Портал операторов персональных данных. Кому не нужно уведомлять роскомнадзор об обработке персональных данных

06.09.2019
21 февраля 2014 в 23:45

А может не уведомлять об обработке персональных данных?

  • Информационная безопасность

Частью первой ст 22 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее в статье - Закон) предусмотрена обязанность оператора, осуществляющего обработку персональных данных, уведомить орган Роскомнадзора до начала обработки. Сразу же (во второй части статьи) Закон предлагает основания, по которым оператор имеет право об обработке не уведомлять. Случаи эти довольно распространены. Но поскольку Закон не запрещает уведомлять даже если есть такие случаи, ряд операторов выбирают пойти по пути уведомления. Возможно, стоит не направлять уведомление, или даже подумать, как попасть под «исключения». На это есть, как минимум, 3 причины.

Сложно ответит на вопрос «Почему?» за всех принявших решение отправить уведомление в орган Роскомнадзора если можно было этого не делать. Конечно, нельзя исключить маркетинговые походы (имидж, открытость). Все же, в ряде случаев уведомляют по незнанию или исходя из позизии «Лучше перебдеть». Хотелось бы обратить внимание на известное право операторов, осуществляющих обработку персональных данных, не уведомлять органы Роскомнадзора об обработке и вот для этого несколько причин.

  1. Лицу, подавшему уведомление об обработке персональных данных, необходимо нести бремя по постоянной актуализации поданных сведений. Эта обязанность предусмотрена ч.7. ст. 22 Закона. Если оператор, осуществляющий обработку персональных данных, не подаст уведомление об изменении сведений (изменение адреса оператора, изменение категорий ПДн, которые обрабатываются, смена ответсвенного за обработку ПДн и его контактов и т.д.), то может быть привлечен к административной ответственности. Казалось бы, что сложного: поменялось что-то в организации, взял и отправил письмишко. Как показывает практика, в большинстве случаев об этом забывается. Например, те кто встал в Реестр (в Реестр включаются все, подавшие уведомление об обработке) операторов, осуществляющих обработку персональных данных до 1 июля 2011 года обязаны были до 1 января 2013 года дополнительно дослать сведения, предусмотренные пунктами 5, 7.1, 10 и 11 части 3 статьи 22 Закона (правовое основание обработки персональных данных, ФИО ответственного и т.д.). Как видно из реестра операторов персональных данных Роскомнадзора, больше половины операторов этого не сделали по настоящее время. Мысль о том, что у всех этих организаций никаких внутренних изменений, связанных с обработкой персональных данных, не происходило, тоже сомнительна. Предлагаю и Вам подумать, будете ли Вы своевременно отслеживать в долгосрочной перспективе актуальность записей в Реестре, если есть возможность этого не делать вообще?
  2. Органы Роскомнадзора осуществляют планирование проверок операторов, осуществляющих обработку персональных данных, с использованием ведомственной единой информационной системы – ЕИС . Все операторы, подавшие уведомления уже находятся в ней, в связи с чем, вероятность попадания в план проверок многократно возрастает. Организации, проверяемые Роскомнадзором по другим направлениям (услуги связи, РЭС, СМИ, вещание) автоматически проверяются на предмет соблюдения законодательства в сфере персональных данных, если уведомили Роскомнадзор об обработке.
  3. Если оператор персональных данных принял решение уведомить орган Роскомнадзора об обработке, хотя имел право этого не делать, то исключиться из Реестра по причине того, что мог вообще не уведомлять, не получиться. Такая возможность не предусмотрена ни Законом, ни соответствующим Административным Регламентом. Вернее, предусмотрена только по общим основаниям.
Если Вы собирались направлять уведомление, но вышеуказанное чем-то зацепило Вас, общие рекомендации просты.
  1. Внимательно прочитать (осознать) ч.2 ст. 22 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
  2. Посмотреть какие персональные данные и в связи с чем обрабатываются у Вас.
  3. В некоторых случаях, возможно потребуется скорректировать Вашу работу с носителями персональных данных. Дам пример, что бы было понятно, что я имею ввиду.
Одна из возможностей не уведомлять об обработке персональных данных предусмотренная п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона звучит так
полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных

Так вот, Вы заключили договор , с физическим лицом на какую-то услугу. Взяли у человека номер мобильного телефона, что бы сообщить о готовности услуги. В большинстве случаев номер мобильного телефона не нужен для целей исполнения договора. Если берется у клиента номер мобильного телефона, нужно дополнительно его согласие на обработку персональных данных. Однако, в этом случае, Вы не попадаете под исключение в Законе, которое позволяет не уведомлять об обработке персональных данных.
Если в договоре с этим физлицом прописать необходимость наличия номера мобильного телефона для целей исполнения договора, то уже претендуете на право попасть под исключение.
Обыграть необходимость наличия номера мобильного телефона для целей исполнения договора можно примерно так «Организация обязуется уведомить клиента по телефону № х… х о готовности...».

Деятельность любой организации неизбежно подразумевает обработку персональных данных в информационной системе (ИСПДн). Каждое предприятие, использующее конфиденциальную информацию о сотрудниках, клиентах, партнерах и других физлицах, обязано пройти регистрацию в качестве оператора персональных данных.

Порядок хранения и защиты персональных данных

Организация защиты конфиденциальных сведений проходит в несколько этапов:

  • Проверка начальных работ по обработке персональных данных (ревизия локальной нормативной базы, анализ информационных потоков ПДн и ИСПДн в целом, выявление недостатков и угроз безопасности информационной системы, внесение предложений по исправлению недостатков, улучшению систем защиты персональных данных).
  • Разработка нормативной базы по защите ПДн. Данный этап включает в себя классификацию ИСПДн и регистрацию в качестве оператора персональных данных в Роскомнадзоре.
  • Проектирование системы защиты ПДн – выбор способов, мер и классов средств защиты ПДн, разработка технической документации на создание СЗПДн, а также разработка конкретных мероприятий по защите информации в каждой конкретной ИСПДн.
  • Внедрение СЗПДн – ввод в действие систем защиты ПДн и настройка существующих средств защиты ИСПДн.
  • Оценка соответствия ИСПДн, в рамках которой проводятся оценочные испытания ИСПДн и выдается соответствующий Аттестат.

Регистрации в качестве оператора персональных данных в Реестре Роскомнадзора является частью общего процесса организации обработки и защиты ПДн.

Этапы регистрации оператора ИСПДн в Роскомнадзоре

Регистрация оператора ИСПДн включается в себя следующие этапы:

  • Разработка и принятие нормативной базы по обработке и защите ПДн.
  • Заполнение формы уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных на сайте территориального органа Роскомнадзора.
  • Отправка уведомления в информационную систему Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
  • Печать заполненной формы с подписями.
  • Направление распечатанной формы уведомления в соответствующий территориальный орган Роскомнадзора по месту регистрации оператора.

Предлагаем вам составить документы, необходимые для регистрации в качестве оператора персональных данных, с помощью нашего онлайн-сервиса. На этой странице представлены акты, инструкции, положения, журналы, уведомления и другие документы.

С этим шаблоном часто используют:

  • Информационное письмо о внесении изменений в сведения в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных
  • Согласие на передачу персональных данных третьим лицам
  • Перечень персональных данных, подлежащих защите в ИСПДн
  • Защита персональных данных в образовательных учреждениях

Популярные документы и процедуры:

Регистрация оператора персональных данных внутреннего пользования

п. 4 - обязательно это нужно делать каждому юр. лицу или ИП, если он предполагает обработку перс данных сотрулников и клиентов?

мы компания, которая создала и обсуживает систему где присутствуют персональные данные клиентов заказчика, набор этих документов нам не подходит, больше подходит когда работадатель данные сотрудников своих обрабатывает, но то же не совсем.

Здравствуйте! есть несколько вопросов по настройке шаблонов. 1) Скажите пожалуйста, как настроить шаблоны системы ИСПДн, чтобы классифицировать систему под актуальные угрозы 1 типа и необходимость обеспечения 1-го уровня защищенности. Будут ли в этом случае, предлагаемые шаблоны согласованы между собой? 2.) Возможно ли предзаполнение всех документов системы (28 документов) первоначально вводимыми данными (наименование юр. лица, категории персональных данных), или требуется их вводить каждый раз при заполнении отдельного документа системы?

Уточните, пожалуйста, какой минимально возможный уровень защищенности ПДн можно оформить на базе Ваших шаблонов? (мы заинтересованы в минимизации расходов на систему. обрабатываться будут ПДн работников и контрагентов. Специальные категории ПДн и биометрические данные не обрабатываем)

Здравствуйте! Мы заинтересованы использовать механизм ведения и учёта заданий в рамках трудовых обязанностей своих работников, путём регистрации учётной записи (личного кабинета) с именем работника (имя пользователя) и предоставления уникальных идентификатора (логина) и пароля к данной записи, как рекомендуется в Вашем шаблоне «Регламент интеллектуальной собственности», п. 6.2. При этом, в п. 6.4 упомянутого Регламента интеллектуальной собственности указывается, что все адреса корпоративной электронной почты и все логины или имена пользователей в Программных инструментах указываются в особом внутреннем документе, утверждаемом Генеральным директором Общества, который обновляется и доводится до сведения всех сотрудников Общества по мере необходимости, т.е. данные раскрываются другим лицам. Просим разъяснить следующие вопросы: 1.) относятся ли к персональным данным (и если да, то к какой категории), данные учётной записи (личного кабинета) с именем работника (именем пользователя) и уникального идентификатора (логина) и пароля работника во внутренней системе Оператора, адрес электронной почты работника во внутренней системе Оператора? 2.) если такие данные относятся к персональным данным, то будут ли особенности использования их в Ваших шаблонах по ИСПДн (не повлечет ли это необходимости приобретения криптографических средств защиты и т.п.)?

Здравствуйте! Согласно законодательства не надо уведомлять регулятора при обработке персональных данных, обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством. А как быть с кандидатами, не принятыми на работу? Их данные остались, мы их имеем право хранить без уведомления регулятора? Например, если кандидат не выдержал испытательный срок(здесь очевидные трудовые отношения). Или, к примеру, даже не был допущен к испытанию? Просто эти данные нам сегодня не нужны, а завтра мы подняли анкету, пригласили человека и трудоустроили. Будет ли это диспозиция 86 статьи ТК в части "обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве" и соответственно может осуществляться без ведома регулятора?

Здравствуйте. Пакет документов по обработке данных разработан для работников или контрагентов?

А заполнять документы нужно онлайн или после скачивания просто в ВОРДЕ?

Здравствуйте! Если вы обрабатываете ПДн своих сотрудников или клиентов, то защитить их нужно обязательно. Нужно разработать правильный комплекс локальных нормативных актов, представленных в процедуре, а также обеспечить технические меры, если обработка осуществляется в автоматизированном или частично автоматизированном режиме, и организационные. Исключение касается только подачи уведомления в Роскомнадзор для регистрации в качестве оператора персональных. Все эти исключения прописаны в статье 22 п.2 152-ФЗ. Самые часто встречающиеся исключения - это обработка ПДн сотрудников в рамках трудового законодательства, обработка ПДн клиентов в рамках исполнения договора (например, чтобы поставить товар клиенту нужно знать его адрес, данные паспорта).

Здравствуйте! Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 152-ФЗ, под оператором персональных данных понимается, в частности, юридическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных. Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона № 152-ФЗ).Таким образом, если при выполнении Вами работ по обслуживанию сайта Вы осуществляете какое-либо одно или совокупность действий перечисленных выше, - согласно закону Вы являетесь оператором персональных данных, со всеми вытекающими отсюда обязанностями. Закон не делает исключений для тех операторов, которые не осуществляли сбор ПДн непосредственно от субъектов, а получили ПДн от другого оператора. Оператор – тот, кто осуществляет обработку, т.е. любое лицо, осуществляющее хотя бы одно из указанных в ст. 3 ФЗ № 152 действий с ПДн. И в таком случае рекомендуем придерживаться процедуры: http://www..Благодарим Вас за использование сервиса!

Здравствуйте! Вам необходимо ответить на вопросы опросного листа в левой части страницы – пакет необходимых документов сформируется автоматически. Если введенное в каком-либо документе значение – идентично для другого документа в общем пакете, то оно автоматически заполниться в этом документе. Шаблоны документов подойдут для обеспечения 1-го уровня защищенности ПД. Обращаем Ваше внимание на то, что помимо разработки документации, необходимо также разработать и внедрить технические меры защиты. Состав и содержание таких «базовых» мер определен в приказе ФСТЭК № 21 от 18 февраля 2013 г. «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».Благодарим за использование нашего сервиса!

см. ответ ниже

Здравствуйте!Персональными данными является любая информации, позволяющая безошибочно идентифицировать физическое лицо (по смыслу ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"). В данном случае, отдельно взятые адреса корпоративной электронной почты и логины или имена пользователей являются персональными данными работников, которые необходимы работодателю в связи с трудовыми отношениями, что само по себе не влечет за собой особенностей применения специального режима защиты (с учетом соблюдений требований, установленных главой 14 ТК РФ). Рекомендуем Вам ознакомиться с процедурой, расположенной по ссылке: http://www.. Благодарим за использование нашего сервиса!

Здравствуйте. Работодатель вправе без уведомления Роскомнадзора обрабатывать персональные данные кандидатов на должности, сохранять их резюме, формируя как бумажную, так и электронную базу соискателей, если имеется их письменное согласие. Данный вывод основан на том, что согласно п.1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», без уведомления уполномоченного органа может производиться обработка данных, обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством.Персональные данные соискателей могут храниться в базе у работодателя, если на то дано письменное согласие кандидата и указан срок такого хранения. Что касается бывших работников (как не выдержавших испытание), полагаем, что если ТК РФ или иными законами на работодателя не возлагается обязанность обрабатывать данные бывших работников, то такая обработка должна осуществляться только с уведомлением Роскомнадзора (если отсутствуют иные основания для обработки персональных данных без подачи уведомления, например, обработка персональных данных без использования средств автоматизации). Рекомендуем уточнить этот вопрос в уполномоченном органе. Благодарим за ваше обращение.

22 статья 152-ФЗ почитали. Но поскольку не со всеми соискателями, ПДн которых мы собираем, мы вступаем в трудовые отношения(принимаем на испытание или хотя бы приглашаем на собеседования), Роскомнадзор уведомлять все-таки надо в этом случае

Здравствуйте. Обработка персональных данных соискателей тоже ведется в рамках трудового законодательства. Согласно позиции Четвертого арбитражного апелляционного суда, основание, предусмотренное п.1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», распространяется и на деятельность по подбору персонала (Постановление от 07.02.2018 N 04АП-127/2018 по делу N А19-17054/2017). Это связано с тем, что трудовое законодательство регулируется не только Трудовым кодексом РФ, но и иными нормативными актами. Так, Федеральным законом от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что работодатели содействуют политике занятости, в частности, путем трудоустройства. Полагаем, что письменного согласия соискателя на хранение определенных его данных в течение оговоренного в согласии срока будет достаточно для соблюдения законности в данной сфере. Уведомлять Роскомнадзор нет необходимости. Тем не менее, во избежание споров, рекомендуем все же уточнить этот вопрос в уполномоченном органе. Благодарим за ваше обращение.

Спасибо! Почитал судебное решение. Вопрос скользкий. Это судебное решение говорит о том, что позиция Роскомнадзора-уведомлять, но АС Иркутской области вместе с апелляцией встали на сторону юрлица. Учитывая известность позиции Роскомнадзора встанет ли АС нашего региона на нашу сторону неизвестно. Поэтому-таки направили письмо с вопросом.

Здравствуйте. Благодарим за ваш отклик. Было бы интересно и полезно увидеть итог вашего обращения на странице нашего обсуждения. С уважением, компания FreshDoc.

Я обязательно отпишусь, как они ответят! Ваши советы очень помогли мне в выработке правовой позиции по этому вопросу)

Написал. Как Вы думаете что ответили? Ни-че-го! То есть конечно, ответили, но ни о чем. Суть письма сводится к тому, что решать вам подавать уведомление или нет. Я хотел добиться, чтобы на случай проверки у меня был их ответ, но не получилось. А прикрываться решением суда другой области.. У нас пока что не англо-саксонская правовая система, а континентальная и для меня основной вывод из мотивировочной части решения суда, это видение Роскомнадзора, а встанет ли наш краевой суд на нашу стороу, как встал в Иркутске неизвестно

Здравствуйте. Спасибо за ваш отклик. Наличие ответа Роскомнадзора не является гарантированной защитой от привлечения к ответственности. Для суда мнение ведомства, каково бы оно ни было, также не имеет решающего значения. Рекомендуем составить свое мотивированное мнение, и по возможности, заручиться подходящими ко случаю судебными актами. С уважением, компания FreshDoc.

В любом случае хоть Уведомление, хоть нет, а требования статей 18.1, 19 ФЗ-152 обязан исполнять любой оператор при обработке ПДн: назначать ответственное лицо, разрабатывать и утверждать политику и положение о ПДн и т.д. Тем более, Роскомнадзор проводит Плановые проверки в отношении всех операторов, а не только в отношении включенных в реестр Роскомнадзора по Уведомлению

Здравствуйте. Да, принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", возлагается на оператора ПДн в независимости от наличия/отсутствии его в реестре операторов (направления в Роскомнадзор уведомления). При этом для выполнения требований, предусмотренных ст. 22 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить Роскомнадзор о своем намерении осуществлять обработку ПДн, в противном случае ему грозит штраф, предусмотренный ст. 19.7 КоАП РФ.

Здравствуйте. Круг субъектов персональных данных установлен в разделе 3 «Персональные данные, обрабатываемые в ИСПДн» Положения об обработке и защите персональных данных, которое входит в пакет документов и находится по ссылке https://www.сайт/?oid=7086347. В нем, в частности, установлено, что обрабатываются данные следующих субъектов: сотрудники Оператора; акционеры/учредители Оператора, лица связанные с сотрудниками, акционерами, учредителями (дети, в отношении которых выплачиваются алименты, жены, и т.д.); клиенты (потребители услуг Оператора); индивидуальные предприниматели - контрагенты Оператора; клиенты организаций, контрагентов Оператора (обслуживание корпоративных клиентов). Также установлено, что данный перечень может пересматриваться. Благодарим вас за обращение.

Заполнить документы можно прямо на сайте.

Буквально через пару дней, 1 июля 2017 года, вступят в силу поправки, внесенные в Кодекс об административных нарушениях и ужесточающие ответственность за несоблюдение (далее по тексту – Закон №152-ФЗ). Достаточно на эту тему было информации, писал об этом и "Клерк".

Но все еще остаются вопросы.

Такое ощущение, что вокруг этой темы просто нагоняется ажиотаж. А что, собственно, произошло-то? В целом, закон не изменился. В него внесли изменения только в части штрафов.

Сейчас по ст. 13.11 КоАП есть только одно нарушение со штрафом 10 000 рублей для юрлиц. После 1 июля их станет семь и общий штраф может составить до 295 000 рублей.

Почему за персональные данные власти взялись именно сейчас? Все штрафы, которые вступают в силу с 1 июля - это самые частые нарушения, выявляемые Роскомнадзором в течение последних пяти лет.

Один из главных вопросов: действительно ли всем сайтам нужно регистрироваться как оператор персональных данных в Роскомнадзоре?

Оказывается, нет. Есть возможность избежать такой необходимости. А как? Данные, которые поступают от пользователей, должны обрабатываться на основании пользовательского соглашения. Подпункт 2 пункта 2 статьи 22 закона №152-ФЗ предусматривает следующее.

Цитируем:

«…2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

…2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;»

Если на сайте организации или физического лица есть форма для сбора данных посетителей - например, форма обратной связи, строка для подписки на рассылку, регистрации или личный кабинет, это считается обработкой персональных данных.

Данный портал создавался, чтобы предоставлять гражданам сведения относительно деятельности Роскомнадзора в разных направлениях. Кроме того, через этот сайт легко получить доступ к любому другому оператору, занимающемуся обработкой данных.

Что это такое

Портал персональных данных Роскомнадзора – инструмент, позволяющий вести тщательный контроль, как обычных граждан, так и индивидуальных предпринимателей, коммерческих организаций . Любая компания, обрабатывающая личные данные, должна сначала зарегистрироваться у Роскомнадзора, и только после этого приступать к соответствующей деятельности.

Для чего нужен


Персональной считается любая информация, которую можно использовать для идентификации конкретного человека
. Портал нужен, чтобы пользователям было легче взаимодействовать с операторами, обрабатывающими любые данные, осуществляющими различные действия для этого.

Так же можно сообщать самой контролирующей организации, если выявлены какие-либо нарушения. В этом случае, применяются соответствующие наказания.

Кто может пользоваться

Специализированный портал функционирует в открытом доступе . Так что воспользоваться его возможностями и размещённой информацией могут любые граждане. Достаточно ввести наименование интересующего оператора либо использовать его ИНН. Результатом поиска станут сведения, касающиеся того или иного участника рынка.

Реестр операторов

К персональным сведениям можно относить большое количество явлений, включая :

  1. Адрес электронной почты.
  2. Точное описание текущего места проживания.
  3. Номера мобильных телефонов.
  4. Сведения из удостоверений.
  5. ФИО гражданина.

Персональной может быть признана любая информация, относящаяся к тому или иному конкретному лицу. В некоторых случаях, для идентификации хватает ФИО и номера автомобиля. При других обстоятельствах необходим регистрационный адрес, сведения о водительском удостоверении.

  1. Самостоятельно обрабатывают персональные данные, либо объединяются для этого с другими лицами.
  2. Сами определяют операции с данными, их состав, цели работы.

Оператором будут считать любого, кто пользуется личными данными, отправляет соответствующие запросы. Такие компании работают во всех сферах. Именно данные о них заносятся в реестр. Клиенты могут сами изучать ИНН, разрешительную документацию и так далее.

Видео, на котором рассказывается, как зарегистрироваться в реестре операторов обработки персональных данных Роскомнадзора.

Регистрация на сайте

Регистрация на портале не требуется , вся информация находится в открытом доступе, дополнительных действий осуществлять не нужно. То же касается различных документов, посвящённых защите информации посетителей.

Интерфейс, использование

Здесь нет ничего сложного. Кнопка с поиском по реестру располагается в самой верхней части главной странице портала. В этой строчке вводятся любые данные, известные по той или иной компании. Чуть ниже располагается ссылка с расширенным поиском. То есть, можно вбивать не только наименование, но и ИНН, регистрационный номер при его наличии.

Нормативная регламентация

Регламентирует деятельность Роскомнадзора, связанную с контролем выполнения законодательства по личным данным граждан. Но в самом тексте статьи отсутствует точное наименование органа, наделённого соответствующими полномочиями. Потому в качестве опоры разрешается ещё использовать Постановление Правительства РФ №228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия» , выпущенное в 2009 году. Именно в этом тексте полномочия закрепляются конкретно за Роскомнадзором.

Согласно законодательству, представители данного учреждения имеют следующие полномочия и права :

  1. Самостоятельное привлечение к административной ответственности при выявлении нарушений, связанных с персональными данными.
  2. Обращение к правоохранительным органам и судебным инстанциям с целью защиты интересов граждан. То же можно делать, если обнаруживаются какие-либо нарушения.
  3. Ограничение доступа к информации при наличии нарушений со стороны оператора. Либо выставление требований с просьбами заблокировать, уничтожить или уточнить те или иные сведения.
  4. Запрос по получению информации, связанной с обработкой персональных данных.

Проведение проверок Роскомнадзором

Для проведения таких мероприятий существует специальный регламент. Он утверждён соответствующим Приказом Министерства связи №312 от 2011 года . Пункт 32 данного регламента посвящён ситуациям, когда должны проводиться плановые проверки по отношению к операторам:

  1. Когда компания только начинает заниматься обработкой персональных данных.
  2. После того, как прошло 3 года после предыдущей проверки. Или с момента начала деятельности.

О предстоящей проверке надо обязательно уведомить организацию, минимум за 3 дня до непосредственной организации мероприятия.

У Роскомнадзора имеется право по проведению и внеплановых проверок . Например, если имеются обращения от граждан и других организаций по вопросам нарушения прав. Или когда появляется угроза жизни, здоровью. В данном случае, уведомление должно поступить за 24 часа до проведения .

По результатам проверки специалисты оформляют соответствующий акт . При наличии нарушений последние подробно описываются в сопроводительном документе. Обязательно указываются лица, ставшие виновными в тех или иных нарушениях. Приводится описание правовых оснований, позволяющих привлечь к ответственности граждан или компании.

Когда требуется согласие на обработку данных

Обработка информации может проводиться только в том случае, если прежний владелец даёт своё согласие либо когда имеются другие законные основания. Каждый отдельный случай рассматривается индивидуально :

  1. В сфере ЖКХ согласия жильцов не требуется, когда управляющие компании привлекают платёжных агентов для расчёта за пользование услугами.
  2. Некоторые ситуации требуют получения разрешения в письменной форме. Особенно это касается специальных категорий персональных данных. К примеру, когда речь идёт о биометрической информации.

Ответственность за нарушения

– основной документ, который до недавнего времени устанавливал наказания за нарушения в данной сфере. Юридические лица могли столкнуться с наложением штрафов в размере 5 000 — 10 000 рублей либо предупреждением, вынесенным компетентными органами.

Для выявления нарушений проводились контрольные мероприятия в виде проверок . По поводу нарушений отправлялись специальные сообщения представителям прокуратуры. В случае одобрения заявления, организовалось судебное делопроизводство.

Но с недавнего времени ситуация изменилась. Теперь законы стали более детально описывать соответствующие процедуры. Изменения касаются следующих направлений :

  1. Увеличения штрафов.
  2. Появления полномочий составлять протоколы и возбуждать дела, не обращаясь в прокуратуру.

О регистрации в качестве оператора


Данное мероприятие не обязательно для следующих категорий населения и участников рынка
:

  1. Компании, запрашивающие данные, к примеру, для покупки билетов. Это касается любых перевозчиков, работающих в режиме онлайн.
  2. Те, кто обрабатывает данные без использования компьютерной техники.
  3. Системы, получившие статус государственных автоматизированных инфосистем. Или организации, созданные для защиты общества, порядка.
  4. Любые компании с действующей системой пропусков. Не нужно регистрироваться, если информация гражданина считывается только один раз, для получения пропуска.
  5. Компании и частные лица, пользующиеся сведениями, раскрытыми самими гражданами.
  6. Те, кто используют информацию для достижения целей, описанных в учредительной документации.
  7. Компании из сферы сотовой связи, которым данные нужны исключительно для осуществления услуг.
  8. Руководители предприятий.

Потому многие компании могут не попасть в реестр, располагающийся на официальном сайте Роскомнадзора. Для завершения процедуры регистрации достаточно подать заявление, следуя установленным требованиям. Рекомендуется подавать заявления в электронной форме либо с использованием фирменных бланков.

Работа с персональными данными накладывает на оператора ряд обязанностей. Рассмотрим несколько наиболее существенных из них.

Уведомить Роскомнадзор о начале обработки персональных данных (). Такое уведомление необходимо направить в ведомство до начала обработки данных, указав в нем:

  • наименование (ФИО), адрес оператора;
  • цель обработки персональных данных;
  • категории персональных данных;
  • категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;
  • правовое основание обработки персональных данных;
  • перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
  • меры защиты персональных данных;
  • ФИО физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты;
  • дату начала обработки персональных данных;
  • срок или условие прекращения обработки персональных данных;
  • данные о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки;
  • информацию о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные россиян;
  • сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством РФ (речь, в частности, идет об персональных данных в зависимости от угроз безопасности, персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных, а также о и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных).

При этом есть ситуации, когда уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных не нужно. Это, например, обработка работодателем данных работников, получение оператором данных клиента при заключении с ним договора (если эта информация не предоставляется третьим лицам без согласия на то субъекта и используется исключительно для исполнения указанного договора), обработка общедоступных персональных данных, оформление лицу однократного пропуска на территорию оператора, использование только ФИО субъекта и др. ().

Обеспечить конфиденциальность персональных данных. Это значит, что распространять их без согласия на то субъекта нельзя (). Данная обязанность лиц, получивших доступ к персональным данным, является одной из основных. В частности, при передаче персональных данных работников работодатель обязан:

  • не сообщать персональные данные работника третьей стороне без его письменного согласия (за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, и в других предусмотренных законом случаях – например, при передаче данных в ФСС, ПФР, налоговые органы, военные комиссариаты, прокуратуру, правоохранительные органы, ГИТ и др.);
  • предупредить лиц, получающих персональные данные работника, что эта информация может быть использована лишь в целях, для которых она сообщена – более того, работодатель даже может требовать от таких лиц подтверждения того, что это правило соблюдено;
  • осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под подпись;
  • разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, причем они должны иметь право получать лишь те данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
  • не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;
  • ограничивать информацию, передаваемую представителям работников, лишь теми данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций ().

Принимать меры для обеспечения безопасности персональных данных (). Для этого организации следует назначить лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных (). Такое лицо обязано осуществлять внутренний контроль за соблюдением оператором и его работниками требований к защите персональных данных, доводить до сведения работников положения , локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также организовывать прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных. Кроме того, в этих же целях следует применять технические меры по обеспечению безопасности обработки, а также издать документы, определяющие политику компании в отношении обработки персональных данных, и др.

При этом политику обработки персональных данных организация должна сделать публичной (). Наиболее оптимальным способом является размещение документа на сайте оператора. Но в том случае, когда это невозможно, достаточно установить "кармашек" с политикой на бумажном носителе в любом доступном для посетителей организации месте. Исключение составляют операторы, собирающие персональные данные непосредственно через Интернет, – им необходимо опубликовать политику именно на сайте и обеспечить возможность доступа к указанному документу. На официальном сайте Роскомнадзора можно ознакомиться с рекомендациями по составлению политики в отношении обработки персональных данных .

Не стоит путать политику, распространяющуюся в основном на третьих лиц (контрагентов, клиентов и др.), с Положением о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных работников – этот документ в отличие от политики является локальным нормативным актом, поэтому делать его публичным не нужно, а вот ознакомить с ним под роспись работников следует обязательно ().

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О том, с какими проблемами может столкнуться оператор при соблюдении требований о локализации персональных данных и как их наиболее эффективно их решить, читайте в нашем материале " ".

Соблюдать требования по локализации персональных данных россиян. С 1 сентября 2015 года все операторы при сборе персональных данных обязаны обеспечить их обработку с использованием баз данных, находящихся в России (). Так называемая локализация персональных данных поначалу вызвала большой резонанс среди специалистов и операторов – требования закона были сформулированы таким образом, что у экспертов возникло немало . Среди них отсутствие ясности, на какие именно персональные данные будет распространяться данное требование, каких операторов это затронет, допускается ли обработка персональных данных одновременно на российском и иностранном сервере, как определить гражданство субъекта и т. д. На большую часть этих вопросов Роскомнадзор ответил еще до вступления новых требований закона в силу. Так, например, ведомство предоставило операторам право самостоятельно решать вопрос определения гражданства лица, чьи данные обрабатываются, либо применять требование о локализации к персональным данным всех субъектов. Кроме того, Роскомнадзор уточнил, что в том случае, когда при сборе персональные данные были записаны в российскую базу данных, в дальнейшем они могут обрабатываться и в электронной базе, находящейся за пределами страны.

И в политике обработки персональных данных, и в Положении о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных работников следует прописать, что при сборе персональных данных оператор обязуется обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных россиян с использованием баз данных, находящихся на территории России, а также указать место нахождения такой базы данных.

Своевременно прекратить обработку персональных данных. Если цель обработки персональных данных достигнута или субъект отозвал свое согласие на их обработку, оператор должен прекратить обработку этих данных и удалить их в 30-дневный срок, если иной срок не определен в соглашении ().