Назначение разъемов системного блока. Стандартные разъёмы системного блока

29.01.2019

Уважаемый новичок инфобизнеса, Ваше первое знакомство с устройством персонального компьютера состоялось . Теперь Вы знаете какие компоненты включает системный блок персонального компьютера (ПК), какие внешние устройства к нему подключаются. А как физически подключаются компоненты ПК и внешние устройства? Для этой цели используются

В архитектуре ПК реализован магистрально-модульный принцип построения компьютера. Модульный принцип позволяет изменять конфигурацию компьютера и проводить его модернизацию. Установка дополнительных плат расширения предоставляет такую возможность. Помимо установки необходимых пользователю звуковых карт, видеокарт, внутренних модемов и др., предоставляется возможность подключать дополнительные нестандартные внешние устройства (Web-камеры, цифровые фотоаппараты и пр.).

Модульная организация опирается на магистральный (шинный) принцип обмена информацией между устройствами. Магистральный принцип построения заключается в том, что все устройства управляются и обмениваются информацией через одну общую магистраль (системную шину компьютера), которая включает три шины. Одна шина для обмена данными, другая для передачи адреса, третья – для управления.

Схематично ПК можно представить в таком виде:

Системную шину компьютера (магистраль ) упрощённо можно представить как набор кабелей и электрических проводников на системной плате ПК.

Материнскую плату с используемыми слотами и шинами можно представить :


Северный мост — это системный контроллер. Он отвечает за обмен информацией с процессором, оперативной памятью и видеоадаптером (графическим контроллером).

Южный мост – это функциональный контроллер (контроллер ввода-вывода). К нему через соответствующие разъемы подключаются жесткие диски, оптические накопители, аудиосистема, сетевая плата, клавиатура, мышь и т.д.

В реалии внутри системного блока ПК соединение компонент осуществляется с помощью слотов (специальных разъёмов), кабелей, шлейфов (плоских кабелей), пучков проводов, которые заканчиваются разъёмами:


Сама материнская плата выглядит так:



Внешние устройства подключаются к разъёмам и гнёздам, расположенных на внешней стороне системного блока ПК (задней и лицевой стороны) или ноутбука (по бокам или сзади):


Ответные разъёмы выглядят следующим образом:

Кабели питания (220 в)

Блок питания ноутбук ASUS

Штекеры PS/2 для подключения клавиатуры (фиолетовый) и мыши (зелёный).

LPT- кабель. LPT-порт (параллельный порт) главным образом использовался для подключения принтеров. Современные модели принтеров предусматривают подключение к USB-порту.

COM-порт (последовательный порт) в основном используется для подключения модемов.

Кабель USB. USB-порт был разработан позже вышеназванных портов. Через USB-порт подключаются большинство периферийных устройств: модемы, принтеры, сканеры, флэшки, переносимые жёсткие диски, цифровые фотоаппараты и др.

Кабель VGA. Используется для подключения монитора.

Кабель для подключения к сети Интернет (Интранет) (разъём RJ-45 )

Типы разъёмов слотов , используемые на материнской плате (ISA или EISA, PCI, AGP):

Слоты с разъёмом PCI (мама):

и звуковая карта с разъёмом PCI (папа):

Разъёмы PCI используются для подключения внутреннего модема, звуковой карты, сетевой карты, SCSI-контроллера дисков.

Слоты с разъёмом ISA (мама). Интерфейс ISA устарел. В современных ПК он, как правило, отсутствует.

Диагностическая плата PCISA FlipPOST с разъёмами PCI и ISA (папа) компании PCZWiz



Слот с разъёмом AGP (папа — вверху, мама — внизу).

Интерфейс AGP предназначен для подключения видеоадаптера к отдельной шине, с выходом непосредственно на системную память.

Слот с разъёмом UDMA (папа — справа, мама — слева).


К нему подключаются жёсткие диски и не только.

Следует отметить, что каждый тип слота имеет свой цвет. Открыв доступ к материнской плате, Вы легко можете сориентироваться. Но лучше, чтобы это Вам не пригодилось. А вот кабели, которые подключают внешние устройства к ПК, «надо знать в лицо». Помните, что мама и папа разъёма должны быть одного цвета. Всегда помните о совпадении цвета папы и мамы разъёмов или знайте, что обозначают цвета разъёмов на корпусе ПК (ноутбука).

Взять, к примеру, стандартную звуковую карту:



Линейный выход звука на динамик всегда зелёного цвета.

Линейный вход для усиления звука всегда синего цвета.

Разъём подключения микрофона всегда розового цвета.

Подстать им и штекеры:

Цветовое исполнение разъёмов будет Вам в помощь. Правда, цвета у производителей ПК не унифицированы. Например, у одних разъём подключения клавиатуры может быть фиолетовый, у других – красный или серый. Поэтому обращайте внимание на специальные символы, которыми помечены разъёмы. В этом случае Вам не составит труда узнать :



Интерфейсные кабели внешних устройств уникальны. В другой разъём на ПК Вы его не вставите (конструкция и количество гнёзд разное). Всё это поможет Вам без подсказки кого-либо перемещать Ваш ПК (ноутбук) с места на место. Вы сможете правильно подключать устройства и кабели к ПК. Надеюсь, что изложенный материал Вам в этом поможет.

Теперь Вы знаете, что такое порты ПК, слоты ПК, разъёмы ПК, кабели ПК. Более подробную информацию о разъёмах и их использовании с прекрасной цветной иллюстрацией можно получить

Если Вы новичок независимо от возраста, оставьте, пожалуйста, свой комментарий. А если Вы пенсионер, то отметьте это. Ведь мы с Вами коллеги! Надо помогать друг другу!

Привет, друзья! В этом уроке мы рассмотрим корпус системного блока . А точнее переднюю и заднюю часть системного блока . Поговорим о разъемах компьютера и портах компьютера.


Каждый компьютер отличается от другого, поэтому кнопки и разъемы у всех компьютеров расположены по разному.

Передняя часть

  1. Дисковод (CD/DVD-ROM) — это устройство компьютера, используемый для записи/чтения информации с диска.
  2. Кнопка включения и выключения питания.
  3. Аудио вход/выход. Почти на всех системных блоках на передней части есть аудио порты, что позволяет легко подключить микрофоны, наушники, динамики (колонки) .
  4. USB-порты. Они используются для подключения практически любого устройства. Мышь, клавиатура, принтер, сканер, мобильный телефон, цифровые камеры и т.д.

Задняя часть

Некоторые порты имеют свой цвет. Это сделано для того, чтобы вы смогли определить какой порт используется для какого устройства.

1. Разъем питания — туда подключается шнур электропитания.

2. Аудио вход/выход — туда вы можете подключать колонки, микрофон, наушники.

3. Порт Ethernet — предназначен для подключения компьютера к интернету или к локальной сети.

4. USB порты . Это такие же порты как на передней части компьютера. На задней части компьютера их как правило должно быть несколько.

5. Разъем для подключения монитора к системному блоку. В этом примере у компьютера есть и DisplayPort и порт VGA.

6. Слоты расширения . Они предназначены для установки дополнительных модулей (карт расширения) , т.е. с помощью этих слотов можно расширить возможности компьютера. Например, вы можете убрать старую видеокарту и установить в слот более мощную видеокарту.

7. Это старый порт который использовался для подключения периферийных устройств. Но сегодня он заменен на USB, и поэтому вряд ли этот порт кто-то использует.

8. Разъемы PS/2. Они предназначены для подключения мыши(зеленый) и клавиатуры (фиолетовый) .

9. Это тоже старый порт, и вместо него теперь используют USB.

Вот так должны быть соединены все основные шнуры и кабели:


Периферийные устройства

  • Системный блок
  • Монитор
  • Клавиатура

Это основные устройства компьютера. (Можете почитать урок ). Но также можно подключить другие устройства в дополнительные порты на вашем компьютере. Их называютпериферийными устройствами . Ниже приведены список периферийных устройств:

  • Принтеры: принтер используется для печати документов, фотографий и т.п. Существует такие типы принтеров как струйные ,лазерные и фото принтеры. Также существует принтер «3 в одном» , или «все в одном» . В таких принтерах есть сразу и принтер и сканер и копирование.
  • Сканеры: сканер позволяет скопировать изображение или документ и сохранить его в компьютере как цифровое изображение или документ.
  • Колонки/наушники: колонки и наушники являются устройствами вывода информации. Т.е. с их помощью пользователь получает информация от компьютера. Они выводят звук , музыку . Некоторые мониторы имеют встроенные динамики.
  • Микрофоны: микрофон является устройством ввода информации. С помощью этого устройства компьютер получает информацию от пользователя. Вы можете подключить микрофон к компьютеру, и использовать компьютер для записи звука или петь караоке и т.д.
  • Веб-камеры: это устройство ввода, что позволяет записать видео или сделать фотографии . Он также может передавать видео через интернет в режиме реального времени , что позволяет делатьвидеосвязь или видеоконференции с кем угодно в любой точке мира.
  • Джойстики: они используются для компьютерных игр. Но для большинства игр клавиатуры и мыши достаточно.
  • Цифровые фотокамеры.
  • Мобильные телефоны , mp3 плееры , планшетные компьютеры и другие устройства.

На этом все. Надеюсь урок был полезен для вас. Удачи!!!

И так, у нас есть системный блок, монитор, клавиатура с мышью и различные периферийные устройства. Давайте разберемся, что и куда подключается.

Как мы уже знаем, материнская плата — это главная плата компьютера. На нее устанавливается процессор, оперативная память и дополнительные устройства, такие как видеокарта, сетевая или звуковая карты. Также эти устройства могут быть уже встроены в материнскую плату (интегрированы в нее).

Материнские платы проектируются так, чтобы разъемы интегрированных и установленных в них устройств размещались с одной стороны. Соответственно компьютерные корпуса проектируются таким образом, чтобы все основные разъемы выводились на заднюю панель корпуса. Некоторые наиболее популярные разъемы могут выводиться и на переднюю панель (например, разъем подключения наушников или USB-разъем).

Различные модели материнских плат и дополнительных устройств, которые на них устанавливаются, могут иметь различные разъемы. Но есть группа разъемов, которые с большой долей вероятности вы найдете на задней панели своего компьютера.

Внимание! Перед подключением устройств к компьютеру обязательно убедитесь, что устройство и сам компьютер выключены. При подключении включенных устройств возникает угроза повреждения микросхем устройства, а соответственно и выхода устройства из строя.

И так, для подключения клавиатуры и мыши используются разъемы, которые называют PS/2 .


Эти разъемы отличаются только цветом: зеленый предназначен для мыши, а фиолетовый для клавиатуры. Как правило, коннектор мыши и клавиатуры также имеют зеленый и фиолетовый цвет. Все чаще используются мыши и клавиатуры, использующие разъем USB (Universal Serial Bus – универсальная последовательная шина). Этот разъем стал очень популярным и с помощью него к компьютеру подключается огромное количество различных устройств, начиная с флэшек, внешних жестких дисков и заканчивая принтерами, сканерами, фотоаппаратами и видеокамерами.

Разъем USB, в отличие от других разъемов компьютера, позволяет подключать и отключать устройства во время работы компьютера. После подключения устройства к компьютеру операционная система автоматически определяет устройство и пытается самостоятельно найти и установить на компьютер дополнительные программы-драйвера, позволяющие управлять устройством с помощью операционной системы. Если операционной системе не удается самостоятельно найти необходимый драйвер, то она обратится за вашей помощью, вызвав соответствующее диалоговое окно на экран монитора. USB разъемы стали настолько популярны, что на современные материнские платы устанавливают по 2, 4, 6 и даже 8 разъемов. Часто производители компьютерных корпусов размещают на передней панели компьютера несколько USB-разъемов для более удобного подключения флэшек, фотоаппаратов и др. устройств.


Далее рассмотрим наиболее важный разъем, предназначенный для подключения монитора. Этот разъем обычно находится на видеокарте, которая находится внутри системного блока (установлена на материнскую плату). В недорогих офисных компьютерах видеокарта может быть интегрирована в материнскую плату и разъем для подключения монитора может находиться в другом месте на задней панели корпуса. Для подключения монитора существуют два разъема — аналоговый (VGA или D-Sub) и цифровой (DVI, Digital Video Interface).


Кабель для подключения монитора к компьютеру обычно идет в комплекте с монитором.

Если у вас LCD монитор, т.е. жидкокристаллический, то имеет смысл сразу подключать монитор к разъему DVI. Дело в том, что видеокарта формирует цифровые сигналы, с которыми работают LCD мониторы. CRT-мониторы (в которых установлена электронно-лучевая трубка) используют аналоговый сигнал. Поэтому на видеокартах есть преобразователь цифрового сигнала в аналоговый (разъем VGA). Если вы подключаете LCD монитор к аналоговому разъему D-Sub, то сигнал проходит двойное преобразование, сначала из цифрового в аналоговый и затем в самом мониторе обратно в цифровой. Как известно любое преобразование происходит с потерей информации, т.е. с потерей качества. Скорее всего, потерю качества картинки на мониторе вы просто не увидите, но все же логичней использовать разъемы по их назначению.

И так, для подключения монитора к системному блоку воспользуйтесь соответствующим кабелем (с разъемами D-Sub или DVI). Один конец кабеля подключается к монитору, второй к разъему на видеокарте. Для предотвращения случайного отсоединения кабеля разъемы часто имеют винты, которыми можно его зафиксировать.

Еще встречаются так называемые универсальные порты COM (Communication port – коммуникационный порт) и LPT (Line Printer – построчный принтер). COM-порт, который также называют последовательным портом, уже практически вышел из употребления. Ранее он использовался для подключения модема или компьютерной мыши. Сейчас можно встретить источники бесперебойного питания, которые подключаются к компьютеру через COM-порт. Этим самым вы получаете возможность управлять ИБП через специальную программу, которая идет в комплекте с источником. COM-порт располагается обычно на материнской плате и их может быть несколько.


LPT-порт, который также называют параллельным портом, так же практически не используется. Ранее он использовался в основном для подключения принтеров. В настоящее время практически все современные принтеры подключаются к компьютеру через USB-порт.

В этой статье я постараюсь перечислить самые распространенные виды интерфейсов и портов, которые могут присутствовать в компьютере, ноутбуке, смартфоне, или другом похожем устройстве. Каждый тип портов имеет собственное строение и назначение, характерное только ему. Понятно, что наличие всевозможных портов в устройстве, позволяет подключать и использовать много разного оборудования, расширяя стандартные возможности компьютера, ноутбука или смартфона.

Самый распространенный и встречаемый интерфейс в компьютерном оборудовании – . USB порт предназначен для подключения различного дополнительного оборудования с целью передачи цифровых данных с высокой скоростью. Современные USB порты также позволяют передавать электроэнергию, например, подключая смартфон к компьютеру, через USB, можно передавать данные в обоих направлениях, и при этом заряжать аккумулятор устройства.

Существует несколько USB стандартов, отличающихся скоростью передачи информации, в настоящий момент это . Также есть несколько типов интерфейсов, отличающихся конструкцией коннектора. Существуют 4 вида USB портов, которые показаны на рисунке выше.


Практически в каждом ноутбуке можно встретить так называемый . Этот разъем предназначен для передачи данных, так же как и USB порт. Главное преимущество данного разъема – высокая скорость обмена данными, сравнимая со стандартом USB 3.0, а также возможность подключения устройств в виде последовательной цепочки с возможностью передачи данных.


В компьютере, ноутбуке или моноблоке, практически повсеместно встречается , также называемый Ethernet разъем. Этот тип интерфейса предназначен для подключения Ethernet кабеля, используемого для создания проводного интернет подключения.


Firewire порт, также называемый IEEE 1394 . Внешне он немного похож на USB, но только немножко. Встречается этот интерфейс достаточно редко, Firewire порт характерен для устройств компании Apple. Этот интерфейс предназначен для передачи данных, аналогично первым двум портам. Чаще всего он используется для подключения видеокамер.


Аудио разъем

Данный тип интерфейсов встречается практически во всех современных компьютерных устройствах, он предназначен для подключения наушников и микрофона. Характерно практически для всех устройств наличие именно двух разъемов, один jack 3,5 мм для наушников и похожий, для микрофона. Реже можно встретить один combo интерфейс для подключения и микрофона и наушников.


Данный интерфейс называется , он предназначен для подключения монитора. Встречается в компьютерах, ноутбуках и реже в других устройствах.


HDMI порт

Этот интерфейс получил название HDMI . В последнее время он становится все популярнее и популярнее, он имеет несколько стандартов и версий. Порт HDMI предназначен для передачи высококачественного видеоконтента. Используется практически во всех современных компьютерных устройствах.


Kensington Lock

Это отверстие характерно для ноутбуков, оно называется Kensington и предназначено для закрепления ноутбука к различным поверхностям через соответственный шнур, для защиты от кражи. Часто такой интерфейс применяется на выставках компьютерного оборудования, где каждый может «поюзать» устройство и подержать в руках, отдаляясь от стенда на длину защитного шнура.


Картридер

Данный интерфейс называется , он предназначен для подключения карт памяти различных форматов, например SD, microSD или SDXC. Карты памяти хранят информацию, такую как фото, видео, текстовые данные, или любую другую, такого типа.


DVI интерфейс предназначается для передачи видеоданных на монитор или телевизор. В основном встречается в компьютерах или телевизорах. Имеется несколько видов DVI портов, DVI-A предназначается для передачи только аналогового сигнала, DVI-D позволяет передавать цифровые данные, DVI-I — позволяет передавать как аналоговый сигнал, так и цифровой.


eSATA порт

eSATA — последовательный интерфейс обмена данными с накопителями информации. Используется для внешней реализации интерфейса SATA. Может быть использован для горячего подключения жесткого диска (в BIOS необходим режим AHCI). Встречаются также комбинированный разъем eSATA+USB.


COM порт

COM – так называемый двунаправленный последовательный интерфейс. В настоящее время практически перестал использоваться в компьютерах. Ранее использовался для подключения сетевого оборудования.


LPT порт

LPT международный стандарт параллельного интерфейса для подключения периферийных устройств персонального компьютера, например принтер. В настоящее время не используется.


РАЗЪЁМ ВИДЕОАДАПТЕРА имеет два вида исполнения – для аналоговых и для цифровых мониторов. Аналоговый разъём служит для подключения монитора и имеет 15 контактных отверстий в три ряда.

Цифровой разъём DVI имеет 24 контактных отверстия в три ряда.


Рисунок 4 − Задняя панель системного блока


ЗВУКОВЫЕ РАЗЪЁМЫ. Для подключения звуковых устройств служат три круглых гнезда диаметром 3,5 мм. Каждое гнездо рассчитано на передачу двух звуковых каналов. Соответственно, к трём гнездам можно подключить 6-канальный комплект объёмного звучания: две фронтальные колонки, две тыловые, одну центральную и одну басовую (сабвуфер).

Существуют и другие варианты подключения звуковых устройств. Например: к одному гнезду подключаются стереоколонки, к другому - микрофон, а к третьему - внешний усилитель. Такую комбинацию используют, например, когда надо выполнить звукозапись.

У современных моделей компьютеров разъёмы для подключения колонок и микрофона, а также разъёмы USB находятся и на передней панели.

Выбор варианта подключения выполняют программно.

«На глаз» звуковые разъёмы различаются цветом гнёзд: зелёное, розовое и голубое. Если пара звуковых колонок или стереонаушники - всё что вам необходимо на первое время, подключайте их к зелёному (среднему) гнезду.

Подключаясь «вслепую», нужное гнездо можно выявить методом проб и ошибок. Последовательно вставляйте штеккер во все гнёзда, пока не услышите звук. Попадание не в то гнездо не влечёт за собой никаких негативных
последствий.

РАЗЪЁМ IEEE 1394 (FireWire) . Этот о современный интерфейс предназначен для подключения высокоскоростных внешних устройств типа цифровых фото и видеокамер. Он имеет очень большую пропускную способность. Как и интерфейс USB, интерфейс IEEE 1394 допускает «горячее» подключение. Обеспечивает скорость обмена до 50 Мбайт/с.


Разъём IEEE 1394 можно встретить далеко не на всяком компьютере. Он существенно удорожает системную плату, поэтому на платах нижнего ценового уровня его не реализуют. Обязателен для большинства новых плат, выпущенных с начала 2003 года.

Без интерфейса IEEE 1394 можно обойтись, если заменить его интерфейсом USB 2.0, который тоже позволяет передавать большие массивы данных с высокой скоростью. Однако это возможно только для компьютеров, работающих под управлением операционной системы Windows ХР версии SP1 (2003 г.) или более поздней.

РАЗЪЁМ LPT . Этот тип интерфейса тоже давно устарел. В прошлом он служил для подключения высокопроизводительных принтеров. Сегодня его функции успешно выполняет интерфейс USB.


Существует множество различных USB-устройств. Для корректной работы устройства либо не требуется установка никаких специальных программ, либо она не обязательна, либо автоматизирована.

Если к каждому из старых портов можно было подключить только одно устройство, то на один USB-порт можно подключить до 127 устройств. Скорость обмена данными у последней модификации шины USB 2.0 – до 60 Мбайт/с. Предполагается, что со временем все устройства будут подключаться к разъёмам типа USB.

Почему в одних случаях говорят об интерфейсе USB, в других - о порте USB, а в третьих о разъёмах USB.

Интерфейс - понятие теоретическое. Это способ взаимодействия устройств, то есть стандарт. На практике интерфейсы надо как-то реализовывать в металле. Для этого и предназначены порты.

Порт - это устройство. Обычно его встраивают в системную плату. Подключение к порту означает подключение к компьютеру в соответствии с требованиями определённого интерфейса.

Наружу порты выходят разъёмами, к которым физически стыкуются внешние устройства. Исключение составляют беспроводные интерфейсы, где нет разъёмов.

РАЗЪЁМ RJ-45. Этот разъём очень похож на телефонный, только заметно крупнее. Он служит для подключения компьютера к локальной сети. Интерфейс локальной сети может быть как встроен в системную плату, так и представлен отдельной сетевой картой. В последнем случае местоположение разъёма на задней стенке системного блока может отличаться от указанного на рисунке 4.


РАЗЪЁМЫ СОМ. Этот устаревший тип интерфейса служит для подключения внешних устройств. Компьютер обычно имеет два порта этого типа и два разъёма, различающиеся количеством контактных отверстий. Первыми кандидатами на подключение к этим разъёмам были мыши, малопроизводительные принтеры и внешние модемы.




Внутри системного блока (рисунок 3) размещается материнская плата, на которую устанавливаются процессор, модули оперативной памяти и карты расширения. С помощью специальных шлейфов к материнской плате подключают жёсткий диск, привод компакт-дисков и дисковод. Для обеспечения электропитанием всех устройств в системный блок также монтируется блок питания.

По конструкции системные блоки делятся на несколько видов:

· настольные (DeskTop);

· наколенные (LарТор) (4-8 кг);

· блокнотные (NoteBook) (1-2 кг);

· суперблокнотные (SubNoteBook) (0,5-1 кг).

В скобках приведена примерная масса системного блока, а для NoteBook – всего компьютера.

3.2. Основные узлы системного блока (рисунок 3):

3.2.1. Материнская плата (системная или главная плата).

Видеокарта (Видеоадаптер).

Звуковая карта.

Блок питания.

Дисковод CD (DVD).

Винчестер (жёсткий диск).

3.2.1. Материнская плата (рисунок 5) - это самостоятельный комплекс различных устройств, координирующих работу всех внутренних компонентов ПК и взаимодействует через прерывания с другими внешними устройствами. Обязательными атрибутами материнской платы являются:

· микропроцессор ,

· оперативная память,

· микрорсхема BIOS,

· контролер клавиатуры,

· разъёмы расширения .

Её название происходит от английского motherboard (или mainboard), что в переводе означает «главная плата». Помимо портов и слотов материнская плата содержит чипсет (набор микросхем), отвечающий за согласованную работу центрального процессора и других составляющих компьютера, а также контроллёры (устройства, которые управляют периферийным оборудованием и каналами связи, освобождая процессор от этих задач).

Размеры материнской платы нормированы. Также стандартизованы и отверстия внутри платы, которые соединяют её с дном корпуса.

При установке материнской платы необходимо, чтобы она не имела контакта с дном и боковыми металлическими сторонами корпуса из-за вероятности возникновения короткого замыкания. Винты, которыми плата крепится к корпусу, для безопасности должны быть проложены изолирующими шайбами.





Рисунок 5 − Материнская плата


На системной плате размещаются:

· разъёмы для подключения винчестера или HDD (hard disk drive – накопитель на жёстком магнитном диске) , одного или нескольких – устройств для постоянного хранения информации, чаще всего обозначаются в Windows как Диск С, D…;

· дисковод для компакт-дисков CD-ROM (Compact Disk Read Only Mamory – постоянное запоминающее устройство на основе компакт-диска) или DVD (Digital Versatile Disk – Универсальный цифровой диск большой емкости) : лазерный дисковод (D:).

· Адаптеры внешних устройств: контроллеры, платы, карты, адаптеры. Они предназначены для подключения к системному блоку таких внешних устройств, как монитор, графический планшет и т.п.

· Соединительные шлейфы : элементы управления системным блоком – кнопки на передней панели, индикаторы, встроенный динамик; крепёжные элементы конструкции.

· разъёмы для подключения дополнительных устройств (слоты).

· Разъём для процессора , CPU (Central Processing Unit, центральное процессорное устройство) (рисунок 6);

Рисунок 6 − Процессор 300×264 – 18k Daily Digital Digesc


До 2002 г. главным компонентом персонального компьютера, определяющим производительность компьютерной системы, являлся микропроцессор, или центральный процессор – CPU (Central Processing Unit). Микропроцессор выполняет вычисления и обработку данных и, как правило, является одной из самых дорогостоящих микросхем компьютера. Во всех PC-совместимых компьютерах используются процессоры, совместимые с семейством микросхем Intel, но выпускаются и проектируются они как самой фирмой Intel, так и компаниями AMD. Ранее были Cyrix и VIA.

В состав микропроцессора входят:

1. Устройство управления (УУ): формирует и подаёт во все блоки машины в нужные моменты времени определённые сигналы управления (управляющие импульсы), обусловленные спецификой выполняемой операции и результатами предыдущих операций; формирует адреса ячеек памяти, используемых выполняемой операцией, и передает эти адреса в соответствующие блоки компьютера; опорную последовательность импульсов устройство управления получает от генератора тактовых импульсов.

2. Арифметико-логическое устройство (АЛУ): предназначено для выполнения всех арифметических и логических операций над числовой и символьной
информацией.

3. Микропроцессорная память (МПП): предназначена для кратковременного хранения записи и выдачи информации непосредственно в ближайшие такты работы машины, используемой в вычислениях; МПП строится на регистрах и используется для обеспечения высокого быстродействия машины, ибо основная память (ОсП) не всегда обеспечивает скорость записи, поиска и считывания информации, необходимую для эффективной работы быстродействующего микропроцессора.

Регистры – быстродействующие ячейки памяти различной длины.

4. Интерфейсная система микропроцессора: предназначена для сопряжения с другими устройствами ПК; включает в себя внутренний интерфейс МП, буферные запоминающие регистры и схемы управления портами ввода-вывода (ПВВ) и системной
шиной.

Интерфейс (interface) – совокупность средств сопряжения и связи устройств компьютера, обеспечивающая их эффективное взаимодействие.

Порт ввода-вывода (I/O port – Input / Output port) - аппаратура сопряжения, позволяющая подключить к микропроцессору другое устройство ПК.

5. Генератор тактовых импульсов: генерирует последовательность электрических импульсов; частота генерируемых импульсов определяет тактовую частоту машины. Промежуток времени между соседними импульсами определяет время одного такта работы машины или просто такт работы машины. Частота генератора тактовых импульсов (число тактов в секунду: 1МГц =1млн тактов в сек.) является одной из основных характеристик персонального компьютера и во многом определяет скорость его работы, ибо каждая операция в машине выполняется за определённое количество тактов.

Общая производительность системы определяется не только так называемой тактовой частотой, т.е. скоростью, с которой работают элементы на материнской плате, но и количеством данных, обрабатываемых в единицу времени.

К основным характеристикам процессора относятся:

· Быстродействие, определяемое тактовой частотой процессора - (количеством операций выполняемых за 1 сек., измеряемое в Мегагерцах (10 6) и Гигагерцах (10 9)). Чем выше частота, тем выше возможности процессора по обработке данных. Самые первые процессоры для компьютеров платформы IBM PC имели частоту 4,7 МГц (1981 г.). В истории развития частоты процессоров следующие: 40 МГц, 66 МГц, 100 МГц, 130 МГц, 166 МГц, 200 МГц, 333 МГц, 400 МГц, 600 МГц, 800 МГц, 1000 МГц и т. д. до 4ГГц. Тактовая частота отражает уровень промышленной технологии, по которой изготавливался данный процессор. Она также характеризирует и компьютер, поэтому по названию модели микропроцессора можно составить достаточно полное представление о том, к какому классу принадлежит компьютер.

Бурное развитие процессов началось с выпуска модели Pentium. За относительно короткий срок с 1994 по 2002 год тактовая частота процессоров для персональных компьютеров выросла в 50 раз: от 60 МГц до 3 ГГц.

За первые 14 лет существования платформы IBM PC частота процессора выросла всего лишь в 12 раз (с 5 до 60 МГц), а за годы (2002 – 2005) можно говорить лишь о росте на 20 – 30%

Таким образом, «революционный» период развития процессоров фактически завершился в 2002 г. с этого момента процессор больше не является компонентом, однозначно определяющим производительность компьютерной системы. отныне на переднем крае технологий находятся не процессоры, а видеоадаптеры.

· Разрядность процессора определяет, сколько битов в процессоре могут обрабатываться за один такт. Разрядность процессора определяется разрядностью регистров, в которые помещаются обрабатываемые данные. Например, если регистр имеет разрядность 2 байта, то разрядность процессора равна 16 (2x8); если 4 байта, то 32; если 8 байтов, то 64.

Первый микропроцессор на свете был 4-разрядным (INTEL 4004). Его создали в 1971 г. для использования в японских электронных калькуляторах. Позже появились 8-разрядные микропроцессоры, на базе которых в 70-е и 80-е годы производилось множество моделей бытовых ПК (APPLE, ATARI, COMMODORE, SPECTRUM, SHARP и многие другие). Затем появились 16-разрядные процессоры.

Переход на 32-разрядные процессоры INTEL 80386 произошёл в конце 80-х годов прошлого века. С тех пор разрядность процессоров в основном не менялась и производительность компьютерных систем зависела большей частью от рабочей частоты.

В последние годы началось внедрение 64-разрядных процессоров.

· Микросхема BIOS

После включения компьютера выполняются тестовые программы базовой системы ввода – вывода (BIOS-Basic Input/Output System), которые проверяют работы памяти, аппаратных средств компьютера и подключённых к нему
устройств.

BIOS является одним из основных элементов системной платы. Обычно BIOS находится в микросхеме энергонезависимой памяти (ROM BIOS) или флэш-памяти (Flash BIOS). В микросхеме BIOS хранится код, управляющий всеми компонентами и ресурсами системной платы, а также клавиатурой, видеокартой, дисками, шинами и другими компонентами. На большинстве современных системных плат принято устанавливать микросхемы Flash BIOS (флэш-память), код которых можно перезаписать с помощью специальных программирующих устройств. На микросхему BIOS обычно наклеивается этикетка с информацией о дате её последнего обновления, со сведениями о компании, а также о типе памяти (рисунок 7).

Рисунок 7 – Микросхема Flash ROM компaнии AMI

· Локальная шина (рисунок 8) - многопроводный (несколько десятков проводников, причём ширина каждого из них не превышают нескольких долей микрометра) кабель, по которому происходит обмен сигналами между отдельными внутренними устройствами компьютера.


Рисунок 8 − Шины (разъёмы шин)

По каждой линии шины обычно передаётся один двоичный разряд информационного слова, являющегося элементом данных или адресом. Максимальная пропускная способность шины обеспечивается при числе линий, равном сумме числа бит в машинном слове и максимального числа двоичных разрядов адреса, плюс оптимальное количество линий для передачи управляющих сигналов.

Шина, соединяющая процессор, северный мост и оперативную память, носит название системная шина.

Системная шина состоит из двух частей – шины данных, предназначенной для передачи данных и программ, и шины адресов, которую процессор использует для передачи северному мосту сведений о местонахождении в оперативной памяти требуемой информации. Обычно адресная шина состоит из 32 или 36 линий, а шина данных - из 64 линий.

В июне 1992 года Intel разрабатывает новую шину для подключения периферийных устройств – PCI шина PCI (32-разрядная системная шина с возможностью расширения до 64 разрядов, взаимодействие через которую происходит без участия ЦП ). Эта шина в отличие от VL-Bus является процессоронезависимой. Эта шина имеет разрядность 32 бита, работает на частоте 33 МГц, обеспечивая, таким образом, пропускную способность 133 Мбайт/с. Кроме того, есть реализации 66 МГц 64-битной PCI, но в обычных PC такая разновидность не используется, она обычно используется в серверах и высокопроизводительных рабочих станциях (например, для обработки видео). Сегодня PCI-Express – основная шина современного компьютера и, вероятно, ещё долго таковой останется. Сегодня практически все платы расширения выполняют в разъём PCI, кроме плат видеоконтроллёров. Это связано с тем, что именно видеосистема – самая требовательная к пропускной способности шины обмена, и для видеоконтроллёров разработана специальная шина, которая называется AGP (Advanced Graphics Port).

Шина AGP имеет ширину 32 бита (как и PCI), но работает на частоте 66 МГц, имея, таким образом, вдвое большую пропускную способность (266 Мбайт/с). Но этим дело не ограничивается. Дело в том, что шина AGP имеет несколько режимов работы. Причём во всех этих режимах частота работы шины одинакова и составляет 66 МГц. Но пропускная способность шины AGP в разных режимах отличается. В режиме работы, который называют AGP 2x, пропускная способность шины составляет 533 Мбайт/с, так как данные по шине передаются вдвое чаще, чем изменения электрического сигнала, то есть за один такт сигнала передаётся два бита. Шины, работающие в подобном режиме, называют DDR (Double Data Rate) шинами. Кроме того, шина AGP может работать и в режиме 4х, т.е. битов передаются вчетверо больше, чем в обычном режиме. Шину, работающую в таком режиме, называют QDR (Quad Data Rate). В этом случае пропускная способность AGP 4x составляет 1066 Мбайт/с. Следующим является стандарт AGP 8x с пропускной способностью 2133 Мбайт/с.

В современных компьютерах используется некоторое количество специализированных шин, обеспечивающих передачу информации и управляющих сигналом между устройствам компьютера с различными скоростными характеристиками. Можно отметить следующие шины:

PCI (Peripheral Component Interconnect - соединитель периферийных компонент) - современная высокоскоростная шина для подсоединения внешних (периферийных) устройств со скоростью обмена до 500 Мбайт/с, а модификация PCI-X имеет скорость до 1 Гбайт/с;

AGP (Advanced Graphic Port - улучшенный графический порт) - шина и разъём для подключения видеокарт со скоростью обмена от 256 Мбайт/с до 1,06 Гбайт/с; скорость обмена 256 Мбайт/с считается условной единицей измерения для видеокарт типа AGP, поэтому скорость 528 Мбайт/с принято обозначать AGP2x, а 1,06 Гбайт/с – AGP4x;

ISA (Industry Standard Architecture – стандарт промышленной архитектуры) и EISA (Extended ISA - расширенный ISA) - устаревшие шины для подключения внешних устройств со скоростью обмена от 8 до 33 Мбайт/с;

IDE (Integrated Drive Electronics - интегрированное электронное устройство) и EIDE (Extended IDE - расширенный IDE) - шина и стандарт для подключения к материнской плате жёстких, оптических дисков и мобильных дисководов; скорость обмена данными до 100 Мбайт/с;

SCSI (Small Computer System Interface - интерфейс малых вычислительных систем) - шина и стандарт, которые так же, как и EIDE, предназначены для подключения высокопроизводительных дисковых устройств; скорость обмена данными до 80 Мбайт/с;

Arapahoe - перспективная шина третьего поколения, которая должна обеспечить скорость обмена до 6 Гбайт/с.

3.2.2. Видеокарта (видеоадаптер)

Сегодня решающую роль в производительности домашней компьютерной системы играет не микропроцессор, а видеоадаптер.

Видеокарта (известна так же как графическая плата, графическая карта, видеоадаптер) (англ. videocard) - устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора (рисунок 9).

Обычно видеокарта является платой расширения и вставляется в разъём расширения, универсальный (PCI-Express, PCI, AGP), но бывает и встроенной (интегрированной) в системную плату.

Современные видеокарты не ограничиваются простым выводом изображения, они имеют встроенный графический микропроцессор, который может производить дополнительную обработку, разгружая от этих задач центральный процессор компьютера. Например, все современные видеокарты NVIDIA и RADEON поддерживают приложения OpenGL на аппаратном уровне.

Совместно с монитором видеокарта образует видеоподсистему персонального компьютера. Физически видеоадаптер выполнен в виде отдельной дочерней платы, которая вставляется в один из слотов материнской платы и называется видеокартой. Видеоадаптер взял на себя функции видеоконтроллёра, видеопроцессора и видеопамяти.


Рисунок 9 – Видеокарта

За время существования персональных компьютеров сменилось несколько стандартов видеоадаптеров: MDA (Monochrome Display Adapter – монохромный дисплейный адаптер); CGA (Color Graphics Adapter – цветной графический адаптер) (4 цвета); EGA (Enhanced Graphics Adapter – улучшенный графический адаптер) (16 цветов); VGA (Video Graphics Array – видеографическая матрица) (256 цветов).

Обычно в документации указывают не точное количество цветов, которое способна отобразить видеокарта, а разрядность цвета – т. е. количество битов, необходимое для передачи каждого оттенка. Разрядность и количество цветов можно связать друг с другом с помощью таблицы 2.

Таблица 2 – Зависимость количества цветов видеокарты
от разрядности цветовой палитры

Количество цветов вычисляется путём возведения в степень цифры 2 на соответствующую разрядность цветовой палитры. В настоящее время применяются видеоадаптеры SVGA (Super Video Graphics Array – видеографическая матрица класса “супер”), обеспечивающие по выбору воспроизведение до 16,7 миллионов цветов, с возможностью произвольного выбора разрешения экрана из стандартного ряда значений (640х480, 800х600, 1024х768, 1152х864; 1280х1024 dpi, т.е. точек на дюйм и далее).

Разрешение экрана dpi (dots per inch – число точек на дюйм) является одним из важнейших параметров видеоподсистемы. Чем оно выше, тем больше информации можно отобразить на экране, но тем меньше размер каждой отдельной точки и тем меньше видимый размер элементов изображения.

Цветовое разрешение (глубина цвета) определяет количество различных оттенков, которые может принимать отдельная точка экрана. Минимальное требование по глубине цвета на сегодняшний день – 256 цветов, хотя большинство программ требуют не менее 65 тыс. цветов (режим High Color). Наилучшая работа достигается при 24 и 32-разрядном цветах (для человека разница между этими цветами практически не заметна).

Работа в полноцветном режиме True Color с высоким экранным разрешением требует значительных размеров видеопамяти. Современные видеоадаптеры способны также выполнять функции обработки изображения, снижая нагрузку на центральный процессор ценой дополнительных затрат видеопамяти. Для хранения множества цветных объектов видеоплате требуется большой объём собственной оперативной памяти (до 1 ГГб).

Видеоускорение – одно из свойств видеоадаптера, которое заключается в том, что часть операций по построению изображений может происходить без выполнения математических вычислений в основном процессоре компьютера, а чисто аппаратным путём – преобразованием данных в микросхемах видеоускорителя. Видеоускорители могут входить в состав видеоадаптера (в таких случаях говорят о том, что видеокарта обладает функциями аппаратного ускорения), но могут поставляться в виде отдельной платы, устанавливаемой на материнской плате и подключаемой к видеоадаптеру.

Различают два типа видеоускорителей – ускорители плоской (2D) и трёхмерной (3D) графики.

3.2.3. Звуковая карта (рисунок 10) – устройство, предназначенное для воспроизведения звука. Для этого надо подключить к аудиокарте акустические системы или наушники.


Рисунок 10 – Звуковая карта 1170×914 – 200k

Если к звуковой плате подключить микрофон или другое устройство, генерирующее электрический эквивалент звуковых колебаний (магнитофон, радиоприёмник и т.п.), то можно записать звук в память ПК. К специальному разъёму (игровому порту) звуковой карты можно подключить также и джойстик. Если на карте есть MIDI-разъём, то к ПК можно подключить электронно-музыкальные
инструменты.

У любой звуковой платы есть два различных устройства воспроизведения звука – волновой и табличный синтезаторы.

Звуковая карта подключается к одному из слотов материнской платы в виде дочерней карты и выполняет вычислительные операции, связанные с обработкой звука, речи, музыки.

Звук воспроизводится через внешние звуковые колонки, подключаемые к выходу звуковой карты. Специальный разъём позволяет отправить звуковой сигнал на внешний усилитель. Имеется также разъём для подключения микрофона, что позволяет записывать речь или музыку и сохранять их на жёстком диске для последующей обработки и использования. Основным параметром звуковой карты является разрядность, определяющая количество битов, используемых при преобразовании сигналов из аналоговой в цифровую форму и наоборот. Чем выше разрядность, тем меньше погрешность, связанная с оцифровкой, тем выше качество звучания. Минимальным требованием сегодняшнего дня являются 16 разрядов, а наибольшее распространение имеют 32-разрядные, 64-разрядные и 128-разрядные устройства.


3.2.4. Блок питания(рисунок 11) служит для преобразования тока электросети (переменный ток напряжением 220 В) в ток, необходимый для работы ПК (постоянный ток различных напряжений: 12 В, 5 В, 3 В и других значений), при мощности 300 Вт, 400 Вт, 500 Вт и более.


Рисунок 11 – Блок питания FKI ATX 250W

3.2.5. Дисководы компакт-дисков CD-ROM и DVD

Аббревиатура CD-ROM (Compact Disk Read-Only Memory – память доступная только для чтения) переводится на русский язык как постоянное запоминающее устройство на основе компакт-диска. Диски CD-ROM предназначены лишь для однократной записи информации (рисунок 12). Их ёмкость составляет 700 Мбайт.

Принцип действия этого устройства состоит в считывании числовых данных с помощью лазерного луча, отражающегося от поверхности диска. Цифровая запись на компакт-диске отличается от записи на магнитных дисках очень высокой плотностью.


Рисунок 12 − Диски CD-ROM

Кроме обычных компакт дисков для однократной записи, существуют и устройства CD-R (Compact Disk Recorder), (так же для однократной записи, а при необходимости и дозаписать информацию в свободные области) и устройства многократной записи и считывания информации CD-RW (CD-ReWritable – перезаписываемый компакт-диск).

Основным параметром дисководов CD-ROM является скорость чтения данных. Она измеряется в кратных долях. За единицу измерения принята скорость чтения в первых серийных образцах, составлявшая 150 Кбайт/с. Кратность скоростей обозначается числами 2х, 4х, 8х, 10х и т.д. Таким образом, запись 40х означает, что теоретически устройство способно считывать данные со скоростью 6000 Кбайт/с. В настоящее время наибольшее распространение имеют устройства чтения CD-ROM с производительностью 32х – 52х.

Большое распространение получили сейчас DVD-накопители (Digital Versatile Disk – цифровой универсальный диск), основное преимущество которых заключается в высокой ёмкости. Ёмкость одного DVD может составлять от 4,7 до 17,4 Гбайт в зависимости от того, является он одно- или двухсторонним, а также одно- или двухслойным.

Ёмкость Blue-Ray до 25 ГГб.

Устройства DVD поддерживают запись:

DVD-ROM – только чтение;

DVD-R, DVD+R – однократная запись;

DVD-RW, DVD+RW – многократная запись (1 000 циклов);

DVD-RAM – многократная запись (100 000 циклов).

Большинство современных DVD-дисководов позволяют считывать информацию с шестнадцатикратной скоростью. С практической точки зрения не менее важными параметрами дисководов являются также надёжность считывания данных и уровень шума.


3.2.6. Стандартный комплект персонального компьютера IBM платформы

В комплект обычно входит системный блок, клавиатура, мышь и монитор, при необходимости принтер и сканер. При этом системный блок обычно характеризуется следующими техническими параметрами:

· модель процессора, его тактовая частота, наличие и объём кэша;

· объём и тип оперативной памяти;

· используемые шины;

· объём жёсткого диска;

· наличие дисковода гибких дисков;

· тип дисковода компакт-дисков;

· тип и объём дополнительной памяти видеоплаты;

· тип звуковой платы;

· иногда указывают стандарт клавиатуры и наличие в комплекте мыши.

Вся эта информация укладывается в компактную условную формулу, которая у разных фирм может быть более или менее подробной, но порядок размещения информации поддерживается практически всеми. Вот пример следующей формулы:

Р4-2400, 512 L2/256 DIMM DDR/PCI, USB/80Gb/FDD 3,57CD-RW52x/ AGP4x 32Mb/ SB AUDIGY 5.1/Mouse/Keyboard 108.

Формула всегда начинается с указания типа процессора и его тактовой частоты. В данном случае Р4-2400 означает, что основу компьютера составляет процессор типа Pentium 4 с тактовой частотой 2400 МГц (или 2,4 ГГц) и кэшем 512 Мбайт (512 L2). Далее всегда указывается объём и тип оперативной памяти.

В примере 256 DIMM DDR означает двухрядный модуль (DIMM) оперативной памяти типа DDR SDRAM объёмом 256 Мбайт. Используемые в компьютере специализированные шины указываются не всегда. В нашем примере они указаны - это шины типа PCI и USB. Зато объём жёсткого диска указывается всегда, это очень важный показатель, обычно он располагается на третьем или четвёртом месте. В рассматриваемом примере указано, что объём жёсткого диска равен 80 Гбайт. Иногда добавляется тип интерфейса диска (EIDE или SCSI) и скорость его вращения (например, 7200 об/мин). Далее в формуле показано наличие в комплекте дисковода гибких дисков (FDD 3,5") и дисковода оптических дисков с возможностью многократной перезаписи (CD-RW) и 52-кратной скоростью обмена (52х).

В состав системного блока также входит видеокарта типа AGP со скоростью обмена 1,06 Гбайт/с (4х) и дополнительной памятью объёмом 32 Мбайт. Имеется звуковая плата (SB - Sound Blaster) модели AUDIGY 5.1. Завершается формула указанием на наличие в комплекте поставки мыши (Mouse) и 108-клавишной клавиатуры (Keyboard 108). Наличие двух последних компонентов обычно подразумевается и в формуле специально не оговаривается.

Организация дисковой памяти

Каждое из концентрических колец диска, на котором записаны данные, называется дорожкой записи. Поверхность диска разбивается на дорожки, начиная с внешнего края, число дорожек зависит от типа диска. В используемых гибких магнитных дисках число дорожек равно 80, а число дорожек жёсткого диска составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч. Дорожки независимо от их числа идентифицируются номером (внешняя дорожка имеет нулевой номер). Количество дорожек на стандартном диске определяется плотностью записи. Под плотностью записи обычно подразумевают объём информации, который можно разместить на единице площади поверхности носителя. Для магнитных дисков определены две разновидности плотности записи - радиальная (поперечная) и линейная (продольная). Поперечная плотность записи измеряется числом дорожек, размещённых на кольце диска, шириной 1", а линейная плотность - количеством бит данных, которые можно записать на дорожке единичной длины.

Размер секторов различных дисков находится в диапазоне от 128 до 1024 байт, но в качестве стандарта принят размер сектора 512 байт. Кластер - группа смежных секторов. Кластер для жёсткого диска - 4, 8, 16 секторов (16 – 32 Кбайт).

Секторам на дорожке присваиваются номера, начиная с нуля. Сектор с нулевым номером на каждой дорожке резервируется для идентификации записываемой информации, а не для хранения данных. Кластер представляет собой наименьший участок диска, которым оперирует система при распределении места записи файла. Кластер состоит из одного или нескольких секторов (от двух и более). Отметим, что на жёстких дисках размеры кластеров намного больше, поэтому к параметрам, определяющим конструкцию магнитного диска, относится число сторон или поверхностей диска. Жёсткий диск обычно представляет собой пакет (сборку), состоящий из нескольких дисков. Стороны дисков идентифицируются номерами, начиная с нуля (верхняя сторона).

Часто при рассмотрении организаций дисковой памяти используется термин «цилиндр». Под цилиндром понимаются все дорожки, одновременно находящиеся под головками чтения (записи). В накопителях на гибких магнитных дисках «цилиндр» состоит из двух дорожек. Термин «цилиндр» стал практически стандартным, но не является точным, так как геометрическая фигура, образованная совокупностью дорожек и расположенными относительно них магнитными головками, представляет собой усечённый конус. Дорожки на верхней стороне диска смещены к центру относительно дорожек на нижней стороне.