Влияние современных информационных технологий на становление личности студентов средних профессиональных учебных заведений. Негативные последствия информационных технологий на здоровье человека

13.07.2019

Агамирзоева Зарина А.

Студентка, Дагестанский государственный университет.

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассмотрено – положительное и отрицательное влияние информационных технологий на жизнь человека; проблемы, связанные с развитием этой отрасли, и необходимость её развития.

Ключевые слова : информационные технологии, развитие, влияние.

Agamirzoeva Zarina A .

Student, Dagestan state University.

INFLUENCE OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON HUMAN LIFE

The article discusses the positive and negative impact of information technologies on human life and problems associated with the development of this industry, and the need for its development.

Keywords : information technologies, development, influence.

На дворе 21 век – век информационных и телекоммуникационных технологий. Появилось большое количество организаций, специализирующихся на той или иной отрасли компьютерных технологий, так как это наиболее актуальное и, идущее вперед, направление. Еще лет 20-30 назад человечество и представить не могло, что компьютер может уместиться на ладони, я говорю компьютер, так как обычный мобильный телефон поддерживает намного больше функций, чем первые компьютеры.

Многие страны перешли на т.н. «информационное общество», некоторые – в процессе перехода, в зависимости от факторов, влияющих на то или иное население. Все меньше уделяется внимания печатным изданиям: ученные говорят о том, что лет через 30 газеты, журналы, книги исчезнут с прилавков.

С одной стороны, электронные страницы – это хорошо, меньше вреда наносится окружающей среде, да и хранить большое количество информации легче и удобнее в электронном виде. С другой стороны – человечество становится все более зависимым от техники. Многие даже представить себе не могут, что будут делать, если, например, забудут дома телефон, это приравнивается к трагедии. Велико число тех, кто просто убивает время в социальных сетях, живое общение заменяется набором букв на компьютере, а жесты и мимика – смайликами. Да, это хорошо для тех, кто находится далеко друг от друга, или в силу каких – то других причин просто физически не могут увидеться. Но мы злоупотребляем такими благами, так как, живя по соседству – общаемся посредством сети и устройств. Люди просто перестали ходить в гости и просто видеться.

Стоит отметить, что информационные технологии (ИТ), прочно закрепившись в нашей жизни, также и облегчили нашу жизнь. Ведь сколько сил и времени уходило на вычисление экономических процессов, так как включается много факторов, влияющих на экономику, а если и вычислить как-то результаты экономических процессов одного предприятия, то на уровне одного региона или всей страны вычисления производились несколькими днями, да и точность этих вычислений оставляла желать лучшего. На сегодняшний день любые вычисления выполняются с помощью компьютеров. При этом результаты точные, и вычисляются за считанные секунды.

Созданы программы, помогающие банковским работникам, экономистам, бухгалтерам, проектировщикам, а об освоении космоса вообще человечество могло только мечтать. Этот список можно продолжать до бесконечности и перечислить все профессии, так как информационные технологии проникли практически во все сферы человеческой жизни. Знание компьютера – наиболее важное требование при трудоустройстве.

Еще одна из сфер, на которую повлияли информационные технологии – образование. В школах начали заводить электронные дневники учеников, с помощью которых родители узнают об успеваемости своего ребенка. В ВУЗах и других учебных заведениях преподаватели все больше практикуют скидывание лекций на электронные носители, а также практикуется самостоятельное изучение тем. Таким образом, потребность в посещении лекций уменьшается. Сдавая курсовую или дипломную работу на проверку, студент может просто скинуть свою работу преподавателю на электронную почту, сокращая при этом время, которое тратится на поездку к месту учебы, и время преподавателя: он может проверить работу в удобное время и переслать студенту с указаниями по доработке. В принципе, разница между очной и заочной формами обучения уменьшается: и в том и в другом случае студенты самостоятельно изучают темы.

Также стоит отметить значимость дистанционного обучения. У людей с ограниченными возможностями появился шанс получить образование, умственно развиваться.

Также информационные технологии сильно повлияли на качество расследований преступлений разного рода, от мелких нарушений на дороге до тяжких преступлений, связанных с гибелью человека. Появились разного рода детекторы лжи, программы, способные выявить местонахождение человека, позволяющие провести множество видов экспертиз, благодаря чему понижается процент ошибок при ведении следствий.

Процент ошибок уменьшился как в расследованиях так и в медицине. Это ещё одна сфера, где большой прорыв и скачок вперед был сделан благодаря информационным технологиям. Стали проводить операции на жизненно важные органы: от чего раньше умирали – сегодня лечится. В России, например, во всё больших регионах появляются реанимобили, оснащенные по последнему слову техники, что дает еще больше шансов больному выжить. Появилась возможность диагностировать любой орган и выявить болезнь: ошибиться здесь может только врач.

И в заключении хотелось бы отметить и выделить один важный критерий, играющий в нашей жизни важную роль: всё в наших руках. То, насколько мы будем зависимы от компьютера – определяем мы сами. Человек сам определяет, на что тратить время, как проживать жизнь. И если использовать ИТ и другие блага только в полезных целях и в меру – жить станет легче не только нам, но и будущим поколениям, и им не придется страдать от нашей невнимательности и лени.

УДК 613.6:004

Современные информационные технологии прочно вошли в жизнь человека, однако, наряду с массой преимуществ, которые они с собой принесли, существует и негативная сторона их использования, связанная с их отрицательным влиянием на организм человека. Повсеместное распространение компьютерной техники в Украине, бурный рост числа домашних пользователей, реализация государственной программы по информатизации и компьютеризации школ делают вопросы безопасности работы с компьютером актуальными в настоящее время.

Вопрос влияния компьютера на здоровье пользователя в настоящее время изучен не до конца. Принимая во внимание то, что компьютеры широко используются при диагностике заболеваний, а эффективное их использование, прежде всего людьми с ограниченными физическими возможностями, способствует решению таких проблем как преодоление социальной изоляции, ограниченности возможности общения, организации общения и досуга, поиск возможного заработка , остановимся подробно на отрицательном влиянии компьютерной техники на здоровье пользователей.

Основными факторами, повреждающими здоровье при работе с компьютером, являются : гиподинамия; напряженное положение различных частей тела; однообразные движения; электромагнитное излучение от монитора и системного блока; пары при печати.

Большинство исследователей отмечают вред от постоянного нахождения пользователя ПК в одной позе и обращают внимание на возможность появления заболеваний позвоночника и остеохондроза. Если возможность искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов и последствия остеохондроза более опасны, чем последствия различных видов искривления позвоночника.

Для снижения вреда от постоянного нахождения в одной позе рекомендуется применять следующий комплекс упражнений, разработанный специально для людей малоподвижного однообразного труда :

Упр. 1. И.п. – о.с. 1-3 – медленно руки вперед. 2-3 – руки в стороны, повернуть ладони кверху, слегка прогнуться, встать на носки, руки вверх в стороны. Выполнить полное дыхание, снизу вверх. Потянуться вверх за руками. 4 – расслабляя мышцы рук и плечевого пояса, «уронить» руки – полный выдох (-). Повторить 4 раза.

Упр. 2. И.п. – о.с. 1 – шаг левой в сторону, руки за голову (+). 2 – руки в стороны, наклон вправо (+). 3-4. – и.п. (-). То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз.

Упр. 3. И.п. – о.с. 1 – левую в сторону на носок, руки к плечам. 2 – поворот туловища налево с наклоном назад, руки в стороны. 3 – поворот туловища в и.п., руки к плечам. 4 – и.п. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз.

Упр 4. И.п. – о.с. 1- руки за голову (+). 2-3 два пружинящих приседания, руки вверх (-). 4. – и.п. (+). Повторить 8-10 раз.

Упр. 5. И.п. – о.с. 1-2 – полуприседая на правой ноге, левую вперед на носок, руки в стороны. 2-3 – для пружинящих наклона вперед к левой ноге, касаясь правой рукой левой ступни (-). 4 – и.п. То же с другой ноги. Повторить 8-10 раз.

Упр 6. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – наклон вперед прогнувшись, руки вперед. 2 – почувствовать тяжесть руки и «уронить» левую руку. 3 – то же правую с одновременным расслаблением мышц туловища (увеличить наклон) (-). 4. – и.п. (+). Повторить 6-8 раз.

Упр. 7. И.п. – о.с. 1 – левую ногу вперед на носок, левую руку в сторону, правую вперед. 2 – приставить левую ногу, руки вверх (+). 3. – правую ногу вперед на носок, правую руку в сторону, левую вперед (-). 4.- и.п. (+). Повторить 12-14 раз, постоянно ускоряя темп.

Также для отдыха мышц спины и улучшения осанки можно использовать следующий комплекс упражнений :

Упр. 1. И.п. – о.с. 1-2 – правую ногу назад на носок, руки на пояс, небольшой наклон назад. 3-4 – вернуться в и.п. То же с другой ноги. Повторить 4-6 раз.

Упр. 2. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – руки за голову. 2-3 – два пружинящих наклона вперед, прогнувшись, локти развернуты. 4 – вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

Упр. 3. И.п. – о.с. 1 – пружинящий полуприсед, руки в стороны. 2- пружинящий полуприсед, руки скрестно за спиной. 3 – руки в стороны, посмотреть вверх. 4 – вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

Наиболее серьезные заболевания у людей, долго сидящих за компьютером, связаны с костно-мышечной системой. Частым заболеванием кистей рук является карпальный тоннельный синдром (синдром запястного канала) , который является профессиональным заболеванием специалистов в области информационных технологий. Он проявляется в том, что когда кисть долго неподвижна и напряжена, кровообращение в ней застаивается, что вызывает недостаточное снабжение тканей кислородом. Как следствие, ладонная поверхность отекает, а карпальный канал, внутри которого проходят сухожилия и серединный нерв, сужается и сжимает нерв. Причиной защемления нерва является постоянная статическая нагрузка на одни и те же мышцы, которая может быть вызвана большим количество однообразных движений (при работе с мышкой), или неудобным положением рук, во время работы с клавиатурой, при котором запястье находится в постоянном напряжении. Все это может привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в руках, ослаблению и онемению рук, особенно ладоней. Распространенным является воспаление тканей сустава большого пальца – тендовагинит Де Кервена. На сегодняшний день не существует эффективных технических, эргономических или медицинских мер позволяющих избежать описанных заболеваний. В то же время, для снижения негативных последствий работы с клавиатурой можно использовать один из предложенных комплексов упражнений:

1 вариант. Упражнение для рук, преимущественно для пальцев и кистей :

1. И.п.: основная стойка, пальцы сжаты в кулак.

Выполнение: энергичный взмах правой рукой вверх, левую руку назад вниз, затем левой вверх, правой назад вниз и т.д. При смене положения рук сжимать с разжимать пальцы.

2. И.п.: руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки.

Выполнение: поднять руки вперед, пальцы развести пошире; руки к плечам, пальцы сжать в кулаки; руки в стороны, пальцы развести, руки к плечам, пальцы сжать в кулаки; руки вверх, пальцы развести, принять и.п.

3. И.п.: основная стойка, пальцы сжаты в кулаки.

Выполнение: большие круги обеими руками одновременно вперед – вверх – назад, затем назад – вверх – вниз.

4. И.п.: основная стойка, руки согнуты в локтях.

5. И.п.: основная стойка, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки.

Выполнение: разогнуть руки вперед, пальцы развести пошире, руки в стороны, добавочный рывок назад, свести руки перед грудью, пальцы сжать в кулаки.

6. И.п.: основная стойка, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки.

Выполнение: правую руку в сторону, левую вперед, пальцы развести, принять и.п.: то же, но левую руку в сторону, правую вперед.

Вариант 2. Физкультурная минутка для снятия утомления с мышц кисти :

Упр. 1. И.п. – сидя, руки согнуть перед грудью, кисти плотно соединить. 1-2 – повернуть кисти пальцев к груди, не допускать разъединения ладоней. 3-4 – повернуть кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз. Затем опустить руки вниз и потрясти расслабленными кистями.

Упр. 2. И.п. – сидя, руки согнуть предплечьями вверх. 1-4 – поочередные щелчки пальцами, начиная с указательного пальца (каждый раз перед щелчком большой палец сверху). То же в обратном порядке. Повторить 2-3 раза. Затем руки вниз и потрясти кистями.

Упр. 3. И.п. – сидя, левое расслабленное предплечье положить на бедро или стоящий впереди стол. Самомассаж кисти. Начинать с легкого поглаживания в направлении локтя. Затем растирание и разминание в том же направлении. Между приемами выполнять поглаживания. Самомассаж закончить поглаживанием. 15-20 с. В процессе самомассажа кисти надо несколько раз переходить на самомассаж предплечья, направляя движения к плечу.

Практически все исследователи согласны во мнении, что мониторы наносят существенный вред зрению. За время 8-часового рабочего дня пользователь бросает до 30000 взглядов на экран. Глаз, работающий с перегрузкой, не может в достаточной степени адаптироваться к таким условиям. Нерезкое изображение и мерцание на экране повышают угрозу зрению, существует угроза заболевания Сикка: высыхание и помутнение роговицы. Многие пользователи отмечают зрительное утомление при работе с мониторами, получившее название «компьютерный зрительный синдром» ( CVS - Computer Vision Syndrom ). Человек привык видеть любое изображение в отраженном свете. Свет идет от источника, падает на предмет, отражается от него и только затем попадает на сетчатку глаза. Благодаря тому, что у каждого предмета своя отражающая способность (глянцевая поверхность, матовая поверхность, шероховатость, рубчатая поверхность и т.д.) глаз видит все предметы по-разному. Если человек смотрит на источник света (солнце, нить накала лампы), это доставляет ему неприятные ощущения в виде цветных пятен, бликов и искр. Монитор же является источником света, к тому же большинство предметов на которые мы смотрим статичны, а изображение монитора постоянно мерцает, что дополнительно раздражает глаза. В природе нет объектов, аналогичных монитору, и человеческий глаз совершенно не адаптирован для такой модели восприятия, она для него неестественна. Как следствие – головные боли, жжение и резь в глазах, покраснение век, кажущееся изменение окраски объектов .

При работе с операционной системой и текстовыми редакторами следует помнить о том что цветной шрифт увеличивает нагрузку на зрение, поскольку составляющие цветов имеют различные длины волн и видны на разном расстоянии, поэтому не рекомендуется пользоваться шрифтами размером менее 7 пунктов, а частота регенерации (обновления) экрана монитора должна быть не ниже 70 Гц (рекомендуется 85 Гц). При цветном экране количество цветов должно быть не менее 256, оптимальным считается режим True Color . При работе с текстом предпочтительно использовать белый цвет в качестве фона и черные символы .

Также следует помнить о времени работы с компьютером, что особенно актуально при организации занятий в средних общеобразовательных заведениях. ДСанПін 5.5.5.6.009-98 определено такое безопасное время работы за компьютером :

Для учащихся 1-х классов – 10-12 мин; для учащихся 2-5 классов – до 15 мин., 6- 7 классов – 15-20 мин., 8-9 классов – 20-25 мин, 10-11 классов – 25-30 мин.

Упр. 1. 1 – Смотреть вдаль 2-3 с. 2 – перевести взгляд на кончик пальца, поставленного перед глазами на расстоянии 25-30 см, и смотреть на него 3-5 с. Повторить 10-12 раз.

Упр. 2. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

Упр. 3. Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево. 15-20 с.

Упр. 4. Быстрые моргания в течение 15-20 с.

Упр. 5. Закрыть глаза, подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливать на верхнее веко. 2-3 с. Затем снять пальцы с века и посидеть с закрытыми глазами 2-3 с. Повторить 3-4 раза.

Компьютер является мощным источником электромагнитного излучения, влияние которого на организм человека изучено не до конца, но проводимые исследования позволяют говорить, что электромагнитное излучение может вызвать расстройство нервной системы, снижение иммунитета, расстройство сердечно-сосудистой системы, аномалии в процессе беременности, нарушение менструального цикла и потенции, стрессовые состояния .

Зелинский С.Э. отмечает, что крайне вредно ставить монитор вплотную к стене, так как отраженные от стен электромагнитные волны сильнее действует на организм человека. Также автор отмечает, что электростатический потенциал вне монитора появляется вследствие высокого напряжения в ЭЛТ (электронно-лучевой трубки монитора). В зависимости от материала одежду и влажности окружающего воздуха (более 40%) тело человека может зарядиться до напряжения в несколько сотен вольт. При длительной работе с компьютером под воздействием заряженных частиц может появиться сыпь (аллергическое раздражение) на теле и лице.

Однако, электромагнитные излучения не всегда зависят только от компьютеров, они могут в десятки раз возрастать из-за того, что под окном компьютерного класса проходит мощный кабель, из-за отсутствия системы заземления (в данном случае защитный экран не уменьшает, а увеличивает излучение) .

Ко многим вредным факторам можно отнести и отравляющие вещества, выделяемые компьютером и периферийным оборудованием. Новый корпус компьютера и монитора издает своеобразный слабый запах, но еще большую опасность представляют газы, не имеющие запаха, - диоксины и фуран. Они относятся к противопожарным добавкам, которые применяют при производстве корпусов мониторов и плат. В лазерных принтерах в результате действия электрических разрядов возникает озон. Этот газ раздражает слизистую оболочку носа, глаз и горла. Опыты над животными выявили устойчивую зависимость между озоном и раковым заболеваниями, определив его в группу канцерогенных веществ. Помимо выделения вредных веществ, компьютер создает вокруг себя электростатическое поле, которое притягивает пыль, которая оседая в легких человека. В то же время, работающий компьютер деонизирует окружающую среду и уменьшает влажность воздуха. Каждый из этих факторов пагубно влияет как на легкие, так и на организм в целом .

Кроме перечисленных факторов существуют также факторы, влияющие на психику человека, что связано с постоянным раздражением, которое может возникать в результате сбоев работы компьютера. Также существует проблема Интернет-зависимости, зависимости от игр, стирание грани между реальностью и виртуальной реальностью .

В то же время, не смотря на негативное влияние ПК на здоровье пользователя, компьютер остается надежным другом человека, а соблюдение всех правил работы с ним, выполнение предложенных вариантов упражнений помогут значительно минимизировать вредное влияние компьютера.

Литература

1. Логинов А.В. Использование информационных технологий для людей с ограниченными физическими возможностями. //Наука. Здоров"я. Реабілітація /Матеріали ІІ Міжнар. наук.-метод. конф. – Вип. ІІ. – Луганськ: Знання, 2004. – С. 259-264. 2. Зелинский С.Э. ПК: устройства, периферия, комплектующие. – Харьков: Фолио, 2005. – 511 с. 3.Красножен. Д. Как оградить себя от компьютера. /http://www.osp.ru/fullpc/10/32.htm. 4. Какой вред компьютер наносит детскому здоровью /http:/www.sks-tv.ru/m-stat2.html. 5. Здоровье и компьютер /http://kendth.narod.ru/ 6. Руководство по эргономике работы за компьютером. /http://www.bolshe.ru/unit/24/books/8567/s/1 7.Гусейнова М. Игра – это наша жизнь или психиатрический диагноз. /http://www.nakanune.ru/articles/internet_igrovye_avtomaty_kazino. 8.Герасевич В. Безопасная и комфортная работа за компьютером /http://bmn.medstalker.com. 9. Материалы ErgAerobics, Inc., /http://www.ergaerobics.com/ 10. Литвак, И., "Эргономика - заботливая наука" /http://www.osp.ru/school/1999/5/13.htm. 11. Волошин, В. "Эргономика должна быть эргономной" /http://vesti.ru/health/ 12.Мусаелов Н.А., Нифонтова Л.Н. Производственная физическая культура в трудовом коллективе. – М.: Профиздат, 1985. – 152 с. 13.Васильев В.Н. Утомление и восстановление сил. – М.: Знание, 1984. – 64 с. 14. Христинин В.И. Физкультура для работников умственного труда. – М.: Медицина. – 48 с. 15. Методичні рекомендації щодо облаштування і використання кабінету інформатики та інформаційно-комунікаційних технологій загальноосвітніх навчальних закладів. //Інформатика. № 38-39. 2004. – С. 16-44. 16. Адоладов К. Не сжигайте свои глаза! //Компьютер в школе. № 4/2000. – С. 20-23.

Артюхина Анна Сергеевна

студент 1 курса группы Т1, УТПиТ, г. Ульяновск

Тимошина Наталья Васильевна

научный руководитель, преподаватель УТПиТ, г. Ульяновск

Актуальность рассмотрения отношений «человек-компьютер» в различных социальных ситуациях не вызывает сомнений. Такой анализ необходим потому, что он направлен на обоснование общих социальных установок.

Подчеркивая важность разработки философских проблем компьютеризации, Г.Л. Смолян пишет, что вычислительная техника в наши дни глубоко проникает в структуры человеческой деятельности, преобразует содержание и характер труда, по-новому ставит проблемы развития человеческого интеллекта и личности, оказывает серьезное влияние на идеологические концепции, порождает новые способы и формы организации научных исследований. Вот почему аспекты развития электронных информационных технологий заслуживают пристального внимания. Это требование относится к разным отраслям научных знаний, в том числе и социологии, отражающей сущностные характеристики личности в обществе.

Целью работы является выявление влияния информационных технологий на становление личности студентов средних профессиональных учебных заведений. Для достижения поставленной цели выявлялись проблемы и формы социализации студентов в информационном обществе.

Информационное общество определяется как общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. В настоящее время выделены характерные черты информационного общества: информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека, реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду; информация приобретает приоритет по сравнению с другими ресурсами; сформировано единство цивилизации путем автоматизированной генерации, поиска, хранения, обработки и использования знаний .

Перечисленные черты информационного общества порождают множество проблем, среди которых адаптация молодежи к новой информационной среде. Решение данной проблемы связано с внедрением в жизнь молодого человека огромного потока информации, который воспринимается им как достоверный и сам доступ к такой информации стал достаточно простым и быстрым. Однако молодые люди не всегда могут отфильтровать информацию, т. е. из всего потока отобрать ту, которая достоверна, нужна, полезна. Новые информационные технологии представляет собой массовое использование вычислительной техники и программного обеспечения. Упрощается общение с компьютером, расширяются его области применения: наука, материальное производство (от измерительных приборов до роботов), гибкие автоматизированные системы, весы, телефоны, игровые приставки и т. д.

Главная цель среднего профессионального образования - подготовка компетентного специалиста и воспитание высоконравственной личности. Поэтому так важно провести исследование влияния современных информационных технологий на социализацию молодого человека, и определить пути перспективного направления по воспитанию современной молодежи в информационном обществе.

Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Цель процесса социализации - вхождение человека в общество. Социализация является стихийным и направленным процессом одновременно. Составляющими параметрами социализации являются:

·Макрофакторы. Это, прежде всего общество, государство и его социальные институты, средства массовой информации.

·Мезофакторы. К ним можно отнести те факторы, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения, этнос, к которому она принадлежит, местные СМИ, предприятия, учебные заведения, учреждение, в котором личность работает или учиться.

·Микрофакторы. Непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, структуры, непосредственно взаимодействующие с человеком.

Информационные технологии являются макро- и мезофакторами, так как составляют неотъемлемую часть средств массовой информации, используются в образовательном процессе и в воспитательных целях. Анализ результатов проведенного в нашем исследовании социологического опроса студентов Ульяновского техникума питания и торговли подтверждают мнение о том, что информационные технологии способствуют появлению новых форм становления личности молодого человека. Существует даже особая классификация молодежи по уровню владения информационными технологиями и, в зависимости от этого, по соответствующему образу жизни.

В нашем исследовании получены следующие результаты по уровню владения информационными технологиями.

Таблица 1.

группа

Краткая характеристика

% от общего числа студентов

«умники»

Студенты владеют приемами поиска, обработки и хранения информации, обладают большим объемом ресурсов, руководствуются современными модернистскими ценностями, активно осваивают новые технологии

«продви-нутые»

«реальные пацаны»

Молодые мужчины с явно выраженными традиционными мужскими ценностями: спорт, машины и другое.

Любят компьютерные игры и умеют общаться по электронной почте. Это молодые люди с отсутствием четких ценностных позиций.

«новые бедные».

Направлены на традиционные ценности, обладают небольшим объемом ресурсов и социального потенциала. Никто из представителей данной группы не пользуется интернетом

Как следует из представленной таблицы достаточно большое число студентов («умники» и «продвинутые») хорошо ориентируются в информационных технологиях. Однако анализ высказываний этих студентов по вопросам морали и нравственности показывает, что часть из них не проявляют чувств сострадания, жалости, стремления оказать помощь, поддержку товарищам и др. Человека они воспринимают как некий объект компьютерной игры. Среди них есть такие, которые занимаются компьютерным мошенничеством. Основные преступления в сети: обмена номерами чужих кредитных карт, взлом сайтов, выуживание и обмен чужой личной информацией, распространение вредоносных программ.

Следует задуматься и о «массе» студентов, которые не имеют четких положительных и разумных ценностных позиций. Многие студенты из этой группы выказали явный индивидуализм и безразличие к коллективу, использование интернета для них в основном - компьютерные игры и «желтая пресса»

«Реальные пацаны» и «новые бедные» имеют более высокий нравственный потенциал, не втягиваются в сомнительные группировки. Становление их жизненной позиции более устойчивое и конкретное. Все студенты этой группы высказали свою цель - достичь высокого профессионализма, вести здоровый образ жизни.

На процесс социализации влияет характер общения молодежи. Общение в современном мире резко отличается от общения тридцатилетней давности, где основным средством были письма, телефонная связь. Общение по мобильному телефону и через интернет изменило характер общения. В письме человек грамотно и логично излагает свои переживания, мысли, литературно оформляет текст. В настоящее время текст писем по интернету - очень краткие, не требуют осмысления и обработки. Это оказывает самое отрицательное влияние на развитие у молодежи речи, как устной, так и письменной. В ходе исследования был проведен эксперимент, по выявлению умения студента сделать сообщение о каком-либо событии, художественном произведении; пересказывать содержание научно-популярного текста. В результате только 3 % студентов смогли достаточно полно и грамотно выполнить это задание. Остальные либо зазубривали некоторые предложения (20 %), либо вообще отказывались пересказать текст (77 %). Таким образом, информационные технологии, с одной стороны расширяют кругозор молодежи, ее информированность в современном мире, но с другой стороны приводят к пассивному восприятию информации, без ее осмысления и переработки в сознании.

Большое влияние на молодежь имеют различные услуги интернета по проведению досуга. В интернете существуют тысячи блогов, форумов, чатов, интернет-магазинов, сайтов с картинками, музыкой и видео. Для того чтобы представлять масштабы распространения данных информационных направлений, приведем факты из статистики по нашему учебному заведению. В среднем каждый студент посещает интернет каждый день для поиска игры, переписки по электронной почте, видео роликов и фильмов, и проводит у компьютера от 2 до 4 часов.

Остановимся на влиянии современных информационных технологий в процессе обучения в среднем профессиональном учебном заведении. Большинство студентов (60 %) высказали мнение, что использование на уроках мультимедиапроекции, компьютерных обучающих и контролирующих программ способствует более глубокому пониманию сущности изучаемого учебного материала. Однако, как опять показывают результаты опроса, эти знания быстро забываются, так как перебиваются другой, посторонней информацией, которую они получают, пользуясь интернетом дома. Поэтому создается проблема, как создать условия для прочного усвоения учебного материала. Как известно, прочному усвоению способствует неоднократное повторение изучаемого элемента знаний. В нашем эксперименте, преподаватель (обществознание - Тимошина Н.В.,) предложила студентам осуществить поиск информации по интернету по заданной проблеме. Опрос студентов после завершения такого задания показал, что студенты более осмысленно осуществляли поиск информации, осуществляли ее отбор, переработку и составляли текст сообщения. По высказываниям студентов - это довольно трудная работа, но интересная. Надо отметить, что при выполнении таких заданий студенты проводили у компьютера дома то же время. Но меньше играли в компьютерные игры, общались по электронной почте «просто-так». Современные информационные технологии, по мнению студентов, позволяют получить достаточно прочные и объемные знания.

Можно сделать вывод, что информационные технологии делают молодежь более мобильной и коммуникабельной, быстро реагирующей на изменения, происходящие в окружающей среде, а главное способной воспринимать большое количество информации одновременно выполняя сопутствующие действия. Несомненно - это оказывает влияние на формирование ценностей, мировоззрения и практического опыта, а значит, происходит изменение параметров и форм процесса социализации молодежи. Все мировое сообщество наблюдает за формированием новых параметров и форм процесса социализации на основе опосредованных информационных технологий. Сегодня можно утверждать, что изложенные факты говорят о развитии другого сознания, совершенного иных ценностей и морали нового поколения, что существенно отличает его от предыдущего.

Итак, положительное влияние информационных технологий на социализацию молодежи: создают благоприятные условия для познавательной деятельности, образования, общения, организации досуга, дополнительного заработка. Отрицательное воздействие информационных технологий на процесс социализации молодежи заключается в том, что определенные сайты интернета и программы телевидения в наши дни являются «рассадником» социально-деструктивной информации, что дезориентирует молодежь.

Информационные технологии - это лишь инструмент, который способствует становлению личности. Но все зависит от изначальных параметров личности. Информационные технологии усиливает дифференциацию в молодежной среде, когда активные, используя положительные параметры информационных технологий, становятся активнее, а пассивные берут минимум и становятся пассивнее.

Главное, что необходимо усвоить молодежи, - не полагаться безоговорочно на прогресс, а использовать его лишь как инструмент для достижения своих целей. И помнить, что человек тоже обладает мощным интеллектом, способным самостоятельно мыслить и пока превосходящим любой компьютер.

Список литературы

  1. Кононов А.А., Смолян Г.Л. Информационное общество: общество тотального риска или общество гарантированной безопасности? //Информационное общество, 2002. Вып. 1. С. 5-7.
  2. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14, 1979. № 2,С. 3-14.
  3. Первин Ю.А. и др. Роботландия: Книга для школы. - М.: Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 2001.
  4. Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.: Институт системного анализа РАН, 2007.

Американские врачи описывают всё новые и новые нарушения в поведении человека, которые вызваны негативным воздействием развития информационных технологий. Специалисты описали восемь наиболее распространённых психических недугов, которые часто развиваются у людей, активно использующих Интернет и мобильную связь.


Уже доказано, что чрезмерное увлечение Интернетом серьёзно вредит способности концентрироваться на одном тексте более тридцати секунд. Людям становится всё сложнее читать длинные статьи со сложными предложениями и сконцентрироваться на содержании. И медики уверяют, что это далеко не последние последствия, которыми наградили нас современные технологии. И некоторые из них уже официально признаны заболеванием.

Номофобия (страх остаться без мобильного телефона)

Он развивается у людей, зависимых от мобильной связи. Заболеванию подвержены пользователи, которые старательно следят за развитием индустрии, и уделяют своему мобильному телефону более двух часов в день. И при отсутствии доступа к мобильному телефону, пациенты испытывают беспокойство. В клиническом случае заболевания человек без телефона впадает в настоящую панику.

В общей сложности, в США номофобией страдают практически 99% активных пользователей смартфонов. Для профилактики заболевания психиатры рекомендуют сократить использование смартфона до необходимого минимума – звонков близким. Почта и чтение новостей под определение «необходимого минимума» не подпадают.

Синдром фантомного звонка

Фанаты телефонов, также, часто подвержены синдрому фантомного звонка – у человека появляются слуховые и моторные галлюцинации, ему кажется, что телефон в кармане звонит или вибрирует, хотя ничего не самом деле не происходит.

Заболевание развивается на фоне стресса, и тоже очень широко распространено. Согласно исследованиям доктора Ларри Росена (Larry Rosen), который целенаправленно занимается изучением влияния мобильных технологий на психику человека, 70% людей, который называют себя закоренелыми фанатами современных технологий минимум раз в час испытывают ощущение того, что в их кармане вибрирует телефон – даже, если телефон предварительно выкладывают на стол.

Лечится синдром примерное как и стресс – при помощи индивидуального курса антидепрессантов, отпуска и отказа от высокотехнологических устройств на продолжительный срок.

Киберболезнь, или «цифровая морская болезнь»

Данный недуг появляется из-за злоупотребления использования смартфонов и планшетных компьютеров. Больных действительно «укачивает» от использования телефона – это поясняется визуальными эффектами интерфейса и расстройством вестибулярного аппарата.

Дело в том, что современные экраны слишком хорошо имитируют окружающую реальность – что дезориентирует мозг. Соответственно, чем выше качество картинки, тем больше вероятность возникновения данной проблемы. Сегодня этому заболеванию подвержены около 90% американцев – исследователи пока не могут привести точную цифру из-за разброса марок мобильных устройств.

Тем не менее, на тошноту и головокружение после длительного использования смартфона жаловалось подавляющее большинство участников тестов. На данный момент лечения у болезни как такового нет – врачи рекомендуют сократить время, проводимое с телефоном, планшетом и перед экраном компьютера.

«Эффект Google»

Страдающие от «эффекта Google» уверены, что знания им не нужны, поскольку любая информация находится на расстоянии клика. При этом заболеванию подвержены даже те, кто не разделяет подобного убеждения – мозг просто отказывается запоминать информацию, независимо от человеческой воли.

Сегодня в США им страдает около 40% подросток в возрасте до 25 лет. В долгосрочной перспективе внешне безобидный «эффект Google» чреват развитием склероза и болезнью Альцгеймера.

Facebook-депрессия

Это состояние выражается в том, что люди впадают в депрессию от контактов в социальной сети, или же от их отсутствия. Психологи поясняют это тем, что в социальные сети люди, как правило, выкладывают только те фотографии и новости о себе, которые выставляют их в выгодном свете. Таким образом, у пользователя создаётся впечатление, что у друзей и знакомых жизнь лучше, ярче и насыщеннее, чем у него.

Исследователи Университета Мичигана отмечают, что процент молодых людей, страдающих от депрессии прямо пропорционален количеству времени, которое они уделяют социальной сети. В целом, заболевание рекомендуют лечить теми же средствами, что и обычную депрессию. Кроме того, психологи советуют пойти на отчаянный по современным меркам шаг, и просто удалиться из социальных сетей.

Интернет-зависимость

Страдающие ей постоянно хотят получить доступ в Сеть. Желание полностью вытесняет любые потребности, и вынуждает отказаться от работы и личной жизни. Зависимость уже собираются приравнять к наркомании.

Исследователи отмечают, что Интернет-зависимость в долгосрочной перспективе вырабатывает у людей сильный комплекс неполноценности в купе с низкой самооценкой. Кроме того, зависимость чревата деградацией социальных навыков, вплоть до неспособности вызвать «скорую помощь».

На данный момент психиатры рассматривают возможность медикаментозного лечения, но пока что рекомендуют больным изоляцию от мест, где им будет доступно подключение к Сети. Отметим, что в США один за другим открываются специальные лагеря для Интернет-зависимых, наподобие летних.

Онлайн игромания

Весьма схожа с ней зависимость от онлайн-игр, которая, однако, славится большей деструктивностью. Нередки случаи, когда игра затягивает человека в виртуальный мир, в результате чего он теряет работу, семью, а порой и жизнь.

К слову, это пока что единственная зависимость, порождённая миром высоких технологий, при которой у человека вырабатывается физическая необходимость играть, вплоть до возникновения абстинентного синдрома.

Согласно официальным данным, около 8% от общего населения США страдают от зависимости. Особенно ей подвержены люди в возрасте от 9 до 39 лет. На данный момент зависимость считается весьма опасной, и психологи разрабатывают комплексные программы по освобождению от неё.

Киберхондрия

Наконец, больные киберхондрией считают, что у них есть заболевание, о котором они вычитали в Интернете, и, как правило, не одно. В результате здоровый человек, у которого просто заболела голова, может убедить себя в наличии у него серьёзных проблем.

Здесь серьёзную роль играет эдакое «кривое зеркало эффекта Плацебо» – человек на подсознательном уровне начинает убеждать себя в том, что он смертельно болен. Мозг активно собирает информацию, поступающую от органов восприятия, и человек начинает подмечать в себе все несущественные изменения, на которые он раньше не обращал внимания. Постоянное нервное напряжение, в конечном счете, приводит к появлению всевозможных заболеваний.

Принимая во внимание, что ипохондрия существовала задолго до появления Интернета, исследователи не берутся сказать, сколько точно людей подвержены киберхондрии. Тем не менее, заболевание начало встречаться чаще из-за доступности всевозможных справочных материалов в Сети.

А сколько из обозначенных в статье заболеваний выявили Вы у себя? Или быть может Вы наблюдаете у себя симптомы какого-иного негативного воздействия Интернет либо мобильных технологий? Делитесь в комментариях!

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без ПК, которые окружают нас дома и на работе, часто со всех сторон.

Их можно было бы рассматривать как одно из выдающихся достижений современной научно-технической мысли, если бы не отдельные весьма существенные «но». Последствия воздействия излучения, а также других факторов влияния компьютеров на человека изучены недостаточно.

Имеющиеся данные англоязычной литературы об ухудшении здоровья пользователей ПК носят отрывочный и часто противоречивый характер. При этом логика рассуждений такова: раз нет однозначных доказательств вреда, значит, нет и самого вреда. Однако некоторые данные о стрессовом воздействии компьютеров на зрение, возникновении патологических изменений в глазах, учащении эпилептических припадков всё же опубликованы. Замечен также дискомфорт мышечной ткани, кожных покровов.

Особое внимание хотелось бы уделить проблеме влияния ПК на психику человека.

Цель работы – изучить различные аспекты воздействия компьютера на психику человека.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • анализ понятия «компьютерной зависимости»
  • определение признаков и механизмов формирования компьютерной зависимости
  • обзор специфических компьютерных стрессоров
  • проведение экспериментального исследования и анализ полученных результатов, с целью выявления компьютерной зависимости.

Объектом нашего исследования выбраны группы детей среднего и старшего школьного возраста. Выборку составили учащиеся 8-11 классов, в количестве – 45 человек.

Практическая ценность работы вызвана современной проблематикой в вопросах влияния компьютеров на психику подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи

Донская Академия Наук Юных Исследователей

Наименование секции: Психология

Исследовательская работа

Тема: «Влияние информационных технологий на психику человека»

Сумарокова Ирина Геннадьевна, 11 класс,

НОУ Экономический лицей г. Гуково

Руководитель:

Бояринева Яна Юрьевна,

преподаватель математики и информатики

Г. Ростов-на-Дону

2010 г.

Введение

Признаки компьютерной зависимости

Механизмы компьютерной зависимости

Формирование компьютерной зависимости

Плюсы и минусы компьютерной зависимости

Новая болезнь человека третьего тысячелетия

Игра или работа?

Острый стресс

Компьютерные стрессы

Как не допустить в свою жизнь специфические "компьютерные" стрессы

Экспериментальная часть

Сведения об испытуемых и использованные методики

Анализ результатов

Введение

Научно-технический прогресс, набравший к концу прошлого столетия огромную скорость, стал базой для создания компьютера, без которого современный человек уже практически не может жить. Компьютерные технологии, войдя в нашу повседневную жизнь, стали «мостом», который соединил уже имеющиеся научные разработки и новейшие идеи будущих проектов. Повсеместная компьютеризация привносит в нашу жизнь не только положительные, но и отрицательные аспекты. Безусловно, все сферы общественной и промышленной деятельности получили дополнительные возможности развития с помощью компьютера и Интернета. Вполне вероятно предположить, что в недалеком будущем человек уже не сможет полноценно жить без компьютера или Интернета. Многие организации, компании и фирмы уже не могут осуществлять свою деятельность без компьютерных сетей.

В настоящий момент компьютер – незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчет в том, что очень часто буквально зависим от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла. Уже сегодня компьютерные системы внедрены в такие сферы деятельности, как банковское дело, системы безопасности, медицина, производство, наука и другие важные отрасли. Но даже не этим ограничивается зависимость человека от компьютера.

Компьютер сравнительно недавно вошел в нашу жизнь и закрепился в ней навсегда. Теперь ни одно предприятие, ни одно учебное заведение не обходится без компьютерных технологий. С одной стороны, компьютер значительно облегчил жизнь, а с другой – человечество столкнулось с такой глобальной проблемой, как формирование зависимости от компьютерных игр и Интернета.

Цель работы – изучить различные аспекты воздействия компьютера на психику человека.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • анализ понятия «компьютерной зависимости»
  • определение признаков и механизмов формирования компьютерной зависимости
  • обзор специфических компьютерных стрессоров
  • проведение экспериментального исследования и анализ полученных результатов, с целью выявления признаков компьютерной зависимости.

Объектом нашего исследования выбраны группы детей среднего и старшего школьного возраста. Выборку составили учащиеся 8-11 классов, в количестве – 45 человек.

Практическая ценность работы вызвана современной проблематикой в вопросах влияния компьютеров на психику подростков.

  1. Появление компьютерной зависимости

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.

По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность?

  1. Одной из причин является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх.
  2. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе.
  3. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.
  4. Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем.
  5. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной.
  6. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности. Чтобы хоть как-то снять это напряжение, дети уходят в виртуальный мир.
  7. Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.
  8. Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.

В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками. Полностью трансформируется режим дня и ночи – близкие и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком.

Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются, прежде всего, при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Каждый знает, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это происходит, если ребенка «отдают на воспитание» компьютеру.

У многих людей возникает вопрос о том, кто виноват, если ребенок целыми днями просиживает у компьютера. Ответ напрашивается как бы сам собой: конечно, родители. Они не занимаются ребенком, и вот результат! Однако, к несчастью, ритм нашей современной жизни, необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования и пропитания заставляют работать всех членов семьи. Отсюда и возникает следующая закономерность: по возвращении с занятий «брошенного отпрыска» ожидает в квартире лишь его преданный товарищ – компьютер. А когда мамы и папы, кроме того, еще и совершенно не интересуются машиной, не любопытствуют, что именно делает ребенок за компьютером, то процесс полностью выходит из-под контроля. Поэтому ребята просиживают у компьютера все время, пока родители на работе, обмениваются дисками с друзьями, одноклассниками, скачивают музыку, картинки, заставки для мобильных телефонов и списывают из Интернета заданные домашние работы, доклады.

Психолог М. Гриффитс делит зависимых игроков на две категории. Первые любят играть в сети группами. Это так называемые ролевые игры. Главное для них – похвала группы в случае победы. В отличие от них вторые используют компьютер для бегства от чего-либо, от каких-либо проблем. Иными словами, в формировании компьютерной зависимости «участвуют» те же психологические факторы, что и в формировании зависимости к психоактивным веществам.

1.1 Признаки компьютерной зависимости

Понятно, что люди, подверженные компьютерной зависимости, отличаются от людей, адекватно относящихся к компьютеру. С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить. Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг.

Рассмотрим эти признаки:

когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;

ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

Также со временем у растущего организма появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением.

Родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, если их ребенок:

начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;

начал проводить ночи у компьютера;

начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;

как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;

забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);

находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

2.1 Игра или работа?

В конце ХХ в. все обстояло немного по-другому. Компьютер считался атрибутом финансового благополучия. Дома его имели немногие, но если это становилось известно, то им завидовали. Сейчас же это обыденно, уже никто не удивляется его наличию. Знание компьютера требуется при приеме на работу. Но не всегда его наличие гарантирует и его знание. В последнее время люди покупают его для того, чтобы играть. Первый вопрос консультантов в магазинах «Для каких целей компьютер приобретаете?» Ответ «Для игр» считается распространенным, ему уже не удивляются. Нередко люди стесняются в этом признаваться и стараются сделать серьезный вид, чтобы не выдавать зависимость.

Игровая зависимость обусловлена еще тем, что партнеры могут играть, не видя друг друга. Для этого всего лишь достаточно иметь дома компьютер, подключенный к Интернету.

В настоящее время сеть очень развита, поэтому обновленные версии игрушек появляются очень часто. Как производителям игр, так и поставщикам Интернета это очень выгодно. Как правило, игры проходят за несколько уровней, каждый из которых требует немалого количества времени, а ведь это очень выгодно, потому что время – деньги (услуги Интернета обходятся недешево).

О зависимых от компьютера людях можно говорить бесконечно много, но от этого навряд ли что-то изменится. Отказаться частично или полностью от технократического развития тоже было бы нелогично. Пути решения проблемы найти сложно. Каждый из нас зависит от чего-то, но не у всех эта зависимость приобретает столь угрожающие формы. Конечно, можно дать сугубо психологический совет: попытаться перебороть себя и найти более достойное применение своим силам и знаниям. «Лично мне пришлось добрую треть века брести на ощупь в этом дремучем мире, прежде чем передо мною стала проясняться та истина, что в 99 случаях из 100 человек ни в чем не осуждает себя, независимо от того, насколько он прав или нeпpaв». Эти слова принадлежат психологу Дейлу Карнеги. На мой взгляд, они полностью подтверждают мысль о том, что переубедить человека невозможно.

3. Острый стресс

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной и репродуктивной системах, на зрение и костномышечном аппарате человека.

Всем знакома ситуация, когда мы включаем компьютер, а на экране вместо привычного сообщения, мы видим сообщение в котором написано, что диск С не найден или загрузочный сектор диска поврежден. А мы уже забыли, когда и куда дублировали свою информацию.… В этот момент психологи называют наше состояние «Острый стресс».

Отметим основные из них.

  • Потеря информации - безусловно, на первом месте.
  • Неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера
  • Информационные перегрузки.
  • Игры и Интернет-зависимость

Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Что станет шоком для конкретного человека, зависит исключительно от него самого, его мировоззрения, его убеждений, его системы ценностей, силы его характера, его психологической устойчивости.

Стрессы оказывают отрицательное влияние, как на психологическое состояние, так и на физическое здоровье человека.

Реакция на стрессовые ситуации, заложенная природой в наш организм много веков назад, направлена на то, чтобы при опасности моментально подготовить организм к взрывным действиям: сражаться с врагом или убегать от него.

3.2. Как не допустить в свою жизнь специфические "компьютерные" стрессы:

"Ведите нестрессовый образ жизни"!

Образ жизни - это наша повседневная жизнь - каждый день и ночь, каждая неделя, каждый месяц, каждый год. Составными частями образа жизни являются распорядок дня и режим питания, двигательная активность и качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими и обстановка на работе, и многое, многое другое. Только от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Научитесь оставаться спокойным в самой острой ситуации. Не позволяйте оппоненту разозлить вас. Пусть злятся и нервничают другие!

Сделайте своим лозунгом: " положительные эмоции и уверенность в себе! ". Прямо сейчас, с сегодняшнего дня, с этой минуты. И стрессы, шок и депрессия будут обходить вас стороной.

4. Экспериментальная часть

4.1 Сведения об испытуемых и использованные методики

Исследование проводилось в НОУ Экономический лицей г. Гуково. В исследовании принимали участие 45 человек, возраст которых от 13 до 17 лет. Для выявления признаков компьютерной зависимости и способствующих этому психологических состояний были предложены следующие методики:

  • Тест «Скрытый стресс»
  • Тест «Коммуникабельны ли вы?»
  1. Тест «Скрытый стресс»

Позволяет выявить скрытый, накопившийся стресс и вовремя обратиться за профессиональной помощью или постараться изменить что-то в отношениях с человеком, подверженным компьютерной зависимости. Всем известно, что даже незначительные повседневные неприятности существенным образом воздействуют на нервную систему человека. Любые, часто повторяющиеся негативные события накладывают свой отрицательный отпечаток на психику человека, и такое негативное повседневное влияние может послужить фоном для развития психических нарушений у лиц с компьютерной и интернет-зависимостью.

В тесте предложено девять ситуаций, которые могут оставить след на психике. Человеку предлагается выбрать те ситуации, которые больше всего нервируют.

1. Вы хотите позвонить по телефону, но требуемый номер постоянно занят.
2. Вы выполняете работу, а кто-то непрерывно дает вам советы.
3. Когда вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.
4. Если с кем-то разговариваете, а кто-то постоянно вмешивается в вашу беседу.
5. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.
6. Если кто-то без причины повышает голос.
7. Вам неприятно, если в одежде, интерьере присутствует комбинация цветов, которые, по вашему мнению, не сочетаются друг с другом.
8. Когда вы при встрече, здороваясь с кем-либо за руку, не чувствуете ответного пожатия.
9. Когда разговариваете с человеком, который все знает лучше вас.

Интерпретация результата теста:

Если опрашиваемый пометил более пяти ситуаций, то можно предположить, что даже бытовые проблемы оказывают на вашу психику сильное негативное влияние. Следовательно, необходимо обратить особое внимание на стиль жизни. Родственники должны понимать, что результат в пять из девяти ситуаций – это уже повод обратить свое внимание на поведение своего ребенка или человека, которые стремятся любую свободную минуту к компьютеру.

  1. Тест «Стремление к новым играм»

В данном тесте учащимся лицея было предложено ответить на ряд вопросов:

1. Можете ли вы завершить работу, если она вам не интересна?
2. Преодолеваете ли вы внутреннее сопротивление, если требуется предпринять что-то неприятное?
3. Оказываясь в конфликтной ситуации, способны ли вы оценить ситуацию объективно?
4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
5. Можете ли вы утром встать пораньше, если в этом нет особой необходимости?
6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
8. Сможете ли вы не изменить своих намерений, даже если они вызывают страх?
9. Будете ли вы принимать неприятные лекарства, если вам рекомендует врач?
10. Сдержите ли вы данное обещание, если выполнение принесет много хлопот?
11. Сразу ли вы соглашаетесь на командировку в незнакомый город?
12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
13. Относитесь ли вы неодобрительно к должникам?
14. Сможет ли интересная телепередача заставить вас отложить работу?
15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не были обращенные к вам слова?

Интерпретация результата теста

1. Если на все вопросы ответили «да»: сильная воля, устойчивый характер, твердость убеждений, но это крайность, которая может отрицательно влиять на окружающих и самого отвечающего.
2. Если среди ответов преобладают ответы «да»: склонность к переменам, устойчивость силы воли максимальная.
3. Наиболее подвержены переменам, стремлению ко всему новому ответившие на все вопросы «нет» или в большинстве «нет».
4. Золотая середина – преобладание ответов «иногда».

3. Тест «Коммуникабельны ли вы?»

Тест предложен В. Ф. Ряховским, вопросы теста и интерпретация приводятся без изменений. Тест оценивает уровень общительности человека.
Инструкция : Предлагаются 16 вопросов, на которые следует ответить одной из трех альтернатив: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?
3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос)?
7. Верите ли вы, что существует проблема отцов и детей и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам долг?
9. В ресторане или в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели стать в хвост и томиться в ожидании?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не принимаете?
14. Услыхав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли промолчать и не вступить в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Как вам удобно излагать свою точку зрения (мнение, оценку): в письменном виде или в устной форме?

Интерпретация результатов

30 – 32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваш недостаток, так как страдаете от этого только вы сами. Но и близким вам людям тяжело приходится. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Необходимо направить усилие на общительность, необходимо контролировать себя.
25 – 29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, любите одиночество, и поэтому у вас, вероятно, небольшой круг друзей. Новая работа и необходимость новых контактов, если не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту закономерность своего характера и бываете недовольны собой. Но в вашей власти изменить эти особенности характера. При увлеченности вы ведь приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
15 – 28 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой среде ощущаете себя вполне комфортно. Новые проблемы вас не волнуют. И все же с новыми личностями сходитесь с оглядкой, в спорах и пари участвуете неохотно. В ваших выражениях чаще преобладает сарказм без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы, стоит лишь захотеть.

14 – 18 очков. Нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, очень терпеливы во взаимоотношениях с другими людьми, поддерживаете свою точку зрения без излишней вспыльчивости. Без нежелательных переживаний идете на встречу с новыми людьми. Шумные компании и неуместные неадекватные поступки вызывают раздражение.
9 – 13 очков. Вы весьма общительны, порой, быть может, слишком сильно. Любопытны, общительны, любите выражать свое мнение по разным вопросам, что иногда может вызывать раздражение окружающих. С удовольствием знакомитесь с новыми людьми. Вам нравится быть в центре внимания, никому не отказываете в требованиях и мольбах, хотя не часто можете их исполнить. Бывает, взорветесь, но быстро остываете. Вам не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с потенциальными трудностями. При необходимости, конечно, вы сможете себя заставить не отступать.
4 – 8 очков. Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите находиться в центре всех дискуссий, хотя сложные вопросы могут вызвать у вас головную боль и даже хандру. С удовольствием берете слово по каждому вопросу, даже если не имеете представления о нем. Везде ощущаете себя как дома. Хватаетесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до завершения. По этой причине работодатели и коллеги относятся к вам с сомнением и недоверием. Задумайтесь над этими фактами. Все в ваших руках.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы болтливы, многословны, ввязываетесь в дело, которое к вам не относится. Беретесь судить о предметах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной всевозможных конфликтов в вашем близком кругу. Вспыльчивы, обидчивы, часто действуете необъективно. Ответственная работа не для вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще всюду – трудно с вами. Да, вам бы улучшить себя и свой характер! Прежде всего воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям, наконец, подумайте и о своем здоровье – такой стиль жизни не протекает безнаказанно.

  1. Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета

Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр были предложены вопросы-утверждения, опрашиваемые должны ответить, верно или нет данное утверждение.
1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение когда играете в компьютерные игры?
2. В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?
3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?
4. У вас есть боли в запястьях?
5. Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми (несрочные дела)?
6. Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?
7. Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером? Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?
8. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?
9. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми? Вы регулярно загружаете порнографические материалы из Интернета?
10. Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе? У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?
11. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?
12. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще чем 1 раз в неделю)?
13. В последнее время вас беспокоит сухость глаз?
14. В последнее время у вас было сильное желание играть?
15. Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы или бриться?
16. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?

Интерпретация результатов: Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25% и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.

4.1 Анализ результатов

1. По результатам исследования на наличие скрытого стресса 39% опрошенных пометили более пяти ситуаций, что свидетельствует о том, что даже бытовые проблемы оказывают на их психику сильное негативное влияние. Следовательно, необходимо обратить особое внимание на стиль жизни ребят. Их родственникам нужно задуматься над поведением своего ребенка, который стремится любую свободную минуту проводить за компьютером.

Диаграмма 1

  1. Обработав данные теста «Стремление к новым играм», я получила следующие результаты:
  • у 88% учащихся преобладает ответ «да» в ответах. Это значит, что они склонны к переменам, но обладают устойчивой силой воли и могут противостоять психологическому воздействию, в том числе и компьютерному.
  • 12% ребят наиболее подвержены переменам, стремлению ко всему новому, а значит и к новыми компьютерным играм.

Диаграмма 2

  1. По результатам теста Ряховского «Коммуникабельны ли Вы?» явно некоммуникабельных, закрытых, неразговорчивых, замкнутых, любящих одиночество или наоборот болезненно коммуникабельных, болтливых, многословных людей среди опрошенных ребят нет, что очень радует.

При этом 18% лицеистов достаточно общительны и в незнакомой среде ощущают себя вполне комфортно. И все же с новыми личностями сходятся с оглядкой, в спорах и пари участвуют неохотно. В выражениях чаще преобладает сарказм без всякого на то основания. Эти недостатки при желании исправимы.

У 14% - нормальная коммуникабельность. Такие люди любознательны, охотно слушают интересного собеседника, очень терпеливы во взаимоотношениях с другими людьми, поддерживают свою точку зрения без излишней вспыльчивости. Без нежелательных переживаний идут на встречу с новыми людьми. Шумные компании и неуместные неадекватные поступки вызывают раздражение.

34% учеников весьма общительны, порой, быть может, слишком сильно. Любопытны, любят выражать свое мнение по разным вопросам, что иногда может вызывать раздражение окружающих. С удовольствием знакомятся с новыми людьми. Им нравится быть в центре внимания, никому не отказывают в требованиях и мольбах, хотя не часто могут их исполнить. Им не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с потенциальными трудностями.

Очень общительными можно назвать 34% ребят. Они всегда в курсе всех дел. Любят находиться в центре всех дискуссий, хотя сложные вопросы могут вызвать у них головную боль и даже хандру. С удовольствием берут слово по каждому вопросу, даже если не имеют представления о нем. Везде ощущают себя как дома. Хватаются за любое дело, хотя далеко не всегда могут довести его до завершения.

Диаграмма 3

  1. Обработав результаты теста-опросника на выявление компьютерной зависимости, я получила, что у 50% опрашиваемых, выявлена психологическая зависимость от компьютера, хотя только начальная ее форма. Это значит, что стоит задуматься над этим результатом самим учащимся. Не долго ли они работают (играют) за компьютером? Таким детям стоит изменить стиль жизни, и как можно больше времени проводить в кругу семьи или друзей.

Диаграмма 4

Интересными являются те факты, что:

  • эйфорию и хорошее настроение во время компьютерных игр испытывают 45% опрошенных;

Диаграмма 4

  • Чувство опустошённости, дурное настроение или раздражительность, когда не могут поиграть за компьютером, появляется у 34% ребят;

Диаграмма 4

  • 11% лицеистов могут пропустить встречу с кем-либо ради компьютера;

Диаграмма 5

  • 39% учащихся проводят более 3 часов в день в Интернете;
  • 8 % учеников легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу. Это не так много, радует, что большинство ребят ценят и понимают преимущества реального общения.

Можно сделать вывод : дети стали более зависимы от компьютера и Интернета, у них появился интерес к легкому общению с помощью компьютера, чем обычному – с друзьями, теперь их самый лучший друг- это Интернет. Такая ситуация должна насторожить родителей. Нельзя создавать почву для формирования подобной зависимости. Обнадёживает тот факт, что по результатам проведенного исследования все же большинство опрошенных понимают преимущества реального общения, проводят в Интернете меньшую часть своего свободного времени, достаточно коммуникабельны и целеустремленны, обладают устойчивой силой воли и могут противостоять психологическому воздействию, в том числе и компьютерному.

Список использованных источников

  1. Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. - № 3. – 2004.
  2. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004.
  3. Немов Р. С. Психология. Москва. «Владос». – 1999.
  4. Практикум по общей психологии/Под ред. А. И. Щербакова. М. 1990.
  5. С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова «Как справиться с компьютерной зависимостью» ( http://www.fictionbook.ru)
  6. http://psynet.by.ru
  7. http://psychology.ru

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Влияние информационных технологий на психику человека Автор: Сумарокова Ирина Геннадьевна 1 1 класс, НОУ Экономический лицей г. Гуково Руководитель: Бояринева Яна Юрьевна преподаватель математики и информатики

Цель работы – изучить различные аспекты воздействия компьютера на психику человека. Данная цель предполагает решение следующих задач: анализ понятия «компьютерной зависимости» определение признаков и механизмов формирования компьютерной зависимости обзор специфических компьютерных стрессоров проведение экспериментального исследования и анализ полученных результатов, с целью выявления компьютерной зависимости.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Суть компьютерной зависимости - компьютер начинает управлять самим человеком.

С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить.

Механизмы формирования компьютерной зависимости Первый механизм – уход от реальности. Второй – принятие роли.

В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение. Стрессы можно подразделить на: эмоционально положительные и эмоционально отрицательные; кратковременные и долгосрочные; физиологические и психологические; информационные и эмоциональные.

К специфическим компьютерным стрессорам относятся: Потеря информации. Неустойчивая работа, сбой и зависание компьютера. Информационные перегрузки. Игры и Интернет-зависимость.

Экспериментальная часть исследования Объект исследования – дети в возрасте от 13 до 17 лет в количестве 45 человек. Были использованы следующие тестовые методики: На выявление состояния скрытого стресса. На определение уровня коммуникабельности. На наличие психологической зависимости от информационных технологий. На определение стремления к новым играм.

Скрытый стресс

Уровень коммуникабельности

Психологическая зависимость от ПК

Стремление к новым играм

39% учащихся проводят более 3 часов в день в Интернете; 8 % учеников легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу. Это не так много, радует, что большинство ребят ценят и понимают преимущества реального общения.

Только от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.