Воспроизведение мультимедийных форматов. Три приложения, преобразующие мультимедийные файлы в открытые форматы

10.07.2019

В этой статье мы рассмотрим инструменты для конвертации видео и аудио, разберемся в форматах мультимедиа и выберем лучшие инструменты для преобразования файлов.

Хотим мы того или нет, но не может быть так, чтобы в мире цифровых развлечений целиком доминировал некий единственный формат. Тот же MP3 сегодня успешно заменяется OGG и AAC, AVI - MPG, FLV и проч. На самом деле, существенной проблемы в таком разнообразии нет.

Разделение форматов мультимедиа - это необходимость. У каждого формата - своя специфическая особенность, причина, по которой может или должен быть использован он, а не какой-либо другой. Зачастую все упирается в экономию - в нашем случае, экономию пространства жесткого диска. В каждом случае есть формат, наиболее выигрышный в данной ситуации и менее оптимальный. Сегодня мы сделаем следующее: во-первых, вспомним, какие мультимедиа форматы наиболее востребованы при конвертации видео/аудио и, во-вторых, рассмотрим необходимый набор . Подчеркиваем: мы рассматриваем только мультимедиа форматы - а именно звук и аудио.

Часть I. Форматы и кодеки для конвертации

Поскольку нельзя объять необъятное, мы затронем только самые распространенные и востребованные мультимедиа форматы, кодеки, дадим их краткое описание и пояснение, в каких случаях их лучше всего использовать. При описании мы также представим список программ, которые каким-либо образом связаны с данным форматом. Ссылки приводить не будем, все программы вы сможете найти на сайт .

Видеостандарты

MPEG -1

MPEG -1 - стандарт, принятый группой экспертов MPEG (Moving Picture Experts Group - группа экспертов в области видео). На данный момент видео в MPEG -1 используется в на Video CD (качество VCD наиболее близко к качеству VHS видеокассет).

Изначально использование MPEG -1 видео ограничено скоростью потока1.5 Мегабита/c и разрешением 352?240. Однако данный стандарт позволяет использовать любое разрешение вплоть до 4095?4095.

MPEG -2

Стандарт MPEG -2 используется для при вещании, включая спутниковое вещание и кабельное телевидение. Имеет жесткие ограничения по разрешению (не более 720 ? 576), частоте кадров (25 к/с и 29.97 к/с), битрейту и др.

MPEG -3

Стандарт кодирования аудио и видео для телевидения высокой четкости (HDTW - High-definition television) со скоростью передачи данных от 20 до 40 Mбит/с. Работа над MPEG -3 была прекращена после модификации MPEG -2 (когда стандарт MPEG -2 не хуже MPEG -3 стал справляться с обработкой видео).

Не следует путать MPEG -3 с музыкальным форматом MP3 (MPEG -1 Part 3 Layer 3/MPEG-1 Audio Layer 3).

MPEG -4

MPEG -4 используется для сжатия цифрового аудио и видео. Предназначен для вещания в Интернете (потоковое видео, видеотелефония), кодирования и записи фильмов на компакт-диски, (видеотелефон) и широковещания.

Видеокодеки

DivX (Digital video express)

Самый известный видеокодек для платформ Microsoft Windows и Mac OS X, которым сегодня сжимаются большинство фильмов. Сжатие позволяет разместить полуторачасовой видеоматериал на 1 - 2 CD. Распространяется он в двух версиях: DivX и DivX Pro. DivX бесплатный (AdWare), его можно использовать без ограничений, второй - платный. Приставка “Pro” стоит $19.99 вместе с дополнительными возможностями пакета и преимуществами перед бесплатной версией. Это:

Лучшая компрессия (около 25%) видео,
- поддержка технологии GMC (Global Motion Compensation), которая улучшает качество видео и немного улучшает степень сжатия,
- DivX Pro обеспечивает полную поддержку двунаправленного кодирования (B-frames),
- включает в себя дополнительный инструментарий для кодирования видео.

Программы для работы с DivX

DivX Player - официальный проигрыватель от создателей видеоформата DivX.

DivX Subtitle Displayer - программа для отображения субтитров при воспроизведении DivX видео.

DivFix - утилита для восстановления поврежденного DivX видео.

DivX AntiFreeze – некоторые видеоклипы имеют поврежденные кадры. AntiFreeze препятствует “замораживанию” видео.

Dr. DivX - программа для перегона видео с различных источников (из файла, с видеокамеры, ТВ и т.д.) в видеофайлы в формате DivX. Утилита умеет работать с MPEG1, MPEG2, MPEG4, AVI и WMV .

Библиотека преобразования видео стандарта MPEG -4, распространяется по GNU General Public License. В отличие от кодека DivX, который выпущен только для платформ Microsoft Windows и Mac OS X, Xvid - продукт кроссплатформенный (используется на всех платформах и операционных системах, для которых можно скомпилировать исходный код кодека).

Как можно заметить, название кодека - “перевертыш” от DivX. На практике, Xvid - это и есть альтернатива DivX. Кодек отличается быстрой скоростью работы и приемлемым качеством изображения. Настраивается как через сторонние программы, так и через собственное окно настроек.

Программы для работы с Xvid

На сегодня существует большое количество разновидностей (компиляций) Xvid, которые с одинаковым успехом позволяют просматривать, конвертировать видео на телефоны, диски и др. носители.

Koepi XviD - одна из таких компиляций.

Nic’s XviD - еще один популярная сборка, включающая Xvid.

Windows Media Video

Система кодирования, разработанная компанией Microsoft. Входит в мультимедийный пакет Windows Media. Существует в нескольких версиях: Microsoft MPEG -4 Video Codec, Windows Media Video 9 и др. Несмотря на то, что с DivX видео WMW конкурировать не может, он активно используется в разработке медиа- и игровых приложений под платформу Windows.

Программы для работы с WMV

Windows Media Encoder - кодек и оболочка для кодировщика.

Windows Media Video 9 VCM - аналогично с предыдущим, но не включает в состав графическую оболочку.

Ligos Indeo

Вначале кодек Ligos Indeo разрабатывался Intel, но затем был взят на доработку компанией Ligos. Сейчас кодек позволяет просматривать видео под разными битрейтами, соответственно, с адаптивным качеством. Ligos Indeo поддерживает процессорную инструкцию MMX (правда, у DivX поддерживаемых инструкций куда больше).

Программы для работы с Ligos Indeo

Intel Codec Installer - поставляет так называемый кодек I263, который делает возможным проигрывание электронных открыток и видео в формате Ligos Indeo.

Intel JPEG Library Video Codec (ijlvid) - специальный драйвер, основанный на библиотеке Intel JPEG , поддерживающий декомпрессию в RGB24 и компрессию форматов RGB24 и YUY2.

Intel Music Coder - благодаря этому пакету можно прослушивать видео формата AVI со звуком, кодированным в IMC .

Apple QuickTime

Этот бесплатный пакет кодеков достаточно известен не только пользователям продукции Apple. Доступен для загрузки с сайта Apple (www.apple.com) вместе с программой для воспроизведения видео в quicktime- формате, которая так и называется - QuickTime.

Программы для работы с Apple QuickTime

QuickTime - программа для воспроизведения файлов формата MOV /QT. К сожалению, портированная в Windows версия обладает множеством недостатков (неудобство интерфейса, неоправданная ресурсоемкость и т. п.).

QuickTime Alternative - альтернатива QuickTime. Пакет содержит кодеки и программы для воспроизведения видео в формате quicktime .

DScaler MPEG

Программы для работы с DScaler MPEG

GPL MPEG -1/2 DirectShow Decoder Filter , Stinky’s MPEG -2 Codec - позволяет проигрывать файлы формата MPEG -1 и MPEG -2 в Windows Media Player и др. плейерах.

Dscaler - программа для захвата и обработки видео MPEG формата.

TrueMotion VP6

TrueMotion VP6 - конкурент MPEG4 кодеков DivX и Xvid. На невысоких битрейтах даёт заметно лучшую картинку, чем последние. В последнее время многие видеоролики закодированы именно в VP6 и имеют формат FLV . Взамен TrueMotion VP6 предлагается усовершенствованная версия - VP7.

Программы для работы с VP6

Браузеры с поддержкой Flash, видеоплейеры.

Free FLV Converter и Any Video Converter - соответственно платный и бесплатный конвертеры из FLV в другие видеоформаты.

Совет. Если хотите, чтобы все вышеперечисленные пакеты были установлены на вашем компьютере вы и не желаете скачивать каждый кодек по-отдельности, загрузите и установите универсальный и бесплатный пакет K-Lite Pack (www.codecguide.com). Распространяется он в 5 версиях:

  • Basic - содержит в себе необходимый минимум: кодеки DivX и Xvid.
  • Standard - более расширен по сравнению с предыдущим пакетом. Позволяет проигрывать распространенные и не самые известные форматы.
  • Full - пакет, в наибольшей степени предназначенный для кодирования/декодирования видео. Включает все необходимые для этих операций инструменты.
  • Corporate - корпоративное решение. Очень похоже на пакет Full.
  • Mega - Full-версия плюс набор кодеков Real Alternative.

Видеоформаты

MPG

Основной формат MPEG . Файл с данным расширением содержит MPEG1 видео + MP2 (MPEG -1 layer 2) или реже MP1 аудио.

VOB

Формат MPEG файлов на DVD -Video дисках. Представляет собой тот же MPG , но с субтитрами и звуковой дорожкой не-MPEG формата (это может быть AC-3 аудио.

AVI

AVI (Audio Video Interleaved - Аудио + Видео + Слоёные) - формат, разработанный компанией Microsoft.Чаще всего применяется для хранения MPEG4 видео. В настоящий момент Microsoft рекомендует использовать вместо AVI формат ASF .

ASF

ASF (Active Streaming Format) - еще одна разработка Microsoft. Существует два варианта ASF - v1.0 и v2.0. С некоторого времени ASF файлы имеют расширения WMA или WMV .

MOV /QT

Формат разработан компанией Apple. QuickTime - рекомендованный формат для MPEG4. MOV файлы идут с расширением MPG или MP4. Видео и аудио в этих файлах - не что иное, как MPG и AAC .

RealMedia

Формат потокового вещания. Характеризуется, с одной стороны низким качеством изображения на высоких битрейтах и, с другой - хорошей степенью сжатия. Это позволяет воспроизводить музыку и видео в сети Интернет в “демонстрационном” качестве. Файлы формата RealMedia имеют расширение *.RM, *.RAM или *.RMVB.

Аудиоформаты (в сокращении)

ASF

ASF (Advanced Streaming Format, не путать с одноименным видеоформатом) - стандарт аудио для OC Mac. Большой размер файла и качество, приближенное к AudioCD.

FLAC (Free Lossless Audio Codec)

FLAC (Free Lossless Audio Codec) - сжатие звука до 50 процентов без потери качества звучания.

WAV

Стандартный формат для Windows. Звук хранится без потери качества и, соответственно, файл занимает много пространства на диске.

FLAC (англ. Free Lossless Audio Codec - свободный аудиокодек без потерь) - популярный свободный кодек для сжатия аудио. В отличие от кодеков с потерями Ogg Vorbis, MP3 и AAC , не удаляет никакой информации из аудиопотока и подходит как для прослушивания музыки на высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуре, так и для аудиоколлекции. Поддерживается многими аудиоприложениями.

AIFF

Формат файлов для платформы Mac OS. Характеризуется высоким качеством звучания, поскольку не подвержен сжатию (т. н. формат loseless).

Monkey’s Audio - популярный формат кодирования цифрового звука без потерь. Распространяется бесплатно вместе с открытым исходным кодом и набором программного обеспечения для кодирования и воспроизведения, а также плагинами к популярным плеерам. Файлы Monkey’s Audio имеют расширения APE для хранения аудио и APL для хранения метаданных.

WMA (Windows Media Audio) - формат, разработанный компанией Microsoft для хранения и трансляции аудио-информации. Изначально формат WMA задумывался как альтернатива MP3, но на день Microsoft противопоставляет ему другому формату - AAC . Файлы, сжатые этим кодеком, примерно в четверть более объемные, чем OGG , хотя формат WMA характеризуется неплохой способностью сжатия, что позволяет ему на низких битрейтах «обходить» по качеству звучания MP3.

MP3 формат сжатия с потерями. Вкратце, алгоритм компрессии звука такой: звуковая информация, которую человек воспринять не может, из записи удаляется.

Объективно MP3 нельзя назвать “лучшим”, “оптимальным” форматом. Главное его достоинство - формат распространен настолько, что проблем с программной/аппаратной несовместимостью быть не может. Степень сжатия можно варьировать, в том числе в пределах одного файла. Интервал возможных значений битрейта составляет 8 - 320 кбит/c. Большая часть музыки, распространяемая в Интернете нелегальным способом, имеет битрейт от 128 до 256 (в редких случаях 320) kbps. Для ознакомительного слушания такого качества вполне хватает, но для хранения в аудиоколлекции мы порекомендуем использовать OGG или AAC . По соотношению размер/качество выигрывает AAC .

AAC

AAC (Advanced Audio Coding) - наиболее вероятная альтернатива MP3 (как еще говорят - “результат эволюции MP3-файлов ”). Формат продвигается компанией Apple - в частности, в известном онлайновом музыкальном магазине iTunes. Иногда AAC встречается и на других сервисах по продаже музыки.

При сжатии AAC теряет меньше, чем MP3, звуковой информации. В результате, при одинаковом размере AAC по качеству опережает MP3. Более того, в данном формате есть возможность сжимать аудио без потери качества (профиль ALAC ). Другие особенности по сравнению с MP3:

Частоты с 8 Гц до 96 кГц (MP3: 8 Гц - 48 кГц)
- До 48 звуковых каналов
- Большая эффективность кодирования при постоянном звуковом потоке
- Большая эффективность кодирования при изменяющемся звуковом потоке

Формат файлов:

M4A - незащищённый файл AAC ,
M4B - файл AAC , поддерживающий закладки (используется для аудиокниг и подкастов),
M4P - защищённый файл AAC . Используется в онлайн-магазинах для защиты файла от копирования.

OGG

Ogg Vorbis - относительно новый формат аудиокомпрессии (официально появившийся летом 2002 года). Поскольку лицензия, по которой он распространяется, полностью открыта, OGG “прижился” в качестве основного формата в среде Linux. OGG позволяет в достойном прослушивания качестве сжимать треки (8kHz-48.0kHz, 16+ бит, битрейт от 16 до 128 kbps на канал). Это ставит формат в один ряд с AAC , WMA и, разумеется, MP3. Психоакустическая модель, используемая в Vorbis, близка к MPEG Audio Layer III , но практическая реализация этой модели несколько иная. Поэтому при прослушивании OGG файлов можно заметить ощутимую разницу (как на на высоких, так и на низких битрейтах) по сравнению с другими форматами.

Мультимедиа технологии. Графические форматы

Мультимедиа (лат. Multum + Medium ) - одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере.

Например, в одном объекте-контейнере (англ. container ) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.

Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD - compact disk.

Классификация:

Мультимедиа может быть грубо классифицировано как линейное и нелинейное .

Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод.

Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».

В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения информации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный(интерактивный) способ подачи информации…

Графические форматы

Графи́ческий форма́т - это способ записи графической информации. Графические форматы файлов предназначены для хранения изображений, таких как фотографии и рисунки.

Графические форматы различаются по виду хранимых данных (растровая, векторная и смешанная формы), по допустимому объему данных, параметрам изображения, хранению палитры, методике сжатия данных (для EGA без сжатия требуется 256К) - DCLZ (Data Compression Lempel-Ziv), LZW (Lempel-Ziv & Welch), по способам организации файла (текстовый, двоичный), структуре файла (с последовательной или ссылочной (индексно-последовательной) структурой) и т.д.

Растровый файл состоит из точек, число которых определяется разрешением, измеряемым обычно в точках на дюйм (dpi) или на сантиметр (dpc). Очень важным фактором, влияющим, с одной стороны, на качество вывода изображения, а с другой - на размер файла, является глубина цвета, т.е. число разрядов, отводимых для хранения информации о трех составляющих (если это цветная картинка) или одной составляющей (для полутонового не цветного изображения). Например, при использовании модели RGB глубина 24 разряда на точку означает, что на каждый цвет (красный, синий, зеленый) отводится по 8 разрядов и поэтому в таком файле может храниться информация о 2^24 = 16,777,216 цветах (Обычно в этом случае говорят о 16 млн. цветов). Очевидно, что даже файлы с низким разрешением содержат в себе тысячи или десятки тысяч точек. Так, растровая картинка размером 1024х768 точек и с 256 цветами занимает 768 Кбайт. Для уменьшения объемов файлов разработаны специальные алгоритмы сжатия графической информации. Именно они и являются основной причиной существования графических форматов.

Векторный способ записи графических данных применяется в системах автоматического проектирования (CAD) и в графических пакетах. В этом случае изображение состоит из простейших элементов (линия, ломаная, кривая Безье, эллипс, прямоугольник и т.д.), для каждого из которых определен ряд атрибутов (например, для замкнутого многоугольника - координаты угловых точек, толщина и цвет контурной линии, тип и цвета заливки и т.д.). Записывается также место объектов на странице и расположение их друг относительно друга (какой из них "лежит" выше, а какой ниже). Векторный формат является доказательством идеи древнегреческих математиков о том, что любую существующую в природе форму можно описать, используя геометрические примитивы и компас.

У каждого метода есть свои преимущества. Растровый позволяет передавать тонкие, едва уловимые детали образов, векторный же лучше всего применять, если оригинал имеет отчетливые геометрические очертания. Векторные файла меньше по объему, зато растровые быстрее вырисовываются на экране дисплея, так как для вывода векторного изображения процессору необходимо произвести множество математических операций. С другой стороны, векторные файлы гораздо проще редактировать.

Существует множество программ-трансляторов, переводящих данные из векторного формата в растровый. Как правило, такая задача решается довольно просто, чего нельзя сказать об обратной операции - преобразовании растрового файла в векторный и даже о переводе одного векторного файла в другой. Векторные алгоритмы записи используют уникальные для каждой фирмы-поставщика математические модели, описывающие элементы изображения.

Ниже описан ряд наиболее распространенных графических форматов.

1. PCX - Простейший растровый формат. Первоначально этот формат использовался в программе PaintBrush фирмы Zsoft, однако в последствии получил широкое распространение среди пакетов редактирования растровых изображений, хотя до сих пор не признан в качестве официального стандарта. К сожалению, в процессе своей эволюции PCX претерпел настолько значительные изменения, что современная версия формата, поддерживающая 24-разрядный цветовой режим, не может использоваться старыми программами. С самого "рождения" формат PCX был ориентирован на существующие видеоадаптеры (сначала EGA, потом VGA) и поэтому является аппаратно-зависимым. В PCX используется схема сжатия данных RLE, позволяющая уменьшать размер файла, например, на 40- 70%, если используется 16 и менее цветов, и на 10- 30% для 256-цветных изображений.

2. BMP - (Windows Bitmap) разрабатывался фирмой Microsoft как совместимый со всеми приложениями Windows. Для приложений в операционной системе OS/2 имеется собственная версия BMP. В формате BMP можно сохранять черно-белые, серые полутоновые, индексные цветные и цветные изображения системы RGB (но не двухцветные или цветные изображения системы CMYK). Недостаток этих графических форматов: большой объем. Следствие - малая пригодность для Internet-публикаций.

3. GIF - поддерживает до 256 цветов, позволяет задавать один из цветов как прозрачный, дает возможность сохранения с чередованием строк (при просмотре сначала выводится каждая 8-я, затем каждая 4-я и т.д. Это позволяет судить об изображении до его полной загрузки). Способен содержать несколько кадров в одном файле с последующей последовательной демонстрацией (т.н. "анимированный GIF"). Уменьшение размера файла достигается удалением из описания палитры неиспользуемых цветов и построчного сжатия данных (записывается количество точек повторяющегося по горизонтали цвета, а не каждая точка с указанием ее цвета). Такой алгоритм дает лучшие результаты для изображений с протяженными по горизонтали однотонными объектами. Для сжатия файла используется высокоэффективный алгоритм Лемпела - Зива - Велча (LZW)

4. TIFF (target image file format) - был разработан специально для использования в приложениях, связанных с компоновкой страницы и направлен на преодоление трудностей, которые возникают при переносе графических файлов с IBM-совместимых компьютеров на Macintosh и обратно. Он поддерживается всеми основными графическими пакетами и пакетами редактирования изображений и читается на многих платформах. Использует сжатие изображения (LZW). Формат TIFF очень удобен, но за это приходится расплачиваться огромными размерами получаемых файлов (например, файл формата А4 в цветовой модели CMYK с разрешением 300 dpi, обычно применяемым для высококачественной печати, имеет размер около 40 Мбайт). Кроме того, существует несколько "диалектов" формата, которые не каждая программа, поддерживающая TIFF, легко "понимает".

5. JPEG - миллионы цветов и оттенков, палитра не настраиваемая, предназначен для представления сложных фотоизображений. Разновидность progressive JPEG позволяет сохранять изображения с выводом за указанное количество шагов (от 3 до 5 в Photoshop"e) - сначала с маленьким разрешением (плохим качеством), на следующих этапах первичное изображение перерисовывается все более качественной картинкой. Анимация или прозрачный цвет форматом не поддерживаются. Уменьшение размера файла достигается сложным математическим алгоритмом удаления информации - чем заказываемое качество ниже, тем коэффициент сжатия больше, файл меньше. Главное, подобрать максимальное сжатие при минимальной потере качества. Последний идентифицирует и отбрасывает данные, которые человеческий глаз не в состоянии увидеть (незначительные изменения в цвете не различаются человеком, тогда как улавливается даже малейшая разница в интенсивности, поэтому JPEG меньше подходит для обработки черно-белых полутоновых изображений), что приводит к существенному уменьшению размера файла. Таким образом, в отличие от метода сжатия LZW или RLE в результате применения технологии JPEG данные теряются навсегда. Так, файл, однажды записанный в формате JPEG, а затем переведенный, скажем, в TIFF, уже не будет тем же, что и оригинал. Наиболее подходящий формат для размещения в Интернете полноцветных изображений. Вероятно, до появления мощных алгоритмов сжатия изображения без потери качества останется ведущим форматом для представления фотографий в Web.

Полученный в результате оцифровки звука или видео массив данных («цифровое представление» оригинального объекта) может использоваться компьютером для дальнейшей обработки, передачи по цифровым каналам, сохранению на цифровой носитель. Перед передачей или сохранением цифровое представление, как правило, подвергается фильтрации и кодированию для уменьшения объема .

Сжатием мультимедиа информации занимаются особые программы – кодеки , являющиеся важнейшим программным элементом компьютера как мультмедийного центра.

Именно благодаря кодекам возможно прослушивание и просмотр аудио и видео соответственно, при приемлемых размерах файлов. Итак, кодек – программа, сжимающая цифровой поток (кодирование) и также с помощью которой он воспроизводится (декодирование). По первым слогам этих функций образовано название Кодек (Codec). Кодеки бывают аудио и видео и являются важной частью формата медиа файла. Главная задача и суть кодека - это уменьшить размер файла. При этом существуют разные алгоритмы выполнения этой задачи, справляющиеся с ней с различной эффективностью.

Не стоит путать понятия кодек и формат файла . Формат - это определённая структура представления оцифрованного звука или изображения. А кодек - это программный алгоритм, сжимающий в определённый формат. То есть цель кодека - сжать, а сделать это можно по разному, поэтому для одного формата могут использоваться разные кодеки (с разной степенью качества). Естественно, не обходится здесь без потерь в качестве. Однако алгоритмы настолько хорошо справляются с задачей, что потери часто бывают не заметны. Примером простого алгоритма сжатия аудиоданных может служить, например, вырезание диапазона частот не слышимого для человеческого уха, или, к примеру, если раздаются 2 звука, первый громкий, второй тихий, при этом получается, что ухо не слышит второго звука, логично, что можно обойтись без второго звука. В изображении, если имеется преимущество одного цвета в кадре, то достаточно лишь описать одну точку с этим цветом, и указать места где он повторяется. Это конечно простые примеры, на деле всё гораздо сложней. Сейчас существуют кодеки, сжимающие без потерь.

Еще раз отметим, что кодеки выполняют и обратную операцию - раскодирования, в этом случае их называют декодерами.

Кодеки преобразуют данные в особый файл, который называют контейнером.

Контейнер - это специальная оболочка, в которой хранится зашифрованная с помощью кодеков информация. По сути, медиаконтейнеры - это и есть форматы видеофайлов, которые содержат данные о своей внутренней структуре. Первый медиаконтейнер был создан в 1985 году. В контейнере может храниться информация разного качества, в частности, изображения, аудио, видео и субтитры. Разные виды контейнеров определяют объем и качество информации, которая может быть в нем сохранена, но при этом не влияют на способы кодирования данных.

Наиболее популярными видео кодеками являются DivX, XviD, H.261, H.263, H.264 и следующие:

MPEG-2 – группа стандартов цифрового кодирования видео и аудио сигналов. MPEG-2 в основном используется для кодирования видео и аудио при вещании, включая спутниковое вещание и кабельное телевидение. С некоторыми модификациями этот формат также используется как стандарт для сжатия DVD.

MPEG-4 – новый международный стандарт сжатия цифрового видео и аудио, появившийся в 1998 году. Используется для вещания (потоковое видео), записи дисков с фильмами, видеотелефонии и широковещания. Включает в себя многие функции MPEG-2 и других стандартов, добавляя такие функции, как поддержка языка виртуальной разметки VRML для показа 3D-объектов, объектно-ориентированные файлы, поддержка управления правами и разные типы интерактивного медиа.

Ogg Theora – видеокодек, разработанный Фондом Xiph.Org как часть их проекта «Ogg» (целью этого проекта является интеграция видеокодека On2 VP3, аудиокодека Ogg Vorbis и мультимедиа-контейнера Ogg в одно мультимедийное решение, наподобие MPEG-4). Полностью открытый, свободный в лицензионном отношении мультимедиа-формат.

Любая операционная система изначально содержит некий набор кодеков, но, как правило, их недостаточно для воспроизведения определенных форматов видеофайлов.

Видеоформаты напрямую на качество не влияют, лишь обеспечивая поддержку кодеков и «технологичность» фильма:

AVI - очень древний стандарт, которому уже более десяти лет. Не соответствует современным требованиям качества и не поддерживает некоторые кодеки (в частности звуковой кодек Vorbis), а также переменный битрейт в кодировании. Существует и проблема с синхронизацией потоков.

MKV – «молодой» тип контейнеров, характеристикой которому станет предыдущий абзац без слов «не». Если перед вами файл с фильмом *.mkv, то, как правило, сам фильм будет высокого качества.

ASF - формат, разработанный в недрах всеми любимой фирмы Microsoft и ими же запатентованный. По непонятным причинам очень бережно ими оберегается, даже законом запрещено использование этого стандарта для видеокодирования и редактирования ASF-фильмов третьими сторонами, то есть пользователями, чтобы его попробовать в кодировке, придётся найти софт, который этот закон не уважил. Сам по себе стандарт очень старый, поэтому вряд ли обеспечивает совместимость с современными кодеками.



VOB - контейнер DVD фильмов. На DVD-диске с фильмом выкладываются несколько VOB-файлов ~ по 1Гб каждый вместе с разными системными файлами (IFO, BUP...). Скинув VOB-файлы на жёсткий диск компьютера, можно их просмотреть с помощью какого-либо видео-плеера. Внутрь VOB-файла зашиваются собственно видео, одна или несколько звуковых дорожек и субтитры.

На практике возникает огромное количество случаев, когда необходимо преобразовать видео из одного формата в другой. Основная проблема заключается в том, что различные устройства накладывают особые требования к качеству загружаемого видео, в частности к его формату. В этой ситуации на помощь приходят специальные программы - конвертеры , которые позволяют переделать видео в нужный формат. Например, удобный видео конвертер на русском языке - ВидеоМАСТЕР.

Аудиоформаты

Среди звуковых носителей информации выделяют аналоговые и цифровые носители. Для целей мультимедиа-технологий наибольшее значение имеют последние, причем преимущественно это аудио-файлы, значительное количество которых было разработано в последние годы. В классификации форматов аудио-файлов выделяют форматы без потерь и форматы с потерями .

Аудиоформаты без потерь предназначены для точного (с точности до частоты дискретизации) представления звука. В свою очередь они делятся на несжатые и сжатые форматы.

Примеры несжатых форматов :

· RAW – сырые замеры без какого-либо заголовка или синхронизации.

· WAV (Waveform audio format) –разработан Microsoft совместно с IBM, распространенная форма представления звуковых данных небольшой продолжительности.

· CDDA – стандарт для аудио-CD. Первая редакция стандарта издана в июне 1980 года компаниями Philips и Sony, затем была доработана организацией Digital Audio Disc Committee.

Примеры сжатых форматов :

· WMA (Windows Media Audio 9 Lossless) – лицензируемый формат аудио-файлов, разработанный компанией Microsoft для хранения и трансляции. В рамках формата есть возможность кодирования звука как с потерей, так и без потери качества.

· FLAC (Free Audio Lossles Audio Codec) – популярный формат для сжатия аудиоданных. Поддерживается многими аудио-приложениями, а также устройствами воспроизведения звука.

Аудиоформаты с потерями ориентированы в первую очередь на по возможности компактное хранение звуковых данных: при этом идеально точное воспроизведение записанного звука не гарантируется. Примеры таких форматов:

· MP3 –лицензируемый формат файла для хранения аудиоинформации, разработанный рабочей группой института Фраунхофера MPEG в 1994 году. На данный момент MP3 является самым известным и популярным из распространенных форматов цифрового кодирования звуковой информации с потерями. Он широко используется в файлообменных сетях для передачи музыкальных произведений. Формат может проигрываться в любой современной операционной системе, на практически любом портативном аудио-плеере, а также поддерживается всеми современными моделями музыкальных центров и DVD-плееров.

· Vorbis –свободный формат сжатия звука с потерями, появившийся летом 2002 года. Психоакустическая модель, используемая в Vorbis, по принципам действия близка к MP3. По всевозможным оценкам этот формат является вторым по популярности после MP3 форматом компрессии звука с потерями. Широко используется в компьютерных играх и в файлообменных сетях для передачи музыкальных произведений.

· AAC (Advanced Audio Coding) –формат аудио-файла с меньшей потерей качества при кодировании, чем MP3 при одинаковых размерах. Изначально создавался как преемник MP3 с улучшенным качеством кодирования, но в настоящий момент распространен существенно меньше, чем MP3.

· WMA –см. выше.

Следует отметить, что кроме описания звуковых колебаний в цифровом виде, применяется также создание специальных команд для автоматического воспроизведения на различных электронных музыкальных инструментах, ярчайшим примером такой технологии является MIDI .

Интерфейс MIDI позволяет единообразно кодировать в цифровой форме такие данные как нажатие клавиш, настройку громкости и других акустических параметров, выбор тембра, темпа, тональности и др., с точной привязкой во времени. В системе кодировок присутствует множество свободных команд, которые производители, программисты и пользователи могут использовать по своему усмотрению. Поэтому интерфейс MIDI позволяет, помимо исполнения музыки, синхронизировать управление другим оборудованием, например, осветительным, пиротехническим и т.п.

Последовательность MIDI-команд может быть записана на любой цифровой носитель в виде файла, передана по любым каналам связи. Воспроизводящее устройство или программа называется синтезатором (секвенсором ) MIDI и фактически является автоматическим музыкальным инструментом.

В качестве контейнера для обмена и передачи видео- и звуковых данных в сфере профессионального производства и вещания применяется формат MXF (от англ. The Material eXchange Format ), однако, не исключается возможность записи в контейнеры AVI, MOV и прочие.

Вы, наверное, обращали свое внимание, что разные видео файлы имеют различные форматы. Почему существует большое количество различных форматов видео файлов?

Потому что изначально эти форматы разрабатывались для различных целей. В некоторых форматах можно хранить несколько звуковых дорожек и субтитры, а в файлах другого формата нет такой возможности. Одни форматы больше подходят для трансляции, а другие форматы больше подходят для редактирования.

В этой статье будут кратко описаны наиболее популярные форматы видео файлов.

Стандарты видео файлов

Прежде всего, это стандарты, которые были разработаны различными международными организациями и которыми определяются кодирование и формат хранения данных медиа файла.

  • MPEG-1 (Moving Picture Experts Group 1) - это стандарты сжатия видео и аудио. Для видео используется формат Video CD, а для аудио формат MPEG audio layer 3, или сокращенно всем известный формат MP3. Это наиболее совместимый формат для проигрывания на компьютерах с CD/DVD оптическими приводами.
  • MPEG-2 (Moving Picture Experts Group 2) - этот стандарт используется в DVD и цифровом телевидении DBV. В этом формате снимают видео в различных устройствах для съемки видео.
  • MPEG-3 (Moving Picture Experts Group 3) - этот стандарт был разработан для телевидения высокой четкости HDTV, теперь стал частью стандарта MPEG-2.
  • MPEG-4 (Moving Picture Experts Group 4) - этот стандарт используется для сжатия цифрового видео и аудио. Состоит из нескольких стандартов, включает в себя многие возможности MPEG-1 и MPEG-2. В этом стандарте используются различные кодеки: DivX, Xvid, H.264 (AVC) и другие. Формат MP4 является одной из спецификаций этого стандарта.

Медиа файл имеет несколько характеристик, которыми определяется работа с этим файлом. Это кодек, которым закодирован этот медиа файл и тип контейнера, который определяет формат записи с использованием различной информации: видео и аудио данные, субтитры и прочая информация, помещенная в контейнер.

  • Пример кодеков - DivX, Xvid, H.264, Theora.
  • Пример контейнеров - Matroska, AVI, QuickTime, Ogg, 3GP.

Форматы видео файлов

А сейчас рассмотрим наиболее распространенные форматы видео файлов. После установки пакета кодеков почти все рассмотренные в статье форматы должны будут воспроизводиться стандартным плеером – Windows Media Player, установленным в операционную систему Windows. Вместе с пакетом кодеков K-Lite Codec Pack устанавливается плеер Media Player Classic Home Cinema, который также будет проигрывать почти все эти форматы видео файлов.

  • 3GP - этот контейнер был разработан для использования на мобильных телефонах, в сотовой связи третьего поколения. С помощью этого формата уменьшается размер аудио и видео файла, который используется на мобильном телефоне.

Открывается с помощью программ: VLC media player, MPlayer, QuickTime Player, RealPlayer.

  • ASF (Advanced Systems Format File) - контейнер разработанный корпорацией Microsoft для потокового аудио и видео. При использовании этого формата не требуется установки дополнительных кодеков.

Открывается с помощью программ: Windows Media Player, Media Player Classic Home Cinema, VLC media player.

  • AVI (Audio-Video Interleaved) - контейнер разработанный корпорацией Microsoft. Это один из самых распространенных форматов видео файлов. В этом формате можно использовать различные кодеки.

Открывается с помощью программ: Windows Media Player (Проигрыватель Windows Media), CyberLink PowerDVD, QuickTime Player, VLC media player, Winamp.

  • FLV (Flash Video) - видео формат созданный для передачи видео через Интернет. Это самый распространенный формат в сети Интернет. Широко используется на различных видеохостингах, которые предназначены для хранения видео файлов. Основными преимуществами являются: хорошее качество картинки при низком битрейте, возможность просматривать видео до полной загрузки видео файла, использование этого формата для различных операционных систем.

Открывается с помощью программ: браузерами с помощью Adobe Flash Player, FLV Player, VLC media player, Media Player Classic Home Cinema.

  • M2TS - видео файл формата Blu-ray.

Открывается с помощью программ: CyberLink PowerDVD, Sony Vegas, VLC media player.

  • M4V - видео файл iTunes.

Открывается с помощью программ: iTunes, QuickTime Player, RealPlayer, Media Player Classic Home Cinema.

  • MKV (Matroska) - контейнер, который может содержать видео, аудио, субтитры и прочее. Этот формат может содержать различные типы субтитров и поддерживает добавление нескольких звуковых дорожек в видео файл.

Открывается с помощью программ: Windows Media Player, VLC media player, Media Player Classic Home Cinema.

  • MOV - контейнер, разработанный корпорацией Apple для QuickTime. Это формат операционной системы Mac OS X. Проигрывается в операционной системе Windows. Файлы этого формата используются для хранения фильмов и различного видео. В этом формате может содержаться несколько видео и аудио дорожек, субтитры, анимация и панорамные изображения. Этот формат удобен для редактирования.

Открывается с помощью программ: QuickTime Player, CyberLink PowerDirector, Windows Media Player.

  • MP4 - видео файл одной из спецификаций стандарта MPEG-4. Этот формат очень близок к формату MOV и обладает почти такими же возможностями.

Открывается с помощью программ: QuickTime Player, Windows Media Player, VLC media player.

  • MTS - видео файл AVCHD (Advanced Video Codec High Definition), который содержит видео высокой четкости HD и применяется для сохранения видео файлов в видеокамерах Sony, Panasonic и других компаний.

Открывается с помощью программ: CyberLink PowerDVD, Sony Vegas, Corel VideoStudio, Corel WinDVD.

  • Ogg - бесплатный, универсальный и открытый формат, разработанный для хранения мультимедиа файлов, закодированных различными кодеками.

Открывается с помощью программ: VLC media player, MPlayer.

  • RealMedia - формат, созданный компанией RealNetworks. Используется в основном для трансляции телевидения и потокового видео в Интернете. Файлы этого формата обычно имеют небольшой размер, низкий битрейт и соответственно имеют более низкое качество.

Открывается с помощью программ: RealPlayer, VLC media player, MPlayer.

  • SWF (Shockwave Flash или Small Web Format) - видео формат для флеш-анимации, векторной графики, видео и аудио в сети Интернет. Картинка, сохраненная в этом формате масштабируется без видимых искажений, видео ролик имеет небольшой размер, происходит более быстрая загрузка видео файла и его воспроизведение.

Открывается с помощью программ: браузерами с помощью Adobe Flash Player, VLC media player, Media Player Classic Home Cinema.

  • VOB (Versioned Object Base) - это данные с оптического диска DVD-Video, которые обычно находятся в папке VIDEO_TS. Эти файлы содержат видео в формате MPEG-2, аудио и субтитры.

Открывается с помощью программ: Windows Media Player, VLC media player, Media Player Classic Home Cinema, CyberLink PowerDVD и многими другими программами.

  • WMV (Windows Media Video) - Windows Media, разработанный корпорацией Microsoft. Для проигрывания не требуется установка дополнительных кодеков. Видео файл может быть защищен с помощью системы защиты DRM.

Открывается с помощью программ: Windows Media Player, CyberLink PowerDVD, MPlayer.

  • WebM - открытый формат предложенный корпорацией Google, в качестве замены стандарта H.264/MPEG4.

Открывается с помощью программ: браузерами, VLC media player, MPlayer.

Стандарты телевизионного изображения

Старые аналоговые стандарты:

  • NTSC - распространен в Северной Америке, часть Южной Америки, Японии и некоторые страны Азии.
  • PAL - распространен в Европе, Азии, Австралии, в части Африки и Южной Америки.
  • SECAM - распространен во Франции, в большей части стран бывшего СССР и в части стран Африки.

Новые цифровые стандарты:

  • ATSC - Северная Америка.
  • DBV - Европа, в том числе и Россия.
  • ISDB - Япония.

Существует еще довольно много аналоговых и цифровых форматов видеозаписи, большая часть которых была разработана конкретными производителями для выпускаемой ими техники.

Электронные документы, содержащие мультимедиа компоненты и средства их реализации (Берестова В.И.)

Дата размещения статьи: 19.12.2014

В настоящее время в связи с развитием новых информационных технологий в работе многих компаний и фирм используются электронные документы, содержащие не только текстовую информацию, но также графическую и звуковую. Мультимедийный документ - это электронный документ, содержащий видео- и (или) звуковую информацию . Видеоинформация и звуковая информация используются в видеоархивах. Это могут быть видеофильмы для различных применений. Мультимедиа может представлять собой интерактивную среду, т.е. пользователь может управлять процессом представления мультимедиа с помощью различных средств ввода, таких как клавиатура и манипулятор-мышь. Например, для проведения семинаров, деловых встреч, тренингов, рекламных акций и других мероприятий, чтобы информация была более насыщенной, запоминающейся и наглядной, чаще всего применяют мультимедиатехнологии. Это как аппаратные мультимедийные средства, так и пакеты прикладных программ, которые позволяют обрабатывать различные виды информации, такие как текст, графика и звук. Так, например, в текстовом редакторе Microsoft Word предусмотрена возможность включения в состав документа не только анимации в формате GIF, но также и видеофильма в формате QuickTime (QuickTime - технология, а не формат. Подразумеваемый формат, скорее всего, MOV. - Прим. корр.), видеоклипа в формате AVI, клипа мультимедиа. Существуют различные понятия мультимедиа: мультимедиа - технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации различных видов; мультимедиа - компьютерное аппаратное обеспечение (наличие в компьютере CD-Rom Drive - устройства для чтения компакт-дисков, звуковой и видеоплаты, с помощью которых возможно воспроизведение звуковой и видеоинформации, джойстика и других специальных устройств); мультимедиа - это объединение нескольких средств представления информации в одной системе. Обычно под мультимедиа подразумевается объединение в компьютерной системе таких средств представления информации, как текст, звук, графика, мультипликация, видеоизображение и пространственное моделирование. Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: человек не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем. Программы с использованием средств мультимедиа многомодальны, т.е. они одновременно воздействуют на несколько органов чувств и поэтому вызывают повышенный интерес и внимание у аудитории .
Содержание мультимедиаприложений продумывается автором еще на этапе создания сценария и конкретизируется при разработке технологического сценария. Если текст и статическая графика - традиционные средства представления информации, имеющие многовековую историю, то опыт использования мультимедиа исчисляется годами.
Существует достаточно большое разнообразие различных технологических приемов, нацеленных на разработку качественных мультимедийных приложений, используемых в электронных документах.
Красочно оформленное мультимедийное приложение, в котором наличие иллюстраций, таблиц и схем сопровождается элементами анимации и звуковым сопровождением, облегчает восприятие материала, способствует его пониманию и запоминанию.

Анализ технологии создания мультимедийных приложений

Существует достаточно большое разнообразие различных технологических приемов, нацеленных на разработку качественных мультимедийных приложений. При создании и последующем использовании этих приложений следует соблюдать несколько основных технологических рекомендаций.
В качестве основы для создания мультимедийного приложения может стать модель содержания материала, представляющая собой способ структуризации материала, основанный на разбиении его на элементы и наглядном представлении в виде иерархии.
На начальной стадии проектирования мультимедийного приложения модель содержания материала позволяет: четко определить содержание материала; представить содержание в наглядном и обозримом виде; определить компонентный состав мультимедийного приложения.
Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране компьютера: информация на экране должна быть структурирована; визуальная информация должна периодически меняться на аудиоинформацию; периодически должны варьироваться яркость цвета и/или громкость звука; содержание визуализируемого материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.
При разработке формата кадра на экране и его построении рекомендуется учитывать, что существует смысл и отношение между объектами, которые определяют организацию зрительного поля. Компоновать объекты рекомендуется: близко друг от друга, так как чем ближе в зрительном поле объекты друг к другу (при прочих разных условиях), тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы; по сходству процессов, так как чем больше сходство и целостность образов, тем с большей вероятностью они организуются; с учетом свойств продолжения, так как чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности (функционируют как части знакомых контуров), тем с большей вероятностью они организуются в целостные единые образы; с учетом особенности выделения предмета и фона при выборе формы объектов, размеров букв и цифр, насыщенности цвета, расположения текста и т.п.; не перегружая визуальную информацию деталями, яркими и контрастными цветами; выделяя материал, предназначенный для запоминания цветом, подчеркиванием, размером шрифта и его стилем .
При разработке мультимедийного приложения необходимо учитывать, что объекты, изображенные разными цветами и на разном фоне, по-разному воспринимаются человеком .
Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по отношению к фону. Существуют две разновидности контраста: прямой и обратный. При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном - светлее фона. В мультимедийных приложениях обычно используются оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе в рамках одной картинки. В большинстве случаев доминирует обратный контраст.
Предпочтительной является работа мультимедиаприложений в прямом контрасте. В этих условиях увеличение яркости ведет к улучшению видимости, а при обратном - к ухудшению, но цифры, буквы и знаки, предъявляемые в обратном контрасте, опознаются точнее и быстрее, чем в прямом даже при меньших размерах. Чем больше относительные размеры частей изображения и выше его яркость, тем меньший должен быть контраст, тем лучше видимость. Комфортность восприятия информации с экрана монитора достигается при равномерном распределении яркости в поле зрения .
Для оптимизации изучения информации на экране компьютера разработчикам мультимедийных приложений рекомендуется использование логических ударений. Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта.
Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются: изображение главного объекта более ярким цветом, изменение размера, яркости, расположения или выделение проблесковым свечением. Количественной оценкой логического ударения является его интенсивность. Интенсивность зависит от соотношения цвета и яркости объекта по отношению к фону, от изменения относительных размеров объекта по отношению к размерам предметов фона изображения. Наилучшим является выделение либо более ярким, либо более контрастным цветом, хуже - выделение проблесковым свечением, изменением размера или яркости .

Классификация существующих видов мультимедиаприложений и рекомендации по технологии их создания

Проведя обзор и анализ существующих отечественных и зарубежных систем по технологии создания мультимедийных приложений, можно предложить следующую классификацию самых распространенных мультимедиаприложений и их понятий.
Мультимедийные приложения подразделяются на следующие виды:
1. Презентации.
2. Анимационные ролики.
3. Игры.
4. Видеоприложения.
5. Мультимедиагалереи.
6. Аудиоприложения (проигрыватели звуковых файлов).
7. Приложения для Web.
В таблице 1 представлены основные понятия мультимедийных приложений и их виды.

Таблица 1

Основные понятия мультимедийных приложений

Вид мультимедийного приложения

Презентация

Презентация (от англ. presentation ) - способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств. Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации

Анимационные ролики

Анимация - технология мультимедиа; воспроизведение последовательности картинок, создающее впечатление движущегося изображения. Эффект движущегося изображения возникает при частоте смены видеокадров более 16 кадров в секунду

Игра - мультимедиаприложение, направленное на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятие напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений

Видеофильмы и видеопроигрыватели

Видеофильмы - технология разработки и демонстрации движущихся изображений.

Видеопроигрыватели - программы управления видеофильмами

Мультимедиагалереи

Галереи - собрание изображений

Проигрыватели звуковых файлов (цифровой звук)

Проигрыватели звуковых файлов - программы, работающие с цифровым звуком. Цифровой звук - это способ представления электрического сигнала посредством дискретных численных значений его амплитуды

Приложения для Web

Приложения для Web - это отдельные веб-страницы, их компоненты (меню, навигация и т.п.), приложения для передачи данных, многоканальные приложения, чаты и т.д.

В свою очередь мультимедийные приложения можно разделить на следующие подвиды. Основные понятия подвидов мультимедийных приложений представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные понятия подвидов мультимедиаприложений

Презентация:

1. Линейная презентация - динамичный ролик со сложной графикой, видеовставками, звуковым сопровождением и отсутствием системы навигации.

2. Интерактивная презентация - совокупность мультимедийных компонентов, структурированных по иерархическому принципу и управляемых через специальный пользовательский интерфейс

Анимация:

1. Покадровая анимация - кадровая смена изображений, создающая впечатление движения картинок.

2. Программная анимация - анимация, при которой изображения меняются с помощью запрограммированной последовательности действий (т.е. с помощью алгоритма и переменных). Рисование основных объектов происходит вручную или путем импортирования их из коллекций и галерей, после чего применяются возможности какого-либо языка программирования

Игры:

1. Развлекательные игры - программы, позволяющие пользователю провести свой досуг.

2. Обучающие игры - программы, позволяющие пользователю повысить уровень своих знаний в той или иной области, представленные в легкой игровой форме

Видеопроигрыватели:

1. Формирование покадрового фильма - подготовка и расположение изображений, последовательности фотографий, кадров, которые создают впечатление движения.

2. Видеопроигрыватель для потокового видео - формирование проигрывателя, в который включается потоковое видео форматов AVI, MPEG и др., после чего появляется возможность управления этим потоком (например, использование таких команд, как запуск, пауза и перемотка на начало видео фрагмента)

Мультимедиагалереи:

1. Кадровая смена изображений - порядок смены изображений через определенный интервал времени.

2. Панорама - широкая и многоплановая перспектива, позволяющая свободно обозревать большое открытое пространство.

3. Интерактивная галерея - галерея, имеющая возможность управления пользователем (навигация по изображениям)

Звуковые проигрыватели:

1. Проигрыватель одного звукового файла - добавление в мультимедиаприложения звукового файла форматов WAV, MP3 и др. и его воспроизведение.

2. Проигрыватель разных звуковых файлов - аналогично проигрывателю одного звукового файла, но добавление такой возможности, как переключение между последовательностью исполнения.

3. Виртуальные музыкальные инструменты - имитация реальных музыкальных инструментов

Приложения для Web:

1. Баннеры - в Интернете - графические изображения или текстовые блоки рекламного характера, являющиеся гиперссылкой на веб-страницу с расширенным описанием продукта или услуги. Баннеры размещают на веб-страницах для привлечения посетителей (потенциальных клиентов) или для формирования имиджа.

2. Приложения для передачи данных (пример: гостевая книга)

При изучении технологии создания мультимедийных приложений строится сценарий, в котором описывается, как они будут создаваться. В связи с этим логично предположить, что каждое мультимедийное приложение состоит из различных компонент (различных тематик). Выявляя состав мультимедийных приложений, можно разбить их на следующие компоненты: выбор темы создаваемого мультимедиаприложения, разметка рабочей области (масштабы и фоны), кадры, использование слоев, создание символов разных типов, включение переменных и написание скриптов на языке программирования, работа со звуковыми файлами, добавление текста, создание эффектов, использование и импортирование изображений, использование готовых компонент-библиотек, создание навигации, использование языков разметки текста и скриптовых языков.

Средства для создания и воспроизведения мультимедийных документов

Существует множество технических инструментов для создания и воспроизведения мультимедийного продукта. Создатель-разработчик должен выбрать программу-редактор, которая будет использоваться для создания, например, страниц гипертекста. Разработка мультимедиадокумента возможна с помощью интегрированной среды разработки Macromedia Dreamweaver.
Существует целый ряд мощных сред разработки мультимедиа, позволяющих создавать полнофункциональные мультимедийные приложения. Такие пакеты, как Macromedia Director, Macromedia Flash или Authorware Professional являются высокопрофессиональными и дорогими средствами разработки, в то время как FrontPage, mPower 4.0, HyperStudio 4.0 и Web Workshop Pro являются их более простыми и дешевыми аналогами. Такие средства, как Power Point и текстовые редакторы (например, Word), также могут быть использованы для создания линейных и нелинейных мультимедийных ресурсов. Средой разработки мультимедийных приложений также является Borland Delphi.
Перечисленные средства разработки снабжены подробной документацией, которую легко читать и воспринимать. Конечно же, существует множество других средств разработки, которые могут быть с равным успехом применены вместо названных.
В настоящее время автоматизированных обучающих систем по технологии создания мультимедийных приложений очень мало. Подобием таких систем являются страницы в сети Интернет, на которых имеется подборка уроков, книжек и статей на данную тему. Большая часть таких сайтов нацелена на темы "Уроки Flash для создания мультимедиа элементов" или "Создание мультимедиа в Macromedia Director".
На сайтах представлено большое количество статей и уроков по Macromedia Flash, и они разделены по следующим категориям: программирование, эффекты, анимация, навигация, звук, полезные советы, 3D, новичкам, другие.
После полного выполнения таких шагов обучаемый может сделать такой же компонент мультимедиа, который описывается в уроке.

Форматы файлов для хранения мультимедийного документа

Огромное количество коллекций мультимедийных документов опубликовано в сети Интернет. Для воспроизведения мультимедийных документов на компьютерах должно быть установлено необходимое программное обеспечение, иметься графические и звуковые карты, звуковые колонки или наушники. При этом видеофайлы могут храниться в разных форматах.
Файл типа ASF (Advanced Streaming Format - формат усовершенствованных потоков) сохраняет синхронизированные мультимедиаданные. Они могут использоваться для сохранения в сети потоков видео- и аудиоданных, изображений и команд сценария.
Файл типа AVI (Audio Video Interleave - чередующееся аудио-видео). Этот формат файлов мультимедиа используется для сохранения звука и движущегося изображения в формате файлов обмена ресурсами корпорации "Майкрософт" (Microsoft Resource Interchange File Format, RIFF). Это один из наиболее распространенных форматов, поскольку в файлах AVI можно сохранять аудио- и видеоданные.
Файл типа MPG или MPEG (Moving Picture Experts Group) - это набор стандартов сжатия аудио- и видеоданных, разработанный группой Moving Picture Experts.
Файл типа WMV (Windows Media Video). В файлах этого формата аудио- и видеоданные сжимаются с помощью кодека Windows Media Video. Это сильно сжатый формат, который занимает минимум места на жестком диске компьютера.
В заключение необходимо отметить, что мультимедиадокумент включает информацию разных типов: текстовую, графическую, видео, анимацию, звуковую. Мультимедиаприложения находят широкую сферу применения. На сегодняшний день существует достаточно средств как для создания, так и воспроизведения мультимедиадокументов.

Список источников

1. Технический словарь. Термины и определения, (http://cncexpert.ru/technical-glossary/multimedia-document.php).
2. Вымятнин В.М., Демкин В.П., Можаева Г В., Руденко Т.В. Мультимедиакурсы: методология и технология разработки (http://www.ido.tsu.ru/ss/?unit=223).
3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании (http://www.ido.edu.ru/open/multimedia).