Телевидение является наиболее распространенным ИКТ на уроках, оно играет огромную роль не только в современном образовательном процессе, но и в жизни людей, ведь практически в каждом доме есть телевизор. Уже давно обучающие телепрограммы используются во всем мире и являются весьма ярким примером дистанционного способа обучения. Благодаря данному средству ИКТ появилась возможность трансляции лекций для широкой аудитории с целью повышения ее общего развития без последующего контроля за усвоением знаний.

Электронные образовательные издания

Весьма мощной технологией, которая позволяет передавать и хранить весь объем изучаемой информации, являются электронные образовательные издания. Они распространяются как в компьютерных сетях, так и записанные на оптические носители. Индивидуальная работа с таким материалом дает глубокое понимание и усвоение данных. Данная технология позволяет (при соответствующей доработке) использовать существующие курсы в и самопроверке полученных знаний. Электронные образовательные издания в отличие от традиционного печатного материала позволяют подавать информацию в графической динамичной форме.

Классификация ИКТ-средств по областям методического назначения

Средства ИКТ бывают:

1. Обучающие. Они сообщают знания, формируют навыки практической или обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.

2. Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.

3. Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации.

4. Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.

5. Имитационные. Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики.

6. Лабораторные. Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании.

7. Моделирующие. Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.

8. Расчетные. Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции.

9. Учебно-игровые. Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме.

Дидактические задачи, которые решаются с помощью ИКТ

1. Совершенствование организации и повышение индивидуализации обучения.

2. Повышение продуктивности самостоятельной подготовки студентов.

3. Индивидуализация работы преподавателя.

4. Ускорение тиражирования, а также доступа к завоеваниям педагогической практики.

5. Повышение мотивации к обучению.

6. Активизация учебного процесса, возможность привлечения учащегося к

7. Обеспечение гибкости обучения.

Негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося

Информационно-коммуникационная технология, внедренная во все приводит к ряду последствий негативного характера, в числе которых следует отметить ряд отрицательных психолого-педагогических факторов влияния на здоровье и физиологическое состояние обучаемого. Как уже упоминалось в начале статьи, ИТК приводит к индивидуализации учебного процесса. Однако в этом кроется серьезный недостаток, связанный с тотальной индивидуализацией. Такая программа влечет свертываемость и без того дефицитного в учебном процессе живого диалогического общения участников: студентов и преподавателей, студентов между собой. Она предлагает им, по сути, суррогат общения - диалог с компьютером. И в самом деле, даже активный в речевом плане ученик надолго замолкает при работе с ИКТ-средствами. Это особенно характерно для обучающихся дистанционных и открытых форм образования.

Чем же это так опасно?

В результате такой формы обучения в течение всего занятия ученик занят тем, что молча потребляет материал. Это приводит к тому, что часть мозга, отвечающая за объективизацию мышления человека, оказывается выключенной, по сути, обездвиженной в течение многих лет учебы. Необходимо понимать, что обучаемый и так не имеет необходимой практики формирования, формулирования мыслей, а также диалогического общения на профессиональном языке. Как показали психологические исследования, без развитого общения не сформируется на должном уровне и монологическое общение ученика с самим собой, именно то, что принято называть самостоятельным мышлением. Согласитесь, что заданный самому себе вопрос является наиболее верным показателем наличия самостоятельного мышления. В результате, если пойти по пути индивидуализации обучения, то можно упустить саму возможность формирования в человеке творческого процесса, происхождение которого построено на диалоге.

В заключение

Подводя итог, можно отметить еще один существенный недостаток информационно-коммуникационных технологий, который вытекает из главного преимущества - общедоступности опубликованных в сети информационных ресурсов. Зачастую это приводит к тому, что ученик идет по пути наименьшего сопротивления и заимствует в интернете готовые рефераты, решения задач, проекты, доклады и т. д. Сегодня этот уже привычный факт подтверждает низкую эффективность такой формы обучения. Конечно, перспективы развития информационно-коммуникационных технологий высоки, однако внедрять их необходимо обдумано, без маниакальной тотализации.

Влияние ИКТ на жизнь современного человека. Работу выполнил Ученик 8 класса МБОУ СОШ с. Шереметьевка Самсонов Антон Руководитель: Миронова Наталья Сергеевна, учитель информатики. Конкурс мультимедиа презентаций и видеороликов в рамках муниципальной Недели информатики и ИКТ.








Технология использования ИКТ в образовании, медицине, военном деле и многих других областях деятельности человека является частью технологий информатизации. Каждая из этих областей накладывает на технологию информатизации свои ограничения и особенности. 5










В настоящее время полезной и познавательной информацией всемирной паутины пользуются школьники, студенты, научные работники, специалисты в различных отраслях народного хозяйства, просто люди, которые хотят много знать обо всем на свете. Интернет плотно проник во все сферы человеческой жизнедеятельности, стал надежным другом и помощником миллионов граждан. 10




С появлением компьютерных сетей люди приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). 12








Планшетные ПК. Они очень помогают нам. Берегут наше драгоценное время, которого как обычно у большинства людей не хватает, и тогда на помощь приходит планшет, который покажет вам информацию и ответит на любой ваш вопрос в любом месте, где бы вы не находились. 16






ИКТ открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости. Причем спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т. д. 19


Развитие сети Интернет и связанных с ней технологий уже в ближайшем будущем может привести к тому, что она станет ведущим средством массовой коммуникации, важнейшим информационным ресурсом, обеспечивающим функционирование всех структур современного общества и благодаря этому организационно- технологической основой информационного общества. 20

"Железо ржавеет, не находя себе применения,

стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум

человека, не находя себе применения, чахнет."

Леонардо да Винчи

Если сравнивать жизнь в наше время и жизнь нескольких веков назад, да что там веков, хотя бы века, то, каждый отметит, особых познаний в истории для этого не нужно, что прогресс не заставил себя ждать. Конечно, те времена были полны открытий. Но всё же, люди тех времён уже никогда не узнают и не прочувствуют эту жизнь, жизнь в эпоху информационно-коммуникационных технологий.

Бесполезно говорить о том, что меняются времена, люди, изобретения, ведь это и так ясно. Мир для того и существует, чтобы не стоять на месте, а развиваться и развиваться. Результатом такого развития стали ИКТ, которые в наши дни активно вошли в жизнь каждого человека. Это, бесспорно, очень хорошо, ведь благодаря именно им, люди обогащают свои знания, умения и раскрывают в себе свои таланты.

И это не смотря на то, что ИКТ сделали жизнь людей намного проще и интереснее. Даже учёба в школах и университетах стала наиболее увлекательной.

В нашей школе, да и, наверное, во всех остальных, большинство уроков проводится в «присутствии» ноутбука, проектора и интерактивной доски. Теперь учителям стало легче преподносить знания ученикам, ведь сейчас вместо различных картинок из дополнительной литературы, принесённых учителем, преподаватель может продемонстрировать презентации или фильмы.

ИКТ в жизни школьника

Выступить, с презентацией? Пожайлуста

ИКТ стали неотъемлемой частью жизни школьников. Подготовка к урокам, у многих моих одноклассников, предусматривает обязательное использование Интернет-ресурсов. Особенно по предметам гуманитарного цикла. Сами порой удивляемся, что мы там находим! Правда есть и свои издержки в этом деле. Трудно иногда устоять и не отклониться от целенаправленного поиска нужной информации. Вокруг ведь столько соблазнов. Тут тебе и игры on-line, и самые свежие новости с бесконечными переходами (зачитался, а время - «ту-ту»), и возможность пообщаться с товарищами – эти всплывающие сообщения микроблогов. А как не заглянуть в Мой мир или не зайти на Одноклассников? Вот где требуется проявить характер. Мне это, в общем-то, сделать не трудно. Все-таки 11-й класс – возраст, ответственность. А вот ребятишкам помладше, думаю, нужны какие-то сдерживающие факторы. В лице родителей дома или… в форме фильтрации в школе.

Изменился у подрастающего поколения и способ организации своего досуга. Оглядываюсь вокруг: поем под караоке, сражаемся с виртуальными монстрами или помогаем виртуальным героям, создаем целые цивилизации, летаем, играем в шахматы, читаем, пишем стихи, слушаем музыку, «чатимся», «скайпимся», «емейлимся», короче, общаемся.

В школе на переменах обсуждаем достоинства и характеристики компьютеров, делимся опытом борьбы с вирусами (развелось их!) и исключительно все с флэш, я имею в виду память. Висит такой брелочек на шее, и ты полноценный ученик. У тебя на флэшке презентация к уроку, пара рефератов, фотки, музыка, программка для друга и пр.

Пытаюсь вспомнить, был ли у меня хоть один день за последнее время без использования ИКТ? …Не могу… Наверное, это нормально, в век информации не сохой же пользоваться!.. Соха … Надо бы в Википедии посмотреть - что за зверь такой.

Небольшое исследование

Шпотаковская Е. И. Это всего лишь 2-й класс

Задания, которые я готовила к урокам в последнее время с использованием ИКТ:

  • Сообщение по физкультуре на тему «Волейбол» и по географии на тему «Крупные города США. Финикс» в редакторе Microsoft Office Word;
  • Сочинение-рассуждение по обществознанию на тему «Здоровая нация также не замечает своей национальности, как здоровый человек – позвоночника» в Microsoft Office Word;
  • Презентация-проект по обществознанию на тему «Я предприниматель» в редакторе Microsoft Office PowerPoint;
  • Создание личной веб-странички для урока информатики в сфере редактора Microsoft Office FrontPage;
  • Буклеты по истории «Города-герои Великой Отечественной Войны», литературе «Писатели серебряного века», математике в период недели декады математики в редакторе Microsoft Office Publisher;
  • Кроссворд в электронной таблице по информатике, диаграммы по географии в редакторе Microsoft Office Excel;
  • Коллаж по теме «Классицизм в архитектуре» на урок МХК в редакторе Photoshop;
  • Календарь по здоровому образу жизни к уроку физкультуры в редакторе Photoshop.

Наш учитель и наставник в мире информатики и ИКТ

Возможно, у меня субъективное отношение к вопросу использования информационных технологий. Но в нашей школе все действительно обстоит очень серьезно. И это, несомненно, заслуга нашего учителя информатики и ИКТ – Мирошник Любови Викторовны . Сказать, что она хороший учитель – это не сказать ничего… Она находит время учить не только нас, учеников, но и со своими коллегами активно делится знаниями. Вот и сейчас она обучает учителей Приморского края основам работ в вики-среде. Кстати, нас этому она уже научила, мы даже предлагали ей свою помощь, наивные.

Несмотря на то, что Любовь Викторовна очень требовательный учитель, с ней легко общаться и совершенно здорово сотрудничать, например, в каком-нибудь творческом проекте.


Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках филологического цикла как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Гуськова Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Каслинская СОШ № 27» Каслинского муниципального района Челябинской области

Роль информационно-коммуникационных технологий в условиях современного общества……………………………………………………………………………….3.

Активизация познавательной деятельности посредством информационно-коммуникационных технологий……………………………………………………..4.

Система применения информационных технологий обучения на уроках филологического цикла…………………….………………………………………....7.

Заключение…………………………………………………………………………...11.

5) Литература...………………………………………………………………………….13.

6) Приложения…………………………………………………………………………..14.

1. Роль информационно-коммуникационных технологий в условиях

современного общества

Современное состояние развития цивилизации социологи и философы называют «информационным обществом». Для обеспечения конкурентноспособности выпускника в таком обществе считаю целесообразным применение информационно-коммуникационных технологий. С реализацией «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и проекта «Информатизация системы образования» возможности их использования заметно расширились.

Развитие общества обусловливает необходимость перехода школы к новой образовательной парадигме, где на первый план выходят интересы личности учащегося, развитие его способностей и потенциальных возможностей, удовлетворения индивидуальных запросов и образовательных потребностей. С появлением информационных технологий обучения стало возможным реализовать цели и задачи, стоящие перед участниками современного образовательного процесса.

Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

Перед школой информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.

Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельности школьников.

^ 2. Активизация познавательной деятельности посредством информационно-коммуникационной технологии обучения

Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания – это естественная потребность учащихся, но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то положительное, что оказывает влияние на самостоятельную познавательную деятельность школьника.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги-дидакты: Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М. И., Лернер И. Я., Пидкасистый П. И. и т.д. Несомненно, нформационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников. Кандидаты педагогических наук Е.И.Машбиц и М.В.Монахов в своих работах, посвященных теории совершенствования учебного процесса с помощью компьютерной техники, рассматривают психолого-педагогические аспекты компьютеризации обучения.

Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы - интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников.

Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИКТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения.

(аппаратное обеспечение + программные средства)

Ресурс для создания образовательной среды

информационное

взаимодействие между субъектами образовательного процесса

Осуществляется на базе средств ИКТ с целью психолого-педагогического воздействия

информационная технология обучения

Система применения ИКТ в процессе обучения, с помощью которой можно решить педагогические задачи (в том числе активизировать познавательную деятельность_)

Для чего же используются информационно-коммуникационные технологии на уроках филологического цикла, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения?

На уроках филологического цикла ставлю цели, решаемые посредством ИКТ:

Интенсификация учебного процесса.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Формирование образовательных компетенций:

Формирование языковой компетенции: развитие с помощью педагогических программных средств орфографических и грамматических умений учащегося;

Формирование лингвистических компетенций: самостоятельное получение знаний о науке, ведущих положениях и ученых-лингвистах из цифровых образовательных ресурсов;

Формирование коммуникативной компетенции:

4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных.

Осуществление самообразования.

Формирование информационной культуры.

Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках филологического цикла может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера («Фраза», «Репетитор по русскому языку»), с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. На вводных уроках литературы важен яркий визуальный ряд, который можно создать с помощью библиотеки электронных наглядных пособий или образовательных ресурсов сети Интернет. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.)

Для внеклассной работы по предмету создаю сама электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У учащихся появляется желание создать подобный электронный продукт.

Основная проблема заключается в том, что в применении информационных технологий необходима систематичность. Систему применения ИКТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно представить в виде таблицы:

направление деятельности

1 этап (подготовительный)

Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи

анализ образовательной программы;

анализ тематического планирования;

выбор тем;

выбор типа урока;

выявление особенностей материала данной темы.

2 этап (созидательный)

Подбор и создание информационных продуктов

подбор готовых образовательных медиаресурсов;

создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего)

3 этап (реализационный)

Применение информационных продуктов

применение на уроках разных типов;

применение во внеклассной работе по предмету;

применение при руководстве научно-исследовательской работы

4 этап (мониторинговый)

Анализ эффективности использования ИКТ

изучение динамики результатов;

Таким образом, считаю, что с целью активизации познавательного интереса учащихся, развития устойчивых внутренних стимулов целесообразно использовать на уроках филологического цикла информационно-коммуникационною технологию обучения, то есть систему применения информационных технологий в учебном процессе.

^ 3. Система применения информационных технологий обучения на уроках филологического цикла

Одна из серьезнейших проблем современной школы – это резкое падение у учащихся интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно и логично выразить свою мысль, неумение общаться. Диагностика, проведенная мною в 5 классе в 2003-2004 учебном году, показала, что учащиеся слабо владеют формами самостоятельной работы с информацией различных источников, у ребят отсутствует желание заглянуть за страницы учебника, на уроках не проявляется активного отношения к процессу познания. Сегодня вполне осознана цель привития интереса учащихся к родному языку и литературе, формирования умения самостоятельно пополнять свои знания.

Для реализации указанной цели на уроках русского языка и литературы на протяжении нескольких лет применяю информационные технологии. Можно выделить определенные временные этапы, которые говорят о росте моей ИКТ- компетенции и качественном изменении уровня применения информационных технологий в обучении ребят на предметах филологического цикла.

2003-2004 учебный год: применение компьютерной техники для создания дидактического материала (индивидуальные карты с заданиями и упражнениями, наглядный материал, памятки).

2004-2005 учебный год: применение ЦОР для подготовки дидактического материала, при организации индивидуальной работы с учащимся.

2005-2006 учебный год: работа с ЦОР на уроках и во внеклассной работе по русскому языку, применение презентационного оборудования, проведение медиауроков. (Приложение 1,3)

2006-2007 учебный год: проведение уроков русского языка в компьютерном классе; организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по литературе, представление проектов в виде мультимедийных презентаций; разработка программы факультатива, представляющего собой интегрированный курс информатики и русского языка; работа в режиме дистанционного обучения, методическая работа с коллегами школы и образовательных учреждений района (Приложения 2, 4)

Считаю, что использование информационно-коммуникационной технологии обучения в системе существенно влияет на формирование образовательных компетенций школьников.

деятельностные формы организации учебного процесса

умение работать с информацией

виды познавательной деятельности учащихся

поисковая

поиск и отбор информации

работа со статьями лингвистических словарей, с материалами энциклопедий и справочной литературы

поисковая

поиск, отбор информации из различных источников;

осмысление, сравнение.

подготовка сообщений, создание творческих работ

поисковая, исследовательская

поиск, отбор информации; сравнение, обобщение, вычленение существенного

подготовка и создание рефератов, создание памяток, алгоритмов, тестов, карт

Исследовательская,

научно-исследовательская

анализ информации, полученной из разных источников

подготовка сообщений и докладов; проектная деятельность

научно-исследовательская

применение информации в практической деятельности, в условиях решения нестандартной новой задачи.

проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность

Используя систему применения информационной технологии обучения, считаю, что не нужно превращать ИКТ в самоцель и неуемное увлечение. Нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс, так как не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов филологического цикла. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями и формируя компетенции, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь учащихся. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока. При чрезмерном применении степень влияния ИКТ как средства активизации познавательной деятельности станет менее эффективным.

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Предпочитаю использовать апробированные и зарекомендовавшие себя цифровые образовательные ресурсы, которые отвечают требованиям Министерства образования и науки РФ, такие как «Программа-тренажер по русскому языку «Фраза». Гуру. Софт, 2001; «Тесты по орфографии. Тесты по пунктуации» ЗАО «1С», 2005; «Русский язык + Варианты ЕГЭ» ЗАО «1С», 2005; «БЭНП «Литература». ОАО «Физикон», 2005 и др. В зависимости от типа урока применяю тот или иной ЦОР для формирования навыков или проверки усвоения учебного материала.

С помощью цифровых образовательных ресурсов ребята получают возможность работать в различных режимах. В обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. (Цифровой образовательный ресурс «1С: Русский язык» содержит не только формулировки правил, но и задания на установление соответствия между правилом и примером из текста, сравнение предложений, слов и т.д. Такие задания предлагаю учащимся 8-х классов при изучении пунктуации в простом и сложном предложениях).

В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. (Использую на уроках в 6-х, 8-х классах цифровой образовательный ресурс «Фраза», который представляет собой тренажер по русскому языку. На уроках в 6 классе при изучении раздела «Имя числительное» учащиеся на словосочетаниях и предложениях могут отработать следующие темы и правила: «Мягкий знак в числительных», «Склонение числительных», «Употребление числительных в речи»). Именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения.

Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).

Статистическая обработка результатов работы учащихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания. (Комплексный контроль по всему школьному курсу русского языка, а также контроль по отдельным темам можно провести с помощью «1С: Тесты по орфографии. Тесты по пунктуации». Учащимся 8 класса на уроках контроля нравится работать с ЦОР «1С: Русский язык + Варианты ЕГЭ», так как основной курс по орфографии ими уже пройден, и у ребят появляется возможность с помощью версий ЕГЭ проверить уровень сформированности орфографических и пунктуационных умений).

Особенностью образовательного процесса с использованием информационных технологий обучения является алгоритмизация самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, большая степень интерактивности -наличие оперативной обратной связи. На основе этого возможна индивидуализация и дифференциация обучения. Это целесообразно использовать при изучении орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся продвинутого уровня выходят на самостоятельную творческую деятельность (создание памяток, проектов, подготовка сообщений с использованием ресурсов сети Интернет), в то время как остальные с помощью тренажеров могут закрепить необходимый минимум.

На уроках литературы использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки. (К уроку литературы в 6 классе по теме «Герои былин» мною был составлен следующий визуальный ряд: репродукции картин В. Васнецова, видеофрагмент «В крестьянской избе», иллюстрации художников к сборникам былин). Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес к изучению произведений. Мною разработано 10 уроков в 6-8 классах, на которых использовались презентации, созданные в конструкторе ЦОР «БЭНП «Литература», ресурсы сети Интернет, видеофильмы.

За период применения информационно-коммуникационной технологии обучения (2003-2007) мною созданы следующие педагогические, методические и программные продукты:

Разработана модель применения информационной технологии обучения в учебном процессе.

Составлены электронные тесты к урокам русского языка с помощью тестовой оболочки (см. CD-R).

Разработана программа факультатива по русскому языку «Русский язык и компьютер: формирование грамотного письма» (Приложение 2).

Создан банк данных образовательных ресурсов Интернет по русскому языку и литературе.

Являюсь составителем сборников («Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы», «Образовательные ресурсы Интернет») и автором статей для учителей школы и района (см. CD-R).

Заключение

Проблема выбора технологии обучения, позволяющей создать адаптивную среду для активизации познавательной деятельности учащихся, актуальна и требует решений. В своей педагогической деятельности как одно из средств активизации использую информационно-коммуникационную технологию обучения. Практическая деятельность показывает, что у учащихся формируются образовательные компетенции, повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности.

С целью повышения эффективности образовательного процесса отслеживаю результаты обученности. Основой для мониторинга служат анализ анкетирования учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса, результаты контрольных, проверочных и творческих работ.

Показатели обученности за четыре учебных года позволяют сделать вывод о том, что уровень обученности остается стабильным, имеет место рост качества образования.

^ Уровень обученности учащихся по русскому языку

Учебный год

обученность, %

качество,%

средний балл

^ Уровень обученности учащихся по литературе

Учебный год

обученность, %

качестово, %

средний балл

Мониторинг уровня образовательных компетенций позволяет сделать вывод о росте, что свидетельствует о перспективе работы по использованию ИКТ как средства познавательной активности.

Для формирования интереса к любому содержанию учебной деятельности необходимы по меньшей мере два условия: интерес самого учителя к деятельности, его увлеченность и привлечение учащихся к активной деятельности по овладению знаниями. Считаю, что компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

Литература:

Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2004.

Гплаев Д.А., Белкин П.Ю. Информационная методическая среда. Пособие для специалистов системы РКЦ-ММЦ. – М.: ЗАО «Е-Паблиш», 2006.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2005.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года/ утвержденная распоряжением правительства РФ от 29.12.2001.

Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». – М.: Локус-Пресс, 2005.

Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

ИКТ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: СУЩНОСТЬ И РОЛЬ

,
студент факультета Маркетинга РЭУ им.

Несмотря на то что информационные технологии и ЭВМ появились в 20 веке, именно 21 век считается информационным. И на это есть ряд причин, которые мы рассмотрим в этой статье далее.

В 20 веке информационные технологии находились в зачаточном состоянии, они рассматривались как потенциальные возможности, и более того, далеко не все верили в их развитие, вследствие чего финансирование этой индустрии, так же, как и её ранние достижения были весьма скромными по сравнению с теми же показателями в 21 веке.

Развитие этой индустрии тормозилось непониманием и недостаточной компетенцией со стороны общества. Обычные люди не придавали должного значения достижениям в области развития информационных технологий. Консерватизм и невежество подобных людей мешал развитию этой индустрии. Однако даже в наше время ещё остаются люди, которые разделяют подобные взгляды на эту научную область, однако теперь их слишком мало для того чтобы создать препятствие для развития этой молодой, но крайне быстро развивающейся науки.

Вернёмся к современным реалиям. Сейчас 2017 год, и достижения в области ИКТ на голову выше, чем в период «зачатия» в середине 20 века. Более того, большинство жителей развитых стран уже не могут представить себе жизнь без этих достижений. Сейчас уже почти у каждого человека есть телефон, компьютер, свободный доступ к интернету, и это далеко не все разработки, которые уже плотно вошли в обиход обычного человека. Среди других инноваций можно отметить так называемые «умные дома», высокотехнологичных роботов, протезы конечностей и многое другое, о чём мы даже не могли и думать 30 лет назад.

Однако стоит отдельно подчеркнуть, что такой уровень информатизации присущ развитым странам, постиндустриальным и в какой-то мере индустриальным, страны же третьего мира переживают глобальную отсталость в этой сфере, поскольку их потребности зачастую сильно отличаются от потребностей людей, живущих в странах «первого» мира. Но несмотря на это глобальные корпорации вроде Google уже серьёзно планируют заняться внедрением достижений компьютерной техники в страны Африки на бесплатной основе. И, возможно, Google может преследовать цель расширить сферу своего географического влияния и, соответственно, потенциальной клиентуры, это даст возможность слаборазвитым странам идти в ногу со временем, и скорее всего решит часть проблем связанных с различными сферами жизни людей в них проживающих.

Стоит так же упомянуть о способности информационных технологий вступать во взаимодействие с другими технологиями. Сейчас ИКТ уже существует в симбиозе с сотнями сфер. В больницах уже давно устанавливается специальное компьютеризованное оборудование, на производствах внедряются станки с числовым программным управлением, даже в наших домах уже можно встретить бытовую технику, которая имеет большую вычислительную мощность, которую в 60-х годах прошлого века имели суперкомпьютеры. Сферы приложения информационно коммуникационных технологий настолько разнообразны, что в перечне оборудования, где они используются, могут спокойно сосуществовать обычный кухонный холодильник с возможностью программной настройки и адронный коллайдер, и такая интеграция произошла сравнительно недавно, каких-то 10 лет назад мы такое только представляли.

С учётом такого стремительного темпа развития и жизнеспособности этих технологий, вполне уместно будет предположить, что к концу 21 века на планете не останется места, где не будет всего того, что сейчас есть только в развитых странах. И более того, если всего за 20 лет информационные технологии уже абсолютно поменяли обыденную жизнь людей, то тяжело делать предположения о том, чего достигнет эта индустрия через 80, 100, 200 лет.

В недалекой перспективе уже существуют технологии виртуальной и дополненной реальности, беспроводные сети со скоростью подключения в три раза большей, чем в настоящее время, и развитие так называемой 3d-печати. Причём эти разработки уже частично доступны обычным людям, т. е. людям со средним заработком. Однако даже знания о существовании таких разработок не дают возможности предугадать, что может быть изобретено уже завтра.

Почему же технологии развивается с такой скоростью? Ответ на этот вопрос скрыт в самой роли этих технологий. Как и любое достижение инженерии, инновации в области ИКТ существуют и пользуются спросом за счёт того, какие преимущества они предоставляют своим владельцам. На данный момент роль ИКТ в жизни общества уже заняла основную, фундаментальную позицию, т. е. если прямо сейчас исчезнут те накопленных достижения в области одного только ИКТ, то мы вернёмся в развитии обратно в начало 20 века. Таким образом, можно сделать вывод, что мы зависим от ИКТ и это необходимая плата за прогресс.

Сегодня благодаря ИКТ, мы имеем возможность связаться с человеком почти в любой части земного шара, не выходя из дома. Мы заставляем роботов делать ту работу, для выполнения которой ранее требовалось большое количество людей, мы создали новую мировую сеть Интернет, принципиально создав новую культуру. Таким образом, технологии стали не только техническим оборудованием для упрощения расчётов или заменой физического труда, но и стали неотъемлемой частью социальной жизни огромного количества людей.

Учитывая такое влияние на общественную жизнь и перспективы развития ИКТ, можно понять, что потенциал достижений ИКТ еще не раскрыт всецело, а темпы и направления развития могут быть ограничены лишь возможностями финансирования оригинальных технологических решений. Идея глобальной информатизации из года в год становится все более возможной, благодаря стараниям людей, принимающих активное участие в развитии этой сферы. В 20 веке люди мечтали о мире, наполненном технологией, мы в 21 веке видим, как мир постепенно ими заполняется, быть может даже переполняется. Наши потомки уже будут жить в таком мире, и в нём роль информационных технологий вероятнее всего будет продолжать расти.

Мир находится на начальном этапе перехода в новую эру стараниями учёных, и на этом пути становления совершенно иного мира, их повсеместно сопровождают информационные технологии, они развиваются и позволяют развивать все сферы нашей жизни, мы реализуем мечты наших предков и оставляем бесценное наследство нашим потомкам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Информатизация общества и информационная безопасность. Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. №10 (100). С. 72-76. Эволюции форм обучения под влиянием информационно-коммуникационных технологий//Транспортное дело России. 2016. №3. С. 45-46 Основы компьютерных технологий. – СПб.: Корона, 1998. – 448 с. , Практическая информатика, Учебное пособие. М.: АСТпресс, 1999. – 356 с. Основы компьютерной технологии. – М.: АБВ, 1997. – 656 с. , Инновационные информационные системы Interfax в экономическом университете// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. №8. С.70-71.