Составляя разные таблицы в Excel, мы, как правило, используем одни и те же приемы и способы решения поставленных задач. Например, очень часто необходимо посчитать общую сумму значений или вычислить их среднее арифметическое. Вот для этого и нужны функции.
Функция - это некое готовое решение, при помощи которого можно произвести определенную операцию, решить ту или иную поставленную задачу.
Сейчас мы рассмотрим одну из наиболее популярных и часто используемых функций - суммировать (автосумму).
Откройте программу Microsoft Excel (Пуск - Программы - Microsoft Office - Microsoft Office Excel).
Введите в ячейку А1 число 111, в А2 — 222, в А3 — 333.
Допустим, нам нужно сложить все эти ячейки. Конечно, можно воспользоваться стандартным способом - щелкнуть в какую-нибудь ячейку, напечатать знак =, нажать на ячейку A1, затем напечатать знак +, нажать на A2, снова напечатать +, нажать А3 и кнопку Enter. В итоге формула будет выглядеть следующим образом: =A1+A2+A3
Но ладно, если нужно сложить пару-тройку значений, а что если их сотни?! Вот здесь и поможет функция «Суммировать» (в народе она называется «автосумма»).
Это функция (готовое решение), при помощи которой можно быстро сложить числа.
Чтобы сложить значения в ячейках A1, A2 и A3 с помощью этой функции, нужно нажать на какую-нибудь ячейку, где следует вывести результат. Лучше всего для этой цели выбрать ячейку под цифрами, которые нужно сложить. Например, A5.
А теперь вызовем функцию «Суммировать». Есть несколько способов, как это сделать, но самый простой - нажать на кнопку сигма на панели редактирования (вверху программы)
Посмотрите на ячейки с цифрами. Как только Вы нажмете на кнопку сигма, они выделятся.
Это произошло, потому что для получения результата мы выбрали ячейку под цифрами, которые хотим сложить. Excel «понял», что именно эти цифры нужно суммировать. Но даже если бы он их не выделил, мы могли бы это сделать и сами - нажать на левую кнопку мыши и, не отпуская ее, обвести нужные ячейки.
Ну, и, наконец, нажмем кнопку Enter на клавиатуре, чтобы эти ячейки сложились.
А теперь щелкните по ячейке с полученным результатом и посмотрите на строку формул.
Расшифровывается она так: суммировать ячейки с А1 по А4 включительно.
системе , а 10, так как 10 - это следующее за число в двоичной системе .Необходимо запомнить сложения в двоичной системе : 0+0 = 0, 1+0 = 0+1 = 1, 1+1 = 10. Эти правила необходимы, чтобы складывать числа в двоичной системе в столбик. Как , в случае прибавления единицы к единице, единица идет в следующий разряд.Очевидно, что нуля к любому двоичному числу не изменит это число.Большие двоичные числа удобно складывать в столбик. Правила в двоичной системе аналогичны сложению правилам сложения в столбик в десятичной системе .Пусть складываются числа 1111 и 101. Записываем число с меньшим количеством разрядов 101 под числом 1111 - цифра разряда одного числа должна располагаться над цифрой того же разряда другого числа . Теперь можно складывать эти числа . В первом разряде 1+1 дает 10 - записываете 0 под единицами в первом разряде. Единица из 10 в сумму цифр второго разряда. Во втором разряде 1+0. После прибавления единицы из первого разряда получится тоже 10. Единица переходит уже в третий разряд, а во втором разряде суммы тоже будет ноль. В третьем разряде 1+1+1 (единица перешла сюда!) дает 11. В третьем разряде суммы будет 1, а другая единица из числа 11 перейдет в четвертый разряд. Четвертый разряд имеет только число 1111. 1+1 = 10. Таким образом, 1111+101 = 10100.
Источники:
Системы счисления представляют различные варианты записи чисел и устанавливают порядок действий над ними. Наибольшее распространение получили позиционные системы счисления , среди которых, помимо всем известной десятичной системы, можно отметить двоичную, шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления . Сложение в позиционных системах производится с учетом единого правила переполнения разряда и переноса. При этом переполнение разряда происходит при достижении результатом основания числа.
Инструкция
Сложите два числа в шестнадцатеричной счисления . Для этого числа на листке друг над другом так, чтобы крайние правые символы находились на одном уровне. Возьмите два крайних правых символа и произведите их сложение с учетом таблицы соответствий. То есть для буквенного символа числа найдите его десятичный эквивалент и сложите обычным образом. Например, крайние символы С и 7 при сложении можно расписать 12 + 7, так как буквенное С соответствует числу 12 в системе. Получившееся число при сложении (19) следует на переполнение разряда. Разряд 16 меньше 19, следовательно, переполнение и при сложении будет перенос дополнительной единицы в старший разряд. В текущем разряде оставляем число равное разности результата и основания 16 (19-16=3). Запишите под складываемыми числами получившуюся цифру (3).
Сложите два следующих числа. К их сумме необходимо прибавить 1 из переполненного предыдущего разряда. При записи получившихся значений учитывайте буквенные обозначения чисел свыше 9 из таблицы соответствий. Так, при сложении 7 и 6 у вас получится число 13, которое в шестнадцатеричной системе имеет буквенное D – именно его запишите в результат. При переполнении в данном разряде произведите те же действия, что и в предыдущем шаге.
Сложение двух чисел в двоичной системе счисления происходит по аналогичным правилам, только разрядность в данной системе составляет не 16, а 2. Запишите два двоичных числа друг над другом, как указано выше. Таким же образом, начиная справа и сдвигаясь влево, складывайте цифры по порядку. При этом при сложении 1+1 появляется переполнение разряда. Действуя по выше описанному алгоритму, с учетом основания системы 2 в результирующем значении запишите 0 (2-2=0), а в старший разряд перенесите 1. Если в старшем разряде сумма чисел с переносом оказывается равной 3 (1+1+1=3), то в результат записывается 1 (3-2=1) и снова в старший разряд единица. Суммой двоичных чисел будет являться получившаяся запись из 0 и 1 после сложения всех цифр.
Аналогичным образом происходит сложение чисел во всех позиционных системах счисления.
Десятичная система счисления – одна из самых распространенных в математической теории. Однако с появлением информационных технологий, двоичная система получила не менее широкое распространение, поскольку она является основным способом представления информации в компьютерной памяти.
Инструкция
Любая – это способ записи числа при помощи определенных символов. Существуют позиционные, непозиционные и системы счисления . Десятичная и двоичная системы являются позиционными, т.е. значение определенной цифры в записи числа определяется в зависимости от того, какую позицию она занимает.
Позиции цифр в числе называются разрядами. В десятичной системе счисления эту роль выполняет число 10, т.е. каждая цифра в числе является множителем числа 10 в соответствующей степени. Число разрядов начинается с нуля, а чтение происходит справа налево. Например, число 173 можно
Назначение сервиса . Онлайн-калькулятор предназначен для сложения двоичных чисел в прямом, обратном и дополнительном кодах.Вместе с этим калькулятором также используют следующие:
Перевод чисел в двоичную, шестнадцатеричную, десятичную, восьмеричную системы счисления
Умножение двоичных чисел
Формат представления чисел с плавающей запятой
Пример №1
. Представить число 133,54 в форме числа с плавающей точкой.
Решение
. Представим число 133.54 в нормализованном экспоненциальном виде:
1.3354*10 2 = 1.3354*exp 10 2
Число 1.3354*exp 10 2 состоит из двух частей: мантиссы M=1.3354 и экспоненты exp 10 =2
Если мантисса находится в диапазоне 1 ≤ M Представление числа в денормализованном экспоненциальном виде
.
Если мантисса находится в диапазоне 0,1 ≤ M Представим число в денормализованном экспоненциальном виде: 0.13354*exp 10 3
Пример №2
. Представить двоичное число 101.10 2 в нормализованном виде, записать в 32-битом стандарте IEEE754.
Таблица истинности
Сложение чисел с учетом их знаков на машине представляет собой последовательность следующих действий:
Пример №1
.
Дано: х=0,110001; y= -0,001001, сложить в обратном модифицированном коде.
Дано: х=0,101001; y= -0,001101, сложить в дополнительном модифицированном коде.
Пример №2
. Решить примеры на вычитание двоичных чисел, используя метод дополнения до 1 и циклического переноса.
а) 11 - 10.
Решение
.
Представим числа 11 2 и -10 2 в обратном коде.
Двоичное число 0000011 имеет обратный код 0,0000011
Сложим числа 00000011 и 11111101
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | |||||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | 1 | ||||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | |||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | ||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 | 0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
б) 111-010
Представим числа 111 2 и -010 2 в обратном коде.
Обратный код для положительного числа совпадает с прямым кодом. Для отрицательного числа все цифры числа заменяются на противоположные (1 на 0, 0 на 1), а в знаковый разряд заносится единица.
Двоичное число 0000111 имеет обратный код 0,0000111
Двоичное число 0000010 имеет обратный код 1,1111101
Сложим числа 00000111 и 11111101
В 0-ом разряде возникло переполнение (1 + 1 = 10). Поэтому записываем 0, а 1 переносим на 1-й разряд.
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | |||||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | 1 | ||||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | |||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
1 | 0 | 0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | ||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 | 0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
При сложении чисел с плавающей точкой выравнивание порядков выполняют в сторону большего порядка:
Алгоритм сложения чисел с плавающей точкой:
Пример №4
.
A=0,1011*2 10 , B=0,0001*2 11
1. Выравнивание порядков;
A=0,01011*2 11 , B=0,0001*2 11
2. Сложение мантисс в дополнительном модифицированном коде;
MA доп.мод. =00,01011
MB доп.мод. =00,0001
00,01011
+ 00,00010
=
00,01101
A+B=0,01101*2 11
3. Нормализация результата.
A+B=0,1101*2 10
Пример №3 . Записать десятичное число в двоично-десятичной системе счисления и сложить два числа в двоичной системе счисления.
Был ленив. Чтобы чем-то занять детей на долгое время, а самому вздремнуть, он попросил их сложить числа от 1 до 100.
Гаусс быстро дал ответ: 5050. Так быстро? Учитель не поверил, но юный гений оказался прав. Складывать все числа от 1 до 100 - это для слабаков! Гаусс нашёл формулу:
$$\sum_{1}^{n}=\frac{n(n+1)}{2}$$
$$\sum_{1}^{100}=\frac{100(100+1)}{2}=50\cdot 101=5050$$
Как это у него получилось? Давайте попробуем разобраться на примере суммы от 1 до 10.
Запишем числа от 1 до 10 в виде матрицы c двумя строками и пятью столбцами:
$$\left(\begin{array}{c}1&2&3&4&5\\ 10&9&8&7&6 \end{array}\right)$$
Интересно, сумма каждого столбца равна 11 или $n+1$. И всего таких пар чисел 5 или $\frac{n}{2}$. Получаем нашу формулу:
$$Число\ столбцов\cdotСумма\ чисел\ в\ стобцах=\frac{n}{2}\cdot(n+1)$$
Что, если сложить числа от 1 до 9? У нас не хватает одного числа для составления пяти пар, но мы можем взять ноль:
$$\left(\begin{array}{c}0&1&2&3&4\\ 9&8&7&6&5 \end{array}\right)$$
Сумма столбцов теперь равна 9 или ровно $n$. А количество столбцов? По-прежнему пять столбцов (спасибо нулю!), но теперь количество столбцов определяется как $\frac{n+1}{2}$ (y нас $n+1$ чисел в 2 столбцах).
$$Число\ столбцов\cdotСумма\ чисел\ в\ стобцах=\frac{n+1}{2}\cdot n$$
Мы немного по-разному считаем сумму чисел в этих двух случаях.
Может быть, есть способ одинаково посчитать сумму для четного и нечетного количества слагаемых?
Вместо того, чтобы делать из чисел своеобразную «петлю», давайте запишем их в две строки, при этом количество чисел умножим на два:
$$\left(\begin{array}{c}1&2&3&4&5&6&7&8&9&10\\10&9&8&7&6&5&4&3&2&1 \end{array}\right)$$
Для нечетного случая:
$$\left(\begin{array}{c}1&2&3&4&5&6&7&8&9\\9&8&7&6&5&4&3&2&1\end{array}\right)$$
Видно, что в обоих случаях сумма столбцов равна $n+1$, а количество столбцов $n$.
$$Число\ столбцов\cdotСумма\ чисел\ в\ стобцах=n\cdot(n+1)$$
Но нам нужна сумма только одной строки, поэтому:
$$\frac{n\cdot(n+1)}{2}$$
Есть еще одно объяснение, давайте попробуем сложить крестики, допутим у нас есть крестики:
Похоже просто на другое представление второго способа - каждая последующая строка пирамидки имеет больше крестиков и меньше ноликов. Количество всех крестиков и ноликов - площадь прямоугольника.
$$Площадь=Высота\cdotШирина=n\cdot(n+1)$$
Но нам нужна сумма крестиков, поэтому:
$$\frac{n\cdot(n+1)}{2}$$
Известно: $Среднее\ арифметическое=\frac{Сумма}{Количество\ членов}$
Тогда: $Сумма = среднее\ арифметическое\cdotКоличество\ членов$
Количество членов нам известно - $n$. А как выразить Cреднее арифметическое?
Заметьте, числа распределены равномерно. На каждое большое число приходится маленькое, расположенное на другом конце.
1 2 3, среднее 2
1 2 3 4, среднее 2.5
В этом случае среднее арифметическое - это среднее арфиметическое чисел 1 и $n$, тоесть $Среднее\ арифметическое=\frac{n+1}{2}$
$$Сумма = \frac{n+1}{2}\cdot n$$
Все мы знаем, что определенный интеграл вычисляет сумму. Посчитаем сумму от 1 до 100 интегралом? Да, но для начала давайте хотя бы найдем сумму от 1 до 3. Пусть наши числа будут функцией y(x). Нарисуем картинку:
Высоты трех прямоугольников - как раз числа от 1 до 3. Проведем прямую через середины «шапок»:
Неплохо было бы найти уравнение этой прямой. Она проходит через точки (1.5;1) и (2.5;2). $y=k\cdot x+b$.
$$\begin{cases}2.5k + b = 2\\1.5k + b = 1\end{cases}\Rightarrow k=1; b=-0.5$$
Таким образом, уравнение прямой, которой мы можем аппроксимировать наши прямоугольники $y=x-0.5$
Она отсекает от прямоугольников желтые треугольники, но «добавляет» к ним сверху голубые. Желтые равны голубым. Сначала убедимся, что использование интеграла ведёт к формуле Гаусса:
$$\int_{1}^{n+1} (x-\frac{1}{2}) \, dx = (\frac{x^{2}}{2}-\frac{x}{2}){|}^{n+1}_{1}=\frac{(n+1)^{2}}{2}-\frac{n+1}{2}=\frac{n^{2}+2n+1-n-1}{2}=\frac{n^{2}+n}{2}$$
Теперь посчитаем сумму от 1 до 3, по иксу берем от 1 до 4, чтобы все наши три прямоугольника попали в интеграл:
$$\int_{1}^{4} (x-\frac{1}{2}) \, dx = (\frac{x^{2}}{2}-\frac{x}{2}){|}^{4}_{1}=\frac{4^{2}}{2}-2-(0.5-0.5)=6$$
$$\int_{1}^{101} (x-\frac{1}{2}) \, dx = (\frac{x^{2}}{2}-\frac{x}{2}){|}^{101}_{1}=\frac{101^{2}}{2}-50.5-(0.5-0.5)=5100.5-50.5=5050$$
$$\frac{n(n+1)}{2}=\frac{n^{2}}{2}+\frac{n}{2}$$
В первый день на ваш сайт зашел один человек, на второй день двое… Каждый день количество посещений увеличивалось на 1. Сколько всего посещений наберет сайт к концу 1000-го дня?
$$\frac{n(n+1)}{2}=\frac{n^{2}}{2}+\frac{n}{2}=\frac{1000^{2}}{2}+\frac{1000}{2} = 500000+500=500500$$
— это довольно популярная программа, которая входит в пакет Microsoft Office. Больше всего она нужна экономистам и бухгалтерам, поскольку в ней можно проводить расчеты, составлять таблицы, диаграммы и т.д. В общем, Excel — это «умный» калькулятор со множеством встроенных функций. Функция — это некое готовое решение, с помощью которого можно выполнить определенную операцию. К примеру, если пользователь знает, как в Excel посчитать сумму с помощью функции «Автосумма», то это поможет ему сэкономить время. Конечно, найти сумму нескольких строк можно с помощью калькулятора или даже сложить все цифры в уме, но что делать, если таблица состоит из сотен или из тысячи строк? Вот для этого как раз и нужна функция «Автосумма». Хотя это не единственный способ, с помощью которого можно получить нужный результат.
Математические операторы, к которым относится и рассчет суммы — наиболее часто используемые операторы Excel
Если запустить Microsoft Excel, то перед пользователем откроется очень большая таблица, в которую можно вносить
различные данные, т.е. печатать цифры или слова. Кроме того, можно еще использовать встроенные функции и выполнять различные манипуляции с цифрами ( , делить, суммировать и т.д.).
Некоторые пользователи ошибочно полагают, что Эксель — это программа, в которой можно работать только с таблицами. Да, Excel выглядит как таблица, но, в первую очередь, эта программа служит для вычислений. Поэтому если пользователю нужно не только создать таблицу со словами и цифрами, но еще и выполнить определенные действия с этими данными (проанализировать их, создать диаграмму или график), то Эксель подойдет для этого лучше всего.
Перед тем как начать работать с Excel, нужно сначала пояснить некоторые моменты. Итак, первое, что нужно знать: все
вычисления в Экселе , и все они начинаются со знака «=» (равно). К примеру, нужно сложить числа 3 и 4. Если выбрать любую ячейку, написать туда «3+4» и нажать Enter, то Эксель ничего не посчитает — там просто будет написано «3+4». А если написать «=3+4» (без кавычек), то Эксель выдаст результат — 7.
Знаки, с помощью которых можно проводить расчеты в программе, называются арифметическими операторами. Среди них:
Итак, сначала необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши по любой ячейке и написать в ней следующее: «=500+700» (без кавычек). После нажатия кнопки «Enter» будет получен результат — 1200. Вот таким простым способом можно сложить 2 числа. С помощью такой же функции можно выполнять и другие операции — умножение, деление и пр. В этом случае формула будет выглядеть так: «цифра, знак, цифра, Enter». Это был очень простой пример сложения 2 чисел, но, как правило, на практике он используется довольно редко.
Всего в таблице имеется 5 наименований и 4 столбца (все заполненные, кроме суммы). Поставленная задача — найти сумму по каждому товару.
Например, первое наименование — ручка: количество — 100 штук, цена — 20 рублей. Чтобы найти сумму, можно воспользоваться той простой формулой, которая уже была рассмотрена выше, т.е. написать так: «=100*20». Такой вариант использовать, конечно, можно, но это будет не совсем практично. Допустим, цена на ручку поменялась, и теперь она стоит 25 рублей. И что делать тогда — переписывать формулу? А если в таблице наименований товаров не 5, а 100 или даже 1000? В таких ситуациях Эксель может получать сумму чисел и другими способами, в т.ч. пересчитывая формулу, если одна из ячеек изменяется.
Чтобы посчитать сумму практичным способом, понадобится другая формула. Итак, сначала нужно в соответствующей ячейке столбца «Сумма» поставить знак «равно». Далее, необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши на количество ручек (в данном случае это будет число «100»), поставить знак умножения, а затем еще раз щелкнуть левой кнопкой мыши на цену ручки — 20 рублей. После этого можно нажать «Enter». Вроде бы ничего не изменилось, поскольку результат остался прежним — 2000 рублей.
Но тут есть два нюанса. Первый — это сама формула. Если нажать на ячейку, то можно увидеть, что там написаны не числа, а что-то вроде «=B2*C2». Программа написала в формулу не числа, а название ячеек, в которых находятся эти числа. А второй нюанс заключается в том, что теперь при изменении любого числа в этих ячейках («Количество» или «Цена») формула будет автоматически пересчитываться. Если попробовать изменить цену ручки на 25 рублей, то в соответствующей ячейке «Сумма» сразу же будет отображен другой результат — 2500 рублей. То есть при использовании такой функции не нужно будет самостоятельно пересчитывать каждое число, если изменилась некоторая информация. Достаточно лишь изменить исходные данные (если нужно), а Excel автоматически все пересчитает.
После этого пользователь должен будет посчитать сумму и оставшихся 4 наименований. Скорее всего, расчет будет производиться знакомым ему образом: знак равно, щелчок на ячейке «Количество», знак умножения, еще один щелчок на ячейке «Цена» и «Enter». Но в программе Microsoft Excel для этого есть одна очень интересная функция, которая позволяет сэкономить время, просто скопировав формулу в другие поля.
Итак, сначала необходимо выделить ту ячейку, в которой уже была посчитана общая сумма ручек. Выбранная ячейка будет выделена жирными линиями, а в правом нижнем углу будет находиться маленький черный квадратик. Если правильно навести мышкой на этот квадратик, то внешний вид курсора будет изменен: вместо белого «плюсика» станет черный «плюсик». В том момент, когда курсор будет выглядеть как черный плюсик, необходимо нажать левой кнопкой мыши на этот правый нижний квадрат и потянуть вниз до нужного момента (в данном случае — на 4 строки вниз).
Данная манипуляция позволяет «потянуть» формулу вниз и скопировать ее еще в 4 ячейки. Эксель моментально выдаст все результаты. Если щелкнуть на любую из этих ячеек, то можно увидеть, что программа самостоятельно прописала нужные формулы для каждой ячейки и сделала это абсолютно правильно. Такая манипуляция будет полезной, если в таблице находится очень много наименований. Но тут есть некоторые ограничения. Во-первых, формулу можно «потянуть» только вниз/вверх или в сторону (т.е. по вертикали или по горизонтали). Во-вторых, формула должна быть одна и та же. Поэтому, если в одной ячейке рассчитывается сумма, а следующей (под ней) — числа умножаются, то такая манипуляция не поможет, в данном случае она скопирует только сложение чисел (если копировалась первая ячейка).
Для сложения значения ячеек в Excel при помощи формул можно использовать функцию «Автосумма»
Еще один способ, как посчитать сумму чисел — это с помощью функции «Автосумма». Эта функция обычно находится в панели инструментов (чуть ниже панели меню). Выглядит «Автосумма» как греческая буква «Е». Итак, например, есть столбец цифр, и нужно найти их сумму. Для этого нужно выделить ячейку под этим столбцом и нажать значок «Автосуммы». Эксель автоматически выделит все ячейки по вертикали и напишет формулу, а пользователю лишь останется нажать «Enter» для получения результата.