Сообщение о сергее васильевиче рахманинове. Сергей васильевич рахманинов: о музыке. Жизнь в эмиграции

31.01.2019

1 апреля (20 марта) 1873, имение Онег, ныне Новгородской области - 28 марта 1943, Беверли Хиллз, Калифорния, США. Похоронен в Волхолле, близ Нью-Йорка.
Русский композитор, пианист, дирижёр.

В 1904-1906 годах - дирижёр Большого театра. С декабря 1917 года жил за рубежом (с 1918 года в США). В творчестве Рахманинова с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания - с ритмической энергией. 4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини» (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895-1936), фантазия «Утес» (1893), поэма «Остров мертвых» (1909), «Симфонические танцы» (1940) для оркестра, кантата «Весна» (1902), поэма «Колокола» (1913) для хора и оркестра, оперы «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (обе 1904), романсы.

Безжалостная музыкальная рег, Рахманинов всегда тщательно планировал свои выступления. Он основывал свои интерпретации на теории, что каждая музыкальная музыка имеет «кульминацию». Независимо от того, где эта точка была или в какой динамике внутри этой части, исполнитель должен был знать, как бороться с абсолютным и точным вычислением; В противном случае вся часть конструкции может разрушиться, и часть может стать отключенной. Это была практика, полученная от маленького русского федора Шаляпина, верного друга.

Радманинов часто, казалось, импровизировал, хотя на самом деле он не был. В то время как его интерпретации были мозаикой мелких деталей, когда эти мозаики объединились с точки зрения производительности, они могли, в соответствии с темпом воспроизводимой песни, пролетать над скоростью, создавая впечатление немедленной мысли.

Годы учебы
Рахманинов родился в дворянской семье с давними музыкальными традициями (его дед Аркадий Александрович Рахманинов, 1808-1881, был известен как автор салонных романсов). Начал систематически учиться музыке в пятилетнем возрасте. В 1882 поступил в Петербургскую консерваторию. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занимался вначале у известного пианиста-педагога Н. С. Зверева (чьим учеником был также Скрябин), а с 1888 - у А. И. Зилоти(фортепиано), А. С. Аренского(композиция, инструментовка, гармония), С. И. Танеева (контрапункт строгого письма). Среди произведений, написанных в годы учебы, - Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1891, 2 редакция, 1917), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (по А. К. Толстому, 1991). В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892 - как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы» (1892, поставлена в Большом театре в 1893).

Преимущество Рахманинова в этом процессе строительства у большинства его современников приближалось к пьесам, которые он играл с точки зрения композитора, а не к интерпретатору. Если вы композитор, у вас есть определенная близость с другими композиторами. Вы можете связаться со своим воображением, узнать что-то о своих проблемах и их идеалах. Вы можете дать им цветные работы. Это самое важное для меня в моих интерпретациях, цвет. Поэтому они создают живую музыку.

Однако Рахманинов также гораздо лучше понимал структуру многих своих современников, таких как Хофманн или большинство пианистов предыдущего поколения, судя по их записи. Запись, показывающая подход Рахманинова, - это второй полонез Листа, записанный в Перси Грейнджер, на который повлиял композитор и специалист Листа Ферруччо Бузони, который за несколько лет до этого записывал одну и ту же пьесу. Эффект Рахманинова Гораздо более напряженный и сконцентрированный Грейнджером. Драйв и монументальная русская концепция отличаются заметным отличием от более тонких австралийских представлений.

Высокого мнения о даровании Рахманинова был Чайковский, под чьим сильнейшим влиянием проходило творческое становление молодого композитора. На смерть Чайковского Рахманинов откликнулся Элегическим трио «Памяти великого художника» для фортепиано, скрипки и виолончели (1893). Среди других произведений 1890-х гг. выделяются симфоническая фантазия «Утес» (1893), Музыкальные моменты для фортепиано (6 пьес, 1896) и ряд романсов, в числе которых такие жемчужины русской вокальной лирики, как «В молчаньи ночи тайной» на слова Фета, «Не пой, красавица, при мне» на слова Пушкина, «Весенние воды» на слова Тютчева. Со дня своего первого исполнения вплоть до нашего времени исключительной популярностью пользуется Прелюдия до-диез минор для фортепиано (1893) - хронологически самая ранняя из 24 пьес Рахманинова в этом жанре.

Спекуляция о синдроме Марфана и акромегалии

Рахманинов показывает филигрань как неотъемлемую часть структуры работы, а не просто декоративную. Эта стройная и рахманиновская структура, длинные конечности, узкая голова, выдающиеся уши, тонкий нос и предполагают, что у нее может быть синдром Марфана, наследственная болезнь соединительной ткани.

Этот синдром был бы представлен для нескольких незначительных расстройств, перенесенных на протяжении всей жизни, включая боль в спине, артрит, усталость глаз и синяки кончика пальцев. Это предположение Марфана было предложено д-ром Аронсоном, значительно отличающимся от спекуляций Юнга. Тем не менее, Рахманинов явно не показывает каких-либо других характерных черт Марфана, таких как сколиоз, диссекция грудной клетки и осложнения глаз или сердца. Он также не выразил никаких клинических эффектов синдрома, связанного с Марфаном, такого как синдром Била, синдром Элерса-Данлоса, гомоцистинурия, синдром Стиклера или синдром Сфинтена-Голдберга.

В 1895 Рахманинов сочинил Первую симфонию, премьера которой, состоявшаяся два года спустя под управлением А. К. Глазунова, обернулась крупным провалом. По свидетельству современников, из-за крайне небрежного исполнения симфония не была оценена должным образом; тем не менее Рахманинов воспринял происшедшее как доказательство его собственной творческой несостоятельности и на несколько лет отошел от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности. В сезоне 1897/98 Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперыС. И. Мамонтова; тогда же началась его международная исполнительская карьера (первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899). В 1898-1900 Рахманинов неоднократно выступал в ансамбле с Ф. И. Шаляпиным.

Нет никаких признаков того, что у его семьи были немедленные сходные сношения, вручную, исключая семейную аранодаттилию. Рахманинов не проявлял никаких признаков цифровых гиппократов или каких-либо явных гипертрофических изменений кожи, связанных с пахидермопериоститом. Акромегалия - альтернативный диагноз, который может быть вызван чрезмерным употреблением, хотя причиной этого является синдром запястного туннеля или просто отек и опухание рук, связанных с акромегалией. Меланома связана с акромегалией и, возможно, была окончательным ключом к диагнозу Рахманинова.

1900-е годы
К началу 1900-х гг. Рахманинову удалось преодолеть творческий кризис. Последовавшие за этим полтора десятилетия стали самыми плодотворным в его биографии. Стиль Рахманинова глубоко укоренен в традиции русской музыки 19 в., особенно московского направления, признанным лидером которого был Чайковский. Этот стиль композитора находит яркое выражение в первых же крупных произведениях этого периода - популярнейшем Втором концерте для фортепиано с оркестром и Сонате для виолончели и фортепиано (оба - 1901).

Но опять же, может быть, просто большие руки. Многие записи Рахманинова признаны классиками. Томас Эдисон, который был абсолютно глухим, не заботился о пьесе Рахманинова и называл его «миномет» на своей первой встрече. Тем не менее, сотрудники студии звукозаписи Эдисона в Нью-Йорке попросили Эдисона пересмотреть свое презрительное положение, в результате чего был заключен ограниченный десятипартийный контракт. Эдисон позаботился о своих фортепианных записях, но использовал необычный трюк, Лаутер, сделанный в Ньюарке, Рахманинов записал на большом концерте Лаутера, один из немногих из них.

Радостным, поистине весенним мироощущением проникнута кантата «Весна» на стихи Некрасова (1902). Другие крупные инструментальные опусы 1900-х гг. - Симфония №2 (1907) и Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1909), - при всей свой драматической насыщенности, также завершаются безусловно «позитивным» эмоциональным итогом. На этом фоне своим мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца А. Беклина.

Персонал Эдисона и Рахманинов был доволен выпущенными выпусками и хотел записать больше, но Томас Эдисон отказался привлечь пианиста для дальнейшей работы, сказав, что десяти сторон было достаточно для престижных целей маркировки. Компания была рада наблюдать за ограничениями Рахманинова и с гордостью рекламировала его как одного из своих великих художников-исполнителей. Особенно известны его интерпретации Карнавала Шумана и Шонайского сонарского похороны, а также множество более коротких произведений.

Рахманинов также по-разному участвовал в музыке на фортепианных роликах. По данным отдела ампической рекламы, он изначально не верил, что перфорированный рулон бумаги обеспечит точную запись, поэтому он был приглашен послушать тестовую копию своей первой записи.

В 1904-06 Рахманинов работал дирижером Большого театра, где его «специальностью» были оперы русских композиторов 19 в. Тогда же он написал две одноактные оперы, которые в отличие от «Алеко» не получили широкого признания: «Франческа да Римини» на либретто М. И. Чайковского по Данте и «Скупой рыцарь» по Пушкину. Обе оперы увидели свет рампы в 1906 в Большом театре под управлением автора. Третья опера этого периода, «Монна Ванна» (по одноименной пьесе М. Метерлинка) осталась неоконченной.

В этом посте мы расскажем о жизни и временах худшего кошмара каждого пианиста Сергея Рахманинова. Мальчик из аристократии, молодой Сергей не из тех, кто страдает от нужды. Отец Рахманинова, Василий и мать, Любовь, были любительскими пианистами; однако именно мама отдала Сергею ранние уроки. Дедушка Аркадий Александрович Рахманинов признал талант Сергея и внес свой вклад в его образование, привлекая знаменитую Анну Орнатскую, чтобы формально учить фортепиано Сергею в нежном возрасте 9 лет. Она осталась с Рахманиновым, пока они не переехали в Санкт-Петербург, где Сергей начал занятия в консерватории.

В 1910-х гг. Рахманинов уделяет значительное внимание крупным хоровым формам. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его великолепные богослужебные композиции - Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 была написана монументальная поэма «Колокола» на стихи Э. По для солистов, хора и оркестра; по своему стилю это произведение ассоциируется не столько с русскими образцами кантатно-ораториального жанра (Чайковский, Танеев), сколько с вокально-симфоническими фресками позднего Листа.

Этот шаг знаменует собой неудачное время для семьи. В дополнение к унижению потери своего имущества в Семеново, эпидемия дифтерии убила его сестру, Софию. Его родители вскоре отделились, оставив троих оставшихся детей в заключении Любова. Позднее Рахманинов отдает должное своему учителю Звереву за то, что он оборачивается и прививает дисциплинированные рабочие привычки, которые будут служить ему на всю жизнь. Несмотря на это почтение к учителю, учеба Сергея в Москве привела его к большей страсти к композиции.

Его смещение акцента на композицию разозлило Зверева и привело Рахманинова к завершению учебы с Александром Зилоти. Рахманинов изучал теорию у великого Антона Аренского и Сергея Танеева. Примерно в это же время Рахманинов был также представлен Чайковскому, который будет оказывать глубокое влияние на композиционный стиль Сергея. Чайковский поручил подростку Рахманинову устроить фортепианную транскрипцию сюиты из балета «Спящая красавица». Сначала эту комиссию предложили Силоти, который отказался, но предположил вместо этого, что Рахманинов был бы более чем способен.

Богато и разнообразно представлены в творчестве 1900-10-х гг. и малые формы: романсы (в том числе знаменитые «Сирень» на слова Е. А. Бекетовой и «Здесь хорошо» на слова Г. Галиной, 1902, «Маргаритки» на слова И. Северянина, 1916, и многие другие), пьесы для фортепиано (в том числе 2 тетради прелюдий, 1903, 1910, и 2 тетради «Этюдов-картин», 1911, 1916-17). В отличие от большинства других композиторов-пианистов Рахманинов не придавал особого значения жанру фортепианной сонаты: ни одно из двух его произведений в этом жанре (1907, 1913) не принадлежит к числу крупных художественных удач.

Силоти руководил договоренностью, которая стала первой из многих блестящих и эффективных транскрипций, которые Рахманинов напишет в течение своей карьеры. Помимо всех этих влиятельных влияний Сергей узнал вместе с блестящими одноклассниками, в том числе знаменитым Александром Скрябиным. За это достижение Рахманинов принял Великую Золотую медаль Московской консерватории как только третий человек, получивший честь.

Частые летние резиденции в поместье Иванонька стали источником вдохновения из бесконечных полей катания и уединения, которое он получил. Рахманинов воскликнул бы отвращение к своей знаменитой прелюдии, так как ее так часто требовали, как бис на его концертах. Несмотря на это, он позже написал два дополнительных набора из 10 и 13 прелюдий соответственно, выполнив полный набор из 24 прелюдий все в разных ключах. Симфония № 1 была жестоко отвергнута критиками, в первую очередь националистическим композитором Сезаром Цуи, который уподобил ее изображению десяти язв Египта, предполагая, что его будут восхищать «заключенные» музыкальной консерватории в аду.

Эмиграция

В декабре 1917 Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 он вместе с семьей поселился в США. Последние 25 лет Рахманинов вел жизнь странствующего пианиста-виртуоза. Слава Рахманинова-пианиста, которая и до 1917 была достаточно велика, вскоре стала поистине легендарной. Особым успехом пользовались его интерпретации собственной музыки и произведений композиторов-романтиков - Шопена, Шумана, Листа. Граммофонные записи рахманиновской игры дают представление о его феноменальной технике, чувстве формы, исключительно ответственном отношении к деталям. Пианизм Рахманинова оказал влияние на таких выдающихся мастеров фортепианного исполнительства, как В. В. Софроницкий, В. С. Горовиц, С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс.

Другие свидетели предположили, что Глазунов, возможно, был пьян на мероприятии. Русская православная церковь и родители девочки выступали против их брака, таким образом, останавливая планы супружеской пары и сводя к полному психическому расстройству. Вскоре после этого Сергей вернулся в мир композиционной славы с премьером его фортепианного концерта № 2, посвященный доктору. Эта пьеса была очень хорошо принята на премьере, на которой Рахманинов был солистом. В довершение всего, Сергей нашел способ жениться на Наталье, используя военный опыт семьи, чтобы обойти церковь.

Многочисленные концертные выступления не оставляли Рахманинову сил и времени для сочинения музыки; свою роль в снижении творческой активности сыграл и многолетний отрыв композитора от Родины. В течение первых девяти лет эмиграции Рахманинов не написал ни одного нового произведения; затем появились Концерт №4 для фортепиано с оркестром (начатый в России в середине 1910-х гг., он был завершен в 1926), «Три русские песни» для хора и оркестра (1926), Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931), Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934), Симфония №3 (1935-36) и «Симфонические танцы» для оркестра (1940). В последних двух произведениях с особой силой звучит тема тоски по утраченной России.

После нескольких успешных выступлений в качестве дирижера Рахманинову была оказана работа дирижером в Большом театре. Он провел три три зимы в Дрездене, Германия, интенсивно сочиняя и каждый год возвращался в свою старую гавань «Ивановка». Связь с Америкой началась, когда Рахманинов совершил свой первый тур по США в качестве пианиста. Для этого события Рахманинов сочинил Концерт № 3 для фортепиано в качестве показа. Эти успешные концерты сделали его популярным художником; однако он был недоволен турне и отклонил просьбы о будущих американских концертах, пока он не эмигрировал из России в С. в том числе предложение стать постоянным дирижером Бостонского симфонического оркестра.

Сергей Рахманинов

Имя этого великого музыканта известно во всем мире и его смело можно назвать «русским гением». Рахманинов был великолепным пианистом, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. В своем сердце музыкант пронес через всю жизнь не только сильную любовь к музыке, но и к Родине, которая отразилась в его творчестве.

Петербург для Хельсинки с женой и двумя дочерьми на открытых салазках. Хотя он отказался от всех трех, он начал думать, что Соединенные Штаты могут предложить решение своих финансовых проблем. Одним из постоянных посетителей Рахманинова был известный пианист Владимир Горовиц. Обращаясь к своему третьему фортепианному концерту, Рахманинов сказал Грейнер, он услышал, что г-н Горовиц очень хорошо играет на моем Концерте. Это был мой настоящий дебют! Рахманинов был впечатлен его младшим коллегой, и броманс был подделан из двух человек, которые вполне поддерживали карьеры друг друга и очень восхищались работой друг друга.

Краткая биография

С. Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стал обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста. Когда Сергею Васильевичу исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец будущего композитора ушел из семьи, поэтому о детях теперь заботилась одна мать. Она-то и приняла решение дать Сергею именно музыкальное образование, как и хотела первоначально. Вскоре Рахманинова принимают на младшее отделение в Петербургскую консерваторию. Вот только с учебой у мальчика не заладилось, ведь он предпочитал проводить время на улице, а не за фортепиано. Тогда по совету Александра Зилоти, который приходился Рахманинову двоюродным братом, было решено перевести юного музыканта в Московскую консерваторию к Н.С. Звереву. Этот педагог давно славился своей особой системой воспитания одаренных учеников. Он выбирал из класса двух-трех талантливых детей и забирал на полный пансион к себе домой. Там Николай Сергеевич приучал учеников к дисциплине, высочайшей организованности и систематическим занятиям, занимаясь с каждым из них индивидуально. В 1887 году Рахманинов начинает сочинять и записывать первые произведения. В то время его преподавателем по контрапункту становится С.И. Танеев.

Благодаря своим многочисленным исполнительским работам, результат Рахманинова как композитора значительно замедлился. С. и Европы, он выполнил только шесть сочинений. Другой, возможно, более важной причиной этой засухи, возможно, был вневременный случай тоски по родине. Там, в комфорте собственной виллы, которая напоминала ему о его прежнем семейном поместье, Рахманинов сочинил Рапсодию на тему Паганини.

Многие музыканты, в том числе и я, иногда совершают честную ошибку, считая великих композиторов сверхчеловеческими и сверх таких смертных забот, как болезнь. Поэтому он может стать шоком, который даже великолепный Рахманинов может быть подвержен болезням продвинутой меланомы. Хор на своем похоронах пел пятое движение своего «Всенощного бдения». Спустя столетие пианистов допросили, почему Рахманинов предпочтет пытать их вид, может быть простое объяснение. В дополнение к его очевидной виртуозности, Сергей обладал физическими дарами, включая исключительную высоту и чрезвычайно большие руки с гигантским протяжением пальца.

Сергей Васильевич окончил консерваторию по двум классам – фортепиано (1891 г.) и композиции (1892 г.). Его дипломной работой стала опера «Алеко», созданная им всего за семнадцать дней. За свое сочинение он получил высочайшую отметку «5+». В 1892 году Сергей Васильевич впервые выступил перед публикой как пианист, со своей известнейшей Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества.

В 1897 году состоялась долгожданная премьера Первой симфонии, над которой Рахманинов долго работал. После этого концерта, который был крайне неудачным для композитора, он не сочинял ничего в течение трех лет, так как произведение провалилось. Публика и безжалостные критики отрицательно встретили симфонию, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. В итоге партитуру он уничтожил, запретив когда-либо исполнять ее. Оставив на время композицию, Сергей Васильевич вплотную занялся исполнительской деятельностью. В 1900 году он вновь вернулся к любимому занятию и принялся за написание Второго фортепианного концерта. Вслед за ним, выходят другие популярные сочинения композитора. В 1906 году Рахманинов решает уйти с постоянной работы в Мариинском женском училище, где он преподавал теорию музыки, чтобы заняться творчеством.

В 1917 году композитор вместе со своей семьей отправляется в Швецию с концертной программой, и предполагалось, что вернутся они через два месяца. Однако, как оказалось, с родными краями они простились уже навсегда. Вскоре семейство Рахманиновых переехало в Америку. Там очень ценили талант Сергея Васильевича и считали его пианистом мирового уровня. Ему приходилось много и напряженно работать, подготавливая концертные программы, иногда из-за чего сильно болели руки.

В этот период Рахманинов снова делает большой перерыв и ничего не сочиняет практически восемь лет. Лишь в 1926 году из-под его пера появляется Четвертый концерт для фортепиано.

В 1931 году семья Рахманиновых покупает участок на берегу озера в Швейцарии, и вскоре там появляется вилла «Сенар». Именно тут он и создает свои знаковые сочинения – Рапсодию на тему Паганини и Третью симфонию. Симфонические танцы композитор написал в 1940 году и это стало его последним произведением.

28 марта 1943 года тяжелобольной Рахманинов скончался в кругу своих родных в Беверли-Хиллз.


Интересные факты из жизни Рахманинова

Творчество Рахманинова

Творческий облик Сергея Васильевича необычайно многогранен, ведь на протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным жанрам и практически в каждом из них оставил настоящие шедевры. Есть одна общая черта, которая невидимой нитью объединяет все его произведения – это любовь к Родине и связь с русской культурой. Не секрет, что именно образ родной земли занял центральное место в его творчестве. Самое удивительно, что Рахманинов не сочинял исторические произведения или программные, которые были связаны с исторической тематикой. Но это не помешало ему выразить всю глубину патриотических чувств в своей музыке. Еще одна отличительная черта Рахманинова – это лиричность, большая роль в его творчестве отводится песенной, протяжной мелодии.

Необычные привычки и высказывания истинного музыканта

  • Очень часто композитор отмечал, что он всего лишь на 85 процентов музыкант. Если же интересовались, куда делись оставшиеся 15, то Рахманинов отвечал, что он еще и человек.
  • Сергей Васильевич очень тяжело переживал провал своих произведений, но удачное исполнение тоже могло вызвать в нем творческие сомнения. Однажды после успешного выступления он вынужден был запереться в гримерке, чтобы никого не видеть. Когда же маэстро открыл дверь, то сразу же попросил, чтобы ему ничего не говорили о концерте, так как он не музыкант, а сапожник.
  • Несмотря на большие гонорары за свои выступления, Рахманинов предпочитал одеваться достаточно скромно, что подмечали многие журналисты того времени. Но это ничуть не мешало ему держать в своем гараже последние модели дорогостоящих автомобилей.
  • Рахманинов всегда бережно относился к своим рукам, многие современники отмечали, что они у него были очень красивые. Даже кнопки на его ботинках перед концертами застегивала всегда супруга, чтобы он не поранил пальцы.
  • Рахманинов был требователен не только к себе, но и к публике. Особенно он не любил когда в зале начинали кашлять и разговаривать во время его исполнения. Свое недовольство он выражал тем, что мог пропустить несколько вариаций в произведении.

Фильмы о Рахманинове



Личность знаменитого музыканта всегда привлекала внимание кинорежиссеров, поэтому существует достаточное количество картин, которые рассказывают о жизни Рахманинова.

В фильме «Поэма о крыльях» (1980), режиссера Даниила Храбровицкого, рассказывается о советской авиации, тем не менее в картине довольно часто появляется фигура Сергея Рахманинова, которого сыграл Олег Ефремов.

В 1992 году студия Центрнаучфильм выпустила ленту «Портрет Рахманинова» в двух частях. Режиссер фильма – А. Косачев.

Фильм «Сергей Рахманинов. Две жизни» можно называть первой кинолентой, посвященной композитору, которая охватила весь жизненный путь музыканта. Примечательно, что внук талантливого исполнителя Александр Рахманинов принимал непосредственное участие при создании картины. В фильме показано две жизни Сергея Васильевича – на Родине и в США. Особенно интересна эта картина тем, что в ней есть редкие материалы и сведения, которые удалось получить из личных бесед с родными и близкими Рахманинова. Очень точно рассказывается о его зарубежной жизни и творческом пути.

В 2003 году Андрей Кончаловский снял документальный фильм «Сергей Рахманинов», который вошел в цикл «Гении». Картина знакомит публику с редкими кадрами из жизни известного музыканта. Сам Кончаловский признавался, что это его любимый композитор, наделенный сильным, настоящим русским характером.

В 2007 году вышел фильм Павла Лунгина «Ветка сирени», который был приурочен к 135-летию музыканта. В первую очередь это художественный фильм, где очень тесно взаимодействуют реальные факты и вымысел сценариста. Даже в самом конце ленты есть пометка о том, что события являются художественным вымыслом, впрочем, как и сам главный герой. Тем не менее эта кинолента заслуживает внимания всех любителей и почитателей таланта Рахманинова. Уже с первой минуты зрители погружаются в мир музыки, оказываясь на концерте маэстро в Карнеги-Холле. Великолепная игра актеров (Евгений Цыганов, Виктория Толстоганова), а также знаменитые композиции Сергея Васильевича мгновенно перенесут всех зрителей в то время, заставляя глубоко переживать все моменты личной жизни вместе с главным героем картины.

В 2012 году телеканал «Культура» представил фильм о Сергее Васильевиче из цикла «Партитуры не горят». Артем Варгафтик в своей авторской программе затронул старинную испанскую тему «Фолии», на которую Рахманинов сочинил свои известные Вариации.

Фильмы, в которых звучит музыка Рахманинова



Существует огромное количество кинолент, в которых можно услышать прекрасные образцы творчества Сергея Рахманинова, и с каждым годом их количество неизменно пополняется. Мы приведем лишь некоторый список самых популярных фильмов, в которых встречается музыка композитора.

  1. Страна грез (2016)
  2. Зверополис (2016)
  3. Дневник Бриджит Джонс 3 (2016)
  4. Хорошая жена (2015)
  5. Вечеринка закончилась (2015)
  6. Бёрдмен (2014)
  7. Паганини: Скрипач дьявола (2013)
  8. Бен-Стивенсон: хореограф и его Музы (2012)
  9. Чудо (2012)
  10. Однажды вечером (2010)
  11. Хор (2009)
  12. Слеза (2007)
  13. Шесть демонов Эмили Роуз (2005)
  14. Шрек 2 (2004)
  15. Дневники Бриджит Джонс (2001)
  16. Мелкие мошенники (2000)
  17. Авансцена (2000), Сабрина (1995)
  18. Короткая встреча (1993),
  19. Никому, кроме мужа (1975)
  20. Свадьба моего лучшего друга (1997)
  21. Блеск (1996)
  22. Нью-йоркские ночи (1984)
  23. Доктор Живаго (1965)
  24. Каникулы в Мексике (1956)

Несмотря на эмиграцию, Рахманинов всегда думал о своей родной земле и глубоко переживал начало военных действий. Была у великого музыканта мечта, с которой он не расставался ни на миг. Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле, однако, этому не суждено было осуществиться. Во время Первого Международного конкурса пианистов им. П. Чайковского, проходившего в 1958 году, один из лауреатов по имени Ван Клиберн отвез небольшую горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу С. Рахманинова, великого «русского гения».

Видео: смотреть фильм о С. Рахманинове