Язык shell linux. Языки командной оболочки Shell (sh, bash, ksh и другие)

14.04.2019

Команды telnet позволяют связаться с удаленным компьютером, использующим протокол Telnet. Можно выполнить команду telnet без параметров для входа в контекст telnet, обозначенный в командной строке Telnet (telnet ). В командной строке Telnet используйте следующие команды для управления компьютером, на котором выполняется клиент Telnet.

Команды tlntadmn позволяют удаленно управлять компьютером, на котором выполняется сервер Telnet. Эти команды выполняются из командной строки. Команда tlntadmn без параметров отображает настройку локального сервера.

Чтобы использовать команды telnet из командной строки Telnet

Чтобы запустить клиент Telnet и ввести командную строку Telnet

Синтаксис

telnet [\\ удаленный_сервер ]

Параметры \\ удаленный_сервер Отображает имя подключаемого сервера /?

  • При использовании команды telnet без параметров запускается клиент Telnet.
  • В командной строке Telnet необходимо использовать команды Telnet.

Чтобы остановить клиент Telnet

Синтаксис

Параметры

отсутствуют

Примечания

  • Допускается сокращение этой команды до q .

Чтобы подключить клиент Telnet к удаленному компьютеру

Синтаксис

open [\\ удаленный_сервер ] [порт ]

Параметры \\ удаленный_сервер порт Указывает используемый порт. Если порт не указан, используется порт по умолчанию. Примечания

  • Допускается сокращение этой команды до o .
Примеры

Чтобы подключиться к удаленному серверу Redmond через порт 44, введите в командную строку: o redmond 44

Чтобы отключить клиент Telnet от удаленного компьютера

Синтаксис

close [\\ удаленный_сервер ]

Параметры \\ удаленный_сервер Указывает имя управляемого сервера. Если сервер не указан, используется локальный сервер. Примечания

  • Допускается сокращение этой команды до c .
Примеры

Чтобы отключиться от удаленного сервера Redmond, введите команду: c redmond 44

Чтобы настроить параметры клиента Telnet

Синтаксис

set [\\ удаленный_сервер ] [ntlm ] [localecho ] [term {ansi | vt100 | vt52 | vtnt }] [escape символ ] [logfile имя_файла ] [logging ] [bsasdel ] [crlf ] [delasbs ] [mode {console | stream }] [? ]

Параметры \\ удаленный_сервер Указывает имя управляемого сервера. Если сервер не указан, используется локальный сервер. ntlm Включает проверку подлинности NTML, если она доступна на удаленном сервере. localecho Включает режим локального отображения команд. term {ansi | vt100 | vt52 | vtnt } Задает терминал указанного типа. escape символ Задает управляющий символ. Управляющий символ может быть отдельным символом или сочетанием клавиши CTRL и символа. Чтобы задать комбинацию клавиш, удерживайте клавишу CTRL во время ввода символа, который необходимо назначить. logfile имя_файла Задает файл журнала активности Telnet. Файл журнала должен располагаться на локальном компьютере. Запись в журнал начинается автоматически после выбора этого параметра. logging Включает ведение журнала. Если файл журнала не задан, выводится сообщение об ошибке. bsasdel Задает клавишу BACKSPACE, как удалить. crlf Назначает новый линейный режим, который опреляет клавишу ENTER как 0x0D, 0x0A. delasbs Назначает клавише DELETE значение удаления последнего символа. mode {console | stream } Задает режим работы. ? Позволяет просматривать полный синтаксис команды. Примечания

  • Чтобы отключить назначенный ранее параметр, в командной строке Telnet, введите:

    unset [параметр ]

  • Чтобы назначить управляющий символ, введите команду:

    -e символ

  • В версиях Telnet, отличных от английской, доступна команда codeset параметр . Codeset параметр задает текущий кодовый набор для параметра, который может быть одним из следующих: Shift JIS , Japanese EUC , JIS Kanji, JIS Kanji (78) , DEC Kanji , NEC Kanji . Необходимо назначить такой же кодовый набор на удаленном компьютере.

Чтобы отправить команды клиента Telnet

Синтаксис

send [\\ удаленный_сервер ] [ao ] [ayt ] [esc ] [ip ] [synch ] [? ]

Параметры \\ удаленный_сервер Имя сервера, к управлению которым требуется перейти. Если сервер не указан, используется локальный сервер. ao Отменяет команду ввода. ayt Посылает команду "Вы на месте?" esc Отправляет текущий управляющий знак. ip Прерывает выполнение команды обработки. synch Выполняет операцию синхронизации Telnet. ? Позволяет просматривать полный синтаксис команды.

Чтобы посмотреть текущие параметры клиента Telnet

Синтаксис display

Параметры

Отсутствуют

Примечания

  • Данная команда выводит текущие рабочие параметры для клиента Telnet. При работе в режиме сеанса Telnet (другими словами, при подключении к серверу Telnet), можно выйти из сеанса для изменения параметров, нажав клавиши CTRL+]. Для возвращения в сеанс Telnet нажмите клавишу ENTER.

Чтобы использовать команды tlntadmn из командной строки

Чтобы администрировать компьютер, на котором выполняется сервер Telnet/P>Синтаксис

tlntadmn [\\ удаленный_сервер ] [start ] [stop ] [pause ] [continue ]Параметры \\ удаленный_сервер Указывает имя сервера, к управлению которым требуется перейти. Если сервер не указан, используется локальный сервер. start Запускает сервер Telnet. stop Останавливает сервер Telnet. pause Прерывает работу сервера Telnet. continue Возобновляет работу сервера Telnet. /?

  • С помощью команд tlntadmn tlntadmn

Чтобы администрировать сеансы Telnet

Синтаксис

tlntadmn [\\ удаленный_сервер ] [-s ] [-k {код_сеанса | all }] [-m {код_сеанса |all } " сообщение " ]

Параметры \\ удаленный_сервер -s Отображает активные сеансы Telnet. -k {код_сеанса | all } Завершает сеансы. Введите код сеанса для завершения конкретного сеанса или введите all для завершения всех сеансов. -m {код_сеанса | all } " сообщение " Отправляет сообщение в один или несколько сеансов. Введите код сеанса для отправки сообщения в конкретный сеанс или введите all для отправки сообщения во все сеансы. Введите сообщение, которое нужно послать, в кавычках (т. е. " сообщение " ). /? Отображает справку в командной строке. Примечания

  • С помощью команд tlntadmn можно удаленно администрировать компьютер, на котором запущен сервер Telnet, если оба компьютера работают под управлением Windows XP. Команды tlntadmn не могут быть использованы для удаленного администрирования сервера Telnet, работающего под управлением Windows 2000, с компьютера, работающего под управлением Windows XP.

Чтобы установить параметры журнала событий для компьютера, на котором выполняется сервер Telnet

Синтаксис

tlntadmn [\\ удаленный_компьютер ] config [auditlocation= {eventlog | file | both }][audit= [{+ | - }admin ][{+ | - }user ][{+ | - }fail ]]

Параметры \\ удаленный_сервер auditlocation= {eventlog | file | both } Указывает, следует ли отправлять сведения о событиях в окно просмотра событий, в файл или в оба места. audit= [{+ | - }admin ][{+ | - }user ][{+ | - }fail ] Указывает, для каких событий требуется аудит (события регистрации администратора, события регистрации пользователя или неудачные попытки регистрации). Чтобы задать аудит событий конкретного типа, введите знак "плюс" (+) перед данным типом событий. Чтобы остановить аудит событий конкретного типа, введите знак "минус" (-) перед данным типом событий. /?

  • С помощью команд tlntadmn можно удаленно администрировать компьютер, на котором запущен сервер Telnet, если оба компьютера работают под управлением Windows XP. Команды tlntadmn не могут быть использованы для удаленного администрирования сервера Telnet, работающего под управлением Windows 2000, с компьютера, работающего под управлением Windows XP.
  • Если указано, куда отправить сведения о событии без определения типа или типов сведений для аудита, только для сведений о событиях регистрации администратора будет проводиться аудит и отправка в указанное место.
Примеры

Для отправки информации о событиях в окно просмотра событий введите:

tlntadmn config auditlocation=eventlog

Для аудита событий регистрации администратора и неудачных попыток регистрации введите:

tlntadmn config audit=+admin +fail

Чтобы задать основной домен для компьютера, на котором выполняется сервер Telnet

Синтаксис

tlntadmn [\\ удаленный_сервер ] config [dom= имя_домена ]Параметры \\ удаленный_сервер Указывает имя сервера, к управлению которым требуется перейти. Если сервер не указан, используется локальный сервер. dom= имя_домена Указывает домен, который требуется сделать основным. /? Отображает справку в командной строке. Примечания

  • С помощью команд tlntadmn можно удаленно администрировать компьютер, на котором запущен сервер Telnet, если оба компьютера работают под управлением Windows XP. Команды tlntadmn не могут быть использованы для удаленного администрирования сервера Telnet, работающего под управлением Windows 2000, с компьютера, работающего под управлением Windows XP.
Примеры

Чтобы сделать домен Redmond основным доменом на локальном сервере, введите:

tlntadmn config dom=Redmond

Чтобы сопоставить клавишу ALT для компьютера, на котором выполняется сервер Telnet

Синтаксис

tlntadmn [\\ удаленный_сервер ] config [ctrlakeymap= {yes | no }]

Параметры \\ удаленный_сервер Указывает имя сервера, к управлению которым требуется перейти. Если сервер не указан, используется локальный сервер. ctrlakeymap= {yes | no } Указывает, требуется ли интерпретация сервером Telnet сочетания клавиш CTRL+A как ALT. Введите yes для сопоставления сочетания клавиш или no для отказа от сопоставления. /? Отображает справку в командной строке. Примечания

  • С помощью команд tlntadmn можно удаленно администрировать компьютер, на котором запущен сервер Telnet, если оба компьютера работают под управлением Windows XP. Команды tlntadmn не могут быть использованы для удаленного администрирования сервера Telnet, работающего под управлением Windows 2000, с компьютера, работающего под управлением Windows XP.
  • Если клавиша ALT не сопоставлена, сервер Telnet не отправляет нажатие клавиши ALT в приложения, где это может потребоваться.

Чтобы задать максимальное число подключений для компьютера, на котором выполняется сервер Telnet

Синтаксис

tlntadmn [\\ удаленный_сервер ] config [maxconn= положительное_целое ]

Параметры \\ удаленный_сервер Указывает имя сервера, к управлению которым требуется перейти. Если сервер не указан, используется локальный сервер. maxconn= положительное_целое Устанавливает максимальное число подключений. Этот номер можно указать с помощью любого положительного целого меньше 10 миллионов. /? Отображает справку в командной строке. Примечания

  • С помощью команд tlntadmn можно удаленно администрировать компьютер, на котором запущен сервер Telnet, если оба компьютера работают под управлением Windows XP. Команды tlntadmn не могут быть использованы для удаленного администрирования сервера Telnet, работающего под управлением Windows 2000, с компьютера, работающего под управлением Windows XP.

Чтобы задать максимальное число неудачных попыток доступа для компьютера, на котором выполняется сервер Telnet

Синтаксис

tlntadmn [\\ удаленный_компьютер ] config [maxfail= положительное_целое ]

Параметры \\ удаленный_сервер Указывает имя сервера, к управлению которым требуется перейти. Если сервер не указан, используется локальный сервер. maxfail= положительное_целое Задает максимальное разрешенное число неудачных попыток входа для пользователя. Этот номер можно указать с помощью любого положительного целого меньше 100. /? Отображает справку в командной строке. Примечания

  • С помощью команд tlntadmn можно удаленно администрировать компьютер, на котором запущен сервер Telnet, если оба компьютера работают под управлением Windows XP. Команды tlntadmn не могут быть использованы для удаленного администрирования сервера Telnet, работающего под управлением Windows 2000, с компьютера, работающего под управлением Windows XP.

Чтобы задать режим работы для компьютера, на котором выполняется сервер Telnet

Синтаксис

tlntadmn [\\ удаленный_сервер ] config [mode= {console | stream }]

Параметры \\ удаленный_сервер mode {console | stream } Указывает режим работы. /? Отображает справку в командной строке. Примечания

  • С помощью команд tlntadmn можно удаленно администрировать компьютер, на котором запущен сервер Telnet, если оба компьютера работают под управлением Windows XP. Команды tlntadmn не могут быть использованы для удаленного администрирования сервера Telnet, работающего под управлением Windows 2000, с компьютера, работающего под управлением Windows XP.

Чтобы задать порт Telnet для компьютера, на котором выполняется сервер Telnet

Синтаксис

tlntadmn [\\ удаленный_сервер ] config [port= целое_значение ]

Параметры \\ удаленный_сервер Указывает имя сервера, к управлению которым требуется перейти. Если сервер не указан, используется локальный сервер. port= целое_значение Задает порт Telnet. Порт можно указать с помощью любого целого меньше 1 024. /? Отображает справку в командной строке. Примечания

  • С помощью команд tlntadmn можно удаленно администрировать компьютер, на котором запущен сервер Telnet, если оба компьютера работают под управлением Windows XP. Команды tlntadmn не могут быть использованы для удаленного администрирования сервера Telnet, работающего под управлением Windows 2000, с компьютера, работающего под управлением Windows XP.

Чтобы задать методы проверки подлинности для компьютера, на котором выполняется сервер Telnet

Синтаксис

tlntadmn [\\ удаленный_сервер ] config [sec= [{+ | - }ntlm ][{+ | - }passwd ]]Параметры \\ удаленный_сервер Указывает имя сервера, к управлению которым требуется перейти. Если сервер не указан, используется локальный сервер. sec= [{+ | - }ntlm ][{+ | - }passwd ] Определяет использование проверки подлинности NTML или пароля, или одновременое их применение для проверки подлинности попыток входа. Чтобы использовать конкретный тип проверки подлинности, введите знак (+) перед данным типом проверки. Чтобы предотвратить использование проверки подлинности определенного типа, введите знак (-) перед этим типом. /? Отображает справку в командной строке. Примечания

  • С помощью команд tlntadmn можно удаленно администрировать компьютер, на котором запущен сервер Telnet, если оба компьютера работают под управлением Windows XP. Команды tlntadmn не могут быть использованы для удаленного администрирования сервера Telnet, работающего под управлением Windows 2000, с компьютера, работающего под управлением Windows XP.
  • NTML - это протокол проверки подлинности для транзакций между двумя компьютерами, один из которых или оба находятся под управлением Windows NT 4.0 и более ранних версий. Кроме того, протокол проверки подлинности NTML используется для компьютеров, не входящих в домен, таких как независимые серверы и рабочие группы.

Чтобы задать таймаут простоя сеансов для компьютера, на котором выполняется сервер Telnet

Синтаксис

tlntadmn [\\ удаленный_сервер ] config [timeout= чч : мм : сс ]

Параметры \\ удаленный_сервер Указывает имя сервера, к управлению которым требуется перейти. Если сервер не указан, используется локальный сервер. timeout= чч : мм : сс Задает значение истечения времени в часах, минутах и секундах. /? Отображает справку в командной строке. Примечания

  • С помощью команд tlntadmn можно удаленно администрировать компьютер, на котором запущен сервер Telnet, если оба компьютера работают под управлением Windows XP. Команды tlntadmn не могут быть использованы для удаленного администрирования сервера Telnet, работающего под управлением Windows 2000, с компьютера, работающего под управлением Windows XP.
Примечания
  • Чтобы переключиться с клиента Telnet в режим команд, в командной строке Telnet нажмите сочетание клавиш CTRL+]. Для обратного перехода к клиенту Telnet, нажмите клавишу ENTER.

Любой универсальной ОС приходится много возиться с пользовательскими и своими собственными задачами. Лишь небольшая часть этой деятельности может быть запрограммирована раз и навсегда в ядре. Большая часть логики управления задачами и самой системой должна быть доступна администратору в виде проекта, иначе он просто не сможет ни понять происходящее в системе, ни тем более изменять ее. Стоит повнимательнее взглянуть на инструмент, используемый в UNIX для задания алгоритма работы многих частей системы, - на командный интерпретатор , shell . Оказывается, shell отлично себя показывает не только в диалоге с пользователем, но и как исполнитель сценариев , и как средство организации взаимодействия между задачами в системе.

Начнем с того, что shell - полноценный язык программирования , причем, как многие интерпретаторы, довольно высокого уровня. Если задача - разовая (нет требований по быстродействию, совместимости и переносимости) и достаточно абстрактная (нет привязки к конкретной сложной структуре данных), ее скорее всего можно решить, написав командный сценарий - программу на shell .

С другой стороны, одной алгоритмической полнотой при решении задач в системе ограничиваться нельзя. Скажем, машина Тьюринга [ 9 ] чрезвычайно проста и алгоритмически полна, однако мало кому придет в голову организовывать на основе ее модели диалог с пользователем или управление самой ОС. Здесь следует вспомнить, что shell - еще и исполнитель команд: он запросто общается с UNIX и утилитами. Значит, дополнив его механизмом управляемого взаимодействия команд с системой и друг с другом, мы получим неплохой интегратор (или оболочку - что, собственно, и есть перевод слова shell ).

Самое приятное, что такая программируемая оболочка не будет слишком выходить за рамки У: если уж, в наследство от диалоговой ипостаси shell , мы можем легко обращаться за решением подзадачи к любой утилите UNIX , дублировать ее в языке совершенно незачем, и там останутся как раз одни только алгоритмические и координационные абстракции.

Сценарий

Прежде чем рассмотреть возможности shell под двумя углами зрения, разрешим вот какое затруднение. Допустим, мы написали программу на языке какого-нибудь интерпретатора, например /bin/sh , и записали ее в некий файл , например /home/george/myscript (если /home/george - текущий каталог , можно использовать более короткий путь : myscript ). Как теперь выполнить этот сценарий ? Из man sh мы знаем, что для этого можно запустить командный интерпретатор с параметром - именем файла:

$ cat myscript echo "Hello, George!" $ /bin/sh myscript Hello, George!

Нельзя ли обойтись без имени программы, которая интерпретирует сценарий ? Вообще говоря, нет: в UNIX немало различных интерпретаторов с разнообразным синтаксисом, например обработчик текстов awk , потоковый текстовый редактор sed , универсальные языки программирования python и perl и много чего еще. Во всех этих языках есть возможность вставлять в текст сценария строчные комментарии, которые начинаются с символа "#" и заканчиваются в конце строки. Поэтому, если сценарий начинается с символов " # !", любой из этих интерпретаторов проигнорирует всю первую строку как комментарий. Система же, увидев " # !" в начале файла, понимает, что это сценарий . С третьего символа и до конца строки она читает имя программы , которой отдает этот файл на выполнение. Значит, если первой строкой в /home/george/myscript будет #!/bin/sh , его смело можно делать исполняемым (установить бит использования) и запускать:

$ chmod +x myscript $ cat myscript #!/bin/sh echo "Hello, $1!" $ ./myscript George Hello, George!

Строго говоря, после " # !" может стоять что угодно, например имя написанной нами программы с некоторыми обязательными параметрами; UNIX ее запустит и передаст ей в качестве параметров командной строки обязательные параметры (если они есть), затем имя сценария и все, что идет следом (в нашем примере George ). Если же после " # !" будет стоять несуществующий файл , система выдаст сообщение об ошибке :

$ cat myscript #!/bad/sh echo "Hello, $1!" $ ./myscript ./myscript: not found

Обратите, пожалуйста, внимание на то, что из этого сообщения якобы следует, что не найден сам файл сценария . Если не знать подоплеку явления, ситуация кажется подозрительной. Дело в том, что, запуская любую программу, UNIX всегда передает ей один параметр (который имеет индекс 0) - имя этой программы. Но в случае запуска сценария обработчик получит в качестве нулевого параметра не собственное имя, а имя сценария . А когда система этого обработчика не найдет, в сообщении об ошибке он будет упоминаться под новым именем.

Гнезда shell`ов

И еще одно немаловажное замечание. Сначала в UNIX был только один командный интерпретатор , написанный Стивеном Борном (Stephen Bourne), и назывался он просто "оболочка" (т. е. shell , а имя утилиты, для краткости, sh). Это была очень простая маленькая программа , она отлично работала именно как системный интегратор , но во всех остальных ипостасях была довольно слабой. И вот создателям 3BSD пришло в голову, что нужен совершенно новый командный интерпретатор , более удобный при работе в командной строке, с новыми возможностями программирования и с новым синтаксисом, приближенным к языку Си , который и так знаком любому UNIX -программисту. Получившуюся оболочку назвали C shell (за синтаксис команд; имя утилиты - csh ), она была намного мощнее старой, там была работа с историей, достраивание имен файлов, управление заданиями ; появились массивы и много чего еще.

Как уже говорилось выше, для построения произвольных алгоритмов необходимо иметь операторы проверки условий. Оболочка bash поддерживает операторы выбора if then else и case , а также операторы организации циклов for , while , until , благодаря чему она превращается в мощный язык программирования.

5.8.1 Операторы if и test (или )

Конструкция условного оператора в слегка упрощенном виде выглядит так:

if list1 then list2 else list3 fi

где list1 , list2 и list3 — это последовательности команд, разделенные запятыми и оканчивающиеся точкой с запятой или символом новой строки. Кроме того, эти последовательности могут быть заключены в фигурные скобки: {list} .

Оператор if проверяет значение, возвращаемое командами из list1 . Если в этом списке несколько команд, то проверяется значение, возвращаемое последней командой списка. Если это значение равно 0, то будут выполняться команды из list2 ; если это значение не нулевое, будут выполнены команды из list3 . Значение, возвращаемой таким составным оператором if , совпадает со значением, выдаваемым последней командой выполняемой последовательности.

Полный формат команды if имеет вид:

if list then list [ elif list then list ] ... [ else list ] fi

(здесь квадратные скобки означают только необязательность присутствия в операторе того, что в них содержится).

В качестве выражения, которое стоит сразу после if или elif , часто используется команда test , которая может обозначаться также квадратными скобками . Команда test выполняет вычисление некоторого выражения и возвращает значение 0, если выражение истинно, и 1 в противном случае. Выражение передается программе test как аргумент. Вместо того, чтобы писать

test expression,

можно заключить выражение в квадратные скобки:

[ expression ].

Заметьте, что test и [ — это два имени одной и той же программы, а не какое-то магическое преобразование, выполняемое оболочкой bash (только синтаксис [ требует, чтобы была поставлена закрывающая скобка). Заметьте также, что вместо test в конструкции if может быть использована любая программа.

В заключение приведем пример использования оператора if :

if [ -e textmode2.htm ] ; then

ls textmode*

else

pwd

Об операторе test (или […]) надо бы поговорить особо.

5.8.2 Оператор test и условные выражения

Условные выражения, используемые в операторе test , строятся на основе проверки файловых атрибутов, сравнения строк и обычных арифметических сравнений. Сложные выражения строятся из следующих унарных или бинарных операций ("элементарных кирпичиков"):

    A file

Верно, если файл с именем file существует.

    B file

Верно, если file существует и является специальным файлом блочного устройства.

    C file

Верно, если file существует и является специальным файлом символьного устройства.

    D file

Верно, если file существует и является каталогом.

    E file

Верно, если файл с именем file существует.

    F file

Верно, если файл с именем file существуети является обычным файлом.

    G file

Верно, если файл с именем file существуети для него установлен бит смены группы.

    H file или -L file

Верно, если файл с именем file существуети является символической ссылкой.

    K file

Верно, если файл с именем file существуети для него установлен "sticky"" bit.

    P file

Верно, если файл с именем file существуети является именованным каналом (FIFO).

    R file

Верно, если файл с именем file существуети для него установлено право на чтение

    S file

Верно, если файл с именем file существуети его размер больше нуля .

    T fd

Верно, если дескриптор файла fd открыт и указывает на терминал.

    U file

Верно, если файл с именем file существуети для него установлен бит смены пользователя.

    W file

Верно, если файл с именем file существуети для него установлено право на запись.

    X file

Верно, если файл с именем file существуети является исполняемым .

    O file

Верно, если файл с именем file существуети его владельцем является пользователь, на которого указывает эффективный идентификатор пользователя.

    G file

Верно, если файл с именем file существуети принадлежит группе, определяемой эффективным идентификатором группы.

    S file

Верно, если файл с именем file существуети является сокетом.

    N file

Верно, если файл с именем file существуети изменялся с тех пор, как был последний раз прочитан.

    file1 -nt file2

Верно, если файлfile1 имеет более позднее время модификации, чем file2 .

    file1 -ot file2

Верно, если файлfile1 старше , чем file2 .

    file1 -ef file2

Верно, если файлыfile1 и file2 имеют одинаковые номера устройств и индексных дескрипторов (inode).

    O optname

Верно, если задействована опция оболочки optname . Пояснения см. на странице man bash.

    Z string

Верно, если длина строки равна нулю.

    N string

Верно, если длина строки не равна нулю.

    string1 == string2

Верно, если строки совпадают. Вместо == может использоваться = .

    string1 !== string2

Верно, если строки не совпадают.

    string1 < string2

Верно, если строка string1 лексикографически предшествует строке string2 (для текущей локали).

    string1 > string2

Верно, если строка string1 лексикографически стоит после строки string2 (для текущей локали).

    arg1 OP arg2

Здесь OP — это одна из операций арифметического сравнения: -eq (равно), -ne (не равно), -lt (меньше чем), -le (меньше или равно), -gt (больше), -ge (больше или равно). В качестве аргументов могут использоваться положительные или отрицательные целые.

Из этих элементарных условных выражений можно строить сколь угодно сложные с помощью обычных логических операций ОТРИЦАНИЯ, И и ИЛИ:

    !(expression)

Булевский оператор отрицания.

    expression1 -a expression2

Булевский оператор AND (И). Верен, если верны оба выражения.

    expression1 -o expression2

Булевский оператор OR (ИЛИ). Верен, если верно любое из двух выражений.

Такие же условные выражения используются и в операторах while и until , которые мы рассмотрим чуть ниже.

5.8.3 Оператор case

Формат оператора case таков:

case word in [ [(] pattern [ | pattern ] ...) list ;; ] ... esac

Команда case вначале производит раскрытие слова word , и пытается сопоставить результат с каждым из образцов pattern поочередно. После нахождения первого совпадения дальнейшие проверки не производятся, выполняется список команд, стоящий после того образца, с которым обнаружено совпадение. Значение, возвращаемое оператором, равно 0, если совпадений с образцами не обнаружено. В противном случае возвращается значение, выдаваемое последней командой из соответствующего списка.

Следующий пример использования оператора case заимствован из системного скрипта /etc/rc.d/rc.sysinit.

case "$UTC" in

yes|true)

CLOCKFLAGS="$CLOCKFLAGS -u";

CLOCKDEF="$CLOCKDEF (utc)";

no|false)

CLOCKFLAGS="$CLOCKFLAGS --localtime";

CLOCKDEF="$CLOCKDEF (localtime)";

esac

Если переменная принимает значение yes или true, то будет выполнена первая пара команд, а если ее значение равно no или false - вторая пара.

5.8.4 Оператор select

Оператор select позволяет организовать интерактивное взаимодействие с пользователем. Он имеет следующий формат:

select name [ in word; ] do list ; done

Вначале из шаблона word формируется список слов, соответствующих шаблону. Этот набор слов выводится в стандартный поток ошибок, причем каждое слово сопровождается порядковым номером. Если шаблон word пропущен, таким же образом выводятся позиционные параметры. После этого выдается стандартное приглашение PS3, и оболочка ожидает ввода строки на стандартном вводе. Если введенная строка содержит число, соответствующее одному из отображенных слов, то переменной name присваивается значение, равное этому слову. Если введена пустая строка, то номера и соответствующие слова выводятся заново. Если введено любое другое значение, переменной name присваивается нулевое значение. Введенная пользователем строка запоминается в переменой REPLY . Список команд list выполняется с выбранным значением переменной name .

Вот небольшой скрипт:

#!/bin/sh

echo "Какую ОС Вы предпочитаете?"

select var in "Linux" "Gnu Hurd" "Free BSD" "Other"; do

break

done

echo "Вы бы выбрали $var"

Какую ОС Вы предпочитаете?
1) Linux
2) Gnu Hurd
3) Free BSD
4) Other
#?

Нажмите любую из 4 предложенных цифр (1,2,3,4). Если вы, например, введете 1, то увидите собщение:

“Вы бы выбрали Linux”

5.8.5 Оператор for

Оператор for работает немного не так, как в обычных языках программирования. Вместо того, чтобы организовывать увеличение или уменьшение на единицу значения некоторой переменной при каждом проходе цикла, он при каждом проходе цикла присваивает переменной очередное значение из заданного списка слов. В целом конструкция выглядит примерно так:

for name in words do list done.

Правила построения списков команд (list ) такие же, как и в операторе if .

Пример. Следующий скрипт создает файлы foo_1, foo_2 и foo_3:

for a in 1 2 3 ; do

touch foo_$a

done

В общем случае оператор for имеет формат:

for name [ in word; ] do list ; done

Вначале производится раскрытие слова word в соответствии с правилами раскрытия выражений, приведенными выше. Затем переменной name поочередно присваиваются полученные значения, и каждый раз выполняется список команд list . Если "in word " пропущено, то список команд list выполняется один раз для каждого позиционного параметра, который задан.

В Linux имеется программа seq , которая воспринимает в качестве аргументов два числа и выдает последовательность всех чисел, расположенных между заданными. С помощью этой команды можно заставить for в bash работать точно так же, как аналогичный оператор работает в обычных языках программирования. Для этого достаточно записать цикл for следующим образом:

for a in $(seq 1 10) ; do

cat file_$a

done

Эта команда выводит на экран содержимое 10-ти файлов: " file_1", ..., "file_10".

5.8.6 Операторы while и until

Оператор while работает подобно if , только выполнение операторов из списка list2 циклически продолжается до тех пор, пока верно условие, и прерывается, если условие не верно. Конструкция выглядит следующим образом:

while list1 do list2 done.

while [ -d mydirectory ] ; do

ls -l mydirectory >> logfile

echo -- SEPARATOR -- >> logfile

sleep 60

done

Такая программа будет протоколировать содержание каталога "mydirectory" ежеминутно до тех пор, пока директория существует.

Оператор until аналогичен оператору while :

until list1 do list2 done.

Отличие заключается в том, что результат, возвращаемый при выполнении списка операторов list1 , берется с отрицанием: list2 выполняется в том случае, если последняя команда в списке list1 возвращает ненулевой статус выхода.

5.8.7 Функции

Синтаксис

Оболочка bash позволяет пользователю создавать собственные функции. Функции ведут себя и используются точно так же, как обычные команды оболочки, т. е. мы можем сами создавать новые команды. Функции конструируются следующим образом:

function name () { list }

Причем слово function не обязательно, name определяет имя функции, по которому к ней можно обращаться, а тело функции состоит из списка команд list , находящегося между { и }. Этот список команд выполняется каждый раз, когда имя name задано как имя вызываемой команды. Отметим, что функции могут задаваться рекурсивно, так что разрешено вызывать функцию, которую мы задаем, внутри нее самой.

Функции выполняются в контексте текущей оболочки: для интерпретации функции новый процесс не запускается (в отличие от выполнения скриптов оболочки).

Аргументы

Когда функция вызывается на выполнение, аргументы функции становятся позиционными параметрами (positional parameters) на время выполнения функции. Они именуются как $n , где n — номер аргумента, к которому мы хотим получить доступ. Нумерация аргументов начинается с 1, так что $1 — это первый аргумент. Мы можем также получить все аргументы сразу с помощью $* , и число аргументов с помощью $# . Позиционный параметр 0 не изменяется.

Если в теле функции встречается встроенная команда return , выполнение функции прерывается и управление передается команде, стоящей после вызова функции. Когда выполнение функции завершается, позиционным параметрам и специальному параметру # возвращаются те значения, которые они имели до начала выполнения функции.

Локальные переменные (local)

Если мы хотим создать локальный параметр, можно использовать ключевое слово local . Синтаксис ее задания точно такой же, как и для обычных параметров, только определению предшествует ключевое слово local: local name=value .

Вот пример задания функции, реализующей упоминавшуюся выше команду seq :

seq()

local I=$1;

while [ $2 != $I ]; do

echo -n "$I ";

I=$(($I + 1))

done;

echo $2

Обратите внимание на опцию -n оператора echo , она отменяет переход на новую строку. Хотя это и несущественно для тех целей, которые мы здесь имеем в виду, это может оказаться полезным для использования функции в других целях.

Функция вычисления факториала fact

Еще один пример:

fact()

if [ $1 = 0 ]; then

echo 1;

else

echo $(($1 * $(fact $(($1 — 1)))))

Это функция факториала, пример рекурсивной функции. Обратите внимание на арифметическое расширение и подстановку команд.

В. Костромин (kos at rus-linux dot net) - 5.8. Shell как язык программирования

Что такое shell и зачем он нужен

Командная оболочка в любых unix-подобных системах, к которым относится и GNU/Linux, является обычной программой, запускаемой как в текстовой консоли (которая используется всё реже), так и в графической среде – в окне эмулятора терминала, доступного в любой Linux-системе.

Ее задача проста и очевидна: принять строку (или строки) ввода, произвести их синтаксический анализ и на основе результатов этого анализа отреагировать соответствующим образом – выполнить команду, запустить программу, вывести диагностическое сообщение и т.п.

Почти во всех дистрибутивах Linux для пользователей по умолчанию назначается командная оболочка bash (Bourne Again SHell – ещё одна командная оболочка Бурна; Стив Бурн – автор первой командной оболочки в Unix – sh). Фактически она стала неофициальным стандартом, и усовершенствование ее функциональных возможностей продолжается непрерывно. Существуют и другие командные оболочки – tcsh (версия C-shell), ksh (Korn Shell), zsh и т.д. – у каждой есть свои достоинства и недостатки, а также свои группы поклонников. Тем не менее, bash более привычна широким массам пользователей с различными уровнями подготовки, потому я и остановил свой выбор на ней. Стоит также отметить, что какими бы возможностями ни обладали различные оболочки, все они совместимы со своим идеологическим прародителем – Bourn Shell (sh). Иными словами, скрипт, написанный для sh, будет корректно работать в любой современной оболочке (обратно, вообще говоря, неверно).

Преимущества командной строки

Может возникнуть вопрос: зачем возиться с командной строкой, если существуют удобные и красивые графические интерфейсы? Тому есть множество причин. Во-первых, далеко не все операции удобнее и быстрее выполнять с помощью графического интерфейса. Во-вторых, каждая программа следует основополагающему принципу Unix-систем: делать чётко определённую работу и делать её хорошо. Иными словами, вы всегда понимаете, что происходит при запуске той или иной утилиты (если что-то не вполне понятно, то следует обратиться к man-руководству). В-третьих, осваивая команды, пробуя их сочетания и комбинации их параметров, пользователь изучает систему, приобретая ценный практический опыт. Вы получаете доступ к таким эффективным инструментам, как конвейеры, позволяющие организовать цепочку команд для обработки данных, средства перенаправления ввода/вывода, а кроме того, можете программировать непосредственно в командной оболочке. Пожалуй, на программировании стоит остановиться подробнее, тем более что многие системные сценарии в Linux (например, скрипты запуска системных сервисов) написаны для shell.

Командная оболочка в качестве языка программирования

Итак, командную оболочку можно рассматривать как язык программирования и как программную среду выполнения одновременно. Разумеется, этот язык не компилируемый, а интерпретируемый. Он допускает использование переменных: системных или собственных. Последовательность выполнения команд программы изменяется с помощью конструкций проверки условия и выбора соответствующего варианта: if-then-else и case. Циклы while, until и for позволяют автоматизировать многократно повторяющиеся действия. Имеется возможность объединять группы команд в логические блоки. Вы можете даже писать настоящие функции с передачей в них параметров. Таким образом, налицо все признаки и характеристики полноценного языка программирования. Попробуем извлечь из этого двойную пользу – наряду с изучением основ программирования автоматизируем свою повседневную работу.

Hello, World! Простая система резервного копирования

О необходимости регулярного резервного копирования данных знают все, но у пользователей вечно не хватает времени на эту скучную операцию. Выход прост – организовать автоматическое создание резервных копий. Это и будет нашим первым заданием по программированию в командной оболочке.

#!/bin/bash # # Резервное копирование каталогов и файлов из домашнего каталога # Этот командный скрипт можно автоматически запускать при помощи cron # cd $HOME if [ ! -d archives ] then mkdir archives fi cur_date=`date +%Y%m%d%H%M` if [ $# -eq 0 ] ; then tar czf archive${cur_date}.tar.gz projects bin else tar czf archive${cur_date}.tar.gz $* fi if [ $? = 0 ] ; then mv archive${cur_date}.tar.gz $HOME/archives echo "$cur_date – Резервное копирование успешно завершено." else echo "$cur_date – ОШИБКА во время резервного копирования." fi

Любой командный сценарий (script – скрипт, так называются программы командной оболочки) начинается со строки идентификатора, в которой явно задаётся интерпретатор команд с указанием полного пути к нему. Полный путь – последовательное перечисление всех каталогов, начиная с корневого, в которые надо войти, чтобы добраться до целевого файла, и, разумеется, имя этого файла. Запись полного пути чрезвычайно важна для однозначной идентификации каждого файла в иерархии файловой системы.

Далее следуют четыре строки комментариев. Как только командная оболочка встречает символ "#", она считает все последующие символы комментариями и полностью игнорирует их до конца текущей строки. Поэтому комментарий можно начать не с самого начала строки, а сопроводить им какую-либо команду.

После комментариев располагается пустая строка. Для командной оболочки она ничего не значит, и никаких действий не производится. В сценариях пустые строки обычно вставляют для того, чтобы обеспечить удобство чтения программного кода.

Наконец-то мы добрались до первой «настоящей» команды. Она позволяет сменить каталог (Change Directory), т.е. перейти из текущего каталога в другой, переданный команде как аргумент. В большинстве случаев целевой каталог задаётся в явной форме, например, cd /tmp или cd projects, но в нашем случае используется предопределённая системная переменная HOME – в ней содержится полный путь к домашнему каталогу текущего пользователя, от имени которого выполняется командный сценарий. Тем самым мы избавляемся от необходимости вносить изменения в код всякий раз при смене пользователя, потому что команда возвращает любого в его личный каталог. Знак доллара "$" перед именем переменной означает, что необходимо извлечь значение, содержащееся в этой переменной, и подставить его в командную строку вместо её имени. Особо следует отметить, что в командном языке оболочки регистров букв имеют важное значение, т.е. HOME, Home и home – это три различные переменные. По соглашению, буквами верхнего регистра обозначаются имена системных переменных: HOME, PATH, EDITOR и т.д. Это соглашение не запрещает пользователям создавать свои переменные с именами из заглавных букв, но зачем усложнять себе жизнь, нарушая общепринятые нормы и правила? Не рекомендуется также изменять значения системных переменных без крайней необходимости. В общем, соблюдаем простое правило: системные переменные используем только для чтения, а если потребовалась собственная, то её имя записываем буквами нижнего регистра.

Нашу первую команду можно было бы записать более кратко:

cd ~

Здесь символ "~" также означает домашний каталог текущего пользователя. Ветераны командной строки выражаются ещё лаконичнее:

cd

Смысл в том, что когда для команды cd не задан никакой аргумент, она выполняет переход в домашний каталог.

На очереди классическая программная конструкция проверки условия и принятия соответствующего решения. Общая схема такова:

if <условие> then <одна или несколько команд> fi

Последнее слово конструкции (if в обратном порядке) выполняет роль закрывающей скобки, т.е. границы списка команд, выполняемых при истинности условия. Присутствие fi обязательно, даже если в списке лишь одна команда.

Для проверки условия, как правило, применяется команда test или её альтернативная форма записи в квадратных скобках. Иначе говоря, записи

if [ ! -d archives ] if test ! -d archives

абсолютно равнозначны. Я предпочитаю квадратные скобки, поскольку они более наглядно определяют границы проверяемого условия. И правая, и левая скобка должны быть обязательно отделены от условия пробелами.

Критерии проверки условия определяются разнообразными флагами. Команда test распознаёт очень большой их список. В нашем примере использован флаг -d, позволяющий проверить, соответствует ли заданное после флага имя реально существующему каталогу (directory). Наиболее часто при работе с файлами применяются следующие флаги:

F – существует ли обычный файл с заданным именем;

R – установлено ли для заданного файла право на чтение из него;

W – установлено ли для заданного файла право на запись в него;

X – установлено ли для заданного файла право на его выполнение;

S – имеет ли заданный файл ненулевой размер.

В нашем случае перед условием стоит восклицательный знак, обозначающий операцию логического отрицания, поэтому смысл проверяемого условия становится абсолютно противоположным. Попробуем записать смысл этих команд на обычном русском языке:

if [ ! -d archives ] Если не существует каталог archives (в текущем каталоге), then то начать выполнение блока команд: mkdir archives создать каталог archives (в текущем каталоге) fi завершить выполнение блока команд.

Как видите, всё оказалось не таким уж и сложным. Немного практики, и вы без труда сможете читать и самостоятельно создавать подобные конструкции. Команда создания каталога настолько очевидна, что дополнительных разъяснений не требуется.

В следующей строке мы создаём собственную локальную переменную cur_date. В подавляющем большинстве случаев переменные создаются простым присваиванием конкретного значения, например:

ten=10 string="Это строка текста"

Но в нашем примере применяется небольшая хитрость. Обратите внимание, что после знака равенства – символа присваивания – записана команда в обратных кавычках. Такая форма записи позволяет присвоить переменной не саму строку, а результат её выполнения. Здесь это вывод команды date, которая возвращает текущую дату и время в формате, определяемом списком параметров:

%Y – текущий год в полной форме, т.е. из четырёх цифр (например, 2009);

%m – номер текущего месяца (например, 09 – для сентября);

%d – номер текущего дня;

%H – текущий час в 24-часовом формате;

%M – текущая минута.

Таким образом, если выполнить команду

cur_date=`date +%Y%m%d%H%M`

десятого сентября 2009 года в 22:45, то переменной cur_date будет присвоено строковое значение "200909102245". Цель этого ухищрения – сформировать уникальное, не повторяющееся имя архивного файла. Если вы намерены запустить несколько экземпляров программы в течение одной минуты, то можете улучшить уникальность имён, добавляя ещё и текущие секунды. Как? Изучите руководство утилиты date (man date) – в этом нет ничего сложного.

Прежде чем приступить к созданию файла архива, необходимо определить, какие именно каталоги мы будем сохранять в нём. Для большей гибкости можно задать набор каталогов, архивируемых по умолчанию, но предусмотреть возможность замены этого набора списком каталогов, передаваемым как аргумент в наш командный сценарий. Для этого используются специальные переменные командной оболочки: $# – число переданных в сценарий параметров и $* – все переданные параметры, записанные в формате одной строки.

if [ $# -eq 0 ] ; then

Проверка условия «если число переданных параметров равно нулю», то выполнить следующую команду. Отметим, что ключевое слово then можно записать в строке условия, отделив его от условного выражения точкой с запятой.

tar czf archive${cur_date}.tar.gz projects bin

Команда создания архивного файла и сжатия этого файла. Сама утилита tar не выполняет сжатие, а только лишь собирает все заданные файлы и каталоги в единый tar-файл. Для этого предназначен первый флаг - c (create – создать). Сжатие выполняет внешняя программа – здесь это gzip, вызываемый вторым флагом - z. Если в вашей системе установлена более эффективная программа сжатия bzip2, то вы можете воспользоваться ею, изменив команду следующим образом:

tar cjf archive${cur_date}.tar.bz2 projects bin

Третий флаг f сообщает о том, что далее следует имя архивного файла, поэтому всегда является замыкающим в перечне флагов. Обратите внимание на то, что при подстановке имя переменной заключено в фигурные скобки. Это сделано, чтобы явно выделить переменную в окружающей её строке, тем самым устраняя многие потенциальные проблемы. Расширения архивному файлу не присваиваются автоматически, вы сами дописываете всё необходимое. В качестве каталогов, архивируемых по умолчанию, я указал projects и bin, но вы можете записать здесь имена своих наиболее ценных каталогов.

Ключевое слово else открывает альтернативную ветвь выполнения. Команды этого блока начинают работать, если проверка условия даёт результат «ложь» (в нашем примере: «число переданных параметров ненулевое», т.е. пользователь задал имена каталогов). В этом случае команда будет выглядеть так:

tar czf archive${cur_date}.tar.gz $*

Здесь каталоги по умолчанию заменены строкой имён каталогов, принятой извне. Имеется возможность принимать и обрабатывать каждый внешний параметр по отдельности, но нам удобнее передать строку целиком.

В конце программы выполняется ещё одна проверка. В unix-средах все команды возвращают код статуса завершения своей работы. Если команда отработала успешно, то она возвращает код 0, в противном случае код завершения будет ненулевым. Чтобы проверить успешность выполнения предыдущей команды архивации, воспользуемся ещё одной специальной переменной $?, в которой всегда содержится значение кода завершения самой последней команды. Если в переменной $? содержится 0, т.е. файл резервной копии был успешно создан, то мы перемещаем его в каталог архивов:

mv archive${cur_date}.tar.gz $HOME/archives

и выдаём соответствующее сообщение:

echo "$cur_date – Резервное копирование успешно завершено."

Если проверка показала, что код завершения операции архивирования не равен нулю, то выводится сообщение об ошибке:

echo "$cur_date – ОШИБКА во время резервного копирования."

На этом работа нашего командного сценария завершается.

Чтобы проверить работу нашей программы, необходимо сохранить описанный выше исходный код в файле, например, с именем bckp, а затем для удобства сделать его выполняемым:

chmod 750 bckp

и запустить:

./bckp

для создания резервной копии каталогов, заданных по умолчанию, и

./bckp docs progs works

для создания резервной копии перечисленных каталогов (укажите имена каталогов, действительно существующих в вашей системе, иначе получите сообщение об ошибке).

Можно поместить файл bckp в один из каталогов, указанных в системной переменной PATH. Наиболее предпочтительными местами размещения являются /usr/local/bin или $HOME/bin, если таковые у вас имеются. После этого вы можете запускать bckp как системную команду.

Как автоматизировать операции резервного копирования «по расписанию»

Несколько слов об автоматизации резервного копирования. Для этой цели служит системный планировщик cron, который считывает рабочие инструкции из специального crontab-файла. Чтобы определить такие инструкции, необходимо создать и отредактировать свой crontab-файл при помощи команды:

crontab -e

Инструкции записываются в строго определённом формате (поля разделяются пробелами):

минуты часы день_месяца месяц день_недели команда

Один из вариантов расписания операций резервного копирования может выглядеть следующим образом:

30 23 10,20,30 * * /usr/local/bin/bckp

Это означает, что сценарий резервного копирования (следует указать полный путь к этому файлу) будет выполняться в 23:30 10-го, 20-го и 30-го числа каждого месяца независимо от дня недели. (Звёздочки обозначают весь допустимый диапазон значений, в данном случае: каждый месяц – в 4-м поле, любой день недели – в 5-м поле)

Если вы предпочитаете подводить итоги по неделям, а ваша система работает круглосуточно, то имеет смысл запланировать резервное копирование в часы с минимальной нагрузкой:

0 5 * * 3,5 /usr/local/bin/bckp

Здесь резервные копии будут создаваться в 5:00 по средам и пятницам в каждом месяце (звёздочка в 4-м поле), независимо от числа (звёздочка в 3-м поле).

Обо всех тонкостях составления расписания можно прочитать в руководстве man 5 crontab.

Итоги и выводы

Рассмотренный в данной статье сценарий резервного копирования обладает скромными функциональными свойствами. Но не в этом состояла его главная задача, а в том, чтобы читатель понял, что можно делать в командной строке, и не только скопировал и выполнил предложенный командный файл, а заинтересовался расширением его функций, занялся исследованием необъятных возможностей, предоставляемых командными оболочками. И если кто-то, прочитав эту статью, попробует усовершенствовать приведённый здесь код, или напишет собственный вариант, или реализует свою независимую идею, то я сочту, что основная цель достигнута.

Ресурсы для скачивания

static.content.url=http://www.сайт/developerworks/js/artrating/

ArticleID=458335

ArticleTitle=Основы программирования в командной оболочке shell