Отличием социального статуса от социальной роли является. Социальная роль и социальный статус

08.04.2019

Социальный статус и социальная роль

Характер и особенности взаимоотношений индивидов в процессе группового взаимодействия, деятельности и межличностного общения анализируется в социальной психологии с использованием понятий «роль» и «статус». Еще в 1936 году социальный антрополог Р. Линтон выдвинул идею о возможности создания моделей поведения личности в группе в различных ситуациях. Для построения моделей он предложил ввести понятие «статус» и «роль». Линтон описывает, прежде всего, социокультурную природу ролевого поведения и взаимодействия людей. Статус он определил как совокупность прав и обязанностей индивида, а роль описал как динамический аспект статуса. Когда индивид осуществляет права и обязанности в соответствии с социальными ожиданиями групп, он соответствует своей роли. Таким образом, по мнению Линтона, роль представляет собой реализованное субъектом поведение, ожидаемое от него в конкретных ситуациях деятельности при взаимодействии с другими членами. Ролевой подход к анализу поведения личности, предложенный Линтоном, стал вехой в развитии западной социальной психологии. Введение понятий роль и статус помогло социальным психологам изучать такой важный процесс формирования личности как социализация. В социальную психологию понятие «роль» было введено Дж.Г. Мидом, представителем символического интеракционизма. Мы уже рассматривали его взгляды в предыдущей главе. В отечественной социальной психологии понятия роль и статус изучались такими учеными как А.А. Бодалев, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин и другими.

Социальная роль – социальная функция личности; нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе . Социальная роль - модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Составляющими социальной роли являются: - ролевые ожидания (то, чего ждут от той или иной роли); - ролевое поведение (то, что человек реально выполняет в рамках своей роли). Беря на себя ту или иную роль, человек представляет связанные с ролью права и обязанности, и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Общество при этом следит, чтобы роль выполнялась в соответствии с социальными требованиями, «как надо». Для этого существует целая система социального контроля: от общественного мнения до правоохранительных органов - и соответствующая ей система социальных санкций: от порицания, через осуждение до насильственного пресечения.

Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой Л. Столяренко выделяет три уровня. Первый уровень - это периферийные атрибуты, т. е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации - атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности. Диапазон и количество ролей определяется многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включен индивид.

Статус - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.Социальный статус характеризует положение человека в обществе. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ или имидж. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях). Статус требует от человека определенного поведения. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Важными социально-психологическими характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида. Сокращение межстатусной дистанции воспринимается как фамильярность.

Виды статусов . Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным . Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, топ-менеджер, профессор). Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанным статусом называется тот, которыйнавязан обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такой статус часто обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека. Примерами такого статуса являются статусы писателя, ученого, директора. Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат).

Ролевая структура личности. В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т. е. ролевое поведение - это своеобразное сочетание ролей и индивидуальности личности исполнителя. Играя определенную роль, человек тем самым реализовывает предписанные обществом и социальной группой функции, соответствующие данной роли. Т. Парсонс считал, что система социальных ролей характеризуется такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив). Р. Мертон ввел в науку важное понятие – ролевой набор . Ролевой набор, по Р. Мертону, - это совокупность ролей личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов.



Одна и та же роль исполняется разными людьми по-разному. Особенности выполнения роли различными индивидами будет зависеть от следующих факторов.

1. Знания о выполнении данной роли, которыми располагает человек, а также владение необходимыми умениями. Так, для студентов первая сессия всегда является достаточно сложной, так как они еще не достаточно представляют себе, что надо делать и как себя вести в ВУЗе, чтобы соответствовать успешной роли студента.

2. Значимость выполняемой роли для человека.

3. Стремление соответствовать ожиданиям окружающих (степень идентификации с группой и ее нормами и ценностями).

4. Наличие других ролей, которые должен выполнять данный индивид. Так, с рождением ребенка у женщины остается меньше времени и энергии для выполнения роли жены, так как большая часть ее усилий направлена на выполнение роли матери.

5. Личностные и индивидуально-психологические особенности человека. Они включают в себя особенности личности, характера, темперамента, эмоциональной сферы. Все они будут «индивидуализировать» выполнение роли каждым человеком. Так, сущность социальной роли “мать” внеиндивидуальна, но в мире нет двух одинаковых матерей.

6. Если ролей несколько, их характеристики могут приходить в противоречие друг с другом (ролевой конфликт), что будет оказывать влияние на ролевое поведение индивида.

7. Экспектации (ожидания) окружающих.

8. Общественная оценка данной роли социумом (общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли - например, не одобряется такая социальная роль, как «преступник»).

9. Социальные, религиозные, этнические и другие особенности общества, в котором индивиду приходится играть заданные роли.

Рассмотрим схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Г. Олпортом. Первый этап в освоении роли индивидом - осознание необходимости выполнения социальной роли. Без понимания роли и ее основных функций человеку трудно идентифицировать себя с ролью. После того, как человек понял роль, он должен или принять ее или отклонить. Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Процесс вхождения в роль может быть достаточно длительным. Следующий этап ролевого поведения – исполнение роли – имеет две стороны: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Часто бывает, что самооценка и оценки другими людьми очень расходятся, поэтому важно всегда все время иметь обратную связь, т. е, интересоваться у окружающих о «качестве» выполнения роли и в соответствии с этим корректировать свое поведение.

Процесс выполнения человеком различных ролей может стать основанием для различных конфликтов . Внутриличностный конфликт возникает, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному «Я».

Возможны следующие виды внутриличностных конфликтов:

1) Если «роль» выше возможностей «Я», то человеку грозит переутомление, появление неуверенности в себе;

2) Если «роль» ниже возможностей «Я», является недостойной, унизительной для человека.

Ролевой конфликт возникает, когда существуют противоречия между функциями, которые должен выполнять один человек в одно и то же время (пример - конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины). Разнообразные действия, несоответствующие сложившимся ролевым ожиданиям, моральным и правовым требованиям, характеризуются в психологии как "отклоняющееся " (девиантное ) поведение . Отклонение от нормы может быть направлено как в сторону "отрицательную", когда данное ролевое исполнение невыгодно, неприемлемо для социального окружения личности, так и в сторону "положительную", когда личность показывает своего рода сверхнормативное поведение - образец, который от неё не требуется (работники-трудоголики).

Социализация как процесс обучения общепринятым способам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, тренера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д.

Основные положения ролевой теории личности были сформулиро-ваны американскими социологами Дж.Г. Мидом и Р. Минтоном, актив-но разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом , а также Р. Дарендорфом .

В качестве базовой единицы социальной системы Парсонс использовал статусно-ролевой комплекс , как структурный компонент социальной системы. Статус является структурной позицией в пределах социальной системы, а роль есть то, что человек делает, занимая данную позицию, рассматриваемую в контексте ее функциональной значимости для системы в целом. Следовательно актор рассматривается Парсонсом не более чем набор статусов и ролей.

Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным . Часто бывает так, что главный или инте-гральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессио-нальной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это, зна-чит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг лично-сти. Он обусловливается этническим происхождением, местом рожде-ния, семьей и т. д.

Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секре-тарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессио-нально-должностной статусы. Естественный статус личности предпо-лагает поло-возрастные характеристики че-ловека. Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интеграль-ного статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и произ-водственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Следует различать социальные и личные статусы одного и того же человека. Личный статус - это позиция, занимаемая человеком в его непосредственном окружении, оценка, которую дают ему его родственники, коллеги, друзья. Различные люди, обладающие одинаковым социальным статусом, могут иметь разные личные статусы, и наоборот. Можно было бы провести и такое различие: личный статус - это положение, которое человек занимает в малой (как правило, первичной) группе, а социальный - позиция, занимаемая им в большой общности.


Социальный статус обозначает конкретное место, которое за-нимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требова-ний, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание со-циальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, кото-рые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Со-вокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется роле-вым набором .

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ро-левого ожидания и ролевого исполнения . Между этими двумя ас-пектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли опреде-ляются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он всту-пает в определенный конфликт с обществом.

Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравноду-шен к нашим проблемам и т. д.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социаль-ных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

Главным связующим звеном между ролевыми ожи-даниями и ролевым поведением служит характер индивида.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в мно-жестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть кон-фликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом . Ролевые конфликты могут возникнуть как между ролями, так и внутри одной роли.

Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако человек имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

Обучение ролям.

Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение роли и статуса. Маленький ребенок, подражая роли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполняет свою собственную роль ребенка.

В диагностической и психотерапевтической практике такая техника известна под названием "психодрама" , основы которой разработаны Дж. Морено и его последователями.

Участвуя в психодраме, муж, например, на определенное время может взять на себя роль жены, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкиваются в неожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах. Каждый старается играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций другого. Подобное обучение чужим ролям с помощью психодрамы часто используется в деловых играх руководителей разных служб и подразделений предприятия.

Для любого общества не менее важны возрастные роли . Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам - извечная проблема.

Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость, опытность, как приходит старость.

Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям.

В процессе обучения ролевому поведению происходит освоение гендерных ролей (от англ. gender - род, пол). Определение мужских и женских ролей может иметь субъективный характер и зависеть от конкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются.

Возможность замены тяжелого ручного труда машинным, применения противозачаточных средств и как следствие этого уменьшение размеров семьи и домашних обязанностей в значительной степени уменьшили различия между мужскими и женскими ролями. Женщины, например, стали активно втягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.Социальный статус -это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т. д.Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мертон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называетсяглавным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеетличный статусчеловека , формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств (Приложение, схема 6).

Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

Существует определеннаяиерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги.Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:

§ когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий - в другой;

§ когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль - это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания - то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение - то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик:

§ уровнем эмоциональности - одни роли эмоционально сдержанны, другие - раскованны;

§ способом получения - предписанные или достигнутые;

§ масштабом проявления - строго ограниченные или размытые;

§ степенью формализации - строго установленные или произвольные;

Мотивацией - на общую прибыль или на личное благо.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникаютролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов:между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

§ «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;

§ «разделениеролей» - предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;

Регулирование ролей» - представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

Социальный статус

Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в социальной связи , взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.

Социальный статус - это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем. Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права - это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.

В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это - потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.

Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.

Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально-должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.

Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуютстатусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией.

В классовом обществе статусный набор носит классовый характер, зависит от социального класса данного человека. Сравните, например, статусный набор «новых» русских буржуа и рабочих. Эти статусы (и роли) у представителей каждого социального класса образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями возникает межстатусная и межролевая дистанция. Она также характерна для статусов и ролей с точки зрения их общественной значимости.

В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором - реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды. Например, молодой человек выбирает в какой вуз поступить, а оказавшись в армии, вынужден приспосабливаться к ней, считая дни до демобилизации. Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного и ролевого набора.

Некоторые философы видят смысл индивидуальной жизни в самореализации своих способностей и потребностей, возвышении статусного и ролевого набора. (Из этого исходит, в частности, вышеприведенная система потребностей по Маслоу.) В чем причина данного явления? Оно обусловлено тем, что, с одной стороны, самореализация заложена в «фундаменте» человека - в его свободе, амбициях, соревновательности. С другой стороны, внешние обстоятельства часто возвышают или понижают людей в статусном наборе. В результате люди, способные мобилизовать свои способности и волю, продвигаются в течение жизни от одногостатусного уровня к другому, перехоля из одной социальной страты в другую, более высокую. Например, школьник - студент - молодой специалист - бизнесмен - президент компании - пенсионер. Последний этап статусного набора, связанный со старостью, обычно ставит точку в процессесохранениястатусного набора.

Адаптация человека к своемувозрасту и меняющемуся социальному статусу - важная и сложная проблема. Для нашего общества характерна слабая социализация к старости (и пенсии). Многие оказываются неподготовленными к старости, поражению в борьбе с возрастом и болезнями. В результате выход на пенсию, уход из трудового коллектива в семью, считавшуюся второстепенной социальной группой, обычно сопровождался сильнейшим стрессом, ролевыми конфликтами, болезнями и преждевременной смертью.

Социальная роль

Социальное поведение индивида, общности, института, организации зависит не только от их социального статуса (прав и обязанностей), но и от окружающей социальной среды, состоящей из таких же социальных субъектов. Они ожидают определенногосоциального поведения в соответствии со своими потребностями и «ориентациями на других». В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли.

Социальная роль - это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм , определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента - способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

Как социальное окружение субъекта заставляет его следовать определенным нормам, ведущим к ожидаемому этим окружением поведению? Прежде всего, громадное значение имеет социализация, воспитание таких норм. Далее, в обществе наличествует механизмсанкций - наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека.

Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны, не случайно в европейской социологии их часто не разграничивают. «Статус» в этом смысле слова эквивалентенроли , хотя именно последний термин имеет более широкое хождение», - пишут английские социологи. Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Например, статус матери включает в себя роли кормилицы, врача, воспитателя и т. и. Понятие роли позволяет также выделить механизм координации поведения разных субъектов в социальных общностях, институтах, организациях.

Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение - социализация - начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Вначале оно носит бессознательный для ребенка характер. Ему показывают, что и как нужно делать, поощряют за правильное выполнение роли. Например, маленькие девочки играют в куклы, помогают матерям по хозяйству; мальчики же играют в машины, помогают отцам в ремонте и т. п. Обучение девочек и мальчиков формирует у них разные интересы, способности, роли.

Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличатьреальное ролевое поведение , т. с. исполнение роли в конкретных условиях. Например, талантливый шахматист может играть в силу определенных причин плохо, т. е. не справляться со своей ролью. Ролевое поведение как правило отличается от социальной роли (ожидаемого поведения) по многим признакам: способностям, пониманию, условиям реализации роли и т. п.

Ролевое исполнение определяется прежде всегоролевыми требованиями , которые воплощены в социальныхнормах , сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, - прежде всего, другие люди. Субъект моделируетролевые ожидания - ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называетатрибутивным (аскриптив- ным). Но ролевые ожидания-ориентации могут относится к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называетдостижительным. Атрибутавно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения.

Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций. Дети играют разные роли,подражают повседневному поведению окружающих. Онисознаютсвои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий.

Человек не существует вне общества. Мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в различные отношения. Для обозначения положения человека среди себе подобных и характеристики поведения индивида в тех или иных ситуациях учёные ввели понятия «социальный статус» и «социальная роль».

О социальном статусе

Социальный статус личности - это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением. Так, статус врача даёт право диагностировать и лечить пациентов, но в то же время обязывает доктора соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять свою работу.

Понятие социального статуса впервые предложил американский антрополог Р. Линтон. Учёный внёс большой вклад в изучение проблем личности, её взаимодействия с другими членами общества.

Статусы есть на предприятии, в семье, политической партии, детском саду, школе, университете, словом, везде, где организованная группа людей занимается социально значимой деятельностью и члены группы состоят в определённых отношениях друг с другом.

Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем учёной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т. д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.

Существует несколько классификаций статусов:

  1. Личный и социальный. Личный статус человек занимает в семье или иной малой группе в соответствии с оценкой его личностных качеств. Социальный статус (примеры: учитель, рабочий, управленец) определяется действиями, выполняемыми индивидом для общества.
  2. Основной и эпизодический. Основной статус связан с главными функциями в жизни человека. Чаще всего основные статусы - это семьянин и работник. Эпизодические связаны с моментом времени, в течение которого гражданин совершает определённые действия: пешеход, читатель в библиотеке, слушатель курсов, театральный зритель и др.
  3. Предписанный, достигаемый и смешанный. Предписанный статус не зависит от желания и возможностей индивида, так как даётся при рождении (национальность, место рождения, сословие). Достигаемый приобретается в результате прилагаемых усилий (уровень образования, профессия, достижения в науке, искусстве, спорте). Смешанный объединяет черты предписанного и достигаемого статусов (человек, получивший инвалидность).
  4. Социально-экономический статус определяется размерами получаемых доходов и положением, которое занимает индивид сообразно своему благосостоянию.

Совокупность всех имеющихся статусов называется статусным набором.

Иерархия

Общество постоянно оценивает значимость того или иного статуса и на основании этого выстраивает иерархию положений.

Оценки зависят от пользы дела, которым занимается человек, и от системы ценностей, принятых в культуре. Престижный социальный статус (примеры: бизнесмен, директор) получает высокую оценку. На вершине иерархии оказывается генеральный статус, определяющий не только жизнь человека, но и положение близких ему людей (президент, патриарх, академик).

Если одни статусы необоснованно занижены, а другие, наоборот, чрезмерно высоки, то говорят о нарушении статусного равновесия. Тенденция к его утрате ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность общества.

Иерархия статусов бывает и субъективной. Человек сам определяет, что ему важнее, в каком статусе он чувствует себя лучше, какие выгоды извлекает, находясь в том или ином положении.

Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

О вертикальной мобильности говорят, когда социальный статус личности повышается или понижается (рабочий становится инженером, начальник отдела - рядовым сотрудником и т. д.). При горизонтальной мобильности человек сохраняет своё положение, но меняет профессию (на равноценную по статусу), место жительства (становится эмигрантом).

Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).

Каналами социальной мобильности выступают школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса.

Приобретенный личностью высокий социальный статус или понижение такового свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус меняет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.

Социальные роли

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус - это положение, а роль - социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Социальный статус и социальная роль - две стороны одной медали.

Разнообразие социальных ролей

Поскольку людей в мире много и каждый человек - индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы.

Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей).

Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществеи личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста - прибыль, а учёного - поиск истины.

Ролевой набор

Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.

Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).

Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).

Ролевые ожидания

Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент - хорошо учиться, рабочий - соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.

Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.

Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.

Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.

Ролевой конфликт

Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.

Разрешение ролевых конфликтов - дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.

Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.

Социализация

С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).

Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.

От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.

Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации - наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).

Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.

Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.

1) речь
2) дыхание
3) нравственность
4) мораль

А2. Изменение и преобразование человеком окружающего мира:
1) деятельность
2) поведение
3) сознание
4) индивидуальность

А3. В классе Андрей активно участвует во всех мероприятиях, проявляет
инициативу, может организовать вокруг себя одноклассников, не боится
ответственности. Всё это характеризует Андрея как:
1) индивида
2) личность
3) ученика
4) товарища

А4. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельность человека основана только на инстинктах.
Б. Труд является деятельностью, не имеющей результата.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А5. Проявлением какой сферы жизни общества является религия?
1) социальной
2) духовной
3) политической
4) экономической

А6. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Свой вклад в развитие культуры внесли разные народы мира.
Б. Культура человека полностью зависит от его социального происхо-
ждения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А7. Польза или выгода, которую человек мог бы получить от самого лучшего
из невыбранных вариантов:
1) прибыль
2) ресурсы
3) материальное благо
4) альтернативная стоимость

А8. Ценная бумага, дающая право на управление предприятием и получение
части его прибыли:
1) облигация
2) ваучер
3) дивиденд
4) акция

А9. На рынке страны Z выросли цены на кондитерские изделия, следствием
этого, скорее всего, будет:
1) снижение предложения кондитерских изделий
2) рост спроса на кондитерские изделия
3) падение спроса на кондитерские изделия
4) прекращение потребления кондитерских изделий

А10. Верны ли следующие суждения о малых предприятиях?
А. Малые предприятия занимают значительное место в экономике со-
временной России.
Б. Число малых предприятий в России уступает их количеству в США.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А11. Перемещение отдельных людей и целых групп в рамках социальной
системы:
1) социальная структура
2) социальная мобильность
3) социальный лифт
4) социальная стратификация

А12. Команда хоккеистов была встречена после победы на чемпионате мира
большой группой восторженных болельщиков. О каких санкциях можно
говорить в данном случае?
1) о формальных позитивных
2) о формальных негативных
3) о неформальных позитивных
4) о неформальных негативных

А13. Верны ли следующие суждения о наркомании?
А. Наркомания – это проблема, касающаяся только западных стран.
Б. Нельзя считать наркоманию отклоняющимся поведением, так как
наркоман остаётся гражданином страны.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А14. Какая из перечисленных стран не является федерацией?
1) Россия
2) Германия
3) Франция
4) США

А15. В стране X глава государства избирается парламентом страны. Законо-
дательная власть осуществляется парламентом, исполнительная – форми-
руется из числа членов партии, победившей на выборах в законодательный
орган. Какая форма правления сложилась в стране X?
1) парламентская республика
2) авторитарная республика
3) президентская республика
4) правовое государство

А16. Верны ли следующие суждения о политическом режиме?
А. Политический режим – это одна из форм правления.
Б. Политический режим – это методы, которыми государство управляет
обществом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А17. Нормативный акт, принятый высшим законодательным органом госу-
дарственной власти либо прямым волеизъявлением населения и регулирую-
щий наиболее важные общественные отношения:
1) мораль
2) традиция
3) социальная норма
4) закон

А18. Конституционный принцип равноправия всех субъектов Российской
Федерации подчёркивает:
1) примерное равенство численности населения субъектов РФ
2) территориальное равенство субъектов
3) принцип равного финансирования всех субъектов
4) равноправие во взаимоотношениях с федеральными органами власти

А19. Владелец земельного участка заключил договор с бригадой строителей,
в котором оговорил сроки постройки дома. Их отношения регулируются
нормами права:

1) семейного
2) гражданского
3) трудового
4) административного

А20. Верны ли следующие суждения о дееспособности?
А. До 18 лет подросток обладает частичной дееспособностью.
Б. Несовершеннолетний подросток может быть полностью дееспособным.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Среди различных видов культуры выделяют массовую и элитарную.
Сравните два вида культуры, упомянутые в условиях задания – массовую
и элитарную культуры. Выберите и запишите порядковые номера черт их сходства, а также порядковые номера черт отличия.
1) произведения культуры становятся мировыми шедеврами;
2) создаются некоммерческие образцы искусства;
3) для понимания произведения требуется специальная подготовка;
4) произведения освещаются в СМИ.
Ответ:

Черты cходства:
Черты отличия:

В2. Установите соответствие между конкретными примерами и типами эко-
номических систем: к каждому элементу из примеры подбе-
рите элемент - тип экономической системы

Пример:
А) свободная конкуренция между предприятия-
ми различных форм собственности
Б) аграрное общество и натуральное хозяйство
В) цены формируются в соответствии с закона-
ми спроса и предложения
Г) решающую роль в определении рынков сбыта
и количестве произведённого товара играет
государство
Д) жёсткая централизация и планирование раз-
вития экономики

Типы экономической системы:
1) традиционная
2) рыночная
3) командно-адми-
нистративная

Помогите, пожалуйста с решение. Все,что есть отдаю. Верны ли следующие суждения о межличностных отношениях?

А. Новогоднее обращение Президента к гражданам страны является примером неформальных межличностных отношений.
Б. Заседание членов организационного комитета соревнований является примером формальных межличностных отношений.

1)
верно только А

2)
верно только Б

3)
верны оба суждения

4)
оба суждения неверны

По итогам выборов кандидаты в депутаты, набравшие большинство голосов избирателей, вошли в состав парламента. Данный пример иллюстрирует факт

1)
социальной стратификации

2)
социального неравенства

3)
социальной мобильности

4)
социальной дифференциации

Огромную роль в духовной жизни общества играют искусство и религия. В приведённом ниже списке указаны черты сходства религии и искусства и их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)
способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности, гармонии духа

2)
представляет знание о мире, основанное на вере в сверхъестественное

3)
сохраняет, передаёт и тиражирует систему общечеловеческих ценностей

4)
отражает реальную действительность в форме художественных образов

Черты сходства Черты различия




1) экономической и духовной
3) социальной и духовной
4) политической и духовной
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации
1) сотрудничество
2) противоборство
3) уход
4) уступка
1) творчеством
2) образованием
3) социализацией
4) наукой

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

2) экономическими благами
3) прямыми налогами
факторами производства

1) предпринимательством
2) финансированием
3) производством
4) экономикой




1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) социальным институтом
2) социальной мобильностью
3) социальной структурой
4) социальным неравенством
1) профессиональным ростом
2) единством взглядов
3) общими увлечениями
4) общностью быта

А1. Ученые-обществоведы определяют общ

А1. Ученые-обществоведы определяют общество как
1) весь мир в многообразии его форм
2) совокупность природных и социальных сил
3) обособившуюся от природы часть мира
4) естественные условия существования человека
А2. Правительство страны ограничило ввоз бытовой техники иностранного производства. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует этот факт?
1) экономической и духовной
2) политической и экономической
3) социальной и духовной
4) политической и духовной
А3. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации
А4. Марина предложила Лене свою помощь в подготовке к экзамену, но была вынуждена уехать к заболевшей бабушке. Лена обиделась и не ответила на телефонные звонки Марины. После возвращения Марины девушки спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан. Какой способ разрешения конфликта иллюстрирует этот пример?
1) сотрудничество
2) противоборство
3) уход
4) уступка
А5 Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется
1) творчеством
2) образованием
3) социализацией
4) наукой
А6 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
В. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7 Основные ресурсы, используемые в процессе производства материальных благ, называют
1) материальными потребностями
2) экономическими благами
3) прямыми налогами
факторами производства
А8 Инициативную самостоятельную хозяйственную
деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
1) предпринимательством
2) финансированием
3) производством
4) экономикой
А9. В странах с рыночной экономикой
1) производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить
2) государство устанавливает размер заработной платы работникам
3) министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль
4) государственный комитет устанавливает цены на цемент и другие стройматериалы
А10 Верны ли следующие суждения о собственности?
А. Собственник имеет право распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению.
Б. В РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться
только в государственной или муниципальной собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А11 Связь элементов общества называют
1) социальным институтом
2) социальной мобильностью
3) социальной структурой
4) социальным неравенством
12. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) профессиональным ростом
2) единством взглядов
3) общими увлечениями
4) общностью быта