Социальные сети как современная образовательная среда. Социальные сети в сфере образования

13.07.2019

Колодезникова Александра

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида»

Реферат на тему:

в образовательном процессе»

Выполнила: ученица 11 класса

Колодезникова Александра

Проверила: Дьячковская М.А.,

Учитель информатики

Якутск, 2012г.

Введение

Заключение.

Приложение.

Введение.

Величайшим феноменом всемирной паутины является образование сетевых сообществ и социальных сетей. Термин «Virtual Community» (виртуальное или сетевое сообщество) придумал Г.Рейнгольд и дал ему следующее определение: «Виртуальные сообщества являются социальными объединениями, которые вырастают из Сети, когда группа людей поддерживает открытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве».

Сегодня сетевые сообщества – вполне обычные объединения людей, а их изучение выделяется в отдельную область знания. Число пользователей некоторых наиболее популярных социальных сетей измеряется десятками миллионов.

Более того, сети являются важным элементом структуры современного общества, а их влияние простирается в самые разные сферы нашей жизнедеятельности: производство, повседневную жизнь, культуру и власть.

Предметом изучения данной работы – использование Интернета в образовательном процессе, а объект – использование социальных сетей в образовательном процессе.

Цель: исследовать возможности использования социальных сетей в образовательном процессе.

Задачи:

  1. Изучить литературу по истории возникновения социальных сетей, видов социальных сетей.
  2. Разработать анкету для учащихся, чтобы выявить, сколько процентов учащихся пользуются социальными сетями в повседневной жизни.
  3. Сделать анализ опроса.
  4. Разработать и провести дистанционную эвристическую викторину.
  5. Сделать анализ проведенной викторины.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются вопросы истории возникновения социальных сетей, их классификация. Во второй главе рассказывается о проведенном исследовании.

Термин «Социальная сеть» был введен задолго до появления Интернета и собственно современных интернет-сетей, еще в 1954 году социологом из «Манченстерской школы» Джеймсом Барнсом. Современное понятие в простом виде означает некий круг знакомых человека, где есть сам человек – центр социальной сети, его знакомые – ветки этой социальной сети и отношения между этими людьми – связи. Если рассматривать социальную сеть более глубоко, можно обнаружить, что связи делятся по типам: односторонние и двусторонние; сети друзей, коллег, одноклассников, однокурсников и т.д.

Во второй половине 20 века социальные сети стали активно развиваться как научная концепция, сначала они стали популярны на западе, чуть позже пришли и к нам. Затем это обычное профессиональное понятие социологов превратилось в модную концепцию, являющуюся одной из центральных в концепции веб2.0, которую как понятие впервые ввел Тим О’Рейли 30 сентября 2005 года в своей статье «Tim O’Reilly – What Is Web 2.0». Первыми компьютерными социальными сетями стали, как ни странно, все те же группы людей, использовавшие для создания и поддержания социальных связей средства компьютерного общения, которыми стала электронная почта. Случилось это 2 октября 1971 года – день первого сообщения, отправленного на удаленный компьютер, а первыми пользователями социальной сети стали военные в сети АRPA Net. Это был первый шаг к созданию Интернета и современных социальных сетей. Следующим шагом стало изобретение IRC (ретранслируемый интернет-чат) – сервисной системы для общения в режиме реального времени. IRC или «ирка», как ее еще называют, была создана в 1988 году финским студентом Ярко Ойкариненом. Это были уже более «продвинутые» социальные сети, однако еще далекие от современных.

Из изобретения компьютеров, электронной почты, IRC и многих других 7 августа 1991 года вытекло изобретение Интернета. Именно в этот день британский ученый Тим Бернерс-Ли впервые опубликовал первые интернет-странички и сделал тем самым следующий шаг к современным социальным сетям. И вот в 1995 году появилась первая приближенная к современным, социальная сеть Classmates.com, которую создал Рэнди Конрад, владелец компании Classmates Online,Inc. Этот сайт помогал зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Сейчас в этой сети зарегистрировано более 40 миллионов людей, преимущественно из США и Канады. Концепция Classmates оказалось успешной и с далекого 2005 года она развивается и уже не только в пределах этой сети появились такие мировые гиганты, как MySpace, FaceBook, Bebo и LinkedIn или гиганты рунета Одноклассники.ру, ВКонтакте, МойМир и МойКруг.

Все социальные сети разделяются по типу. Есть сети для поиска людей: одноклассников, однокурсников, коллег и других людей. Есть бизнес-сети, для поиска работы, партнеров, профессионального общения и других деловых вопросов. Некоторые сети основаны на видео, некоторые на аудио и конкретно музыки, а некоторые на фото. Есть и нишевые сети, которые могут не попадать под вышеперечисленные категории.

Также условно сети можно разделить на географическую ориентацию: мировые или для конкретной страны.

Кроме того, в разных сетях по разному относятся к политике открытости информации. Большинство сетей на данный момент открытые, но есть и закрытые, куда люди попадают только по приглашению. Закрытые сети только начинают появляться, но уже можно ожидать их популярность.

По уровню социальные сети можно поделить на веб 1.0 – первые социальные сети с базовым функционалом, веб 2.0 - современные социальные сети с широким функционалом для общения и веб 3.0 – социальные сети будущего, которые решают конкретные проблемы.

В нашей школе всего с 5 по 12 класс 71 учащихся. Из них в повседневной жизни социальными сетями пользуются 50 учащихся.

В основном учащиеся школы зарегистрированы в Вконтакте.ру – 48 учащихся. Также используют такие социальные сети, как FaceBook (15 учащихся), Twitter (6), МойМир (6), Skype (2).

Если рассмотреть по классам, то в 5 классе всего 8 учащихся из них пользуются социальными сетями 1 ученик (16%), 6 класс (всего 8 учащихся) – 6 учащихся (74%), 7 класс (всего 10 учащихся) – 2 (20%), 8 класс (5 учащихся) – 5 (100%), 9 класс (всего 7 учащихся) – 6 учащихся (86%), 10 «а» класс (8 учащихся) – 7 (88%), 10 «б» (всего 8 учащихся) – 6 учащихся (75%), 11 класс (всего 8 учащихся) – 8 (100%), 12 класс (всего 9 учащихся) – 7 (78%), «А» класс (всего 3 учащихся) – 1 (33%)

В нашей школе учителей всего 28, из них социальными сетями пользуются 16 учителей. В основном зарегистрированы в Skype.

§2. Проведение интерактивной викторины по информатике с использованием социальных сетей.

Для этого создали группу «Любители информатики», пригласили учащихся школы в свою группу. В ней зарегистрировались 26 учащихся. Добавили в тему «Интерактивная викторина по информатике». Задания выполнили и отправили ответы 5 учащихся.

Наряду с нашей викториной также другие учащиеся добавили свои вопросы, на которые тоже поступили ответы.

Заключение.

Социальные сети – это сообщество людей с одинаковыми интересами. Каждая школа, каждый класс, каждый коллектив – это одна социальная группа. А компьютерные социальные сети – это способ поддержать интерактивную связь между этими группами людей. Но в любом случае не нужно реальную связь, реальную жизнь заменять виртуальным общением.

Богданова О.А.

В Википедии социальная сеть определяется как «интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом».

1. Идентификация – возможность указать информацию о себе. Например, участники указывают дату рождения, школу, ВУЗ, любимые занятия, умения, книги и т.п.

2. Присутствие на сайте – возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте.

3. Отношения – возможность описать отношения между двумя пользователями. Например, участники могут быть обозначены как друзья, члены семьи, коллеги по работе и т.п.

4. Группы – возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам.

5. Общение -возможность общаться с другими участниками сети. Например, отправлять им личные сообщения, комментироваться материалы, которые они размещают внутри социальной сети, делиться с другими пользователями значимой для них информацией.

Эти принципы позволяют педагогу создать свой виртуальный учебный класс, для организации которого можно использовать любую уже действующую социальную сеть (Facebook , ВКонтакте) или построить свою. Ведь социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современных детей. Вне школы они постоянно переписываются с кем-то в Интернете, комментируют посты друзей, обмениваются ссылками – виртуальный мир для них столь же привычен (а порой и гораздо более привычен), как и реальная жизнь. По опросам учащихся 5-11 классов выяснилось, что они проводят до 90 процентов своего свободного времени ВКонтакте.Социальные сети обладают невероятной популярностью. Так, социальная сеть ВКонтакте, появившаяся в октябре 2006 года, в июле 2007 зарегистрировала первого миллионного пользователя. Сегодня количество ее пользователей более ста миллионов человек. Кроме того, он признан сегодня одним самых популярных сайтов на Украине и в Белоруссии.

Сайт «Одноклассники» немного отстает от ВКонтакте и насчитывает более сорока миллионов пользователей по всей России. В отличие от форумов, блогов или многопользовательских ролевых компьютерных игр (MMORPG), где пользователь по тем или иным причинам часто выступает в роли «виртуала», в социальной сети обычно человек выступает под своими именем-фамилией, демонстрирует себя настоящего (иначе какой смысл в установлении контактов между выдуманными персонажами?). Очевидно, что для поиска контактов с учеником, для понимания его внутреннего мира, интересов информация, предоставляемая им в социальной сети, – интереснейший материал для мониторинга.

Перед педагогами открывается широкое поле для анализа: ученик сам представляет себя, свою личность, увлечения, жизнь. В традиционных форматах коммуникации «учитель-ученик» мы в основном можем довольствоваться лишь внешней, формальной, фактологической информацией (статистика, записи в классном журнале и проч.) об ученике, спровоцировать подростка на рассказ о себе непросто. А здесь мы видим постоянный, изменчивый по времени (что особенно интересно) диалог ученика с миром, который он учится вести в самых разных жанрах.

Если дети не находят ничего от этой виртуальной среды в школе, они воспринимают ее как нечто чужеродное.

На данный момент учащиеся выпускных классов весьма успешно используют социальные сети во время экзаменов для списования. Во время сдачи ЕГЭ в 2011 году около 350 тыс. школьников получили подсказки на вопросы контрольно-измерительных материалов (КИМов) через социальные сети. Это стало возможным из-за того, что преподавателям свойственно недооценивать возможности Глобальной сети.

Во Франции в 2011 году было анулированно 150 тыс. экзаменационных работ по математике, авторы которых воспользовались интернет-ресурсами при их написании.

Идея использовать социальные сети для обучения школьников и студентов на первый взгляд кажется странной. К примеру, родители традиционно воспринимают социальные сети как безусловное зло – ведь дети проводят в них огромное количество времени вместо того, чтобы читать учебники или решать задачи. Однако сторонники внедрения сетевых площадок для общения в образовании приводят ряд доводов, кажущихся вполне разумными.

Во-первых, социальные сети позволяют сделать обучение более индивидуальным: учащиеся, желающие глубже исследовать какую-либо тему или предмет, могут объединяться в сетевые группы, внутри которых будут публиковать ссылки на интересующие их материалы и вести дискуссии. На занятиях в класс такое погружение в вопрос невозможно.

Во-вторых, при помощи социальных сетей ученики могут в любой момент задать своему преподавателю пришедшие им в голову вопросы. Во время подготовки к экзаменам или при выполнении домашней работы часто выясняется, что некоторые существенные моменты, необходимые для выстраивания единой логической картины остались непонятны. Возможность прояснить для себя сложные моменты позволит ученикам лучше усваивать новый материал.

В-третьих, у учащихся возникает возможность обращаться к интересующим их людям – известным ученым, руководителям исследовательских проектов. До того, как появились сервисы, подобные Facebook , достучаться до нужного человека было намного сложнее -приходилось преодолевать множество промежуточных этапов, зная о предстоящей переписке многие даже не пытались связаться с кем-то за пределами школы или ВУЗа. Тогда, как более 500 миллионов людей активно используют Facebook для поддержания контакта с друзьями, обмена фотографиями и видео и регулярного обновления своих мыслей и действий. Более 200 миллионов людей по всему миру пользуются Twitter , сервисом позволяющим пользователям распространять текстовые сообщения о себе.

Проблемы использования потенциала социальных сетей в образовании связаны, прежде всего, с вопросами организации безопасности участников. Как правило, большинство социальных сетей предполагают, что участники размещают здесь свои анкеты и фотографии. Кроме того, социальные сети позволяют участникам обмениваться частными сообщениями, которые не контролируются остальными участниками.

Также во внеаудиторном общении учащихся и преподавателей по Интернету есть одна опасность – очень часто ученики забывают о субординации, по привычке обращаясь к учителю также как к приятелям и «френдам».

Молодые преподаватели, которые еще недавно были школьниками и студентами активно используют социальные сети и для них не составляет труда вывешивать домашние задания вFacebook или ВКонтакте, а также рассказывать об интересных дополнительных материалах в сообществах в «Живом журнале». А вот учителя постарше также как и родители не хотят принимать странный для них мир Интернет-общения и часто склонны рассматривать его как помеху на пути детей к знаниям. В настоящее время педагогов в принудительном порядке обязывают становиться пользователями внутренних социальных сетей учебных заведений, но, если учителей насильно заставить использовать в работе социальные сети, многие из них, скорее всего, будут делать это формально – только «для галочки». Так что энтузиастам внедрения социальных сетей в образовательный процесс необходимо, прежде всего, увлечь ими учителей старшего поколения. Ведь преподаватели, ставшие на путь информатизации, растут профессионально, возрастает их авторитет в ученической среде. Работа в сетевых профессиональных сообществах дает им новые идеи для дальнейшего поиска и экспериментов.

Литература:

1. Демина Г. Ю. Социальная сеть как педагогическое пространство - Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении. – СПб: РЦОКОиИТ, 2008. - С. 80-90.

2. Моисеева О.Ф. Потенциал социальных сетей в образовании/ Тезисыконференции «Инфо-стратегия 2009». – Самара, 2009 -

3. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 - М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. - 176 с.

Сильное влияние информационных технологий на современное общество приводит к изменению традиционных сфер коммуникаций. Интернет становится площадкой без барьерного общения людей разных городов, стран, культур.

Современные средства коммуникации, такие как электронная почта, телеконференции, интерактивные беседы первоначально решали в основном задачи делового общения (деловая переписка, информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации). С развитием веб- технологий расширялись и возможности осуществления Интернет- коммуникаций: наиболее распространенными формами организации общения с помощью веб - технологий становятся гостевые книги, форумы.

Социальная сеть в Интернете, является интерактивный многопользовательский веб- сайт, представляющий автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться пользователям, объединенным общими интересами. К социальным сетям относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время.

Таким образом, Глобальная сеть - возможность сформировать индивидуальную траекторию образования . По этой причине профессиональные сетевые (онлайновые) сообщества становятся в сфере образования эффективным инструментом современной педагогики. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами открываются новые возможности по организации широкого профессионального взаимодействия, обмена знаниями и опытом, повышения профессионального мастерства и привлечения новых членов сообщества.

Социальные сети являются динамично развивающейся структурой, в которой нет жесткой централизации, отдельные сетевые узлы связываются и с центральным узлом, и между собой. В этом состоит ключевая особенность расширения и самоорганизации социальных сетей. Сообщества формируются без указаний сверху, а существующий центр может лишь задать направления развития сетевого сообщества и обеспечить благоприятные условия для его формирования и сопровождения. Интерес к этим технологиям в России и во всем мире значительно вырос за последний год и продолжает уверенно расти.

В последние годы в мировом педагогическом сообществе обсуждаются вопросы применения социальных сетей в образовании. Безусловно, социальные сети не могут являться единственным средством сетевого обучения, но, тем не менее, их образовательные возможности недооценены.

Для учащихся - это возможность создавать портфолио личных достижений, принимать участие в различных творческих конкурсах, олимпиадах и межшкольных проектах, учиться дистанционно, получать информацию об образовательных услугах.

Для родителей - это доступные консультации у различных специалистов, открытое обсуждение проблем воспитания и образования, возможность хорошо изучить рынок образовательных услуг.

В контексте подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности выскажем следующее суждение: студенты педвуза, активно использующие социальные сети в образовательных целях, учатся использовать социальные сети и в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Неоспоримым достоинством социальных сетей является то, что они являются бесплатным ресурсом. Зачастую, школы не могу позволить себе покупку дорогостоящего программного обеспечения для организации информационной среды школы. В таком случае, социальные сети будут незаменимым помощником в организации интерактивного виртуального взаимодействия школьников и учителей.

Несомненным положительным моментом является позитивное отношение, желание и готовность студентов к осуществлению учебной деятельности с использованием социальной сети.

Наравне с выделенными положительными аспектами отметим, что использование в образовательном процессе вуза социальных сетей имеет ряд недостатков: отсутствие инструментария, специально разработанного в учебных целях (например, ведение электронной ведомости или журнала), отсутствие доступа к социальным сетям из учебных аудиторий, большой объем развлекательного контента в сравнении с образовательным и т. д.

Таким образом, внедрение профессиональных социальных сетей в педагогическую деятельность позволяет достичь следующих результатов: формирование единого информационного пространства системы образования; создание высококачественных, открытых и доступных порталов образовательных ресурсов; формирование новой культуры мышления участников образовательного процесса.

Список литературы:

  1. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3. С. 44—50.
  2. Кулагин В. П., Ястребцева Е. Н., Оболяева Н. М., Кузнецов Ю. М., Заботнев М. С. Социальные сетевые сообщества в системе общего образования.//Информатизация образования и науки № 2. - 2009. - С. 129-135

Самсонова Оксана Сергеевна
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия


Аннотация
В статье рассматривается образовательный потенциал популярных российских социальных сетевых сервисов (в частности социальных сетей и сетевых сообществ), анализируется опыт их использования в учебном процессе учебных заведений

SOCIAL NETWORKS AND ONLINE COMMUNITIES AS INDICATORS OF EFFICIENCY IN THE TEACHING OF MODERN COMPUTER SCIENCE SCHOOLS

Samsonova Oksana Sergeevna
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities


Abstract
The article considers educational potential of popular Russian social network services (including social networks and online communities), examines the experience of their use in educational process of educational institutions.

Библиографическая ссылка на статью:
Самсонова О.С. Социальные сети и сетевые сообщества как показатели эффективности в обучении современных школ информатике // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]..02.2019).

На сегодняшний день такие социальные сетевые сервисы, как социальные сети и сетевые сообщества достаточно хорошо освоены в учебной практике образовательных учреждений. Современное педагогическое сообщество активно осваивает технологии социальных сетевых сервисов.

Для начала определимся с понятием «социальный сетевой сервис». Это виртуальная площадка, которая связывает людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть и сети документов. Сетевые сервисы объединяют такие условия, как: создание собственной странички со своими данными, добавление себя в социальные группы (где учится, работает и т.п.), поиск своих друзей в сетевом сервисе, добавление в друзья, ведение диалогов с помощью сообщений на сервисе, комментирование и оценивание записей людей, зарегистрированных в сервисе, лента событий с информацией о друзьях и их действиях.

Социальный сетевой сервис включает в себя множество компонентов, но мы остановимся только на двух, не менее важных из всех. Первый из них – социальные сети. Социальная сеть – это онлайн-сервис, сайт, позволяющий создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять информацию и др. Среди характерных черт социальных сетей выделяют обширные возможности - передача информации текстом, медиа, микроблоги и сообщества, указание на карте мест событий, отметка знакомых людей на фотографиях. Владелец странички социальной сети может заполнить всю информацию о себе и знакомым этого человека будет проще найти его. Структура поиска людей состоит в отборе людей по наличию связи (друзья, знакомые, родственники), а только потом – по сходству интересов и сообществам. Записи на стене пользователя располагаются по дате их добавления. Есть возможность закрепления записей.

Социальные сети «Одноклассники» , «В контакте» , «В кругу друзей» , «Мой Мир» с момента появления создавались в качестве развлечений. Но со временем, разрастаясь до огромных масштабов, они приняли на себя важную роль в достижении образовательных целей.

По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими. Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет.

По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются «Одноклассники», «В контакте», «Мой мир», причем «В контакте»отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «В контакте» является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% – чаще одного раза в день; Каждый третий участник «В контакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени. Видя такие результаты, можно сделать вывод, что «В контакте» – самая популярная социальная сеть для молодежи.

В настоящее время общество способствует появлению образовательных и научных социальных сетей. К примеру, « Facebook» признан одним из наиболее эффективных ресурсов для обучения и развития обучающихся. Также данная сеть позволяет педагогам моделировать курсы для школьников, а также оставаться на связи со своими коллегами по работе.

Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференций. Замечено, что школьникам интересно и удобно изучать предметы, пользуясь различными сервисами Интернет-технологий.

Возможности социальных сетей еще недостаточно оценены многими методистами в качестве педагогических средств обучения. Скорее социальные сети воспринимаются людьми как среда для развлечений и проведения свободного времени. Но на сегодняшний день существует не мало примеров использования социальных сетей в образовании (решение разнообразных задач, возможность коллективной работы обучающихся, ведение проектной деятельности на протяжении некоторого времени, возможность международного обмена. Социальные сети помогают адаптироваться обучающимся в научно-образовательной стороне, способствуют мобильному непрерывному образованию и самообразованию, представляют возможность ведения сетевой работы школьников, у которых нет возможности находиться рядом (например они находятся в разных городах, странах). Среди преимуществ использования социальной сети в качестве учебной площадки выделены: непрерывность учебного процесса; привычная среда для обучающихся; видимость фамилии и имени обучающихся; возможность создавать сетевой учебный контент с помощью технологии Wiki; мгновенное обсуждение проблемы в группе (на стене, в диалоге); просмотр видео и аудио-материалов вместе с участниками группы; возможность совместной работы школьников над заданием; удобство использования социальных сетей для работы над проектом; представление своей странички в качестве портфолио (как для обучающегося, так и для преподавателя); слежение активности участников через ленту друзей. Социальные сети имеют довольно удобный и понятный интерфейс, которым пользуется большинство учащихся, ведь практически каждый из них зарегистрирован в социальных сетях. Таким образом, им уже не нужно привыкать к данным сервисам и тратить на это время. С помощью мультимедиа в рамках коммуникативного пространства существенно помогает при загрузке и просмотре в учебной группе видео и аудио, а также приложений. Кроме того, социальные сети широко используются в процессе поддержания отношений между участниками конференций, семинаров и олимпиад, летних школ, а это в свою очередь помогает улучшить эмоциональные характеристики группы и качественный обмен своими интересами, идеями и замечаниями.

Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Сетевые сообщества строятся на основе чатов, конференций, блогов, форумов. Именно использование этих сервисов и объединяет их с социальными сетями. Основной целью сообщества в образовании является подготовка учителей для профессиональной деятельности в сети Интернет. В сети преподаватели находят множество рекомендаций, учебных планов, методических разработок по проведению занятий и кружков – олимпиад, проектов, конференций на просторах интернета. Сетевые сообщества содержат отдельные тексты, фотографии, видеофрагменты и базы данных, которые создаются членами сообществ. В сетевом сообществе возможны такие действия, как создание материалов и размещение их в сети, оценивание, проведение семинаров, олимпиад и конкурсов в сообществах, общение между участниками сообществ, коллективное взаимодействие.

Рассмотрим такое сетевое сообщество, как проект “Открытый класс” , который ориентирован на обучение и воспитание обучающихся на старшей ступени общего образования, заключенного по итогам конкурса между Федеральным агентством по образованию и Национальным фондом подготовки кадров (г. Москва). Направленность проекта – обеспечение качественного образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ, которые занимаются распространением электронных образовательных ресурсов и введением методик их использования. Проект помогает добиться удобства для жизни и работы учителей, их учеников и родителей; обсуждать, создавать, просматривать, оценивать различные ресурсы Интернета в сообществах; организовать проектную деятельность для обучающихся; делиться своими идеями и помогать другим в этом.

Рассмотрим недостатки сетевых сообществ на примере проекта «Открытый класс»: при размещении записей отсутствует экспертное оценивание; структурирование материалов идет в хронологическом порядке, а было бы удобнее в тематическом; «копилка» неактуальных файлов, которые можно было бы удалить, из-за чего возникает неудобство перемещения по сообществу и низок просмотр других файлов.

Социальные сети и сетевые сообщества объединяет то, что они созданы для диалога и взаимодействия участников по интересам и предпочтениям с помощью интернета. Также в данных сервисах схожа внутренняя организация сетей; при помощи обоих сервисов, участники из разных уголков стран могут общаться и решать образовательные вопросы между собой. Но все же, социальные сети более расположены к общению и обмену ссылками, а сетевые сообщества способствуют обмену опытом, обучения и повышения квалификации преподавателей.

Таким образом, перспективы развития социальных сетей и сетевых сообществ очевидны и ведут к повышению доступности качественного образования для всех участников образовательного процесса. Подтверждена эффективность их использования в учебных заведениях. Обучающиеся нового поколения желают не только получать новые знания, но и создавать и развивать их самостоятельно – записывать музыку, организовывать анимационное видео, выкладывать видеоклипы в YouTube, фотографировать (сервис Flickr) и создавать свои страницы в Facebook, играть в видео-игры в сообществах, читать и оставлять комментарии в социальных сетях.


Библиографический список
  1. «Академик», портал словарей [Электронный ресурс] – сайт. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1334827 (дата обращения 17.06.2015)
  2. Сервис “CY-PR.com” , портал определений [Электронный ресурс] -сайт. – URL: http://www.cypr.com/wiki/ (дата обращения 17.06.2015)
  3. Социальная сеть “Одноклассники” [Электронный ресурс] – сайт. – URL: http://www. ok.ru/ (дата обращения 18.06.2015)
  4. Социальная сеть “В контакте” [Электронный ресурс] – сайт. – URL:

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования. Появление информационно-коммуникационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии управления образовательным учреждением. Это означает, что необходимы организационные изменения по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие введение современных технологий в систему учебной, воспитательной, методической и управленческой деятельности, формирование информационной образовательной среды учреждения.

Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Открываются новые возможности для их использования: они входят во многие сферы бизнеса и становятся его неотъемлемой частью. По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими . Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет. По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются "Одноклассники", "В контакте", "Мой мир", причем "В контакте" отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «В контакте" является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% - чаще одного раза в день; Каждый третий участник "В контакте" тратит на одно посещение более получаса своего времени . Исходя из представленных данных, логично предположить, что "В контакте" является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории.

В последнее время исследователи стараются найти новые сферы применения социальных сетей в различных направлениях деятельности человека, максимально используя все возможности данного объекта информационных технологий.

В последнее время стали появляться образовательные и научные социальные сети. Социальная сеть Facebook уже давно признается одним из наиболее популярных инструментов (программного обеспечения) обучения и развития. Американской социальной сетью Facebook пользуются около 800 миллионов людей. Facebook позволяет преподавателям университетов создавать курсы для студентов, организации могут создать закрытую корпоративную сеть сотрудников на платформе Facebook: работники одной компании могут находиться на постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости своей организации и т. д. Примерно по тому же принципу работает MySpace.

Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференций.

Также замечено, что людям нравится изучать иностранные языки, используя средства Интернета. На данный момент в Интернете существуют несколько социальный сетей, предназначенных для изучения иностранных языков. Регистрирующийся на этих сайтах пользователь изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем-носителем этого языка, в ответ, обучая его своему родному языку.

Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.

Анализируя зарубежный опыт использования социальных сетей в образовании, можно выделить следующие аргументы в пользу их применения:

1. Это модно. Почти каждый студент знаком с «Facebook», и большинство рады, что могут использовать этот сайт для обучения.

2. Это бесплатно. Многие школы и вузы вынуждены покупать специальное программное обеспечение и содержать сервера для хранения цифровых данных и организации коммуникации в сети. Социальные сети все это предоставляют бесплатно.

3. Студенты вовлечены в социальные сети больше, чем в какие-либо другие веб-ресурсы. Многие преподаватели знакомы и используют различные системы управления обучением, но студенты, как правило, появляются в них редко, лишь по необходимости, в то время как в социальных сетях они бывают по несколько раз в день.

7. Совместная работа с интересными веб-ресурсами становиться еще более удобной. Через социальную сеть студенты и преподаватели могут обмениваться и обсуждать интересные находки в сети.

8. Благодаря опыту использования социальной сети для решения образовательных и исследовательских задач, представление студентов об этом инструменте, как исключительно развлекательном и неформальном, расширяется до понимания его мощных возможностей применения в профессиональной деятельности.

10. Возможность постоянного взаимодействия студентов и преподавателей в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса. Если в аудитории мы встречаемся не чаще одного раза в неделю, то в социальной сети это может происходить каждый день. Появляется возможность более детального планирования учебной и исследовательской работы студентов.

13. В образовательный процесс могут быть вовлечены и родители.

15. Экономия бумаги.

16. Некоторые учителя обнаружили, что при использовании социальных сетей в учебном процессе студенты менее склонны использовать их неуместно в учебное время.

17. Застенчивые студенты, обычно не проявляющие себя на аудиторных занятиях, в социальных сетях чувствуют себя более комфортно и становятся более активными участниками учебного процесса.

18. Техническое обеспечение учебных аудиторий не всегда позволяет преподавателю и студентам демонстрировать на занятиях наглядные материалы в цифровом формате.

19. Дискуссии и обсуждения, начавшиеся на очном занятии, могут быть продолжены в социальной сети.

21. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.

Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий.

Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части Интернет-аудитории позволяет сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудио-материалов, интерактивных приложений.

Кроме того, социальные сети могут использоваться для поддержания отношений между участниками конференций, семинаров, летних школ, что позволит не только улучшить эмоциональный климат группы, но и повысить качество проводимых мероприятий путем обмена идеями и замечаниями.

Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. Не стоит забывать и о таком важном моменте образовательного процесса, как связь учителя и родителей. В условиях современного жизненного ритма родители не всегда имеют возможность быть в курсе всех событий школьной жизни ребенка. Использование сетевого пространства позволит не потерять связь учителя с родителями. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.

Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий. Кроме того, преподаватель должен интуитивно чувствовать обучаемую аудиторию и целесообразно подбирать под нее учебную площадку и инструменты.

Для решения названных проблем нужно создавать условия для повышения ИКТ-квалификации преподавателей, осуществлять материальное и моральное поощрение педагогов, активно использующих новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве. Партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности виртуальных сетей.